Приложение 3
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"
"05" июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
ВМ.30 «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Искусство» в основном общем образовании (учебный предмет «Изобразительное искусство»)»
Дополнительная профессиональная программа
«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»
г. Москва
Территория Инновационного центра Сколково
Наименование модуля: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Искусство» в основном общем образовании (учебный предмет «Изобразительное искусство»).
Тип модуля: вариативный модуль.
Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Искусство» в основном общем образовании (учебный предмет «Изобразительное искусство»)».
Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.
Структура и содержание модуля
| Элемент | Всего, ак.ч. | Лекций, ак.ч. | Практических занятий, ак.ч. | Результаты обучения (коды) |
|---|---|---|---|---|
| Раздел «Психолого-педагогические аспекты обучения изобразительному искусству» | 8 | 2 | 2 | ПК-30 |
| Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по предмету «Изобразительное искусство» с учётом ФГОС» | 8 | 2 | 2 | ПК-30 |
| Раздел «Современные подходы и методики преподавания изобразительного искусства» | 8 | 2 | 2 | ПК-30 |
| Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся при изучении изобразительного искусства» | 8 | 2 | 2 | ПК-30 |
| Раздел «Внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в преподавании изобразительного искусства» | 8 | 2 | 2 | ПК-30 |
| Раздел «Использование цифровых образовательных ресурсов и технологий в преподавании изобразительного искусства» | 8 | 2 | 2 | ПК-30 |
| Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по изобразительному искусству» | 8 | 2 | 2 | ПК-30 |
| Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по изобразительному искусству» | 8 | 2 | 2 | ПК-30 |
| Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по предмету «Изобразительное искусство»» | 8 | 2 | 2 | ПК-30 |
Раздел «Психолого-педагогические аспекты обучения изобразительному искусству»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о психологических особенностях восприятия, понимания и создания изобразительного искусства учащимися разных возрастов; знание основных этапов художественного развития ребенка; знание о влиянии изобразительной деятельности на развитие личности учащегося (когнитивное, эмоциональное, социальное); знание различных психолого-педагогических подходов к обучению изобразительному искусству (личностно-ориентированный, деятельностный, арт-терапевтический и др.); знание методов диагностики художественных способностей и интересов учащихся.
Умения: Навыки использования психологических знаний для мотивации учащихся к занятиям изобразительным искусством; навыки применения различных методов и техник арт-терапии в образовательном процессе; навыки организации и проведения индивидуальных и групповых занятий по изобразительному искусству с учетом психологических особенностей учащихся; навыки анализа и интерпретации детских рисунков; навыки создания диагностических материалов для оценки уровня художественного развития учащихся.
Навыки: Умение анализировать художественные работы учащихся с точки зрения их психологических особенностей и уровня развития; умение создавать благоприятную психологическую атмосферу на уроках изобразительного искусства, стимулирующую творческую активность учащихся; умение применять различные методы и приемы обучения изобразительному искусству, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся; умение адаптировать учебный материал по изобразительному искусству к различным образовательным потребностям учащихся; умение организовывать взаимодействие учащихся в процессе художественной деятельности.
Содержание раздела
Тема № 1: Психология восприятия искусства
Тема № 2: Особенности детского художественного творчества
Тема № 3: Развитие образного мышления у детей
Тема № 4: Роль игры в художественном развитии
Тема № 5: Психология цвета и его влияние на ребенка
Тема № 6: Эмоциональное воздействие искусства
Тема № 7: Методы развития творческих способностей
Тема № 8: Возрастные особенности восприятия искусства
Тема № 9: Мотивация к художественной деятельности
Тема № 10: Художественное творчество как средство самовыражения
Тема № 11: Педагогическое общение в процессе обучения искусству
Тема № 12: Диагностика художественных способностей
Тема № 13: Индивидуальный подход в обучении искусству
Тема № 14: Работа с одаренными детьми в области изобразительного искусства
Тема № 15: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в области изобразительного искусства
Тема № 16: Развитие художественного вкуса
Тема № 17: Формирование художественно-образного мышления
Тема № 18: Роль искусства в развитии личности
Тема № 19: Влияние искусства на эмоциональную сферу ребенка
Тема № 20: Методы и приемы обучения изобразительному искусству
Тема № 21: Организация учебного процесса по изобразительному искусству
Тема № 22: Планирование уроков изобразительного искусства
Тема № 23: Использование современных технологий в обучении изобразительному искусству
Тема № 24: Интеграция изобразительного искусства с другими предметами
Тема № 25: Художественная культура и ее роль в образовании
Тема № 26: Развитие зрительной памяти и внимания
Тема № 27: Развитие мелкой моторики через изобразительную деятельность
Тема № 28: Развитие композиционных навыков
Тема № 29: Работа с различными художественными материалами
Тема № 30: Изучение различных техник изобразительного искусства
Тема № 31: Основы цветоведения и колористики
Тема № 32: История изобразительного искусства
Тема № 33: Анализ произведений искусства
Тема № 34: Развитие художественного воображения
Тема № 35: Творческие задания и проекты
Тема № 36: Оценка результатов обучения изобразительному искусству
Тема № 37: Организация выставок детского творчества
Тема № 38: Роль семьи в развитии художественных способностей ребенка
Тема № 39: Взаимодействие педагога с родителями
Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по предмету «Изобразительное искусство» с учётом ФГОС»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знание основных видов изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн) и их особенностей. Знание основных художественных материалов и инструментов, способов их применения. Знание базовых законов композиции, цветоведения и перспективы. Знание об основных этапах развития изобразительного искусства и выдающихся художниках. Знание о взаимосвязи изобразительного искусства с другими видами искусства и окружающей жизнью. Знание терминологии изобразительного искусства. Знание о правилах организации рабочего места художника и технике безопасности при работе с художественными материалами.
Умения: Навыки работы с различными художественными материалами и инструментами (карандаши, краски, кисти, бумага, глина и т.д.). Навыки построения композиции, использования цвета и передачи объема. Навыки изображения предметов с натуры, по памяти и по представлению. Навыки выполнения различных видов изобразительной деятельности (рисунок, живопись, лепка, аппликация и т.д.). Навыки самоконтроля и самооценки своей творческой деятельности. Навыки организации рабочего места и соблюдения техники безопасности при работе с художественными материалами.
Навыки: Умение анализировать произведения изобразительного искусства, выявлять их художественные особенности и выразительные средства. Умение создавать собственные художественные произведения в различных техниках и жанрах, используя разнообразные материалы и инструменты. Умение применять на практике знания законов композиции, цветоведения и перспективы. Умение планировать и организовывать свою творческую деятельность. Умение презентовать свои работы и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Умение работать индивидуально и в группе, взаимодействовать с другими участниками творческого процесса. Умение использовать различные источники информации для изучения изобразительного искусства.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовые основы преподавания изобразительного искусства
Тема № 2: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по изобразительному искусству
Тема № 3: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по изобразительному искусству
Тема № 4: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования по изобразительному искусству
Тема № 5: Рабочая программа по изобразительному искусству: структура и содержание
Тема № 6: Цели и задачи обучения изобразительному искусству на разных ступенях образования
Тема № 7: Содержание обучения изобразительному искусству в начальной школе
Тема № 8: Содержание обучения изобразительному искусству в основной школе
Тема № 9: Содержание обучения изобразительному искусству в средней школе
Тема № 10: Методы и приемы обучения изобразительному искусству
Тема № 11: Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства
Тема № 12: Формирование художественного вкуса у школьников
Тема № 13: Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства
Тема № 14: Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства
Тема № 15: Межпредметные связи в преподавании изобразительного искусства
Тема № 16: Внеурочная деятельность по изобразительному искусству
Тема № 17: Оценка результатов обучения по изобразительному искусству
Тема № 18: Формирование портфолио ученика по изобразительному искусству
Тема № 19: Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства
Тема № 20: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства
Тема № 21: Планирование уроков изобразительного искусства: типология уроков
Тема № 22: Разработка конспекта урока изобразительного искусства
Тема № 23: Анализ урока изобразительного искусства
Тема № 24: Организация учебного пространства на уроках изобразительного искусства
Тема № 25: Материалы и инструменты для занятий изобразительным искусством
Тема № 26: Использование наглядных пособий на уроках изобразительного искусства
Тема № 27: Музейная педагогика в преподавании изобразительного искусства
Тема № 28: Роль искусства в формировании личности школьника
Тема № 29: История изобразительного искусства в школьной программе
Тема № 30: Народное искусство в школьной программе
Тема № 31: Современное искусство в школьной программе
Тема № 32: Художественные материалы и техники
Тема № 33: Основы композиции и цветоведения
Тема № 34: Работа с различными жанрами изобразительного искусства
Тема № 35: Организация выставок детских работ
Тема № 36: Профессиональная этика учителя изобразительного искусства
Тема № 37: Самообразование и повышение квалификации учителя изобразительного искусства
Тема № 38: Интеграция искусства с другими предметами
Раздел «Современные подходы и методики преподавания изобразительного искусства»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знание основ педагогического дизайна и его применения при разработке учебных программ и занятий по изобразительному искусству. Знание различных образовательных платформ и ресурсов для преподавания изобразительного искусства.
Умения: Навыки использования различных образовательных платформ и программного обеспечения для преподавания изобразительного искусства. Навыки создания презентаций, видеоуроков, интерактивных заданий. Навыки работы с онлайн инструментами для совместного творчества.
Навыки: Умение разрабатывать адаптивные учебные программы и планы уроков по изобразительному искусству с учетом современных подходов и индивидуальных особенностей учащихся. Умение использовать цифровые технологии для создания интерактивных учебных материалов. Умение организовывать эффективное взаимодействие учащихся в процессе обучения.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы педагогического дизайна в изобразительном искусстве
Тема № 2: Психология художественного восприятия и творчества
Тема № 3: Развитие креативности и образного мышления у учащихся
Тема № 4: Методика преподавания рисунка и живописи
Тема № 5: Работа с цветом и композицией
Тема № 6: Перспектива и объем в изобразительном искусстве
Тема № 7: Изучение различных художественных материалов и техник
Тема № 8: Работа с графическими материалами
Тема № 9: Скульптура и пластика: основы преподавания
Тема № 10: Современные техники и материалы в скульптуре
Тема № 11: Декоративно-прикладное искусство в образовательном процессе
Тема № 12: Дизайн и его место в современном искусстве
Тема № 13: Цифровое искусство и его применение в образовании
Тема № 14: Работа с графическими редакторами и планшетами
Тема № 15: Фотография как вид изобразительного искусства
Тема № 16: Видеоарт и анимация в образовательном процессе
Тема № 17: История изобразительного искусства и ее преподавание
Тема № 18: Анализ произведений искусства
Тема № 19: Художественная критика и ее роль в образовании
Тема № 20: Организация выставок и творческих проектов
Тема № 21: Интеграция изобразительного искусства с другими предметами
Тема № 22: Использование игровых методик в преподавании искусства
Тема № 23: Проектная деятельность в изобразительном искусстве
Тема № 24: Работа с детьми разных возрастных групп
Тема № 25: Индивидуальный подход в обучении изобразительному искусству
Тема № 26: Работа с одаренными детьми
Тема № 27: Адаптация образовательных программ для детей с особыми потребностями
Тема № 28: Оценка результатов обучения в изобразительном искусстве
Тема № 29: Формирование портфолио ученика
Тема № 30: Современные образовательные технологии в преподавании искусства
Тема № 31: Использование информационно-коммуникационных технологий
Тема № 32: Музейная педагогика и ее роль в образовании
Тема № 33: Работа с родителями учащихся
Тема № 34: Профессиональная этика педагога изобразительного искусства
Тема № 35: Самообразование и профессиональное развитие педагога
Тема № 36: Организация рабочего пространства и учебного процесса
Тема № 37: Планирование уроков изобразительного искусства
Тема № 38: Нормативно-правовая база образования в сфере искусства
Тема № 39: Тренды и перспективы развития изобразительного искусства в образовании
Тема № 40: Международный опыт преподавания изобразительного искусства
Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся при изучении изобразительного искусства»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные теоретические понятия изобразительного искусства (композиция, цвет, свет, форма, объем, перспектива, стили и направления), а также ключевые этапы развития мирового искусства и вклад выдающихся художников. Знает различные техники и материалы изобразительного искусства (карандаш, акварель, гуашь, темпера, масло, графика, скульптура). Понимает связь изобразительного искусства с другими видами искусства и культурным контекстом.
Умения: Владеет навыками работы с различными художественными материалами и инструментами (карандаш, кисть, краски, стек, глина и др.). Владеет навыками построения композиции, передачи формы, объема, цвета и света в рисунке и живописи. Владеет навыками наблюдения и анализа окружающей действительности. Владеет навыками самостоятельного поиска и использования информации об изобразительном искусстве. Владеет навыками презентации своих художественных работ и аргументации своих творческих решений.
Навыки: Умеет анализировать произведения искусства, выявляя их художественные особенности и идейное содержание. Умеет применять полученные знания по теории искусства на практике, создавая собственные художественные работы. Умеет интерпретировать произведения искусства, выражая свое понимание и эмоциональное отношение к ним. Умеет работать с различными художественными материалами и инструментами. Умеет планировать и организовывать свою творческую деятельность.
Содержание раздела
Тема № 1: Восприятие цвета и его эмоциональное воздействие
Тема № 2: Основы цветоведения: цветовой круг и цветовые гармонии
Тема № 3: Работа с различными живописными материалами (акварель, гуашь, акрил)
Тема № 4: Техники рисования: штриховка, тушевка, растушевка
Тема № 5: Композиция в изобразительном искусстве: правила и приемы
Тема № 6: Перспектива: линейная и воздушная
Тема № 7: Свет и тень в рисунке и живописи
Тема № 8: Изображение различных фактур и материалов
Тема № 9: Рисование натюрморта с натуры
Тема № 10: Рисование пейзажа с натуры
Тема № 11: Рисование портрета: основы построения головы
Тема № 12: Работа с пропорциями человеческой фигуры
Тема № 13: Экспрессивность линии и формы
Тема № 14: Развитие абстрактного мышления через рисунок
Тема № 15: Изучение различных стилей и направлений в изобразительном искусстве
Тема № 16: Анализ произведений известных художников
Тема № 17: Развитие творческого воображения и фантазии
Тема № 18: Создание собственных композиций на заданную тему
Тема № 19: Работа с различными графическими материалами (карандаш, уголь, сангина)
Тема № 20: Иллюстрация литературных произведений
Тема № 21: Основы дизайна и декоративно-прикладного искусства
Тема № 22: Создание орнаментов и узоров
Тема № 23: Работа с коллажем и аппликацией
Тема № 24: Лепка из глины и пластилина: основы формообразования
Тема № 25: Основы скульптуры
Тема № 26: Работа с бумагой: оригами, квиллинг
Тема № 27: Развитие наблюдательности и зрительной памяти
Тема № 28: Работа с различными художественными техниками (батик, монотипия)
Тема № 29: Использование компьютерных технологий в изобразительном искусстве
Тема № 30: Создание цифровых иллюстраций
Тема № 31: Работа с графическими редакторами
Тема № 32: Основы анимации и мультипликации
Тема № 33: Развитие навыков презентации своих работ
Тема № 34: Участие в выставках и конкурсах
Тема № 35: Работа в команде над художественными проектами
Тема № 36: Развитие критического мышления и умения анализировать произведения искусства
Тема № 37: Формирование эстетического вкуса и художественного восприятия мира
Тема № 38: Искусство и культура: взаимосвязь и взаимодействие
Тема № 39: Искусство как средство самовыражения и коммуникации
Раздел «Внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в преподавании изобразительного искусства»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания об исторических и культурных контекстах, влияющих на развитие изобразительного искусства и других дисциплин, о современных тенденциях в области межпредметного образования. Знания о возможностях использования информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности.
Умения: Навыки решения творческих задач с использованием межпредметных связей, навыки создания интегрированных продуктов проектной деятельности (презентации, видеоролики, выставки, интерактивные приложения и т.д.). Навыки самостоятельного поиска и обработки информации, навыки эффективной коммуникации в команде.
Навыки: Умения критически анализировать информацию, выбирать наиболее эффективные методы и средства для реализации проекта, адаптировать проектную деятельность к различным условиям и аудиториям. Умения интегрировать цифровые технологии в художественно-творческую деятельность, использовать мультимедийные ресурсы для презентации проектов.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы межпредметных связей
Тема № 2: Изобразительное искусство и литература: поиск общих тем и образов
Тема № 3: Изобразительное искусство и музыка: синтез искусств
Тема № 4: Изобразительное искусство и история: отражение эпохи в художественных произведениях
Тема № 5: Изобразительное искусство и математика: геометрия и композиция
Тема № 6: Изобразительное искусство и естествознание: мир природы в искусстве
Тема № 7: Изобразительное искусство и география: пейзаж и культура разных стран
Тема № 8: Изобразительное искусство и иностранный язык: знакомство с мировым искусством
Тема № 9: Изобразительное искусство и технология: материалы и техники в творчестве
Тема № 10: Основы проектной деятельности в образовании
Тема № 11: Типы проектов в изобразительном искусстве
Тема № 12: Этапы реализации проекта
Тема № 13: Разработка проектного задания
Тема № 14: Планирование и организация проектной деятельности
Тема № 15: Работа с информацией в проекте
Тема № 16: Роль учителя в проектной деятельности
Тема № 17: Оценка проектной деятельности учащихся
Тема № 18: Презентация результатов проекта
Тема № 19: Примеры успешных проектов в изобразительном искусстве
Тема № 20: Проекты, интегрирующие изобразительное искусство и литературу
Тема № 21: Проекты, интегрирующие изобразительное искусство и музыку
Тема № 22: Проекты, интегрирующие изобразительное искусство и историю
Тема № 23: Проекты, интегрирующие изобразительное искусство и математику
Тема № 24: Проекты, интегрирующие изобразительное искусство и естествознание
Тема № 25: Проекты, интегрирующие изобразительное искусство и географию
Тема № 26: Проекты, интегрирующие изобразительное искусство и иностранный язык
Тема № 27: Проекты, интегрирующие изобразительное искусство и технологию
Тема № 28: Индивидуальные проекты в изобразительном искусстве
Тема № 29: Групповые проекты в изобразительном искусстве
Тема № 30: Долгосрочные проекты в изобразительном искусстве
Тема № 31: Краткосрочные проекты в изобразительном искусстве
Тема № 32: Использование цифровых технологий в проектной деятельности
Тема № 33: Развитие креативности учащихся через проектную деятельность
Тема № 34: Формирование коммуникативных навыков через проектную деятельность
Тема № 35: Развитие исследовательских навыков через проектную деятельность
Тема № 36: Межпредметные связи и проектная деятельность как средство повышения мотивации учащихся
Тема № 37: Современные подходы к внедрению межпредметных связей и проектной деятельности
Раздел «Использование цифровых образовательных ресурсов и технологий в преподавании изобразительного искусства»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает дидактические принципы и методики использования цифровых образовательных ресурсов в преподавании изобразительного искусства, включая различные формы организации учебной деятельности (проектная, игровая, исследовательская). Знает особенности восприятия цифровой информации учащимися разных возрастов.
Умения: Владеет навыками работы с основными графическими редакторами (например, Adobe Photoshop, GIMP) для создания и обработки изображений. Владеет навыками поиска, оценки и отбора цифровых образовательных ресурсов по изобразительному искусству. Владеет навыками использования интерактивных досок и других цифровых инструментов в учебном процессе.
Навыки: Умеет создавать собственные цифровые образовательные ресурсы (презентации, видеоуроки, интерактивные задания) для использования на уроках изобразительного искусства. Умеет организовывать совместную работу учащихся с использованием цифровых технологий (например, создание коллективных проектов, онлайн-выставок). Умеет оценивать эффективность применения цифровых технологий в учебном процессе.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы цифрового рисунка и живописи
Тема № 2: Работа с графическим планшетом
Тема № 3: Растровые и векторные графические редакторы
Тема № 4: Adobe Photoshop для художника
Тема № 5: Adobe Illustrator для создания иллюстраций
Тема № 6: Corel Painter и его возможности
Тема № 7: Krita - бесплатная альтернатива дорогим редакторам
Тема № 8: Создание цифровых кистей и текстур
Тема № 9: Цифровая живопись: техники и приемы
Тема № 10: Цифровой рисунок: от наброска до готовой работы
Тема № 11: Работа со слоями и масками
Тема № 12: Цветокоррекция и тоновая обработка изображений
Тема № 13: Создание коллажей и фотоманипуляций
Тема № 14: 3D-моделирование для художников
Тема № 15: Blender: основы работы
Тема № 16: Sculptris: цифровая лепка
Тема № 17: Введение в ZBrush
Тема № 18: Визуализация и рендеринг 3D-моделей
Тема № 19: Создание цифровых скульптур
Тема № 20: Анимация и motion-дизайн для художников
Тема № 21: Основы анимации в Adobe Animate
Тема № 22: After Effects для создания визуальных эффектов
Тема № 23: Работа с видео и монтажом
Тема № 24: Создание анимационных роликов и презентаций
Тема № 25: Виртуальная и дополненная реальность в искусстве
Тема № 26: Создание VR-галерей и инсталляций
Тема № 27: Использование AR-приложений в образовании
Тема № 28: Цифровые инструменты для создания арт-проектов
Тема № 29: Processing: генеративное искусство
Тема № 30: Использование кода в искусстве
Тема № 31: Организация онлайн-обучения изобразительному искусству
Тема № 32: Платформы для онлайн-курсов
Тема № 33: Создание интерактивных уроков
Тема № 34: Методики преподавания с использованием цифровых технологий
Тема № 35: Авторское право и лицензирование цифровых произведений
Тема № 36: Цифровые ресурсы для поиска вдохновения и референсов
Тема № 37: Презентация и продвижение цифрового искусства
Тема № 38: Создание портфолио художника
Тема № 39: Организация онлайн-выставок
Тема № 40: Цифровое искусство и NFT
Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по изобразительному искусству»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные виды, жанры и направления изобразительного искусства, их исторический контекст и характерные особенности. Знает критерии оценки художественных произведений. Знает терминологию, связанную с изобразительным искусством (композиция, цвет, перспектива, фактура и т.д.). Знает о роли изобразительного искусства в культуре и обществе. Знает о различных техниках и материалах, используемых в изобразительном искусстве.
Умения: Владеет навыками анализа и оценки художественных произведений с точки зрения композиции, цвета, формы, пространства и других выразительных средств. Владеет навыками самооценки и взаимооценки художественных работ. Владеет навыками аргументированного обоснования своей точки зрения на художественное произведение. Владеет навыками использования критериев оценки для определения уровня учебных достижений. Владеет навыками фиксации результатов оценки и мониторинга учебных достижений.
Навыки: Умеет анализировать и интерпретировать произведения изобразительного искусства, выявляя их художественные особенности и идейное содержание. Умеет применять полученные знания для оценки собственных работ и работ других учащихся. Умеет формулировать обоснованные суждения о художественных произведениях, используя соответствующую терминологию. Умеет сравнивать и сопоставлять различные художественные стили и направления. Умеет использовать различные методы и инструменты для оценки учебных достижений (наблюдение, анализ работ, беседы, тесты и т.д.).
Содержание раздела
Тема № 1: Критерии и методы оценки учебных достижений по изобразительному искусству
Тема № 2: Виды оценочных процедур в изобразительном искусстве
Тема № 3: Формирование критериев оценивания в соответствии с ФГОС
Тема № 4: Оценка знаний, умений и навыков в изобразительном искусстве
Тема № 5: Оценка творческих способностей учащихся
Тема № 6: Оценка композиционного мышления
Тема № 7: Оценка цветовосприятия и работы с цветом
Тема № 8: Оценка навыков работы с различными художественными материалами
Тема № 9: Оценка умения анализировать произведения искусства
Тема № 10: Диагностика уровня художественного развития учащихся
Тема № 11: Мониторинг учебных достижений по изобразительному искусству
Тема № 12: Виды мониторинга: текущий, тематический, итоговый
Тема № 13: Организация и проведение мониторинговых исследований
Тема № 14: Анализ результатов мониторинга и корректировка учебного процесса
Тема № 15: Портфолио как инструмент оценки и мониторинга
Тема № 16: Выставки и конкурсы как форма оценки достижений
Тема № 17: Самооценка и взаимооценка в изобразительном искусстве
Тема № 18: Разработка оценочных материалов для разных уровней обучения
Тема № 19: Критерии оценивания работ учащихся на выставках и конкурсах
Тема № 20: Работа с одаренными детьми в изобразительном искусстве
Тема № 21: Работа с учащимися, испытывающими трудности в изобразительном искусстве
Тема № 22: Использование информационных технологий в оценке и мониторинге
Тема № 23: Роль учителя в формировании оценочной самостоятельности учащихся
Тема № 24: Этические аспекты оценки учебных достижений
Тема № 25: Оценка проектной деятельности учащихся
Тема № 26: Оценка исследовательской деятельности учащихся
Тема № 27: Развитие художественного вкуса учащихся
Тема № 28: Формирование эстетического восприятия
Тема № 29: Оценка уровня развития образного мышления
Тема № 30: Оценка уровня развития пространственного мышления
Тема № 31: Оценка развития навыков наблюдения и изображения
Тема № 32: Интеграция оценки и мониторинга с другими предметами
Тема № 33: Использование цифровых инструментов для создания и оценки работ
Тема № 34: Современные подходы к оценке в изобразительном искусстве
Тема № 35: Альтернативные формы оценки: вербальная оценка, качественная оценка
Тема № 36: Работа с родителями по вопросам оценки и мониторинга
Тема № 37: Документирование результатов оценки и мониторинга
Тема № 38: Анализ и интерпретация данных мониторинга
Тема № 39: Планирование индивидуальных образовательных траекторий на основе результатов мониторинга
Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по изобразительному искусству»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о современных тенденциях в области изобразительного искусства и арт-образования, принципов инклюзивного образования, методов оценки результатов обучения.
Умения: Навыки владения различными техниками изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, графика и др.), разработки учебных планов и методических пособий, использования цифровых инструментов для создания образовательного контента, проведения презентаций и мастер-классов, организации и проведения учебных занятий в различных форматах (онлайн, офлайн, смешанный формат).
Навыки: Умения проектировать индивидуальные образовательные траектории, использовать геймификацию и другие интерактивные методы в обучении, анализировать эффективность разработанных программ и курсов.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы педагогического дизайна в изобразительном искусстве
Тема № 2: Методология разработки образовательных программ по ИЗО
Тема № 3: Целевая аудитория и потребности учащихся в ИЗО
Тема № 4: Постановка целей и задач курса по изобразительному искусству
Тема № 5: Структура и содержание программы курса по ИЗО
Тема № 6: Выбор и обоснование методов обучения ИЗО
Тема № 7: Разработка учебного плана и календарно-тематического планирования
Тема № 8: Дидактические материалы и ресурсы для преподавания ИЗО
Тема № 9: Использование информационных технологий в обучении ИЗО
Тема № 10: Организация учебного процесса по ИЗО
Тема № 11: Формы и методы контроля знаний и умений по ИЗО
Тема № 12: Оценка эффективности образовательной программы по ИЗО
Тема № 13: Авторские методики преподавания ИЗО
Тема № 14: Развитие творческого потенциала учащихся в ИЗО
Тема № 15: Работа с разными возрастными группами в ИЗО
Тема № 16: Индивидуальный подход в обучении ИЗО
Тема № 17: Психология обучения изобразительному искусству
Тема № 18: Мотивация учащихся к изучению ИЗО
Тема № 19: Работа с одаренными детьми в ИЗО
Тема № 20: Работа с детьми с особыми потребностями в ИЗО
Тема № 21: Интеграция ИЗО с другими предметами
Тема № 22: Проектная деятельность в ИЗО
Тема № 23: Организация выставок и конкурсов по ИЗО
Тема № 24: Правовые аспекты разработки и реализации авторских программ
Тема № 25: Анализ существующих программ и курсов по ИЗО
Тема № 26: Тренды и инновации в образовании в сфере ИЗО
Тема № 27: Фандрайзинг и привлечение ресурсов для реализации программ по ИЗО
Тема № 28: Маркетинг и продвижение авторских курсов по ИЗО
Тема № 29: Работа с родителями учащихся в ИЗО
Тема № 30: Самообразование и профессиональное развитие преподавателя ИЗО
Тема № 31: Тайм-менеджмент для преподавателя ИЗО
Тема № 32: Создание портфолио преподавателя ИЗО
Тема № 33: Нетворкинг и сотрудничество с другими преподавателями ИЗО
Тема № 34: Коммуникация и обратная связь с учащимися в ИЗО
Тема № 35: Презентация авторской программы по ИЗО
Тема № 36: Рефлексия и анализ собственной педагогической деятельности в ИЗО
Тема № 37: Этика преподавателя изобразительного искусства
Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по предмету «Изобразительное искусство»»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные методы анализа и оценки эффективности педагогической деятельности по изобразительному искусству, включая критерии оценки образовательных результатов учащихся, инструменты анализа урока, методы самоанализа и рефлексии. Знает нормативно-правовую базу, регламентирующую образовательную деятельность по изобразительному искусству. Знает современные педагогические технологии и методики преподавания изобразительного искусства. Знает особенности возрастной психологии учащихся и принципы дифференцированного обучения. Знает методы обработки и интерпретации результатов анализа педагогической деятельности.
Умения: Владеет навыками анализа и оценки эффективности различных методик преподавания изобразительного искусства. Владеет навыками использования инструментов для сбора данных об образовательных результатах учащихся. Владеет навыками составления аналитических отчетов и презентаций по результатам анализа педагогической деятельности. Владеет навыками применения различных методов самоанализа и рефлексии. Владеет навыками использования цифровых инструментов для анализа и оценки эффективности педагогической деятельности.
Навыки: Умеет анализировать учебную программу по изобразительному искусству и разрабатывать на ее основе эффективные планы уроков. Умеет применять различные методы оценки образовательных результатов учащихся (тестирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности, портфолио и др.). Умеет проводить самоанализ и рефлексию своей педагогической деятельности, выявлять сильные и слабые стороны, определять пути профессионального развития. Умеет использовать современные информационно-коммуникационные технологии в процессе анализа и оценки эффективности своей работы. Умеет интерпретировать полученные данные анализа и формулировать обоснованные выводы.
Содержание раздела
Тема № 1: Цели и задачи анализа педагогической деятельности по изобразительному искусству
Тема № 2: Критерии эффективности преподавания изобразительного искусства
Тема № 3: Методы анализа педагогической деятельности
Тема № 4: Анализ учебных программ по изобразительному искусству
Тема № 5: Анализ календарно-тематического планирования
Тема № 6: Анализ содержания уроков изобразительного искусства
Тема № 7: Методика проведения анализа урока изобразительного искусства
Тема № 8: Самоанализ урока изобразительного искусства
Тема № 9: Взаимоанализ урока изобразительного искусства
Тема № 10: Анализ организации учебного процесса по изобразительному искусству
Тема № 11: Анализ использования образовательных технологий на уроках изобразительного искусства
Тема № 12: Анализ использования дидактических материалов и средств обучения
Тема № 13: Роль информационно-коммуникационных технологий в преподавании изобразительного искусства
Тема № 14: Анализ использования ИКТ на уроках изобразительного искусства
Тема № 15: Анализ развития творческих способностей учащихся
Тема № 16: Диагностика уровня художественного развития учащихся
Тема № 17: Методы оценки качества художественных работ учащихся
Тема № 18: Анализ результатов учебной деятельности учащихся
Тема № 19: Анализ организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству
Тема № 20: Формы и методы организации выставок детских работ
Тема № 21: Анализ участия учащихся в конкурсах и олимпиадах по изобразительному искусству
Тема № 22: Работа с одаренными детьми в области изобразительного искусства
Тема № 23: Работа с детьми, испытывающими трудности в освоении изобразительного искусства
Тема № 24: Индивидуальный подход в обучении изобразительному искусству
Тема № 25: Взаимодействие с родителями учащихся
Тема № 26: Роль педагога в формировании эстетического вкуса учащихся
Тема № 27: Создание благоприятной психологической атмосферы на уроке
Тема № 28: Профессиональное развитие педагога изобразительного искусства
Тема № 29: Самообразование и повышение квалификации педагога
Тема № 30: Изучение и применение передового педагогического опыта
Тема № 31: Портфолио педагога изобразительного искусства
Тема № 32: Анализ и оценка собственной педагогической деятельности
Тема № 33: Планирование саморазвития педагога
Тема № 34: Рефлексия педагогической деятельности
Тема № 35: Современные тенденции в преподавании изобразительного искусства
Тема № 36: Интеграция изобразительного искусства с другими предметами
Тема № 37: Формирование межпредметных связей
Тема № 38: Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства
Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.
Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.
Условия реализации рабочей программы модуля
Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля
Электронные учебные издания
Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503
Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Электронные методические издания
Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252
Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597
Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).
Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)
Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):
- Состав современных профессиональных баз данных
Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)
Открытые данные России (https://data.gov.ru/)
Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)
База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)
- Состав информационных справочных систем
База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)
Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)
Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)
Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)
Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)
Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)
Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)
- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти
Президент России (http://kremlin.ru/)
Правительство России (http://government.ru/)
Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)
Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)
Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)
- Иные информационные ресурсы - периодическими издания
TACC (https://tass.ru/)
РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)
Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)
RT (https://rt.com/)
- Информационные поисковые системы
Яндекс (https://ya.ru/)
MAIL.RU (https://www.mail.ru/)