Приложение 3

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"

"05" июня 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

ВМ.12 «Организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса»

Дополнительная профессиональная программа

«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»

г. Москва

Территория Инновационного центра Сколково

Наименование модуля: Организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса.

Тип модуля: вариативный модуль.

Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса».

Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.

Структура и содержание модуля

Элемент Всего, ак.ч. Лекций, ак.ч. Практических занятий, ак.ч. Результаты обучения (коды)
Раздел «Психолого-педагогические аспекты организации воспитательного процесса» 8 2 2 ПК-12
Раздел «Планирование и организация воспитательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся» 8 2 2 ПК-12
Раздел «Современные подходы и методики организации воспитательного процесса» 8 2 2 ПК-12
Раздел «Развитие социально значимых навыков и ценностей у обучающихся в процессе воспитания» 8 2 2 ПК-12
Раздел «Взаимодействие с родителями и законными представителями в рамках воспитательной работы» 8 2 2 ПК-12
Раздел «Проектирование и реализация воспитательных программ и проектов» 8 2 2 ПК-12
Раздел «Организация внеурочной деятельности и массовых мероприятий» 8 2 2 ПК-12
Раздел «Оценка эффективности воспитательного процесса: критерии и методы анализа» 8 2 2 ПК-12
Раздел «Правовые и нормативные основы воспитательной работы в образовательной организации» 8 2 2 ПК-12

Раздел «Психолого-педагогические аспекты организации воспитательного процесса»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает психологические особенности различных возрастных групп; принципы построения индивидуального подхода в воспитании; методы формирования ценностных ориентаций и мотивации обучающихся.

Умения: Владеет навыками психолого-педагогической диагностики; навыками консультирования обучающихся и родителей по вопросам воспитания; навыками регулирования межличностных отношений в детском коллективе.

Навыки: Умеет адаптировать воспитательные программы к индивидуальным особенностям обучающихся; создавать благоприятный психологический климат в коллективе; использовать психолого-педагогические методы для развития познавательной активности, творческих способностей и коммуникативных навыков обучающихся.

Содержание раздела

Тема № 1: Психологические основы воспитания

Тема № 2: Педагогические основы воспитания

Тема № 3: Цели и задачи воспитательного процесса

Тема № 4: Принципы организации воспитательного процесса

Тема № 5: Методы воспитания

Тема № 6: Формы воспитательной работы

Тема № 7: Возрастные особенности детей и подростков

Тема № 8: Психология развития личности

Тема № 9: Социализация личности

Тема № 10: Воспитание нравственных качеств

Тема № 11: Формирование ценностных ориентаций

Тема № 12: Развитие познавательной активности

Тема № 13: Воспитание патриотизма и гражданственности

Тема № 14: Формирование толерантности и уважения к другим культурам

Тема № 15: Профилактика девиантного поведения

Тема № 16: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

Тема № 17: Индивидуальный подход в воспитании

Тема № 18: Диагностика воспитательного процесса

Тема № 19: Планирование воспитательной работы

Тема № 20: Организация внеурочной деятельности

Тема № 21: Взаимодействие с семьей

Тема № 22: Работа с родительским коллективом

Тема № 23: Педагогическое общение

Тема № 24: Конфликты в воспитательном процессе и пути их разрешения

Тема № 25: Психолого-педагогическое сопровождение учащихся

Тема № 26: Профилактика эмоционального выгорания педагога

Тема № 27: Технологии воспитательной работы

Тема № 28: Инновационные подходы в воспитании

Тема № 29: Использование информационных технологий в воспитательном процессе

Тема № 30: Оценка эффективности воспитательной работы

Тема № 31: Проектирование воспитательной среды

Тема № 32: Создание благоприятного психологического климата в коллективе

Тема № 33: Развитие творческих способностей учащихся

Тема № 34: Организация досуга и отдыха

Тема № 35: Формирование здорового образа жизни

Тема № 36: Профориентационная работа

Тема № 37: Правовые основы воспитательного процесса

Тема № 38: Этические аспекты воспитательной деятельности

Тема № 39: Рефлексия педагогической деятельности

Раздел «Планирование и организация воспитательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о: возрастных и индивидуальных особенностях обучающихся разных возрастных групп (физиологических, психологических, социальных); основных теориях и концепциях воспитания и развития личности; методах, формах и средствах организации воспитательного процесса; нормативно-правовой базе, регламентирующей воспитательную деятельность; принципах планирования воспитательной работы, включая целеполагание, выбор содержания, методов и форм работы; технологиях диагностики уровня воспитанности и развития обучающихся; основах педагогического проектирования воспитательных программ и мероприятий; методах оценки эффективности воспитательной работы.

Умения: анализа педагогических ситуаций и принятия обоснованных воспитательных решений; организации и проведения различных форм воспитательной работы; эффективного взаимодействия с обучающимися, их родителями (законными представителями) и коллегами; публичного выступления и ведения дискуссии; самоанализа и рефлексии собственной воспитательной деятельности; использования цифровых инструментов в организации и проведении воспитательных мероприятий; составления планов воспитательной работы (годовых, тематических, индивидуальных); оформления документации по воспитательной работе.

Навыки: анализировать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся для построения эффективного воспитательного процесса; разрабатывать цели, задачи и содержание воспитательной работы с учетом специфики образовательной организации и контингента обучающихся; выбирать и применять адекватные методы, формы и средства воспитательного воздействия; планировать и организовывать различные виды воспитательных мероприятий (классные часы, беседы, экскурсии, конкурсы, праздники и т.д.); взаимодействовать с родителями (законными представителями) обучающихся в рамках воспитательного процесса; создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе; использовать современные образовательные технологии в воспитательной работе; проводить диагностику уровня воспитанности и развития обучающихся; проектировать и реализовывать воспитательные программы.

Содержание раздела

Тема № 1: Цели и задачи воспитания

Тема № 2: Основные понятия воспитательного процесса

Тема № 3: Возрастная периодизация и ее значение в воспитании

Тема № 4: Психологические особенности младшего школьного возраста

Тема № 5: Психологические особенности подросткового возраста

Тема № 6: Психологические особенности старшего школьного возраста

Тема № 7: Индивидуальные особенности обучающихся и их учет в воспитании

Тема № 8: Диагностика уровня воспитанности

Тема № 9: Методы изучения индивидуальных особенностей обучающихся

Тема № 10: Принципы организации воспитательного процесса

Тема № 11: Формы организации воспитательной работы

Тема № 12: Методы воспитания

Тема № 13: Технологии воспитательной работы

Тема № 14: Планирование воспитательной работы в классе

Тема № 15: Планирование воспитательной работы в школе

Тема № 16: Взаимодействие с семьей в воспитательном процессе

Тема № 17: Роль классного руководителя в воспитании

Тема № 18: Воспитание нравственных качеств

Тема № 19: Формирование гражданственности и патриотизма

Тема № 20: Воспитание правовой культуры

Тема № 21: Формирование экологической культуры

Тема № 22: Воспитание культуры здорового образа жизни

Тема № 23: Развитие эстетического вкуса и творческих способностей

Тема № 24: Формирование коммуникативной культуры

Тема № 25: Профилактика девиантного поведения

Тема № 26: Работа с одаренными детьми

Тема № 27: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Тема № 28: Организация внеурочной деятельности

Тема № 29: Проектирование воспитательных мероприятий

Тема № 30: Оценка эффективности воспитательной работы

Тема № 31: Современные тенденции в воспитании

Тема № 32: Инновационные технологии в воспитательном процессе

Тема № 33: Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитании

Тема № 34: Воспитательный потенциал учебных предметов

Тема № 35: Внешкольная воспитательная работа

Тема № 36: Социальное партнерство в воспитании

Тема № 37: Организация летнего отдыха детей

Тема № 38: Профессиональная этика педагога-воспитателя

Тема № 39: Рефлексия собственной воспитательной деятельности

Раздел «Современные подходы и методики организации воспитательного процесса»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о современных трендах в воспитании, о формах и методах работы с детьми с девиантным поведением, о методах профилактики различных форм зависимости, об основах педагогического мониторинга и оценки результатов воспитательной деятельности.

Умения: Навыки организации и проведения различных воспитательных мероприятий (конкурсы, фестивали, экскурсии, походы и др.), ведения документации воспитательной работы, работы с электронными образовательными ресурсами, анализа и интерпретации результатов воспитательной деятельности.

Навыки: Умения адаптировать воспитательные программы под различные категории обучающихся, разрабатывать индивидуальные воспитательные маршруты, организовывать внеурочную деятельность, проводить родительские собрания и консультации, предотвращать и разрешать конфликты в детском коллективе.

Содержание раздела

Тема № 1: Теоретические основы воспитания в современном обществе

Тема № 2: Основные понятия и категории воспитательного процесса

Тема № 3: Цели, задачи и принципы воспитания

Тема № 4: Воспитательные системы и их классификация

Тема № 5: Личностно-ориентированный подход в воспитании

Тема № 6: Компетентностный подход в воспитании

Тема № 7: Деятельностный подход в воспитании

Тема № 8: Системно-деятельностный подход в воспитании

Тема № 9: Культурологический подход в воспитании

Тема № 10: Аксиологический подход в воспитании

Тема № 11: Гуманистический подход в воспитании

Тема № 12: Индивидуализация и дифференциация в воспитании

Тема № 13: Формы организации воспитательного процесса

Тема № 14: Методы воспитания и их классификация

Тема № 15: Технологии воспитательной работы

Тема № 16: Интерактивные методы воспитания

Тема № 17: Проектная деятельность в воспитании

Тема № 18: Игровые технологии в воспитании

Тема № 19: Технологии коллективной творческой деятельности

Тема № 20: Воспитание и социализация личности

Тема № 21: Воспитание гражданственности и патриотизма

Тема № 22: Воспитание нравственных ценностей

Тема № 23: Формирование толерантности и культуры межнациональных отношений

Тема № 24: Воспитание правовой культуры

Тема № 25: Воспитание экологической культуры

Тема № 26: Воспитание культуры здорового образа жизни

Тема № 27: Профилактика девиантного поведения

Тема № 28: Работа с одаренными детьми

Тема № 29: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Тема № 30: Семья как субъект воспитания

Тема № 31: Взаимодействие образовательной организации с семьей

Тема № 32: Социальное партнерство в воспитании

Тема № 33: Роль классного руководителя в воспитательном процессе

Тема № 34: Оценка эффективности воспитательной работы

Тема № 35: Мониторинг воспитательного процесса

Тема № 36: Планирование воспитательной работы

Тема № 37: Современные тренды в воспитании

Тема № 38: Инновационные технологии в воспитании

Тема № 39: Цифровизация воспитательного процесса

Раздел «Развитие социально значимых навыков и ценностей у обучающихся в процессе воспитания»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает о различных формах социальной активности и волонтерства, о возможностях участия в общественной жизни, о роли гражданского общества в развитии страны. Понимает значение социальных норм и ценностей для поддержания порядка и стабильности в обществе.

Умения: Владеет навыками самостоятельного поиска информации по социально значимым проблемам, анализа и интерпретации этой информации. Владеет навыками публичных выступлений, презентации своих идей и проектов. Владеет навыками самоорганизации и самообразования.

Навыки: Умеет выбирать адекватные способы решения социальных проблем, применять полученные знания на практике, критически оценивать информацию, получаемую из различных источников. Умеет адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.

Содержание раздела

Тема № 1: Эмоциональный интеллект: понимание и управление эмоциями

Тема № 2: Эмпатия и сопереживание: развитие способности понимать других

Тема № 3: Коммуникативные навыки: эффективное общение и слушание

Тема № 4: Уверенность в себе: развитие самооценки и позитивного самовосприятия

Тема № 5: Управление стрессом и тревожностью: техники релаксации и саморегуляции

Тема № 6: Креативность и критическое мышление: развитие нестандартного мышления

Тема № 7: Решение проблем и принятие решений: анализ ситуаций и выбор оптимальных решений

Тема № 8: Работа в команде: сотрудничество и взаимодействие в группе

Тема № 9: Лидерство и ответственность: развитие лидерских качеств и принятие ответственности

Тема № 10: Тайм-менеджмент: эффективное управление временем

Тема № 11: Целеполагание и планирование: постановка целей и разработка планов действий

Тема № 12: Адаптация к изменениям: гибкость и умение приспосабливаться к новым условиям

Тема № 13: Управление конфликтами: конструктивное разрешение конфликтных ситуаций

Тема № 14: Этикет и культура общения: правила поведения в обществе

Тема № 15: Финансовая грамотность: основы управления личными финансами

Тема № 16: Медиаграмотность: критическое восприятие информации из СМИ

Тема № 17: Цифровая грамотность: безопасное и эффективное использование цифровых технологий

Тема № 18: Экологическая ответственность: бережное отношение к окружающей среде

Тема № 19: Здоровый образ жизни: забота о физическом и психическом здоровье

Тема № 20: Гражданская ответственность: участие в жизни общества

Тема № 21: Патриотизм и гражданственность: любовь к Родине и уважение к закону

Тема № 22: Толерантность и уважение к другим культурам: принятие разнообразия

Тема № 23: Профориентация: выбор профессии и планирование карьеры

Тема № 24: Нравственные ценности: доброта, честность, справедливость

Тема № 25: Семейные ценности: важность семьи и семейных отношений

Тема № 26: Социальная ответственность: помощь нуждающимся и участие в благотворительности

Тема № 27: Культурное наследие: знакомство с историей и культурой своей страны

Тема № 28: Творчество и самовыражение: развитие творческих способностей

Тема № 29: Научно-исследовательская деятельность: развитие навыков исследования и анализа

Тема № 30: Волонтерство и социальная активность: участие в добровольческих проектах

Тема № 31: Правовая грамотность: знание основных прав и обязанностей

Тема № 32: Безопасность в интернете: защита от киберугроз

Тема № 33: Профилактика вредных привычек: отказ от курения, алкоголя и наркотиков

Тема № 34: Развитие речи и ораторского искусства: умение выступать перед аудиторией

Тема № 35: Этика и мораль: принципы нравственного поведения

Тема № 36: Самообразование и саморазвитие: постоянное обучение и совершенствование

Тема № 37: Формирование мировоззрения: развитие собственной системы ценностей

Раздел «Взаимодействие с родителями и законными представителями в рамках воспитательной работы»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о роли семьи в социализации ребенка.

Умения: Навыки организации совместных мероприятий с участием родителей (законных представителей) и обучающихся.

Навыки: Умение привлекать родителей (законных представителей) к участию в жизни образовательной организации.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы общения с родителями

Тема № 2: Правовые основы взаимодействия с родителями

Тема № 3: Этические принципы взаимодействия с родителями

Тема № 4: Психология общения с родителями

Тема № 5: Типы родителей и особенности взаимодействия с ними

Тема № 6: Организация родительских собраний

Тема № 7: Проведение индивидуальных консультаций с родителями

Тема № 8: Формы и методы взаимодействия с родителями

Тема № 9: Работа с родительским комитетом

Тема № 10: Вовлечение родителей в образовательный процесс

Тема № 11: Организация совместных мероприятий с родителями

Тема № 12: Работа с родителями "трудных" детей

Тема № 13: Работа с родителями одаренных детей

Тема № 14: Работа с родителями детей с ОВЗ

Тема № 15: Профилактика конфликтов с родителями

Тема № 16: Разрешение конфликтных ситуаций с родителями

Тема № 17: Взаимодействие с родителями в дистанционном формате

Тема № 18: Использование цифровых технологий в общении с родителями

Тема № 19: Создание позитивного имиджа образовательной организации в глазах родителей

Тема № 20: Информирование родителей о достижениях и проблемах ребенка

Тема № 21: Мониторинг удовлетворенности родителей качеством образования

Тема № 22: Организация родительского просвещения

Тема № 23: Темы для родительских собраний и консультаций

Тема № 24: Работа с родителями по вопросам безопасности детей

Тема № 25: Работа с родителями по вопросам здорового образа жизни

Тема № 26: Работа с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения

Тема № 27: Работа с родителями по вопросам профориентации

Тема № 28: Документация по взаимодействию с родителями

Тема № 29: Анализ эффективности взаимодействия с родителями

Тема № 30: Самообразование педагога по вопросам взаимодействия с родителями

Тема № 31: Работа с родителями в условиях инклюзивного образования

Тема № 32: Особенности взаимодействия с приемными родителями

Тема № 33: Особенности взаимодействия с опекунами и попечителями

Тема № 34: Роль классного руководителя во взаимодействии с родителями

Тема № 35: Взаимодействие с родителями в рамках внеурочной деятельности

Тема № 36: Взаимодействие с родителями при организации летнего отдыха детей

Тема № 37: Супервизия и обмен опытом по вопросам взаимодействия с родителями

Тема № 38: Эффективные коммуникативные техники в работе с родителями

Тема № 39: Работа с родителями в многонациональной среде

Раздел «Проектирование и реализация воспитательных программ и проектов»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает современные тренды и инновации в сфере воспитания, механизмы внедрения и реализации воспитательных программ и проектов в образовательной организации. Знает критерии оценки качества воспитательных программ и проектов.

Умения: Владеет навыками рефлексии собственной воспитательной деятельности, мониторинга результатов реализации воспитательных программ. Владеет навыками публичного выступления и аргументации своей позиции по вопросам воспитания.

Навыки: Умеет адаптировать существующие воспитательные программы под специфику образовательной организации, прогнозировать результаты реализации воспитательных программ и проектов, управлять рисками при реализации проектов. Умеет презентовать разработанные программы и проекты.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы воспитания и образовательные парадигмы

Тема № 2: Цели, задачи и принципы воспитания

Тема № 3: Нормативно-правовая база воспитательной деятельности

Тема № 4: Психолого-педагогические основы воспитания

Тема № 5: Возрастные особенности детей и подростков

Тема № 6: Методы и формы воспитательной работы

Тема № 7: Диагностика воспитательного процесса

Тема № 8: Анализ воспитательной среды

Тема № 9: Проектирование воспитательной программы

Тема № 10: Структура воспитательной программы

Тема № 11: Разработка целей и задач воспитательной программы

Тема № 12: Выбор методов и форм реализации программы

Тема № 13: Ресурсное обеспечение программы

Тема № 14: Оценка эффективности воспитательной программы

Тема № 15: Мониторинг и корректировка программы

Тема № 16: Технологии проектирования воспитательных проектов

Тема № 17: Типология воспитательных проектов

Тема № 18: Этапы разработки проекта

Тема № 19: Формулирование проблемы и целей проекта

Тема № 20: Планирование деятельности по проекту

Тема № 21: Организация и проведение проектных мероприятий

Тема № 22: Работа с командой проекта

Тема № 23: Презентация результатов проекта

Тема № 24: Оценка эффективности проекта

Тема № 25: Инновационные технологии в воспитании

Тема № 26: Игровые технологии в воспитании

Тема № 27: Технологии коллективной творческой деятельности

Тема № 28: Информационно-коммуникационные технологии в воспитании

Тема № 29: Профилактика девиантного поведения

Тема № 30: Формирование здорового образа жизни

Тема № 31: Гражданско-патриотическое воспитание

Тема № 32: Духовно-нравственное воспитание

Тема № 33: Экологическое воспитание

Тема № 34: Эстетическое воспитание

Тема № 35: Трудовое воспитание

Тема № 36: Развитие лидерских качеств

Тема № 37: Работа с родителями

Тема № 38: Взаимодействие с социальными партнерами

Тема № 39: Организация внеурочной деятельности

Тема № 40: Самообразование и профессиональное развитие педагога

Раздел «Организация внеурочной деятельности и массовых мероприятий»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Теоретические основы организации внеурочной деятельности и массовых мероприятий, включая нормативно-правовую базу, принципы, формы и методы. Классификацию внеурочной деятельности и массовых мероприятий. Особенности организации различных видов внеурочной деятельности и массовых мероприятий (спортивных, творческих, интеллектуальных, социальных и др.). Методы планирования, организации, проведения и анализа эффективности внеурочной деятельности и массовых мероприятий. Технологии разработки сценариев, программ и проектов внеурочной деятельности и массовых мероприятий.

Умения: Разработки сценариев и планов проведения конкретных мероприятий. Подбора необходимых ресурсов и материалов для проведения мероприятий. Организации работы команды и распределения обязанностей. Ведения документации, связанной с организацией внеурочной деятельности и массовых мероприятий. Публичного выступления и управления аудиторией.

Навыки: Анализировать потребности и интересы участников внеурочной деятельности и массовых мероприятий. Разрабатывать программы и планы внеурочной деятельности и массовых мероприятий. Подбирать и применять эффективные методы и формы организации внеурочной деятельности и массовых мероприятий. Организовывать взаимодействие с различными участниками образовательного процесса (учащимися, родителями, педагогами). Оценивать эффективность внеурочной деятельности и массовых мероприятий.

Содержание раздела

Тема № 1: Понятие внеурочной деятельности и ее значение

Тема № 2: Нормативно-правовая база внеурочной деятельности

Тема № 3: Основные направления внеурочной деятельности

Тема № 4: Формы организации внеурочной деятельности

Тема № 5: Планирование внеурочной деятельности

Тема № 6: Методы и приемы организации внеурочной деятельности

Тема № 7: Работа с детскими объединениями

Тема № 8: Организация кружковой работы

Тема № 9: Проектная деятельность во внеурочной деятельности

Тема № 10: Игровая деятельность во внеурочной деятельности

Тема № 11: Туристско-краеведческая деятельность

Тема № 12: Спортивно-оздоровительная деятельность

Тема № 13: Художественно-эстетическая деятельность

Тема № 14: Научно-техническая деятельность

Тема № 15: Экологическая деятельность

Тема № 16: Социально-педагогическая деятельность

Тема № 17: Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности

Тема № 18: Гражданско-патриотическое воспитание во внеурочной деятельности

Тема № 19: Работа с родителями во внеурочной деятельности

Тема № 20: Взаимодействие с социальными партнерами

Тема № 21: Диагностика эффективности внеурочной деятельности

Тема № 22: Понятие массового мероприятия

Тема № 23: Классификация массовых мероприятий

Тема № 24: Этапы организации массового мероприятия

Тема № 25: Разработка сценария массового мероприятия

Тема № 26: Подбор и подготовка участников массового мероприятия

Тема № 27: Техническое обеспечение массового мероприятия

Тема № 28: Информационное обеспечение массового мероприятия

Тема № 29: Финансовое обеспечение массового мероприятия

Тема № 30: Безопасность при проведении массовых мероприятий

Тема № 31: Анализ и оценка эффективности массового мероприятия

Тема № 32: Организация праздников и фестивалей

Тема № 33: Организация конкурсов и соревнований

Тема № 34: Организация экскурсий и походов

Тема № 35: Организация выставок и презентаций

Тема № 36: Организация тематических вечеров и встреч

Тема № 37: Организация акций и флешмобов

Тема № 38: Работа с волонтерами при проведении массовых мероприятий

Тема № 39: Использование современных технологий в организации внеурочной деятельности и массовых мероприятий

Раздел «Оценка эффективности воспитательного процесса: критерии и методы анализа»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знание основных теоретических подходов к оценке эффективности воспитательного процесса, включая понимание целей, задач, принципов и критериев оценки. Знание различных методов анализа результатов воспитательной работы, их достоинств и ограничений. Знание нормативно-правовой базы, регулирующей воспитательную деятельность. Знание специфики оценки эффективности воспитательного процесса в разных возрастных группах. Знание этических принципов проведения оценки воспитательного процесса.

Умения: Навык проведения наблюдения за воспитательным процессом. Навык проведения анкетирования и интервьюирования участников воспитательного процесса. Навык анализа документации, относящейся к воспитательной работе (планы, отчеты, программы и т.д.). Навык использования статистических методов обработки данных для оценки эффективности воспитательного процесса. Навык составления отчетов по результатам оценки эффективности воспитательного процесса.

Навыки: Умение формулировать цели и задачи оценки эффективности воспитательного процесса. Умение выбирать адекватные методы анализа результатов воспитательной работы в зависимости от поставленных целей и задач. Умение интерпретировать полученные данные и делать выводы об эффективности воспитательного процесса. Умение разрабатывать рекомендации по совершенствованию воспитательной работы на основе результатов оценки. Умение презентовать результаты оценки эффективности воспитательного процесса.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в оценку эффективности воспитательного процесса

Тема № 2: Цели и задачи воспитательного процесса

Тема № 3: Основные понятия и терминология в оценке эффективности воспитания

Тема № 4: Критерии эффективности воспитательного процесса: общие подходы

Тема № 5: Критерии эффективности воспитательного процесса: личностный рост

Тема № 6: Критерии эффективности воспитательного процесса: социальная адаптация

Тема № 7: Критерии эффективности воспитательного процесса: нравственное развитие

Тема № 8: Критерии эффективности воспитательного процесса: гражданское становление

Тема № 9: Критерии эффективности воспитательного процесса: интеллектуальное развитие

Тема № 10: Критерии эффективности воспитательного процесса: физическое развитие

Тема № 11: Критерии эффективности воспитательного процесса: эстетическое развитие

Тема № 12: Методы анализа эффективности воспитательного процесса: наблюдение

Тема № 13: Методы анализа эффективности воспитательного процесса: беседа

Тема № 14: Методы анализа эффективности воспитательного процесса: анкетирование

Тема № 15: Методы анализа эффективности воспитательного процесса: тестирование

Тема № 16: Методы анализа эффективности воспитательного процесса: социометрия

Тема № 17: Методы анализа эффективности воспитательного процесса: анализ продуктов деятельности

Тема № 18: Методы анализа эффективности воспитательного процесса: педагогический эксперимент

Тема № 19: Методы анализа эффективности воспитательного процесса: портфолио

Тема № 20: Методы анализа эффективности воспитательного процесса: рейтинговая оценка

Тема № 21: Методы анализа эффективности воспитательного процесса: самооценка

Тема № 22: Качественные методы оценки эффективности воспитательного процесса

Тема № 23: Количественные методы оценки эффективности воспитательного процесса

Тема № 24: Комплексный подход к оценке эффективности воспитательного процесса

Тема № 25: Оценка эффективности воспитательной работы в образовательных учреждениях

Тема № 26: Оценка эффективности воспитательной работы в семье

Тема № 27: Оценка эффективности воспитательной работы в детских общественных организациях

Тема № 28: Оценка эффективности работы классного руководителя

Тема № 29: Оценка эффективности работы социального педагога

Тема № 30: Оценка эффективности работы педагога-психолога

Тема № 31: Мониторинг воспитательного процесса

Тема № 32: Интерпретация результатов оценки эффективности воспитательного процесса

Тема № 33: Использование результатов оценки для корректировки воспитательного процесса

Тема № 34: Документирование результатов оценки эффективности воспитательного процесса

Тема № 35: Современные тенденции в оценке эффективности воспитательного процесса

Тема № 36: Инновационные подходы к оценке эффективности воспитательного процесса

Тема № 37: Этические аспекты оценки эффективности воспитательного процесса

Тема № 38: Проблемы и перспективы развития оценки эффективности воспитательного процесса

Тема № 39: Примеры успешных практик оценки эффективности воспитательного процесса

Раздел «Правовые и нормативные основы воспитательной работы в образовательной организации»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает особенности правового регулирования воспитательной работы с различными категориями обучающихся (дети с ОВЗ, дети-сироты, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации); знает основы административной и уголовной ответственности за нарушения в сфере воспитания.

Умения: Владеет навыками индивидуальной работы с обучающимися с учетом их правового статуса; владеет навыками документирования воспитательной работы в соответствии с правовыми требованиями; владеет навыками конструктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся по правовым вопросам воспитания.

Навыки: Умеет адаптировать воспитательную работу к индивидуальным особенностям обучающихся с учетом правовых норм; умеет защищать права и интересы обучающихся в рамках правового поля; умеет осуществлять профилактику правонарушений среди обучающихся.

Содержание раздела

Тема № 1: Нормативно-правовая база воспитательной деятельности

Тема № 2: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Тема № 3: Конвенция о правах ребенка

Тема № 4: Конституция Российской Федерации и права детей

Тема № 5: Локальные акты образовательной организации, регулирующие воспитательную работу

Тема № 6: Планирование воспитательной работы

Тема № 7: Организация воспитательного процесса

Тема № 8: Формы и методы воспитательной работы

Тема № 9: Воспитание гражданственности и патриотизма

Тема № 10: Формирование правовой культуры обучающихся

Тема № 11: Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Тема № 12: Воспитание нравственности и духовности

Тема № 13: Формирование толерантности и культуры межнациональных отношений

Тема № 14: Профилактика экстремизма и терроризма

Тема № 15: Воспитание экологической культуры

Тема № 16: Формирование культуры здорового образа жизни

Тема № 17: Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения

Тема № 18: Профилактика девиантного поведения

Тема № 19: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в воспитательном процессе

Тема № 20: Работа с одаренными детьми в воспитательном процессе

Тема № 21: Индивидуальная работа с обучающимися

Тема № 22: Работа с родителями (законными представителями)

Тема № 23: Взаимодействие с органами опеки и попечительства

Тема № 24: Взаимодействие с правоохранительными органами

Тема № 25: Взаимодействие с общественными организациями

Тема № 26: Организация внеурочной деятельности

Тема № 27: Детское самоуправление

Тема № 28: Организация летнего отдыха детей

Тема № 29: Безопасность в образовательной организации

Тема № 30: Охрана труда педагога

Тема № 31: Защита прав и интересов обучающихся

Тема № 32: Ответственность педагога за жизнь и здоровье обучающихся

Тема № 33: Педагогическая этика в воспитательной работе

Тема № 34: Конфликтология в воспитательной работе

Тема № 35: Документооборот в воспитательной работе

Тема № 36: Мониторинг и оценка эффективности воспитательной работы

Тема № 37: Инновационные технологии в воспитательной работе

Тема № 38: Профессиональное развитие педагога в сфере воспитания

Тема № 39: Цифровая среда в воспитательной работе

Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.

Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.

Условия реализации рабочей программы модуля

Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.

Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля

Электронные учебные издания

Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503

Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].

Электронные методические издания

Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252

Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597

Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).

Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)

Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):

- Состав современных профессиональных баз данных

Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)

Открытые данные России (https://data.gov.ru/)

Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)

База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)

- Состав информационных справочных систем

База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)

Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)

Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)

Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)

Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)

Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)

Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)

- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти

Президент России (http://kremlin.ru/)

Правительство России (http://government.ru/)

Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)

Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)

Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)

- Иные информационные ресурсы - периодическими издания

TACC (https://tass.ru/)

РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)

Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)

RT (https://rt.com/)

- Информационные поисковые системы

Яндекс (https://ya.ru/)

MAIL.RU (https://www.mail.ru/)