Приложение 3
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"
"05" июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
ВМ.15 «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Русский язык и литература» в основном общем и среднем общем образовании (учебные предметы: «Русский язык», «Литература»)»
Дополнительная профессиональная программа
«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»
г. Москва
Территория Инновационного центра Сколково
Наименование модуля: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Русский язык и литература» в основном общем и среднем общем образовании (учебные предметы: «Русский язык», «Литература»).
Тип модуля: вариативный модуль.
Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Русский язык и литература» в основном общем и среднем общем образовании (учебные предметы: «Русский язык», «Литература»)».
Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.
Структура и содержание модуля
| Элемент | Всего, ак.ч. | Лекций, ак.ч. | Практических занятий, ак.ч. | Результаты обучения (коды) |
|---|---|---|---|---|
| Раздел «Психолого-педагогические аспекты обучения русскому языку и литературе» | 8 | 2 | 2 | ПК-15 |
| Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по предметам «Русский язык» и «Литература» с учётом ФГОС» | 8 | 2 | 2 | ПК-15 |
| Раздел «Современные подходы и методики преподавания русского языка и литературы» | 8 | 2 | 2 | ПК-15 |
| Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся при изучении русского языка и литературы» | 8 | 2 | 2 | ПК-15 |
| Раздел «Внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в преподавании русского языка и литературы» | 8 | 2 | 2 | ПК-15 |
| Раздел «Использование цифровых образовательных ресурсов и технологий в преподавании русского языка и литературы» | 8 | 2 | 2 | ПК-15 |
| Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе» | 8 | 2 | 2 | ПК-15 |
| Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по русскому языку и литературе» | 8 | 2 | 2 | ПК-15 |
| Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по предметам «Русский язык» и «Литература»: критерии и методы анализа» | 8 | 2 | 2 | ПК-15 |
Раздел «Психолого-педагогические аспекты обучения русскому языку и литературе»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает особенности развития речевой деятельности учащихся разных возрастов. Знает специфику формирования языковых и коммуникативных навыков. Знает психологические механизмы восприятия и понимания художественного текста.
Умения: Владеет навыками стимулирования речевой активности учащихся. Владеет навыками организации работы с художественным текстом, направленной на глубокое осмысление его содержания и идейно-художественного своеобразия. Владеет навыками развития у учащихся навыков выразительного чтения и устного и письменного речевого общения.
Навыки: Умеет диагностировать уровень речевого развития учащихся. Умеет подбирать эффективные методы и приемы развития речи учащихся. Умеет формировать у учащихся навыки анализа и интерпретации литературных произведений. Умеет организовывать дискуссии и другие формы активной учебной деятельности, способствующие развитию критического мышления и творческих способностей учащихся.
Содержание раздела
Тема № 1: Психологические особенности восприятия и усвоения языка
Тема № 2: Возрастные особенности учащихся в обучении русскому языку и литературе
Тема № 3: Мотивация к изучению русского языка и литературы
Тема № 4: Когнитивные процессы в освоении языка и литературы
Тема № 5: Развитие речи учащихся
Тема № 6: Роль памяти в изучении русского языка и литературы
Тема № 7: Влияние внимания на эффективность обучения
Тема № 8: Мышление и его роль в понимании текста
Тема № 9: Воображение и творчество на уроках литературы
Тема № 10: Эмоциональный интеллект и его значение в изучении художественных произведений
Тема № 11: Психология чтения
Тема № 12: Психология письма
Тема № 13: Психологические аспекты развития устной речи
Тема № 14: Методы изучения психологических особенностей учащихся
Тема № 15: Диагностика уровня развития речи учащихся
Тема № 16: Индивидуальный подход в обучении русскому языку и литературе
Тема № 17: Работа с одаренными детьми
Тема № 18: Работа с детьми, испытывающими трудности в обучении
Тема № 19: Психолого-педагогические основы обучения грамоте
Тема № 20: Психолого-педагогические основы обучения орфографии
Тема № 21: Психолого-педагогические основы обучения пунктуации
Тема № 22: Психолого-педагогические основы обучения стилистике
Тема № 23: Психолого-педагогические основы анализа литературного произведения
Тема № 24: Развитие критического мышления на уроках литературы
Тема № 25: Формирование читательской компетентности
Тема № 26: Роль игры в обучении русскому языку и литературе
Тема № 27: Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении
Тема № 28: Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
Тема № 29: Технологии развития речи учащихся
Тема № 30: Коммуникативная компетентность учащихся
Тема № 31: Создание благоприятного психологического климата в классе
Тема № 32: Преодоление учебной тревожности у учащихся
Тема № 33: Профилактика и коррекция речевых нарушений
Тема № 34: Взаимодействие учителя с родителями
Тема № 35: Педагогическое общение
Тема № 36: Самообразование учителя русского языка и литературы
Тема № 37: Рефлексия педагогической деятельности
Тема № 38: Современные педагогические технологии в преподавании русского языка и литературы
Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по предметам «Русский язык» и «Литература» с учётом ФГОС»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о художественной литературе как виде искусства; об основных этапах развития русской и мировой литературы; о содержании изученных литературных произведений; о жанрово-родовом своеобразии литературных произведений; о средствах художественной выразительности; о теории литературы (композиция, сюжет, образ, тема, идея, конфликт и др.); о выдающихся писателях и поэтах.
Умения: Навыки выразительного чтения художественных текстов; анализа текста с использованием литературоведческих терминов; создания связных устных и письменных высказываний о прочитанном; участия в дискуссиях по литературным произведениям; самостоятельного поиска информации о писателях и их произведениях.
Навыки: Умения анализировать и интерпретировать литературные произведения; выявлять авторскую позицию; аргументировать свою точку зрения; сопоставлять произведения разных авторов и эпох; создавать собственные тексты (сочинения, эссе, отзывы, рецензии) на основе прочитанного; проводить исследовательскую работу по литературе; работать с различными источниками информации.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовые основы преподавания русского языка и литературы
Тема № 2: Федеральный государственный образовательный стандарт: структура и содержание
Тема № 3: Планирование учебного процесса по русскому языку и литературе
Тема № 4: Разработка рабочей программы по русскому языку
Тема № 5: Разработка рабочей программы по литературе
Тема № 6: Календарно-тематическое планирование по русскому языку
Тема № 7: Календарно-тематическое планирование по литературе
Тема № 8: Методы и приемы обучения русскому языку
Тема № 9: Методы и приемы обучения литературе
Тема № 10: Современные образовательные технологии в преподавании русского языка
Тема № 11: Современные образовательные технологии в преподавании литературы
Тема № 12: Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка
Тема № 13: Формирование функциональной грамотности на уроках литературы
Тема № 14: Развитие речи учащихся на уроках русского языка
Тема № 15: Развитие речи учащихся на уроках литературы
Тема № 16: Организация самостоятельной работы учащихся по русскому языку
Тема № 17: Организация самостоятельной работы учащихся по литературе
Тема № 18: Контроль и оценка учебных достижений по русскому языку
Тема № 19: Контроль и оценка учебных достижений по литературе
Тема № 20: Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка
Тема № 21: Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках литературы
Тема № 22: Проектная деятельность на уроках русского языка
Тема № 23: Проектная деятельность на уроках литературы
Тема № 24: Внеурочная деятельность по русскому языку
Тема № 25: Внеурочная деятельность по литературе
Тема № 26: Работа с одаренными детьми по русскому языку и литературе
Тема № 27: Работа с учащимися, испытывающими трудности в изучении русского языка
Тема № 28: Работа с учащимися, испытывающими трудности в изучении литературы
Тема № 29: Интеграция русского языка и литературы в образовательном процессе
Тема № 30: Межпредметные связи русского языка и литературы с другими предметами
Тема № 31: Формирование читательской компетентности учащихся
Тема № 32: Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку
Тема № 33: Подготовка к государственной итоговой аттестации по литературе
Тема № 34: Психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастных групп
Тема № 35: Организация образовательного пространства на уроках русского языка и литературы
Тема № 36: Самообразование и профессиональное развитие учителя русского языка и литературы
Тема № 37: Опыт работы лучших учителей русского языка и литературы
Тема № 38: Анализ и самоанализ урока русского языка и литературы
Тема № 39: Родительское собрание по русскому языку и литературе
Раздел «Современные подходы и методики преподавания русского языка и литературы»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает современные подходы к преподаванию русского языка и литературы (коммуникативно-деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный, интегративный и др.), их теоретические основы, цели, задачи, принципы реализации, преимущества и недостатки. Знает современные методики и технологии обучения русскому языку и литературе (технология развития критического мышления, проектная технология, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, технология мастерских и др.), особенности их применения в образовательном процессе. Знает современные образовательные стандарты, требования к результатам обучения, критерии оценки учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе. Знает особенности организации учебного процесса с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Знает методы и формы контроля и оценки результатов обучения.
Умения: Владеет навыками проектирования уроков русского языка и литературы с использованием современных подходов и методик. Владеет навыками применения различных методов и приемов обучения (исследовательских, проблемных, проектных, игровых и др.). Владеет навыками организации самостоятельной, групповой и индивидуальной работы учащихся. Владеет навыками использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Владеет навыками анализа и интерпретации результатов обучения учащихся, выявления трудностей и коррекции педагогической деятельности.
Навыки: Умеет анализировать и выбирать оптимальные подходы, методы и технологии обучения русскому языку и литературе в соответствии с целями урока, содержанием учебного материала и особенностями учащихся. Умеет разрабатывать и проводить уроки русского языка и литературы с использованием современных методик и технологий, интегрируя различные виды учебной деятельности. Умеет создавать развивающую образовательную среду, стимулирующую познавательную активность и самостоятельность учащихся. Умеет применять различные методы и формы контроля и оценки результатов обучения, анализировать их эффективность и корректировать свою педагогическую деятельность. Умеет работать с цифровыми образовательными ресурсами и инструментами.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы коммуникативной методики преподавания русского языка
Тема № 2: Развитие речи учащихся на уроках русского языка
Тема № 3: Работа с текстом в современной школе
Тема № 4: Функциональная грамотность на уроках русского языка
Тема № 5: Методика преподавания лексики и фразеологии
Тема № 6: Методика преподавания грамматики русского языка
Тема № 7: Формирование орфографической и пунктуационной грамотности
Тема № 8: Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка
Тема № 9: Проектная деятельность на уроках русского языка
Тема № 10: Дифференцированный подход в обучении русскому языку
Тема № 11: Оценка результатов обучения русскому языку
Тема № 12: Современные подходы к преподаванию литературы
Тема № 13: Развитие читательской компетенции учащихся
Тема № 14: Анализ художественного текста
Тема № 15: Методика преподавания русской классической литературы
Тема № 16: Методика преподавания современной литературы
Тема № 17: Межпредметные связи в преподавании литературы
Тема № 18: Театральная педагогика на уроках литературы
Тема № 19: Работа с экранизациями литературных произведений
Тема № 20: Использование цифровых ресурсов на уроках литературы
Тема № 21: Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы
Тема № 22: Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Тема № 23: Подготовка к ОГЭ по русскому языку
Тема № 24: Подготовка к итоговому сочинению
Тема № 25: Инклюзивное образование на уроках русского языка и литературы
Тема № 26: Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Тема № 27: Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе
Тема № 28: Лингвокультурологический аспект преподавания русского языка и литературы
Тема № 29: Риторика и культура речи в школьном курсе русского языка
Тема № 30: Методика преподавания стилистики русского языка
Тема № 31: Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы
Тема № 32: Формирование медийной грамотности учащихся
Тема № 33: Работа с разными типами учебников по русскому языку и литературе
Тема № 34: Психологические особенности учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе
Тема № 35: Формирование учебной мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы
Тема № 36: Самообразование и профессиональное развитие учителя русского языка и литературы
Тема № 37: Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе
Тема № 38: Опыт коллег: инновационные методики и приемы
Тема № 39: Организация исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе
Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся при изучении русского языка и литературы»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о различных видах чтения, основных стратегиях понимания текста, способах эффективного запоминания информации. Знания о нормах русского литературного языка, основных орфографических и пунктуационных правилах.
Умения: Навыки различных видов чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое), составления конспектов и тезисов, работы со словарями и справочниками. Навыки грамотного письма, редактирования и корректировки текстов.
Навыки: Умения анализировать и интерпретировать тексты различных жанров и стилей, выявлять авторскую позицию и идейно-тематическое содержание, определять изобразительно-выразительные средства языка, аргументированно высказывать свою точку зрения, составлять различные виды текстов (эссе, рецензии, аннотации, доклады, статьи), проводить самостоятельные исследования по русскому языку и литературе. Умения планировать и организовывать свою учебную деятельность, работать индивидуально и в команде, критически оценивать информацию.
Содержание раздела
Тема № 1: Развитие навыков чтения и понимания текста
Тема № 2: Работа с разными типами текстов (художественные, публицистические, научные)
Тема № 3: Анализ структуры текста и его компонентов
Тема № 4: Выделение главной мысли и ключевых идей текста
Тема № 5: Интерпретация текста и формулирование собственного мнения
Тема № 6: Развитие навыков критического мышления при работе с текстом
Тема № 7: Работа со словарём и расширение словарного запаса
Тема № 8: Этимология слов и их употребление в контексте
Тема № 9: Развитие навыков устной речи и публичных выступлений
Тема № 10: Подготовка и проведение презентаций
Тема № 11: Участие в дискуссиях и дебатах
Тема № 12: Техники аргументации и убеждения
Тема № 13: Развитие навыков слушания и восприятия информации
Тема № 14: Задавание вопросов и активное участие в диалоге
Тема № 15: Развитие навыков письменной речи
Тема № 16: Написание сочинений разных жанров (эссе, рассуждение, повествование)
Тема № 17: Создание текстов разных стилей (официально-деловой, научный, публицистический)
Тема № 18: Работа с орфографическими и пунктуационными правилами
Тема № 19: Грамматический разбор предложений
Тема № 20: Синтаксис и пунктуация сложных предложений
Тема № 21: Морфологический разбор слов
Тема № 22: Словообразование и морфемика
Тема № 23: Лексика и фразеология русского языка
Тема № 24: Стилистика русского языка
Тема № 25: История русского языка
Тема № 26: Развитие творческого мышления и воображения
Тема № 27: Написание творческих работ (стихи, рассказы, пьесы)
Тема № 28: Анализ литературных произведений
Тема № 29: Изучение литературных направлений и течений
Тема № 30: Работа с художественными образами и символами
Тема № 31: Развитие навыков анализа поэтического текста
Тема № 32: Изучение истории русской литературы
Тема № 33: Работа с литературно-критическими статьями
Тема № 34: Подготовка к олимпиадам и конкурсам по русскому языку и литературе
Тема № 35: Развитие навыков самообразования и самостоятельной работы
Тема № 36: Работа с информационными ресурсами и технологиями
Тема № 37: Формирование информационной культуры
Тема № 38: Развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде
Тема № 39: Рефлексия и самооценка учебной деятельности
Раздел «Внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в преподавании русского языка и литературы»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знание о роли и месте межпредметных связей в развитии функциональной грамотности учащихся; знание о возможностях использования проектной деятельности для формирования ключевых компетенций; знание нормативно-правовой базы, регулирующей проектную деятельность в образовательных учреждениях; знание о различных моделях организации проектной деятельности (индивидуальные, групповые, парные проекты); знание о различных типах проектов (исследовательские, творческие, практико-ориентированные).
Умения: Навыки планирования и организации проектной деятельности; навыки работы в команде; навыки критического мышления и анализа информации; навыки решения проблемных ситуаций, возникающих в процессе работы над проектами; навыки презентации результатов проектной деятельности с использованием различных средств и технологий.
Навыки: Умение анализировать учебные программы разных предметов для выявления возможностей интеграции; умение формулировать цели и задачи межпредметных проектов; умение создавать условия для самостоятельной работы учащихся в рамках проектной деятельности; умение использовать различные методы и приемы обучения при реализации межпредметных проектов; умение консультировать учащихся в процессе работы над проектами.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы межпредметных связей
Тема № 2: Межпредметные связи русского языка с другими гуманитарными дисциплинами
Тема № 3: Межпредметные связи русского языка с естественнонаучными дисциплинами
Тема № 4: Межпредметные связи литературы с другими гуманитарными дисциплинами
Тема № 5: Межпредметные связи литературы с искусством
Тема № 6: Методические приемы реализации межпредметных связей на уроках русского языка
Тема № 7: Методические приемы реализации межпредметных связей на уроках литературы
Тема № 8: Интегрированные уроки русского языка и литературы
Тема № 9: Интегрированные уроки с участием других предметов
Тема № 10: Разработка интегрированных уроков
Тема № 11: Проектная деятельность в образовательном процессе
Тема № 12: Типы учебных проектов
Тема № 13: Этапы проектной деятельности
Тема № 14: Планирование учебного проекта
Тема № 15: Организация проектной деятельности на уроках русского языка
Тема № 16: Организация проектной деятельности на уроках литературы
Тема № 17: Роль учителя в проектной деятельности учащихся
Тема № 18: Формирование проектных компетенций у учащихся
Тема № 19: Оценка результатов проектной деятельности
Тема № 20: Индивидуальные проекты по русскому языку
Тема № 21: Групповые проекты по русскому языку
Тема № 22: Индивидуальные проекты по литературе
Тема № 23: Групповые проекты по литературе
Тема № 24: Межпредметные проекты с участием русского языка
Тема № 25: Межпредметные проекты с участием литературы
Тема № 26: Использование ИКТ в проектной деятельности
Тема № 27: Презентация результатов проектной деятельности
Тема № 28: Примеры успешных проектов по русскому языку и литературе
Тема № 29: Развитие критического мышления через проектную деятельность
Тема № 30: Формирование коммуникативных навыков через проектную деятельность
Тема № 31: Развитие исследовательских навыков учащихся
Тема № 32: Работа с информацией в рамках проектной деятельности
Тема № 33: Самостоятельная работа учащихся в проекте
Тема № 34: Проектная деятельность как средство повышения мотивации к изучению русского языка и литературы
Тема № 35: Организация проектной деятельности во внеурочное время
Тема № 36: Роль проектной деятельности в формировании функциональной грамотности
Тема № 37: Современные подходы к организации проектной деятельности
Тема № 38: Проектная деятельность и личностно-ориентированное обучение
Раздел «Использование цифровых образовательных ресурсов и технологий в преподавании русского языка и литературы»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает методики использования ЦОР для развития различных видов речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, аудирование) на уроках русского языка и литературы. Знает, как использовать ЦОР для формирования функциональной грамотности учащихся. Знает, как использовать ЦОР для организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Умения: Владеет навыками работы с различными типами ЦОР, включая образовательные платформы, электронные словари и библиотеки, инструменты для создания интерактивных упражнений, программы для создания презентаций и видеоматериалов. Владеет навыками поиска, отбора и критической оценки информации в цифровом пространстве. Владеет навыками организации взаимодействия учащихся с ЦОР, включая работу в онлайн-среде и использование мобильных устройств. Владеет навыками создания собственных цифровых образовательных материалов, адаптированных к потребностям учащихся.
Навыки: Умеет применять ЦОР для дифференциации и индивидуализации обучения русскому языку и литературе. Умеет использовать ЦОР для организации интерактивных и игровых форм обучения. Умеет создавать мотивирующую образовательную среду с помощью ЦОР. Умеет анализировать результаты применения ЦОР и корректировать свою деятельность.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
Тема № 2: Типология ЦОР для русского языка и литературы
Тема № 3: Критерии выбора и оценки качества ЦОР
Тема № 4: Создание интерактивных упражнений
Тема № 5: Работа с текстовыми редакторами и процессорами
Тема № 6: Использование презентаций в обучении русскому языку и литературе
Тема № 7: Применение электронных таблиц для анализа литературных произведений
Тема № 8: Работа с образовательными платформами
Тема № 9: Организация дистанционного обучения русскому языку и литературе
Тема № 10: Использование цифровых словарей и энциклопедий
Тема № 11: Работа с электронными библиотеками
Тема № 12: Создание и использование виртуальных экскурсий
Тема № 13: Применение аудио- и видеоматериалов на уроках
Тема № 14: Работа с подкастами и аудиокнигами
Тема № 15: Использование фильмов и экранизаций в обучении литературе
Тема № 16: Создание и использование интерактивных тестов
Тема № 17: Разработка онлайн-квестов и игр по русскому языку и литературе
Тема № 18: Использование социальных сетей в образовательных целях
Тема № 19: Блоггинг и ведение образовательных сообществ
Тема № 20: Применение инструментов для совместной работы онлайн
Тема № 21: Организация онлайн-конференций и вебинаров
Тема № 22: Цифровые инструменты для развития навыков чтения
Тема № 23: Цифровые инструменты для развития навыков письма
Тема № 24: Цифровые инструменты для развития устной речи
Тема № 25: Работа с программами для проверки орфографии и грамматики
Тема № 26: Использование цифровых ресурсов для изучения истории русского языка
Тема № 27: Применение ЦОР для анализа стилистики текста
Тема № 28: Работа с корпусами текстов
Тема № 29: Использование цифровых инструментов для изучения лингвистических явлений
Тема № 30: Создание цифровых проектов по русскому языку и литературе
Тема № 31: Авторское право и использование ЦОР
Тема № 32: Информационная безопасность в цифровой образовательной среде
Тема № 33: Развитие цифровой грамотности учащихся
Тема № 34: Формирование медийной грамотности учащихся
Тема № 35: Методика использования ЦОР на разных этапах урока
Тема № 36: Интеграция ЦОР в различные образовательные модели
Тема № 37: Оценка эффективности применения ЦОР
Тема № 38: Перспективы развития цифровых технологий в образовании
Тема № 39: Примеры успешной практики использования ЦОР в преподавании русского языка и литературы
Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные принципы, методы и инструменты оценки и мониторинга учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе (нормативно-правовая база, виды оценочных процедур, критерии оценивания, методы анализа результатов). Знает особенности оценки различных видов речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо) и литературного анализа. Знает этические аспекты оценивания.
Умения: Владеет навыками ведения документации по оценке и мониторингу учебных достижений. Владеет навыками публичного представления результатов мониторинга учебных достижений.
Навыки: Умеет проектировать систему оценки и мониторинга учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе в соответствии с требованиями ФГОС. Умеет проводить самоанализ и рефлексию собственной оценочной деятельности.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы оценки учебных достижений
Тема № 2: Нормативно-правовая база оценки образовательных результатов
Тема № 3: Виды и формы контроля знаний по русскому языку и литературе
Тема № 4: Уровни усвоения знаний и умений
Тема № 5: Критерии оценивания учебных достижений
Тема № 6: Разработка контрольно-измерительных материалов (КИМ)
Тема № 7: Типология заданий по русскому языку
Тема № 8: Типология заданий по литературе
Тема № 9: Оценивание устных ответов по русскому языку
Тема № 10: Оценивание устных ответов по литературе
Тема № 11: Оценивание письменных работ по русскому языку
Тема № 12: Оценивание письменных работ по литературе
Тема № 13: Оценивание творческих работ по русскому языку
Тема № 14: Оценивание творческих работ по литературе
Тема № 15: Оценивание проектной деятельности по русскому языку и литературе
Тема № 16: Использование цифровых инструментов для оценивания
Тема № 17: Формирование портфолио ученика по русскому языку и литературе
Тема № 18: Анализ результатов учебных достижений
Тема № 19: Мониторинг учебного процесса по русскому языку
Тема № 20: Мониторинг учебного процесса по литературе
Тема № 21: Диагностика уровня обученности по русскому языку
Тема № 22: Диагностика уровня обученности по литературе
Тема № 23: Интерпретация результатов мониторинга и диагностики
Тема № 24: Коррекция учебного процесса на основе результатов мониторинга
Тема № 25: Индивидуальный подход к оцениванию учащихся
Тема № 26: Работа с одаренными детьми по русскому языку и литературе
Тема № 27: Работа со слабоуспевающими учащимися по русскому языку и литературе
Тема № 28: Взаимодействие с родителями по вопросам оценки учебных достижений
Тема № 29: Использование результатов оценки для повышения качества образования
Тема № 30: Самооценка учебных достижений учащимися
Тема № 31: Рефлексия собственной педагогической деятельности в области оценки
Тема № 32: Современные тенденции в оценке образовательных результатов
Тема № 33: Формирующее оценивание
Тема № 34: Суммативное оценивание
Тема № 35: Критериальное оценивание
Тема № 36: Компетентностный подход в оценке учебных достижений
Тема № 37: Организация и проведение экзаменов по русскому языку и литературе
Тема № 38: Анализ типичных ошибок учащихся на экзаменах
Тема № 39: Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации
Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по русскому языку и литературе»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания об истории развития методики преподавания русского языка и литературы, различных лингвистических и литературоведческих школах и направлениях. Знания о современных тенденциях в развитии образования, перспективах использования информационных технологий в образовательном процессе.
Умения: Навыки критического анализа научной литературы и образовательных практик. Навыки публичных выступлений и презентации своих разработок. Навыки самостоятельной научно-исследовательской работы.
Навыки: Умение интегрировать знания из разных областей для создания междисциплинарных курсов. Умение проводить исследования в области методики преподавания русского языка и литературы. Умение представлять результаты своей работы в устной и письменной форме, аргументированно защищать свои идеи.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы педагогического дизайна
Тема № 2: Теории обучения и их применение в разработке курсов
Тема № 3: Анализ целевой аудитории и потребностей учащихся
Тема № 4: Формулирование целей и задач курса
Тема № 5: Разработка структуры и содержания курса
Тема № 6: Выбор методов и технологий обучения
Тема № 7: Интерактивные методы обучения русскому языку и литературе
Тема № 8: Использование цифровых технологий в обучении
Тема № 9: Создание учебных материалов: тексты, презентации, видео
Тема № 10: Разработка заданий и упражнений для развития языковых навыков
Тема № 11: Разработка заданий и упражнений для развития литературного анализа
Тема № 12: Критическое мышление в преподавании русского языка и литературы
Тема № 13: Проектная деятельность в курсе русского языка и литературы
Тема № 14: Игровые технологии в обучении русскому языку и литературе
Тема № 15: Формирование коммуникативной компетенции
Тема № 16: Развитие навыков чтения и анализа художественных текстов
Тема № 17: Развитие навыков письма и создания собственных текстов
Тема № 18: Оценка знаний и умений учащихся
Тема № 19: Разработка критериев оценивания
Тема № 20: Формы контроля и оценивания: тесты, эссе, проекты
Тема № 21: Самостоятельная работа учащихся
Тема № 22: Организация учебного процесса
Тема № 23: Планирование уроков и занятий
Тема № 24: Управление временем в рамках курса
Тема № 25: Работа с разными типами учащихся
Тема № 26: Индивидуальный подход в обучении
Тема № 27: Мотивация учащихся
Тема № 28: Создание благоприятной учебной среды
Тема № 29: Авторское право и этические аспекты разработки курсов
Тема № 30: Презентация и продвижение авторского курса
Тема № 31: Анализ эффективности разработанного курса
Тема № 32: Работа с обратной связью от учащихся
Тема № 33: Современные тенденции в преподавании русского языка и литературы
Тема № 34: Интеграция русского языка и литературы с другими предметами
Тема № 35: Разработка курсов для разных уровней обучения
Тема № 36: Разработка онлайн-курсов по русскому языку и литературе
Тема № 37: Использование LMS платформ для проведения курсов
Тема № 38: Практика создания авторских учебных материалов
Тема № 39: Практика проведения фрагментов занятий
Тема № 40: Рефлексия собственной педагогической деятельности
Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по предметам «Русский язык» и «Литература»: критерии и методы анализа»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания (специфичные для литературы) Критерии: Знание основных литературных направлений, течений и жанров. Знание содержания изученных произведений. Знание биографий писателей и поэтов. Методы анализа: Литературные диктанты. Тесты по литературе. Устные опросы по содержанию произведений. Анализ письменных работ (сочинений, эссе).
Умения: Навыки (специфичные для русского языка) Критерии: Каллиграфические навыки. Навыки орфографического и пунктуационного анализа. Навыки морфемного и синтаксического разбора. Методы анализа: Диктанты (в том числе контрольные, словарные, выборочные). Грамматические разборы (устные и письменные). Тесты по русскому языку. Анализ письменных работ.
Навыки: Умения Критерии: Умение анализировать и интерпретировать тексты различных жанров. Умение применять полученные знания на практике (например, создавать собственные тексты, проводить лингвистический анализ). Умение аргументированно высказывать свою точку зрения. Умение работать с различными источниками информации. Умение грамотно выражать свои мысли устно и письменно. Методы анализа: Анализ письменных работ (сочинений, эссе, аналитических обзоров). Наблюдение за участием в дискуссиях и обсуждениях. Анализ выполнения практических заданий. Презентации. Проектная деятельность.
Содержание раздела
Тема № 1: Цели и задачи анализа педагогической деятельности
Тема № 2: Нормативно-правовая база анализа и оценки педагогической деятельности
Тема № 3: Критерии эффективности педагогической деятельности по русскому языку
Тема № 4: Критерии эффективности педагогической деятельности по литературе
Тема № 5: Методы анализа педагогической деятельности: наблюдение
Тема № 6: Методы анализа педагогической деятельности: анкетирование
Тема № 7: Методы анализа педагогической деятельности: тестирование
Тема № 8: Методы анализа педагогической деятельности: изучение документации
Тема № 9: Методы анализа педагогической деятельности: самоанализ
Тема № 10: Анализ планирования уроков русского языка и литературы
Тема № 11: Анализ структуры урока русского языка
Тема № 12: Анализ структуры урока литературы
Тема № 13: Анализ содержания уроков русского языка
Тема № 14: Анализ содержания уроков литературы
Тема № 15: Анализ методик преподавания русского языка
Тема № 16: Анализ методик преподавания литературы
Тема № 17: Анализ использования образовательных технологий на уроках русского языка
Тема № 18: Анализ использования образовательных технологий на уроках литературы
Тема № 19: Анализ организации самостоятельной работы учащихся по русскому языку
Тема № 20: Анализ организации самостоятельной работы учащихся по литературе
Тема № 21: Анализ организации контроля знаний по русскому языку
Тема № 22: Анализ организации контроля знаний по литературе
Тема № 23: Анализ развития речи учащихся на уроках русского языка
Тема № 24: Анализ развития речи учащихся на уроках литературы
Тема № 25: Анализ формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка
Тема № 26: Анализ формирования коммуникативной компетенции на уроках литературы
Тема № 27: Анализ формирования читательской компетенции на уроках литературы
Тема № 28: Анализ формирования лингвистической компетенции на уроках русского языка
Тема № 29: Анализ развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Тема № 30: Анализ формирования нравственных ценностей на уроках литературы
Тема № 31: Анализ воспитательного потенциала уроков русского языка и литературы
Тема № 32: Анализ использования ИКТ на уроках русского языка и литературы
Тема № 33: Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Тема № 34: Работа со слабоуспевающими учащимися по русскому языку и литературе
Тема № 35: Формирование учебной мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы
Тема № 36: Создание благоприятного психологического климата на уроке
Тема № 37: Взаимодействие с родителями учащихся
Тема № 38: Современные тенденции в преподавании русского языка и литературы
Тема № 39: Инновационные подходы к анализу и оценке педагогической деятельности
Тема № 40: Составление отчета по результатам анализа педагогической деятельности
Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.
Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.
Условия реализации рабочей программы модуля
Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля
Электронные учебные издания
Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503
Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Электронные методические издания
Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252
Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597
Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).
Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)
Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):
- Состав современных профессиональных баз данных
Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)
Открытые данные России (https://data.gov.ru/)
Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)
База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)
- Состав информационных справочных систем
База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)
Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)
Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)
Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)
Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)
Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)
Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)
- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти
Президент России (http://kremlin.ru/)
Правительство России (http://government.ru/)
Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)
Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)
Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)
- Иные информационные ресурсы - периодическими издания
TACC (https://tass.ru/)
РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)
Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)
RT (https://rt.com/)
- Информационные поисковые системы
Яндекс (https://ya.ru/)
MAIL.RU (https://www.mail.ru/)