Приложение 3

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"

"05" июня 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

ВМ.35 «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в начальном общем образовании»

Дополнительная профессиональная программа

«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»

г. Москва

Территория Инновационного центра Сколково

Наименование модуля: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в начальном общем образовании.

Тип модуля: вариативный модуль.

Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в начальном общем образовании».

Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.

Структура и содержание модуля

Элемент Всего, ак.ч. Лекций, ак.ч. Практических занятий, ак.ч. Результаты обучения (коды)
Раздел «Психолого-педагогические аспекты развития и воспитания младших школьников» 8 2 2 ПК-35
Раздел «Планирование и организация образовательного процесса в начальном общем образовании с учётом ФГОС» 8 2 2 ПК-35
Раздел «Современные подходы и методики начального общего образования» 8 2 2 ПК-35
Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций у младших школьников» 8 2 2 ПК-35
Раздел «Организация игровой и проектной деятельности как средства обучения и развития» 8 2 2 ПК-35
Раздел «Оценка и мониторинг развития и достижений младших школьников» 8 2 2 ПК-35
Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов в начальном общем образовании» 8 2 2 ПК-35
Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности в начальном общем образовании» 8 2 2 ПК-35
Раздел «Особенности организации инклюзивного образования в начальном общем образовании» 8 2 2 ПК-35

Раздел «Психолого-педагогические аспекты развития и воспитания младших школьников»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о психологических основах учебной мотивации младших школьников, факторах, влияющих на успеваемость, методах формирования познавательного интереса, принципах организации развивающей среды, роли игры в развитии ребенка, основных типах темперамента и характера.

Умения: Навыки мотивирования учащихся к учебной деятельности, организации игровой деятельности, создания положительной эмоциональной атмосферы в классе, индивидуального подхода к учащимся, эффективного взаимодействия с детьми разных темпераментов и характеров.

Навыки: Умения диагностировать уровень учебной мотивации и познавательного интереса, создавать условия для развития учебной мотивации, использовать игровые методы в обучении, организовывать развивающую среду, учитывать типологические особенности учащихся в образовательном процессе.

Содержание раздела

Тема № 1: Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Тема № 2: Физиологические особенности детей младшего школьного возраста

Тема № 3: Когнитивное развитие младших школьников

Тема № 4: Развитие речи и мышления у младших школьников

Тема № 5: Эмоциональное развитие младших школьников

Тема № 6: Социальное развитие младших школьников

Тема № 7: Мотивация учебной деятельности младших школьников

Тема № 8: Формирование учебных навыков у младших школьников

Тема № 9: Адаптация к школе: психологические аспекты

Тема № 10: Проблемы адаптации и способы их решения

Тема № 11: Роль семьи в развитии и воспитании младшего школьника

Тема № 12: Взаимодействие семьи и школы

Тема № 13: Психолого-педагогическая диагностика младших школьников

Тема № 14: Методы изучения психологических особенностей младших школьников

Тема № 15: Возрастные кризисы младшего школьного возраста

Тема № 16: Работа с одаренными детьми в младшем школьном возрасте

Тема № 17: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

Тема № 18: Инклюзивное образование в начальной школе

Тема № 19: Развитие познавательных процессов у младших школьников

Тема № 20: Развитие внимания и памяти у младших школьников

Тема № 21: Развитие воображения и творчества у младших школьников

Тема № 22: Формирование нравственных ценностей у младших школьников

Тема № 23: Воспитание патриотизма и гражданственности у младших школьников

Тема № 24: Формирование культуры общения у младших школьников

Тема № 25: Профилактика девиантного поведения у младших школьников

Тема № 26: Психологическая безопасность образовательной среды

Тема № 27: Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Тема № 28: Игровые методы обучения и воспитания младших школьников

Тема № 29: Проектная деятельность в начальной школе

Тема № 30: Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

Тема № 31: Организация учебного процесса в начальной школе

Тема № 32: Формы и методы организации учебной деятельности

Тема № 33: Оценка учебных достижений младших школьников

Тема № 34: Педагогическое общение в начальной школе

Тема № 35: Конфликты в школе и пути их разрешения

Тема № 36: Профессиональное выгорание учителя начальных классов

Тема № 37: Психогигиена учителя начальных классов

Тема № 38: Самообразование и профессиональное развитие педагога

Тема № 39: Современные тенденции развития начального образования

Тема № 40: Взаимодействие с родителями: эффективные стратегии

Тема № 41: Организация внеклассной работы с младшими школьниками

Раздел «Планирование и организация образовательного процесса в начальном общем образовании с учётом ФГОС»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания об основах проектирования образовательного процесса в начальной школе, о современных тенденциях развития начального общего образования.

Умения: Навыки самоанализа и самооценки, рефлексии, профессионального самосовершенствования.

Навыки: Умения анализировать собственную педагогическую деятельность, выявлять проблемы и находить пути их решения, внедрять инновационные технологии в образовательный процесс.

Содержание раздела

Тема № 1: Нормативно-правовая база начального общего образования

Тема № 2: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)

Тема № 3: Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Тема № 4: Основные образовательные программы начального общего образования

Тема № 5: Планирование учебного года в начальной школе

Тема № 6: Рабочая программа учителя

Тема № 7: Календарно-тематическое планирование

Тема № 8: Конструирование урока в начальной школе

Тема № 9: Методы обучения в начальной школе

Тема № 10: Формы организации учебной деятельности в начальной школе

Тема № 11: Современные образовательные технологии в начальной школе

Тема № 12: Проектная деятельность в начальной школе

Тема № 13: Исследовательская деятельность в начальной школе

Тема № 14: Игровая деятельность в начальной школе

Тема № 15: Развитие универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе

Тема № 16: Формирование функциональной грамотности младших школьников

Тема № 17: Работа с одаренными детьми в начальной школе

Тема № 18: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в начальной школе

Тема № 19: Инклюзивное образование в начальной школе

Тема № 20: Внеурочная деятельность в начальной школе

Тема № 21: Воспитательная работа в начальной школе

Тема № 22: Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся

Тема № 23: Организация образовательного пространства в начальной школе

Тема № 24: Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе начальной школы

Тема № 25: Цифровые образовательные ресурсы в начальной школе

Тема № 26: Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в начальной школе

Тема № 27: Мониторинг и контроль качества образования в начальной школе

Тема № 28: Оценка эффективности образовательного процесса в начальной школе

Тема № 29: Психолого-педагогические особенности младших школьников

Тема № 30: Возрастная психология младшего школьного возраста

Тема № 31: Психология обучения младших школьников

Тема № 32: Формирование учебной мотивации у младших школьников

Тема № 33: Профилактика школьной неуспеваемости

Тема № 34: Психологическая безопасность образовательной среды

Тема № 35: Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Тема № 36: Организация и проведение школьных олимпиад и конкурсов

Тема № 37: Работа с портфолио ученика начальной школы

Тема № 38: Самообразование и профессиональное развитие учителя начальных классов

Раздел «Современные подходы и методики начального общего образования»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся младшего школьного возраста, основных принципов развития универсальных учебных действий (УУД), специфики преподавания основных предметов начальной школы, а также основных требований к образовательным результатам в начальной школе.

Умения: Навыки проектирования и реализации уроков и внеурочных мероприятий с использованием различных современных подходов и методик обучения, применения цифровых инструментов и ресурсов в образовательном процессе, организации индивидуальной и групповой работы обучающихся, создания развивающей образовательной среды, проведения формирующего оценивания, анализа и интерпретации полученных результатов. Навыки эффективного взаимодействия с обучающимися, их родителями (законными представителями) и коллегами.

Навыки: Умения диагностировать уровень развития УУД у обучающихся, проектировать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, создавать условия для развития их познавательных способностей, творческого мышления и коммуникативных навыков. Умения анализировать и корректировать свою педагогическую деятельность с учетом результатов обучения.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы педагогики начального образования

Тема № 2: Психология развития младшего школьника

Тема № 3: Современные образовательные стандарты начального общего образования

Тема № 4: Методика преподавания русского языка в начальной школе

Тема № 5: Методика преподавания литературного чтения в начальной школе

Тема № 6: Методика преподавания математики в начальной школе

Тема № 7: Методика преподавания окружающего мира в начальной школе

Тема № 8: Методика преподавания технологии в начальной школе

Тема № 9: Методика преподавания изобразительного искусства в начальной школе

Тема № 10: Методика преподавания музыки в начальной школе

Тема № 11: Методика преподавания физической культуры в начальной школе

Тема № 12: Использование информационно-коммуникационных технологий в начальном образовании

Тема № 13: Формирование универсальных учебных действий у младших школьников

Тема № 14: Развитие критического мышления у младших школьников

Тема № 15: Проектная деятельность в начальной школе

Тема № 16: Игровая деятельность в начальной школе

Тема № 17: Инклюзивное образование в начальной школе

Тема № 18: Работа с одаренными детьми в начальной школе

Тема № 19: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Тема № 20: Организация учебного процесса в начальной школе

Тема № 21: Оценка достижений учащихся начальной школы

Тема № 22: Формирование учебной мотивации у младших школьников

Тема № 23: Развитие коммуникативных навыков у младших школьников

Тема № 24: Воспитательная работа в начальной школе

Тема № 25: Взаимодействие с родителями учащихся начальной школы

Тема № 26: Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Тема № 27: Предупреждение и разрешение конфликтов в начальной школе

Тема № 28: Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы

Тема № 29: Современные образовательные технологии в начальной школе

Тема № 30: Развивающее обучение в начальной школе

Тема № 31: Проблемное обучение в начальной школе

Тема № 32: Дифференцированный подход в обучении младших школьников

Тема № 33: Личностно-ориентированный подход в начальной школе

Тема № 34: Компетентностный подход в начальной школе

Тема № 35: Деятельностный подход в начальной школе

Тема № 36: Системно-деятельностный подход в начальной школе

Тема № 37: Современные тенденции развития начального общего образования

Тема № 38: Организация внеурочной деятельности в начальной школе

Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций у младших школьников»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает различные методы самоконтроля и рефлексии, основные правила безопасного поведения в школе и дома, понимает важность здорового образа жизни.

Умения: Владеет навыками самоконтроля, рефлексии, самооценки, безопасного поведения в различных ситуациях.

Навыки: Умеет применять методы самоконтроля и рефлексии для оценки своей работы, определять свои сильные и слабые стороны, ставить цели и планировать шаги для их достижения, следовать правилам безопасного поведения.

Содержание раздела

Тема № 1: Развитие коммуникативных навыков: устная речь

Тема № 2: Развитие коммуникативных навыков: письменная речь

Тема № 3: Развитие коммуникативных навыков: невербальная коммуникация

Тема № 4: Развитие навыков слушания и восприятия информации

Тема № 5: Развитие навыков публичного выступления

Тема № 6: Работа в команде и сотрудничество

Тема № 7: Развитие лидерских качеств

Тема № 8: Управление конфликтами и разрешение споров

Тема № 9: Эмоциональный интеллект: распознавание эмоций

Тема № 10: Эмоциональный интеллект: управление эмоциями

Тема № 11: Эмпатия и понимание других

Тема № 12: Креативное мышление и воображение

Тема № 13: Развитие критического мышления

Тема № 14: Решение проблем и принятие решений

Тема № 15: Планирование и организация времени

Тема № 16: Навыки самоорганизации и самоконтроля

Тема № 17: Развитие памяти и внимания

Тема № 18: Развитие логического мышления

Тема № 19: Основы финансовой грамотности

Тема № 20: Основы информационной грамотности

Тема № 21: Цифровая грамотность и безопасность в интернете

Тема № 22: Основы исследовательской деятельности

Тема № 23: Работа с информацией: поиск и анализ

Тема № 24: Презентация результатов исследования

Тема № 25: Развитие навыков чтения

Тема № 26: Развитие навыков письма

Тема № 27: Развитие математических навыков

Тема № 28: Развитие пространственного мышления

Тема № 29: Основы естественнонаучной грамотности

Тема № 30: Основы экологической грамотности

Тема № 31: Развитие творческих способностей: рисование

Тема № 32: Развитие творческих способностей: музыка

Тема № 33: Развитие творческих способностей: лепка

Тема № 34: Развитие мелкой моторики

Тема № 35: Здоровый образ жизни и физическая культура

Тема № 36: Основы безопасности жизнедеятельности

Тема № 37: Социальная адаптация и взаимодействие в обществе

Тема № 38: Формирование нравственных ценностей

Раздел «Организация игровой и проектной деятельности как средства обучения и развития»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основные психолого-педагогические принципы организации игровой и проектной деятельности, влияние игры и проекта на развитие личностных качеств учащихся (коммуникативных, творческих, когнитивных). Знает различные подходы к мотивации учащихся к участию в игровой и проектной деятельности.

Умения: Владеет навыками разработки сценариев игровых занятий и планов проектной деятельности. Владеет навыками модерации игрового процесса и фасилитации проектной работы учащихся. Владеет навыками использования цифровых инструментов для организации и проведения игровых и проектных занятий (например, платформы для совместной работы, интерактивные доски, образовательные приложения). Владеет навыками анализа и интерпретации результатов игровой и проектной деятельности. Владеет навыками презентации результатов проектной деятельности.

Навыки: Умеет создавать благоприятную образовательную среду для реализации игровой и проектной деятельности, стимулировать активность и самостоятельность учащихся. Умеет диагностировать уровень развития учащихся и корректировать игровые и проектные задания с учетом их индивидуальных особенностей. Умеет организовывать рефлексию учащихся по итогам игровой и проектной деятельности.

Содержание раздела

Тема № 1: Теоретические основы игровой деятельности

Тема № 2: Классификация игр

Тема № 3: Роль игры в развитии ребенка

Тема № 4: Игровые методы обучения

Тема № 5: Организация игрового пространства

Тема № 6: Подбор игр по возрасту и развитию

Тема № 7: Дидактические игры и их применение

Тема № 8: Подвижные игры и их значение

Тема № 9: Сюжетно-ролевые игры и их особенности

Тема № 10: Режиссерские игры и развитие творчества

Тема № 11: Театрализованные игры и их образовательный потенциал

Тема № 12: Игры с правилами и формирование саморегуляции

Тема № 13: Игры на развитие познавательных процессов

Тема № 14: Игры на развитие коммуникативных навыков

Тема № 15: Использование игровых технологий в разных образовательных областях

Тема № 16: Оценка эффективности игровой деятельности

Тема № 17: Проектная деятельность как метод обучения

Тема № 18: Типология проектов

Тема № 19: Этапы проектной деятельности

Тема № 20: Планирование проекта

Тема № 21: Выбор темы проекта

Тема № 22: Формулирование целей и задач проекта

Тема № 23: Организация работы над проектом

Тема № 24: Роль педагога в проектной деятельности

Тема № 25: Роль учащихся в проектной деятельности

Тема № 26: Методы исследования в проектной деятельности

Тема № 27: Презентация результатов проекта

Тема № 28: Оценка проекта

Тема № 29: Интеграция игровой и проектной деятельности

Тема № 30: Игровые проекты

Тема № 31: Проекты с элементами игры

Тема № 32: Разработка игровых проектов для разных возрастных групп

Тема № 33: Примеры успешных игровых и проектных практик

Тема № 34: Использование цифровых технологий в игровой и проектной деятельности

Тема № 35: Работа с родителями в рамках игровой и проектной деятельности

Тема № 36: Диагностика развития детей через игру и проект

Тема № 37: Современные тенденции в организации игровой и проектной деятельности

Тема № 38: Формирование ключевых компетенций через игру и проект

Тема № 39: Самообразование педагога в области игровой и проектной деятельности

Тема № 40: Рефлексия собственной педагогической практики в области игровой и проектной деятельности

Раздел «Оценка и мониторинг развития и достижений младших школьников»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о принципах индивидуального и дифференцированного подхода в оценке и мониторинге, особенностях оценки метапредметных и личностных результатов, роли самооценки и взаимооценки в развитии младших школьников, основных видах мониторинга (стартовый, текущий, промежуточный, итоговый).

Умения: Навыки наблюдения за детьми в различных ситуациях (учебной, игровой, внеурочной), проведения бесед с детьми и родителями, анализа детских работ (рисунков, письменных работ, поделок), интерпретации результатов тестирования, оформления портфолио ученика, объективной оценки достижений учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Навыки: Умение организовывать самооценку и взаимооценку учащихся, использовать результаты мониторинга для корректировки образовательного процесса, анализировать динамику развития учащихся, предоставлять обратную связь учащимся и родителям по результатам оценки и мониторинга, выявлять детей, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы оценки в начальной школе

Тема № 2: Цели и задачи оценки учебных достижений

Тема № 3: Нормативно-правовая база оценки образовательных результатов

Тема № 4: Виды оценки: формирующая, промежуточная, итоговая

Тема № 5: Методы оценки: наблюдение, беседа, тестирование

Тема № 6: Портфолио как инструмент оценки достижений учащихся

Тема № 7: Критерии оценивания учебных достижений

Тема № 8: Оценка предметных результатов

Тема № 9: Оценка метапредметных результатов

Тема № 10: Оценка личностных результатов

Тема № 11: Диагностика готовности к школьному обучению

Тема № 12: Мониторинг индивидуального прогресса учащихся

Тема № 13: Оценка уровня развития познавательных процессов

Тема № 14: Оценка развития речи и коммуникативных навыков

Тема № 15: Оценка уровня сформированности учебных умений

Тема № 16: Использование цифровых технологий в оценке и мониторинге

Тема № 17: Анализ результатов оценки и мониторинга

Тема № 18: Интерпретация результатов оценки для разных участников образовательного процесса

Тема № 19: Обратная связь по результатам оценки

Тема № 20: Работа с родителями по вопросам оценки и мониторинга

Тема № 21: Организация и проведение контрольных работ

Тема № 22: Разработка заданий для оценки учебных достижений

Тема № 23: Проектная деятельность как метод оценки

Тема № 24: Оценка творческих способностей учащихся

Тема № 25: Оценка развития эмоционального интеллекта

Тема № 26: Самооценка и взаимооценка учащихся

Тема № 27: Диагностика школьной мотивации

Тема № 28: Выявление и работа с одаренными детьми

Тема № 29: Выявление и работа с учащимися, испытывающими трудности в обучении

Тема № 30: Инклюзивное образование и особенности оценки

Тема № 31: Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников

Тема № 32: Этические аспекты оценки и мониторинга

Тема № 33: Профилактика стресса у учащихся, связанного с оценкой

Тема № 34: Формирование культуры оценки в образовательной среде

Тема № 35: Современные тенденции в оценке образовательных достижений

Тема № 36: Международные исследования качества образования

Тема № 37: Работа с электронными образовательными ресурсами

Тема № 38: Использование результатов мониторинга для корректировки образовательного процесса

Тема № 39: Организация системы оценки в начальной школе

Тема № 40: Взаимодействие учителя с другими специалистами в процессе оценки и мониторинга

Тема № 41: Документация по оценке и мониторингу

Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов в начальном общем образовании»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о структуре и содержании примерных основных образовательных программ начального общего образования; особенностях организации внеурочной деятельности младших школьников.

Умения: Навыки адаптации авторских программ и курсов к различным образовательным условиям и потребностям учащихся; анализа и использования передового педагогического опыта в области начального образования.

Навыки: Умения интегрировать авторские программы и курсы в основную образовательную программу начального общего образования; организовывать и проводить внеурочные занятия по авторским программам.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы педагогического дизайна

Тема № 2: Психологические особенности младших школьников

Тема № 3: Нормативно-правовая база начального общего образования

Тема № 4: Цели и задачи авторских программ

Тема № 5: Структура авторской программы

Тема № 6: Содержание авторской программы

Тема № 7: Методы и формы обучения в начальной школе

Тема № 8: Разработка учебного плана авторского курса

Тема № 9: Календарно-тематическое планирование

Тема № 10: Проектирование учебных занятий

Тема № 11: Технологии активного обучения

Тема № 12: Игровые технологии в начальном образовании

Тема № 13: Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе

Тема № 14: Формирование универсальных учебных действий

Тема № 15: Оценка достижений учащихся

Тема № 16: Критерии оценки эффективности авторской программы

Тема № 17: Разработка дидактических материалов

Тема № 18: Работа с учебниками и учебными пособиями

Тема № 19: Интеграция учебных предметов

Тема № 20: Проектная деятельность в начальной школе

Тема № 21: Исследовательская деятельность в начальной школе

Тема № 22: Организация внеурочной деятельности

Тема № 23: Работа с родителями

Тема № 24: Презентация авторской программы

Тема № 25: Анализ и самоанализ педагогической деятельности

Тема № 26: Рефлексия в образовательном процессе

Тема № 27: Тайм-менеджмент для педагога

Тема № 28: Работа в команде

Тема № 29: Коммуникативные навыки педагога

Тема № 30: Конфликтология в образовательной среде

Тема № 31: Инклюзивное образование в начальной школе

Тема № 32: Работа с одаренными детьми

Тема № 33: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

Тема № 34: Здоровьесберегающие технологии

Тема № 35: Профилактика эмоционального выгорания педагога

Тема № 36: Авторское право в образовании

Тема № 37: ФГОС начального общего образования

Тема № 38: Современные тенденции в начальном образовании

Тема № 39: Мониторинг образовательного процесса

Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности в начальном общем образовании»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о: нормативно-правовых основах оценки качества образования в начальной школе (ФГОС НОО, профессиональный стандарт педагога); современных подходах, методах и инструментарии анализа и оценки эффективности педагогической деятельности (в том числе, критерии и показатели эффективности); методах самоанализа и рефлексии педагогической деятельности; видах и формах отчетной документации по результатам анализа и оценки педагогической деятельности; этических аспектах анализа и оценки педагогической деятельности.

Умения: проведения самоанализа и рефлексии собственной педагогической деятельности; использования различных методов и инструментов для анализа и оценки педагогической деятельности (например, анкетирование, тестирование, наблюдение за уроком, анализ портфолио ученика); оформления результатов анализа и оценки педагогической деятельности в соответствии с установленными требованиями; ведения педагогической документации, отражающей результаты анализа и оценки; конструктивного взаимодействия с коллегами в процессе анализа и оценки педагогической деятельности.

Навыки: анализировать собственную педагогическую деятельность и деятельность коллег на основе современных требований к качеству образования; выбирать и применять адекватные методы и инструменты для анализа и оценки эффективности педагогической деятельности (в том числе, методы педагогической диагностики, наблюдения, анализа продуктов деятельности учащихся); интерпретировать результаты анализа и оценки, формулировать обоснованные выводы и рекомендации; разрабатывать программы саморазвития и повышения квалификации на основе результатов анализа собственной педагогической деятельности; представлять результаты анализа и оценки педагогической деятельности в различных форматах (устный отчет, презентация, аналитическая записка).

Содержание раздела

Тема № 1: Цели и задачи анализа и оценки педагогической деятельности

Тема № 2: Нормативно-правовые основы педагогической деятельности в начальном общем образовании

Тема № 3: Основные понятия и категории анализа и оценки педагогической деятельности

Тема № 4: Методы анализа и оценки педагогической деятельности

Тема № 5: Критерии эффективности педагогической деятельности

Тема № 6: Анализ планирования образовательного процесса

Тема № 7: Анализ организации образовательного процесса

Тема № 8: Анализ содержания образования в начальной школе

Тема № 9: Анализ используемых образовательных технологий

Тема № 10: Анализ методов и приемов обучения

Тема № 11: Анализ форм организации учебной деятельности

Тема № 12: Анализ учебной деятельности учащихся

Тема № 13: Оценка уровня обученности учащихся

Тема № 14: Анализ и оценка результатов обучения

Тема № 15: Диагностика учебных достижений учащихся

Тема № 16: Мониторинг качества образования в начальной школе

Тема № 17: Анализ и оценка воспитательной работы

Тема № 18: Формы и методы воспитательной работы в начальной школе

Тема № 19: Внеурочная деятельность в начальной школе

Тема № 20: Взаимодействие с родителями учащихся

Тема № 21: Анализ профессиональной компетентности педагога

Тема № 22: Самоанализ педагогической деятельности

Тема № 23: Рефлексия педагогической деятельности

Тема № 24: Портфолио педагога начальной школы как инструмент самооценки

Тема № 25: Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности

Тема № 26: Современные подходы к оценке качества образования

Тема № 27: Инновационные технологии в образовании

Тема № 28: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Тема № 29: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

Тема № 30: Инклюзивное образование в начальной школе

Тема № 31: Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в педагогической деятельности

Тема № 32: Этические аспекты педагогической деятельности

Тема № 33: Культура речи педагога

Тема № 34: Профессиональное развитие педагога

Тема № 35: Система повышения квалификации педагогических работников

Тема № 36: Анализ и оценка эффективности внедрения новых образовательных программ

Тема № 37: Организация и проведение педагогического эксперимента

Тема № 38: Написание отчета по результатам анализа и оценки педагогической деятельности

Раздел «Особенности организации инклюзивного образования в начальном общем образовании»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знание нормативно-правовой базы инклюзивного образования в начальной школе (законы, приказы, положения). Знание принципов, целей и задач инклюзивного образования. Знание особенностей развития и образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) различных нозологических групп (с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития и др.). Знание специфики организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в начальной школе, включая адаптацию образовательных программ, использование специальных методов, приемов и средств обучения. Знание основ психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их семей. Знание различных моделей инклюзивного образования и особенностей их реализации в начальной школе. Знание принципов взаимодействия специалистов образовательной организации (учителя, педагога-психолога, логопеда, дефектолога и др.) в рамках инклюзивного образования. Знание основ проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ.

Умения: Навыки использования диагностического инструментария для выявления особых образовательных потребностей учащихся. Навыки разработки адаптированных образовательных программ и материалов. Навыки применения специальных технических средств обучения и реабилитации. Навыки организации совместной деятельности детей с ОВЗ и нормотипичных детей. Навыки конструктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ. Навыки работы в команде специалистов по сопровождению детей с ОВЗ. Навыки проектирования индивидуальных образовательных маршрутов и адаптированных рабочих программ. Навыки мониторинга и оценки достижений учащихся с ОВЗ.

Навыки: Умение анализировать особенности развития и образовательные потребности детей с ОВЗ. Умение адаптировать образовательные программы и материалы с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ОВЗ. Умение применять специальные методы, приемы и средства обучения детей с ОВЗ в начальной школе. Умение создавать инклюзивную образовательную среду, способствующую развитию всех учащихся. Умение организовывать взаимодействие с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ. Умение взаимодействовать со специалистами в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ. Умение оценивать результативность образовательного процесса для детей с ОВЗ.

Содержание раздела

Тема № 1: Нормативно-правовые основы инклюзивного образования

Тема № 2: Основные принципы инклюзивного образования

Тема № 3: Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ

Тема № 4: Классификация нарушений развития

Тема № 5: Диагностика особых образовательных потребностей

Тема № 6: Адаптация образовательной среды для детей с ОВЗ

Тема № 7: Разработка индивидуальных образовательных маршрутов

Тема № 8: Методы и приемы работы с детьми с нарушениями зрения

Тема № 9: Методы и приемы работы с детьми с нарушениями слуха

Тема № 10: Методы и приемы работы с детьми с нарушениями речи

Тема № 11: Методы и приемы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Тема № 12: Методы и приемы работы с детьми с задержкой психического развития

Тема № 13: Методы и приемы работы с детьми с умственной отсталостью

Тема № 14: Методы и приемы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра

Тема № 15: Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Тема № 16: Организация учебного процесса в инклюзивном классе

Тема № 17: Формы и методы оценивания учащихся с ОВЗ

Тема № 18: Взаимодействие учителя с родителями детей с ОВЗ

Тема № 19: Взаимодействие учителя с другими специалистами (психолог, логопед, дефектолог)

Тема № 20: Создание инклюзивной культуры в школе

Тема № 21: Преодоление барьеров в инклюзивном образовании

Тема № 22: Работа с типично развивающимися детьми в инклюзивном классе

Тема № 23: Профилактика буллинга в инклюзивном классе

Тема № 24: Социальная адаптация детей с ОВЗ

Тема № 25: Профориентация детей с ОВЗ

Тема № 26: Использование информационно-коммуникационных технологий в инклюзивном образовании

Тема № 27: Разработка адаптированных образовательных программ

Тема № 28: Особенности преподавания отдельных предметов в инклюзивном классе (математика)

Тема № 29: Особенности преподавания отдельных предметов в инклюзивном классе (русский язык)

Тема № 30: Особенности преподавания отдельных предметов в инклюзивном классе (окружающий мир)

Тема № 31: Особенности преподавания отдельных предметов в инклюзивном классе (литературное чтение)

Тема № 32: Особенности преподавания отдельных предметов в инклюзивном классе (иностранный язык)

Тема № 33: Особенности преподавания отдельных предметов в инклюзивном классе (технология)

Тема № 34: Особенности преподавания отдельных предметов в инклюзивном классе (изобразительное искусство)

Тема № 35: Особенности преподавания отдельных предметов в инклюзивном классе (музыка)

Тема № 36: Особенности преподавания отдельных предметов в инклюзивном классе (физическая культура)

Тема № 37: Проектная деятельность в инклюзивном классе

Тема № 38: Организация внеурочной деятельности в инклюзивном классе

Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.

Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.

Условия реализации рабочей программы модуля

Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.

Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля

Электронные учебные издания

Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503

Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].

Электронные методические издания

Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252

Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597

Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).

Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)

Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):

- Состав современных профессиональных баз данных

Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)

Открытые данные России (https://data.gov.ru/)

Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)

База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)

- Состав информационных справочных систем

База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)

Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)

Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)

Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)

Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)

Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)

Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)

- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти

Президент России (http://kremlin.ru/)

Правительство России (http://government.ru/)

Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)

Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)

Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)

- Иные информационные ресурсы - периодическими издания

TACC (https://tass.ru/)

РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)

Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)

RT (https://rt.com/)

- Информационные поисковые системы

Яндекс (https://ya.ru/)

MAIL.RU (https://www.mail.ru/)