Приложение 3

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"

"05" июня 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

ВМ.31 «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Искусство» в основном общем образовании (учебный предмет «Музыка»)»

Дополнительная профессиональная программа

«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»

г. Москва

Территория Инновационного центра Сколково

Наименование модуля: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Искусство» в основном общем образовании (учебный предмет «Музыка»).

Тип модуля: вариативный модуль.

Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Искусство» в основном общем образовании (учебный предмет «Музыка»)».

Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.

Структура и содержание модуля

Элемент Всего, ак.ч. Лекций, ак.ч. Практических занятий, ак.ч. Результаты обучения (коды)
Раздел «Психолого-педагогические аспекты обучения музыке» 8 2 2 ПК-31
Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по предмету «Музыка» с учётом ФГОС» 8 2 2 ПК-31
Раздел «Современные подходы и методики преподавания музыки» 8 2 2 ПК-31
Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся при изучении музыки» 8 2 2 ПК-31
Раздел «Внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в преподавании музыки» 8 2 2 ПК-31
Раздел «Использование цифровых образовательных ресурсов и технологий в преподавании музыки» 8 2 2 ПК-31
Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по музыке» 8 2 2 ПК-31
Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по музыке» 8 2 2 ПК-31
Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по предмету «Музыка»» 8 2 2 ПК-31

Раздел «Психолого-педагогические аспекты обучения музыке»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Основных психолого-педагогических закономерностей, принципов и методов обучения музыке. Особенностей музыкального восприятия, памяти, мышления, воображения и эмоциональной сферы учащихся разных возрастов. Возрастной психологии и педагогики в контексте музыкального обучения. Различных методик преподавания музыки и их психологического обоснования. Основных музыкально-педагогических систем и концепций. Психологических особенностей работы с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья в музыкальном образовании. Основных проблем и трудностей, возникающих в процессе обучения музыке, и способов их преодоления. Этики и деонтологии педагогической деятельности в музыкальном образовании.

Умения: Навыки наблюдения за музыкальной деятельностью учащихся и анализа ее результатов. Навыки применения различных методов и приемов обучения музыке на практике. Навыки создания и поддержания позитивной эмоциональной атмосферы на уроке. Навыки эффективного взаимодействия с учащимися и их родителями. Навыки самоанализа и самосовершенствования педагогической деятельности. Навыки использования информационно-коммуникационных технологий в музыкальном образовании.

Навыки: Анализировать психолого-педагогические аспекты музыкальной деятельности учащихся. Диагностировать музыкальные способности и особенности развития учащихся. Планировать и организовывать учебный процесс с учетом психолого-педагогических закономерностей. Подбирать и применять адекватные методы и приемы обучения музыке в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей и уровня подготовки учащихся. Создавать благоприятный психологический климат на уроке музыки. Мотивировать учащихся к музыкальной деятельности. Анализировать собственную педагогическую деятельность и корректировать ее с учетом психолого-педагогических знаний. Использовать различные формы и методы контроля и оценки результатов обучения музыке.

Содержание раздела

Тема № 1: Психологические основы музыкального восприятия

Тема № 2: Музыкальные способности и их развитие

Тема № 3: Возрастные особенности музыкального развития

Тема № 4: Психология музыкального обучения

Тема № 5: Мотивация в музыкальном образовании

Тема № 6: Эмоциональная сфера и музыка

Тема № 7: Музыкальное мышление и творчество

Тема № 8: Развитие музыкального слуха

Тема № 9: Развитие чувства ритма

Тема № 10: Развитие музыкальной памяти

Тема № 11: Музыкальное воображение и фантазия

Тема № 12: Музыка и речь

Тема № 13: Музыка и движение

Тема № 14: Музыка и изобразительное искусство

Тема № 15: Музыка и театр

Тема № 16: Индивидуальные особенности музыкального развития

Тема № 17: Диагностика музыкальных способностей

Тема № 18: Трудности в обучении музыке и пути их преодоления

Тема № 19: Психолого-педагогические особенности обучения игре на инструменте

Тема № 20: Психолого-педагогические особенности обучения вокалу

Тема № 21: Психолого-педагогические особенности обучения сольфеджио

Тема № 22: Психолого-педагогические особенности обучения музыкальной литературе

Тема № 23: Психолого-педагогические особенности обучения в музыкальном коллективе (хор, оркестр)

Тема № 24: Роль педагога в музыкальном развитии ребенка

Тема № 25: Коммуникация в процессе музыкального обучения

Тема № 26: Методы и приемы обучения музыке

Тема № 27: Игровые технологии в музыкальном образовании

Тема № 28: Информационные технологии в музыкальном образовании

Тема № 29: Инклюзивное музыкальное образование

Тема № 30: Организация музыкальной среды

Тема № 31: Взаимодействие с родителями в музыкальном образовании

Тема № 32: Музыкальное образование и здоровье

Тема № 33: Музыкальная терапия

Тема № 34: Оценка результатов музыкального обучения

Тема № 35: Проектная деятельность в музыкальном образовании

Тема № 36: Музыкальное воспитание и развитие личности

Тема № 37: Музыкальная культура и общество

Тема № 38: Современные тенденции в музыкальном образовании

Тема № 39: Профессиональная компетентность педагога-музыканта

Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по предмету «Музыка» с учётом ФГОС»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знание правил поведения на концертах и других музыкальных мероприятиях.

Умения: Навык использования цифровых ресурсов для поиска и прослушивания музыки.

Навыки: Умение оценивать собственное исполнение и исполнение других.

Содержание раздела

Тема № 1: Нормативно-правовые основы преподавания музыки в соответствии с ФГОС

Тема № 2: Цели и задачи музыкального образования в школе

Тема № 3: Содержание музыкального образования на разных ступенях обучения

Тема № 4: Методы и приемы обучения музыке

Тема № 5: Формы организации учебной деятельности на уроках музыки

Тема № 6: Музыкальное восприятие: слушание музыки

Тема № 7: Музыкальное исполнительство: пение

Тема № 8: Музыкальное исполнительство: игра на инструментах

Тема № 9: Музыкальная грамота и основы теории музыки

Тема № 10: Музыкальная культура народов мира

Тема № 11: Русская музыкальная культура

Тема № 12: История музыки: от древности до наших дней

Тема № 13: Музыка и другие виды искусства

Тема № 14: Музыка и литература

Тема № 15: Музыка и изобразительное искусство

Тема № 16: Музыка и театр

Тема № 17: Музыка и кино

Тема № 18: Музыкальные жанры и стили

Тема № 19: Работа с музыкальными текстами и партитурами

Тема № 20: Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Тема № 21: Развитие музыкальных способностей учащихся

Тема № 22: Диагностика музыкального развития учащихся

Тема № 23: Индивидуальный подход в обучении музыке

Тема № 24: Работа с одаренными детьми в области музыки

Тема № 25: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки

Тема № 26: Внеурочная деятельность по музыке

Тема № 27: Организация и проведение музыкальных мероприятий

Тема № 28: Проектная деятельность на уроках музыки

Тема № 29: Оценка результатов обучения музыке

Тема № 30: Составление календарно-тематического планирования

Тема № 31: Разработка рабочих программ по музыке

Тема № 32: Методика подготовки и проведения урока музыки

Тема № 33: Самоанализ урока музыки

Тема № 34: Анализ урока музыки коллегой

Тема № 35: Современные педагогические технологии в музыкальном образовании

Тема № 36: Интеграция музыки с другими предметами

Тема № 37: Формирование музыкального вкуса у школьников

Тема № 38: Роль музыки в воспитании личности

Тема № 39: Профессиональная этика учителя музыки

Тема № 40: Профессиональное самосовершенствование учителя музыки

Раздел «Современные подходы и методики преподавания музыки»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знание современных педагогических подходов (например, Кодай, Орф, Далькроз, Сузуки) и методик преподавания музыки, включая их философию, принципы, основные методы и техники, а также их применение в различных музыкальных контекстах (дошкольное образование, общеобразовательная школа, дополнительное образование). Знание актуальных исследований и тенденций в области музыкальной педагогики. Знание нормативно-правовой базы, регулирующей музыкальное образование.

Умения: Навык практического применения различных методов и техник музыкального обучения (например, ритмические упражнения, сольфеджио, импровизация, музыкальные игры, работа с музыкальными инструментами). Навык использования информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания музыки. Навык создания позитивной и стимулирующей образовательной среды. Навык организации самостоятельной и групповой музыкальной деятельности учащихся. Навык рефлексии собственной педагогической деятельности и ее коррекции.

Навыки: Умение анализировать и оценивать эффективность различных методик преподавания музыки в зависимости от возраста, уровня подготовки и индивидуальных особенностей обучающихся. Умение адаптировать и модифицировать существующие методики под конкретные образовательные задачи и условия. Умение разрабатывать и проводить музыкальные занятия с использованием современных подходов и технологий. Умение интегрировать музыкальное образование с другими предметами. Умение диагностировать музыкальные способности и оценивать результаты обучения.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы музыкальной педагогики

Тема № 2: Музыкальное восприятие и развитие слуха

Тема № 3: Методика преподавания сольфеджио

Тема № 4: Методика преподавания теории музыки

Тема № 5: Методика преподавания гармонии

Тема № 6: Методика преподавания музыкальной литературы

Тема № 7: История музыкальной педагогики

Тема № 8: Психология музыкального обучения

Тема № 9: Развитие музыкальных способностей

Тема № 10: Музыкальное образование в разных культурах

Тема № 11: Инклюзивное музыкальное образование

Тема № 12: Работа с детьми с особыми потребностями в музыке

Тема № 13: Технологии музыкального образования

Тема № 14: Использование мультимедиа в музыкальном образовании

Тема № 15: Электронные музыкальные инструменты в образовательном процессе

Тема № 16: Музыкальное программное обеспечение

Тема № 17: Работа с детским хором

Тема № 18: Работа с вокальным ансамблем

Тема № 19: Методика преподавания игры на фортепиано

Тема № 20: Методика преподавания игры на струнных инструментах

Тема № 21: Методика преподавания игры на духовых инструментах

Тема № 22: Методика преподавания игры на ударных инструментах

Тема № 23: Методика преподавания игры на народных инструментах

Тема № 24: Импровизация и композиция в музыкальном образовании

Тема № 25: Организация музыкальных мероприятий

Тема № 26: Музыкально-исполнительская практика

Тема № 27: Анализ музыкальных произведений

Тема № 28: Музыкальная критика

Тема № 29: Современные тенденции в музыкальном искусстве

Тема № 30: Музыка и другие виды искусства

Тема № 31: Музыка и общество

Тема № 32: Музыкальная терапия

Тема № 33: Музыка и здоровье

Тема № 34: Оценка результатов обучения музыке

Тема № 35: Проектная деятельность в музыкальном образовании

Тема № 36: Портфолио ученика музыканта

Тема № 37: Профессиональная этика музыкального педагога

Тема № 38: Самообразование и профессиональное развитие музыкального педагога

Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся при изучении музыки»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает о роли музыки в развитии личности, ее влиянии на эмоциональное состояние и когнитивные процессы. Знает о различных методах и подходах к музыкальному образованию и самообразованию. Знает о возможностях применения музыкальных знаний и навыков в профессиональной деятельности.

Умения: Владеет навыками самооценки и рефлексии своих музыкальных достижений. Владеет навыками работы в команде при выполнении музыкальных проектов. Владеет навыками поиска и использования информации о музыке из различных источников.

Навыки: Умеет анализировать музыкальные произведения, выявляя их особенности и выразительные средства. Умеет интерпретировать музыкальные произведения, выражая свое понимание и эмоциональное отношение к ним. Умеет применять полученные знания о музыке в различных контекстах (например, при создании собственных музыкальных произведений, в исследовательской деятельности, в публичных выступлениях).

Содержание раздела

Тема № 1: Слушание музыки: активное восприятие и анализ

Тема № 2: Развитие музыкальной памяти и образного мышления

Тема № 3: Основы музыкальной грамоты: нотная запись и ритм

Тема № 4: Пение: развитие вокальных навыков и выразительности

Тема № 5: Игра на музыкальных инструментах: освоение базовых техник

Тема № 6: Импровизация и сочинение музыки: творческое самовыражение

Тема № 7: Музыкальные стили и жанры: знакомство с разнообразием музыки

Тема № 8: История музыки: путешествие сквозь эпохи и культуры

Тема № 9: Музыка разных стран мира: этномузыкальное образование

Тема № 10: Музыка и другие виды искусства: синтез искусств

Тема № 11: Музыка и литература: взаимосвязь слова и звука

Тема № 12: Музыка и кино: роль музыки в кинематографе

Тема № 13: Музыка и театр: музыкальное сопровождение драматического искусства

Тема № 14: Музыка и танец: взаимодействие музыки и движения

Тема № 15: Музыка и изобразительное искусство: визуализация музыки

Тема № 16: Музыка и технологии: использование цифровых инструментов

Тема № 17: Музыкальное восприятие и эмоции: психология музыки

Тема № 18: Музыкальная критика и анализ: оценка музыкальных произведений

Тема № 19: Работа с музыкальной информацией: поиск и анализ источников

Тема № 20: Развитие музыкального вкуса и предпочтений

Тема № 21: Музыкальное образование и самообразование

Тема № 22: Презентация музыкальных проектов: публичные выступления

Тема № 23: Работа в команде: совместное музицирование

Тема № 24: Развитие коммуникативных навыков через музыку

Тема № 25: Музыка и социальная среда: роль музыки в обществе

Тема № 26: Музыка и здоровье: терапевтическое воздействие музыки

Тема № 27: Музыка и экология: звуковая среда и ее влияние

Тема № 28: Музыка и этика: моральные аспекты музыки

Тема № 29: Авторское право в музыке: правовые основы

Тема № 30: Музыкальный менеджмент и продюсирование

Тема № 31: Музыкальные профессии: обзор и перспективы

Тема № 32: Музыкальные конкурсы и фестивали

Тема № 33: Организация музыкальных мероприятий

Тема № 34: Музыкальное оборудование и его использование

Тема № 35: Работа с музыкальным софтом

Тема № 36: Создание музыкального портфолио

Тема № 37: Рефлексия и самооценка в музыкальной деятельности

Тема № 38: Карьера в музыкальной индустрии

Раздел «Внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в преподавании музыки»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Роль и значение музыки в формировании целостной картины мира.

Умения: Создания интегрированных учебных занятий, объединяющих музыку с другими предметами.

Навыки: Выявлять и использовать потенциал музыки для развития познавательных интересов учащихся в других областях знаний.

Содержание раздела

Тема № 1: Музыка как универсальный язык: исследование связей с другими видами искусства

Тема № 2: Музыка и литература: от песен на стихи до оперных либретто

Тема № 3: Музыка и изобразительное искусство: синэстезия и визуализация музыки

Тема № 4: Музыка и театр: музыкальное сопровождение драматических произведений

Тема № 5: Музыка и кино: роль саундтрека в кинематографе

Тема № 6: Музыка и танец: от народных плясок до современного балета

Тема № 7: Музыка и история: отражение исторических событий в музыкальных произведениях

Тема № 8: Музыка и общество: социальные функции музыки в разные эпохи

Тема № 9: Музыка и математика: ритм, гармония и математические закономерности

Тема № 10: Музыка и физика: акустика и свойства звука

Тема № 11: Музыка и биология: влияние музыки на живые организмы

Тема № 12: Музыка и география: музыкальные традиции разных стран и народов

Тема № 13: Музыка и экология: звуки природы и экологические проблемы в музыке

Тема № 14: Музыка и иностранные языки: песни и музыкальные термины на разных языках

Тема № 15: Основы проектной деятельности в музыкальном образовании

Тема № 16: Разработка и планирование музыкальных проектов

Тема № 17: Выбор темы и постановка целей музыкального проекта

Тема № 18: Методы исследования в музыкальном проекте

Тема № 19: Работа с источниками информации в музыкальном проекте

Тема № 20: Организация и проведение музыкальных исследований

Тема № 21: Презентация результатов музыкального проекта

Тема № 22: Оценка эффективности музыкального проекта

Тема № 23: Интеграция музыкальных проектов в учебный процесс

Тема № 24: Примеры успешных музыкальных проектов

Тема № 25: Работа в команде при реализации музыкального проекта

Тема № 26: Развитие креативности и творческого мышления через музыкальные проекты

Тема № 27: Использование информационных технологий в музыкальных проектах

Тема № 28: Создание музыкальных произведений в рамках проекта

Тема № 29: Организация музыкальных мероприятий и фестивалей

Тема № 30: Межпредметные проекты с использованием музыки

Тема № 31: Музыкальный проект как средство развития коммуникативных навыков

Тема № 32: Музыкальный проект как средство формирования межкультурной компетенции

Тема № 33: Музыкальный проект как средство развития исследовательских навыков

Тема № 34: Роль педагога в организации музыкального проекта

Тема № 35: Мотивация учащихся к участию в музыкальных проектах

Тема № 36: Критерии оценки музыкальных проектов

Тема № 37: Интеграция проектной деятельности с различными формами обучения музыке

Тема № 38: Перспективы развития проектной деятельности в музыкальном образовании

Тема № 39: Самостоятельная работа учащихся в рамках музыкального проекта

Тема № 40: Рефлексия и самооценка в музыкальном проекте

Тема № 41: Примеры интеграции музыки с другими предметами в рамках проекта

Раздел «Использование цифровых образовательных ресурсов и технологий в преподавании музыки»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает методики применения цифровых ресурсов для развития музыкального слуха, ритма, вокальных и инструментальных навыков. Знает, как использовать цифровые технологии для организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в области музыки. Знает этические аспекты использования цифровых технологий в образовании. Знает о тенденциях развития цифровых технологий в музыкальной сфере.

Умения: Владеет навыками поиска, отбора и критической оценки цифровых образовательных ресурсов в области музыки. Владеет навыками использования цифровых технологий для презентации результатов музыкальной деятельности учащихся. Владеет навыками технической поддержки и решения проблем, возникающих при использовании цифровых ресурсов.

Навыки: Умеет применять цифровые ресурсы для создания интерактивных музыкальных заданий и упражнений. Умеет использовать цифровые технологии для организации коллективного музицирования и совместной работы учащихся над музыкальными проектами. Умеет использовать цифровые технологии для анализа и оценки музыкальной деятельности учащихся. Умеет создавать благоприятную и безопасную цифровую образовательную среду.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы цифровой грамотности для музыкального педагога

Тема № 2: Работа с аудиоредакторами: запись, монтаж, обработка звука

Тема № 3: Работа с нотным редактором: создание, редактирование, печать нот

Тема № 4: Цифровые музыкальные инструменты и их применение в обучении

Тема № 5: Использование MIDI-клавиатур и контроллеров в учебном процессе

Тема № 6: Создание аранжировок и минусовок с помощью цифровых технологий

Тема № 7: Виртуальные студии и симуляторы инструментов

Тема № 8: Работа с микрофонами и аудиоинтерфейсами

Тема № 9: Основы акустики и звукозаписи для музыкального педагога

Тема № 10: Использование цифровых ресурсов для развития слуха и музыкального восприятия

Тема № 11: Онлайн-платформы для обучения музыке

Тема № 12: Интерактивные музыкальные игры и приложения

Тема № 13: Создание мультимедийных презентаций для музыкальных занятий

Тема № 14: Использование видеоресурсов в преподавании музыки

Тема № 15: Работа с онлайн-библиотеками нот и аудиозаписей

Тема № 16: Организация дистанционного обучения музыке

Тема № 17: Методика преподавания музыки с использованием цифровых технологий

Тема № 18: Цифровые инструменты для оценки знаний и навыков учащихся

Тема № 19: Создание и использование интерактивных тестов по музыке

Тема № 20: Авторское право и использование цифрового контента в образовании

Тема № 21: Интеграция цифровых технологий в различные формы музыкальной деятельности

Тема № 22: Использование цифровых технологий для работы с хором

Тема № 23: Использование цифровых технологий для работы с оркестром

Тема № 24: Использование цифровых технологий в преподавании сольфеджио

Тема № 25: Использование цифровых технологий в преподавании музыкальной литературы

Тема № 26: Использование цифровых технологий для анализа музыкальных произведений

Тема № 27: Работа с музыкальными онлайн-сервисами и сообществами

Тема № 28: Создание и ведение музыкального блога или сайта

Тема № 29: Использование социальных сетей для продвижения музыкального образования

Тема № 30: Кибербезопасность в цифровой образовательной среде

Тема № 31: Разработка цифровых образовательных ресурсов по музыке

Тема № 32: Проектная деятельность с использованием цифровых технологий в музыке

Тема № 33: Организация онлайн-концертов и конкурсов

Тема № 34: Использование технологий виртуальной и дополненной реальности в музыкальном образовании

Тема № 35: Тренды и перспективы развития цифровых технологий в музыкальной педагогике

Тема № 36: Адаптация цифровых технологий для обучения музыке детей с особыми потребностями

Тема № 37: Инклюзивное музыкальное образование с использованием цифровых технологий

Тема № 38: Эффективное использование времени и ресурсов при работе с цифровыми технологиями

Тема № 39: Практикум по созданию цифрового образовательного ресурса

Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по музыке»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает различные методы и инструменты оценки учебных достижений учащихся по музыке (наблюдение, тестирование, анализ творческих работ, самооценка, взаимооценка). Знает этические принципы оценки учебных достижений.

Умения: Владеет навыками применения различных методов и инструментов оценки учебных достижений учащихся по музыке. Владеет навыками формулирования конструктивной обратной связи учащимся по результатам их музыкальной деятельности. Владеет навыками ведения документации по оценке учебных достижений.

Навыки: Умеет выбирать адекватные методы и инструменты оценки учебных достижений учащихся в зависимости от целей и задач обучения. Умеет разрабатывать критерии оценки для различных видов музыкальной деятельности. Умеет объективно оценивать учебные достижения учащихся, учитывая их индивидуальные особенности. Умеет интерпретировать результаты оценки и использовать их для корректировки образовательного процесса.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы оценки в музыкальном образовании

Тема № 2: Критерии оценки музыкальных знаний

Тема № 3: Методы оценки музыкальных умений

Тема № 4: Оценка исполнительской деятельности

Тема № 5: Оценка творческой деятельности в музыке

Тема № 6: Оценка восприятия музыки

Тема № 7: Разработка критериев оценивания для разных возрастных групп

Тема № 8: Оценка музыкальных достижений в начальной школе

Тема № 9: Оценка музыкальных достижений в средней школе

Тема № 10: Оценка музыкальных достижений в старшей школе

Тема № 11: Формирование портфолио ученика по музыке

Тема № 12: Использование тестов в оценке музыкальных знаний

Тема № 13: Устные методы оценки музыкальных знаний

Тема № 14: Практические методы оценки музыкальных умений

Тема № 15: Наблюдение как метод оценки музыкальных достижений

Тема № 16: Самооценка и взаимооценка в музыкальном образовании

Тема № 17: Диагностика музыкальных способностей

Тема № 18: Мониторинг учебных достижений по музыке

Тема № 19: Виды мониторинга в музыкальном образовании

Тема № 20: Текущий мониторинг музыкальных достижений

Тема № 21: Промежуточный мониторинг музыкальных достижений

Тема № 22: Итоговый мониторинг музыкальных достижений

Тема № 23: Анализ результатов мониторинга

Тема № 24: Коррекция образовательного процесса на основе результатов мониторинга

Тема № 25: Использование информационных технологий в оценке и мониторинге

Тема № 26: Электронные ресурсы для оценки музыкальных достижений

Тема № 27: Документирование результатов оценки и мониторинга

Тема № 28: Этические аспекты оценки и мониторинга

Тема № 29: Работа с родителями по вопросам оценки и мониторинга

Тема № 30: Индивидуальный подход к оценке музыкальных достижений

Тема № 31: Оценка музыкальных достижений детей с особыми образовательными потребностями

Тема № 32: Организация и проведение музыкальных конкурсов и фестивалей

Тема № 33: Оценка выступлений на музыкальных конкурсах

Тема № 34: Критерии оценки музыкальных композиций

Тема № 35: Анализ исполнительского мастерства

Тема № 36: Оценка музыкальной грамотности

Тема № 37: Оценка музыкального вкуса и предпочтений

Тема № 38: Современные подходы к оценке и мониторингу в музыкальном образовании

Тема № 39: Тенденции развития оценки и мониторинга в музыкальном образовании

Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по музыке»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания об особенностях восприятия музыки разными возрастными группами, принципах организации музыкально-образовательной среды, истории развития музыкальной педагогики.

Умения: Навыки подбора музыкального репертуара, соответствующего возрасту и уровню подготовки учащихся, проведения музыкальных занятий в различных форматах (индивидуальные, групповые, онлайн), анализа эффективности разработанной программы и внесения необходимых корректировок.

Навыки: Умения разрабатывать индивидуальные образовательные траектории для учащихся с учетом их музыкальных способностей и интересов, использовать разнообразные методы мотивации учащихся к освоению музыкального материала, организовывать эффективное взаимодействие с учащимися в процессе обучения.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы музыкальной педагогики

Тема № 2: Музыкальная психология и восприятие

Тема № 3: Методики обучения музыке

Тема № 4: Разработка учебных программ по музыке

Тема № 5: Планирование музыкальных занятий

Тема № 6: Выбор репертуара для разных уровней обучения

Тема № 7: Работа с различными возрастными группами

Тема № 8: Адаптация музыкального материала

Тема № 9: Интеграция музыки с другими видами искусства

Тема № 10: Использование технологий в музыкальном образовании

Тема № 11: Создание мультимедийных материалов для музыкальных занятий

Тема № 12: Организация музыкальной среды обучения

Тема № 13: Оценка эффективности обучения музыке

Тема № 14: Развитие музыкального слуха и голоса

Тема № 15: Обучение игре на музыкальных инструментах

Тема № 16: Основы музыкальной теории и гармонии

Тема № 17: Музыкальная импровизация и композиция

Тема № 18: История музыки и музыкальные стили

Тема № 19: Музыкальная культура разных стран

Тема № 20: Авторские методики преподавания музыки

Тема № 21: Разработка собственного курса по музыке

Тема № 22: Презентация авторской программы

Тема № 23: Работа с обратной связью от учеников

Тема № 24: Организация и проведение мастер-классов

Тема № 25: Продвижение авторских музыкальных курсов

Тема № 26: Правовые аспекты в сфере музыкального образования

Тема № 27: Работа с родителями учеников

Тема № 28: Создание портфолио преподавателя музыки

Тема № 29: Тайм-менеджмент для преподавателя музыки

Тема № 30: Профилактика профессионального выгорания

Тема № 31: Работа в команде с другими преподавателями

Тема № 32: Организация музыкальных мероприятий и концертов

Тема № 33: Инклюзивное музыкальное образование

Тема № 34: Работа с детьми с особыми потребностями

Тема № 35: Музыкальная терапия и ее применение

Тема № 36: Современные тренды в музыкальном образовании

Тема № 37: Исследование в области музыкальной педагогики

Тема № 38: Публикация авторских методических разработок

Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по предмету «Музыка»»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знание основных методик анализа и оценки эффективности педагогической деятельности по предмету «Музыка», включая критерии оценки, методы сбора данных и интерпретации результатов. Знание нормативно-правовой базы, регламентирующей образовательную деятельность по предмету «Музыка», включая ФГОС, ООП и другие локальные акты. Знание современных педагогических технологий, применяемых в музыкальном образовании, и их влияния на эффективность обучения. Знание возрастных особенностей учащихся и их влияние на выбор методов обучения и оценки результатов. Знание различных форм и методов организации музыкально-образовательной деятельности, включая урочную, внеурочную и проектную деятельность.

Умения: Навык проведения самоанализа собственной педагогической деятельности по предмету «Музыка». Навык разработки диагностического инструментария для оценки музыкальных способностей и достижений учащихся. Навык ведения документации, отражающей процесс и результаты оценки эффективности обучения музыке. Навык презентации результатов анализа и оценки своей педагогической деятельности. Навык применения полученных знаний и умений в практической деятельности для повышения эффективности обучения музыке.

Навыки: Умение анализировать учебную программу по музыке, выявляя её сильные и слабые стороны. Умение планировать и проводить музыкальные занятия с учетом возрастных особенностей учащихся и задач развития их музыкальных способностей. Умение применять различные методы оценки достижений учащихся в музыкальной деятельности (наблюдение, тестирование, анализ творческих работ, самооценка и др.). Умение интерпретировать результаты анализа и оценки педагогической деятельности, формулировать выводы и рекомендации по ее совершенствованию. Умение использовать современные информационно-коммуникационные технологии в процессе анализа и оценки эффективности обучения музыке.

Содержание раздела

Тема № 1: Цели и задачи анализа педагогической деятельности по музыке

Тема № 2: Критерии эффективности педагогической деятельности

Тема № 3: Методы анализа и оценки педагогической деятельности

Тема № 4: Анализ планирования уроков музыки

Тема № 5: Анализ содержания уроков музыки

Тема № 6: Анализ методик преподавания музыки

Тема № 7: Анализ использования образовательных технологий на уроках музыки

Тема № 8: Анализ организации учебной деятельности на уроках музыки

Тема № 9: Анализ создания образовательной среды на уроках музыки

Тема № 10: Анализ использования дидактических материалов на уроках музыки

Тема № 11: Анализ использования музыкальных инструментов на уроках музыки

Тема № 12: Анализ применения информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Тема № 13: Анализ взаимодействия с учащимися на уроках музыки

Тема № 14: Анализ мотивации учащихся к изучению музыки

Тема № 15: Анализ развития музыкальных способностей учащихся

Тема № 16: Анализ формирования музыкальной культуры учащихся

Тема № 17: Анализ развития творческого потенциала учащихся на уроках музыки

Тема № 18: Анализ формирования музыкального вкуса учащихся

Тема № 19: Анализ развития эмоциональной сферы учащихся средствами музыки

Тема № 20: Оценка результатов обучения музыке

Тема № 21: Оценка уровня знаний и умений учащихся по музыке

Тема № 22: Оценка сформированности музыкальных компетенций учащихся

Тема № 23: Оценка качества исполнения музыкальных произведений

Тема № 24: Оценка уровня развития музыкального слуха учащихся

Тема № 25: Оценка уровня развития музыкальной памяти учащихся

Тема № 26: Оценка уровня развития музыкального мышления учащихся

Тема № 27: Самоанализ педагогической деятельности учителя музыки

Тема № 28: Портфолио учителя музыки как инструмент самооценки

Тема № 29: Методы рефлексии педагогической деятельности

Тема № 30: Развитие профессиональной компетентности учителя музыки

Тема № 31: Инновационные подходы в преподавании музыки

Тема № 32: Современные тенденции в музыкальном образовании

Тема № 33: Работа с одаренными детьми в области музыки

Тема № 34: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки

Тема № 35: Взаимодействие с родителями учащихся по вопросам музыкального образования

Тема № 36: Организация внеклассной работы по музыке

Тема № 37: Подготовка и проведение музыкальных мероприятий

Тема № 38: Анализ и оценка эффективности участия в музыкальных конкурсах и фестивалях

Тема № 39: Использование современных технологий оценки качества образования по музыке

Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.

Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.

Условия реализации рабочей программы модуля

Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.

Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля

Электронные учебные издания

Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503

Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].

Электронные методические издания

Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252

Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597

Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).

Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)

Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):

- Состав современных профессиональных баз данных

Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)

Открытые данные России (https://data.gov.ru/)

Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)

База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)

- Состав информационных справочных систем

База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)

Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)

Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)

Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)

Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)

Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)

Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)

- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти

Президент России (http://kremlin.ru/)

Правительство России (http://government.ru/)

Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)

Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)

Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)

- Иные информационные ресурсы - периодическими издания

TACC (https://tass.ru/)

РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)

Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)

RT (https://rt.com/)

- Информационные поисковые системы

Яндекс (https://ya.ru/)

MAIL.RU (https://www.mail.ru/)