Приложение 3
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"
"05" июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
ВМ.7 «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями речи, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений»
Дополнительная профессиональная программа
«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»
г. Москва
Территория Инновационного центра Сколково
Наименование модуля: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями речи, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений.
Тип модуля: вариативный модуль.
Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями речи, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений».
Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.
Структура и содержание модуля
| Элемент | Всего, ак.ч. | Лекций, ак.ч. | Практических занятий, ак.ч. | Результаты обучения (коды) |
|---|---|---|---|---|
| Раздел «Основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями речи» | 8 | 2 | 2 | ПК-7 |
| Раздел «Психолого-педагогическая диагностика и оценка особенностей развития детей с нарушениями речи» | 8 | 2 | 2 | ПК-7 |
| Раздел «Современные подходы и методики коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями речи» | 8 | 2 | 2 | ПК-7 |
| Раздел «Организация инклюзивного образовательного пространства для обучающихся с нарушениями речи» | 8 | 2 | 2 | ПК-7 |
| Раздел «Взаимодействие с семьями обучающихся с нарушениями речи: психолого-педагогическое сопровождение и поддержка» | 8 | 2 | 2 | ПК-7 |
| Раздел «Профилактика и коррекция эмоционального и поведенческого дистресса у обучающихся с нарушениями речи» | 8 | 2 | 2 | ПК-7 |
| Раздел «Технологии и средства альтернативной и дополнительной коммуникации для обучающихся с нарушениями речи» | 8 | 2 | 2 | ПК-7 |
| Раздел «Разработка и реализация индивидуальных образовательных программ для обучающихся с нарушениями речи» | 8 | 2 | 2 | ПК-7 |
| Раздел «Психолого-педагогическая поддержка педагогов и других участников образовательных отношений, работающих с обучающимися с нарушениями речи» | 8 | 2 | 2 | ПК-7 |
Раздел «Основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями речи»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знание основных видов речевых нарушений (дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, дислексия, дисграфия) и их классификаций. Знание этиологии, механизмов, симптоматики и структуры речевых нарушений. Знание принципов, методов и приемов коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Знание особенностей психофизического развития детей с нарушениями речи. Знание нормативно-правовой базы, регламентирующей обучение и воспитание детей с нарушениями речи.
Умения: Навыки использования различных методов и приемов коррекции звукопроизношения, развития фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи. Навыки применения артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики. Навыки использования игровых технологий в коррекционно-развивающей работе. Навыки ведения документации по коррекционно-развивающей работе. Навыки работы с техническими средствами обучения, применяемыми в коррекции речевых нарушений.
Навыки: Умение проводить диагностику речевых нарушений у детей. Умение планировать и проводить коррекционно-развивающие занятия с детьми с нарушениями речи с учетом их индивидуальных особенностей. Умение подбирать и адаптировать дидактический материал для коррекционной работы. Умение взаимодействовать с родителями детей с нарушениями речи, консультировать их по вопросам коррекционного обучения и воспитания. Умение анализировать и оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в коррекционно-развивающее обучение и воспитание
Тема № 2: Нормативно-правовые основы коррекционной педагогики
Тема № 3: Классификация нарушений речи
Тема № 4: Фонетические нарушения речи
Тема № 5: Фонетико-фонематические нарушения речи
Тема № 6: Дислалия
Тема № 7: Дизартрия
Тема № 8: Ринолалия
Тема № 9: Заикание
Тема № 10: Общая характеристика нарушений устной речи
Тема № 11: Общая характеристика нарушений письменной речи
Тема № 12: Дислексия
Тема № 13: Дисграфия
Тема № 14: Алалия
Тема № 15: Афазия
Тема № 16: Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями речи
Тема № 17: Особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи
Тема № 18: Особенности развития личности детей с нарушениями речи
Тема № 19: Принципы коррекционно-развивающего обучения и воспитания
Тема № 20: Методы коррекционно-развивающего обучения и воспитания
Тема № 21: Технологии коррекционно-развивающего обучения и воспитания
Тема № 22: Организация коррекционно-развивающей среды
Тема № 23: Работа с родителями детей с нарушениями речи
Тема № 24: Диагностика нарушений речи
Тема № 25: Логопедическое обследование
Тема № 26: Индивидуальное планирование коррекционной работы
Тема № 27: Фронтальные логопедические занятия
Тема № 28: Индивидуальные логопедические занятия
Тема № 29: Подгрупповые логопедические занятия
Тема № 30: Коррекция фонетических нарушений
Тема № 31: Коррекция фонетико-фонематических нарушений
Тема № 32: Коррекция нарушений чтения и письма
Тема № 33: Коррекция заикания
Тема № 34: Коррекция алалии и афазии
Тема № 35: Развитие связной речи у детей с нарушениями речи
Тема № 36: Профилактика речевых нарушений
Тема № 37: Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе
Тема № 38: Взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающем процессе
Тема № 39: Современные подходы к коррекции нарушений речи
Тема № 40: Перспективы развития коррекционной педагогики
Раздел «Психолого-педагогическая диагностика и оценка особенностей развития детей с нарушениями речи»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знание основных этапов речевого онтогенеза и возможных отклонений в развитии речи у детей. Знание классификаций нарушений речи, их этиологии, механизмов, симптоматики и структуры дефекта. Знание принципов, методов и процедур психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями речи. Знание специфики применения диагностического инструментария для разных видов речевых нарушений и возрастных групп. Знание нормативно-правовых основ организации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи.
Умения: Навыки использования диагностического инструментария для оценки состояния разных компонентов речевой системы (фонетики, лексики, грамматики, связной речи). Навыки проведения качественного и количественного анализа результатов обследования. Навыки оформления диагностического заключения и составления рекомендаций по коррекционно-развивающей работе. Навыки установления контакта с ребенком с нарушениями речи и создания благоприятной атмосферы для проведения диагностики. Навыки ведения документации, связанной с психолого-педагогической диагностикой и сопровождением детей с нарушениями речи.
Навыки: Умение анализировать речевое развитие ребенка с учетом данных анамнеза и особенностей его психофизического развития. Умение проводить обследование речевой сферы ребенка с использованием стандартизированных и нестандартизированных методов. Умение интерпретировать результаты диагностического обследования и формулировать заключение о состоянии речевого развития ребенка. Умение составлять индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи. Умение взаимодействовать с родителями (законными представителями) детей с нарушениями речи, предоставлять им консультативную помощь.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы психолого-педагогической диагностики
Тема № 2: Нормативное развитие речи у детей
Тема № 3: Классификация нарушений речи у детей
Тема № 4: Особенности развития детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Тема № 5: Особенности развития детей с общим недоразвитием речи
Тема № 6: Особенности развития детей с заиканием
Тема № 7: Особенности развития детей с дизартрией
Тема № 8: Особенности развития детей с ринолалией
Тема № 9: Особенности развития детей с алалией
Тема № 10: Диагностика фонетико-фонематической стороны речи
Тема № 11: Диагностика лексико-грамматической стороны речи
Тема № 12: Диагностика связной речи
Тема № 13: Диагностика неречевых психических функций у детей с нарушениями речи
Тема № 14: Методы обследования познавательных процессов
Тема № 15: Методы исследования эмоционально-волевой сферы
Тема № 16: Методы исследования коммуникативных навыков
Тема № 17: Диагностика уровня речевого развития детей раннего возраста
Тема № 18: Диагностика уровня речевого развития детей дошкольного возраста
Тема № 19: Диагностика уровня речевого развития детей младшего школьного возраста
Тема № 20: Нейропсихологическая диагностика детей с нарушениями речи
Тема № 21: Инструментальные методы исследования речи
Тема № 22: Психологическое сопровождение детей с нарушениями речи
Тема № 23: Педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи
Тема № 24: Работа с родителями детей с нарушениями речи
Тема № 25: Составление индивидуальных программ развития
Тема № 26: Организация коррекционно-развивающей работы
Тема № 27: Использование игровых технологий в диагностике и коррекции
Тема № 28: Применение информационно-коммуникационных технологий
Тема № 29: Особенности диагностики и коррекции в условиях инклюзивного образования
Тема № 30: Дифференциальная диагностика нарушений речи
Тема № 31: Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы
Тема № 32: Этические аспекты психолого-педагогической диагностики
Тема № 33: Профилактика речевых нарушений у детей
Тема № 34: Современные подходы к диагностике и коррекции речевых нарушений
Тема № 35: Работа в междисциплинарной команде
Тема № 36: Документация психолого-педагогической диагностики
Тема № 37: Анализ случаев из практики
Тема № 38: Самоанализ профессиональной деятельности
Раздел «Современные подходы и методики коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями речи»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основы нейрофизиологии и психолингвистики в контексте речевых нарушений. Знает особенности развития речи в норме и патологии. Знает классификации речевых нарушений и их характеристику. Знает методы и приемы логопедического массажа.
Умения: Владеет навыками использования специализированного программного обеспечения для диагностики и коррекции речевых нарушений. Владеет навыками консультирования родителей (законных представителей) по вопросам речевого развития детей. Владеет навыками самоанализа и рефлексии своей профессиональной деятельности.
Навыки: Умеет составлять заключение по результатам логопедического обследования. Умеет подбирать и адаптировать дидактический материал для коррекционных занятий. Умеет интегрировать коррекционно-развивающую работу в образовательный процесс. Умеет анализировать научную литературу по проблемам коррекционной педагогики и логопедии.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы нейропсихологии детской речи
Тема № 2: Классификация нарушений речи у детей
Тема № 3: Диагностика речевых нарушений
Тема № 4: Методы обследования артикуляционной моторики
Тема № 5: Методы обследования фонематического восприятия
Тема № 6: Методы обследования лексико-грамматического строя речи
Тема № 7: Методы обследования связной речи
Тема № 8: Развитие артикуляционной моторики
Тема № 9: Постановка звуков
Тема № 10: Автоматизация звуков
Тема № 11: Дифференциация звуков
Тема № 12: Формирование фонематического слуха
Тема № 13: Развитие фонематического восприятия
Тема № 14: Формирование звукового анализа и синтеза
Тема № 15: Развитие лексики
Тема № 16: Формирование грамматического строя речи
Тема № 17: Развитие связной речи
Тема № 18: Работа над предложением и текстом
Тема № 19: Коррекция нарушений чтения и письма (дислексия, дисграфия)
Тема № 20: Развитие навыков общения и коммуникации
Тема № 21: Использование игровых технологий в коррекционной работе
Тема № 22: Применение информационно-коммуникационных технологий
Тема № 23: Работа с родителями детей с нарушениями речи
Тема № 24: Организация коррекционно-развивающей среды
Тема № 25: Междисциплинарное взаимодействие специалистов
Тема № 26: Особенности работы с детьми с задержкой речевого развития
Тема № 27: Особенности работы с детьми с общим недоразвитием речи
Тема № 28: Особенности работы с детьми с дизартрией
Тема № 29: Особенности работы с детьми с ринолалией
Тема № 30: Особенности работы с детьми с алалией
Тема № 31: Особенности работы с детьми с афазией
Тема № 32: Особенности работы с детьми с заиканием
Тема № 33: Современные логопедические технологии
Тема № 34: Нейролингвистическое программирование в логопедии
Тема № 35: Кинезиологические методы коррекции речи
Тема № 36: Метод биологической обратной связи в логопедии
Тема № 37: Логопедический массаж
Тема № 38: Зондовый массаж
Тема № 39: Профилактика речевых нарушений
Раздел «Организация инклюзивного образовательного пространства для обучающихся с нарушениями речи»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Классификации нарушений речи, их характеристики и влияние на образовательный процесс. Нормативно-правовые основы инклюзивного образования обучающихся с нарушениями речи. Принципы, методы и технологии организации инклюзивного образовательного пространства для обучающихся с нарушениями речи. Специфика взаимодействия с обучающимися с нарушениями речи, их родителями и специалистами. Различные виды адаптации образовательных программ и материалов для обучающихся с нарушениями речи. Методы оценки достижений обучающихся с нарушениями речи. Особенности создания доступной среды для обучающихся с нарушениями речи.
Умения: Практического применения методов и приемов работы с обучающимися с нарушениями речи. Адаптации учебных материалов и заданий для обучающихся с нарушениями речи. Организации взаимодействия с родителями и специалистами в рамках инклюзивного образования обучающихся с нарушениями речи. Выявления и учета индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи. Создания доступной и безбарьерной среды для обучающихся с нарушениями речи. Использования специализированного оборудования и программного обеспечения для обучающихся с нарушениями речи. Наблюдения за динамикой развития обучающихся с нарушениями речи и корректировки индивидуальных образовательных маршрутов.
Навыки: Анализировать особенности развития и образовательные потребности обучающихся с нарушениями речи. Разрабатывать и адаптировать образовательные программы и материалы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями речи. Применять различные методы и технологии обучения, воспитания и развития обучающихся с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. Организовывать эффективное взаимодействие с обучающимися с нарушениями речи, их родителями и специалистами. Создавать психологически комфортную и поддерживающую образовательную среду для обучающихся с нарушениями речи. Оценивать достижения обучающихся с нарушениями речи с учетом их индивидуальных особенностей. Использовать ассистивные технологии и средства в образовательном процессе обучающихся с нарушениями речи.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовые основы инклюзивного образования обучающихся с нарушениями речи
Тема № 2: Классификация нарушений речи
Тема № 3: Особенности психофизического развития детей с нарушениями речи
Тема № 4: Диагностика речевых нарушений
Тема № 5: Принципы организации инклюзивного образования для обучающихся с нарушениями речи
Тема № 6: Создание адаптированной образовательной среды
Тема № 7: Специальные образовательные потребности обучающихся с нарушениями речи
Тема № 8: Разработка индивидуальных образовательных программ (ИОП)
Тема № 9: Роль учителя в инклюзивном классе
Тема № 10: Взаимодействие с родителями обучающихся с нарушениями речи
Тема № 11: Работа с тьютором
Тема № 12: Методы и приемы обучения детей с нарушениями речи
Тема № 13: Развитие фонематического слуха
Тема № 14: Формирование лексико-грамматического строя речи
Тема № 15: Развитие связной речи
Тема № 16: Коррекция нарушений звукопроизношения
Тема № 17: Работа над просодической стороной речи
Тема № 18: Использование информационно-коммуникационных технологий в инклюзивном образовании
Тема № 19: Организация учебной деятельности для обучающихся с нарушениями речи
Тема № 20: Адаптация учебных материалов
Тема № 21: Дифференциация и индивидуализация обучения
Тема № 22: Оценка достижений обучающихся с нарушениями речи
Тема № 23: Социализация обучающихся с нарушениями речи в инклюзивном классе
Тема № 24: Формирование коммуникативных навыков
Тема № 25: Преодоление речевого негативизма
Тема № 26: Работа с заиканием в условиях инклюзивного образования
Тема № 27: Работа с дизартрией в условиях инклюзивного образования
Тема № 28: Работа с алалией в условиях инклюзивного образования
Тема № 29: Работа с дислалией в условиях инклюзивного образования
Тема № 30: Работа с ринолалией в условиях инклюзивного образования
Тема № 31: Работа с афазией в условиях инклюзивного образования
Тема № 32: Психологическая поддержка обучающихся с нарушениями речи
Тема № 33: Профилактика речевых нарушений
Тема № 34: Взаимодействие специалистов в инклюзивном образовании
Тема № 35: Мониторинг эффективности инклюзивного образования для обучающихся с нарушениями речи
Тема № 36: Опыт организации инклюзивного образования в России и за рубежом
Тема № 37: Перспективы развития инклюзивного образования для обучающихся с нарушениями речи
Раздел «Взаимодействие с семьями обучающихся с нарушениями речи: психолого-педагогическое сопровождение и поддержка»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает особенности развития и воспитания детей с нарушениями речи разных видов и степеней тяжести. Знает основные принципы, формы и методы взаимодействия с семьями обучающихся с нарушениями речи. Знает этические и правовые основы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушениями речи. Знает специфику организации коррекционно-развивающей среды в семье для ребенка с нарушениями речи. Знает методы и приемы профилактики эмоционального выгорания родителей детей с нарушениями речи.
Умения: Владеет навыками активного слушания и эмпатии в общении с родителями детей с нарушениями речи. Владеет навыками проведения психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи и их семей. Владеет навыками разработки коррекционно-развивающих занятий для детей с нарушениями речи с учетом семейной ситуации. Владеет навыками составления рекомендаций для родителей по организации домашней коррекционно-развивающей работы. Владеет навыками саморегуляции и профилактики профессионального выгорания.
Навыки: Умеет устанавливать контакт и строить доверительные отношения с родителями детей с нарушениями речи. Умеет проводить психолого-педагогическую диагностику семейных отношений и выявлять потребности семьи в поддержке. Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушениями речи. Умеет консультировать родителей по вопросам воспитания, обучения и развития детей с нарушениями речи. Умеет организовывать и проводить групповые занятия и тренинги для родителей детей с нарушениями речи.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы взаимодействия с семьями детей с нарушениями речи
Тема № 2: Виды речевых нарушений и их влияние на развитие ребенка
Тема № 3: Психологические особенности детей с нарушениями речи
Тема № 4: Особенности семейного воспитания детей с нарушениями речи
Тема № 5: Принципы взаимодействия с семьями детей с нарушениями речи
Тема № 6: Этические аспекты взаимодействия с семьями детей с нарушениями речи
Тема № 7: Создание доверительных отношений с родителями
Тема № 8: Диагностика семейной ситуации
Тема № 9: Выявление потребностей семьи
Тема № 10: Формы и методы работы с семьями
Тема № 11: Индивидуальное консультирование родителей
Тема № 12: Групповые занятия с родителями
Тема № 13: Тренинги для родителей
Тема № 14: Мастер-классы для родителей
Тема № 15: Организация родительских собраний
Тема № 16: Работа с родительским комитетом
Тема № 17: Взаимодействие с родителями через интернет-ресурсы
Тема № 18: Создание информационных материалов для родителей
Тема № 19: Разработка индивидуальных программ сопровождения семей
Тема № 20: Профилактика речевых нарушений у детей
Тема № 21: Раннее выявление речевых нарушений
Тема № 22: Роль семьи в коррекции речевых нарушений
Тема № 23: Методики развития речи у детей дошкольного возраста
Тема № 24: Методики развития речи у детей школьного возраста
Тема № 25: Игры и упражнения для развития речи
Тема № 26: Домашние задания для детей с нарушениями речи
Тема № 27: Контроль за выполнением домашних заданий
Тема № 28: Оценка эффективности взаимодействия с семьей
Тема № 29: Работа с семьями в условиях инклюзивного образования
Тема № 30: Особенности взаимодействия с семьями детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема № 31: Междисциплинарное взаимодействие специалистов
Тема № 32: Работа с родителями детей-билингвов с нарушениями речи
Тема № 33: Социальная поддержка семей, воспитывающих детей с нарушениями речи
Тема № 34: Правовые аспекты образования детей с нарушениями речи
Тема № 35: Работа с родителями в кризисных ситуациях
Тема № 36: Профилактика эмоционального выгорания родителей
Тема № 37: Самообразование и повышение квалификации специалиста
Тема № 38: Документация по взаимодействию с семьями
Тема № 39: Примеры успешного взаимодействия с семьями
Тема № 40: Анализ эффективности различных методов работы с семьями
Тема № 41: Перспективы развития взаимодействия с семьями детей с нарушениями речи
Раздел «Профилактика и коррекция эмоционального и поведенческого дистресса у обучающихся с нарушениями речи»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о влиянии речевых нарушений на формирование эмоционально-волевой сферы ребенка. Знания о специфике проявления эмоциональных и поведенческих расстройств у детей с различными видами речевых нарушений (дислалия, дизартрия, алалия, заикание и др.). Знания о нормативно-правовой базе, регламентирующей работу с детьми с нарушениями речи и особенностями их обучения и воспитания.
Умения: Навыки эмоциональной саморегуляции и управления собственным эмоциональным состоянием. Навыки активного слушания и эмпатического взаимодействия с детьми. Навыки использования игровых методов и упражнений для развития эмоционального интеллекта и социальных навыков у обучающихся. Навыки ведения документации, связанной с коррекционной работой.
Навыки: Умения создавать благоприятный психологический климат в образовательной среде. Умения интегрировать методы профилактики и коррекции эмоционального дистресса в образовательный процесс. Умения разрабатывать и проводить коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие эмоциональной саморегуляции, коммуникативных навыков и повышение самооценки у детей с нарушениями речи. Умения оценивать эффективность проведенной коррекционной работы.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы эмоционального развития детей с нарушениями речи
Тема № 2: Особенности эмоциональной сферы при различных видах речевых нарушений
Тема № 3: Влияние речевых нарушений на формирование личности и поведения
Тема № 4: Понятие эмоционального и поведенческого дистресса
Тема № 5: Факторы риска развития дистресса у детей с нарушениями речи
Тема № 6: Диагностика эмоционального состояния обучающихся с нарушениями речи
Тема № 7: Методы оценки поведенческих особенностей детей с нарушениями речи
Тема № 8: Проективные методики в диагностике эмоциональной сферы
Тема № 9: Нейропсихологический подход к пониманию эмоциональных и поведенческих трудностей
Тема № 10: Тревожность и страхи у детей с нарушениями речи
Тема № 11: Агрессивное поведение и его коррекция
Тема № 12: Аутоагрессивное поведение и способы его профилактики
Тема № 13: Депрессивные состояния у детей с нарушениями речи
Тема № 14: Работа с психосоматическими проявлениями у детей с речевыми нарушениями
Тема № 15: Роль семьи в профилактике и коррекции эмоционального дистресса
Тема № 16: Взаимодействие с родителями детей с нарушениями речи
Тема № 17: Организация коррекционно-развивающей среды для детей с нарушениями речи
Тема № 18: Игротерапия в коррекции эмоциональных и поведенческих проблем
Тема № 19: Арт-терапия в работе с детьми с речевыми нарушениями
Тема № 20: Музыкальная терапия и ее возможности в коррекции эмоциональной сферы
Тема № 21: Сказкотерапия как метод коррекции эмоциональных нарушений
Тема № 22: Песочная терапия в работе с детьми с нарушениями речи
Тема № 23: Телесно-ориентированная терапия для детей с речевыми нарушениями
Тема № 24: Когнитивно-поведенческая терапия в коррекции поведенческих проблем
Тема № 25: Методы релаксации и саморегуляции для детей с нарушениями речи
Тема № 26: Дыхательные техники и упражнения для снятия напряжения
Тема № 27: Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи
Тема № 28: Обучение социальным навыкам в группе
Тема № 29: Формирование позитивной самооценки у детей с речевыми нарушениями
Тема № 30: Работа с застенчивостью и неуверенностью в себе
Тема № 31: Преодоление трудностей адаптации к школьной среде
Тема № 32: Профилактика школьной дезадаптации у детей с нарушениями речи
Тема № 33: Развитие эмоционального интеллекта у детей с речевыми нарушениями
Тема № 34: Работа с гневом и раздражительностью
Тема № 35: Коррекция импульсивности и гиперактивности
Тема № 36: Профилактика и коррекция нарушений пищевого поведения
Тема № 37: Работа с тиками и навязчивыми движениями
Тема № 38: Особенности взаимодействия специалистов в коррекции эмоционального дистресса
Тема № 39: Составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ
Раздел «Технологии и средства альтернативной и дополнительной коммуникации для обучающихся с нарушениями речи»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные виды, принципы и подходы к использованию технологий и средств альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) для обучающихся с нарушениями речи, включая низкотехнологичные и высокотехнологичные варианты. Знает особенности коммуникативных потребностей обучающихся с различными речевыми нарушениями (алалия, дизартрия, дислалия, заикание и др.). Знает этические и правовые аспекты использования АДК.
Умения: Владеет навыками использования различных средств АДК, включая коммуникативные доски, книги, жесты, приложения для планшетов и компьютеров, системы PECS. Владеет навыками создания адаптированных коммуникативных материалов. Владеет навыками наблюдения за коммуникативным поведением обучающихся и анализа эффективности используемых средств АДК. Владеет навыками интеграции АДК в образовательный процесс. Владеет навыками консультирования родителей/опекунов по вопросам использования АДК.
Навыки: Умеет проводить оценку коммуникативных возможностей обучающихся с нарушениями речи для подбора оптимальных средств АДК. Умеет адаптировать и создавать материалы для АДК с учетом индивидуальных потребностей обучающихся. Умеет обучать обучающихся с нарушениями речи использованию выбранных средств АДК. Умеет взаимодействовать с родителями/опекунами и другими специалистами по вопросам использования АДК.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию (АДК)
Тема № 2: Классификация нарушений речи и коммуникации
Тема № 3: Потребности в АДК у детей с разными речевыми нарушениями
Тема № 4: Основные принципы и подходы к использованию АДК
Тема № 5: Системы символов и изображений (PCS, Bliss, Widgit и др.)
Тема № 6: Неэлектронные средства АДК: коммуникативные доски и книги
Тема № 7: Использование жестов и мимики в АДК
Тема № 8: Тактильные средства коммуникации
Тема № 9: Электронные средства АДК: голосообразующие устройства
Тема № 10: Программное обеспечение для АДК на компьютерах и планшетах
Тема № 11: Мобильные приложения для АДК
Тема № 12: Адаптация окружающей среды для использования АДК
Тема № 13: Обучение использованию АДК: этапы и стратегии
Тема № 14: Развитие коммуникативных навыков с помощью АДК
Тема № 15: Работа с родителями и семьей ребенка, использующего АДК
Тема № 16: Обучение педагогов использованию АДК
Тема № 17: Создание индивидуальных коммуникативных программ
Тема № 18: Оценка эффективности использования АДК
Тема № 19: АДК в инклюзивном образовании
Тема № 20: АДК в дошкольном образовании
Тема № 21: АДК в школьном образовании
Тема № 22: АДК в профессиональном обучении
Тема № 23: АДК во взрослой жизни
Тема № 24: Использование АДК в игровой деятельности
Тема № 25: Использование АДК в учебной деятельности
Тема № 26: Использование АДК в повседневной жизни
Тема № 27: АДК и развитие грамотности
Тема № 28: АДК и развитие математических навыков
Тема № 29: АДК и развитие социально-эмоциональной сферы
Тема № 30: Мультимодальная коммуникация
Тема № 31: Этика и этикет использования АДК
Тема № 32: Техническое обслуживание и ремонт электронных средств АДК
Тема № 33: Современные тенденции развития АДК
Тема № 34: Правовые аспекты использования АДК
Тема № 35: Междисциплинарное взаимодействие в области АДК
Тема № 36: Практикум по созданию коммуникативных досок
Тема № 37: Практикум по работе с голосообразующими устройствами
Тема № 38: Практикум по использованию программного обеспечения для АДК
Раздел «Разработка и реализация индивидуальных образовательных программ для обучающихся с нарушениями речи»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о современных подходах к инклюзивному образованию детей с нарушениями речи.
Умения: Навыки работы в команде специалистов для обеспечения комплексного сопровождения обучающихся с нарушениями речи.
Навыки: Умения адаптировать образовательную среду для обучающихся с нарушениями речи.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы речевого развития
Тема № 2: Классификация нарушений речи
Тема № 3: Диагностика речевых нарушений
Тема № 4: Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушениями речи
Тема № 5: Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями речи
Тема № 6: Организация образовательного процесса для обучающихся с нарушениями речи
Тема № 7: Нормативно-правовая база образования обучающихся с ОВЗ
Тема № 8: Принципы построения индивидуальных образовательных программ (ИОП)
Тема № 9: Структура и содержание ИОП
Тема № 10: Цели и задачи ИОП для обучающихся с нарушениями речи
Тема № 11: Методы и приемы коррекционно-развивающей работы
Тема № 12: Развитие фонематического слуха
Тема № 13: Формирование правильного звукопроизношения
Тема № 14: Развитие лексико-грамматического строя речи
Тема № 15: Развитие связной речи
Тема № 16: Работа над просодической стороной речи
Тема № 17: Использование игровых технологий в коррекционной работе
Тема № 18: Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе
Тема № 19: Работа с родителями обучающихся с нарушениями речи
Тема № 20: Взаимодействие специалистов в рамках реализации ИОП
Тема № 21: Мониторинг и оценка эффективности реализации ИОП
Тема № 22: Коррекция нарушений чтения и письма у детей с нарушениями речи
Тема № 23: Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Тема № 24: Особенности развития речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи
Тема № 25: Особенности развития речи у детей подросткового возраста с нарушениями речи
Тема № 26: Работа с детьми с дизартрией
Тема № 27: Работа с детьми с алалией
Тема № 28: Работа с детьми с дислалией
Тема № 29: Работа с детьми с ринолалией
Тема № 30: Работа с детьми с заиканием
Тема № 31: Работа с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР)
Тема № 32: Работа с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)
Тема № 33: Работа с детьми с задержкой речевого развития (ЗРР)
Тема № 34: Инклюзивное образование детей с нарушениями речи
Тема № 35: Профилактика речевых нарушений
Тема № 36: Современные подходы к коррекции речевых нарушений
Тема № 37: Психологическая поддержка обучающихся с нарушениями речи
Тема № 38: Профессиональная этика специалиста, работающего с детьми с нарушениями речи
Раздел «Психолого-педагогическая поддержка педагогов и других участников образовательных отношений, работающих с обучающимися с нарушениями речи»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания теоретических основ психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи, включая этиологию, классификацию, особенности развития и обучения данной категории детей, а также нормативно-правовые основы их образования. Знания современных методов и технологий психолого-педагогической диагностики, коррекции и развития детей с нарушениями речи. Знания принципов построения индивидуальных образовательных маршрутов и программ для обучающихся с нарушениями речи. Знания о специфике взаимодействия с родителями (законными представителями) детей с нарушениями речи и другими участниками образовательных отношений. Знания о профилактике профессионального выгорания и стресса у педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями.
Умения: Навыки применения различных методов и техник коррекции речевых нарушений у обучающихся. Навыки использования специализированного оборудования и программного обеспечения для диагностики и коррекции речевых нарушений. Навыки составления индивидуальных образовательных маршрутов и адаптации образовательных программ для обучающихся с нарушениями речи. Навыки конструктивного взаимодействия и установления доверительных отношений с родителями (законными представителями) детей с нарушениями речи. Навыки саморегуляции и профилактики профессионального выгорания в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Навыки: Умения проводить психолого-педагогическую диагностику речевого развития обучающихся, выявлять их индивидуальные особенности и потребности. Умения разрабатывать и реализовывать индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие программы для детей с нарушениями речи с учетом их специфических потребностей. Умения применять современные методы и технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи в образовательном процессе. Умения организовывать эффективное взаимодействие с родителями (законными представителями) детей с нарушениями речи, другими специалистами и участниками образовательных отношений. Умения анализировать собственную профессиональную деятельность и корректировать ее с учетом особенностей работы с детьми с нарушениями речи.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы логопедии и дефектологии
Тема № 2: Классификация нарушений речи
Тема № 3: Диагностика речевых нарушений
Тема № 4: Особенности психофизического развития детей с нарушениями речи
Тема № 5: Работа с дошкольниками с нарушениями речи
Тема № 6: Работа со школьниками с нарушениями речи
Тема № 7: Организация коррекционно-развивающей среды
Тема № 8: Методы и приемы коррекции речевых нарушений
Тема № 9: Развитие фонематического слуха
Тема № 10: Развитие артикуляционной моторики
Тема № 11: Формирование лексико-грамматического строя речи
Тема № 12: Развитие связной речи
Тема № 13: Работа с заиканием
Тема № 14: Работа с дислалией
Тема № 15: Работа с дизартрией
Тема № 16: Работа с ринолалией
Тема № 17: Работа с алалией
Тема № 18: Работа с афазией
Тема № 19: Работа с дислексией и дисграфией
Тема № 20: Психологические особенности детей с нарушениями речи
Тема № 21: Эмоционально-волевая сфера детей с нарушениями речи
Тема № 22: Поведенческие особенности детей с нарушениями речи
Тема № 23: Адаптация детей с нарушениями речи в образовательной среде
Тема № 24: Инклюзивное образование детей с нарушениями речи
Тема № 25: Взаимодействие с родителями детей с нарушениями речи
Тема № 26: Консультирование родителей по вопросам речевого развития
Тема № 27: Работа с педагогическим коллективом
Тема № 28: Профилактика речевых нарушений
Тема № 29: Современные технологии в коррекции речевых нарушений
Тема № 30: Использование информационно-коммуникационных технологий
Тема № 31: Организация и проведение логопедических занятий
Тема № 32: Планирование коррекционно-логопедической работы
Тема № 33: Документация логопеда
Тема № 34: Особенности работы с детьми с сочетанными нарушениями
Тема № 35: Профессиональное выгорание педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
Тема № 36: Психогигиена и профилактика эмоционального выгорания
Тема № 37: Супервизия в работе с детьми с нарушениями речи
Тема № 38: Междисциплинарное взаимодействие специалистов
Тема № 39: Правовые основы работы с детьми с ОВЗ
Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.
Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.
Условия реализации рабочей программы модуля
Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля
Электронные учебные издания
Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503
Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Электронные методические издания
Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252
Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597
Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).
Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)
Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):
- Состав современных профессиональных баз данных
Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)
Открытые данные России (https://data.gov.ru/)
Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)
База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)
- Состав информационных справочных систем
База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)
Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)
Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)
Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)
Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)
Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)
Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)
- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти
Президент России (http://kremlin.ru/)
Правительство России (http://government.ru/)
Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)
Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)
Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)
- Иные информационные ресурсы - периодическими издания
TACC (https://tass.ru/)
РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)
Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)
RT (https://rt.com/)
- Информационные поисковые системы
Яндекс (https://ya.ru/)
MAIL.RU (https://www.mail.ru/)