Приложение 3

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"

"05" июня 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

ВМ.6 «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями слуха, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений»

Дополнительная профессиональная программа

«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»

г. Москва

Территория Инновационного центра Сколково

Наименование модуля: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями слуха, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений.

Тип модуля: вариативный модуль.

Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями слуха, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений».

Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.

Структура и содержание модуля

Элемент Всего, ак.ч. Лекций, ак.ч. Практических занятий, ак.ч. Результаты обучения (коды)
Раздел «Основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями слуха» 8 2 2 ПК-6
Раздел «Психолого-педагогическая диагностика и оценка особенностей развития детей с нарушениями слуха» 8 2 2 ПК-6
Раздел «Современные подходы и методики коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями слуха» 8 2 2 ПК-6
Раздел «Организация инклюзивного образовательного пространства для обучающихся с нарушениями слуха» 8 2 2 ПК-6
Раздел «Взаимодействие с семьями обучающихся с нарушениями слуха: психолого-педагогическое сопровождение и поддержка» 8 2 2 ПК-6
Раздел «Профилактика и коррекция эмоционального и поведенческого дистресса у обучающихся с нарушениями слуха» 8 2 2 ПК-6
Раздел «Технологии и средства альтернативной и дополнительной коммуникации для обучающихся с нарушениями слуха» 8 2 2 ПК-6
Раздел «Разработка и реализация индивидуальных образовательных программ для обучающихся с нарушениями слуха» 8 2 2 ПК-6
Раздел «Психолого-педагогическая поддержка педагогов и других участников образовательных отношений, работающих с обучающимися с нарушениями слуха» 8 2 2 ПК-6

Раздел «Основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями слуха»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о: Этиологии, классификации, характеристике нарушений слуха и их влиянии на развитие ребенка. Особенностях когнитивного, речевого, эмоционально-волевого и социального развития детей с нарушением слуха. Принципах, методах, формах и средствах коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением слуха. Специфике организации образовательного процесса для детей с нарушением слуха, включая использование специальных технических средств обучения. Нормативно-правовой базе, регламентирующей обучение и воспитание детей с нарушением слуха.

Умения: Общения с детьми с нарушением слуха с использованием различных способов коммуникации (жестовая речь, дактильная речь, слухо-зрительная речь). Подбора и применения дидактических материалов и игр, адаптированных для детей с нарушением слуха. Использования технических средств обучения и коррекции слуха в образовательном процессе. Проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушением слуха. Наблюдения за динамикой развития ребенка с нарушением слуха и оценки эффективности коррекционной работы.

Навыки: Диагностировать уровень развития детей с нарушением слуха и выявлять их образовательные потребности. Разрабатывать и адаптировать образовательные программы и материалы с учетом индивидуальных особенностей детей с нарушением слуха. Применять специальные методы и приемы обучения, включая использование дактильной речи, жестового языка и слухо-зрительной речи. Использовать технические средства коррекции слуха и обучения (слуховые аппараты, кохлеарные импланты, компьютерные программы). Организовывать взаимодействие с родителями и другими специалистами для обеспечения комплексного сопровождения ребенка с нарушением слуха.

Содержание раздела

Тема № 1: Анатомо-физиологические особенности слухового анализатора

Тема № 2: Классификация нарушений слуха

Тема № 3: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха

Тема № 4: Развитие речи у детей с нарушением слуха

Тема № 5: Особенности познавательной деятельности детей с нарушением слуха

Тема № 6: Особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушением слуха

Тема № 7: Социальная адаптация детей с нарушением слуха

Тема № 8: Диагностика нарушений слуха

Тема № 9: Методы слухопротезирования

Тема № 10: Субтитры и транскрипция как средства доступности информации

Тема № 11: Развитие слухового восприятия у детей с нарушением слуха

Тема № 12: Развитие речи у глухих детей

Тема № 13: Развитие речи у слабослышащих детей

Тема № 14: Формирование произносительной стороны речи

Тема № 15: Обучение чтению и письму детей с нарушением слуха

Тема № 16: Обучение грамоте детей с кохлеарным имплантом

Тема № 17: Особенности обучения математике детей с нарушением слуха

Тема № 18: Особенности обучения естествознанию детей с нарушением слуха

Тема № 19: Особенности обучения обществознанию детей с нарушением слуха

Тема № 20: Особенности обучения искусству детей с нарушением слуха

Тема № 21: Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха

Тема № 22: Работа с родителями детей с нарушением слуха

Тема № 23: Инклюзивное образование детей с нарушением слуха

Тема № 24: Организация коррекционно-развивающей среды для детей с нарушением слуха

Тема № 25: Специальные технические средства обучения для детей с нарушением слуха

Тема № 26: Сурдопедагогика как наука

Тема № 27: История сурдопедагогики

Тема № 28: Современные тенденции в сурдопедагогике

Тема № 29: Работа с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха

Тема № 30: Психологическое сопровождение детей с нарушением слуха

Тема № 31: Междисциплинарное взаимодействие в работе с детьми с нарушением слуха

Тема № 32: Профессиональная этика сурдопедагога

Тема № 33: Нормативно-правовая база коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением слуха

Тема № 34: Организация и содержание коррекционной работы в дошкольном учреждении

Тема № 35: Организация и содержание коррекционной работы в школе

Тема № 36: Профориентация и трудовая адаптация лиц с нарушением слуха

Тема № 37: Современные технологии в обучении детей с нарушением слуха

Тема № 38: Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с нарушением слуха

Раздел «Психолого-педагогическая диагностика и оценка особенностей развития детей с нарушениями слуха»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Теоретических основ психолого-педагогической диагностики, включая ее цели, задачи, принципы, методы и этапы проведения. Специфики развития детей с нарушениями слуха, включая особенности их когнитивного, речевого, эмоционально-волевого и социального развития. Классификаций и типологий нарушений слуха, их этиологии, патогенеза и клинических проявлений. Различных диагностических методик, адаптированных для детей с нарушениями слуха, включая методы обследования слуха, речи, интеллекта, коммуникативных способностей, эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей. Нормативно-правовых основ организации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха.

Умения: Практического применения диагностических методик, адаптированных для детей с нарушениями слуха, включая проведение обследования, обработку и анализ результатов. Наблюдения за поведением и деятельностью ребенка с нарушением слуха в различных ситуациях. Установления контакта и взаимодействия с ребенком с нарушением слуха, с учетом его индивидуальных особенностей. Ведения документации по результатам психолого-педагогической диагностики. Составления рекомендаций для родителей и педагогов по организации коррекционно-развивающей работы с ребенком с нарушением слуха.

Навыки: Анализировать особенности развития ребенка с нарушением слуха с учетом данных анамнеза, медицинского обследования и психолого-педагогического изучения. Подбирать и применять адекватные диагностические методики для оценки различных сторон развития ребенка с нарушением слуха. Интерпретировать полученные диагностические данные и формулировать заключение о состоянии развития ребенка. Разрабатывать индивидуальные программы развития и коррекции для детей с нарушениями слуха на основе результатов диагностики. Взаимодействовать с родителями и другими специалистами в процессе диагностики и коррекционной работы.

Содержание раздела

Тема № 1: Анатомо-физиологические особенности слухового анализатора

Тема № 2: Классификация нарушений слуха

Тема № 3: Влияние нарушений слуха на развитие ребенка

Тема № 4: Особенности когнитивного развития детей с нарушениями слуха

Тема № 5: Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха

Тема № 6: Особенности социально-эмоционального развития детей с нарушениями слуха

Тема № 7: Методы диагностики слуха у детей

Тема № 8: Объективные методы исследования слуха

Тема № 9: Субъективные методы исследования слуха

Тема № 10: Скрининг слуха у новорожденных

Тема № 11: Ранняя диагностика нарушений слуха

Тема № 12: Диагностика слуха у детей раннего возраста

Тема № 13: Диагностика слуха у дошкольников

Тема № 14: Диагностика слуха у школьников

Тема № 15: Психологическая диагностика детей с нарушениями слуха

Тема № 16: Методики оценки когнитивных функций

Тема № 17: Методики оценки речевого развития

Тема № 18: Методики оценки социально-эмоционального развития

Тема № 19: Диагностика уровня коммуникативных навыков

Тема № 20: Оценка учебной деятельности детей с нарушениями слуха

Тема № 21: Особенности проведения психолого-педагогической диагностики детей с кохлеарными имплантами

Тема № 22: Диагностика готовности к кохлеарной имплантации

Тема № 23: Комплексная оценка развития детей с нарушениями слуха

Тема № 24: Составление индивидуального образовательного маршрута

Тема № 25: Принципы построения коррекционно-развивающей работы

Тема № 26: Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха

Тема № 27: Развитие речи у детей с нарушениями слуха

Тема № 28: Формирование коммуникативных навыков

Тема № 29: Социально-педагогическая поддержка детей с нарушениями слуха и их семей

Тема № 30: Работа с родителями детей с нарушениями слуха

Тема № 31: Психологическое консультирование родителей

Тема № 32: Интеграция детей с нарушениями слуха в общеобразовательную среду

Тема № 33: Инклюзивное образование детей с нарушениями слуха

Тема № 34: Особенности работы с детьми с сочетанными нарушениями

Тема № 35: Современные технологии в диагностике и коррекции нарушений слуха

Тема № 36: Применение компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями слуха

Тема № 37: Нормативно-правовые основы образования детей с нарушениями слуха

Тема № 38: Профессиональная этика специалиста, работающего с детьми с нарушениями слуха

Тема № 39: Организация работы службы ранней помощи детям с нарушениями слуха

Тема № 40: Междисциплинарное взаимодействие специалистов

Раздел «Современные подходы и методики коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями слуха»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знание специфики организации инклюзивного образования для обучающихся с нарушениями слуха. Знание особенностей взаимодействия с семьей ребенка с нарушениями слуха. Знание современных технологий и программного обеспечения, применяемых в коррекционно-развивающей работе с данной категорией обучающихся.

Умения: Навык использования специальных методик и приемов развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. Навык работы с различными типами слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов. Навык применения дактильной речи, жестовой речи и других альтернативных систем коммуникации. Навык адаптации учебных материалов и создания доступной образовательной среды для обучающихся с нарушениями слуха. Навык проведения индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с нарушениями слуха.

Навыки: Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные программы для обучающихся с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования. Умение организовывать эффективное взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся с нарушениями слуха, оказывать им психолого-педагогическую поддержку. Умение использовать информационно-коммуникационные технологии в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с нарушениями слуха.

Содержание раздела

Тема № 1: Анатомо-физиологические особенности слухового анализатора

Тема № 2: Классификация нарушений слуха

Тема № 3: Психологические особенности детей с нарушениями слуха

Тема № 4: Диагностика нарушений слуха

Тема № 5: Слухопротезирование и его роль в развитии детей с нарушением слуха

Тема № 6: Развитие слухового восприятия у детей с нарушением слуха

Тема № 7: Формирование речи у детей с нарушением слуха

Тема № 8: Развитие фонематического слуха

Тема № 9: Обучение произношению

Тема № 10: Работа над ритмом и интонацией

Тема № 11: Развитие лексики и грамматики

Тема № 12: Обучение чтению и письму детей с нарушениями слуха

Тема № 13: Особенности развития познавательных процессов у детей с нарушениями слуха

Тема № 14: Развитие внимания и памяти

Тема № 15: Развитие мышления и воображения

Тема № 16: Формирование коммуникативных навыков

Тема № 17: Социальная адаптация детей с нарушениями слуха

Тема № 18: Работа с семьей ребенка с нарушением слуха

Тема № 19: Инклюзивное образование детей с нарушениями слуха

Тема № 20: Современные технические средства обучения и реабилитации

Тема № 21: Аудиовизуальные средства обучения

Тема № 22: Компьютерные технологии в коррекционной работе

Тема № 23: Использование игровых методов в коррекционной работе

Тема № 24: Музыкальная терапия в работе с детьми с нарушениями слуха

Тема № 25: Арт-терапия в работе с детьми с нарушениями слуха

Тема № 26: Сказкотерапия в работе с детьми с нарушениями слуха

Тема № 27: Психомоторная коррекция

Тема № 28: Нейропсихологический подход в коррекционной работе

Тема № 29: Логопедический массаж

Тема № 30: Методика развития слухового восприятия по системе А.В. Ястребовой

Тема № 31: Методика развития речи по системе Ф.Ф. Рау

Тема № 32: Методика обучения чтению и письму глухих детей по системе С.А. Зыкова

Тема № 33: Организация коррекционно-развивающей среды

Тема № 34: Планирование коррекционно-развивающей работы

Тема № 35: Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы

Тема № 36: Профессиональная этика специалиста коррекционной педагогики

Тема № 37: Междисциплинарное взаимодействие в коррекционной работе

Тема № 38: Перспективы развития коррекционной педагогики в области нарушений слуха

Раздел «Организация инклюзивного образовательного пространства для обучающихся с нарушениями слуха»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о: специфике нарушений слуха и их влиянии на когнитивное, речевое и социально-эмоциональное развитие обучающихся; психолого-педагогических особенностях обучающихся с нарушениями слуха; нормативно-правовой базе, регламентирующей инклюзивное образование обучающихся с нарушениями слуха; принципах, методах и технологиях организации инклюзивного образовательного процесса для обучающихся с нарушениями слуха; различных технических средствах реабилитации и адаптации для обучающихся с нарушениями слуха, включая слуховые аппараты, кохлеарные импланты и системы FM; методах и приемах развития слухового восприятия, речевой коммуникации и языка у обучающихся с нарушениями слуха; стратегиях создания доступной среды для обучающихся с нарушениями слуха в образовательной организации.

Умения: использования различных способов коммуникации с обучающимися с нарушениями слуха (жестовая речь, дактилология, устная речь с использованием слухозрительного восприятия); применения специальных методик развития слухового восприятия и речевой коммуникации у обучающихся с нарушениями слуха; работы с техническими средствами реабилитации и адаптации для обучающихся с нарушениями слуха; адаптации учебных материалов и заданий для обучающихся с нарушениями слуха; организации эффективного взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся с нарушениями слуха; создания и использования дидактических материалов, адаптированных для обучающихся с нарушениями слуха.

Навыки: проводить психолого-педагогическую диагностику обучающихся с нарушениями слуха для определения их образовательных потребностей; адаптировать образовательные программы и материалы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха; использовать специальные методы, приемы и технологии обучения, ориентированные на обучающихся с нарушениями слуха; применять технические средства реабилитации и адаптации в образовательном процессе; организовывать взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся с нарушениями слуха; взаимодействовать со специалистами службы сопровождения (сурдопедагогами, логопедами, психологами и др.) в рамках реализации инклюзивного образовательного процесса; создавать доступную образовательную среду для обучающихся с нарушениями слуха.

Содержание раздела

Тема № 1: Анатомо-физиологические особенности слухового анализатора

Тема № 2: Классификация нарушений слуха

Тема № 3: Психологические особенности детей с нарушениями слуха

Тема № 4: Особенности развития речи у детей с нарушениями слуха

Тема № 5: Коммуникативные особенности детей с нарушениями слуха

Тема № 6: Диагностика нарушений слуха

Тема № 7: Технические средства реабилитации слуха

Тема № 8: Сурдопедагогика: основные принципы и методы

Тема № 9: Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха

Тема № 10: Развитие речи у детей с нарушениями слуха

Тема № 11: Формирование произносительной стороны речи

Тема № 12: Обучение чтению и письму детей с нарушениями слуха

Тема № 13: Развитие мышления и познавательных процессов

Тема № 14: Социально-эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха

Тема № 15: Особенности обучения детей с кохлеарными имплантатами

Тема № 16: Организация инклюзивного образования для детей с нарушениями слуха

Тема № 17: Нормативно-правовая база инклюзивного образования детей с нарушениями слуха

Тема № 18: Роль семьи в развитии и воспитании ребенка с нарушением слуха

Тема № 19: Сотрудничество семьи и образовательной организации

Тема № 20: Работа с родителями детей с нарушениями слуха

Тема № 21: Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха

Тема № 22: Адаптация образовательной среды для детей с нарушениями слуха

Тема № 23: Специальные образовательные программы для детей с нарушениями слуха

Тема № 24: Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с нарушениями слуха

Тема № 25: Методы и приемы обучения детей с нарушениями слуха

Тема № 26: Оценка образовательных достижений детей с нарушениями слуха

Тема № 27: Работа в команде специалистов

Тема № 28: Взаимодействие учителя и сурдопедагога

Тема № 29: Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением слуха

Тема № 30: Профессиональная этика в работе с детьми с нарушениями слуха

Тема № 31: Предупреждение и преодоление трудностей в обучении

Тема № 32: Формирование толерантного отношения к детям с нарушениями слуха

Тема № 33: Работа с детским коллективом в условиях инклюзии

Тема № 34: Профилактика нарушений слуха

Тема № 35: Современные исследования в области сурдопедагогики

Тема № 36: Интернациональные практики инклюзивного образования детей с нарушениями слуха

Тема № 37: Организация внеурочной деятельности для детей с нарушениями слуха

Тема № 38: Профориентация детей с нарушениями слуха

Тема № 39: Перспективы развития инклюзивного образования для детей с нарушениями слуха

Раздел «Взаимодействие с семьями обучающихся с нарушениями слуха: психолого-педагогическое сопровождение и поддержка»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о различных типах нарушения слуха, их влиянии на развитие ребенка и особенностях коммуникации; основных этапах развития речи и языка у детей с нарушениями слуха; роли семьи в реабилитационном процессе ребенка с нарушением слуха; особенностях воспитания и обучения детей с нарушениями слуха в семье и образовательной организации; методах и формах взаимодействия специалистов с семьями, воспитывающими детей с нарушениями слуха.

Умения: Навыки использования специальных методов и приемов общения с детьми с нарушениями слуха и их родителями; применения различных форм и методов работы с семьей (индивидуальные и групповые консультации, тренинги, мастер-классы, родительские собрания); создания адаптированной образовательной среды для детей с нарушениями слуха в семье; работы с техническими средствами реабилитации слуха; ведения необходимой документации.

Навыки: Умения проводить диагностику уровня развития ребенка с нарушением слуха и определять его образовательные потребности; консультировать родителей по вопросам развития, воспитания и обучения детей с нарушениями слуха; разрабатывать и реализовывать программы поддержки семьи, воспитывающей ребенка с нарушением слуха; координировать взаимодействие семьи с различными специалистами (сурдопедагогами, логопедами, психологами, медицинскими работниками); анализировать и оценивать эффективность взаимодействия с семьей.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы сурдопедагогики и сурдопсихологии

Тема № 2: Анатомо-физиологические особенности слухового анализатора

Тема № 3: Классификация нарушений слуха

Тема № 4: Особенности психического развития детей с нарушениями слуха

Тема № 5: Коммуникация с детьми с нарушениями слуха

Тема № 6: Развитие речи у детей с нарушениями слуха

Тема № 7: Методы обучения детей с нарушениями слуха

Тема № 8: Техническое оснащение обучения детей с нарушениями слуха

Тема № 9: Инклюзивное образование детей с нарушениями слуха

Тема № 10: Роль семьи в развитии ребенка с нарушением слуха

Тема № 11: Психологические особенности семей, воспитывающих детей с нарушениями слуха

Тема № 12: Этапы принятия диагноза родителями

Тема № 13: Типы родительского отношения к ребенку с нарушением слуха

Тема № 14: Формирование позитивного образа ребенка с нарушением слуха в семье

Тема № 15: Работа с родительскими установками и ожиданиями

Тема № 16: Преодоление коммуникативных барьеров в семье

Тема № 17: Развитие эмоциональной сферы ребенка с нарушением слуха в семье

Тема № 18: Социальная адаптация детей с нарушениями слуха: роль семьи

Тема № 19: Обучение родителей методам развития речи ребенка

Тема № 20: Обучение родителей методам развития слухового восприятия

Тема № 21: Обучение родителей использованию технических средств реабилитации

Тема № 22: Организация развивающей среды дома

Тема № 23: Сотрудничество семьи и образовательной организации

Тема № 24: Формы взаимодействия с семьями обучающихся с нарушениями слуха

Тема № 25: Индивидуальное консультирование родителей

Тема № 26: Групповые занятия с родителями

Тема № 27: Тренинги для родителей

Тема № 28: Мастер-классы для родителей

Тема № 29: Родительские собрания

Тема № 30: Семинары для родителей

Тема № 31: Конференции для родителей

Тема № 32: Работа с родительскими ассоциациями

Тема № 33: Профилактика эмоционального выгорания родителей

Тема № 34: Социальная поддержка семей, воспитывающих детей с нарушениями слуха

Тема № 35: Правовые аспекты образования детей с нарушениями слуха

Тема № 36: Организация взаимодействия с другими специалистами (сурдологами, аудиологами, психологами)

Тема № 37: Особенности взаимодействия с семьями, имеющими детей с кохлеарными имплантами

Тема № 38: Особенности взаимодействия с семьями, использующими жестовый язык

Тема № 39: Супервизия в работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями слуха

Раздел «Профилактика и коррекция эмоционального и поведенческого дистресса у обучающихся с нарушениями слуха»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о возрастных особенностях проявления эмоционального и поведенческого дистресса у обучающихся с нарушениями слуха.

Умения: Навыки модификации и адаптации методов коррекции дистресса под конкретные потребности обучающихся с нарушениями слуха.

Навыки: Умение выбирать и применять адекватные возрасту и степени нарушения слуха методы и техники коррекции.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы аудиологии и сурдопедагогики

Тема № 2: Специфика эмоционального развития детей с нарушениями слуха

Тема № 3: Особенности когнитивного развития детей с нарушениями слуха

Тема № 4: Социально-эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха

Тема № 5: Коммуникативные особенности детей с нарушениями слуха

Тема № 6: Влияние нарушения слуха на формирование личности

Тема № 7: Психологические особенности детей с разными степенями нарушения слуха

Тема № 8: Диагностика эмоционального и поведенческого дистресса у детей с нарушениями слуха

Тема № 9: Методы обследования эмоциональной сферы

Тема № 10: Методы исследования поведения

Тема № 11: Наблюдение и анализ поведения детей с нарушениями слуха

Тема № 12: Проективные методики в диагностике эмоционального состояния

Тема № 13: Интерпретация результатов диагностики

Тема № 14: Факторы риска развития эмоционального и поведенческого дистресса

Тема № 15: Влияние семьи на эмоциональное благополучие ребенка с нарушением слуха

Тема № 16: Роль образовательной среды в профилактике дистресса

Тема № 17: Стресс и его влияние на детей с нарушениями слуха

Тема № 18: Тревожность и ее проявления у детей с нарушениями слуха

Тема № 19: Депрессия у детей с нарушениями слуха

Тема № 20: Агрессия и аутоагрессия у детей с нарушениями слуха

Тема № 21: Страхи и фобии у детей с нарушениями слуха

Тема № 22: Проблемы адаптации в школьной среде

Тема № 23: Социальная изоляция и ее последствия

Тема № 24: Методы профилактики эмоционального выгорания у педагогов

Тема № 25: Психологическая помощь семье ребенка с нарушением слуха

Тема № 26: Работа с родителями по вопросам воспитания и развития

Тема № 27: Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями слуха

Тема № 28: Арт-терапия в работе с эмоциональными нарушениями

Тема № 29: Игровая терапия для детей с нарушениями слуха

Тема № 30: Музыкальная терапия и ее применение

Тема № 31: Сказкотерапия в коррекционной работе

Тема № 32: Психогимнастика для детей с нарушениями слуха

Тема № 33: Тренинг социальных навыков

Тема № 34: Развитие коммуникативных навыков

Тема № 35: Формирование адекватной самооценки

Тема № 36: Работа с родителями по развитию коммуникативных навыков ребенка

Тема № 37: Сопровождение детей с нарушениями слуха в процессе обучения

Тема № 38: Междисциплинарное взаимодействие специалистов

Раздел «Технологии и средства альтернативной и дополнительной коммуникации для обучающихся с нарушениями слуха»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основные виды альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) для обучающихся с нарушениями слуха, включая жестовый язык, дактилологию, письменную речь, пиктограммы, системы коммуникативных карточек (PECS), вспомогательные технологии (коммуникаторы, приложения). Знает особенности восприятия информации обучающимися с нарушениями слуха и принципы адаптации коммуникативной среды. Знает этические аспекты использования АДК.

Умения: Владеет навыками использования выбранных средств АДК для взаимодействия с обучающимися с нарушениями слуха в различных образовательных ситуациях. Владеет базовыми навыками жестового языка и дактилологии. Владеет навыками создания и использования адаптированных коммуникативных материалов. Владеет навыками использования вспомогательных технологий для коммуникации. Владеет навыками наблюдения и анализа эффективности использования АДК.

Навыки: Умеет анализировать коммуникативные потребности обучающихся с нарушениями слуха и подбирать адекватные средства АДК в зависимости от индивидуальных особенностей и образовательных задач. Умеет применять базовые техники жестового языка и дактилологии. Умеет создавать и адаптировать коммуникативные материалы (карточки, пиктограммы, визуальные расписания). Умеет использовать вспомогательные технологии для коммуникации (коммуникаторы, приложения).

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию (АДК)

Тема № 2: Классификация нарушений слуха и их влияние на коммуникацию

Тема № 3: Основные принципы АДК

Тема № 4: Системы жестов: дактилология

Тема № 5: Системы жестов: жестовая речь

Тема № 6: Системы жестов: калькирующая жестовая речь

Тема № 7: Системы жестов: международный жестовый язык

Тема № 8: Невербальная коммуникация: мимика и пантомимика

Тема № 9: Графические символы и пиктограммы

Тема № 10: Коммуникативные доски и книги

Тема № 11: Использование фотографий и рисунков в АДК

Тема № 12: Электронные средства АДК: коммуникаторы

Тема № 13: Программное обеспечение для АДК

Тема № 14: Мобильные приложения для АДК

Тема № 15: Адаптация учебных материалов для обучающихся с нарушениями слуха

Тема № 16: Работа с родителями обучающихся с нарушениями слуха по вопросам АДК

Тема № 17: Организация коммуникативной среды для обучающихся с нарушениями слуха

Тема № 18: Развитие речи у детей с нарушениями слуха с использованием АДК

Тема № 19: Обучение чтению и письму с использованием АДК

Тема № 20: Методики обучения математике с использованием АДК

Тема № 21: Методики обучения естественным наукам с использованием АДК

Тема № 22: Методики обучения гуманитарным наукам с использованием АДК

Тема № 23: Использование АДК в игровой деятельности

Тема № 24: Использование АДК в социальной адаптации

Тема № 25: Инклюзивное образование и АДК

Тема № 26: Работа в команде специалистов по АДК

Тема № 27: Оценка эффективности использования АДК

Тема № 28: Этические аспекты использования АДК

Тема № 29: Современные тенденции развития АДК

Тема № 30: Ассистивные технологии для слуха и их интеграция с АДК

Тема № 31: Кохлеарная имплантация и ее влияние на развитие коммуникации

Тема № 32: Слуховые аппараты и их роль в АДК

Тема № 33: Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха

Тема № 34: Аудиовизуальные средства обучения и АДК

Тема № 35: Практикум по использованию дактилологии

Тема № 36: Практикум по использованию жестовой речи

Тема № 37: Практикум по использованию коммуникативных досок

Тема № 38: Практикум по использованию электронных средств АДК

Раздел «Разработка и реализация индивидуальных образовательных программ для обучающихся с нарушениями слуха»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о современных подходах к обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха; о возможностях использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе; о системе социальной защиты детей с ОВЗ.

Умения: Владеть навыками работы с различными категориями обучающихся с нарушениями слуха; навыками применения современных образовательных технологий; навыками анализа и интерпретации результатов психолого-педагогической диагностики.

Навыки: Уметь разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные программы для обучающихся с нарушениями слуха с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей; организовывать взаимодействие с другими специалистами в рамках реализации индивидуальной образовательной программы; проводить оценку эффективности реализации индивидуальной образовательной программы.

Содержание раздела

Тема № 1: Анатомо-физиологические особенности слухового анализатора

Тема № 2: Классификация нарушений слуха

Тема № 3: Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушениями слуха

Тема № 4: Особенности развития познавательной деятельности у детей с нарушениями слуха

Тема № 5: Особенности развития речи у детей с нарушениями слуха

Тема № 6: Особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями слуха

Тема № 7: Особенности коммуникации у детей с нарушениями слуха

Тема № 8: Диагностика нарушений слуха

Тема № 9: Методы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями слуха

Тема № 10: Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха

Тема № 11: Развитие речи у детей с нарушениями слуха

Тема № 12: Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха

Тема № 13: Обучение грамоте детей с нарушениями слуха

Тема № 14: Обучение математике детей с нарушениями слуха

Тема № 15: Обучение естествознанию детей с нарушениями слуха

Тема № 16: Обучение обществознанию детей с нарушениями слуха

Тема № 17: Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями слуха

Тема № 18: Использование технических средств обучения и реабилитации для детей с нарушениями слуха

Тема № 19: Сурдопедагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушением слуха

Тема № 20: Инклюзивное образование детей с нарушениями слуха

Тема № 21: Работа с родителями детей с нарушениями слуха

Тема № 22: Междисциплинарное взаимодействие в работе с детьми с нарушениями слуха

Тема № 23: Нормативно-правовые основы образования обучающихся с нарушениями слуха

Тема № 24: Психологическая поддержка детей с нарушениями слуха и их семей

Тема № 25: Профориентация обучающихся с нарушениями слуха

Тема № 26: Социальная адаптация обучающихся с нарушениями слуха

Тема № 27: Современные технологии в образовании лиц с нарушениями слуха

Тема № 28: Аудиометрия и ее применение в диагностике нарушений слуха

Тема № 29: Сурдопедагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Тема № 30: Сурдопедагогические технологии в работе с детьми младшего школьного возраста

Тема № 31: Сурдопедагогические технологии в работе с детьми среднего школьного возраста

Тема № 32: Сурдопедагогические технологии в работе с детьми старшего школьного возраста

Тема № 33: Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей с нарушениями слуха

Тема № 34: Разработка адаптированных образовательных программ для детей с нарушениями слуха

Тема № 35: Оценка эффективности реализации индивидуальных образовательных программ

Тема № 36: Мониторинг динамики развития обучающихся с нарушениями слуха

Тема № 37: Организация коррекционно-развивающей среды для детей с нарушениями слуха

Тема № 38: Современные подходы к реабилитации лиц с нарушениями слуха

Раздел «Психолого-педагогическая поддержка педагогов и других участников образовательных отношений, работающих с обучающимися с нарушениями слуха»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает о влиянии нарушений слуха на формирование личности и социальную адаптацию обучающихся. Знает о возможностях использования различных коммуникативных стратегий в работе с обучающимися с нарушениями слуха (жестовая речь, дактилология, чтение с губ). Знает о современных технологиях и методиках обучения и воспитания обучающихся с нарушениями слуха.

Умения: Владеет навыками взаимодействия с обучающимися с нарушениями слуха с использованием различных коммуникативных систем. Владеет навыками организации и проведения индивидуальных и групповых занятий с обучающимися с нарушениями слуха. Владеет навыками анализа и интерпретации результатов психолого-педагогической диагностики обучающихся с нарушениями слуха.

Навыки: Умеет применять на практике различные методы и приемы психолого-педагогической поддержки обучающихся с нарушениями слуха. Умеет оценивать эффективность применяемых методов и корректировать свою деятельность. Умеет создавать индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся с нарушениями слуха.

Содержание раздела

Тема № 1: Анатомо-физиологические особенности слухового анализатора

Тема № 2: Классификация нарушений слуха

Тема № 3: Психологические особенности детей с нарушениями слуха

Тема № 4: Особенности когнитивного развития детей с нарушениями слуха

Тема № 5: Особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями слуха

Тема № 6: Особенности развития речи у детей с нарушениями слуха

Тема № 7: Социальная адаптация детей с нарушениями слуха

Тема № 8: Диагностика нарушений слуха

Тема № 9: Методы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями слуха

Тема № 10: Слухопротезирование и его роль в развитии ребенка

Тема № 11: Кохлеарная имплантация и реабилитация после нее

Тема № 12: Сурдопедагогика: принципы и методы

Тема № 13: Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха

Тема № 14: Формирование и развитие речи у детей с нарушениями слуха

Тема № 15: Обучение чтению и письму детей с нарушениями слуха

Тема № 16: Развитие математических способностей у детей с нарушениями слуха

Тема № 17: Особенности обучения детей с нарушениями слуха в инклюзивной среде

Тема № 18: Работа с родителями детей с нарушениями слуха

Тема № 19: Психологическая поддержка родителей детей с нарушениями слуха

Тема № 20: Взаимодействие специалистов в работе с детьми с нарушениями слуха

Тема № 21: Создание доступной среды для детей с нарушениями слуха

Тема № 22: Нормативно-правовая база образования детей с нарушениями слуха

Тема № 23: Профориентация детей с нарушениями слуха

Тема № 24: Интеграция детей с нарушениями слуха в общество

Тема № 25: Стресс и профессиональное выгорание педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Тема № 26: Методы профилактики профессионального выгорания

Тема № 27: Эмоциональный интеллект педагога

Тема № 28: Коммуникативные навыки педагога

Тема № 29: Конфликтология в образовательной среде

Тема № 30: Работа с детьми с сочетанными нарушениями

Тема № 31: Особенности работы с детьми с кохлеарными имплантами в образовательной организации

Тема № 32: Использование информационных технологий в работе с детьми с нарушениями слуха

Тема № 33: Ассистивные технологии для детей с нарушениями слуха

Тема № 34: Современные методики развития слухоречевой культуры

Тема № 35: Организация и проведение родительских собраний и консультаций

Тема № 36: Работа с семьей в контексте инклюзивного образования

Тема № 37: Особенности взаимодействия с другими участниками образовательных отношений (психологи, логопеды, социальные педагоги)

Тема № 38: Супервизия и интервизия в работе с детьми с нарушениями слуха

Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.

Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.

Условия реализации рабочей программы модуля

Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.

Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля

Электронные учебные издания

Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503

Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].

Электронные методические издания

Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252

Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597

Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).

Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)

Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):

- Состав современных профессиональных баз данных

Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)

Открытые данные России (https://data.gov.ru/)

Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)

База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)

- Состав информационных справочных систем

База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)

Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)

Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)

Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)

Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)

Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)

Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)

- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти

Президент России (http://kremlin.ru/)

Правительство России (http://government.ru/)

Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)

Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)

Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)

- Иные информационные ресурсы - периодическими издания

TACC (https://tass.ru/)

РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)

Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)

RT (https://rt.com/)

- Информационные поисковые системы

Яндекс (https://ya.ru/)

MAIL.RU (https://www.mail.ru/)