Приложение 3

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"

"05" июня 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

ВМ.8 «Тьюторское сопровождение обучающихся»

Дополнительная профессиональная программа

«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»

г. Москва

Территория Инновационного центра Сколково

Наименование модуля: Тьюторское сопровождение обучающихся.

Тип модуля: вариативный модуль.

Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Тьюторское сопровождение обучающихся».

Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.

Структура и содержание модуля

Элемент Всего, ак.ч. Лекций, ак.ч. Практических занятий, ак.ч. Результаты обучения (коды)
Раздел «Психолого-педагогические основы тьюторского сопровождения» 8 2 2 ПК-8
Раздел «Технологии и методики тьюторского сопровождения обучающихся» 8 2 2 ПК-8
Раздел «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов и программ в рамках тьюторского сопровождения» 8 2 2 ПК-8
Раздел «Организация инклюзивного образовательного пространства для эффективного тьюторского сопровождения» 8 2 2 ПК-8
Раздел «Взаимодействие тьютора с педагогами, родителями и другими участниками образовательных отношений» 8 2 2 ПК-8
Раздел «Профилактика и коррекция эмоционального и поведенческого дистресса у обучающихся в процессе тьюторского сопровождения» 8 2 2 ПК-8
Раздел «Использование цифровых технологий и ресурсов в тьюторской деятельности» 8 2 2 ПК-8
Раздел «Оценка эффективности тьюторского сопровождения: критерии и методы анализа» 8 2 2 ПК-8
Раздел «Правовые и этические аспекты тьюторской деятельности» 8 2 2 ПК-8

Раздел «Психолого-педагогические основы тьюторского сопровождения»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает нормативно-правовую базу, регламентирующую тьюторскую деятельность; особенности организации тьюторского сопровождения в различных образовательных учреждениях; модели и формы организации тьюторского сопровождения.

Умения: Владеет навыками разрешения конфликтных ситуаций в тьюторском взаимодействии; самопрезентации в профессиональной среде; работы в команде; публичных выступлений по вопросам тьюторского сопровождения.

Навыки: Умеет применять нормативно-правовую базу в своей тьюторской деятельности; адаптировать модели тьюторского сопровождения к специфике образовательного учреждения; организовывать взаимодействие с другими специалистами (педагогами, психологами, родителями) в рамках тьюторского сопровождения.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в тьюторское сопровождение

Тема № 2: Философские и социокультурные основы тьюторства

Тема № 3: Исторический контекст развития тьюторства

Тема № 4: Нормативно-правовая база тьюторской деятельности

Тема № 5: Тьюторство как педагогическая технология

Тема № 6: Психологические основы тьюторского сопровождения

Тема № 7: Возрастная психология в контексте тьюторства

Тема № 8: Индивидуальные особенности обучающихся

Тема № 9: Диагностика образовательных потребностей и запросов

Тема № 10: Построение индивидуальной образовательной траектории

Тема № 11: Целеполагание и планирование в тьюторском сопровождении

Тема № 12: Методы и техники тьюторского сопровождения

Тема № 13: Коучинг в тьюторской практике

Тема № 14: Менторинг как элемент тьюторского сопровождения

Тема № 15: Фасилитация групповой работы в тьюторстве

Тема № 16: Проектная деятельность в тьюторском сопровождении

Тема № 17: Рефлексия в тьюторской практике

Тема № 18: Оценка эффективности тьюторского сопровождения

Тема № 19: Организация тьюторского сопровождения в образовательной организации

Тема № 20: Взаимодействие тьютора с другими участниками образовательного процесса

Тема № 21: Тьюторское сопровождение в разных образовательных средах

Тема № 22: Тьюторское сопровождение детей с особыми образовательными потребностями

Тема № 23: Тьюторское сопровождение одаренных детей

Тема № 24: Профилактика профессионального выгорания тьютора

Тема № 25: Этические аспекты тьюторской деятельности

Тема № 26: Супервизия в тьюторской практике

Тема № 27: Цифровые инструменты в тьюторском сопровождении

Тема № 28: Работа с родителями в рамках тьюторского сопровождения

Тема № 29: Конфликты в тьюторской практике и пути их решения

Тема № 30: Тьюторское сопровождение в системе дополнительного образования

Тема № 31: Тьюторское сопровождение в системе высшего образования

Тема № 32: Тьюторское сопровождение в корпоративном обучении

Тема № 33: Развитие профессиональной компетентности тьютора

Тема № 34: Самообразование и профессиональный рост тьютора

Тема № 35: Перспективы развития тьюторства

Тема № 36: Презентация итоговых проектов

Тема № 37: Защита портфолио тьютора

Тема № 38: Итоговая аттестация

Раздел «Технологии и методики тьюторского сопровождения обучающихся»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Ключевых компетенций тьютора и способов их развития. Основных подходов к оценке результатов тьюторского сопровождения.

Умения: Навыки самопрезентации и установления контакта с обучающимися. Навыки мотивирования обучающихся к достижению образовательных целей. Навыки организации групповой работы в рамках тьюторского сопровождения.

Навыки: Выстраивать партнерские отношения с обучающимися, основанные на доверии и взаимном уважении. Разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе тьюторского сопровождения.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в тьюторское сопровождение

Тема № 2: Философия и принципы тьюторства

Тема № 3: История развития тьюторства

Тема № 4: Нормативно-правовая база тьюторской деятельности

Тема № 5: Тьюторская позиция и этика тьютора

Тема № 6: Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении

Тема № 7: Диагностика образовательных потребностей обучающихся

Тема № 8: Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)

Тема № 9: Проектирование и реализация ИОМ

Тема № 10: Методы и техники тьюторского сопровождения

Тема № 11: Тьюторское взаимодействие с обучающимся

Тема № 12: Работа с мотивацией обучающегося

Тема № 13: Развитие самостоятельности и самоорганизации обучающегося

Тема № 14: Формирование учебных навыков

Тема № 15: Работа с целями и задачами обучающегося

Тема № 16: Рефлексия в тьюторском сопровождении

Тема № 17: Оценка эффективности тьюторского сопровождения

Тема № 18: Тьюторское сопровождение в разных образовательных моделях

Тема № 19: Тьюторство в онлайн-образовании

Тема № 20: Инклюзивное тьюторство

Тема № 21: Тьюторское сопровождение одаренных детей

Тема № 22: Работа с родителями в рамках тьюторского сопровождения

Тема № 23: Взаимодействие тьютора с другими специалистами

Тема № 24: Супервизия в тьюторской практике

Тема № 25: Профессиональное развитие тьютора

Тема № 26: Самообразование тьютора

Тема № 27: Цифровые инструменты в тьюторской деятельности

Тема № 28: Коучинг в тьюторской практике

Тема № 29: Консультирование в тьюторской практике

Тема № 30: Работа с учебными трудностями обучающихся

Тема № 31: Преодоление образовательных барьеров

Тема № 32: Работа с эмоциональным состоянием обучающегося

Тема № 33: Конфликтология в тьюторской практике

Тема № 34: Профилактика выгорания тьютора

Тема № 35: Организация тьюторских сообществ

Тема № 36: Тьюторское сопровождение в проектной деятельности

Тема № 37: Исследовательская деятельность тьютора

Тема № 38: Тьюторство как профессия будущего

Раздел «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов и программ в рамках тьюторского сопровождения»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Теоретических основ тьюторского сопровождения, его принципов, целей и задач в образовательном процессе. Различных моделей и подходов к разработке индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) и программ (ИОП). Методик диагностики образовательных потребностей и интересов обучающихся. Нормативно-правовой базы, регламентирующей тьюторскую деятельность и разработку ИОМ/ИОП. Специфики образовательных ресурсов и технологий, применимых в рамках тьюторского сопровождения и реализации ИОМ/ИОП.

Умения: Проведения диагностики образовательных потребностей обучающихся с использованием различных методов (анкетирование, интервью, наблюдение и др.). Формулирования целей и задач ИОМ/ИОП в соответствии с выявленными потребностями обучающихся. Создания структурированных и понятных ИОМ/ИОП, содержащих конкретные этапы, сроки и формы работы. Эффективного взаимодействия с обучающимися в процессе тьюторского сопровождения, мотивирования и поддержки их в достижении образовательных целей. Рефлексии собственной тьюторской деятельности и анализа результатов реализации ИОМ/ИОП.

Навыки: Анализировать образовательные потребности и запросы обучающихся. Разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты и программы с учетом целей, интересов и возможностей обучающихся. Подбирать и адаптировать образовательные ресурсы и технологии для реализации ИОМ/ИОП. Организовывать тьюторское сопровождение обучающихся на разных этапах реализации ИОМ/ИОП. Оценивать эффективность реализации ИОМ/ИОП и корректировать их при необходимости.

Содержание раздела

Тема № 1: Тьюторство: философия и принципы

Тема № 2: История развития тьюторства

Тема № 3: Нормативно-правовая база тьюторской деятельности

Тема № 4: Тьюторское сопровождение: цели, задачи, функции

Тема № 5: Ключевые компетенции тьютора

Тема № 6: Этические принципы тьюторской деятельности

Тема № 7: Диагностика образовательных потребностей

Тема № 8: Методы и инструменты диагностики

Тема № 9: Индивидуальные особенности обучающихся

Тема № 10: Работа с разными типами личности

Тема № 11: Мотивация и вовлечение в образовательный процесс

Тема № 12: Построение доверительных отношений с обучающимся

Тема № 13: Целеполагание в образовании

Тема № 14: SMART-цели и их применение в тьюторстве

Тема № 15: Разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)

Тема № 16: Структура и содержание ИОМ

Тема № 17: Этапы разработки ИОМ

Тема № 18: Индивидуальная образовательная программа (ИОП)

Тема № 19: Разработка ИОП на основе ИОМ

Тема № 20: Ресурсы для реализации ИОП

Тема № 21: Организация образовательной среды

Тема № 22: Формы и методы тьюторского сопровождения

Тема № 23: Индивидуальные и групповые тьюторские встречи

Тема № 24: Проектная деятельность в рамках тьюторского сопровождения

Тема № 25: Рефлексия в тьюторской практике

Тема № 26: Методы и техники рефлексии

Тема № 27: Оценка эффективности тьюторского сопровождения

Тема № 28: Критерии оценки результатов

Тема № 29: Документирование тьюторской деятельности

Тема № 30: Работа с родителями и другими участниками образовательного процесса

Тема № 31: Сетевое взаимодействие в тьюторстве

Тема № 32: Супервизия и интервизия в тьюторской практике

Тема № 33: Профессиональное развитие тьютора

Тема № 34: Современные тренды в тьюторстве

Тема № 35: Цифровые инструменты в тьюторском сопровождении

Тема № 36: Психолого-педагогические основы тьюторства

Тема № 37: Работа с одаренными детьми

Тема № 38: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

Тема № 39: Превенция профессионального выгорания тьютора

Раздел «Организация инклюзивного образовательного пространства для эффективного тьюторского сопровождения»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает этические принципы тьюторского сопровождения, особенности взаимодействия с семьями обучающихся с ОВЗ, специфику работы в междисциплинарной команде, методы разрешения конфликтных ситуаций в инклюзивной среде.

Умения: Владеет навыками создания адаптированной образовательной среды, применения специальных методов и приемов обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, организации индивидуальных и групповых занятий с учетом особых образовательных потребностей, использования ассистивных технологий и средств альтернативной коммуникации, мониторинга и оценки результатов тьюторского сопровождения.

Навыки: Умеет устанавливать доверительные отношения с обучающимися с ОВЗ и их семьями, организовывать эффективное взаимодействие с педагогами, психологами, социальными работниками и другими специалистами, предотвращать и разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе инклюзивного образования.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в инклюзивное образование

Тема № 2: Нормативно-правовые основы инклюзивного образования

Тема № 3: Основные принципы инклюзивного образования

Тема № 4: Тьюторство в инклюзивном образовании: сущность и функции

Тема № 5: Организация тьюторского сопровождения в образовательной организации

Тема № 6: Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ): разработка и реализация

Тема № 7: Психолого-педагогическая диагностика в инклюзивном образовании

Тема № 8: Особенности развития детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ)

Тема № 9: Работа с различными категориями детей с ОВЗ

Тема № 10: Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Тема № 11: Дети с нарушениями зрения

Тема № 12: Дети с нарушениями слуха

Тема № 13: Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Тема № 14: Дети с задержкой психического развития (ЗПР)

Тема № 15: Дети с интеллектуальными нарушениями

Тема № 16: Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Тема № 17: Дети с эмоционально-волевыми нарушениями

Тема № 18: Адаптация образовательной среды для детей с ОВЗ

Тема № 19: Универсальный дизайн обучения

Тема № 20: Ассистивные технологии в инклюзивном образовании

Тема № 21: Разработка адаптированных образовательных программ

Тема № 22: Формы и методы работы тьютора

Тема № 23: Взаимодействие тьютора с другими специалистами

Тема № 24: Работа тьютора с семьей ребенка с ОВЗ

Тема № 25: Проектирование инклюзивной образовательной среды

Тема № 26: Создание инклюзивной культуры в образовательной организации

Тема № 27: Преодоление барьеров в инклюзивном образовании

Тема № 28: Конфликтология в инклюзивном образовании

Тема № 29: Стресс-менеджмент для тьютора

Тема № 30: Профессиональная этика тьютора

Тема № 31: Оценка эффективности тьюторского сопровождения

Тема № 32: Мониторинг инклюзивного образовательного процесса

Тема № 33: Работа с родительским сообществом

Тема № 34: Межведомственное взаимодействие в организации инклюзивного образования

Тема № 35: Современные тенденции развития инклюзивного образования

Тема № 36: Перспективы развития тьюторского сопровождения

Тема № 37: Супервизия в тьюторской деятельности

Тема № 38: Рефлексия тьюторской практики

Раздел «Взаимодействие тьютора с педагогами, родителями и другими участниками образовательных отношений»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает особенности развития и обучения детей разных возрастных групп, принципы индивидуализации и дифференциации обучения, роли и функции различных участников образовательного процесса, а также методы оценки эффективности взаимодействия тьютора с другими участниками образовательных отношений.

Умения: Владеет навыками наблюдения за ребенком в различных образовательных ситуациях, сбора и анализа информации о его развитии, интерпретации результатов психолого-педагогической диагностики, подготовки и проведения презентаций для педагогов и родителей, ведения документации, отражающей взаимодействие тьютора с другими участниками образовательных отношений.

Навыки: Умеет адаптировать информацию о развитии и обучении ребенка для разных целевых аудиторий (педагоги, родители), разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты с учетом мнения всех заинтересованных сторон, организовывать взаимодействие специалистов разного профиля для решения образовательных задач ребенка, анализировать эффективность совместной работы и корректировать ее при необходимости.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы тьюторского сопровождения

Тема № 2: Цели и задачи тьюторского сопровождения в образовании

Тема № 3: Нормативно-правовая база тьюторской деятельности

Тема № 4: Этические принципы работы тьютора

Тема № 5: Тьюторская диагностика образовательных потребностей

Тема № 6: Индивидуальный образовательный маршрут: разработка и реализация

Тема № 7: Методы и технологии тьюторского сопровождения

Тема № 8: Работа тьютора с одаренными детьми

Тема № 9: Работа тьютора с детьми с особыми образовательными потребностями

Тема № 10: Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании

Тема № 11: Работа тьютора с подростками

Тема № 12: Работа тьютора с младшими школьниками

Тема № 13: Проектная деятельность в тьюторском сопровождении

Тема № 14: Организация тьюторского пространства

Тема № 15: Оценка эффективности тьюторского сопровождения

Тема № 16: Взаимодействие тьютора с педагогами: принципы и модели

Тема № 17: Совместная деятельность тьютора и учителя-предметника

Тема № 18: Организация родительских собраний тьютором

Тема № 19: Индивидуальные консультации для родителей

Тема № 20: Формирование партнерских отношений с родителями

Тема № 21: Работа тьютора с семьей в кризисных ситуациях

Тема № 22: Взаимодействие тьютора с администрацией образовательной организации

Тема № 23: Сетевое взаимодействие тьюторов

Тема № 24: Супервизия в тьюторской деятельности

Тема № 25: Профессиональное развитие тьютора

Тема № 26: Самообразование тьютора

Тема № 27: Тайм-менеджмент в работе тьютора

Тема № 28: Цифровые инструменты в тьюторской деятельности

Тема № 29: Конфликтология в работе тьютора

Тема № 30: Работа тьютора с разными типами личности

Тема № 31: Коммуникативные навыки тьютора

Тема № 32: Эмоциональный интеллект тьютора

Тема № 33: Стрессоустойчивость тьютора

Тема № 34: Работа тьютора в системе дополнительного образования

Тема № 35: Тьюторское сопровождение в онлайн-образовании

Тема № 36: Взаимодействие тьютора с социальными службами

Тема № 37: Взаимодействие тьютора с психологом

Тема № 38: Документация тьютора

Тема № 39: Примеры успешной тьюторской практики

Раздел «Профилактика и коррекция эмоционального и поведенческого дистресса у обучающихся в процессе тьюторского сопровождения»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о: Основных понятиях эмоционального и поведенческого дистресса у обучающихся (тревожность, депрессия, агрессия, аутоагрессия, девиантное поведение и т.д.), их причинах, проявлениях и последствиях. Специфике проявления эмоционального и поведенческого дистресса у обучающихся разных возрастов и с разными образовательными потребностями. Методах и техниках диагностики эмоционального и поведенческого дистресса у обучающихся, включая методы наблюдения, беседы, опросники, проективные методики. Этических принципах и нормативно-правовых основах работы с обучающимися, испытывающими эмоциональный и поведенческий дистресс. Основных направлениях профилактики и коррекции эмоционального и поведенческого дистресса у обучающихся, включая когнитивно-поведенческую терапию, арт-терапию, игровую терапию, методы релаксации и саморегуляции. Роли тьютора в профилактике и коррекции эмоционального и поведенческого дистресса у обучающихся. Ресурсах и возможностях образовательной организации и внешней среды для поддержки обучающихся, испытывающих эмоциональный и поведенческий дистресс.

Умения: Эффективного общения с обучающимися, испытывающими эмоциональный и поведенческий дистресс, включая навыки активного слушания, эмпатии, установления доверительных отношений. Применения методов релаксации и саморегуляции в работе с обучающимися. Организации и проведения групповых занятий, направленных на развитие социально-эмоциональной компетентности обучающихся. Ведения документации тьюторского сопровождения обучающихся, испытывающих эмоциональный и поведенческий дистресс. Саморегуляции собственного эмоционального состояния в процессе работы с обучающимися, испытывающими эмоциональный и поведенческий дистресс.

Навыки: Идентифицировать признаки эмоционального и поведенческого дистресса у обучающихся. Оценивать уровень и характер эмоционального и поведенческого дистресса у обучающихся с использованием различных методов диагностики. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы тьюторского сопровождения обучающихся, направленные на профилактику и коррекцию эмоционального и поведенческого дистресса. Применять методы и техники коррекции эмоционального и поведенческого дистресса у обучающихся в рамках тьюторского сопровождения. Организовывать взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, испытывающих эмоциональный и поведенческий дистресс. Взаимодействовать с другими специалистами (психологами, социальными педагогами, врачами) в рамках комплексного сопровождения обучающихся. Анализировать собственную деятельность и вносить коррективы в тьюторское сопровождение обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей и динамики развития.

Содержание раздела

Тема № 1: Теоретические основы эмоционального и поведенческого дистресса

Тема № 2: Факторы риска развития дистресса у обучающихся

Тема № 3: Возрастные особенности проявления дистресса

Тема № 4: Диагностика эмоционального и поведенческого дистресса

Тема № 5: Методы наблюдения за обучающимися

Тема № 6: Психологическое тестирование в диагностике дистресса

Тема № 7: Беседа как метод диагностики и коррекции

Тема № 8: Работа с родителями в процессе диагностики

Тема № 9: Этические принципы работы с обучающимися в состоянии дистресса

Тема № 10: Конфиденциальность и информированное согласие

Тема № 11: Роль тьютора в профилактике дистресса

Тема № 12: Создание поддерживающей образовательной среды

Тема № 13: Развитие эмоционального интеллекта у обучающихся

Тема № 14: Обучение навыкам саморегуляции

Тема № 15: Тренинг ассертивного поведения

Тема № 16: Работа со стрессом и тревогой

Тема № 17: Методы релаксации и mindfulness

Тема № 18: Арт-терапия в работе с дистрессом

Тема № 19: Игровая терапия для младших школьников

Тема № 20: Сказкотерапия в работе с эмоциональными проблемами

Тема № 21: Когнитивно-поведенческая терапия для подростков

Тема № 22: Работа с гневом и агрессией

Тема № 23: Преодоление школьной тревожности

Тема № 24: Работа с последствиями травматических событий

Тема № 25: Профилактика буллинга и кибербуллинга

Тема № 26: Работа с обучающимися с особыми образовательными потребностями

Тема № 27: Тьюторское сопровождение обучающихся с девиантным поведением

Тема № 28: Работа с проявлениями депрессии и суицидального поведения

Тема № 29: Межведомственное взаимодействие в работе с дистрессом

Тема № 30: Работа с семьей обучающегося

Тема № 31: Консультирование родителей по вопросам воспитания

Тема № 32: Организация родительских собраний и тренингов

Тема № 33: Супервизия и поддержка тьютора

Тема № 34: Профессиональное выгорание и способы его профилактики

Тема № 35: Саморегуляция и стресс-менеджмент для тьютора

Тема № 36: Юридические аспекты работы тьютора

Тема № 37: Документирование тьюторской деятельности

Тема № 38: Эффективность тьюторского сопровождения в профилактике и коррекции дистресса

Тема № 39: Перспективы развития тьюторства в сфере поддержки обучающихся

Раздел «Использование цифровых технологий и ресурсов в тьюторской деятельности»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основные цифровые инструменты и ресурсы, применяемые в тьюторской деятельности (платформы для онлайн-обучения, инструменты для создания цифрового контента, ресурсы для организации коммуникации и сотрудничества, инструменты для оценки и мониторинга). Знает этические и правовые аспекты использования цифровых технологий в образовании (авторское право, защита персональных данных). Знает принципы цифровой грамотности и цифровой гигиены. Знает различные модели и методы онлайн-тьюторства. Знает особенности организации и проведения онлайн-консультаций.

Умения: Владеет навыками работы с различными платформами для онлайн-обучения (LMS, образовательные порталы). Владеет навыками создания цифрового контента с использованием специализированного программного обеспечения (графические редакторы, видеоредакторы, конструкторы тестов). Владеет навыками организации и проведения онлайн-консультаций и вебинаров. Владеет навыками использования инструментов для оценки и мониторинга учебной деятельности (системы онлайн-тестирования, инструменты для сбора и анализа данных). Владеет навыками эффективной коммуникации в цифровой среде.

Навыки: Умеет анализировать потребности обучающихся и подбирать соответствующие цифровые инструменты и ресурсы для поддержки индивидуальных образовательных траекторий. Умеет создавать и адаптировать цифровой образовательный контент для различных форматов обучения (текстовые материалы, видео, аудио, интерактивные упражнения). Умеет организовывать онлайн-взаимодействие с обучающимися (форумы, чаты, видеоконференции). Умеет проводить оценку и мониторинг прогресса обучающихся с использованием цифровых инструментов. Умеет интегрировать цифровые технологии в различные этапы тьюторского сопровождения.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы цифровых технологий для тьютора

Тема № 2: Цифровые инструменты коммуникации в тьюторстве

Тема № 3: Организация онлайн-встреч и консультаций

Тема № 4: Создание и использование цифровых образовательных ресурсов

Тема № 5: Работа с электронными портфолио обучающихся

Тема № 6: Платформы для онлайн-обучения и их возможности

Тема № 7: Инструменты для организации групповой работы онлайн

Тема № 8: Методы оценки эффективности онлайн-тьюторства

Тема № 9: Цифровая безопасность и этика в тьюторской деятельности

Тема № 10: Работа с LMS (Learning Management System)

Тема № 11: Использование облачных технологий в тьюторстве

Тема № 12: Цифровые инструменты для создания интерактивных заданий

Тема № 13: Анализ данных и мониторинг прогресса обучающихся с помощью цифровых инструментов

Тема № 14: Цифровые ресурсы для развития критического мышления

Тема № 15: Использование социальных сетей в образовательных целях

Тема № 16: Создание и ведение образовательных блогов и сайтов

Тема № 17: Работа с мультимедийным контентом

Тема № 18: Инструменты для создания видеоуроков и презентаций

Тема № 19: Виртуальная и дополненная реальность в образовании

Тема № 20: Использование мобильных технологий в тьюторстве

Тема № 21: Адаптация цифровых ресурсов для обучающихся с особыми потребностями

Тема № 22: Инструменты для проведения онлайн-тестирования и опросов

Тема № 23: Авторское право и использование цифровых ресурсов

Тема № 24: Организация проектной деятельности с использованием цифровых технологий

Тема № 25: Геймификация в тьюторской деятельности

Тема № 26: Цифровые инструменты для развития креативности

Тема № 27: Работа с большими данными в образовании

Тема № 28: Искусственный интеллект в образовании и тьюторстве

Тема № 29: Цифровые инструменты для самообразования тьютора

Тема № 30: Тренды развития цифровых технологий в образовании

Тема № 31: Формирование цифровой компетентности тьютора

Тема № 32: Методы и стратегии онлайн-мотивации обучающихся

Тема № 33: Преодоление цифрового разрыва в образовании

Тема № 34: Инклюзивное образование и цифровые технологии

Тема № 35: Развитие цифровых навыков у обучающихся

Тема № 36: Эффективное использование времени в онлайн-тьюторстве

Тема № 37: Профессиональное развитие тьютора в цифровую эпоху

Тема № 38: Международный опыт использования цифровых технологий в тьюторстве

Тема № 39: Этические аспекты использования искусственного интеллекта в образовании

Раздел «Оценка эффективности тьюторского сопровождения: критерии и методы анализа»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знание основных теоретических подходов к оценке эффективности тьюторского сопровождения. Знание различных моделей тьюторского сопровождения и их особенностей. Знание критериев и показателей эффективности тьюторского сопровождения. Знание методов сбора и анализа данных для оценки эффективности тьюторского сопровождения (наблюдение, анкетирование, интервью, анализ портфолио и др.). Знание этических принципов проведения оценки эффективности тьюторского сопровождения.

Умения: Навык проведения наблюдения за тьюторской деятельностью. Навык составления анкет и проведения анкетирования для оценки эффективности тьюторского сопровождения. Навык проведения интервью с тьюторами и обучающимися. Навык анализа портфолио обучающихся и тьюторов. Навык использования программного обеспечения для обработки и анализа данных.

Навыки: Умение формулировать цели и задачи оценки эффективности тьюторского сопровождения. Умение выбирать и применять соответствующие методы сбора и анализа данных для оценки эффективности тьюторского сопровождения. Умение интерпретировать полученные результаты и формулировать выводы. Умение разрабатывать рекомендации по совершенствованию тьюторского сопровождения на основе результатов оценки. Умение представлять результаты оценки эффективности тьюторского сопровождения различным аудиториям (тьюторам, администрации, обучающимся).

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в тьюторское сопровождение

Тема № 2: Цели и задачи тьюторского сопровождения

Тема № 3: Принципы тьюторского сопровождения

Тема № 4: Этические аспекты тьюторского сопровождения

Тема № 5: Модели тьюторского сопровождения

Тема № 6: Формы и методы тьюторского сопровождения

Тема № 7: Индивидуальный образовательный маршрут

Тема № 8: Тьюторская диагностика

Тема № 9: Планирование тьюторского сопровождения

Тема № 10: Организация тьюторского сопровождения

Тема № 11: Рефлексия в тьюторском сопровождении

Тема № 12: Оценка эффективности тьюторского сопровождения: введение

Тема № 13: Критерии оценки эффективности тьюторского сопровождения

Тема № 14: Показатели эффективности тьюторского сопровождения

Тема № 15: Методы анализа эффективности тьюторского сопровождения

Тема № 16: Качественные методы анализа

Тема № 17: Количественные методы анализа

Тема № 18: Смешанные методы анализа

Тема № 19: Анализ портфолио обучающегося

Тема № 20: Анализ образовательных результатов

Тема № 21: Анализ динамики развития обучающегося

Тема № 22: Самооценка обучающегося

Тема № 23: Оценка тьютором

Тема № 24: Внешняя экспертная оценка

Тема № 25: Анкетирование

Тема № 26: Интервьюирование

Тема № 27: Наблюдение

Тема № 28: Тестирование

Тема № 29: Анализ документации

Тема № 30: Сбор и обработка данных

Тема № 31: Интерпретация результатов анализа

Тема № 32: Отчетность по результатам оценки

Тема № 33: Использование результатов оценки для улучшения тьюторского сопровождения

Тема № 34: Примеры успешных практик тьюторского сопровождения

Тема № 35: Тенденции развития тьюторского сопровождения

Тема № 36: Перспективы развития оценки эффективности тьюторского сопровождения

Тема № 37: Профессиональное развитие тьютора

Раздел «Правовые и этические аспекты тьюторской деятельности»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность и тьюторское сопровождение в Российской Федерации (Конституция РФ, Закон об образовании, ФГОС, профессиональные стандарты, локальные акты образовательной организации). Знает этические принципы и нормы, применимые к тьюторской деятельности (конфиденциальность, уважение личности, добровольность, ответственность, беспристрастность). Знает правовые и этические аспекты работы с разными категориями обучающихся (несовершеннолетние, лица с ОВЗ, иностранные граждане). Знает основы авторского права и интеллектуальной собственности в образовательной среде. Знает о юридической ответственности тьютора.

Умения: Владеет навыками поиска и анализа правовой информации, относящейся к образовательной деятельности и тьюторскому сопровождению. Владеет навыками разрешения этических дилемм и конфликтных ситуаций в тьюторской практике. Владеет навыками соблюдения конфиденциальности и защиты персональных данных обучающихся. Владеет навыками ведения документации в соответствии с правовыми требованиями. Владеет навыками аргументации своей позиции с опорой на правовые и этические нормы.

Навыки: Умеет анализировать образовательную ситуацию с точки зрения правовых и этических норм. Умеет выявлять потенциальные правовые и этические проблемы в тьюторской практике. Умеет применять правовые и этические нормы при принятии решений в профессиональной деятельности. Умеет оформлять документацию в соответствии с правовыми требованиями. Умеет строить профессиональную коммуникацию с учетом правовых и этических норм.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в тьюторство

Тема № 2: Правовые основы образования в Российской Федерации

Тема № 3: Нормативно-правовое регулирование тьюторской деятельности

Тема № 4: Тьюторство как педагогическая технология

Тема № 5: Этические принципы тьюторской деятельности

Тема № 6: Профессиональный стандарт тьютора

Тема № 7: Конфиденциальность в тьюторской практике

Тема № 8: Инклюзивное образование и тьюторское сопровождение

Тема № 9: Работа с обучающимися с ОВЗ

Тема № 10: Индивидуальный образовательный маршрут и тьютор

Тема № 11: Охрана труда и техника безопасности в тьюторской деятельности

Тема № 12: Документооборот в тьюторской деятельности

Тема № 13: Авторское право и тьютор

Тема № 14: Цифровая этика в тьюторской практике

Тема № 15: Кибербезопасность и защита персональных данных

Тема № 16: Работа с родителями и законными представителями

Тема № 17: Взаимодействие тьютора с другими специалистами

Тема № 18: Границы ответственности тьютора

Тема № 19: Профессиональная этика тьютора в конфликтных ситуациях

Тема № 20: Юридическая ответственность тьютора

Тема № 21: Психолого-педагогические основы тьюторского сопровождения

Тема № 22: Мотивация и самоопределение обучающихся

Тема № 23: Развитие критического мышления у обучающихся

Тема № 24: Формирование учебной самостоятельности

Тема № 25: Проектная деятельность и тьюторское сопровождение

Тема № 26: Рефлексия в тьюторской практике

Тема № 27: Оценка эффективности тьюторского сопровождения

Тема № 28: Супервизия в тьюторской деятельности

Тема № 29: Самообразование и профессиональное развитие тьютора

Тема № 30: Кодекс этики тьютора

Тема № 31: Организация тьюторского сопровождения в образовательной организации

Тема № 32: Тьюторское сопровождение в онлайн-образовании

Тема № 33: Международный опыт тьюторства

Тема № 34: Перспективы развития тьюторства в России

Тема № 35: Тьюторское сообщество и профессиональные ассоциации

Тема № 36: Карьера тьютора

Тема № 37: Практикум по решению кейсов из тьюторской практики

Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.

Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.

Условия реализации рабочей программы модуля

Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.

Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля

Электронные учебные издания

Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503

Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].

Электронные методические издания

Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252

Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597

Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).

Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)

Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):

- Состав современных профессиональных баз данных

Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)

Открытые данные России (https://data.gov.ru/)

Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)

База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)

- Состав информационных справочных систем

База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)

Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)

Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)

Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)

Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)

Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)

Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)

- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти

Президент России (http://kremlin.ru/)

Правительство России (http://government.ru/)

Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)

Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)

Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)

- Иные информационные ресурсы - периодическими издания

TACC (https://tass.ru/)

РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)

Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)

RT (https://rt.com/)

- Информационные поисковые системы

Яндекс (https://ya.ru/)

MAIL.RU (https://www.mail.ru/)