Приложение 3
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"
"05" июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
ВМ.1 «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с расстройствами аутистического спектра, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений»
Дополнительная профессиональная программа
«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»
г. Москва
Территория Инновационного центра Сколково
Наименование модуля: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с расстройствами аутистического спектра, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений.
Тип модуля: вариативный модуль.
Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с расстройствами аутистического спектра, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений».
Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.
Структура и содержание модуля
| Элемент | Всего, ак.ч. | Лекций, ак.ч. | Практических занятий, ак.ч. | Результаты обучения (коды) |
|---|---|---|---|---|
| Раздел «Основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)» | 8 | 2 | 2 | ПК-1 |
| Раздел «Психолого-педагогическая диагностика и оценка особенностей развития детей с РАС» | 8 | 2 | 2 | ПК-1 |
| Раздел «Современные подходы и методики коррекционно-развивающей работы с обучающимися с РАС» | 8 | 2 | 2 | ПК-1 |
| Раздел «Организация инклюзивного образовательного пространства для обучающихся с РАС» | 8 | 2 | 2 | ПК-1 |
| Раздел «Взаимодействие с семьями обучающихся с РАС: психолого-педагогическое сопровождение и поддержка» | 8 | 2 | 2 | ПК-1 |
| Раздел «Профилактика и коррекция эмоционального и поведенческого дистресса у обучающихся с РАС» | 8 | 2 | 2 | ПК-1 |
| Раздел «Технологии и средства альтернативной и дополнительной коммуникации для обучающихся с РАС» | 8 | 2 | 2 | ПК-1 |
| Раздел «Разработка и реализация индивидуальных образовательных программ для обучающихся с РАС» | 8 | 2 | 2 | ПК-1 |
| Раздел «Психолого-педагогическая поддержка педагогов и других участников образовательных отношений, работающих с обучающимися с РАС» | 8 | 2 | 2 | ПК-1 |
Раздел «Основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания об особенностях сенсорного восприятия и обработки информации у детей с РАС, основных нарушениях в развитии коммуникации, социальных навыков и поведения при РАС, принципах построения индивидуального образовательного маршрута для ребенка с РАС, роли семьи в коррекционно-развивающем процессе, методах и приемах работы с трудным поведением.
Умения: Навыки практического применения методов сенсорной интеграции, развития социальных навыков и коммуникации у детей с РАС, работы с родителями по вопросам воспитания и обучения ребенка с РАС, планирования и проведения индивидуальных и групповых занятий, работы в команде специалистов.
Навыки: Умения адаптировать учебные материалы и задания к индивидуальным особенностям ребенка с РАС, создавать поддерживающую и предсказуемую образовательную среду, использовать визуальные опоры и структурированные задания, эффективно коммуницировать с ребенком с РАС с учетом его коммуникативных особенностей, анализировать динамику развития ребенка с РАС и корректировать индивидуальную программу.
Содержание раздела
Тема № 1: Диагностика и критерии РАС
Тема № 2: Нейропсихологические особенности детей с РАС
Тема № 3: Особенности развития коммуникации у детей с РАС
Тема № 4: Развитие речи и альтернативные методы коммуникации
Тема № 5: Сенсорные особенности детей с РАС и методы сенсорной интеграции
Тема № 6: Поведенческие особенности детей с РАС
Тема № 7: Стратегии работы с проблемным поведением
Тема № 8: Адаптация детей с РАС к образовательной среде
Тема № 9: Создание поддерживающей образовательной среды
Тема № 10: Визуальная поддержка и структурирование обучения
Тема № 11: Развитие социальных навыков у детей с РАС
Тема № 12: Обучение игре и взаимодействию со сверстниками
Тема № 13: Методы прикладного анализа поведения (ABA)
Тема № 14: Метод TEACCH
Тема № 15: Развитие эмоциональной сферы детей с РАС
Тема № 16: Работа с тревожностью и страхами
Тема № 17: Особенности обучения академическим навыкам
Тема № 18: Адаптация учебных программ и материалов
Тема № 19: Использование информационных технологий в обучении детей с РАС
Тема № 20: Работа с родителями детей с РАС
Тема № 21: Консультирование и психообразование родителей
Тема № 22: Взаимодействие специалистов в работе с детьми с РАС
Тема № 23: Междисциплинарный подход в коррекционной работе
Тема № 24: Инклюзивное образование детей с РАС
Тема № 25: Организация инклюзивного процесса
Тема № 26: Правовые основы образования детей с РАС
Тема № 27: Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования
Тема № 28: Современные исследования в области аутизма
Тема № 29: Перспективы развития коррекционно-развивающей работы
Тема № 30: Профессиональная этика в работе с детьми с РАС
Тема № 31: Саморегуляция и профилактика эмоционального выгорания педагога
Тема № 32: Практические методы и техники работы с детьми с РАС
Тема № 33: Анализ видеоматериалов и разбор кейсов
Тема № 34: Организация и проведение наблюдения за детьми с РАС
Тема № 35: Планирование индивидуальной образовательной программы
Тема № 36: Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы
Тема № 37: Супервизия и обмен опытом в работе с детьми с РАС
Тема № 38: Примеры успешной интеграции детей с РАС в общество
Раздел «Психолого-педагогическая диагностика и оценка особенностей развития детей с РАС»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Теоретических основ психолого-педагогической диагностики, включая нормативно-правовые основы, этические принципы и специфику работы с детьми с РАС. Классификаций, этиологии, симптоматики и особенностей развития детей с РАС, включая когнитивные, коммуникативные, социальные и эмоциональные аспекты. Стандартизированных и нестандартизированных методов, инструментов и процедур для оценки различных аспектов развития детей с РАС (когнитивных функций, коммуникации, адаптивного поведения, сенсорных особенностей, эмоционально-волевой сферы). Принципов интерпретации результатов диагностики и составления заключений, учитывая индивидуальные особенности ребенка с РАС. Основных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС, основанных на результатах диагностики.
Умения: Практического применения стандартизированных методик (например, ADOS-2, ADI-R, CARS-2, PEP-3) и нестандартизированных методов (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности) для оценки развития детей с РАС. Наблюдения за поведением ребенка с РАС в различных ситуациях и интерпретации наблюдаемого поведения. Установления и поддержания контакта с ребенком с РАС с учетом его индивидуальных особенностей. Анализа и систематизации полученных в ходе диагностики данных. Ведения документации, связанной с проведением диагностики и составлением заключений.
Навыки: Планировать и проводить комплексное психолого-педагогическое обследование детей с РАС с использованием различных методов и инструментов. Анализировать и интерпретировать полученные диагностические данные, выявляя сильные и слабые стороны развития ребенка. Дифференцировать расстройства аутистического спектра от других нарушений развития. Формулировать диагностические заключения и разрабатывать индивидуальные рекомендации для коррекционно-развивающей работы. Взаимодействовать с родителями/опекунами, предоставляя им обратную связь по результатам обследования и консультируя по вопросам развития ребенка.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в психолого-педагогическую диагностику РАС
Тема № 2: Этиология и нейробиология расстройств аутистического спектра
Тема № 3: Классификация и диагностические критерии РАС
Тема № 4: Ранние признаки и симптомы аутизма
Тема № 5: Особенности развития коммуникации у детей с РАС
Тема № 6: Особенности социального взаимодействия при РАС
Тема № 7: Стереотипное поведение и ограниченные интересы при РАС
Тема № 8: Сенсорные особенности детей с РАС
Тема № 9: Когнитивные особенности детей с РАС
Тема № 10: Эмоциональная сфера и регуляция эмоций при РАС
Тема № 11: Диагностика коммуникативных навыков у детей с РАС
Тема № 12: Диагностика социального взаимодействия при РАС
Тема № 13: Оценка адаптивного поведения при РАС
Тема № 14: Использование стандартизированных шкал и опросников для диагностики РАС
Тема № 15: Наблюдение и анализ поведения детей с РАС
Тема № 16: Сбор анамнеза и работа с родителями
Тема № 17: Дифференциальная диагностика РАС
Тема № 18: Сопутствующие заболевания и состояния при РАС
Тема № 19: Комплексный подход к диагностике РАС
Тема № 20: Междисциплинарное взаимодействие в диагностике РАС
Тема № 21: Психологическое сопровождение детей с РАС
Тема № 22: Педагогические подходы к работе с детьми с РАС
Тема № 23: Разработка индивидуальных образовательных программ для детей с РАС
Тема № 24: Адаптация образовательной среды для детей с РАС
Тема № 25: Методы коррекции коммуникативных нарушений при РАС
Тема № 26: Методы развития социальных навыков у детей с РАС
Тема № 27: Работа со стереотипным поведением при РАС
Тема № 28: Коррекция сенсорных нарушений у детей с РАС
Тема № 29: Развитие когнитивных функций у детей с РАС
Тема № 30: Развитие эмоциональной сферы у детей с РАС
Тема № 31: Работа с семьей ребенка с РАС
Тема № 32: Консультирование родителей детей с РАС
Тема № 33: Организация поддержки семей, воспитывающих детей с РАС
Тема № 34: Инклюзивное образование детей с РАС
Тема № 35: Правовые аспекты образования и социальной поддержки детей с РАС
Тема № 36: Прогноз развития и перспективы социальной адаптации детей с РАС
Тема № 37: Этические вопросы в диагностике и работе с детьми с РАС
Раздел «Современные подходы и методики коррекционно-развивающей работы с обучающимися с РАС»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о современных методах альтернативной и аугментативной коммуникации (ААК), включая PECS, жестовую речь, коммуникативные доски и высокотехнологичные устройства.
Умения: Навыки практического использования различных систем ААК, создания адаптированных коммуникативных материалов, обучения окружающих ребенка использованию выбранных средств коммуникации.
Навыки: Умения подбирать и применять наиболее эффективные методы ААК в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка с РАС, обучать ребенка использованию выбранных средств коммуникации, интегрировать ААК в различные виды деятельности.
Содержание раздела
Тема № 1: Диагностика и оценка уровня развития детей с РАС
Тема № 2: Особенности развития коммуникации у детей с РАС
Тема № 3: Методы развития коммуникативных навыков
Тема № 4: Альтернативная и аугментативная коммуникация (ААК)
Тема № 5: Работа с сенсорными особенностями детей с РАС
Тема № 6: Развитие социальной перцепции и социальных навыков
Тема № 7: Обучение игре и взаимодействию со сверстниками
Тема № 8: Прикладной анализ поведения (ABA)
Тема № 9: Методика TEACCH
Тема № 10: Структурированное обучение
Тема № 11: Развитие эмоциональной сферы и регуляции поведения
Тема № 12: Работа с проблемным поведением
Тема № 13: Методы коррекции агрессивного поведения
Тема № 14: Работа с аутостимуляцией
Тема № 15: Развитие когнитивных функций
Тема № 16: Формирование учебных навыков
Тема № 17: Адаптация образовательной среды для детей с РАС
Тема № 18: Инклюзивное образование для детей с РАС
Тема № 19: Работа с родителями детей с РАС
Тема № 20: Семейно-центрированный подход
Тема № 21: Психологическое консультирование родителей
Тема № 22: Тренинг социальных навыков для родителей
Тема № 23: Организация взаимодействия специалистов
Тема № 24: Междисциплинарный подход в работе с детьми с РАС
Тема № 25: Современные технологии в коррекционной работе с РАС
Тема № 26: Использование цифровых ресурсов в обучении
Тема № 27: Ассистивные технологии для детей с РАС
Тема № 28: Нормативно-правовая база в сфере образования детей с РАС
Тема № 29: Особенности ранней помощи детям с РАС
Тема № 30: Диагностика и коррекция РАС в раннем возрасте
Тема № 31: Развитие речи у детей с РАС раннего возраста
Тема № 32: Роль семьи в ранней помощи детям с РАС
Тема № 33: Транзиция из дошкольного в школьное образование
Тема № 34: Профориентация и подготовка к самостоятельной жизни
Тема № 35: Поддерживаемое трудоустройство
Тема № 36: Социальная адаптация взрослых с РАС
Тема № 37: Перспективы развития коррекционной работы с РАС
Тема № 38: Этические аспекты работы с детьми с РАС
Тема № 39: Профилактика эмоционального выгорания специалистов
Раздел «Организация инклюзивного образовательного пространства для обучающихся с РАС»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Классификации, характеристики и особенности развития детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Основные принципы, модели и методы организации инклюзивного образования для обучающихся с РАС. Нормативно-правовые основы инклюзивного образования обучающихся с РАС в Российской Федерации и международный опыт. Специфические образовательные потребности обучающихся с РАС и стратегии их удовлетворения. Различные методы и подходы к оценке, мониторингу и поддержке прогресса обучающихся с РАС в инклюзивной среде. Роль и функции различных специалистов (педагогов, психологов, тьюторов, социальных работников) в организации инклюзивного образования для обучающихся с РАС. Принципы построения индивидуальных образовательных программ (ИОП) и адаптации образовательных материалов для обучающихся с РАС. Стратегии создания поддерживающей и безопасной образовательной среды для обучающихся с РАС, включая методы управления поведением и предотвращения кризисных ситуаций. Методы и техники развития коммуникативных навыков и социальной адаптации обучающихся с РАС. Особенности взаимодействия с семьями обучающихся с РАС и принципы сотрудничества с родителями.
Умения: Наблюдения за поведением и особенностями взаимодействия обучающегося с РАС. Адаптации учебных материалов и заданий под индивидуальные потребности обучающегося с РАС. Применения различных методов и приемов обучения, включая визуальную поддержку, структурирование заданий и использование специальных интересов обучающегося. Использования ассистивных технологий и программного обеспечения для поддержки обучения. Организации структурированного и предсказуемого учебного пространства. Эффективной коммуникации с обучающимся с РАС, используя вербальные и невербальные средства коммуникации. Разработки и реализации ИОП в сотрудничестве с другими специалистами и родителями. Проведения оценки прогресса обучающегося с РАС с использованием различных методов. Консультирования родителей по вопросам обучения и развития ребенка с РАС. Работы в междисциплинарной команде, эффективного обмена информацией и совместного принятия решений.
Навыки: Анализировать особенности развития и образовательные потребности конкретного обучающегося с РАС. Разрабатывать и адаптировать образовательные материалы и задания с учетом индивидуальных особенностей обучающегося с РАС. Применять различные методы и стратегии обучения, ориентированные на обучающихся с РАС. Использовать ассистивные технологии и специализированное оборудование для поддержки обучения обучающихся с РАС. Создавать поддерживающую и структурированную образовательную среду, способствующую обучению и развитию обучающихся с РАС. Эффективно взаимодействовать с обучающимися с РАС, используя адекватные коммуникативные стратегии. Разрабатывать и реализовывать ИОП для обучающихся с РАС. Оценивать прогресс обучающихся с РАС и корректировать образовательные стратегии. Взаимодействовать с родителями обучающихся с РАС, предоставлять им консультации и поддержку. Работать в команде специалистов для обеспечения комплексной поддержки обучающихся с РАС.
Содержание раздела
Тема № 1: Диагностика и выявление обучающихся с РАС
Тема № 2: Особенности развития детей с РАС
Тема № 3: Основные принципы инклюзивного образования
Тема № 4: Нормативно-правовая база инклюзивного образования для обучающихся с РАС
Тема № 5: Создание адаптированной образовательной среды
Тема № 6: Разработка индивидуальных образовательных программ (ИОП)
Тема № 7: Методы и технологии обучения детей с РАС
Тема № 8: Визуальная поддержка в обучении
Тема № 9: Структурирование учебного процесса
Тема № 10: Организация рабочего пространства для обучающихся с РАС
Тема № 11: Развитие коммуникативных навыков
Тема № 12: Работа с сенсорными особенностями обучающихся с РАС
Тема № 13: Развитие социальных навыков
Тема № 14: Обучение навыкам самообслуживания
Тема № 15: Работа с поведением, обусловленным РАС
Тема № 16: Стратегии управления поведением
Тема № 17: Предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций
Тема № 18: Взаимодействие с родителями обучающихся с РАС
Тема № 19: Консультирование родителей по вопросам развития и обучения детей с РАС
Тема № 20: Организация родительских собраний и тренингов
Тема № 21: Сотрудничество с другими специалистами (психологами, логопедами, дефектологами)
Тема № 22: Междисциплинарный подход в инклюзивном образовании
Тема № 23: Роль тьютора в инклюзивном образовании
Тема № 24: Подготовка тьюторов для работы с обучающимися с РАС
Тема № 25: Оценка эффективности инклюзивного образования
Тема № 26: Мониторинг прогресса обучающихся с РАС
Тема № 27: Инклюзивное образование в дошкольном возрасте
Тема № 28: Инклюзивное образование в начальной школе
Тема № 29: Инклюзивное образование в основной школе
Тема № 30: Инклюзивное образование в старшей школе
Тема № 31: Профессиональная ориентация и подготовка к самостоятельной жизни
Тема № 32: Транзитный период от школы к взрослой жизни
Тема № 33: Современные исследования в области аутизма
Тема № 34: Инновационные подходы в инклюзивном образовании обучающихся с РАС
Тема № 35: Примеры успешной инклюзии обучающихся с РАС
Тема № 36: Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования для обучающихся с РАС
Тема № 37: Этические аспекты инклюзивного образования обучающихся с РАС
Тема № 38: Самоанализ и рефлексия педагогической деятельности в условиях инклюзии
Раздел «Взаимодействие с семьями обучающихся с РАС: психолого-педагогическое сопровождение и поддержка»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает особенности развития детей с РАС, специфику их когнитивных, коммуникативных, социальных и эмоциональных процессов, а также влияние РАС на семейную динамику и функционирование. Знает этические принципы и правовые основы взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с РАС. Знает различные модели и методы психолого-педагогического сопровождения и поддержки семей, воспитывающих детей с РАС (включая индивидуальную, групповую и семейную терапию, тренинги, консультации). Знает методы оценки потребностей семей и эффективности оказываемой им поддержки. Знает ресурсы и службы поддержки для семей с детьми с РАС.
Умения: Владеет навыками активного слушания, эмпатии и конструктивного общения с семьями, воспитывающими детей с РАС. Владеет навыками проведения психологического консультирования и психообразовательных занятий для родителей детей с РАС. Владеет навыками обучения родителей стратегиям взаимодействия с детьми с РАС, методам развития коммуникации, социального взаимодействия и адаптивного поведения. Владеет навыками работы в команде специалистов (педагогов, психологов, социальных работников) для обеспечения комплексной поддержки семей. Владеет навыками саморефлексии и профессионального развития в области работы с семьями детей с РАС.
Навыки: Умеет устанавливать и поддерживать доверительные отношения с семьями, воспитывающими детей с РАС, учитывая их индивидуальные особенности и культурный контекст. Умеет проводить оценку потребностей семей и детей с РАС, используя различные методы (наблюдение, интервью, опросники, тесты). Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные и групповые программы психолого-педагогического сопровождения и поддержки семей, воспитывающих детей с РАС, с учетом их специфических потребностей. Умеет адаптировать методы и стратегии взаимодействия с семьями к различным возрастным этапам развития ребенка с РАС. Умеет анализировать эффективность проведенной работы и корректировать программы поддержки.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы аутизма: диагностика, особенности развития
Тема № 2: Психологические особенности детей с РАС
Тема № 3: Коммуникативные особенности детей с РАС
Тема № 4: Социально-эмоциональное развитие детей с РАС
Тема № 5: Когнитивные особенности детей с РАС
Тема № 6: Сенсорные особенности детей с РАС
Тема № 7: Поведенческие особенности детей с РАС
Тема № 8: Адаптация детей с РАС к образовательной среде
Тема № 9: Особенности обучения детей с РАС
Тема № 10: Методы и технологии обучения детей с РАС
Тема № 11: Альтернативная и аугментативная коммуникация
Тема № 12: Развитие социальных навыков у детей с РАС
Тема № 13: Работа с сенсорными проблемами у детей с РАС
Тема № 14: Коррекция поведения детей с РАС
Тема № 15: Принципы построения индивидуальной образовательной программы
Тема № 16: Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы
Тема № 17: Оценка эффективности индивидуальной образовательной программы
Тема № 18: Роль семьи в развитии ребенка с РАС
Тема № 19: Особенности семей, воспитывающих детей с РАС
Тема № 20: Психологическая поддержка семей, воспитывающих детей с РАС
Тема № 21: Формы и методы взаимодействия с семьями
Тема № 22: Индивидуальное консультирование родителей
Тема № 23: Групповая работа с родителями
Тема № 24: Тренинги для родителей
Тема № 25: Семинары для родителей
Тема № 26: Родительские собрания
Тема № 27: Организация домашней среды для ребенка с РАС
Тема № 28: Взаимодействие семьи и образовательной организации
Тема № 29: Сотрудничество с другими специалистами (врачи, логопеды, дефектологи)
Тема № 30: Междисциплинарный подход в работе с детьми с РАС
Тема № 31: Нормативно-правовая база в сфере образования детей с РАС
Тема № 32: Инклюзивное образование детей с РАС
Тема № 33: Социализация детей с РАС
Тема № 34: Профессиональная ориентация подростков с РАС
Тема № 35: Перспективы развития детей с РАС
Тема № 36: Профилактика эмоционального выгорания специалистов
Тема № 37: Саморегуляция и стрессоустойчивость специалистов
Тема № 38: Этические аспекты работы с семьями детей с РАС
Раздел «Профилактика и коррекция эмоционального и поведенческого дистресса у обучающихся с РАС»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные характеристики расстройств аутистического спектра (РАС) и их влияние на эмоциональное и поведенческое функционирование обучающихся. Знает распространенные триггеры эмоционального и поведенческого дистресса у обучающихся с РАС, включая сенсорные перегрузки, трудности с коммуникацией, изменения в рутине и социальные взаимодействия. Знает различные стратегии профилактики и коррекции эмоционального и поведенческого дистресса, включая модификацию поведения, сенсорную интеграцию, обучение социальным навыкам и когнитивно-поведенческую терапию. Знает этические и правовые аспекты работы с обучающимися с РАС, включая конфиденциальность и информированное согласие. Знает принципы построения индивидуальных образовательных программ для обучающихся с РАС с учетом их эмоциональных и поведенческих потребностей.
Умения: Владеет навыками наблюдения за поведением обучающихся с РАС и идентификации ранних признаков эмоционального дистресса. Владеет навыками применения техник сенсорной интеграции для регуляции эмоционального состояния обучающихся. Владеет навыками обучения социальным навыкам, включая коммуникацию, интерпретацию социальных сигналов и разрешение конфликтов. Владеет навыками применения стратегий саморегуляции и релаксации, обучая им обучающихся с РАС. Владеет навыками эффективной коммуникации с обучающимися с РАС, используя различные методы коммуникации, включая вербальные и невербальные.
Навыки: Умеет проводить оценку эмоционального и поведенческого состояния обучающихся с РАС с использованием различных методов, включая наблюдение, интервьюирование и анализ данных. Умеет разрабатывать индивидуальные планы поддержки для обучающихся с РАС, направленные на профилактику и коррекцию эмоционального и поведенческого дистресса. Умеет применять различные стратегии модификации поведения, адаптируя их к индивидуальным особенностям обучающихся с РАС. Умеет создавать поддерживающую и структурированную образовательную среду, минимизирующую триггеры дистресса. Умеет эффективно взаимодействовать с родителями и другими специалистами, участвующими в образовательном процессе обучающихся с РАС.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы расстройств аутистического спектра (РАС)
Тема № 2: Диагностика РАС у обучающихся
Тема № 3: Специфика эмоционального развития при РАС
Тема № 4: Особенности поведенческого развития при РАС
Тема № 5: Сенсорная чувствительность и ее влияние на поведение
Тема № 6: Коммуникативные трудности и их роль в эмоциональном дистрессе
Тема № 7: Социальное взаимодействие и проблемы адаптации
Тема № 8: Стресс и тревога у обучающихся с РАС
Тема № 9: Депрессия и другие аффективные расстройства при РАС
Тема № 10: Проблемы саморегуляции и контроля импульсивности
Тема № 11: Агрессивное поведение и его причины
Тема № 12: Аутоагрессивное поведение и методы интервенции
Тема № 13: Стереотипное поведение и его коррекция
Тема № 14: Нарушения сна и их влияние на эмоциональное состояние
Тема № 15: Пищевое поведение и его особенности при РАС
Тема № 16: Роль семьи в профилактике и коррекции дистресса
Тема № 17: Работа с родителями обучающихся с РАС
Тема № 18: Обучение родителей стратегиям поддержки
Тема № 19: Формирование позитивного родительского отношения
Тема № 20: Создание поддерживающей образовательной среды
Тема № 21: Адаптация учебного процесса для обучающихся с РАС
Тема № 22: Разработка индивидуальных образовательных программ
Тема № 23: Методы и техники релаксации и саморегуляции
Тема № 24: Когнитивно-поведенческая терапия при РАС
Тема № 25: Арт-терапия и ее применение в коррекции эмоциональных проблем
Тема № 26: Музыкальная терапия и ее воздействие на обучающихся с РАС
Тема № 27: Игровая терапия и ее роль в развитии социальных навыков
Тема № 28: Прикладной анализ поведения (ABA) и его применение
Тема № 29: Системный подход к коррекции поведения
Тема № 30: Медикаментозная поддержка при эмоциональных и поведенческих проблемах
Тема № 31: Работа в команде специалистов: психолог, педагог, врач
Тема № 32: Организация взаимодействия между специалистами
Тема № 33: Мониторинг эффективности коррекционных мероприятий
Тема № 34: Профилактика эмоционального выгорания у специалистов
Тема № 35: Этические аспекты работы с обучающимися с РАС
Тема № 36: Правовые основы образования обучающихся с РАС
Тема № 37: Перспективы развития системы помощи обучающимся с РАС
Раздел «Технологии и средства альтернативной и дополнительной коммуникации для обучающихся с РАС»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные стратегии и методы обучения коммуникации с использованием АДК, включая формирование предпосылок коммуникации (совместное внимание, имитация), развитие понимания речи, расширение активного коммуникативного репертуара. Знает, как интегрировать АДК в образовательный процесс и повседневную жизнь обучающегося.
Умения: Владеет навыками использования различных средств АДК (например, PECS, жестов, коммуникативных досок, приложений на планшетах). Владеет навыками моделирования использования АДК для обучающихся с РАС. Владеет навыками создания адаптированных коммуникативных материалов. Владеет навыками наблюдения и анализа коммуникативного поведения обучающихся с РАС. Владеет навыками мотивации обучающихся с РАС к использованию АДК в различных ситуациях (обучение, игра, общение).
Навыки: Умеет применять различные стратегии и методы обучения коммуникации с использованием АДК. Умеет создавать поддерживающую коммуникативную среду для обучающихся с РАС. Умеет интегрировать АДК в различные виды деятельности обучающегося. Умеет модифицировать учебные задания и материалы с учетом использования АДК.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию (АДК)
Тема № 2: Аутизм и особенности коммуникации у людей с РАС
Тема № 3: Оценка коммуникативных потребностей и возможностей
Тема № 4: Виды АДК: обзор и классификация
Тема № 5: Системы с использованием жестов
Тема № 6: Системы с использованием изображений (PECS)
Тема № 7: Системы с использованием электронных устройств
Тема № 8: Голосообразующие устройства
Тема № 9: Программное обеспечение для АДК
Тема № 10: Адаптация окружающей среды для использования АДК
Тема № 11: Обучение коммуникативным навыкам с помощью АДК
Тема № 12: Стратегии взаимодействия с использованием АДК
Тема № 13: Работа с родителями и семьей
Тема № 14: Развитие функциональной коммуникации
Тема № 15: Мотивация к коммуникации
Тема № 16: Формирование просьб и ответов
Тема № 17: Развитие социальных навыков через АДК
Тема № 18: Обучение чтению и письму с использованием АДК
Тема № 19: Использование АДК в учебной деятельности
Тема № 20: Использование АДК в игровой деятельности
Тема № 21: Использование АДК в бытовой деятельности
Тема № 22: Адаптация материалов для АДК
Тема № 23: Создание индивидуальных коммуникативных книг и досок
Тема № 24: Работа в команде: взаимодействие специалистов
Тема № 25: Этические вопросы использования АДК
Тема № 26: Нормативно-правовая база АДК
Тема № 27: Современные исследования в области АДК
Тема № 28: Практикум: разработка и реализация индивидуальной программы АДК
Тема № 29: Анализ видео-кейсов по использованию АДК
Тема № 30: Роль тьютора в применении АДК
Тема № 31: Работа с поведенческими проблемами при использовании АДК
Тема № 32: Оценка эффективности использования АДК
Тема № 33: Мониторинг прогресса обучающегося
Тема № 34: Перспективы развития АДК
Тема № 35: Дискуссия: проблемы и решения в области АДК
Тема № 36: Презентация индивидуальных проектов по АДК
Тема № 37: Защита проектов
Раздел «Разработка и реализация индивидуальных образовательных программ для обучающихся с РАС»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания теоретических основ аутизма, включая его этиологию, диагностические критерии, особенности развития и обучения, а также специфические потребности обучающихся с РАС. Знания нормативно-правовой базы, регулирующей образование обучающихся с РАС, включая ФГОС, индивидуальные образовательные программы (ИОП) и другие релевантные документы. Знания различных методов и подходов к обучению и воспитанию обучающихся с РАС, включая прикладной анализ поведения (ПАП), TEACCH, Floortime и другие. Знания принципов построения индивидуальных образовательных программ, включая цели, задачи, методы, формы и средства обучения, а также критерии оценки эффективности. Знания процедур оценки уровня развития и образовательных потребностей обучающихся с РАС с использованием стандартизированных и нестандартизированных методов.
Умения: Навыки проведения диагностики уровня развития и образовательных потребностей обучающихся с РАС с использованием различных инструментов и методов. Навыки разработки и оформления ИОП в соответствии с нормативными требованиями. Навыки применения различных методов и подходов к обучению и воспитанию обучающихся с РАС на практике. Навыки организации образовательной среды, способствующей развитию и обучению обучающихся с РАС. Навыки взаимодействия и сотрудничества с другими специалистами, работающими с обучающимся с РАС (логопедами, дефектологами, психологами и др.).
Навыки: Умения анализировать особенности развития и обучения конкретного обучающегося с РАС, выявлять его сильные и слабые стороны, образовательные потребности и потенциал. Умения разрабатывать индивидуальные образовательные программы (ИОП) для обучающихся с РАС с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и целей. Умения адаптировать образовательные материалы и методы обучения к потребностям обучающихся с РАС, используя различные стратегии и подходы. Умения взаимодействовать с родителями/законными представителями обучающихся с РАС, предоставлять им консультации и рекомендации по вопросам образования и развития. Умения оценивать эффективность реализации ИОП и корректировать ее при необходимости.
Содержание раздела
Тема № 1: Диагностика аутизма и сопутствующих состояний
Тема № 2: Основы нейропсихологии аутизма
Тема № 3: Особенности развития детей с РАС
Тема № 4: Коммуникация и социальное взаимодействие при РАС
Тема № 5: Развитие речи и альтернативные методы коммуникации
Тема № 6: Сенсорные особенности и адаптация среды для обучающихся с РАС
Тема № 7: Поведенческие особенности и стратегии работы с ними
Тема № 8: Адаптивное поведение и навыки самообслуживания
Тема № 9: Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС
Тема № 10: Методы обучения детей с РАС
Тема № 11: Разработка индивидуальных образовательных программ (ИОП)
Тема № 12: Цели и задачи ИОП для обучающихся с РАС
Тема № 13: Структура и содержание ИОП
Тема № 14: Оценка эффективности ИОП
Тема № 15: Принципы построения образовательной среды для детей с РАС
Тема № 16: Работа с родителями обучающихся с РАС
Тема № 17: Междисциплинарное взаимодействие в работе с детьми с РАС
Тема № 18: Инклюзивное образование для детей с РАС
Тема № 19: Организация учебного процесса для обучающихся с РАС
Тема № 20: Адаптация учебных материалов для детей с РАС
Тема № 21: Использование технологий в обучении детей с РАС
Тема № 22: Развитие игровой деятельности у детей с РАС
Тема № 23: Формирование учебной мотивации у обучающихся с РАС
Тема № 24: Работа с эмоциональной сферой детей с РАС
Тема № 25: Обучение социальным навыкам
Тема № 26: Профориентация и подготовка к самостоятельной жизни
Тема № 27: Юридические аспекты образования детей с РАС
Тема № 28: Нормативно-правовая база образования обучающихся с РАС
Тема № 29: Современные исследования в области аутизма
Тема № 30: Практикум по разработке ИОП
Тема № 31: Анализ кейсов обучающихся с РАС
Тема № 32: Наблюдение за детьми с РАС в образовательной среде
Тема № 33: Моделирование образовательных ситуаций
Тема № 34: Работа в команде специалистов
Тема № 35: Супервизия и обмен опытом
Тема № 36: Этические принципы работы с детьми с РАС
Тема № 37: Саморегуляция и профилактика эмоционального выгорания педагога
Тема № 38: Перспективы развития образования для детей с РАС
Раздел «Психолого-педагогическая поддержка педагогов и других участников образовательных отношений, работающих с обучающимися с РАС»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания теоретических основ аутизма, включая его этиологию, диагностику, особенности развития, когнитивные, коммуникативные, социальные и сенсорные особенности обучающихся с РАС, а также специфику их эмоционально-волевой сферы. Знания современных психолого-педагогических подходов, методов и технологий, применяемых в работе с обучающимися с РАС, включая принципы структурированного обучения, визуальной поддержки, поведенческого анализа, альтернативной и дополнительной коммуникации. Знания нормативно-правовой базы, регламентирующей права и особенности обучения детей с РАС. Знания о специфике взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с РАС, и принципах межведомственного взаимодействия в системе комплексного сопровождения. Знания о методах профилактики профессионального выгорания и стресса у педагогов, работающих с обучающимися с РАС.
Умения: Навыки применения методов и приемов установления контакта и взаимодействия с обучающимися с РАС. Навыки использования визуальной поддержки (расписания, карточки PECS, социальные истории) в образовательном процессе. Навыки применения стратегий поведенческой поддержки для коррекции нежелательного поведения обучающихся с РАС. Навыки организации адаптированной образовательной среды для обучающихся с РАС. Навыки конструктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся с РАС, предоставления им практической и эмоциональной поддержки.
Навыки: Умения проводить психолого-педагогическую диагностику обучающихся с РАС с целью выявления их индивидуальных особенностей и потребностей. Умения разрабатывать и адаптировать образовательные программы и материалы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с РАС. Умения применять различные методы и техники психолого-педагогической поддержки обучающихся с РАС в образовательном процессе, включая методы структурированного обучения, визуальной поддержки, поведенческого анализа, альтернативной и дополнительной коммуникации. Умения организовывать эффективное взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся с РАС, предоставлять им консультативную помощь и поддержку. Умения анализировать собственную профессиональную деятельность и корректировать ее с учетом специфики работы с обучающимися с РАС.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в аутизм: определение, диагностика, распространенность
Тема № 2: Нейропсихологические особенности обучающихся с РАС
Тема № 3: Особенности коммуникации у обучающихся с РАС
Тема № 4: Социальное взаимодействие и развитие социальных навыков
Тема № 5: Сенсорные особенности обучающихся с РАС и их влияние на обучение
Тема № 6: Поведенческие особенности обучающихся с РАС
Тема № 7: Стратегии управления поведением при РАС
Тема № 8: Анализ функционального поведения (FBA) и разработка плана поведенческой поддержки (BIP)
Тема № 9: Обучение навыкам саморегуляции для обучающихся с РАС
Тема № 10: Адаптация образовательной среды для обучающихся с РАС
Тема № 11: Визуальная поддержка в обучении детей с РАС
Тема № 12: Использование структурированного обучения для обучающихся с РАС
Тема № 13: Работа с родителями обучающихся с РАС: построение партнерских отношений
Тема № 14: Консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей с РАС
Тема № 15: Работа с семьей ребенка с РАС: системный подход
Тема № 16: Междисциплинарное взаимодействие в работе с обучающимися с РАС
Тема № 17: Роль педагога-психолога в поддержке обучающихся с РАС
Тема № 18: Роль учителя в поддержке обучающихся с РАС
Тема № 19: Роль тьютора в поддержке обучающихся с РАС
Тема № 20: Инклюзивное образование для обучающихся с РАС: принципы и практики
Тема № 21: Создание инклюзивной среды для обучающихся с РАС
Тема № 22: Разработка индивидуальных образовательных программ (ИОП) для обучающихся с РАС
Тема № 23: Альтернативные и дополнительные системы коммуникации (АДК)
Тема № 24: Использование технологий в обучении детей с РАС
Тема № 25: Развитие игровых навыков у детей с РАС
Тема № 26: Формирование учебной мотивации у обучающихся с РАС
Тема № 27: Профессиональное выгорание педагогов, работающих с детьми с РАС: профилактика и коррекция
Тема № 28: Психогигиена педагога, работающего с детьми с РАС
Тема № 29: Супервизия в работе с обучающимися с РАС
Тема № 30: Правовые аспекты образования обучающихся с РАС
Тема № 31: Современные исследования в области аутизма
Тема № 32: Эффективные методы обучения обучающихся с РАС
Тема № 33: Практикум по применению стратегий поддержки обучающихся с РАС
Тема № 34: Работа в малых группах: разбор кейсов
Тема № 35: Оценка эффективности психолого-педагогической поддержки
Тема № 36: Перспективы развития системы поддержки обучающихся с РАС
Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.
Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.
Условия реализации рабочей программы модуля
Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля
Электронные учебные издания
Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503
Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Электронные методические издания
Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252
Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597
Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).
Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)
Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):
- Состав современных профессиональных баз данных
Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)
Открытые данные России (https://data.gov.ru/)
Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)
База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)
- Состав информационных справочных систем
База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)
Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)
Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)
Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)
Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)
Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)
Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)
- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти
Президент России (http://kremlin.ru/)
Правительство России (http://government.ru/)
Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)
Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)
Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)
- Иные информационные ресурсы - периодическими издания
TACC (https://tass.ru/)
РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)
Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)
RT (https://rt.com/)
- Информационные поисковые системы
Яндекс (https://ya.ru/)
MAIL.RU (https://www.mail.ru/)