Приложение 3

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"

"05" июня 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

ВМ.2 «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений»

Дополнительная профессиональная программа

«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»

г. Москва

Территория Инновационного центра Сколково

Наименование модуля: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений.

Тип модуля: вариативный модуль.

Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений».

Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.

Структура и содержание модуля

Элемент Всего, ак.ч. Лекций, ак.ч. Практических занятий, ак.ч. Результаты обучения (коды)
Раздел «Основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжёлыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)» 8 2 2 ПК-2
Раздел «Психолого-педагогическая диагностика и оценка особенностей развития детей с умственной отсталостью и ТМНР» 8 2 2 ПК-2
Раздел «Современные подходы и методики коррекционно-развивающей работы с обучающимися с умственной отсталостью и ТМНР» 8 2 2 ПК-2
Раздел «Организация инклюзивного образовательного пространства для обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР» 8 2 2 ПК-2
Раздел «Взаимодействие с семьями обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР: психолого-педагогическое сопровождение и поддержка» 8 2 2 ПК-2
Раздел «Профилактика и коррекция эмоционального и поведенческого дистресса у обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР» 8 2 2 ПК-2
Раздел «Технологии и средства альтернативной и дополнительной коммуникации для обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР» 8 2 2 ПК-2
Раздел «Разработка и реализация индивидуальных образовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР» 8 2 2 ПК-2
Раздел «Психолого-педагогическая поддержка педагогов и других участников образовательных отношений, работающих с обучающимися с умственной отсталостью и ТМНР» 8 2 2 ПК-2

Раздел «Основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжёлыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основные категории обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР, их психофизические особенности, образовательные потребности и специфику когнитивного, речевого, эмоционально-волевого и социального развития. Знает принципы, методы, формы и средства коррекционно-развивающего обучения и воспитания данной категории обучающихся, включая адаптацию образовательной среды и индивидуализацию образовательных программ. Знает нормативно-правовую базу, регламентирующую образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР. Знает особенности организации инклюзивного образования для данной категории обучающихся. Знает этические принципы взаимодействия с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР и их семьями.

Умения: Владеет навыками установления эмоционального контакта с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР. Владеет навыками применения специальных методик и технологий обучения данной категории обучающихся (например, альтернативная коммуникация, сенсорная интеграция). Владеет навыками создания адаптированной образовательной среды, обеспечивающей доступность образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Владеет навыками работы в команде специалистов (педагоги, психологи, логопеды, дефектологи и др.). Владеет навыками самоанализа и рефлексии своей профессиональной деятельности.

Навыки: Умеет проводить психолого-педагогическую диагностику обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР с целью выявления их особых образовательных потребностей. Умеет разрабатывать и адаптировать индивидуальные образовательные программы и дидактические материалы с учетом специфики развития данной категории обучающихся. Умеет применять различные методы и приемы коррекционно-развивающей работы, направленные на развитие познавательной деятельности, речи, коммуникации, социально-бытовой адаптации и эмоционально-волевой сферы. Умеет организовывать взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, оказывать им консультативную и психолого-педагогическую помощь. Умеет анализировать эффективность коррекционно-развивающей работы и вносить коррективы в образовательный процесс.

Содержание раздела

Тема № 1: Теоретические основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания

Тема № 2: Классификация нарушений интеллектуального развития

Тема № 3: Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения): этиология, патогенез, клиническая картина

Тема № 4: Особенности психического развития детей с умственной отсталостью

Тема № 5: Тяжелые и множественные нарушения развития (ТМНР): определение, классификация

Тема № 6: Этиология и патогенез ТМНР

Тема № 7: Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ТМНР

Тема № 8: Особенности познавательной деятельности при умственной отсталости

Тема № 9: Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью

Тема № 10: Особенности эмоционально-волевой сферы при умственной отсталости

Тема № 11: Особенности развития личности детей с умственной отсталостью

Тема № 12: Особенности познавательной деятельности детей с ТМНР

Тема № 13: Коммуникация и речь у детей с ТМНР

Тема № 14: Социально-эмоциональное развитие детей с ТМНР

Тема № 15: Адаптивное поведение при умственной отсталости и ТМНР

Тема № 16: Диагностика умственной отсталости

Тема № 17: Диагностика ТМНР

Тема № 18: Принципы построения коррекционно-развивающего обучения

Тема № 19: Специальные образовательные условия для обучающихся с умственной отсталостью

Тема № 20: Специальные образовательные условия для обучающихся с ТМНР

Тема № 21: Организация образовательного процесса для обучающихся с умственной отсталостью

Тема № 22: Организация образовательного процесса для обучающихся с ТМНР

Тема № 23: Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с детьми с умственной отсталостью

Тема № 24: Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР

Тема № 25: Развитие сенсорной сферы у детей с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 26: Развитие моторики у детей с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 27: Формирование коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 28: Развитие познавательной деятельности у детей с умственной отсталостью

Тема № 29: Развитие познавательной деятельности у детей с ТМНР

Тема № 30: Социально-бытовая адаптация обучающихся с умственной отсталостью

Тема № 31: Социально-бытовая адаптация обучающихся с ТМНР

Тема № 32: Профессиональная ориентация и трудовая подготовка лиц с умственной отсталостью

Тема № 33: Работа с семьями, воспитывающими детей с умственной отсталостью

Тема № 34: Работа с семьями, воспитывающими детей с ТМНР

Тема № 35: Инклюзивное образование детей с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 36: Нормативно-правовое обеспечение образования обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 37: Междисциплинарное взаимодействие в работе с детьми с умственной отсталостью и ТМНР

Раздел «Психолого-педагогическая диагностика и оценка особенностей развития детей с умственной отсталостью и ТМНР»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает классификации УО и ТМНР, клинико-психологические характеристики различных нозологических форм; особенности развития коммуникации и речи у детей с УО и ТМНР; принципы построения коррекционно-развивающей среды для детей с УО и ТМНР.

Умения: Владеет навыками использования альтернативных и аугментативных систем коммуникации; навыками организации и проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми с УО и ТМНР; навыками анализа и оценки эффективности коррекционно-развивающей работы.

Навыки: Умеет дифференцировать особенности развития детей с УО и ТМНР от других нарушений развития; адаптировать методики диагностики к индивидуальным особенностям ребенка; разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты для детей с УО и ТМНР.

Содержание раздела

Тема № 1: Теоретические основы психолого-педагогической диагностики

Тема № 2: Классификация умственной отсталости

Тема № 3: Этиология умственной отсталости

Тема № 4: Психологические особенности детей с умственной отсталостью

Тема № 5: Особенности познавательной деятельности при умственной отсталости

Тема № 6: Особенности эмоционально-волевой сферы при умственной отсталости

Тема № 7: Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью

Тема № 8: Особенности развития моторики у детей с умственной отсталостью

Тема № 9: Социальная адаптация детей с умственной отсталостью

Тема № 10: Тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР): определение и классификация

Тема № 11: Этиология ТМНР

Тема № 12: Клинические проявления ТМНР

Тема № 13: Психологические особенности детей с ТМНР

Тема № 14: Коммуникация и взаимодействие с детьми с ТМНР

Тема № 15: Особенности обучения детей с ТМНР

Тема № 16: Диагностика уровня интеллектуального развития

Тема № 17: Методы оценки адаптивного поведения

Тема № 18: Диагностика уровня развития речи

Тема № 19: Диагностика уровня развития моторики

Тема № 20: Диагностика эмоционально-волевой сферы

Тема № 21: Диагностика уровня социальной адаптации

Тема № 22: Нейропсихологическая диагностика

Тема № 23: Инструментальные методы диагностики

Тема № 24: Дифференциальная диагностика умственной отсталости и ТМНР

Тема № 25: Дифференциальная диагностика умственной отсталости и других нарушений развития

Тема № 26: Составление индивидуального образовательного маршрута для детей с умственной отсталостью

Тема № 27: Составление индивидуального образовательного маршрута для детей с ТМНР

Тема № 28: Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с умственной отсталостью

Тема № 29: Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР

Тема № 30: Работа с семьей ребенка с умственной отсталостью

Тема № 31: Работа с семьей ребенка с ТМНР

Тема № 32: Альтернативная и аугментативная коммуникация

Тема № 33: Адаптированные образовательные программы

Тема № 34: Инклюзивное образование для детей с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 35: Междисциплинарное взаимодействие в работе с детьми с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 36: Профессиональная этика в работе с детьми с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 37: Перспективы развития психолого-педагогической диагностики в области умственной отсталости и ТМНР

Раздел «Современные подходы и методики коррекционно-развивающей работы с обучающимися с умственной отсталостью и ТМНР»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает этические принципы работы с обучающимися с умственной отсталостью и ТМНР и их семьями, особенности междисциплинарного взаимодействия специалистов в процессе организации коррекционно-развивающей работы.

Умения: Владеет навыками применения современных методов и технологий коррекционно-развивающей работы с обучающимися с умственной отсталостью и ТМНР (например, методики развития коммуникации, социально-бытовой адаптации, когнитивных функций, сенсорной интеграции, альтернативной и дополнительной коммуникации); навыками создания и использования адаптированных дидактических материалов; навыками организации инклюзивного образовательного процесса для обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР; навыками работы с специальным оборудованием и программным обеспечением, используемым в коррекционно-развивающей работе.

Навыки: Умеет строить конструктивные взаимоотношения с обучающимися с умственной отсталостью и ТМНР, их родителями (законными представителями) и другими специалистами, участвующими в коррекционно-развивающем процессе; адаптировать образовательную среду к потребностям обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР; предотвращать профессиональное выгорание.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы олигофренопедагогики

Тема № 2: Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью

Тема № 3: Классификация умственной отсталости

Тема № 4: Особенности познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью

Тема № 5: Особенности эмоционально-волевой сферы учащихся с умственной отсталостью

Тема № 6: Особенности развития речи учащихся с умственной отсталостью

Тема № 7: Особенности развития моторики учащихся с умственной отсталостью

Тема № 8: Тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР): определение и классификация

Тема № 9: Психолого-педагогическая характеристика детей с ТМНР

Тема № 10: Диагностика и оценка развития детей с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 11: Принципы коррекционно-развивающей работы

Тема № 12: Современные подходы к организации коррекционно-развивающей среды

Тема № 13: Методы и приемы коррекционно-развивающей работы

Тема № 14: Развитие сенсорного восприятия у детей с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 15: Развитие внимания и памяти

Тема № 16: Развитие мышления и воображения

Тема № 17: Формирование элементарных математических представлений

Тема № 18: Развитие речи и коммуникации

Тема № 19: Альтернативные и дополнительные способы коммуникации (АДК)

Тема № 20: Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы

Тема № 21: Развитие социально-бытовой адаптации

Тема № 22: Формирование навыков самообслуживания

Тема № 23: Профориентация и трудовая подготовка

Тема № 24: Работа с семьей ребенка с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 25: Инклюзивное образование для детей с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 26: Организация взаимодействия специалистов в коррекционно-развивающей работе

Тема № 27: Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе

Тема № 28: Арт-терапия в работе с детьми с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 29: Музыкальная терапия в работе с детьми с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 30: Игровая терапия в работе с детьми с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 31: Сказкотерапия в работе с детьми с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 32: Психомоторная коррекция

Тема № 33: Нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей работе

Тема № 34: Современные методики развития мелкой моторики

Тема № 35: Современные методики развития крупной моторики

Тема № 36: Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 37: Правовые основы образования детей с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 38: Организация и содержание психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)

Раздел «Организация инклюзивного образовательного пространства для обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает особенности организации инклюзивного образования в разных образовательных организациях (дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, организации среднего профессионального образования); различные модели инклюзии; роль и функции всех участников инклюзивного процесса (педагогов, тьюторов, психологов, социальных педагогов, родителей).

Умения: Владеет навыками работы в команде специалистов; ведения документации, связанной с организацией инклюзивного образования обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР; самоанализа и рефлексии собственной профессиональной деятельности в контексте инклюзии.

Навыки: Умеет проектировать инклюзивное образовательное пространство с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР; подбирать и эффективно использовать дидактические материалы и оборудование; оценивать результаты инклюзивного образования; решать конфликтные ситуации, возникающие в процессе инклюзии.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы инклюзивного образования

Тема № 2: Нормативно-правовая база инклюзивного образования для обучающихся с УО и ТМНР

Тема № 3: Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (УО)

Тема № 4: Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

Тема № 5: Особенности познавательной деятельности обучающихся с УО

Тема № 6: Особенности познавательной деятельности обучающихся с ТМНР

Тема № 7: Особенности эмоционально-волевой сферы обучающихся с УО

Тема № 8: Особенности эмоционально-волевой сферы обучающихся с ТМНР

Тема № 9: Особенности коммуникации обучающихся с УО

Тема № 10: Особенности коммуникации обучающихся с ТМНР

Тема № 11: Адаптация образовательной программы для обучающихся с УО

Тема № 12: Адаптация образовательной программы для обучающихся с ТМНР

Тема № 13: Разработка индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ)

Тема № 14: Использование специальных методов и приемов обучения для обучающихся с УО

Тема № 15: Использование специальных методов и приемов обучения для обучающихся с ТМНР

Тема № 16: Организация учебного процесса для обучающихся с УО

Тема № 17: Организация учебного процесса для обучающихся с ТМНР

Тема № 18: Создание доступной среды обучения для обучающихся с УО и ТМНР

Тема № 19: Специальные технические средства обучения для обучающихся с УО и ТМНР

Тема № 20: Альтернативные и дополнительные виды коммуникации (АДК)

Тема № 21: Работа с родителями обучающихся с УО и ТМНР

Тема № 22: Взаимодействие с другими специалистами (психолог, логопед, дефектолог)

Тема № 23: Формирование толерантного отношения к обучающимся с УО и ТМНР в школьном коллективе

Тема № 24: Профилактика стигматизации и дискриминации обучающихся с ОВЗ

Тема № 25: Оценка эффективности инклюзивного образования

Тема № 26: Мониторинг динамики развития обучающихся с УО и ТМНР

Тема № 27: Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися с УО

Тема № 28: Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися с ТМНР

Тема № 29: Организация внеурочной деятельности для обучающихся с УО и ТМНР

Тема № 30: Профориентационная работа с обучающимися с УО

Тема № 31: Профориентационная работа с обучающимися с ТМНР

Тема № 32: Социальная адаптация обучающихся с УО

Тема № 33: Социальная адаптация обучающихся с ТМНР

Тема № 34: Межведомственное взаимодействие в организации инклюзивного образования

Тема № 35: Современные тенденции развития инклюзивного образования

Тема № 36: Опыт организации инклюзивного образования в России и за рубежом

Тема № 37: Самостоятельная работа по изучению научно-методической литературы по теме инклюзивного образования

Раздел «Взаимодействие с семьями обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР: психолого-педагогическое сопровождение и поддержка»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает специфику организации инклюзивного образования для обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР, особенности взаимодействия специалистов с родителями детей с умственной отсталостью и ТМНР в условиях инклюзивного образования.

Умения: Владеет навыками межведомственного взаимодействия в интересах семьи, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью/ТМНР; создания адаптированной образовательной среды для обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР в условиях инклюзивного образования.

Навыки: Умеет координировать взаимодействие специалистов образовательной организации и семьи, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью/ТМНР в условиях инклюзивного образования; организовывать просветительскую работу с родителями обучающихся с нормой развития по вопросам инклюзии.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы умственной отсталости и ТМНР

Тема № 2: Классификация и диагностика умственной отсталости и ТМНР

Тема № 3: Психологические особенности детей с умственной отсталостью

Тема № 4: Психологические особенности детей с ТМНР

Тема № 5: Образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 6: Особенности развития познавательной сферы при умственной отсталости

Тема № 7: Особенности развития познавательной сферы при ТМНР

Тема № 8: Особенности развития эмоционально-волевой сферы при умственной отсталости

Тема № 9: Особенности развития эмоционально-волевой сферы при ТМНР

Тема № 10: Особенности развития коммуникации у детей с умственной отсталостью

Тема № 11: Особенности развития коммуникации у детей с ТМНР

Тема № 12: Адаптация детей с умственной отсталостью и ТМНР к образовательной среде

Тема № 13: Создание инклюзивной среды для обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 14: Роль семьи в развитии ребенка с умственной отсталостью

Тема № 15: Роль семьи в развитии ребенка с ТМНР

Тема № 16: Основные проблемы семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 17: Психологическая поддержка семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью

Тема № 18: Психологическая поддержка семей, воспитывающих детей с ТМНР

Тема № 19: Формы и методы работы с семьями обучающихся с умственной отсталостью

Тема № 20: Формы и методы работы с семьями обучающихся с ТМНР

Тема № 21: Индивидуальное консультирование родителей детей с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 22: Групповые занятия с родителями детей с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 23: Тренинги для родителей детей с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 24: Организация родительских собраний и конференций

Тема № 25: Сотрудничество с общественными организациями и фондами

Тема № 26: Социально-бытовая адаптация детей с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 27: Профессиональная ориентация и трудоустройство подростков с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 28: Правовые аспекты образования и социальной защиты детей с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 29: Междисциплинарное взаимодействие специалистов в сопровождении семей

Тема № 30: Работа с родителями в кризисных ситуациях

Тема № 31: Профилактика эмоционального выгорания родителей

Тема № 32: Развитие родительской компетентности

Тема № 33: Особенности полового воспитания детей с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 34: Организация досуга и отдыха для семей с детьми с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 35: Современные технологии в работе с семьями обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 36: Этические принципы взаимодействия с семьями обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 37: Супервизия в работе с семьями детей с умственной отсталостью и ТМНР

Раздел «Профилактика и коррекция эмоционального и поведенческого дистресса у обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основные виды эмоционального и поведенческого дистресса у обучающихся с умственной отсталостью (УО) и тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), включая их причины, проявления и возможные последствия. Знает основные стратегии и методы профилактики и коррекции эмоционального и поведенческого дистресса, адаптированные для обучающихся с УО и ТМНР, включая поведенческий анализ, методы позитивной поддержки поведения, сенсорную интеграцию, арт-терапию, игротерапию и другие. Знает особенности коммуникации и взаимодействия с обучающимися с УО и ТМНР, учитывая их индивидуальные потребности и особенности развития. Знает этические принципы работы с данной категорией обучающихся. Знает основы нормативно-правовой базы, регулирующей образование и поддержку лиц с УО и ТМНР.

Умения: Владеет навыками установления и поддержания позитивного контакта с обучающимися с УО и ТМНР. Владеет навыками применения методов релаксации и саморегуляции для снижения уровня дистресса у обучающихся. Владеет навыками применения методов позитивного подкрепления и мотивации обучающихся. Владеет навыками работы с сенсорными материалами и оборудованием для сенсорной интеграции. Владеет навыками ведения документации, отражающей динамику эмоционального состояния и поведения обучающихся.

Навыки: Умеет проводить наблюдение и оценку эмоционального состояния и поведения обучающихся с УО и ТМНР, выявлять признаки дистресса и его триггеры. Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы профилактики и коррекции эмоционального и поведенческого дистресса, адаптированные к потребностям обучающихся с УО и ТМНР. Умеет применять различные методы и техники коррекции поведения, адаптируя их к индивидуальным особенностям обучающихся. Умеет взаимодействовать с родителями/опекунами и другими специалистами, работающими с обучающимися, для обеспечения комплексного подхода к профилактике и коррекции дистресса. Умеет анализировать эффективность применяемых методов и корректировать индивидуальные программы в зависимости от достигнутых результатов.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы эмоционального развития у детей с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 2: Особенности поведенческого дистресса при умственной отсталости и ТМНР

Тема № 3: Диагностика эмоциональных и поведенческих нарушений

Тема № 4: Методы наблюдения и оценки поведения

Тема № 5: Психологические основы коррекционной работы

Тема № 6: Педагогические подходы к профилактике дистресса

Тема № 7: Роль семьи в профилактике и коррекции дистресса

Тема № 8: Сотрудничество с родителями

Тема № 9: Коммуникативные навыки в работе с детьми с ОВЗ

Тема № 10: Развитие эмоционального интеллекта

Тема № 11: Обучение навыкам саморегуляции

Тема № 12: Тренинг социальных навыков

Тема № 13: Арт-терапия в коррекционной работе

Тема № 14: Музыкальная терапия и ее возможности

Тема № 15: Игровая терапия для детей с ОВЗ

Тема № 16: Сказкотерапия в работе с эмоциональными проблемами

Тема № 17: Телесно-ориентированная терапия

Тема № 18: Работа с агрессией и аутоагрессией

Тема № 19: Преодоление тревожности и страхов

Тема № 20: Коррекция гиперактивности и импульсивности

Тема № 21: Работа с дефицитом внимания

Тема № 22: Развитие навыков самообслуживания

Тема № 23: Формирование адаптивного поведения

Тема № 24: Работа с проблемным поведением в школе

Тема № 25: Создание поддерживающей образовательной среды

Тема № 26: Инклюзивное образование и дети с ОВЗ

Тема № 27: Работа в команде специалистов

Тема № 28: Междисциплинарный подход в коррекционной работе

Тема № 29: Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Тема № 30: Юридические аспекты работы с детьми с ОВЗ

Тема № 31: Этические принципы в коррекционной работе

Тема № 32: Документация и отчетность

Тема № 33: Современные технологии в коррекционной педагогике

Тема № 34: Применение цифровых ресурсов в работе с детьми с ОВЗ

Тема № 35: Оценка эффективности коррекционной работы

Тема № 36: Перспективы развития коррекционной педагогики

Тема № 37: Супервизия и интервизия в работе специалистов

Тема № 38: Самообразование и профессиональное развитие

Раздел «Технологии и средства альтернативной и дополнительной коммуникации для обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает законодательные и нормативные документы, регламентирующие использование АДК в образовании обучающихся с УО и ТМНР. Знает основы психологии и педагогики обучающихся с УО и ТМНР. Знает принципы инклюзивного образования.

Умения: Владеет навыками использования различных средств АДК, включая PECS, жестовую речь, коммуникативные доски, электронные устройства с голосовым выводом и специализированное программное обеспечение. Владеет навыками обучения обучающихся с УО и ТМНР использованию выбранных средств АДК. Владеет навыками наблюдения за коммуникативным поведением обучающихся и интерпретации их коммуникативных намерений. Владеет навыками создания поддерживающей коммуникативной среды. Владеет навыками работы в команде с другими специалистами (логопедами, дефектологами, психологами) для обеспечения комплексной поддержки обучающихся.

Навыки: Умеет применять полученные знания на практике, создавая индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся с УО и ТМНР с использованием АДК. Умеет организовывать взаимодействие с родителями и другими специалистами в рамках инклюзивного образовательного процесса. Умеет анализировать и обобщать результаты своей работы, вносить коррективы в индивидуальные коммуникативные программы.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию (АДК)

Тема № 2: Классификация нарушений речи и коммуникации при умственной отсталости и ТМНР

Тема № 3: Потребности в коммуникации у лиц с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 4: Основные принципы АДК

Тема № 5: Оценочные методы для определения потребностей в АДК

Тема № 6: Развитие коммуникативных навыков довербального уровня

Тема № 7: Системы жестов: преимущества и недостатки

Тема № 8: Обучение использованию жестов

Тема № 9: Пиктограммы и системы пиктографической коммуникации (PECS)

Тема № 10: Практическое применение PECS

Тема № 11: Использование коммуникативных досок и книг

Тема № 12: Технологии голосового вывода: особенности и применение

Тема № 13: Программное обеспечение для АДК на компьютерах и планшетах

Тема № 14: Мобильные приложения для АДК

Тема № 15: Адаптация окружающей среды для использования АДК

Тема № 16: Взаимодействие с семьей при внедрении АДК

Тема № 17: Обучение коммуникативным партнерам

Тема № 18: Стратегии развития понимания речи

Тема № 19: Развитие экспрессивной речи с использованием АДК

Тема № 20: Работа с поведением, препятствующим коммуникации

Тема № 21: Использование АДК в учебной деятельности

Тема № 22: АДК в повседневной жизни

Тема № 23: АДК в игровой деятельности

Тема № 24: АДК в социальной интеграции

Тема № 25: Создание индивидуальных коммуникативных программ

Тема № 26: Мониторинг эффективности использования АДК

Тема № 27: Этические вопросы использования АДК

Тема № 28: Современные исследования в области АДК

Тема № 29: Технические средства АДК: обзор и сравнение

Тема № 30: Выбор и адаптация технических средств АДК

Тема № 31: Организация рабочего места для использования АДК

Тема № 32: Работа в команде специалистов при внедрении АДК

Тема № 33: Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов с использованием АДК

Тема № 34: Документальное сопровождение использования АДК

Тема № 35: Правовые аспекты использования АДК

Тема № 36: Перспективы развития АДК для лиц с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 37: Примеры успешного применения АДК

Тема № 38: Практикум по созданию и использованию АДК

Раздел «Разработка и реализация индивидуальных образовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основные виды нарушений развития у обучающихся с умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), их особенности и влияние на образовательный процесс. Знает нормативно-правовую базу, регламентирующую образование обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Знает принципы, методы и технологии разработки и реализации индивидуальных образовательных программ (ИОП) для данной категории обучающихся. Знает особенности оценки динамики развития обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Знает структуру и содержание ИОП, включая ее обязательные компоненты.

Умения: Владеет навыками использования специальных методик и технологий обучения обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Владеет навыками разработки адаптированных образовательных материалов и дидактических пособий. Владеет навыками проведения мониторинга и оценки эффективности реализации ИОП. Владеет навыками коррекции и адаптации ИОП в соответствии с динамикой развития обучающегося. Владеет навыками консультирования родителей (законных представителей) по вопросам реализации ИОП.

Навыки: Умеет проводить психолого-педагогическую диагностику обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР с целью выявления их образовательных потребностей и возможностей. Умеет формулировать образовательные цели и задачи ИОП с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Умеет подбирать и адаптировать образовательные методы, приемы и технологии для реализации ИОП. Умеет разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты и программы для обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Умеет организовывать взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся в процессе реализации ИОП.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы специальной педагогики и психологии

Тема № 2: Классификация умственной отсталости и ТМНР

Тема № 3: Особенности познавательной деятельности обучающихся с УО и ТМНР

Тема № 4: Особенности эмоционально-волевой сферы обучающихся с УО и ТМНР

Тема № 5: Особенности развития речи и коммуникации у обучающихся с УО и ТМНР

Тема № 6: Диагностика обучающихся с УО и ТМНР

Тема № 7: Принципы построения индивидуальных образовательных программ (ИОП)

Тема № 8: Нормативно-правовая база разработки и реализации ИОП

Тема № 9: Цели и задачи ИОП для обучающихся с УО и ТМНР

Тема № 10: Структура ИОП

Тема № 11: Содержание ИОП для обучающихся с разными степенями УО и ТМНР

Тема № 12: Адаптация образовательной среды для обучающихся с УО и ТМНР

Тема № 13: Методы и приемы обучения обучающихся с УО и ТМНР

Тема № 14: Развитие сенсорных функций у обучающихся с УО и ТМНР

Тема № 15: Формирование навыков самообслуживания

Тема № 16: Развитие социально-бытовой ориентировки

Тема № 17: Формирование элементарных математических представлений

Тема № 18: Развитие речи и коммуникативных навыков

Тема № 19: Обучение чтению и письму обучающихся с УО и ТМНР

Тема № 20: Развитие мелкой моторики

Тема № 21: Коррекционно-развивающие занятия

Тема № 22: Использование игровых технологий в обучении

Тема № 23: Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении

Тема № 24: Работа с родителями обучающихся с УО и ТМНР

Тема № 25: Взаимодействие с другими специалистами (психолог, логопед, дефектолог)

Тема № 26: Мониторинг и оценка эффективности реализации ИОП

Тема № 27: Инклюзивное образование обучающихся с УО и ТМНР

Тема № 28: Профориентация обучающихся с УО и ТМНР

Тема № 29: Социальная адаптация обучающихся с УО и ТМНР

Тема № 30: Организация досуга и внеурочной деятельности

Тема № 31: Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов

Тема № 32: Современные подходы к обучению детей с УО и ТМНР

Тема № 33: Альтернативная и augmentative коммуникация

Тема № 34: Работа с поведенческими проблемами

Тема № 35: Психологическая поддержка обучающихся с УО и ТМНР

Тема № 36: Особенности обучения детей с сочетанными нарушениями

Тема № 37: Применение ассистивных технологий в обучении

Тема № 38: Опыт зарубежных стран в области образования детей с УО и ТМНР

Раздел «Психолого-педагогическая поддержка педагогов и других участников образовательных отношений, работающих с обучающимися с умственной отсталостью и ТМНР»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает особенности психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), специфику их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения, а также основные принципы, методы и формы их обучения и воспитания. Знает этические принципы и правовые нормы, регулирующие работу с данной категорией обучающихся. Знает основные модели психолого-педагогической поддержки участников образовательных отношений. Знает особенности организации инклюзивной среды для обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Знает специфику междисциплинарного взаимодействия в процессе сопровождения обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР.

Умения: Владеет навыками создания адаптированной образовательной среды для обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Владеет навыками использования специальных методик и технологий обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР (в том числе альтернативной и аугментативной коммуникации). Владеет навыками организации совместной деятельности обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР с нормотипичными сверстниками. Владеет навыками профилактики и коррекции нежелательного поведения обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Владеет навыками саморегуляции и стрессоустойчивости в профессиональной деятельности.

Навыки: Умеет проводить психолого-педагогическую диагностику обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР с целью выявления их особых образовательных потребностей и потенциала развития. Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты и адаптированные образовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Умеет применять различные методы и приемы психолого-педагогической поддержки обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР в образовательном процессе и внеурочной деятельности. Умеет взаимодействовать с родителями (законными представителями) обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР, оказывая им консультативную и психолого-педагогическую помощь. Умеет анализировать и оценивать эффективность психолого-педагогической поддержки обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР.

Содержание раздела

Тема № 1: Теоретические основы умственной отсталости

Тема № 2: Теоретические основы тяжелых множественных нарушений развития (ТМНР)

Тема № 3: Классификация и диагностика умственной отсталости

Тема № 4: Классификация и диагностика ТМНР

Тема № 5: Психологические особенности детей с умственной отсталостью

Тема № 6: Психологические особенности детей с ТМНР

Тема № 7: Образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью

Тема № 8: Образовательные потребности обучающихся с ТМНР

Тема № 9: Адаптированные образовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью

Тема № 10: Адаптированные образовательные программы для обучающихся с ТМНР

Тема № 11: Методы и приемы обучения детей с умственной отсталостью

Тема № 12: Методы и приемы обучения детей с ТМНР

Тема № 13: Развитие коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью

Тема № 14: Развитие коммуникативных навыков у детей с ТМНР

Тема № 15: Формирование социально-бытовых навыков у детей с умственной отсталостью

Тема № 16: Формирование социально-бытовых навыков у детей с ТМНР

Тема № 17: Работа с семьей ребенка с умственной отсталостью

Тема № 18: Работа с семьей ребенка с ТМНР

Тема № 19: Профессиональное выгорание педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Тема № 20: Психогигиена и профилактика эмоционального выгорания

Тема № 21: Особенности инклюзивного образования для детей с умственной отсталостью

Тема № 22: Особенности инклюзивного образования для детей с ТМНР

Тема № 23: Создание доступной среды для детей с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 24: Альтернативная и аугментативная коммуникация

Тема № 25: Использование информационных технологий в обучении детей с умственной отсталостью

Тема № 26: Использование информационных технологий в обучении детей с ТМНР

Тема № 27: Междисциплинарное взаимодействие в работе с детьми с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 28: Организация коррекционно-развивающей работы

Тема № 29: Психологическое консультирование родителей детей с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 30: Правовые основы образования детей с ОВЗ

Тема № 31: Социальная адаптация детей с умственной отсталостью

Тема № 32: Социальная адаптация детей с ТМНР

Тема № 33: Профориентация обучающихся с умственной отсталостью

Тема № 34: Профориентация обучающихся с ТМНР

Тема № 35: Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 36: Творческое развитие детей с умственной отсталостью и ТМНР

Тема № 37: Супервизия в работе с детьми с ОВЗ

Тема № 38: Этические аспекты работы с детьми с умственной отсталостью и ТМНР

Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.

Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.

Условия реализации рабочей программы модуля

Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.

Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля

Электронные учебные издания

Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503

Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].

Электронные методические издания

Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252

Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597

Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).

Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)

Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):

- Состав современных профессиональных баз данных

Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)

Открытые данные России (https://data.gov.ru/)

Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)

База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)

- Состав информационных справочных систем

База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)

Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)

Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)

Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)

Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)

Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)

Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)

- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти

Президент России (http://kremlin.ru/)

Правительство России (http://government.ru/)

Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)

Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)

Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)

- Иные информационные ресурсы - периодическими издания

TACC (https://tass.ru/)

РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)

Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)

RT (https://rt.com/)

- Информационные поисковые системы

Яндекс (https://ya.ru/)

MAIL.RU (https://www.mail.ru/)