Приложение 3

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"

"05" июня 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

ВМ.13 «Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации»

Дополнительная профессиональная программа

«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»

г. Москва

Территория Инновационного центра Сколково

Наименование модуля: Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации.

Тип модуля: вариативный модуль.

Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации».

Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.

Структура и содержание модуля

Элемент Всего, ак.ч. Лекций, ак.ч. Практических занятий, ак.ч. Результаты обучения (коды)
Раздел «Психолого-педагогические аспекты социализации обучающихся» 8 2 2 ПК-13
Раздел «Планирование и организация социально-педагогической поддержки с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся» 8 2 2 ПК-13
Раздел «Современные подходы и методики социально-педагогической поддержки» 8 2 2 ПК-13
Раздел «Развитие социально значимых навыков и компетенций у обучающихся в процессе социализации» 8 2 2 ПК-13
Раздел «Взаимодействие социального педагога с родителями, педагогами и другими специалистами в рамках социально-педагогической поддержки» 8 2 2 ПК-13
Раздел «Проектирование и реализация программ и проектов по социально-педагогической поддержке» 8 2 2 ПК-13
Раздел «Профилактика социальных рисков и девиантного поведения у обучающихся» 8 2 2 ПК-13
Раздел «Оценка эффективности социально-педагогической поддержки: критерии и методы анализа» 8 2 2 ПК-13
Раздел «Правовые и нормативные основы деятельности социального педагога в образовательной организации» 8 2 2 ПК-13

Раздел «Психолого-педагогические аспекты социализации обучающихся»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основные понятия и теории социализации личности, этапы и факторы социализации, особенности социализации в образовательной среде, психологические особенности обучающихся разных возрастов, психолого-педагогические методы и технологии содействия социализации, этические принципы работы с обучающимися. Знает особенности девиантного поведения и методы его коррекции. Понимает взаимосвязь между социализацией, обучением и воспитанием.

Умения: Владеет навыками публичного выступления и презентации результатов своей работы. Владеет навыками самообразования и профессионального развития в области психолого-педагогических аспектов социализации обучающихся. Владеет навыками работы с научной литературой и нормативно-правовыми документами в области образования.

Навыки: Умеет применять полученные знания для решения практических задач в области социализации обучающихся, адаптировать методы и технологии социализации к специфике образовательной среды, работать в команде и взаимодействовать с другими специалистами. Умеет прогнозировать возможные трудности в процессе социализации обучающихся и разрабатывать меры по их предупреждению.

Содержание раздела

Тема № 1: Понятие социализации и ее этапы

Тема № 2: Факторы социализации личности

Тема № 3: Семья как первичный агент социализации

Тема № 4: Образовательная среда и ее влияние на социализацию

Тема № 5: Влияние сверстников на социализацию

Тема № 6: Роль средств массовой информации в социализации

Тема № 7: Социализация в условиях цифровой среды

Тема № 8: Девиантное поведение и его причины

Тема № 9: Профилактика девиантного поведения подростков

Тема № 10: Агрессия и ее проявления в подростковой среде

Тема № 11: Психологические особенности подросткового возраста

Тема № 12: Формирование идентичности в подростковом возрасте

Тема № 13: Коммуникативные навыки и их роль в социализации

Тема № 14: Конфликты в подростковой среде и пути их разрешения

Тема № 15: Социально-психологический климат в классе

Тема № 16: Методы изучения социализации учащихся

Тема № 17: Педагогическая диагностика уровня социализации

Тема № 18: Индивидуальный подход к социализации учащихся

Тема № 19: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Тема № 20: Инклюзивное образование и социализация

Тема № 21: Роль учителя в социализации учащихся

Тема № 22: Взаимодействие семьи и школы в процессе социализации

Тема № 23: Воспитательная работа по социализации учащихся

Тема № 24: Организация внеурочной деятельности, способствующей социализации

Тема № 25: Развитие социальных компетенций учащихся

Тема № 26: Эмоциональный интеллект и его значение для социализации

Тема № 27: Формирование толерантности и уважения к другим культурам

Тема № 28: Профилактика буллинга в образовательной среде

Тема № 29: Гендерные аспекты социализации

Тема № 30: Патриотическое воспитание как фактор социализации

Тема № 31: Гражданское воспитание и формирование активной жизненной позиции

Тема № 32: Профессиональная ориентация и социализация

Тема № 33: Социальная адаптация выпускников школы

Тема № 34: Психолого-педагогическое сопровождение социализации детей-сирот

Тема № 35: Работа с детьми из неблагополучных семей

Тема № 36: Социализация детей мигрантов

Тема № 37: Современные проблемы социализации молодежи

Тема № 38: Тенденции развития социализации в современном обществе

Раздел «Планирование и организация социально-педагогической поддержки с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Теоретические основы планирования и организации социально-педагогической поддержки, включая принципы, этапы, методы и формы работы. Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся разных возрастных групп (дети, подростки, молодежь), включая когнитивные, эмоциональные, социальные и физические аспекты развития. Специфика социально-педагогической поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями (ООП), включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей, находящихся в социально опасном положении, одаренных детей. Нормативно-правовые основы социально-педагогической поддержки обучающихся. Методы и техники диагностики, анализа и оценки эффективности социально-педагогической поддержки.

Умения: Навыки проведения социально-педагогической диагностики. Навыки установления доверительных отношений с обучающимися и их родителями (законными представителями). Навыки организации и проведения индивидуальных и групповых социально-педагогических мероприятий. Навыки ведения документации по социально-педагогической поддержке. Навыки самоанализа и рефлексии своей профессиональной деятельности.

Навыки: Анализировать социальную ситуацию развития обучающегося и выявлять его потребности в социально-педагогической поддержке. Разрабатывать индивидуальные и групповые планы социально-педагогической поддержки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Подбирать и применять адекватные методы и формы социально-педагогической работы с обучающимися. Организовывать взаимодействие с родителями (законными представителями), педагогами и другими специалистами в процессе реализации планов социально-педагогической поддержки. Оценивать эффективность социально-педагогической поддержки и корректировать планы работы.

Содержание раздела

Тема № 1: Понятие социально-педагогической поддержки

Тема № 2: Цели и задачи социально-педагогической поддержки

Тема № 3: Принципы социально-педагогической поддержки

Тема № 4: Нормативно-правовая база социально-педагогической поддержки

Тема № 5: Возрастные особенности развития детей и подростков

Тема № 6: Индивидуальные особенности обучающихся

Тема № 7: Диагностика потребностей в социально-педагогической поддержке

Тема № 8: Методы социально-педагогической диагностики

Тема № 9: Технологии социально-педагогической работы

Тема № 10: Индивидуальное социально-педагогическое сопровождение

Тема № 11: Групповые формы социально-педагогической работы

Тема № 12: Работа с семьей в рамках социально-педагогической поддержки

Тема № 13: Взаимодействие с образовательными учреждениями

Тема № 14: Сотрудничество с социальными службами

Тема № 15: Профилактика девиантного поведения

Тема № 16: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Тема № 17: Социально-педагогическая поддержка одаренных детей

Тема № 18: Работа с детьми из неблагополучных семей

Тема № 19: Профилактика социального сиротства

Тема № 20: Социально-педагогическая поддержка детей мигрантов

Тема № 21: Работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Тема № 22: Превенция буллинга и кибербуллинга

Тема № 23: Формирование толерантности и культуры межличностных отношений

Тема № 24: Психолого-педагогическое консультирование в рамках социально-педагогической поддержки

Тема № 25: Разработка и реализация программ социально-педагогической поддержки

Тема № 26: Оценка эффективности социально-педагогической деятельности

Тема № 27: Документирование социально-педагогической работы

Тема № 28: Профессиональная этика социального педагога

Тема № 29: Супервизия в социально-педагогической деятельности

Тема № 30: Профессиональное выгорание социального педагога и пути его преодоления

Тема № 31: Использование информационных технологий в социально-педагогической работе

Тема № 32: Тренды развития социально-педагогической поддержки

Тема № 33: Международный опыт социально-педагогической работы

Тема № 34: Организация волонтерской деятельности в социально-педагогической сфере

Тема № 35: Фандрайзинг в социально-педагогической деятельности

Тема № 36: Проектная деятельность в социально-педагогической сфере

Тема № 37: Карьера социального педагога

Раздел «Современные подходы и методики социально-педагогической поддержки»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает современные технологии социально-педагогической работы (кей-менеджмент, социальный патронаж, медиация, арт-терапия, игровая терапия и др.); методы оценки эффективности социально-педагогических программ.

Умения: Владеет навыками использования информационных технологий в социально-педагогической деятельности; навыками работы в команде и межведомственного взаимодействия; навыками разрешения конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности.

Навыки: Умеет применять современные технологии социально-педагогической работы в практике; адаптировать методики социально-педагогической поддержки к различным условиям и контингентам; анализировать и оценивать эффективность своей профессиональной деятельности.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы социально-педагогической поддержки

Тема № 2: Основные понятия и категории социально-педагогической поддержки

Тема № 3: История развития социально-педагогической поддержки

Тема № 4: Законодательные основы социально-педагогической поддержки

Тема № 5: Этические принципы социально-педагогической поддержки

Тема № 6: Клиент-центрированный подход в социально-педагогической поддержке

Тема № 7: Системный подход в социально-педагогической поддержке

Тема № 8: Комплексный подход в социально-педагогической поддержке

Тема № 9: Междисциплинарное взаимодействие в социально-педагогической поддержке

Тема № 10: Диагностика в социально-педагогической поддержке

Тема № 11: Методы диагностики в социально-педагогической поддержке

Тема № 12: Технологии социально-педагогической поддержки

Тема № 13: Работа с семьей в социально-педагогической поддержке

Тема № 14: Работа с детьми и подростками в социально-педагогической поддержке

Тема № 15: Работа с молодежью в социально-педагогической поддержке

Тема № 16: Работа с пожилыми людьми в социально-педагогической поддержке

Тема № 17: Работа с людьми с ограниченными возможностями здоровья

Тема № 18: Работа с мигрантами и беженцами

Тема № 19: Работа с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Тема № 20: Работа с лицами, освободившимися из мест лишения свободы

Тема № 21: Работа с зависимыми людьми

Тема № 22: Профилактика девиантного поведения

Тема № 23: Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Тема № 24: Социально-педагогическая работа в образовательных учреждениях

Тема № 25: Социальная работа в учреждениях здравоохранения

Тема № 26: Социальная работа в учреждениях социальной защиты населения

Тема № 27: Социальная работа в пенитенциарной системе

Тема № 28: Супервизия в социально-педагогической деятельности

Тема № 29: Профилактика профессионального выгорания

Тема № 30: Организация и управление социально-педагогической деятельностью

Тема № 31: Фандрайзинг в социальной сфере

Тема № 32: Инновационные технологии в социально-педагогической поддержке

Тема № 33: Цифровые технологии в социально-педагогической поддержке

Тема № 34: Проектная деятельность в социально-педагогической поддержке

Тема № 35: Оценка эффективности социально-педагогической поддержки

Тема № 36: Мониторинг социально-педагогической деятельности

Тема № 37: Документирование в социально-педагогической деятельности

Раздел «Развитие социально значимых навыков и компетенций у обучающихся в процессе социализации»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает о важности социальной ответственности, волонтерской деятельности, гражданской позиции, толерантности и уважения к культурному многообразию.

Умения: Владеет навыками межкультурной коммуникации, работы в многонациональной команде, организации и проведения социальных акций, адаптации к изменяющимся социальным условиям.

Навыки: Умеет проявлять социальную ответственность, участвовать в волонтерской деятельности, формулировать и отстаивать свою гражданскую позицию, проявлять толерантность и уважение к представителям разных культур.

Содержание раздела

Тема № 1: Понятие социализации и ее этапы

Тема № 2: Агенты социализации: семья, школа, сверстники, СМИ

Тема № 3: Социальные роли и статусы

Тема № 4: Социальные нормы и ценности

Тема № 5: Социальное взаимодействие и коммуникация

Тема № 6: Вербальная и невербальная коммуникация

Тема № 7: Эффективное слушание и обратная связь

Тема № 8: Управление конфликтами

Тема № 9: Разрешение конфликтных ситуаций

Тема № 10: Межличностные отношения

Тема № 11: Формирование позитивного самовосприятия

Тема № 12: Самооценка и уверенность в себе

Тема № 13: Эмоциональный интеллект

Тема № 14: Управление эмоциями и стрессом

Тема № 15: Развитие эмпатии

Тема № 16: Толерантность и уважение к другим

Тема № 17: Культурное разнообразие и межкультурная коммуникация

Тема № 18: Социальная ответственность

Тема № 19: Гражданская активность и участие в общественной жизни

Тема № 20: Лидерство и teamwork

Тема № 21: Работа в команде и сотрудничество

Тема № 22: Тайм-менеджмент и планирование

Тема № 23: Целеполагание и достижение целей

Тема № 24: Критическое мышление и решение проблем

Тема № 25: Креативность и инновационное мышление

Тема № 26: Адаптация к изменениям

Тема № 27: Профессиональное самоопределение

Тема № 28: Карьера и профессиональный рост

Тема № 29: Финансовая грамотность

Тема № 30: Здоровый образ жизни

Тема № 31: Профилактика вредных привычек

Тема № 32: Безопасность в сети Интернет

Тема № 33: Информационная грамотность и медиакомпетентность

Тема № 34: Экологическая ответственность

Тема № 35: Правовая культура и правосознание

Тема № 36: Этика и мораль

Тема № 37: Волонтерство и благотворительность

Тема № 38: Формирование активной жизненной позиции

Раздел «Взаимодействие социального педагога с родителями, педагогами и другими специалистами в рамках социально-педагогической поддержки»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает этические аспекты взаимодействия социального педагога с родителями, педагогами и другими специалистами; принципы профессиональной этики социального педагога; способы предотвращения и разрешения этических дилемм в профессиональной деятельности.

Умения: Владеет навыками рефлексии собственной профессиональной деятельности с точки зрения этических принципов; навыками конструктивного разрешения конфликтов, возникающих на почве этических разногласий; навыками саморегуляции и стрессоустойчивости.

Навыки: Умеет выстраивать взаимоотношения с родителями, педагогами и другими специалистами на основе взаимного уважения и доверия; соблюдать принципы конфиденциальности и защиты персональных данных; анализировать и разрешать этические дилеммы, возникающие в процессе профессиональной деятельности.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы социально-педагогической поддержки

Тема № 2: Семья как объект социально-педагогической поддержки

Тема № 3: Типы семей и особенности взаимодействия с ними

Тема № 4: Диагностика семейного неблагополучия

Тема № 5: Работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

Тема № 6: Профилактика семейного неблагополучия

Тема № 7: Технологии работы с родителями "группы риска"

Тема № 8: Родительские собрания: формы и методы проведения

Тема № 9: Индивидуальное консультирование родителей

Тема № 10: Тренинги для родителей по развитию детско-родительских отношений

Тема № 11: Организация родительских клубов и мастер-классов

Тема № 12: Взаимодействие с родителями детей с ОВЗ

Тема № 13: Особенности работы с замещающими семьями

Тема № 14: Правовые основы взаимодействия социального педагога с семьей

Тема № 15: Конфиденциальность в работе социального педагога с семьей

Тема № 16: Педагогический коллектив как партнер социального педагога

Тема № 17: Стили педагогического общения и их влияние на взаимодействие

Тема № 18: Методы и формы взаимодействия с педагогами

Тема № 19: Совместная деятельность социального педагога и классного руководителя

Тема № 20: Организация психолого-педагогических консилиумов

Тема № 21: Профилактика профессионального выгорания педагогов

Тема № 22: Разрешение конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе

Тема № 23: Взаимодействие с администрацией образовательной организации

Тема № 24: Межведомственное взаимодействие в системе социально-педагогической поддержки

Тема № 25: Сотрудничество с органами опеки и попечительства

Тема № 26: Взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних

Тема № 27: Работа с центрами помощи семье и детям

Тема № 28: Сотрудничество с медицинскими учреждениями

Тема № 29: Взаимодействие с правоохранительными органами

Тема № 30: Работа с общественными организациями

Тема № 31: Партнерство с волонтерскими движениями

Тема № 32: Документация социального педагога во взаимодействии с различными специалистами

Тема № 33: Эффективная коммуникация в профессиональной деятельности социального педагога

Тема № 34: Технологии ведения переговоров и разрешения конфликтов

Тема № 35: Профессиональная этика социального педагога

Тема № 36: Супервизия и интервизия в работе социального педагога

Тема № 37: Профилактика эмоционального выгорания социального педагога

Тема № 38: Самообразование и повышение квалификации социального педагога

Раздел «Проектирование и реализация программ и проектов по социально-педагогической поддержке»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает принципы устойчивого развития проектов, механизмы их внедрения в практику социальных учреждений.

Умения: Владеет навыками организации взаимодействия с заинтересованными сторонами, проведения обучающих семинаров и консультаций, подготовки методических материалов.

Навыки: Умеет разрабатывать стратегии устойчивого развития проекта, планировать деятельность по его последующему сопровождению и распространению опыта.

Содержание раздела

Тема № 1: Анализ социальной ситуации и выявление потребностей целевой группы

Тема № 2: Разработка концепции социально-педагогического проекта

Тема № 3: Определение целей, задач и ожидаемых результатов проекта

Тема № 4: Выбор методов и технологий социально-педагогической работы

Тема № 5: Планирование мероприятий и составление графика реализации проекта

Тема № 6: Формирование бюджета проекта и поиск источников финансирования

Тема № 7: Организация команды проекта и распределение ролей

Тема № 8: Работа с нормативно-правовой базой в сфере социальной поддержки

Тема № 9: Принципы этики и профессионализма в социально-педагогической деятельности

Тема № 10: Межведомственное взаимодействие в реализации социальных проектов

Тема № 11: Мониторинг и оценка эффективности проекта

Тема № 12: Разработка системы показателей для оценки результатов

Тема № 13: Подготовка отчетной документации по проекту

Тема № 14: Презентация проекта и привлечение общественности

Тема № 15: Работа с волонтерами и привлечение добровольцев

Тема № 16: Технологии фандрайзинга для социальных проектов

Тема № 17: Основы социального проектирования

Тема № 18: Управление рисками в реализации социальных проектов

Тема № 19: Инновационные подходы в социально-педагогической поддержке

Тема № 20: Работа с различными целевыми группами (дети, молодежь, пожилые люди, люди с ОВЗ)

Тема № 21: Профилактика девиантного поведения

Тема № 22: Социальная адаптация и реабилитация

Тема № 23: Работа с семьями в трудной жизненной ситуации

Тема № 24: Психолого-педагогическое сопровождение

Тема № 25: Развитие социальных навыков и компетенций

Тема № 26: Организация досуга и культурно-массовых мероприятий

Тема № 27: Профессиональное выгорание и способы его профилактики

Тема № 28: Формирование толерантного отношения в обществе

Тема № 29: Работа с информационными ресурсами и социальными сетями

Тема № 30: Создание и продвижение социальных медиа проектов

Тема № 31: Правовое обеспечение социально-педагогической деятельности

Тема № 32: Организация и проведение социологических исследований

Тема № 33: Методы сбора и анализа данных в социальных проектах

Тема № 34: Разработка программного обеспечения для социальных проектов

Тема № 35: Применение цифровых технологий в социально-педагогической работе

Тема № 36: Примеры успешных социальных проектов и анализ их реализации

Раздел «Профилактика социальных рисков и девиантного поведения у обучающихся»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает этические принципы работы с обучающимися, проявляющими девиантное поведение, и их семьями. Знает особенности межличностных отношений в подростковых группах и их влияние на формирование девиантного поведения.

Умения: Владеет навыками организации и проведения профилактических бесед, тренингов, ролевых игр и других мероприятий с обучающимися. Владеет навыками конструктивного общения и разрешения конфликтов. Владеет навыками наблюдения и анализа поведения обучающихся для выявления признаков девиантного поведения. Владеет навыками оказания первой психологической помощи обучающимся в кризисных ситуациях.

Навыки: Умеет использовать цифровые технологии для профилактики социальных рисков и девиантного поведения. Умеет адаптировать профилактические программы под специфику образовательной организации и особенности контингента обучающихся.

Содержание раздела

Тема № 1: Теоретические основы социальных рисков

Тема № 2: Классификация социальных рисков

Тема № 3: Факторы риска девиантного поведения

Тема № 4: Девиантное поведение: понятие, виды, формы

Тема № 5: Подростковая делинквентность

Тема № 6: Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Тема № 7: Агрессивное поведение и его профилактика

Тема № 8: Буллинг и кибербуллинг

Тема № 9: Профилактика буллинга в образовательной среде

Тема № 10: Суицидальное поведение подростков

Тема № 11: Профилактика суицидального поведения

Тема № 12: Аддиктивное поведение

Тема № 13: Профилактика зависимостей (алкоголизм, наркомания, табакокурение)

Тема № 14: Игромания и интернет-зависимость

Тема № 15: Профилактика аддиктивного поведения в молодежной среде

Тема № 16: Безнадзорность и беспризорность

Тема № 17: Социальная работа с детьми из неблагополучных семей

Тема № 18: Профилактика безнадзорности и беспризорности

Тема № 19: Влияние семьи на формирование личности

Тема № 20: Роль семьи в профилактике девиантного поведения

Тема № 21: Работа с родителями в рамках профилактики социальных рисков

Тема № 22: Влияние социальных сетей на подростков

Тема № 23: Медиабезопасность

Тема № 24: Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде

Тема № 25: Формирование толерантности и профилактика ксенофобии

Тема № 26: Психологическая помощь подросткам в кризисных ситуациях

Тема № 27: Развитие стрессоустойчивости у обучающихся

Тема № 28: Методы и техники работы с девиантным поведением

Тема № 29: Индивидуальная профилактическая работа

Тема № 30: Групповая профилактическая работа

Тема № 31: Организация профилактической работы в образовательной организации

Тема № 32: Взаимодействие образовательной организации с другими социальными институтами

Тема № 33: Нормативно-правовая база профилактики социальных рисков

Тема № 34: Мониторинг эффективности профилактической работы

Тема № 35: Диагностика социальных рисков и девиантного поведения

Тема № 36: Проектирование профилактических программ

Тема № 37: Технологии социальной работы с подростками

Тема № 38: Этические аспекты профилактической работы

Раздел «Оценка эффективности социально-педагогической поддержки: критерии и методы анализа»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основные понятия, теории и подходы к оценке эффективности социально-педагогической поддержки, включая этические принципы и правовые нормы в данной области. Знает различные методы сбора и анализа данных, применяемые в оценке эффективности социально-педагогической поддержки (качественные и количественные). Знает критерии оценки эффективности социально-педагогической поддержки на разных уровнях (индивидуальном, групповом, организационном). Знает особенности оценки эффективности социально-педагогической поддержки различных целевых групп. Знает современные тенденции и инновации в области оценки эффективности социально-педагогической поддержки.

Умения: Владеет навыками применения различных методов сбора данных для оценки эффективности социально-педагогической поддержки (наблюдение, интервью, анкетирование, тестирование, анализ документов). Владеет навыками обработки и анализа полученных данных с использованием соответствующего программного обеспечения (например, статистических пакетов). Владеет навыками разработки инструментов для оценки эффективности социально-педагогической поддержки (анкет, опросников, шкал наблюдения). Владеет навыками подготовки отчетов и презентаций по результатам оценки эффективности социально-педагогической поддержки. Владеет навыками критического анализа и оценки результатов исследований в области оценки эффективности социально-педагогической поддержки.

Навыки: Умеет анализировать существующие программы социально-педагогической поддержки с точки зрения их измеримости и оцениваемости. Умеет формулировать цели и задачи оценки эффективности социально-педагогической поддержки. Умеет разрабатывать план оценки, включая выбор методов сбора и анализа данных, адаптируя их к конкретной ситуации и целевой группе. Умеет интерпретировать результаты оценки и формулировать выводы и рекомендации по улучшению социально-педагогической поддержки. Умеет представлять результаты оценки в доступной и понятной форме различным аудиториям (заказчикам, специалистам, клиентам).

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в оценку эффективности социально-педагогической поддержки

Тема № 2: Основные понятия и терминология оценки эффективности

Тема № 3: Цели и задачи оценки социально-педагогической поддержки

Тема № 4: Этические принципы оценки в социальной работе

Тема № 5: Нормативно-правовая база оценки социально-педагогической поддержки

Тема № 6: Виды оценки социально-педагогической поддержки

Тема № 7: Формирующая оценка и ее применение

Тема № 8: Итоговая оценка и ее применение

Тема № 9: Внешняя и внутренняя оценка

Тема № 10: Мониторинг как инструмент оценки

Тема № 11: Показатели эффективности социально-педагогической поддержки

Тема № 12: Количественные показатели эффективности

Тема № 13: Качественные показатели эффективности

Тема № 14: Разработка критериев оценки эффективности

Тема № 15: Критерии эффективности работы с детьми

Тема № 16: Критерии эффективности работы с подростками

Тема № 17: Критерии эффективности работы с семьей

Тема № 18: Критерии эффективности работы с пожилыми людьми

Тема № 19: Критерии эффективности работы с людьми с ОВЗ

Тема № 20: Методы сбора информации для оценки

Тема № 21: Наблюдение как метод оценки

Тема № 22: Интервьюирование как метод оценки

Тема № 23: Анкетирование как метод оценки

Тема № 24: Тестирование как метод оценки

Тема № 25: Анализ документов как метод оценки

Тема № 26: Фокус-группы как метод оценки

Тема № 27: Case study как метод оценки

Тема № 28: Статистические методы анализа данных

Тема № 29: Качественный анализ данных

Тема № 30: Интерпретация результатов оценки

Тема № 31: Составление отчета по результатам оценки

Тема № 32: Использование результатов оценки для улучшения практики

Тема № 33: Презентация результатов оценки

Тема № 34: Примеры успешной оценки социально-педагогической поддержки

Тема № 35: Работа с заинтересованными сторонами в процессе оценки

Тема № 36: Оценка эффективности программ социально-педагогической поддержки

Тема № 37: Оценка эффективности отдельных мероприятий

Тема № 38: Самооценка в социально-педагогической деятельности

Тема № 39: Супервизия как инструмент повышения качества оценки

Тема № 40: Перспективы развития оценки эффективности в социальной работе

Раздел «Правовые и нормативные основы деятельности социального педагога в образовательной организации»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает: этические кодексы социального педагога; принципы конфиденциальности в работе с детьми и семьями.

Умения: Владеет: навыками этического взаимодействия с участниками образовательных отношений; навыками профессиональной рефлексии.

Навыки: Умеет: соблюдать этические нормы и принципы в профессиональной деятельности; обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в процессе работы.

Содержание раздела

Тема № 1: Нормативно-правовая база образования в Российской Федерации

Тема № 2: Права ребенка и их защита в образовательной среде

Тема № 3: Конвенция о правах ребенка и ее применение в работе социального педагога

Тема № 4: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Тема № 5: Законодательство о социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Тема № 6: Юридические основы деятельности социального педагога

Тема № 7: Профессиональный стандарт "Специалист в области воспитания"

Тема № 8: Кодекс профессиональной этики социального педагога

Тема № 9: Конфиденциальность и защита персональных данных обучающихся

Тема № 10: Работа социального педагога с семьями обучающихся

Тема № 11: Правовое регулирование отношений семьи и школы

Тема № 12: Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Тема № 13: Инклюзивное образование: правовые аспекты

Тема № 14: Правовые основы организации питания обучающихся

Тема № 15: Обеспечение безопасности обучающихся в образовательной организации

Тема № 16: Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Тема № 17: Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних

Тема № 18: Работа социального педагога с детьми, состоящими на учете в органах внутренних дел

Тема № 19: Межведомственное взаимодействие в работе социального педагога

Тема № 20: Сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав

Тема № 21: Взаимодействие с органами опеки и попечительства

Тема № 22: Документация социального педагога в образовательной организации

Тема № 23: Составление социальных паспортов обучающихся и семей

Тема № 24: Разработка и реализация индивидуальных программ социально-педагогического сопровождения

Тема № 25: Правовые основы проведения социально-педагогической диагностики

Тема № 26: Методы и техники работы социального педагога с различными категориями обучающихся

Тема № 27: Организация профилактической работы с обучающимися

Тема № 28: Правовые основы оказания социально-психологической помощи

Тема № 29: Работа социального педагога с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Тема № 30: Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних

Тема № 31: Правовые основы организации летнего отдыха детей

Тема № 32: Защита прав детей-мигрантов в образовательной организации

Тема № 33: Работа социального педагога с одаренными детьми

Тема № 34: Правовое регулирование образовательной деятельности детей иностранных граждан

Тема № 35: Противодействие экстремизму и терроризму в образовательной среде

Тема № 36: Профилактика буллинга и кибербуллинга в образовательной организации

Тема № 37: Правовое обеспечение инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра

Тема № 38: Особенности работы социального педагога с детьми с девиантным поведением

Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.

Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.

Условия реализации рабочей программы модуля

Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.

Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля

Электронные учебные издания

Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503

Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].

Электронные методические издания

Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252

Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597

Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).

Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)

Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):

- Состав современных профессиональных баз данных

Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)

Открытые данные России (https://data.gov.ru/)

Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)

База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)

- Состав информационных справочных систем

База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)

Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)

Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)

Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)

Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)

Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)

Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)

- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти

Президент России (http://kremlin.ru/)

Правительство России (http://government.ru/)

Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)

Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)

Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)

- Иные информационные ресурсы - периодическими издания

TACC (https://tass.ru/)

РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)

Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)

RT (https://rt.com/)

- Информационные поисковые системы

Яндекс (https://ya.ru/)

MAIL.RU (https://www.mail.ru/)