Приложение 3
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"
"05" июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
ВМ.2 «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений»
Дополнительная профессиональная программа
«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»
г. Москва
Территория Инновационного центра Сколково
Наименование модуля: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений.
Тип модуля: вариативный модуль.
Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений».
Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.
Структура и содержание модуля
| Элемент | Всего, ак.ч. | Лекций, ак.ч. | Практических занятий, ак.ч. | Результаты обучения (коды) |
|---|---|---|---|---|
| Раздел «Основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжёлыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)» | 8 | 2 | 2 | ПК-2 |
| Раздел «Психолого-педагогическая диагностика и оценка особенностей развития детей с умственной отсталостью и ТМНР» | 8 | 2 | 2 | ПК-2 |
| Раздел «Современные подходы и методики коррекционно-развивающей работы с обучающимися с умственной отсталостью и ТМНР» | 8 | 2 | 2 | ПК-2 |
| Раздел «Организация инклюзивного образовательного пространства для обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР» | 8 | 2 | 2 | ПК-2 |
| Раздел «Взаимодействие с семьями обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР: психолого-педагогическое сопровождение и поддержка» | 8 | 2 | 2 | ПК-2 |
| Раздел «Профилактика и коррекция эмоционального и поведенческого дистресса у обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР» | 8 | 2 | 2 | ПК-2 |
| Раздел «Технологии и средства альтернативной и дополнительной коммуникации для обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР» | 8 | 2 | 2 | ПК-2 |
| Раздел «Разработка и реализация индивидуальных образовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР» | 8 | 2 | 2 | ПК-2 |
| Раздел «Психолого-педагогическая поддержка педагогов и других участников образовательных отношений, работающих с обучающимися с умственной отсталостью и ТМНР» | 8 | 2 | 2 | ПК-2 |
Раздел «Основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжёлыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные категории обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР, их психофизические особенности, образовательные потребности и специфику когнитивного, речевого, эмоционально-волевого и социального развития. Знает принципы, методы, формы и средства коррекционно-развивающего обучения и воспитания данной категории обучающихся, включая адаптацию образовательной среды и индивидуализацию образовательных программ. Знает нормативно-правовую базу, регламентирующую образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР. Знает особенности организации инклюзивного образования для данной категории обучающихся. Знает этические принципы взаимодействия с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР и их семьями.
Умения: Владеет навыками установления эмоционального контакта с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР. Владеет навыками применения специальных методик и технологий обучения данной категории обучающихся (например, альтернативная коммуникация, сенсорная интеграция). Владеет навыками создания адаптированной образовательной среды, обеспечивающей доступность образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Владеет навыками работы в команде специалистов (педагоги, психологи, логопеды, дефектологи и др.). Владеет навыками самоанализа и рефлексии своей профессиональной деятельности.
Навыки: Умеет проводить психолого-педагогическую диагностику обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР с целью выявления их особых образовательных потребностей. Умеет разрабатывать и адаптировать индивидуальные образовательные программы и дидактические материалы с учетом специфики развития данной категории обучающихся. Умеет применять различные методы и приемы коррекционно-развивающей работы, направленные на развитие познавательной деятельности, речи, коммуникации, социально-бытовой адаптации и эмоционально-волевой сферы. Умеет организовывать взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, оказывать им консультативную и психолого-педагогическую помощь. Умеет анализировать эффективность коррекционно-развивающей работы и вносить коррективы в образовательный процесс.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания
Тема № 2: Классификация нарушений интеллектуального развития
Тема № 3: Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения): этиология, патогенез, клиническая картина
Тема № 4: Особенности психического развития детей с умственной отсталостью
Тема № 5: Тяжелые и множественные нарушения развития (ТМНР): определение, классификация
Тема № 6: Этиология и патогенез ТМНР
Тема № 7: Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ТМНР
Тема № 8: Особенности познавательной деятельности при умственной отсталости
Тема № 9: Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью
Тема № 10: Особенности эмоционально-волевой сферы при умственной отсталости
Тема № 11: Особенности развития личности детей с умственной отсталостью
Тема № 12: Особенности познавательной деятельности детей с ТМНР
Тема № 13: Коммуникация и речь у детей с ТМНР
Тема № 14: Социально-эмоциональное развитие детей с ТМНР
Тема № 15: Адаптивное поведение при умственной отсталости и ТМНР
Тема № 16: Диагностика умственной отсталости
Тема № 17: Диагностика ТМНР
Тема № 18: Принципы построения коррекционно-развивающего обучения
Тема № 19: Специальные образовательные условия для обучающихся с умственной отсталостью
Тема № 20: Специальные образовательные условия для обучающихся с ТМНР
Тема № 21: Организация образовательного процесса для обучающихся с умственной отсталостью
Тема № 22: Организация образовательного процесса для обучающихся с ТМНР
Тема № 23: Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с детьми с умственной отсталостью
Тема № 24: Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР
Тема № 25: Развитие сенсорной сферы у детей с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 26: Развитие моторики у детей с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 27: Формирование коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 28: Развитие познавательной деятельности у детей с умственной отсталостью
Тема № 29: Развитие познавательной деятельности у детей с ТМНР
Тема № 30: Социально-бытовая адаптация обучающихся с умственной отсталостью
Тема № 31: Социально-бытовая адаптация обучающихся с ТМНР
Тема № 32: Профессиональная ориентация и трудовая подготовка лиц с умственной отсталостью
Тема № 33: Работа с семьями, воспитывающими детей с умственной отсталостью
Тема № 34: Работа с семьями, воспитывающими детей с ТМНР
Тема № 35: Инклюзивное образование детей с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 36: Нормативно-правовое обеспечение образования обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 37: Междисциплинарное взаимодействие в работе с детьми с умственной отсталостью и ТМНР
Раздел «Психолого-педагогическая диагностика и оценка особенностей развития детей с умственной отсталостью и ТМНР»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает классификации УО и ТМНР, клинико-психологические характеристики различных нозологических форм; особенности развития коммуникации и речи у детей с УО и ТМНР; принципы построения коррекционно-развивающей среды для детей с УО и ТМНР.
Умения: Владеет навыками использования альтернативных и аугментативных систем коммуникации; навыками организации и проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми с УО и ТМНР; навыками анализа и оценки эффективности коррекционно-развивающей работы.
Навыки: Умеет дифференцировать особенности развития детей с УО и ТМНР от других нарушений развития; адаптировать методики диагностики к индивидуальным особенностям ребенка; разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты для детей с УО и ТМНР.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы психолого-педагогической диагностики
Тема № 2: Классификация умственной отсталости
Тема № 3: Этиология умственной отсталости
Тема № 4: Психологические особенности детей с умственной отсталостью
Тема № 5: Особенности познавательной деятельности при умственной отсталости
Тема № 6: Особенности эмоционально-волевой сферы при умственной отсталости
Тема № 7: Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью
Тема № 8: Особенности развития моторики у детей с умственной отсталостью
Тема № 9: Социальная адаптация детей с умственной отсталостью
Тема № 10: Тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР): определение и классификация
Тема № 11: Этиология ТМНР
Тема № 12: Клинические проявления ТМНР
Тема № 13: Психологические особенности детей с ТМНР
Тема № 14: Коммуникация и взаимодействие с детьми с ТМНР
Тема № 15: Особенности обучения детей с ТМНР
Тема № 16: Диагностика уровня интеллектуального развития
Тема № 17: Методы оценки адаптивного поведения
Тема № 18: Диагностика уровня развития речи
Тема № 19: Диагностика уровня развития моторики
Тема № 20: Диагностика эмоционально-волевой сферы
Тема № 21: Диагностика уровня социальной адаптации
Тема № 22: Нейропсихологическая диагностика
Тема № 23: Инструментальные методы диагностики
Тема № 24: Дифференциальная диагностика умственной отсталости и ТМНР
Тема № 25: Дифференциальная диагностика умственной отсталости и других нарушений развития
Тема № 26: Составление индивидуального образовательного маршрута для детей с умственной отсталостью
Тема № 27: Составление индивидуального образовательного маршрута для детей с ТМНР
Тема № 28: Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с умственной отсталостью
Тема № 29: Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР
Тема № 30: Работа с семьей ребенка с умственной отсталостью
Тема № 31: Работа с семьей ребенка с ТМНР
Тема № 32: Альтернативная и аугментативная коммуникация
Тема № 33: Адаптированные образовательные программы
Тема № 34: Инклюзивное образование для детей с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 35: Междисциплинарное взаимодействие в работе с детьми с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 36: Профессиональная этика в работе с детьми с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 37: Перспективы развития психолого-педагогической диагностики в области умственной отсталости и ТМНР
Раздел «Современные подходы и методики коррекционно-развивающей работы с обучающимися с умственной отсталостью и ТМНР»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает этические принципы работы с обучающимися с умственной отсталостью и ТМНР и их семьями, особенности междисциплинарного взаимодействия специалистов в процессе организации коррекционно-развивающей работы.
Умения: Владеет навыками применения современных методов и технологий коррекционно-развивающей работы с обучающимися с умственной отсталостью и ТМНР (например, методики развития коммуникации, социально-бытовой адаптации, когнитивных функций, сенсорной интеграции, альтернативной и дополнительной коммуникации); навыками создания и использования адаптированных дидактических материалов; навыками организации инклюзивного образовательного процесса для обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР; навыками работы с специальным оборудованием и программным обеспечением, используемым в коррекционно-развивающей работе.
Навыки: Умеет строить конструктивные взаимоотношения с обучающимися с умственной отсталостью и ТМНР, их родителями (законными представителями) и другими специалистами, участвующими в коррекционно-развивающем процессе; адаптировать образовательную среду к потребностям обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР; предотвращать профессиональное выгорание.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы олигофренопедагогики
Тема № 2: Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
Тема № 3: Классификация умственной отсталости
Тема № 4: Особенности познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью
Тема № 5: Особенности эмоционально-волевой сферы учащихся с умственной отсталостью
Тема № 6: Особенности развития речи учащихся с умственной отсталостью
Тема № 7: Особенности развития моторики учащихся с умственной отсталостью
Тема № 8: Тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР): определение и классификация
Тема № 9: Психолого-педагогическая характеристика детей с ТМНР
Тема № 10: Диагностика и оценка развития детей с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 11: Принципы коррекционно-развивающей работы
Тема № 12: Современные подходы к организации коррекционно-развивающей среды
Тема № 13: Методы и приемы коррекционно-развивающей работы
Тема № 14: Развитие сенсорного восприятия у детей с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 15: Развитие внимания и памяти
Тема № 16: Развитие мышления и воображения
Тема № 17: Формирование элементарных математических представлений
Тема № 18: Развитие речи и коммуникации
Тема № 19: Альтернативные и дополнительные способы коммуникации (АДК)
Тема № 20: Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы
Тема № 21: Развитие социально-бытовой адаптации
Тема № 22: Формирование навыков самообслуживания
Тема № 23: Профориентация и трудовая подготовка
Тема № 24: Работа с семьей ребенка с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 25: Инклюзивное образование для детей с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 26: Организация взаимодействия специалистов в коррекционно-развивающей работе
Тема № 27: Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе
Тема № 28: Арт-терапия в работе с детьми с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 29: Музыкальная терапия в работе с детьми с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 30: Игровая терапия в работе с детьми с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 31: Сказкотерапия в работе с детьми с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 32: Психомоторная коррекция
Тема № 33: Нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей работе
Тема № 34: Современные методики развития мелкой моторики
Тема № 35: Современные методики развития крупной моторики
Тема № 36: Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 37: Правовые основы образования детей с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 38: Организация и содержание психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)
Раздел «Организация инклюзивного образовательного пространства для обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает особенности организации инклюзивного образования в разных образовательных организациях (дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, организации среднего профессионального образования); различные модели инклюзии; роль и функции всех участников инклюзивного процесса (педагогов, тьюторов, психологов, социальных педагогов, родителей).
Умения: Владеет навыками работы в команде специалистов; ведения документации, связанной с организацией инклюзивного образования обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР; самоанализа и рефлексии собственной профессиональной деятельности в контексте инклюзии.
Навыки: Умеет проектировать инклюзивное образовательное пространство с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР; подбирать и эффективно использовать дидактические материалы и оборудование; оценивать результаты инклюзивного образования; решать конфликтные ситуации, возникающие в процессе инклюзии.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы инклюзивного образования
Тема № 2: Нормативно-правовая база инклюзивного образования для обучающихся с УО и ТМНР
Тема № 3: Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (УО)
Тема № 4: Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Тема № 5: Особенности познавательной деятельности обучающихся с УО
Тема № 6: Особенности познавательной деятельности обучающихся с ТМНР
Тема № 7: Особенности эмоционально-волевой сферы обучающихся с УО
Тема № 8: Особенности эмоционально-волевой сферы обучающихся с ТМНР
Тема № 9: Особенности коммуникации обучающихся с УО
Тема № 10: Особенности коммуникации обучающихся с ТМНР
Тема № 11: Адаптация образовательной программы для обучающихся с УО
Тема № 12: Адаптация образовательной программы для обучающихся с ТМНР
Тема № 13: Разработка индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ)
Тема № 14: Использование специальных методов и приемов обучения для обучающихся с УО
Тема № 15: Использование специальных методов и приемов обучения для обучающихся с ТМНР
Тема № 16: Организация учебного процесса для обучающихся с УО
Тема № 17: Организация учебного процесса для обучающихся с ТМНР
Тема № 18: Создание доступной среды обучения для обучающихся с УО и ТМНР
Тема № 19: Специальные технические средства обучения для обучающихся с УО и ТМНР
Тема № 20: Альтернативные и дополнительные виды коммуникации (АДК)
Тема № 21: Работа с родителями обучающихся с УО и ТМНР
Тема № 22: Взаимодействие с другими специалистами (психолог, логопед, дефектолог)
Тема № 23: Формирование толерантного отношения к обучающимся с УО и ТМНР в школьном коллективе
Тема № 24: Профилактика стигматизации и дискриминации обучающихся с ОВЗ
Тема № 25: Оценка эффективности инклюзивного образования
Тема № 26: Мониторинг динамики развития обучающихся с УО и ТМНР
Тема № 27: Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися с УО
Тема № 28: Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися с ТМНР
Тема № 29: Организация внеурочной деятельности для обучающихся с УО и ТМНР
Тема № 30: Профориентационная работа с обучающимися с УО
Тема № 31: Профориентационная работа с обучающимися с ТМНР
Тема № 32: Социальная адаптация обучающихся с УО
Тема № 33: Социальная адаптация обучающихся с ТМНР
Тема № 34: Межведомственное взаимодействие в организации инклюзивного образования
Тема № 35: Современные тенденции развития инклюзивного образования
Тема № 36: Опыт организации инклюзивного образования в России и за рубежом
Тема № 37: Самостоятельная работа по изучению научно-методической литературы по теме инклюзивного образования
Раздел «Взаимодействие с семьями обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР: психолого-педагогическое сопровождение и поддержка»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает специфику организации инклюзивного образования для обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР, особенности взаимодействия специалистов с родителями детей с умственной отсталостью и ТМНР в условиях инклюзивного образования.
Умения: Владеет навыками межведомственного взаимодействия в интересах семьи, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью/ТМНР; создания адаптированной образовательной среды для обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР в условиях инклюзивного образования.
Навыки: Умеет координировать взаимодействие специалистов образовательной организации и семьи, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью/ТМНР в условиях инклюзивного образования; организовывать просветительскую работу с родителями обучающихся с нормой развития по вопросам инклюзии.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы умственной отсталости и ТМНР
Тема № 2: Классификация и диагностика умственной отсталости и ТМНР
Тема № 3: Психологические особенности детей с умственной отсталостью
Тема № 4: Психологические особенности детей с ТМНР
Тема № 5: Образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 6: Особенности развития познавательной сферы при умственной отсталости
Тема № 7: Особенности развития познавательной сферы при ТМНР
Тема № 8: Особенности развития эмоционально-волевой сферы при умственной отсталости
Тема № 9: Особенности развития эмоционально-волевой сферы при ТМНР
Тема № 10: Особенности развития коммуникации у детей с умственной отсталостью
Тема № 11: Особенности развития коммуникации у детей с ТМНР
Тема № 12: Адаптация детей с умственной отсталостью и ТМНР к образовательной среде
Тема № 13: Создание инклюзивной среды для обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 14: Роль семьи в развитии ребенка с умственной отсталостью
Тема № 15: Роль семьи в развитии ребенка с ТМНР
Тема № 16: Основные проблемы семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 17: Психологическая поддержка семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
Тема № 18: Психологическая поддержка семей, воспитывающих детей с ТМНР
Тема № 19: Формы и методы работы с семьями обучающихся с умственной отсталостью
Тема № 20: Формы и методы работы с семьями обучающихся с ТМНР
Тема № 21: Индивидуальное консультирование родителей детей с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 22: Групповые занятия с родителями детей с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 23: Тренинги для родителей детей с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 24: Организация родительских собраний и конференций
Тема № 25: Сотрудничество с общественными организациями и фондами
Тема № 26: Социально-бытовая адаптация детей с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 27: Профессиональная ориентация и трудоустройство подростков с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 28: Правовые аспекты образования и социальной защиты детей с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 29: Междисциплинарное взаимодействие специалистов в сопровождении семей
Тема № 30: Работа с родителями в кризисных ситуациях
Тема № 31: Профилактика эмоционального выгорания родителей
Тема № 32: Развитие родительской компетентности
Тема № 33: Особенности полового воспитания детей с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 34: Организация досуга и отдыха для семей с детьми с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 35: Современные технологии в работе с семьями обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 36: Этические принципы взаимодействия с семьями обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 37: Супервизия в работе с семьями детей с умственной отсталостью и ТМНР
Раздел «Профилактика и коррекция эмоционального и поведенческого дистресса у обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные виды эмоционального и поведенческого дистресса у обучающихся с умственной отсталостью (УО) и тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), включая их причины, проявления и возможные последствия. Знает основные стратегии и методы профилактики и коррекции эмоционального и поведенческого дистресса, адаптированные для обучающихся с УО и ТМНР, включая поведенческий анализ, методы позитивной поддержки поведения, сенсорную интеграцию, арт-терапию, игротерапию и другие. Знает особенности коммуникации и взаимодействия с обучающимися с УО и ТМНР, учитывая их индивидуальные потребности и особенности развития. Знает этические принципы работы с данной категорией обучающихся. Знает основы нормативно-правовой базы, регулирующей образование и поддержку лиц с УО и ТМНР.
Умения: Владеет навыками установления и поддержания позитивного контакта с обучающимися с УО и ТМНР. Владеет навыками применения методов релаксации и саморегуляции для снижения уровня дистресса у обучающихся. Владеет навыками применения методов позитивного подкрепления и мотивации обучающихся. Владеет навыками работы с сенсорными материалами и оборудованием для сенсорной интеграции. Владеет навыками ведения документации, отражающей динамику эмоционального состояния и поведения обучающихся.
Навыки: Умеет проводить наблюдение и оценку эмоционального состояния и поведения обучающихся с УО и ТМНР, выявлять признаки дистресса и его триггеры. Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы профилактики и коррекции эмоционального и поведенческого дистресса, адаптированные к потребностям обучающихся с УО и ТМНР. Умеет применять различные методы и техники коррекции поведения, адаптируя их к индивидуальным особенностям обучающихся. Умеет взаимодействовать с родителями/опекунами и другими специалистами, работающими с обучающимися, для обеспечения комплексного подхода к профилактике и коррекции дистресса. Умеет анализировать эффективность применяемых методов и корректировать индивидуальные программы в зависимости от достигнутых результатов.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы эмоционального развития у детей с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 2: Особенности поведенческого дистресса при умственной отсталости и ТМНР
Тема № 3: Диагностика эмоциональных и поведенческих нарушений
Тема № 4: Методы наблюдения и оценки поведения
Тема № 5: Психологические основы коррекционной работы
Тема № 6: Педагогические подходы к профилактике дистресса
Тема № 7: Роль семьи в профилактике и коррекции дистресса
Тема № 8: Сотрудничество с родителями
Тема № 9: Коммуникативные навыки в работе с детьми с ОВЗ
Тема № 10: Развитие эмоционального интеллекта
Тема № 11: Обучение навыкам саморегуляции
Тема № 12: Тренинг социальных навыков
Тема № 13: Арт-терапия в коррекционной работе
Тема № 14: Музыкальная терапия и ее возможности
Тема № 15: Игровая терапия для детей с ОВЗ
Тема № 16: Сказкотерапия в работе с эмоциональными проблемами
Тема № 17: Телесно-ориентированная терапия
Тема № 18: Работа с агрессией и аутоагрессией
Тема № 19: Преодоление тревожности и страхов
Тема № 20: Коррекция гиперактивности и импульсивности
Тема № 21: Работа с дефицитом внимания
Тема № 22: Развитие навыков самообслуживания
Тема № 23: Формирование адаптивного поведения
Тема № 24: Работа с проблемным поведением в школе
Тема № 25: Создание поддерживающей образовательной среды
Тема № 26: Инклюзивное образование и дети с ОВЗ
Тема № 27: Работа в команде специалистов
Тема № 28: Междисциплинарный подход в коррекционной работе
Тема № 29: Профилактика эмоционального выгорания у педагогов
Тема № 30: Юридические аспекты работы с детьми с ОВЗ
Тема № 31: Этические принципы в коррекционной работе
Тема № 32: Документация и отчетность
Тема № 33: Современные технологии в коррекционной педагогике
Тема № 34: Применение цифровых ресурсов в работе с детьми с ОВЗ
Тема № 35: Оценка эффективности коррекционной работы
Тема № 36: Перспективы развития коррекционной педагогики
Тема № 37: Супервизия и интервизия в работе специалистов
Тема № 38: Самообразование и профессиональное развитие
Раздел «Технологии и средства альтернативной и дополнительной коммуникации для обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает законодательные и нормативные документы, регламентирующие использование АДК в образовании обучающихся с УО и ТМНР. Знает основы психологии и педагогики обучающихся с УО и ТМНР. Знает принципы инклюзивного образования.
Умения: Владеет навыками использования различных средств АДК, включая PECS, жестовую речь, коммуникативные доски, электронные устройства с голосовым выводом и специализированное программное обеспечение. Владеет навыками обучения обучающихся с УО и ТМНР использованию выбранных средств АДК. Владеет навыками наблюдения за коммуникативным поведением обучающихся и интерпретации их коммуникативных намерений. Владеет навыками создания поддерживающей коммуникативной среды. Владеет навыками работы в команде с другими специалистами (логопедами, дефектологами, психологами) для обеспечения комплексной поддержки обучающихся.
Навыки: Умеет применять полученные знания на практике, создавая индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся с УО и ТМНР с использованием АДК. Умеет организовывать взаимодействие с родителями и другими специалистами в рамках инклюзивного образовательного процесса. Умеет анализировать и обобщать результаты своей работы, вносить коррективы в индивидуальные коммуникативные программы.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию (АДК)
Тема № 2: Классификация нарушений речи и коммуникации при умственной отсталости и ТМНР
Тема № 3: Потребности в коммуникации у лиц с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 4: Основные принципы АДК
Тема № 5: Оценочные методы для определения потребностей в АДК
Тема № 6: Развитие коммуникативных навыков довербального уровня
Тема № 7: Системы жестов: преимущества и недостатки
Тема № 8: Обучение использованию жестов
Тема № 9: Пиктограммы и системы пиктографической коммуникации (PECS)
Тема № 10: Практическое применение PECS
Тема № 11: Использование коммуникативных досок и книг
Тема № 12: Технологии голосового вывода: особенности и применение
Тема № 13: Программное обеспечение для АДК на компьютерах и планшетах
Тема № 14: Мобильные приложения для АДК
Тема № 15: Адаптация окружающей среды для использования АДК
Тема № 16: Взаимодействие с семьей при внедрении АДК
Тема № 17: Обучение коммуникативным партнерам
Тема № 18: Стратегии развития понимания речи
Тема № 19: Развитие экспрессивной речи с использованием АДК
Тема № 20: Работа с поведением, препятствующим коммуникации
Тема № 21: Использование АДК в учебной деятельности
Тема № 22: АДК в повседневной жизни
Тема № 23: АДК в игровой деятельности
Тема № 24: АДК в социальной интеграции
Тема № 25: Создание индивидуальных коммуникативных программ
Тема № 26: Мониторинг эффективности использования АДК
Тема № 27: Этические вопросы использования АДК
Тема № 28: Современные исследования в области АДК
Тема № 29: Технические средства АДК: обзор и сравнение
Тема № 30: Выбор и адаптация технических средств АДК
Тема № 31: Организация рабочего места для использования АДК
Тема № 32: Работа в команде специалистов при внедрении АДК
Тема № 33: Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов с использованием АДК
Тема № 34: Документальное сопровождение использования АДК
Тема № 35: Правовые аспекты использования АДК
Тема № 36: Перспективы развития АДК для лиц с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 37: Примеры успешного применения АДК
Тема № 38: Практикум по созданию и использованию АДК
Раздел «Разработка и реализация индивидуальных образовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные виды нарушений развития у обучающихся с умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), их особенности и влияние на образовательный процесс. Знает нормативно-правовую базу, регламентирующую образование обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Знает принципы, методы и технологии разработки и реализации индивидуальных образовательных программ (ИОП) для данной категории обучающихся. Знает особенности оценки динамики развития обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Знает структуру и содержание ИОП, включая ее обязательные компоненты.
Умения: Владеет навыками использования специальных методик и технологий обучения обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Владеет навыками разработки адаптированных образовательных материалов и дидактических пособий. Владеет навыками проведения мониторинга и оценки эффективности реализации ИОП. Владеет навыками коррекции и адаптации ИОП в соответствии с динамикой развития обучающегося. Владеет навыками консультирования родителей (законных представителей) по вопросам реализации ИОП.
Навыки: Умеет проводить психолого-педагогическую диагностику обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР с целью выявления их образовательных потребностей и возможностей. Умеет формулировать образовательные цели и задачи ИОП с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Умеет подбирать и адаптировать образовательные методы, приемы и технологии для реализации ИОП. Умеет разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты и программы для обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Умеет организовывать взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся в процессе реализации ИОП.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы специальной педагогики и психологии
Тема № 2: Классификация умственной отсталости и ТМНР
Тема № 3: Особенности познавательной деятельности обучающихся с УО и ТМНР
Тема № 4: Особенности эмоционально-волевой сферы обучающихся с УО и ТМНР
Тема № 5: Особенности развития речи и коммуникации у обучающихся с УО и ТМНР
Тема № 6: Диагностика обучающихся с УО и ТМНР
Тема № 7: Принципы построения индивидуальных образовательных программ (ИОП)
Тема № 8: Нормативно-правовая база разработки и реализации ИОП
Тема № 9: Цели и задачи ИОП для обучающихся с УО и ТМНР
Тема № 10: Структура ИОП
Тема № 11: Содержание ИОП для обучающихся с разными степенями УО и ТМНР
Тема № 12: Адаптация образовательной среды для обучающихся с УО и ТМНР
Тема № 13: Методы и приемы обучения обучающихся с УО и ТМНР
Тема № 14: Развитие сенсорных функций у обучающихся с УО и ТМНР
Тема № 15: Формирование навыков самообслуживания
Тема № 16: Развитие социально-бытовой ориентировки
Тема № 17: Формирование элементарных математических представлений
Тема № 18: Развитие речи и коммуникативных навыков
Тема № 19: Обучение чтению и письму обучающихся с УО и ТМНР
Тема № 20: Развитие мелкой моторики
Тема № 21: Коррекционно-развивающие занятия
Тема № 22: Использование игровых технологий в обучении
Тема № 23: Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении
Тема № 24: Работа с родителями обучающихся с УО и ТМНР
Тема № 25: Взаимодействие с другими специалистами (психолог, логопед, дефектолог)
Тема № 26: Мониторинг и оценка эффективности реализации ИОП
Тема № 27: Инклюзивное образование обучающихся с УО и ТМНР
Тема № 28: Профориентация обучающихся с УО и ТМНР
Тема № 29: Социальная адаптация обучающихся с УО и ТМНР
Тема № 30: Организация досуга и внеурочной деятельности
Тема № 31: Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов
Тема № 32: Современные подходы к обучению детей с УО и ТМНР
Тема № 33: Альтернативная и augmentative коммуникация
Тема № 34: Работа с поведенческими проблемами
Тема № 35: Психологическая поддержка обучающихся с УО и ТМНР
Тема № 36: Особенности обучения детей с сочетанными нарушениями
Тема № 37: Применение ассистивных технологий в обучении
Тема № 38: Опыт зарубежных стран в области образования детей с УО и ТМНР
Раздел «Психолого-педагогическая поддержка педагогов и других участников образовательных отношений, работающих с обучающимися с умственной отсталостью и ТМНР»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает особенности психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), специфику их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения, а также основные принципы, методы и формы их обучения и воспитания. Знает этические принципы и правовые нормы, регулирующие работу с данной категорией обучающихся. Знает основные модели психолого-педагогической поддержки участников образовательных отношений. Знает особенности организации инклюзивной среды для обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Знает специфику междисциплинарного взаимодействия в процессе сопровождения обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР.
Умения: Владеет навыками создания адаптированной образовательной среды для обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Владеет навыками использования специальных методик и технологий обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР (в том числе альтернативной и аугментативной коммуникации). Владеет навыками организации совместной деятельности обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР с нормотипичными сверстниками. Владеет навыками профилактики и коррекции нежелательного поведения обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Владеет навыками саморегуляции и стрессоустойчивости в профессиональной деятельности.
Навыки: Умеет проводить психолого-педагогическую диагностику обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР с целью выявления их особых образовательных потребностей и потенциала развития. Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты и адаптированные образовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Умеет применять различные методы и приемы психолого-педагогической поддержки обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР в образовательном процессе и внеурочной деятельности. Умеет взаимодействовать с родителями (законными представителями) обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР, оказывая им консультативную и психолого-педагогическую помощь. Умеет анализировать и оценивать эффективность психолого-педагогической поддержки обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы умственной отсталости
Тема № 2: Теоретические основы тяжелых множественных нарушений развития (ТМНР)
Тема № 3: Классификация и диагностика умственной отсталости
Тема № 4: Классификация и диагностика ТМНР
Тема № 5: Психологические особенности детей с умственной отсталостью
Тема № 6: Психологические особенности детей с ТМНР
Тема № 7: Образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью
Тема № 8: Образовательные потребности обучающихся с ТМНР
Тема № 9: Адаптированные образовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью
Тема № 10: Адаптированные образовательные программы для обучающихся с ТМНР
Тема № 11: Методы и приемы обучения детей с умственной отсталостью
Тема № 12: Методы и приемы обучения детей с ТМНР
Тема № 13: Развитие коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью
Тема № 14: Развитие коммуникативных навыков у детей с ТМНР
Тема № 15: Формирование социально-бытовых навыков у детей с умственной отсталостью
Тема № 16: Формирование социально-бытовых навыков у детей с ТМНР
Тема № 17: Работа с семьей ребенка с умственной отсталостью
Тема № 18: Работа с семьей ребенка с ТМНР
Тема № 19: Профессиональное выгорание педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
Тема № 20: Психогигиена и профилактика эмоционального выгорания
Тема № 21: Особенности инклюзивного образования для детей с умственной отсталостью
Тема № 22: Особенности инклюзивного образования для детей с ТМНР
Тема № 23: Создание доступной среды для детей с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 24: Альтернативная и аугментативная коммуникация
Тема № 25: Использование информационных технологий в обучении детей с умственной отсталостью
Тема № 26: Использование информационных технологий в обучении детей с ТМНР
Тема № 27: Междисциплинарное взаимодействие в работе с детьми с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 28: Организация коррекционно-развивающей работы
Тема № 29: Психологическое консультирование родителей детей с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 30: Правовые основы образования детей с ОВЗ
Тема № 31: Социальная адаптация детей с умственной отсталостью
Тема № 32: Социальная адаптация детей с ТМНР
Тема № 33: Профориентация обучающихся с умственной отсталостью
Тема № 34: Профориентация обучающихся с ТМНР
Тема № 35: Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 36: Творческое развитие детей с умственной отсталостью и ТМНР
Тема № 37: Супервизия в работе с детьми с ОВЗ
Тема № 38: Этические аспекты работы с детьми с умственной отсталостью и ТМНР
Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.
Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.
Условия реализации рабочей программы модуля
Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля
Электронные учебные издания
Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503
Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Электронные методические издания
Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252
Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597
Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).
Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)
Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):
- Состав современных профессиональных баз данных
Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)
Открытые данные России (https://data.gov.ru/)
Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)
База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)
- Состав информационных справочных систем
База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)
Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)
Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)
Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)
Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)
Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)
Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)
- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти
Президент России (http://kremlin.ru/)
Правительство России (http://government.ru/)
Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)
Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)
Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)
- Иные информационные ресурсы - периодическими издания
TACC (https://tass.ru/)
РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)
Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)
RT (https://rt.com/)
- Информационные поисковые системы
Яндекс (https://ya.ru/)
MAIL.RU (https://www.mail.ru/)