Приложение 3
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"
"05" июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
ВМ.3 «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений»
Дополнительная профессиональная программа
«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»
г. Москва
Территория Инновационного центра Сколково
Наименование модуля: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений.
Тип модуля: вариативный модуль.
Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений».
Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.
Структура и содержание модуля
| Элемент | Всего, ак.ч. | Лекций, ак.ч. | Практических занятий, ак.ч. | Результаты обучения (коды) |
|---|---|---|---|---|
| Раздел «Основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инвалидностью и группы риска» | 8 | 2 | 2 | ПК-3 |
| Раздел «Психолого-педагогическая диагностика и оценка особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью» | 8 | 2 | 2 | ПК-3 |
| Раздел «Современные подходы и методики коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, инвалидностью и группы риска» | 8 | 2 | 2 | ПК-3 |
| Раздел «Организация инклюзивной образовательной среды для детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью» | 8 | 2 | 2 | ПК-3 |
| Раздел «Взаимодействие с семьями детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью: психолого-педагогическое сопровождение и поддержка» | 8 | 2 | 2 | ПК-3 |
| Раздел «Профилактика и коррекция эмоционального и поведенческого дистресса у детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью» | 8 | 2 | 2 | ПК-3 |
| Раздел «Технологии и средства альтернативной и дополнительной коммуникации для детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью» | 8 | 2 | 2 | ПК-3 |
| Раздел «Разработка и реализация индивидуальных образовательных программ для детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью» | 8 | 2 | 2 | ПК-3 |
| Раздел «Психолого-педагогическая поддержка педагогов и других участников образовательных отношений, работающих с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью» | 8 | 2 | 2 | ПК-3 |
Раздел «Основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инвалидностью и группы риска»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает этические принципы работы с детьми с ОВЗ, инвалидностью и группы риска, особенности их психофизического развития и специфику обучения; основные виды нарушений развития (речевые, интеллектуальные, сенсорные, двигательные, эмоционально-волевые) и их влияние на процесс обучения и воспитания; современные коррекционно-развивающие технологии и методики, применяемые в работе с данной категорией детей.
Умения: Владеет навыками общения с детьми с ОВЗ, установления с ними эмоционального контакта; использования специальных методик и приемов для развития когнитивных функций, речи, моторики, социально-бытовых навыков; применения адаптивного оборудования и технических средств обучения; анализа и интерпретации результатов диагностики развития ребенка; консультирования родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей с ОВЗ.
Навыки: Умеет выявлять особые образовательные потребности детей с ОВЗ; создавать адаптированные образовательные программы с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка; применять различные методы и приемы коррекционно-развивающей работы, направленные на компенсацию и коррекцию нарушений развития; оценивать эффективность применяемых коррекционно-развивающих методик; организовывать взаимодействие с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовые основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ
Тема № 2: Классификация нарушений развития у детей раннего и дошкольного возраста
Тема № 3: Особенности развития детей с нарушениями интеллекта
Тема № 4: Особенности развития детей с расстройствами аутистического спектра
Тема № 5: Особенности развития детей с нарушениями речи
Тема № 6: Особенности развития детей с нарушениями зрения
Тема № 7: Особенности развития детей с нарушениями слуха
Тема № 8: Особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Тема № 9: Дети с комплексными нарушениями развития
Тема № 10: Дети с задержкой психического развития
Тема № 11: Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ
Тема № 12: Принципы построения коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ
Тема № 13: Организация коррекционно-развивающей среды для детей с ОВЗ
Тема № 14: Адаптация образовательных программ для детей с ОВЗ
Тема № 15: Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ
Тема № 16: Работа с родителями детей с ОВЗ
Тема № 17: Взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающем процессе
Тема № 18: Игровые методы коррекционно-развивающей работы
Тема № 19: Методы сенсорной интеграции
Тема № 20: Методы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ
Тема № 21: Музыкальная терапия в работе с детьми с ОВЗ
Тема № 22: Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ
Тема № 23: Логопедическая работа с детьми с ОВЗ
Тема № 24: Психологическое сопровождение детей с ОВЗ
Тема № 25: Социальная адаптация детей с ОВЗ
Тема № 26: Профилактика нарушений развития у детей
Тема № 27: Инклюзивное образование детей с ОВЗ
Тема № 28: Формирование толерантности к детям с ОВЗ у сверстников
Тема № 29: Особенности развития детей группы риска
Тема № 30: Работа с детьми, пережившими травматические события
Тема № 31: Работа с детьми из социально неблагополучных семей
Тема № 32: Работа с одаренными детьми с ОВЗ
Тема № 33: Современные технологии в коррекционно-развивающем обучении
Тема № 34: Альтернативная и дополнительная коммуникация
Тема № 35: Ассистивные технологии в образовании детей с ОВЗ
Тема № 36: Профессиональная этика специалиста коррекционно-развивающего обучения
Тема № 37: Организация и проведение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)
Тема № 38: Документация в коррекционно-развивающей работе
Тема № 39: Перспективы развития коррекционно-развивающего обучения
Раздел «Психолого-педагогическая диагностика и оценка особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Теоретических основ психолого-педагогической диагностики, ее принципов, этапов и методов, применяемых к детям раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью. Классификаций, характеристик и особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста с различными видами ОВЗ и инвалидностью (нарушения зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуального развития, расстройства аутистического спектра, эмоционально-волевые нарушения и др.). Специфики применения диагностического инструментария (тестов, опросников, шкал, проективных методик и др.) для детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью. Нормативно-правовых основ, регламентирующих психолого-педагогическую диагностику и сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью в Российской Федерации. Этических принципов проведения психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ и инвалидностью.
Умения: Проведения стандартизированных и нестандартизированных методов психолого-педагогической диагностики детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью. Наблюдения за поведением и деятельностью ребенка с ОВЗ и инвалидностью в различных ситуациях. Установления контакта и создания доверительной атмосферы при взаимодействии с ребенком с ОВЗ и инвалидностью и его родителями (законными представителями). Ведения документации по результатам психолого-педагогической диагностики. Адаптации диагностических методик к индивидуальным особенностям ребенка с ОВЗ и инвалидностью.
Навыки: Выбирать и применять адекватные методы и инструменты для диагностики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста с разными видами ОВЗ и инвалидностью. Анализировать и интерпретировать полученные диагностические данные с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Составлять индивидуальные программы развития и коррекционно-развивающей работы для детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью на основе результатов диагностики. Взаимодействовать с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ и инвалидностью, предоставлять им информацию о результатах диагностики и рекомендациях по дальнейшему развитию ребенка. Работать в команде специалистов (педагогов, психологов, врачей, социальных работников) для комплексного сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы психолого-педагогической диагностики
Тема № 2: Нормативно-правовые основы диагностики детей с ОВЗ и инвалидностью
Тема № 3: Этические принципы диагностики детей с ОВЗ и инвалидностью
Тема № 4: Классификация нарушений развития у детей
Тема № 5: Особенности развития детей с нарушениями зрения
Тема № 6: Диагностика детей с нарушениями зрения
Тема № 7: Особенности развития детей с нарушениями слуха
Тема № 8: Диагностика детей с нарушениями слуха
Тема № 9: Особенности развития детей с нарушениями речи
Тема № 10: Диагностика детей с нарушениями речи
Тема № 11: Особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Тема № 12: Диагностика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Тема № 13: Особенности развития детей с задержкой психического развития
Тема № 14: Диагностика детей с задержкой психического развития
Тема № 15: Особенности развития детей с умственной отсталостью
Тема № 16: Диагностика детей с умственной отсталостью
Тема № 17: Особенности развития детей с расстройствами аутистического спектра
Тема № 18: Диагностика детей с расстройствами аутистического спектра
Тема № 19: Комплексная оценка развития ребенка с ОВЗ
Тема № 20: Методы наблюдения за детьми с ОВЗ
Тема № 21: Методы беседы с детьми с ОВЗ и их родителями
Тема № 22: Методы анализа продуктов деятельности детей с ОВЗ
Тема № 23: Психометрические методы диагностики
Тема № 24: Проективные методы диагностики
Тема № 25: Нейропсихологическая диагностика
Тема № 26: Функциональная диагностика
Тема № 27: Педагогическая диагностика
Тема № 28: Инструментальные методы диагностики
Тема № 29: Интерпретация результатов диагностики
Тема № 30: Составление индивидуальных образовательных маршрутов
Тема № 31: Особенности взаимодействия с родителями детей с ОВЗ
Тема № 32: Работа в междисциплинарной команде
Тема № 33: Профилактика эмоционального выгорания специалистов
Тема № 34: Организация инклюзивного образования
Тема № 35: Адаптация диагностических методик для детей с ОВЗ
Тема № 36: Современные тенденции в диагностике детей с ОВЗ
Тема № 37: Использование информационных технологий в диагностике
Тема № 38: Документирование результатов диагностики
Тема № 39: Примеры составления заключений по результатам диагностики
Тема № 40: Супервизия в практике психолого-педагогической диагностики
Раздел «Современные подходы и методики коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, инвалидностью и группы риска»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о специфике междисциплинарного взаимодействия в рамках коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, инвалидностью и группы риска. Знания о роли семьи в коррекционно-развивающем процессе. Знания о возможностях использования цифровых технологий в коррекционно-развивающей работе.
Умения: Навыки применения современных методик и технологий коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, инвалидностью и группы риска (нейропсихологическая коррекция, арт-терапия, игротерапия, логопедические приемы и др.). Навыки организации и проведения индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. Навыки ведения документации по коррекционно-развивающей работе.
Навыки: Умение организовать взаимодействие с родителями (законными представителями), педагогами, психологами, медицинскими работниками и другими специалистами в интересах ребенка с ОВЗ, инвалидностью и группы риска. Умение консультировать родителей (законных представителей) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Умение подбирать и использовать цифровые ресурсы для реализации коррекционно-развивающих программ.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовые основы коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ
Тема № 2: Классификация нарушений развития у детей раннего и дошкольного возраста
Тема № 3: Особенности развития детей с нарушениями зрения
Тема № 4: Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями зрения
Тема № 5: Особенности развития детей с нарушениями слуха
Тема № 6: Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями слуха
Тема № 7: Особенности развития детей с нарушениями речи
Тема № 8: Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями речи
Тема № 9: Особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Тема № 10: Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Тема № 11: Особенности развития детей с задержкой психического развития
Тема № 12: Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития
Тема № 13: Особенности развития детей с умственной отсталостью
Тема № 14: Коррекционно-развивающая работа с детьми с умственной отсталостью
Тема № 15: Особенности развития детей с расстройствами аутистического спектра
Тема № 16: Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра
Тема № 17: Дети с комплексными нарушениями развития
Тема № 18: Организация коррекционно-развивающей среды для детей с ОВЗ
Тема № 19: Диагностика и оценка развития детей с ОВЗ
Тема № 20: Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ
Тема № 21: Взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающей работе
Тема № 22: Работа с семьей ребенка с ОВЗ
Тема № 23: Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
Тема № 24: Игровые методы в коррекционно-развивающей работе
Тема № 25: Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ
Тема № 26: Музыкальная терапия в работе с детьми с ОВЗ
Тема № 27: Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ
Тема № 28: Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ
Тема № 29: Нейропсихологический подход в коррекции нарушений развития
Тема № 30: Логопедический массаж
Тема № 31: Зондовый массаж
Тема № 32: Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ
Тема № 33: Развитие сенсорной интеграции у детей с ОВЗ
Тема № 34: Формирование социально-бытовых навыков у детей с ОВЗ
Тема № 35: Альтернативная и аугментативная коммуникация
Тема № 36: Адаптация детей с ОВЗ к условиям образовательной организации
Тема № 37: Инклюзивное образование детей с ОВЗ
Тема № 38: Профилактика эмоционального выгорания специалистов, работающих с детьми с ОВЗ
Раздел «Организация инклюзивной образовательной среды для детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания нормативно-правовой базы, регламентирующей инклюзивное образование детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью (законы, приказы, положения); особенности развития детей раннего и дошкольного возраста с различными видами ОВЗ и инвалидностью (РАС, нарушения речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта); принципы, методы и формы организации инклюзивной образовательной среды; специфику адаптации образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ и инвалидностью; методы и техники психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью и их семей.
Умения: Навыки взаимодействия с детьми раннего и дошкольного возраста с различными видами ОВЗ и инвалидностью; применения специальных технических средств обучения и реабилитации; адаптации обучающих материалов и дидактических игр для детей с ОВЗ; проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей; наблюдения за динамикой развития ребенка с ОВЗ и коррекции индивидуального образовательного маршрута; конструктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) и специалистами в рамках инклюзивного процесса.
Навыки: Умения проводить психолого-педагогическую диагностику детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью; разрабатывать и адаптировать образовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ; создавать адаптированную образовательную среду, отвечающую потребностям детей с ОВЗ и инвалидностью; организовывать взаимодействие с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ; использовать специальные методы и приемы обучения и воспитания детей с ОВЗ; анализировать эффективность инклюзивного процесса.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовые основы инклюзивного образования детей раннего и дошкольного возраста
Тема № 2: Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью
Тема № 3: Классификация нарушений развития у детей раннего и дошкольного возраста
Тема № 4: Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ
Тема № 5: Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ
Тема № 6: Адаптация образовательной программы для детей с ОВЗ
Тема № 7: Создание специальных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ
Тема № 8: Организация предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ
Тема № 9: Использование специальных технических средств обучения для детей с ОВЗ
Тема № 10: Работа с родителями детей с ОВЗ и инвалидностью
Тема № 11: Взаимодействие с другими специалистами (психолог, логопед, дефектолог)
Тема № 12: Инклюзия детей с нарушениями зрения в ДОО
Тема № 13: Инклюзия детей с нарушениями слуха в ДОО
Тема № 14: Инклюзия детей с нарушениями речи в ДОО
Тема № 15: Инклюзия детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в ДОО
Тема № 16: Инклюзия детей с расстройствами аутистического спектра в ДОО
Тема № 17: Инклюзия детей с задержкой психического развития в ДОО
Тема № 18: Инклюзия детей с умственной отсталостью в ДОО
Тема № 19: Социальная адаптация детей с ОВЗ в инклюзивной группе
Тема № 20: Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ
Тема № 21: Развитие игровой деятельности у детей с ОВЗ в условиях инклюзии
Тема № 22: Организация образовательного процесса в инклюзивной группе
Тема № 23: Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ в инклюзивной группе
Тема № 24: Проектная деятельность в инклюзивной группе
Тема № 25: Мониторинг и оценка эффективности инклюзивного образования
Тема № 26: Преодоление барьеров в инклюзивном образовании
Тема № 27: Этические аспекты инклюзивного образования
Тема № 28: Работа в команде специалистов в условиях инклюзивного образования
Тема № 29: Профилактика эмоционального выгорания педагогов, работающих в инклюзивных группах
Тема № 30: Международный опыт инклюзивного образования
Тема № 31: Инновационные технологии в инклюзивном образовании
Тема № 32: Организация инклюзивного образования в условиях малокомплектных ДОО
Тема № 33: Организация инклюзивного образования в сельской местности
Тема № 34: Сотрудничество ДОО с другими организациями в рамках инклюзивного образования
Тема № 35: Роль воспитателя в создании инклюзивной среды
Тема № 36: Самообразование педагога по вопросам инклюзивного образования
Тема № 37: Перспективы развития инклюзивного образования в России
Раздел «Взаимодействие с семьями детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью: психолого-педагогическое сопровождение и поддержка»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает особенности развития детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью, специфику их потребностей и ограничений возможностей здоровья; основные виды ОВЗ и инвалидности у детей, их влияние на развитие и обучение; принципы, этапы, формы и методы психолого-педагогического сопровождения и поддержки семьи ребенка с ОВЗ и инвалидностью; нормативно-правовые основы, регламентирующие права и льготы семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью; этические принципы взаимодействия с семьями детей с ОВЗ и инвалидностью. Знает особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью, и факторы риска возникновения семейных проблем. Знает методы и техники психологической диагностики, коррекции и развития детей с ОВЗ.
Умения: Владеет навыками установления контакта и доверия с членами семьи ребенка с ОВЗ и инвалидностью; активного слушания и эмпатии в процессе взаимодействия с родителями; консультирования родителей по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка с ОВЗ и инвалидностью; проведения диагностических и коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ и инвалидностью; организации и проведения групповых занятий для родителей детей с ОВЗ и инвалидностью; разработки и использования дидактических материалов и игр, адаптированных для детей с ОВЗ и инвалидностью; саморегуляции и профессиональной рефлексии в процессе взаимодействия с семьями детей с ОВЗ и инвалидностью. Владеет навыками работы с информационными ресурсами по вопросам ОВЗ и инвалидности.
Навыки: Умеет анализировать особенности развития и поведения ребенка с ОВЗ и инвалидностью; выявлять образовательные потребности и трудности детей с ОВЗ и инвалидностью; определять специфику взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ и инвалидностью, с учетом его индивидуальных особенностей и семейной ситуации; разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения и поддержки семьи ребенка с ОВЗ и инвалидностью; оценивать эффективность психолого-педагогического взаимодействия с семьей; осуществлять междисциплинарное взаимодействие с другими специалистами (врачами, социальными работниками и др.) в процессе сопровождения семьи ребенка с ОВЗ и инвалидностью; использовать разнообразные методы и техники психологической помощи и поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ; создавать развивающую среду, способствующую интеграции ребенка с ОВЗ и инвалидностью.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы инклюзивного образования
Тема № 2: Нормативно-правовая база взаимодействия с семьями детей с ОВЗ
Тема № 3: Классификация нарушений развития у детей
Тема № 4: Особенности развития детей раннего возраста с ОВЗ
Тема № 5: Особенности развития детей дошкольного возраста с ОВЗ
Тема № 6: Психологические особенности семей, воспитывающих детей с ОВЗ
Тема № 7: Этапы принятия диагноза ребенка родителями
Тема № 8: Создание поддерживающей среды для семей с детьми с ОВЗ
Тема № 9: Принципы взаимодействия с семьями детей с ОВЗ
Тема № 10: Технологии установления контакта и доверительных отношений с родителями
Тема № 11: Коммуникативные навыки специалиста при работе с семьями детей с ОВЗ
Тема № 12: Эффективное слушание и эмпатия в работе с родителями
Тема № 13: Выявление потребностей семей, воспитывающих детей с ОВЗ
Тема № 14: Методы психолого-педагогической диагностики детей раннего возраста с ОВЗ
Тема № 15: Методы психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста с ОВЗ
Тема № 16: Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ
Тема № 17: Организация индивидуальных и групповых консультаций для родителей
Тема № 18: Обучение родителей методам и приемам развития детей с ОВЗ
Тема № 19: Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста с ОВЗ
Тема № 20: Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Тема № 21: Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ и их семьями
Тема № 22: Музыкальная терапия в работе с детьми с ОВЗ и их семьями
Тема № 23: Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ и их семьями
Тема № 24: Психологическая поддержка родителей детей с ОВЗ
Тема № 25: Профилактика эмоционального выгорания родителей
Тема № 26: Социальная адаптация детей с ОВЗ
Тема № 27: Подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению
Тема № 28: Взаимодействие с другими специалистами (врачи, логопеды, дефектологи)
Тема № 29: Работа в междисциплинарной команде
Тема № 30: Организация родительских клубов и групп поддержки
Тема № 31: Проведение тренингов для родителей
Тема № 32: Организация мастер-классов для родителей
Тема № 33: Работа с родителями в дистанционном формате
Тема № 34: Документация специалиста, сопровождающего семьи детей с ОВЗ
Тема № 35: Особенности инклюзивного образования в разных странах
Тема № 36: Современные тенденции в области поддержки семей детей с ОВЗ
Тема № 37: Супервизия в работе с семьями детей с ОВЗ
Тема № 38: Профилактика профессионального выгорания специалиста
Раздел «Профилактика и коррекция эмоционального и поведенческого дистресса у детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о влиянии семейной ситуации на эмоциональное состояние ребенка с ОВЗ и инвалидностью.
Умения: Навыки эффективной коммуникации с родителями/опекунами детей с ОВЗ и инвалидностью, предоставления им психологической поддержки.
Навыки: Умения организовывать взаимодействие с семьей ребенка, обучать родителей/опекунов практическим приемам профилактики и коррекции эмоционального и поведенческого дистресса.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы эмоционального развития детей раннего и дошкольного возраста
Тема № 2: Особенности эмоционального развития детей с ОВЗ и инвалидностью
Тема № 3: Виды эмоционального и поведенческого дистресса у детей
Тема № 4: Факторы риска развития эмоциональных и поведенческих проблем
Тема № 5: Диагностика эмоционального и поведенческого дистресса
Тема № 6: Методы наблюдения за детьми с ОВЗ
Тема № 7: Интерпретация результатов диагностики
Тема № 8: Работа с родителями: сбор анамнеза и построение сотрудничества
Тема № 9: Основные принципы профилактики эмоционального дистресса
Тема № 10: Создание поддерживающей среды для детей с ОВЗ
Тема № 11: Развитие эмоционального интеллекта у детей
Тема № 12: Обучение детей навыкам саморегуляции
Тема № 13: Игротерапия в коррекции эмоциональных нарушений
Тема № 14: Арт-терапия для детей с ОВЗ
Тема № 15: Музыкальная терапия и ее применение в работе с детьми
Тема № 16: Сказкотерапия в коррекции эмоциональных проблем
Тема № 17: Песочная терапия для детей раннего возраста
Тема № 18: Работа с агрессивным поведением у детей
Тема № 19: Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста
Тема № 20: Работа со страхами у детей с ОВЗ
Тема № 21: Преодоление застенчивости и замкнутости
Тема № 22: Развитие социальных навыков у детей с ОВЗ
Тема № 23: Формирование коммуникативных навыков
Тема № 24: Обучение детей навыкам сотрудничества и взаимодействия
Тема № 25: Работа с гиперактивностью и дефицитом внимания
Тема № 26: Коррекция аутистического поведения
Тема № 27: Работа с детьми с нарушениями интеллектуального развития
Тема № 28: Работа с детьми с нарушениями речи
Тема № 29: Работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Тема № 30: Работа с детьми с нарушениями зрения
Тема № 31: Работа с детьми с нарушениями слуха
Тема № 32: Инклюзивное образование и его роль в профилактике дистресса
Тема № 33: Междисциплинарное взаимодействие специалистов
Тема № 34: Организация коррекционно-развивающей работы
Тема № 35: Составление индивидуальных программ развития
Тема № 36: Мониторинг эффективности коррекционной работы
Тема № 37: Этические аспекты работы с детьми с ОВЗ
Тема № 38: Профилактика профессионального выгорания специалистов
Тема № 39: Саморегуляция и стрессоустойчивость педагога
Раздел «Технологии и средства альтернативной и дополнительной коммуникации для детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные виды альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) для детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью, включая системы с использованием жестов, картинок, электронных устройств и других средств. Знает особенности развития коммуникации у детей с различными нарушениями развития (РАС, нарушения речи, интеллектуальные нарушения, нарушения слуха и зрения и др.). Знает принципы подбора и адаптации средств АДК в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка. Знает этические аспекты использования АДК.
Умения: Владеет навыками использования различных средств АДК, включая жесты, картинки, коммуникативные доски и электронные устройства. Владеет навыками обучения ребенка использованию АДК в различных ситуациях. Владеет навыками наблюдения за коммуникативным поведением ребенка и интерпретации его коммуникативных намерений. Владеет навыками создания поддерживающей коммуникативной среды. Владеет навыками работы в команде специалистов и взаимодействия с родителями.
Навыки: Умеет проводить оценку коммуникативных возможностей ребенка с ОВЗ и инвалидностью. Умеет подбирать и адаптировать средства АДК, создавать коммуникативные книги, таблицы, использовать жесты и другие средства АДК. Умеет обучать ребенка использованию выбранных средств АДК. Умеет взаимодействовать с семьей и другими специалистами для обеспечения единого коммуникативного пространства для ребенка. Умеет анализировать эффективность применения АДК и корректировать стратегии взаимодействия.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию (АДК)
Тема № 2: Основные понятия и терминология АДК
Тема № 3: Классификация нарушений развития речи и коммуникации
Тема № 4: Потребности детей с ОВЗ и инвалидностью в АДК
Тема № 5: Цели и задачи АДК в раннем и дошкольном возрасте
Тема № 6: Принципы выбора и применения средств АДК
Тема № 7: Диагностика коммуникативных возможностей ребенка
Тема № 8: Оценка окружающей среды и коммуникативных партнеров
Тема № 9: Системы альтернативной коммуникации: обзор и сравнение
Тема № 10: Невербальные средства коммуникации: жесты, мимика, взгляд
Тема № 11: Графические системы коммуникации: пиктограммы, фотографии, рисунки
Тема № 12: Предметно-действенное моделирование
Тема № 13: Тактильные средства коммуникации
Тема № 14: Адаптированные книги и игрушки
Тема № 15: Использование технологий eye-tracking
Тема № 16: Голосообразующие устройства
Тема № 17: Коммуникативные доски и альбомы
Тема № 18: Программное обеспечение для АДК
Тема № 19: Развитие коммуникативных навыков у детей с РАС
Тема № 20: Развитие коммуникативных навыков у детей с ДЦП
Тема № 21: Развитие коммуникативных навыков у детей с синдромом Дауна
Тема № 22: Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха
Тема № 23: Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения
Тема № 24: Развитие коммуникативных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями
Тема № 25: Организация коммуникативной среды для ребенка
Тема № 26: Обучение родителей и специалистов использованию АДК
Тема № 27: Взаимодействие с семьей ребенка
Тема № 28: Интеграция АДК в образовательный процесс
Тема № 29: Игровые методы в обучении АДК
Тема № 30: Практическое применение АДК в повседневной жизни
Тема № 31: Мониторинг эффективности использования АДК
Тема № 32: Этические аспекты применения АДК
Тема № 33: Современные тенденции в развитии АДК
Тема № 34: Адаптация и модификация средств АДК
Тема № 35: Создание индивидуальных коммуникативных программ
Тема № 36: Работа в команде специалистов
Тема № 37: Профилактика коммуникативных нарушений
Тема № 38: Перспективы развития АДК в России
Раздел «Разработка и реализация индивидуальных образовательных программ для детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о междисциплинарном подходе в разработке и реализации ИОП, роли различных специалистов (врачей, логопедов, дефектологов, психологов) в сопровождении детей с ОВЗ. Знания о современных ассистивных технологиях, применяемых в образовании детей с ОВЗ.
Умения: Навыки проведения наблюдения за детьми с ОВЗ, анализа продуктов их деятельности, интерпретации полученных данных. Навыки подбора и адаптации дидактических материалов, создания развивающей предметно-пространственной среды. Навыки планирования, организации и проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми с ОВЗ. Навыки ведения документации по реализации ИОП. Навыки эффективной коммуникации с детьми с ОВЗ, установления с ними доверительных отношений.
Навыки: Умения организовывать взаимодействие с другими специалистами в рамках междисциплинарной команды, координировать их действия при разработке и реализации ИОП. Умения подбирать и использовать ассистивные технологии для поддержки образовательного процесса детей с ОВЗ. Умения анализировать эффективность применяемых методов и технологий и корректировать ИОП в соответствии с динамикой развития ребенка.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовые основы инклюзивного образования
Тема № 2: Классификация нарушений развития у детей раннего и дошкольного возраста
Тема № 3: Особенности развития детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью
Тема № 4: Особенности развития детей дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью
Тема № 5: Психолого-педагогическая диагностика детей раннего возраста с ОВЗ
Тема № 6: Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста с ОВЗ
Тема № 7: Принципы построения индивидуальных образовательных программ (ИОП)
Тема № 8: Цели и задачи ИОП для детей раннего возраста
Тема № 9: Цели и задачи ИОП для детей дошкольного возраста
Тема № 10: Содержание ИОП для детей с нарушениями речи
Тема № 11: Содержание ИОП для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Тема № 12: Содержание ИОП для детей с нарушениями зрения
Тема № 13: Содержание ИОП для детей с нарушениями слуха
Тема № 14: Содержание ИОП для детей с умственной отсталостью
Тема № 15: Содержание ИОП для детей с расстройствами аутистического спектра
Тема № 16: Содержание ИОП для детей с задержкой психического развития
Тема № 17: Адаптация образовательной среды для детей с ОВЗ и инвалидностью
Тема № 18: Методы и приемы работы с детьми раннего возраста с ОВЗ
Тема № 19: Методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Тема № 20: Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ
Тема № 21: Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с ОВЗ
Тема № 22: Организация взаимодействия специалистов в процессе реализации ИОП
Тема № 23: Работа с родителями детей с ОВЗ и инвалидностью
Тема № 24: Консультирование родителей по вопросам развития и обучения детей с ОВЗ
Тема № 25: Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ
Тема № 26: Оценка эффективности реализации ИОП
Тема № 27: Мониторинг динамики развития ребенка с ОВЗ
Тема № 28: Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями речи
Тема № 29: Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Тема № 30: Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями зрения
Тема № 31: Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями слуха
Тема № 32: Коррекционно-развивающая работа с детьми с умственной отсталостью
Тема № 33: Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра
Тема № 34: Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития
Тема № 35: Инклюзия в дошкольном образовании
Тема № 36: Междисциплинарный подход в разработке и реализации ИОП
Тема № 37: Документация по ИОП
Тема № 38: Примеры разработки ИОП для различных нозологий
Раздел «Психолого-педагогическая поддержка педагогов и других участников образовательных отношений, работающих с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает этические принципы работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью и их семьями; особенности организации и проведения коррекционно-развивающих занятий для детей раннего и дошкольного возраста с различными видами нарушений развития; основные модели инклюзивного образования.
Умения: Владеет навыками наблюдения за детьми с ОВЗ и инвалидностью, выявления их потребностей и трудностей; навыками подбора и использования дидактических материалов и игр, адаптированных для детей с ОВЗ; навыками ведения документации, отражающей динамику развития ребенка с ОВЗ.
Навыки: Умеет применять различные методы и техники психолого-педагогической поддержки в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью раннего и дошкольного возраста; создавать благоприятный психологический климат в группе, учитывая особенности каждого ребенка; организовывать взаимодействие детей с ОВЗ и инвалидностью с типично развивающимися сверстниками.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовые основы инклюзивного образования
Тема № 2: Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ
Тема № 3: Классификация нарушений развития у детей
Тема № 4: Диагностика и оценка развития детей с ОВЗ
Тема № 5: Психологические особенности детей с нарушениями зрения
Тема № 6: Психологические особенности детей с нарушениями слуха
Тема № 7: Психологические особенности детей с нарушениями речи
Тема № 8: Психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Тема № 9: Психологические особенности детей с задержкой психического развития
Тема № 10: Психологические особенности детей с расстройствами аутистического спектра
Тема № 11: Психологические особенности детей с интеллектуальными нарушениями
Тема № 12: Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в семье
Тема № 13: Взаимодействие с родителями детей с ОВЗ
Тема № 14: Работа с семьей ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Тема № 15: Адаптация образовательной среды для детей с ОВЗ
Тема № 16: Специальные образовательные условия для детей с ОВЗ
Тема № 17: Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ
Тема № 18: Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ
Тема № 19: Игровые технологии в работе с детьми с ОВЗ
Тема № 20: Коррекционно-развивающие занятия для детей с ОВЗ
Тема № 21: Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ
Тема № 22: Социально-эмоциональное развитие детей с ОВЗ
Тема № 23: Формирование учебной деятельности у детей с ОВЗ
Тема № 24: Профилактика эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
Тема № 25: Стресс-менеджмент для педагогов
Тема № 26: Работа в команде специалистов сопровождения детей с ОВЗ
Тема № 27: Взаимодействие с другими участниками образовательных отношений (медицинскими работниками, социальными педагогами)
Тема № 28: Организация инклюзивного пространства в дошкольной образовательной организации
Тема № 29: Моделирование инклюзивной образовательной среды
Тема № 30: Оценка эффективности инклюзивной практики
Тема № 31: Этические аспекты работы с детьми с ОВЗ и их семьями
Тема № 32: Современные подходы к инклюзивному образованию
Тема № 33: Инновационные технологии в инклюзивном образовании
Тема № 34: Проектная деятельность в рамках инклюзивного образования
Тема № 35: Организация и проведение мониторинга качества инклюзивного образования
Тема № 36: Супервизия в работе с детьми с ОВЗ
Тема № 37: Самообразование и профессиональное развитие педагога в области инклюзивного образования
Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.
Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.
Условия реализации рабочей программы модуля
Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля
Электронные учебные издания
Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503
Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Электронные методические издания
Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252
Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597
Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).
Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)
Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):
- Состав современных профессиональных баз данных
Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)
Открытые данные России (https://data.gov.ru/)
Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)
База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)
- Состав информационных справочных систем
База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)
Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)
Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)
Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)
Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)
Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)
Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)
- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти
Президент России (http://kremlin.ru/)
Правительство России (http://government.ru/)
Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)
Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)
Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)
- Иные информационные ресурсы - периодическими издания
TACC (https://tass.ru/)
РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)
Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)
RT (https://rt.com/)
- Информационные поисковые системы
Яндекс (https://ya.ru/)
MAIL.RU (https://www.mail.ru/)