Приложение 3

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"

"05" июня 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

ВМ.10 «Воспитательная работа с группой обучающихся»

Дополнительная профессиональная программа

«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»

г. Москва

Территория Инновационного центра Сколково

Наименование модуля: Воспитательная работа с группой обучающихся.

Тип модуля: вариативный модуль.

Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Воспитательная работа с группой обучающихся».

Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.

Структура и содержание модуля

Элемент Всего, ак.ч. Лекций, ак.ч. Практических занятий, ак.ч. Результаты обучения (коды)
Раздел «Психолого-педагогические аспекты воспитательной работы с группой обучающихся» 8 2 2 ПК-10
Раздел «Планирование и организация воспитательной работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся» 8 2 2 ПК-10
Раздел «Современные подходы и методики воспитательной работы с группой обучающихся» 8 2 2 ПК-10
Раздел «Развитие социально значимых навыков и ценностей у обучающихся в процессе воспитательной работы» 8 2 2 ПК-10
Раздел «Взаимодействие с родителями и законными представителями в рамках воспитательной работы» 8 2 2 ПК-10
Раздел «Профилактика девиантного поведения и социально нежелательного развития личности обучающегося» 8 2 2 ПК-10
Раздел «Проектирование и реализация воспитательных программ и проектов» 8 2 2 ПК-10
Раздел «Оценка эффективности воспитательной работы: критерии и методы анализа» 8 2 2 ПК-10
Раздел «Правовые и нормативные основы воспитательной работы в образовательной организации» 8 2 2 ПК-10

Раздел «Психолого-педагогические аспекты воспитательной работы с группой обучающихся»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Теоретических основ психологии развития и педагогики, включая возрастные особенности обучающихся, закономерности формирования личности и коллектива, принципы и методы воспитательной работы. Основных психолого-педагогических подходов к организации воспитательного процесса в группе обучающихся (личностно-ориентированный, деятельностный, системный и др.). Специфики воспитательной работы с различными категориями обучающихся (одаренные, дети с ОВЗ, дети из неблагополучных семей и т.д.). Этических и правовых основ воспитательной деятельности. Методов диагностики, анализа и оценки эффективности воспитательной работы с группой.

Умения: Коммуникативные навыки: установление контакта с обучающимися, ведение диалога, публичное выступление, активное слушание. Организаторские навыки: планирование и проведение мероприятий, распределение ролей и обязанностей, управление групповой динамикой. Диагностические навыки: наблюдение за поведением обучающихся, выявление их потребностей и интересов, анализ причин возникновения проблем. Рефлексивные навыки: анализ собственной деятельности, выявление сильных и слабых сторон, корректировка своих действий. Навыки работы с документацией, связанной с воспитательной деятельностью (планы, отчеты, характеристики и т.д.).

Навыки: Анализировать психолого-педагогическую ситуацию в группе обучающихся. Планировать и организовывать воспитательные мероприятия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Применять различные методы и формы воспитательного воздействия. Создавать благоприятный психологический климат в группе и разрешать конфликтные ситуации. Оценивать эффективность собственной воспитательной деятельности.

Содержание раздела

Тема № 1: Психологические особенности группы

Тема № 2: Групповая динамика и ее влияние на воспитательный процесс

Тема № 3: Типы групп и их характеристики

Тема № 4: Лидерство в группе и стили руководства

Тема № 5: Формирование групповой сплоченности

Тема № 6: Разрешение конфликтов в группе

Тема № 7: Коммуникация в группе

Тема № 8: Методы изучения группы

Тема № 9: Социометрия и ее применение в воспитательной работе

Тема № 10: Психолого-педагогические основы воспитания

Тема № 11: Цели и задачи воспитательной работы

Тема № 12: Принципы воспитания

Тема № 13: Методы воспитания

Тема № 14: Формы воспитательной работы

Тема № 15: Планирование воспитательной работы

Тема № 16: Организация воспитательного процесса

Тема № 17: Диагностика воспитательного процесса

Тема № 18: Индивидуальный подход в воспитании

Тема № 19: Работа с трудными подростками

Тема № 20: Профилактика девиантного поведения

Тема № 21: Работа с одаренными детьми

Тема № 22: Развитие творческих способностей

Тема № 23: Формирование нравственных качеств

Тема № 24: Патриотическое воспитание

Тема № 25: Гражданское воспитание

Тема № 26: Экологическое воспитание

Тема № 27: Эстетическое воспитание

Тема № 28: Трудовое воспитание

Тема № 29: Физическое воспитание

Тема № 30: Здоровьесберегающие технологии в воспитательной работе

Тема № 31: Профилактика вредных привычек

Тема № 32: Сексуальное воспитание

Тема № 33: Работа с родителями

Тема № 34: Взаимодействие с другими педагогами

Тема № 35: Роль классного руководителя в воспитательном процессе

Тема № 36: Организация внеклассной деятельности

Тема № 37: Оценка эффективности воспитательной работы

Тема № 38: Современные тенденции в воспитательной работе

Тема № 39: Инновационные технологии в воспитательной работе

Тема № 40: Использование цифровых технологий в воспитательной работе

Раздел «Планирование и организация воспитательной работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания об основных теориях развития личности, возрастной психологии и педагогике, включая особенности развития детей и подростков разных возрастных групп, их потребности, интересы и мотивацию, а также специфику воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся (одаренные дети, дети с ОВЗ, дети из социально неблагополучных семей и др.). Знания нормативно-правовой базы, регулирующей воспитательную деятельность в образовательных организациях. Знания о современных методах, формах и технологиях организации воспитательной работы, включая интерактивные, игровые, проектные и другие. Знания о принципах планирования, организации, реализации и анализа эффективности воспитательной работы. Знания о системе оценки результатов воспитательной работы.

Умения: Навыки диагностики уровня воспитанности обучающихся и выявления их индивидуальных особенностей. Навыки организации и проведения различных воспитательных мероприятий (бесед, дискуссий, игр, конкурсов, экскурсий, проектов и т.д.). Навыки индивидуальной и групповой работы с обучающимися. Навыки использования современных информационно-коммуникационных технологий в воспитательной работе. Навыки самоанализа и рефлексии собственной воспитательной деятельности.

Навыки: Умения анализировать особенности развития обучающихся, их потребности и интересы. Умения разрабатывать и реализовывать планы воспитательной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, используя разнообразные методы, формы и технологии. Умения создавать благоприятную воспитательную среду и условия для развития личности обучающихся. Умения взаимодействовать с родителями (законными представителями) обучающихся, педагогическим коллективом и другими субъектами воспитательного процесса. Умения оценивать эффективность воспитательной работы и корректировать ее в соответствии с полученными результатами.

Содержание раздела

Тема № 1: Цели и задачи воспитательной работы

Тема № 2: Нормативно-правовые основы воспитательной деятельности

Тема № 3: Основные понятия и принципы воспитания

Тема № 4: Возрастные особенности обучающихся

Тема № 5: Индивидуальные особенности обучающихся

Тема № 6: Диагностика в воспитательной работе

Тема № 7: Методы и формы воспитательной работы

Тема № 8: Планирование воспитательной работы

Тема № 9: Организация воспитательного процесса

Тема № 10: Воспитание гражданственности и патриотизма

Тема № 11: Формирование нравственных ценностей

Тема № 12: Развитие толерантности и уважения к другим культурам

Тема № 13: Воспитание правовой культуры

Тема № 14: Профилактика девиантного поведения

Тема № 15: Работа с родителями (законными представителями)

Тема № 16: Взаимодействие с социумом

Тема № 17: Организация внеурочной деятельности

Тема № 18: Развитие ученического самоуправления

Тема № 19: Работа с детскими общественными организациями

Тема № 20: Профориентационная работа

Тема № 21: Экологическое воспитание

Тема № 22: Эстетическое воспитание

Тема № 23: Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни

Тема № 24: Трудовое воспитание

Тема № 25: Интеллектуальное развитие обучающихся

Тема № 26: Развитие творческих способностей

Тема № 27: Формирование коммуникативных навыков

Тема № 28: Работа с одаренными детьми

Тема № 29: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Тема № 30: Предупреждение и разрешение конфликтов

Тема № 31: Психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса

Тема № 32: Оценка эффективности воспитательной работы

Тема № 33: Современные технологии в воспитательной работе

Тема № 34: Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитании

Тема № 35: Проектная деятельность в воспитательной работе

Тема № 36: Игровая деятельность в воспитательной работе

Тема № 37: Организация летнего отдыха детей

Тема № 38: Самообразование педагога-воспитателя

Тема № 39: Рефлексия в воспитательной деятельности

Раздел «Современные подходы и методики воспитательной работы с группой обучающихся»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает специфику организации воспитательной работы в разновозрастной и многонациональной группе; методы работы с одаренными и отстающими студентами; технологии профилактики девиантного поведения; основы инклюзивного образования.

Умения: Владеет навыками межкультурной коммуникации; индивидуального консультирования обучающихся и их родителей (законных представителей); работы с электронными образовательными ресурсами и платформами для организации воспитательной деятельности; мониторинга и оценки результатов воспитательной работы с использованием современных технологий.

Навыки: Умеет адаптировать воспитательные программы к особенностям конкретной группы; организовывать индивидуальную и групповую работу с обучающимися, учитывая их психологические особенности и потребности; создавать благоприятный психологический климат в группе; предотвращать и разрешать конфликтные ситуации; осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом культурных и национальных особенностей.

Содержание раздела

Тема № 1: Цели и задачи воспитательной работы в современной образовательной среде

Тема № 2: Основные принципы воспитательной работы

Тема № 3: Нормативно-правовая база воспитательной деятельности

Тема № 4: Возрастные особенности обучающихся и их учет в воспитательном процессе

Тема № 5: Диагностика воспитательной среды и уровня воспитанности обучающихся

Тема № 6: Планирование воспитательной работы: цели, задачи, формы и методы

Тема № 7: Индивидуальный подход в воспитательной работе

Тема № 8: Работа с одаренными детьми

Тема № 9: Работа с детьми, испытывающими трудности в обучении и социализации

Тема № 10: Профилактика девиантного поведения

Тема № 11: Формирование гражданской идентичности и патриотизма

Тема № 12: Воспитание нравственных ценностей и этических норм

Тема № 13: Формирование толерантности и уважения к культурному многообразию

Тема № 14: Развитие коммуникативных навыков и культуры общения

Тема № 15: Формирование здорового образа жизни

Тема № 16: Профилактика вредных привычек

Тема № 17: Экологическое воспитание

Тема № 18: Эстетическое воспитание

Тема № 19: Трудовое воспитание

Тема № 20: Правовое воспитание

Тема № 21: Интеллектуальное развитие обучающихся

Тема № 22: Развитие творческих способностей

Тема № 23: Организация внеурочной деятельности

Тема № 24: Работа с родителями (законными представителями)

Тема № 25: Взаимодействие с социальными партнерами

Тема № 26: Проектная деятельность в воспитательной работе

Тема № 27: Игровые технологии в воспитательной работе

Тема № 28: Информационно-коммуникационные технологии в воспитательной работе

Тема № 29: Технологии коллективной творческой деятельности

Тема № 30: Тренинговые технологии в воспитательной работе

Тема № 31: Коучинг в воспитательной работе

Тема № 32: Методы анализа эффективности воспитательной работы

Тема № 33: Мониторинг и оценка результатов воспитательной деятельности

Тема № 34: Самообразование и профессиональное развитие педагога-воспитателя

Тема № 35: Современные тенденции развития воспитания

Тема № 36: Инновационные подходы в воспитательной работе

Тема № 37: Предупреждение профессионального выгорания педагога

Тема № 38: Организация работы классного руководителя

Тема № 39: Работа с детскими общественными объединениями

Раздел «Развитие социально значимых навыков и ценностей у обучающихся в процессе воспитательной работы»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает о различных формах социальной активности и гражданского участия (волонтерство, благотворительность, общественные инициативы). Знает о возможностях личностного и профессионального развития через участие в социально значимой деятельности. Знает о социальных проблемах современного общества и путях их решения.

Умения: Владеет навыками эффективной коммуникации (вербальной и невербальной), активного слушания, эмпатии. Владеет навыками конструктивного разрешения конфликтов и ведения переговоров. Владеет навыками самопрезентации и публичных выступлений. Владеет навыками работы в команде и организации совместной деятельности. Владеет навыками самоанализа и рефлексии.

Навыки: Умеет идентифицировать социальные проблемы и анализировать их причины и последствия. Умеет разрабатывать и реализовывать проекты, направленные на решение социальных проблем. Умеет привлекать ресурсы и партнеров для реализации социальных проектов. Умеет оценивать эффективность социальных проектов.

Содержание раздела

Тема № 1: Эмоциональный интеллект: понимание и управление эмоциями

Тема № 2: Эмпатия и сопереживание: развитие навыков межличностного взаимодействия

Тема № 3: Коммуникативные навыки: эффективное общение и слушание

Тема № 4: Уверенность в себе: формирование позитивной самооценки

Тема № 5: Креативность и критическое мышление: развитие творческого потенциала

Тема № 6: Решение конфликтов: конструктивные стратегии разрешения споров

Тема № 7: Работа в команде: сотрудничество и взаимодействие в группе

Тема № 8: Лидерство и ответственность: развитие лидерских качеств

Тема № 9: Тайм-менеджмент: эффективное планирование времени

Тема № 10: Стрессоустойчивость: управление стрессом и эмоциональным выгоранием

Тема № 11: Адаптация к изменениям: гибкость и умение приспосабливаться к новым условиям

Тема № 12: Целеполагание и мотивация: постановка целей и достижение результатов

Тема № 13: Финансовая грамотность: основы управления личными финансами

Тема № 14: Цифровая грамотность: безопасное и эффективное использование цифровых технологий

Тема № 15: Медиаграмотность: критическое восприятие информации из СМИ

Тема № 16: Экологическая ответственность: бережное отношение к окружающей среде

Тема № 17: Социальная ответственность: участие в общественной жизни

Тема № 18: Гражданская активность: формирование гражданской позиции

Тема № 19: Патриотизм и гражданственность: любовь к Родине и уважение к закону

Тема № 20: Толерантность и уважение к другим культурам: принятие многообразия

Тема № 21: Профилактика буллинга и кибербуллинга: создание безопасной среды

Тема № 22: Здоровый образ жизни: физическое и психическое здоровье

Тема № 23: Профилактика вредных привычек: отказ от курения, алкоголя и наркотиков

Тема № 24: Культура питания: основы правильного питания

Тема № 25: Личная гигиена: правила ухода за собой

Тема № 26: Безопасность жизнедеятельности: правила поведения в экстремальных ситуациях

Тема № 27: Профориентация: выбор профессии и построение карьеры

Тема № 28: Семья и семейные ценности: роль семьи в обществе

Тема № 29: Нравственные ценности: доброта, честность, справедливость

Тема № 30: Этические нормы поведения: правила поведения в обществе

Тема № 31: Культурное наследие: знакомство с историей и культурой

Тема № 32: Волонтерство и благотворительность: помощь нуждающимся

Тема № 33: Правовая культура: знание основных прав и обязанностей

Тема № 34: Эстетическое воспитание: развитие чувства прекрасного

Тема № 35: Развитие читательской культуры: любовь к чтению

Тема № 36: Формирование информационной культуры: умение работать с информацией

Тема № 37: Развитие исследовательских навыков: умение проводить исследования

Раздел «Взаимодействие с родителями и законными представителями в рамках воспитательной работы»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о роли семьи в социализации ребенка.

Умения: Навыки организации совместных мероприятий с участием родителей (законных представителей) и обучающихся.

Навыки: Умение привлекать родителей (законных представителей) к участию в жизни образовательной организации.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы общения с родителями

Тема № 2: Правовые основы взаимодействия с родителями

Тема № 3: Этические принципы взаимодействия с родителями

Тема № 4: Психология общения с родителями

Тема № 5: Типы родителей и особенности взаимодействия с ними

Тема № 6: Организация родительских собраний

Тема № 7: Проведение индивидуальных консультаций с родителями

Тема № 8: Формы и методы взаимодействия с родителями

Тема № 9: Работа с родительским комитетом

Тема № 10: Вовлечение родителей в образовательный процесс

Тема № 11: Организация совместных мероприятий с родителями

Тема № 12: Работа с родителями "трудных" детей

Тема № 13: Работа с родителями одаренных детей

Тема № 14: Работа с родителями детей с ОВЗ

Тема № 15: Профилактика конфликтов с родителями

Тема № 16: Разрешение конфликтных ситуаций с родителями

Тема № 17: Взаимодействие с родителями в дистанционном формате

Тема № 18: Использование цифровых технологий в общении с родителями

Тема № 19: Создание позитивного имиджа образовательной организации в глазах родителей

Тема № 20: Информирование родителей о достижениях и проблемах ребенка

Тема № 21: Мониторинг удовлетворенности родителей качеством образования

Тема № 22: Организация родительского просвещения

Тема № 23: Темы для родительских собраний и консультаций

Тема № 24: Работа с родителями по вопросам безопасности детей

Тема № 25: Работа с родителями по вопросам здорового образа жизни

Тема № 26: Работа с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения

Тема № 27: Работа с родителями по вопросам профориентации

Тема № 28: Документация по взаимодействию с родителями

Тема № 29: Анализ эффективности взаимодействия с родителями

Тема № 30: Самообразование педагога по вопросам взаимодействия с родителями

Тема № 31: Работа с родителями в условиях инклюзивного образования

Тема № 32: Особенности взаимодействия с приемными родителями

Тема № 33: Особенности взаимодействия с опекунами и попечителями

Тема № 34: Роль классного руководителя во взаимодействии с родителями

Тема № 35: Взаимодействие с родителями в рамках внеурочной деятельности

Тема № 36: Взаимодействие с родителями при организации летнего отдыха детей

Тема № 37: Супервизия и обмен опытом по вопросам взаимодействия с родителями

Тема № 38: Эффективные коммуникативные техники в работе с родителями

Тема № 39: Работа с родителями в многонациональной среде

Раздел «Профилактика девиантного поведения и социально нежелательного развития личности обучающегося»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Теоретических основ девиантного поведения, его видов, причин и последствий. Основных нормативно-правовых актов, регулирующих профилактику девиантного поведения обучающихся. Принципов, методов и технологий профилактики девиантного поведения и социально нежелательного развития личности. Особенностей развития личности в детском и подростковом возрасте, факторов риска девиантного поведения. Основных подходов к работе с различными категориями обучающихся, проявляющих девиантное поведение (агрессивное, аутодеструктивное, аддиктивное и т.д.).

Умения: Проведения диагностики девиантного поведения обучающихся с использованием различных методик (наблюдение, анкетирование, тестирование и др.). Организации и проведения профилактических мероприятий (беседы, тренинги, ролевые игры и др.). Консультирования обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профилактики девиантного поведения. Составления индивидуальных планов работы с обучающимися, проявляющими девиантное поведение. Ведения документации по профилактике девиантного поведения.

Навыки: Идентифицировать факторы риска девиантного поведения обучающихся. Диагностировать проявления девиантного поведения у обучающихся. Разрабатывать и реализовывать программы профилактики девиантного поведения, адаптированные к специфике образовательной организации и особенностям обучающихся. Применять различные методы и техники индивидуальной и групповой работы с обучающимися, проявляющими девиантное поведение. Взаимодействовать с родителями (законными представителями) обучающихся, специалистами социальных служб и правоохранительных органов по вопросам профилактики девиантного поведения.

Содержание раздела

Тема № 1: Понятие девиантного поведения и его виды

Тема № 2: Причины и факторы девиантного поведения

Тема № 3: Социально-психологические особенности личности девиантного поведения

Тема № 4: Возрастные особенности проявления девиантного поведения

Тема № 5: Девиантное поведение в подростковой среде

Тема № 6: Профилактика аддиктивного поведения

Тема № 7: Профилактика агрессивного поведения

Тема № 8: Профилактика аутодеструктивного поведения

Тема № 9: Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Тема № 10: Работа с детьми "группы риска"

Тема № 11: Раннее выявление девиантного поведения

Тема № 12: Диагностика девиантного поведения

Тема № 13: Методы коррекции девиантного поведения

Тема № 14: Индивидуальная работа с обучающимися, склонными к девиантному поведению

Тема № 15: Групповая работа с обучающимися, склонными к девиантному поведению

Тема № 16: Работа с семьей обучающегося с девиантным поведением

Тема № 17: Взаимодействие школы и семьи в профилактике девиантного поведения

Тема № 18: Роль педагога в профилактике девиантного поведения

Тема № 19: Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с девиантным поведением

Тема № 20: Психологическое консультирование обучающихся с девиантным поведением

Тема № 21: Организация досуга и внеурочной деятельности как фактор профилактики

Тема № 22: Формирование здорового образа жизни как фактор профилактики

Тема № 23: Развитие социальных навыков и эмоционального интеллекта

Тема № 24: Тренинги по профилактике девиантного поведения

Тема № 25: Профилактические программы в образовательной организации

Тема № 26: Нормативно-правовые основы профилактики девиантного поведения

Тема № 27: Межведомственное взаимодействие в профилактике девиантного поведения

Тема № 28: Работа с трудными подростками

Тема № 29: Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Тема № 30: Особенности работы с детьми из неблагополучных семей

Тема № 31: Буллинг и кибербуллинг: профилактика и противодействие

Тема № 32: Профилактика экстремизма и терроризма в образовательной среде

Тема № 33: Профилактика суицидального поведения

Тема № 34: Медиация как метод разрешения конфликтов

Тема № 35: Волонтерское движение как фактор профилактики девиантного поведения

Тема № 36: Профилактика зависимости от компьютерных игр и социальных сетей

Тема № 37: Профилактика употребления психоактивных веществ

Тема № 38: Реабилитация и ресоциализация подростков с девиантным поведением

Раздел «Проектирование и реализация воспитательных программ и проектов»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает современные тренды и инновации в сфере воспитания, механизмы внедрения и реализации воспитательных программ и проектов в образовательной организации. Знает критерии оценки качества воспитательных программ и проектов.

Умения: Владеет навыками рефлексии собственной воспитательной деятельности, мониторинга результатов реализации воспитательных программ. Владеет навыками публичного выступления и аргументации своей позиции по вопросам воспитания.

Навыки: Умеет адаптировать существующие воспитательные программы под специфику образовательной организации, прогнозировать результаты реализации воспитательных программ и проектов, управлять рисками при реализации проектов. Умеет презентовать разработанные программы и проекты.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы воспитания и образовательные парадигмы

Тема № 2: Цели, задачи и принципы воспитания

Тема № 3: Нормативно-правовая база воспитательной деятельности

Тема № 4: Психолого-педагогические основы воспитания

Тема № 5: Возрастные особенности детей и подростков

Тема № 6: Методы и формы воспитательной работы

Тема № 7: Диагностика воспитательного процесса

Тема № 8: Анализ воспитательной среды

Тема № 9: Проектирование воспитательной программы

Тема № 10: Структура воспитательной программы

Тема № 11: Разработка целей и задач воспитательной программы

Тема № 12: Выбор методов и форм реализации программы

Тема № 13: Ресурсное обеспечение программы

Тема № 14: Оценка эффективности воспитательной программы

Тема № 15: Мониторинг и корректировка программы

Тема № 16: Технологии проектирования воспитательных проектов

Тема № 17: Типология воспитательных проектов

Тема № 18: Этапы разработки проекта

Тема № 19: Формулирование проблемы и целей проекта

Тема № 20: Планирование деятельности по проекту

Тема № 21: Организация и проведение проектных мероприятий

Тема № 22: Работа с командой проекта

Тема № 23: Презентация результатов проекта

Тема № 24: Оценка эффективности проекта

Тема № 25: Инновационные технологии в воспитании

Тема № 26: Игровые технологии в воспитании

Тема № 27: Технологии коллективной творческой деятельности

Тема № 28: Информационно-коммуникационные технологии в воспитании

Тема № 29: Профилактика девиантного поведения

Тема № 30: Формирование здорового образа жизни

Тема № 31: Гражданско-патриотическое воспитание

Тема № 32: Духовно-нравственное воспитание

Тема № 33: Экологическое воспитание

Тема № 34: Эстетическое воспитание

Тема № 35: Трудовое воспитание

Тема № 36: Развитие лидерских качеств

Тема № 37: Работа с родителями

Тема № 38: Взаимодействие с социальными партнерами

Тема № 39: Организация внеурочной деятельности

Тема № 40: Самообразование и профессиональное развитие педагога

Раздел «Оценка эффективности воспитательной работы: критерии и методы анализа»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о современных тенденциях и инновациях в области оценки эффективности воспитательной работы; знание специфики оценки эффективности воспитательной работы в разных образовательных организациях (дошкольные, школьные, вузы и т.д.); понимание связи воспитательной работы с другими направлениями деятельности образовательной организации.

Умения: Навык критического анализа результатов оценки эффективности воспитательной работы; навык формулирования рекомендаций по улучшению воспитательной работы на основе полученных данных; навык публичного представления результатов исследования и защиты своих выводов; навык работы в команде при проведении оценки эффективности воспитательной работы.

Навыки: Умение адаптировать существующие методики оценки эффективности воспитательной работы к конкретным условиям; умение разрабатывать собственные инструменты оценки; умение проводить сравнительный анализ эффективности различных воспитательных программ и мероприятий; умение использовать результаты оценки для корректировки и совершенствования воспитательной работы.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в оценку эффективности воспитательной работы

Тема № 2: Цели и задачи воспитательной работы

Тема № 3: Основные понятия и термины оценки эффективности

Тема № 4: Критерии эффективности воспитательной работы

Тема № 5: Количественные критерии оценки

Тема № 6: Качественные критерии оценки

Тема № 7: Методы анализа эффективности воспитательной работы

Тема № 8: Наблюдение как метод оценки

Тема № 9: Беседа и интервьюирование

Тема № 10: Анкетирование и опросы

Тема № 11: Тестирование и диагностика

Тема № 12: Анализ продуктов деятельности учащихся

Тема № 13: Портфолио как метод оценки

Тема № 14: Проектная деятельность и ее оценка

Тема № 15: Анализ документации воспитательной работы

Тема № 16: Самооценка и взаимооценка

Тема № 17: Экспертная оценка

Тема № 18: Мониторинг воспитательной работы

Тема № 19: Этапы мониторинга

Тема № 20: Инструменты мониторинга

Тема № 21: Интерпретация результатов мониторинга

Тема № 22: Составление отчетов по результатам оценки

Тема № 23: Использование результатов оценки для корректировки воспитательной работы

Тема № 24: Этические аспекты оценки воспитательной работы

Тема № 25: Оценка эффективности работы классного руководителя

Тема № 26: Оценка эффективности работы педагога-организатора

Тема № 27: Оценка эффективности работы социального педагога

Тема № 28: Оценка эффективности работы педагога-психолога

Тема № 29: Работа с родителями и ее оценка

Тема № 30: Взаимодействие с социумом и его оценка

Тема № 31: Формирование ценностных ориентаций у учащихся

Тема № 32: Развитие личностных качеств учащихся

Тема № 33: Формирование гражданской позиции учащихся

Тема № 34: Развитие творческих способностей учащихся

Тема № 35: Профилактика девиантного поведения

Тема № 36: Работа с одаренными детьми

Тема № 37: Инклюзивное образование и оценка его эффективности

Тема № 38: Современные технологии в оценке эффективности воспитательной работы

Тема № 39: Перспективы развития оценки эффективности воспитательной работы

Раздел «Правовые и нормативные основы воспитательной работы в образовательной организации»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает особенности правового регулирования воспитательной работы с различными категориями обучающихся (дети с ОВЗ, дети-сироты, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации); знает основы административной и уголовной ответственности за нарушения в сфере воспитания.

Умения: Владеет навыками индивидуальной работы с обучающимися с учетом их правового статуса; владеет навыками документирования воспитательной работы в соответствии с правовыми требованиями; владеет навыками конструктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся по правовым вопросам воспитания.

Навыки: Умеет адаптировать воспитательную работу к индивидуальным особенностям обучающихся с учетом правовых норм; умеет защищать права и интересы обучающихся в рамках правового поля; умеет осуществлять профилактику правонарушений среди обучающихся.

Содержание раздела

Тема № 1: Нормативно-правовая база воспитательной деятельности

Тема № 2: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Тема № 3: Конвенция о правах ребенка

Тема № 4: Конституция Российской Федерации и права детей

Тема № 5: Локальные акты образовательной организации, регулирующие воспитательную работу

Тема № 6: Планирование воспитательной работы

Тема № 7: Организация воспитательного процесса

Тема № 8: Формы и методы воспитательной работы

Тема № 9: Воспитание гражданственности и патриотизма

Тема № 10: Формирование правовой культуры обучающихся

Тема № 11: Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Тема № 12: Воспитание нравственности и духовности

Тема № 13: Формирование толерантности и культуры межнациональных отношений

Тема № 14: Профилактика экстремизма и терроризма

Тема № 15: Воспитание экологической культуры

Тема № 16: Формирование культуры здорового образа жизни

Тема № 17: Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения

Тема № 18: Профилактика девиантного поведения

Тема № 19: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в воспитательном процессе

Тема № 20: Работа с одаренными детьми в воспитательном процессе

Тема № 21: Индивидуальная работа с обучающимися

Тема № 22: Работа с родителями (законными представителями)

Тема № 23: Взаимодействие с органами опеки и попечительства

Тема № 24: Взаимодействие с правоохранительными органами

Тема № 25: Взаимодействие с общественными организациями

Тема № 26: Организация внеурочной деятельности

Тема № 27: Детское самоуправление

Тема № 28: Организация летнего отдыха детей

Тема № 29: Безопасность в образовательной организации

Тема № 30: Охрана труда педагога

Тема № 31: Защита прав и интересов обучающихся

Тема № 32: Ответственность педагога за жизнь и здоровье обучающихся

Тема № 33: Педагогическая этика в воспитательной работе

Тема № 34: Конфликтология в воспитательной работе

Тема № 35: Документооборот в воспитательной работе

Тема № 36: Мониторинг и оценка эффективности воспитательной работы

Тема № 37: Инновационные технологии в воспитательной работе

Тема № 38: Профессиональное развитие педагога в сфере воспитания

Тема № 39: Цифровая среда в воспитательной работе

Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.

Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.

Условия реализации рабочей программы модуля

Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.

Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля

Электронные учебные издания

Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503

Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].

Электронные методические издания

Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252

Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597

Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).

Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)

Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):

- Состав современных профессиональных баз данных

Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)

Открытые данные России (https://data.gov.ru/)

Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)

База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)

- Состав информационных справочных систем

База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)

Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)

Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)

Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)

Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)

Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)

Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)

- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти

Президент России (http://kremlin.ru/)

Правительство России (http://government.ru/)

Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)

Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)

Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)

- Иные информационные ресурсы - периодическими издания

TACC (https://tass.ru/)

РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)

Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)

RT (https://rt.com/)

- Информационные поисковые системы

Яндекс (https://ya.ru/)

MAIL.RU (https://www.mail.ru/)