Приложение 3
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"
"05" июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
ВМ.32 «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Технология» в основном общем образовании (учебный предмет «Труд (технология)»)»
Дополнительная профессиональная программа
«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»
г. Москва
Территория Инновационного центра Сколково
Наименование модуля: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Технология» в основном общем образовании (учебный предмет «Труд (технология)»).
Тип модуля: вариативный модуль.
Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Технология» в основном общем образовании (учебный предмет «Труд (технология)»)».
Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.
Структура и содержание модуля
| Элемент | Всего, ак.ч. | Лекций, ак.ч. | Практических занятий, ак.ч. | Результаты обучения (коды) |
|---|---|---|---|---|
| Раздел «Психолого-педагогические аспекты обучения технологии» | 8 | 2 | 2 | ПК-32 |
| Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по предмету «Труд (технология)» с учётом ФГОС» | 8 | 2 | 2 | ПК-32 |
| Раздел «Современные подходы и методики преподавания технологии» | 8 | 2 | 2 | ПК-32 |
| Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся при изучении технологии» | 8 | 2 | 2 | ПК-32 |
| Раздел «Внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в преподавании технологии» | 8 | 2 | 2 | ПК-32 |
| Раздел «Использование цифровых образовательных ресурсов и технологий в преподавании технологии» | 8 | 2 | 2 | ПК-32 |
| Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по технологии» | 8 | 2 | 2 | ПК-32 |
| Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по технологии» | 8 | 2 | 2 | ПК-32 |
| Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по предмету «Труд (технология)»» | 8 | 2 | 2 | ПК-32 |
Раздел «Психолого-педагогические аспекты обучения технологии»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: основных психолого-педагогических концепций, теорий и подходов, влияющих на процесс обучения технологии; возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, влияющих на усвоение технических знаний и формирование технических умений; методов, приемов и средств обучения технологии с учетом психологических особенностей учащихся; основ педагогического общения и взаимодействия с учащимися в процессе обучения технологии; принципов организации образовательной среды, способствующей эффективному обучению технологии.
Умения: построения эффективного взаимодействия с учащимися в процессе обучения технологии; применения различных методов и приемов обучения технологии на практике; использования современных образовательных технологий в обучении технологии; анализа и оценки результатов обучения технологии с учетом психолого-педагогических аспектов; организации самостоятельной работы учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Навыки: анализировать психолого-педагогические аспекты конкретных методик обучения технологии; адаптировать методы и приемы обучения технологии к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; применять различные методы мотивации учащихся к изучению технологии; создавать психологически комфортную образовательную среду для обучения технологии; диагностировать уровень развития технических способностей учащихся.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в психолого-педагогические аспекты обучения технологии
Тема № 2: Психологические особенности учащихся разных возрастных групп
Тема № 3: Педагогические принципы обучения технологии
Тема № 4: Методы обучения технологии
Тема № 5: Формы организации учебной деятельности по технологии
Тема № 6: Мотивация учащихся к изучению технологии
Тема № 7: Развитие познавательных интересов учащихся на уроках технологии
Тема № 8: Учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения технологии
Тема № 9: Диагностика уровня обученности по технологии
Тема № 10: Оценка результатов обучения технологии
Тема № 11: Проектирование урока технологии с учетом психолого-педагогических аспектов
Тема № 12: Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии
Тема № 13: Формирование технического мышления учащихся
Тема № 14: Роль игры в обучении технологии
Тема № 15: Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении технологии
Тема № 16: Проблемное обучение на уроках технологии
Тема № 17: Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках технологии
Тема № 18: Работа в группе на уроках технологии
Тема № 19: Самостоятельная работа учащихся на уроках технологии
Тема № 20: Организация внеурочной деятельности по технологии
Тема № 21: Психолого-педагогические особенности обучения технологии детей с ОВЗ
Тема № 22: Инклюзивное образование в технологии
Тема № 23: Профориентационная работа на уроках технологии
Тема № 24: Связь обучения технологии с другими предметами
Тема № 25: Развитие исследовательских навыков учащихся на уроках технологии
Тема № 26: Формирование культуры труда и технологической культуры
Тема № 27: Безопасность жизнедеятельности на уроках технологии
Тема № 28: Экологическое воспитание на уроках технологии
Тема № 29: Эстетическое воспитание на уроках технологии
Тема № 30: Экономическое воспитание на уроках технологии
Тема № 31: Патриотическое воспитание на уроках технологии
Тема № 32: Роль учителя технологии в формировании личности учащихся
Тема № 33: Педагогическое общение на уроках технологии
Тема № 34: Управление учебным процессом на уроках технологии
Тема № 35: Современные тенденции развития технологического образования
Тема № 36: Инновационные технологии обучения технологии
Тема № 37: Профессиональное саморазвитие учителя технологии
Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по предмету «Труд (технология)» с учётом ФГОС»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания об этапах проектной деятельности, способах поиска информации, презентации результатов.
Умения: Навыки работы с информацией, публичного выступления, самооценки и оценки работы других.
Навыки: Умение планировать и реализовывать проект, работать в команде, представлять результаты своей работы.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовые основы преподавания технологии в соответствии с ФГОС
Тема № 2: Цели и задачи обучения технологии в современной школе
Тема № 3: Содержание программы по технологии для разных возрастных групп
Тема № 4: Методы обучения технологии: проектный, исследовательский, практический
Тема № 5: Формы организации учебной деятельности: урок, экскурсия, мастер-класс, кружок
Тема № 6: Развитие технологического мышления у учащихся
Тема № 7: Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии
Тема № 8: Оценка результатов обучения технологии: критерии и методы
Тема № 9: Планирование учебного процесса по технологии: тематическое и поурочное
Тема № 10: Разработка технологических карт урока
Тема № 11: Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии
Тема № 12: Материально-техническое обеспечение уроков технологии
Тема № 13: Организация рабочего места учителя и ученика
Тема № 14: Техника безопасности на уроках технологии
Тема № 15: Работа с различными материалами: древесина, металл, текстиль, бумага, пластик
Тема № 16: Художественная обработка материалов
Тема № 17: Основы технического черчения и моделирования
Тема № 18: Проектирование и конструирование изделий
Тема № 19: Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии
Тема № 20: Технологии обработки пищевых продуктов
Тема № 21: Кулинария и основы здорового питания
Тема № 22: Основы швейного дела и конструирования одежды
Тема № 23: Современные технологии в швейной промышленности
Тема № 24: Ремонт одежды и домашнего текстиля
Тема № 25: Электротехника и электроника в быту
Тема № 26: Робототехника и автоматизация
Тема № 27: 3D-моделирование и печать
Тема № 28: Работа с графическими редакторами и программами для проектирования
Тема № 29: Основы предпринимательской деятельности в сфере технологий
Тема № 30: Профориентационная работа на уроках технологии
Тема № 31: Интеграция технологии с другими учебными предметами
Тема № 32: Организация внеурочной деятельности по технологии
Тема № 33: Работа с одаренными детьми на уроках технологии
Тема № 34: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках технологии
Тема № 35: Современные тенденции развития технологического образования
Тема № 36: Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках технологии
Тема № 37: Организация проектной деятельности учащихся на уроках технологии
Тема № 38: Развитие исследовательских навыков учащихся на уроках технологии
Тема № 39: Методика проведения мастер-классов по технологии
Тема № 40: Анализ и самоанализ урока технологии
Раздел «Современные подходы и методики преподавания технологии»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает особенности преподавания технологии в различных образовательных учреждениях, включая общеобразовательные школы, организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации. Понимает специфику интеграции технологического образования с другими предметными областями.
Умения: Владеет навыками публичного выступления и презентации своих педагогических идей и разработок, ведения профессиональной дискуссии, рефлексии собственной педагогической деятельности. Способен к самообразованию и профессиональному развитию в области современных подходов и методик преподавания технологии.
Навыки: Умеет анализировать современные подходы и методики преподавания технологии, выбирать и применять наиболее эффективные методы и формы обучения с учетом специфики технологического образования, возраста и индивидуальных особенностей обучающихся, адаптировать образовательные программы и методические материалы к различным условиям обучения, разрабатывать и проводить учебные занятия с использованием современных образовательных технологий, интегрировать цифровые инструменты и ресурсы в образовательный процесс, организовывать самостоятельную и проектную деятельность обучающихся, анализировать и оценивать результаты обучения с использованием различных методов и инструментов.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы технологической грамотности в современном мире
Тема № 2: Развитие технологического мышления у учащихся
Тема № 3: Проектная деятельность в технологическом образовании
Тема № 4: STEM-образование и его интеграция в уроки технологии
Тема № 5: Робототехника в образовательном процессе
Тема № 6: 3D-моделирование и печать в школе
Тема № 7: Программирование для школьников: основы и применение
Тема № 8: Цифровые технологии в обучении технологии
Тема № 9: Использование мультимедиа на уроках технологии
Тема № 10: Интерактивные методы обучения технологии
Тема № 11: Работа с информационными ресурсами в технологическом образовании
Тема № 12: Развитие креативности и инновационного мышления учащихся
Тема № 13: Методика преподавания технического черчения
Тема № 14: Основы электротехники и электроники для школьников
Тема № 15: Работа с различными материалами: дерево, металл, пластик
Тема № 16: Текстильные технологии и дизайн одежды
Тема № 17: Кулинария и основы здорового питания
Тема № 18: Современные технологии в сельском хозяйстве
Тема № 19: Технология обработки пищевых продуктов
Тема № 20: Основы дизайна и проектирования изделий
Тема № 21: Эргономика и безопасность труда на уроках технологии
Тема № 22: Организация учебного процесса по технологии
Тема № 23: Оценка результатов обучения технологии
Тема № 24: Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках технологии
Тема № 25: Индивидуализация и дифференциация обучения технологии
Тема № 26: Работа с одаренными детьми в области технологии
Тема № 27: Инклюзивное образование на уроках технологии
Тема № 28: Внеурочная деятельность по технологии
Тема № 29: Участие в конкурсах и олимпиадах по технологии
Тема № 30: Профориентационная работа на уроках технологии
Тема № 31: Современные профессии в сфере технологий
Тема № 32: Использование игровых технологий на уроках технологии
Тема № 33: Кейс-метод в преподавании технологии
Тема № 34: Проблемное обучение на уроках технологии
Тема № 35: Межпредметные связи в преподавании технологии
Тема № 36: Работа с родителями в рамках технологического образования
Тема № 37: Самообразование и профессиональное развитие учителя технологии
Тема № 38: Современные образовательные платформы и ресурсы для учителя технологии
Тема № 39: Нормативно-правовая база технологического образования
Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся при изучении технологии»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает о различных профессиях и специальностях, связанных с технологией, и перспективах развития технологической сферы. Понимает важность креативности, инноваций и предпринимательского мышления в современной технологической среде.
Умения: Владеет навыками командной работы и коммуникации, умеет эффективно взаимодействовать с другими участниками проекта, аргументировать свою точку зрения и учитывать мнение других. Владеет навыками самооценки и рефлексии, способен анализировать свои достижения и определять направления для дальнейшего развития.
Навыки: Умеет анализировать информацию о технологических процессах и материалах, выбирать подходящие инструменты и методы для решения практических задач. Умеет планировать и организовывать свою работу, распределять время и ресурсы. Умеет представлять результаты своей работы в различных форматах (устно, письменно, визуально).
Содержание раздела
Тема № 1: Основы проектной деятельности
Тема № 2: Работа с информацией и цифровыми ресурсами
Тема № 3: Технологии обработки текстовой информации
Тема № 4: Технологии обработки графической информации
Тема № 5: Технологии обработки мультимедийной информации
Тема № 6: Основы технического черчения и моделирования
Тема № 7: Работа с измерительными инструментами
Тема № 8: Материаловедение: древесина и ее обработка
Тема № 9: Материаловедение: металлы и их обработка
Тема № 10: Материаловедение: полимеры и их обработка
Тема № 11: Материаловедение: текстильные материалы и их обработка
Тема № 12: Материаловедение: композитные материалы
Тема № 13: Технологии изготовления изделий из древесины
Тема № 14: Технологии изготовления изделий из металла
Тема № 15: Технологии изготовления изделий из полимеров
Тема № 16: Технологии изготовления изделий из текстиля
Тема № 17: Технологии изготовления изделий из композитных материалов
Тема № 18: Электротехника и электроника для начинающих
Тема № 19: Робототехника и автоматизация
Тема № 20: 3D-моделирование и печать
Тема № 21: Лазерные технологии
Тема № 22: Основы программирования для технологических задач
Тема № 23: Безопасность труда при работе с инструментами и оборудованием
Тема № 24: Экологические аспекты технологической деятельности
Тема № 25: Экономические аспекты технологической деятельности
Тема № 26: Основы маркетинга и предпринимательства
Тема № 27: Развитие креативного мышления и творческих способностей
Тема № 28: Работа в команде и коммуникативные навыки
Тема № 29: Управление временем и ресурсами
Тема № 30: Решение проблем и принятие решений
Тема № 31: Критическое мышление и анализ информации
Тема № 32: Развитие исследовательских навыков
Тема № 33: Презентация проектов и результатов работы
Тема № 34: Профориентация в сфере технологий
Тема № 35: Современные технологии и инновации
Тема № 36: Интеллектуальная собственность и патентование
Тема № 37: Технологии будущего и их влияние на общество
Тема № 38: Развитие лидерских качеств
Тема № 39: Самообразование и непрерывное обучение
Раздел «Внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в преподавании технологии»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает нормативно-правовую базу, регламентирующую проектную деятельность в образовательном процессе.
Умения: Владеет навыками использования информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности по технологии.
Навыки: Умеет адаптировать методики проектной деятельности к специфике предмета "Технология" и возрастным особенностям учащихся.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы межпредметных связей в образовании
Тема № 2: Технология как интегрирующая дисциплина
Тема № 3: Межпредметные связи технологии с естественнонаучными предметами
Тема № 4: Межпредметные связи технологии с математикой
Тема № 5: Межпредметные связи технологии с информатикой
Тема № 6: Межпредметные связи технологии с искусством
Тема № 7: Межпредметные связи технологии с историей и обществознанием
Тема № 8: Межпредметные связи технологии с литературой
Тема № 9: Межпредметные связи технологии с иностранными языками
Тема № 10: Проектная деятельность как метод обучения
Тема № 11: Этапы проектной деятельности
Тема № 12: Выбор темы проекта по технологии
Тема № 13: Планирование проекта по технологии
Тема № 14: Организация работы над проектом
Тема № 15: Исследовательская деятельность в проекте по технологии
Тема № 16: Разработка дизайна и конструирование в проекте
Тема № 17: Технологические процессы в проекте
Тема № 18: Экономическое обоснование проекта
Тема № 19: Презентация проекта
Тема № 20: Оценка проекта
Тема № 21: Виды проектов по технологии
Тема № 22: Индивидуальные проекты по технологии
Тема № 23: Групповые проекты по технологии
Тема № 24: Долгосрочные проекты по технологии
Тема № 25: Краткосрочные проекты по технологии
Тема № 26: Использование ИКТ в проектной деятельности
Тема № 27: Работа с информационными источниками
Тема № 28: Цифровое моделирование и прототипирование
Тема № 29: Роль учителя в проектной деятельности
Тема № 30: Мотивация учащихся к проектной деятельности
Тема № 31: Формирование проектной культуры учащихся
Тема № 32: Работа с одаренными детьми в проектной деятельности
Тема № 33: Работа со слабоуспевающими детьми в проектной деятельности
Тема № 34: Инклюзивный подход в проектной деятельности
Тема № 35: Организация проектной деятельности во внеурочное время
Тема № 36: Примеры успешных проектов по технологии
Тема № 37: Анализ и рефлексия проектной деятельности
Тема № 38: Современные тенденции в развитии проектной деятельности
Раздел «Использование цифровых образовательных ресурсов и технологий в преподавании технологии»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает методики применения цифровых образовательных ресурсов и технологий для развития ключевых компетенций обучающихся, в том числе цифровой грамотности, критического мышления, коммуникативных навыков, умения работать в команде. Знает особенности организации смешанного и дистанционного обучения технологии с использованием ЦОР.
Умения: Владеет навыками работы с различными цифровыми образовательными ресурсами и технологиями, применяемыми в преподавании технологии (например, работа с LMS, создание и использование виртуальных лабораторий, работа с ПО для 3D-моделирования, создание интерактивных презентаций, обработка графики, видео и звука). Владеет навыками создания собственных цифровых образовательных ресурсов (например, разработка интерактивных упражнений, тестов, виртуальных экскурсий) для использования на уроках технологии. Владеет навыками организации совместной работы обучающихся с использованием ЦОР и технологий (например, работа в облачных сервисах, онлайн-проекты).
Навыки: Умеет проектировать образовательную среду с использованием цифровых образовательных ресурсов и технологий, способствующую формированию у обучающихся предметных и метапредметных компетенций. Умеет анализировать результаты применения ЦОР и технологий и вносить коррективы в учебный процесс на основе полученных данных.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании
Тема № 2: Цифровые инструменты для создания интерактивных уроков
Тема № 3: Работа с электронными учебниками и пособиями
Тема № 4: Использование онлайн-платформ для обучения технологии
Тема № 5: Создание и использование цифровых дидактических материалов
Тема № 6: Применение мультимедийных презентаций в обучении
Тема № 7: Работа с графическими редакторами для создания иллюстраций
Тема № 8: Видеомонтаж для создания обучающих видеороликов
Тема № 9: 3D-моделирование и его применение в преподавании технологии
Тема № 10: Виртуальная и дополненная реальность в образовательном процессе
Тема № 11: Использование интерактивных досок и проекторов
Тема № 12: Организация дистанционного обучения технологии
Тема № 13: Разработка онлайн-курсов по технологии
Тема № 14: Применение облачных технологий в образовании
Тема № 15: Работа с электронными портфолио учащихся
Тема № 16: Цифровая оценка образовательных результатов
Тема № 17: Использование образовательных игр и симуляторов
Тема № 18: Применение мобильных устройств в обучении технологии
Тема № 19: Создание и использование цифровых тестов и заданий
Тема № 20: Работа с системами управления обучением (LMS)
Тема № 21: Информационная безопасность в цифровой образовательной среде
Тема № 22: Авторское право и лицензирование цифровых образовательных ресурсов
Тема № 23: Работа с электронными библиотеками и базами данных
Тема № 24: Веб-квесты и их применение в преподавании технологии
Тема № 25: Проектная деятельность с использованием цифровых инструментов
Тема № 26: Разработка и проведение онлайн-олимпиад и конкурсов
Тема № 27: Использование социальных сетей в образовательных целях
Тема № 28: Цифровые инструменты для коммуникации с учащимися и родителями
Тема № 29: Методика преподавания технологии с использованием ИКТ
Тема № 30: Формирование цифровой грамотности учащихся
Тема № 31: Развитие критического мышления в цифровой среде
Тема № 32: Инклюзивное образование с использованием цифровых технологий
Тема № 33: Организация и проведение вебинаров и онлайн-конференций
Тема № 34: Анализ эффективности использования цифровых образовательных ресурсов
Тема № 35: Тренды развития цифровых технологий в образовании
Тема № 36: Перспективы использования искусственного интеллекта в образовании
Тема № 37: Этические аспекты использования цифровых технологий в образовании
Тема № 38: Создание цифрового образовательного контента
Тема № 39: Работа с цифровыми лабораториями и оборудованием
Тема № 40: Цифровые инструменты для организации исследовательской деятельности учащихся
Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по технологии»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает принципы объективности, валидности и надежности оценки, этические аспекты оценочной деятельности, особенности оценки учебных достижений учащихся с особыми образовательными потребностями, возможности использования информационно-коммуникационных технологий в оценке и мониторинге.
Умения: Владеет навыками использования различных методов и инструментов оценки учебных достижений учащихся по технологии, создания и использования оценочных материалов (тестов, заданий, рубрик и др.), организации и проведения различных форм контроля (текущего, промежуточного, итогового), анализа результатов оценки и корректировки образовательного процесса на основе полученных данных, ведения документации по оценке и мониторингу учебных достижений.
Навыки: Умеет дифференцировать подходы к оценке учебных достижений учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и образовательных потребностей, использовать результаты оценки для индивидуализации обучения и развития учащихся, анализировать эффективность применяемых методов и инструментов оценки и вносить коррективы в оценочную деятельность, представлять результаты мониторинга в различных формах (отчеты, графики, диаграммы).
Содержание раздела
Тема № 1: Диагностика исходного уровня технологической подготовки учащихся
Тема № 2: Критерии и показатели оценки учебных достижений по технологии
Тема № 3: Виды оценочных процедур: устный опрос, тестирование, практические работы
Тема № 4: Оценка проектной деятельности учащихся
Тема № 5: Портфолио как инструмент оценки достижений по технологии
Тема № 6: Оценка технологической грамотности и культуры
Тема № 7: Методы оценки технического мышления и креативности
Тема № 8: Разработка критериев оценивания для разных видов технологической деятельности
Тема № 9: Оценка умений работать с информацией и технологиями
Тема № 10: Оценка уровня сформированности технологических знаний
Тема № 11: Оценка умений планировать и организовывать технологический процесс
Тема № 12: Мониторинг качества освоения образовательной программы по технологии
Тема № 13: Использование цифровых инструментов для оценки и мониторинга
Тема № 14: Анализ результатов оценки и мониторинга
Тема № 15: Коррекция образовательного процесса на основе результатов мониторинга
Тема № 16: Самооценка и взаимооценка учебных достижений учащихся
Тема № 17: Формирование культуры оценивания у учащихся
Тема № 18: Этические аспекты оценки учебных достижений
Тема № 19: Оценка уровня сформированности технологических компетенций
Тема № 20: Оценка коммуникативных навыков в процессе технологической деятельности
Тема № 21: Оценка навыков безопасной работы с инструментами и оборудованием
Тема № 22: Разработка и использование оценочных материалов (тесты, задания, рубрики)
Тема № 23: Оценка уровня самостоятельности и ответственности учащихся
Тема № 24: Оценка умения работать в команде
Тема № 25: Мониторинг индивидуального прогресса учащихся
Тема № 26: Оценка качества выполненных изделий или проектов
Тема № 27: Использование наблюдения как метода оценки
Тема № 28: Анализ типичных ошибок учащихся и пути их преодоления
Тема № 29: Организация и проведение контрольных работ по технологии
Тема № 30: Критерии оценки устных ответов учащихся
Тема № 31: Роль обратной связи в процессе обучения технологии
Тема № 32: Взаимодействие учителя и родителей в оценке достижений учащихся
Тема № 33: Документирование результатов оценки и мониторинга
Тема № 34: Использование результатов мониторинга для совершенствования преподавания
Тема № 35: Современные подходы к оценке и мониторингу в технологическом образовании
Тема № 36: Оценка метапредметных результатов обучения технологии
Тема № 37: Формирование оценочной самостоятельности учащихся
Тема № 38: Оценка уровня развития исследовательских навыков
Тема № 39: Работа с одаренными детьми в рамках оценки и мониторинга
Тема № 40: Инклюзивный подход к оценке учебных достижений по технологии
Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по технологии»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания современных тенденций в области образования и технологий обучения.
Умения: Навыки поиска, анализа и адаптации существующих образовательных ресурсов для использования в собственных программах и курсах.
Навыки: Умение проводить анализ рынка образовательных услуг и выявлять актуальные потребности в обучении.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в проектирование образовательных программ
Тема № 2: Анализ потребностей целевой аудитории
Тема № 3: Формулировка целей и задач программы
Тема № 4: Выбор образовательных технологий
Тема № 5: Разработка структуры и содержания программы
Тема № 6: Создание учебных материалов
Тема № 7: Методы оценки эффективности обучения
Тема № 8: Использование цифровых инструментов в образовании
Тема № 9: Проектирование онлайн-курсов
Тема № 10: Работа с LMS-платформами
Тема № 11: Интерактивные методы обучения
Тема № 12: Геймификация в образовании
Тема № 13: Проектная деятельность в технологическом образовании
Тема № 14: Разработка кейсов и практических заданий
Тема № 15: Организация групповой работы
Тема № 16: Формирование коммуникативных навыков
Тема № 17: Развитие критического мышления
Тема № 18: Методы мотивации учащихся
Тема № 19: Работа с одаренными детьми
Тема № 20: Инклюзивное образование в технологическом контексте
Тема № 21: Авторское право и лицензирование образовательных материалов
Тема № 22: Продвижение и маркетинг образовательных программ
Тема № 23: Организация и проведение вебинаров
Тема № 24: Создание видеоуроков
Тема № 25: Работа с графическими редакторами
Тема № 26: Основы видеомонтажа
Тема № 27: Использование инструментов для создания инфографики
Тема № 28: Разработка интерактивных презентаций
Тема № 29: Применение технологий виртуальной и дополненной реальности
Тема № 30: 3D-моделирование и прототипирование в образовании
Тема № 31: Программирование и робототехника в образовании
Тема № 32: Использование микроконтроллеров в образовательных проектах
Тема № 33: Работа с датчиками и исполнительными устройствами
Тема № 34: Интернет вещей в образовании
Тема № 35: Основы data science в технологическом образовании
Тема № 36: Разработка образовательных проектов с использованием искусственного интеллекта
Тема № 37: Проведение самоанализа и рефлексии
Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по предмету «Труд (технология)»»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о: современных методах, технологиях и инструментарии анализа и оценки эффективности педагогической деятельности по предмету «Труд (технология)»; нормативно-правовых документах, регламентирующих образовательный процесс и оценку его результатов по предмету «Труд (технология)»; критериях и показателях эффективности педагогической деятельности, включая предметные, метапредметные и личностные результаты учащихся; методах обработки и интерпретации данных, полученных в ходе анализа и оценки педагогической деятельности; современных образовательных технологиях, применяемых в преподавании предмета «Труд (технология)».
Умения: проведения самоанализа и самооценки педагогической деятельности по предмету «Труд (технология)»; использования различных методов и инструментов для сбора данных об эффективности педагогической деятельности; обработки и анализа полученных данных с использованием современных информационных технологий; составления аналитических отчетов и презентаций по результатам анализа и оценки педагогической деятельности; применения полученных результатов анализа для корректировки собственной педагогической деятельности и повышения ее эффективности.
Навыки: анализировать учебные программы, календарно-тематическое планирование и другие методические материалы по предмету «Труд (технология)» с точки зрения их соответствия требованиям ФГОС; проводить диагностику уровня обученности учащихся по предмету «Труд (технология)» с использованием различных методов (тестирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности и т.д.); разрабатывать и применять инструменты для оценки эффективности собственной педагогической деятельности и деятельности коллег; интерпретировать результаты анализа и оценки педагогической деятельности, формулировать выводы и рекомендации по ее совершенствованию; использовать результаты анализа и оценки для корректировки образовательного процесса и повышения качества преподавания предмета «Труд (технология)».
Содержание раздела
Тема № 1: Цели и задачи анализа педагогической деятельности по предмету "Труд (технология)"
Тема № 2: Нормативно-правовая база преподавания предмета "Труд (технология)"
Тема № 3: Современные подходы к преподаванию технологии
Тема № 4: Планирование уроков технологии: виды планирования, структура урока
Тема № 5: Методы обучения технологии: традиционные и инновационные
Тема № 6: Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии
Тема № 7: Формирование практических умений и навыков учащихся
Тема № 8: Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
Тема № 9: Дифференцированный подход в обучении технологии
Тема № 10: Проектная деятельность учащихся на уроках технологии
Тема № 11: Организация внеурочной деятельности по технологии
Тема № 12: Оценка результатов обучения по технологии: критерии и методы
Тема № 13: Формирование технологической культуры учащихся
Тема № 14: Работа с одаренными детьми на уроках технологии
Тема № 15: Работа с учащимися, испытывающими трудности в освоении технологии
Тема № 16: Роль учителя технологии в воспитательном процессе
Тема № 17: Взаимодействие учителя технологии с родителями учащихся
Тема № 18: Анализ учебных программ по технологии
Тема № 19: Анализ учебников и учебно-методических пособий по технологии
Тема № 20: Анализ материально-технической базы кабинета технологии
Тема № 21: Самоанализ урока технологии
Тема № 22: Взаимопосещение уроков технологии и анализ
Тема № 23: Портфолио учителя технологии как инструмент рефлексии
Тема № 24: Использование современных образовательных технологий на уроках технологии (STEM, STEAM)
Тема № 25: Развитие критического мышления учащихся на уроках технологии
Тема № 26: Формирование навыков безопасной работы с инструментами и материалами
Тема № 27: Интеграция предмета "Технология" с другими предметами
Тема № 28: Организация и проведение конкурсов и выставок по технологии
Тема № 29: Работа с электронными образовательными ресурсами по технологии
Тема № 30: Методика проведения практических работ на уроках технологии
Тема № 31: Анализ типичных ошибок учащихся при выполнении практических работ
Тема № 32: Развитие исследовательских умений учащихся на уроках технологии
Тема № 33: Формирование экологической культуры учащихся на уроках технологии
Тема № 34: Профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии
Тема № 35: Использование игровых технологий на уроках технологии
Тема № 36: Методы формирования мотивации к изучению технологии
Тема № 37: Анализ эффективности использования различных методов обучения технологии
Тема № 38: Современные тенденции развития технологического образования
Тема № 39: Перспективы развития предмета "Технология" в современной школе
Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.
Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.
Условия реализации рабочей программы модуля
Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля
Электронные учебные издания
Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503
Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Электронные методические издания
Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252
Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597
Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).
Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)
Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):
- Состав современных профессиональных баз данных
Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)
Открытые данные России (https://data.gov.ru/)
Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)
База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)
- Состав информационных справочных систем
База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)
Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)
Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)
Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)
Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)
Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)
Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)
- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти
Президент России (http://kremlin.ru/)
Правительство России (http://government.ru/)
Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)
Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)
Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)
- Иные информационные ресурсы - периодическими издания
TACC (https://tass.ru/)
РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)
Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)
RT (https://rt.com/)
- Информационные поисковые системы
Яндекс (https://ya.ru/)
MAIL.RU (https://www.mail.ru/)