Приложение 3
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"
"05" июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
ВМ.12 «Организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса»
Дополнительная профессиональная программа
«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»
г. Москва
Территория Инновационного центра Сколково
Наименование модуля: Организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса.
Тип модуля: вариативный модуль.
Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса».
Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.
Структура и содержание модуля
| Элемент | Всего, ак.ч. | Лекций, ак.ч. | Практических занятий, ак.ч. | Результаты обучения (коды) |
|---|---|---|---|---|
| Раздел «Психолого-педагогические аспекты организации воспитательного процесса» | 8 | 2 | 2 | ПК-12 |
| Раздел «Планирование и организация воспитательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся» | 8 | 2 | 2 | ПК-12 |
| Раздел «Современные подходы и методики организации воспитательного процесса» | 8 | 2 | 2 | ПК-12 |
| Раздел «Развитие социально значимых навыков и ценностей у обучающихся в процессе воспитания» | 8 | 2 | 2 | ПК-12 |
| Раздел «Взаимодействие с родителями и законными представителями в рамках воспитательной работы» | 8 | 2 | 2 | ПК-12 |
| Раздел «Проектирование и реализация воспитательных программ и проектов» | 8 | 2 | 2 | ПК-12 |
| Раздел «Организация внеурочной деятельности и массовых мероприятий» | 8 | 2 | 2 | ПК-12 |
| Раздел «Оценка эффективности воспитательного процесса: критерии и методы анализа» | 8 | 2 | 2 | ПК-12 |
| Раздел «Правовые и нормативные основы воспитательной работы в образовательной организации» | 8 | 2 | 2 | ПК-12 |
Раздел «Психолого-педагогические аспекты организации воспитательного процесса»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает психологические особенности различных возрастных групп; принципы построения индивидуального подхода в воспитании; методы формирования ценностных ориентаций и мотивации обучающихся.
Умения: Владеет навыками психолого-педагогической диагностики; навыками консультирования обучающихся и родителей по вопросам воспитания; навыками регулирования межличностных отношений в детском коллективе.
Навыки: Умеет адаптировать воспитательные программы к индивидуальным особенностям обучающихся; создавать благоприятный психологический климат в коллективе; использовать психолого-педагогические методы для развития познавательной активности, творческих способностей и коммуникативных навыков обучающихся.
Содержание раздела
Тема № 1: Психологические основы воспитания
Тема № 2: Педагогические основы воспитания
Тема № 3: Цели и задачи воспитательного процесса
Тема № 4: Принципы организации воспитательного процесса
Тема № 5: Методы воспитания
Тема № 6: Формы воспитательной работы
Тема № 7: Возрастные особенности детей и подростков
Тема № 8: Психология развития личности
Тема № 9: Социализация личности
Тема № 10: Воспитание нравственных качеств
Тема № 11: Формирование ценностных ориентаций
Тема № 12: Развитие познавательной активности
Тема № 13: Воспитание патриотизма и гражданственности
Тема № 14: Формирование толерантности и уважения к другим культурам
Тема № 15: Профилактика девиантного поведения
Тема № 16: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями
Тема № 17: Индивидуальный подход в воспитании
Тема № 18: Диагностика воспитательного процесса
Тема № 19: Планирование воспитательной работы
Тема № 20: Организация внеурочной деятельности
Тема № 21: Взаимодействие с семьей
Тема № 22: Работа с родительским коллективом
Тема № 23: Педагогическое общение
Тема № 24: Конфликты в воспитательном процессе и пути их разрешения
Тема № 25: Психолого-педагогическое сопровождение учащихся
Тема № 26: Профилактика эмоционального выгорания педагога
Тема № 27: Технологии воспитательной работы
Тема № 28: Инновационные подходы в воспитании
Тема № 29: Использование информационных технологий в воспитательном процессе
Тема № 30: Оценка эффективности воспитательной работы
Тема № 31: Проектирование воспитательной среды
Тема № 32: Создание благоприятного психологического климата в коллективе
Тема № 33: Развитие творческих способностей учащихся
Тема № 34: Организация досуга и отдыха
Тема № 35: Формирование здорового образа жизни
Тема № 36: Профориентационная работа
Тема № 37: Правовые основы воспитательного процесса
Тема № 38: Этические аспекты воспитательной деятельности
Тема № 39: Рефлексия педагогической деятельности
Раздел «Планирование и организация воспитательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о: возрастных и индивидуальных особенностях обучающихся разных возрастных групп (физиологических, психологических, социальных); основных теориях и концепциях воспитания и развития личности; методах, формах и средствах организации воспитательного процесса; нормативно-правовой базе, регламентирующей воспитательную деятельность; принципах планирования воспитательной работы, включая целеполагание, выбор содержания, методов и форм работы; технологиях диагностики уровня воспитанности и развития обучающихся; основах педагогического проектирования воспитательных программ и мероприятий; методах оценки эффективности воспитательной работы.
Умения: анализа педагогических ситуаций и принятия обоснованных воспитательных решений; организации и проведения различных форм воспитательной работы; эффективного взаимодействия с обучающимися, их родителями (законными представителями) и коллегами; публичного выступления и ведения дискуссии; самоанализа и рефлексии собственной воспитательной деятельности; использования цифровых инструментов в организации и проведении воспитательных мероприятий; составления планов воспитательной работы (годовых, тематических, индивидуальных); оформления документации по воспитательной работе.
Навыки: анализировать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся для построения эффективного воспитательного процесса; разрабатывать цели, задачи и содержание воспитательной работы с учетом специфики образовательной организации и контингента обучающихся; выбирать и применять адекватные методы, формы и средства воспитательного воздействия; планировать и организовывать различные виды воспитательных мероприятий (классные часы, беседы, экскурсии, конкурсы, праздники и т.д.); взаимодействовать с родителями (законными представителями) обучающихся в рамках воспитательного процесса; создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе; использовать современные образовательные технологии в воспитательной работе; проводить диагностику уровня воспитанности и развития обучающихся; проектировать и реализовывать воспитательные программы.
Содержание раздела
Тема № 1: Цели и задачи воспитания
Тема № 2: Основные понятия воспитательного процесса
Тема № 3: Возрастная периодизация и ее значение в воспитании
Тема № 4: Психологические особенности младшего школьного возраста
Тема № 5: Психологические особенности подросткового возраста
Тема № 6: Психологические особенности старшего школьного возраста
Тема № 7: Индивидуальные особенности обучающихся и их учет в воспитании
Тема № 8: Диагностика уровня воспитанности
Тема № 9: Методы изучения индивидуальных особенностей обучающихся
Тема № 10: Принципы организации воспитательного процесса
Тема № 11: Формы организации воспитательной работы
Тема № 12: Методы воспитания
Тема № 13: Технологии воспитательной работы
Тема № 14: Планирование воспитательной работы в классе
Тема № 15: Планирование воспитательной работы в школе
Тема № 16: Взаимодействие с семьей в воспитательном процессе
Тема № 17: Роль классного руководителя в воспитании
Тема № 18: Воспитание нравственных качеств
Тема № 19: Формирование гражданственности и патриотизма
Тема № 20: Воспитание правовой культуры
Тема № 21: Формирование экологической культуры
Тема № 22: Воспитание культуры здорового образа жизни
Тема № 23: Развитие эстетического вкуса и творческих способностей
Тема № 24: Формирование коммуникативной культуры
Тема № 25: Профилактика девиантного поведения
Тема № 26: Работа с одаренными детьми
Тема № 27: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Тема № 28: Организация внеурочной деятельности
Тема № 29: Проектирование воспитательных мероприятий
Тема № 30: Оценка эффективности воспитательной работы
Тема № 31: Современные тенденции в воспитании
Тема № 32: Инновационные технологии в воспитательном процессе
Тема № 33: Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитании
Тема № 34: Воспитательный потенциал учебных предметов
Тема № 35: Внешкольная воспитательная работа
Тема № 36: Социальное партнерство в воспитании
Тема № 37: Организация летнего отдыха детей
Тема № 38: Профессиональная этика педагога-воспитателя
Тема № 39: Рефлексия собственной воспитательной деятельности
Раздел «Современные подходы и методики организации воспитательного процесса»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о современных трендах в воспитании, о формах и методах работы с детьми с девиантным поведением, о методах профилактики различных форм зависимости, об основах педагогического мониторинга и оценки результатов воспитательной деятельности.
Умения: Навыки организации и проведения различных воспитательных мероприятий (конкурсы, фестивали, экскурсии, походы и др.), ведения документации воспитательной работы, работы с электронными образовательными ресурсами, анализа и интерпретации результатов воспитательной деятельности.
Навыки: Умения адаптировать воспитательные программы под различные категории обучающихся, разрабатывать индивидуальные воспитательные маршруты, организовывать внеурочную деятельность, проводить родительские собрания и консультации, предотвращать и разрешать конфликты в детском коллективе.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы воспитания в современном обществе
Тема № 2: Основные понятия и категории воспитательного процесса
Тема № 3: Цели, задачи и принципы воспитания
Тема № 4: Воспитательные системы и их классификация
Тема № 5: Личностно-ориентированный подход в воспитании
Тема № 6: Компетентностный подход в воспитании
Тема № 7: Деятельностный подход в воспитании
Тема № 8: Системно-деятельностный подход в воспитании
Тема № 9: Культурологический подход в воспитании
Тема № 10: Аксиологический подход в воспитании
Тема № 11: Гуманистический подход в воспитании
Тема № 12: Индивидуализация и дифференциация в воспитании
Тема № 13: Формы организации воспитательного процесса
Тема № 14: Методы воспитания и их классификация
Тема № 15: Технологии воспитательной работы
Тема № 16: Интерактивные методы воспитания
Тема № 17: Проектная деятельность в воспитании
Тема № 18: Игровые технологии в воспитании
Тема № 19: Технологии коллективной творческой деятельности
Тема № 20: Воспитание и социализация личности
Тема № 21: Воспитание гражданственности и патриотизма
Тема № 22: Воспитание нравственных ценностей
Тема № 23: Формирование толерантности и культуры межнациональных отношений
Тема № 24: Воспитание правовой культуры
Тема № 25: Воспитание экологической культуры
Тема № 26: Воспитание культуры здорового образа жизни
Тема № 27: Профилактика девиантного поведения
Тема № 28: Работа с одаренными детьми
Тема № 29: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Тема № 30: Семья как субъект воспитания
Тема № 31: Взаимодействие образовательной организации с семьей
Тема № 32: Социальное партнерство в воспитании
Тема № 33: Роль классного руководителя в воспитательном процессе
Тема № 34: Оценка эффективности воспитательной работы
Тема № 35: Мониторинг воспитательного процесса
Тема № 36: Планирование воспитательной работы
Тема № 37: Современные тренды в воспитании
Тема № 38: Инновационные технологии в воспитании
Тема № 39: Цифровизация воспитательного процесса
Раздел «Развитие социально значимых навыков и ценностей у обучающихся в процессе воспитания»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает о различных формах социальной активности и волонтерства, о возможностях участия в общественной жизни, о роли гражданского общества в развитии страны. Понимает значение социальных норм и ценностей для поддержания порядка и стабильности в обществе.
Умения: Владеет навыками самостоятельного поиска информации по социально значимым проблемам, анализа и интерпретации этой информации. Владеет навыками публичных выступлений, презентации своих идей и проектов. Владеет навыками самоорганизации и самообразования.
Навыки: Умеет выбирать адекватные способы решения социальных проблем, применять полученные знания на практике, критически оценивать информацию, получаемую из различных источников. Умеет адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.
Содержание раздела
Тема № 1: Эмоциональный интеллект: понимание и управление эмоциями
Тема № 2: Эмпатия и сопереживание: развитие способности понимать других
Тема № 3: Коммуникативные навыки: эффективное общение и слушание
Тема № 4: Уверенность в себе: развитие самооценки и позитивного самовосприятия
Тема № 5: Управление стрессом и тревожностью: техники релаксации и саморегуляции
Тема № 6: Креативность и критическое мышление: развитие нестандартного мышления
Тема № 7: Решение проблем и принятие решений: анализ ситуаций и выбор оптимальных решений
Тема № 8: Работа в команде: сотрудничество и взаимодействие в группе
Тема № 9: Лидерство и ответственность: развитие лидерских качеств и принятие ответственности
Тема № 10: Тайм-менеджмент: эффективное управление временем
Тема № 11: Целеполагание и планирование: постановка целей и разработка планов действий
Тема № 12: Адаптация к изменениям: гибкость и умение приспосабливаться к новым условиям
Тема № 13: Управление конфликтами: конструктивное разрешение конфликтных ситуаций
Тема № 14: Этикет и культура общения: правила поведения в обществе
Тема № 15: Финансовая грамотность: основы управления личными финансами
Тема № 16: Медиаграмотность: критическое восприятие информации из СМИ
Тема № 17: Цифровая грамотность: безопасное и эффективное использование цифровых технологий
Тема № 18: Экологическая ответственность: бережное отношение к окружающей среде
Тема № 19: Здоровый образ жизни: забота о физическом и психическом здоровье
Тема № 20: Гражданская ответственность: участие в жизни общества
Тема № 21: Патриотизм и гражданственность: любовь к Родине и уважение к закону
Тема № 22: Толерантность и уважение к другим культурам: принятие разнообразия
Тема № 23: Профориентация: выбор профессии и планирование карьеры
Тема № 24: Нравственные ценности: доброта, честность, справедливость
Тема № 25: Семейные ценности: важность семьи и семейных отношений
Тема № 26: Социальная ответственность: помощь нуждающимся и участие в благотворительности
Тема № 27: Культурное наследие: знакомство с историей и культурой своей страны
Тема № 28: Творчество и самовыражение: развитие творческих способностей
Тема № 29: Научно-исследовательская деятельность: развитие навыков исследования и анализа
Тема № 30: Волонтерство и социальная активность: участие в добровольческих проектах
Тема № 31: Правовая грамотность: знание основных прав и обязанностей
Тема № 32: Безопасность в интернете: защита от киберугроз
Тема № 33: Профилактика вредных привычек: отказ от курения, алкоголя и наркотиков
Тема № 34: Развитие речи и ораторского искусства: умение выступать перед аудиторией
Тема № 35: Этика и мораль: принципы нравственного поведения
Тема № 36: Самообразование и саморазвитие: постоянное обучение и совершенствование
Тема № 37: Формирование мировоззрения: развитие собственной системы ценностей
Раздел «Взаимодействие с родителями и законными представителями в рамках воспитательной работы»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о роли семьи в социализации ребенка.
Умения: Навыки организации совместных мероприятий с участием родителей (законных представителей) и обучающихся.
Навыки: Умение привлекать родителей (законных представителей) к участию в жизни образовательной организации.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы общения с родителями
Тема № 2: Правовые основы взаимодействия с родителями
Тема № 3: Этические принципы взаимодействия с родителями
Тема № 4: Психология общения с родителями
Тема № 5: Типы родителей и особенности взаимодействия с ними
Тема № 6: Организация родительских собраний
Тема № 7: Проведение индивидуальных консультаций с родителями
Тема № 8: Формы и методы взаимодействия с родителями
Тема № 9: Работа с родительским комитетом
Тема № 10: Вовлечение родителей в образовательный процесс
Тема № 11: Организация совместных мероприятий с родителями
Тема № 12: Работа с родителями "трудных" детей
Тема № 13: Работа с родителями одаренных детей
Тема № 14: Работа с родителями детей с ОВЗ
Тема № 15: Профилактика конфликтов с родителями
Тема № 16: Разрешение конфликтных ситуаций с родителями
Тема № 17: Взаимодействие с родителями в дистанционном формате
Тема № 18: Использование цифровых технологий в общении с родителями
Тема № 19: Создание позитивного имиджа образовательной организации в глазах родителей
Тема № 20: Информирование родителей о достижениях и проблемах ребенка
Тема № 21: Мониторинг удовлетворенности родителей качеством образования
Тема № 22: Организация родительского просвещения
Тема № 23: Темы для родительских собраний и консультаций
Тема № 24: Работа с родителями по вопросам безопасности детей
Тема № 25: Работа с родителями по вопросам здорового образа жизни
Тема № 26: Работа с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения
Тема № 27: Работа с родителями по вопросам профориентации
Тема № 28: Документация по взаимодействию с родителями
Тема № 29: Анализ эффективности взаимодействия с родителями
Тема № 30: Самообразование педагога по вопросам взаимодействия с родителями
Тема № 31: Работа с родителями в условиях инклюзивного образования
Тема № 32: Особенности взаимодействия с приемными родителями
Тема № 33: Особенности взаимодействия с опекунами и попечителями
Тема № 34: Роль классного руководителя во взаимодействии с родителями
Тема № 35: Взаимодействие с родителями в рамках внеурочной деятельности
Тема № 36: Взаимодействие с родителями при организации летнего отдыха детей
Тема № 37: Супервизия и обмен опытом по вопросам взаимодействия с родителями
Тема № 38: Эффективные коммуникативные техники в работе с родителями
Тема № 39: Работа с родителями в многонациональной среде
Раздел «Проектирование и реализация воспитательных программ и проектов»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает современные тренды и инновации в сфере воспитания, механизмы внедрения и реализации воспитательных программ и проектов в образовательной организации. Знает критерии оценки качества воспитательных программ и проектов.
Умения: Владеет навыками рефлексии собственной воспитательной деятельности, мониторинга результатов реализации воспитательных программ. Владеет навыками публичного выступления и аргументации своей позиции по вопросам воспитания.
Навыки: Умеет адаптировать существующие воспитательные программы под специфику образовательной организации, прогнозировать результаты реализации воспитательных программ и проектов, управлять рисками при реализации проектов. Умеет презентовать разработанные программы и проекты.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы воспитания и образовательные парадигмы
Тема № 2: Цели, задачи и принципы воспитания
Тема № 3: Нормативно-правовая база воспитательной деятельности
Тема № 4: Психолого-педагогические основы воспитания
Тема № 5: Возрастные особенности детей и подростков
Тема № 6: Методы и формы воспитательной работы
Тема № 7: Диагностика воспитательного процесса
Тема № 8: Анализ воспитательной среды
Тема № 9: Проектирование воспитательной программы
Тема № 10: Структура воспитательной программы
Тема № 11: Разработка целей и задач воспитательной программы
Тема № 12: Выбор методов и форм реализации программы
Тема № 13: Ресурсное обеспечение программы
Тема № 14: Оценка эффективности воспитательной программы
Тема № 15: Мониторинг и корректировка программы
Тема № 16: Технологии проектирования воспитательных проектов
Тема № 17: Типология воспитательных проектов
Тема № 18: Этапы разработки проекта
Тема № 19: Формулирование проблемы и целей проекта
Тема № 20: Планирование деятельности по проекту
Тема № 21: Организация и проведение проектных мероприятий
Тема № 22: Работа с командой проекта
Тема № 23: Презентация результатов проекта
Тема № 24: Оценка эффективности проекта
Тема № 25: Инновационные технологии в воспитании
Тема № 26: Игровые технологии в воспитании
Тема № 27: Технологии коллективной творческой деятельности
Тема № 28: Информационно-коммуникационные технологии в воспитании
Тема № 29: Профилактика девиантного поведения
Тема № 30: Формирование здорового образа жизни
Тема № 31: Гражданско-патриотическое воспитание
Тема № 32: Духовно-нравственное воспитание
Тема № 33: Экологическое воспитание
Тема № 34: Эстетическое воспитание
Тема № 35: Трудовое воспитание
Тема № 36: Развитие лидерских качеств
Тема № 37: Работа с родителями
Тема № 38: Взаимодействие с социальными партнерами
Тема № 39: Организация внеурочной деятельности
Тема № 40: Самообразование и профессиональное развитие педагога
Раздел «Организация внеурочной деятельности и массовых мероприятий»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Теоретические основы организации внеурочной деятельности и массовых мероприятий, включая нормативно-правовую базу, принципы, формы и методы. Классификацию внеурочной деятельности и массовых мероприятий. Особенности организации различных видов внеурочной деятельности и массовых мероприятий (спортивных, творческих, интеллектуальных, социальных и др.). Методы планирования, организации, проведения и анализа эффективности внеурочной деятельности и массовых мероприятий. Технологии разработки сценариев, программ и проектов внеурочной деятельности и массовых мероприятий.
Умения: Разработки сценариев и планов проведения конкретных мероприятий. Подбора необходимых ресурсов и материалов для проведения мероприятий. Организации работы команды и распределения обязанностей. Ведения документации, связанной с организацией внеурочной деятельности и массовых мероприятий. Публичного выступления и управления аудиторией.
Навыки: Анализировать потребности и интересы участников внеурочной деятельности и массовых мероприятий. Разрабатывать программы и планы внеурочной деятельности и массовых мероприятий. Подбирать и применять эффективные методы и формы организации внеурочной деятельности и массовых мероприятий. Организовывать взаимодействие с различными участниками образовательного процесса (учащимися, родителями, педагогами). Оценивать эффективность внеурочной деятельности и массовых мероприятий.
Содержание раздела
Тема № 1: Понятие внеурочной деятельности и ее значение
Тема № 2: Нормативно-правовая база внеурочной деятельности
Тема № 3: Основные направления внеурочной деятельности
Тема № 4: Формы организации внеурочной деятельности
Тема № 5: Планирование внеурочной деятельности
Тема № 6: Методы и приемы организации внеурочной деятельности
Тема № 7: Работа с детскими объединениями
Тема № 8: Организация кружковой работы
Тема № 9: Проектная деятельность во внеурочной деятельности
Тема № 10: Игровая деятельность во внеурочной деятельности
Тема № 11: Туристско-краеведческая деятельность
Тема № 12: Спортивно-оздоровительная деятельность
Тема № 13: Художественно-эстетическая деятельность
Тема № 14: Научно-техническая деятельность
Тема № 15: Экологическая деятельность
Тема № 16: Социально-педагогическая деятельность
Тема № 17: Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности
Тема № 18: Гражданско-патриотическое воспитание во внеурочной деятельности
Тема № 19: Работа с родителями во внеурочной деятельности
Тема № 20: Взаимодействие с социальными партнерами
Тема № 21: Диагностика эффективности внеурочной деятельности
Тема № 22: Понятие массового мероприятия
Тема № 23: Классификация массовых мероприятий
Тема № 24: Этапы организации массового мероприятия
Тема № 25: Разработка сценария массового мероприятия
Тема № 26: Подбор и подготовка участников массового мероприятия
Тема № 27: Техническое обеспечение массового мероприятия
Тема № 28: Информационное обеспечение массового мероприятия
Тема № 29: Финансовое обеспечение массового мероприятия
Тема № 30: Безопасность при проведении массовых мероприятий
Тема № 31: Анализ и оценка эффективности массового мероприятия
Тема № 32: Организация праздников и фестивалей
Тема № 33: Организация конкурсов и соревнований
Тема № 34: Организация экскурсий и походов
Тема № 35: Организация выставок и презентаций
Тема № 36: Организация тематических вечеров и встреч
Тема № 37: Организация акций и флешмобов
Тема № 38: Работа с волонтерами при проведении массовых мероприятий
Тема № 39: Использование современных технологий в организации внеурочной деятельности и массовых мероприятий
Раздел «Оценка эффективности воспитательного процесса: критерии и методы анализа»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знание основных теоретических подходов к оценке эффективности воспитательного процесса, включая понимание целей, задач, принципов и критериев оценки. Знание различных методов анализа результатов воспитательной работы, их достоинств и ограничений. Знание нормативно-правовой базы, регулирующей воспитательную деятельность. Знание специфики оценки эффективности воспитательного процесса в разных возрастных группах. Знание этических принципов проведения оценки воспитательного процесса.
Умения: Навык проведения наблюдения за воспитательным процессом. Навык проведения анкетирования и интервьюирования участников воспитательного процесса. Навык анализа документации, относящейся к воспитательной работе (планы, отчеты, программы и т.д.). Навык использования статистических методов обработки данных для оценки эффективности воспитательного процесса. Навык составления отчетов по результатам оценки эффективности воспитательного процесса.
Навыки: Умение формулировать цели и задачи оценки эффективности воспитательного процесса. Умение выбирать адекватные методы анализа результатов воспитательной работы в зависимости от поставленных целей и задач. Умение интерпретировать полученные данные и делать выводы об эффективности воспитательного процесса. Умение разрабатывать рекомендации по совершенствованию воспитательной работы на основе результатов оценки. Умение презентовать результаты оценки эффективности воспитательного процесса.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в оценку эффективности воспитательного процесса
Тема № 2: Цели и задачи воспитательного процесса
Тема № 3: Основные понятия и терминология в оценке эффективности воспитания
Тема № 4: Критерии эффективности воспитательного процесса: общие подходы
Тема № 5: Критерии эффективности воспитательного процесса: личностный рост
Тема № 6: Критерии эффективности воспитательного процесса: социальная адаптация
Тема № 7: Критерии эффективности воспитательного процесса: нравственное развитие
Тема № 8: Критерии эффективности воспитательного процесса: гражданское становление
Тема № 9: Критерии эффективности воспитательного процесса: интеллектуальное развитие
Тема № 10: Критерии эффективности воспитательного процесса: физическое развитие
Тема № 11: Критерии эффективности воспитательного процесса: эстетическое развитие
Тема № 12: Методы анализа эффективности воспитательного процесса: наблюдение
Тема № 13: Методы анализа эффективности воспитательного процесса: беседа
Тема № 14: Методы анализа эффективности воспитательного процесса: анкетирование
Тема № 15: Методы анализа эффективности воспитательного процесса: тестирование
Тема № 16: Методы анализа эффективности воспитательного процесса: социометрия
Тема № 17: Методы анализа эффективности воспитательного процесса: анализ продуктов деятельности
Тема № 18: Методы анализа эффективности воспитательного процесса: педагогический эксперимент
Тема № 19: Методы анализа эффективности воспитательного процесса: портфолио
Тема № 20: Методы анализа эффективности воспитательного процесса: рейтинговая оценка
Тема № 21: Методы анализа эффективности воспитательного процесса: самооценка
Тема № 22: Качественные методы оценки эффективности воспитательного процесса
Тема № 23: Количественные методы оценки эффективности воспитательного процесса
Тема № 24: Комплексный подход к оценке эффективности воспитательного процесса
Тема № 25: Оценка эффективности воспитательной работы в образовательных учреждениях
Тема № 26: Оценка эффективности воспитательной работы в семье
Тема № 27: Оценка эффективности воспитательной работы в детских общественных организациях
Тема № 28: Оценка эффективности работы классного руководителя
Тема № 29: Оценка эффективности работы социального педагога
Тема № 30: Оценка эффективности работы педагога-психолога
Тема № 31: Мониторинг воспитательного процесса
Тема № 32: Интерпретация результатов оценки эффективности воспитательного процесса
Тема № 33: Использование результатов оценки для корректировки воспитательного процесса
Тема № 34: Документирование результатов оценки эффективности воспитательного процесса
Тема № 35: Современные тенденции в оценке эффективности воспитательного процесса
Тема № 36: Инновационные подходы к оценке эффективности воспитательного процесса
Тема № 37: Этические аспекты оценки эффективности воспитательного процесса
Тема № 38: Проблемы и перспективы развития оценки эффективности воспитательного процесса
Тема № 39: Примеры успешных практик оценки эффективности воспитательного процесса
Раздел «Правовые и нормативные основы воспитательной работы в образовательной организации»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает особенности правового регулирования воспитательной работы с различными категориями обучающихся (дети с ОВЗ, дети-сироты, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации); знает основы административной и уголовной ответственности за нарушения в сфере воспитания.
Умения: Владеет навыками индивидуальной работы с обучающимися с учетом их правового статуса; владеет навыками документирования воспитательной работы в соответствии с правовыми требованиями; владеет навыками конструктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся по правовым вопросам воспитания.
Навыки: Умеет адаптировать воспитательную работу к индивидуальным особенностям обучающихся с учетом правовых норм; умеет защищать права и интересы обучающихся в рамках правового поля; умеет осуществлять профилактику правонарушений среди обучающихся.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовая база воспитательной деятельности
Тема № 2: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Тема № 3: Конвенция о правах ребенка
Тема № 4: Конституция Российской Федерации и права детей
Тема № 5: Локальные акты образовательной организации, регулирующие воспитательную работу
Тема № 6: Планирование воспитательной работы
Тема № 7: Организация воспитательного процесса
Тема № 8: Формы и методы воспитательной работы
Тема № 9: Воспитание гражданственности и патриотизма
Тема № 10: Формирование правовой культуры обучающихся
Тема № 11: Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
Тема № 12: Воспитание нравственности и духовности
Тема № 13: Формирование толерантности и культуры межнациональных отношений
Тема № 14: Профилактика экстремизма и терроризма
Тема № 15: Воспитание экологической культуры
Тема № 16: Формирование культуры здорового образа жизни
Тема № 17: Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения
Тема № 18: Профилактика девиантного поведения
Тема № 19: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в воспитательном процессе
Тема № 20: Работа с одаренными детьми в воспитательном процессе
Тема № 21: Индивидуальная работа с обучающимися
Тема № 22: Работа с родителями (законными представителями)
Тема № 23: Взаимодействие с органами опеки и попечительства
Тема № 24: Взаимодействие с правоохранительными органами
Тема № 25: Взаимодействие с общественными организациями
Тема № 26: Организация внеурочной деятельности
Тема № 27: Детское самоуправление
Тема № 28: Организация летнего отдыха детей
Тема № 29: Безопасность в образовательной организации
Тема № 30: Охрана труда педагога
Тема № 31: Защита прав и интересов обучающихся
Тема № 32: Ответственность педагога за жизнь и здоровье обучающихся
Тема № 33: Педагогическая этика в воспитательной работе
Тема № 34: Конфликтология в воспитательной работе
Тема № 35: Документооборот в воспитательной работе
Тема № 36: Мониторинг и оценка эффективности воспитательной работы
Тема № 37: Инновационные технологии в воспитательной работе
Тема № 38: Профессиональное развитие педагога в сфере воспитания
Тема № 39: Цифровая среда в воспитательной работе
Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.
Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.
Условия реализации рабочей программы модуля
Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля
Электронные учебные издания
Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503
Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Электронные методические издания
Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252
Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597
Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).
Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)
Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):
- Состав современных профессиональных баз данных
Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)
Открытые данные России (https://data.gov.ru/)
Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)
База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)
- Состав информационных справочных систем
База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)
Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)
Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)
Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)
Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)
Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)
Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)
- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти
Президент России (http://kremlin.ru/)
Правительство России (http://government.ru/)
Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)
Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)
Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)
- Иные информационные ресурсы - периодическими издания
TACC (https://tass.ru/)
РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)
Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)
RT (https://rt.com/)
- Информационные поисковые системы
Яндекс (https://ya.ru/)
MAIL.RU (https://www.mail.ru/)