Приложение 3
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"
"05" июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
ВМ.16 «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Родной язык и родная литература» в основном общем и среднем общем образовании (учебные предметы: «Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации», «Родная литература»)»
Дополнительная профессиональная программа
«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»
г. Москва
Территория Инновационного центра Сколково
Наименование модуля: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Родной язык и родная литература» в основном общем и среднем общем образовании (учебные предметы: «Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации», «Родная литература»).
Тип модуля: вариативный модуль.
Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Родной язык и родная литература» в основном общем и среднем общем образовании (учебные предметы: «Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации», «Родная литература»)».
Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.
Структура и содержание модуля
| Элемент | Всего, ак.ч. | Лекций, ак.ч. | Практических занятий, ак.ч. | Результаты обучения (коды) |
|---|---|---|---|---|
| Раздел «Психолого-педагогические аспекты обучения родному языку и родной литературе» | 8 | 2 | 2 | ПК-16 |
| Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по предметам «Родной язык» и «Родная литература» с учётом ФГОС» | 8 | 2 | 2 | ПК-16 |
| Раздел «Современные подходы и методики преподавания родного языка и родной литературы» | 8 | 2 | 2 | ПК-16 |
| Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся при изучении родного языка и родной литературы» | 8 | 2 | 2 | ПК-16 |
| Раздел «Внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в преподавании родного языка и родной литературы» | 8 | 2 | 2 | ПК-16 |
| Раздел «Использование цифровых образовательных ресурсов и технологий в преподавании родного языка и родной литературы» | 8 | 2 | 2 | ПК-16 |
| Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по родному языку и родной литературе» | 8 | 2 | 2 | ПК-16 |
| Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по родному языку и родной литературе» | 8 | 2 | 2 | ПК-16 |
| Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по предметам «Родной язык» и «Родная литература»» | 8 | 2 | 2 | ПК-16 |
Раздел «Психолого-педагогические аспекты обучения родному языку и родной литературе»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает о влиянии психологических факторов (мотивации, эмоций, памяти, внимания) на процесс обучения родному языку и литературе, о роли игры и творческой деятельности в развитии речи и читательской компетентности, о психологических особенностях восприятия различных жанров литературы, о проблемах развития речи и методах их коррекции.
Умения: Владеет навыками диагностики и коррекции речевых нарушений, развития коммуникативных способностей учащихся, организации индивидуальной и групповой работы с учетом психологических особенностей и уровня развития каждого ребенка, применения методов психологической поддержки учащихся в процессе обучения.
Навыки: Умеет применять знания о психологических факторах для повышения эффективности обучения родному языку и литературе, использовать игровые и творческие методы обучения, организовывать дискуссии и проектную деятельность, стимулирующие интерес к предмету, создавать ситуации успеха для каждого ученика.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в психолого-педагогические аспекты обучения родному языку и литературе
Тема № 2: Психологические особенности развития речи у детей
Тема № 3: Развитие речевых навыков в дошкольном возрасте
Тема № 4: Психология чтения и восприятия текста
Тема № 5: Психологические особенности усвоения грамматики
Тема № 6: Мотивация к изучению родного языка и литературы
Тема № 7: Роль игры в обучении родному языку
Тема № 8: Использование творческих методов в обучении родному языку
Тема № 9: Развитие критического мышления на уроках родного языка и литературы
Тема № 10: Работа с одаренными детьми на уроках родного языка и литературы
Тема № 11: Работа с детьми с трудностями в обучении родному языку
Тема № 12: Диагностика речевого развития учащихся
Тема № 13: Индивидуальный подход в обучении родному языку и литературе
Тема № 14: Современные технологии в обучении родному языку и литературе
Тема № 15: Использование мультимедиа на уроках родного языка и литературы
Тема № 16: Формирование коммуникативной компетенции учащихся
Тема № 17: Развитие навыков устной и письменной речи
Тема № 18: Обучение орфографии и пунктуации
Тема № 19: Работа с текстом на уроках родного языка
Тема № 20: Анализ литературного произведения
Тема № 21: Формирование читательской грамотности
Тема № 22: Развитие литературного вкуса у учащихся
Тема № 23: Роль родной литературы в нравственном воспитании
Тема № 24: Патриотическое воспитание на уроках родной литературы
Тема № 25: Межпредметные связи в обучении родному языку и литературе
Тема № 26: Оценка учебных достижений по родному языку и литературе
Тема № 27: Психология детского чтения
Тема № 28: Возрастные особенности восприятия художественного текста
Тема № 29: Формирование интереса к чтению
Тема № 30: Работа с детской книгой
Тема № 31: Методика проведения уроков чтения
Тема № 32: Методика проведения уроков развития речи
Тема № 33: Методика проведения уроков литературы
Тема № 34: Организация внеклассной работы по родному языку и литературе
Тема № 35: Проектная деятельность на уроках родного языка и литературы
Тема № 36: Исследовательская деятельность учащихся
Тема № 37: Родительское собрание по вопросам обучения родному языку и литературе
Тема № 38: Самообразование учителя родного языка и литературы
Тема № 39: Современные исследования в области преподавания родного языка и литературы
Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по предметам «Родной язык» и «Родная литература» с учётом ФГОС»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о важнейших этапах развития русской литературы; основных литературных направлениях и течениях; жанровой системе литературы; содержании изученных литературных произведений; основных теоретико-литературных понятиях (тема, идея, композиция, сюжет, образ, художественный прием и др.); о жизни и творчестве писателей, связи литературы с другими видами искусства. Знания о роли литературы в развитии культуры и общества.
Умения: Навыки анализа и интерпретации художественного текста; выразительного чтения и пересказа; написания различных видов творческих работ; работы с критической литературой; самостоятельного поиска информации о литературе и писателях; ведения дискуссии по литературным проблемам.
Навыки: Умения анализировать и интерпретировать литературные произведения разных жанров и эпох; выявлять авторскую позицию; аргументированно выражать свое отношение к прочитанному; создавать собственные тексты (сочинения, эссе, отзывы, рецензии и др.) на основе литературных произведений; участвовать в дискуссиях о литературе; использовать приобретенные знания и умения в процессе изучения других предметов и в жизни. Умения выразительного чтения художественных произведений, пересказа, составления плана, конспектирования.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовые основы преподавания родного языка и литературы
Тема № 2: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по родным языку и литературе
Тема № 3: Примерные программы по родным языку и литературе
Тема № 4: Особенности учебных программ по родным языку и литературе разных издательств
Тема № 5: Цели и задачи обучения родному языку и литературе в начальной школе
Тема № 6: Содержание обучения родному языку в начальной школе
Тема № 7: Содержание обучения родной литературе в начальной школе
Тема № 8: Межпредметные связи в преподавании родного языка и литературы
Тема № 9: Принципы обучения родному языку и литературе
Тема № 10: Методы обучения родному языку
Тема № 11: Методы обучения родной литературе
Тема № 12: Формы организации учебной деятельности по родным языку и литературе
Тема № 13: Современные образовательные технологии в преподавании родного языка и литературы
Тема № 14: Проектная деятельность на уроках родного языка и литературы
Тема № 15: Использование ИКТ на уроках родного языка и литературы
Тема № 16: Развитие речи учащихся на уроках родного языка и литературы
Тема № 17: Формирование функциональной грамотности на уроках родного языка и литературы
Тема № 18: Работа с текстом на уроках родного языка и литературы
Тема № 19: Обучение чтению и письму на уроках родного языка
Тема № 20: Формирование навыков литературного чтения на уроках родной литературы
Тема № 21: Анализ литературного произведения на уроках родной литературы
Тема № 22: Виды речевой деятельности на уроках родного языка
Тема № 23: Работа над орфографией и пунктуацией на уроках родного языка
Тема № 24: Работа со словарями на уроках родного языка
Тема № 25: Оценка достижений учащихся по родным языку и литературе
Тема № 26: Формы контроля знаний по родным языку и литературе
Тема № 27: Фонды оценочных средств по родным языку и литературе
Тема № 28: Подготовка к ВПР по русскому языку и родной литературе
Тема № 29: Организация внеурочной деятельности по родным языку и литературе
Тема № 30: Работа с одаренными детьми на уроках родного языка и литературы
Тема № 31: Работа с детьми с ОВЗ на уроках родного языка и литературы
Тема № 32: Планирование уроков родного языка
Тема № 33: Планирование уроков родной литературы
Тема № 34: Самоанализ урока родного языка
Тема № 35: Самоанализ урока родной литературы
Тема № 36: Профессиональное развитие учителя родного языка и литературы
Тема № 37: Взаимодействие с родителями учащихся
Раздел «Современные подходы и методики преподавания родного языка и родной литературы»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знание основных этапов развития методики преподавания родного языка и литературы, ключевых фигур и их вклада в развитие данной области. Понимание взаимосвязи методики преподавания родного языка и литературы с другими научными дисциплинами, такими как психология, педагогика, лингвистика и литературоведение.
Умения: Навык самостоятельного поиска, анализа и интерпретации научной информации в области методики преподавания родного языка и литературы. Навык разработки и проведения исследований по актуальным проблемам преподавания родного языка и литературы. Навык рефлексии собственной педагогической деятельности и ее коррекции с учетом достигнутых результатов.
Навыки: Умение критически оценивать различные методики и подходы к преподаванию родного языка и литературы, выбирать наиболее эффективные методы и приемы обучения в зависимости от конкретных образовательных задач и характеристик учащихся. Умение разрабатывать и адаптировать учебные материалы с учетом современных требований и стандартов образования.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы преподавания родного языка и литературы
Тема № 2: Коммуникативно-деятельностный подход в преподавании родного языка
Тема № 3: Развитие речи учащихся на уроках родного языка и литературы
Тема № 4: Методика преподавания фонетики и орфоэпии
Тема № 5: Методика преподавания лексики и фразеологии
Тема № 6: Методика преподавания грамматики
Тема № 7: Методика развития связной речи
Тема № 8: Работа с текстом на уроках родного языка и литературы
Тема № 9: Технологии анализа художественного текста
Тема № 10: Методика преподавания стилистики
Тема № 11: Развитие критического мышления на уроках родного языка и литературы
Тема № 12: Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании родного языка и литературы
Тема № 13: Проектная деятельность на уроках родного языка и литературы
Тема № 14: Интеграция предметов гуманитарного цикла
Тема № 15: Методика преподавания литературы как искусства слова
Тема № 16: Жанровое своеобразие литературных произведений
Тема № 17: Историко-литературный контекст
Тема № 18: Методика анализа поэтического текста
Тема № 19: Методика анализа прозаического текста
Тема № 20: Методика анализа драматического текста
Тема № 21: Формирование читательской компетенции
Тема № 22: Роль детской литературы в развитии личности ребенка
Тема № 23: Работа с экранизациями литературных произведений
Тема № 24: Театральная педагогика на уроках литературы
Тема № 25: Методика проведения уроков развития речи
Тема № 26: Методика проведения уроков внеклассного чтения
Тема № 27: Организация и проведение литературных конкурсов и олимпиад
Тема № 28: Оценка образовательных результатов по родному языку и литературе
Тема № 29: Современные образовательные стандарты по родному языку и литературе
Тема № 30: ФГОС и преподавание родного языка и литературы
Тема № 31: Инклюзивное образование на уроках родного языка и литературы
Тема № 32: Работа с одаренными детьми на уроках родного языка и литературы
Тема № 33: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках родного языка и литературы
Тема № 34: Формирование функциональной грамотности учащихся
Тема № 35: Межкультурная коммуникация на уроках родного языка и литературы
Тема № 36: Развитие творческих способностей учащихся на уроках родного языка и литературы
Тема № 37: Самообразование и профессиональное развитие учителя родного языка и литературы
Тема № 38: Преподавание родного языка и литературы в условиях реализации ФГОС
Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся при изучении родного языка и родной литературы»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные лингвистические термины и понятия, необходимые для анализа языковых явлений; понимает механизмы функционирования языка в разных коммуникативных ситуациях. Знает основные нормы современного литературного языка.
Умения: Владеет навыками эффективной коммуникации в устной и письменной форме; владеет навыками самоконтроля и самооценки при выполнении языковых и речевых заданий. Владеет навыками использования цифровых инструментов для изучения родного языка и литературы.
Навыки: Умеет применять полученные знания о языке и литературе на практике; умеет проводить самостоятельные исследования по выбранной теме, используя различные методы анализа. Умеет критически оценивать информацию, полученную из разных источников.
Содержание раздела
Тема № 1: Речь и коммуникация: основы эффективного общения
Тема № 2: Культура речи: нормы и стилистика русского языка
Тема № 3: Развитие навыков слушания и понимания устной речи
Тема № 4: Техники эффективного чтения: от анализа к интерпретации
Тема № 5: Основы риторики: искусство убеждения
Тема № 6: Аргументация и ведение дискуссии
Тема № 7: Развитие навыков публичного выступления
Тема № 8: Основы письменной речи: структура и композиция текста
Тема № 9: Работа с разными жанрами письменных работ
Тема № 10: Лингвистический анализ текста: фонетика и графика
Тема № 11: Лингвистический анализ текста: морфология и словообразование
Тема № 12: Лингвистический анализ текста: синтаксис и пунктуация
Тема № 13: Лексикология и фразеология: богатство русского языка
Тема № 14: Работа со словарями и справочниками
Тема № 15: Развитие навыков самопроверки и редактирования текста
Тема № 16: История русского языка: от истоков до современности
Тема № 17: Введение в литературоведение: основные понятия и термины
Тема № 18: Анализ художественного текста: образная система и композиция
Тема № 19: Интерпретация литературного произведения: поиск смыслов
Тема № 20: Жанры литературы: от эпоса до драмы
Тема № 21: Русская литература: от древности до XIX века
Тема № 22: Русская литература: Серебряный век
Тема № 23: Русская литература XX века
Тема № 24: Современная русская литература
Тема № 25: Сравнительный анализ литературных произведений
Тема № 26: Литературная критика: знакомство с различными подходами
Тема № 27: Творческое письмо: развитие собственного стиля
Тема № 28: Написание сочинений разных жанров
Тема № 29: Работа с информацией: поиск и анализ источников
Тема № 30: Медиаграмотность: критическое восприятие информации
Тема № 31: Проектная деятельность: от идеи до презентации
Тема № 32: Работа в команде: навыки сотрудничества и коммуникации
Тема № 33: Тайм-менеджмент: эффективная организация учебного процесса
Тема № 34: Развитие критического мышления: анализ и оценка информации
Тема № 35: Эмоциональный интеллект: управление эмоциями и коммуникацией
Тема № 36: Креативное мышление: поиск нестандартных решений
Тема № 37: Методы самообразования и саморазвития
Тема № 38: Культура учебной деятельности: формирование ответственности и самостоятельности
Тема № 39: Подготовка к экзаменам по русскому языку и литературе
Раздел «Внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в преподавании родного языка и родной литературы»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает нормативно-правовую базу, регулирующую внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в образовательный процесс.
Умения: Владеет навыками использования цифровых инструментов и ресурсов для поддержки проектной деятельности учащихся.
Навыки: Умеет интегрировать проектную деятельность в различные формы урочной и внеурочной деятельности по родному языку и литературе.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы межпредметных связей
Тема № 2: Межпредметные связи в преподавании родного языка
Тема № 3: Межпредметные связи в преподавании родной литературы
Тема № 4: Типология межпредметных связей
Тема № 5: Методика реализации межпредметных связей на уроках родного языка и литературы
Тема № 6: Разработка интегрированных уроков
Тема № 7: Проектная деятельность как метод обучения
Тема № 8: Теоретические основы проектной деятельности
Тема № 9: Типы учебных проектов
Тема № 10: Этапы проектной деятельности
Тема № 11: Организация проектной деятельности учащихся
Тема № 12: Роль учителя в проектной деятельности
Тема № 13: Оценка проектной деятельности учащихся
Тема № 14: Межпредметные проекты по родному языку и литературе
Тема № 15: Интеграция родного языка и литературы с историей
Тема № 16: Интеграция родного языка и литературы с обществознанием
Тема № 17: Интеграция родного языка и литературы с искусством
Тема № 18: Интеграция родного языка и литературы с естественными науками
Тема № 19: Интеграция родного языка и литературы с информатикой
Тема № 20: Интеграция родного языка и литературы с иностранными языками
Тема № 21: Развитие критического мышления через межпредметные связи
Тема № 22: Развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность
Тема № 23: Формирование коммуникативной компетенции через межпредметные связи
Тема № 24: Использование ИКТ в проектной деятельности
Тема № 25: Создание цифровых образовательных ресурсов для проектов
Тема № 26: Презентация результатов проектной деятельности
Тема № 27: Работа с информацией в проектной деятельности
Тема № 28: Развитие исследовательских навыков учащихся
Тема № 29: Организация самостоятельной работы учащихся в проектной деятельности
Тема № 30: Работа в команде при реализации проектов
Тема № 31: Примеры успешных межпредметных проектов
Тема № 32: Анализ и рефлексия проектной деятельности
Тема № 33: Современные подходы к внедрению межпредметных связей
Тема № 34: Инновационные методы в проектной деятельности
Тема № 35: Мониторинг и оценка эффективности межпредметных связей
Тема № 36: Перспективы развития межпредметных связей и проектной деятельности
Тема № 37: Нормативно-правовая база реализации межпредметных связей и проектной деятельности
Раздел «Использование цифровых образовательных ресурсов и технологий в преподавании родного языка и родной литературы»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает методические подходы к использованию ЦОР для развития у учащихся коммуникативных, лингвистических и литературоведческих компетенций. Знает, как использовать ЦОР для организации различных видов речевой деятельности (говорение, чтение, письмо, аудирование). Знает возможности ЦОР для развития критического мышления учащихся, формирования навыков самостоятельного поиска и анализа информации.
Умения: Владеет навыками использования ЦОР для организации различных форм взаимодействия учащихся (индивидуальная работа, парная работа, групповая работа). Владеет навыками использования ЦОР для дифференциации и индивидуализации обучения. Владеет навыками мониторинга и оценки результатов обучения с использованием цифровых инструментов.
Навыки: Умеет применять ЦОР для реализации различных методических приемов и технологий обучения родному языку и литературе (проблемное обучение, проектная деятельность, игровые технологии, технология развития критического мышления). Умеет создавать образовательную среду, способствующую активному использованию ЦОР учащимися. Умеет адаптировать методику преподавания родного языка и литературы с учетом возможностей ЦОР.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы цифровых технологий в образовании
Тема № 2: Цифровые ресурсы для изучения родного языка
Тема № 3: Цифровые ресурсы для изучения родной литературы
Тема № 4: Создание интерактивных уроков
Тема № 5: Использование презентаций в преподавании
Тема № 6: Работа с текстовыми редакторами и процессорами
Тема № 7: Работа с электронными таблицами
Тема № 8: Использование образовательных платформ
Тема № 9: Обучающие игры и приложения
Тема № 10: Виртуальные экскурсии и музеи
Тема № 11: Работа с аудио и видео материалами
Тема № 12: Создание подкастов и видеоуроков
Тема № 13: Использование социальных сетей в образовании
Тема № 14: Организация онлайн-обучения
Тема № 15: Вебинары и онлайн-конференции
Тема № 16: Инструменты для создания тестов и опросов
Тема № 17: Электронные библиотеки и архивы
Тема № 18: Работа с цифровыми словарями и энциклопедиями
Тема № 19: Инструменты для анализа текста
Тема № 20: Развитие цифровой грамотности учащихся
Тема № 21: Кибербезопасность и этика в цифровом пространстве
Тема № 22: Авторское право и использование цифровых ресурсов
Тема № 23: Инклюзивное образование и цифровые технологии
Тема № 24: Проектная деятельность с использованием цифровых технологий
Тема № 25: Развитие критического мышления с помощью цифровых ресурсов
Тема № 26: Работа с интерактивными досками
Тема № 27: Использование мобильных устройств в образовании
Тема № 28: Геймификация в обучении родному языку и литературе
Тема № 29: Виртуальная и дополненная реальность в образовании
Тема № 30: Использование искусственного интеллекта в образовании
Тема № 31: Цифровые инструменты для оценки знаний
Тема № 32: Формирование медиаграмотности учащихся
Тема № 33: Создание цифрового портфолио ученика
Тема № 34: Организация дистанционных олимпиад и конкурсов
Тема № 35: Работа с облачными сервисами
Тема № 36: Цифровые инструменты для совместной работы
Тема № 37: Методика преподавания с использованием цифровых ресурсов
Тема № 38: Анализ эффективности использования цифровых технологий
Тема № 39: Тренды развития цифровых технологий в образовании
Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по родному языку и родной литературе»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает специфику оценивания различных видов речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо) и литературного анализа; типы тестовых заданий и их назначение; этические принципы оценивания учебных достижений.
Умения: Владеет навыками анализа учебных текстов с точки зрения их пригодности для оценивания; адаптации оценочных материалов для учащихся с разным уровнем подготовки; проведения различных форм контроля (устный опрос, письменные работы, тестирование); обоснования выставленных оценок.
Навыки: Умеет разрабатывать критерии оценивания для разных видов речевой деятельности и литературного анализа; составлять разнообразные тестовые задания, соответствующие целям обучения; дифференцированно подходить к оценке учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и образовательных потребностей; использовать результаты оценки для индивидуализации обучения.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы оценки учебных достижений
Тема № 2: Нормативно-правовая база оценки образовательных результатов
Тема № 3: Виды и формы контроля знаний по родному языку и литературе
Тема № 4: Уровни усвоения учебного материала
Тема № 5: Критерии оценивания устных ответов
Тема № 6: Критерии оценивания письменных работ
Тема № 7: Критерии оценивания проектных работ
Тема № 8: Критерии оценивания творческих работ
Тема № 9: Оценка коммуникативных навыков
Тема № 10: Оценка языковой компетенции
Тема № 11: Оценка литературной компетенции
Тема № 12: Оценка читательской компетенции
Тема № 13: Диагностика уровня сформированности предметных и метапредметных результатов
Тема № 14: Традиционные методы оценки
Тема № 15: Инновационные методы оценки
Тема № 16: Формирующее оценивание
Тема № 17: Суммативное оценивание
Тема № 18: Самооценивание и взаимооценивание
Тема № 19: Портфолио как инструмент оценки
Тема № 20: Разработка заданий для текущего контроля
Тема № 21: Разработка заданий для промежуточной аттестации
Тема № 22: Разработка заданий для итоговой аттестации
Тема № 23: Использование цифровых инструментов в оценке
Тема № 24: Анализ результатов оценки и корректировка образовательного процесса
Тема № 25: Работа с учащимися, имеющими трудности в обучении
Тема № 26: Работа с одаренными учащимися
Тема № 27: Организация и проведение мониторинговых исследований
Тема № 28: Интерпретация результатов мониторинга
Тема № 29: Использование результатов мониторинга для повышения качества образования
Тема № 30: Оценка эффективности образовательных программ
Тема № 31: Оценка качества преподавания
Тема № 32: Этические аспекты оценивания
Тема № 33: Работа с родителями по вопросам оценки
Тема № 34: Документация по оценке учебных достижений
Тема № 35: Современные тенденции в оценке образовательных результатов
Тема № 36: Опыт зарубежных стран в области оценки
Тема № 37: Проектирование системы оценки в образовательной организации
Тема № 38: Рефлексия собственной деятельности по оценке
Тема № 39: Развитие профессиональной компетентности в области оценки
Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по родному языку и родной литературе»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о современных тенденциях развития методики преподавания родного языка и литературы, включая межпредметные связи и интегративный подход. Знания о психолого-педагогических особенностях обучения родному языку и литературе в разных возрастных группах.
Умения: Навыки разработки оригинальных авторских программ и курсов по родному языку и родной литературе с использованием современных педагогических технологий. Навыки подбора и адаптации образовательного контента, создания мультимедийных презентаций и других дидактических материалов. Навыки применения цифровых инструментов и платформ для организации образовательного процесса и взаимодействия с учащимися. Навыки анализа и интерпретации результатов обучения.
Навыки: Умение интегрировать в авторские программы и курсы элементы исследовательской и проектной деятельности учащихся. Умение адаптировать программы и курсы к разным уровням подготовки учащихся и их индивидуальным особенностям. Умение организовывать эффективное взаимодействие с учащимися и их родителями.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы педагогического дизайна
Тема № 2: Методика преподавания родного языка
Тема № 3: Методика преподавания родной литературы
Тема № 4: Разработка целей и задач курса
Тема № 5: Содержание и структура учебного курса
Тема № 6: Выбор методов и приемов обучения
Тема № 7: Использование современных технологий в обучении
Тема № 8: Создание интерактивных учебных материалов
Тема № 9: Работа с текстом на уроках родного языка
Тема № 10: Развитие речи учащихся
Тема № 11: Обучение грамматике родного языка
Тема № 12: Орфография и пунктуация в школьном курсе
Тема № 13: Анализ художественного текста
Тема № 14: История родной литературы
Тема № 15: Литературные жанры и направления
Тема № 16: Работа с разными типами литературных произведений
Тема № 17: Формирование читательской компетентности
Тема № 18: Творческие задания на уроках литературы
Тема № 19: Проектная деятельность на уроках родного языка и литературы
Тема № 20: Организация самостоятельной работы учащихся
Тема № 21: Разработка системы оценивания
Тема № 22: Критерии оценки учебных достижений
Тема № 23: Инклюзивное образование на уроках родного языка и литературы
Тема № 24: Работа с одаренными детьми
Тема № 25: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями
Тема № 26: Использование игровых технологий в обучении
Тема № 27: Межпредметные связи в преподавании родного языка и литературы
Тема № 28: Роль родного языка и литературы в формировании личности
Тема № 29: Современные подходы к преподаванию родного языка и литературы
Тема № 30: Цифровые ресурсы для изучения родного языка и литературы
Тема № 31: Создание собственного образовательного контента
Тема № 32: Авторские методические разработки
Тема № 33: Презентация авторской программы или курса
Тема № 34: Анализ и самоанализ педагогической деятельности
Тема № 35: Работа с родителями учащихся
Тема № 36: Нормативно-правовая база образования
Тема № 37: Организация внеурочной деятельности по родному языку и литературе
Тема № 38: Профессиональное развитие педагога
Тема № 39: Современные образовательные тренды
Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по предметам «Родной язык» и «Родная литература»»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные методы и критерии анализа и оценки эффективности педагогической деятельности по предметам «Родной язык» и «Родная литература», включая качественные и количественные показатели, нормативно-правовую базу, современные образовательные технологии и методики преподавания родного языка и литературы. Знает специфику возрастных особенностей учащихся и их влияние на процесс обучения. Понимает взаимосвязь между целями обучения, методами преподавания и результатами образовательного процесса.
Умения: Владеет навыками анализа и интерпретации данных об учебных достижениях учащихся. Владеет навыками самоанализа и рефлексии собственной педагогической деятельности. Владеет навыками применения различных методов и инструментов оценки эффективности обучения. Владеет навыками составления аналитических отчетов и презентации результатов анализа. Владеет навыками использования цифровых инструментов для сбора, обработки и анализа данных об эффективности педагогической деятельности.
Навыки: Умеет анализировать учебные программы, методические материалы и дидактические ресурсы по родным языку и литературе с точки зрения их эффективности. Умеет применять различные методы оценки образовательных достижений учащихся (тестирование, наблюдение, анализ письменных работ, проекты и др.). Умеет разрабатывать и корректировать планы уроков с учетом результатов анализа эффективности предыдущих занятий. Умеет использовать современные информационно-коммуникационные технологии для анализа и оценки педагогической деятельности. Умеет интерпретировать результаты анализа и формулировать выводы и рекомендации по повышению эффективности обучения.
Содержание раздела
Тема № 1: Цели и задачи анализа и оценки педагогической деятельности
Тема № 2: Нормативно-правовые основы преподавания родного языка и литературы
Тема № 3: Современные подходы к преподаванию родного языка и литературы
Тема № 4: Планирование учебного процесса по родным языку и литературе
Тема № 5: Методы и приемы обучения родному языку
Тема № 6: Методы и приемы обучения родной литературе
Тема № 7: Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках родного языка
Тема № 8: Формирование читательской компетенции учащихся на уроках родной литературы
Тема № 9: Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании родных языка и литературы
Тема № 10: Организация самостоятельной работы учащихся по родным языку и литературе
Тема № 11: Формы контроля знаний и умений по родным языку и литературе
Тема № 12: Критерии оценки учебных достижений учащихся по родным языку и литературе
Тема № 13: Анализ урока родного языка
Тема № 14: Анализ урока родной литературы
Тема № 15: Самоанализ урока родного языка
Тема № 16: Самоанализ урока родной литературы
Тема № 17: Портфолио учителя родного языка и литературы
Тема № 18: Анализ и оценка результатов обучения по родному языку
Тема № 19: Анализ и оценка результатов обучения по родной литературе
Тема № 20: Работа с одаренными детьми на уроках родных языка и литературы
Тема № 21: Работа с учащимися, испытывающими трудности в изучении родных языка и литературы
Тема № 22: Внеклассная работа по родным языку и литературе
Тема № 23: Организация и проведение предметных недель и олимпиад
Тема № 24: Взаимодействие с родителями учащихся
Тема № 25: Педагогическое общение на уроках родных языка и литературы
Тема № 26: Профессиональная этика учителя родного языка и литературы
Тема № 27: Рефлексия педагогической деятельности
Тема № 28: Современные образовательные технологии в преподавании родных языка и литературы
Тема № 29: Проектная деятельность учащихся на уроках родных языка и литературы
Тема № 30: Исследовательская деятельность учащихся на уроках родных языка и литературы
Тема № 31: Формирование межкультурной компетенции учащихся на уроках родных языка и литературы
Тема № 32: Развитие творческих способностей учащихся на уроках родных языка и литературы
Тема № 33: Использование игровых технологий в преподавании родных языка и литературы
Тема № 34: Работа с текстом на уроках родного языка и литературы
Тема № 35: Развитие критического мышления учащихся на уроках родных языка и литературы
Тема № 36: Использование регионального компонента в преподавании родных языка и литературы
Тема № 37: Мониторинг качества образования по родным языку и литературе
Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.
Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.
Условия реализации рабочей программы модуля
Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля
Электронные учебные издания
Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503
Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Электронные методические издания
Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252
Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597
Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).
Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)
Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):
- Состав современных профессиональных баз данных
Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)
Открытые данные России (https://data.gov.ru/)
Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)
База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)
- Состав информационных справочных систем
База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)
Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)
Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)
Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)
Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)
Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)
Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)
- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти
Президент России (http://kremlin.ru/)
Правительство России (http://government.ru/)
Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)
Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)
Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)
- Иные информационные ресурсы - периодическими издания
TACC (https://tass.ru/)
РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)
Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)
RT (https://rt.com/)
- Информационные поисковые системы
Яндекс (https://ya.ru/)
MAIL.RU (https://www.mail.ru/)