Приложение 3
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"
"05" июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
ВМ.25 «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Общественно-научные предметы» в основном общем и среднем общем образовании (учебный предмет «География»)»
Дополнительная профессиональная программа
«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»
г. Москва
Территория Инновационного центра Сколково
Наименование модуля: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Общественно-научные предметы» в основном общем и среднем общем образовании (учебный предмет «География»).
Тип модуля: вариативный модуль.
Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Общественно-научные предметы» в основном общем и среднем общем образовании (учебный предмет «География»)».
Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.
Структура и содержание модуля
| Элемент | Всего, ак.ч. | Лекций, ак.ч. | Практических занятий, ак.ч. | Результаты обучения (коды) |
|---|---|---|---|---|
| Раздел «Психолого-педагогические аспекты обучения географии» | 8 | 2 | 2 | ПК-25 |
| Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по предмету «География» с учётом ФГОС» | 8 | 2 | 2 | ПК-25 |
| Раздел «Современные подходы и методики преподавания географии» | 8 | 2 | 2 | ПК-25 |
| Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся при изучении географии» | 8 | 2 | 2 | ПК-25 |
| Раздел «Внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в преподавании географии» | 8 | 2 | 2 | ПК-25 |
| Раздел «Использование цифровых образовательных ресурсов и технологий в преподавании географии» | 8 | 2 | 2 | ПК-25 |
| Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по географии» | 8 | 2 | 2 | ПК-25 |
| Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по географии» | 8 | 2 | 2 | ПК-25 |
| Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по предмету «География»» | 8 | 2 | 2 | ПК-25 |
Раздел «Психолого-педагогические аспекты обучения географии»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Теоретических основ психологии обучения и воспитания, возрастной психологии и педагогики, применительно к преподаванию географии. Психолого-педагогических особенностей восприятия и усвоения географического материала учащимися разных возрастных групп. Основных методов, приемов и технологий обучения географии с учетом психологических особенностей учащихся. Принципов дифференцированного и индивидуализированного подхода в обучении географии. Основных видов учебной мотивации и способов ее формирования у учащихся в процессе изучения географии. Психологических аспектов организации групповой работы и взаимодействия учащихся на уроках географии. Способов создания психологически комфортной образовательной среды на уроках географии. Методик диагностики уровня учебных достижений учащихся по географии с учетом их психологических особенностей. Основных проблем и трудностей, возникающих в процессе обучения географии, и путей их преодоления. Этических принципов педагогической деятельности в области географии.
Умения: Конструирования уроков географии с учетом психолого-педагогических требований. Применения различных методов и приемов обучения географии, адекватных психологическим особенностям учащихся. Организации различных форм учебной деятельности на уроках географии (индивидуальной, групповой, коллективной). Создания позитивного психологического климата в классе. Эффективного общения с учащимися с учетом их индивидуальных психологических особенностей. Мотивирования учащихся к изучению географии. Диагностики и коррекции учебных трудностей учащихся. Рефлексии собственной педагогической деятельности. Использования информационно-коммуникационных технологий в обучении географии с учетом психологических особенностей учащихся. Работы с психологической и педагогической литературой.
Навыки: Анализировать учебный материал по географии с точки зрения его психологической адаптированности к возрасту и уровню развития учащихся. Подбирать и применять методы и приемы обучения географии, соответствующие психологическим особенностям учащихся разных возрастных групп. Создавать психологически комфортную образовательную среду на уроках географии, способствующую развитию познавательной активности и мотивации учащихся. Организовывать эффективное взаимодействие учащихся на уроках географии с учетом их индивидуальных психологических особенностей. Дифференцировать и индивидуализировать обучение географии с учетом уровня развития и познавательных потребностей учащихся. Диагностировать уровень учебных достижений учащихся по географии с учетом их психологических особенностей. Формировать у учащихся познавательный интерес к географии и мотивацию к ее изучению. Преодолевать психологические барьеры и трудности, возникающие в процессе обучения географии. Анализировать собственную педагогическую деятельность с точки зрения ее психологической эффективности.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в психолого-педагогические аспекты обучения географии
Тема № 2: Психологические особенности восприятия географической информации
Тема № 3: Возрастные особенности учащихся в обучении географии
Тема № 4: Мотивация и интерес к изучению географии
Тема № 5: Когнитивные процессы в усвоении географических знаний
Тема № 6: Развитие пространственного мышления у школьников
Тема № 7: Формирование географических представлений и понятий
Тема № 8: Методы обучения географии с учетом психологических особенностей учащихся
Тема № 9: Активные методы обучения географии
Тема № 10: Проблемное обучение в географии
Тема № 11: Игровые технологии в обучении географии
Тема № 12: Информационно-коммуникационные технологии в преподавании географии
Тема № 13: Развитие картографической грамотности
Тема № 14: Работа с географическими текстами и источниками
Тема № 15: Организация полевых исследований и экскурсий
Тема № 16: Проектная деятельность в географии
Тема № 17: Оценка учебных достижений по географии
Тема № 18: Психология взаимодействия учителя и ученика на уроках географии
Тема № 19: Управление классом на уроках географии
Тема № 20: Создание благоприятного психологического климата на уроке
Тема № 21: Индивидуальный подход в обучении географии
Тема № 22: Работа с одаренными детьми в географии
Тема № 23: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями в географии
Тема № 24: Преодоление трудностей в обучении географии
Тема № 25: Формирование экологического сознания на уроках географии
Тема № 26: Развитие патриотизма и гражданственности средствами географии
Тема № 27: Психолого-педагогические аспекты формирования географической культуры
Тема № 28: География и межкультурное взаимодействие
Тема № 29: Роль географии в развитии личности школьника
Тема № 30: Профессиональное саморазвитие учителя географии
Тема № 31: Современные тенденции в методике преподавания географии
Тема № 32: Инновационные подходы к обучению географии
Тема № 33: Психолого-педагогический анализ урока географии
Тема № 34: Самоанализ урока географии с точки зрения психологии обучения
Тема № 35: Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в процессе изучения географии
Тема № 36: Психологические аспекты дистанционного обучения географии
Тема № 37: Использование кейс-технологий в обучении географии
Тема № 38: Развитие критического мышления на уроках географии
Тема № 39: Формирование исследовательских навыков у учащихся на уроках географии
Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по предмету «География» с учётом ФГОС»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о принципах устойчивого развития и рационального природопользования.
Умения: Навыки решения практических задач с использованием географических знаний (например, планирование маршрута путешествия).
Навыки: Умение представлять результаты своих исследований в устной и письменной форме, используя географическую терминологию.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовые основы преподавания географии в соответствии с ФГОС
Тема № 2: Цели и задачи обучения географии на разных уровнях образования
Тема № 3: Содержание учебных программ по географии для разных классов
Тема № 4: Разработка календарно-тематического планирования по географии
Тема № 5: Методы обучения географии: традиционные и инновационные
Тема № 6: Формы организации учебной деятельности по географии
Тема № 7: Использование современных образовательных технологий на уроках географии
Тема № 8: Проектная деятельность на уроках географии
Тема № 9: Исследовательская деятельность учащихся на уроках географии
Тема № 10: Организация практических работ по географии
Тема № 11: Работа с географическими картами и атласами
Тема № 12: Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании географии
Тема № 13: Работа с географическими информационными системами (ГИС)
Тема № 14: Применение дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) в обучении географии
Тема № 15: Организация полевых практик и экскурсий по географии
Тема № 16: Оценка результатов обучения географии: текущий, промежуточный и итоговый контроль
Тема № 17: Формы и методы контроля знаний учащихся по географии
Тема № 18: Разработка контрольно-измерительных материалов (КИМ) по географии
Тема № 19: Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) по географии
Тема № 20: Работа с одаренными детьми по географии
Тема № 21: Работа с учащимися, испытывающими трудности в изучении географии
Тема № 22: Инклюзивное образование в преподавании географии
Тема № 23: Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках географии
Тема № 24: Межпредметные связи в преподавании географии
Тема № 25: Воспитательный потенциал уроков географии
Тема № 26: Формирование географической культуры учащихся
Тема № 27: Патриотическое воспитание на уроках географии
Тема № 28: Экологическое образование на уроках географии
Тема № 29: Развитие критического мышления учащихся на уроках географии
Тема № 30: Работа с учебниками и учебными пособиями по географии
Тема № 31: Использование дополнительных образовательных ресурсов по географии
Тема № 32: Организация внеурочной деятельности по географии
Тема № 33: Проведение географических олимпиад и конкурсов
Тема № 34: Работа с родителями учащихся по географии
Тема № 35: Профессиональное развитие учителя географии
Тема № 36: Самообразование учителя географии
Тема № 37: Современные тенденции развития географического образования
Тема № 38: Опыт работы лучших учителей географии
Тема № 39: Планирование и организация работы географического кабинета
Тема № 40: Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании географии
Раздел «Современные подходы и методики преподавания географии»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о современных методах оценки качества образования по географии, особенностях преподавания географии в разных возрастных группах, принципах формирования географической культуры и экологического мышления у обучающихся.
Умения: Навыки публичных выступлений и презентации результатов своей работы, работы в команде, решения методических задач, самообразования и профессионального развития в области методики преподавания географии.
Навыки: Умения разрабатывать и применять критерии оценки учебных достижений по географии, анализировать эффективность используемых методов и технологий обучения, организовывать самостоятельную и групповую работу учащихся, создавать благоприятную образовательную среду, мотивировать учащихся к изучению географии. Умения использовать результаты современных географических исследований в учебном процессе.
Содержание раздела
Тема № 1: Географическое образование в XXI веке: вызовы и перспективы
Тема № 2: Концептуальные основы современного географического образования
Тема № 3: Компетентностный подход в преподавании географии
Тема № 4: Формирование географической культуры школьников
Тема № 5: Методика преподавания физической географии
Тема № 6: Методика преподавания экономической и социальной географии
Тема № 7: Региональный подход в преподавании географии
Тема № 8: Использование картографических материалов в обучении географии
Тема № 9: Применение ГИС-технологий в школьной географии
Тема № 10: Дистанционное зондирование Земли и его применение в образовании
Тема № 11: Работа с географической информацией в сети Интернет
Тема № 12: Проектная деятельность на уроках географии
Тема № 13: Исследовательская деятельность учащихся в географии
Тема № 14: Организация полевой практики по географии
Тема № 15: Развитие критического мышления на уроках географии
Тема № 16: Формирование экологического мышления через географию
Тема № 17: География и глобальные вызовы современности
Тема № 18: Устойчивое развитие и преподавание географии
Тема № 19: Межпредметные связи в преподавании географии
Тема № 20: Интеграция географии с другими науками
Тема № 21: Использование игровых технологий в преподавании географии
Тема № 22: Применение кейс-метода на уроках географии
Тема № 23: Дебаты и дискуссии на географические темы
Тема № 24: Работа с текстовыми источниками информации на уроках географии
Тема № 25: Визуализация географической информации
Тема № 26: Создание мультимедийных презентаций по географии
Тема № 27: Оценка учебных достижений по географии
Тема № 28: Современные образовательные стандарты по географии
Тема № 29: Планирование уроков географии
Тема № 30: Организация внеурочной деятельности по географии
Тема № 31: Географические олимпиады и конкурсы
Тема № 32: Работа с одаренными детьми в географии
Тема № 33: Инклюзивное образование в географии
Тема № 34: Профессиональное развитие учителя географии
Тема № 35: Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя географии
Тема № 36: Современные учебники и учебные пособия по географии
Тема № 37: Опыт зарубежных коллег в преподавании географии
Тема № 38: Организация географического пространства в школе
Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся при изучении географии»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные тенденции развития мирового хозяйства и международных отношений. Понимает влияние географических факторов на мировую политику и экономику.
Умения: Владеет навыками анализа информации о международных отношениях и мировой экономике. Владеет навыками участия в дискуссиях по вопросам глобального развития.
Навыки: Умеет анализировать геополитическую ситуацию в мире. Умеет оценивать влияние географических факторов на развитие международных отношений. Умеет прогнозировать тенденции развития мирового хозяйства.
Содержание раздела
Тема № 1: Географическое мышление: основы пространственного анализа
Тема № 2: Работа с географической информацией: карты, атласы, глобусы
Тема № 3: Использование цифровых географических ресурсов и ГИС
Тема № 4: Развитие картографической грамотности
Тема № 5: Методы географических исследований: наблюдение и описание
Тема № 6: Методы географических исследований: эксперимент и моделирование
Тема № 7: Работа с географическими текстами и источниками
Тема № 8: Развитие навыков анализа статистических данных в географии
Тема № 9: Интерпретация географических данных и построение графиков
Тема № 10: Презентация географической информации: устные доклады
Тема № 11: Презентация географической информации: создание презентаций
Тема № 12: Написание географических эссе и исследовательских работ
Тема № 13: Работа в команде при выполнении географических проектов
Тема № 14: Развитие критического мышления в географии
Тема № 15: Решение географических задач и проблемных ситуаций
Тема № 16: Формирование экологического мышления через географию
Тема № 17: Географическая культура и этика
Тема № 18: Региональная география: изучение своего края
Тема № 19: Страноведение: особенности изучения отдельных стран
Тема № 20: Глобальные проблемы человечества и роль географии в их решении
Тема № 21: География и устойчивое развитие
Тема № 22: Экономическая география: основы и принципы
Тема № 23: Социальная география: население и культура
Тема № 24: Политическая география: границы и государства
Тема № 25: Физическая география: рельеф и климат
Тема № 26: Биогеография: флора и фауна
Тема № 27: Геоэкология: взаимодействие человека и природы
Тема № 28: Ландшафтоведение: изучение природных комплексов
Тема № 29: Океанология: изучение Мирового океана
Тема № 30: Гидрология: изучение вод суши
Тема № 31: Метеорология и климатология: изучение атмосферы
Тема № 32: Геоморфология: изучение рельефа Земли
Тема № 33: Почвоведение: основы и принципы
Тема № 34: Гляциология: изучение ледников
Тема № 35: Спелеология: изучение пещер
Тема № 36: Топография и ориентирование на местности
Тема № 37: Туризм и краеведение: практическое применение географии
Тема № 38: Дистанционное зондирование Земли в географии
Тема № 39: Применение геоинформационных систем в решении практических задач
Раздел «Внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в преподавании географии»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает дидактические возможности использования межпредметных связей для повышения качества географического образования.
Умения: Владеет навыками интеграции знаний из разных предметов в образовательный процесс по географии.
Навыки: Умеет применять полученные знания о межпредметных связях и проектной деятельности при планировании и проведении уроков географии.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы межпредметных связей в географии
Тема № 2: География и естественные науки: интеграционные возможности
Тема № 3: География и гуманитарные науки: поиск точек соприкосновения
Тема № 4: Межпредметные связи географии и математики
Тема № 5: География и информатика: использование ГИС-технологий
Тема № 6: География и экономика: взаимовлияние и взаимопроникновение
Тема № 7: География и экология: проблемы устойчивого развития
Тема № 8: География и история: пространственно-временной континуум
Тема № 9: География и литература: образ пространства в художественных произведениях
Тема № 10: География и искусство: отражение географических образов
Тема № 11: Проектная деятельность в обучении географии: сущность и принципы
Тема № 12: Типология проектов в географии
Тема № 13: Этапы разработки и реализации географического проекта
Тема № 14: Методы исследования в географическом проекте
Тема № 15: Работа с источниками информации в географическом проекте
Тема № 16: Презентация результатов географического проекта
Тема № 17: Оценка результатов проектной деятельности по географии
Тема № 18: Организация проектной деятельности в разных возрастных группах
Тема № 19: Роль учителя в организации проектной деятельности
Тема № 20: Примеры успешных географических проектов
Тема № 21: Интеграция проектной деятельности и межпредметных связей
Тема № 22: Разработка интегрированных уроков географии
Тема № 23: Использование ИКТ в реализации межпредметных проектов
Тема № 24: Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность
Тема № 25: Развитие исследовательских навыков учащихся через географические проекты
Тема № 26: Межпредметные связи и проектная деятельность в рамках внеурочной работы
Тема № 27: Организация географических экспедиций и экскурсий
Тема № 28: Работа с географическими картами и атласами в проектной деятельности
Тема № 29: Использование статистических данных в географических проектах
Тема № 30: Работа с географическими базами данных
Тема № 31: Развитие критического мышления через географические проекты
Тема № 32: Формирование экологической культуры через межпредметные проекты
Тема № 33: География и краеведение: изучение родного края
Тема № 34: Разработка учебных программ с учетом межпредметных связей
Тема № 35: Оценка эффективности внедрения межпредметных связей
Тема № 36: Проблемы и перспективы развития межпредметных связей в географии
Тема № 37: Самостоятельная работа студентов по разработке проектов
Тема № 38: Анализ и обсуждение студенческих проектов
Тема № 39: Рефлексия опыта внедрения межпредметных связей и проектной деятельности
Раздел «Использование цифровых образовательных ресурсов и технологий в преподавании географии»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные типы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и технологий, применяемых в преподавании географии (географические информационные системы (ГИС), веб-картография, дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ), виртуальные глобусы, образовательные платформы, цифровые атласы и карты, инструменты для создания интерактивных упражнений и тестов). Знает дидактические возможности и ограничения различных ЦОР и технологий в контексте обучения географии. Знает основные принципы авторского права и лицензирования при использовании ЦОР.
Умения: Владеет навыками использования цифровых инструментов для оценки учебных достижений учащихся (онлайн-тестирование, анализ данных учебной аналитики, оценка проектов, выполненных с использованием ЦОР). Владеет навыками самообразования и непрерывного профессионального развития в области использования ЦОР и технологий в преподавании географии.
Навыки: Умеет анализировать эффективность применения ЦОР и технологий в образовательном процессе на основе различных критериев (достижение учебных целей, уровень мотивации учащихся, развитие их познавательных способностей). Умеет проектировать учебные занятия с использованием ЦОР и технологий, учитывая особенности конкретной образовательной ситуации.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в цифровые образовательные ресурсы по географии
Тема № 2: Географические информационные системы (ГИС) в образовании
Тема № 3: Работа с картографическими сервисами (Google Maps, Яндекс.Карты)
Тема № 4: Использование спутниковых снимков в обучении географии
Тема № 5: Виртуальные глобусы и 3D-моделирование рельефа
Тема № 6: Создание интерактивных карт и презентаций
Тема № 7: Применение образовательных платформ и онлайн-курсов по географии
Тема № 8: Цифровые ресурсы для изучения климата и погоды
Тема № 9: Использование данных дистанционного зондирования Земли
Тема № 10: Работа с геологическими и геофизическими данными
Тема № 11: Цифровые инструменты для изучения природных катастроф
Тема № 12: Виртуальные экскурсии и полевые исследования
Тема № 13: Применение дополненной и виртуальной реальности в географии
Тема № 14: Использование мобильных устройств в обучении географии
Тема № 15: Геокешинг и другие игровые технологии в преподавании географии
Тема № 16: Разработка и проведение онлайн-олимпиад и викторин по географии
Тема № 17: Создание цифровых учебных материалов по географии
Тема № 18: Работа с электронными учебниками и пособиями
Тема № 19: Организация дистанционного обучения географии
Тема № 20: Использование социальных сетей в образовательном процессе
Тема № 21: Ведение географического блога или сайта
Тема № 22: Создание видеоуроков и обучающих фильмов по географии
Тема № 23: Работа с базами данных и статистическими материалами
Тема № 24: Цифровые методы анализа географической информации
Тема № 25: Использование программного обеспечения для обработки географических данных
Тема № 26: Методика применения цифровых технологий на уроках географии
Тема № 27: Проектная деятельность с использованием цифровых ресурсов
Тема № 28: Формирование цифровых компетенций у учащихся
Тема № 29: Оценка эффективности применения цифровых технологий
Тема № 30: Авторское право и использование цифровых ресурсов
Тема № 31: Информационная безопасность в цифровой образовательной среде
Тема № 32: Работа с электронными библиотеками и архивами
Тема № 33: Цифровые инструменты для создания и проведения исследований
Тема № 34: Организация и проведение вебинаров и онлайн-конференций
Тема № 35: Развитие критического мышления учащихся при работе с цифровыми ресурсами
Тема № 36: Интеграция цифровых технологий в различные формы учебной деятельности
Тема № 37: Перспективы развития цифровых технологий в географическом образовании
Тема № 38: Цифровая этика и культура в преподавании географии
Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по географии»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные принципы оценки и мониторинга учебных достижений учащихся. Знает различные методы оценки (тестирование, устный опрос, проектная деятельность, наблюдение). Знает критерии оценивания географических знаний, умений и навыков.
Умения: Владеет навыками применения различных методов оценки учебных достижений учащихся по географии. Владеет навыками составления заданий различного уровня сложности. Владеет навыками анализа результатов оценки и мониторинга и корректировки образовательного процесса.
Навыки: Умеет анализировать географическую информацию из различных источников (карты, тексты, статистические данные, графики, диаграммы). Умеет устанавливать причинно-следственные связи между географическими явлениями и процессами. Умеет определять географические координаты и работать с различными видами карт. Умеет проводить сравнительный анализ различных географических объектов и регионов.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы оценки учебных достижений
Тема № 2: Нормативно-правовая база оценки в образовании
Тема № 3: Виды и формы контроля знаний по географии
Тема № 4: Требования ФГОС к оценке по географии
Тема № 5: Разработка критериев оценивания
Тема № 6: Традиционные методы оценки: устный опрос
Тема № 7: Традиционные методы оценки: письменные работы
Тема № 8: Традиционные методы оценки: практические работы
Тема № 9: Традиционные методы оценки: контрольные работы
Тема № 10: Тестовые формы контроля
Тема № 11: Разработка тестовых заданий разных уровней сложности
Тема № 12: Анализ результатов тестирования
Тема № 13: Использование цифровых ресурсов в оценке
Тема № 14: Электронные платформы для тестирования
Тема № 15: Географические информационные системы (ГИС) в оценке
Тема № 16: Проектная деятельность и ее оценка
Тема № 17: Портфолио как метод оценки достижений
Тема № 18: Оценивание исследовательских работ по географии
Тема № 19: Оценивание групповой работы
Тема № 20: Самооценка и взаимооценка учебных достижений
Тема № 21: Критерии оценивания устных ответов
Тема № 22: Критерии оценивания письменных работ
Тема № 23: Критерии оценивания практических работ
Тема № 24: Критерии оценивания проектной деятельности
Тема № 25: Формирование оценочной самостоятельности учащихся
Тема № 26: Мониторинг учебных достижений
Тема № 27: Виды мониторинга: текущий, тематический, итоговый
Тема № 28: Организация и проведение мониторинговых исследований
Тема № 29: Интерпретация результатов мониторинга
Тема № 30: Использование результатов мониторинга для коррекции обучения
Тема № 31: Диагностика уровня обученности по географии
Тема № 32: Методы педагогической диагностики
Тема № 33: Анализ типичных ошибок учащихся
Тема № 34: Индивидуальный подход в оценке
Тема № 35: Работа с одаренными детьми
Тема № 36: Работа с учащимися, испытывающими трудности в обучении
Тема № 37: Формирование мотивации к изучению географии через систему оценивания
Тема № 38: Этические аспекты оценивания
Тема № 39: Обратная связь в процессе оценки
Тема № 40: Роль оценки в развитии познавательной активности учащихся
Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по географии»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Теоретические основы проектирования образовательных программ и курсов, включая принципы дидактики, педагогического дизайна и андрагогики. Современные образовательные технологии и методы обучения географии, включая использование цифровых инструментов и ресурсов. Нормативно-правовые основы разработки и реализации образовательных программ в сфере географического образования. Специфику целевой аудитории различных уровней географического образования (школьники, студенты, взрослые). Методы оценки эффективности образовательных программ и курсов по географии.
Умения: Практического применения методов педагогического дизайна при разработке образовательных программ и курсов. Использования цифровых инструментов и платформ для создания и реализации образовательных программ и курсов по географии (например, LMS, ГИС, картографические сервисы). Разработки интерактивных заданий и упражнений по географии. Организации и проведения различных форм учебных занятий по географии (лекции, семинары, практикумы, полевые исследования, онлайн-курсы). Представления и защиты разработанных программ и курсов перед экспертной аудиторией.
Навыки: Анализировать потребности целевой аудитории в географическом образовании. Разрабатывать цели, задачи, содержание и структуру авторских программ и курсов по географии. Подбирать и адаптировать образовательные технологии, методы и формы обучения географии для различных целевых аудиторий. Создавать дидактические материалы и ресурсы для реализации авторских программ и курсов по географии, включая цифровые образовательные ресурсы. Оценивать эффективность разработанных программ и курсов по географии.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в проектирование образовательных программ
Тема № 2: Теории обучения и их применение в географии
Тема № 3: Государственные образовательные стандарты и требования к программам
Тема № 4: Анализ целевой аудитории и потребностей обучающихся
Тема № 5: Формулирование целей и задач образовательной программы
Тема № 6: Разработка структуры и содержания программы по географии
Тема № 7: Выбор методов и форм обучения географии
Тема № 8: Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении географии
Тема № 9: Разработка дидактических материалов для курса географии
Тема № 10: Оценка эффективности образовательной программы по географии
Тема № 11: Авторское право и лицензирование образовательных программ
Тема № 12: Проектирование учебного плана курса географии
Тема № 13: Разработка тематического планирования занятий по географии
Тема № 14: Создание сценариев уроков и практических занятий по географии
Тема № 15: Организация самостоятельной работы учащихся по географии
Тема № 16: Методы контроля и оценки знаний по географии
Тема № 17: Проектирование и проведение полевых исследований и экскурсий
Тема № 18: Использование картографических материалов в обучении географии
Тема № 19: Работа с географическими информационными системами (ГИС)
Тема № 20: Применение дистанционного зондирования Земли в образовании
Тема № 21: Разработка интерактивных заданий и упражнений по географии
Тема № 22: Использование игровых технологий в обучении географии
Тема № 23: Проектная деятельность учащихся по географии
Тема № 24: Организация и проведение географических олимпиад и конкурсов
Тема № 25: Разработка методических рекомендаций для преподавателей географии
Тема № 26: Презентация и продвижение авторской программы по географии
Тема № 27: Работа с издательствами и образовательными платформами
Тема № 28: Монетизация авторских программ и курсов по географии
Тема № 29: Актуальные проблемы и тенденции в географическом образовании
Тема № 30: Инновационные подходы к преподаванию географии
Тема № 31: Межпредметные связи в преподавании географии
Тема № 32: Формирование географической культуры учащихся
Тема № 33: Развитие критического мышления у учащихся на уроках географии
Тема № 34: Экологическое образование в рамках курса географии
Тема № 35: География и устойчивое развитие
Тема № 36: Роль географии в современном мире
Тема № 37: Профессиональное развитие преподавателя географии
Тема № 38: Самоанализ и рефлексия педагогической деятельности
Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по предмету «География»»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о современных методах анализа и оценки эффективности педагогической деятельности по географии, включая количественные и качественные показатели, критерии и инструменты оценки. Знания о нормативно-правовой базе, регламентирующей образовательную деятельность по географии. Знания о современных образовательных технологиях, применяемых в преподавании географии, и их влиянии на эффективность обучения. Знания о принципах формирующего оценивания и его роли в повышении качества образования по географии. Знания о различных моделях и подходах к анализу и оценке образовательных результатов по географии.
Умения: Навыки работы с различными источниками информации для анализа и оценки эффективности педагогической деятельности по географии. Навыки проведения количественного и качественного анализа образовательных результатов по географии. Навыки составления аналитических отчетов и презентаций по результатам оценки эффективности педагогической деятельности. Навыки использования цифровых инструментов и технологий для анализа и оценки учебных достижений по географии. Навыки применения различных методов формирующего оценивания на уроках географии.
Навыки: Умение анализировать учебные программы, методические материалы и другие ресурсы по географии с точки зрения их соответствия современным требованиям и эффективности. Умение разрабатывать и применять инструменты для оценки знаний, умений и навыков учащихся по географии (тесты, контрольные работы, проекты, портфолио и др.). Умение интерпретировать результаты различных видов оценки учебных достижений по географии и делать выводы об эффективности педагогической деятельности. Умение использовать результаты анализа и оценки для корректировки учебного процесса и повышения качества преподавания географии. Умение применять методы самоанализа и рефлексии своей педагогической деятельности по географии.
Содержание раздела
Тема № 1: Цели и задачи анализа педагогической деятельности по географии
Тема № 2: Критерии эффективности педагогической деятельности
Тема № 3: Методы анализа и оценки педагогической деятельности
Тема № 4: Анализ учебных программ по географии
Тема № 5: Анализ используемых учебников и учебно-методических комплексов
Тема № 6: Анализ применяемых образовательных технологий
Тема № 7: Оценка эффективности использования цифровых ресурсов в преподавании географии
Тема № 8: Диагностика уровня географических знаний и умений учащихся
Тема № 9: Методы контроля и оценки знаний учащихся
Тема № 10: Анализ результатов контрольных работ и тестирования
Тема № 11: Анализ организации самостоятельной работы учащихся
Тема № 12: Анализ работы с одаренными детьми по географии
Тема № 13: Анализ работы с учащимися, испытывающими трудности в изучении географии
Тема № 14: Формирование географической культуры учащихся
Тема № 15: Развитие познавательного интереса к географии
Тема № 16: Формирование географического мышления
Тема № 17: Развитие исследовательских навыков учащихся в географии
Тема № 18: Организация и проведение полевых практик и экскурсий
Тема № 19: Использование проектной деятельности в преподавании географии
Тема № 20: Работа с географическими картами и атласами
Тема № 21: Использование географической информации в повседневной жизни
Тема № 22: Внеклассная работа по географии
Тема № 23: Организация и проведение географических олимпиад и конкурсов
Тема № 24: Работа с родителями учащихся
Тема № 25: Самоанализ педагогической деятельности учителя географии
Тема № 26: Портфолио учителя географии как инструмент рефлексии
Тема № 27: Современные требования к профессиональной компетентности учителя географии
Тема № 28: Использование интерактивных методов обучения географии
Тема № 29: Роль учителя географии в воспитании патриотизма и гражданственности
Тема № 30: Формирование экологической культуры учащихся на уроках географии
Тема № 31: Использование регионального компонента в преподавании географии
Тема № 32: Организация учебного процесса в условиях инклюзивного образования
Тема № 33: Работа с электронными образовательными ресурсами по географии
Тема № 34: Применение дистанционных образовательных технологий в преподавании географии
Тема № 35: Подготовка к государственной итоговой аттестации по географии
Тема № 36: Анализ типичных ошибок учащихся на экзаменах по географии
Тема № 37: Современные тенденции развития географического образования
Тема № 38: Перспективы развития педагогической деятельности по географии
Тема № 39: Научно-методическое обеспечение преподавания географии
Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.
Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.
Условия реализации рабочей программы модуля
Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля
Электронные учебные издания
Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503
Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Электронные методические издания
Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252
Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597
Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).
Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)
Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):
- Состав современных профессиональных баз данных
Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)
Открытые данные России (https://data.gov.ru/)
Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)
База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)
- Состав информационных справочных систем
База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)
Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)
Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)
Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)
Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)
Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)
Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)
- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти
Президент России (http://kremlin.ru/)
Правительство России (http://government.ru/)
Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)
Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)
Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)
- Иные информационные ресурсы - периодическими издания
TACC (https://tass.ru/)
РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)
Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)
RT (https://rt.com/)
- Информационные поисковые системы
Яндекс (https://ya.ru/)
MAIL.RU (https://www.mail.ru/)