Приложение 3

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"

"05" июня 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

ВМ.29 «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основном общем образовании (учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»)»

Дополнительная профессиональная программа

«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»

г. Москва

Территория Инновационного центра Сколково

Наименование модуля: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основном общем образовании (учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»).

Тип модуля: вариативный модуль.

Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основном общем образовании (учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»)».

Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.

Структура и содержание модуля

Элемент Всего, ак.ч. Лекций, ак.ч. Практических занятий, ак.ч. Результаты обучения (коды)
Раздел «Психолого-педагогические аспекты формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся» 8 2 2 ПК-29
Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с учётом ФГОС» 8 2 2 ПК-29
Раздел «Современные подходы и методики преподавания духовно-нравственной культуры» 8 2 2 ПК-29
Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся при изучении основ духовно-нравственной культуры» 8 2 2 ПК-29
Раздел «Внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в преподавании основ духовно-нравственной культуры» 8 2 2 ПК-29
Раздел «Использование образовательных ресурсов и технологий в преподавании основ духовно-нравственной культуры» 8 2 2 ПК-29
Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»» 8 2 2 ПК-29
Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по основам духовно-нравственной культуры» 8 2 2 ПК-29
Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»» 8 2 2 ПК-29

Раздел «Психолого-педагогические аспекты формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает этические принципы педагогической деятельности в области духовно-нравственного воспитания; основные проблемы и риски, связанные с формированием духовно-нравственных ценностей в современной социокультурной ситуации; роль семьи и других социальных институтов в духовно-нравственном воспитании.

Умения: Владеет навыками организации диалога и дискуссии по вопросам духовно-нравственного воспитания; навыками создания благоприятного психологического климата в детском коллективе, способствующего формированию духовно-нравственных ценностей; навыками рефлексии собственной педагогической деятельности с точки зрения ее влияния на духовно-нравственное развитие учащихся.

Навыки: Умеет взаимодействовать с родителями учащихся по вопросам духовно-нравственного воспитания; использовать различные образовательные ресурсы (литературу, интернет-ресурсы, мультимедийные материалы) для формирования духовно-нравственных ценностей учащихся; преодолевать конфликты, возникающие в процессе духовно-нравственного воспитания.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в духовно-нравственное воспитание

Тема № 2: Основные понятия духовно-нравственного развития

Тема № 3: Исторический контекст духовно-нравственного воспитания

Тема № 4: Философские основы духовно-нравственных ценностей

Тема № 5: Религиозные аспекты духовно-нравственного воспитания

Тема № 6: Культурологические основы духовно-нравственных ценностей

Тема № 7: Психологические особенности развития личности

Тема № 8: Возрастные особенности формирования ценностей

Тема № 9: Мотивация и ценностные ориентации учащихся

Тема № 10: Роль семьи в формировании духовно-нравственных ценностей

Тема № 11: Влияние образовательной среды на духовно-нравственное развитие

Тема № 12: Роль учителя в духовно-нравственном воспитании

Тема № 13: Педагогические технологии формирования ценностей

Тема № 14: Методы и приемы духовно-нравственного воспитания

Тема № 15: Организация воспитательной работы в школе

Тема № 16: Внеклассная работа по духовно-нравственному воспитанию

Тема № 17: Формирование патриотизма у учащихся

Тема № 18: Воспитание гражданственности и правовой культуры

Тема № 19: Развитие толерантности и уважения к другим культурам

Тема № 20: Формирование экологической культуры и бережного отношения к природе

Тема № 21: Воспитание нравственных чувств и этических норм

Тема № 22: Развитие эстетического восприятия и художественного вкуса

Тема № 23: Формирование культуры общения и межличностных отношений

Тема № 24: Профилактика девиантного поведения учащихся

Тема № 25: Работа с детьми из неблагополучных семей

Тема № 26: Психолого-педагогическая диагностика ценностных ориентаций

Тема № 27: Оценка эффективности духовно-нравственного воспитания

Тема № 28: Инновационные подходы к духовно-нравственному воспитанию

Тема № 29: Использование информационных технологий в воспитательном процессе

Тема № 30: Взаимодействие школы и семьи в духовно-нравственном воспитании

Тема № 31: Сотрудничество с общественными организациями

Тема № 32: Духовно-нравственное воспитание в контексте ФГОС

Тема № 33: Проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания

Тема № 34: Самообразование педагога в области духовно-нравственного воспитания

Тема № 35: Организация работы с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания

Тема № 36: Духовный потенциал русской культуры и литературы

Тема № 37: Роль искусства в формировании духовно-нравственных ценностей

Тема № 38: Психология нравственного выбора

Тема № 39: Формирование ответственности и целеустремленности

Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с учётом ФГОС»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о: основных понятиях духовно-нравственной культуры: нравственность, мораль, этика, духовность, ценности, мировоззрение, культура, традиции, обычаи, религия, светская этика; ключевых духовно-нравственных ценностях народов России, включая патриотизм, гражданственность, гуманизм, справедливость, милосердие, семья, труд, вера; многообразии культур народов России, их вкладе в общую российскую культуру; основных этапах развития российской духовной культуры; взаимосвязи нравственности, культуры и истории России; роли духовно-нравственных ценностей в жизни человека и общества; основах различных религиозных культур и светской этики; правилах этикета и поведения в обществе, основанных на традиционных ценностях.

Умения: анализа и интерпретации текстов, содержащих информацию о духовно-нравственной культуре; поиска и систематизации информации о различных культурах и традициях народов России; публичного выступления по вопросам духовно-нравственного развития; ведения дискуссии и аргументации своей позиции; самоанализа и самооценки собственных нравственных качеств; практического применения правил этикета и поведения в обществе; проявления уважения и толерантности к представителям разных культур и вероисповеданий; участия в социально значимой деятельности, направленной на укрепление духовно-нравственных ценностей.

Навыки: анализировать и оценивать поступки людей с точки зрения нравственности; выявлять и характеризовать основные духовно-нравственные ценности народов России; сравнивать различные культуры и традиции народов России; объяснять взаимосвязь между культурой, историей и нравственностью; аргументированно отстаивать свою точку зрения по вопросам духовно-нравственного развития; применять полученные знания в повседневной жизни для решения моральных дилемм; толерантно относиться к представителям разных культур и вероисповеданий; участвовать в диалоге и дискуссии по вопросам духовно-нравственной культуры.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в основы духовно-нравственной культуры народов России

Тема № 2: Концептуальные основы духовно-нравственного воспитания в ФГОС

Тема № 3: Цель, задачи и принципы преподавания ОДНКНР

Тема № 4: Структура и содержание учебного предмета ОДНКНР

Тема № 5: Формы организации учебной деятельности по ОДНКНР

Тема № 6: Методы и приемы обучения ОДНКНР

Тема № 7: Разработка рабочих программ по ОДНКНР

Тема № 8: Календарно-тематическое планирование по ОДНКНР

Тема № 9: Система оценивания образовательных результатов по ОДНКНР

Тема № 10: Духовные традиции народов России

Тема № 11: Культура и традиции русского народа

Тема № 12: Культура и традиции народов Северного Кавказа

Тема № 13: Культура и традиции народов Поволжья

Тема № 14: Культура и традиции народов Сибири

Тема № 15: Культура и традиции народов Дальнего Востока

Тема № 16: Культура и традиции народов Урала

Тема № 17: Многонациональный характер российского общества

Тема № 18: Патриотизм и гражданственность в контексте ОДНКНР

Тема № 19: Семья как основа духовно-нравственного воспитания

Тема № 20: Роль образования в формировании духовно-нравственных ценностей

Тема № 21: Нравственные ценности и нормы в современном обществе

Тема № 22: Формирование толерантности и уважения к другим культурам

Тема № 23: Профилактика экстремизма и ксенофобии

Тема № 24: Межкультурный диалог в образовательном процессе

Тема № 25: Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании ОДНКНР

Тема № 26: Организация внеурочной деятельности по ОДНКНР

Тема № 27: Проектная деятельность в рамках ОДНКНР

Тема № 28: Работа с родителями в рамках ОДНКНР

Тема № 29: Взаимодействие с учреждениями культуры и искусства

Тема № 30: Духовно-нравственное воспитание в контексте национальной безопасности

Тема № 31: Мониторинг и оценка эффективности преподавания ОДНКНР

Тема № 32: Современные проблемы духовно-нравственного воспитания

Тема № 33: Роль учителя в духовно-нравственном развитии учащихся

Тема № 34: Педагогическая этика и профессионализм учителя ОДНКНР

Тема № 35: Самообразование и повышение квалификации учителя ОДНКНР

Тема № 36: Инновационные подходы к преподаванию ОДНКНР

Тема № 37: Организация исследовательской деятельности учащихся по ОДНКНР

Тема № 38: Региональный компонент в преподавании ОДНКНР

Тема № 39: Духовные основы российской государственности

Тема № 40: Развитие критического мышления у учащихся на уроках ОДНКНР

Раздел «Современные подходы и методики преподавания духовно-нравственной культуры»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основные проблемы и перспективы развития духовно-нравственного воспитания в современном обществе; роль семьи, образовательных учреждений, общественных организаций и религиозных конфессий в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Понимает взаимосвязь духовно-нравственного развития личности с другими сферами ее развития (интеллектуальной, эмоциональной, социальной).

Умения: Владеет навыками публичного выступления и ведения дискуссии по вопросам духовно-нравственного воспитания; организации и проведения различных мероприятий духовно-нравственной направленности; использования интерактивных методов обучения; работы с различными источниками информации по ДНК; самоанализа и рефлексии собственной педагогической деятельности в области духовно-нравственного воспитания; конструктивного взаимодействия с родителями и другими субъектами воспитательного процесса.

Навыки: Умеет выявлять и анализировать духовно-нравственные проблемы современной молодежи; проектировать и реализовывать программы духовно-нравственного воспитания, ориентированные на разные возрастные группы; оценивать эффективность реализуемых программ и вносить необходимые коррективы.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в духовно-нравственную культуру

Тема № 2: Основные понятия и категории духовно-нравственной культуры

Тема № 3: Исторический обзор развития духовно-нравственного воспитания

Тема № 4: Философские основы духовно-нравственной культуры

Тема № 5: Религиозные основы духовно-нравственной культуры

Тема № 6: Светская этика и духовно-нравственное воспитание

Тема № 7: Психологические аспекты духовно-нравственного развития личности

Тема № 8: Возрастные особенности духовно-нравственного развития

Тема № 9: Духовно-нравственное воспитание в семье

Тема № 10: Роль образовательных учреждений в духовно-нравственном воспитании

Тема № 11: Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании

Тема № 12: Духовно-нравственное воспитание в условиях многонационального общества

Тема № 13: Формирование гражданской идентичности и патриотизма

Тема № 14: Воспитание толерантности и уважения к другим культурам

Тема № 15: Профилактика экстремизма и ксенофобии

Тема № 16: Формирование нравственных ценностей у детей и подростков

Тема № 17: Развитие нравственного сознания и самосознания

Тема № 18: Воспитание ответственности и самостоятельности

Тема № 19: Формирование культуры общения и межличностных отношений

Тема № 20: Развитие эмоционального интеллекта

Тема № 21: Преодоление конфликтов и агрессии

Тема № 22: Формирование культуры поведения в обществе

Тема № 23: Экологическое воспитание и бережное отношение к природе

Тема № 24: Эстетическое воспитание и развитие художественного вкуса

Тема № 25: Формирование здорового образа жизни

Тема № 26: Профилактика вредных привычек

Тема № 27: Методика преподавания духовно-нравственной культуры в начальной школе

Тема № 28: Методика преподавания духовно-нравственной культуры в основной школе

Тема № 29: Методика преподавания духовно-нравственной культуры в старшей школе

Тема № 30: Использование интерактивных методов обучения

Тема № 31: Проектная деятельность в духовно-нравственном воспитании

Тема № 32: Внеклассная работа по духовно-нравственному воспитанию

Тема № 33: Организация и проведение праздников и мероприятий

Тема № 34: Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию

Тема № 35: Оценка эффективности духовно-нравственного воспитания

Тема № 36: Современные тенденции развития духовно-нравственного воспитания

Тема № 37: Самообразование и профессиональное развитие педагога

Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся при изучении основ духовно-нравственной культуры»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает о значении духовно-нравственной культуры для профессиональной деятельности, о нравственных аспектах различных профессий.

Умения: Владеет навыками профессиональной этики, конструктивного взаимодействия с коллегами и клиентами, ответственного выполнения своих профессиональных обязанностей.

Навыки: Умеет анализировать нравственные дилеммы, возникающие в профессиональной деятельности, применять нравственные принципы в профессиональном общении, оценивать свои профессиональные действия с точки зрения этики.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в духовно-нравственную культуру

Тема № 2: Основные понятия и ценности духовно-нравственной культуры

Тема № 3: История развития духовно-нравственной культуры

Тема № 4: Мировые религии и их влияние на духовно-нравственную культуру

Тема № 5: Светская этика и нравственность

Тема № 6: Нравственные принципы и нормы поведения

Тема № 7: Формирование характера и личности

Тема № 8: Самопознание и саморазвитие

Тема № 9: Развитие эмоционального интеллекта

Тема № 10: Управление эмоциями и стрессом

Тема № 11: Коммуникативные навыки и этикет

Тема № 12: Культура речи и общения

Тема № 13: Конфликтология и разрешение споров

Тема № 14: Толерантность и уважение к другим культурам

Тема № 15: Патриотизм и гражданственность

Тема № 16: Социальная ответственность и активность

Тема № 17: Семья как основа духовно-нравственного воспитания

Тема № 18: Семейные ценности и традиции

Тема № 19: Роль образования в формировании духовно-нравственной культуры

Тема № 20: Влияние искусства на духовно-нравственное развитие

Тема № 21: Литература и нравственные дилеммы

Тема № 22: Музыка и её воздействие на эмоциональную сферу

Тема № 23: Изобразительное искусство и восприятие мира

Тема № 24: Кино и формирование мировоззрения

Тема № 25: Театр и его роль в нравственном воспитании

Тема № 26: Духовно-нравственная культура в информационном обществе

Тема № 27: Критическое мышление и информационная грамотность

Тема № 28: Медиакультура и её влияние на молодежь

Тема № 29: Профилактика экстремизма и терроризма

Тема № 30: Здоровый образ жизни и духовно-нравственное развитие

Тема № 31: Экология и ответственность перед природой

Тема № 32: Профессиональная этика и духовно-нравственные ценности

Тема № 33: Волонтерство и благотворительность

Тема № 34: Лидерство и служение обществу

Тема № 35: Проектная деятельность в сфере духовно-нравственного развития

Тема № 36: Рефлексия и самооценка духовно-нравственного развития

Тема № 37: Перспективы развития духовно-нравственной культуры

Раздел «Внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в преподавании основ духовно-нравственной культуры»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: основных принципов и методик внедрения межпредметных связей в образовательный процесс по ОДНК; специфики проектной деятельности в рамках преподавания ОДНК, этапов ее реализации и методов оценки результатов; различных форм и методов интеграции содержания ОДНК с другими учебными предметами; возможностей использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для реализации межпредметных проектов по ОДНК; нормативно-правовой базы, регламентирующей духовно-нравственное воспитание и проектную деятельность в образовательных организациях.

Умения: практического применения методов и приемов внедрения межпредметных связей в образовательный процесс; разработки и реализации межпредметных проектов по ОДНК; организации и проведения интегрированных уроков и внеурочных мероприятий; использования ИКТ в рамках проектной деятельности по ОДНК; анализа и оценки результатов внедрения межпредметных связей и проектной деятельности.

Навыки: анализировать учебные программы по различным предметам с целью выявления возможностей для интеграции с ОДНК; разрабатывать и реализовывать межпредметные проекты, направленные на формирование духовно-нравственных ценностей у обучающихся; организовывать и проводить внеурочные мероприятия, интегрирующие содержание ОДНК с другими предметами; использовать ИКТ для реализации межпредметных проектов и духовно-нравственного воспитания; оценивать эффективность внедрения межпредметных связей и проектной деятельности в преподавании ОДНК.

Содержание раздела

Тема № 1: Сущность духовно-нравственной культуры и ее значение в современном образовании

Тема № 2: Основные принципы внедрения межпредметных связей в преподавании ОДНКНР

Тема № 3: Проектная деятельность как метод формирования духовно-нравственных ценностей

Тема № 4: Духовно-нравственное воспитание в контексте ФГОС

Тема № 5: Методика разработки и реализации проектов духовно-нравственной направленности

Тема № 6: Роль семьи и социума в духовно-нравственном развитии личности

Тема № 7: Межпредметные связи ОДНКНР с литературой

Тема № 8: Межпредметные связи ОДНКНР с историей

Тема № 9: Межпредметные связи ОДНКНР с обществознанием

Тема № 10: Межпредметные связи ОДНКНР с искусством (музыка, ИЗО, МХК)

Тема № 11: Межпредметные связи ОДНКНР с основами религиозных культур и светской этики

Тема № 12: Организация внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию

Тема № 13: Формы и методы оценки результатов проектной деятельности в ОДНКНР

Тема № 14: Развитие критического мышления учащихся через проектную деятельность

Тема № 15: Использование информационно-коммуникационных технологий в проектах ОДНКНР

Тема № 16: Работа с родителями в рамках духовно-нравственного воспитания

Тема № 17: Патриотическое воспитание как составляющая духовно-нравственного развития

Тема № 18: Гражданственность и ее формирование через межпредметные связи

Тема № 19: Формирование толерантности и уважения к другим культурам

Тема № 20: Профилактика экстремизма и терроризма в образовательной среде

Тема № 21: Духовно-нравственное воспитание в контексте национальной безопасности

Тема № 22: Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности

Тема № 23: Организация исследовательской работы учащихся по ОДНКНР

Тема № 24: Работа с одаренными детьми в области духовно-нравственного воспитания

Тема № 25: Инклюзивный подход в преподавании ОДНКНР

Тема № 26: Психологические особенности развития детей и подростков в контексте духовно-нравственного воспитания

Тема № 27: Роль педагога в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся

Тема № 28: Самообразование педагога в области духовно-нравственного воспитания

Тема № 29: Нормативно-правовая база духовно-нравственного воспитания

Тема № 30: Мониторинг эффективности внедрения межпредметных связей и проектной деятельности

Тема № 31: Анализ и обобщение передового педагогического опыта в области ОДНКНР

Тема № 32: Презентация результатов проектной деятельности учащихся

Тема № 33: Участие в конкурсах и конференциях по духовно-нравственному воспитанию

Тема № 34: Создание портфолио проектов по ОДНКНР

Тема № 35: Организация и проведение мастер-классов по внедрению межпредметных связей

Тема № 36: Разработка методических рекомендаций по проектной деятельности в ОДНКНР

Тема № 37: Перспективы развития духовно-нравственного воспитания в современной школе

Раздел «Использование образовательных ресурсов и технологий в преподавании основ духовно-нравственной культуры»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает специфику организации и проведения внеурочной деятельности по ОНДК с использованием различных образовательных ресурсов и технологий (экскурсии, посещение музеев, театров, выставок, организация встреч с представителями различных конфессий, социальное проектирование и т.д.). Знает основы педагогического дизайна при разработке образовательных ресурсов для ОНДК.

Умения: Владеет навыками работы с различными цифровыми образовательными ресурсами (образовательные платформы, электронные библиотеки, мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии и т.д.) для преподавания ОНДК. Владеет навыками применения интерактивных методов обучения (дискуссии, ролевые игры, кейс-стади, дебаты и т.д.) в контексте ОНДК. Владеет навыками организации проектной деятельности обучающихся, направленной на формирование духовно-нравственных ценностей. Владеет навыками использования методов работы с художественными текстами, музыкальными и изобразительными произведениями для формирования духовно-нравственной культуры обучающихся.

Навыки: Умеет создавать собственные образовательные ресурсы (презентации, дидактические материалы, виртуальные экскурсии и т.д.) для преподавания ОНДК с учетом возрастных особенностей обучающихся. Умеет интегрировать региональный компонент в преподавание ОНДК с использованием местных образовательных ресурсов. Умеет организовывать взаимодействие с родителями обучающихся и другими социальными партнерами для эффективного использования образовательных ресурсов и технологий в формировании духовно-нравственной культуры.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в образовательные ресурсы и технологии для преподавания ОДНК

Тема № 2: Основы духовно-нравственной культуры: содержание и структура

Тема № 3: Педагогические технологии в преподавании ОДНК

Тема № 4: Интерактивные методы обучения ОДНК

Тема № 5: Проектная деятельность в рамках ОДНК

Тема № 6: Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании ОДНК

Тема № 7: Работа с текстами: анализ и интерпретация произведений искусства и литературы

Тема № 8: Развитие критического мышления на уроках ОДНК

Тема № 9: Формирование нравственных ценностей у учащихся

Тема № 10: Воспитание патриотизма и гражданственности через ОДНК

Тема № 11: Роль семьи в духовно-нравственном воспитании

Тема № 12: Традиционные ценности народов России

Тема № 13: Мировые религии и их влияние на культуру

Тема № 14: Духовные основы культуры России

Тема № 15: Этика и мораль в современном мире

Тема № 16: Развитие коммуникативных навыков на уроках ОДНК

Тема № 17: Организация внеурочной деятельности по ОДНК

Тема № 18: Работа с родителями в рамках духовно-нравственного воспитания

Тема № 19: Оценка результатов обучения по ОДНК

Тема № 20: Использование игровых технологий в преподавании ОДНК

Тема № 21: Мультимедийные презентации и видеоматериалы на уроках ОДНК

Тема № 22: Работа с интерактивной доской на уроках ОДНК

Тема № 23: Создание виртуальных экскурсий и музеев по ОДНК

Тема № 24: Использование социальных сетей в образовательных целях

Тема № 25: Разработка и проведение тематических классных часов

Тема № 26: Организация и проведение дискуссий и дебатов

Тема № 27: Работа с кейс-стади в рамках ОДНК

Тема № 28: Методика проведения ролевых игр на уроках ОДНК

Тема № 29: Использование метода проектов в преподавании ОДНК

Тема № 30: Разработка и проведение тренингов по духовно-нравственному воспитанию

Тема № 31: Использование искусства в преподавании ОДНК: музыка, живопись, театр

Тема № 32: Организация посещения музеев, выставок и театров

Тема № 33: Взаимодействие с религиозными организациями в рамках ОДНК

Тема № 34: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

Тема № 35: Инклюзивное образование в преподавании ОДНК

Тема № 36: Проблемы и перспективы развития духовно-нравственного воспитания

Тема № 37: Современные подходы к преподаванию ОДНК

Тема № 38: Опыт преподавания ОДНК в разных регионах России

Тема № 39: Самоанализ и самооценка педагогической деятельности в области ОДНК

Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о взаимосвязи культуры, истории и религии народов России. Знания о современных проблемах духовно-нравственного развития общества.

Умения: Навыки анализа и оценки собственных поступков с точки зрения нравственных норм. Навыки толерантного общения с представителями разных культур. Навыки проявления уважения к культуре и традициям разных народов России. Навыки решения конфликтных ситуаций мирным путем с учетом нравственных норм. Навыки публичного выступления по темам духовно-нравственной культуры. Навыки самостоятельного поиска информации о духовно-нравственной культуре народов России.

Навыки: Умения оценивать влияние духовно-нравственной культуры на развитие личности и общества. Умения проводить исследования по темам духовно-нравственной культуры.

Содержание раздела

Тема № 1: Цели, задачи и принципы оценки учебных достижений по ОДНКНР

Тема № 2: Нормативно-правовая база оценки учебных достижений по ОДНКНР

Тема № 3: Формы и методы оценки учебных достижений по ОДНКНР

Тема № 4: Критерии оценивания учебных достижений по ОДНКНР

Тема № 5: Оценка знаний по истории и культуре религий России

Тема № 6: Оценка умений анализировать тексты религиозного содержания

Тема № 7: Оценка формирования уважительного отношения к религиозным чувствам других людей

Тема № 8: Оценка развития навыков межкультурного диалога

Тема № 9: Оценка уровня сформированности ценностных ориентаций

Тема № 10: Мониторинг учебных достижений по ОДНКНР

Тема № 11: Виды мониторинга: диагностический, текущий, промежуточный, итоговый

Тема № 12: Методы мониторинга: наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа

Тема № 13: Анализ результатов мониторинга и корректировка учебного процесса

Тема № 14: Оценка проектной деятельности учащихся по ОДНКНР

Тема № 15: Оценка исследовательских работ учащихся по ОДНКНР

Тема № 16: Оценка участия в дискуссиях и круглых столах

Тема № 17: Оценка творческих работ учащихся по ОДНКНР

Тема № 18: Портфолио ученика как инструмент оценки и мониторинга

Тема № 19: Самооценка и взаимооценка учебных достижений

Тема № 20: Роль учителя в организации оценки и мониторинга

Тема № 21: Работа с родителями по вопросам оценки и мониторинга

Тема № 22: Использование цифровых технологий в оценке и мониторинге

Тема № 23: Особенности оценки учебных достижений учащихся с ОВЗ

Тема № 24: Инклюзивный подход в оценке и мониторинге

Тема № 25: Формирование оценочной самостоятельности учащихся

Тема № 26: Развитие навыков рефлексии у учащихся

Тема № 27: Этические аспекты оценки учебных достижений

Тема № 28: Оценка уровня толерантности и уважения к другим культурам

Тема № 29: Оценка коммуникативных навыков учащихся

Тема № 30: Оценка уровня патриотизма и гражданственности

Тема № 31: Оценка сформированности нравственных качеств личности

Тема № 32: Оценка знаний о традициях и обычаях народов России

Тема № 33: Оценка умения применять полученные знания в жизни

Тема № 34: Оценка развития критического мышления

Тема № 35: Оценка уровня информационной грамотности

Тема № 36: Оценка умения работать в команде

Тема № 37: Оценка уровня мотивации к изучению ОДНКНР

Тема № 38: Использование результатов мониторинга для повышения качества образования

Тема № 39: Перспективы развития системы оценки и мониторинга по ОДНКНР

Тема № 40: Примеры заданий для оценки различных аспектов ОДНКНР

Тема № 41: Анализ типичных ошибок учащихся при изучении ОДНКНР

Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по основам духовно-нравственной культуры»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основные понятия духовно-нравственной культуры, различные подходы к ее трактовке, исторические и современные концепции, а также нормативно-правовые основы преподавания духовно-нравственной культуры в образовательных учреждениях. Знает дидактические принципы, методы и формы организации образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию, особенности целевой аудитории (возрастные, психологические, социальные). Знает методики анализа и оценки эффективности программ и курсов духовно-нравственной культуры. Знает современные образовательные технологии и цифровые инструменты, применимые в области духовно-нравственного воспитания.

Умения: Владеет навыками проектирования структуры и содержания программ и курсов по основам духовно-нравственной культуры. Владеет навыками разработки интерактивных заданий, кейсов, игр и других форм образовательной деятельности, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей. Владеет навыками публичного представления и защиты разработанных программ и курсов. Владеет навыками использования цифровых инструментов для создания образовательного контента (презентации, видеоролики, интерактивные упражнения и т.д.) по духовно-нравственной культуре. Владеет навыками организации и проведения дискуссий, круглых столов, дебатов и других форм интерактивного обучения по вопросам духовно-нравственной культуры.

Навыки: Умеет анализировать существующие программы и курсы по основам духовно-нравственной культуры, выявляя их сильные и слабые стороны. Умеет разрабатывать авторские программы и курсы по основам духовно-нравственной культуры с учетом специфики целевой аудитории и образовательных целей. Умеет подбирать и адаптировать дидактические материалы, создавать методические рекомендации для реализации разработанных программ и курсов. Умеет применять современные образовательные технологии и цифровые инструменты при проектировании и реализации курсов духовно-нравственной культуры. Умеет проводить мониторинг и оценку эффективности реализуемых программ и курсов.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в духовно-нравственную культуру

Тема № 2: Основные понятия и категории духовно-нравственной культуры

Тема № 3: Исторический обзор развития духовно-нравственной культуры

Тема № 4: Мировые религии и их влияние на духовно-нравственную культуру

Тема № 5: Философские основы духовно-нравственной культуры

Тема № 6: Этические принципы и нормы духовно-нравственной культуры

Тема № 7: Эстетические ценности духовно-нравственной культуры

Тема № 8: Духовно-нравственная культура личности

Тема № 9: Формирование духовно-нравственных ценностей у детей и подростков

Тема № 10: Роль семьи в формировании духовно-нравственной культуры

Тема № 11: Роль образования в формировании духовно-нравственной культуры

Тема № 12: Роль культуры и искусства в формировании духовно-нравственной культуры

Тема № 13: Духовно-нравственная культура в современном обществе

Тема № 14: Проблемы и вызовы духовно-нравственного развития в современном мире

Тема № 15: Методика преподавания основ духовно-нравственной культуры

Тема № 16: Разработка учебных программ по основам духовно-нравственной культуры

Тема № 17: Дидактические принципы обучения основам духовно-нравственной культуры

Тема № 18: Методы и формы обучения основам духовно-нравственной культуры

Тема № 19: Использование интерактивных технологий в преподавании основ духовно-нравственной культуры

Тема № 20: Организация внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию

Тема № 21: Проектная деятельность в рамках духовно-нравственного воспитания

Тема № 22: Работа с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания

Тема № 23: Оценка результатов обучения по основам духовно-нравственной культуры

Тема № 24: Создание авторской программы по основам духовно-нравственной культуры

Тема № 25: Структура и содержание авторской программы

Тема № 26: Выбор методов и форм обучения для авторской программы

Тема № 27: Разработка дидактических материалов для авторской программы

Тема № 28: Планирование и проведение занятий по авторской программе

Тема № 29: Анализ и оценка эффективности авторской программы

Тема № 30: Презентация авторской программы

Тема № 31: Авторский курс по основам духовно-нравственной культуры

Тема № 32: Разработка структуры и содержания авторского курса

Тема № 33: Подбор материалов для авторского курса

Тема № 34: Методическое обеспечение авторского курса

Тема № 35: Проведение авторского курса

Тема № 36: Оценка эффективности авторского курса

Тема № 37: Распространение опыта реализации авторских программ и курсов

Тема № 38: Перспективы развития духовно-нравственного образования

Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о: базовых понятиях духовно-нравственной культуры, её структуре и функциях; основных этапах и особенностях развития духовно-нравственной культуры народов России; ключевых ценностях и моральных нормах, характерных для российской цивилизации; влиянии духовно-нравственной культуры на формирование личности и общества; методах анализа и оценки эффективности педагогической деятельности по предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России".

Умения: самостоятельного поиска и анализа информации о духовно-нравственной культуре народов России; публичного выступления и ведения дискуссии по вопросам духовно-нравственного воспитания; организации и проведения внеклассных мероприятий, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей; использования различных методов и приемов обучения по предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России"; самоанализа и рефлексии собственной педагогической деятельности в области духовно-нравственного воспитания.

Навыки: анализировать и интерпретировать источники информации о духовно-нравственной культуре народов России; применять полученные знания для решения практических задач в области воспитания и образования; организовывать и проводить мероприятия, направленные на формирование духовно-нравственных ценностей у обучающихся; оценивать эффективность различных методов и форм обучения по предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России"; проектировать и реализовывать образовательные программы по духовно-нравственному воспитанию.

Содержание раздела

Тема № 1: Цели и задачи анализа и оценки эффективности педагогической деятельности по ОДНКНР

Тема № 2: Критерии эффективности преподавания ОДНКНР

Тема № 3: Методы анализа и оценки педагогической деятельности

Тема № 4: Нормативно-правовая база преподавания ОДНКНР

Тема № 5: Духовно-нравственные ценности народов России

Тема № 6: Формирование гражданской идентичности учащихся

Тема № 7: Патриотическое воспитание на уроках ОДНКНР

Тема № 8: Развитие межкультурного диалога

Тема № 9: Формирование толерантности и уважения к другим культурам

Тема № 10: Профилактика экстремизма и ксенофобии

Тема № 11: Работа с родителями в рамках преподавания ОДНКНР

Тема № 12: Внеурочная деятельность по ОДНКНР

Тема № 13: Проектная деятельность учащихся по ОДНКНР

Тема № 14: Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании ОДНКНР

Тема № 15: Организация учебного процесса по ОДНКНР

Тема № 16: Методика преподавания различных тем ОДНКНР

Тема № 17: Разработка и анализ уроков ОДНКНР

Тема № 18: Система оценивания результатов обучения по ОДНКНР

Тема № 19: Мониторинг образовательных достижений учащихся по ОДНКНР

Тема № 20: Анализ типичных ошибок учащихся и пути их преодоления

Тема № 21: Самоанализ педагогической деятельности по ОДНКНР

Тема № 22: Психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов

Тема № 23: Индивидуальный подход к учащимся на уроках ОДНКНР

Тема № 24: Работа с одаренными детьми на уроках ОДНКНР

Тема № 25: Работа с учащимися, испытывающими трудности в обучении

Тема № 26: Формирование коммуникативных компетенций учащихся

Тема № 27: Развитие критического мышления учащихся

Тема № 28: Формирование исследовательских навыков учащихся

Тема № 29: Работа с учебной и методической литературой по ОДНКНР

Тема № 30: Современные тенденции в преподавании ОДНКНР

Тема № 31: Инновационные подходы к преподаванию ОДНКНР

Тема № 32: Повышение квалификации педагогов по ОДНКНР

Тема № 33: Организация и проведение мастер-классов по ОДНКНР

Тема № 34: Обмен опытом преподавания ОДНКНР

Тема № 35: Подготовка к аттестации по ОДНКНР

Тема № 36: Этические аспекты педагогической деятельности по ОДНКНР

Тема № 37: Роль педагога в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся

Тема № 38: Перспективы развития преподавания ОДНКНР

Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.

Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.

Условия реализации рабочей программы модуля

Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.

Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля

Электронные учебные издания

Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503

Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].

Электронные методические издания

Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252

Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597

Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).

Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)

Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):

- Состав современных профессиональных баз данных

Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)

Открытые данные России (https://data.gov.ru/)

Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)

База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)

- Состав информационных справочных систем

База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)

Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)

Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)

Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)

Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)

Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)

Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)

- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти

Президент России (http://kremlin.ru/)

Правительство России (http://government.ru/)

Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)

Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)

Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)

- Иные информационные ресурсы - периодическими издания

TACC (https://tass.ru/)

РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)

Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)

RT (https://rt.com/)

- Информационные поисковые системы

Яндекс (https://ya.ru/)

MAIL.RU (https://www.mail.ru/)