Приложение 3
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"
"05" июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
ВМ.24 «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Общественно-научные предметы» в основном общем и среднем общем образовании (учебный предмет «Обществознание»)»
Дополнительная профессиональная программа
«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»
г. Москва
Территория Инновационного центра Сколково
Наименование модуля: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Общественно-научные предметы» в основном общем и среднем общем образовании (учебный предмет «Обществознание»).
Тип модуля: вариативный модуль.
Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Общественно-научные предметы» в основном общем и среднем общем образовании (учебный предмет «Обществознание»)».
Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.
Структура и содержание модуля
| Элемент | Всего, ак.ч. | Лекций, ак.ч. | Практических занятий, ак.ч. | Результаты обучения (коды) |
|---|---|---|---|---|
| Раздел «Психолого-педагогические аспекты обучения обществознанию» | 8 | 2 | 2 | ПК-24 |
| Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по предмету «Обществознание» с учётом ФГОС» | 8 | 2 | 2 | ПК-24 |
| Раздел «Современные подходы и методики преподавания обществознания» | 8 | 2 | 2 | ПК-24 |
| Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся при изучении обществознания» | 8 | 2 | 2 | ПК-24 |
| Раздел «Внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в преподавании обществознания» | 8 | 2 | 2 | ПК-24 |
| Раздел «Использование цифровых образовательных ресурсов и технологий в преподавании обществознания» | 8 | 2 | 2 | ПК-24 |
| Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по обществознанию» | 8 | 2 | 2 | ПК-24 |
| Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по обществознанию» | 8 | 2 | 2 | ПК-24 |
| Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по предмету «Обществознание»» | 8 | 2 | 2 | ПК-24 |
Раздел «Психолого-педагогические аспекты обучения обществознанию»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные психолого-педагогические принципы и закономерности, влияющие на процесс усвоения обществоведческих знаний учащимися разных возрастов; особенности восприятия, памяти, мышления и мотивации учащихся в контексте изучения обществознания; возрастные и индивидуальные особенности учащихся, влияющие на эффективность обучения обществознанию; основные методы и приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся в процессе обучения обществознанию; этические принципы взаимодействия с учащимися в образовательном процессе.
Умения: Владеет навыками применения психолого-педагогических знаний для организации эффективного процесса обучения обществознанию; навыками конструктивного взаимодействия с учащимися с учетом их психологических особенностей; навыками создания мотивационной среды для изучения обществознания; навыками анализа и интерпретации результатов учебной деятельности учащихся с учетом их психологических особенностей; навыками саморефлексии своей педагогической деятельности.
Навыки: Умеет анализировать психолого-педагогические ситуации, возникающие в процессе обучения обществознанию; адаптировать методы и приемы обучения обществознанию с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; создавать благоприятный психологический климат в классе, способствующий усвоению обществоведческих знаний; применять различные методы мотивации учащихся к изучению обществознания; диагностировать уровень усвоения обществоведческих знаний с учетом психологических особенностей учащихся.
Содержание раздела
Тема № 1: Цели и задачи обучения обществознанию
Тема № 2: Психологические особенности учащихся разных возрастов
Тема № 3: Когнитивное развитие и его влияние на усвоение обществоведческих знаний
Тема № 4: Мотивация учащихся к изучению обществознания
Тема № 5: Развитие критического мышления на уроках обществознания
Тема № 6: Формирование гражданской идентичности
Тема № 7: Методы обучения обществознанию
Тема № 8: Активные методы обучения обществознанию
Тема № 9: Проектная деятельность на уроках обществознания
Тема № 10: Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании обществознания
Тема № 11: Организация групповой работы на уроках обществознания
Тема № 12: Развитие коммуникативных навыков учащихся
Тема № 13: Формирование толерантности и уважения к другим культурам
Тема № 14: Работа с текстом на уроках обществознания
Тема № 15: Анализ источников информации
Тема № 16: Развитие умения аргументировать свою точку зрения
Тема № 17: Проведение дискуссий и дебатов
Тема № 18: Ролевая игра как метод обучения обществознанию
Тема № 19: Оценка учебных достижений учащихся
Тема № 20: Критерии оценивания знаний и умений по обществознанию
Тема № 21: Формирование навыков самооценки у учащихся
Тема № 22: Работа с одаренными детьми
Тема № 23: Работа с учащимися, испытывающими трудности в обучении
Тема № 24: Индивидуальный подход в обучении обществознанию
Тема № 25: Психолого-педагогическое сопровождение учащихся
Тема № 26: Взаимодействие с родителями
Тема № 27: Предупреждение и разрешение конфликтов в классе
Тема № 28: Создание благоприятного психологического климата в классе
Тема № 29: Профилактика девиантного поведения учащихся
Тема № 30: Эмоциональный интеллект и его роль в обучении
Тема № 31: Стрессоустойчивость педагога
Тема № 32: Профессиональное выгорание учителя
Тема № 33: Самообразование и профессиональное развитие педагога
Тема № 34: Современные тенденции в преподавании обществознания
Тема № 35: Интеграция обществознания с другими предметами
Тема № 36: Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации
Тема № 37: Формирование исследовательских навыков у учащихся
Тема № 38: Развитие умения решать социальные проблемы
Тема № 39: Воспитательный потенциал уроков обществознания
Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по предмету «Обществознание» с учётом ФГОС»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о морали и нравственности, основных этических категориях и принципах.
Умения: Навыки применения полученных знаний в повседневной жизни, для решения личных и социальных проблем.
Навыки: Умение самостоятельно приобретать новые знания по обществознанию, организовывать свою учебную деятельность.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовые основы преподавания обществознания
Тема № 2: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования по обществознанию
Тема № 3: Цели и задачи обучения обществознанию в средней школе
Тема № 4: Структура учебного курса обществознания
Тема № 5: Содержание основных разделов курса обществознания
Тема № 6: Методы и приемы обучения обществознанию
Тема № 7: Формы организации учебной деятельности по обществознанию
Тема № 8: Разработка рабочей программы по обществознанию
Тема № 9: Календарно-тематическое планирование по обществознанию
Тема № 10: Проектирование урока обществознания
Тема № 11: Технологии обучения обществознанию
Тема № 12: Информационно-коммуникационные технологии в преподавании обществознания
Тема № 13: Формирование универсальных учебных действий на уроках обществознания
Тема № 14: Развитие критического мышления учащихся на уроках обществознания
Тема № 15: Формирование гражданской идентичности учащихся на уроках обществознания
Тема № 16: Воспитание толерантности и уважения к другим культурам на уроках обществознания
Тема № 17: Оценка образовательных достижений учащихся по обществознанию
Тема № 18: Формы и методы контроля знаний по обществознанию
Тема № 19: Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию
Тема № 20: Работа с учебниками и учебными пособиями по обществознанию
Тема № 21: Использование дополнительных образовательных ресурсов по обществознанию
Тема № 22: Организация внеурочной деятельности по обществознанию
Тема № 23: Проведение школьных олимпиад и конкурсов по обществознанию
Тема № 24: Работа с одаренными детьми по обществознанию
Тема № 25: Работа с учащимися, испытывающими трудности в изучении обществознания
Тема № 26: Индивидуальный подход в обучении обществознанию
Тема № 27: Взаимодействие с родителями учащихся по вопросам обучения обществознанию
Тема № 28: Самообразование учителя обществознания
Тема № 29: Современные тенденции развития обществознания как учебного предмета
Тема № 30: Межпредметные связи обществознания с другими учебными предметами
Тема № 31: Проектная деятельность учащихся по обществознанию
Тема № 32: Исследовательская деятельность учащихся по обществознанию
Тема № 33: Организация учебной практики по обществознанию
Тема № 34: Использование игровых технологий на уроках обществознания
Тема № 35: Роль обществознания в формировании мировоззрения учащихся
Тема № 36: Актуальные проблемы современного общества и их обсуждение на уроках обществознания
Тема № 37: Применение кейс-технологии на уроках обществознания
Тема № 38: Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках обществознания
Раздел «Современные подходы и методики преподавания обществознания»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает нормативно-правовую базу, регламентирующую преподавание обществознания в образовательных организациях. Знает современные тенденции развития обществознания как науки и учебного предмета.
Умения: Владеет навыками работы с электронными образовательными платформами и ресурсами. Владеет навыками самообразования и повышения профессиональной квалификации в области преподавания обществознания.
Навыки: Умеет анализировать и сравнивать различные подходы к преподаванию обществознания, выбирать наиболее эффективные методы и приемы обучения с учетом специфики темы, возрастных особенностей учащихся и условий образовательного процесса. Умеет разрабатывать и проводить уроки обществознания с использованием современных образовательных технологий, интерактивных методов обучения и цифровых образовательных ресурсов. Умеет адаптировать имеющиеся методические материалы к конкретным условиям образовательного процесса. Умеет организовывать самостоятельную, групповую и проектную деятельность учащихся. Умеет применять различные формы и методы оценивания образовательных результатов учащихся по обществознанию.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы обществознания как учебной дисциплины
Тема № 2: Цели и задачи преподавания обществознания в современной школе
Тема № 3: Структура и содержание школьного курса обществознания
Тема № 4: Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания
Тема № 5: Методика преподавания права в школе
Тема № 6: Методика преподавания экономики в школе
Тема № 7: Методика преподавания социологии в школе
Тема № 8: Методика преподавания политологии в школе
Тема № 9: Методика преподавания философии в школе
Тема № 10: Методика преподавания культурологии в школе
Тема № 11: Развитие критического мышления у учащихся на уроках обществознания
Тема № 12: Формирование гражданской позиции и правовой культуры учащихся
Тема № 13: Использование активных методов обучения на уроках обществознания
Тема № 14: Проектная деятельность на уроках обществознания
Тема № 15: Исследовательская деятельность учащихся в рамках обществознания
Тема № 16: Работа с различными источниками информации на уроках обществознания
Тема № 17: Использование ИКТ в преподавании обществознания
Тема № 18: Организация дискуссий и дебатов на уроках обществознания
Тема № 19: Ролевая игра как метод обучения обществознанию
Тема № 20: Кейс-метод в преподавании обществознания
Тема № 21: Разработка учебных материалов по обществознанию
Тема № 22: Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию
Тема № 23: Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках обществознания
Тема № 24: Межпредметные связи обществознания с другими дисциплинами
Тема № 25: Воспитательный потенциал уроков обществознания
Тема № 26: Инклюзивное образование в преподавании обществознания
Тема № 27: Работа с одаренными детьми на уроках обществознания
Тема № 28: Оценка результатов обучения обществознанию
Тема № 29: Современные образовательные технологии в преподавании обществознания
Тема № 30: Проблемы и перспективы развития преподавания обществознания
Тема № 31: Опыт преподавания обществознания в разных странах
Тема № 32: Самообразование учителя обществознания
Тема № 33: Профессиональные стандарты педагога обществознания
Тема № 34: Организация внеурочной деятельности по обществознанию
Тема № 35: Участие школьников в олимпиадах и конкурсах по обществознанию
Тема № 36: Взаимодействие с родителями учащихся в рамках преподавания обществознания
Тема № 37: Организация учебного процесса по обществознанию в условиях дистанционного обучения
Тема № 38: Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании обществознания
Тема № 39: Развитие медийной и информационной грамотности учащихся на уроках обществознания
Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся при изучении обществознания»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные понятия и категории обществознания (общество, культура, личность, государство, право, экономика, социальные отношения); понимает взаимосвязь между различными сферами общественной жизни.
Умения: Владеет навыками решения проблемных ситуаций, связанных с различными сферами общественной жизни; владеет навыками проведения социологических опросов и анализа их результатов; владеет навыками разработки и реализации социальных проектов.
Навыки: Умеет применять полученные знания для анализа конкретных социальных ситуаций и явлений; умеет выявлять противоречия и проблемы в общественном развитии; умеет прогнозировать возможные последствия социальных действий.
Содержание раздела
Тема № 1: Критическое мышление и анализ информации
Тема № 2: Работа с источниками информации в обществознании
Тема № 3: Аргументация и построение доказательств
Тема № 4: Развитие навыков публичных выступлений
Тема № 5: Умение вести дискуссию и дебаты
Тема № 6: Работа в команде и сотрудничество
Тема № 7: Развитие креативности и нестандартного мышления
Тема № 8: Решение проблем и принятие решений
Тема № 9: Планирование и организация учебной деятельности
Тема № 10: Информационная грамотность и медиаграмотность
Тема № 11: Развитие эмоционального интеллекта
Тема № 12: Управление временем и самоорганизация
Тема № 13: Навыки межкультурной коммуникации
Тема № 14: Развитие толерантности и уважения к другим культурам
Тема № 15: Этика и социальная ответственность
Тема № 16: Анализ социальных проблем и поиск решений
Тема № 17: Исследовательская деятельность в обществознании
Тема № 18: Проектная деятельность в обществознании
Тема № 19: Работа с статистической информацией
Тема № 20: Интерпретация графиков и диаграмм
Тема № 21: Составление конспектов и тезисов
Тема № 22: Написание эссе и аналитических работ
Тема № 23: Подготовка к олимпиадам по обществознанию
Тема № 24: Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Тема № 25: Развитие навыков самообразования
Тема № 26: Работа с цифровыми образовательными ресурсами
Тема № 27: Использование интерактивных методов обучения
Тема № 28: Развитие финансовой грамотности
Тема № 29: Правовая грамотность и основы законодательства
Тема № 30: Политическая грамотность и участие в гражданском обществе
Тема № 31: Экономическая грамотность и основы рыночной экономики
Тема № 32: Социологическая грамотность и понимание социальных процессов
Тема № 33: Философская грамотность и основы мировоззрения
Тема № 34: Историческая грамотность и связь с современностью
Тема № 35: Географическая грамотность и понимание глобальных процессов
Тема № 36: Экологическая грамотность и устойчивое развитие
Тема № 37: Формирование активной гражданской позиции
Тема № 38: Развитие лидерских качеств
Тема № 39: Карьера и профессиональное самоопределение
Раздел «Внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в преподавании обществознания»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные принципы межпредметных связей и проектной деятельности в преподавании обществознания; знает методики интеграции содержания обществознания с другими учебными дисциплинами (историей, литературой, географией, экономикой, правом и др.); знает этапы реализации учебного проекта, типы учебных проектов, критерии оценки проектной деятельности учащихся; знает дидактические возможности использования межпредметных связей и проектной деятельности для формирования ключевых компетенций учащихся.
Умения: Владеет навыками использования информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности по обществознанию.
Навыки: Умеет адаптировать методики проектной деятельности к разным возрастным группам учащихся и уровням их подготовки.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы межпредметных связей
Тема № 2: Межпредметные связи в образовательном стандарте по обществознанию
Тема № 3: Типология межпредметных связей в обществознании
Тема № 4: Методика реализации межпредметных связей на уроках обществознания
Тема № 5: Межпредметные связи обществознания с историей
Тема № 6: Межпредметные связи обществознания с литературой
Тема № 7: Межпредметные связи обществознания с географией
Тема № 8: Межпредметные связи обществознания с экономикой
Тема № 9: Межпредметные связи обществознания с правом
Тема № 10: Межпредметные связи обществознания с философией
Тема № 11: Межпредметные связи обществознания с психологией
Тема № 12: Межпредметные связи обществознания с социологией
Тема № 13: Межпредметные связи обществознания с политологией
Тема № 14: Межпредметные связи обществознания с культурологией
Тема № 15: Межпредметные связи обществознания с математикой
Тема № 16: Межпредметные связи обществознания с информатикой
Тема № 17: Проектная деятельность в преподавании обществознания
Тема № 18: Виды проектов в обществознании
Тема № 19: Этапы реализации проекта в обществознании
Тема № 20: Планирование проектной деятельности
Тема № 21: Организация проектной деятельности учащихся
Тема № 22: Роль учителя в проектной деятельности
Тема № 23: Оценка результатов проектной деятельности
Тема № 24: Индивидуальные проекты по обществознанию
Тема № 25: Групповые проекты по обществознанию
Тема № 26: Исследовательские проекты по обществознанию
Тема № 27: Творческие проекты по обществознанию
Тема № 28: Практико-ориентированные проекты по обществознанию
Тема № 29: Информационные проекты по обществознанию
Тема № 30: Социальные проекты по обществознанию
Тема № 31: Использование ИКТ в проектной деятельности
Тема № 32: Презентация результатов проектной деятельности
Тема № 33: Примеры успешных проектов по обществознанию
Тема № 34: Разработка кейсов для проектной деятельности
Тема № 35: Работа с источниками информации в проектной деятельности
Тема № 36: Формирование критического мышления через проектную деятельность
Тема № 37: Развитие коммуникативных навыков через проектную деятельность
Тема № 38: Межпредметные проекты по обществознанию
Тема № 39: Организация внеурочной проектной деятельности по обществознанию
Раздел «Использование цифровых образовательных ресурсов и технологий в преподавании обществознания»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные типы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по обществознанию (образовательные платформы, электронные учебники, виртуальные музеи, интерактивные карты, симуляторы и тренажеры, подкасты, видеолекции и т.д.), их дидактические возможности и ограничения, критерии оценки качества. Знает нормативно-правовые основы использования ЦОР в образовательном процессе. Знает принципы организации blended-learning и flipped classroom с использованием ЦОР по обществознанию. Знает методы оценки эффективности применения ЦОР.
Умения: Владеет навыками работы с различными типами ЦОР по обществознанию (образовательные платформы, электронные учебники, виртуальные музеи, интерактивные карты, симуляторы и тренажеры, подкасты, видеолекции и т.д.). Владеет навыками создания простейших собственных цифровых образовательных материалов (презентации, тесты, интерактивные задания). Владеет навыками использования ЦОР для организации различных форм учебной деятельности (проектная деятельность, дискуссии, дебаты, ролевые игры). Владеет навыками применения цифровых инструментов для оценки знаний учащихся (онлайн-тестирование, интерактивные опросы). Владеет навыками самоанализа и рефлексии собственной деятельности по использованию ЦОР в преподавании обществознания.
Навыки: Умеет осуществлять поиск, отбор, анализ и систематизацию ЦОР по обществознанию в соответствии с целями и задачами урока. Умеет адаптировать и модифицировать существующие ЦОР под конкретные образовательные потребности учащихся. Умеет разрабатывать фрагменты уроков обществознания с использованием ЦОР, интегрировать их в различные этапы урока. Умеет организовывать взаимодействие учащихся с ЦОР (индивидуальную, групповую и коллективную работу). Умеет оценивать эффективность использования ЦОР в учебном процессе.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы цифровых технологий в образовании
Тема № 2: Цифровые ресурсы для преподавания обществознания
Тема № 3: Интерактивные доски и их применение на уроках
Тема № 4: Работа с электронными учебниками и пособиями
Тема № 5: Создание презентаций для уроков обществознания
Тема № 6: Использование образовательных платформ и порталов
Тема № 7: Организация дистанционного обучения по обществознанию
Тема № 8: Вебинары и онлайн-конференции в образовательном процессе
Тема № 9: Работа с мультимедийными ресурсами
Тема № 10: Использование аудио- и видеоматериалов на уроках
Тема № 11: Создание и использование инфографики в обществознании
Тема № 12: Работа с электронными картами и атласами
Тема № 13: Применение цифровых технологий для организации проектной деятельности
Тема № 14: Разработка и проведение онлайн-викторин и тестов
Тема № 15: Использование социальных сетей в образовательных целях
Тема № 16: Работа с образовательными приложениями для мобильных устройств
Тема № 17: Цифровые инструменты для формирования критическое мышления
Тема № 18: Развитие медийной грамотности учащихся
Тема № 19: Методы оценки эффективности использования цифровых технологий
Тема № 20: Авторское право и использование цифровых ресурсов
Тема № 21: Информационная безопасность в образовательной среде
Тема № 22: Цифровые инструменты для организации групповой работы
Тема № 23: Формирование цифровой компетентности учащихся
Тема № 24: Использование облачных технологий в образовании
Тема № 25: Работа с электронными библиотеками и архивами
Тема № 26: Создание виртуальных экскурсий и музеев
Тема № 27: Использование игровых технологий в преподавании обществознания
Тема № 28: Разработка квестов и интерактивных упражнений
Тема № 29: Применение технологий виртуальной и дополненной реальности
Тема № 30: Цифровые инструменты для мониторинга и анализа учебного процесса
Тема № 31: Организация обратной связи с учащимися с помощью цифровых технологий
Тема № 32: Создание цифрового портфолио ученика
Тема № 33: Использование цифровых технологий для развития исследовательских навыков
Тема № 34: Работа с большими данными в обществознании
Тема № 35: Применение искусственного интеллекта в образовании
Тема № 36: Этические аспекты использования цифровых технологий в образовании
Тема № 37: Перспективы развития цифровых технологий в образовании
Тема № 38: Тренды в использовании цифровых образовательных ресурсов
Тема № 39: Цифровая трансформация образования
Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по обществознанию»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные теории и концепции в области обществознания, включая классические и современные подходы к изучению общества. Знает основные методы социологических исследований. Знает мировые религии и их влияние на развитие общества.
Умения: Владеет навыками критического мышления при анализе социальной информации. Владеет навыками публичного выступления по проблемам обществознания. Владеет навыками работы в команде при решении социально значимых задач.
Навыки: Умеет применять теоретические знания для анализа конкретных социальных ситуаций и проблем. Умеет проводить простейшие социологические исследования, анализировать полученные данные и делать выводы. Умеет выявлять проявления глобальных проблем в современном мире.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы оценки образовательных результатов
Тема № 2: Нормативно-правовая база оценки в образовании
Тема № 3: Виды и формы контроля знаний по обществознанию
Тема № 4: Требования ФГОС к оценке по обществознанию
Тема № 5: Разработка критериев оценивания по обществознанию
Тема № 6: Оценка устных ответов учащихся
Тема № 7: Оценка письменных работ учащихся (эссе, сочинения)
Тема № 8: Оценка тестовых заданий по обществознанию
Тема № 9: Оценка проектной деятельности учащихся по обществознанию
Тема № 10: Оценка исследовательской деятельности учащихся по обществознанию
Тема № 11: Оценка портфолио по обществознанию
Тема № 12: Оценка участия в олимпиадах и конкурсах по обществознанию
Тема № 13: Формирование и оценивание метапредметных результатов по обществознанию
Тема № 14: Формирование и оценивание личностных результатов по обществознанию
Тема № 15: Использование цифровых технологий в оценке учебных достижений
Тема № 16: Мониторинг качества образования по обществознанию
Тема № 17: Организация и проведение контрольных работ по обществознанию
Тема № 18: Анализ результатов контрольных работ и тестов
Тема № 19: Система оценивания в условиях дистанционного обучения
Тема № 20: Формирующее оценивание на уроках обществознания
Тема № 21: Итоговое оценивание по обществознанию
Тема № 22: Диагностика уровня обученности по обществознанию
Тема № 23: Работа с учащимися, имеющими трудности в освоении обществознания
Тема № 24: Индивидуальный подход к оценке учащихся
Тема № 25: Критерии оценивания учебных достижений учащихся с ОВЗ
Тема № 26: Взаимодействие с родителями по вопросам оценки
Тема № 27: Оценка эффективности преподавания обществознания
Тема № 28: Самоанализ педагогической деятельности в контексте оценки
Тема № 29: Этические аспекты оценивания учебных достижений
Тема № 30: Предотвращение субъективизма в оценке
Тема № 31: Объективность и справедливость оценивания
Тема № 32: Рейтинговая система оценки учебных достижений
Тема № 33: Балльно-рейтинговая система оценки
Тема № 34: Традиционная система оценки знаний
Тема № 35: Сравнительный анализ различных систем оценки
Тема № 36: Современные тенденции в оценке образовательных результатов
Тема № 37: Перспективы развития оценки в образовании
Тема № 38: Применение технологий оценивания в профессиональной деятельности
Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по обществознанию»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания об основных дидактических принципах, методах и технологиях обучения обществознанию, современных образовательных трендах, нормативно-правовой базе образования, специфике разработки авторских программ и курсов, методах оценки образовательных результатов. Знания о структуре и содержании учебных программ, различных форматах образовательных продуктов (онлайн-курсы, вебинары, мастер-классы, учебные пособия и т.д.), принципах авторского права в образовании.
Умения: Навыки проектирования учебных занятий по обществознанию с использованием разнообразных методов и приемов обучения. Навыки разработки интерактивных заданий, кейсов, тестов и других образовательных материалов. Навыки работы с цифровыми образовательными ресурсами и платформами. Навыки публичного выступления и презентации своих идей. Навыки самоанализа и рефлексии собственной педагогической деятельности.
Навыки: Умения анализировать существующие программы и курсы по обществознанию, выявлять их достоинства и недостатки. Умения формулировать цели и задачи обучения, разрабатывать содержание и структуру авторской программы или курса, подбирать соответствующие методы и формы обучения, создавать дидактические материалы, адаптировать программу под различные целевые аудитории. Умения использовать цифровые инструменты и образовательные платформы для создания и реализации онлайн-курсов. Умения презентовать и защищать свой авторский продукт.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы педагогического дизайна
Тема № 2: Целевая аудитория и потребности учащихся
Тема № 3: Формулирование целей и задач курса
Тема № 4: Структура и содержание курса обществознания
Тема № 5: Разработка учебного плана
Тема № 6: Выбор методов обучения
Тема № 7: Интерактивные методы обучения
Тема № 8: Проектная деятельность в обществознании
Тема № 9: Использование кейс-метода
Тема № 10: Дебаты и дискуссии в обучении
Тема № 11: Работа с источниками информации
Тема № 12: Разработка учебных материалов
Тема № 13: Создание презентаций и видеоматериалов
Тема № 14: Использование цифровых ресурсов в обучении
Тема № 15: Организация самостоятельной работы учащихся
Тема № 16: Формы контроля знаний и умений
Тема № 17: Тестирование и оценка результатов обучения
Тема № 18: Разработка критериев оценивания
Тема № 19: Формирование портфолио учащегося
Тема № 20: Использование игровых технологий
Тема № 21: Организация групповой работы
Тема № 22: Развитие критического мышления
Тема № 23: Формирование коммуникативных навыков
Тема № 24: Обучение работе с информацией
Тема № 25: Межпредметные связи в обществознании
Тема № 26: Актуальные проблемы современного общества
Тема № 27: Правовое воспитание
Тема № 28: Гражданское образование
Тема № 29: Финансовая грамотность
Тема № 30: Экологическое воспитание
Тема № 31: Медиаграмотность
Тема № 32: Инклюзивное образование в обществознании
Тема № 33: Работа с одаренными детьми
Тема № 34: Авторское право и этические аспекты разработки курса
Тема № 35: Продвижение и публикация авторского курса
Тема № 36: Анализ эффективности разработанного курса
Тема № 37: Рефлексия и самооценка педагогической деятельности
Тема № 38: Примеры успешных авторских курсов по обществознанию
Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по предмету «Обществознание»»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает современные образовательные технологии и методики преподавания обществознания, включая проектное обучение, проблемное обучение, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии. Понимает специфику формирования у учащихся ключевых компетенций в рамках предмета "Обществознание".
Умения: Владеет навыками анализа и интерпретации результатов различных видов оценки учебных достижений учащихся по обществознанию. Владеет навыками самоанализа и рефлексии собственной педагогической деятельности. Владеет навыками публичного представления результатов анализа и оценки эффективности своей работы. Владеет навыками разработки рекомендаций по совершенствованию педагогической деятельности по обществознанию.
Навыки: Умеет выбирать и применять адекватные методы и формы обучения обществознанию с учетом возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки и специфики образовательной среды. Умеет адаптировать образовательные программы и методические материалы к конкретным условиям образовательного процесса. Умеет проводить самостоятельные исследования в области методики преподавания обществознания.
Содержание раздела
Тема № 1: Цели и задачи анализа и оценки эффективности педагогической деятельности
Тема № 2: Критерии эффективности преподавания обществознания
Тема № 3: Нормативно-правовая база оценки педагогической деятельности
Тема № 4: Планирование и подготовка к урокам обществознания
Тема № 5: Методы и приемы обучения обществознанию
Тема № 6: Использование современных образовательных технологий в преподавании обществознания
Тема № 7: Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания
Тема № 8: Развитие критического мышления у учащихся на уроках обществознания
Тема № 9: Формирование гражданской позиции учащихся средствами предмета "Обществознание"
Тема № 10: Работа с учебной и дополнительной литературой по обществознанию
Тема № 11: Организация самостоятельной работы учащихся по обществознанию
Тема № 12: Проектная деятельность учащихся по обществознанию
Тема № 13: Исследовательская деятельность учащихся по обществознанию
Тема № 14: Роль дискуссии и дебатов в преподавании обществознания
Тема № 15: Использование игровых технологий на уроках обществознания
Тема № 16: Интеграция обществознания с другими предметами
Тема № 17: Организация внеурочной деятельности по обществознанию
Тема № 18: Работа с одаренными детьми по обществознанию
Тема № 19: Работа с учащимися, испытывающими трудности в изучении обществознания
Тема № 20: Система оценивания учебных достижений учащихся по обществознанию
Тема № 21: Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию
Тема № 22: Мониторинг и анализ результатов обучения обществознанию
Тема № 23: Самоанализ педагогической деятельности учителя обществознания
Тема № 24: Портфолио учителя обществознания как инструмент рефлексии
Тема № 25: Использование информационно-коммуникационных технологий в анализе эффективности обучения
Тема № 26: Взаимодействие с родителями учащихся
Тема № 27: Работа с педагогическим коллективом
Тема № 28: Повышение квалификации учителя обществознания
Тема № 29: Современные тенденции в преподавании обществознания
Тема № 30: Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании обществознания
Тема № 31: Организация учебного процесса в условиях дистанционного обучения
Тема № 32: Психолого-педагогические аспекты обучения обществознанию
Тема № 33: Формирование толерантности и уважения к другим культурам на уроках обществознания
Тема № 34: Профилактика экстремизма и терроризма средствами предмета "Обществознание"
Тема № 35: Правовое воспитание учащихся на уроках обществознания
Тема № 36: Финансовая грамотность в рамках предмета "Обществознание"
Тема № 37: Экологическое воспитание на уроках обществознания
Тема № 38: Развитие медиаграмотности учащихся на уроках обществознания
Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.
Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.
Условия реализации рабочей программы модуля
Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля
Электронные учебные издания
Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503
Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Электронные методические издания
Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252
Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597
Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).
Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)
Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):
- Состав современных профессиональных баз данных
Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)
Открытые данные России (https://data.gov.ru/)
Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)
База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)
- Состав информационных справочных систем
База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)
Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)
Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)
Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)
Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)
Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)
Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)
- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти
Президент России (http://kremlin.ru/)
Правительство России (http://government.ru/)
Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)
Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)
Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)
- Иные информационные ресурсы - периодическими издания
TACC (https://tass.ru/)
РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)
Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)
RT (https://rt.com/)
- Информационные поисковые системы
Яндекс (https://ya.ru/)
MAIL.RU (https://www.mail.ru/)