Приложение 3
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"
"05" июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
ВМ.17 «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Иностранные языки» в основном общем и среднем общем образовании (учебные предметы: «Иностранный язык», «Второй иностранный язык»; язык - английский)»
Дополнительная профессиональная программа
«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»
г. Москва
Территория Инновационного центра Сколково
Наименование модуля: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Иностранные языки» в основном общем и среднем общем образовании (учебные предметы: «Иностранный язык», «Второй иностранный язык»; язык - английский).
Тип модуля: вариативный модуль.
Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Иностранные языки» в основном общем и среднем общем образовании (учебные предметы: «Иностранный язык», «Второй иностранный язык»; язык - английский)».
Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.
Структура и содержание модуля
| Элемент | Всего, ак.ч. | Лекций, ак.ч. | Практических занятий, ак.ч. | Результаты обучения (коды) |
|---|---|---|---|---|
| Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по предметам «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» с учётом ФГОС» | 8 | 2 | 2 | ПК-17 |
| Раздел «Современные подходы и методики преподавания иностранных языков» | 8 | 2 | 2 | ПК-17 |
| Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся при изучении иностранных языков» | 8 | 2 | 2 | ПК-17 |
| Раздел «Внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в преподавании иностранных языков» | 8 | 2 | 2 | ПК-17 |
| Раздел «Использование цифровых образовательных ресурсов и технологий в преподавании иностранных языков» | 8 | 2 | 2 | ПК-17 |
| Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по иностранным языкам» | 8 | 2 | 2 | ПК-17 |
| Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по иностранным языкам» | 8 | 2 | 2 | ПК-17 |
| Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по предметам «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык»» | 8 | 2 | 2 | ПК-17 |
| Раздел «Особенности обучения английскому языку как первому и второму иностранному языку» | 8 | 2 | 2 | ПК-17 |
Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по предметам «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» с учётом ФГОС»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о: специфике фонетической системы второго иностранного языка в сравнении с родным и первым иностранным языками; лексическом минимуме, необходимом для элементарного общения в рамках заданных ФГОС тем; основных грамматических явлениях второго иностранного языка; некоторых социокультурных особенностях стран изучаемого языка; приемах самостоятельного изучения иностранного языка с учетом имеющегося опыта изучения первого иностранного языка.
Умения: начального аудирования (восприятия и распознавания на слух знакомых слов и фраз); начального говорения (произнесения слов и построения простых фраз); начального чтения (чтения и понимания с помощью словаря отдельных слов, фраз и коротких текстов); начального письма (написания отдельных слов, фраз и коротких предложений); использования двуязычного словаря и других справочных материалов.
Навыки: узнавать и понимать на слух отдельные слова и фразы в рамках изученных тем; строить простые фразы и предложения в устной и письменной форме в рамках заданных ФГОС тем; участвовать в элементарном диалоге/полилоге в рамках изученных тем, используя речевые клише и опоры; читать и понимать с помощью словаря несложные аутентичные тексты; использовать контекст и языковую догадку для понимания смысла.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовая база преподавания иностранных языков
Тема № 2: Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и его требования к преподаванию иностранных языков
Тема № 3: Цели и задачи обучения иностранным языкам в соответствии с ФГОС
Тема № 4: Принципы обучения иностранным языкам
Тема № 5: Методы обучения иностранным языкам
Тема № 6: Современные технологии обучения иностранным языкам
Тема № 7: Организация учебного процесса по иностранным языкам
Тема № 8: Планирование учебного процесса по иностранным языкам
Тема № 9: Разработка рабочей программы по иностранному языку
Тема № 10: Календарно-тематическое планирование по иностранному языку
Тема № 11: Система оценивания учебных достижений учащихся по иностранному языку
Тема № 12: Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся
Тема № 13: Развитие языковых навыков (говорение, аудирование, чтение, письмо)
Тема № 14: Развитие социокультурной компетенции учащихся
Тема № 15: Обучение лексике и грамматике иностранного языка
Тема № 16: Работа с учебными материалами (учебники, рабочие тетради, аудио- и видеоматериалы)
Тема № 17: Использование аутентичных материалов в обучении иностранному языку
Тема № 18: Проектная деятельность на уроках иностранного языка
Тема № 19: Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении иностранному языку
Тема № 20: Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку
Тема № 21: Контроль и оценка результатов обучения иностранному языку
Тема № 22: Особенности преподавания второго иностранного языка
Тема № 23: Методика преподавания второго иностранного языка
Тема № 24: Выбор и использование учебных материалов для второго иностранного языка
Тема № 25: Развитие межкультурной компетенции учащихся при изучении второго иностранного языка
Тема № 26: Формирование мотивации к изучению второго иностранного языка
Тема № 27: Преодоление языкового барьера при изучении второго иностранного языка
Тема № 28: Интеграция первого и второго иностранного языка в учебном процессе
Тема № 29: Организация внеурочной деятельности по иностранным языкам
Тема № 30: Подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам по иностранным языкам
Тема № 31: Работа с одаренными детьми в области иностранных языков
Тема № 32: Работа с учащимися, испытывающими трудности в изучении иностранных языков
Тема № 33: Профессиональное развитие учителя иностранного языка
Тема № 34: Самообразование учителя иностранного языка
Тема № 35: Использование современных методических разработок в преподавании иностранных языков
Тема № 36: Взаимодействие с родителями учащихся по вопросам изучения иностранных языков
Тема № 37: Организация и проведение открытых уроков по иностранным языкам
Тема № 38: Анализ и самоанализ учебной деятельности по иностранным языкам
Раздел «Современные подходы и методики преподавания иностранных языков»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о современных тенденциях развития методики преподавания иностранных языков, принципах индивидуализации и дифференциации обучения, особенностях обучения различным видам речевой деятельности, роли межкультурной коммуникации в обучении иностранным языкам, этике преподавания.
Умения: Навыки применения современных методик и подходов к преподаванию иностранного языка на практике, навыки разработки и проведения различных типов учебных занятий (индивидуальных, групповых, онлайн), навыки использования разнообразных учебных материалов и ресурсов, включая аутентичные материалы, мультимедийные ресурсы и онлайн-платформы. Навыки организации интерактивного взаимодействия на уроке, создания коммуникативных ситуаций, мотивирования обучающихся, эффективного использования ИКТ в учебном процессе.
Навыки: Умение проектировать учебный процесс по иностранному языку с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, уровня их языковой подготовки и поставленных целей, разрабатывать индивидуальные образовательные траектории, дифференцировать задания и материалы, создавать инклюзивную образовательную среду. Умение организовывать самостоятельную и внеаудиторную работу обучающихся, развивать их автономию в обучении.
Содержание раздела
Тема № 1: Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам
Тема № 2: Методика преподавания грамматики в коммуникативном контексте
Тема № 3: Развитие лексической компетенции
Тема № 4: Обучение аудированию: стратегии и приемы
Тема № 5: Обучение говорению: от начального до продвинутого уровня
Тема № 6: Обучение чтению: работа с различными типами текстов
Тема № 7: Обучение письму: развитие навыков письменной коммуникации
Тема № 8: Использование аутентичных материалов в обучении
Тема № 9: Роль межкультурной коммуникации в процессе обучения
Тема № 10: Интеграция четырех видов речевой деятельности
Тема № 11: Проектная методика в обучении иностранным языкам
Тема № 12: Использование игр в обучении иностранным языкам
Тема № 13: Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении
Тема № 14: Работа с электронными учебными ресурсами
Тема № 15: Использование онлайн-платформ и приложений для изучения языков
Тема № 16: Организация самостоятельной работы студентов
Тема № 17: Формирование учебной мотивации у студентов
Тема № 18: Дифференцированный подход в обучении иностранным языкам
Тема № 19: Работа с разными стилями обучения
Тема № 20: Оценка знаний и навыков по иностранному языку
Тема № 21: Разработка и проведение тестовых заданий
Тема № 22: Критерии оценивания устной и письменной речи
Тема № 23: Формирование и развитие социокультурной компетенции
Тема № 24: Лингвострановедение и его роль в обучении языку
Тема № 25: Обучение произношению и фонетике
Тема № 26: Работа с ошибками учащихся
Тема № 27: Развитие критического мышления у студентов
Тема № 28: Использование кейс-метода в обучении иностранным языкам
Тема № 29: Роль преподавателя в современном образовательном процессе
Тема № 30: Профессиональное развитие преподавателя иностранного языка
Тема № 31: Современные тенденции в методике преподавания иностранных языков
Тема № 32: Нейролингвистическое программирование (НЛП) в обучении языкам
Тема № 33: Эмоциональный интеллект и его роль в изучении языков
Тема № 34: Индивидуализация обучения иностранным языкам
Тема № 35: Блендед обучение: сочетание онлайн и офлайн форматов
Тема № 36: Flipped classroom: перевернутый класс в обучении иностранным языкам
Тема № 37: Gamification: игрофикация процесса обучения
Тема № 38: Применение технологий виртуальной и дополненной реальности
Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся при изучении иностранных языков»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о когнитивных стратегиях, метакогнитивных стратегиях, социальных/аффективных стратегиях обучения иностранному языку, а также о ресурсах и инструментах для самостоятельного изучения. Знания о различных стилях обучения и их влиянии на эффективность изучения языка. Знания о принципах постановки целей и планирования учебной деятельности. Знания о критериях оценки языковых навыков и компетенций.
Умения: Навык саморегуляции и самомотивации в процессе изучения иностранного языка. Навык эффективного использования различных когнитивных, метакогнитивных и социально-аффективных стратегий обучения. Навык работы с различными источниками информации и инструментами для изучения языка. Навык критического анализа информации, полученной из разных источников. Навык самостоятельного поиска, отбора и использования аутентичных материалов для развития языковых навыков.
Навыки: Умение выбирать и применять подходящие стратегии обучения в зависимости от индивидуальных особенностей, целей и задач. Умение анализировать собственный процесс обучения, выявлять сильные и слабые стороны, корректировать стратегии обучения. Умение планировать и организовывать самостоятельную работу по изучению иностранного языка, распределять время и ресурсы. Умение пользоваться различными ресурсами и инструментами для изучения языка (онлайн-платформы, словари, приложения и т.д.). Умение оценивать свой прогресс и уровень владения языком на основе установленных критериев.
Содержание раздела
Тема № 1: Цели и задачи изучения иностранных языков в современном мире
Тема № 2: Мотивация и ее роль в успешном освоении иностранного языка
Тема № 3: Стратегии самостоятельного обучения и самоконтроля
Тема № 4: Развитие навыков аудирования: понимание на слух
Тема № 5: Развитие навыков говорения: беглость и точность
Тема № 6: Развитие навыков чтения: понимание текста и извлечение информации
Тема № 7: Развитие навыков письма: грамотное и стилистически правильное изложение мыслей
Тема № 8: Работа со словарем и другими справочными материалами
Тема № 9: Техники запоминания лексики и грамматических правил
Тема № 10: Использование мнемотехник в изучении иностранного языка
Тема № 11: Преодоление языкового барьера и развитие коммуникативных навыков
Тема № 12: Межкультурная коммуникация и ее особенности
Тема № 13: Этикет и речевые нормы в иностранном языке
Тема № 14: Работа с аутентичными материалами: фильмы, песни, книги
Тема № 15: Использование технологий в изучении иностранного языка
Тема № 16: Онлайн-ресурсы и приложения для изучения языка
Тема № 17: Организация учебного процесса и планирование времени
Тема № 18: Работа в группе и парная работа: преимущества и особенности
Тема № 19: Развитие критического мышления при изучении иностранного языка
Тема № 20: Работа с ошибками и их анализ
Тема № 21: Самооценка и рефлексия в процессе обучения
Тема № 22: Развитие навыков презентации на иностранном языке
Тема № 23: Участие в олимпиадах и конкурсах по иностранному языку
Тема № 24: Подготовка к международным экзаменам по иностранному языку
Тема № 25: Академическое письмо на иностранном языке
Тема № 26: Написание эссе и сочинений на иностранном языке
Тема № 27: Развитие навыков перевода с иностранного языка на родной и обратно
Тема № 28: Работа с различными жанрами текстов
Тема № 29: Изучение особенностей фонетики и произношения
Тема № 30: Интонация и ритм речи в иностранном языке
Тема № 31: Развитие навыков ведения дискуссии и дебатов
Тема № 32: Ролевая игра как метод обучения иностранному языку
Тема № 33: Проектная деятельность при изучении иностранного языка
Тема № 34: Развитие навыков публичных выступлений на иностранном языке
Тема № 35: Использование иностранного языка в профессиональной деятельности
Тема № 36: Перспективы использования иностранного языка в будущем
Тема № 37: Культурное наследие стран изучаемого языка
Раздел «Внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в преподавании иностранных языков»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает различные модели межпредметной интеграции (например, модель погружения, модель сетевого обучения); знает особенности организации проектной деятельности в разных возрастных группах учащихся; знает различные виды межпредметных проектов (исследовательские, творческие, ролевые, информационные и т.д.); знает ресурсы и возможности для реализации межпредметных проектов (библиотеки, музеи, интернет-ресурсы и т.д.); знает опыт внедрения межпредметных связей в отечественной и зарубежной практике преподавания иностранных языков.
Умения: Владеет навыками разработки дидактических материалов для интегрированных уроков; владеет навыками использования различных методов и приемов обучения в рамках межпредметного проекта; владеет навыками мотивации учащихся к участию в межпредметной проектной деятельности; владеет навыками формирования у учащихся навыков самостоятельной работы и самооценки в рамках межпредметного проекта; владеет навыками публичного выступления на иностранном языке по результатам межпредметного проекта.
Навыки: Умеет выбирать оптимальную модель межпредметной интеграции в зависимости от целей и задач обучения; умеет планировать и организовывать различные виды межпредметных проектов; умеет интегрировать содержание других предметов в уроки иностранного языка с учетом возрастных особенностей учащихся; умеет использовать различные ресурсы и возможности для реализации межпредметных проектов; умеет анализировать и обобщать опыт внедрения межпредметных связей в образовательном процессе.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы межпредметных связей
Тема № 2: Межпредметные связи и компетентностный подход в образовании
Тема № 3: Типология межпредметных связей в преподавании иностранных языков
Тема № 4: Методика реализации межпредметных связей на уроках иностранного языка
Тема № 5: Иностранный язык и литература: точки соприкосновения
Тема № 6: Иностранный язык и история: изучение культуры и традиций
Тема № 7: Иностранный язык и география: знакомство со странами изучаемого языка
Тема № 8: Иностранный язык и математика: использование языка для решения задач
Тема № 9: Иностранный язык и естественные науки: чтение и обсуждение научных текстов
Тема № 10: Иностранный язык и искусство: знакомство с мировой культурой
Тема № 11: Иностранный язык и информатика: использование цифровых ресурсов
Тема № 12: Иностранный язык и физическая культура: спортивная терминология и общение
Тема № 13: Проектная деятельность как метод обучения иностранному языку
Тема № 14: Этапы реализации проекта на уроках иностранного языка
Тема № 15: Типы проектов в обучении иностранному языку
Тема № 16: Разработка проектных заданий для разных уровней владения языком
Тема № 17: Оценка результатов проектной деятельности
Тема № 18: Роль учителя в организации проектной деятельности
Тема № 19: Работа в команде при выполнении проектов
Тема № 20: Презентация результатов проектной деятельности
Тема № 21: Использование ИКТ в проектной деятельности
Тема № 22: Межпредметные проекты с использованием иностранного языка
Тема № 23: Примеры успешных межпредметных проектов
Тема № 24: Организация проектной недели/месяца с использованием иностранного языка
Тема № 25: Разработка критериев оценивания межпредметных проектов
Тема № 26: Формирование межкультурной компетенции через проектную деятельность
Тема № 27: Развитие коммуникативных навыков через проектную деятельность
Тема № 28: Развитие творческого мышления через проектную деятельность
Тема № 29: Работа с аутентичными материалами в проектной деятельности
Тема № 30: Интеграция проектной деятельности в учебный процесс
Тема № 31: Проектная деятельность и формирование учебной автономии
Тема № 32: Проектная деятельность и развитие критического мышления
Тема № 33: Проектная деятельность и развитие навыков самооценки
Тема № 34: Проектная деятельность и работа с информацией
Тема № 35: Проектная деятельность и решение проблем
Тема № 36: Проектная деятельность и развитие лидерских качеств
Тема № 37: Проектная деятельность и сотрудничество
Тема № 38: Проектная деятельность и развитие исследовательских навыков
Тема № 39: Рефлексия опыта проектной деятельности
Раздел «Использование цифровых образовательных ресурсов и технологий в преподавании иностранных языков»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает методические подходы к интеграции ЦОР в процесс обучения иностранному языку, включая различные модели смешанного обучения (blended learning), перевернутого класса (flipped classroom) и другие. Знает, как использовать ЦОР для развития различных видов речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо). Знает о современных трендах в области применения цифровых технологий в образовании.
Умения: Владеет навыками работы с различными типами ЦОР, включая платформы для онлайн-обучения, мобильные приложения, программное обеспечение для создания интерактивных упражнений, инструменты для проведения видеоконференций и вебинаров. Владеет навыками создания собственных цифровых образовательных материалов (например, интерактивных упражнений, презентаций, видеороликов). Владеет навыками поиска, оценки и отбора ЦОР в соответствии с дидактическими задачами. Владеет навыками технической поддержки учебного процесса с использованием ЦОР.
Навыки: Умеет проектировать учебные занятия с использованием ЦОР, определяя оптимальное сочетание традиционных и цифровых методов обучения. Умеет создавать благоприятную образовательную среду с использованием ЦОР, стимулирующую коммуникацию и взаимодействие обучающихся. Умеет использовать ЦОР для организации индивидуальной и дифференцированной работы с обучающимися. Умеет анализировать и интерпретировать данные об учебной активности обучающихся, полученные с помощью цифровых платформ и инструментов.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в цифровые образовательные ресурсы и технологии
Тема № 2: Основные понятия и терминология цифровой дидактики
Тема № 3: Преимущества и недостатки использования цифровых технологий в обучении ИЯ
Тема № 4: Классификация цифровых образовательных ресурсов для ИЯ
Тема № 5: Работа с онлайн-словарями и переводчиками
Тема № 6: Использование электронных учебников и пособий
Тема № 7: Применение мобильных приложений для изучения ИЯ
Тема № 8: Работа с интерактивными упражнениями и тестами
Тема № 9: Создание и использование мультимедийных презентаций
Тема № 10: Применение аудио- и видеоматериалов в обучении ИЯ
Тема № 11: Работа с подкастами и аудиокнигами на иностранном языке
Тема № 12: Использование аутентичных видеоматериалов (фильмы, сериалы, новости)
Тема № 13: Организация онлайн-уроков и вебинаров
Тема № 14: Работа с платформами для онлайн-обучения (Zoom, Skype, Google Meet)
Тема № 15: Использование LMS (Learning Management Systems) в преподавании ИЯ
Тема № 16: Создание и использование интерактивных заданий в LMS
Тема № 17: Применение игровых технологий в обучении ИЯ (gamification)
Тема № 18: Использование виртуальной и дополненной реальности в преподавании ИЯ
Тема № 19: Работа с цифровыми инструментами для развития навыков чтения
Тема № 20: Работа с цифровыми инструментами для развития навыков письма
Тема № 21: Работа с цифровыми инструментами для развития навыков аудирования
Тема № 22: Работа с цифровыми инструментами для развития навыков говорения
Тема № 23: Разработка и проведение онлайн-тестирования
Тема № 24: Оценка эффективности использования цифровых технологий
Тема № 25: Авторское право и использование цифровых материалов
Тема № 26: Цифровая компетентность преподавателя ИЯ
Тема № 27: Формирование цифровой грамотности у учащихся
Тема № 28: Безопасность в цифровой среде
Тема № 29: Работа с электронными портфолио учащихся
Тема № 30: Организация проектной деятельности с использованием цифровых технологий
Тема № 31: Использование социальных сетей в обучении ИЯ
Тема № 32: Веб-квесты и онлайн-экскурсии на иностранном языке
Тема № 33: Создание и использование цифровых дидактических игр
Тема № 34: Применение искусственного интеллекта в обучении ИЯ
Тема № 35: Анализ и оценка цифровых образовательных ресурсов
Тема № 36: Тренды и перспективы развития цифровых технологий в образовании
Тема № 37: Цифровые инструменты для инклюзивного обучения ИЯ
Тема № 38: Практикум по созданию собственного цифрового образовательного ресурса
Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по иностранным языкам»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о целях, принципах, методах и инструментах оценки и мониторинга учебных достижений учащихся по иностранным языкам, включая различные виды тестов, портфолио, наблюдение, самооценку и взаимооценку. Знания о нормативно-правовой базе, регламентирующей оценку образовательных результатов по иностранным языкам. Знания о критериях оценивания различных видов речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо) и языковых компетенций (лексическая, грамматическая, фонетическая). Знания о шкалах оценивания и системах оценивания (формативное, суммативное). Знания о специфике оценивания учебных достижений учащихся разных возрастных групп и уровней владения иностранным языком.
Умения: Навык использования различных инструментов оценки учебных достижений учащихся (стандартизированные тесты, аутентичные материалы, цифровые инструменты). Навык объективного оценивания уровня сформированности языковых компетенций учащихся. Навык анализа результатов оценки и выявления сильных и слабых сторон учащихся. Навык ведения документации по оценке и мониторингу учебных достижений. Навык эффективного использования результатов мониторинга для индивидуализации и дифференциации обучения.
Навыки: Умение разрабатывать инструменты оценки учебных достижений учащихся по иностранным языкам (тесты, задания, критерии оценивания) в соответствии с целями обучения и возрастными особенностями учащихся. Умение проводить различные виды оценки (диагностическую, формативную, суммативную) и интерпретировать полученные результаты. Умение использовать различные методы и техники сбора информации об учебных достижениях учащихся (наблюдение, анализ письменных работ, устные опросы, проекты). Умение предоставлять обратную связь учащимся по результатам оценки, способствующую их дальнейшему развитию. Умение анализировать и корректировать процесс обучения на основе результатов мониторинга учебных достижений.
Содержание раздела
Тема № 1: Цели и задачи оценки учебных достижений
Тема № 2: Виды оценки: диагностическая, формирующая, итоговая
Тема № 3: Принципы оценивания: объективность, валидность, надежность
Тема № 4: Стандарты оценки по иностранным языкам
Тема № 5: Критерии оценивания устной речи
Тема № 6: Критерии оценивания письменной речи
Тема № 7: Критерии оценивания чтения
Тема № 8: Критерии оценивания аудирования
Тема № 9: Критерии оценивания грамматических навыков
Тема № 10: Критерии оценивания лексических навыков
Тема № 11: Критерии оценивания социокультурной компетенции
Тема № 12: Инструменты оценивания: тесты, проекты, портфолио
Тема № 13: Разработка тестовых заданий: типы и форматы
Тема № 14: Разработка заданий для оценки устной речи
Тема № 15: Разработка заданий для оценки письменной речи
Тема № 16: Разработка заданий для оценки чтения
Тема № 17: Разработка заданий для оценки аудирования
Тема № 18: Использование аутентичных материалов в оценке
Тема № 19: Самооценка и взаимооценка учащихся
Тема № 20: Формирование оценочной самостоятельности учащихся
Тема № 21: Обратная связь и ее роль в процессе обучения
Тема № 22: Использование технологий в оценке учебных достижений
Тема № 23: Оценка учебных достижений в разных возрастных группах
Тема № 24: Особенности оценки учащихся с особыми образовательными потребностями
Тема № 25: Мониторинг учебных достижений
Тема № 26: Виды мониторинга: текущий, промежуточный, итоговый
Тема № 27: Методы мониторинга: наблюдение, тестирование, анализ работ учащихся
Тема № 28: Интерпретация результатов мониторинга
Тема № 29: Использование результатов мониторинга для корректировки учебного процесса
Тема № 30: Документирование результатов оценки и мониторинга
Тема № 31: Этические аспекты оценки учебных достижений
Тема № 32: Работа с родителями по вопросам оценки и мониторинга
Тема № 33: Современные тенденции в оценке учебных достижений по иностранным языкам
Тема № 34: Использование портфолио в оценке учебных достижений
Тема № 35: Проектная деятельность как инструмент оценки
Тема № 36: Роль цифровых технологий в оценке и мониторинге
Тема № 37: Организация и проведение контрольных работ
Тема № 38: Анализ и интерпретация результатов контрольных работ
Тема № 39: Подготовка учащихся к оценочным процедурам
Тема № 40: Разработка и использование рубрик оценивания
Тема № 41: Примеры успешных практик оценки и мониторинга
Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по иностранным языкам»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о современных методиках преподавания иностранных языков, принципах разработки учебных программ и курсов, особенностях целевой аудитории, критериях оценки эффективности обучения, правовых аспектах создания и реализации авторских программ.
Умения: Навыки презентации и продвижения авторской программы/курса, взаимодействия с потенциальными обучающимися, сбора обратной связи и внесения корректировок в программу на основе анализа результатов.
Навыки: Умение адаптировать программу/курс под различные уровни владения языком и стили обучения, интегрировать различные методические подходы, создавать комфортную и мотивирующую образовательную среду.
Содержание раздела
Тема № 1: Анализ потребностей целевой аудитории
Тема № 2: Выбор методики обучения
Тема № 3: Определение целей и задач курса
Тема № 4: Разработка структуры курса
Тема № 5: Создание учебного плана
Тема № 6: Планирование учебной нагрузки
Тема № 7: Подбор учебных материалов
Тема № 8: Разработка заданий и упражнений
Тема № 9: Использование аутентичных материалов
Тема № 10: Интеграция технологий в обучение
Тема № 11: Разработка интерактивных заданий
Тема № 12: Использование игровых методик
Тема № 13: Применение проектной деятельности
Тема № 14: Организация самостоятельной работы студентов
Тема № 15: Разработка системы оценивания
Тема № 16: Критерии оценки знаний и навыков
Тема № 17: Формирование мотивации учащихся
Тема № 18: Управление учебным процессом
Тема № 19: Работа с разными типами learners
Тема № 20: Адаптация курса под разные уровни владения языком
Тема № 21: Разработка дополнительных материалов
Тема № 22: Создание глоссария и словаря
Тема № 23: Использование мультимедийных ресурсов
Тема № 24: Работа с онлайн-платформами
Тема № 25: Организация онлайн-занятий
Тема № 26: Проведение вебинаров и мастер-классов
Тема № 27: Разработка тестовых заданий
Тема № 28: Анализ эффективности курса
Тема № 29: Обратная связь от студентов
Тема № 30: Внесение корректировок в курс
Тема № 31: Авторское право и лицензирование
Тема № 32: Продвижение авторского курса
Тема № 33: Маркетинговые стратегии
Тема № 34: Ценообразование на образовательные услуги
Тема № 35: Коммуникация с потенциальными клиентами
Тема № 36: Создание портфолио преподавателя
Тема № 37: Профессиональное развитие преподавателя
Тема № 38: Самообразование и повышение квалификации
Тема № 39: Networking и сотрудничество с коллегами
Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по предметам «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык»»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о специфике обучения второму иностранному языку, методиках преподавания второго иностранного языка с учетом родного и первого иностранного языков обучающихся, особенностях организации учебного процесса по второму иностранному языку, критериях оценки эффективности педагогической деятельности по второму иностранному языку, межкультурной коммуникации.
Умения: Навыки применения методик преподавания второго иностранного языка с учетом родного и первого иностранного языков обучающихся, использования различных методов и приемов обучения второму иностранному языку, создания ситуаций межкультурного общения на уроках, объективной оценки знаний, умений и навыков обучающихся по второму иностранному языку, анализа учебной литературы и методических материалов по второму иностранному языку.
Навыки: Умения планировать и проводить уроки второго иностранного языка с учетом межъязыкового и межкультурного взаимодействия, адаптировать учебный материал к уровню языковой подготовки обучающихся с учетом родного и первого иностранного языков, использовать методики, способствующие преодолению языкового барьера и развитию коммуникативной компетенции, организовывать внеурочную деятельность по второму иностранному языку, стимулировать интерес учащихся к изучению второго иностранного языка.
Содержание раздела
Тема № 1: Цели и задачи анализа и оценки педагогической деятельности
Тема № 2: Критерии эффективности обучения иностранным языкам
Тема № 3: Методы анализа и оценки педагогической деятельности
Тема № 4: Самоанализ урока иностранного языка
Тема № 5: Взаимопосещение уроков и анализ
Тема № 6: Анализ учебной документации (планирование, журналы)
Тема № 7: Использование портфолио учащегося для оценки эффективности
Тема № 8: Оценка уровня сформированности коммуникативной компетенции
Тема № 9: Оценка языковой компетенции учащихся
Тема № 10: Оценка социокультурной компетенции
Тема № 11: Оценка компенсаторной компетенции
Тема № 12: Оценка учебно-познавательной компетенции
Тема № 13: Диагностика уровня владения иностранным языком
Тема № 14: Стандартизированные тесты по иностранным языкам
Тема № 15: Анализ результатов тестирования и экзаменов
Тема № 16: Использование технологий наблюдения на уроках иностранного языка
Тема № 17: Анкетирование учащихся для оценки эффективности обучения
Тема № 18: Интервьюирование учащихся и родителей
Тема № 19: Анализ использования образовательных ресурсов
Тема № 20: Роль учебников и дополнительных материалов в достижении целей обучения
Тема № 21: Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении иностранным языкам
Тема № 22: Эффективность применения различных методик обучения
Тема № 23: Организация самостоятельной работы учащихся по иностранным языкам
Тема № 24: Работа с одаренными детьми на уроках иностранного языка
Тема № 25: Работа со слабоуспевающими учащимися по иностранным языкам
Тема № 26: Формирование мотивации к изучению иностранных языков
Тема № 27: Развитие межкультурной коммуникации на уроках иностранного языка
Тема № 28: Роль внеклассной работы по иностранным языкам
Тема № 29: Проектная деятельность на уроках иностранного языка
Тема № 30: Организация и проведение олимпиад и конкурсов по иностранным языкам
Тема № 31: Работа с родителями учащихся по вопросам изучения иностранных языков
Тема № 32: Повышение квалификации преподавателя иностранного языка
Тема № 33: Современные тенденции в преподавании иностранных языков
Тема № 34: Инновационные подходы к обучению иностранным языкам
Тема № 35: Рефлексия собственной педагогической деятельности
Тема № 36: Планирование профессионального развития
Тема № 37: Особенности анализа и оценки эффективности преподавания второго иностранного языка
Тема № 38: Специфика формирования мотивации к изучению второго иностранного языка
Тема № 39: Межпредметные связи при обучении иностранным языкам
Раздел «Особенности обучения английскому языку как первому и второму иностранному языку»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные теории и подходы к обучению английскому языку как первому (L1) и второму (L2) иностранному языку, включая различия в процессах овладения языком в этих контекстах. Знает особенности возрастной психологии и физиологии в контексте изучения иностранного языка. Знает специфику методик обучения различным аспектам языка (фонетика, грамматика, лексика, чтение, письмо, аудирование, говорение) для L1 и L2. Знает типы учебных материалов и ресурсов, применяемых в обучении английскому языку как L1 и L2. Знает критерии и методы оценки уровня владения английским языком.
Умения: Владеет навыками анализа языковых явлений с точки зрения методики преподавания. Владеет навыками разработки и проведения фрагментов уроков английского языка как L1 и L2, используя разнообразные методы и приемы обучения. Владеет навыками использования различных учебных материалов и ресурсов, включая цифровые, в процессе обучения английскому языку. Владеет навыками объяснения грамматического материала, постановки правильного произношения и развития всех видов речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо). Владеет навыками оценивания уровня владения английским языком учащихся с использованием различных методов и инструментов.
Навыки: Умеет анализировать учебные материалы и ресурсы с точки зрения их пригодности для обучения английскому языку как L1 и L2. Умеет адаптировать методики обучения английскому языку к различным возрастным группам и уровням владения языком. Умеет разрабатывать фрагменты уроков английского языка с учетом специфики L1 и L2. Умеет диагностировать трудности учащихся в овладении английским языком и предлагать пути их преодоления. Умеет выбирать и применять адекватные методы оценки уровня владения английским языком.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в изучение языка: первый и второй иностранный язык
Тема № 2: Психологические аспекты изучения первого и второго иностранного языка
Тема № 3: Когнитивные процессы в изучении иностранного языка
Тема № 4: Лингвистические основы обучения иностранному языку
Тема № 5: Методы обучения английскому языку как первому иностранному
Тема № 6: Методы обучения английскому языку как второму иностранному
Тема № 7: Коммуникативный подход в обучении английскому языку
Тема № 8: Развитие навыков аудирования у изучающих английский как первый и второй язык
Тема № 9: Развитие навыков говорения у изучающих английский как первый и второй язык
Тема № 10: Развитие навыков чтения у изучающих английский как первый и второй язык
Тема № 11: Развитие навыков письма у изучающих английский как первый и второй язык
Тема № 12: Обучение фонетике английского языка
Тема № 13: Обучение грамматике английского языка
Тема № 14: Обучение лексике английского языка
Тема № 15: Роль межкультурной коммуникации в обучении английскому языку
Тема № 16: Особенности обучения детей английскому языку
Тема № 17: Особенности обучения подростков английскому языку
Тема № 18: Особенности обучения взрослых английскому языку
Тема № 19: Использование технологий в обучении английскому языку
Тема № 20: Использование аутентичных материалов в обучении
Тема № 21: Разработка учебных материалов для обучения английскому языку
Тема № 22: Оценка знаний и навыков по английскому языку
Тема № 23: Тестирование и экзамены по английскому языку
Тема № 24: Организация учебного процесса по английскому языку
Тема № 25: Роль мотивации в изучении иностранного языка
Тема № 26: Преодоление языкового барьера
Тема № 27: Работа с ошибками учащихся
Тема № 28: Индивидуальный подход в обучении английскому языку
Тема № 29: Дифференциация обучения английскому языку
Тема № 30: Обучение английскому языку в многоязычной среде
Тема № 31: Билингвизм и мультилингвизм
Тема № 32: Влияние родного языка на изучение английского
Тема № 33: Интерференция и трансфер в изучении языка
Тема № 34: Развитие языковой компетенции
Тема № 35: Современные тенденции в обучении английскому языку
Тема № 36: Профессиональное развитие преподавателя английского языка
Тема № 37: Исследовательская работа в области обучения английскому языку
Тема № 38: Практика преподавания английского языка
Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.
Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.
Условия реализации рабочей программы модуля
Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля
Электронные учебные издания
Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503
Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Электронные методические издания
Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252
Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597
Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).
Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)
Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):
- Состав современных профессиональных баз данных
Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)
Открытые данные России (https://data.gov.ru/)
Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)
База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)
- Состав информационных справочных систем
База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)
Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)
Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)
Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)
Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)
Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)
Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)
- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти
Президент России (http://kremlin.ru/)
Правительство России (http://government.ru/)
Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)
Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)
Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)
- Иные информационные ресурсы - периодическими издания
TACC (https://tass.ru/)
РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)
Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)
RT (https://rt.com/)
- Информационные поисковые системы
Яндекс (https://ya.ru/)
MAIL.RU (https://www.mail.ru/)