Приложение 3

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"

"05" июня 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

ВМ.37 «Организационно-методическое обеспечение реализации образовательных программ»

Дополнительная профессиональная программа

«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»

г. Москва

Территория Инновационного центра Сколково

Наименование модуля: Организационно-методическое обеспечение реализации образовательных программ.

Тип модуля: вариативный модуль.

Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Организационно-методическое обеспечение реализации образовательных программ».

Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.

Структура и содержание модуля

Элемент Всего, ак.ч. Лекций, ак.ч. Практических занятий, ак.ч. Результаты обучения (коды)
Раздел «Нормативно-правовое регулирование разработки и реализации образовательных программ» 8 2 2 ПК-37
Раздел «Современные подходы к проектированию образовательных программ» 8 2 2 ПК-37
Раздел «Разработка и обновление учебно-методической документации (рабочие программы, календарно-тематическое планирование и т. д.)» 8 2 2 ПК-37
Раздел «Организация и проведение мониторинга качества образования» 8 2 2 ПК-37
Раздел «Методы оценки результатов обучения и разработка контрольно-измерительных материалов» 8 2 2 ПК-37
Раздел «Организация методической работы с педагогическими кадрами» 8 2 2 ПК-37
Раздел «Использование цифровых образовательных ресурсов и технологий в организационно-методической деятельности» 8 2 2 ПК-37
Раздел «Анализ и оценка эффективности организационно-методической деятельности» 8 2 2 ПК-37
Раздел «Особенности организационно-методического обеспечения реализации образовательных программ в условиях инклюзивного образования» 8 2 2 ПК-37

Раздел «Нормативно-правовое регулирование разработки и реализации образовательных программ»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основные понятия и категории нормативно-правового регулирования образовательной деятельности, такие как: образовательная программа, образовательный стандарт, учебный план, компетенции, лицензирование, аккредитация, государственная аттестация и др.

Умения: Владеет навыками поиска и анализа нормативно-правовой информации в сфере образования; владеет навыками разработки образовательных программ с учетом требований законодательства; владеет навыками экспертизы образовательных программ на соответствие нормативно-правовым актам; владеет навыками подготовки документации для лицензирования, аккредитации и государственной аттестации образовательных программ; владеет навыками консультирования по вопросам нормативно-правового регулирования в сфере образования.

Навыки: Умеет интерпретировать нормативно-правовые акты в сфере образования и применять их в конкретных ситуациях, связанных с разработкой, реализацией и оценкой образовательных программ.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в нормативно-правовое регулирование образования

Тема № 2: Международные правовые акты в сфере образования

Тема № 3: Конституционные основы права на образование

Тема № 4: Законодательство РФ об образовании: общие положения

Тема № 5: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации": структура и содержание

Тема № 6: Виды образовательных программ

Тема № 7: Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)

Тема № 8: Порядок разработки и утверждения ФГОС

Тема № 9: Требования к содержанию образовательных программ

Тема № 10: Образовательные программы дошкольного образования

Тема № 11: Нормативно-правовое регулирование общего образования

Тема № 12: Образовательные программы начального общего образования

Тема № 13: Образовательные программы основного общего образования

Тема № 14: Образовательные программы среднего общего образования

Тема № 15: Нормативно-правовое регулирование среднего профессионального образования

Тема № 16: Образовательные программы среднего профессионального образования

Тема № 17: Нормативно-правовое регулирование высшего образования

Тема № 18: Образовательные программы бакалавриата

Тема № 19: Образовательные программы специалитета

Тема № 20: Образовательные программы магистратуры

Тема № 21: Образовательные программы аспирантуры (адъюнктуры)

Тема № 22: Нормативно-правовое регулирование дополнительного образования

Тема № 23: Образовательные программы дополнительного образования детей и взрослых

Тема № 24: Нормативно-правовое регулирование профессионального обучения

Тема № 25: Образовательные программы профессионального обучения

Тема № 26: Лицензирование образовательной деятельности

Тема № 27: Государственная аккредитация образовательной деятельности

Тема № 28: Контроль и надзор в сфере образования

Тема № 29: Ответственность за нарушение законодательства об образовании

Тема № 30: Финансирование образования

Тема № 31: Правовой статус участников образовательных отношений

Тема № 32: Права и обязанности обучающихся

Тема № 33: Права и обязанности педагогических работников

Тема № 34: Права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Тема № 35: Управление образовательными организациями

Тема № 36: Документооборот в образовательной организации

Тема № 37: Информационная открытость образовательной организации

Тема № 38: Перспективы развития нормативно-правового регулирования образования

Раздел «Современные подходы к проектированию образовательных программ»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает принципы инклюзивного образования и универсального дизайна обучения, методы формирования и оценки метапредметных результатов обучения, особенности проектирования образовательных программ для разных уровней образования.

Умения: Владеет навыками проектирования образовательных программ с использованием геймификации и других интерактивных методов, навыками фасилитации групповой работы, навыками рефлексии и самоанализа в контексте проектирования образовательных программ.

Навыки: Умеет разрабатывать образовательные программы, учитывающие индивидуальные особенности обучающихся, создавать мотивирующую и поддерживающую образовательную среду, применять различные методы оценки образовательных результатов.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в проектирование образовательных программ

Тема № 2: Основные понятия и терминология

Тема № 3: Исторический обзор развития образовательных программ

Тема № 4: Современные тренды в образовании

Тема № 5: Компетентностный подход в образовании

Тема № 6: Проектирование образовательных результатов

Тема № 7: Таксономии образовательных целей

Тема № 8: Формулирование целей обучения

Тема № 9: Выбор содержания обучения

Тема № 10: Структура образовательной программы

Тема № 11: Методы обучения и их выбор

Тема № 12: Формы организации учебного процесса

Тема № 13: Интерактивные методы обучения

Тема № 14: Цифровые технологии в образовании

Тема № 15: Проектное обучение

Тема № 16: Исследовательская деятельность в образовании

Тема № 17: Разработка оценочных материалов

Тема № 18: Формы и методы оценивания

Тема № 19: Критерии оценивания

Тема № 20: Мониторинг и оценка образовательной программы

Тема № 21: Инклюзивное образование и проектирование образовательных программ

Тема № 22: Проектирование образовательных программ для одаренных детей

Тема № 23: Проектирование программ дополнительного образования

Тема № 24: Проектирование программ профессионального обучения

Тема № 25: Управление проектами в образовании

Тема № 26: Работа с заинтересованными сторонами

Тема № 27: Анализ потребностей рынка труда

Тема № 28: Международные стандарты в образовании

Тема № 29: Анализ образовательных программ

Тема № 30: Разработка учебных планов и программ

Тема № 31: Разработка методических материалов

Тема № 32: Использование информационных технологий в проектировании

Тема № 33: Авторское право и интеллектуальная собственность в образовании

Тема № 34: Презентация образовательной программы

Тема № 35: Экспертиза образовательной программы

Тема № 36: Внедрение и реализация образовательной программы

Тема № 37: Оценка эффективности образовательной программы

Тема № 38: Актуальные проблемы и перспективы развития проектирования образовательных программ

Раздел «Разработка и обновление учебно-методической документации (рабочие программы, календарно-тематическое планирование и т. д.)»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания нормативно-правовой базы в сфере образования, регламентирующей разработку и обновление учебно-методической документации (федеральные государственные образовательные стандарты, примерные основные образовательные программы, локальные акты образовательной организации). Знания основных принципов дидактики, педагогического проектирования, современных образовательных технологий и методов обучения. Знания структуры и содержания рабочих программ дисциплин (модулей), фондов оценочных средств, календарно-тематических планов. Знания требований к оформлению учебно-методической документации.

Умения: Навыки работы с нормативно-правовой документацией в сфере образования. Навыки разработки рабочих программ дисциплин (модулей), фондов оценочных средств, календарно-тематических планов. Навыки использования современных образовательных технологий при проектировании учебного процесса. Навыки оформления учебно-методической документации в соответствии с установленными требованиями. Навыки публичного представления и защиты разработанной учебно-методической документации.

Навыки: Умение анализировать требования образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ. Умение формулировать цели и задачи обучения, разрабатывать содержание учебной дисциплины (модуля) с учетом специфики образовательной программы и контингента обучающихся. Умение подбирать и систематизировать учебный материал, разрабатывать фонды оценочных средств, составлять календарно-тематические планы. Умение использовать информационные технологии в разработке и обновлении учебно-методической документации.

Содержание раздела

Тема № 1: Нормативно-правовая база разработки учебно-методической документации

Тема № 2: Федеральные государственные образовательные стандарты

Тема № 3: Образовательные программы

Тема № 4: Структура рабочей программы дисциплины

Тема № 5: Цели и задачи рабочей программы

Тема № 6: Планируемые результаты обучения

Тема № 7: Содержание дисциплины

Тема № 8: Формы организации учебного процесса

Тема № 9: Фонды оценочных средств

Тема № 10: Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Тема № 11: Разработка календарно-тематического планирования

Тема № 12: Виды учебной деятельности

Тема № 13: Распределение учебной нагрузки

Тема № 14: Формы контроля знаний

Тема № 15: Требования к оформлению рабочей программы

Тема № 16: Практикум по составлению рабочей программы

Тема № 17: Особенности разработки рабочих программ для разных уровней образования

Тема № 18: Разработка рабочих программ для бакалавриата

Тема № 19: Разработка рабочих программ для магистратуры

Тема № 20: Разработка рабочих программ для среднего профессионального образования

Тема № 21: Разработка рабочих программ для дополнительного образования

Тема № 22: Методические рекомендации по разработке рабочих программ

Тема № 23: Анализ и оценка качества рабочих программ

Тема № 24: Обновление рабочей программы

Тема № 25: Причины обновления рабочей программы

Тема № 26: Процедура обновления рабочей программы

Тема № 27: Актуальные изменения в нормативно-правовой базе

Тема № 28: Цифровые инструменты для разработки учебно-методической документации

Тема № 29: Электронные образовательные ресурсы

Тема № 30: Использование информационных технологий в образовательном процессе

Тема № 31: Разработка электронных учебных материалов

Тема № 32: Методика составления фондов оценочных средств

Тема № 33: Типы оценочных средств

Тема № 34: Критерии оценки знаний

Тема № 35: Разработка тестовых заданий

Тема № 36: Разработка кейс-заданий

Тема № 37: Организация самостоятельной работы студентов

Тема № 38: Методические рекомендации для студентов

Тема № 39: Примеры успешных практик разработки учебно-методической документации

Раздел «Организация и проведение мониторинга качества образования»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает современные тенденции развития систем оценки качества образования, международные стандарты и практики в области мониторинга качества образования, особенности организации мониторинга на разных уровнях образования (дошкольное, школьное, высшее).

Умения: Владеет навыками работы с инструментами сбора данных (анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ документов), навыками обработки и анализа данных (статистическая обработка, качественный анализ), навыками подготовки аналитических отчетов и презентаций по результатам мониторинга, навыками использования информационных технологий в мониторинге качества образования.

Навыки: Умеет адаптировать существующие модели и методы мониторинга к конкретным условиям образовательной организации, разрабатывать рекомендации по совершенствованию системы качества образования на основе результатов мониторинга, организовывать и координировать работу команды по проведению мониторинга.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в мониторинг качества образования

Тема № 2: Основные понятия и терминология мониторинга качества образования

Тема № 3: Нормативно-правовая база мониторинга качества образования

Тема № 4: Цели и задачи мониторинга качества образования

Тема № 5: Объекты и субъекты мониторинга качества образования

Тема № 6: Уровни мониторинга качества образования

Тема № 7: Виды мониторинга качества образования

Тема № 8: Методы мониторинга качества образования

Тема № 9: Инструменты мониторинга качества образования

Тема № 10: Сбор данных для мониторинга качества образования

Тема № 11: Обработка и анализ данных мониторинга качества образования

Тема № 12: Интерпретация результатов мониторинга качества образования

Тема № 13: Отчетность по мониторингу качества образования

Тема № 14: Использование результатов мониторинга для улучшения качества образования

Тема № 15: Мониторинг качества дошкольного образования

Тема № 16: Мониторинг качества общего образования

Тема № 17: Мониторинг качества среднего профессионального образования

Тема № 18: Мониторинг качества высшего образования

Тема № 19: Мониторинг качества дополнительного образования

Тема № 20: Мониторинг образовательных результатов учащихся

Тема № 21: Мониторинг качества образовательной среды

Тема № 22: Мониторинг качества преподавания

Тема № 23: Мониторинг качества управления образовательной организацией

Тема № 24: Мониторинг удовлетворенности участников образовательного процесса

Тема № 25: Международные исследования качества образования

Тема № 26: Национальные исследования качества образования

Тема № 27: Региональные системы мониторинга качества образования

Тема № 28: Внутришкольные системы мониторинга качества образования

Тема № 29: Информационные технологии в мониторинге качества образования

Тема № 30: Статистические методы в мониторинге качества образования

Тема № 31: Формирование культуры качества в образовательной организации

Тема № 32: Этические аспекты мониторинга качества образования

Тема № 33: Планирование мониторинговых исследований

Тема № 34: Проведение мониторинговых исследований

Тема № 35: Оценка эффективности мониторинга качества образования

Тема № 36: Презентация результатов мониторинга качества образования

Тема № 37: Использование данных мониторинга для принятия управленческих решений

Тема № 38: Перспективы развития мониторинга качества образования

Раздел «Методы оценки результатов обучения и разработка контрольно-измерительных материалов»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основные методы оценки результатов обучения, включая критерии и показатели эффективности обучения, такие как нормативно-ориентированные, критериально-ориентированные и компетентностно-ориентированные подходы. Знает типы контрольно-измерительных материалов (тесты, контрольные работы, проекты, портфолио и др.) и принципы их разработки. Понимает понятия валидности, надежности и объективности оценки. Знает нормативно-правовые основы оценивания результатов обучения.

Умения: Владеет навыками проведения различных видов оценки (тестирование, проверка письменных работ, защита проектов и др.) и объективной оценки результатов обучения. Владеет навыками составления аналитических отчетов по результатам оценки и представления их различным аудиториям (преподавателям, студентам, администрации).

Навыки: Умеет интерпретировать результаты оценки и использовать их для корректировки образовательного процесса и индивидуальной работы со студентами. Умеет предоставлять обратную связь по результатам оценки, объясняя сильные и слабые стороны работы обучающихся.

Содержание раздела

Тема № 1: Цели и задачи оценки результатов обучения

Тема № 2: Основные понятия и терминология оценки результатов обучения

Тема № 3: Нормативно-правовая база оценки результатов обучения

Тема № 4: Таксономии образовательных целей (Блума, SOLO и др.)

Тема № 5: Принципы разработки контрольно-измерительных материалов (КИМ)

Тема № 6: Типы КИМ: устные, письменные, практические

Тема № 7: Тесты как инструмент оценки: виды и особенности

Тема № 8: Разработка тестовых заданий: общие принципы

Тема № 9: Разработка заданий с выбором одного правильного ответа

Тема № 10: Разработка заданий с выбором нескольких правильных ответов

Тема № 11: Разработка заданий на установление соответствия

Тема № 12: Разработка заданий на установление последовательности

Тема № 13: Разработка заданий с открытым ответом (кратким)

Тема № 14: Разработка заданий с развернутым ответом

Тема № 15: Критерии оценки тестовых заданий

Тема № 16: Анализ качества тестовых заданий: валидность, надежность, дискриминативность

Тема № 17: Шкалирование и интерпретация результатов тестирования

Тема № 18: Использование компьютерных технологий в тестировании

Тема № 19: Устный опрос как метод оценки: виды и особенности

Тема № 20: Разработка вопросов для устного опроса

Тема № 21: Критерии оценки устных ответов

Тема № 22: Письменные работы как метод оценки: виды и особенности

Тема № 23: Разработка заданий для письменных работ (эссе, рефераты, контрольные работы)

Тема № 24: Критерии оценки письменных работ

Тема № 25: Практические задания как метод оценки: виды и особенности

Тема № 26: Разработка заданий для практических работ (лабораторные, проектные, кейс-стади)

Тема № 27: Критерии оценки практических заданий

Тема № 28: Портфолио как метод оценки: структура и содержание

Тема № 29: Критерии оценки портфолио

Тема № 30: Наблюдение как метод оценки: виды и особенности

Тема № 31: Проведение наблюдения и фиксация результатов

Тема № 32: Критерии оценки результатов наблюдения

Тема № 33: Самооценка и взаимооценка как методы оценки

Тема № 34: Организация и проведение самооценки и взаимооценки

Тема № 35: Критерии для самооценки и взаимооценки

Тема № 36: Разработка фонда оценочных средств (ФОС)

Тема № 37: Анализ и корректировка ФОС

Тема № 38: Применение ФОС в образовательном процессе

Тема № 39: Этические аспекты оценки результатов обучения

Тема № 40: Современные тенденции в оценке результатов обучения

Раздел «Организация методической работы с педагогическими кадрами»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: нормативно-правовой базы, регламентирующей методическую работу в образовательной организации; современных концепций, подходов и технологий организации методической работы с педагогическими кадрами; принципов построения и содержания методической работы, форм и методов ее реализации; методов диагностики, анализа и оценки профессиональных компетенций педагогов; системы аттестации педагогических работников.

Умения: проведения диагностики профессиональных компетенций педагогов; разработки и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки; организации и проведения методических мероприятий различного уровня и формата; консультирования педагогов по вопросам методики преподавания и воспитания; использования цифровых образовательных ресурсов и платформ в методической работе.

Навыки: анализировать состояние и потребности педагогических кадров в профессиональном развитии; планировать и организовывать различные формы методической работы (семинары, мастер-классы, тренинги, конференции и т.д.); разрабатывать методические материалы и рекомендации для педагогов; использовать современные информационно-коммуникационные технологии в методической работе; оценивать эффективность методической работы и вносить коррективы в ее организацию.

Содержание раздела

Тема № 1: Нормативно-правовое обеспечение методической работы

Тема № 2: Цели, задачи и принципы методической работы

Тема № 3: Современные подходы к организации методической работы

Тема № 4: Формы методической работы

Тема № 5: Методы методической работы

Тема № 6: Диагностика профессиональных потребностей педагогов

Тема № 7: Планирование методической работы

Тема № 8: Анализ эффективности методической работы

Тема № 9: Мониторинг профессионального роста педагогов

Тема № 10: Работа с молодыми специалистами (наставничество)

Тема № 11: Аттестация педагогических кадров

Тема № 12: Повышение квалификации педагогов

Тема № 13: Самообразование педагогов

Тема № 14: Методическое сопровождение инновационной деятельности

Тема № 15: Организация работы методических объединений

Тема № 16: Школы передового опыта

Тема № 17: Мастер-классы

Тема № 18: Педагогические советы

Тема № 19: Семинары

Тема № 20: Конференции

Тема № 21: Конкурсы профессионального мастерства

Тема № 22: Работа с одаренными детьми

Тема № 23: Инклюзивное образование: методическая поддержка педагогов

Тема № 24: Использование информационно-коммуникационных технологий в методической работе

Тема № 25: Работа с родителями

Тема № 26: Взаимодействие с социумом

Тема № 27: Развитие профессиональной компетентности педагогов

Тема № 28: Психолого-педагогическое сопровождение педагогов

Тема № 29: Профилактика профессионального выгорания

Тема № 30: Формирование мотивации к профессиональному развитию

Тема № 31: Экспертиза образовательных программ

Тема № 32: Методическое обеспечение образовательного процесса

Тема № 33: Создание методической базы образовательной организации

Тема № 34: Работа с портфолио педагога

Тема № 35: Организация и проведение методических недель

Тема № 36: Представление опыта работы педагогов

Тема № 37: Организация и проведение открытых уроков

Тема № 38: Современные образовательные технологии и их внедрение в практику

Тема № 39: Цифровая трансформация образования и методическая работа

Раздел «Использование цифровых образовательных ресурсов и технологий в организационно-методической деятельности»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает современные тренды развития цифрового образования и их влияние на организационно-методическую деятельность; этические аспекты использования ЦОР и технологий в образовании; возможности использования ЦОР для индивидуализации и дифференциации обучения; методы обеспечения информационной безопасности при работе с ЦОР.

Умения: Владеет навыками использования специализированного программного обеспечения для создания и редактирования ЦОР; навыками работы с облачными сервисами для организации совместной деятельности; навыками проведения онлайн-консультаций и технической поддержки пользователей ЦОР; навыками анализа данных об использовании ЦОР для оптимизации образовательного процесса.

Навыки: Умеет проектировать и реализовывать образовательные мероприятия с использованием различных ЦОР и технологий; внедрять инновационные цифровые решения в организационно-методическую деятельность; анализировать и интерпретировать данные, полученные с помощью цифровых инструментов мониторинга и оценки; создавать инклюзивную образовательную среду с помощью ЦОР.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

Тема № 2: Классификация ЦОР

Тема № 3: Поиск и отбор ЦОР

Тема № 4: Критерии оценки качества ЦОР

Тема № 5: Авторское право и лицензирование ЦОР

Тема № 6: Создание собственных ЦОР

Тема № 7: Работа с текстовыми редакторами и презентациями

Тема № 8: Работа с графическими редакторами

Тема № 9: Работа с аудио- и видеоредакторами

Тема № 10: Интерактивные доски и их использование

Тема № 11: Системы управления обучением (LMS)

Тема № 12: Работа в LMS Moodle

Тема № 13: Работа в LMS Canvas

Тема № 14: Работа в других популярных LMS

Тема № 15: Организация онлайн-обучения

Тема № 16: Методы и формы онлайн-обучения

Тема № 17: Вебинары и онлайн-конференции

Тема № 18: Создание и проведение онлайн-тестирования

Тема № 19: Инструменты для организации групповой работы онлайн

Тема № 20: Цифровые инструменты для коммуникации и обратной связи

Тема № 21: Использование социальных сетей в образовании

Тема № 22: Электронные библиотеки и базы данных

Тема № 23: Цифровые инструменты для создания интерактивных упражнений

Тема № 24: Геймификация в образовании

Тема № 25: Виртуальная и дополненная реальность в образовании

Тема № 26: Мобильное обучение

Тема № 27: Цифровой этикет и безопасность в сети

Тема № 28: Информационная гигиена и критическое мышление

Тема № 29: Анализ эффективности использования ЦОР

Тема № 30: Разработка цифровых образовательных материалов

Тема № 31: Проектирование образовательного процесса с использованием ЦОР

Тема № 32: Методика преподавания с использованием ЦОР

Тема № 33: Интеграция ЦОР в образовательный процесс

Тема № 34: Инклюзивное образование и ЦОР

Тема № 35: Персонализированное обучение с использованием ЦОР

Тема № 36: Тренды развития цифровых образовательных технологий

Тема № 37: Будущее цифрового образования

Тема № 38: Цифровая трансформация образования

Тема № 39: Профессиональное развитие педагога в области цифровых технологий

Раздел «Анализ и оценка эффективности организационно-методической деятельности»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Теоретических основ анализа и оценки эффективности организационно-методической деятельности, включая основные понятия, принципы, подходы и методы. Современных моделей и стандартов оценки эффективности организационно-методической деятельности в различных сферах. Критериев и показателей эффективности организационно-методической деятельности, методик их расчета и интерпретации. Факторов, влияющих на эффективность организационно-методической деятельности, и способов их учета. Нормативно-правовой базы, регламентирующей организационно-методическую деятельность.

Умения: Применения методов анализа и оценки эффективности организационно-методической деятельности на практике. Использования специализированного программного обеспечения для анализа и обработки данных. Подготовки аналитических отчетов и презентаций по результатам оценки эффективности организационно-методической деятельности. Ведения дискуссий и аргументированного обоснования своих выводов и рекомендаций. Самостоятельного поиска и анализа информации, необходимой для проведения оценки эффективности организационно-методической деятельности.

Навыки: Анализировать организационно-методическую деятельность с использованием современных методов и инструментов. Разрабатывать критерии и показатели оценки эффективности организационно-методической деятельности для конкретных условий. Собирать и обрабатывать данные, необходимые для оценки эффективности организационно-методической деятельности. Интерпретировать результаты анализа и оценки эффективности организационно-методической деятельности. Разрабатывать рекомендации по совершенствованию организационно-методической деятельности на основе результатов анализа и оценки.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в анализ и оценку организационно-методической деятельности

Тема № 2: Основные понятия и терминология

Тема № 3: Цели и задачи организационно-методической деятельности

Тема № 4: Функции организационно-методической деятельности

Тема № 5: Принципы организационно-методической деятельности

Тема № 6: Методы анализа организационно-методической деятельности

Тема № 7: Методы оценки эффективности организационно-методической деятельности

Тема № 8: Показатели эффективности организационно-методической деятельности

Тема № 9: Критерии оценки эффективности организационно-методической деятельности

Тема № 10: Стандарты организационно-методической деятельности

Тема № 11: Нормативно-правовое обеспечение организационно-методической деятельности

Тема № 12: Организационная структура методической службы

Тема № 13: Планирование организационно-методической деятельности

Тема № 14: Ресурсное обеспечение организационно-методической деятельности

Тема № 15: Информационное обеспечение организационно-методической деятельности

Тема № 16: Мониторинг организационно-методической деятельности

Тема № 17: Контроль качества организационно-методической деятельности

Тема № 18: Оценка результативности организационно-методической деятельности

Тема № 19: Анализ эффективности использования методических материалов

Тема № 20: Анализ эффективности проведения методических мероприятий

Тема № 21: Методы сбора информации для анализа и оценки

Тема № 22: Обработка и интерпретация данных анализа

Тема № 23: SWOT-анализ организационно-методической деятельности

Тема № 24: Разработка рекомендаций по совершенствованию организационно-методической деятельности

Тема № 25: Внедрение рекомендаций и оценка их эффективности

Тема № 26: Инновационные подходы в организационно-методической деятельности

Тема № 27: Современные технологии в организационно-методической деятельности

Тема № 28: Цифровизация организационно-методической деятельности

Тема № 29: Профессиональная компетентность специалистов методической службы

Тема № 30: Система повышения квалификации методистов

Тема № 31: Организация взаимодействия с другими подразделениями

Тема № 32: Организация взаимодействия с внешними организациями

Тема № 33: Коммуникации в организационно-методической деятельности

Тема № 34: Этика и деонтология в организационно-методической деятельности

Тема № 35: Документирование организационно-методической деятельности

Тема № 36: Отчетность по организационно-методической деятельности

Тема № 37: Перспективы развития организационно-методической деятельности

Раздел «Особенности организационно-методического обеспечения реализации образовательных программ в условиях инклюзивного образования»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знать: нормативно-правовую базу инклюзивного образования в РФ и международные документы в области прав людей с инвалидностью; основные принципы, модели и формы организации инклюзивного образования; особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью; методы и технологии адаптации образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью; специфику разработки и реализации адаптированных образовательных программ (АОП) и индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ); методы оценки образовательных достижений обучающихся с ОВЗ и инвалидностью; принципы взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и другими участниками инклюзивного процесса; особенности организации внеурочной деятельности и профориентационной работы в условиях инклюзивного образования.

Умения: Владеть навыками: разработки и реализации АОП и ИОМ для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью; применения адаптивных технологий обучения; использования специализированного оборудования и программного обеспечения для обучающихся с ОВЗ; организации эффективного взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ и инвалидностью; ведения документации, связанной с реализацией инклюзивного образования; работы в команде специалистов, участвующих в инклюзивном процессе; самоанализа и рефлексии профессиональной деятельности в контексте инклюзивного образования; поиска и использования информации о современных тенденциях и инновациях в области инклюзивного образования.

Навыки: Уметь: анализировать образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью; разрабатывать и адаптировать образовательные программы и учебные материалы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью; применять специальные методы и технологии обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидностью; создавать адаптированную образовательную среду, обеспечивающую доступность образования для всех обучающихся; организовывать взаимодействие специалистов в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью; проводить оценку эффективности реализации инклюзивного образования; консультировать родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ и инвалидностью по вопросам инклюзивного образования; проектировать индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся с ОВЗ.

Содержание раздела

Тема № 1: Нормативно-правовые основы инклюзивного образования

Тема № 2: Основные понятия и принципы инклюзивного образования

Тема № 3: Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ

Тема № 4: Классификация нарушений развития

Тема № 5: Диагностика и оценка особых образовательных потребностей

Тема № 6: Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)

Тема № 7: Адаптация образовательной программы для детей с ОВЗ

Тема № 8: Разработка адаптированных рабочих программ

Тема № 9: Методы и приемы обучения детей с ОВЗ

Тема № 10: Использование специальных технических средств обучения

Тема № 11: Организация учебного процесса в инклюзивном классе

Тема № 12: Роль учителя в инклюзивном классе

Тема № 13: Работа с родителями детей с ОВЗ

Тема № 14: Взаимодействие специалистов в инклюзивном образовании

Тема № 15: Психологическое сопровождение инклюзивного процесса

Тема № 16: Социальная адаптация детей с ОВЗ в образовательной среде

Тема № 17: Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ

Тема № 18: Профилактика дискриминации в образовательной среде

Тема № 19: Оценка эффективности инклюзивного образования

Тема № 20: Мониторинг образовательных достижений детей с ОВЗ

Тема № 21: Инклюзивное образование в дошкольных учреждениях

Тема № 22: Инклюзивное образование в начальной школе

Тема № 23: Инклюзивное образование в основной школе

Тема № 24: Инклюзивное образование в старшей школе

Тема № 25: Инклюзивное профессиональное образование

Тема № 26: Проектирование инклюзивной образовательной среды

Тема № 27: Универсальный дизайн обучения

Тема № 28: Развитие инклюзивной культуры в образовательной организации

Тема № 29: Работа с тьюторами и ассистентами

Тема № 30: Организация внеурочной деятельности в условиях инклюзии

Тема № 31: Международный опыт инклюзивного образования

Тема № 32: Современные тенденции развития инклюзивного образования

Тема № 33: Инновационные подходы к организации инклюзивного образования

Тема № 34: Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в России

Тема № 35: Организация взаимодействия с общественными организациями

Тема № 36: Фандрайзинг в инклюзивном образовании

Тема № 37: Система повышения квалификации педагогов в области инклюзивного образования

Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.

Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.

Условия реализации рабочей программы модуля

Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.

Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля

Электронные учебные издания

Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503

Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].

Электронные методические издания

Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252

Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597

Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).

Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)

Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):

- Состав современных профессиональных баз данных

Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)

Открытые данные России (https://data.gov.ru/)

Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)

База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)

- Состав информационных справочных систем

База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)

Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)

Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)

Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)

Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)

Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)

Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)

- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти

Президент России (http://kremlin.ru/)

Правительство России (http://government.ru/)

Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)

Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)

Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)

- Иные информационные ресурсы - периодическими издания

TACC (https://tass.ru/)

РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)

Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)

RT (https://rt.com/)

- Информационные поисковые системы

Яндекс (https://ya.ru/)

MAIL.RU (https://www.mail.ru/)