Приложение 3

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"

"05" июня 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

ВМ.33 «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Основы безопасности и защиты Родины» в основном общем и среднем общем образовании (учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины»)»

Дополнительная профессиональная программа

«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»

г. Москва

Территория Инновационного центра Сколково

Наименование модуля: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Основы безопасности и защиты Родины» в основном общем и среднем общем образовании (учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины»).

Тип модуля: вариативный модуль.

Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Основы безопасности и защиты Родины» в основном общем и среднем общем образовании (учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины»)».

Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.

Структура и содержание модуля

Элемент Всего, ак.ч. Лекций, ак.ч. Практических занятий, ак.ч. Результаты обучения (коды)
Раздел «Психолого-педагогические аспекты формирования культуры безопасности у учащихся» 8 2 2 ПК-33
Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по предмету «Основы безопасности и защиты Родины» с учётом ФГОС» 8 2 2 ПК-33
Раздел «Современные подходы и методики преподавания основ безопасности» 8 2 2 ПК-33
Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся при изучении основ безопасности» 8 2 2 ПК-33
Раздел «Внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в преподавании основ безопасности» 8 2 2 ПК-33
Раздел «Использование образовательных ресурсов и технологий в преподавании основ безопасности» 8 2 2 ПК-33
Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по предмету «Основы безопасности и защиты Родины»» 8 2 2 ПК-33
Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по основам безопасности» 8 2 2 ПК-33
Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по предмету «Основы безопасности и защиты Родины»» 8 2 2 ПК-33

Раздел «Психолого-педагогические аспекты формирования культуры безопасности у учащихся»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основные психолого-педагогические принципы формирования культуры безопасности у учащихся (возрастные особенности восприятия рисков, механизмы формирования безопасного поведения, роль мотивации и эмоционально-волевой сферы в обеспечении безопасности). Знает виды и классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, а также правовые и нормативные акты, регулирующие вопросы безопасности жизнедеятельности в образовательной среде. Понимает психологические последствия воздействия травмирующих событий на детей и подростков, а также методы оказания психологической помощи и поддержки.

Умения: Владеет навыками организации безопасной образовательной среды. Владеет навыками эффективного взаимодействия с учащимися, родителями и коллегами по вопросам безопасности. Владеет навыками проведения инструктажей и тренировок по действиям в чрезвычайных ситуациях. Владеет навыками оказания первой психологической помощи учащимся в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Владеет навыками саморегуляции и стрессоустойчивости в экстремальных ситуациях.

Навыки: Умеет анализировать образовательную среду с точки зрения потенциальных рисков для учащихся. Умеет разрабатывать и проводить мероприятия, направленные на формирование культуры безопасности у учащихся, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Умеет применять методы обучения, воспитания и развития, способствующие формированию ответственного и безопасного поведения. Умеет оценивать эффективность проведенных мероприятий по формированию культуры безопасности. Умеет распознавать признаки психологического дистресса у учащихся, связанные с переживанием травмирующих событий.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в культуру безопасности: основные понятия и определения

Тема № 2: Психологические основы безопасности жизнедеятельности

Тема № 3: Педагогические подходы к формированию культуры безопасности

Тема № 4: Возрастные особенности восприятия безопасности у учащихся

Тема № 5: Риск-ориентированный подход в обучении безопасности

Тема № 6: Формирование безопасного поведения в школе

Тема № 7: Безопасность на дорогах: психолого-педагогические аспекты

Тема № 8: Профилактика травматизма у детей и подростков

Тема № 9: Психология экстремальных ситуаций и поведение в них

Тема № 10: Обучение действиям при пожаре и других чрезвычайных ситуациях

Тема № 11: Формирование навыков оказания первой помощи

Тема № 12: Информационная безопасность и ее психологические аспекты

Тема № 13: Кибербезопасность и защита от кибербуллинга

Тема № 14: Безопасность в сети Интернет: правила поведения для учащихся

Тема № 15: Психологические аспекты взаимодействия с незнакомыми людьми

Тема № 16: Профилактика насилия и агрессии в школьной среде

Тема № 17: Формирование толерантности и культуры мирного разрешения конфликтов

Тема № 18: Психолого-педагогическая поддержка детей, пострадавших от насилия

Тема № 19: Эмоциональная безопасность учащихся: создание благоприятного психологического климата

Тема № 20: Профилактика суицидального поведения у подростков

Тема № 21: Здоровый образ жизни как фактор безопасности

Тема № 22: Профилактика вредных привычек у учащихся

Тема № 23: Безопасное питание и его роль в здоровье и безопасности

Тема № 24: Психология безопасности дорожного движения для пешеходов и велосипедистов

Тема № 25: Правила поведения на воде и профилактика утоплений

Тема № 26: Безопасность в природной среде: правила поведения в лесу, горах, на воде

Тема № 27: Экологическая безопасность и формирование экологической культуры

Тема № 28: Психологические аспекты безопасности в быту

Тема № 29: Электробезопасность в доме и школе

Тема № 30: Пожарная безопасность в быту

Тема № 31: Правила обращения с газовыми приборами

Тема № 32: Организация безопасного пространства в школе

Тема № 33: Роль семьи в формировании культуры безопасности у детей

Тема № 34: Взаимодействие школы и семьи в вопросах безопасности

Тема № 35: Методы и формы обучения культуре безопасности

Тема № 36: Разработка и проведение занятий по безопасности жизнедеятельности

Тема № 37: Оценка эффективности обучения культуре безопасности

Тема № 38: Проектная деятельность учащихся по безопасности

Тема № 39: Современные технологии в обучении культуре безопасности

Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по предмету «Основы безопасности и защиты Родины» с учётом ФГОС»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знание основных угроз национальной безопасности Российской Федерации в различных сферах (военной, информационной, экономической, экологической и др.). Знание правовых основ безопасности и обороны государства, включая законы и нормативные акты, регулирующие деятельность Вооруженных Сил РФ, других войск, воинскую обязанность и военную службу. Знание основ военной службы, правил поведения военнослужащих, воинских уставов. Знание истории Вооруженных Сил Российской Федерации, основных этапов их развития и роли в защите Отечества. Знание основ безопасности жизнедеятельности, правил оказания первой помощи пострадавшим, действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Знание правил дорожного движения, основ безопасного поведения на дорогах и в транспорте. Знание основ информационной безопасности, правил безопасного поведения в сети Интернет, защиты персональных данных.

Умения: Навыки работы с нормативно-правовыми документами в области безопасности и обороны. Навыки строевой подготовки (выполнение команд, строевые приемы). Навыки обращения с индивидуальными средствами защиты. Навыки оказания первой помощи пострадавшим (наложение повязок, проведение сердечно-легочной реанимации). Навыки ориентирования на местности, использования карты и компаса. Навыки безопасного поведения в экстремальных ситуациях (пожар, наводнение, землетрясение). Навыки безопасного поведения на дорогах, управления велосипедом (при наличии соответствующих условий). Навыки безопасной работы в сети Интернет, защиты от киберугроз.

Навыки: Умение анализировать и оценивать различные угрозы национальной безопасности. Умение применять полученные знания правовых основ безопасности и обороны государства в практических ситуациях. Умение ориентироваться в воинских уставах и применять их положения на практике. Умение анализировать исторические события, связанные с защитой Отечества. Умение оказывать первую помощь пострадавшим в различных ситуациях. Умение действовать в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Умение применять правила дорожного движения на практике, обеспечивать безопасность на дорогах. Умение распознавать и противодействовать угрозам информационной безопасности, защищать персональные данные.

Содержание раздела

Тема № 1: Нормативно-правовая база преподавания ОБЖ

Тема № 2: Цели и задачи обучения ОБЖ в соответствии с ФГОС

Тема № 3: Структура учебного плана по ОБЖ

Тема № 4: Разработка рабочей программы по ОБЖ

Тема № 5: Календарно-тематическое планирование по ОБЖ

Тема № 6: Методы обучения ОБЖ

Тема № 7: Формы организации учебного процесса по ОБЖ

Тема № 8: Средства обучения ОБЖ

Тема № 9: Оценка результатов обучения по ОБЖ

Тема № 10: Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании ОБЖ

Тема № 11: Организация внеурочной деятельности по ОБЖ

Тема № 12: Безопасность жизнедеятельности в повседневной жизни

Тема № 13: Правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера

Тема № 14: Правила поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера

Тема № 15: Правила дорожного движения

Тема № 16: Основы пожарной безопасности

Тема № 17: Основы электробезопасности

Тема № 18: Основы радиационной безопасности

Тема № 19: Основы химической безопасности

Тема № 20: Основы биологической безопасности

Тема № 21: Оказание первой помощи при травмах и несчастных случаях

Тема № 22: Основы военной службы

Тема № 23: Строевая подготовка

Тема № 24: Военная топография

Тема № 25: Огневая подготовка

Тема № 26: Защита от оружия массового поражения

Тема № 27: Международное гуманитарное право

Тема № 28: Гражданская оборона

Тема № 29: Терроризм и экстремизм

Тема № 30: Информационная безопасность

Тема № 31: Экологическая безопасность

Тема № 32: Экономическая безопасность

Тема № 33: Правовые основы безопасности

Тема № 34: Психологическая безопасность

Тема № 35: Организация и проведение учебно-тренировочных занятий по ОБЖ

Тема № 36: Проектная деятельность по ОБЖ

Тема № 37: Исследовательская деятельность по ОБЖ

Тема № 38: Организация и проведение экскурсий и походов в рамках ОБЖ

Тема № 39: Работа с родителями учащихся по вопросам безопасности

Тема № 40: Мониторинг и анализ результатов обучения по ОБЖ

Раздел «Современные подходы и методики преподавания основ безопасности»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основные принципы формирования культуры безопасности жизнедеятельности у обучающихся, включая принципы превентивности, непрерывности и интеграции. Знает особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе формирования компетенций безопасного поведения.

Умения: Владеет навыками моделирования различных чрезвычайных ситуаций и отработки алгоритмов действий в них. Владеет навыками оказания первой помощи пострадавшим.

Навыки: Умеет анализировать и выбирать оптимальные методы и формы обучения ОБЖ в зависимости от возраста, уровня подготовки и индивидуальных особенностей обучающихся. Умеет разрабатывать и проводить учебные занятия по ОБЖ с использованием современных образовательных технологий, включая интерактивные методы, проектную деятельность, кейсы, ролевые игры. Умеет интегрировать знания по ОБЖ с другими предметами учебного плана. Умеет оценивать результаты обучения по ОБЖ с использованием разнообразных методов контроля и оценки. Умеет применять цифровые инструменты и ресурсы для организации и проведения обучения по ОБЖ.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в безопасность: основные понятия и определения

Тема № 2: Психологические аспекты безопасности

Тема № 3: Физическая безопасность и самооборона

Тема № 4: Информационная безопасность и кибербезопасность

Тема № 5: Безопасность в социальных сетях

Тема № 6: Противодействие кибербуллингу

Тема № 7: Безопасность дорожного движения

Тема № 8: Правила поведения в общественных местах

Тема № 9: Безопасность в чрезвычайных ситуациях: основы выживания

Тема № 10: Первая помощь при травмах и несчастных случаях

Тема № 11: Противопожарная безопасность

Тема № 12: Безопасность на воде

Тема № 13: Безопасность в природной среде: лес, горы, водоемы

Тема № 14: Экологическая безопасность и устойчивое развитие

Тема № 15: Безопасность питания и здоровый образ жизни

Тема № 16: Профилактика инфекционных заболеваний

Тема № 17: Безопасность в быту: электробезопасность, газобезопасность

Тема № 18: Противодействие терроризму и экстремизму

Тема № 19: Правовые основы безопасности

Тема № 20: Международное гуманитарное право и права человека

Тема № 21: Этика и мораль в контексте безопасности

Тема № 22: Межкультурная коммуникация и безопасность

Тема № 23: Работа с уязвимыми группами населения

Тема № 24: Инклюзивный подход к безопасности

Тема № 25: Роль семьи в обеспечении безопасности детей

Тема № 26: Взаимодействие школы и семьи в вопросах безопасности

Тема № 27: Организация безопасной образовательной среды

Тема № 28: Проектная деятельность по безопасности

Тема № 29: Игровые методы обучения безопасности

Тема № 30: Использование информационных технологий в обучении безопасности

Тема № 31: Развитие критического мышления в контексте безопасности

Тема № 32: Формирование культуры безопасности

Тема № 33: Оценка рисков и принятие решений в области безопасности

Тема № 34: Мониторинг и контроль безопасности

Тема № 35: Современные технологии обеспечения безопасности

Тема № 36: Профессиональная этика специалиста по безопасности

Тема № 37: Организация и проведение тренингов по безопасности

Тема № 38: Методика преподавания основ безопасности для разных возрастных групп

Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся при изучении основ безопасности»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основные понятия безопасности жизнедеятельности, включая виды опасностей, принципы обеспечения безопасности, правовые и нормативные основы безопасности, основные методы защиты от опасностей. Знает основные правила оказания первой помощи при различных видах травм и несчастных случаев. Понимает важность развития ключевых навыков и компетенций для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.

Умения: Владеет навыками оказания первой помощи пострадавшим, включая сердечно-легочную реанимацию, остановку кровотечения, иммобилизацию конечностей. Владеет навыками безопасного поведения в различных ситуациях, включая пожар, стихийные бедствия, террористические акты. Владеет навыками использования средств индивидуальной защиты. Владеет навыками самоконтроля и управления эмоциями в стрессовых ситуациях. Владеет навыками эффективной коммуникации в чрезвычайных ситуациях.

Навыки: Умеет анализировать опасные ситуации и оценивать риски для здоровья и жизни. Умеет применять полученные знания для выбора оптимальных стратегий поведения в различных чрезвычайных ситуациях. Умеет использовать средства индивидуальной и коллективной защиты. Умеет планировать мероприятия по обеспечению безопасности в повседневной жизни и в различных условиях. Умеет работать с информационными источниками по вопросам безопасности.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в безопасность: основные понятия и определения

Тема № 2: Личная безопасность: дома и на улице

Тема № 3: Безопасность в школе и других общественных местах

Тема № 4: Правила дорожного движения для пешеходов

Тема № 5: Правила дорожного движения для велосипедистов

Тема № 6: Безопасность на воде: правила поведения на пляже и в бассейне

Тема № 7: Безопасность в лесу и на природе

Тема № 8: Пожарная безопасность: причины возникновения пожаров и меры предосторожности

Тема № 9: Действия при пожаре: эвакуация и использование средств пожаротушения

Тема № 10: Первая помощь при ожогах и отравлении угарным газом

Тема № 11: Электробезопасность: правила обращения с электроприборами

Тема № 12: Безопасность в интернете: защита личных данных и кибербуллинг

Тема № 13: Безопасность при общении с незнакомыми людьми

Тема № 14: Противодействие терроризму: что делать при угрозе теракта

Тема № 15: Экстремальные ситуации: как действовать при стихийных бедствиях

Тема № 16: Основы выживания в экстремальных условиях

Тема № 17: Здоровый образ жизни: правильное питание и физическая активность

Тема № 18: Профилактика инфекционных заболеваний

Тема № 19: Психологическая безопасность: стресс и способы его преодоления

Тема № 20: Эмоциональный интеллект и управление эмоциями

Тема № 21: Коммуникативные навыки и разрешение конфликтов

Тема № 22: Работа в команде и сотрудничество

Тема № 23: Критическое мышление и принятие решений

Тема № 24: Креативность и инновационное мышление

Тема № 25: Лидерство и ответственность

Тема № 26: Тайм-менеджмент и организация учебного процесса

Тема № 27: Финансовая грамотность и основы предпринимательства

Тема № 28: Экологическая безопасность и охрана окружающей среды

Тема № 29: Правовая культура и основы законодательства

Тема № 30: Медиаграмотность и критическое восприятие информации

Тема № 31: Цифровая грамотность и работа с информацией

Тема № 32: Профориентация и выбор будущей профессии

Тема № 33: Социальная ответственность и волонтерство

Тема № 34: Развитие толерантности и уважения к другим культурам

Тема № 35: Патриотизм и гражданская ответственность

Тема № 36: Формирование нравственных ценностей и этических принципов

Тема № 37: Проектная деятельность и презентационные навыки

Тема № 38: Самооценка и развитие личностного потенциала

Тема № 39: Рефлексия и самоанализ

Раздел «Внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в преподавании основ безопасности»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает особенности интеграции ОБЖ с другими учебными предметами (физика, химия, биология, география, обществознание и т.д.); знает различные типы межпредметных проектов и их классификацию; знает методики оценки эффективности внедрения межпредметных связей и проектной деятельности.

Умения: Владеет навыками разработки и реализации межпредметных проектов по ОБЖ; владеет навыками организации и проведения различных форм проектной деятельности учащихся; владеет навыками использования ИКТ в проектной деятельности; владеет навыками анализа и интерпретации результатов проектной деятельности; владеет навыками публичного выступления и презентации результатов проектной деятельности.

Навыки: Умеет разрабатывать интегрированные уроки и внеклассные мероприятия по ОБЖ с использованием межпредметных связей; умеет руководить проектной деятельностью учащихся, оказывая им необходимую консультативную и методическую помощь; умеет анализировать и обобщать опыт внедрения межпредметных связей и проектной деятельности в образовательный процесс.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы безопасности и их связь с естественными науками

Тема № 2: Основы безопасности и их связь с обществознанием

Тема № 3: Основы безопасности и их связь с литературой и искусством

Тема № 4: Основы безопасности и их связь с информатикой

Тема № 5: Основы безопасности и их связь с физической культурой

Тема № 6: Основы безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни

Тема № 7: Безопасность дома и в школе

Тема № 8: Безопасность на улице и в транспорте

Тема № 9: Безопасность на природе

Тема № 10: Безопасность в чрезвычайных ситуациях

Тема № 11: Правила поведения при пожаре

Тема № 12: Правила поведения при наводнении

Тема № 13: Правила поведения при землетрясении

Тема № 14: Правила поведения при террористической угрозе

Тема № 15: Первая помощь при травмах

Тема № 16: Первая помощь при отравлениях

Тема № 17: Первая помощь при ожогах и обморожениях

Тема № 18: Информационная безопасность

Тема № 19: Защита персональных данных

Тема № 20: Безопасность в интернете

Тема № 21: Профилактика кибербуллинга

Тема № 22: Правовые основы безопасности

Тема № 23: Права и обязанности граждан в области безопасности

Тема № 24: Ответственность за нарушение правил безопасности

Тема № 25: Разработка проектов по безопасности дорожного движения

Тема № 26: Разработка проектов по пожарной безопасности

Тема № 27: Разработка проектов по безопасности на воде

Тема № 28: Разработка проектов по антитеррористической безопасности

Тема № 29: Разработка проектов по информационной безопасности

Тема № 30: Разработка проектов по экологической безопасности

Тема № 31: Презентация проектов по безопасности

Тема № 32: Оценка проектов по безопасности

Тема № 33: Работа в команде при разработке проектов

Тема № 34: Коммуникативные навыки при работе над проектами

Тема № 35: Критическое мышление и решение проблем в области безопасности

Тема № 36: Креативность и инновации в проектах по безопасности

Тема № 37: Межпредметные связи в проектной деятельности по безопасности

Тема № 38: Организация и проведение мероприятий по безопасности

Тема № 39: Анализ эффективности проектов по безопасности

Тема № 40: Рефлексия и самооценка в проектной деятельности по безопасности

Раздел «Использование образовательных ресурсов и технологий в преподавании основ безопасности»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает методы оценки эффективности использования образовательных ресурсов и технологий в учебном процессе. Знает особенности применения образовательных ресурсов и технологий для разных возрастных групп обучающихся. Знает этические аспекты использования образовательных ресурсов и технологий в преподавании ОБЖ.

Умения: Владеет навыками создания безопасной и комфортной образовательной среды с использованием образовательных ресурсов и технологий. Владеет навыками использования цифровых технологий для организации обратной связи с обучающимися и родителями. Владеет навыками самообразования и профессионального развития в области применения образовательных ресурсов и технологий в преподавании ОБЖ.

Навыки: Умеет интегрировать образовательные ресурсы и технологии в различные формы учебной деятельности по ОБЖ, включая лекции, практические занятия, лабораторные работы, проектную деятельность и самостоятельную работу обучающихся. Умеет организовывать взаимодействие обучающихся с использованием образовательных платформ и социальных сетей в рамках изучения ОБЖ. Умеет проводить мониторинг и анализ результатов обучения с использованием цифровых инструментов.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в образовательные ресурсы и технологии

Тема № 2: Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности

Тема № 3: Психологические аспекты обучения безопасности

Тема № 4: Педагогические технологии в обучении безопасности

Тема № 5: Классификация образовательных ресурсов

Тема № 6: Цифровые образовательные ресурсы

Тема № 7: Интерактивные доски и их применение

Тема № 8: Программное обеспечение для моделирования чрезвычайных ситуаций

Тема № 9: Виртуальные лаборатории и тренажеры

Тема № 10: Использование мультимедийных презентаций

Тема № 11: Образовательные видеоматериалы

Тема № 12: Работа с электронными учебниками и пособиями

Тема № 13: Организация дистанционного обучения безопасности

Тема № 14: Игровые технологии в обучении безопасности

Тема № 15: Деловые игры и кейс-стади

Тема № 16: Ролевые игры и симуляции

Тема № 17: Проектная деятельность в области безопасности

Тема № 18: Использование социальных сетей в образовательном процессе

Тема № 19: Веб-квесты и онлайн-олимпиады

Тема № 20: Работа с инфографикой и визуальными материалами

Тема № 21: Разработка и использование электронных тестов

Тема № 22: Организация практических занятий по безопасности

Тема № 23: Экскурсии на объекты повышенной опасности

Тема № 24: Тренинги по оказанию первой помощи

Тема № 25: Моделирование чрезвычайных ситуаций

Тема № 26: Работа с картами и планами эвакуации

Тема № 27: Использование специализированного оборудования

Тема № 28: Оценка эффективности образовательных ресурсов

Тема № 29: Критерии выбора образовательных технологий

Тема № 30: Методы контроля знаний по безопасности

Тема № 31: Формирование культуры безопасности у обучающихся

Тема № 32: Профилактика травматизма и несчастных случаев

Тема № 33: Работа с родителями по вопросам безопасности

Тема № 34: Взаимодействие с экстренными службами

Тема № 35: Организация и проведение учений по безопасности

Тема № 36: Современные тенденции в области образовательных ресурсов

Тема № 37: Перспективы развития технологий обучения безопасности

Тема № 38: Инновационные подходы к обучению безопасности

Тема № 39: Авторское право и использование образовательных ресурсов

Тема № 40: Этические аспекты использования образовательных технологий

Тема № 41: Гигиенические требования к использованию цифровых ресурсов

Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по предмету «Основы безопасности и защиты Родины»»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основные виды информационных угроз и способы защиты от них; правила безопасного поведения в сети Интернет; правовые аспекты использования информации.

Умения: Владеет навыками работы с антивирусными программами; безопасного поиска информации в сети Интернет; распознавания фишинговых и других мошеннических сайтов.

Навыки: Умеет анализировать информацию на предмет достоверности и безопасности; применять правила безопасного поведения в сети Интернет; защищать свою персональную информацию.

Содержание раздела

Тема № 1: Цели и задачи оценки учебных достижений

Тема № 2: Нормативно-правовая база оценки образовательных результатов

Тема № 3: Виды и формы контроля знаний

Тема № 4: Устный опрос и его разновидности

Тема № 5: Письменные работы: контрольные, самостоятельные, тестовые

Тема № 6: Практические работы и их оценка

Тема № 7: Проектная деятельность учащихся

Тема № 8: Портфолио как инструмент оценки достижений

Тема № 9: Критерии оценивания учебных достижений

Тема № 10: Система оценивания: балльная, рейтинговая и др

Тема № 11: Оценка знаний по разделам ОБЖ: основы медицинских знаний

Тема № 12: Оценка знаний по разделам ОБЖ: основы военной службы

Тема № 13: Оценка знаний по разделам ОБЖ: безопасность жизнедеятельности

Тема № 14: Оценка знаний по разделам ОБЖ: основы противодействия экстремизму и терроризму

Тема № 15: Оценка знаний по разделам ОБЖ: защита от чрезвычайных ситуаций

Тема № 16: Оценка знаний по разделам ОБЖ: правила дорожного движения

Тема № 17: Оценка умений и навыков по ОБЖ

Тема № 18: Организация и проведение контрольных работ

Тема № 19: Анализ результатов контрольных работ

Тема № 20: Организация и проведение самостоятельных работ

Тема № 21: Анализ результатов самостоятельных работ

Тема № 22: Разработка тестовых заданий

Тема № 23: Анализ результатов тестирования

Тема № 24: Использование информационных технологий в оценке знаний

Тема № 25: Мониторинг учебных достижений учащихся

Тема № 26: Виды мониторинга: текущий, тематический, итоговый

Тема № 27: Методы мониторинга

Тема № 28: Анализ результатов мониторинга

Тема № 29: Коррекция учебного процесса на основе результатов мониторинга

Тема № 30: Диагностика уровня обученности учащихся

Тема № 31: Дифференцированный подход к оценке знаний

Тема № 32: Работа с одаренными детьми

Тема № 33: Работа с учащимися, испытывающими трудности в обучении

Тема № 34: Формирование культуры безопасности у учащихся

Тема № 35: Воспитательный потенциал предмета ОБЖ

Тема № 36: Взаимодействие с родителями в процессе оценки и мониторинга

Тема № 37: Документация по оценке и мониторингу учебных достижений

Тема № 38: Самоанализ педагогической деятельности учителя ОБЖ

Тема № 39: Перспективы развития системы оценки и мониторинга учебных достижений по ОБЖ

Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по основам безопасности»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания современных тенденций в области информационной безопасности и образования.

Умения: Навыки использования специализированного программного обеспечения для создания учебных материалов по безопасности.

Навыки: Умение интегрировать современные технологии и инструменты в образовательный процесс по основам безопасности.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в информационную безопасность

Тема № 2: Основные понятия и термины информационной безопасности

Тема № 3: Классификация угроз информационной безопасности

Тема № 4: Уязвимости информационных систем

Тема № 5: Методы защиты информации

Тема № 6: Криптографические методы защиты информации

Тема № 7: Организационные меры безопасности

Тема № 8: Правовые аспекты информационной безопасности

Тема № 9: Политики безопасности

Тема № 10: Аудит информационной безопасности

Тема № 11: Управление рисками информационной безопасности

Тема № 12: Анализ рисков информационной безопасности

Тема № 13: Инциденты информационной безопасности

Тема № 14: Реагирование на инциденты информационной безопасности

Тема № 15: Безопасность операционных систем

Тема № 16: Безопасность баз данных

Тема № 17: Безопасность веб-приложений

Тема № 18: Безопасность мобильных устройств

Тема № 19: Безопасность облачных технологий

Тема № 20: Безопасность сетей

Тема № 21: Защита от вредоносного программного обеспечения

Тема № 22: Физическая безопасность

Тема № 23: Социальная инженерия

Тема № 24: Фишинг и другие виды мошенничества

Тема № 25: Методы обучения основам безопасности

Тема № 26: Разработка учебных программ по безопасности

Тема № 27: Разработка учебных курсов по безопасности

Тема № 28: Использование интерактивных методов обучения

Тема № 29: Использование кейс-стади в обучении безопасности

Тема № 30: Оценка эффективности обучения

Тема № 31: Проведение тестирования знаний по безопасности

Тема № 32: Организация практических занятий по безопасности

Тема № 33: Разработка учебных материалов по безопасности

Тема № 34: Презентационные навыки для преподавателей

Тема № 35: Работа с аудиторией при обучении безопасности

Тема № 36: Современные тенденции в обучении безопасности

Тема № 37: Примеры успешных программ и курсов по безопасности

Тема № 38: Практика разработки собственной программы/курса

Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по предмету «Основы безопасности и защиты Родины»»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает: правила безопасного поведения в сети Интернет, основные виды киберугроз и способы защиты от них.

Умения: Владеет навыками: безопасного использования информационно-коммуникационных технологий.

Навыки: Умеет: применять меры защиты от киберугроз, анализировать информацию на предмет достоверности и безопасности.

Содержание раздела

Тема № 1: Цели и задачи анализа педагогической деятельности по ОБЖ

Тема № 2: Нормативно-правовая база преподавания ОБЖ

Тема № 3: Критерии оценки эффективности преподавания ОБЖ

Тема № 4: Методы анализа педагогической деятельности по ОБЖ

Тема № 5: Анализ содержания учебных программ по ОБЖ

Тема № 6: Анализ используемых методов и приемов обучения ОБЖ

Тема № 7: Анализ организации учебного процесса по ОБЖ

Тема № 8: Анализ материально-технической базы для преподавания ОБЖ

Тема № 9: Оценка качества знаний и умений учащихся по ОБЖ

Тема № 10: Формы и методы контроля знаний учащихся по ОБЖ

Тема № 11: Анализ результатов контрольных работ и тестирования по ОБЖ

Тема № 12: Анализ выполнения практических заданий по ОБЖ

Тема № 13: Анализ участия учащихся в олимпиадах и конкурсах по ОБЖ

Тема № 14: Самоанализ педагогической деятельности учителя ОБЖ

Тема № 15: Роль рефлексии в повышении эффективности преподавания ОБЖ

Тема № 16: Использование портфолио ученика для оценки эффективности обучения ОБЖ

Тема № 17: Использование современных образовательных технологий в преподавании ОБЖ

Тема № 18: Применение информационно-коммуникационных технологий в ОБЖ

Тема № 19: Организация проектной деятельности учащихся по ОБЖ

Тема № 20: Развитие критического мышления учащихся на уроках ОБЖ

Тема № 21: Формирование патриотизма и гражданственности на уроках ОБЖ

Тема № 22: Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности учащихся

Тема № 23: Профилактика детского травматизма и правонарушений

Тема № 24: Взаимодействие с родителями учащихся по вопросам ОБЖ

Тема № 25: Работа с одаренными детьми по ОБЖ

Тема № 26: Работа со слабоуспевающими учащимися по ОБЖ

Тема № 27: Организация внеклассной работы по ОБЖ

Тема № 28: Проведение учебных эвакуаций и тренировок по ОБЖ

Тема № 29: Организация и проведение экскурсий и походов по ОБЖ

Тема № 30: Сотрудничество с организациями и учреждениями по вопросам ОБЖ

Тема № 31: Участие в профессиональных сообществах учителей ОБЖ

Тема № 32: Повышение квалификации учителя ОБЖ

Тема № 33: Изучение и внедрение передового педагогического опыта по ОБЖ

Тема № 34: Мониторинг и оценка эффективности внедрения новых технологий в ОБЖ

Тема № 35: Разработка и реализация индивидуальных образовательных траекторий по ОБЖ

Тема № 36: Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в рамках ОБЖ

Тема № 37: Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках ОБЖ

Тема № 38: Пропаганда безопасного поведения учащихся в сети Интернет

Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.

Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.

Условия реализации рабочей программы модуля

Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.

Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля

Электронные учебные издания

Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503

Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].

Электронные методические издания

Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252

Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597

Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).

Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)

Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):

- Состав современных профессиональных баз данных

Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)

Открытые данные России (https://data.gov.ru/)

Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)

База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)

- Состав информационных справочных систем

База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)

Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)

Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)

Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)

Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)

Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)

Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)

- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти

Президент России (http://kremlin.ru/)

Правительство России (http://government.ru/)

Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)

Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)

Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)

- Иные информационные ресурсы - периодическими издания

TACC (https://tass.ru/)

РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)

Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)

RT (https://rt.com/)

- Информационные поисковые системы

Яндекс (https://ya.ru/)

MAIL.RU (https://www.mail.ru/)