Приложение 3
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"
"05" июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
ВМ.10 «Воспитательная работа с группой обучающихся»
Дополнительная профессиональная программа
«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»
г. Москва
Территория Инновационного центра Сколково
Наименование модуля: Воспитательная работа с группой обучающихся.
Тип модуля: вариативный модуль.
Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Воспитательная работа с группой обучающихся».
Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.
Структура и содержание модуля
| Элемент | Всего, ак.ч. | Лекций, ак.ч. | Практических занятий, ак.ч. | Результаты обучения (коды) |
|---|---|---|---|---|
| Раздел «Психолого-педагогические аспекты воспитательной работы с группой обучающихся» | 8 | 2 | 2 | ПК-10 |
| Раздел «Планирование и организация воспитательной работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся» | 8 | 2 | 2 | ПК-10 |
| Раздел «Современные подходы и методики воспитательной работы с группой обучающихся» | 8 | 2 | 2 | ПК-10 |
| Раздел «Развитие социально значимых навыков и ценностей у обучающихся в процессе воспитательной работы» | 8 | 2 | 2 | ПК-10 |
| Раздел «Взаимодействие с родителями и законными представителями в рамках воспитательной работы» | 8 | 2 | 2 | ПК-10 |
| Раздел «Профилактика девиантного поведения и социально нежелательного развития личности обучающегося» | 8 | 2 | 2 | ПК-10 |
| Раздел «Проектирование и реализация воспитательных программ и проектов» | 8 | 2 | 2 | ПК-10 |
| Раздел «Оценка эффективности воспитательной работы: критерии и методы анализа» | 8 | 2 | 2 | ПК-10 |
| Раздел «Правовые и нормативные основы воспитательной работы в образовательной организации» | 8 | 2 | 2 | ПК-10 |
Раздел «Психолого-педагогические аспекты воспитательной работы с группой обучающихся»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Теоретических основ психологии развития и педагогики, включая возрастные особенности обучающихся, закономерности формирования личности и коллектива, принципы и методы воспитательной работы. Основных психолого-педагогических подходов к организации воспитательного процесса в группе обучающихся (личностно-ориентированный, деятельностный, системный и др.). Специфики воспитательной работы с различными категориями обучающихся (одаренные, дети с ОВЗ, дети из неблагополучных семей и т.д.). Этических и правовых основ воспитательной деятельности. Методов диагностики, анализа и оценки эффективности воспитательной работы с группой.
Умения: Коммуникативные навыки: установление контакта с обучающимися, ведение диалога, публичное выступление, активное слушание. Организаторские навыки: планирование и проведение мероприятий, распределение ролей и обязанностей, управление групповой динамикой. Диагностические навыки: наблюдение за поведением обучающихся, выявление их потребностей и интересов, анализ причин возникновения проблем. Рефлексивные навыки: анализ собственной деятельности, выявление сильных и слабых сторон, корректировка своих действий. Навыки работы с документацией, связанной с воспитательной деятельностью (планы, отчеты, характеристики и т.д.).
Навыки: Анализировать психолого-педагогическую ситуацию в группе обучающихся. Планировать и организовывать воспитательные мероприятия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Применять различные методы и формы воспитательного воздействия. Создавать благоприятный психологический климат в группе и разрешать конфликтные ситуации. Оценивать эффективность собственной воспитательной деятельности.
Содержание раздела
Тема № 1: Психологические особенности группы
Тема № 2: Групповая динамика и ее влияние на воспитательный процесс
Тема № 3: Типы групп и их характеристики
Тема № 4: Лидерство в группе и стили руководства
Тема № 5: Формирование групповой сплоченности
Тема № 6: Разрешение конфликтов в группе
Тема № 7: Коммуникация в группе
Тема № 8: Методы изучения группы
Тема № 9: Социометрия и ее применение в воспитательной работе
Тема № 10: Психолого-педагогические основы воспитания
Тема № 11: Цели и задачи воспитательной работы
Тема № 12: Принципы воспитания
Тема № 13: Методы воспитания
Тема № 14: Формы воспитательной работы
Тема № 15: Планирование воспитательной работы
Тема № 16: Организация воспитательного процесса
Тема № 17: Диагностика воспитательного процесса
Тема № 18: Индивидуальный подход в воспитании
Тема № 19: Работа с трудными подростками
Тема № 20: Профилактика девиантного поведения
Тема № 21: Работа с одаренными детьми
Тема № 22: Развитие творческих способностей
Тема № 23: Формирование нравственных качеств
Тема № 24: Патриотическое воспитание
Тема № 25: Гражданское воспитание
Тема № 26: Экологическое воспитание
Тема № 27: Эстетическое воспитание
Тема № 28: Трудовое воспитание
Тема № 29: Физическое воспитание
Тема № 30: Здоровьесберегающие технологии в воспитательной работе
Тема № 31: Профилактика вредных привычек
Тема № 32: Сексуальное воспитание
Тема № 33: Работа с родителями
Тема № 34: Взаимодействие с другими педагогами
Тема № 35: Роль классного руководителя в воспитательном процессе
Тема № 36: Организация внеклассной деятельности
Тема № 37: Оценка эффективности воспитательной работы
Тема № 38: Современные тенденции в воспитательной работе
Тема № 39: Инновационные технологии в воспитательной работе
Тема № 40: Использование цифровых технологий в воспитательной работе
Раздел «Планирование и организация воспитательной работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания об основных теориях развития личности, возрастной психологии и педагогике, включая особенности развития детей и подростков разных возрастных групп, их потребности, интересы и мотивацию, а также специфику воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся (одаренные дети, дети с ОВЗ, дети из социально неблагополучных семей и др.). Знания нормативно-правовой базы, регулирующей воспитательную деятельность в образовательных организациях. Знания о современных методах, формах и технологиях организации воспитательной работы, включая интерактивные, игровые, проектные и другие. Знания о принципах планирования, организации, реализации и анализа эффективности воспитательной работы. Знания о системе оценки результатов воспитательной работы.
Умения: Навыки диагностики уровня воспитанности обучающихся и выявления их индивидуальных особенностей. Навыки организации и проведения различных воспитательных мероприятий (бесед, дискуссий, игр, конкурсов, экскурсий, проектов и т.д.). Навыки индивидуальной и групповой работы с обучающимися. Навыки использования современных информационно-коммуникационных технологий в воспитательной работе. Навыки самоанализа и рефлексии собственной воспитательной деятельности.
Навыки: Умения анализировать особенности развития обучающихся, их потребности и интересы. Умения разрабатывать и реализовывать планы воспитательной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, используя разнообразные методы, формы и технологии. Умения создавать благоприятную воспитательную среду и условия для развития личности обучающихся. Умения взаимодействовать с родителями (законными представителями) обучающихся, педагогическим коллективом и другими субъектами воспитательного процесса. Умения оценивать эффективность воспитательной работы и корректировать ее в соответствии с полученными результатами.
Содержание раздела
Тема № 1: Цели и задачи воспитательной работы
Тема № 2: Нормативно-правовые основы воспитательной деятельности
Тема № 3: Основные понятия и принципы воспитания
Тема № 4: Возрастные особенности обучающихся
Тема № 5: Индивидуальные особенности обучающихся
Тема № 6: Диагностика в воспитательной работе
Тема № 7: Методы и формы воспитательной работы
Тема № 8: Планирование воспитательной работы
Тема № 9: Организация воспитательного процесса
Тема № 10: Воспитание гражданственности и патриотизма
Тема № 11: Формирование нравственных ценностей
Тема № 12: Развитие толерантности и уважения к другим культурам
Тема № 13: Воспитание правовой культуры
Тема № 14: Профилактика девиантного поведения
Тема № 15: Работа с родителями (законными представителями)
Тема № 16: Взаимодействие с социумом
Тема № 17: Организация внеурочной деятельности
Тема № 18: Развитие ученического самоуправления
Тема № 19: Работа с детскими общественными организациями
Тема № 20: Профориентационная работа
Тема № 21: Экологическое воспитание
Тема № 22: Эстетическое воспитание
Тема № 23: Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни
Тема № 24: Трудовое воспитание
Тема № 25: Интеллектуальное развитие обучающихся
Тема № 26: Развитие творческих способностей
Тема № 27: Формирование коммуникативных навыков
Тема № 28: Работа с одаренными детьми
Тема № 29: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Тема № 30: Предупреждение и разрешение конфликтов
Тема № 31: Психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса
Тема № 32: Оценка эффективности воспитательной работы
Тема № 33: Современные технологии в воспитательной работе
Тема № 34: Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитании
Тема № 35: Проектная деятельность в воспитательной работе
Тема № 36: Игровая деятельность в воспитательной работе
Тема № 37: Организация летнего отдыха детей
Тема № 38: Самообразование педагога-воспитателя
Тема № 39: Рефлексия в воспитательной деятельности
Раздел «Современные подходы и методики воспитательной работы с группой обучающихся»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает специфику организации воспитательной работы в разновозрастной и многонациональной группе; методы работы с одаренными и отстающими студентами; технологии профилактики девиантного поведения; основы инклюзивного образования.
Умения: Владеет навыками межкультурной коммуникации; индивидуального консультирования обучающихся и их родителей (законных представителей); работы с электронными образовательными ресурсами и платформами для организации воспитательной деятельности; мониторинга и оценки результатов воспитательной работы с использованием современных технологий.
Навыки: Умеет адаптировать воспитательные программы к особенностям конкретной группы; организовывать индивидуальную и групповую работу с обучающимися, учитывая их психологические особенности и потребности; создавать благоприятный психологический климат в группе; предотвращать и разрешать конфликтные ситуации; осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом культурных и национальных особенностей.
Содержание раздела
Тема № 1: Цели и задачи воспитательной работы в современной образовательной среде
Тема № 2: Основные принципы воспитательной работы
Тема № 3: Нормативно-правовая база воспитательной деятельности
Тема № 4: Возрастные особенности обучающихся и их учет в воспитательном процессе
Тема № 5: Диагностика воспитательной среды и уровня воспитанности обучающихся
Тема № 6: Планирование воспитательной работы: цели, задачи, формы и методы
Тема № 7: Индивидуальный подход в воспитательной работе
Тема № 8: Работа с одаренными детьми
Тема № 9: Работа с детьми, испытывающими трудности в обучении и социализации
Тема № 10: Профилактика девиантного поведения
Тема № 11: Формирование гражданской идентичности и патриотизма
Тема № 12: Воспитание нравственных ценностей и этических норм
Тема № 13: Формирование толерантности и уважения к культурному многообразию
Тема № 14: Развитие коммуникативных навыков и культуры общения
Тема № 15: Формирование здорового образа жизни
Тема № 16: Профилактика вредных привычек
Тема № 17: Экологическое воспитание
Тема № 18: Эстетическое воспитание
Тема № 19: Трудовое воспитание
Тема № 20: Правовое воспитание
Тема № 21: Интеллектуальное развитие обучающихся
Тема № 22: Развитие творческих способностей
Тема № 23: Организация внеурочной деятельности
Тема № 24: Работа с родителями (законными представителями)
Тема № 25: Взаимодействие с социальными партнерами
Тема № 26: Проектная деятельность в воспитательной работе
Тема № 27: Игровые технологии в воспитательной работе
Тема № 28: Информационно-коммуникационные технологии в воспитательной работе
Тема № 29: Технологии коллективной творческой деятельности
Тема № 30: Тренинговые технологии в воспитательной работе
Тема № 31: Коучинг в воспитательной работе
Тема № 32: Методы анализа эффективности воспитательной работы
Тема № 33: Мониторинг и оценка результатов воспитательной деятельности
Тема № 34: Самообразование и профессиональное развитие педагога-воспитателя
Тема № 35: Современные тенденции развития воспитания
Тема № 36: Инновационные подходы в воспитательной работе
Тема № 37: Предупреждение профессионального выгорания педагога
Тема № 38: Организация работы классного руководителя
Тема № 39: Работа с детскими общественными объединениями
Раздел «Развитие социально значимых навыков и ценностей у обучающихся в процессе воспитательной работы»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает о различных формах социальной активности и гражданского участия (волонтерство, благотворительность, общественные инициативы). Знает о возможностях личностного и профессионального развития через участие в социально значимой деятельности. Знает о социальных проблемах современного общества и путях их решения.
Умения: Владеет навыками эффективной коммуникации (вербальной и невербальной), активного слушания, эмпатии. Владеет навыками конструктивного разрешения конфликтов и ведения переговоров. Владеет навыками самопрезентации и публичных выступлений. Владеет навыками работы в команде и организации совместной деятельности. Владеет навыками самоанализа и рефлексии.
Навыки: Умеет идентифицировать социальные проблемы и анализировать их причины и последствия. Умеет разрабатывать и реализовывать проекты, направленные на решение социальных проблем. Умеет привлекать ресурсы и партнеров для реализации социальных проектов. Умеет оценивать эффективность социальных проектов.
Содержание раздела
Тема № 1: Эмоциональный интеллект: понимание и управление эмоциями
Тема № 2: Эмпатия и сопереживание: развитие навыков межличностного взаимодействия
Тема № 3: Коммуникативные навыки: эффективное общение и слушание
Тема № 4: Уверенность в себе: формирование позитивной самооценки
Тема № 5: Креативность и критическое мышление: развитие творческого потенциала
Тема № 6: Решение конфликтов: конструктивные стратегии разрешения споров
Тема № 7: Работа в команде: сотрудничество и взаимодействие в группе
Тема № 8: Лидерство и ответственность: развитие лидерских качеств
Тема № 9: Тайм-менеджмент: эффективное планирование времени
Тема № 10: Стрессоустойчивость: управление стрессом и эмоциональным выгоранием
Тема № 11: Адаптация к изменениям: гибкость и умение приспосабливаться к новым условиям
Тема № 12: Целеполагание и мотивация: постановка целей и достижение результатов
Тема № 13: Финансовая грамотность: основы управления личными финансами
Тема № 14: Цифровая грамотность: безопасное и эффективное использование цифровых технологий
Тема № 15: Медиаграмотность: критическое восприятие информации из СМИ
Тема № 16: Экологическая ответственность: бережное отношение к окружающей среде
Тема № 17: Социальная ответственность: участие в общественной жизни
Тема № 18: Гражданская активность: формирование гражданской позиции
Тема № 19: Патриотизм и гражданственность: любовь к Родине и уважение к закону
Тема № 20: Толерантность и уважение к другим культурам: принятие многообразия
Тема № 21: Профилактика буллинга и кибербуллинга: создание безопасной среды
Тема № 22: Здоровый образ жизни: физическое и психическое здоровье
Тема № 23: Профилактика вредных привычек: отказ от курения, алкоголя и наркотиков
Тема № 24: Культура питания: основы правильного питания
Тема № 25: Личная гигиена: правила ухода за собой
Тема № 26: Безопасность жизнедеятельности: правила поведения в экстремальных ситуациях
Тема № 27: Профориентация: выбор профессии и построение карьеры
Тема № 28: Семья и семейные ценности: роль семьи в обществе
Тема № 29: Нравственные ценности: доброта, честность, справедливость
Тема № 30: Этические нормы поведения: правила поведения в обществе
Тема № 31: Культурное наследие: знакомство с историей и культурой
Тема № 32: Волонтерство и благотворительность: помощь нуждающимся
Тема № 33: Правовая культура: знание основных прав и обязанностей
Тема № 34: Эстетическое воспитание: развитие чувства прекрасного
Тема № 35: Развитие читательской культуры: любовь к чтению
Тема № 36: Формирование информационной культуры: умение работать с информацией
Тема № 37: Развитие исследовательских навыков: умение проводить исследования
Раздел «Взаимодействие с родителями и законными представителями в рамках воспитательной работы»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о роли семьи в социализации ребенка.
Умения: Навыки организации совместных мероприятий с участием родителей (законных представителей) и обучающихся.
Навыки: Умение привлекать родителей (законных представителей) к участию в жизни образовательной организации.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы общения с родителями
Тема № 2: Правовые основы взаимодействия с родителями
Тема № 3: Этические принципы взаимодействия с родителями
Тема № 4: Психология общения с родителями
Тема № 5: Типы родителей и особенности взаимодействия с ними
Тема № 6: Организация родительских собраний
Тема № 7: Проведение индивидуальных консультаций с родителями
Тема № 8: Формы и методы взаимодействия с родителями
Тема № 9: Работа с родительским комитетом
Тема № 10: Вовлечение родителей в образовательный процесс
Тема № 11: Организация совместных мероприятий с родителями
Тема № 12: Работа с родителями "трудных" детей
Тема № 13: Работа с родителями одаренных детей
Тема № 14: Работа с родителями детей с ОВЗ
Тема № 15: Профилактика конфликтов с родителями
Тема № 16: Разрешение конфликтных ситуаций с родителями
Тема № 17: Взаимодействие с родителями в дистанционном формате
Тема № 18: Использование цифровых технологий в общении с родителями
Тема № 19: Создание позитивного имиджа образовательной организации в глазах родителей
Тема № 20: Информирование родителей о достижениях и проблемах ребенка
Тема № 21: Мониторинг удовлетворенности родителей качеством образования
Тема № 22: Организация родительского просвещения
Тема № 23: Темы для родительских собраний и консультаций
Тема № 24: Работа с родителями по вопросам безопасности детей
Тема № 25: Работа с родителями по вопросам здорового образа жизни
Тема № 26: Работа с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения
Тема № 27: Работа с родителями по вопросам профориентации
Тема № 28: Документация по взаимодействию с родителями
Тема № 29: Анализ эффективности взаимодействия с родителями
Тема № 30: Самообразование педагога по вопросам взаимодействия с родителями
Тема № 31: Работа с родителями в условиях инклюзивного образования
Тема № 32: Особенности взаимодействия с приемными родителями
Тема № 33: Особенности взаимодействия с опекунами и попечителями
Тема № 34: Роль классного руководителя во взаимодействии с родителями
Тема № 35: Взаимодействие с родителями в рамках внеурочной деятельности
Тема № 36: Взаимодействие с родителями при организации летнего отдыха детей
Тема № 37: Супервизия и обмен опытом по вопросам взаимодействия с родителями
Тема № 38: Эффективные коммуникативные техники в работе с родителями
Тема № 39: Работа с родителями в многонациональной среде
Раздел «Профилактика девиантного поведения и социально нежелательного развития личности обучающегося»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Теоретических основ девиантного поведения, его видов, причин и последствий. Основных нормативно-правовых актов, регулирующих профилактику девиантного поведения обучающихся. Принципов, методов и технологий профилактики девиантного поведения и социально нежелательного развития личности. Особенностей развития личности в детском и подростковом возрасте, факторов риска девиантного поведения. Основных подходов к работе с различными категориями обучающихся, проявляющих девиантное поведение (агрессивное, аутодеструктивное, аддиктивное и т.д.).
Умения: Проведения диагностики девиантного поведения обучающихся с использованием различных методик (наблюдение, анкетирование, тестирование и др.). Организации и проведения профилактических мероприятий (беседы, тренинги, ролевые игры и др.). Консультирования обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профилактики девиантного поведения. Составления индивидуальных планов работы с обучающимися, проявляющими девиантное поведение. Ведения документации по профилактике девиантного поведения.
Навыки: Идентифицировать факторы риска девиантного поведения обучающихся. Диагностировать проявления девиантного поведения у обучающихся. Разрабатывать и реализовывать программы профилактики девиантного поведения, адаптированные к специфике образовательной организации и особенностям обучающихся. Применять различные методы и техники индивидуальной и групповой работы с обучающимися, проявляющими девиантное поведение. Взаимодействовать с родителями (законными представителями) обучающихся, специалистами социальных служб и правоохранительных органов по вопросам профилактики девиантного поведения.
Содержание раздела
Тема № 1: Понятие девиантного поведения и его виды
Тема № 2: Причины и факторы девиантного поведения
Тема № 3: Социально-психологические особенности личности девиантного поведения
Тема № 4: Возрастные особенности проявления девиантного поведения
Тема № 5: Девиантное поведение в подростковой среде
Тема № 6: Профилактика аддиктивного поведения
Тема № 7: Профилактика агрессивного поведения
Тема № 8: Профилактика аутодеструктивного поведения
Тема № 9: Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
Тема № 10: Работа с детьми "группы риска"
Тема № 11: Раннее выявление девиантного поведения
Тема № 12: Диагностика девиантного поведения
Тема № 13: Методы коррекции девиантного поведения
Тема № 14: Индивидуальная работа с обучающимися, склонными к девиантному поведению
Тема № 15: Групповая работа с обучающимися, склонными к девиантному поведению
Тема № 16: Работа с семьей обучающегося с девиантным поведением
Тема № 17: Взаимодействие школы и семьи в профилактике девиантного поведения
Тема № 18: Роль педагога в профилактике девиантного поведения
Тема № 19: Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с девиантным поведением
Тема № 20: Психологическое консультирование обучающихся с девиантным поведением
Тема № 21: Организация досуга и внеурочной деятельности как фактор профилактики
Тема № 22: Формирование здорового образа жизни как фактор профилактики
Тема № 23: Развитие социальных навыков и эмоционального интеллекта
Тема № 24: Тренинги по профилактике девиантного поведения
Тема № 25: Профилактические программы в образовательной организации
Тема № 26: Нормативно-правовые основы профилактики девиантного поведения
Тема № 27: Межведомственное взаимодействие в профилактике девиантного поведения
Тема № 28: Работа с трудными подростками
Тема № 29: Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Тема № 30: Особенности работы с детьми из неблагополучных семей
Тема № 31: Буллинг и кибербуллинг: профилактика и противодействие
Тема № 32: Профилактика экстремизма и терроризма в образовательной среде
Тема № 33: Профилактика суицидального поведения
Тема № 34: Медиация как метод разрешения конфликтов
Тема № 35: Волонтерское движение как фактор профилактики девиантного поведения
Тема № 36: Профилактика зависимости от компьютерных игр и социальных сетей
Тема № 37: Профилактика употребления психоактивных веществ
Тема № 38: Реабилитация и ресоциализация подростков с девиантным поведением
Раздел «Проектирование и реализация воспитательных программ и проектов»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает современные тренды и инновации в сфере воспитания, механизмы внедрения и реализации воспитательных программ и проектов в образовательной организации. Знает критерии оценки качества воспитательных программ и проектов.
Умения: Владеет навыками рефлексии собственной воспитательной деятельности, мониторинга результатов реализации воспитательных программ. Владеет навыками публичного выступления и аргументации своей позиции по вопросам воспитания.
Навыки: Умеет адаптировать существующие воспитательные программы под специфику образовательной организации, прогнозировать результаты реализации воспитательных программ и проектов, управлять рисками при реализации проектов. Умеет презентовать разработанные программы и проекты.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы воспитания и образовательные парадигмы
Тема № 2: Цели, задачи и принципы воспитания
Тема № 3: Нормативно-правовая база воспитательной деятельности
Тема № 4: Психолого-педагогические основы воспитания
Тема № 5: Возрастные особенности детей и подростков
Тема № 6: Методы и формы воспитательной работы
Тема № 7: Диагностика воспитательного процесса
Тема № 8: Анализ воспитательной среды
Тема № 9: Проектирование воспитательной программы
Тема № 10: Структура воспитательной программы
Тема № 11: Разработка целей и задач воспитательной программы
Тема № 12: Выбор методов и форм реализации программы
Тема № 13: Ресурсное обеспечение программы
Тема № 14: Оценка эффективности воспитательной программы
Тема № 15: Мониторинг и корректировка программы
Тема № 16: Технологии проектирования воспитательных проектов
Тема № 17: Типология воспитательных проектов
Тема № 18: Этапы разработки проекта
Тема № 19: Формулирование проблемы и целей проекта
Тема № 20: Планирование деятельности по проекту
Тема № 21: Организация и проведение проектных мероприятий
Тема № 22: Работа с командой проекта
Тема № 23: Презентация результатов проекта
Тема № 24: Оценка эффективности проекта
Тема № 25: Инновационные технологии в воспитании
Тема № 26: Игровые технологии в воспитании
Тема № 27: Технологии коллективной творческой деятельности
Тема № 28: Информационно-коммуникационные технологии в воспитании
Тема № 29: Профилактика девиантного поведения
Тема № 30: Формирование здорового образа жизни
Тема № 31: Гражданско-патриотическое воспитание
Тема № 32: Духовно-нравственное воспитание
Тема № 33: Экологическое воспитание
Тема № 34: Эстетическое воспитание
Тема № 35: Трудовое воспитание
Тема № 36: Развитие лидерских качеств
Тема № 37: Работа с родителями
Тема № 38: Взаимодействие с социальными партнерами
Тема № 39: Организация внеурочной деятельности
Тема № 40: Самообразование и профессиональное развитие педагога
Раздел «Оценка эффективности воспитательной работы: критерии и методы анализа»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о современных тенденциях и инновациях в области оценки эффективности воспитательной работы; знание специфики оценки эффективности воспитательной работы в разных образовательных организациях (дошкольные, школьные, вузы и т.д.); понимание связи воспитательной работы с другими направлениями деятельности образовательной организации.
Умения: Навык критического анализа результатов оценки эффективности воспитательной работы; навык формулирования рекомендаций по улучшению воспитательной работы на основе полученных данных; навык публичного представления результатов исследования и защиты своих выводов; навык работы в команде при проведении оценки эффективности воспитательной работы.
Навыки: Умение адаптировать существующие методики оценки эффективности воспитательной работы к конкретным условиям; умение разрабатывать собственные инструменты оценки; умение проводить сравнительный анализ эффективности различных воспитательных программ и мероприятий; умение использовать результаты оценки для корректировки и совершенствования воспитательной работы.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в оценку эффективности воспитательной работы
Тема № 2: Цели и задачи воспитательной работы
Тема № 3: Основные понятия и термины оценки эффективности
Тема № 4: Критерии эффективности воспитательной работы
Тема № 5: Количественные критерии оценки
Тема № 6: Качественные критерии оценки
Тема № 7: Методы анализа эффективности воспитательной работы
Тема № 8: Наблюдение как метод оценки
Тема № 9: Беседа и интервьюирование
Тема № 10: Анкетирование и опросы
Тема № 11: Тестирование и диагностика
Тема № 12: Анализ продуктов деятельности учащихся
Тема № 13: Портфолио как метод оценки
Тема № 14: Проектная деятельность и ее оценка
Тема № 15: Анализ документации воспитательной работы
Тема № 16: Самооценка и взаимооценка
Тема № 17: Экспертная оценка
Тема № 18: Мониторинг воспитательной работы
Тема № 19: Этапы мониторинга
Тема № 20: Инструменты мониторинга
Тема № 21: Интерпретация результатов мониторинга
Тема № 22: Составление отчетов по результатам оценки
Тема № 23: Использование результатов оценки для корректировки воспитательной работы
Тема № 24: Этические аспекты оценки воспитательной работы
Тема № 25: Оценка эффективности работы классного руководителя
Тема № 26: Оценка эффективности работы педагога-организатора
Тема № 27: Оценка эффективности работы социального педагога
Тема № 28: Оценка эффективности работы педагога-психолога
Тема № 29: Работа с родителями и ее оценка
Тема № 30: Взаимодействие с социумом и его оценка
Тема № 31: Формирование ценностных ориентаций у учащихся
Тема № 32: Развитие личностных качеств учащихся
Тема № 33: Формирование гражданской позиции учащихся
Тема № 34: Развитие творческих способностей учащихся
Тема № 35: Профилактика девиантного поведения
Тема № 36: Работа с одаренными детьми
Тема № 37: Инклюзивное образование и оценка его эффективности
Тема № 38: Современные технологии в оценке эффективности воспитательной работы
Тема № 39: Перспективы развития оценки эффективности воспитательной работы
Раздел «Правовые и нормативные основы воспитательной работы в образовательной организации»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает особенности правового регулирования воспитательной работы с различными категориями обучающихся (дети с ОВЗ, дети-сироты, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации); знает основы административной и уголовной ответственности за нарушения в сфере воспитания.
Умения: Владеет навыками индивидуальной работы с обучающимися с учетом их правового статуса; владеет навыками документирования воспитательной работы в соответствии с правовыми требованиями; владеет навыками конструктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся по правовым вопросам воспитания.
Навыки: Умеет адаптировать воспитательную работу к индивидуальным особенностям обучающихся с учетом правовых норм; умеет защищать права и интересы обучающихся в рамках правового поля; умеет осуществлять профилактику правонарушений среди обучающихся.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовая база воспитательной деятельности
Тема № 2: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Тема № 3: Конвенция о правах ребенка
Тема № 4: Конституция Российской Федерации и права детей
Тема № 5: Локальные акты образовательной организации, регулирующие воспитательную работу
Тема № 6: Планирование воспитательной работы
Тема № 7: Организация воспитательного процесса
Тема № 8: Формы и методы воспитательной работы
Тема № 9: Воспитание гражданственности и патриотизма
Тема № 10: Формирование правовой культуры обучающихся
Тема № 11: Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
Тема № 12: Воспитание нравственности и духовности
Тема № 13: Формирование толерантности и культуры межнациональных отношений
Тема № 14: Профилактика экстремизма и терроризма
Тема № 15: Воспитание экологической культуры
Тема № 16: Формирование культуры здорового образа жизни
Тема № 17: Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения
Тема № 18: Профилактика девиантного поведения
Тема № 19: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в воспитательном процессе
Тема № 20: Работа с одаренными детьми в воспитательном процессе
Тема № 21: Индивидуальная работа с обучающимися
Тема № 22: Работа с родителями (законными представителями)
Тема № 23: Взаимодействие с органами опеки и попечительства
Тема № 24: Взаимодействие с правоохранительными органами
Тема № 25: Взаимодействие с общественными организациями
Тема № 26: Организация внеурочной деятельности
Тема № 27: Детское самоуправление
Тема № 28: Организация летнего отдыха детей
Тема № 29: Безопасность в образовательной организации
Тема № 30: Охрана труда педагога
Тема № 31: Защита прав и интересов обучающихся
Тема № 32: Ответственность педагога за жизнь и здоровье обучающихся
Тема № 33: Педагогическая этика в воспитательной работе
Тема № 34: Конфликтология в воспитательной работе
Тема № 35: Документооборот в воспитательной работе
Тема № 36: Мониторинг и оценка эффективности воспитательной работы
Тема № 37: Инновационные технологии в воспитательной работе
Тема № 38: Профессиональное развитие педагога в сфере воспитания
Тема № 39: Цифровая среда в воспитательной работе
Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.
Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.
Условия реализации рабочей программы модуля
Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля
Электронные учебные издания
Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503
Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Электронные методические издания
Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252
Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597
Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).
Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)
Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):
- Состав современных профессиональных баз данных
Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)
Открытые данные России (https://data.gov.ru/)
Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)
База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)
- Состав информационных справочных систем
База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)
Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)
Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)
Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)
Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)
Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)
Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)
- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти
Президент России (http://kremlin.ru/)
Правительство России (http://government.ru/)
Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)
Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)
Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)
- Иные информационные ресурсы - периодическими издания
TACC (https://tass.ru/)
РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)
Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)
RT (https://rt.com/)
- Информационные поисковые системы
Яндекс (https://ya.ru/)
MAIL.RU (https://www.mail.ru/)