Приложение 3
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"
"05" июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
ВМ.9 «Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации»
Дополнительная профессиональная программа
«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»
г. Москва
Территория Инновационного центра Сколково
Наименование модуля: Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации.
Тип модуля: вариативный модуль.
Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации».
Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.
Структура и содержание модуля
| Элемент | Всего, ак.ч. | Лекций, ак.ч. | Практических занятий, ак.ч. | Результаты обучения (коды) |
|---|---|---|---|---|
| Раздел «Основы библиотечно-педагогической деятельности в образовательной организации» | 8 | 2 | 2 | ПК-9 |
| Раздел «Организация библиотечно-информационной среды в образовательной организации» | 8 | 2 | 2 | ПК-9 |
| Раздел «Методы и формы библиотечно-педагогического взаимодействия с обучающимися разных возрастов» | 8 | 2 | 2 | ПК-9 |
| Раздел «Развитие читательской культуры и навыков работы с информацией у обучающихся» | 8 | 2 | 2 | ПК-9 |
| Раздел «Внедрение современных информационных технологий в библиотечно-педагогическую деятельность» | 8 | 2 | 2 | ПК-9 |
| Раздел «Взаимодействие библиотекаря с педагогами и родителями в рамках образовательного процесса» | 8 | 2 | 2 | ПК-9 |
| Раздел «Проектирование и реализация библиотечно-педагогических проектов и программ» | 8 | 2 | 2 | ПК-9 |
| Раздел «Оценка эффективности библиотечно-педагогической деятельности: критерии и методы анализа» | 8 | 2 | 2 | ПК-9 |
| Раздел «Правовые и нормативные основы библиотечно-педагогической деятельности в образовательной организации» | 8 | 2 | 2 | ПК-9 |
Раздел «Основы библиотечно-педагогической деятельности в образовательной организации»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: основных нормативно-правовых документов, регламентирующих библиотечно-педагогическую деятельность в образовательной организации; современных педагогических и библиотечных технологий, применяемых в образовательной среде; принципов формирования и использования фондов школьной библиотеки, включая цифровые образовательные ресурсы; основ информационной культуры и методов формирования информационной грамотности обучающихся; возрастных особенностей учащихся и специфики их информационных потребностей.
Умения: поиска и отбора информации из различных источников, включая электронные базы данных и интернет-ресурсы; использования библиотечно-информационных систем и программного обеспечения для автоматизации библиотечных процессов; составления библиографических списков, обзоров литературы и других информационных материалов; публичного выступления и проведения презентаций по библиотечно-педагогической тематике; работы с различными типами пользователей библиотеки (учащиеся, педагоги, родители).
Навыки: анализировать образовательные программы и подбирать информационные ресурсы для их реализации; проектировать и проводить библиотечно-педагогические мероприятия, способствующие развитию читательской и информационной культуры учащихся; использовать современные информационно-коммуникационные технологии в библиотечно-педагогической деятельности; осуществлять информационное и библиографическое обслуживание пользователей библиотеки с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; организовывать и проводить мероприятия по продвижению чтения и книги.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в библиотечно-педагогическую деятельность
Тема № 2: Нормативно-правовая база библиотечной деятельности в образовательной организации
Тема № 3: История школьной библиотеки
Тема № 4: Современная школьная библиотека: функции и задачи
Тема № 5: Фонд школьной библиотеки: формирование и организация
Тема № 6: Каталогизация и систематизация библиотечных фондов
Тема № 7: Автоматизация библиотечных процессов
Тема № 8: Информационные ресурсы и технологии в школьной библиотеке
Тема № 9: Электронные библиотечные системы и базы данных
Тема № 10: Работа с электронными каталогами и библиографическими базами данных
Тема № 11: Информационная грамотность и культура
Тема № 12: Медиаобразование в школьной библиотеке
Тема № 13: Работа с различными типами информации
Тема № 14: Библиотека как центр развития чтения
Тема № 15: Психология детского и подросткового чтения
Тема № 16: Методика руководства чтением учащихся
Тема № 17: Формирование читательской компетенции
Тема № 18: Организация и проведение библиотечных уроков
Тема № 19: Внеклассная работа библиотеки: формы и методы
Тема № 20: Проектная деятельность в школьной библиотеке
Тема № 21: Работа с одаренными детьми в библиотеке
Тема № 22: Библиотека и инклюзивное образование
Тема № 23: Взаимодействие библиотеки с родителями
Тема № 24: Сотрудничество библиотеки с педагогическим коллективом
Тема № 25: Школьная библиотека и социальное партнерство
Тема № 26: Краеведение в школьной библиотеке
Тема № 27: Организация и проведение массовых мероприятий в библиотеке
Тема № 28: Библиотечные выставки: виды и оформление
Тема № 29: Библиотечный маркетинг и продвижение библиотечных услуг
Тема № 30: Основы библиотечной этики и профессиональной коммуникации
Тема № 31: Охрана труда в библиотеке
Тема № 32: Санитарно-гигиенические требования к библиотечным помещениям
Тема № 33: Планирование работы школьной библиотеки
Тема № 34: Отчетность школьной библиотеки
Тема № 35: Оценка эффективности деятельности школьной библиотеки
Тема № 36: Современные тенденции развития школьных библиотек
Тема № 37: Профессиональный рост библиотекаря
Раздел «Организация библиотечно-информационной среды в образовательной организации»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основы менеджмента и маркетинга в применении к библиотечной деятельности.
Умения: Владеет навыками управления библиотечными проектами; владеет навыками работы с библиотечной статистикой и отчетностью; владеет навыками проведения анализа эффективности деятельности библиотеки.
Навыки: Умеет планировать и организовывать работу библиотеки, эффективно распределять ресурсы; умеет разрабатывать и реализовывать маркетинговые стратегии для продвижения библиотечных услуг.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовая база организации библиотечно-информационной среды
Тема № 2: Современные образовательные стандарты и библиотечно-информационная среда
Тема № 3: Функции библиотеки в образовательной организации
Тема № 4: Фонд библиотеки образовательной организации: формирование и учет
Тема № 5: Каталогизация и классификация библиотечных ресурсов
Тема № 6: Автоматизация библиотечных процессов
Тема № 7: Электронные библиотечные системы
Тема № 8: Цифровые образовательные ресурсы
Тема № 9: Работа с электронными каталогами и базами данных
Тема № 10: Информационный поиск и анализ
Тема № 11: Медиаобразование и информационная грамотность
Тема № 12: Развитие критического мышления в работе с информацией
Тема № 13: Организация пространства библиотеки
Тема № 14: Создание комфортной среды для пользователей
Тема № 15: Библиотека как центр информационной культуры
Тема № 16: Взаимодействие библиотеки с другими структурными подразделениями
Тема № 17: Сотрудничество с внешними организациями (музеи, архивы)
Тема № 18: Проектная деятельность библиотеки
Тема № 19: Организация мероприятий по продвижению чтения
Тема № 20: Формирование читательской компетентности учащихся
Тема № 21: Работа с разными возрастными группами
Тема № 22: Индивидуальная работа с читателями
Тема № 23: Библиотечные уроки и занятия
Тема № 24: Работа с одаренными детьми
Тема № 25: Инклюзивное библиотечное обслуживание
Тема № 26: Работа с родителями
Тема № 27: Психолого-педагогические основы работы с детьми и подростками
Тема № 28: Охрана труда в библиотеке
Тема № 29: Санитарно-гигиенические требования к библиотеке
Тема № 30: Основы документоведения
Тема № 31: Сохранность библиотечного фонда
Тема № 32: Реставрация и консервация документов
Тема № 33: Библиотечная статистика и отчетность
Тема № 34: Управление библиотекой
Тема № 35: Моделирование библиотечно-информационной среды
Тема № 36: Инновационные технологии в библиотечной деятельности
Тема № 37: Маркетинг библиотечных услуг
Тема № 38: Фандрайзинг в библиотеке
Тема № 39: Профессиональное развитие библиотекаря
Раздел «Методы и формы библиотечно-педагогического взаимодействия с обучающимися разных возрастов»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о: возрастных особенностях обучающихся разных возрастных групп (дошкольники, младшие школьники, подростки, старшие школьники, студенты); современных методах и формах библиотечно-педагогического взаимодействия (информационная грамотность, проектная деятельность, игровые формы, медиаобразование, краеведение, творческие мастерские и др.); принципах организации и проведения библиотечных мероприятий для разных возрастных групп; нормативно-правовой базе, регламентирующей библиотечно-педагогическую деятельность; ресурсах и возможностях библиотеки для реализации образовательных программ.
Умения: поиска и отбора информации, необходимой для организации библиотечно-педагогической работы; публичного выступления и проведения презентаций для разных аудиторий; использования информационно-коммуникационных технологий в библиотечно-педагогической деятельности; организации и проведения библиотечных мероприятий (выставки, конкурсы, викторины, литературные вечера и др.); взаимодействия с педагогами и родителями в рамках библиотечно-педагогического партнерства.
Навыки: анализировать информационные потребности обучающихся разных возрастов; разрабатывать и реализовывать программы библиотечно-педагогического взаимодействия с учетом возрастных особенностей; применять разнообразные методы и формы работы с обучающимися (индивидуальные и групповые консультации, беседы, презентации, тренинги, мастер-классы и др.); адаптировать библиотечные ресурсы и услуги под потребности разных возрастных групп; оценивать эффективность библиотечно-педагогического взаимодействия.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы библиотечно-педагогического взаимодействия
Тема № 2: Возрастные особенности обучающихся и их учет в библиотечной работе
Тема № 3: Педагогический потенциал библиотеки в образовательном процессе
Тема № 4: Формы и методы работы с дошкольниками и младшими школьниками
Тема № 5: Развитие читательского интереса у детей младшего школьного возраста
Тема № 6: Игровые методы в библиотечно-педагогической деятельности с младшими школьниками
Тема № 7: Работа с книгой и информацией в начальной школе
Тема № 8: Формы и методы работы с учащимися среднего школьного возраста
Тема № 9: Подростковый возраст и особенности библиотечного обслуживания
Тема № 10: Информационная культура и медиаграмотность подростков
Тема № 11: Проектная деятельность в библиотеке со школьниками среднего звена
Тема № 12: Организация книжных выставок и других мероприятий для подростков
Тема № 13: Формы и методы работы со старшеклассниками
Тема № 14: Профориентационная работа библиотеки
Тема № 15: Развитие критического мышления старшеклассников средствами библиотеки
Тема № 16: Подготовка к выпускным экзаменам и помощь в выборе будущей профессии
Тема № 17: Библиотечно-педагогическое взаимодействие с родителями
Тема № 18: Сотрудничество библиотеки со школой и другими образовательными учреждениями
Тема № 19: Инклюзивное библиотечное обслуживание
Тема № 20: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями
Тема № 21: Адаптация библиотечного пространства для разных категорий пользователей
Тема № 22: Интерактивные методы в библиотечно-педагогической деятельности
Тема № 23: Использование информационно-коммуникационных технологий в работе библиотеки
Тема № 24: Создание виртуальных выставок и онлайн-мероприятий
Тема № 25: Продвижение чтения в социальных сетях
Тема № 26: Оценка эффективности библиотечно-педагогического взаимодействия
Тема № 27: Мониторинг читательской активности
Тема № 28: Анализ и интерпретация результатов библиотечной деятельности
Тема № 29: Современные тенденции развития библиотечно-педагогического взаимодействия
Тема № 30: Инновационные формы работы с обучающимися
Тема № 31: Библиотека как центр культурно-досуговой деятельности
Тема № 32: Организация и проведение массовых мероприятий в библиотеке
Тема № 33: Работа библиотеки с одаренными детьми
Тема № 34: Развитие творческого потенциала обучающихся средствами библиотеки
Тема № 35: Краеведческая работа библиотеки
Тема № 36: Формирование гражданской позиции и патриотического воспитания
Тема № 37: Этика и профессионализм библиотечного работника
Тема № 38: Самообразование и повышение квалификации библиотечных специалистов
Раздел «Развитие читательской культуры и навыков работы с информацией у обучающихся»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные этапы развития читательской культуры, историю книги и различные виды информационных ресурсов (печатные, электронные, аудиовизуальные). Понимает значение чтения для личностного и профессионального развития, а также основные принципы критического мышления при работе с информацией. Знаком с различными стратегиями чтения (поисковое, ознакомительное, изучающее) и методами анализа текста. Знает основные принципы академической честности и правила цитирования.
Умения: Владеет навыками различных видов чтения (поисковое, ознакомительное, изучающее, критическое). Владеет навыками работы с различными информационными ресурсами (каталогами, базами данных, электронными библиотеками). Владеет навыками анализа и интерпретации текстов разных жанров и стилей. Владеет навыками составления библиографических списков и оформления академических работ. Владеет навыками эффективной презентации информации.
Навыки: Умеет осуществлять поиск, отбор и систематизацию информации из различных источников, анализировать и интерпретировать прочитанное, выделять главную мысль и аргументацию автора. Умеет формулировать собственное мнение и аргументированно его отстаивать, составлять аннотации, рефераты, обзоры и другие виды работ с информацией. Умеет оценивать достоверность и актуальность информации, выявлять предвзятость и манипулятивные приемы. Умеет использовать различные цифровые инструменты для работы с информацией.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы чтения и понимания текста
Тема № 2: Техники скорочтения и эффективного чтения
Тема № 3: Работа с разными типами текстов (художественные, научные, публицистические)
Тема № 4: Анализ литературных произведений
Тема № 5: Интерпретация текста и выявление авторской позиции
Тема № 6: Развитие критического мышления при чтении
Тема № 7: Работа со словарём и справочной литературой
Тема № 8: Техники конспектирования и составления тезисов
Тема № 9: Аннотирование и реферирование текстов
Тема № 10: Основы информационной культуры
Тема № 11: Поиск информации в различных источниках
Тема № 12: Оценка достоверности и актуальности информации
Тема № 13: Работа с электронными библиотеками и базами данных
Тема № 14: Цифровое чтение и его особенности
Тема № 15: Использование интернет-ресурсов для обучения
Тема № 16: Авторское право и плагиат
Тема № 17: Создание презентаций на основе прочитанного материала
Тема № 18: Участие в дискуссиях и debates
Тема № 19: Написание эссе и рефератов
Тема № 20: Развитие навыков публичных выступлений
Тема № 21: Работа в команде при обсуждении прочитанного
Тема № 22: Создание проектов на основе изученной информации
Тема № 23: Развитие навыков самообразования
Тема № 24: Чтение как инструмент личностного роста
Тема № 25: Роль чтения в формировании мировоззрения
Тема № 26: Классическая и современная литература
Тема № 27: Жанровое разнообразие литературы
Тема № 28: Детская и юношеская литература
Тема № 29: История книги и книгопечатания
Тема № 30: Культура чтения в цифровую эпоху
Тема № 31: Влияние медиа на чтение
Тема № 32: Формирование собственной библиотеки
Тема № 33: Книжные клубы и литературные сообщества
Тема № 34: Рекомендательные сервисы и литературные блоги
Тема № 35: Литературные премии и конкурсы
Тема № 36: Письменные практики: ведение читательского дневника
Тема № 37: Письменные практики: составление рецензий
Тема № 38: Письменные практики: творческое письмо по мотивам прочитанного
Раздел «Внедрение современных информационных технологий в библиотечно-педагогическую деятельность»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает нормативно-правовые основы применения информационных технологий в образовании и библиотечном деле; этико-правовые аспекты использования информационных ресурсов; основные тренды развития информационных технологий в образовании и библиотечной сфере.
Умения: Владеет навыками поиска, обработки и систематизации информации с использованием современных информационных технологий; создания и использования цифрового контента (презентации, видеоролики, электронные публикации) в образовательном процессе; работы с электронными каталогами, базами данных и цифровыми библиотеками; применения инструментов веб 2.0 и 3.0 для организации взаимодействия с пользователями; использования технологий дистанционного обучения.
Навыки: Умеет адаптировать современные информационные технологии к специфике библиотечно-педагогической деятельности; организовывать и проводить обучающие мероприятия по использованию информационных технологий для педагогов и пользователей библиотеки; проектировать информационную среду библиотеки с учетом современных требований.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы информационных технологий
Тема № 2: Аппаратное обеспечение компьютера
Тема № 3: Программное обеспечение компьютера
Тема № 4: Операционные системы
Тема № 5: Компьютерные сети
Тема № 6: Интернет и его ресурсы
Тема № 7: Электронная почта и коммуникации
Тема № 8: Информационная безопасность
Тема № 9: Базы данных
Тема № 10: Системы управления базами данных
Тема № 11: Электронные библиотечные системы (ЭБС)
Тема № 12: Автоматизированные библиотечные информационные системы (АБИС)
Тема № 13: Цифровые библиотеки
Тема № 14: Электронные каталоги
Тема № 15: Информационный поиск
Тема № 16: Электронные ресурсы для образования
Тема № 17: Создание электронных учебных материалов
Тема № 18: Мультимедийные технологии в образовании
Тема № 19: Дистанционное обучение
Тема № 20: Платформы для дистанционного обучения
Тема № 21: Веб-технологии в образовании
Тема № 22: Создание сайтов и блогов
Тема № 23: Социальные сети в образовании
Тема № 24: Использование облачных технологий
Тема № 25: Мобильные технологии в образовании
Тема № 26: Электронные книги и ридеры
Тема № 27: Авторское право и информационная этика
Тема № 28: Работа с электронными таблицами
Тема № 29: Работа с текстовыми редакторами
Тема № 30: Презентационное программное обеспечение
Тема № 31: Графические редакторы
Тема № 32: Видеомонтаж
Тема № 33: Аудиоредакторы
Тема № 34: Организация онлайн-конференций и вебинаров
Тема № 35: Проектная деятельность с использованием ИКТ
Тема № 36: Информационная культура педагога
Тема № 37: Методика внедрения ИКТ в образовательный процесс
Тема № 38: Оценка эффективности использования ИКТ
Тема № 39: Перспективы развития информационных технологий в образовании
Тема № 40: Цифровая трансформация библиотечно-педагогической деятельности
Раздел «Взаимодействие библиотекаря с педагогами и родителями в рамках образовательного процесса»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает нормативно-правовые основы взаимодействия библиотеки, образовательных учреждений, семьи; особенности психологии педагогов и родителей; современные формы и методы взаимодействия библиотекаря с педагогами и родителями; образовательные потребности учащихся разных возрастных групп; ресурсы и сервисы библиотеки, полезные для образовательного процесса.
Умения: Владеет навыками медиаграмотности и информационной безопасности; навыками работы с электронными образовательными ресурсами; навыками организации и проведения онлайн-мероприятий для педагогов и родителей.
Навыки: Умеет разрабатывать и реализовывать программы сотрудничества библиотеки с образовательными учреждениями и семьями; привлекать родителей к участию в библиотечных мероприятиях и проектах; создавать комфортную и доброжелательную атмосферу в библиотеке для педагогов и родителей.
Содержание раздела
Тема № 1: Роль библиотеки в современном образовательном процессе
Тема № 2: Нормативно-правовая база взаимодействия библиотеки и образовательных учреждений
Тема № 3: Модели взаимодействия библиотеки, школы и семьи
Тема № 4: Коммуникативные навыки библиотекаря
Тема № 5: Эффективное общение с педагогами
Тема № 6: Выявление образовательных потребностей педагогов
Тема № 7: Информационное обслуживание педагогов
Тема № 8: Формы и методы работы библиотеки с педагогами
Тема № 9: Совместные проекты библиотеки и школы
Тема № 10: Организация и проведение мероприятий для педагогов
Тема № 11: Библиотечно-библиографические занятия для педагогов
Тема № 12: Электронные ресурсы и сервисы для педагогов
Тема № 13: Создание методических материалов для педагогов
Тема № 14: Работа с родителями: цели и задачи
Тема № 15: Формирование информационной культуры родителей
Тема № 16: Привлечение родителей к участию в библиотечных мероприятиях
Тема № 17: Организация и проведение мероприятий для родителей
Тема № 18: Родительские собрания с участием библиотекаря
Тема № 19: Консультации для родителей по вопросам детского чтения
Тема № 20: Работа с родителями в рамках программы летнего чтения
Тема № 21: Индивидуальная работа с родителями
Тема № 22: Создание информационных материалов для родителей
Тема № 23: Продвижение чтения в семье
Тема № 24: Взаимодействие с родительскими комитетами
Тема № 25: Электронные ресурсы и сервисы для родителей
Тема № 26: Совместные проекты библиотеки, школы и семьи
Тема № 27: Работа с трудными подростками и их родителями
Тема № 28: Работа с одаренными детьми и их родителями
Тема № 29: Инклюзивное образование и роль библиотеки
Тема № 30: Работа с родителями детей с ОВЗ
Тема № 31: Оценка эффективности взаимодействия библиотеки с педагогами и родителями
Тема № 32: Мониторинг образовательных потребностей педагогов и родителей
Тема № 33: Анкетирование и опросы педагогов и родителей
Тема № 34: Анализ статистики посещаемости и использования библиотечных ресурсов
Тема № 35: Отчетность о работе библиотеки с педагогами и родителями
Тема № 36: Современные тенденции в развитии школьных библиотек
Тема № 37: Инновационные формы работы с педагогами и родителями
Тема № 38: Профессиональное развитие библиотекаря
Тема № 39: Самообразование и повышение квалификации
Тема № 40: Опыт работы лучших библиотек по взаимодействию с педагогами и родителями
Раздел «Проектирование и реализация библиотечно-педагогических проектов и программ»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания теоретических основ проектирования, реализации и оценки библиотечно-педагогических проектов и программ, включая методологии проектного менеджмента, педагогического дизайна и образовательных технологий. Знания нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность библиотек в сфере образования. Знания современных трендов и инноваций в библиотечно-педагогической деятельности. Знания различных типов библиотечно-педагогических проектов и программ, их особенностей и возможностей. Знания принципов формирования партнерских отношений и взаимодействия с образовательными организациями.
Умения: Навыки использования информационных технологий для проектирования, реализации и продвижения библиотечно-педагогических проектов и программ. Навыки публичного выступления и презентации проектов. Навыки работы в команде и организации совместной деятельности. Навыки анализа и интерпретации данных для оценки эффективности проектов. Навыки ведения проектной документации.
Навыки: Умения анализировать образовательные потребности целевой аудитории и формулировать цели и задачи библиотечно-педагогических проектов и программ. Умения разрабатывать содержание, план реализации и бюджет проекта/программы. Умения подбирать и адаптировать методы и формы работы с различными целевыми группами. Умения привлекать ресурсы и устанавливать партнерские отношения для реализации проектов. Умения оценивать эффективность реализованных проектов и программ.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в библиотечно-педагогическое проектирование
Тема № 2: Основы педагогического проектирования
Тема № 3: Библиотека как образовательное пространство
Тема № 4: Нормативно-правовая база библиотечно-педагогической деятельности
Тема № 5: Анализ потребностей пользователей библиотеки
Тема № 6: Целевая аудитория библиотечно-педагогических проектов
Тема № 7: Формулирование целей и задач проекта
Тема № 8: Разработка концепции библиотечно-педагогического проекта
Тема № 9: Выбор методов и форм работы с целевой аудиторией
Тема № 10: Ресурсное обеспечение проекта
Тема № 11: Составление бюджета проекта
Тема № 12: Планирование мероприятий проекта
Тема № 13: Организация и проведение мероприятий
Тема № 14: Работа с партнерами и спонсорами
Тема № 15: Информационное сопровождение проекта
Тема № 16: Оценка эффективности проекта
Тема № 17: Мониторинг и корректировка проекта
Тема № 18: Презентация результатов проекта
Тема № 19: Проекты по продвижению чтения
Тема № 20: Проекты по информационной грамотности
Тема № 21: Проекты по краеведению
Тема № 22: Проекты по развитию творческих способностей
Тема № 23: Проекты по формированию гражданской позиции
Тема № 24: Проекты по межкультурному взаимодействию
Тема № 25: Проекты по работе с детьми и подростками
Тема № 26: Проекты по работе с взрослыми
Тема № 27: Проекты по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья
Тема № 28: Цифровые инструменты в библиотечно-педагогическом проектировании
Тема № 29: Использование социальных сетей в продвижении проектов
Тема № 30: Создание онлайн-курсов и вебинаров
Тема № 31: Геймификация в библиотечно-педагогических проектах
Тема № 32: Работа с электронными ресурсами библиотеки
Тема № 33: Разработка и реализация библиотечных программ
Тема № 34: Оценка эффективности библиотечных программ
Тема № 35: Примеры успешных библиотечно-педагогических проектов
Тема № 36: Тренды в библиотечно-педагогическом проектировании
Тема № 37: Фандрайзинг для библиотечных проектов
Тема № 38: Авторское право в библиотечно-педагогической деятельности
Тема № 39: Этика библиотечно-педагогического проектирования
Раздел «Оценка эффективности библиотечно-педагогической деятельности: критерии и методы анализа»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает особенности оценки эффективности библиотечно-педагогической деятельности в разных типах библиотек (школьных, вузовских, публичных и др.), специфику оценки эффективности работы с различными категориями пользователей (детьми, подростками, взрослыми), основные тенденции развития оценки эффективности библиотечно-педагогической деятельности.
Умения: Владеет навыками работы с диагностическими инструментами (анкетами, опросниками, тестами, наблюдением, интервью и т.д.), анализа статистической информации, связанной с библиотечно-педагогической деятельностью, подготовки аналитических отчетов и презентаций по результатам оценки, самооценки собственной библиотечно-педагогической деятельности.
Навыки: Умеет адаптировать методы оценки эффективности к специфике конкретной библиотеки и ее пользователей, прогнозировать результаты библиотечно-педагогической деятельности на основе проведенной оценки, разрабатывать программы развития библиотечно-педагогической деятельности с учетом результатов оценки.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в оценку эффективности библиотечно-педагогической деятельности
Тема № 2: Основные понятия и терминология оценки
Тема № 3: Цели и задачи оценки библиотечно-педагогической деятельности
Тема № 4: Нормативно-правовая база оценки
Тема № 5: Виды оценки библиотечно-педагогической деятельности
Тема № 6: Критерии оценки эффективности работы библиотеки с детьми и молодежью
Тема № 7: Методы оценки эффективности библиотечно-педагогической деятельности
Тема № 8: Качественные методы оценки
Тема № 9: Количественные методы оценки
Тема № 10: Смешанные методы оценки
Тема № 11: SWOT-анализ в оценке библиотечно-педагогической деятельности
Тема № 12: Анализ статистических данных библиотеки
Тема № 13: Оценка эффективности библиотечных программ и проектов
Тема № 14: Оценка информационно-библиографического обслуживания
Тема № 15: Оценка качества библиотечных фондов для детей и юношества
Тема № 16: Оценка эффективности мероприятий по продвижению чтения
Тема № 17: Оценка использования библиотечных ресурсов
Тема № 18: Оценка посещаемости библиотеки
Тема № 19: Оценка удовлетворенности пользователей библиотечными услугами
Тема № 20: Оценка работы библиотеки с различными категориями пользователей
Тема № 21: Оценка партнерских отношений библиотеки
Тема № 22: Оценка квалификации библиотечных специалистов
Тема № 23: Оценка материально-технической базы библиотеки
Тема № 24: Использование современных технологий в оценке
Тема № 25: Самооценка библиотечно-педагогической деятельности
Тема № 26: Внешняя оценка библиотечно-педагогической деятельности
Тема № 27: Формирование отчетов по результатам оценки
Тема № 28: Интерпретация результатов оценки
Тема № 29: Применение результатов оценки для улучшения работы библиотеки
Тема № 30: Мониторинг эффективности библиотечно-педагогической деятельности
Тема № 31: Планирование развития библиотеки на основе результатов оценки
Тема № 32: Примеры успешных практик оценки
Тема № 33: Этические аспекты оценки
Тема № 34: Оценка эффективности взаимодействия библиотеки с образовательными учреждениями
Тема № 35: Оценка роли библиотеки в формировании информационной культуры
Тема № 36: Оценка вклада библиотеки в развитие личности
Тема № 37: Оценка эффективности работы библиотеки в цифровой среде
Тема № 38: Перспективы развития оценки библиотечно-педагогической деятельности
Тема № 39: Презентация результатов оценки
Раздел «Правовые и нормативные основы библиотечно-педагогической деятельности в образовательной организации»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: основных нормативно-правовых актов, регулирующих библиотечно-педагогическую деятельность в образовательной организации (законы, указы, постановления, приказы, инструкции); прав и обязанностей участников образовательных отношений в части использования библиотечно-информационных ресурсов; основ авторского и смежных прав, принципов лицензирования и использования информационных ресурсов; порядка организации доступа к информации, включая электронные ресурсы, в образовательной организации; этических принципов библиотечно-педагогической деятельности.
Умения: работы с нормативно-правовыми документами (поиск, анализ, интерпретация); оформления документации в соответствии с требованиями законодательства; использования электронных баз данных правовой информации; составления запросов на получение информации с учетом правовых ограничений; проведения разъяснительной работы с пользователями библиотеки по вопросам авторского права и использования информационных ресурсов.
Навыки: анализировать и интерпретировать нормативно-правовые акты в сфере библиотечно-педагогической деятельности; применять правовые нормы при решении практических задач, возникающих в процессе библиотечно-педагогической деятельности; разрабатывать локальные акты, регламентирующие работу библиотеки образовательной организации; консультировать пользователей библиотеки по вопросам соблюдения авторского права и использования информационных ресурсов; организовывать доступ к информации с учетом правовых и этических норм.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовая база образования в Российской Федерации
Тема № 2: Правовой статус образовательной организации
Тема № 3: Библиотека как структурное подразделение образовательной организации
Тема № 4: Законодательство о библиотечном деле
Тема № 5: Модельное положение о библиотеке образовательной организации
Тема № 6: Авторское право и смежные права в библиотечной деятельности
Тема № 7: Информационные ресурсы и интеллектуальная собственность
Тема № 8: Лицензирование образовательной деятельности библиотеки
Тема № 9: Охрана труда в библиотеке
Тема № 10: Правила пожарной безопасности в библиотеке
Тема № 11: Санитарно-гигиенические требования к библиотеке
Тема № 12: Организация образовательного процесса в библиотеке
Тема № 13: Планирование библиотечно-педагогической деятельности
Тема № 14: Формы и методы библиотечно-педагогической работы
Тема № 15: Работа с различными категориями пользователей библиотеки
Тема № 16: Информационно-библиографическое обслуживание
Тема № 17: Формирование библиотечного фонда
Тема № 18: Учет библиотечного фонда
Тема № 19: Сохранность библиотечного фонда
Тема № 20: Электронные ресурсы в библиотеке
Тема № 21: Организация электронного каталога
Тема № 22: Использование информационно-коммуникационных технологий в библиотечно-педагогической деятельности
Тема № 23: Медиаобразование и медиаграмотность в библиотеке
Тема № 24: Проектная деятельность в библиотеке
Тема № 25: Внеурочная деятельность в библиотеке
Тема № 26: Взаимодействие библиотеки с другими структурными подразделениями образовательной организации
Тема № 27: Сотрудничество библиотеки с родителями
Тема № 28: Сотрудничество библиотеки с внешними организациями
Тема № 29: Фандрайзинг в библиотеке
Тема № 30: Оценка эффективности библиотечно-педагогической деятельности
Тема № 31: Профессиональная этика библиотекаря
Тема № 32: Профессиональный стандарт «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности»
Тема № 33: Повышение квалификации библиотечных работников
Тема № 34: Аттестация библиотечных работников
Тема № 35: Правовая ответственность библиотечных работников
Тема № 36: Инклюзивное образование и библиотека
Тема № 37: Краеведение в библиотеке
Тема № 38: Экологическое воспитание в библиотеке
Тема № 39: Формирование культуры чтения
Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.
Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.
Условия реализации рабочей программы модуля
Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля
Электронные учебные издания
Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503
Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Электронные методические издания
Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252
Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597
Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).
Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)
Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):
- Состав современных профессиональных баз данных
Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)
Открытые данные России (https://data.gov.ru/)
Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)
База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)
- Состав информационных справочных систем
База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)
Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)
Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)
Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)
Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)
Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)
Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)
- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти
Президент России (http://kremlin.ru/)
Правительство России (http://government.ru/)
Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)
Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)
Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)
- Иные информационные ресурсы - периодическими издания
TACC (https://tass.ru/)
РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)
Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)
RT (https://rt.com/)
- Информационные поисковые системы
Яндекс (https://ya.ru/)
MAIL.RU (https://www.mail.ru/)