Приложение 3
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"
"05" июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
ВМ.39 «Обучение, воспитание и развитие обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандарто в профессиональном образовании»
Дополнительная профессиональная программа
«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»
г. Москва
Территория Инновационного центра Сколково
Наименование модуля: Обучение, воспитание и развитие обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандарто в профессиональном образовании.
Тип модуля: вариативный модуль.
Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Обучение, воспитание и развитие обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандарто в профессиональном образовании».
Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.
Структура и содержание модуля
| Элемент | Всего, ак.ч. | Лекций, ак.ч. | Практических занятий, ак.ч. | Результаты обучения (коды) |
|---|---|---|---|---|
| Раздел «Психолого-педагогические аспекты организации образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях» | 8 | 2 | 2 | ПК-39 |
| Раздел «Планирование и организация образовательного процесса с учётом требований ФГОС профессионального образования» | 8 | 2 | 2 | ПК-39 |
| Раздел «Современные подходы и методики обучения, воспитания и развития обучающихся в профессиональном образовании» | 8 | 2 | 2 | ПК-39 |
| Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся в рамках ФГОС профессионального образования» | 8 | 2 | 2 | ПК-39 |
| Раздел «Внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в образовательный процесс профессиональной образовательной организации» | 8 | 2 | 2 | ПК-39 |
| Раздел «Использование образовательных ресурсов и технологий в обучении, воспитании и развитии обучающихся в профессиональном образовании» | 8 | 2 | 2 | ПК-39 |
| Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся в профессиональном образовании» | 8 | 2 | 2 | ПК-39 |
| Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов в соответствии с ФГОС профессионального образования» | 8 | 2 | 2 | ПК-39 |
| Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности в контексте ФГОС профессионального образования» | 8 | 2 | 2 | ПК-39 |
Раздел «Психолого-педагогические аспекты организации образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает специфику психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, принципы инклюзивного образования.
Умения: Владеет навыками использования специальных технических средств обучения коллективной и индивидуальной работы, оказания психолого-педагогической поддержки обучающимся с особыми образовательными потребностями, взаимодействия со специалистами психолого-медико-педагогических комиссий.
Навыки: Умеет адаптировать образовательные программы и методики обучения для обучающихся с особыми образовательными потребностями, создавать специальные условия для получения образования обучающимися с инвалидностью и ОВЗ, организовывать взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, осуществлять индивидуальный подход в обучении.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в психолого-педагогические аспекты профессионального образования
Тема № 2: Психологические особенности обучающихся в профессиональных образовательных организациях
Тема № 3: Возрастные особенности студентов профессиональных образовательных организаций
Тема № 4: Мотивация и учебная деятельность в профессиональном образовании
Тема № 5: Когнитивные процессы и профессиональное обучение
Тема № 6: Эмоционально-волевая сфера и профессиональное становление
Тема № 7: Личностные особенности и профессиональный выбор
Тема № 8: Профессиональная направленность личности
Тема № 9: Адаптация студентов к условиям профессионального обучения
Тема № 10: Педагогическое общение в профессиональном образовании
Тема № 11: Стили педагогического руководства
Тема № 12: Методы и приемы обучения в профессиональном образовании
Тема № 13: Активные методы обучения в профессиональном образовании
Тема № 14: Проблемное обучение в профессиональном образовании
Тема № 15: Развитие критического мышления у студентов
Тема № 16: Формирование профессиональных компетенций
Тема № 17: Оценка результатов обучения в профессиональном образовании
Тема № 18: Индивидуальный подход в профессиональном образовании
Тема № 19: Работа с одаренными студентами
Тема № 20: Работа со студентами, испытывающими трудности в обучении
Тема № 21: Инклюзивное образование в профессиональных образовательных организациях
Тема № 22: Профилактика девиантного поведения студентов
Тема № 23: Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения
Тема № 24: Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения
Тема № 25: Карьерное консультирование студентов
Тема № 26: Педагогическая диагностика в профессиональном образовании
Тема № 27: Формирование учебной группы и ее развитие
Тема № 28: Групповая динамика в учебном процессе
Тема № 29: Организация самостоятельной работы студентов
Тема № 30: Использование информационных технологий в профессиональном образовании
Тема № 31: Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Тема № 32: Проектная деятельность в профессиональном образовании
Тема № 33: Организация практики студентов
Тема № 34: Взаимодействие профессиональной образовательной организации с работодателями
Тема № 35: Современные тенденции развития профессионального образования
Тема № 36: Нормативно-правовые основы профессионального образования
Тема № 37: Психогигиена педагогической деятельности
Тема № 38: Профессиональное выгорание педагога и пути его профилактики
Тема № 39: Рефлексия педагогической деятельности
Раздел «Планирование и организация образовательного процесса с учётом требований ФГОС профессионального образования»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает современные тенденции развития образования; инновационные образовательные технологии; методы проектирования и управления образовательным процессом.
Умения: Владеет навыками проектирования и реализации инновационных образовательных проектов; использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе; организации сетевого взаимодействия в образовательной сфере.
Навыки: Умеет анализировать эффективность применения различных образовательных технологий; прогнозировать развитие образовательного процесса; внедрять инновации в образовательную деятельность.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовые основы ФГОС профессионального образования
Тема № 2: Структура и содержание ФГОС разных уровней образования
Тема № 3: Разработка основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
Тема № 4: Планирование учебного процесса в соответствии с ФГОС
Тема № 5: Организация учебного процесса с учетом требований ФГОС
Тема № 6: Формы организации обучения по ФГОС
Тема № 7: Методы обучения в профессиональном образовании
Тема № 8: Фонды оценочных средств (ФОС) и их разработка
Тема № 9: Контроль и оценка результатов обучения
Тема № 10: Компетентностный подход в профессиональном образовании
Тема № 11: Проектирование образовательных результатов
Тема № 12: Разработка рабочих программ дисциплин (модулей)
Тема № 13: Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
Тема № 14: Инклюзивное образование в системе профессионального образования
Тема № 15: Организация самостоятельной работы студентов
Тема № 16: Практико-ориентированное обучение
Тема № 17: Проектная деятельность в профессиональном образовании
Тема № 18: Дуальное обучение
Тема № 19: Организация практики студентов
Тема № 20: Взаимодействие с работодателями
Тема № 21: Мониторинг качества образования
Тема № 22: Система менеджмента качества в образовательной организации
Тема № 23: Анализ образовательной программы
Тема № 24: Развитие кадрового потенциала образовательной организации
Тема № 25: Цифровизация образовательного процесса
Тема № 26: Электронная информационно-образовательная среда
Тема № 27: Формирование цифровой компетентности преподавателей
Тема № 28: Методика преподавания в условиях цифровизации образования
Тема № 29: Академическая мобильность студентов и преподавателей
Тема № 30: Международное сотрудничество в сфере профессионального образования
Тема № 31: Организация научно-исследовательской работы студентов
Тема № 32: Воспитательная работа в системе профессионального образования
Тема № 33: Формирование общих компетенций
Тема № 34: Профессиональная ориентация и сопровождение студентов
Тема № 35: Карьера и трудоустройство выпускников
Тема № 36: Современные тренды в профессиональном образовании
Тема № 37: Перспективы развития профессионального образования
Тема № 38: Организация учебного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Раздел «Современные подходы и методики обучения, воспитания и развития обучающихся в профессиональном образовании»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о тенденциях развития профессионального образования в России и мире, принципах непрерывного профессионального развития, возможностях повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Умения: Навыки самообразования, работы с профессиональной литературой, участия в научно-практических конференциях и семинарах, использования онлайн-платформ для профессионального развития.
Навыки: Умения анализировать современные тенденции в области профессионального образования, планировать свое профессиональное развитие, использовать различные ресурсы для повышения квалификации.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы педагогики профессионального образования
Тема № 2: Психологические особенности обучающихся в системе профессионального образования
Тема № 3: Современные образовательные технологии в профессиональном образовании
Тема № 4: Компетентностный подход в профессиональном образовании
Тема № 5: Проектирование образовательного процесса в профессиональном образовании
Тема № 6: Разработка и применение образовательных программ
Тема № 7: Методы активного обучения в профессиональном образовании
Тема № 8: Интерактивные методы обучения
Тема № 9: Проблемное обучение
Тема № 10: Игровые технологии в профессиональном образовании
Тема № 11: Кейс-метод в профессиональном образовании
Тема № 12: Обучение в сотрудничестве
Тема № 13: Дистанционные образовательные технологии
Тема № 14: Смешанное обучение (blended learning)
Тема № 15: Цифровые инструменты в образовании
Тема № 16: Электронные образовательные ресурсы
Тема № 17: Формирование цифровой компетентности обучающихся
Тема № 18: Организация самостоятельной работы обучающихся
Тема № 19: Система оценивания результатов обучения
Тема № 20: Формирование профессиональных компетенций
Тема № 21: Развитие soft skills у обучающихся
Тема № 22: Воспитательная работа в профессиональном образовании
Тема № 23: Формирование ценностных ориентаций обучающихся
Тема № 24: Профилактика девиантного поведения
Тема № 25: Работа с одаренными обучающимися
Тема № 26: Инклюзивное образование в профессиональном образовании
Тема № 27: Работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Тема № 28: Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся
Тема № 29: Профессиональное развитие педагога
Тема № 30: Инновации в профессиональном образовании
Тема № 31: Мониторинг качества образования
Тема № 32: Управление образовательным процессом
Тема № 33: Научно-исследовательская работа в профессиональном образовании
Тема № 34: Международное сотрудничество в сфере профессионального образования
Тема № 35: Карьера и трудоустройство выпускников
Тема № 36: Правовые основы профессионального образования
Тема № 37: Этика и этикет в профессиональной деятельности педагога
Тема № 38: Тренды развития профессионального образования
Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся в рамках ФГОС профессионального образования»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает принципы лидерства и мотивации.
Умения: Владеет навыками самомотивации и мотивации других в рамках командной работы.
Навыки: Умеет применять базовые принципы лидерства и мотивации в командной работе.
Содержание раздела
Тема № 1: Целеполагание и планирование
Тема № 2: Самоорганизация и тайм-менеджмент
Тема № 3: Эффективное чтение и работа с информацией
Тема № 4: Навыки критического мышления
Тема № 5: Анализ и решение проблем
Тема № 6: Креативность и инновационное мышление
Тема № 7: Коммуникативные навыки
Тема № 8: Деловое общение и этикет
Тема № 9: Публичные выступления и презентации
Тема № 10: Работа в команде
Тема № 11: Управление конфликтами
Тема № 12: Лидерство и саморазвитие
Тема № 13: Эмоциональный интеллект
Тема № 14: Стрессоустойчивость и адаптивность
Тема № 15: Основы самопрезентации и формирования имиджа
Тема № 16: Цифровая грамотность и информационная безопасность
Тема № 17: Работа с электронными образовательными ресурсами
Тема № 18: Основы проектной деятельности
Тема № 19: Разработка и реализация проектов
Тема № 20: Основы научных исследований
Тема № 21: Написание научных статей и рефератов
Тема № 22: Основы финансовой грамотности
Тема № 23: Правовые основы профессиональной деятельности
Тема № 24: Этика и социальная ответственность
Тема № 25: Межкультурная коммуникация
Тема № 26: Охрана труда и техника безопасности
Тема № 27: Экологическая культура и устойчивое развитие
Тема № 28: Карьерное планирование и трудоустройство
Тема № 29: Составление резюме и сопроводительного письма
Тема № 30: Прохождение собеседования
Тема № 31: Развитие предпринимательских навыков
Тема № 32: Основы маркетинга и рекламы
Тема № 33: Управление персоналом
Тема № 34: Делопроизводство и документооборот
Тема № 35: Основы бизнес-планирования
Тема № 36: Инновации в профессиональной деятельности
Тема № 37: Современные тенденции развития рынка труда
Тема № 38: Формирование профессиональной компетентности
Тема № 39: Непрерывное профессиональное развитие
Раздел «Внедрение межпредметных связей и проектной деятельности в образовательный процесс профессиональной образовательной организации»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Основные принципы и подходы к реализации межпредметных связей в профессиональном образовании. Методики проектирования и организации проектной деятельности обучающихся. Нормативно-правовые основы реализации межпредметных связей и проектной деятельности в профессиональных образовательных организациях. Различные типы и виды проектов, применяемые в профессиональном образовании (исследовательские, творческие, практико-ориентированные и др.). Критерии оценки эффективности реализации межпредметных связей и проектной деятельности.
Умения: Практического применения различных методов и приемов интеграции учебного материала из разных дисциплин. Разработки и оформления проектной документации (план проекта, отчет, презентация). Организации и проведения проектных мероприятий (защита проектов, выставки, конференции). Использования информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности. Самостоятельного поиска и анализа информации для реализации проектов.
Навыки: Анализировать учебные программы различных дисциплин для выявления возможностей реализации межпредметных связей. Разрабатывать и реализовывать проекты, интегрирующие знания из разных предметных областей. Организовывать и координировать проектную деятельность обучающихся. Подбирать и использовать эффективные методы и инструменты для реализации межпредметных связей в образовательном процессе. Оценивать результаты проектной деятельности обучающихся с учетом развития их компетенций.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы межпредметных связей в профессиональном образовании
Тема № 2: Типология межпредметных связей
Тема № 3: Методика выявления и реализации межпредметных связей
Тема № 4: Межпредметные связи и формирование профессиональных компетенций
Тема № 5: Проектная деятельность как метод обучения
Тема № 6: Этапы проектной деятельности
Тема № 7: Типы проектов в профессиональном образовании
Тема № 8: Разработка проектной документации
Тема № 9: Управление проектами в образовательном процессе
Тема № 10: Оценка результатов проектной деятельности
Тема № 11: Интеграция межпредметных связей и проектной деятельности
Тема № 12: Разработка интегрированных учебных занятий
Тема № 13: Примеры успешной реализации межпредметных связей в разных профессиональных областях
Тема № 14: Роль преподавателя в организации межпредметных проектов
Тема № 15: Формирование проектной культуры у студентов
Тема № 16: Использование информационных технологий в проектной деятельности
Тема № 17: Межпредметные связи и развитие критического мышления
Тема № 18: Проектная деятельность и развитие коммуникативных навыков
Тема № 19: Межпредметные связи и развитие творческого потенциала студентов
Тема № 20: Проектная деятельность и решение профессиональных задач
Тема № 21: Организация самостоятельной работы студентов в рамках проектной деятельности
Тема № 22: Мониторинг и контроль проектной деятельности студентов
Тема № 23: Представление и защита проектов
Тема № 24: Работа в команде при реализации проектов
Тема № 25: Разрешение конфликтов в проектной команде
Тема № 26: Межпредметные связи и формирование soft skills
Тема № 27: Проектная деятельность и развитие лидерских качеств
Тема № 28: Межпредметные связи в контексте современных образовательных стандартов
Тема № 29: Проектная деятельность и требования рынка труда
Тема № 30: Инклюзивный подход в проектной деятельности
Тема № 31: Международный опыт реализации межпредметных проектов
Тема № 32: Организация проектной деятельности в дистанционном формате
Тема № 33: Использование цифровых инструментов для реализации межпредметных проектов
Тема № 34: Оценка эффективности внедрения межпредметных связей
Тема № 35: Анализ результатов проектной деятельности в образовательной организации
Тема № 36: Перспективы развития межпредметных связей и проектной деятельности в профессиональном образовании
Тема № 37: Самоанализ преподавательской деятельности по внедрению межпредметных связей и проектной деятельности
Тема № 38: Нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности в образовательной организации
Тема № 39: Фандрайзинг для реализации образовательных проектов
Раздел «Использование образовательных ресурсов и технологий в обучении, воспитании и развитии обучающихся в профессиональном образовании»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные виды образовательных ресурсов и технологий, применяемых в профессиональном образовании, включая цифровые образовательные ресурсы, электронные образовательные платформы, средства обучения с использованием виртуальной и дополненной реальности, инструменты для организации совместной работы и интерактивного обучения, а также нормативно-правовую базу их использования. Знает принципы дидактического дизайна и методики разработки цифровых образовательных материалов. Знает основы оценки эффективности использования образовательных ресурсов и технологий.
Умения: Владеет навыками самостоятельного освоения новых образовательных ресурсов и технологий и их применения в профессиональной деятельности. Владеет навыками рефлексии и анализа собственной деятельности по использованию образовательных ресурсов и технологий.
Навыки: Умеет интегрировать образовательные ресурсы и технологии в различные формы организации образовательного процесса, включая проектную деятельность, исследовательскую работу, практические занятия и другие. Умеет создавать инклюзивную образовательную среду с использованием адаптивных образовательных технологий и ресурсов.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы педагогического дизайна образовательных ресурсов
Тема № 2: Цифровые инструменты для создания интерактивных учебных материалов
Тема № 3: Электронные учебники и учебные пособия: особенности использования
Тема № 4: Образовательные платформы и LMS-системы
Тема № 5: Виртуальные лаборатории и симуляторы
Тема № 6: Использование мультимедиа в образовательном процессе
Тема № 7: Разработка и применение образовательных видеоматериалов
Тема № 8: Интерактивные доски и их применение в профессиональном образовании
Тема № 9: Организация дистанционного обучения с использованием цифровых технологий
Тема № 10: Веб-квесты и кейс-метод в профессиональном образовании
Тема № 11: Геймификация в образовательном процессе
Тема № 12: Применение мобильных технологий в обучении
Тема № 13: Социальные сети как образовательный ресурс
Тема № 14: Облачные технологии в образовании
Тема № 15: Электронные библиотеки и базы данных
Тема № 16: Инструменты для создания и проведения онлайн-тестирования
Тема № 17: Формирование цифровой компетентности обучающихся
Тема № 18: Методы оценки эффективности использования образовательных ресурсов
Тема № 19: Авторское право и лицензирование образовательных ресурсов
Тема № 20: Информационная безопасность в образовательной среде
Тема № 21: Работа с электронными портфолио обучающихся
Тема № 22: Проектная деятельность с использованием цифровых технологий
Тема № 23: Инклюзивное образование и цифровые технологии
Тема № 24: Развитие критического мышления с помощью цифровых ресурсов
Тема № 25: Межкультурная коммуникация в цифровой среде
Тема № 26: Организация онлайн-конференций и вебинаров
Тема № 27: Работа с большими данными в образовании
Тема № 28: Искусственный интеллект в образовании
Тема № 29: Виртуальная и дополненная реальность в образовательном процессе
Тема № 30: 3D-моделирование и печать в профессиональном образовании
Тема № 31: Робототехника и программирование в образовании
Тема № 32: Использование образовательных ресурсов для развития soft skills
Тема № 33: Формирование цифровой культуры обучающихся
Тема № 34: Этические аспекты использования цифровых технологий в образовании
Тема № 35: Тренды развития образовательных технологий
Тема № 36: Перспективы развития цифрового образования
Тема № 37: Профессиональное развитие педагога в области цифровых технологий
Тема № 38: Мониторинг и оценка качества цифрового образования
Тема № 39: Опыт применения инновационных образовательных технологий
Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся в профессиональном образовании»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает особенности оценки и мониторинга учебных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Умения: Владеет навыками предоставления обратной связи учащимся по результатам оценки их учебных достижений.
Навыки: Умеет организовывать самооценку и взаимооценку учащихся.
Содержание раздела
Тема № 1: Цели, задачи и принципы оценки учебных достижений
Тема № 2: Нормативно-правовая база оценки учебных достижений
Тема № 3: Виды и формы оценки учебных достижений
Тема № 4: Критерии и показатели оценки учебных достижений
Тема № 5: Разработка фондов оценочных средств (ФОС)
Тема № 6: Текущий контроль успеваемости
Тема № 7: Промежуточная аттестация
Тема № 8: Итоговая аттестация
Тема № 9: Оценка практических навыков
Тема № 10: Оценка теоретических знаний
Тема № 11: Оценка общих и профессиональных компетенций
Тема № 12: Использование портфолио в оценке учебных достижений
Тема № 13: Самооценка и взаимооценка учебных достижений
Тема № 14: Оценка результатов проектной деятельности
Тема № 15: Оценка результатов исследовательской деятельности
Тема № 16: Мониторинг учебных достижений
Тема № 17: Виды мониторинга: диагностический, формирующий, итоговый
Тема № 18: Методы мониторинга учебных достижений
Тема № 19: Инструменты мониторинга: тесты, контрольные работы, опросы
Тема № 20: Анализ результатов мониторинга
Тема № 21: Интерпретация результатов мониторинга
Тема № 22: Коррекция образовательного процесса на основе результатов мониторинга
Тема № 23: Использование информационных технологий в оценке и мониторинге
Тема № 24: Электронные журналы и дневники
Тема № 25: Автоматизированные системы тестирования
Тема № 26: Онлайн-платформы для оценки и мониторинга
Тема № 27: Организация и проведение экзаменов
Тема № 28: Разработка экзаменационных материалов
Тема № 29: Критерии оценки экзаменационных работ
Тема № 30: Апелляция результатов экзаменов
Тема № 31: Оценка качества образования
Тема № 32: Показатели качества образования
Тема № 33: Методы оценки качества образования
Тема № 34: Рейтинг образовательных организаций
Тема № 35: Оценка эффективности образовательных программ
Тема № 36: Документирование результатов оценки и мониторинга
Тема № 37: Отчетность по результатам оценки и мониторинга
Тема № 38: Этические аспекты оценки и мониторинга
Тема № 39: Работа с обучающимися с особыми образовательными потребностями
Тема № 40: Современные тенденции в оценке и мониторинге учебных достижений
Тема № 41: Примеры успешных практик оценки и мониторинга
Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов в соответствии с ФГОС профессионального образования»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания дидактических принципов, основ андрагогики, методов и форм организации обучения взрослых, специфики целевой аудитории, современных трендов в образовании, принципов инклюзивного образования.
Умения: Навыки проведения тренингов, мастер-классов, организации проектной деятельности, работы с разными типами обучающихся, использования различных образовательных платформ и ресурсов, предоставления обратной связи обучающимся, самостоятельного освоения новых образовательных технологий.
Навыки: Умения проектировать индивидуальные образовательные траектории, разрабатывать программы с учетом специфики взрослой аудитории, выбирать и применять методы обучения, мотивирующие взрослых к обучению, создавать инклюзивную образовательную среду, анализировать образовательные потребности целевой аудитории.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы ФГОС профессионального образования
Тема № 2: Анализ рынка образовательных услуг и потребностей работодателей
Тема № 3: Целеполагание и разработка образовательных программ
Тема № 4: Структура и содержание образовательной программы
Тема № 5: Проектирование учебного плана и календарного графика
Тема № 6: Разработка рабочих программ учебных дисциплин (модулей)
Тема № 7: Методы и технологии обучения в профессиональном образовании
Тема № 8: Формирование компетенций обучающихся
Тема № 9: Фонды оценочных средств: принципы разработки и применения
Тема № 10: Практико-ориентированное обучение
Тема № 11: Проектная деятельность в образовательном процессе
Тема № 12: Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании
Тема № 13: Организация самостоятельной работы обучающихся
Тема № 14: Инклюзивное образование и адаптация образовательных программ
Тема № 15: Разработка электронных образовательных ресурсов
Тема № 16: Авторское право и интеллектуальная собственность в образовании
Тема № 17: Оценка качества образовательных программ
Тема № 18: Мониторинг и контроль реализации образовательной программы
Тема № 19: Методика преподавания в профессиональном образовании
Тема № 20: Педагогическое проектирование
Тема № 21: Разработка учебно-методического комплекса дисциплины
Тема № 22: Организация и проведение учебных занятий
Тема № 23: Формы и методы контроля знаний обучающихся
Тема № 24: Анализ результатов обучения и корректировка образовательной программы
Тема № 25: Психолого-педагогические основы обучения взрослых
Тема № 26: Работа с разными типами обучающихся
Тема № 27: Управление учебным процессом
Тема № 28: Коммуникация в образовательной среде
Тема № 29: Профессиональная этика педагога
Тема № 30: Презентация образовательной программы
Тема № 31: Работа с заказчиками образовательных услуг
Тема № 32: Маркетинг образовательных программ
Тема № 33: Брендинг образовательных продуктов
Тема № 34: Формирование образовательной среды
Тема № 35: Современные тренды в профессиональном образовании
Тема № 36: Развитие цифровой компетентности педагога
Тема № 37: Личностное и профессиональное развитие педагога
Тема № 38: Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности
Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности в контексте ФГОС профессионального образования»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные принципы и этапы анализа и оценки эффективности педагогической деятельности; современные образовательные технологии и их влияние на эффективность обучения; факторы, влияющие на качество образования; этические аспекты анализа и оценки педагогической деятельности.
Умения: Владеет навыками разработки и использования инструментов для оценки эффективности педагогической деятельности; публичного представления результатов анализа и оценки; конструктивного взаимодействия с коллегами и администрацией в процессе анализа и оценки; использования результатов анализа для корректировки образовательного процесса.
Навыки: Умеет проводить самоанализ и рефлексию собственной педагогической деятельности; разрабатывать критерии и показатели оценки эффективности педагогической деятельности с учетом специфики преподаваемой дисциплины; анализировать и обобщать передовой педагогический опыт; проектировать и реализовывать мероприятия по повышению качества образования.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовые основы ФГОС профессионального образования
Тема № 2: Цели и задачи анализа и оценки педагогической деятельности
Тема № 3: Основные понятия и термины педагогической деятельности
Тема № 4: Критерии эффективности педагогической деятельности
Тема № 5: Методы анализа педагогической деятельности
Тема № 6: Методы оценки педагогической деятельности
Тема № 7: Самоанализ педагогической деятельности
Тема № 8: Портфолио педагога как инструмент самоанализа и оценки
Тема № 9: Современные образовательные технологии в контексте ФГОС
Тема № 10: Проектирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС
Тема № 11: Разработка и анализ рабочих программ дисциплин (модулей)
Тема № 12: Организация и проведение учебных занятий различных типов
Тема № 13: Формирование и развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся
Тема № 14: Использование активных и интерактивных методов обучения
Тема № 15: Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
Тема № 16: Оценка образовательных результатов обучающихся
Тема № 17: Формы и методы контроля знаний, умений и навыков
Тема № 18: Фонды оценочных средств для текущего, промежуточного и итогового контроля
Тема № 19: Мониторинг качества образования
Тема № 20: Индивидуализация образовательного процесса
Тема № 21: Работа с обучающимися с особыми образовательными потребностями
Тема № 22: Воспитательная работа в контексте ФГОС
Тема № 23: Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся
Тема № 24: Организация внеаудиторной работы
Тема № 25: Развитие профессиональной компетентности педагога
Тема № 26: Повышение квалификации и профессиональное развитие
Тема № 27: Инновационная деятельность в образовании
Тема № 28: Исследовательская деятельность педагога
Тема № 29: Управление качеством образования в образовательной организации
Тема № 30: Анализ и оценка эффективности работы педагогического коллектива
Тема № 31: Планирование и организация методической работы
Тема № 32: Работа в методических объединениях и комиссиях
Тема № 33: Участие в профессиональных конкурсах и конференциях
Тема № 34: Публикационная активность педагога
Тема № 35: Этические аспекты педагогической деятельности
Тема № 36: Психологические аспекты педагогической деятельности
Тема № 37: Рефлексия педагогической деятельности
Тема № 38: Профессиональное выгорание педагога и способы его профилактики
Тема № 39: Цифровизация образования и ее влияние на педагогическую деятельность
Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.
Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.
Условия реализации рабочей программы модуля
Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля
Электронные учебные издания
Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503
Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Электронные методические издания
Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252
Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597
Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).
Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)
Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):
- Состав современных профессиональных баз данных
Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)
Открытые данные России (https://data.gov.ru/)
Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)
База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)
- Состав информационных справочных систем
База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)
Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)
Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)
Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)
Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)
Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)
Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)
- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти
Президент России (http://kremlin.ru/)
Правительство России (http://government.ru/)
Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)
Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)
Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)
- Иные информационные ресурсы - периодическими издания
TACC (https://tass.ru/)
РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)
Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)
RT (https://rt.com/)
- Информационные поисковые системы
Яндекс (https://ya.ru/)
MAIL.RU (https://www.mail.ru/)