Приложение 3
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"
"05" июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
ВМ.33 «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Основы безопасности и защиты Родины» в основном общем и среднем общем образовании (учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины»)»
Дополнительная профессиональная программа
«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»
г. Москва
Территория Инновационного центра Сколково
Наименование модуля: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Основы безопасности и защиты Родины» в основном общем и среднем общем образовании (учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины»).
Тип модуля: вариативный модуль.
Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по предметной области «Основы безопасности и защиты Родины» в основном общем и среднем общем образовании (учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины»)».
Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.
Структура и содержание модуля
| Элемент | Всего, ак.ч. | Лекций, ак.ч. | Практических занятий, ак.ч. | Результаты обучения (коды) |
|---|---|---|---|---|
| Раздел «Психолого-педагогические аспекты формирования культуры безопасности у учащихся» | 8 | 2 | 2 | ПК-33 |
| Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по предмету «Основы безопасности и защиты Родины» с учётом ФГОС» | 8 | 2 | 2 | ПК-33 |
| Раздел «Современные подходы и методики преподавания основ безопасности» | 8 | 2 | 2 | ПК-33 |
| Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся при изучении основ безопасности» | 8 | 2 | 2 | ПК-33 |
| Раздел «Внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в преподавании основ безопасности» | 8 | 2 | 2 | ПК-33 |
| Раздел «Использование образовательных ресурсов и технологий в преподавании основ безопасности» | 8 | 2 | 2 | ПК-33 |
| Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по предмету «Основы безопасности и защиты Родины»» | 8 | 2 | 2 | ПК-33 |
| Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по основам безопасности» | 8 | 2 | 2 | ПК-33 |
| Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по предмету «Основы безопасности и защиты Родины»» | 8 | 2 | 2 | ПК-33 |
Раздел «Психолого-педагогические аспекты формирования культуры безопасности у учащихся»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные психолого-педагогические принципы формирования культуры безопасности у учащихся (возрастные особенности восприятия рисков, механизмы формирования безопасного поведения, роль мотивации и эмоционально-волевой сферы в обеспечении безопасности). Знает виды и классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, а также правовые и нормативные акты, регулирующие вопросы безопасности жизнедеятельности в образовательной среде. Понимает психологические последствия воздействия травмирующих событий на детей и подростков, а также методы оказания психологической помощи и поддержки.
Умения: Владеет навыками организации безопасной образовательной среды. Владеет навыками эффективного взаимодействия с учащимися, родителями и коллегами по вопросам безопасности. Владеет навыками проведения инструктажей и тренировок по действиям в чрезвычайных ситуациях. Владеет навыками оказания первой психологической помощи учащимся в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Владеет навыками саморегуляции и стрессоустойчивости в экстремальных ситуациях.
Навыки: Умеет анализировать образовательную среду с точки зрения потенциальных рисков для учащихся. Умеет разрабатывать и проводить мероприятия, направленные на формирование культуры безопасности у учащихся, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Умеет применять методы обучения, воспитания и развития, способствующие формированию ответственного и безопасного поведения. Умеет оценивать эффективность проведенных мероприятий по формированию культуры безопасности. Умеет распознавать признаки психологического дистресса у учащихся, связанные с переживанием травмирующих событий.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в культуру безопасности: основные понятия и определения
Тема № 2: Психологические основы безопасности жизнедеятельности
Тема № 3: Педагогические подходы к формированию культуры безопасности
Тема № 4: Возрастные особенности восприятия безопасности у учащихся
Тема № 5: Риск-ориентированный подход в обучении безопасности
Тема № 6: Формирование безопасного поведения в школе
Тема № 7: Безопасность на дорогах: психолого-педагогические аспекты
Тема № 8: Профилактика травматизма у детей и подростков
Тема № 9: Психология экстремальных ситуаций и поведение в них
Тема № 10: Обучение действиям при пожаре и других чрезвычайных ситуациях
Тема № 11: Формирование навыков оказания первой помощи
Тема № 12: Информационная безопасность и ее психологические аспекты
Тема № 13: Кибербезопасность и защита от кибербуллинга
Тема № 14: Безопасность в сети Интернет: правила поведения для учащихся
Тема № 15: Психологические аспекты взаимодействия с незнакомыми людьми
Тема № 16: Профилактика насилия и агрессии в школьной среде
Тема № 17: Формирование толерантности и культуры мирного разрешения конфликтов
Тема № 18: Психолого-педагогическая поддержка детей, пострадавших от насилия
Тема № 19: Эмоциональная безопасность учащихся: создание благоприятного психологического климата
Тема № 20: Профилактика суицидального поведения у подростков
Тема № 21: Здоровый образ жизни как фактор безопасности
Тема № 22: Профилактика вредных привычек у учащихся
Тема № 23: Безопасное питание и его роль в здоровье и безопасности
Тема № 24: Психология безопасности дорожного движения для пешеходов и велосипедистов
Тема № 25: Правила поведения на воде и профилактика утоплений
Тема № 26: Безопасность в природной среде: правила поведения в лесу, горах, на воде
Тема № 27: Экологическая безопасность и формирование экологической культуры
Тема № 28: Психологические аспекты безопасности в быту
Тема № 29: Электробезопасность в доме и школе
Тема № 30: Пожарная безопасность в быту
Тема № 31: Правила обращения с газовыми приборами
Тема № 32: Организация безопасного пространства в школе
Тема № 33: Роль семьи в формировании культуры безопасности у детей
Тема № 34: Взаимодействие школы и семьи в вопросах безопасности
Тема № 35: Методы и формы обучения культуре безопасности
Тема № 36: Разработка и проведение занятий по безопасности жизнедеятельности
Тема № 37: Оценка эффективности обучения культуре безопасности
Тема № 38: Проектная деятельность учащихся по безопасности
Тема № 39: Современные технологии в обучении культуре безопасности
Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по предмету «Основы безопасности и защиты Родины» с учётом ФГОС»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знание основных угроз национальной безопасности Российской Федерации в различных сферах (военной, информационной, экономической, экологической и др.). Знание правовых основ безопасности и обороны государства, включая законы и нормативные акты, регулирующие деятельность Вооруженных Сил РФ, других войск, воинскую обязанность и военную службу. Знание основ военной службы, правил поведения военнослужащих, воинских уставов. Знание истории Вооруженных Сил Российской Федерации, основных этапов их развития и роли в защите Отечества. Знание основ безопасности жизнедеятельности, правил оказания первой помощи пострадавшим, действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Знание правил дорожного движения, основ безопасного поведения на дорогах и в транспорте. Знание основ информационной безопасности, правил безопасного поведения в сети Интернет, защиты персональных данных.
Умения: Навыки работы с нормативно-правовыми документами в области безопасности и обороны. Навыки строевой подготовки (выполнение команд, строевые приемы). Навыки обращения с индивидуальными средствами защиты. Навыки оказания первой помощи пострадавшим (наложение повязок, проведение сердечно-легочной реанимации). Навыки ориентирования на местности, использования карты и компаса. Навыки безопасного поведения в экстремальных ситуациях (пожар, наводнение, землетрясение). Навыки безопасного поведения на дорогах, управления велосипедом (при наличии соответствующих условий). Навыки безопасной работы в сети Интернет, защиты от киберугроз.
Навыки: Умение анализировать и оценивать различные угрозы национальной безопасности. Умение применять полученные знания правовых основ безопасности и обороны государства в практических ситуациях. Умение ориентироваться в воинских уставах и применять их положения на практике. Умение анализировать исторические события, связанные с защитой Отечества. Умение оказывать первую помощь пострадавшим в различных ситуациях. Умение действовать в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Умение применять правила дорожного движения на практике, обеспечивать безопасность на дорогах. Умение распознавать и противодействовать угрозам информационной безопасности, защищать персональные данные.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовая база преподавания ОБЖ
Тема № 2: Цели и задачи обучения ОБЖ в соответствии с ФГОС
Тема № 3: Структура учебного плана по ОБЖ
Тема № 4: Разработка рабочей программы по ОБЖ
Тема № 5: Календарно-тематическое планирование по ОБЖ
Тема № 6: Методы обучения ОБЖ
Тема № 7: Формы организации учебного процесса по ОБЖ
Тема № 8: Средства обучения ОБЖ
Тема № 9: Оценка результатов обучения по ОБЖ
Тема № 10: Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании ОБЖ
Тема № 11: Организация внеурочной деятельности по ОБЖ
Тема № 12: Безопасность жизнедеятельности в повседневной жизни
Тема № 13: Правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера
Тема № 14: Правила поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера
Тема № 15: Правила дорожного движения
Тема № 16: Основы пожарной безопасности
Тема № 17: Основы электробезопасности
Тема № 18: Основы радиационной безопасности
Тема № 19: Основы химической безопасности
Тема № 20: Основы биологической безопасности
Тема № 21: Оказание первой помощи при травмах и несчастных случаях
Тема № 22: Основы военной службы
Тема № 23: Строевая подготовка
Тема № 24: Военная топография
Тема № 25: Огневая подготовка
Тема № 26: Защита от оружия массового поражения
Тема № 27: Международное гуманитарное право
Тема № 28: Гражданская оборона
Тема № 29: Терроризм и экстремизм
Тема № 30: Информационная безопасность
Тема № 31: Экологическая безопасность
Тема № 32: Экономическая безопасность
Тема № 33: Правовые основы безопасности
Тема № 34: Психологическая безопасность
Тема № 35: Организация и проведение учебно-тренировочных занятий по ОБЖ
Тема № 36: Проектная деятельность по ОБЖ
Тема № 37: Исследовательская деятельность по ОБЖ
Тема № 38: Организация и проведение экскурсий и походов в рамках ОБЖ
Тема № 39: Работа с родителями учащихся по вопросам безопасности
Тема № 40: Мониторинг и анализ результатов обучения по ОБЖ
Раздел «Современные подходы и методики преподавания основ безопасности»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные принципы формирования культуры безопасности жизнедеятельности у обучающихся, включая принципы превентивности, непрерывности и интеграции. Знает особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе формирования компетенций безопасного поведения.
Умения: Владеет навыками моделирования различных чрезвычайных ситуаций и отработки алгоритмов действий в них. Владеет навыками оказания первой помощи пострадавшим.
Навыки: Умеет анализировать и выбирать оптимальные методы и формы обучения ОБЖ в зависимости от возраста, уровня подготовки и индивидуальных особенностей обучающихся. Умеет разрабатывать и проводить учебные занятия по ОБЖ с использованием современных образовательных технологий, включая интерактивные методы, проектную деятельность, кейсы, ролевые игры. Умеет интегрировать знания по ОБЖ с другими предметами учебного плана. Умеет оценивать результаты обучения по ОБЖ с использованием разнообразных методов контроля и оценки. Умеет применять цифровые инструменты и ресурсы для организации и проведения обучения по ОБЖ.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в безопасность: основные понятия и определения
Тема № 2: Психологические аспекты безопасности
Тема № 3: Физическая безопасность и самооборона
Тема № 4: Информационная безопасность и кибербезопасность
Тема № 5: Безопасность в социальных сетях
Тема № 6: Противодействие кибербуллингу
Тема № 7: Безопасность дорожного движения
Тема № 8: Правила поведения в общественных местах
Тема № 9: Безопасность в чрезвычайных ситуациях: основы выживания
Тема № 10: Первая помощь при травмах и несчастных случаях
Тема № 11: Противопожарная безопасность
Тема № 12: Безопасность на воде
Тема № 13: Безопасность в природной среде: лес, горы, водоемы
Тема № 14: Экологическая безопасность и устойчивое развитие
Тема № 15: Безопасность питания и здоровый образ жизни
Тема № 16: Профилактика инфекционных заболеваний
Тема № 17: Безопасность в быту: электробезопасность, газобезопасность
Тема № 18: Противодействие терроризму и экстремизму
Тема № 19: Правовые основы безопасности
Тема № 20: Международное гуманитарное право и права человека
Тема № 21: Этика и мораль в контексте безопасности
Тема № 22: Межкультурная коммуникация и безопасность
Тема № 23: Работа с уязвимыми группами населения
Тема № 24: Инклюзивный подход к безопасности
Тема № 25: Роль семьи в обеспечении безопасности детей
Тема № 26: Взаимодействие школы и семьи в вопросах безопасности
Тема № 27: Организация безопасной образовательной среды
Тема № 28: Проектная деятельность по безопасности
Тема № 29: Игровые методы обучения безопасности
Тема № 30: Использование информационных технологий в обучении безопасности
Тема № 31: Развитие критического мышления в контексте безопасности
Тема № 32: Формирование культуры безопасности
Тема № 33: Оценка рисков и принятие решений в области безопасности
Тема № 34: Мониторинг и контроль безопасности
Тема № 35: Современные технологии обеспечения безопасности
Тема № 36: Профессиональная этика специалиста по безопасности
Тема № 37: Организация и проведение тренингов по безопасности
Тема № 38: Методика преподавания основ безопасности для разных возрастных групп
Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся при изучении основ безопасности»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные понятия безопасности жизнедеятельности, включая виды опасностей, принципы обеспечения безопасности, правовые и нормативные основы безопасности, основные методы защиты от опасностей. Знает основные правила оказания первой помощи при различных видах травм и несчастных случаев. Понимает важность развития ключевых навыков и компетенций для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.
Умения: Владеет навыками оказания первой помощи пострадавшим, включая сердечно-легочную реанимацию, остановку кровотечения, иммобилизацию конечностей. Владеет навыками безопасного поведения в различных ситуациях, включая пожар, стихийные бедствия, террористические акты. Владеет навыками использования средств индивидуальной защиты. Владеет навыками самоконтроля и управления эмоциями в стрессовых ситуациях. Владеет навыками эффективной коммуникации в чрезвычайных ситуациях.
Навыки: Умеет анализировать опасные ситуации и оценивать риски для здоровья и жизни. Умеет применять полученные знания для выбора оптимальных стратегий поведения в различных чрезвычайных ситуациях. Умеет использовать средства индивидуальной и коллективной защиты. Умеет планировать мероприятия по обеспечению безопасности в повседневной жизни и в различных условиях. Умеет работать с информационными источниками по вопросам безопасности.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в безопасность: основные понятия и определения
Тема № 2: Личная безопасность: дома и на улице
Тема № 3: Безопасность в школе и других общественных местах
Тема № 4: Правила дорожного движения для пешеходов
Тема № 5: Правила дорожного движения для велосипедистов
Тема № 6: Безопасность на воде: правила поведения на пляже и в бассейне
Тема № 7: Безопасность в лесу и на природе
Тема № 8: Пожарная безопасность: причины возникновения пожаров и меры предосторожности
Тема № 9: Действия при пожаре: эвакуация и использование средств пожаротушения
Тема № 10: Первая помощь при ожогах и отравлении угарным газом
Тема № 11: Электробезопасность: правила обращения с электроприборами
Тема № 12: Безопасность в интернете: защита личных данных и кибербуллинг
Тема № 13: Безопасность при общении с незнакомыми людьми
Тема № 14: Противодействие терроризму: что делать при угрозе теракта
Тема № 15: Экстремальные ситуации: как действовать при стихийных бедствиях
Тема № 16: Основы выживания в экстремальных условиях
Тема № 17: Здоровый образ жизни: правильное питание и физическая активность
Тема № 18: Профилактика инфекционных заболеваний
Тема № 19: Психологическая безопасность: стресс и способы его преодоления
Тема № 20: Эмоциональный интеллект и управление эмоциями
Тема № 21: Коммуникативные навыки и разрешение конфликтов
Тема № 22: Работа в команде и сотрудничество
Тема № 23: Критическое мышление и принятие решений
Тема № 24: Креативность и инновационное мышление
Тема № 25: Лидерство и ответственность
Тема № 26: Тайм-менеджмент и организация учебного процесса
Тема № 27: Финансовая грамотность и основы предпринимательства
Тема № 28: Экологическая безопасность и охрана окружающей среды
Тема № 29: Правовая культура и основы законодательства
Тема № 30: Медиаграмотность и критическое восприятие информации
Тема № 31: Цифровая грамотность и работа с информацией
Тема № 32: Профориентация и выбор будущей профессии
Тема № 33: Социальная ответственность и волонтерство
Тема № 34: Развитие толерантности и уважения к другим культурам
Тема № 35: Патриотизм и гражданская ответственность
Тема № 36: Формирование нравственных ценностей и этических принципов
Тема № 37: Проектная деятельность и презентационные навыки
Тема № 38: Самооценка и развитие личностного потенциала
Тема № 39: Рефлексия и самоанализ
Раздел «Внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в преподавании основ безопасности»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает особенности интеграции ОБЖ с другими учебными предметами (физика, химия, биология, география, обществознание и т.д.); знает различные типы межпредметных проектов и их классификацию; знает методики оценки эффективности внедрения межпредметных связей и проектной деятельности.
Умения: Владеет навыками разработки и реализации межпредметных проектов по ОБЖ; владеет навыками организации и проведения различных форм проектной деятельности учащихся; владеет навыками использования ИКТ в проектной деятельности; владеет навыками анализа и интерпретации результатов проектной деятельности; владеет навыками публичного выступления и презентации результатов проектной деятельности.
Навыки: Умеет разрабатывать интегрированные уроки и внеклассные мероприятия по ОБЖ с использованием межпредметных связей; умеет руководить проектной деятельностью учащихся, оказывая им необходимую консультативную и методическую помощь; умеет анализировать и обобщать опыт внедрения межпредметных связей и проектной деятельности в образовательный процесс.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы безопасности и их связь с естественными науками
Тема № 2: Основы безопасности и их связь с обществознанием
Тема № 3: Основы безопасности и их связь с литературой и искусством
Тема № 4: Основы безопасности и их связь с информатикой
Тема № 5: Основы безопасности и их связь с физической культурой
Тема № 6: Основы безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни
Тема № 7: Безопасность дома и в школе
Тема № 8: Безопасность на улице и в транспорте
Тема № 9: Безопасность на природе
Тема № 10: Безопасность в чрезвычайных ситуациях
Тема № 11: Правила поведения при пожаре
Тема № 12: Правила поведения при наводнении
Тема № 13: Правила поведения при землетрясении
Тема № 14: Правила поведения при террористической угрозе
Тема № 15: Первая помощь при травмах
Тема № 16: Первая помощь при отравлениях
Тема № 17: Первая помощь при ожогах и обморожениях
Тема № 18: Информационная безопасность
Тема № 19: Защита персональных данных
Тема № 20: Безопасность в интернете
Тема № 21: Профилактика кибербуллинга
Тема № 22: Правовые основы безопасности
Тема № 23: Права и обязанности граждан в области безопасности
Тема № 24: Ответственность за нарушение правил безопасности
Тема № 25: Разработка проектов по безопасности дорожного движения
Тема № 26: Разработка проектов по пожарной безопасности
Тема № 27: Разработка проектов по безопасности на воде
Тема № 28: Разработка проектов по антитеррористической безопасности
Тема № 29: Разработка проектов по информационной безопасности
Тема № 30: Разработка проектов по экологической безопасности
Тема № 31: Презентация проектов по безопасности
Тема № 32: Оценка проектов по безопасности
Тема № 33: Работа в команде при разработке проектов
Тема № 34: Коммуникативные навыки при работе над проектами
Тема № 35: Критическое мышление и решение проблем в области безопасности
Тема № 36: Креативность и инновации в проектах по безопасности
Тема № 37: Межпредметные связи в проектной деятельности по безопасности
Тема № 38: Организация и проведение мероприятий по безопасности
Тема № 39: Анализ эффективности проектов по безопасности
Тема № 40: Рефлексия и самооценка в проектной деятельности по безопасности
Раздел «Использование образовательных ресурсов и технологий в преподавании основ безопасности»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает методы оценки эффективности использования образовательных ресурсов и технологий в учебном процессе. Знает особенности применения образовательных ресурсов и технологий для разных возрастных групп обучающихся. Знает этические аспекты использования образовательных ресурсов и технологий в преподавании ОБЖ.
Умения: Владеет навыками создания безопасной и комфортной образовательной среды с использованием образовательных ресурсов и технологий. Владеет навыками использования цифровых технологий для организации обратной связи с обучающимися и родителями. Владеет навыками самообразования и профессионального развития в области применения образовательных ресурсов и технологий в преподавании ОБЖ.
Навыки: Умеет интегрировать образовательные ресурсы и технологии в различные формы учебной деятельности по ОБЖ, включая лекции, практические занятия, лабораторные работы, проектную деятельность и самостоятельную работу обучающихся. Умеет организовывать взаимодействие обучающихся с использованием образовательных платформ и социальных сетей в рамках изучения ОБЖ. Умеет проводить мониторинг и анализ результатов обучения с использованием цифровых инструментов.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в образовательные ресурсы и технологии
Тема № 2: Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности
Тема № 3: Психологические аспекты обучения безопасности
Тема № 4: Педагогические технологии в обучении безопасности
Тема № 5: Классификация образовательных ресурсов
Тема № 6: Цифровые образовательные ресурсы
Тема № 7: Интерактивные доски и их применение
Тема № 8: Программное обеспечение для моделирования чрезвычайных ситуаций
Тема № 9: Виртуальные лаборатории и тренажеры
Тема № 10: Использование мультимедийных презентаций
Тема № 11: Образовательные видеоматериалы
Тема № 12: Работа с электронными учебниками и пособиями
Тема № 13: Организация дистанционного обучения безопасности
Тема № 14: Игровые технологии в обучении безопасности
Тема № 15: Деловые игры и кейс-стади
Тема № 16: Ролевые игры и симуляции
Тема № 17: Проектная деятельность в области безопасности
Тема № 18: Использование социальных сетей в образовательном процессе
Тема № 19: Веб-квесты и онлайн-олимпиады
Тема № 20: Работа с инфографикой и визуальными материалами
Тема № 21: Разработка и использование электронных тестов
Тема № 22: Организация практических занятий по безопасности
Тема № 23: Экскурсии на объекты повышенной опасности
Тема № 24: Тренинги по оказанию первой помощи
Тема № 25: Моделирование чрезвычайных ситуаций
Тема № 26: Работа с картами и планами эвакуации
Тема № 27: Использование специализированного оборудования
Тема № 28: Оценка эффективности образовательных ресурсов
Тема № 29: Критерии выбора образовательных технологий
Тема № 30: Методы контроля знаний по безопасности
Тема № 31: Формирование культуры безопасности у обучающихся
Тема № 32: Профилактика травматизма и несчастных случаев
Тема № 33: Работа с родителями по вопросам безопасности
Тема № 34: Взаимодействие с экстренными службами
Тема № 35: Организация и проведение учений по безопасности
Тема № 36: Современные тенденции в области образовательных ресурсов
Тема № 37: Перспективы развития технологий обучения безопасности
Тема № 38: Инновационные подходы к обучению безопасности
Тема № 39: Авторское право и использование образовательных ресурсов
Тема № 40: Этические аспекты использования образовательных технологий
Тема № 41: Гигиенические требования к использованию цифровых ресурсов
Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по предмету «Основы безопасности и защиты Родины»»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные виды информационных угроз и способы защиты от них; правила безопасного поведения в сети Интернет; правовые аспекты использования информации.
Умения: Владеет навыками работы с антивирусными программами; безопасного поиска информации в сети Интернет; распознавания фишинговых и других мошеннических сайтов.
Навыки: Умеет анализировать информацию на предмет достоверности и безопасности; применять правила безопасного поведения в сети Интернет; защищать свою персональную информацию.
Содержание раздела
Тема № 1: Цели и задачи оценки учебных достижений
Тема № 2: Нормативно-правовая база оценки образовательных результатов
Тема № 3: Виды и формы контроля знаний
Тема № 4: Устный опрос и его разновидности
Тема № 5: Письменные работы: контрольные, самостоятельные, тестовые
Тема № 6: Практические работы и их оценка
Тема № 7: Проектная деятельность учащихся
Тема № 8: Портфолио как инструмент оценки достижений
Тема № 9: Критерии оценивания учебных достижений
Тема № 10: Система оценивания: балльная, рейтинговая и др
Тема № 11: Оценка знаний по разделам ОБЖ: основы медицинских знаний
Тема № 12: Оценка знаний по разделам ОБЖ: основы военной службы
Тема № 13: Оценка знаний по разделам ОБЖ: безопасность жизнедеятельности
Тема № 14: Оценка знаний по разделам ОБЖ: основы противодействия экстремизму и терроризму
Тема № 15: Оценка знаний по разделам ОБЖ: защита от чрезвычайных ситуаций
Тема № 16: Оценка знаний по разделам ОБЖ: правила дорожного движения
Тема № 17: Оценка умений и навыков по ОБЖ
Тема № 18: Организация и проведение контрольных работ
Тема № 19: Анализ результатов контрольных работ
Тема № 20: Организация и проведение самостоятельных работ
Тема № 21: Анализ результатов самостоятельных работ
Тема № 22: Разработка тестовых заданий
Тема № 23: Анализ результатов тестирования
Тема № 24: Использование информационных технологий в оценке знаний
Тема № 25: Мониторинг учебных достижений учащихся
Тема № 26: Виды мониторинга: текущий, тематический, итоговый
Тема № 27: Методы мониторинга
Тема № 28: Анализ результатов мониторинга
Тема № 29: Коррекция учебного процесса на основе результатов мониторинга
Тема № 30: Диагностика уровня обученности учащихся
Тема № 31: Дифференцированный подход к оценке знаний
Тема № 32: Работа с одаренными детьми
Тема № 33: Работа с учащимися, испытывающими трудности в обучении
Тема № 34: Формирование культуры безопасности у учащихся
Тема № 35: Воспитательный потенциал предмета ОБЖ
Тема № 36: Взаимодействие с родителями в процессе оценки и мониторинга
Тема № 37: Документация по оценке и мониторингу учебных достижений
Тема № 38: Самоанализ педагогической деятельности учителя ОБЖ
Тема № 39: Перспективы развития системы оценки и мониторинга учебных достижений по ОБЖ
Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по основам безопасности»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания современных тенденций в области информационной безопасности и образования.
Умения: Навыки использования специализированного программного обеспечения для создания учебных материалов по безопасности.
Навыки: Умение интегрировать современные технологии и инструменты в образовательный процесс по основам безопасности.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в информационную безопасность
Тема № 2: Основные понятия и термины информационной безопасности
Тема № 3: Классификация угроз информационной безопасности
Тема № 4: Уязвимости информационных систем
Тема № 5: Методы защиты информации
Тема № 6: Криптографические методы защиты информации
Тема № 7: Организационные меры безопасности
Тема № 8: Правовые аспекты информационной безопасности
Тема № 9: Политики безопасности
Тема № 10: Аудит информационной безопасности
Тема № 11: Управление рисками информационной безопасности
Тема № 12: Анализ рисков информационной безопасности
Тема № 13: Инциденты информационной безопасности
Тема № 14: Реагирование на инциденты информационной безопасности
Тема № 15: Безопасность операционных систем
Тема № 16: Безопасность баз данных
Тема № 17: Безопасность веб-приложений
Тема № 18: Безопасность мобильных устройств
Тема № 19: Безопасность облачных технологий
Тема № 20: Безопасность сетей
Тема № 21: Защита от вредоносного программного обеспечения
Тема № 22: Физическая безопасность
Тема № 23: Социальная инженерия
Тема № 24: Фишинг и другие виды мошенничества
Тема № 25: Методы обучения основам безопасности
Тема № 26: Разработка учебных программ по безопасности
Тема № 27: Разработка учебных курсов по безопасности
Тема № 28: Использование интерактивных методов обучения
Тема № 29: Использование кейс-стади в обучении безопасности
Тема № 30: Оценка эффективности обучения
Тема № 31: Проведение тестирования знаний по безопасности
Тема № 32: Организация практических занятий по безопасности
Тема № 33: Разработка учебных материалов по безопасности
Тема № 34: Презентационные навыки для преподавателей
Тема № 35: Работа с аудиторией при обучении безопасности
Тема № 36: Современные тенденции в обучении безопасности
Тема № 37: Примеры успешных программ и курсов по безопасности
Тема № 38: Практика разработки собственной программы/курса
Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по предмету «Основы безопасности и защиты Родины»»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает: правила безопасного поведения в сети Интернет, основные виды киберугроз и способы защиты от них.
Умения: Владеет навыками: безопасного использования информационно-коммуникационных технологий.
Навыки: Умеет: применять меры защиты от киберугроз, анализировать информацию на предмет достоверности и безопасности.
Содержание раздела
Тема № 1: Цели и задачи анализа педагогической деятельности по ОБЖ
Тема № 2: Нормативно-правовая база преподавания ОБЖ
Тема № 3: Критерии оценки эффективности преподавания ОБЖ
Тема № 4: Методы анализа педагогической деятельности по ОБЖ
Тема № 5: Анализ содержания учебных программ по ОБЖ
Тема № 6: Анализ используемых методов и приемов обучения ОБЖ
Тема № 7: Анализ организации учебного процесса по ОБЖ
Тема № 8: Анализ материально-технической базы для преподавания ОБЖ
Тема № 9: Оценка качества знаний и умений учащихся по ОБЖ
Тема № 10: Формы и методы контроля знаний учащихся по ОБЖ
Тема № 11: Анализ результатов контрольных работ и тестирования по ОБЖ
Тема № 12: Анализ выполнения практических заданий по ОБЖ
Тема № 13: Анализ участия учащихся в олимпиадах и конкурсах по ОБЖ
Тема № 14: Самоанализ педагогической деятельности учителя ОБЖ
Тема № 15: Роль рефлексии в повышении эффективности преподавания ОБЖ
Тема № 16: Использование портфолио ученика для оценки эффективности обучения ОБЖ
Тема № 17: Использование современных образовательных технологий в преподавании ОБЖ
Тема № 18: Применение информационно-коммуникационных технологий в ОБЖ
Тема № 19: Организация проектной деятельности учащихся по ОБЖ
Тема № 20: Развитие критического мышления учащихся на уроках ОБЖ
Тема № 21: Формирование патриотизма и гражданственности на уроках ОБЖ
Тема № 22: Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности учащихся
Тема № 23: Профилактика детского травматизма и правонарушений
Тема № 24: Взаимодействие с родителями учащихся по вопросам ОБЖ
Тема № 25: Работа с одаренными детьми по ОБЖ
Тема № 26: Работа со слабоуспевающими учащимися по ОБЖ
Тема № 27: Организация внеклассной работы по ОБЖ
Тема № 28: Проведение учебных эвакуаций и тренировок по ОБЖ
Тема № 29: Организация и проведение экскурсий и походов по ОБЖ
Тема № 30: Сотрудничество с организациями и учреждениями по вопросам ОБЖ
Тема № 31: Участие в профессиональных сообществах учителей ОБЖ
Тема № 32: Повышение квалификации учителя ОБЖ
Тема № 33: Изучение и внедрение передового педагогического опыта по ОБЖ
Тема № 34: Мониторинг и оценка эффективности внедрения новых технологий в ОБЖ
Тема № 35: Разработка и реализация индивидуальных образовательных траекторий по ОБЖ
Тема № 36: Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в рамках ОБЖ
Тема № 37: Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках ОБЖ
Тема № 38: Пропаганда безопасного поведения учащихся в сети Интернет
Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.
Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.
Условия реализации рабочей программы модуля
Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля
Электронные учебные издания
Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503
Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Электронные методические издания
Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252
Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597
Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).
Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)
Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):
- Состав современных профессиональных баз данных
Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)
Открытые данные России (https://data.gov.ru/)
Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)
База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)
- Состав информационных справочных систем
База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)
Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)
Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)
Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)
Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)
Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)
Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)
- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти
Президент России (http://kremlin.ru/)
Правительство России (http://government.ru/)
Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)
Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)
Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)
- Иные информационные ресурсы - периодическими издания
TACC (https://tass.ru/)
РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)
Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)
RT (https://rt.com/)
- Информационные поисковые системы
Яндекс (https://ya.ru/)
MAIL.RU (https://www.mail.ru/)