Приложение 3
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"
"05" июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
ВМ.23 «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Общественно-научные предметы» в основном общем и среднем общем образовании (учебный предмет «История»)»
Дополнительная профессиональная программа
«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»
г. Москва
Территория Инновационного центра Сколково
Наименование модуля: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Общественно-научные предметы» в основном общем и среднем общем образовании (учебный предмет «История»).
Тип модуля: вариативный модуль.
Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Общественно-научные предметы» в основном общем и среднем общем образовании (учебный предмет «История»)».
Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.
Структура и содержание модуля
| Элемент | Всего, ак.ч. | Лекций, ак.ч. | Практических занятий, ак.ч. | Результаты обучения (коды) |
|---|---|---|---|---|
| Раздел «Психолого-педагогические аспекты обучения истории» | 8 | 2 | 2 | ПК-23 |
| Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по предмету «История» с учётом ФГОС» | 8 | 2 | 2 | ПК-23 |
| Раздел «Современные подходы и методики преподавания истории» | 8 | 2 | 2 | ПК-23 |
| Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся при изучении истории» | 8 | 2 | 2 | ПК-23 |
| Раздел «Внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в преподавании истории» | 8 | 2 | 2 | ПК-23 |
| Раздел «Использование цифровых образовательных ресурсов и технологий в преподавании истории» | 8 | 2 | 2 | ПК-23 |
| Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по истории» | 8 | 2 | 2 | ПК-23 |
| Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по истории» | 8 | 2 | 2 | ПК-23 |
| Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по предмету «История»» | 8 | 2 | 2 | ПК-23 |
Раздел «Психолого-педагогические аспекты обучения истории»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знание основных психолого-педагогических концепций, relevantных для обучения истории (теории развития, когнитивной психологии, педагогической психологии, теории обучения). Знание специфики исторического мышления и его формирования у учащихся разных возрастов. Знание психологических особенностей восприятия и усвоения исторической информации учащимися. Знание методов и приемов организации учебной деятельности по истории с учетом психологических закономерностей. Знание принципов разработки и применения дидактических материалов, ориентированных на разные стили обучения и когнитивные способности учащихся. Знание этических принципов психолого-педагогического сопровождения обучения истории.
Умения: Навык применения психологических знаний для решения практических задач обучения истории. Навык организации взаимодействия с учащимися, способствующего развитию их познавательной активности и мотивации к изучению истории. Навык использования различных методов и приемов развития исторического мышления у учащихся (например, работа с источниками, проблемное обучение, проектная деятельность). Навык создания и адаптации дидактических материалов с учетом психологических особенностей восприятия и усвоения информации учащимися. Навык наблюдения и анализа учебного процесса с целью выявления психологических факторов, влияющих на эффективность обучения истории.
Навыки: Умение анализировать исторический материал с точки зрения психолого-педагогических требований к его presentation. Умение применять различные методы и приемы обучения истории с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Умение создавать психологически комфортную образовательную среду, способствующую развитию исторического мышления. Умение диагностировать уровень развития исторического мышления учащихся. Умение проектировать и проводить учебные занятия по истории с использованием разнообразных дидактических материалов и технологий, учитывающих психологические особенности учащихся. Умение анализировать и оценивать эффективность собственной педагогической деятельности с точки зрения психолого-педагогических критериев.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в психолого-педагогические аспекты обучения истории
Тема № 2: Психологические особенности восприятия исторической информации
Тема № 3: Возрастные особенности учащихся и их влияние на усвоение исторического материала
Тема № 4: Когнитивные процессы в изучении истории: память, внимание, мышление
Тема № 5: Мотивация к изучению истории
Тема № 6: Эмоциональная сфера и ее роль в процессе обучения истории
Тема № 7: Развитие исторического мышления у школьников
Тема № 8: Формирование исторического сознания
Тема № 9: Методы обучения истории: традиционные и инновационные
Тема № 10: Проблемное обучение на уроках истории
Тема № 11: Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории
Тема № 12: Развитие критического мышления на уроках истории
Тема № 13: Работа с историческими источниками
Тема № 14: Формирование умения анализировать исторические документы
Тема № 15: Интерпретация исторических событий и явлений
Тема № 16: Развитие навыков исторического исследования
Тема № 17: Организация проектной деятельности на уроках истории
Тема № 18: Ролевая игра как метод обучения истории
Тема № 19: Использование исторических фильмов и документальных материалов
Тема № 20: Работа с картами и другими наглядными пособиями
Тема № 21: Оценка знаний и умений по истории
Тема № 22: Формирование патриотизма и гражданственности на уроках истории
Тема № 23: Этические аспекты преподавания истории
Тема № 24: Преодоление исторических мифов и стереотипов
Тема № 25: Межкультурный диалог на уроках истории
Тема № 26: Инклюзивное образование на уроках истории
Тема № 27: Работа с одаренными детьми на уроках истории
Тема № 28: Работа с детьми, испытывающими трудности в обучении истории
Тема № 29: Психология исторического образования в условиях цифровизации
Тема № 30: Влияние социальных сетей на восприятие исторической информации
Тема № 31: Профилактика исторического нигилизма
Тема № 32: Формирование толерантности и уважения к другим культурам
Тема № 33: Роль учителя истории в современном обществе
Тема № 34: Профессиональное саморазвитие учителя истории
Тема № 35: Психолого-педагогические особенности преподавания истории в разных возрастных группах
Тема № 36: Планирование уроков истории с учетом психолого-педагогических аспектов
Тема № 37: Организация внеурочной деятельности по истории
Тема № 38: Взаимодействие учителя истории с родителями учащихся
Тема № 39: Современные исследования в области психолого-педагогических аспектов обучения истории
Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по предмету «История» с учётом ФГОС»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Хронологию основных исторических событий и процессов мировой и отечественной истории. Ключевые исторические понятия и термины, относящиеся к изучаемым периодам. Причины и следствия важнейших исторических событий, их влияние на современность. Исторические источники различных типов (письменные, вещественные, изобразительные) и методы их анализа. Вклад выдающихся исторических личностей в развитие общества и культуры. Особенности исторического развития различных регионов мира и России. Основные этапы развития государственности, права, экономики, культуры, социальных отношений. Сущность различных исторических интерпретаций и оценок.
Умения: Поиск и систематизация исторической информации из различных источников (учебники, научная литература, интернет-ресурсы). Анализ и интерпретация исторических документов, памятников культуры. Составление конспектов, рефератов, докладов по исторической тематике. Участие в дискуссиях по историческим проблемам, отстаивание своей точки зрения. Создание презентаций, проектов, визуальных материалов по историческим темам. Работа с исторической картой (определение местоположения исторических объектов, анализ исторических процессов на карте). Критический анализ исторической информации, выявление предвзятости и манипуляций. Использование цифровых инструментов для изучения истории (образовательные платформы, базы данных, виртуальные музеи).
Навыки: Анализировать исторические источники, извлекая из них необходимую информацию. Сопоставлять различные исторические версии и интерпретации событий. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями. Локализовать исторические события во времени и пространстве. Аргументированно высказывать свою точку зрения на исторические проблемы. Представлять результаты изучения исторического материала в различных формах (устно, письменно, в виде презентаций, проектов). Работать с исторической картой, хронологическими таблицами и другими средствами наглядности. Самостоятельно находить и критически оценивать историческую информацию из различных источников.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовые основы преподавания истории в соответствии с ФГОС
Тема № 2: Цели и задачи обучения истории в школе
Тема № 3: Содержание учебных программ по истории для разных уровней образования
Тема № 4: Разработка рабочей программы по истории
Тема № 5: Календарно-тематическое планирование уроков истории
Тема № 6: Методы обучения истории: традиционные и инновационные
Тема № 7: Формы организации учебной деятельности по истории
Тема № 8: Технологии обучения истории: проектная, исследовательская, игровая и др
Тема № 9: Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках истории
Тема № 10: Организация самостоятельной работы учащихся по истории
Тема № 11: Система оценивания учебных достижений по истории
Тема № 12: Развитие критического мышления на уроках истории
Тема № 13: Формирование исторического сознания учащихся
Тема № 14: Работа с историческими источниками
Тема № 15: Использование краеведческого материала на уроках истории
Тема № 16: Подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам по истории
Тема № 17: Организация внеурочной деятельности по истории
Тема № 18: Работа с одаренными детьми по истории
Тема № 19: Работа с учащимися, испытывающими трудности в изучении истории
Тема № 20: Инклюзивное образование на уроках истории
Тема № 21: Формирование межкультурной компетенции на уроках истории
Тема № 22: Патриотическое воспитание на уроках истории
Тема № 23: Гражданское воспитание на уроках истории
Тема № 24: Духовно-нравственное воспитание на уроках истории
Тема № 25: Профильное обучение истории
Тема № 26: Элективные курсы по истории
Тема № 27: Проектирование учебного занятия по истории
Тема № 28: Анализ урока истории
Тема № 29: Самоанализ урока истории
Тема № 30: Современные подходы к преподаванию истории
Тема № 31: Использование исторических игр и симуляций
Тема № 32: Работа с учебной и методической литературой по истории
Тема № 33: Подготовка к государственной итоговой аттестации по истории
Тема № 34: Организация и проведение экскурсий по историческим местам
Тема № 35: Взаимодействие с музеями и архивами
Тема № 36: Работа с родителями учащихся по истории
Тема № 37: Профессиональное развитие учителя истории
Тема № 38: Рефлексия педагогической деятельности учителя истории
Раздел «Современные подходы и методики преподавания истории»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знание принципов формирования исторического мышления у учащихся, включая умение анализировать исторические источники, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать исторические понятия и выводы. Знание основ исторической культуры и ее роли в формировании гражданской идентичности.
Умения: Навык применения современных методов и технологий преподавания истории на практике. Навык разработки дидактических материалов, включая разнообразные учебные задания, тесты, презентации и др. Навык использования цифровых инструментов для создания интерактивных учебных материалов и организации онлайн-обучения. Навык анализа и интерпретации исторических источников. Навык публичного выступления и презентации результатов своей работы.
Навыки: Умение проектировать учебный процесс по истории с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Умение создавать мотивирующую образовательную среду, способствующую развитию познавательного интереса к истории. Умение оценивать результаты обучения учащихся с использованием разнообразных методов и инструментов.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в современную дидактику истории
Тема № 2: Историческое мышление и его формирование у учащихся
Тема № 3: Компетентностный подход в преподавании истории
Тема № 4: Развитие критического мышления на уроках истории
Тема № 5: Работа с историческими источниками: виды и методы
Тема № 6: Методика анализа исторических текстов
Тема № 7: Визуальные источники в преподавании истории: карты, изображения, видео
Тема № 8: Использование цифровых ресурсов в преподавании истории
Тема № 9: Организация проектной деятельности на уроках истории
Тема № 10: Исследовательская деятельность учащихся по истории
Тема № 11: Методика проведения дискуссий и дебатов на исторические темы
Тема № 12: Ролевая игра как метод обучения истории
Тема № 13: Игровые технологии в преподавании истории
Тема № 14: Интерактивные методы обучения истории
Тема № 15: Проблемное обучение на уроках истории
Тема № 16: Развитие коммуникативных навыков на уроках истории
Тема № 17: Формирование исторической картины мира у учащихся
Тема № 18: Методика преподавания истории разных эпох
Тема № 19: Преподавание древней истории
Тема № 20: Преподавание истории средних веков
Тема № 21: Преподавание новой истории
Тема № 22: Преподавание новейшей истории
Тема № 23: Региональный компонент в преподавании истории
Тема № 24: Краеведение в преподавании истории
Тема № 25: Межпредметные связи в преподавании истории
Тема № 26: Оценка учебных достижений по истории
Тема № 27: Формирование портфолио учащегося по истории
Тема № 28: Подготовка учащихся к олимпиадам по истории
Тема № 29: Работа с одаренными детьми на уроках истории
Тема № 30: Инклюзивное образование в преподавании истории
Тема № 31: Работа с учащимися с особыми образовательными потребностями
Тема № 32: Организация внеурочной деятельности по истории
Тема № 33: Музейная педагогика в преподавании истории
Тема № 34: Экскурсионная работа по истории
Тема № 35: Использование исторической литературы в учебном процессе
Тема № 36: Современные историографические дискуссии
Тема № 37: Профессиональное развитие учителя истории
Тема № 38: Самообразование учителя истории
Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся при изучении истории»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные этапы развития исторической науки и различные исторические школы и подходы; понимает взаимосвязь истории с другими гуманитарными дисциплинами.
Умения: Владеет навыками самостоятельного изучения исторических тем; навыками творческого подхода к изучению истории (например, создание проектов, презентаций, фильмов); навыками межкультурной коммуникации при обсуждении исторических тем.
Навыки: Умеет применять полученные знания и навыки для анализа современных событий и проблем; интерпретировать исторические события в контексте их времени; проводить аналогии между историческими событиями и современностью.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в ключевые навыки и компетенции в историческом образовании
Тема № 2: Развитие критического мышления при работе с историческими источниками
Тема № 3: Анализ и интерпретация исторических текстов
Тема № 4: Работа с визуальными источниками: картины, фотографии, карты
Тема № 5: Оценка достоверности и надежности исторической информации
Тема № 6: Развитие навыков аргументации и построения исторического нарратива
Тема № 7: Формулирование исследовательских вопросов и гипотез
Тема № 8: Планирование и проведение исторического исследования
Тема № 9: Методы сбора и обработки исторической информации
Тема № 10: Работа с архивными материалами
Тема № 11: Устная презентация результатов исторического исследования
Тема № 12: Написание исторического эссе
Тема № 13: Развитие навыков академического письма
Тема № 14: Работа с исторической литературой
Тема № 15: Развитие информационной грамотности в историческом контексте
Тема № 16: Использование цифровых ресурсов в исторических исследованиях
Тема № 17: Создание презентаций и мультимедийных проектов
Тема № 18: Работа в команде при изучении истории
Тема № 19: Развитие коммуникативных навыков
Тема № 20: Участие в дискуссиях и дебатах на исторические темы
Тема № 21: Развитие навыков межкультурной коммуникации
Тема № 22: Историческое сознание и историческая память
Тема № 23: Формирование гражданской идентичности
Тема № 24: Этические аспекты изучения истории
Тема № 25: Развитие эмпатии и толерантности
Тема № 26: История и современность: установление связей
Тема № 27: Применение исторических знаний в повседневной жизни
Тема № 28: Проектная деятельность в историческом образовании
Тема № 29: Организация и проведение исторических реконструкций
Тема № 30: Развитие креативности и воображения
Тема № 31: Роль истории в формировании мировоззрения
Тема № 32: Методика преподавания истории с акцентом на развитие ключевых навыков
Тема № 33: Оценка эффективности развития ключевых навыков у учащихся
Тема № 34: Самооценка и рефлексия в процессе изучения истории
Тема № 35: Развитие навыков самообразования и непрерывного обучения
Тема № 36: Перспективы развития ключевых навыков в историческом образовании
Раздел «Внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в преподавании истории»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает различные формы и методы организации межпредметного обучения истории (интегрированные уроки, экскурсии, исследовательские работы, ролевые игры и др.); знает современные образовательные технологии, применимые в проектной деятельности (информационно-коммуникационные технологии, технологии критического мышления, технологии обучения в сотрудничестве).
Умения: Владеет навыками использования разнообразных исторических источников в межпредметных проектах; владеет навыками публичного выступления и защиты проектных работ; владеет навыками самооценки и рефлексии собственной проектной деятельности.
Навыки: Умеет планировать и проводить интегрированные уроки истории с использованием элементов проектной деятельности; умеет адаптировать методики проектного обучения к специфике исторического материала; умеет организовывать совместную работу учащихся в рамках проектной деятельности.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы межпредметных связей в образовании
Тема № 2: История и методология межпредметных связей в преподавании истории
Тема № 3: Цели и задачи внедрения межпредметных связей в историческое образование
Тема № 4: Виды межпредметных связей и их применение на уроках истории
Тема № 5: Межпредметные связи истории с литературой
Тема № 6: Межпредметные связи истории с географией
Тема № 7: Межпредметные связи истории с обществознанием
Тема № 8: Межпредметные связи истории с искусством
Тема № 9: Межпредметные связи истории с экономикой
Тема № 10: Межпредметные связи истории с правом
Тема № 11: Межпредметные связи истории с философией
Тема № 12: Межпредметные связи истории с информатикой
Тема № 13: Межпредметные связи истории с иностранными языками
Тема № 14: Межпредметные связи истории с естественнонаучными дисциплинами
Тема № 15: Разработка интегрированных уроков истории
Тема № 16: Методические приемы реализации межпредметных связей на уроках истории
Тема № 17: Организация внеурочной деятельности с использованием межпредметных связей
Тема № 18: Оценка эффективности применения межпредметных связей
Тема № 19: Проектная деятельность в преподавании истории: теоретические основы
Тема № 20: Типология учебных проектов по истории
Тема № 21: Этапы разработки и реализации учебного проекта
Тема № 22: Роль учителя в организации проектной деятельности учащихся
Тема № 23: Формирование проектных компетенций у школьников на уроках истории
Тема № 24: Методы и приемы организации проектной деятельности на уроках истории
Тема № 25: Индивидуальные, парные и групповые проекты по истории
Тема № 26: Исследовательские проекты по истории
Тема № 27: Творческие проекты по истории
Тема № 28: Практико-ориентированные проекты по истории
Тема № 29: Информационные проекты по истории
Тема № 30: Использование ИКТ в проектной деятельности по истории
Тема № 31: Презентация и защита учебных проектов по истории
Тема № 32: Оценка результатов проектной деятельности учащихся
Тема № 33: Примеры успешных проектов по истории
Тема № 34: Разработка критериев оценивания учебных проектов
Тема № 35: Организация проектной деятельности во внеурочное время
Тема № 36: Межпредметные проекты с участием истории
Тема № 37: Создание портфолио проектных работ учащихся
Тема № 38: Роль проектной деятельности в формировании исторического мышления
Раздел «Использование цифровых образовательных ресурсов и технологий в преподавании истории»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные методические подходы к использованию ЦОР в преподавании истории; понимает влияние цифровых технологий на процесс обучения истории; знаком с современными трендами развития цифрового образования в области истории.
Умения: Владеет навыками работы с различными типами ЦОР по истории (образовательными платформами, виртуальными музеями, картографическими сервисами, базами данных); владеет навыками создания учебных материалов с использованием цифровых инструментов (презентации, тесты, интерактивные упражнения); владеет навыками организации и проведения учебных занятий с использованием ЦОР, включая онлайн-форматы; владеет навыками оценки эффективности применения ЦОР в учебном процессе.
Навыки: Умеет разрабатывать фрагменты уроков истории с использованием ЦОР, интегрируя их в общую структуру урока; умеет выбирать оптимальные методы и формы работы с ЦОР для достижения поставленных образовательных целей; умеет анализировать эффективность использования ЦОР в учебном процессе.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
Тема № 2: Типология ЦОР в преподавании истории
Тема № 3: Поиск и оценка качества ЦОР
Тема № 4: Создание собственных цифровых образовательных ресурсов
Тема № 5: Работа с текстовыми редакторами и презентациями
Тема № 6: Работа с электронными таблицами в историческом контексте
Тема № 7: Использование графических редакторов для визуализации исторических данных
Тема № 8: Создание интерактивных карт и хронологических шкал
Тема № 9: Работа с аудио и видео материалами в историческом образовании
Тема № 10: Цифровые архивы и библиотеки в исторических исследованиях
Тема № 11: Образовательные платформы и онлайн-курсы по истории
Тема № 12: Использование социальных сетей в образовательном процессе
Тема № 13: Виртуальные музеи и экскурсии
Тема № 14: Исторические игры и симуляции
Тема № 15: Применение технологий дополненной и виртуальной реальности
Тема № 16: Организация онлайн-уроков и вебинаров по истории
Тема № 17: Проведение онлайн-тестирования и опросов
Тема № 18: Инструменты для организации групповой работы онлайн
Тема № 19: Формирование цифровой компетентности учащихся
Тема № 20: Развитие критического мышления при работе с цифровыми источниками
Тема № 21: Авторское право и этика использования ЦОР
Тема № 22: Информационная безопасность в цифровой среде
Тема № 23: Методика использования ЦОР на разных этапах урока
Тема № 24: Разработка сценариев уроков с использованием ЦОР
Тема № 25: Цифровые инструменты для проектной деятельности по истории
Тема № 26: Использование ЦОР для организации самостоятельной работы учащихся
Тема № 27: Дифференциация обучения с помощью ЦОР
Тема № 28: Инклюзивное образование и использование ЦОР
Тема № 29: Оценка эффективности использования ЦОР в преподавании истории
Тема № 30: Мобильное обучение в преподавании истории
Тема № 31: Цифровые инструменты для создания учебных фильмов
Тема № 32: Работа с историческими базами данных
Тема № 33: Геоинформационные системы в историческом образовании
Тема № 34: Цифровые инструменты для исследования исторических документов
Тема № 35: Визуализация исторических данных с помощью инфографики
Тема № 36: Применение технологий искусственного интеллекта в историческом образовании
Тема № 37: Тренды развития цифровых технологий в образовании
Тема № 38: Перспективы использования ЦОР в преподавании истории
Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по истории»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает этические аспекты оценивания учебных достижений учащихся и принципы формирующего оценивания. Знает различные подходы к интерпретации результатов оценки и мониторинга учебных достижений. Знает, как использовать результаты оценки для индивидуализации обучения и поддержки учащихся.
Умения: Владеет навыками составления заданий различного уровня сложности для оценки знаний, умений и навыков учащихся по истории. Владеет навыками проведения различных форм контроля (устный опрос, тестирование, проверка письменных работ, защита проектов). Владеет навыками объективного оценивания учебных достижений учащихся, аргументированно обосновывая выставленные оценки.
Навыки: Умеет применять принципы формирующего оценивания для мотивации учащихся и развития их учебной самостоятельности. Умеет предоставлять учащимся конструктивную обратную связь по результатам их учебной деятельности. Умеет использовать цифровые инструменты для оценки и мониторинга учебных достижений учащихся по истории.
Содержание раздела
Тема № 1: Цели и задачи оценки учебных достижений по истории
Тема № 2: Нормативно-правовая база оценки образовательных результатов
Тема № 3: Виды оценки учебных достижений (диагностическая, текущая, промежуточная, итоговая)
Тема № 4: Методы оценки учебных достижений (устный опрос, письменные работы, тестирование, проекты)
Тема № 5: Критерии оценки учебных достижений по истории
Тема № 6: Разработка критериев оценивания для разных видов учебной деятельности
Тема № 7: Оценка знаний исторических фактов, дат, понятий
Тема № 8: Оценка умений анализировать исторические источники
Тема № 9: Оценка умений устанавливать причинно-следственные связи
Тема № 10: Оценка умений сравнивать исторические события и явления
Тема № 11: Оценка умений формулировать исторические выводы
Тема № 12: Оценка умений работать с исторической картой
Тема № 13: Оценка умений аргументировать свою точку зрения
Тема № 14: Оценка навыков исторического письма
Тема № 15: Оценка навыков работы с исторической литературой
Тема № 16: Использование различных форм оценивания (формативное, суммативное)
Тема № 17: Организация и проведение устного опроса
Тема № 18: Разработка и анализ письменных работ (эссе, сочинения, конспекты)
Тема № 19: Разработка и проведение тестовых заданий
Тема № 20: Проектная деятельность учащихся по истории и ее оценка
Тема № 21: Портфолио как инструмент оценки учебных достижений
Тема № 22: Самооценка и взаимооценка учебных достижений
Тема № 23: Мониторинг учебных достижений по истории
Тема № 24: Виды мониторинга (входной, текущий, итоговый)
Тема № 25: Инструменты мониторинга (тесты, контрольные работы, анкетирование)
Тема № 26: Анализ результатов мониторинга
Тема № 27: Использование результатов мониторинга для корректировки образовательного процесса
Тема № 28: Современные технологии в оценке и мониторинге учебных достижений
Тема № 29: Использование электронных образовательных ресурсов
Тема № 30: Цифровые инструменты для оценки знаний
Тема № 31: Организация обратной связи с учащимися и родителями
Тема № 32: Этические аспекты оценки и мониторинга
Тема № 33: Предотвращение необъективности при оценивании
Тема № 34: Работа с одаренными детьми и учащимися с особыми образовательными потребностями
Тема № 35: Индивидуализация обучения и оценки
Тема № 36: Документирование результатов оценки и мониторинга
Тема № 37: Подготовка к аттестации по истории (ОГЭ, ЕГЭ)
Тема № 38: Анализ типичных ошибок учащихся при выполнении заданий по истории
Тема № 39: Работа с учащимися, имеющими низкие результаты обучения
Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по истории»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания современных тенденций в области онлайн-образования, методов геймификации и интерактивного обучения, принципов сторителлинга и визуализации исторического материала. Знания специфики целевой аудитории (возрастные особенности, уровень подготовки и т.д.).
Умения: Навыки создания и модерирования онлайн-дискуссий, организации проектной деятельности учащихся, использования инструментов обратной связи, анализа эффективности реализованной программы/курса. Навыки самопрезентации и продвижения авторских образовательных продуктов.
Навыки: Умение анализировать образовательные потребности целевой аудитории, формулировать цели и задачи программы/курса, разрабатывать структуру и содержание программы/курса, выбирать и адаптировать методы и формы обучения истории, разрабатывать оценочные материалы, использовать цифровые инструменты и платформы для создания и реализации образовательных программ. Умение интегрировать различные исторические источники и интерпретации в образовательный процесс.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в проектирование образовательных программ
Тема № 2: История как предмет преподавания: особенности и вызовы
Тема № 3: Современные подходы к преподаванию истории
Тема № 4: Разработка концепции авторского курса по истории
Тема № 5: Целевая аудитория и ее потребности
Тема № 6: Формулирование образовательных целей и задач курса
Тема № 7: Выбор тематики и содержания курса
Тема № 8: Структурирование учебного материала
Тема № 9: Разработка учебного плана и календарно-тематического планирования
Тема № 10: Выбор методов и форм обучения истории
Тема № 11: Интерактивные методы обучения истории
Тема № 12: Использование цифровых технологий в преподавании истории
Тема № 13: Работа с историческими источниками в рамках курса
Тема № 14: Организация проектной деятельности учащихся
Тема № 15: Разработка заданий и упражнений для курса
Тема № 16: Система оценивания учебных достижений
Тема № 17: Критерии оценивания проектов и исследовательских работ
Тема № 18: Формирование исторического мышления у учащихся
Тема № 19: Развитие критического мышления на уроках истории
Тема № 20: Работа с исторической картой и другими визуальными источниками
Тема № 21: Использование игровых технологий в преподавании истории
Тема № 22: Организация дискуссий и дебатов на исторические темы
Тема № 23: Разработка методических материалов к курсу
Тема № 24: Подготовка презентаций и других учебных материалов
Тема № 25: Авторское право и использование материалов в образовательных целях
Тема № 26: Продвижение авторского курса
Тема № 27: Презентация курса потенциальной аудитории
Тема № 28: Работа с обратной связью от учащихся
Тема № 29: Анализ эффективности авторского курса
Тема № 30: Мониторинг и оценка результатов обучения
Тема № 31: Корректировка курса на основе обратной связи
Тема № 32: Самообразование и профессиональное развитие преподавателя истории
Тема № 33: Современные тенденции в историческом образовании
Тема № 34: Использование исторических исследований в разработке курса
Тема № 35: Межпредметные связи в преподавании истории
Тема № 36: Инклюзивное образование в преподавании истории
Тема № 37: Организация внеклассной работы по истории
Тема № 38: Работа с родителями учащихся
Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по предмету «История»»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает различные подходы к оценке образовательных результатов по истории (формативное, суммативное, критериальное оценивание); способы формирования мотивации учащихся к изучению истории; методы развития критического мышления учащихся на уроках истории.
Умения: Владеет навыками разработки критериев оценивания учебных достижений учащихся по истории; конструирования заданий различного уровня сложности для оценки знаний, умений и навыков учащихся по истории; предоставления учащимся обратной связи по результатам обучения.
Навыки: Умеет применять различные методы оценки учебных достижений учащихся по истории; анализировать и интерпретировать данные, полученные в результате оценки эффективности педагогической деятельности; разрабатывать и корректировать индивидуальные образовательные траектории учащихся с учетом результатов анализа и оценки.
Содержание раздела
Тема № 1: Цели и задачи анализа педагогической деятельности по истории
Тема № 2: Критерии эффективности преподавания истории
Тема № 3: Методы анализа и оценки педагогической деятельности
Тема № 4: Анализ планирования уроков истории
Тема № 5: Анализ структуры урока истории
Тема № 6: Анализ содержания урока истории
Тема № 7: Анализ методик преподавания истории
Тема № 8: Анализ использования образовательных технологий на уроках истории
Тема № 9: Анализ использования ИКТ на уроках истории
Тема № 10: Анализ организации самостоятельной работы учащихся по истории
Тема № 11: Анализ организации групповой работы на уроках истории
Тема № 12: Анализ развития познавательной активности учащихся на уроках истории
Тема № 13: Анализ развития критического мышления учащихся на уроках истории
Тема № 14: Анализ формирования исторического сознания учащихся
Тема № 15: Анализ формирования гражданской позиции учащихся на уроках истории
Тема № 16: Анализ формирования ценностных ориентаций учащихся на уроках истории
Тема № 17: Анализ развития коммуникативных навыков учащихся на уроках истории
Тема № 18: Анализ развития исследовательских навыков учащихся на уроках истории
Тема № 19: Анализ форм контроля знаний учащихся по истории
Тема № 20: Анализ методов оценки учебных достижений учащихся по истории
Тема № 21: Анализ результатов обучения истории
Тема № 22: Анализ качества знаний учащихся по истории
Тема № 23: Анализ уровня сформированности исторических компетенций учащихся
Тема № 24: Самоанализ педагогической деятельности учителя истории
Тема № 25: Портфолио учителя истории как инструмент самооценки
Тема № 26: Использование результатов анализа для корректировки педагогической деятельности
Тема № 27: Современные подходы к оценке эффективности преподавания истории
Тема № 28: Мониторинг качества преподавания истории
Тема № 29: Роль рефлексии в повышении эффективности преподавания истории
Тема № 30: Работа с одаренными детьми на уроках истории
Тема № 31: Работа со слабоуспевающими учащимися по истории
Тема № 32: Индивидуальный подход к учащимся на уроках истории
Тема № 33: Взаимодействие с родителями учащихся по вопросам изучения истории
Тема № 34: Внеурочная деятельность по истории как фактор повышения эффективности обучения
Тема № 35: Организация и проведение исторических олимпиад и конкурсов
Тема № 36: Использование проектной деятельности на уроках истории
Тема № 37: Использование краеведческого материала на уроках истории
Тема № 38: Профессиональное развитие учителя истории
Тема № 39: Инновационные технологии в преподавании истории
Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.
Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.
Условия реализации рабочей программы модуля
Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля
Электронные учебные издания
Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503
Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Электронные методические издания
Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252
Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597
Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).
Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)
Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):
- Состав современных профессиональных баз данных
Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)
Открытые данные России (https://data.gov.ru/)
Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)
База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)
- Состав информационных справочных систем
База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)
Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)
Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)
Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)
Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)
Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)
Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)
- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти
Президент России (http://kremlin.ru/)
Правительство России (http://government.ru/)
Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)
Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)
Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)
- Иные информационные ресурсы - периодическими издания
TACC (https://tass.ru/)
РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)
Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)
RT (https://rt.com/)
- Информационные поисковые системы
Яндекс (https://ya.ru/)
MAIL.RU (https://www.mail.ru/)