Приложение 3
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"
"05" июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
ВМ.14 «Организация воспитательной деятельности в образовательной организации во взаимодействии с детскими и молодежными общественными объединениями»
Дополнительная профессиональная программа
«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»
г. Москва
Территория Инновационного центра Сколково
Наименование модуля: Организация воспитательной деятельности в образовательной организации во взаимодействии с детскими и молодежными общественными объединениями.
Тип модуля: вариативный модуль.
Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Организация воспитательной деятельности в образовательной организации во взаимодействии с детскими и молодежными общественными объединениями».
Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.
Структура и содержание модуля
| Элемент | Всего, ак.ч. | Лекций, ак.ч. | Практических занятий, ак.ч. | Результаты обучения (коды) |
|---|---|---|---|---|
| Раздел «Психолого-педагогические аспекты воспитательной деятельности и взаимодействия с детскими и молодёжными общественными объединениями» | 8 | 2 | 2 | ПК-14 |
| Раздел «Планирование и организация воспитательной деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся» | 8 | 2 | 2 | ПК-14 |
| Раздел «Современные подходы и методики воспитательной деятельности во взаимодействии с детскими и молодёжными общественными объединениями» | 8 | 2 | 2 | ПК-14 |
| Раздел «Развитие социально значимых навыков и ценностей у обучающихся в процессе воспитательной деятельности» | 8 | 2 | 2 | ПК-14 |
| Раздел «Взаимодействие с родителями и законными представителями в рамках воспитательной деятельности» | 8 | 2 | 2 | ПК-14 |
| Раздел «Проектирование и реализация воспитательных программ и проектов во взаимодействии с детскими и молодёжными общественными объединениями» | 8 | 2 | 2 | ПК-14 |
| Раздел «Организация внеурочной деятельности и массовых мероприятий в сотрудничестве с детскими и молодёжными общественными объединениями» | 8 | 2 | 2 | ПК-14 |
| Раздел «Оценка эффективности воспитательной деятельности: критерии и методы анализа» | 8 | 2 | 2 | ПК-14 |
| Раздел «Правовые и нормативные основы воспитательной деятельности и взаимодействия с детскими и молодёжными общественными объединениями в образовательной организации» | 8 | 2 | 2 | ПК-14 |
Раздел «Психолого-педагогические аспекты воспитательной деятельности и взаимодействия с детскими и молодёжными общественными объединениями»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает специфику воспитательной деятельности в детских и молодежных общественных объединениях различной направленности (патриотические, экологические, творческие и др.), особенности межкультурного взаимодействия в рамках общественных объединений, методы профилактики девиантного поведения и социально-педагогической поддержки детей и молодежи.
Умения: Владеет навыками конструктивного общения и взаимодействия с детьми и молодежью, публичных выступлений и проведения презентаций, решения конфликтных ситуаций, организации групповой работы, мотивирования детей и молодежи к участию в общественной деятельности, самоанализа и рефлексии своей профессиональной деятельности.
Навыки: Умеет адаптировать программы воспитательной деятельности к специфике конкретного детского или молодежного общественного объединения, организовывать совместные проекты и мероприятия с различными организациями, привлекать детей и молодежь к участию в социально значимой деятельности, оценивать эффективность реализуемых программ и мероприятий.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в психолого-педагогические основы воспитания
Тема № 2: Психологические особенности развития детей и подростков
Тема № 3: Психология детского коллектива
Тема № 4: Мотивация и стимулирование в воспитательном процессе
Тема № 5: Методы и формы воспитательной работы
Тема № 6: Индивидуальный подход в воспитании
Тема № 7: Профилактика девиантного поведения
Тема № 8: Работа с одаренными детьми
Тема № 9: Педагогическое общение и коммуникативные навыки
Тема № 10: Конфликтология в воспитательной деятельности
Тема № 11: Педагогическая диагностика и мониторинг
Тема № 12: Основы педагогического проектирования
Тема № 13: Технологии развития личности
Тема № 14: Воспитание ценностных ориентаций
Тема № 15: Формирование гражданской позиции
Тема № 16: Патриотическое воспитание
Тема № 17: Правовое воспитание
Тема № 18: Нравственное воспитание
Тема № 19: Эстетическое воспитание
Тема № 20: Трудовое воспитание
Тема № 21: Экологическое воспитание
Тема № 22: Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни
Тема № 23: Семья как субъект воспитания
Тема № 24: Взаимодействие образовательной организации с семьей
Тема № 25: Детские и молодежные общественные объединения: история и современность
Тема № 26: Типология детских и молодежных общественных объединений
Тема № 27: Цели, задачи и принципы деятельности детских и молодежных объединений
Тема № 28: Организация и управление детскими и молодежными объединениями
Тема № 29: Технологии работы с детскими и молодежными объединениями
Тема № 30: Проектная деятельность в детских и молодежных объединениях
Тема № 31: Социальное партнерство в работе с детскими и молодежными объединениями
Тема № 32: Волонтерство как форма социальной активности молодежи
Тема № 33: Организация и проведение массовых мероприятий с детскими и молодежными объединениями
Тема № 34: Психологические аспекты взаимодействия с детскими и молодежными объединениями
Тема № 35: Разрешение конфликтов в детских и молодежных объединениях
Тема № 36: Оценка эффективности работы детских и молодежных объединений
Тема № 37: Роль педагога в развитии детских и молодежных общественных объединений
Тема № 38: Перспективы развития детских и молодежных общественных объединений
Раздел «Планирование и организация воспитательной деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о современных подходах к воспитанию, основных направлениях воспитательной деятельности, технологиях проектирования воспитательной среды, особенностях организации воспитательной работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Умения: Навыки публичного выступления, ведения педагогической документации, использования интерактивных методов обучения в воспитательной работе, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся, работы с информационными ресурсами по вопросам воспитания.
Навыки: Умения разрабатывать программы воспитательной работы, организовывать совместную деятельность обучающихся, педагогов и родителей, применять различные методы воспитательного воздействия, создавать условия для развития творческого потенциала обучающихся, анализировать и обобщать передовой педагогический опыт в области воспитания.
Содержание раздела
Тема № 1: Цели и задачи воспитательной деятельности
Тема № 2: Нормативно-правовые основы воспитательной деятельности
Тема № 3: Возрастные особенности обучающихся
Тема № 4: Индивидуальные особенности обучающихся
Тема № 5: Диагностика и изучение обучающихся
Тема № 6: Принципы планирования воспитательной деятельности
Тема № 7: Методы и формы воспитательной работы
Тема № 8: Планирование воспитательной работы в классе
Тема № 9: Планирование воспитательной работы в школе
Тема № 10: Взаимодействие с родителями в воспитательном процессе
Тема № 11: Взаимодействие с другими субъектами воспитания
Тема № 12: Воспитание гражданственности и патриотизма
Тема № 13: Воспитание нравственных качеств
Тема № 14: Формирование культуры межличностных отношений
Тема № 15: Профилактика девиантного поведения
Тема № 16: Организация досуга и внеурочной деятельности
Тема № 17: Развитие ученического самоуправления
Тема № 18: Работа с одаренными детьми
Тема № 19: Работа с детьми, имеющими трудности в обучении и развитии
Тема № 20: Инклюзивное образование и воспитание
Тема № 21: Проектирование воспитательных мероприятий
Тема № 22: Технологии воспитательной работы
Тема № 23: Использование информационных технологий в воспитательной деятельности
Тема № 24: Оценка эффективности воспитательной деятельности
Тема № 25: Мониторинг воспитательного процесса
Тема № 26: Психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса
Тема № 27: Работа с детскими объединениями
Тема № 28: Организация летнего отдыха детей
Тема № 29: Профориентационная работа
Тема № 30: Экологическое воспитание
Тема № 31: Эстетическое воспитание
Тема № 32: Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни
Тема № 33: Правовое воспитание
Тема № 34: Трудовое воспитание
Тема № 35: Экономическое воспитание
Тема № 36: Духовно-нравственное воспитание
Тема № 37: Предупреждение экстремизма и терроризма
Тема № 38: Профилактика вредных привычек
Тема № 39: Безопасность жизнедеятельности
Тема № 40: Работа с детьми из социально неблагополучных семей
Раздел «Современные подходы и методики воспитательной деятельности во взаимодействии с детскими и молодёжными общественными объединениями»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные современные подходы к воспитательной деятельности (личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный, системно-деятельностный, культурологический и др.), их особенности и возможности применения во взаимодействии с детскими и молодежными общественными объединениями. Знает нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность детских и молодежных общественных объединений. Знает типологию, структуру, функции и особенности деятельности детских и молодежных общественных объединений. Знает принципы организации и проведения воспитательных мероприятий с учетом возрастных особенностей детей и молодежи. Знает методы диагностики и оценки эффективности воспитательной работы в детских и молодежных общественных объединениях.
Умения: Владеет навыками разработки и реализации проектов в рамках деятельности детских и молодежных общественных объединений. Владеет навыками публичных выступлений и проведения презентаций по вопросам воспитательной деятельности. Владеет навыками организации и проведения групповых дискуссий, тренингов, ролевых игр и других интерактивных форм работы с детьми и молодежью в общественных объединениях. Владеет навыками разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями. Владеет навыками мониторинга и оценки результатов воспитательной деятельности в детских и молодежных общественных объединениях.
Навыки: Умеет анализировать и выбирать оптимальные подходы и методики воспитательной деятельности в зависимости от специфики детского или молодежного общественного объединения. Умеет проектировать и реализовывать воспитательные программы и мероприятия во взаимодействии с детскими и молодежными общественными объединениями. Умеет устанавливать и поддерживать продуктивное взаимодействие с представителями детских и молодежных общественных объединений. Умеет организовывать совместную деятельность детей и молодежи в рамках общественных объединений. Умеет применять различные методы воспитания (убеждение, поощрение, пример, упражнение, контроль и др.) в работе с детскими и молодежными общественными объединениями.
Содержание раздела
Тема № 1: Сущность и функции воспитания в современном обществе
Тема № 2: Детские и молодежные общественные объединения: типология и особенности
Тема № 3: Нормативно-правовая база взаимодействия с детскими и молодежными объединениями
Тема № 4: Принципы и методы воспитательной деятельности
Тема № 5: Технологии организации воспитательного процесса
Тема № 6: Проектирование воспитательной деятельности
Тема № 7: Диагностика воспитательной среды
Тема № 8: Индивидуальный подход в воспитании
Тема № 9: Работа с одаренными детьми и молодежью
Тема № 10: Профилактика девиантного поведения
Тема № 11: Формирование гражданской позиции и патриотизма
Тема № 12: Воспитание толерантности и межкультурного диалога
Тема № 13: Экологическое воспитание
Тема № 14: Здоровьесберегающие технологии в воспитательной работе
Тема № 15: Формирование ценностей здорового образа жизни
Тема № 16: Профилактика зависимостей
Тема № 17: Развитие лидерских качеств у детей и молодежи
Тема № 18: Организация коллективной творческой деятельности
Тема № 19: Технологии игровой деятельности в воспитании
Тема № 20: Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательной работе
Тема № 21: Медиаобразование и медиаграмотность
Тема № 22: Социальное проектирование и волонтерство
Тема № 23: Организация и проведение мероприятий различной направленности
Тема № 24: Работа с родителями и семьями
Тема № 25: Взаимодействие с образовательными учреждениями
Тема № 26: Сетевое взаимодействие организаций в воспитательном процессе
Тема № 27: Мониторинг и оценка эффективности воспитательной деятельности
Тема № 28: Фандрайзинг в детских и молодежных объединениях
Тема № 29: Управление конфликтами в детском и молодежном коллективе
Тема № 30: Психолого-педагогическое сопровождение деятельности детских и молодежных объединений
Тема № 31: Работа с трудными подростками
Тема № 32: Инклюзивное воспитание
Тема № 33: Профилактика экстремизма и терроризма
Тема № 34: Безопасность жизнедеятельности в детских и молодежных объединениях
Тема № 35: Этические аспекты воспитательной деятельности
Тема № 36: Самообразование и профессиональное развитие педагога
Тема № 37: Современные тренды в воспитательной деятельности
Тема № 38: Опыт работы лучших детских и молодежных объединений
Раздел «Развитие социально значимых навыков и ценностей у обучающихся в процессе воспитательной деятельности»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные социально значимые ценности (например, толерантность, ответственность, уважение, сотрудничество, патриотизм, гуманизм), их значение для личности и общества, а также способы их проявления в повседневной жизни. Знает основные методы саморегуляции и управления эмоциями. Понимает принципы эффективной коммуникации и особенности межличностного взаимодействия. Знаком с основами конфликтологии и методами разрешения конфликтных ситуаций. Знает формы и методы участия в социально значимой деятельности.
Умения: Владеет навыками толерантного общения и взаимодействия с людьми разных культурных и социальных групп. Владеет навыками самопрезентации и публичных выступлений. Владеет навыками конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. Владеет навыками работы в команде и организации совместной деятельности. Владеет навыками поиска, анализа и использования информации для решения социальных задач.
Навыки: Умеет анализировать ситуации с точки зрения социальных норм и ценностей. Умеет применять методы саморегуляции и контролировать свои эмоции в различных ситуациях. Умеет эффективно коммуницировать, аргументированно выражать свою точку зрения и уважительно относиться к мнению других. Умеет анализировать конфликтные ситуации и находить пути их конструктивного разрешения. Умеет планировать и организовывать свою деятельность в рамках участия в социально значимых проектах.
Содержание раздела
Тема № 1: Понятие воспитания и его роль в современном обществе
Тема № 2: Цели и задачи воспитательной деятельности
Тема № 3: Основные принципы воспитания
Тема № 4: Методы и формы воспитательной работы
Тема № 5: Возрастные особенности обучающихся и их учет в воспитательном процессе
Тема № 6: Развитие коммуникативных навыков
Тема № 7: Формирование культуры общения и этикета
Тема № 8: Развитие навыков публичных выступлений
Тема № 9: Управление конфликтами и разрешение споров
Тема № 10: Развитие эмпатии и толерантности
Тема № 11: Формирование культуры межличностных отношений
Тема № 12: Воспитание уважения к старшим и заботы о младших
Тема № 13: Развитие гражданской ответственности и патриотизма
Тема № 14: Формирование правовой культуры и законопослушного поведения
Тема № 15: Воспитание экологической культуры и бережного отношения к природе
Тема № 16: Формирование здорового образа жизни
Тема № 17: Профилактика вредных привычек
Тема № 18: Развитие навыков самообслуживания и самостоятельности
Тема № 19: Формирование культуры труда и профессиональной ориентации
Тема № 20: Развитие творческих способностей и креативного мышления
Тема № 21: Формирование эстетического вкуса и художественного восприятия
Тема № 22: Развитие интеллектуальных способностей и познавательной активности
Тема № 23: Организация внеурочной деятельности и досуга
Тема № 24: Работа с родителями и взаимодействие с семьей
Тема № 25: Социальное проектирование и волонтерская деятельность
Тема № 26: Работа с детскими и молодежными общественными организациями
Тема № 27: Профилактика девиантного поведения
Тема № 28: Работа с одаренными детьми
Тема № 29: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Тема № 30: Инклюзивное образование и воспитание
Тема № 31: Психолого-педагогическая диагностика в воспитательном процессе
Тема № 32: Оценка эффективности воспитательной работы
Тема № 33: Планирование воспитательной работы
Тема № 34: Мониторинг воспитательного процесса
Тема № 35: Самообразование и профессиональное развитие педагога-воспитателя
Тема № 36: Современные технологии в воспитательной деятельности
Тема № 37: Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитании
Тема № 38: Организация воспитательной среды в образовательной организации
Тема № 39: Роль классного руководителя в воспитательном процессе
Тема № 40: Взаимодействие классного руководителя с другими участниками образовательного процесса
Раздел «Взаимодействие с родителями и законными представителями в рамках воспитательной деятельности»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о роли семьи в формировании гражданской идентичности ребенка; о методах патриотического воспитания в семье.
Умения: Навыки организации и проведения тематических родительских собраний и встреч, посвященных вопросам гражданского и патриотического воспитания; взаимодействия с родительской общественностью в рамках реализации воспитательных проектов.
Навыки: Умение организовывать совместные мероприятия с родителями, направленные на формирование гражданской идентичности и патриотическое воспитание детей; привлекать родителей к участию в реализации программ духовно-нравственного развития.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы коммуникации с родителями
Тема № 2: Психологические особенности взаимодействия с родителями
Тема № 3: Правовые основы взаимодействия с родителями
Тема № 4: Формы взаимодействия с родителями
Тема № 5: Методы взаимодействия с родителями
Тема № 6: Организация родительских собраний
Тема № 7: Проведение индивидуальных консультаций с родителями
Тема № 8: Работа с родительским комитетом
Тема № 9: Привлечение родителей к участию в жизни образовательной организации
Тема № 10: Организация совместных мероприятий с родителями
Тема № 11: Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении
Тема № 12: Работа с семьями, имеющими детей с особыми образовательными потребностями
Тема № 13: Конфликты с родителями и пути их решения
Тема № 14: Этика общения с родителями
Тема № 15: Педагогический такт и толерантность во взаимодействии с родителями
Тема № 16: Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии с родителями
Тема № 17: Документация, связанная с взаимодействием с родителями
Тема № 18: Особенности взаимодействия с родителями в дошкольном образовании
Тема № 19: Особенности взаимодействия с родителями в начальной школе
Тема № 20: Особенности взаимодействия с родителями в основной школе
Тема № 21: Особенности взаимодействия с родителями в старшей школе
Тема № 22: Работа с родителями одаренных детей
Тема № 23: Работа с родителями детей с девиантным поведением
Тема № 24: Профилактика семейного неблагополучия
Тема № 25: Социально-психологическая поддержка семей
Тема № 26: Взаимодействие с родителями в условиях инклюзивного образования
Тема № 27: Партнерство с родителями в образовательном процессе
Тема № 28: Создание позитивного имиджа образовательной организации в глазах родителей
Тема № 29: Мониторинг удовлетворенности родителей качеством образования
Тема № 30: Анализ эффективности взаимодействия с родителями
Тема № 31: Самообразование педагога в области взаимодействия с родителями
Тема № 32: Современные тенденции во взаимодействии с родителями
Тема № 33: Работа с приемными родителями
Тема № 34: Работа с опекунами и попечителями
Тема № 35: Взаимодействие с родителями в условиях дистанционного обучения
Тема № 36: Особенности межкультурного взаимодействия с родителями
Тема № 37: Роль семьи в воспитании и развитии ребенка
Тема № 38: Пропаганда здорового образа жизни среди родителей
Тема № 39: Формирование родительской компетентности
Раздел «Проектирование и реализация воспитательных программ и проектов во взаимодействии с детскими и молодёжными общественными объединениями»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания об истории и современных тенденциях развития детских и молодежных общественных объединений, их структуре, функциях и роли в воспитательном процессе, основных методах и технологиях работы с детскими и молодежными группами, этических принципах взаимодействия с детьми и молодежью.
Умения: Навыки проведения переговоров и достижения консенсуса с представителями детских и молодежных общественных объединений, организации и модерирования дискуссий, тренингов, круглых столов и других форм взаимодействия, анализа и интерпретации результатов реализации воспитательных программ и проектов во взаимодействии с детскими и молодежными общественными объединениями.
Навыки: Умения устанавливать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с представителями детских и молодежных общественных объединений, адаптировать воспитательные программы и проекты к специфике деятельности различных объединений, организовывать совместную деятельность детей, молодежи и взрослых в рамках реализации проектов, мотивировать детей и молодежь к участию в общественно полезной деятельности.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в проектирование воспитательных программ
Тема № 2: Основные понятия и терминология в сфере воспитания
Тема № 3: Нормативно-правовая база воспитательной деятельности
Тема № 4: Цели, задачи и принципы воспитания
Тема № 5: Методы и формы воспитательной работы
Тема № 6: Психолого-педагогические основы воспитания
Тема № 7: Возрастные особенности детей и молодежи
Тема № 8: Диагностика воспитательной среды
Тема № 9: Анализ потребностей целевой аудитории
Тема № 10: Разработка концепции воспитательной программы
Тема № 11: Структура воспитательной программы
Тема № 12: Планирование и организация воспитательных мероприятий
Тема № 13: Технологии проектирования воспитательных программ
Тема № 14: Проектный подход в воспитательной деятельности
Тема № 15: Разработка проекта: от идеи до реализации
Тема № 16: Управление проектом: этапы и инструменты
Тема № 17: Оценка эффективности воспитательной программы
Тема № 18: Мониторинг и контроль реализации проекта
Тема № 19: Детские и молодежные общественные объединения: типология и особенности
Тема № 20: Взаимодействие с детскими и молодежными организациями
Тема № 21: Партнерство в реализации воспитательных программ
Тема № 22: Формы сотрудничества с общественными объединениями
Тема № 23: Привлечение ресурсов для реализации проектов
Тема № 24: Фандрайзинг в сфере воспитания
Тема № 25: Работа с волонтерами
Тема № 26: Организация и проведение мероприятий совместно с ДМОО
Тема № 27: Социальное проектирование в рамках ДМОО
Тема № 28: Развитие лидерских качеств у детей и молодежи
Тема № 29: Формирование гражданской позиции
Тема № 30: Патриотическое воспитание
Тема № 31: Профилактика девиантного поведения
Тема № 32: Здоровый образ жизни и профилактика зависимостей
Тема № 33: Экологическое воспитание
Тема № 34: Художественно-эстетическое воспитание
Тема № 35: Интеллектуальное развитие детей и молодежи
Тема № 36: Работа с родителями и семьями
Тема № 37: Презентация и защита проекта
Тема № 38: Документирование проекта
Тема № 39: Примеры успешных воспитательных программ и проектов
Раздел «Организация внеурочной деятельности и массовых мероприятий в сотрудничестве с детскими и молодёжными общественными объединениями»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о современных тенденциях развития внеурочной деятельности и молодежной политики, о роли детских и молодежных общественных объединений в формировании личности, о принципах проектной деятельности и фandrайзинга.
Умения: Навыки ведения проектной документации; презентации проектов и отчетов о проведенных мероприятиях; работы с различными целевыми аудиториями; эффективного распределения ресурсов (временных, финансовых, материальных, человеческих); самостоятельного поиска и анализа информации в сфере внеурочной деятельности.
Навыки: Умения разрабатывать и реализовывать проекты в сфере внеурочной деятельности совместно с детскими и молодежными общественными объединениями; привлекать внебюджетные средства для финансирования проектов; оценивать риски и разрабатывать меры по их минимизации при проведении массовых мероприятий; анализировать и использовать передовой опыт организации внеурочной деятельности.
Содержание раздела
Тема № 1: Понятие внеурочной деятельности и ее значение в развитии личности
Тема № 2: Нормативно-правовые основы организации внеурочной деятельности
Тема № 3: Основные направления внеурочной деятельности
Тема № 4: Формы организации внеурочной деятельности
Тема № 5: Планирование и организация внеурочной деятельности
Тема № 6: Методы и приемы организации внеурочной деятельности
Тема № 7: Оценка эффективности внеурочной деятельности
Тема № 8: Роль педагога во внеурочной деятельности
Тема № 9: Работа с детскими и молодежными общественными объединениями
Тема № 10: Типология детских и молодежных общественных объединений
Тема № 11: История развития детского и молодежного движения
Тема № 12: Взаимодействие образовательных организаций с детскими и молодежными объединениями
Тема № 13: Совместные проекты и программы с детскими и молодежными объединениями
Тема № 14: Принципы сотрудничества с детскими и молодежными объединениями
Тема № 15: Организация массовых мероприятий
Тема № 16: Классификация массовых мероприятий
Тема № 17: Этапы подготовки и проведения массовых мероприятий
Тема № 18: Разработка сценариев массовых мероприятий
Тема № 19: Техническое обеспечение массовых мероприятий
Тема № 20: Безопасность при проведении массовых мероприятий
Тема № 21: Работа с волонтерами при организации массовых мероприятий
Тема № 22: Фандрайзинг для внеурочной деятельности и массовых мероприятий
Тема № 23: Проектная деятельность во внеурочной деятельности
Тема № 24: Разработка и реализация проектов во внеурочной деятельности
Тема № 25: Оценка эффективности проектов во внеурочной деятельности
Тема № 26: Игровые технологии во внеурочной деятельности
Тема № 27: Информационно-коммуникационные технологии во внеурочной деятельности
Тема № 28: Работа с родителями во внеурочной деятельности
Тема № 29: Инклюзивный подход во внеурочной деятельности
Тема № 30: Психолого-педагогическое сопровождение внеурочной деятельности
Тема № 31: Профилактика девиантного поведения во внеурочной деятельности
Тема № 32: Организация летнего отдыха детей и подростков
Тема № 33: Туристско-краеведческая деятельность во внеурочной работе
Тема № 34: Спортивно-оздоровительная деятельность во внеурочной работе
Тема № 35: Художественно-эстетическая деятельность во внеурочной работе
Тема № 36: Научно-техническая деятельность во внеурочной работе
Тема № 37: Экологическое воспитание во внеурочной деятельности
Тема № 38: Гражданско-патриотическое воспитание во внеурочной деятельности
Тема № 39: духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности
Раздел «Оценка эффективности воспитательной деятельности: критерии и методы анализа»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о самоанализе и рефлексии как инструментах повышения эффективности воспитательной деятельности.
Умения: Навык использования результатов самоанализа для корректировки своей работы и профессионального развития.
Навыки: Умение проводить самоанализ своей воспитательной деятельности.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в оценку эффективности воспитательной деятельности
Тема № 2: Основные понятия и терминология в сфере воспитания
Тема № 3: Цели и задачи воспитательной деятельности
Тема № 4: Критерии эффективности воспитательной деятельности
Тема № 5: Классификация методов анализа воспитательной деятельности
Тема № 6: Количественные методы оценки эффективности
Тема № 7: Качественные методы оценки эффективности
Тема № 8: Смешанные методы оценки эффективности
Тема № 9: Анализ нормативно-правовой базы воспитательной деятельности
Тема № 10: Стандарты и требования к воспитательной работе
Тема № 11: Планирование воспитательной деятельности и ее оценка
Тема № 12: Организация воспитательного процесса и его анализ
Тема № 13: Методы сбора информации для оценки воспитательной деятельности
Тема № 14: Наблюдение как метод оценки воспитательной работы
Тема № 15: Анкетирование и опросы в оценке воспитания
Тема № 16: Тестирование и диагностика в воспитательной сфере
Тема № 17: Анализ продуктов деятельности воспитанников
Тема № 18: Портфолио как метод оценки достижений воспитанников
Тема № 19: Интервьюирование в оценке воспитательной деятельности
Тема № 20: Экспертная оценка в воспитательной работе
Тема № 21: Самооценка эффективности воспитательной деятельности
Тема № 22: Мониторинг воспитательного процесса
Тема № 23: Оценка эффективности работы классного руководителя
Тема № 24: Оценка эффективности работы педагога-организатора
Тема № 25: Оценка эффективности работы социального педагога
Тема № 26: Оценка эффективности работы педагога-психолога
Тема № 27: Работа с родителями и ее оценка
Тема № 28: Взаимодействие с общественными организациями
Тема № 29: Оценка эффективности внеклассной работы
Тема № 30: Оценка эффективности работы кружков и секций
Тема № 31: Оценка эффективности проведения мероприятий
Тема № 32: Проектная деятельность и ее оценка
Тема № 33: Использование информационных технологий в оценке воспитания
Тема № 34: Формирование отчетности по воспитательной работе
Тема № 35: Интерпретация результатов оценки воспитательной деятельности
Тема № 36: Коррекция воспитательной деятельности на основе результатов оценки
Тема № 37: Перспективы развития оценки эффективности воспитательной деятельности
Тема № 38: Этические аспекты оценки воспитательной деятельности
Тема № 39: Примеры успешных практик оценки воспитательной работы
Раздел «Правовые и нормативные основы воспитательной деятельности и взаимодействия с детскими и молодёжными общественными объединениями в образовательной организации»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные правовые и нормативные акты, регулирующие воспитательную деятельность и взаимодействие с детскими и молодёжными общественными объединениями в образовательной организации (Конституция РФ, Закон об образовании, Конвенция о правах ребенка, локальные акты образовательной организации и т.д.); понимает принципы организации и функционирования детских и молодёжных общественных объединений; знает особенности правового статуса участников образовательных отношений в контексте воспитательной деятельности.
Умения: Владеет навыками публичных выступлений и проведения презентаций по вопросам правового регулирования воспитательной деятельности; владеет навыками разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия с детскими и молодёжными общественными объединениями; владеет навыками организации и проведения мероприятий совместно с детскими и молодёжными объединениями.
Навыки: Умеет организовывать взаимодействие с детскими и молодёжными общественными объединениями с учетом их специфики и целей; умеет предоставлять консультации по вопросам создания и деятельности детских и молодёжных объединений в образовательной организации; умеет выстраивать партнерские отношения с детскими и молодёжными общественными объединениями вне образовательной организации.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовая база воспитательной деятельности
Тема № 2: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Тема № 3: Конвенция о правах ребенка
Тема № 4: Локальные акты образовательной организации, регулирующие воспитательную деятельность
Тема № 5: Планирование воспитательной работы
Тема № 6: Организация воспитательного процесса
Тема № 7: Формы и методы воспитательной работы
Тема № 8: Воспитание гражданственности и патриотизма
Тема № 9: Формирование духовно-нравственных ценностей
Тема № 10: Развитие творческих способностей обучающихся
Тема № 11: Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
Тема № 12: Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
Тема № 13: Работа с одаренными детьми
Тема № 14: Работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
Тема № 15: Индивидуальная работа с обучающимися
Тема № 16: Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Тема № 17: Педагогическое общение в воспитательном процессе
Тема № 18: Конфликтология в воспитательной деятельности
Тема № 19: Психолого-педагогические основы воспитания
Тема № 20: Возрастные особенности обучающихся
Тема № 21: Детские и молодежные общественные объединения
Тема № 22: Правовой статус детских и молодежных общественных объединений
Тема № 23: Виды детских и молодежных общественных объединений
Тема № 24: Принципы деятельности детских и молодежных общественных объединений
Тема № 25: Организация работы с детскими и молодежными общественными объединениями в образовательной организации
Тема № 26: Взаимодействие образовательной организации с детскими и молодежными общественными объединениями
Тема № 27: Поддержка детских и молодежных инициатив
Тема № 28: Проектная деятельность в рамках детских и молодежных общественных объединений
Тема № 29: Организация и проведение мероприятий с участием детских и молодежных общественных объединений
Тема № 30: Мониторинг эффективности взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями
Тема № 31: Финансирование деятельности детских и молодежных общественных объединений
Тема № 32: Отчетность по работе с детскими и молодежными общественными объединениями
Тема № 33: Роль педагога-организатора во взаимодействии с детскими и молодежными общественными объединениями
Тема № 34: Профессиональная этика педагога во взаимодействии с детскими и молодежными общественными объединениями
Тема № 35: Современные тенденции развития детских и молодежных общественных объединений
Тема № 36: Международное сотрудничество детских и молодежных общественных объединений
Тема № 37: Информационные технологии в работе с детскими и молодежными общественными объединениями
Тема № 38: Опыт работы образовательных организаций с детскими и молодежными общественными объединениями
Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.
Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.
Условия реализации рабочей программы модуля
Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля
Электронные учебные издания
Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503
Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Электронные методические издания
Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252
Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597
Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).
Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)
Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):
- Состав современных профессиональных баз данных
Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)
Открытые данные России (https://data.gov.ru/)
Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)
База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)
- Состав информационных справочных систем
База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)
Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)
Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)
Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)
Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)
Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)
Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)
- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти
Президент России (http://kremlin.ru/)
Правительство России (http://government.ru/)
Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)
Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)
Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)
- Иные информационные ресурсы - периодическими издания
TACC (https://tass.ru/)
РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)
Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)
RT (https://rt.com/)
- Информационные поисковые системы
Яндекс (https://ya.ru/)
MAIL.RU (https://www.mail.ru/)