Приложение 3
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"
"05" июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
ВМ.35 «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в начальном общем образовании»
Дополнительная профессиональная программа
«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»
г. Москва
Территория Инновационного центра Сколково
Наименование модуля: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в начальном общем образовании.
Тип модуля: вариативный модуль.
Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в начальном общем образовании».
Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.
Структура и содержание модуля
| Элемент | Всего, ак.ч. | Лекций, ак.ч. | Практических занятий, ак.ч. | Результаты обучения (коды) |
|---|---|---|---|---|
| Раздел «Психолого-педагогические аспекты развития и воспитания младших школьников» | 8 | 2 | 2 | ПК-35 |
| Раздел «Планирование и организация образовательного процесса в начальном общем образовании с учётом ФГОС» | 8 | 2 | 2 | ПК-35 |
| Раздел «Современные подходы и методики начального общего образования» | 8 | 2 | 2 | ПК-35 |
| Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций у младших школьников» | 8 | 2 | 2 | ПК-35 |
| Раздел «Организация игровой и проектной деятельности как средства обучения и развития» | 8 | 2 | 2 | ПК-35 |
| Раздел «Оценка и мониторинг развития и достижений младших школьников» | 8 | 2 | 2 | ПК-35 |
| Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов в начальном общем образовании» | 8 | 2 | 2 | ПК-35 |
| Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности в начальном общем образовании» | 8 | 2 | 2 | ПК-35 |
| Раздел «Особенности организации инклюзивного образования в начальном общем образовании» | 8 | 2 | 2 | ПК-35 |
Раздел «Психолого-педагогические аспекты развития и воспитания младших школьников»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о психологических основах учебной мотивации младших школьников, факторах, влияющих на успеваемость, методах формирования познавательного интереса, принципах организации развивающей среды, роли игры в развитии ребенка, основных типах темперамента и характера.
Умения: Навыки мотивирования учащихся к учебной деятельности, организации игровой деятельности, создания положительной эмоциональной атмосферы в классе, индивидуального подхода к учащимся, эффективного взаимодействия с детьми разных темпераментов и характеров.
Навыки: Умения диагностировать уровень учебной мотивации и познавательного интереса, создавать условия для развития учебной мотивации, использовать игровые методы в обучении, организовывать развивающую среду, учитывать типологические особенности учащихся в образовательном процессе.
Содержание раздела
Тема № 1: Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Тема № 2: Физиологические особенности детей младшего школьного возраста
Тема № 3: Когнитивное развитие младших школьников
Тема № 4: Развитие речи и мышления у младших школьников
Тема № 5: Эмоциональное развитие младших школьников
Тема № 6: Социальное развитие младших школьников
Тема № 7: Мотивация учебной деятельности младших школьников
Тема № 8: Формирование учебных навыков у младших школьников
Тема № 9: Адаптация к школе: психологические аспекты
Тема № 10: Проблемы адаптации и способы их решения
Тема № 11: Роль семьи в развитии и воспитании младшего школьника
Тема № 12: Взаимодействие семьи и школы
Тема № 13: Психолого-педагогическая диагностика младших школьников
Тема № 14: Методы изучения психологических особенностей младших школьников
Тема № 15: Возрастные кризисы младшего школьного возраста
Тема № 16: Работа с одаренными детьми в младшем школьном возрасте
Тема № 17: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями
Тема № 18: Инклюзивное образование в начальной школе
Тема № 19: Развитие познавательных процессов у младших школьников
Тема № 20: Развитие внимания и памяти у младших школьников
Тема № 21: Развитие воображения и творчества у младших школьников
Тема № 22: Формирование нравственных ценностей у младших школьников
Тема № 23: Воспитание патриотизма и гражданственности у младших школьников
Тема № 24: Формирование культуры общения у младших школьников
Тема № 25: Профилактика девиантного поведения у младших школьников
Тема № 26: Психологическая безопасность образовательной среды
Тема № 27: Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Тема № 28: Игровые методы обучения и воспитания младших школьников
Тема № 29: Проектная деятельность в начальной школе
Тема № 30: Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
Тема № 31: Организация учебного процесса в начальной школе
Тема № 32: Формы и методы организации учебной деятельности
Тема № 33: Оценка учебных достижений младших школьников
Тема № 34: Педагогическое общение в начальной школе
Тема № 35: Конфликты в школе и пути их разрешения
Тема № 36: Профессиональное выгорание учителя начальных классов
Тема № 37: Психогигиена учителя начальных классов
Тема № 38: Самообразование и профессиональное развитие педагога
Тема № 39: Современные тенденции развития начального образования
Тема № 40: Взаимодействие с родителями: эффективные стратегии
Тема № 41: Организация внеклассной работы с младшими школьниками
Раздел «Планирование и организация образовательного процесса в начальном общем образовании с учётом ФГОС»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания об основах проектирования образовательного процесса в начальной школе, о современных тенденциях развития начального общего образования.
Умения: Навыки самоанализа и самооценки, рефлексии, профессионального самосовершенствования.
Навыки: Умения анализировать собственную педагогическую деятельность, выявлять проблемы и находить пути их решения, внедрять инновационные технологии в образовательный процесс.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовая база начального общего образования
Тема № 2: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)
Тема № 3: Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Тема № 4: Основные образовательные программы начального общего образования
Тема № 5: Планирование учебного года в начальной школе
Тема № 6: Рабочая программа учителя
Тема № 7: Календарно-тематическое планирование
Тема № 8: Конструирование урока в начальной школе
Тема № 9: Методы обучения в начальной школе
Тема № 10: Формы организации учебной деятельности в начальной школе
Тема № 11: Современные образовательные технологии в начальной школе
Тема № 12: Проектная деятельность в начальной школе
Тема № 13: Исследовательская деятельность в начальной школе
Тема № 14: Игровая деятельность в начальной школе
Тема № 15: Развитие универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе
Тема № 16: Формирование функциональной грамотности младших школьников
Тема № 17: Работа с одаренными детьми в начальной школе
Тема № 18: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в начальной школе
Тема № 19: Инклюзивное образование в начальной школе
Тема № 20: Внеурочная деятельность в начальной школе
Тема № 21: Воспитательная работа в начальной школе
Тема № 22: Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся
Тема № 23: Организация образовательного пространства в начальной школе
Тема № 24: Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе начальной школы
Тема № 25: Цифровые образовательные ресурсы в начальной школе
Тема № 26: Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в начальной школе
Тема № 27: Мониторинг и контроль качества образования в начальной школе
Тема № 28: Оценка эффективности образовательного процесса в начальной школе
Тема № 29: Психолого-педагогические особенности младших школьников
Тема № 30: Возрастная психология младшего школьного возраста
Тема № 31: Психология обучения младших школьников
Тема № 32: Формирование учебной мотивации у младших школьников
Тема № 33: Профилактика школьной неуспеваемости
Тема № 34: Психологическая безопасность образовательной среды
Тема № 35: Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Тема № 36: Организация и проведение школьных олимпиад и конкурсов
Тема № 37: Работа с портфолио ученика начальной школы
Тема № 38: Самообразование и профессиональное развитие учителя начальных классов
Раздел «Современные подходы и методики начального общего образования»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся младшего школьного возраста, основных принципов развития универсальных учебных действий (УУД), специфики преподавания основных предметов начальной школы, а также основных требований к образовательным результатам в начальной школе.
Умения: Навыки проектирования и реализации уроков и внеурочных мероприятий с использованием различных современных подходов и методик обучения, применения цифровых инструментов и ресурсов в образовательном процессе, организации индивидуальной и групповой работы обучающихся, создания развивающей образовательной среды, проведения формирующего оценивания, анализа и интерпретации полученных результатов. Навыки эффективного взаимодействия с обучающимися, их родителями (законными представителями) и коллегами.
Навыки: Умения диагностировать уровень развития УУД у обучающихся, проектировать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, создавать условия для развития их познавательных способностей, творческого мышления и коммуникативных навыков. Умения анализировать и корректировать свою педагогическую деятельность с учетом результатов обучения.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы педагогики начального образования
Тема № 2: Психология развития младшего школьника
Тема № 3: Современные образовательные стандарты начального общего образования
Тема № 4: Методика преподавания русского языка в начальной школе
Тема № 5: Методика преподавания литературного чтения в начальной школе
Тема № 6: Методика преподавания математики в начальной школе
Тема № 7: Методика преподавания окружающего мира в начальной школе
Тема № 8: Методика преподавания технологии в начальной школе
Тема № 9: Методика преподавания изобразительного искусства в начальной школе
Тема № 10: Методика преподавания музыки в начальной школе
Тема № 11: Методика преподавания физической культуры в начальной школе
Тема № 12: Использование информационно-коммуникационных технологий в начальном образовании
Тема № 13: Формирование универсальных учебных действий у младших школьников
Тема № 14: Развитие критического мышления у младших школьников
Тема № 15: Проектная деятельность в начальной школе
Тема № 16: Игровая деятельность в начальной школе
Тема № 17: Инклюзивное образование в начальной школе
Тема № 18: Работа с одаренными детьми в начальной школе
Тема № 19: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе
Тема № 20: Организация учебного процесса в начальной школе
Тема № 21: Оценка достижений учащихся начальной школы
Тема № 22: Формирование учебной мотивации у младших школьников
Тема № 23: Развитие коммуникативных навыков у младших школьников
Тема № 24: Воспитательная работа в начальной школе
Тема № 25: Взаимодействие с родителями учащихся начальной школы
Тема № 26: Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Тема № 27: Предупреждение и разрешение конфликтов в начальной школе
Тема № 28: Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы
Тема № 29: Современные образовательные технологии в начальной школе
Тема № 30: Развивающее обучение в начальной школе
Тема № 31: Проблемное обучение в начальной школе
Тема № 32: Дифференцированный подход в обучении младших школьников
Тема № 33: Личностно-ориентированный подход в начальной школе
Тема № 34: Компетентностный подход в начальной школе
Тема № 35: Деятельностный подход в начальной школе
Тема № 36: Системно-деятельностный подход в начальной школе
Тема № 37: Современные тенденции развития начального общего образования
Тема № 38: Организация внеурочной деятельности в начальной школе
Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций у младших школьников»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает различные методы самоконтроля и рефлексии, основные правила безопасного поведения в школе и дома, понимает важность здорового образа жизни.
Умения: Владеет навыками самоконтроля, рефлексии, самооценки, безопасного поведения в различных ситуациях.
Навыки: Умеет применять методы самоконтроля и рефлексии для оценки своей работы, определять свои сильные и слабые стороны, ставить цели и планировать шаги для их достижения, следовать правилам безопасного поведения.
Содержание раздела
Тема № 1: Развитие коммуникативных навыков: устная речь
Тема № 2: Развитие коммуникативных навыков: письменная речь
Тема № 3: Развитие коммуникативных навыков: невербальная коммуникация
Тема № 4: Развитие навыков слушания и восприятия информации
Тема № 5: Развитие навыков публичного выступления
Тема № 6: Работа в команде и сотрудничество
Тема № 7: Развитие лидерских качеств
Тема № 8: Управление конфликтами и разрешение споров
Тема № 9: Эмоциональный интеллект: распознавание эмоций
Тема № 10: Эмоциональный интеллект: управление эмоциями
Тема № 11: Эмпатия и понимание других
Тема № 12: Креативное мышление и воображение
Тема № 13: Развитие критического мышления
Тема № 14: Решение проблем и принятие решений
Тема № 15: Планирование и организация времени
Тема № 16: Навыки самоорганизации и самоконтроля
Тема № 17: Развитие памяти и внимания
Тема № 18: Развитие логического мышления
Тема № 19: Основы финансовой грамотности
Тема № 20: Основы информационной грамотности
Тема № 21: Цифровая грамотность и безопасность в интернете
Тема № 22: Основы исследовательской деятельности
Тема № 23: Работа с информацией: поиск и анализ
Тема № 24: Презентация результатов исследования
Тема № 25: Развитие навыков чтения
Тема № 26: Развитие навыков письма
Тема № 27: Развитие математических навыков
Тема № 28: Развитие пространственного мышления
Тема № 29: Основы естественнонаучной грамотности
Тема № 30: Основы экологической грамотности
Тема № 31: Развитие творческих способностей: рисование
Тема № 32: Развитие творческих способностей: музыка
Тема № 33: Развитие творческих способностей: лепка
Тема № 34: Развитие мелкой моторики
Тема № 35: Здоровый образ жизни и физическая культура
Тема № 36: Основы безопасности жизнедеятельности
Тема № 37: Социальная адаптация и взаимодействие в обществе
Тема № 38: Формирование нравственных ценностей
Раздел «Организация игровой и проектной деятельности как средства обучения и развития»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные психолого-педагогические принципы организации игровой и проектной деятельности, влияние игры и проекта на развитие личностных качеств учащихся (коммуникативных, творческих, когнитивных). Знает различные подходы к мотивации учащихся к участию в игровой и проектной деятельности.
Умения: Владеет навыками разработки сценариев игровых занятий и планов проектной деятельности. Владеет навыками модерации игрового процесса и фасилитации проектной работы учащихся. Владеет навыками использования цифровых инструментов для организации и проведения игровых и проектных занятий (например, платформы для совместной работы, интерактивные доски, образовательные приложения). Владеет навыками анализа и интерпретации результатов игровой и проектной деятельности. Владеет навыками презентации результатов проектной деятельности.
Навыки: Умеет создавать благоприятную образовательную среду для реализации игровой и проектной деятельности, стимулировать активность и самостоятельность учащихся. Умеет диагностировать уровень развития учащихся и корректировать игровые и проектные задания с учетом их индивидуальных особенностей. Умеет организовывать рефлексию учащихся по итогам игровой и проектной деятельности.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы игровой деятельности
Тема № 2: Классификация игр
Тема № 3: Роль игры в развитии ребенка
Тема № 4: Игровые методы обучения
Тема № 5: Организация игрового пространства
Тема № 6: Подбор игр по возрасту и развитию
Тема № 7: Дидактические игры и их применение
Тема № 8: Подвижные игры и их значение
Тема № 9: Сюжетно-ролевые игры и их особенности
Тема № 10: Режиссерские игры и развитие творчества
Тема № 11: Театрализованные игры и их образовательный потенциал
Тема № 12: Игры с правилами и формирование саморегуляции
Тема № 13: Игры на развитие познавательных процессов
Тема № 14: Игры на развитие коммуникативных навыков
Тема № 15: Использование игровых технологий в разных образовательных областях
Тема № 16: Оценка эффективности игровой деятельности
Тема № 17: Проектная деятельность как метод обучения
Тема № 18: Типология проектов
Тема № 19: Этапы проектной деятельности
Тема № 20: Планирование проекта
Тема № 21: Выбор темы проекта
Тема № 22: Формулирование целей и задач проекта
Тема № 23: Организация работы над проектом
Тема № 24: Роль педагога в проектной деятельности
Тема № 25: Роль учащихся в проектной деятельности
Тема № 26: Методы исследования в проектной деятельности
Тема № 27: Презентация результатов проекта
Тема № 28: Оценка проекта
Тема № 29: Интеграция игровой и проектной деятельности
Тема № 30: Игровые проекты
Тема № 31: Проекты с элементами игры
Тема № 32: Разработка игровых проектов для разных возрастных групп
Тема № 33: Примеры успешных игровых и проектных практик
Тема № 34: Использование цифровых технологий в игровой и проектной деятельности
Тема № 35: Работа с родителями в рамках игровой и проектной деятельности
Тема № 36: Диагностика развития детей через игру и проект
Тема № 37: Современные тенденции в организации игровой и проектной деятельности
Тема № 38: Формирование ключевых компетенций через игру и проект
Тема № 39: Самообразование педагога в области игровой и проектной деятельности
Тема № 40: Рефлексия собственной педагогической практики в области игровой и проектной деятельности
Раздел «Оценка и мониторинг развития и достижений младших школьников»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о принципах индивидуального и дифференцированного подхода в оценке и мониторинге, особенностях оценки метапредметных и личностных результатов, роли самооценки и взаимооценки в развитии младших школьников, основных видах мониторинга (стартовый, текущий, промежуточный, итоговый).
Умения: Навыки наблюдения за детьми в различных ситуациях (учебной, игровой, внеурочной), проведения бесед с детьми и родителями, анализа детских работ (рисунков, письменных работ, поделок), интерпретации результатов тестирования, оформления портфолио ученика, объективной оценки достижений учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Навыки: Умение организовывать самооценку и взаимооценку учащихся, использовать результаты мониторинга для корректировки образовательного процесса, анализировать динамику развития учащихся, предоставлять обратную связь учащимся и родителям по результатам оценки и мониторинга, выявлять детей, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы оценки в начальной школе
Тема № 2: Цели и задачи оценки учебных достижений
Тема № 3: Нормативно-правовая база оценки образовательных результатов
Тема № 4: Виды оценки: формирующая, промежуточная, итоговая
Тема № 5: Методы оценки: наблюдение, беседа, тестирование
Тема № 6: Портфолио как инструмент оценки достижений учащихся
Тема № 7: Критерии оценивания учебных достижений
Тема № 8: Оценка предметных результатов
Тема № 9: Оценка метапредметных результатов
Тема № 10: Оценка личностных результатов
Тема № 11: Диагностика готовности к школьному обучению
Тема № 12: Мониторинг индивидуального прогресса учащихся
Тема № 13: Оценка уровня развития познавательных процессов
Тема № 14: Оценка развития речи и коммуникативных навыков
Тема № 15: Оценка уровня сформированности учебных умений
Тема № 16: Использование цифровых технологий в оценке и мониторинге
Тема № 17: Анализ результатов оценки и мониторинга
Тема № 18: Интерпретация результатов оценки для разных участников образовательного процесса
Тема № 19: Обратная связь по результатам оценки
Тема № 20: Работа с родителями по вопросам оценки и мониторинга
Тема № 21: Организация и проведение контрольных работ
Тема № 22: Разработка заданий для оценки учебных достижений
Тема № 23: Проектная деятельность как метод оценки
Тема № 24: Оценка творческих способностей учащихся
Тема № 25: Оценка развития эмоционального интеллекта
Тема № 26: Самооценка и взаимооценка учащихся
Тема № 27: Диагностика школьной мотивации
Тема № 28: Выявление и работа с одаренными детьми
Тема № 29: Выявление и работа с учащимися, испытывающими трудности в обучении
Тема № 30: Инклюзивное образование и особенности оценки
Тема № 31: Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников
Тема № 32: Этические аспекты оценки и мониторинга
Тема № 33: Профилактика стресса у учащихся, связанного с оценкой
Тема № 34: Формирование культуры оценки в образовательной среде
Тема № 35: Современные тенденции в оценке образовательных достижений
Тема № 36: Международные исследования качества образования
Тема № 37: Работа с электронными образовательными ресурсами
Тема № 38: Использование результатов мониторинга для корректировки образовательного процесса
Тема № 39: Организация системы оценки в начальной школе
Тема № 40: Взаимодействие учителя с другими специалистами в процессе оценки и мониторинга
Тема № 41: Документация по оценке и мониторингу
Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов в начальном общем образовании»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о структуре и содержании примерных основных образовательных программ начального общего образования; особенностях организации внеурочной деятельности младших школьников.
Умения: Навыки адаптации авторских программ и курсов к различным образовательным условиям и потребностям учащихся; анализа и использования передового педагогического опыта в области начального образования.
Навыки: Умения интегрировать авторские программы и курсы в основную образовательную программу начального общего образования; организовывать и проводить внеурочные занятия по авторским программам.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы педагогического дизайна
Тема № 2: Психологические особенности младших школьников
Тема № 3: Нормативно-правовая база начального общего образования
Тема № 4: Цели и задачи авторских программ
Тема № 5: Структура авторской программы
Тема № 6: Содержание авторской программы
Тема № 7: Методы и формы обучения в начальной школе
Тема № 8: Разработка учебного плана авторского курса
Тема № 9: Календарно-тематическое планирование
Тема № 10: Проектирование учебных занятий
Тема № 11: Технологии активного обучения
Тема № 12: Игровые технологии в начальном образовании
Тема № 13: Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе
Тема № 14: Формирование универсальных учебных действий
Тема № 15: Оценка достижений учащихся
Тема № 16: Критерии оценки эффективности авторской программы
Тема № 17: Разработка дидактических материалов
Тема № 18: Работа с учебниками и учебными пособиями
Тема № 19: Интеграция учебных предметов
Тема № 20: Проектная деятельность в начальной школе
Тема № 21: Исследовательская деятельность в начальной школе
Тема № 22: Организация внеурочной деятельности
Тема № 23: Работа с родителями
Тема № 24: Презентация авторской программы
Тема № 25: Анализ и самоанализ педагогической деятельности
Тема № 26: Рефлексия в образовательном процессе
Тема № 27: Тайм-менеджмент для педагога
Тема № 28: Работа в команде
Тема № 29: Коммуникативные навыки педагога
Тема № 30: Конфликтология в образовательной среде
Тема № 31: Инклюзивное образование в начальной школе
Тема № 32: Работа с одаренными детьми
Тема № 33: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями
Тема № 34: Здоровьесберегающие технологии
Тема № 35: Профилактика эмоционального выгорания педагога
Тема № 36: Авторское право в образовании
Тема № 37: ФГОС начального общего образования
Тема № 38: Современные тенденции в начальном образовании
Тема № 39: Мониторинг образовательного процесса
Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности в начальном общем образовании»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о: нормативно-правовых основах оценки качества образования в начальной школе (ФГОС НОО, профессиональный стандарт педагога); современных подходах, методах и инструментарии анализа и оценки эффективности педагогической деятельности (в том числе, критерии и показатели эффективности); методах самоанализа и рефлексии педагогической деятельности; видах и формах отчетной документации по результатам анализа и оценки педагогической деятельности; этических аспектах анализа и оценки педагогической деятельности.
Умения: проведения самоанализа и рефлексии собственной педагогической деятельности; использования различных методов и инструментов для анализа и оценки педагогической деятельности (например, анкетирование, тестирование, наблюдение за уроком, анализ портфолио ученика); оформления результатов анализа и оценки педагогической деятельности в соответствии с установленными требованиями; ведения педагогической документации, отражающей результаты анализа и оценки; конструктивного взаимодействия с коллегами в процессе анализа и оценки педагогической деятельности.
Навыки: анализировать собственную педагогическую деятельность и деятельность коллег на основе современных требований к качеству образования; выбирать и применять адекватные методы и инструменты для анализа и оценки эффективности педагогической деятельности (в том числе, методы педагогической диагностики, наблюдения, анализа продуктов деятельности учащихся); интерпретировать результаты анализа и оценки, формулировать обоснованные выводы и рекомендации; разрабатывать программы саморазвития и повышения квалификации на основе результатов анализа собственной педагогической деятельности; представлять результаты анализа и оценки педагогической деятельности в различных форматах (устный отчет, презентация, аналитическая записка).
Содержание раздела
Тема № 1: Цели и задачи анализа и оценки педагогической деятельности
Тема № 2: Нормативно-правовые основы педагогической деятельности в начальном общем образовании
Тема № 3: Основные понятия и категории анализа и оценки педагогической деятельности
Тема № 4: Методы анализа и оценки педагогической деятельности
Тема № 5: Критерии эффективности педагогической деятельности
Тема № 6: Анализ планирования образовательного процесса
Тема № 7: Анализ организации образовательного процесса
Тема № 8: Анализ содержания образования в начальной школе
Тема № 9: Анализ используемых образовательных технологий
Тема № 10: Анализ методов и приемов обучения
Тема № 11: Анализ форм организации учебной деятельности
Тема № 12: Анализ учебной деятельности учащихся
Тема № 13: Оценка уровня обученности учащихся
Тема № 14: Анализ и оценка результатов обучения
Тема № 15: Диагностика учебных достижений учащихся
Тема № 16: Мониторинг качества образования в начальной школе
Тема № 17: Анализ и оценка воспитательной работы
Тема № 18: Формы и методы воспитательной работы в начальной школе
Тема № 19: Внеурочная деятельность в начальной школе
Тема № 20: Взаимодействие с родителями учащихся
Тема № 21: Анализ профессиональной компетентности педагога
Тема № 22: Самоанализ педагогической деятельности
Тема № 23: Рефлексия педагогической деятельности
Тема № 24: Портфолио педагога начальной школы как инструмент самооценки
Тема № 25: Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности
Тема № 26: Современные подходы к оценке качества образования
Тема № 27: Инновационные технологии в образовании
Тема № 28: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Тема № 29: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями
Тема № 30: Инклюзивное образование в начальной школе
Тема № 31: Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в педагогической деятельности
Тема № 32: Этические аспекты педагогической деятельности
Тема № 33: Культура речи педагога
Тема № 34: Профессиональное развитие педагога
Тема № 35: Система повышения квалификации педагогических работников
Тема № 36: Анализ и оценка эффективности внедрения новых образовательных программ
Тема № 37: Организация и проведение педагогического эксперимента
Тема № 38: Написание отчета по результатам анализа и оценки педагогической деятельности
Раздел «Особенности организации инклюзивного образования в начальном общем образовании»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знание нормативно-правовой базы инклюзивного образования в начальной школе (законы, приказы, положения). Знание принципов, целей и задач инклюзивного образования. Знание особенностей развития и образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) различных нозологических групп (с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития и др.). Знание специфики организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в начальной школе, включая адаптацию образовательных программ, использование специальных методов, приемов и средств обучения. Знание основ психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их семей. Знание различных моделей инклюзивного образования и особенностей их реализации в начальной школе. Знание принципов взаимодействия специалистов образовательной организации (учителя, педагога-психолога, логопеда, дефектолога и др.) в рамках инклюзивного образования. Знание основ проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ.
Умения: Навыки использования диагностического инструментария для выявления особых образовательных потребностей учащихся. Навыки разработки адаптированных образовательных программ и материалов. Навыки применения специальных технических средств обучения и реабилитации. Навыки организации совместной деятельности детей с ОВЗ и нормотипичных детей. Навыки конструктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ. Навыки работы в команде специалистов по сопровождению детей с ОВЗ. Навыки проектирования индивидуальных образовательных маршрутов и адаптированных рабочих программ. Навыки мониторинга и оценки достижений учащихся с ОВЗ.
Навыки: Умение анализировать особенности развития и образовательные потребности детей с ОВЗ. Умение адаптировать образовательные программы и материалы с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ОВЗ. Умение применять специальные методы, приемы и средства обучения детей с ОВЗ в начальной школе. Умение создавать инклюзивную образовательную среду, способствующую развитию всех учащихся. Умение организовывать взаимодействие с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ. Умение взаимодействовать со специалистами в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ. Умение оценивать результативность образовательного процесса для детей с ОВЗ.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовые основы инклюзивного образования
Тема № 2: Основные принципы инклюзивного образования
Тема № 3: Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ
Тема № 4: Классификация нарушений развития
Тема № 5: Диагностика особых образовательных потребностей
Тема № 6: Адаптация образовательной среды для детей с ОВЗ
Тема № 7: Разработка индивидуальных образовательных маршрутов
Тема № 8: Методы и приемы работы с детьми с нарушениями зрения
Тема № 9: Методы и приемы работы с детьми с нарушениями слуха
Тема № 10: Методы и приемы работы с детьми с нарушениями речи
Тема № 11: Методы и приемы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Тема № 12: Методы и приемы работы с детьми с задержкой психического развития
Тема № 13: Методы и приемы работы с детьми с умственной отсталостью
Тема № 14: Методы и приемы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
Тема № 15: Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Тема № 16: Организация учебного процесса в инклюзивном классе
Тема № 17: Формы и методы оценивания учащихся с ОВЗ
Тема № 18: Взаимодействие учителя с родителями детей с ОВЗ
Тема № 19: Взаимодействие учителя с другими специалистами (психолог, логопед, дефектолог)
Тема № 20: Создание инклюзивной культуры в школе
Тема № 21: Преодоление барьеров в инклюзивном образовании
Тема № 22: Работа с типично развивающимися детьми в инклюзивном классе
Тема № 23: Профилактика буллинга в инклюзивном классе
Тема № 24: Социальная адаптация детей с ОВЗ
Тема № 25: Профориентация детей с ОВЗ
Тема № 26: Использование информационно-коммуникационных технологий в инклюзивном образовании
Тема № 27: Разработка адаптированных образовательных программ
Тема № 28: Особенности преподавания отдельных предметов в инклюзивном классе (математика)
Тема № 29: Особенности преподавания отдельных предметов в инклюзивном классе (русский язык)
Тема № 30: Особенности преподавания отдельных предметов в инклюзивном классе (окружающий мир)
Тема № 31: Особенности преподавания отдельных предметов в инклюзивном классе (литературное чтение)
Тема № 32: Особенности преподавания отдельных предметов в инклюзивном классе (иностранный язык)
Тема № 33: Особенности преподавания отдельных предметов в инклюзивном классе (технология)
Тема № 34: Особенности преподавания отдельных предметов в инклюзивном классе (изобразительное искусство)
Тема № 35: Особенности преподавания отдельных предметов в инклюзивном классе (музыка)
Тема № 36: Особенности преподавания отдельных предметов в инклюзивном классе (физическая культура)
Тема № 37: Проектная деятельность в инклюзивном классе
Тема № 38: Организация внеурочной деятельности в инклюзивном классе
Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.
Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.
Условия реализации рабочей программы модуля
Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля
Электронные учебные издания
Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503
Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Электронные методические издания
Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252
Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597
Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).
Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)
Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):
- Состав современных профессиональных баз данных
Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)
Открытые данные России (https://data.gov.ru/)
Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)
База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)
- Состав информационных справочных систем
База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)
Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)
Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)
Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)
Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)
Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)
Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)
- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти
Президент России (http://kremlin.ru/)
Правительство России (http://government.ru/)
Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)
Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)
Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)
- Иные информационные ресурсы - периодическими издания
TACC (https://tass.ru/)
РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)
Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)
RT (https://rt.com/)
- Информационные поисковые системы
Яндекс (https://ya.ru/)
MAIL.RU (https://www.mail.ru/)