Приложение 3

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"

"05" июня 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

ВМ.5 «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями зрения, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений»

Дополнительная профессиональная программа

«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»

г. Москва

Территория Инновационного центра Сколково

Наименование модуля: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями зрения, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений.

Тип модуля: вариативный модуль.

Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями зрения, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений».

Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.

Структура и содержание модуля

Элемент Всего, ак.ч. Лекций, ак.ч. Практических занятий, ак.ч. Результаты обучения (коды)
Раздел «Основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями зрения» 8 2 2 ПК-5
Раздел «Психолого-педагогическая диагностика и оценка особенностей развития детей с нарушениями зрения» 8 2 2 ПК-5
Раздел «Современные подходы и методики коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями зрения» 8 2 2 ПК-5
Раздел «Организация инклюзивного образовательного пространства для обучающихся с нарушениями зрения» 8 2 2 ПК-5
Раздел «Взаимодействие с семьями обучающихся с нарушениями зрения: психолого-педагогическое сопровождение и поддержка» 8 2 2 ПК-5
Раздел «Профилактика и коррекция эмоционального и поведенческого дистресса у обучающихся с нарушениями зрения» 8 2 2 ПК-5
Раздел «Технологии и средства альтернативной и дополнительной коммуникации для обучающихся с нарушениями зрения» 8 2 2 ПК-5
Раздел «Разработка и реализация индивидуальных образовательных программ для обучающихся с нарушениями зрения» 8 2 2 ПК-5
Раздел «Психолого-педагогическая поддержка педагогов и других участников образовательных отношений, работающих с обучающимися с нарушениями зрения» 8 2 2 ПК-5

Раздел «Основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями зрения»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основы офтальмологии и тифлопедагогики, этиологию, патогенез, клинические проявления, методы диагностики и коррекции различных нарушений зрения у детей. Знает особенности развития компенсаторных функций у детей с нарушениями зрения.

Умения: Владеет навыками проведения зрительной гимнастики и упражнений для развития зрительных функций. Владеет навыками обучения ориентировке в пространстве и социально-бытовой адаптации детей с нарушениями зрения. Владеет навыками консультирования родителей (законных представителей) по вопросам воспитания, обучения и развития детей с нарушениями зрения.

Навыки: Умеет анализировать особенности развития детей с нарушениями зрения и прогнозировать их дальнейшее развитие. Умеет подбирать и применять дидактические материалы, адаптированные для обучающихся с нарушениями зрения. Умеет организовать взаимодействие с другими специалистами (офтальмологом, психологом, социальным педагогом) в рамках комплексного сопровождения обучающихся с нарушениями зрения.

Содержание раздела

Тема № 1: Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора

Тема № 2: Классификация нарушений зрения

Тема № 3: Основные причины нарушений зрения

Тема № 4: Психологические особенности детей с нарушениями зрения

Тема № 5: Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями зрения

Тема № 6: Развитие речи у детей с нарушениями зрения

Тема № 7: Особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями зрения

Тема № 8: Социальная адаптация детей с нарушениями зрения

Тема № 9: Диагностика нарушений зрения

Тема № 10: Принципы коррекционно-развивающего обучения

Тема № 11: Специальные образовательные потребности детей с нарушениями зрения

Тема № 12: Организация образовательной среды для детей с нарушениями зрения

Тема № 13: Тифлотехнические средства обучения и реабилитации

Тема № 14: Развитие остаточного зрения

Тема № 15: Обучение ориентации и мобильности

Тема № 16: Коррекция нарушений зрительного восприятия

Тема № 17: Развитие осязания и мелкой моторики

Тема № 18: Формирование социально-бытовых навыков

Тема № 19: Работа с родителями детей с нарушениями зрения

Тема № 20: Инклюзивное образование детей с нарушениями зрения

Тема № 21: Методики обучения чтению и письму по системе Брайля

Тема № 22: Работа с тифлопедагогическими пособиями

Тема № 23: Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с нарушениями зрения

Тема № 24: Особенности преподавания предметов естественнонаучного цикла

Тема № 25: Особенности преподавания предметов гуманитарного цикла

Тема № 26: Особенности преподавания математики

Тема № 27: Адаптация учебных материалов для детей с нарушениями зрения

Тема № 28: Развитие компенсаторных возможностей детей с нарушениями зрения

Тема № 29: Профилактика нарушений зрения

Тема № 30: Медико-социальная экспертиза и реабилитация

Тема № 31: Нормативно-правовые основы образования детей с нарушениями зрения

Тема № 32: Организация взаимодействия специалистов в коррекционно-развивающей работе

Тема № 33: Профессиональная этика тифлопедагога

Тема № 34: Современные исследования в области тифлопедагогики

Тема № 35: Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения в разных возрастных группах

Тема № 36: Особенности работы с детьми с сочетанными нарушениями

Тема № 37: Организация досуговой деятельности детей с нарушениями зрения

Тема № 38: Перспективы развития тифлопедагогики

Раздел «Психолого-педагогическая диагностика и оценка особенностей развития детей с нарушениями зрения»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Теоретических основ психолого-педагогической диагностики, включая её цели, задачи, принципы, методы и этапы. Специфики развития детей с нарушениями зрения, включая особенности их познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер, а также особенности коммуникации и социальной адаптации. Классификаций нарушений зрения, их причин, проявлений и влияния на развитие ребенка. Диагностического инструментария, применяемого для оценки особенностей развития детей с нарушениями зрения, включая тесты, опросники, проективные методики, методы наблюдения и анализа продуктов деятельности. Нормативно-правовых основ, регламентирующих психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения.

Умения: Наблюдения за поведением и деятельностью детей с нарушениями зрения. Применения диагностических методик и инструментов, адаптированных для детей с нарушениями зрения. Ведения документации, связанной с психолого-педагогической диагностикой. Установления контакта и взаимодействия с детьми с нарушениями зрения. Использования специальных технических средств и приспособлений, облегчающих процесс обучения и развития детей с нарушениями зрения.

Навыки: Проводить сбор анамнестических данных и обследование детей с нарушениями зрения с использованием различных методов. Анализировать и интерпретировать полученные диагностические данные, формулировать заключение о развитии ребенка с учетом его зрительных возможностей. Разрабатывать индивидуальные программы развития и коррекции для детей с нарушениями зрения, учитывая их специфические потребности. Осуществлять взаимодействие с родителями и другими специалистами, участвующими в сопровождении ребенка с нарушениями зрения. Подбирать и адаптировать дидактические материалы и методические пособия с учетом зрительных возможностей ребенка.

Содержание раздела

Тема № 1: Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора

Тема № 2: Классификация нарушений зрения

Тема № 3: Влияние нарушений зрения на психическое развитие ребенка

Тема № 4: Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями зрения

Тема № 5: Особенности развития восприятия у детей с нарушениями зрения

Тема № 6: Особенности развития внимания у детей с нарушениями зрения

Тема № 7: Особенности развития памяти у детей с нарушениями зрения

Тема № 8: Особенности развития мышления у детей с нарушениями зрения

Тема № 9: Особенности развития речи у детей с нарушениями зрения

Тема № 10: Особенности развития воображения и творчества у детей с нарушениями зрения

Тема № 11: Особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями зрения

Тема № 12: Особенности развития личности детей с нарушениями зрения

Тема № 13: Особенности социальной адаптации детей с нарушениями зрения

Тема № 14: Методы психолого-педагогической диагностики

Тема № 15: Наблюдение как метод диагностики

Тема № 16: Беседа как метод диагностики

Тема № 17: Анализ продуктов деятельности как метод диагностики

Тема № 18: Экспериментальные методы диагностики

Тема № 19: Тестирование как метод диагностики

Тема № 20: Проективные методы диагностики

Тема № 21: Диагностика уровня развития познавательных процессов

Тема № 22: Диагностика уровня развития речи

Тема № 23: Диагностика уровня развития эмоционально-волевой сферы

Тема № 24: Диагностика уровня социальной адаптации

Тема № 25: Диагностика особенностей развития детей с косоглазием и амблиопией

Тема № 26: Диагностика особенностей развития детей с астигматизмом

Тема № 27: Диагностика особенностей развития детей с близорукостью и дальнозоркостью

Тема № 28: Диагностика особенностей развития детей с нистагмом

Тема № 29: Диагностика особенностей развития детей с частичной атрофией зрительного нерва

Тема № 30: Диагностика особенностей развития слепых детей

Тема № 31: Диагностика особенностей развития слабовидящих детей

Тема № 32: Составление индивидуальных программ развития

Тема № 33: Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями зрения

Тема № 34: Организация образовательного процесса для детей с нарушениями зрения

Тема № 35: Взаимодействие с родителями детей с нарушениями зрения

Тема № 36: Работа в команде специалистов

Тема № 37: Профессиональная этика в работе с детьми с нарушениями зрения

Тема № 38: Современные технологии в диагностике и коррекции нарушений зрения

Тема № 39: Основы тифлопедагогики

Раздел «Современные подходы и методики коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями зрения»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основные виды нарушений зрения, их классификацию, этиологию, патогенез и клинические проявления. Знает современные подходы и методики коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями зрения, включая тифлопедагогические, психологические и социальные аспекты. Знает особенности организации образовательного процесса для детей с нарушениями зрения, включая адаптацию учебных материалов и использование специальных технических средств обучения. Знает принципы и методы диагностики зрительных функций и оценки уровня развития детей с нарушениями зрения. Знает нормативно-правовую базу, регулирующую образование и социальную поддержку лиц с нарушениями зрения.

Умения: Владеет навыками работы со специальным тифлотехническим оборудованием и программным обеспечением для обучения лиц с нарушениями зрения. Владеет навыками проведения коррекционно-развивающих занятий с использованием различных методик и приемов, адаптированных для детей с нарушениями зрения. Владеет навыками организации образовательной среды, обеспечивающей комфортные и безопасные условия обучения для детей с нарушениями зрения. Владеет навыками консультирования родителей и педагогов по вопросам обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Владеет навыками оценки эффективности коррекционно-развивающей работы и внесения необходимых корректировок в образовательный процесс.

Навыки: Умеет проводить диагностику уровня развития зрительных функций и когнитивных способностей обучающихся с нарушениями зрения. Умеет анализировать индивидуальные особенности обучающихся с нарушениями зрения и на основе этого разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты и программы коррекционно-развивающей работы. Умеет адаптировать учебные материалы и применять специальные технические средства обучения для детей с нарушениями зрения. Умеет применять различные методы и приемы коррекционно-развивающей работы, направленные на развитие зрительного восприятия, компенсаторных функций и социально-бытовой адаптации. Умеет взаимодействовать с родителями и другими специалистами (психологами, логопедами, социальными педагогами) в рамках комплексного сопровождения обучающихся с нарушениями зрения.

Содержание раздела

Тема № 1: Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора

Тема № 2: Классификация нарушений зрения

Тема № 3: Психологические особенности детей с нарушениями зрения

Тема № 4: Диагностика нарушений зрения

Тема № 5: Принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения

Тема № 6: Организация образовательного процесса для обучающихся с нарушениями зрения

Тема № 7: Специальные технические средства обучения для слабовидящих

Тема № 8: Тифлотехнические средства обучения и реабилитации

Тема № 9: Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения

Тема № 10: Развитие осязания и мелкой моторики

Тема № 11: Развитие пространственной ориентировки и мобильности

Тема № 12: Обучение социально-бытовой адаптации

Тема № 13: Формирование коммуникативных навыков

Тема № 14: Работа с родителями детей с нарушениями зрения

Тема № 15: Коррекция нарушений чтения и письма у детей с нарушениями зрения

Тема № 16: Особенности обучения математике детей с нарушениями зрения

Тема № 17: Адаптация учебных материалов для слабовидящих

Тема № 18: Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с нарушениями зрения

Тема № 19: Методики развития речи у детей с нарушениями зрения

Тема № 20: Музыкальное воспитание детей с нарушениями зрения

Тема № 21: Изобразительная деятельность и лепка в работе с детьми с нарушениями зрения

Тема № 22: Физическое воспитание и адаптивная физическая культура

Тема № 23: Профориентация обучающихся с нарушениями зрения

Тема № 24: Инклюзивное образование детей с нарушениями зрения

Тема № 25: Социально-психологическая поддержка детей с нарушениями зрения

Тема № 26: Работа в команде специалистов (тифлопедагог, психолог, офтальмолог)

Тема № 27: Современные исследования в области тифлопедагогики

Тема № 28: Альтернативные коммуникативные системы

Тема № 29: Ранняя помощь детям с нарушениями зрения

Тема № 30: Использование игровых методов в коррекционной работе

Тема № 31: Методы нейропсихологической коррекции

Тема № 32: Развитие когнитивных функций у детей с нарушениями зрения

Тема № 33: Работа с детьми с сочетанными нарушениями

Тема № 34: Особенности обучения детей с косоглазием и амблиопией

Тема № 35: Особенности обучения детей с нистагмом

Тема № 36: Особенности обучения детей с ахроматопсией

Тема № 37: Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий

Тема № 38: Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы

Тема № 39: Правовые основы образования детей с нарушениями зрения

Раздел «Организация инклюзивного образовательного пространства для обучающихся с нарушениями зрения»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знание нормативно-правовой базы, регламентирующей инклюзивное образование обучающихся с нарушениями зрения (законы, приказы, положения); особенности психофизического развития детей с нарушениями зрения; принципы, методы и формы организации инклюзивного образовательного пространства для данной категории обучающихся; специфику применения специальных технических средств обучения и реабилитации для обучающихся с нарушениями зрения; особенности адаптации образовательных программ и материалов для обучающихся с нарушениями зрения.

Умения: Навык применения тифлотехнических средств обучения и реабилитации; навык адаптации учебных материалов (преобразование текстовой информации в альтернативные форматы, например, брайлевский шрифт, крупный шрифт); навык ориентирования обучающегося с нарушениями зрения в образовательном пространстве; навык коммуникации с обучающимися с нарушениями зрения с учетом их индивидуальных особенностей; навык оценки эффективности организованной инклюзивной среды для обучающихся с нарушениями зрения.

Навыки: Умение анализировать образовательные потребности обучающихся с нарушениями зрения; разрабатывать и адаптировать образовательные программы и материалы с учетом специфики зрительного восприятия; подбирать и использовать специальные технические средства обучения и реабилитации; организовывать взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся с нарушениями зрения; создавать комфортную и безопасную образовательную среду для обучающихся с нарушениями зрения.

Содержание раздела

Тема № 1: Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора

Тема № 2: Классификация нарушений зрения

Тема № 3: Психологические особенности обучающихся с нарушениями зрения

Тема № 4: Принципы организации инклюзивного образования для обучающихся с нарушениями зрения

Тема № 5: Нормативно-правовая база инклюзивного образования обучающихся с нарушениями зрения

Тема № 6: Специальные образовательные потребности обучающихся с нарушениями зрения

Тема № 7: Адаптация образовательной среды для обучающихся с нарушениями зрения

Тема № 8: Тифлотехнические средства обучения и реабилитации

Тема № 9: Работа с электронными текстами и программами экранного доступа

Тема № 10: Развитие остаточного зрения

Тема № 11: Обучение ориентировке в пространстве и мобильности

Тема № 12: Социальная адаптация обучающихся с нарушениями зрения

Тема № 13: Методика преподавания различных предметов обучающимся с нарушениями зрения

Тема № 14: Особенности обучения грамоте и чтению

Тема № 15: Особенности обучения математике

Тема № 16: Особенности обучения естественным наукам

Тема № 17: Особенности обучения гуманитарным наукам

Тема № 18: Особенности обучения искусству и музыке

Тема № 19: Особенности обучения физической культуре

Тема № 20: Работа с родителями обучающихся с нарушениями зрения

Тема № 21: Взаимодействие с другими специалистами (тифлопедагогами, психологами, социальными педагогами)

Тема № 22: Индивидуальный образовательный маршрут для обучающегося с нарушением зрения

Тема № 23: Оценка образовательных достижений обучающихся с нарушениями зрения

Тема № 24: Проектирование инклюзивного образовательного пространства

Тема № 25: Создание доступной образовательной среды

Тема № 26: Универсальный дизайн обучения

Тема № 27: Работа с учебниками и учебными материалами

Тема № 28: Использование тактильных пособий

Тема № 29: Использование аудиоматериалов

Тема № 30: Использование рельефно-графических изображений

Тема № 31: Организация учебного процесса для обучающихся с нарушениями зрения

Тема № 32: Формы и методы работы с обучающимися с нарушениями зрения

Тема № 33: Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушениями зрения

Тема № 34: Психологическая поддержка обучающихся с нарушениями зрения

Тема № 35: Профилактика зрительной утомляемости

Тема № 36: Организация внеурочной деятельности для обучающихся с нарушениями зрения

Тема № 37: Перспективы развития инклюзивного образования для обучающихся с нарушениями зрения

Раздел «Взаимодействие с семьями обучающихся с нарушениями зрения: психолого-педагогическое сопровождение и поддержка»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушениями зрения, влияющих на их взаимодействие с семьей; знание психологических механизмов формирования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ; знание специфики трудностей, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие детей с нарушениями зрения; знание ресурсов и возможностей семьи, воспитывающей ребенка с нарушением зрения; знание современных технологий и методик, применяемых в работе с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ.

Умения: Навыки активного слушания и эмпатического общения с родителями; навыки разрешения конфликтных ситуаций в семье; навыки проведения тренингов для родителей по развитию навыков эффективного взаимодействия с ребенком; навыки использования игровых методов в работе с детьми с нарушениями зрения и их семьями; навыки саморефлексии и анализа собственной профессиональной деятельности.

Навыки: Умение проводить оценку уровня развития ребенка с нарушением зрения и его семьи; умение оказывать психологическую поддержку родителям, испытывающим стресс и эмоциональное напряжение в связи с воспитанием ребенка с ОВЗ; умение обучать родителей приемам взаимодействия и развития ребенка с нарушением зрения в домашних условиях; умение мотивировать родителей к активному участию в коррекционно-развивающем процессе; умение координировать действия различных специалистов, работающих с семьей.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы тифлопедагогики

Тема № 2: Особенности развития детей с нарушениями зрения

Тема № 3: Классификация нарушений зрения

Тема № 4: Психологические особенности детей с нарушениями зрения

Тема № 5: Социально-эмоциональное развитие детей с нарушениями зрения

Тема № 6: Коммуникативные особенности детей с нарушениями зрения

Тема № 7: Когнитивное развитие детей с нарушениями зрения

Тема № 8: Адаптация детей с нарушениями зрения к образовательной среде

Тема № 9: Обучение детей с нарушениями зрения: методы и приемы

Тема № 10: Специальные технические средства обучения для детей с нарушениями зрения

Тема № 11: Развитие ориентировки и мобильности у детей с нарушениями зрения

Тема № 12: Формирование социально-бытовых навыков у детей с нарушениями зрения

Тема № 13: Работа с родителями детей с нарушениями зрения: принципы и этапы

Тема № 14: Психологическая поддержка родителей детей с нарушениями зрения

Тема № 15: Консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями зрения

Тема № 16: Организация взаимодействия семьи и образовательной организации

Тема № 17: Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением зрения: разработка и реализация

Тема № 18: Инклюзивное образование детей с нарушениями зрения

Тема № 19: Работа в команде специалистов: тифлопедагог, психолог, социальный педагог

Тема № 20: Создание доступной среды для детей с нарушениями зрения

Тема № 21: Правовые основы образования детей с нарушениями зрения

Тема № 22: Профилактика нарушений зрения у детей

Тема № 23: Ранняя помощь детям с нарушениями зрения и их семьям

Тема № 24: Диагностика нарушений зрения у детей

Тема № 25: Особенности взаимодействия с семьями детей с различными степенями нарушения зрения

Тема № 26: Работа с семьями, имеющими детей с сочетанными нарушениями

Тема № 27: Особенности взаимодействия с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

Тема № 28: Социальная защита семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения

Тема № 29: Организация досуга и отдыха для детей с нарушениями зрения и их семей

Тема № 30: Профориентация детей с нарушениями зрения

Тема № 31: Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения в переходный период

Тема № 32: Особенности подготовки детей с нарушениями зрения к самостоятельной жизни

Тема № 33: Этические аспекты взаимодействия с семьями детей с нарушениями зрения

Тема № 34: Стресс и выгорание у родителей детей с нарушениями зрения: профилактика и помощь

Тема № 35: Супервизия в работе с семьями детей с нарушениями зрения

Тема № 36: Семейная терапия для семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения

Тема № 37: Опыт зарубежных стран по работе с семьями детей с нарушениями зрения

Тема № 38: Современные исследования в области психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения и их семей

Раздел «Профилактика и коррекция эмоционального и поведенческого дистресса у обучающихся с нарушениями зрения»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о специфике эмоционального и поведенческого дистресса у обучающихся с нарушениями зрения, включая влияние зрительной депривации на развитие личности, социальную адаптацию и формирование эмоционально-волевой сферы. Знания о методах диагностики, профилактики и коррекции эмоциональных и поведенческих проблем у данной категории обучающихся. Знания о нормативно-правовой базе, регламентирующей инклюзивное образование и поддержку обучающихся с нарушениями зрения. Знания о принципах взаимодействия с семьей обучающегося с нарушениями зрения и другими специалистами (тифлопедагогами, психологами, социальными работниками) в процессе коррекционной работы. Знания о возрастных особенностях проявления эмоционального и поведенческого дистресса у детей с нарушениями зрения.

Умения: Навыки проведения диагностических процедур для выявления эмоционального и поведенческого дистресса у обучающихся с нарушениями зрения. Навыки применения различных методов и техник коррекции эмоциональных и поведенческих проблем (арт-терапия, игротерапия, сказкотерапия, методы релаксации и саморегуляции). Навыки создания адаптированной и комфортной образовательной среды для обучающихся с нарушениями зрения. Навыки консультирования родителей и педагогов по вопросам профилактики и коррекции эмоционального и поведенческого дистресса у детей с нарушениями зрения. Навыки работы в команде специалистов для обеспечения комплексной поддержки обучающегося.

Навыки: Умение анализировать особенности эмоционального и поведенческого развития обучающихся с нарушениями зрения с учетом степени и характера зрительного дефекта. Умение применять методы диагностики эмоционального и поведенческого дистресса у данной категории обучающихся (наблюдение, беседа, тестирование, анализ продуктов деятельности). Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные и групповые программы профилактики и коррекции эмоциональных и поведенческих проблем у обучающихся с нарушениями зрения с учетом их индивидуальных особенностей и образовательных потребностей. Умение адаптировать образовательную среду и учебные материалы для обучающихся с нарушениями зрения с целью минимизации стрессовых факторов и повышения их эмоционального комфорта. Умение устанавливать конструктивное взаимодействие с семьей обучающегося и другими специалистами, работающими с ним.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы зрительного восприятия и его нарушения

Тема № 2: Психологические особенности детей с нарушениями зрения

Тема № 3: Эмоциональные реакции на нарушение зрения

Тема № 4: Формирование самооценки у детей с нарушениями зрения

Тема № 5: Социальная адаптация обучающихся с нарушениями зрения

Тема № 6: Стратегии совладания со стрессом у детей с нарушениями зрения

Тема № 7: Арт-терапия в работе с детьми с нарушениями зрения

Тема № 8: Музыкальная терапия для детей с нарушениями зрения

Тема № 9: Двигательная терапия и коррекция эмоционального состояния

Тема № 10: Игровая терапия в работе с детьми с нарушениями зрения

Тема № 11: Сказкотерапия для детей с нарушениями зрения

Тема № 12: Песочная терапия в работе с детьми с нарушениями зрения

Тема № 13: Работа с родителями детей с нарушениями зрения

Тема № 14: Взаимодействие с педагогами в процессе коррекционной работы

Тема № 15: Методы диагностики эмоционального состояния

Тема № 16: Проективные методики в диагностике детей с нарушениями зрения

Тема № 17: Нейропсихологический подход к коррекции дистресса

Тема № 18: Когнитивно-поведенческая терапия для детей с нарушениями зрения

Тема № 19: Тренинг социальных навыков для детей с нарушениями зрения

Тема № 20: Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения

Тема № 21: Работа с агрессией и гневом у детей с нарушениями зрения

Тема № 22: Работа со страхами и тревожностью у детей с нарушениями зрения

Тема № 23: Преодоление застенчивости и неуверенности в себе

Тема № 24: Развитие эмоционального интеллекта у детей с нарушениями зрения

Тема № 25: Формирование позитивного мышления у детей с нарушениями зрения

Тема № 26: Методы релаксации и саморегуляции

Тема № 27: Аутогенная тренировка для детей с нарушениями зрения

Тема № 28: Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Тема № 29: Работа с детским коллективом в инклюзивной среде

Тема № 30: Особенности инклюзивного образования для детей с нарушениями зрения

Тема № 31: Создание комфортной образовательной среды

Тема № 32: Организация коррекционно-развивающих занятий

Тема № 33: Разработка индивидуальных образовательных маршрутов

Тема № 34: Взаимодействие специалистов в коррекционной работе

Тема № 35: Нормативно-правовые основы инклюзивного образования

Тема № 36: Этические принципы работы с детьми с нарушениями зрения

Тема № 37: Профилактика буллинга в отношении детей с нарушениями зрения

Раздел «Технологии и средства альтернативной и дополнительной коммуникации для обучающихся с нарушениями зрения»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает специфику коммуникативных потребностей обучающихся с разными степенями нарушения зрения (слепота, слабовидение) и сочетанными нарушениями. Знает особенности развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения. Знает этические принципы взаимодействия с людьми с нарушениями зрения.

Умения: Владеет навыками использования основных средств АДК для обучающихся с нарушениями зрения, включая тактильную подпись, дактилологию, брайлевский шрифт. Владеет навыками работы с техническими средствами коммуникации (ТСК), адаптированным программным обеспечением и приложениями для обучающихся с нарушениями зрения. Владеет навыками создания адаптированных дидактических материалов с использованием АДК.

Навыки: Умеет создавать инклюзивную коммуникативную среду для обучающихся с нарушениями зрения. Умеет интегрировать АДК в образовательный процесс. Умеет модифицировать учебные задания и материалы с учетом специфики восприятия информации обучающимися с нарушениями зрения.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию (АДК)

Тема № 2: Особенности коммуникации у лиц с нарушениями зрения

Тема № 3: Классификация нарушений зрения и их влияние на коммуникацию

Тема № 4: Основные принципы АДК для обучающихся с нарушениями зрения

Тема № 5: Тактильная коммуникация: основы и методы

Тема № 6: Развитие тактильной чувствительности и восприятия

Тема № 7: Тактильные символы и системы коммуникации

Тема № 8: Брайль: история, структура, принципы использования

Тема № 9: Обучение чтению и письму по Брайлю

Тема № 10: Адаптированные книги и учебные материалы по Брайлю

Тема № 11: Тактильная графика и ее применение в образовании

Тема № 12: Рельефно-точечные изображения и карты

Тема № 13: Тактильные модели и макеты

Тема № 14: Аудиокоммуникация: принципы и методы

Тема № 15: Развитие слухового восприятия и внимания

Тема № 16: Аудиокниги и учебные материалы

Тема № 17: Использование диктофонов и программ для озвучивания текста

Тема № 18: Подкасты и аудио-описания для доступа к информации

Тема № 19: Вербальная коммуникация: особенности и стратегии

Тема № 20: Развитие речи и коммуникативных навыков

Тема № 21: Диалоговая речь и навыки общения

Тема № 22: Невербальная коммуникация: жесты, мимика, поза

Тема № 23: Коммуникативные игры и упражнения

Тема № 24: Ассистивные технологии для коммуникации

Тема № 25: Программы экранного доступа и синтезаторы речи

Тема № 26: Электронные брайлевские дисплеи

Тема № 27: Коммуникаторы и планшеты с тактильной обратной связью

Тема № 28: Использование смартфонов и мобильных приложений

Тема № 29: Мультимодальная коммуникация: комбинирование методов

Тема № 30: Создание индивидуальных коммуникативных систем

Тема № 31: Оценка коммуникативных потребностей и возможностей

Тема № 32: Разработка индивидуальных образовательных программ

Тема № 33: Работа с родителями и специалистами

Тема № 34: Инклюзивное образование и социальная адаптация

Тема № 35: Этические аспекты использования АДК

Тема № 36: Перспективы развития технологий АДК

Тема № 37: Примеры успешной практики применения АДК

Раздел «Разработка и реализация индивидуальных образовательных программ для обучающихся с нарушениями зрения»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания об этических принципах работы с обучающимися с нарушениями зрения и их семьями.

Умения: Навык работы с различными тифлотехническими средствами и адаптивным оборудованием.

Навыки: Умение создавать инклюзивную образовательную среду для обучающихся с нарушениями зрения.

Содержание раздела

Тема № 1: Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора

Тема № 2: Классификация нарушений зрения

Тема № 3: Психологические особенности детей с нарушениями зрения

Тема № 4: Особенности познавательной деятельности обучающихся с нарушениями зрения

Тема № 5: Принципы построения образовательного процесса для детей с нарушениями зрения

Тема № 6: Специальные образовательные условия для обучающихся с нарушениями зрения

Тема № 7: Нормативно-правовая база инклюзивного образования детей с нарушениями зрения

Тема № 8: Диагностика зрительных функций и оценка образовательных потребностей

Тема № 9: Разработка индивидуального образовательного маршрута

Тема № 10: Цели и задачи индивидуальной образовательной программы

Тема № 11: Содержание индивидуальной образовательной программы

Тема № 12: Адаптация образовательной среды для обучающихся с нарушениями зрения

Тема № 13: Тифлотехнические средства обучения и реабилитации

Тема № 14: Развитие остаточного зрения

Тема № 15: Коррекционно-развивающие занятия для обучающихся с нарушениями зрения

Тема № 16: Обучение ориентации и мобильности

Тема № 17: Обучение социально-бытовой адаптации

Тема № 18: Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения

Тема № 19: Работа с родителями обучающихся с нарушениями зрения

Тема № 20: Взаимодействие специалистов в рамках реализации ИОП

Тема № 21: Оценка эффективности реализации ИОП

Тема № 22: Особенности преподавания предметов гуманитарного цикла

Тема № 23: Особенности преподавания предметов естественнонаучного цикла

Тема № 24: Особенности преподавания математики

Тема № 25: Особенности преподавания информатики

Тема № 26: Использование ассистивных технологий в образовательном процессе

Тема № 27: Создание доступных образовательных материалов

Тема № 28: Интеграция обучающихся с нарушениями зрения в общеобразовательную среду

Тема № 29: Профориентация обучающихся с нарушениями зрения

Тема № 30: Социальная адаптация и интеграция выпускников

Тема № 31: Психологическая поддержка обучающихся с нарушениями зрения

Тема № 32: Работа с семьей обучающегося с нарушениями зрения

Тема № 33: Мониторинг и оценка динамики развития обучающегося

Тема № 34: Современные подходы к реабилитации лиц с нарушениями зрения

Тема № 35: Междисциплинарное взаимодействие в работе с обучающимися с нарушениями зрения

Тема № 36: Организация инклюзивного образования в различных типах образовательных организаций

Тема № 37: Перспективы развития образования для обучающихся с нарушениями зрения

Тема № 38: Опыт зарубежных стран в области образования детей с нарушениями зрения

Тема № 39: Самообразование и профессиональное развитие педагога, работающего с детьми с нарушениями зрения

Раздел «Психолого-педагогическая поддержка педагогов и других участников образовательных отношений, работающих с обучающимися с нарушениями зрения»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает этические принципы работы с обучающимися с нарушениями зрения и их семьями, понимает важность соблюдения конфиденциальности и уважения к личности ребенка. Знает о возможностях и ресурсах для профессионального развития в области психолого-педагогической поддержки обучающихся с нарушениями зрения.

Умения: Владеет навыками саморегуляции и стрессоустойчивости в профессиональной деятельности.

Навыки: Умеет проводить психолого-педагогическую диагностику обучающихся с нарушениями зрения с использованием специальных методик и инструментов. Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся с нарушениями зрения с учетом их особых образовательных потребностей. Умеет адаптировать образовательные материалы и методы обучения к специфике восприятия обучающихся с нарушениями зрения. Умеет использовать тифлотехнические средства и assistive technologies в образовательном процессе. Умеет эффективно взаимодействовать с родителями/законными представителями обучающихся с нарушениями зрения, оказывая им консультативную и психолого-педагогическую поддержку. Умеет строить взаимодействие с другими специалистами (тифлопедагогами, офтальмологами и др.) в рамках мультидисциплинарного подхода.

Содержание раздела

Тема № 1: Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора

Тема № 2: Классификация нарушений зрения

Тема № 3: Психологические особенности детей с нарушениями зрения

Тема № 4: Особенности познавательной деятельности обучающихся с нарушениями зрения

Тема № 5: Особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями зрения

Тема № 6: Социальная адаптация детей с нарушениями зрения

Тема № 7: Коммуникативные особенности детей с нарушениями зрения

Тема № 8: Обучение детей с нарушениями зрения ориентированию в пространстве

Тема № 9: Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями зрения

Тема № 10: Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями зрения

Тема № 11: Тифлопедагогические технологии

Тема № 12: Использование специальных технических средств обучения

Тема № 13: Адаптация образовательной среды для детей с нарушениями зрения

Тема № 14: Инклюзивное образование детей с нарушениями зрения

Тема № 15: Работа с родителями детей с нарушениями зрения

Тема № 16: Сотрудничество с другими специалистами (офтальмолог, тифлопедагог)

Тема № 17: Психологическая поддержка педагогов, работающих с детьми с нарушениями зрения

Тема № 18: Профилактика профессионального выгорания педагогов

Тема № 19: Формирование толерантного отношения к детям с нарушениями зрения

Тема № 20: Методы диагностики нарушений зрения

Тема № 21: Особенности развития речи у детей с нарушениями зрения

Тема № 22: Особенности развития мышления у детей с нарушениями зрения

Тема № 23: Особенности развития памяти у детей с нарушениями зрения

Тема № 24: Особенности развития внимания у детей с нарушениями зрения

Тема № 25: Использование игровых технологий в работе с детьми с нарушениями зрения

Тема № 26: Использование арт-терапии в работе с детьми с нарушениями зрения

Тема № 27: Музыкальная терапия для детей с нарушениями зрения

Тема № 28: Организация учебного процесса для детей с нарушениями зрения

Тема № 29: Оценка образовательных достижений детей с нарушениями зрения

Тема № 30: Нормативно-правовая база образования детей с нарушениями зрения

Тема № 31: Современные исследования в области тифлопедагогики

Тема № 32: Работа с семьей ребенка с нарушением зрения: психологические аспекты

Тема № 33: Социально-бытовая адаптация детей с нарушениями зрения

Тема № 34: Профориентация обучающихся с нарушениями зрения

Тема № 35: Психогигиена педагога, работающего с детьми с особыми образовательными потребностями

Тема № 36: Стресс-менеджмент для педагогов

Тема № 37: Эмоциональный интеллект педагога

Тема № 38: Работа в команде специалистов

Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.

Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.

Условия реализации рабочей программы модуля

Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.

Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля

Электронные учебные издания

Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503

Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].

Электронные методические издания

Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252

Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597

Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).

Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)

Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):

- Состав современных профессиональных баз данных

Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)

Открытые данные России (https://data.gov.ru/)

Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)

База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)

- Состав информационных справочных систем

База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)

Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)

Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)

Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)

Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)

Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)

Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)

- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти

Президент России (http://kremlin.ru/)

Правительство России (http://government.ru/)

Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)

Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)

Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)

- Иные информационные ресурсы - периодическими издания

TACC (https://tass.ru/)

РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)

Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)

RT (https://rt.com/)

- Информационные поисковые системы

Яндекс (https://ya.ru/)

MAIL.RU (https://www.mail.ru/)