Приложение 3

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"

"05" июня 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

ВМ.19 «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Иностранные языки» в основном общем и среднем общем образовании (учебные предметы: «Иностранный язык», «Второй иностранный язык»; язык - французский)»

Дополнительная профессиональная программа

«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»

г. Москва

Территория Инновационного центра Сколково

Наименование модуля: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Иностранные языки» в основном общем и среднем общем образовании (учебные предметы: «Иностранный язык», «Второй иностранный язык»; язык - французский).

Тип модуля: вариативный модуль.

Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Иностранные языки» в основном общем и среднем общем образовании (учебные предметы: «Иностранный язык», «Второй иностранный язык»; язык - французский)».

Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.

Структура и содержание модуля

Элемент Всего, ак.ч. Лекций, ак.ч. Практических занятий, ак.ч. Результаты обучения (коды)
Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по предметам «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» с учётом ФГОС» 8 2 2 ПК-19
Раздел «Современные подходы и методики преподавания иностранных языков» 8 2 2 ПК-19
Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся при изучении иностранных языков» 8 2 2 ПК-19
Раздел «Внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в преподавании иностранных языков» 8 2 2 ПК-19
Раздел «Использование цифровых образовательных ресурсов и технологий в преподавании иностранных языков» 8 2 2 ПК-19
Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по иностранным языкам» 8 2 2 ПК-19
Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по иностранным языкам» 8 2 2 ПК-19
Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по предметам «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык»» 8 2 2 ПК-19
Раздел «Особенности обучения французскому языку как первому и второму иностранному языку» 8 2 2 ПК-19

Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по предметам «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» с учётом ФГОС»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о: специфике фонетической системы второго иностранного языка в сравнении с родным и первым иностранным языками; лексическом минимуме, необходимом для элементарного общения в рамках заданных ФГОС тем; основных грамматических явлениях второго иностранного языка; некоторых социокультурных особенностях стран изучаемого языка; приемах самостоятельного изучения иностранного языка с учетом имеющегося опыта изучения первого иностранного языка.

Умения: начального аудирования (восприятия и распознавания на слух знакомых слов и фраз); начального говорения (произнесения слов и построения простых фраз); начального чтения (чтения и понимания с помощью словаря отдельных слов, фраз и коротких текстов); начального письма (написания отдельных слов, фраз и коротких предложений); использования двуязычного словаря и других справочных материалов.

Навыки: узнавать и понимать на слух отдельные слова и фразы в рамках изученных тем; строить простые фразы и предложения в устной и письменной форме в рамках заданных ФГОС тем; участвовать в элементарном диалоге/полилоге в рамках изученных тем, используя речевые клише и опоры; читать и понимать с помощью словаря несложные аутентичные тексты; использовать контекст и языковую догадку для понимания смысла.

Содержание раздела

Тема № 1: Нормативно-правовая база преподавания иностранных языков

Тема № 2: Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и его требования к преподаванию иностранных языков

Тема № 3: Цели и задачи обучения иностранным языкам в соответствии с ФГОС

Тема № 4: Принципы обучения иностранным языкам

Тема № 5: Методы обучения иностранным языкам

Тема № 6: Современные технологии обучения иностранным языкам

Тема № 7: Организация учебного процесса по иностранным языкам

Тема № 8: Планирование учебного процесса по иностранным языкам

Тема № 9: Разработка рабочей программы по иностранному языку

Тема № 10: Календарно-тематическое планирование по иностранному языку

Тема № 11: Система оценивания учебных достижений учащихся по иностранному языку

Тема № 12: Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся

Тема № 13: Развитие языковых навыков (говорение, аудирование, чтение, письмо)

Тема № 14: Развитие социокультурной компетенции учащихся

Тема № 15: Обучение лексике и грамматике иностранного языка

Тема № 16: Работа с учебными материалами (учебники, рабочие тетради, аудио- и видеоматериалы)

Тема № 17: Использование аутентичных материалов в обучении иностранному языку

Тема № 18: Проектная деятельность на уроках иностранного языка

Тема № 19: Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении иностранному языку

Тема № 20: Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку

Тема № 21: Контроль и оценка результатов обучения иностранному языку

Тема № 22: Особенности преподавания второго иностранного языка

Тема № 23: Методика преподавания второго иностранного языка

Тема № 24: Выбор и использование учебных материалов для второго иностранного языка

Тема № 25: Развитие межкультурной компетенции учащихся при изучении второго иностранного языка

Тема № 26: Формирование мотивации к изучению второго иностранного языка

Тема № 27: Преодоление языкового барьера при изучении второго иностранного языка

Тема № 28: Интеграция первого и второго иностранного языка в учебном процессе

Тема № 29: Организация внеурочной деятельности по иностранным языкам

Тема № 30: Подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам по иностранным языкам

Тема № 31: Работа с одаренными детьми в области иностранных языков

Тема № 32: Работа с учащимися, испытывающими трудности в изучении иностранных языков

Тема № 33: Профессиональное развитие учителя иностранного языка

Тема № 34: Самообразование учителя иностранного языка

Тема № 35: Использование современных методических разработок в преподавании иностранных языков

Тема № 36: Взаимодействие с родителями учащихся по вопросам изучения иностранных языков

Тема № 37: Организация и проведение открытых уроков по иностранным языкам

Тема № 38: Анализ и самоанализ учебной деятельности по иностранным языкам

Раздел «Современные подходы и методики преподавания иностранных языков»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о современных тенденциях развития методики преподавания иностранных языков, принципах индивидуализации и дифференциации обучения, особенностях обучения различным видам речевой деятельности, роли межкультурной коммуникации в обучении иностранным языкам, этике преподавания.

Умения: Навыки применения современных методик и подходов к преподаванию иностранного языка на практике, навыки разработки и проведения различных типов учебных занятий (индивидуальных, групповых, онлайн), навыки использования разнообразных учебных материалов и ресурсов, включая аутентичные материалы, мультимедийные ресурсы и онлайн-платформы. Навыки организации интерактивного взаимодействия на уроке, создания коммуникативных ситуаций, мотивирования обучающихся, эффективного использования ИКТ в учебном процессе.

Навыки: Умение проектировать учебный процесс по иностранному языку с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, уровня их языковой подготовки и поставленных целей, разрабатывать индивидуальные образовательные траектории, дифференцировать задания и материалы, создавать инклюзивную образовательную среду. Умение организовывать самостоятельную и внеаудиторную работу обучающихся, развивать их автономию в обучении.

Содержание раздела

Тема № 1: Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам

Тема № 2: Методика преподавания грамматики в коммуникативном контексте

Тема № 3: Развитие лексической компетенции

Тема № 4: Обучение аудированию: стратегии и приемы

Тема № 5: Обучение говорению: от начального до продвинутого уровня

Тема № 6: Обучение чтению: работа с различными типами текстов

Тема № 7: Обучение письму: развитие навыков письменной коммуникации

Тема № 8: Использование аутентичных материалов в обучении

Тема № 9: Роль межкультурной коммуникации в процессе обучения

Тема № 10: Интеграция четырех видов речевой деятельности

Тема № 11: Проектная методика в обучении иностранным языкам

Тема № 12: Использование игр в обучении иностранным языкам

Тема № 13: Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении

Тема № 14: Работа с электронными учебными ресурсами

Тема № 15: Использование онлайн-платформ и приложений для изучения языков

Тема № 16: Организация самостоятельной работы студентов

Тема № 17: Формирование учебной мотивации у студентов

Тема № 18: Дифференцированный подход в обучении иностранным языкам

Тема № 19: Работа с разными стилями обучения

Тема № 20: Оценка знаний и навыков по иностранному языку

Тема № 21: Разработка и проведение тестовых заданий

Тема № 22: Критерии оценивания устной и письменной речи

Тема № 23: Формирование и развитие социокультурной компетенции

Тема № 24: Лингвострановедение и его роль в обучении языку

Тема № 25: Обучение произношению и фонетике

Тема № 26: Работа с ошибками учащихся

Тема № 27: Развитие критического мышления у студентов

Тема № 28: Использование кейс-метода в обучении иностранным языкам

Тема № 29: Роль преподавателя в современном образовательном процессе

Тема № 30: Профессиональное развитие преподавателя иностранного языка

Тема № 31: Современные тенденции в методике преподавания иностранных языков

Тема № 32: Нейролингвистическое программирование (НЛП) в обучении языкам

Тема № 33: Эмоциональный интеллект и его роль в изучении языков

Тема № 34: Индивидуализация обучения иностранным языкам

Тема № 35: Блендед обучение: сочетание онлайн и офлайн форматов

Тема № 36: Flipped classroom: перевернутый класс в обучении иностранным языкам

Тема № 37: Gamification: игрофикация процесса обучения

Тема № 38: Применение технологий виртуальной и дополненной реальности

Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся при изучении иностранных языков»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о когнитивных стратегиях, метакогнитивных стратегиях, социальных/аффективных стратегиях обучения иностранному языку, а также о ресурсах и инструментах для самостоятельного изучения. Знания о различных стилях обучения и их влиянии на эффективность изучения языка. Знания о принципах постановки целей и планирования учебной деятельности. Знания о критериях оценки языковых навыков и компетенций.

Умения: Навык саморегуляции и самомотивации в процессе изучения иностранного языка. Навык эффективного использования различных когнитивных, метакогнитивных и социально-аффективных стратегий обучения. Навык работы с различными источниками информации и инструментами для изучения языка. Навык критического анализа информации, полученной из разных источников. Навык самостоятельного поиска, отбора и использования аутентичных материалов для развития языковых навыков.

Навыки: Умение выбирать и применять подходящие стратегии обучения в зависимости от индивидуальных особенностей, целей и задач. Умение анализировать собственный процесс обучения, выявлять сильные и слабые стороны, корректировать стратегии обучения. Умение планировать и организовывать самостоятельную работу по изучению иностранного языка, распределять время и ресурсы. Умение пользоваться различными ресурсами и инструментами для изучения языка (онлайн-платформы, словари, приложения и т.д.). Умение оценивать свой прогресс и уровень владения языком на основе установленных критериев.

Содержание раздела

Тема № 1: Цели и задачи изучения иностранных языков в современном мире

Тема № 2: Мотивация и ее роль в успешном освоении иностранного языка

Тема № 3: Стратегии самостоятельного обучения и самоконтроля

Тема № 4: Развитие навыков аудирования: понимание на слух

Тема № 5: Развитие навыков говорения: беглость и точность

Тема № 6: Развитие навыков чтения: понимание текста и извлечение информации

Тема № 7: Развитие навыков письма: грамотное и стилистически правильное изложение мыслей

Тема № 8: Работа со словарем и другими справочными материалами

Тема № 9: Техники запоминания лексики и грамматических правил

Тема № 10: Использование мнемотехник в изучении иностранного языка

Тема № 11: Преодоление языкового барьера и развитие коммуникативных навыков

Тема № 12: Межкультурная коммуникация и ее особенности

Тема № 13: Этикет и речевые нормы в иностранном языке

Тема № 14: Работа с аутентичными материалами: фильмы, песни, книги

Тема № 15: Использование технологий в изучении иностранного языка

Тема № 16: Онлайн-ресурсы и приложения для изучения языка

Тема № 17: Организация учебного процесса и планирование времени

Тема № 18: Работа в группе и парная работа: преимущества и особенности

Тема № 19: Развитие критического мышления при изучении иностранного языка

Тема № 20: Работа с ошибками и их анализ

Тема № 21: Самооценка и рефлексия в процессе обучения

Тема № 22: Развитие навыков презентации на иностранном языке

Тема № 23: Участие в олимпиадах и конкурсах по иностранному языку

Тема № 24: Подготовка к международным экзаменам по иностранному языку

Тема № 25: Академическое письмо на иностранном языке

Тема № 26: Написание эссе и сочинений на иностранном языке

Тема № 27: Развитие навыков перевода с иностранного языка на родной и обратно

Тема № 28: Работа с различными жанрами текстов

Тема № 29: Изучение особенностей фонетики и произношения

Тема № 30: Интонация и ритм речи в иностранном языке

Тема № 31: Развитие навыков ведения дискуссии и дебатов

Тема № 32: Ролевая игра как метод обучения иностранному языку

Тема № 33: Проектная деятельность при изучении иностранного языка

Тема № 34: Развитие навыков публичных выступлений на иностранном языке

Тема № 35: Использование иностранного языка в профессиональной деятельности

Тема № 36: Перспективы использования иностранного языка в будущем

Тема № 37: Культурное наследие стран изучаемого языка

Раздел «Внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в преподавании иностранных языков»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает различные модели межпредметной интеграции (например, модель погружения, модель сетевого обучения); знает особенности организации проектной деятельности в разных возрастных группах учащихся; знает различные виды межпредметных проектов (исследовательские, творческие, ролевые, информационные и т.д.); знает ресурсы и возможности для реализации межпредметных проектов (библиотеки, музеи, интернет-ресурсы и т.д.); знает опыт внедрения межпредметных связей в отечественной и зарубежной практике преподавания иностранных языков.

Умения: Владеет навыками разработки дидактических материалов для интегрированных уроков; владеет навыками использования различных методов и приемов обучения в рамках межпредметного проекта; владеет навыками мотивации учащихся к участию в межпредметной проектной деятельности; владеет навыками формирования у учащихся навыков самостоятельной работы и самооценки в рамках межпредметного проекта; владеет навыками публичного выступления на иностранном языке по результатам межпредметного проекта.

Навыки: Умеет выбирать оптимальную модель межпредметной интеграции в зависимости от целей и задач обучения; умеет планировать и организовывать различные виды межпредметных проектов; умеет интегрировать содержание других предметов в уроки иностранного языка с учетом возрастных особенностей учащихся; умеет использовать различные ресурсы и возможности для реализации межпредметных проектов; умеет анализировать и обобщать опыт внедрения межпредметных связей в образовательном процессе.

Содержание раздела

Тема № 1: Теоретические основы межпредметных связей

Тема № 2: Межпредметные связи и компетентностный подход в образовании

Тема № 3: Типология межпредметных связей в преподавании иностранных языков

Тема № 4: Методика реализации межпредметных связей на уроках иностранного языка

Тема № 5: Иностранный язык и литература: точки соприкосновения

Тема № 6: Иностранный язык и история: изучение культуры и традиций

Тема № 7: Иностранный язык и география: знакомство со странами изучаемого языка

Тема № 8: Иностранный язык и математика: использование языка для решения задач

Тема № 9: Иностранный язык и естественные науки: чтение и обсуждение научных текстов

Тема № 10: Иностранный язык и искусство: знакомство с мировой культурой

Тема № 11: Иностранный язык и информатика: использование цифровых ресурсов

Тема № 12: Иностранный язык и физическая культура: спортивная терминология и общение

Тема № 13: Проектная деятельность как метод обучения иностранному языку

Тема № 14: Этапы реализации проекта на уроках иностранного языка

Тема № 15: Типы проектов в обучении иностранному языку

Тема № 16: Разработка проектных заданий для разных уровней владения языком

Тема № 17: Оценка результатов проектной деятельности

Тема № 18: Роль учителя в организации проектной деятельности

Тема № 19: Работа в команде при выполнении проектов

Тема № 20: Презентация результатов проектной деятельности

Тема № 21: Использование ИКТ в проектной деятельности

Тема № 22: Межпредметные проекты с использованием иностранного языка

Тема № 23: Примеры успешных межпредметных проектов

Тема № 24: Организация проектной недели/месяца с использованием иностранного языка

Тема № 25: Разработка критериев оценивания межпредметных проектов

Тема № 26: Формирование межкультурной компетенции через проектную деятельность

Тема № 27: Развитие коммуникативных навыков через проектную деятельность

Тема № 28: Развитие творческого мышления через проектную деятельность

Тема № 29: Работа с аутентичными материалами в проектной деятельности

Тема № 30: Интеграция проектной деятельности в учебный процесс

Тема № 31: Проектная деятельность и формирование учебной автономии

Тема № 32: Проектная деятельность и развитие критического мышления

Тема № 33: Проектная деятельность и развитие навыков самооценки

Тема № 34: Проектная деятельность и работа с информацией

Тема № 35: Проектная деятельность и решение проблем

Тема № 36: Проектная деятельность и развитие лидерских качеств

Тема № 37: Проектная деятельность и сотрудничество

Тема № 38: Проектная деятельность и развитие исследовательских навыков

Тема № 39: Рефлексия опыта проектной деятельности

Раздел «Использование цифровых образовательных ресурсов и технологий в преподавании иностранных языков»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает методические подходы к интеграции ЦОР в процесс обучения иностранному языку, включая различные модели смешанного обучения (blended learning), перевернутого класса (flipped classroom) и другие. Знает, как использовать ЦОР для развития различных видов речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо). Знает о современных трендах в области применения цифровых технологий в образовании.

Умения: Владеет навыками работы с различными типами ЦОР, включая платформы для онлайн-обучения, мобильные приложения, программное обеспечение для создания интерактивных упражнений, инструменты для проведения видеоконференций и вебинаров. Владеет навыками создания собственных цифровых образовательных материалов (например, интерактивных упражнений, презентаций, видеороликов). Владеет навыками поиска, оценки и отбора ЦОР в соответствии с дидактическими задачами. Владеет навыками технической поддержки учебного процесса с использованием ЦОР.

Навыки: Умеет проектировать учебные занятия с использованием ЦОР, определяя оптимальное сочетание традиционных и цифровых методов обучения. Умеет создавать благоприятную образовательную среду с использованием ЦОР, стимулирующую коммуникацию и взаимодействие обучающихся. Умеет использовать ЦОР для организации индивидуальной и дифференцированной работы с обучающимися. Умеет анализировать и интерпретировать данные об учебной активности обучающихся, полученные с помощью цифровых платформ и инструментов.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в цифровые образовательные ресурсы и технологии

Тема № 2: Основные понятия и терминология цифровой дидактики

Тема № 3: Преимущества и недостатки использования цифровых технологий в обучении ИЯ

Тема № 4: Классификация цифровых образовательных ресурсов для ИЯ

Тема № 5: Работа с онлайн-словарями и переводчиками

Тема № 6: Использование электронных учебников и пособий

Тема № 7: Применение мобильных приложений для изучения ИЯ

Тема № 8: Работа с интерактивными упражнениями и тестами

Тема № 9: Создание и использование мультимедийных презентаций

Тема № 10: Применение аудио- и видеоматериалов в обучении ИЯ

Тема № 11: Работа с подкастами и аудиокнигами на иностранном языке

Тема № 12: Использование аутентичных видеоматериалов (фильмы, сериалы, новости)

Тема № 13: Организация онлайн-уроков и вебинаров

Тема № 14: Работа с платформами для онлайн-обучения (Zoom, Skype, Google Meet)

Тема № 15: Использование LMS (Learning Management Systems) в преподавании ИЯ

Тема № 16: Создание и использование интерактивных заданий в LMS

Тема № 17: Применение игровых технологий в обучении ИЯ (gamification)

Тема № 18: Использование виртуальной и дополненной реальности в преподавании ИЯ

Тема № 19: Работа с цифровыми инструментами для развития навыков чтения

Тема № 20: Работа с цифровыми инструментами для развития навыков письма

Тема № 21: Работа с цифровыми инструментами для развития навыков аудирования

Тема № 22: Работа с цифровыми инструментами для развития навыков говорения

Тема № 23: Разработка и проведение онлайн-тестирования

Тема № 24: Оценка эффективности использования цифровых технологий

Тема № 25: Авторское право и использование цифровых материалов

Тема № 26: Цифровая компетентность преподавателя ИЯ

Тема № 27: Формирование цифровой грамотности у учащихся

Тема № 28: Безопасность в цифровой среде

Тема № 29: Работа с электронными портфолио учащихся

Тема № 30: Организация проектной деятельности с использованием цифровых технологий

Тема № 31: Использование социальных сетей в обучении ИЯ

Тема № 32: Веб-квесты и онлайн-экскурсии на иностранном языке

Тема № 33: Создание и использование цифровых дидактических игр

Тема № 34: Применение искусственного интеллекта в обучении ИЯ

Тема № 35: Анализ и оценка цифровых образовательных ресурсов

Тема № 36: Тренды и перспективы развития цифровых технологий в образовании

Тема № 37: Цифровые инструменты для инклюзивного обучения ИЯ

Тема № 38: Практикум по созданию собственного цифрового образовательного ресурса

Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по иностранным языкам»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о целях, принципах, методах и инструментах оценки и мониторинга учебных достижений учащихся по иностранным языкам, включая различные виды тестов, портфолио, наблюдение, самооценку и взаимооценку. Знания о нормативно-правовой базе, регламентирующей оценку образовательных результатов по иностранным языкам. Знания о критериях оценивания различных видов речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо) и языковых компетенций (лексическая, грамматическая, фонетическая). Знания о шкалах оценивания и системах оценивания (формативное, суммативное). Знания о специфике оценивания учебных достижений учащихся разных возрастных групп и уровней владения иностранным языком.

Умения: Навык использования различных инструментов оценки учебных достижений учащихся (стандартизированные тесты, аутентичные материалы, цифровые инструменты). Навык объективного оценивания уровня сформированности языковых компетенций учащихся. Навык анализа результатов оценки и выявления сильных и слабых сторон учащихся. Навык ведения документации по оценке и мониторингу учебных достижений. Навык эффективного использования результатов мониторинга для индивидуализации и дифференциации обучения.

Навыки: Умение разрабатывать инструменты оценки учебных достижений учащихся по иностранным языкам (тесты, задания, критерии оценивания) в соответствии с целями обучения и возрастными особенностями учащихся. Умение проводить различные виды оценки (диагностическую, формативную, суммативную) и интерпретировать полученные результаты. Умение использовать различные методы и техники сбора информации об учебных достижениях учащихся (наблюдение, анализ письменных работ, устные опросы, проекты). Умение предоставлять обратную связь учащимся по результатам оценки, способствующую их дальнейшему развитию. Умение анализировать и корректировать процесс обучения на основе результатов мониторинга учебных достижений.

Содержание раздела

Тема № 1: Цели и задачи оценки учебных достижений

Тема № 2: Виды оценки: диагностическая, формирующая, итоговая

Тема № 3: Принципы оценивания: объективность, валидность, надежность

Тема № 4: Стандарты оценки по иностранным языкам

Тема № 5: Критерии оценивания устной речи

Тема № 6: Критерии оценивания письменной речи

Тема № 7: Критерии оценивания чтения

Тема № 8: Критерии оценивания аудирования

Тема № 9: Критерии оценивания грамматических навыков

Тема № 10: Критерии оценивания лексических навыков

Тема № 11: Критерии оценивания социокультурной компетенции

Тема № 12: Инструменты оценивания: тесты, проекты, портфолио

Тема № 13: Разработка тестовых заданий: типы и форматы

Тема № 14: Разработка заданий для оценки устной речи

Тема № 15: Разработка заданий для оценки письменной речи

Тема № 16: Разработка заданий для оценки чтения

Тема № 17: Разработка заданий для оценки аудирования

Тема № 18: Использование аутентичных материалов в оценке

Тема № 19: Самооценка и взаимооценка учащихся

Тема № 20: Формирование оценочной самостоятельности учащихся

Тема № 21: Обратная связь и ее роль в процессе обучения

Тема № 22: Использование технологий в оценке учебных достижений

Тема № 23: Оценка учебных достижений в разных возрастных группах

Тема № 24: Особенности оценки учащихся с особыми образовательными потребностями

Тема № 25: Мониторинг учебных достижений

Тема № 26: Виды мониторинга: текущий, промежуточный, итоговый

Тема № 27: Методы мониторинга: наблюдение, тестирование, анализ работ учащихся

Тема № 28: Интерпретация результатов мониторинга

Тема № 29: Использование результатов мониторинга для корректировки учебного процесса

Тема № 30: Документирование результатов оценки и мониторинга

Тема № 31: Этические аспекты оценки учебных достижений

Тема № 32: Работа с родителями по вопросам оценки и мониторинга

Тема № 33: Современные тенденции в оценке учебных достижений по иностранным языкам

Тема № 34: Использование портфолио в оценке учебных достижений

Тема № 35: Проектная деятельность как инструмент оценки

Тема № 36: Роль цифровых технологий в оценке и мониторинге

Тема № 37: Организация и проведение контрольных работ

Тема № 38: Анализ и интерпретация результатов контрольных работ

Тема № 39: Подготовка учащихся к оценочным процедурам

Тема № 40: Разработка и использование рубрик оценивания

Тема № 41: Примеры успешных практик оценки и мониторинга

Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по иностранным языкам»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о современных методиках преподавания иностранных языков, принципах разработки учебных программ и курсов, особенностях целевой аудитории, критериях оценки эффективности обучения, правовых аспектах создания и реализации авторских программ.

Умения: Навыки презентации и продвижения авторской программы/курса, взаимодействия с потенциальными обучающимися, сбора обратной связи и внесения корректировок в программу на основе анализа результатов.

Навыки: Умение адаптировать программу/курс под различные уровни владения языком и стили обучения, интегрировать различные методические подходы, создавать комфортную и мотивирующую образовательную среду.

Содержание раздела

Тема № 1: Анализ потребностей целевой аудитории

Тема № 2: Выбор методики обучения

Тема № 3: Определение целей и задач курса

Тема № 4: Разработка структуры курса

Тема № 5: Создание учебного плана

Тема № 6: Планирование учебной нагрузки

Тема № 7: Подбор учебных материалов

Тема № 8: Разработка заданий и упражнений

Тема № 9: Использование аутентичных материалов

Тема № 10: Интеграция технологий в обучение

Тема № 11: Разработка интерактивных заданий

Тема № 12: Использование игровых методик

Тема № 13: Применение проектной деятельности

Тема № 14: Организация самостоятельной работы студентов

Тема № 15: Разработка системы оценивания

Тема № 16: Критерии оценки знаний и навыков

Тема № 17: Формирование мотивации учащихся

Тема № 18: Управление учебным процессом

Тема № 19: Работа с разными типами learners

Тема № 20: Адаптация курса под разные уровни владения языком

Тема № 21: Разработка дополнительных материалов

Тема № 22: Создание глоссария и словаря

Тема № 23: Использование мультимедийных ресурсов

Тема № 24: Работа с онлайн-платформами

Тема № 25: Организация онлайн-занятий

Тема № 26: Проведение вебинаров и мастер-классов

Тема № 27: Разработка тестовых заданий

Тема № 28: Анализ эффективности курса

Тема № 29: Обратная связь от студентов

Тема № 30: Внесение корректировок в курс

Тема № 31: Авторское право и лицензирование

Тема № 32: Продвижение авторского курса

Тема № 33: Маркетинговые стратегии

Тема № 34: Ценообразование на образовательные услуги

Тема № 35: Коммуникация с потенциальными клиентами

Тема № 36: Создание портфолио преподавателя

Тема № 37: Профессиональное развитие преподавателя

Тема № 38: Самообразование и повышение квалификации

Тема № 39: Networking и сотрудничество с коллегами

Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по предметам «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык»»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о специфике обучения второму иностранному языку, методиках преподавания второго иностранного языка с учетом родного и первого иностранного языков обучающихся, особенностях организации учебного процесса по второму иностранному языку, критериях оценки эффективности педагогической деятельности по второму иностранному языку, межкультурной коммуникации.

Умения: Навыки применения методик преподавания второго иностранного языка с учетом родного и первого иностранного языков обучающихся, использования различных методов и приемов обучения второму иностранному языку, создания ситуаций межкультурного общения на уроках, объективной оценки знаний, умений и навыков обучающихся по второму иностранному языку, анализа учебной литературы и методических материалов по второму иностранному языку.

Навыки: Умения планировать и проводить уроки второго иностранного языка с учетом межъязыкового и межкультурного взаимодействия, адаптировать учебный материал к уровню языковой подготовки обучающихся с учетом родного и первого иностранного языков, использовать методики, способствующие преодолению языкового барьера и развитию коммуникативной компетенции, организовывать внеурочную деятельность по второму иностранному языку, стимулировать интерес учащихся к изучению второго иностранного языка.

Содержание раздела

Тема № 1: Цели и задачи анализа и оценки педагогической деятельности

Тема № 2: Критерии эффективности обучения иностранным языкам

Тема № 3: Методы анализа и оценки педагогической деятельности

Тема № 4: Самоанализ урока иностранного языка

Тема № 5: Взаимопосещение уроков и анализ

Тема № 6: Анализ учебной документации (планирование, журналы)

Тема № 7: Использование портфолио учащегося для оценки эффективности

Тема № 8: Оценка уровня сформированности коммуникативной компетенции

Тема № 9: Оценка языковой компетенции учащихся

Тема № 10: Оценка социокультурной компетенции

Тема № 11: Оценка компенсаторной компетенции

Тема № 12: Оценка учебно-познавательной компетенции

Тема № 13: Диагностика уровня владения иностранным языком

Тема № 14: Стандартизированные тесты по иностранным языкам

Тема № 15: Анализ результатов тестирования и экзаменов

Тема № 16: Использование технологий наблюдения на уроках иностранного языка

Тема № 17: Анкетирование учащихся для оценки эффективности обучения

Тема № 18: Интервьюирование учащихся и родителей

Тема № 19: Анализ использования образовательных ресурсов

Тема № 20: Роль учебников и дополнительных материалов в достижении целей обучения

Тема № 21: Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении иностранным языкам

Тема № 22: Эффективность применения различных методик обучения

Тема № 23: Организация самостоятельной работы учащихся по иностранным языкам

Тема № 24: Работа с одаренными детьми на уроках иностранного языка

Тема № 25: Работа со слабоуспевающими учащимися по иностранным языкам

Тема № 26: Формирование мотивации к изучению иностранных языков

Тема № 27: Развитие межкультурной коммуникации на уроках иностранного языка

Тема № 28: Роль внеклассной работы по иностранным языкам

Тема № 29: Проектная деятельность на уроках иностранного языка

Тема № 30: Организация и проведение олимпиад и конкурсов по иностранным языкам

Тема № 31: Работа с родителями учащихся по вопросам изучения иностранных языков

Тема № 32: Повышение квалификации преподавателя иностранного языка

Тема № 33: Современные тенденции в преподавании иностранных языков

Тема № 34: Инновационные подходы к обучению иностранным языкам

Тема № 35: Рефлексия собственной педагогической деятельности

Тема № 36: Планирование профессионального развития

Тема № 37: Особенности анализа и оценки эффективности преподавания второго иностранного языка

Тема № 38: Специфика формирования мотивации к изучению второго иностранного языка

Тема № 39: Межпредметные связи при обучении иностранным языкам

Раздел «Особенности обучения французскому языку как первому и второму иностранному языку»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Теоретических основ обучения французскому языку как первому и второму иностранному, включая различия в методиках, подходах и используемых материалах. Специфики восприятия и усвоения французского языка в зависимости от возраста, родного языка и уровня владения другими иностранными языками. Основных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при изучении французской фонетики, грамматики и лексики, а также способов их преодоления. Различных методов, приемов и технологий обучения французскому языку, включая использование аутентичных материалов, цифровых ресурсов и коммуникативных методик. Системы уровней владения французским языком (например, CEFR) и критериев оценки языковой компетенции.

Умения: Практического применения различных методик и приемов обучения французскому языку как первому и второму иностранному. Создания комфортной и мотивирующей образовательной среды для изучения французского языка. Эффективного использования современных технологий и цифровых ресурсов в процессе обучения французскому языку. Организации и проведения различных форм учебной деятельности, направленных на развитие коммуникативных навыков учащихся. Объективной оценки уровня владения французским языком у учащихся с использованием различных методов и инструментов.

Навыки: Анализировать особенности учебных программ и материалов по французскому языку для разных уровней и целевых аудиторий. Адаптировать методики и приемы обучения французскому языку к конкретным условиям и потребностям учащихся. Разрабатывать и проводить уроки французского языка с использованием разнообразных методов и технологий, включая игровые и проектные методы. Диагностировать уровень владения французским языком у учащихся и выявлять их индивидуальные особенности обучения. Подбирать и использовать аутентичные материалы и цифровые ресурсы для обучения французскому языку.

Содержание раздела

Тема № 1: Фонетика французского языка и ее особенности

Тема № 2: Грамматическая система французского языка

Тема № 3: Лексика французского языка и ее особенности

Тема № 4: Методика обучения произношению

Тема № 5: Методика обучения грамматике

Тема № 6: Методика обучения лексике

Тема № 7: Развитие навыков аудирования

Тема № 8: Развитие навыков говорения

Тема № 9: Развитие навыков чтения

Тема № 10: Развитие навыков письма

Тема № 11: Обучение французскому языку как первому иностранному

Тема № 12: Обучение французскому языку как второму иностранному

Тема № 13: Особенности обучения детей французскому языку

Тема № 14: Особенности обучения подростков французскому языку

Тема № 15: Особенности обучения взрослых французскому языку

Тема № 16: Использование аутентичных материалов в обучении

Тема № 17: Роль игр в обучении французскому языку

Тема № 18: Использование технологий в обучении французскому языку

Тема № 19: Оценка знаний и умений по французскому языку

Тема № 20: Культурологический аспект в обучении французскому языку

Тема № 21: Французский язык как средство межкультурной коммуникации

Тема № 22: Мотивация в изучении французского языка

Тема № 23: Преодоление трудностей в изучении французского языка

Тема № 24: Организация учебного процесса по французскому языку

Тема № 25: Планирование уроков французского языка

Тема № 26: Разработка учебных материалов по французскому языку

Тема № 27: Работа с разными типами учебников

Тема № 28: Дифференцированный подход в обучении французскому языку

Тема № 29: Индивидуализация обучения французскому языку

Тема № 30: Работа с одаренными детьми в обучении французскому языку

Тема № 31: Работа с детьми с трудностями в обучении французскому языку

Тема № 32: Формирование социокультурной компетенции

Тема № 33: Развитие языковой догадки

Тема № 34: Работа с ошибками учащихся

Тема № 35: Лингвострановедение Франции и франкоязычных стран

Тема № 36: Проектная деятельность на уроках французского языка

Тема № 37: Подготовка к экзаменам по французскому языку

Тема № 38: Самообразование и профессиональное развитие преподавателя французского языка

Тема № 39: Современные методики преподавания французского языка

Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.

Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.

Условия реализации рабочей программы модуля

Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.

Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля

Электронные учебные издания

Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503

Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].

Электронные методические издания

Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252

Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597

Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).

Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)

Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):

- Состав современных профессиональных баз данных

Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)

Открытые данные России (https://data.gov.ru/)

Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)

База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)

- Состав информационных справочных систем

База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)

Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)

Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)

Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)

Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)

Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)

Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)

- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти

Президент России (http://kremlin.ru/)

Правительство России (http://government.ru/)

Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)

Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)

Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)

- Иные информационные ресурсы - периодическими издания

TACC (https://tass.ru/)

РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)

Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)

RT (https://rt.com/)

- Информационные поисковые системы

Яндекс (https://ya.ru/)

MAIL.RU (https://www.mail.ru/)