Приложение 3
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"
"05" июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
ВМ.13 «Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации»
Дополнительная профессиональная программа
«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»
г. Москва
Территория Инновационного центра Сколково
Наименование модуля: Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации.
Тип модуля: вариативный модуль.
Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации».
Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.
Структура и содержание модуля
| Элемент | Всего, ак.ч. | Лекций, ак.ч. | Практических занятий, ак.ч. | Результаты обучения (коды) |
|---|---|---|---|---|
| Раздел «Психолого-педагогические аспекты социализации обучающихся» | 8 | 2 | 2 | ПК-13 |
| Раздел «Планирование и организация социально-педагогической поддержки с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся» | 8 | 2 | 2 | ПК-13 |
| Раздел «Современные подходы и методики социально-педагогической поддержки» | 8 | 2 | 2 | ПК-13 |
| Раздел «Развитие социально значимых навыков и компетенций у обучающихся в процессе социализации» | 8 | 2 | 2 | ПК-13 |
| Раздел «Взаимодействие социального педагога с родителями, педагогами и другими специалистами в рамках социально-педагогической поддержки» | 8 | 2 | 2 | ПК-13 |
| Раздел «Проектирование и реализация программ и проектов по социально-педагогической поддержке» | 8 | 2 | 2 | ПК-13 |
| Раздел «Профилактика социальных рисков и девиантного поведения у обучающихся» | 8 | 2 | 2 | ПК-13 |
| Раздел «Оценка эффективности социально-педагогической поддержки: критерии и методы анализа» | 8 | 2 | 2 | ПК-13 |
| Раздел «Правовые и нормативные основы деятельности социального педагога в образовательной организации» | 8 | 2 | 2 | ПК-13 |
Раздел «Психолого-педагогические аспекты социализации обучающихся»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные понятия и теории социализации личности, этапы и факторы социализации, особенности социализации в образовательной среде, психологические особенности обучающихся разных возрастов, психолого-педагогические методы и технологии содействия социализации, этические принципы работы с обучающимися. Знает особенности девиантного поведения и методы его коррекции. Понимает взаимосвязь между социализацией, обучением и воспитанием.
Умения: Владеет навыками публичного выступления и презентации результатов своей работы. Владеет навыками самообразования и профессионального развития в области психолого-педагогических аспектов социализации обучающихся. Владеет навыками работы с научной литературой и нормативно-правовыми документами в области образования.
Навыки: Умеет применять полученные знания для решения практических задач в области социализации обучающихся, адаптировать методы и технологии социализации к специфике образовательной среды, работать в команде и взаимодействовать с другими специалистами. Умеет прогнозировать возможные трудности в процессе социализации обучающихся и разрабатывать меры по их предупреждению.
Содержание раздела
Тема № 1: Понятие социализации и ее этапы
Тема № 2: Факторы социализации личности
Тема № 3: Семья как первичный агент социализации
Тема № 4: Образовательная среда и ее влияние на социализацию
Тема № 5: Влияние сверстников на социализацию
Тема № 6: Роль средств массовой информации в социализации
Тема № 7: Социализация в условиях цифровой среды
Тема № 8: Девиантное поведение и его причины
Тема № 9: Профилактика девиантного поведения подростков
Тема № 10: Агрессия и ее проявления в подростковой среде
Тема № 11: Психологические особенности подросткового возраста
Тема № 12: Формирование идентичности в подростковом возрасте
Тема № 13: Коммуникативные навыки и их роль в социализации
Тема № 14: Конфликты в подростковой среде и пути их разрешения
Тема № 15: Социально-психологический климат в классе
Тема № 16: Методы изучения социализации учащихся
Тема № 17: Педагогическая диагностика уровня социализации
Тема № 18: Индивидуальный подход к социализации учащихся
Тема № 19: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Тема № 20: Инклюзивное образование и социализация
Тема № 21: Роль учителя в социализации учащихся
Тема № 22: Взаимодействие семьи и школы в процессе социализации
Тема № 23: Воспитательная работа по социализации учащихся
Тема № 24: Организация внеурочной деятельности, способствующей социализации
Тема № 25: Развитие социальных компетенций учащихся
Тема № 26: Эмоциональный интеллект и его значение для социализации
Тема № 27: Формирование толерантности и уважения к другим культурам
Тема № 28: Профилактика буллинга в образовательной среде
Тема № 29: Гендерные аспекты социализации
Тема № 30: Патриотическое воспитание как фактор социализации
Тема № 31: Гражданское воспитание и формирование активной жизненной позиции
Тема № 32: Профессиональная ориентация и социализация
Тема № 33: Социальная адаптация выпускников школы
Тема № 34: Психолого-педагогическое сопровождение социализации детей-сирот
Тема № 35: Работа с детьми из неблагополучных семей
Тема № 36: Социализация детей мигрантов
Тема № 37: Современные проблемы социализации молодежи
Тема № 38: Тенденции развития социализации в современном обществе
Раздел «Планирование и организация социально-педагогической поддержки с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Теоретические основы планирования и организации социально-педагогической поддержки, включая принципы, этапы, методы и формы работы. Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся разных возрастных групп (дети, подростки, молодежь), включая когнитивные, эмоциональные, социальные и физические аспекты развития. Специфика социально-педагогической поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями (ООП), включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей, находящихся в социально опасном положении, одаренных детей. Нормативно-правовые основы социально-педагогической поддержки обучающихся. Методы и техники диагностики, анализа и оценки эффективности социально-педагогической поддержки.
Умения: Навыки проведения социально-педагогической диагностики. Навыки установления доверительных отношений с обучающимися и их родителями (законными представителями). Навыки организации и проведения индивидуальных и групповых социально-педагогических мероприятий. Навыки ведения документации по социально-педагогической поддержке. Навыки самоанализа и рефлексии своей профессиональной деятельности.
Навыки: Анализировать социальную ситуацию развития обучающегося и выявлять его потребности в социально-педагогической поддержке. Разрабатывать индивидуальные и групповые планы социально-педагогической поддержки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Подбирать и применять адекватные методы и формы социально-педагогической работы с обучающимися. Организовывать взаимодействие с родителями (законными представителями), педагогами и другими специалистами в процессе реализации планов социально-педагогической поддержки. Оценивать эффективность социально-педагогической поддержки и корректировать планы работы.
Содержание раздела
Тема № 1: Понятие социально-педагогической поддержки
Тема № 2: Цели и задачи социально-педагогической поддержки
Тема № 3: Принципы социально-педагогической поддержки
Тема № 4: Нормативно-правовая база социально-педагогической поддержки
Тема № 5: Возрастные особенности развития детей и подростков
Тема № 6: Индивидуальные особенности обучающихся
Тема № 7: Диагностика потребностей в социально-педагогической поддержке
Тема № 8: Методы социально-педагогической диагностики
Тема № 9: Технологии социально-педагогической работы
Тема № 10: Индивидуальное социально-педагогическое сопровождение
Тема № 11: Групповые формы социально-педагогической работы
Тема № 12: Работа с семьей в рамках социально-педагогической поддержки
Тема № 13: Взаимодействие с образовательными учреждениями
Тема № 14: Сотрудничество с социальными службами
Тема № 15: Профилактика девиантного поведения
Тема № 16: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Тема № 17: Социально-педагогическая поддержка одаренных детей
Тема № 18: Работа с детьми из неблагополучных семей
Тема № 19: Профилактика социального сиротства
Тема № 20: Социально-педагогическая поддержка детей мигрантов
Тема № 21: Работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
Тема № 22: Превенция буллинга и кибербуллинга
Тема № 23: Формирование толерантности и культуры межличностных отношений
Тема № 24: Психолого-педагогическое консультирование в рамках социально-педагогической поддержки
Тема № 25: Разработка и реализация программ социально-педагогической поддержки
Тема № 26: Оценка эффективности социально-педагогической деятельности
Тема № 27: Документирование социально-педагогической работы
Тема № 28: Профессиональная этика социального педагога
Тема № 29: Супервизия в социально-педагогической деятельности
Тема № 30: Профессиональное выгорание социального педагога и пути его преодоления
Тема № 31: Использование информационных технологий в социально-педагогической работе
Тема № 32: Тренды развития социально-педагогической поддержки
Тема № 33: Международный опыт социально-педагогической работы
Тема № 34: Организация волонтерской деятельности в социально-педагогической сфере
Тема № 35: Фандрайзинг в социально-педагогической деятельности
Тема № 36: Проектная деятельность в социально-педагогической сфере
Тема № 37: Карьера социального педагога
Раздел «Современные подходы и методики социально-педагогической поддержки»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает современные технологии социально-педагогической работы (кей-менеджмент, социальный патронаж, медиация, арт-терапия, игровая терапия и др.); методы оценки эффективности социально-педагогических программ.
Умения: Владеет навыками использования информационных технологий в социально-педагогической деятельности; навыками работы в команде и межведомственного взаимодействия; навыками разрешения конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности.
Навыки: Умеет применять современные технологии социально-педагогической работы в практике; адаптировать методики социально-педагогической поддержки к различным условиям и контингентам; анализировать и оценивать эффективность своей профессиональной деятельности.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы социально-педагогической поддержки
Тема № 2: Основные понятия и категории социально-педагогической поддержки
Тема № 3: История развития социально-педагогической поддержки
Тема № 4: Законодательные основы социально-педагогической поддержки
Тема № 5: Этические принципы социально-педагогической поддержки
Тема № 6: Клиент-центрированный подход в социально-педагогической поддержке
Тема № 7: Системный подход в социально-педагогической поддержке
Тема № 8: Комплексный подход в социально-педагогической поддержке
Тема № 9: Междисциплинарное взаимодействие в социально-педагогической поддержке
Тема № 10: Диагностика в социально-педагогической поддержке
Тема № 11: Методы диагностики в социально-педагогической поддержке
Тема № 12: Технологии социально-педагогической поддержки
Тема № 13: Работа с семьей в социально-педагогической поддержке
Тема № 14: Работа с детьми и подростками в социально-педагогической поддержке
Тема № 15: Работа с молодежью в социально-педагогической поддержке
Тема № 16: Работа с пожилыми людьми в социально-педагогической поддержке
Тема № 17: Работа с людьми с ограниченными возможностями здоровья
Тема № 18: Работа с мигрантами и беженцами
Тема № 19: Работа с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
Тема № 20: Работа с лицами, освободившимися из мест лишения свободы
Тема № 21: Работа с зависимыми людьми
Тема № 22: Профилактика девиантного поведения
Тема № 23: Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Тема № 24: Социально-педагогическая работа в образовательных учреждениях
Тема № 25: Социальная работа в учреждениях здравоохранения
Тема № 26: Социальная работа в учреждениях социальной защиты населения
Тема № 27: Социальная работа в пенитенциарной системе
Тема № 28: Супервизия в социально-педагогической деятельности
Тема № 29: Профилактика профессионального выгорания
Тема № 30: Организация и управление социально-педагогической деятельностью
Тема № 31: Фандрайзинг в социальной сфере
Тема № 32: Инновационные технологии в социально-педагогической поддержке
Тема № 33: Цифровые технологии в социально-педагогической поддержке
Тема № 34: Проектная деятельность в социально-педагогической поддержке
Тема № 35: Оценка эффективности социально-педагогической поддержки
Тема № 36: Мониторинг социально-педагогической деятельности
Тема № 37: Документирование в социально-педагогической деятельности
Раздел «Развитие социально значимых навыков и компетенций у обучающихся в процессе социализации»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает о важности социальной ответственности, волонтерской деятельности, гражданской позиции, толерантности и уважения к культурному многообразию.
Умения: Владеет навыками межкультурной коммуникации, работы в многонациональной команде, организации и проведения социальных акций, адаптации к изменяющимся социальным условиям.
Навыки: Умеет проявлять социальную ответственность, участвовать в волонтерской деятельности, формулировать и отстаивать свою гражданскую позицию, проявлять толерантность и уважение к представителям разных культур.
Содержание раздела
Тема № 1: Понятие социализации и ее этапы
Тема № 2: Агенты социализации: семья, школа, сверстники, СМИ
Тема № 3: Социальные роли и статусы
Тема № 4: Социальные нормы и ценности
Тема № 5: Социальное взаимодействие и коммуникация
Тема № 6: Вербальная и невербальная коммуникация
Тема № 7: Эффективное слушание и обратная связь
Тема № 8: Управление конфликтами
Тема № 9: Разрешение конфликтных ситуаций
Тема № 10: Межличностные отношения
Тема № 11: Формирование позитивного самовосприятия
Тема № 12: Самооценка и уверенность в себе
Тема № 13: Эмоциональный интеллект
Тема № 14: Управление эмоциями и стрессом
Тема № 15: Развитие эмпатии
Тема № 16: Толерантность и уважение к другим
Тема № 17: Культурное разнообразие и межкультурная коммуникация
Тема № 18: Социальная ответственность
Тема № 19: Гражданская активность и участие в общественной жизни
Тема № 20: Лидерство и teamwork
Тема № 21: Работа в команде и сотрудничество
Тема № 22: Тайм-менеджмент и планирование
Тема № 23: Целеполагание и достижение целей
Тема № 24: Критическое мышление и решение проблем
Тема № 25: Креативность и инновационное мышление
Тема № 26: Адаптация к изменениям
Тема № 27: Профессиональное самоопределение
Тема № 28: Карьера и профессиональный рост
Тема № 29: Финансовая грамотность
Тема № 30: Здоровый образ жизни
Тема № 31: Профилактика вредных привычек
Тема № 32: Безопасность в сети Интернет
Тема № 33: Информационная грамотность и медиакомпетентность
Тема № 34: Экологическая ответственность
Тема № 35: Правовая культура и правосознание
Тема № 36: Этика и мораль
Тема № 37: Волонтерство и благотворительность
Тема № 38: Формирование активной жизненной позиции
Раздел «Взаимодействие социального педагога с родителями, педагогами и другими специалистами в рамках социально-педагогической поддержки»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает этические аспекты взаимодействия социального педагога с родителями, педагогами и другими специалистами; принципы профессиональной этики социального педагога; способы предотвращения и разрешения этических дилемм в профессиональной деятельности.
Умения: Владеет навыками рефлексии собственной профессиональной деятельности с точки зрения этических принципов; навыками конструктивного разрешения конфликтов, возникающих на почве этических разногласий; навыками саморегуляции и стрессоустойчивости.
Навыки: Умеет выстраивать взаимоотношения с родителями, педагогами и другими специалистами на основе взаимного уважения и доверия; соблюдать принципы конфиденциальности и защиты персональных данных; анализировать и разрешать этические дилеммы, возникающие в процессе профессиональной деятельности.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы социально-педагогической поддержки
Тема № 2: Семья как объект социально-педагогической поддержки
Тема № 3: Типы семей и особенности взаимодействия с ними
Тема № 4: Диагностика семейного неблагополучия
Тема № 5: Работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации
Тема № 6: Профилактика семейного неблагополучия
Тема № 7: Технологии работы с родителями "группы риска"
Тема № 8: Родительские собрания: формы и методы проведения
Тема № 9: Индивидуальное консультирование родителей
Тема № 10: Тренинги для родителей по развитию детско-родительских отношений
Тема № 11: Организация родительских клубов и мастер-классов
Тема № 12: Взаимодействие с родителями детей с ОВЗ
Тема № 13: Особенности работы с замещающими семьями
Тема № 14: Правовые основы взаимодействия социального педагога с семьей
Тема № 15: Конфиденциальность в работе социального педагога с семьей
Тема № 16: Педагогический коллектив как партнер социального педагога
Тема № 17: Стили педагогического общения и их влияние на взаимодействие
Тема № 18: Методы и формы взаимодействия с педагогами
Тема № 19: Совместная деятельность социального педагога и классного руководителя
Тема № 20: Организация психолого-педагогических консилиумов
Тема № 21: Профилактика профессионального выгорания педагогов
Тема № 22: Разрешение конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе
Тема № 23: Взаимодействие с администрацией образовательной организации
Тема № 24: Межведомственное взаимодействие в системе социально-педагогической поддержки
Тема № 25: Сотрудничество с органами опеки и попечительства
Тема № 26: Взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних
Тема № 27: Работа с центрами помощи семье и детям
Тема № 28: Сотрудничество с медицинскими учреждениями
Тема № 29: Взаимодействие с правоохранительными органами
Тема № 30: Работа с общественными организациями
Тема № 31: Партнерство с волонтерскими движениями
Тема № 32: Документация социального педагога во взаимодействии с различными специалистами
Тема № 33: Эффективная коммуникация в профессиональной деятельности социального педагога
Тема № 34: Технологии ведения переговоров и разрешения конфликтов
Тема № 35: Профессиональная этика социального педагога
Тема № 36: Супервизия и интервизия в работе социального педагога
Тема № 37: Профилактика эмоционального выгорания социального педагога
Тема № 38: Самообразование и повышение квалификации социального педагога
Раздел «Проектирование и реализация программ и проектов по социально-педагогической поддержке»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает принципы устойчивого развития проектов, механизмы их внедрения в практику социальных учреждений.
Умения: Владеет навыками организации взаимодействия с заинтересованными сторонами, проведения обучающих семинаров и консультаций, подготовки методических материалов.
Навыки: Умеет разрабатывать стратегии устойчивого развития проекта, планировать деятельность по его последующему сопровождению и распространению опыта.
Содержание раздела
Тема № 1: Анализ социальной ситуации и выявление потребностей целевой группы
Тема № 2: Разработка концепции социально-педагогического проекта
Тема № 3: Определение целей, задач и ожидаемых результатов проекта
Тема № 4: Выбор методов и технологий социально-педагогической работы
Тема № 5: Планирование мероприятий и составление графика реализации проекта
Тема № 6: Формирование бюджета проекта и поиск источников финансирования
Тема № 7: Организация команды проекта и распределение ролей
Тема № 8: Работа с нормативно-правовой базой в сфере социальной поддержки
Тема № 9: Принципы этики и профессионализма в социально-педагогической деятельности
Тема № 10: Межведомственное взаимодействие в реализации социальных проектов
Тема № 11: Мониторинг и оценка эффективности проекта
Тема № 12: Разработка системы показателей для оценки результатов
Тема № 13: Подготовка отчетной документации по проекту
Тема № 14: Презентация проекта и привлечение общественности
Тема № 15: Работа с волонтерами и привлечение добровольцев
Тема № 16: Технологии фандрайзинга для социальных проектов
Тема № 17: Основы социального проектирования
Тема № 18: Управление рисками в реализации социальных проектов
Тема № 19: Инновационные подходы в социально-педагогической поддержке
Тема № 20: Работа с различными целевыми группами (дети, молодежь, пожилые люди, люди с ОВЗ)
Тема № 21: Профилактика девиантного поведения
Тема № 22: Социальная адаптация и реабилитация
Тема № 23: Работа с семьями в трудной жизненной ситуации
Тема № 24: Психолого-педагогическое сопровождение
Тема № 25: Развитие социальных навыков и компетенций
Тема № 26: Организация досуга и культурно-массовых мероприятий
Тема № 27: Профессиональное выгорание и способы его профилактики
Тема № 28: Формирование толерантного отношения в обществе
Тема № 29: Работа с информационными ресурсами и социальными сетями
Тема № 30: Создание и продвижение социальных медиа проектов
Тема № 31: Правовое обеспечение социально-педагогической деятельности
Тема № 32: Организация и проведение социологических исследований
Тема № 33: Методы сбора и анализа данных в социальных проектах
Тема № 34: Разработка программного обеспечения для социальных проектов
Тема № 35: Применение цифровых технологий в социально-педагогической работе
Тема № 36: Примеры успешных социальных проектов и анализ их реализации
Раздел «Профилактика социальных рисков и девиантного поведения у обучающихся»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает этические принципы работы с обучающимися, проявляющими девиантное поведение, и их семьями. Знает особенности межличностных отношений в подростковых группах и их влияние на формирование девиантного поведения.
Умения: Владеет навыками организации и проведения профилактических бесед, тренингов, ролевых игр и других мероприятий с обучающимися. Владеет навыками конструктивного общения и разрешения конфликтов. Владеет навыками наблюдения и анализа поведения обучающихся для выявления признаков девиантного поведения. Владеет навыками оказания первой психологической помощи обучающимся в кризисных ситуациях.
Навыки: Умеет использовать цифровые технологии для профилактики социальных рисков и девиантного поведения. Умеет адаптировать профилактические программы под специфику образовательной организации и особенности контингента обучающихся.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы социальных рисков
Тема № 2: Классификация социальных рисков
Тема № 3: Факторы риска девиантного поведения
Тема № 4: Девиантное поведение: понятие, виды, формы
Тема № 5: Подростковая делинквентность
Тема № 6: Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
Тема № 7: Агрессивное поведение и его профилактика
Тема № 8: Буллинг и кибербуллинг
Тема № 9: Профилактика буллинга в образовательной среде
Тема № 10: Суицидальное поведение подростков
Тема № 11: Профилактика суицидального поведения
Тема № 12: Аддиктивное поведение
Тема № 13: Профилактика зависимостей (алкоголизм, наркомания, табакокурение)
Тема № 14: Игромания и интернет-зависимость
Тема № 15: Профилактика аддиктивного поведения в молодежной среде
Тема № 16: Безнадзорность и беспризорность
Тема № 17: Социальная работа с детьми из неблагополучных семей
Тема № 18: Профилактика безнадзорности и беспризорности
Тема № 19: Влияние семьи на формирование личности
Тема № 20: Роль семьи в профилактике девиантного поведения
Тема № 21: Работа с родителями в рамках профилактики социальных рисков
Тема № 22: Влияние социальных сетей на подростков
Тема № 23: Медиабезопасность
Тема № 24: Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде
Тема № 25: Формирование толерантности и профилактика ксенофобии
Тема № 26: Психологическая помощь подросткам в кризисных ситуациях
Тема № 27: Развитие стрессоустойчивости у обучающихся
Тема № 28: Методы и техники работы с девиантным поведением
Тема № 29: Индивидуальная профилактическая работа
Тема № 30: Групповая профилактическая работа
Тема № 31: Организация профилактической работы в образовательной организации
Тема № 32: Взаимодействие образовательной организации с другими социальными институтами
Тема № 33: Нормативно-правовая база профилактики социальных рисков
Тема № 34: Мониторинг эффективности профилактической работы
Тема № 35: Диагностика социальных рисков и девиантного поведения
Тема № 36: Проектирование профилактических программ
Тема № 37: Технологии социальной работы с подростками
Тема № 38: Этические аспекты профилактической работы
Раздел «Оценка эффективности социально-педагогической поддержки: критерии и методы анализа»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные понятия, теории и подходы к оценке эффективности социально-педагогической поддержки, включая этические принципы и правовые нормы в данной области. Знает различные методы сбора и анализа данных, применяемые в оценке эффективности социально-педагогической поддержки (качественные и количественные). Знает критерии оценки эффективности социально-педагогической поддержки на разных уровнях (индивидуальном, групповом, организационном). Знает особенности оценки эффективности социально-педагогической поддержки различных целевых групп. Знает современные тенденции и инновации в области оценки эффективности социально-педагогической поддержки.
Умения: Владеет навыками применения различных методов сбора данных для оценки эффективности социально-педагогической поддержки (наблюдение, интервью, анкетирование, тестирование, анализ документов). Владеет навыками обработки и анализа полученных данных с использованием соответствующего программного обеспечения (например, статистических пакетов). Владеет навыками разработки инструментов для оценки эффективности социально-педагогической поддержки (анкет, опросников, шкал наблюдения). Владеет навыками подготовки отчетов и презентаций по результатам оценки эффективности социально-педагогической поддержки. Владеет навыками критического анализа и оценки результатов исследований в области оценки эффективности социально-педагогической поддержки.
Навыки: Умеет анализировать существующие программы социально-педагогической поддержки с точки зрения их измеримости и оцениваемости. Умеет формулировать цели и задачи оценки эффективности социально-педагогической поддержки. Умеет разрабатывать план оценки, включая выбор методов сбора и анализа данных, адаптируя их к конкретной ситуации и целевой группе. Умеет интерпретировать результаты оценки и формулировать выводы и рекомендации по улучшению социально-педагогической поддержки. Умеет представлять результаты оценки в доступной и понятной форме различным аудиториям (заказчикам, специалистам, клиентам).
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в оценку эффективности социально-педагогической поддержки
Тема № 2: Основные понятия и терминология оценки эффективности
Тема № 3: Цели и задачи оценки социально-педагогической поддержки
Тема № 4: Этические принципы оценки в социальной работе
Тема № 5: Нормативно-правовая база оценки социально-педагогической поддержки
Тема № 6: Виды оценки социально-педагогической поддержки
Тема № 7: Формирующая оценка и ее применение
Тема № 8: Итоговая оценка и ее применение
Тема № 9: Внешняя и внутренняя оценка
Тема № 10: Мониторинг как инструмент оценки
Тема № 11: Показатели эффективности социально-педагогической поддержки
Тема № 12: Количественные показатели эффективности
Тема № 13: Качественные показатели эффективности
Тема № 14: Разработка критериев оценки эффективности
Тема № 15: Критерии эффективности работы с детьми
Тема № 16: Критерии эффективности работы с подростками
Тема № 17: Критерии эффективности работы с семьей
Тема № 18: Критерии эффективности работы с пожилыми людьми
Тема № 19: Критерии эффективности работы с людьми с ОВЗ
Тема № 20: Методы сбора информации для оценки
Тема № 21: Наблюдение как метод оценки
Тема № 22: Интервьюирование как метод оценки
Тема № 23: Анкетирование как метод оценки
Тема № 24: Тестирование как метод оценки
Тема № 25: Анализ документов как метод оценки
Тема № 26: Фокус-группы как метод оценки
Тема № 27: Case study как метод оценки
Тема № 28: Статистические методы анализа данных
Тема № 29: Качественный анализ данных
Тема № 30: Интерпретация результатов оценки
Тема № 31: Составление отчета по результатам оценки
Тема № 32: Использование результатов оценки для улучшения практики
Тема № 33: Презентация результатов оценки
Тема № 34: Примеры успешной оценки социально-педагогической поддержки
Тема № 35: Работа с заинтересованными сторонами в процессе оценки
Тема № 36: Оценка эффективности программ социально-педагогической поддержки
Тема № 37: Оценка эффективности отдельных мероприятий
Тема № 38: Самооценка в социально-педагогической деятельности
Тема № 39: Супервизия как инструмент повышения качества оценки
Тема № 40: Перспективы развития оценки эффективности в социальной работе
Раздел «Правовые и нормативные основы деятельности социального педагога в образовательной организации»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает: этические кодексы социального педагога; принципы конфиденциальности в работе с детьми и семьями.
Умения: Владеет: навыками этического взаимодействия с участниками образовательных отношений; навыками профессиональной рефлексии.
Навыки: Умеет: соблюдать этические нормы и принципы в профессиональной деятельности; обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в процессе работы.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовая база образования в Российской Федерации
Тема № 2: Права ребенка и их защита в образовательной среде
Тема № 3: Конвенция о правах ребенка и ее применение в работе социального педагога
Тема № 4: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Тема № 5: Законодательство о социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Тема № 6: Юридические основы деятельности социального педагога
Тема № 7: Профессиональный стандарт "Специалист в области воспитания"
Тема № 8: Кодекс профессиональной этики социального педагога
Тема № 9: Конфиденциальность и защита персональных данных обучающихся
Тема № 10: Работа социального педагога с семьями обучающихся
Тема № 11: Правовое регулирование отношений семьи и школы
Тема № 12: Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
Тема № 13: Инклюзивное образование: правовые аспекты
Тема № 14: Правовые основы организации питания обучающихся
Тема № 15: Обеспечение безопасности обучающихся в образовательной организации
Тема № 16: Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
Тема № 17: Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних
Тема № 18: Работа социального педагога с детьми, состоящими на учете в органах внутренних дел
Тема № 19: Межведомственное взаимодействие в работе социального педагога
Тема № 20: Сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав
Тема № 21: Взаимодействие с органами опеки и попечительства
Тема № 22: Документация социального педагога в образовательной организации
Тема № 23: Составление социальных паспортов обучающихся и семей
Тема № 24: Разработка и реализация индивидуальных программ социально-педагогического сопровождения
Тема № 25: Правовые основы проведения социально-педагогической диагностики
Тема № 26: Методы и техники работы социального педагога с различными категориями обучающихся
Тема № 27: Организация профилактической работы с обучающимися
Тема № 28: Правовые основы оказания социально-психологической помощи
Тема № 29: Работа социального педагога с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
Тема № 30: Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних
Тема № 31: Правовые основы организации летнего отдыха детей
Тема № 32: Защита прав детей-мигрантов в образовательной организации
Тема № 33: Работа социального педагога с одаренными детьми
Тема № 34: Правовое регулирование образовательной деятельности детей иностранных граждан
Тема № 35: Противодействие экстремизму и терроризму в образовательной среде
Тема № 36: Профилактика буллинга и кибербуллинга в образовательной организации
Тема № 37: Правовое обеспечение инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра
Тема № 38: Особенности работы социального педагога с детьми с девиантным поведением
Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.
Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.
Условия реализации рабочей программы модуля
Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля
Электронные учебные издания
Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503
Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Электронные методические издания
Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252
Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597
Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).
Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)
Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):
- Состав современных профессиональных баз данных
Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)
Открытые данные России (https://data.gov.ru/)
Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)
База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)
- Состав информационных справочных систем
База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)
Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)
Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)
Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)
Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)
Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)
Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)
- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти
Президент России (http://kremlin.ru/)
Правительство России (http://government.ru/)
Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)
Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)
Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)
- Иные информационные ресурсы - периодическими издания
TACC (https://tass.ru/)
РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)
Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)
RT (https://rt.com/)
- Информационные поисковые системы
Яндекс (https://ya.ru/)
MAIL.RU (https://www.mail.ru/)