Приложение 3
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"
"05" июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
ВМ.28 «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Естественнонаучные предметы» в основном общем и среднем общем образовании (учебный предмет «Биология»)»
Дополнительная профессиональная программа
«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»
г. Москва
Территория Инновационного центра Сколково
Наименование модуля: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Естественнонаучные предметы» в основном общем и среднем общем образовании (учебный предмет «Биология»).
Тип модуля: вариативный модуль.
Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Естественнонаучные предметы» в основном общем и среднем общем образовании (учебный предмет «Биология»)».
Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.
Структура и содержание модуля
| Элемент | Всего, ак.ч. | Лекций, ак.ч. | Практических занятий, ак.ч. | Результаты обучения (коды) |
|---|---|---|---|---|
| Раздел «Психолого-педагогические аспекты обучения биологии» | 8 | 2 | 2 | ПК-28 |
| Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по предмету «Биология» с учётом ФГОС» | 8 | 2 | 2 | ПК-28 |
| Раздел «Современные подходы и методики преподавания биологии» | 8 | 2 | 2 | ПК-28 |
| Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся при изучении биологии» | 8 | 2 | 2 | ПК-28 |
| Раздел «Внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в преподавании биологии» | 8 | 2 | 2 | ПК-28 |
| Раздел «Использование цифровых образовательных ресурсов и технологий в преподавании биологии» | 8 | 2 | 2 | ПК-28 |
| Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по биологии» | 8 | 2 | 2 | ПК-28 |
| Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по биологии» | 8 | 2 | 2 | ПК-28 |
| Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по предмету «Биология»» | 8 | 2 | 2 | ПК-28 |
Раздел «Психолого-педагогические аспекты обучения биологии»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные теории обучения и их применение в преподавании биологии, этапы развития познавательной деятельности учащихся, возрастные особенности учащихся и их влияние на процесс обучения биологии, психологические особенности восприятия и усвоения различных видов биологической информации (текстовой, графической, визуальной), методы изучения учебной мотивации учащихся.
Умения: Владеет навыками проектирования уроков биологии с учетом психолого-педагогических требований, навыками дифференцированного и индивидуализированного обучения биологии, навыками создания ситуаций успеха на уроках биологии, навыками развития критического мышления у учащихся в процессе изучения биологии.
Навыки: Умеет применять различные теории обучения при планировании и проведении уроков биологии, адаптировать учебный материал по биологии к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, использовать разнообразные методы и приемы обучения биологии для эффективного усвоения учебного материала, анализировать и интерпретировать результаты диагностики учебной мотивации учащихся.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в психолого-педагогические аспекты обучения биологии
Тема № 2: Психологические особенности восприятия биологической информации
Тема № 3: Возрастные особенности учащихся и их учет при обучении биологии
Тема № 4: Мотивация к изучению биологии
Тема № 5: Развитие познавательного интереса к биологии
Тема № 6: Формирование научного мировоззрения через обучение биологии
Тема № 7: Методы обучения биологии
Тема № 8: Активные методы обучения биологии
Тема № 9: Интерактивные методы обучения биологии
Тема № 10: Проблемное обучение биологии
Тема № 11: Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении биологии
Тема № 12: Организация самостоятельной работы учащихся по биологии
Тема № 13: Развитие критического мышления на уроках биологии
Тема № 14: Формирование исследовательских навыков учащихся
Тема № 15: Проектная деятельность на уроках биологии
Тема № 16: Работа с биологическим текстом
Тема № 17: Развитие умения анализировать и интерпретировать биологическую информацию
Тема № 18: Оценка учебных достижений по биологии
Тема № 19: Формирование экологической культуры учащихся
Тема № 20: Развитие биологической грамотности
Тема № 21: Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
Тема № 22: Инклюзивное образование в обучении биологии
Тема № 23: Работа с одаренными детьми на уроках биологии
Тема № 24: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями
Тема № 25: Психология общения учителя и ученика на уроке биологии
Тема № 26: Управление классом на уроке биологии
Тема № 27: Конфликтология в образовательной среде
Тема № 28: Педагогическое мастерство учителя биологии
Тема № 29: Профессиональная этика учителя биологии
Тема № 30: Самообразование и профессиональное развитие учителя биологии
Тема № 31: Планирование уроков биологии
Тема № 32: Разработка дидактических материалов по биологии
Тема № 33: Использование современных учебников и пособий по биологии
Тема № 34: Внеклассная работа по биологии
Тема № 35: Организация биологических кружков и факультативов
Тема № 36: Подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам по биологии
Тема № 37: Роль биологического образования в современном обществе
Тема № 38: Перспективы развития биологического образования
Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по предмету «Биология» с учётом ФГОС»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Основные понятия биологии: клетка, организм, вид, популяция, экосистема, биосфера; Принципы организации живой материи на разных уровнях (молекулярном, клеточном, организменном, популяционно-видовом, экосистемном, биосферном); Основные закономерности наследственности и изменчивости; Основы эволюционного учения; Разнообразие живых организмов и их классификация; Строение и функции органов и систем органов растений, животных и человека; Взаимосвязи организмов и окружающей среды; Глобальные экологические проблемы и пути их решения; Методы биологических исследований (наблюдение, эксперимент, моделирование); Правила техники безопасности при проведении биологических исследований.
Умения: Наблюдения за биологическими объектами; Проведение биологических экспериментов; Работа с микроскопом и препаровальными инструментами; Измерение и регистрация биологических параметров; Анализ и интерпретация данных биологических исследований; Представление результатов биологических исследований в различных формах (устно, письменно, графически); Работа с биологической информацией из различных источников; Применение правил техники безопасности при работе с биологическими объектами и оборудованием.
Навыки: Объяснять биологические явления и процессы, используя научную терминологию; Анализировать и интерпретировать информацию из различных источников (тексты, таблицы, графики, схемы); Решать биологические задачи; Проводить наблюдения за биологическими объектами и описывать результаты; Планировать и проводить простейшие биологические эксперименты; Работать с биологическим оборудованием и инструментами (микроскопом, препаровальными инструментами и др.); Использовать информационно-коммуникационные технологии для поиска и обработки биологической информации; Критически оценивать информацию о биологических объектах и процессах; Применять биологические знания для решения практических задач.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовые основы преподавания биологии
Тема № 2: Федеральный государственный образовательный стандарт по биологии
Тема № 3: Примерные рабочие программы по биологии
Тема № 4: Цели и задачи обучения биологии в школе
Тема № 5: Содержание биологического образования на разных уровнях обучения
Тема № 6: Планирование учебного процесса по биологии
Тема № 7: Разработка календарно-тематического планирования
Тема № 8: Методы и формы организации учебной деятельности по биологии
Тема № 9: Традиционные методы обучения биологии
Тема № 10: Инновационные методы обучения биологии
Тема № 11: Проектная деятельность на уроках биологии
Тема № 12: Исследовательская деятельность на уроках биологии
Тема № 13: Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии
Тема № 14: Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании биологии
Тема № 15: Организация практических работ по биологии
Тема № 16: Лабораторные работы и эксперименты на уроках биологии
Тема № 17: Работа с микроскопом и другим биологическим оборудованием
Тема № 18: Экскурсии и полевые практики по биологии
Тема № 19: Организация внеурочной деятельности по биологии
Тема № 20: Биологические кружки и факультативы
Тема № 21: Подготовка к олимпиадам и конкурсам по биологии
Тема № 22: Система оценивания образовательных достижений по биологии
Тема № 23: Формирование оценочной самостоятельности учащихся
Тема № 24: Контроль и оценка знаний, умений и навыков по биологии
Тема № 25: Фонды оценочных средств по биологии
Тема № 26: Анализ и самоанализ урока биологии
Тема № 27: Современные подходы к преподаванию биологии
Тема № 28: Компетентностный подход в преподавании биологии
Тема № 29: Системно-деятельностный подход в преподавании биологии
Тема № 30: Развитие критического мышления на уроках биологии
Тема № 31: Формирование научной картины мира у учащихся
Тема № 32: Межпредметные связи в преподавании биологии
Тема № 33: Связь биологии с другими естественнонаучными дисциплинами
Тема № 34: Интеграция биологических знаний в учебном процессе
Тема № 35: Работа с учебниками и учебными пособиями по биологии
Тема № 36: Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии
Тема № 37: Организация безопасной образовательной среды на уроках биологии
Тема № 38: Профессиональное развитие учителя биологии
Раздел «Современные подходы и методики преподавания биологии»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает принципы формирования функциональной грамотности учащихся в области биологии, основы здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, этические аспекты преподавания биологии.
Умения: Владеет навыками проектирования современного урока биологии с использованием различных методик и технологий, подбора и адаптации учебных материалов, создания и использования дидактических материалов (презентаций, тестов, интерактивных заданий), организации и проведения внеклассных мероприятий по биологии, использования цифровых образовательных ресурсов и платформ, анализа и интерпретации результатов обучения учащихся.
Навыки: Умеет формировать у учащихся критическое мышление, навыки работы с информацией, коммуникативные навыки в контексте изучения биологии, создавать инклюзивную образовательную среду на уроках биологии.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в современное преподавание биологии
Тема № 2: Концепции и принципы обучения биологии
Тема № 3: Компетентностный подход в преподавании биологии
Тема № 4: Развитие критического мышления на уроках биологии
Тема № 5: Интерактивные методы обучения биологии
Тема № 6: Проектная деятельность в биологии
Тема № 7: Использование цифровых технологий в преподавании биологии
Тема № 8: Работа с биологическими базами данных и ресурсами
Тема № 9: Виртуальные лабораторные работы по биологии
Тема № 10: Применение образовательных платформ и программного обеспечения
Тема № 11: Методика преподавания ботаники
Тема № 12: Методика преподавания зоологии
Тема № 13: Методика преподавания анатомии и физиологии человека
Тема № 14: Методика преподавания общей биологии
Тема № 15: Методика преподавания генетики
Тема № 16: Методика преподавания экологии
Тема № 17: Методика преподавания эволюционного учения
Тема № 18: Организация и проведение биологических экскурсий
Тема № 19: Организация и проведение лабораторных работ по биологии
Тема № 20: Разработка и проведение биологических олимпиад и конкурсов
Тема № 21: Формирование исследовательских навыков у учащихся
Тема № 22: Оценка результатов обучения биологии
Тема № 23: Современные образовательные стандарты по биологии
Тема № 24: Инклюзивное образование в биологии
Тема № 25: Работа с одаренными детьми в биологии
Тема № 26: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями в биологии
Тема № 27: Междисциплинарные связи биологии с другими предметами
Тема № 28: Биоэтика и ее значение в преподавании биологии
Тема № 29: Актуальные проблемы современной биологии
Тема № 30: Научно-исследовательская деятельность учащихся в биологии
Тема № 31: Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по биологии
Тема № 32: Использование игровых технологий в преподавании биологии
Тема № 33: Развитие коммуникативных навыков на уроках биологии
Тема № 34: Работа с учебной и научной литературой по биологии
Тема № 35: Создание и использование наглядных пособий по биологии
Тема № 36: Роль учителя биологии в современном образовательном процессе
Тема № 37: Профессиональное развитие учителя биологии
Тема № 38: Современные тенденции развития биологического образования
Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся при изучении биологии»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает принципы построения научного знания, критерии научности. Понимает особенности биологии как науки, ее место в системе наук, основные этапы развития биологии.
Умения: Владеет навыками самообразования в области биологии. Владеет навыками работы в команде, распределения ролей и совместного решения задач. Владеет навыками публичного выступления и презентации результатов своей работы.
Навыки: Умеет критически оценивать информацию, отличать научные факты от домыслов и псевдонаучных утверждений. Умеет применять полученные знания для решения биологических задач и объяснения явлений природы. Умеет аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии по биологическим вопросам.
Содержание раздела
Тема № 1: Наблюдение и описание биологических объектов
Тема № 2: Измерение и количественная оценка биологических параметров
Тема № 3: Работа с микроскопом и приготовление препаратов
Тема № 4: Использование определителей и каталогов
Тема № 5: Ведение биологического дневника и протоколирование экспериментов
Тема № 6: Построение графиков и диаграмм биологических данных
Тема № 7: Интерпретация результатов биологических исследований
Тема № 8: Работа с биологическими текстами и научной литературой
Тема № 9: Развитие критического мышления в биологии
Тема № 10: Формулирование гипотез и планирование экспериментов
Тема № 11: Проведение биологических экспериментов и наблюдений
Тема № 12: Анализ и интерпретация данных экспериментов
Тема № 13: Работа с биологическими моделями и симуляциями
Тема № 14: Использование информационных технологий в биологии
Тема № 15: Биоэтика и безопасность в биологических исследованиях
Тема № 16: Основы биологической номенклатуры и классификации
Тема № 17: Эволюционное мышление и понимание филогенеза
Тема № 18: Структура и функции клеток
Тема № 19: Генетика и наследственность
Тема № 20: Разнообразие жизни на Земле
Тема № 21: Экосистемы и взаимодействие организмов
Тема № 22: Анатомия и физиология растений
Тема № 23: Анатомия и физиология животных
Тема № 24: Анатомия и физиология человека
Тема № 25: Биотехнологии и их применение
Тема № 26: Охрана окружающей среды и биоразнообразия
Тема № 27: Биологические проблемы современности
Тема № 28: Презентация научных результатов
Тема № 29: Написание научных статей и рефератов
Тема № 30: Участие в биологических олимпиадах и конкурсах
Тема № 31: Работа в команде и коммуникация в науке
Тема № 32: Тайм-менеджмент и организация научной работы
Тема № 33: Развитие научного любопытства и интереса к биологии
Тема № 34: Поиск и оценка научной информации
Тема № 35: Решение биологических задач и кейсов
Тема № 36: Применение биологических знаний в повседневной жизни
Тема № 37: Карьера в биологии и смежных областях
Тема № 38: Рефлексия собственного обучения и развития
Раздел «Внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в преподавании биологии»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает дидактические возможности межпредметных связей и проектной деятельности для развития познавательной активности, творческого мышления и самостоятельности учащихся. Знает примеры успешной реализации межпредметных проектов в биологии.
Умения: Владеет навыками мотивации учащихся к участию в проектной деятельности, организации эффективного взаимодействия учащихся в команде, рефлексии собственной деятельности и деятельности учащихся в рамках проектной деятельности. Владеет навыками публичного выступления и защиты проекта.
Навыки: Умеет создавать условия для развития у учащихся ключевых компетенций (коммуникативных, исследовательских, информационных) в процессе реализации межпредметных проектов по биологии. Умеет адаптировать проекты под разные уровни подготовки учащихся.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы межпредметных связей
Тема № 2: Межпредметные связи биологии с другими естественными науками
Тема № 3: Межпредметные связи биологии с гуманитарными науками
Тема № 4: Биология и экология: точки соприкосновения
Тема № 5: Биология и география: взаимосвязи и примеры
Тема № 6: Биология и химия: основы биохимии
Тема № 7: Биология и физика: биофизика в действии
Тема № 8: Биология и математика: статистические методы в биологии
Тема № 9: Биология и информатика: биоинформатика и ее применение
Тема № 10: Биология и история: развитие биологических знаний
Тема № 11: Биология и литература: образ природы в художественных произведениях
Тема № 12: Биология и искусство: бионический дизайн
Тема № 13: Методика реализации межпредметных связей на уроках биологии
Тема № 14: Разработка интегрированных уроков
Тема № 15: Примеры интегрированных уроков по биологии
Тема № 16: Проектная деятельность в преподавании биологии
Тема № 17: Теоретические основы проектной деятельности
Тема № 18: Типы учебных проектов по биологии
Тема № 19: Этапы реализации учебного проекта
Тема № 20: Планирование и организация проектной деятельности
Тема № 21: Роль учителя в проектной деятельности учащихся
Тема № 22: Оценка результатов проектной деятельности
Тема № 23: Примеры биологических проектов для разных возрастных групп
Тема № 24: Мини-проекты на уроках биологии
Тема № 25: Долгосрочные проекты по биологии
Тема № 26: Исследовательские проекты в биологии
Тема № 27: Информационные проекты по биологии
Тема № 28: Творческие проекты по биологии
Тема № 29: Практические проекты по биологии
Тема № 30: Межпредметные проекты с участием биологии
Тема № 31: Использование ИКТ в проектной деятельности по биологии
Тема № 32: Презентация результатов проектной деятельности
Тема № 33: Работа с научной литературой при выполнении проектов
Тема № 34: Развитие критического мышления через проектную деятельность
Тема № 35: Формирование исследовательских компетенций учащихся
Тема № 36: Работа в команде при выполнении проектов
Тема № 37: Самостоятельная работа учащихся в проектной деятельности
Тема № 38: Рефлексия и самооценка в проектной деятельности
Тема № 39: Примеры успешных проектов по биологии
Раздел «Использование цифровых образовательных ресурсов и технологий в преподавании биологии»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает о безопасности в цифровой среде и этических аспектах использования ЦОР.
Умения: Владеет навыками создания интерактивных упражнений и заданий по биологии с использованием цифровых инструментов.
Навыки: Умеет адаптировать ЦОР под различные образовательные потребности учащихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании
Тема № 2: Цифровые ресурсы для подготовки к урокам биологии
Тема № 3: Создание презентаций для уроков биологии
Тема № 4: Работа с электронными таблицами в биологии
Тема № 5: Использование образовательных платформ в преподавании биологии
Тема № 6: Интерактивные доски и их применение на уроках биологии
Тема № 7: Виртуальные лаборатории по биологии
Тема № 8: Работа с микроскопом и цифровая обработка изображений
Тема № 9: Цифровые гербарии и коллекции
Тема № 10: Образовательные видеоролики и фильмы по биологии
Тема № 11: Подкасты и аудиоматериалы в преподавании биологии
Тема № 12: Использование социальных сетей в образовательном процессе по биологии
Тема № 13: Ведение блога учителя биологии
Тема № 14: Организация дистанционного обучения биологии
Тема № 15: Создание онлайн-тестов и викторин по биологии
Тема № 16: Инструменты для проведения онлайн-опросов и анкетирования
Тема № 17: Разработка и использование учебных игр по биологии
Тема № 18: Применение дополненной и виртуальной реальности в биологии
Тема № 19: 3D-моделирование в биологии
Тема № 20: Геоинформационные системы (ГИС) в преподавании биологии
Тема № 21: Биоинформатика и ее применение в школе
Тема № 22: Работа с базами данных по биологии
Тема № 23: Мобильные приложения для изучения биологии
Тема № 24: Программное обеспечение для анализа биологических данных
Тема № 25: Цифровая этика и безопасность в образовании
Тема № 26: Авторское право и использование цифровых ресурсов
Тема № 27: Инклюзивное образование и использование цифровых технологий в биологии
Тема № 28: Формирование цифровой грамотности учащихся
Тема № 29: Критерии оценки цифровых образовательных ресурсов
Тема № 30: Методы оценки эффективности использования цифровых технологий
Тема № 31: Проектная деятельность с использованием цифровых технологий
Тема № 32: Организация онлайн-конференций и вебинаров по биологии
Тема № 33: Работа с электронными учебниками и пособиями
Тема № 34: Создание цифровых учебно-методических комплексов
Тема № 35: Разработка индивидуальных образовательных маршрутов с использованием цифровых ресурсов
Тема № 36: Самообразование учителя биологии в области цифровых технологий
Тема № 37: Тренды развития цифровых технологий в образовании
Тема № 38: Перспективы использования искусственного интеллекта в преподавании биологии
Тема № 39: Цифровая гигиена и профилактика интернет-зависимости
Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по биологии»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает этические принципы оценивания и способы обеспечения объективности оценки учебных достижений учащихся. Знает особенности оценивания учащихся с особыми образовательными потребностями. Понимает взаимосвязь оценки, мотивации и успешности обучения.
Умения: Владеет навыками проведения различных видов оценки (текущей, тематической, итоговой) учебных достижений учащихся по биологии. Владеет навыками анализа и интерпретации результатов оценки, формулирования выводов и рекомендаций по улучшению качества обучения. Владеет навыками оформления результатов мониторинга и представления их различным аудиториям (учащимся, родителям, администрации). Владеет навыками использования цифровых инструментов для оценки и мониторинга.
Навыки: Умеет создавать комфортную и доверительную атмосферу при проведении оценки. Умеет предоставлять учащимся конструктивную обратную связь по результатам оценки, способствующую их дальнейшему развитию. Умеет адаптировать методы оценки к индивидуальным особенностям учащихся. Умеет организовать взаимодействие с родителями по вопросам оценки и мониторинга учебных достижений.
Содержание раздела
Тема № 1: Цели и задачи оценки учебных достижений по биологии
Тема № 2: Нормативно-правовые основы оценки образовательных результатов
Тема № 3: Виды и формы контроля знаний по биологии
Тема № 4: Традиционные методы оценки: устный опрос, письменные работы
Тема № 5: Тестирование как метод оценки знаний
Тема № 6: Практические и лабораторные работы как метод оценки умений
Тема № 7: Проектная деятельность и ее оценка
Тема № 8: Портфолио как инструмент оценки достижений учащихся
Тема № 9: Критерии оценивания учебных достижений по биологии
Тема № 10: Разработка критериев оценивания для разных видов работ
Тема № 11: Оценка знаний по разделам биологии: ботаника
Тема № 12: Оценка знаний по разделам биологии: зоология
Тема № 13: Оценка знаний по разделам биологии: анатомия и физиология человека
Тема № 14: Оценка знаний по разделам биологии: общая биология
Тема № 15: Оценка знаний по разделам биологии: экология
Тема № 16: Оценка умений работать с биологическим оборудованием
Тема № 17: Оценка умений проводить биологические эксперименты
Тема № 18: Оценка умений анализировать и интерпретировать данные
Тема № 19: Оценка умений решать биологические задачи
Тема № 20: Оценка формирования биологической картины мира
Тема № 21: Оценка развития познавательных интересов учащихся
Тема № 22: Мониторинг учебных достижений: цели и задачи
Тема № 23: Виды мониторинга: текущий, тематический, итоговый
Тема № 24: Методы мониторинга учебных достижений
Тема № 25: Организация и проведение мониторинговых исследований
Тема № 26: Анализ результатов мониторинга
Тема № 27: Использование результатов мониторинга для корректировки учебного процесса
Тема № 28: Современные технологии в оценке и мониторинге: электронные образовательные ресурсы
Тема № 29: Использование цифровых платформ для оценки знаний
Тема № 30: Автоматизированные системы проверки заданий
Тема № 31: Формирование оценочной самостоятельности учащихся
Тема № 32: Самооценка и взаимооценка учебных достижений
Тема № 33: Рефлексия как инструмент оценки и развития
Тема № 34: Работа с родителями по вопросам оценки и мониторинга
Тема № 35: Индивидуальный подход к оценке учащихся с особыми образовательными потребностями
Тема № 36: Этические аспекты оценки учебных достижений
Тема № 37: Предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций, связанных с оценкой
Тема № 38: Документирование результатов оценки и мониторинга
Тема № 39: Анализ и интерпретация данных оценки для повышения качества образования
Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по биологии»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания основ авторского права и принципов лицензирования образовательных продуктов, методов продвижения образовательных услуг, особенностей различных образовательных платформ и систем дистанционного обучения.
Умения: Навыки использования информационно-коммуникационных технологий в образовании, разработки интерактивных учебных материалов, проведения разнообразных форм занятий (лекции, семинары, практикумы, проектная деятельность), публичного выступления и презентации разработанных программ и курсов.
Навыки: Умение проектировать и реализовывать авторские программы и курсы по биологии с учетом специфики целевой аудитории, выбирать оптимальные инструменты и технологии для реализации образовательного процесса, организовывать взаимодействие с обучающимися, анализировать и интерпретировать результаты обучения.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы педагогического дизайна в биологическом образовании
Тема № 2: Целевая аудитория и анализ образовательных потребностей
Тема № 3: Формулировка целей и задач курса
Тема № 4: Выбор образовательной модели и методологии обучения
Тема № 5: Разработка структуры и содержания курса
Тема № 6: Создание учебных материалов: тексты, презентации, иллюстрации
Тема № 7: Использование интерактивных технологий в биологическом образовании
Тема № 8: Разработка практических заданий и кейсов
Тема № 9: Лабораторные работы и полевые исследования в авторском курсе
Тема № 10: Проектная деятельность в биологическом образовании
Тема № 11: Игровые методы обучения биологии
Тема № 12: Цифровые ресурсы и инструменты для создания образовательного контента
Тема № 13: Работа с биологическими базами данных
Тема № 14: Визуализация данных и создание инфографики
Тема № 15: Авторское право и этические аспекты разработки образовательных материалов
Тема № 16: Разработка системы оценивания знаний и компетенций
Тема № 17: Формирование мотивации и вовлеченности учащихся
Тема № 18: Организация обратной связи и мониторинг эффективности обучения
Тема № 19: Работа с разными стилями обучения
Тема № 20: Инклюзивное образование в биологии
Тема № 21: Дистанционное обучение биологии: особенности и возможности
Тема № 22: Смешанное обучение: сочетание онлайн и оффлайн форматов
Тема № 23: Разработка онлайн-курсов на образовательных платформах
Тема № 24: Создание видеолекций и обучающих видеороликов
Тема № 25: Вебинары и онлайн-конференции по биологии
Тема № 26: Использование социальных сетей в образовательных целях
Тема № 27: Продвижение авторского курса и привлечение аудитории
Тема № 28: Монетизация образовательного контента
Тема № 29: Авторские права и лицензирование образовательных продуктов
Тема № 30: Организация и проведение биологических олимпиад и конкурсов
Тема № 31: Научно-исследовательская работа в рамках авторского курса
Тема № 32: Работа с одаренными детьми в биологии
Тема № 33: Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по биологии в рамках авторского курса
Тема № 34: Профессиональное развитие преподавателя биологии
Тема № 35: Нетворкинг и сотрудничество с другими преподавателями
Тема № 36: Современные тренды в биологическом образовании
Тема № 37: Анализ и оценка эффективности авторского курса
Тема № 38: Рефлексия и самоанализ педагогической деятельности
Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по предмету «Биология»»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные методы анализа и оценки эффективности педагогической деятельности по биологии, включая количественные и качественные показатели, критерии эффективности, нормативно-правовую базу образования, современные образовательные технологии и подходы к преподаванию биологии. Знает принципы формирующего оценивания, проектирования и реализации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Знает методы самоанализа и рефлексии педагогической деятельности.
Умения: Владеет навыками анализа учебной программы, учебников и других образовательных ресурсов по биологии. Владеет навыками разработки диагностических и контрольно-измерительных материалов для оценки знаний и умений учащихся по биологии. Владеет навыками применения различных методов и форм обучения биологии, включая проектную деятельность, исследовательскую работу, игровые технологии. Владеет навыками использования цифровых образовательных ресурсов и платформ в процессе преподавания биологии. Владеет навыками самоанализа и рефлексии своей педагогической деятельности, формулирования выводов и планирования дальнейшего профессионального развития.
Навыки: Умеет анализировать собственную педагогическую деятельность по биологии, выявлять ее сильные и слабые стороны. Умеет формулировать цели и задачи педагогической деятельности, планировать и проводить уроки биологии с использованием разнообразных методов и приемов обучения, адаптируя их к разным уровням подготовки учащихся. Умеет организовывать внеурочную деятельность по биологии, использовать современные образовательные технологии, в том числе цифровые ресурсы. Умеет проводить мониторинг и оценку достижений учащихся, интерпретировать полученные результаты и корректировать свою педагогическую деятельность на их основе. Умеет составлять отчетную документацию по результатам педагогической деятельности.
Содержание раздела
Тема № 1: Цели и задачи анализа педагогической деятельности по биологии
Тема № 2: Критерии эффективности педагогической деятельности
Тема № 3: Методы анализа и оценки педагогической деятельности
Тема № 4: Анализ содержания биологического образования
Тема № 5: Анализ учебных программ и планов по биологии
Тема № 6: Анализ используемых учебников и учебных пособий
Тема № 7: Анализ применяемых образовательных технологий
Тема № 8: Инновационные методы обучения биологии
Тема № 9: Проектная деятельность на уроках биологии
Тема № 10: Использование ИКТ в преподавании биологии
Тема № 11: Организация самостоятельной работы учащихся по биологии
Тема № 12: Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках биологии
Тема № 13: Развитие познавательного интереса к биологии
Тема № 14: Мотивация учащихся к изучению биологии
Тема № 15: Дифференцированный подход в обучении биологии
Тема № 16: Работа с одаренными детьми по биологии
Тема № 17: Работа со слабоуспевающими учащимися по биологии
Тема № 18: Анализ и оценка различных форм учебных занятий по биологии
Тема № 19: Проведение и анализ уроков биологии
Тема № 20: Организация и проведение практических работ по биологии
Тема № 21: Организация и проведение лабораторных работ по биологии
Тема № 22: Использование экскурсий в преподавании биологии
Тема № 23: Внеклассная работа по биологии
Тема № 24: Подготовка учащихся к олимпиадам по биологии
Тема № 25: Работа с биологическим кружком
Тема № 26: Оценка знаний, умений и навыков учащихся по биологии
Тема № 27: Традиционные методы контроля знаний по биологии
Тема № 28: Нетрадиционные методы контроля знаний по биологии
Тема № 29: Анализ результатов контрольных работ по биологии
Тема № 30: Анализ результатов тестирования по биологии
Тема № 31: Использование портфолио в оценке учебных достижений по биологии
Тема № 32: Самоанализ педагогической деятельности учителя биологии
Тема № 33: Рефлексия педагогической деятельности
Тема № 34: Мониторинг образовательных результатов по биологии
Тема № 35: Современные подходы к оценке качества образования по биологии
Тема № 36: Перспективы развития педагогической деятельности по биологии
Тема № 37: Профессиональное развитие учителя биологии
Тема № 38: Сотрудничество с родителями учащихся
Тема № 39: Взаимодействие с коллегами
Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.
Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.
Условия реализации рабочей программы модуля
Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля
Электронные учебные издания
Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503
Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Электронные методические издания
Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252
Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597
Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).
Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)
Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):
- Состав современных профессиональных баз данных
Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)
Открытые данные России (https://data.gov.ru/)
Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)
База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)
- Состав информационных справочных систем
База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)
Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)
Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)
Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)
Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)
Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)
Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)
- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти
Президент России (http://kremlin.ru/)
Правительство России (http://government.ru/)
Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)
Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)
Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)
- Иные информационные ресурсы - периодическими издания
TACC (https://tass.ru/)
РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)
Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)
RT (https://rt.com/)
- Информационные поисковые системы
Яндекс (https://ya.ru/)
MAIL.RU (https://www.mail.ru/)