Приложение 3
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"
"05" июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
ВМ.36 «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного образования»
Дополнительная профессиональная программа
«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»
г. Москва
Территория Инновационного центра Сколково
Наименование модуля: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного образования.
Тип модуля: вариативный модуль.
Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного образования».
Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.
Структура и содержание модуля
| Элемент | Всего, ак.ч. | Лекций, ак.ч. | Практических занятий, ак.ч. | Результаты обучения (коды) |
|---|---|---|---|---|
| Раздел «Психолого-педагогические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста» | 8 | 2 | 2 | ПК-36 |
| Раздел «Планирование и организация образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях с учётом ФГОС» | 8 | 2 | 2 | ПК-36 |
| Раздел «Современные подходы и методики дошкольного образования» | 8 | 2 | 2 | ПК-36 |
| Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций у детей дошкольного возраста» | 8 | 2 | 2 | ПК-36 |
| Раздел «Организация игровой деятельности как средства обучения и развития» | 8 | 2 | 2 | ПК-36 |
| Раздел «Оценка и мониторинг развития и достижений детей дошкольного возраста» | 8 | 2 | 2 | ПК-36 |
| Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов в дошкольном образовании» | 8 | 2 | 2 | ПК-36 |
| Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности в дошкольных образовательных организациях» | 8 | 2 | 2 | ПК-36 |
| Раздел «Особенности организации инклюзивного образования в дошкольных организациях» | 8 | 2 | 2 | ПК-36 |
Раздел «Психолого-педагогические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о возрастных особенностях развития внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия у детей дошкольного возраста.
Умения: Навыки стимулирования познавательной активности детей, развития творческого потенциала дошкольников, организации совместной деятельности детей, использования современных образовательных технологий.
Навыки: Умения применять диагностические методики для определения уровня развития познавательных процессов у детей, разрабатывать и проводить коррекционно-развивающие занятия, адаптировать образовательный материал к индивидуальным особенностям ребенка.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы психологии развития ребенка
Тема № 2: Возрастная периодизация дошкольного детства
Тема № 3: Физическое развитие дошкольника
Тема № 4: Особенности познавательного развития в дошкольном возрасте
Тема № 5: Развитие речи у дошкольников
Тема № 6: Развитие эмоциональной сферы дошкольника
Тема № 7: Формирование личности дошкольника
Тема № 8: Социальное развитие дошкольника
Тема № 9: Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста
Тема № 10: Виды игр и их значение для развития ребенка
Тема № 11: Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте
Тема № 12: Обучение в дошкольном возрасте
Тема № 13: Особенности организации образовательного процесса в ДОУ
Тема № 14: Развитие познавательных процессов у дошкольников в образовательной деятельности
Тема № 15: Формирование учебной деятельности у дошкольников
Тема № 16: Диагностика развития дошкольника
Тема № 17: Методы изучения ребенка дошкольного возраста
Тема № 18: Психолого-педагогическое сопровождение развития дошкольника
Тема № 19: Адаптация ребенка к дошкольному учреждению
Тема № 20: Работа с детьми, имеющими особенности развития
Тема № 21: Инклюзивное образование в дошкольном возрасте
Тема № 22: Взаимодействие детского сада и семьи
Тема № 23: Родительское просвещение
Тема № 24: Формы работы с родителями
Тема № 25: Консультирование родителей по вопросам развития и воспитания детей
Тема № 26: Педагогическое общение
Тема № 27: Стили педагогического общения
Тема № 28: Конфликты в педагогической деятельности и пути их решения
Тема № 29: Профилактика девиантного поведения у дошкольников
Тема № 30: Психогигиена педагогической деятельности
Тема № 31: Эмоциональное выгорание педагога
Тема № 32: Современные образовательные технологии в дошкольном образовании
Тема № 33: Использование игровых технологий в работе с дошкольниками
Тема № 34: Проектная деятельность в ДОУ
Тема № 35: Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
Тема № 36: Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
Тема № 37: Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ
Тема № 38: Организация режима дня в ДОУ
Раздел «Планирование и организация образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях с учётом ФГОС»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания основ проектирования в дошкольном образовании.
Умения: Навыки планирования этапов проекта, подбора методов и приемов проектной деятельности, организации презентации результатов проекта.
Навыки: Умения разрабатывать и реализовывать образовательные проекты с детьми дошкольного возраста.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовые основы дошкольного образования в РФ
Тема № 2: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
Тема № 3: Образовательная программа дошкольного образования: структура и содержание
Тема № 4: Планирование образовательной деятельности в ДОО: принципы и подходы
Тема № 5: Виды планирования в ДОО: перспективное, календарное, тематическое
Тема № 6: Разработка перспективного плана образовательной работы
Тема № 7: Разработка календарного плана образовательной работы
Тема № 8: Разработка тематического плана образовательной работы
Тема № 9: Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОО
Тема № 10: Создание условий для развития игровой деятельности детей дошкольного возраста
Тема № 11: Организация образовательной деятельности в разных возрастных группах
Тема № 12: Особенности планирования образовательной работы с детьми раннего возраста
Тема № 13: Особенности планирования образовательной работы с детьми дошкольного возраста
Тема № 14: Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО
Тема № 15: Проектирование образовательной деятельности с учетом интересов и потребностей детей
Тема № 16: Взаимодействие с семьями воспитанников в рамках образовательного процесса
Тема № 17: Мониторинг и оценка эффективности образовательного процесса в ДОО
Тема № 18: Формы и методы оценки достижения детьми планируемых результатов
Тема № 19: Документация педагога ДОО: виды и особенности ведения
Тема № 20: Современные образовательные технологии в дошкольном образовании
Тема № 21: Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
Тема № 22: Здоровьесберегающие технологии в ДОО
Тема № 23: Технологии развивающего обучения в дошкольном образовании
Тема № 24: Игровые технологии в дошкольном образовании
Тема № 25: Технологии проектной деятельности в ДОО
Тема № 26: Организация режимных моментов в ДОО
Тема № 27: Планирование и организация прогулок в ДОО
Тема № 28: Организация самостоятельной деятельности детей в ДОО
Тема № 29: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями
Тема № 30: Инклюзивное образование в ДОО
Тема № 31: Организация работы с одаренными детьми в ДОО
Тема № 32: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Тема № 33: Взаимодействие педагогов ДОО в рамках образовательного процесса
Тема № 34: Роль руководителя ДОО в организации образовательного процесса
Тема № 35: Самообразование и профессиональное развитие педагога ДОО
Тема № 36: Анализ и самоанализ образовательной деятельности
Тема № 37: Современные тенденции развития дошкольного образования
Тема № 38: Организация летней оздоровительной кампании в ДОО
Раздел «Современные подходы и методики дошкольного образования»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания современных образовательных программ дошкольного образования (ФГОС ДО, примерная основная образовательная программа дошкольного образования), основных подходов к организации образовательного процесса (личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный, игровой, интегративный), методов и приемов обучения и воспитания детей дошкольного возраста, особенностей развития детей дошкольного возраста, основных направлений развития ребенка (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое).
Умения: Навыки эффективного взаимодействия с детьми дошкольного возраста, управления детской группой, решения конфликтных ситуаций, презентации собственного педагогического опыта.
Навыки: Умения адаптировать образовательные программы к специфике конкретной дошкольной организации и группы детей, разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты для детей с особыми образовательными потребностями, организовывать совместную деятельность детей и взрослых, работать в команде.
Содержание раздела
Тема № 1: Теории развития ребенка в дошкольном возрасте
Тема № 2: Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
Тема № 3: Развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте
Тема № 4: Развитие речи и коммуникативных навыков
Тема № 5: Формирование социально-эмоциональной компетентности
Тема № 6: Художественно-эстетическое развитие дошкольников
Тема № 7: Физическое развитие и здоровьесберегающие технологии
Тема № 8: Инклюзивное образование в дошкольном учреждении
Тема № 9: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями
Тема № 10: Современные образовательные программы дошкольного образования
Тема № 11: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
Тема № 12: Планирование и организация образовательного процесса в ДОУ
Тема № 13: Проектная деятельность в дошкольном образовании
Тема № 14: Игровая технология в дошкольном образовании
Тема № 15: Технология развивающего обучения
Тема № 16: Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании
Тема № 17: Сотрудничество с семьей в дошкольном образовании
Тема № 18: Организация предметно-развивающей среды в ДОУ
Тема № 19: Оценка качества дошкольного образования
Тема № 20: Мониторинг развития ребенка в ДОУ
Тема № 21: Психолого-педагогическая диагностика дошкольников
Тема № 22: Профилактика девиантного поведения дошкольников
Тема № 23: Работа с одаренными детьми в ДОУ
Тема № 24: Развитие творческих способностей дошкольников
Тема № 25: Музыкальное воспитание в дошкольном возрасте
Тема № 26: Театрализованная деятельность в ДОУ
Тема № 27: Формирование элементарных математических представлений
Тема № 28: Ознакомление с окружающим миром в дошкольном возрасте
Тема № 29: Конструирование и техническое творчество дошкольников
Тема № 30: Экологическое воспитание дошкольников
Тема № 31: Патриотическое воспитание дошкольников
Тема № 32: Формирование культуры здоровья у дошкольников
Тема № 33: Безопасность жизнедеятельности в ДОУ
Тема № 34: Педагогическая этика и профессионализм воспитателя
Тема № 35: Современные тенденции развития дошкольного образования
Тема № 36: Международный опыт дошкольного образования
Тема № 37: Научно-исследовательская деятельность в дошкольном образовании
Тема № 38: Самообразование и профессиональное развитие педагога
Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций у детей дошкольного возраста»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает о различных профессиях и видах деятельности людей. Знает названия некоторых растений и явлений природы. Понимает значение слов, обозначающих эмоции (радость, грусть, страх, гнев). Имеет представления о правилах безопасного поведения дома и на улице.
Умения: Владеет навыками ролевого взаимодействия в игре. Владеет навыками речевого общения (умеет задавать вопросы, отвечать на них, поддерживать диалог). Владеет навыками творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация). Владеет навыком самоконтроля и управления своим поведением.
Навыки: Умеет классифицировать предметы по заданному признаку (цвет, форма, размер). Умеет пересказывать короткие рассказы и сказки. Умеет выражать свои эмоции словами и мимикой. Умеет ориентироваться в пространстве (в помещении, на участке). Умеет обращаться за помощью к взрослому.
Содержание раздела
Тема № 1: Развитие речи и коммуникативных навыков
Тема № 2: Развитие мелкой моторики
Тема № 3: Развитие крупной моторики
Тема № 4: Развитие сенсорного восприятия
Тема № 5: Развитие познавательных способностей
Тема № 6: Развитие логического мышления
Тема № 7: Развитие математических представлений
Тема № 8: Развитие творческого мышления
Тема № 9: Развитие воображения и фантазии
Тема № 10: Развитие эмоционального интеллекта
Тема № 11: Развитие социальных навыков
Тема № 12: Развитие навыков самообслуживания
Тема № 13: Формирование игровой деятельности
Тема № 14: Сюжетно-ролевые игры
Тема № 15: Дидактические игры
Тема № 16: Подвижные игры
Тема № 17: Музыкальное развитие
Тема № 18: Развитие музыкального слуха
Тема № 19: Развитие чувства ритма
Тема № 20: Музыкально-ритмические движения
Тема № 21: Изобразительная деятельность
Тема № 22: Рисование
Тема № 23: Лепка
Тема № 24: Аппликация
Тема № 25: Конструирование
Тема № 26: Развитие экологических представлений
Тема № 27: Знакомство с окружающим миром
Тема № 28: Формирование патриотических чувств
Тема № 29: Формирование основ безопасности жизнедеятельности
Тема № 30: Работа с родителями
Тема № 31: Индивидуальный подход к развитию ребенка
Тема № 32: Диагностика развития ребенка
Тема № 33: Использование игровых технологий в развитии детей
Тема № 34: Использование современных образовательных технологий
Тема № 35: Организация развивающей предметно-пространственной среды
Тема № 36: Планирование образовательной деятельности
Тема № 37: Проектная деятельность в дошкольном образовании
Тема № 38: Развитие навыков сотрудничества
Тема № 39: Развитие лидерских качеств
Раздел «Организация игровой деятельности как средства обучения и развития»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает теоретические основы игровой деятельности, ее виды, функции, структуру, особенности организации и проведения игр различной направленности (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, деловые, интеллектуальные) в образовательном процессе. Знает возрастные особенности детей и подростков, влияние игры на их развитие. Понимает принципы отбора и адаптации игр для достижения образовательных целей. Знаком с методами оценки эффективности игровой деятельности. Знает этические аспекты использования игры в образовании.
Умения: Владеет навыками подбора дидактических материалов и игрового оборудования. Владеет навыками управления групповой динамикой в игровом процессе. Владеет навыками коммуникации с участниками игры, создания атмосферы сотрудничества и взаимоподдержки. Владеет навыками рефлексии и анализа собственной деятельности по организации и проведению игр. Владеет навыками использования цифровых технологий в игровой деятельности.
Навыки: Умеет анализировать образовательные задачи и подбирать соответствующие им игровые методы и формы. Умеет разрабатывать сценарии и планы проведения игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Умеет организовывать и проводить различные виды игр, создавая благоприятную игровую атмосферу и мотивируя участников. Умеет интегрировать игру в другие образовательные деятельности. Умеет анализировать и оценивать результаты игровой деятельности, корректировать ее в процессе проведения.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы игры как вида деятельности
Тема № 2: Классификация игр
Тема № 3: Игра и развитие ребенка
Тема № 4: Роль игры в обучении
Тема № 5: Игровые методы обучения
Тема № 6: Дидактическая игра
Тема № 7: Сюжетно-ролевая игра
Тема № 8: Подвижная игра
Тема № 9: Театрализованная игра
Тема № 10: Режиссерская игра
Тема № 11: Строительно-конструктивные игры
Тема № 12: Музыкальные игры
Тема № 13: Игры с правилами и без правил
Тема № 14: Организация игровой среды
Тема № 15: Подбор игр по возрасту
Тема № 16: Планирование игровой деятельности
Тема № 17: Роль взрослого в организации игры
Тема № 18: Мотивация к игре
Тема № 19: Развитие игровых умений у детей
Тема № 20: Оценка эффективности игровой деятельности
Тема № 21: Игровые технологии в дошкольном образовании
Тема № 22: Игровые технологии в начальной школе
Тема № 23: Игровые технологии в среднем звене
Тема № 24: Игровые технологии в старших классах
Тема № 25: Использование игры в инклюзивном образовании
Тема № 26: Использование игры в работе с одаренными детьми
Тема № 27: Игротерапия
Тема № 28: Игры на развитие коммуникативных навыков
Тема № 29: Игры на развитие творческого мышления
Тема № 30: Игры на развитие логического мышления
Тема № 31: Игры на развитие эмоционального интеллекта
Тема № 32: Игры на развитие мелкой моторики
Тема № 33: Игры на развитие внимания и памяти
Тема № 34: Игры на формирование учебных навыков
Тема № 35: Использование цифровых технологий в игровой деятельности
Тема № 36: Анализ и самоанализ игровой деятельности
Тема № 37: Разработка и проведение игровых занятий
Тема № 38: Современные тенденции в организации игровой деятельности
Тема № 39: Проектирование игровой деятельности
Раздел «Оценка и мониторинг развития и достижений детей дошкольного возраста»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о: основных этапах развития ребенка дошкольного возраста (физического, познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического); методах и инструментах оценки и мониторинга развития детей (наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности, тестирование, портфолио); нормативно-правовых основах оценки и мониторинга развития детей дошкольного возраста (ФГОС ДО, СанПиН); принципах индивидуализации и дифференциации в оценке развития детей; этических аспектах проведения оценки и мониторинга развития детей.
Умения: ведения документации по оценке и мониторингу развития детей (заполнение карт наблюдения, протоколов, составление отчетов); взаимодействия с родителями (сбора информации о развитии ребенка, предоставления обратной связи по результатам оценки, консультирования); использования цифровых инструментов для оценки и мониторинга развития детей; самоанализа собственной профессиональной деятельности в области оценки и мониторинга развития детей; работы в команде с другими специалистами (педагогами, психологами, логопедами) для комплексной оценки развития ребенка.
Навыки: проводить наблюдение за детьми в различных видах деятельности; анализировать продукты детской деятельности (рисунки, поделки, конструкции и др.); использовать различные методы и инструменты оценки развития детей (стандартизированные и нестандартизированные); интерпретировать результаты оценки развития детей; составлять индивидуальные образовательные маршруты для детей с учетом их уровня развития.
Содержание раздела
Тема № 1: Цели, задачи и принципы оценки и мониторинга развития детей дошкольного возраста
Тема № 2: Нормативно-правовые основы оценки и мониторинга развития детей
Тема № 3: Основные подходы к оценке развития ребенка в дошкольном возрасте
Тема № 4: Методы оценки развития детей раннего возраста (от рождения до 3 лет)
Тема № 5: Методы оценки развития детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)
Тема № 6: Наблюдение как метод оценки развития ребенка
Тема № 7: Беседа как метод оценки развития ребенка
Тема № 8: Анализ продуктов детской деятельности как метод оценки
Тема № 9: Использование игровых методик для оценки развития
Тема № 10: Стандартизированные и нестандартизированные методы оценки
Тема № 11: Диагностика познавательного развития дошкольника
Тема № 12: Оценка развития речи и коммуникативных навыков
Тема № 13: Оценка социально-эмоционального развития
Тема № 14: Оценка физического развития и двигательной активности
Тема № 15: Оценка творческих способностей ребенка
Тема № 16: Оценка игровой деятельности
Тема № 17: Портфолио дошкольника как инструмент мониторинга развития
Тема № 18: Особенности оценки развития детей с особыми образовательными потребностями
Тема № 19: Инклюзивный подход в оценке и мониторинге развития
Тема № 20: Взаимодействие с родителями в процессе оценки развития ребенка
Тема № 21: Организация и проведение мониторинга развития детей в ДОО
Тема № 22: Интерпретация результатов оценки и мониторинга
Тема № 23: Использование результатов оценки для планирования образовательной работы
Тема № 24: Коррекционно-развивающая работа на основе результатов оценки
Тема № 25: Педагогическая диагностика как основа для индивидуального подхода
Тема № 26: Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов
Тема № 27: Оценка эффективности образовательной программы ДОО
Тема № 28: Самоанализ педагогической деятельности в контексте оценки развития детей
Тема № 29: Этические аспекты оценки и мониторинга развития детей
Тема № 30: Документирование результатов оценки и мониторинга
Тема № 31: Современные технологии в оценке развития детей
Тема № 32: Использование цифровых ресурсов для мониторинга
Тема № 33: Работа с электронным портфолио дошкольника
Тема № 34: Анализ данных мониторинга для повышения качества образования
Тема № 35: Психолого-педагогическое сопровождение детей на основе результатов оценки
Тема № 36: Профилактика школьной дезадаптации на основе данных мониторинга
Тема № 37: Подготовка детей к школе с учетом результатов оценки развития
Тема № 38: Сотрудничество ДОО и школы в контексте преемственности
Тема № 39: Роль педагога-психолога в оценке и мониторинге развития детей
Тема № 40: Перспективы развития системы оценки и мониторинга в дошкольном образовании
Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов в дошкольном образовании»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания об основах авторского права и этических принципах разработки образовательных программ.
Умения: Навыки работы с различными цифровыми инструментами для создания образовательного контента (графическими редакторами, программами для создания презентаций, видеомонтажа и т.д.).
Навыки: Умения презентовать и защищать свою авторскую программу перед коллегами и руководством.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы педагогического дизайна в дошкольном образовании
Тема № 2: Нормативно-правовая база дошкольного образования
Тема № 3: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
Тема № 4: Возрастные особенности дошкольников
Тема № 5: Психология развития ребенка дошкольного возраста
Тема № 6: Методы и приемы обучения дошкольников
Тема № 7: Игровые технологии в дошкольном образовании
Тема № 8: Разработка образовательной программы дошкольного образования
Тема № 9: Планирование образовательной деятельности
Тема № 10: Проектирование тематических недель
Тема № 11: Организация развивающей предметно-пространственной среды
Тема № 12: Работа с родителями дошкольников
Тема № 13: Оценка эффективности образовательной программы
Тема № 14: Интеграция образовательных областей
Тема № 15: Развитие речи дошкольников
Тема № 16: Обучение грамоте дошкольников
Тема № 17: Математическое развитие дошкольников
Тема № 18: Познавательное развитие дошкольников
Тема № 19: Художественно-эстетическое развитие дошкольников
Тема № 20: Физическое развитие дошкольников
Тема № 21: Социально-коммуникативное развитие дошкольников
Тема № 22: Развитие творческих способностей дошкольников
Тема № 23: Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в дошкольном образовании
Тема № 24: Цифровые образовательные ресурсы для дошкольников
Тема № 25: Проектная деятельность в дошкольном образовании
Тема № 26: Исследовательская деятельность в дошкольном образовании
Тема № 27: Инклюзивное образование в дошкольном образовании
Тема № 28: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями
Тема № 29: Разработка дидактических материалов
Тема № 30: Создание авторских игр и пособий
Тема № 31: Презентация авторской программы
Тема № 32: Анализ и самоанализ педагогической деятельности
Тема № 33: Мониторинг образовательного процесса
Тема № 34: Современные тенденции в дошкольном образовании
Тема № 35: Профессиональная этика педагога дошкольного образования
Тема № 36: Организация взаимодействия с другими специалистами ДОУ
Тема № 37: Формирование портфолио педагога
Тема № 38: Развитие профессиональной компетентности педагога
Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности в дошкольных образовательных организациях»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Основных нормативно-правовых документов, регламентирующих дошкольное образование и оценку качества образовательной деятельности. Современных подходов, принципов и методов анализа и оценки эффективности педагогической деятельности в ДОО. Критериев и показателей эффективности образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Методик проведения мониторинга образовательных достижений воспитанников. Основных методов самоанализа и рефлексии педагогической деятельности. Видов и форм педагогической диагностики, их возможностей и ограничений. Способов обработки и интерпретации результатов педагогической диагностики. Технологий проектирования индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников. Основных направлений повышения квалификации педагогов ДОО.
Умения: Навыки работы с нормативно-правовой документацией в сфере дошкольного образования. Навыки применения различных методов анализа педагогической деятельности. Навыки разработки и использования диагностического инструментария. Навыки проведения мониторинга образовательных достижений воспитанников. Навыки самоанализа и рефлексии собственной педагогической деятельности. Навыки обработки и интерпретации результатов педагогической диагностики. Навыки составления аналитических отчетов и заключений по результатам оценки качества образования. Навыки проектирования индивидуальных образовательных маршрутов. Навыки использования информационно-коммуникационных технологий в процессе анализа и оценки эффективности педагогической деятельности.
Навыки: Анализировать нормативно-правовую базу дошкольного образования в части оценки качества образовательной деятельности. Применять различные методы анализа и оценки эффективности педагогической деятельности. Определять критерии и показатели эффективности работы педагога ДОО. Разрабатывать и использовать инструменты для мониторинга образовательных достижений воспитанников. Проводить самоанализ и рефлексию собственной педагогической деятельности. Диагностировать образовательные потребности и достижения воспитанников. Обрабатывать и интерпретировать результаты педагогической диагностики. Проектировать индивидуальные образовательные маршруты для воспитанников с учетом их особенностей. Выявлять направления повышения собственной квалификации. Планировать и проводить мероприятия по повышению качества образования в ДОО.
Содержание раздела
Тема № 1: Цели и задачи анализа и оценки педагогической деятельности в ДОО
Тема № 2: Нормативно-правовые основы оценки качества образования в ДОО
Тема № 3: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
Тема № 4: Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО)
Тема № 5: Система оценки качества образования в ДОО
Тема № 6: Виды анализа и оценки педагогической деятельности
Тема № 7: Методы анализа и оценки педагогической деятельности
Тема № 8: Самоанализ педагогической деятельности
Тема № 9: Взаимоанализ педагогической деятельности
Тема № 10: Анализ деятельности педагога по реализации образовательной программы
Тема № 11: Анализ организации предметно-пространственной среды
Тема № 12: Анализ взаимодействия с родителями (законными представителями)
Тема № 13: Анализ планирования образовательной деятельности
Тема № 14: Анализ проведения непосредственно образовательной деятельности
Тема № 15: Анализ образовательных результатов детей
Тема № 16: Мониторинг образовательных достижений воспитанников
Тема № 17: Критерии оценки качества педагогической деятельности
Тема № 18: Инструментарий для оценки качества педагогической деятельности
Тема № 19: Портфолио педагога как инструмент оценки профессионального роста
Тема № 20: Оценка эффективности использования современных образовательных технологий
Тема № 21: ИКТ-компетентность педагога дошкольного образования
Тема № 22: Анализ и оценка игровой деятельности
Тема № 23: Анализ и оценка развития речи детей дошкольного возраста
Тема № 24: Анализ и оценка познавательного развития детей
Тема № 25: Анализ и оценка социально-коммуникативного развития детей
Тема № 26: Анализ и оценка художественно-эстетического развития детей
Тема № 27: Анализ и оценка физического развития детей
Тема № 28: Организация и проведение педагогической диагностики
Тема № 29: Интерпретация результатов педагогической диагностики
Тема № 30: Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей
Тема № 31: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями
Тема № 32: Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста
Тема № 33: Проектирование профессионального развития педагога
Тема № 34: Повышение квалификации педагогов ДОО
Тема № 35: Аттестация педагогических работников
Тема № 36: Современные подходы к оценке качества образования в ДОО
Тема № 37: Организация работы методической службы в ДОО
Тема № 38: Роль руководителя ДОО в организации анализа и оценки педагогической деятельности
Раздел «Особенности организации инклюзивного образования в дошкольных организациях»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Нормативно-правовую базу инклюзивного образования в дошкольных организациях (законы, приказы, положения). Основные принципы, цели и задачи инклюзивного образования в дошкольном возрасте. Особенности развития детей с особыми образовательными потребностями разных нозологических групп (ОВЗ). Специфику организации образовательной среды для детей с ОВЗ в условиях дошкольной организации (адаптация помещений, материалов, игрового и учебного оборудования). Методы и технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их семей. Модели и формы организации инклюзивного образования в дошкольной организации. Роль и функции специалистов (педагог-психолог, учитель-дефектолог, логопед, воспитатель) в инклюзивном образовательном процессе. Основы взаимодействия дошкольной организации с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ и другими организациями (ПМПК, ресурсные центры). Особенности разработки и реализации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ. Стратегии преодоления барьеров и создания инклюзивной культуры в дошкольной организации.
Умения: Наблюдения за детьми с ОВЗ и фиксации результатов наблюдения. Планирования индивидуальной и групповой работы с детьми с ОВЗ. Разработки адаптированных дидактических материалов и игр для детей с ОВЗ. Практического применения методов и приемов работы с детьми с ОВЗ различных нозологических групп. Организации и проведения интегрированных занятий с участием детей с ОВЗ и нормотипично развивающихся детей. Эффективного общения с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ. Ведения документации, связанной с организацией инклюзивного образования. Использования информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с ОВЗ. Самоанализа и рефлексии собственной педагогической деятельности в условиях инклюзии. Работы в команде специалистов для решения задач инклюзивного образования.
Навыки: Анализировать особенности развития детей с ОВЗ и выявлять их образовательные потребности. Разрабатывать и адаптировать образовательные программы для детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей. Создавать адаптированную предметно-развивающую среду в группе для детей с ОВЗ. Подбирать и применять специальные методы и приемы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Организовывать совместную деятельность детей с ОВЗ и нормотипично развивающихся детей. Взаимодействовать с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ, оказывать им консультативную помощь. Выстраивать эффективное взаимодействие со специалистами ПМПК и другими организациями, работающими с детьми с ОВЗ. Проводить мониторинг динамики развития детей с ОВЗ и оценивать эффективность инклюзивного процесса. Решать конфликтные ситуации, возникающие в процессе реализации инклюзивной практики. Использовать ассистивные технологии и средства в работе с детьми с ОВЗ.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовые основы инклюзивного образования в ДОО
Тема № 2: Основные понятия и принципы инклюзивного образования
Тема № 3: Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ
Тема № 4: Классификация нарушений развития у детей дошкольного возраста
Тема № 5: Диагностика и оценка развития детей с ОВЗ
Тема № 6: Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) для ребенка с ОВЗ
Тема № 7: Адаптация образовательной программы ДОО для детей с ОВЗ
Тема № 8: Специальные условия для обучения и воспитания детей с ОВЗ
Тема № 9: Организация развивающей предметно-пространственной среды в инклюзивной группе
Тема № 10: Взаимодействие специалистов ДОО в рамках инклюзивного образования
Тема № 11: Работа с родителями детей с ОВЗ
Тема № 12: Работа с родителями детей, не имеющих ОВЗ, в условиях инклюзивной группы
Тема № 13: Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в условиях инклюзии
Тема № 14: Формирование игровой деятельности у детей с ОВЗ в инклюзивной группе
Тема № 15: Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ
Тема № 16: Развитие речи и коммуникации у детей с ОВЗ в условиях инклюзии
Тема № 17: Формирование социально-бытовых навыков у детей с ОВЗ
Тема № 18: Особенности организации образовательной деятельности с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Тема № 19: Особенности организации образовательной деятельности с детьми с нарушениями зрения
Тема № 20: Особенности организации образовательной деятельности с детьми с нарушениями слуха
Тема № 21: Особенности организации образовательной деятельности с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Тема № 22: Особенности организации образовательной деятельности с детьми с задержкой психического развития (ЗПР)
Тема № 23: Особенности организации образовательной деятельности с детьми с интеллектуальными нарушениями
Тема № 24: Особенности организации образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Тема № 25: Использование ассистивных технологий в инклюзивном образовании
Тема № 26: Профилактика эмоционального выгорания педагогов, работающих в условиях инклюзии
Тема № 27: Мониторинг эффективности инклюзивного образования в ДОО
Тема № 28: Инклюзивное образование как средство социализации детей с ОВЗ
Тема № 29: Роль воспитателя в создании инклюзивной среды
Тема № 30: Роль психолога в инклюзивном образовании
Тема № 31: Роль дефектолога в инклюзивном образовании
Тема № 32: Междисциплинарное взаимодействие в инклюзивном образовании
Тема № 33: Создание инклюзивной культуры в ДОО
Тема № 34: Опыт организации инклюзивного образования в России и за рубежом
Тема № 35: Перспективы развития инклюзивного образования в дошкольных организациях
Тема № 36: Проблемы и трудности реализации инклюзивного образования в ДОО
Тема № 37: Пути решения проблем инклюзивного образования
Тема № 38: Этические аспекты инклюзивного образования
Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.
Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.
Условия реализации рабочей программы модуля
Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля
Электронные учебные издания
Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503
Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Электронные методические издания
Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252
Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597
Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).
Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)
Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):
- Состав современных профессиональных баз данных
Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)
Открытые данные России (https://data.gov.ru/)
Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)
База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)
- Состав информационных справочных систем
База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)
Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)
Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)
Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)
Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)
Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)
Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)
- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти
Президент России (http://kremlin.ru/)
Правительство России (http://government.ru/)
Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)
Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)
Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)
- Иные информационные ресурсы - периодическими издания
TACC (https://tass.ru/)
РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)
Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)
RT (https://rt.com/)
- Информационные поисковые системы
Яндекс (https://ya.ru/)
MAIL.RU (https://www.mail.ru/)