Приложение 3

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"

"05" июня 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

ВМ.40 «Развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников»

Дополнительная профессиональная программа

«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»

г. Москва

Территория Инновационного центра Сколково

Наименование модуля: Развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников.

Тип модуля: вариативный модуль.

Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников».

Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.

Структура и содержание модуля

Элемент Всего, ак.ч. Лекций, ак.ч. Практических занятий, ак.ч. Результаты обучения (коды)
Раздел «Психолого-педагогические аспекты музыкального воспитания и развития творческой деятельности воспитанников» 8 2 2 ПК-40
Раздел «Планирование и организация музыкального образовательного процесса с учётом возрастных особенностей детей» 8 2 2 ПК-40
Раздел «Современные подходы и методики музыкального воспитания и развития творческих способностей» 8 2 2 ПК-40
Раздел «Развитие ключевых музыкальных навыков и компетенций у воспитанников» 8 2 2 ПК-40
Раздел «Внедрение игровых и проектных методов в музыкальное воспитание» 8 2 2 ПК-40
Раздел «Использование образовательных ресурсов и технологий в музыкальном образовании детей» 8 2 2 ПК-40
Раздел «Оценка и мониторинг развития музыкальных способностей и эмоциональной сферы воспитанников» 8 2 2 ПК-40
Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности в области музыкального воспитания» 8 2 2 ПК-40
Раздел «Особенности организации музыкального образования в условиях инклюзивного обучения» 8 2 2 ПК-40

Раздел «Психолого-педагогические аспекты музыкального воспитания и развития творческой деятельности воспитанников»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Теоретические основы психологии музыкального восприятия и развития детей разных возрастов. Психолого-педагогические особенности музыкального обучения и воспитания, включая влияние музыки на эмоциональную, интеллектуальную и социальную сферы личности. Методы и приемы развития музыкальных способностей и творческой деятельности детей с учетом их индивидуальных особенностей. Принципы организации музыкально-образовательной среды, способствующей развитию творческого потенциала воспитанников. Критерии оценки эффективности музыкально-воспитательного процесса и развития творческой деятельности.

Умения: Практического применения методов и приемов развития музыкальных способностей у детей. Использования музыкальных инструментов и материалов в процессе обучения и воспитания. Организации и проведения музыкальных игр, импровизаций и творческих заданий. Взаимодействия с детьми в процессе музыкальной деятельности, создания атмосферы доверия и сотрудничества. Анализа и оценки результатов музыкально-воспитательной работы и развития творческой деятельности воспитанников.

Навыки: Анализировать психолого-педагогические особенности музыкального развития детей разных возрастных групп. Диагностировать уровень музыкального развития и творческих способностей воспитанников. Подбирать и применять адекватные методы и приемы музыкального обучения и воспитания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Создавать благоприятную музыкально-образовательную среду, стимулирующую развитие творческой активности. Организовывать и проводить музыкальные занятия, направленные на развитие творческого потенциала воспитанников.

Содержание раздела

Тема № 1: Музыка и психическое развитие ребенка

Тема № 2: Музыкальное восприятие и его особенности у детей разного возраста

Тема № 3: Музыкальная память и ее развитие в процессе обучения

Тема № 4: Музыкальное мышление и воображение

Тема № 5: Музыкальные способности и их диагностика

Тема № 6: Эмоционально-ценностное отношение к музыке

Тема № 7: Роль музыки в формировании личности ребенка

Тема № 8: Музыкальная деятельность как средство развития творческих способностей

Тема № 9: Психологические особенности музыкального обучения

Тема № 10: Мотивация музыкальной деятельности

Тема № 11: Методы и приемы развития музыкального слуха

Тема № 12: Развитие чувства ритма у детей

Тема № 13: Работа над интонацией и музыкальной фразировкой

Тема № 14: Развитие музыкальной памяти и воображения на занятиях

Тема № 15: Формирование навыков исполнительства

Тема № 16: Импровизация и сочинение музыки

Тема № 17: Музыкальные игры и их значение для развития ребенка

Тема № 18: Музыкально-дидактические игры и пособия

Тема № 19: Использование информационных технологий в музыкальном воспитании

Тема № 20: Интеграция музыки с другими видами искусства

Тема № 21: Музыка и речь: взаимосвязь и взаимодействие

Тема № 22: Музыка и движение: развитие психомоторных навыков

Тема № 23: Музыкальное воспитание в семье

Тема № 24: Взаимодействие педагога и родителей в музыкальном развитии ребенка

Тема № 25: Организация музыкальной среды в дошкольном учреждении

Тема № 26: Планирование и проведение музыкальных занятий

Тема № 27: Анализ музыкальных произведений с детьми

Тема № 28: Детский музыкальный фольклор и его использование в воспитании

Тема № 29: Классическая музыка в детском саду

Тема № 30: Современная музыка и ее влияние на детей

Тема № 31: Музыкальная терапия и ее применение в работе с детьми

Тема № 32: Психологические особенности детей с особыми образовательными потребностями в музыкальном воспитании

Тема № 33: Адаптация музыкальных занятий для детей с ОВЗ

Тема № 34: Инклюзивное музыкальное образование

Тема № 35: Диагностика музыкального развития детей с ОВЗ

Тема № 36: Работа с одаренными детьми в области музыки

Тема № 37: Организация и проведение музыкальных праздников и развлечений

Тема № 38: Проектная деятельность в музыкальном воспитании

Раздел «Планирование и организация музыкального образовательного процесса с учётом возрастных особенностей детей»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о: возрастных особенностях музыкального восприятия и развития детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста; принципах построения музыкального образовательного процесса с учетом возрастных особенностей; методах и приемах музыкального обучения, адаптированных к разным возрастным группам; специфике организации музыкальной деятельности для разных возрастных категорий; нормативно-правовых основах музыкального образования детей.

Умения: владения методиками музыкального развития детей разных возрастов; применения различных форм организации музыкальной деятельности (индивидуальной, групповой, коллективной); использования музыкальных инструментов и технических средств обучения в работе с детьми разных возрастов; взаимодействия с родителями/опекунами по вопросам музыкального развития детей; самоанализа и коррекции собственной педагогической деятельности в области музыкального образования.

Навыки: анализировать музыкальные способности и потребности детей разных возрастных групп; планировать и организовывать музыкальные занятия с учетом возрастных особенностей детей; подбирать музыкальный репертуар, соответствующий возрасту и уровню развития детей; использовать разнообразные методы и приемы музыкального обучения, адаптированные к разным возрастным группам; оценивать эффективность музыкального образовательного процесса.

Содержание раздела

Тема № 1: Музыкальное развитие детей раннего возраста

Тема № 2: Музыкальное восприятие детей раннего возраста

Тема № 3: Развитие музыкальных способностей в раннем детстве

Тема № 4: Музыкально-дидактические игры для малышей

Тема № 5: Организация музыкальной среды в раннем возрасте

Тема № 6: Музыкальное воспитание в семье

Тема № 7: Музыкальное развитие детей дошкольного возраста

Тема № 8: Особенности музыкального восприятия дошкольников

Тема № 9: Развитие певческих навыков у дошкольников

Тема № 10: Развитие музыкально-ритмических движений у дошкольников

Тема № 11: Обучение игре на детских музыкальных инструментах

Тема № 12: Музыкально-театрализованная деятельность в дошкольном возрасте

Тема № 13: Интеграция музыки с другими видами искусства

Тема № 14: Планирование музыкальных занятий в детском саду

Тема № 15: Методики музыкального воспитания дошкольников

Тема № 16: Музыкальное развитие детей младшего школьного возраста

Тема № 17: Особенности музыкального восприятия младших школьников

Тема № 18: Развитие вокально-хоровых навыков у младших школьников

Тема № 19: Музыкальная грамота для младших школьников

Тема № 20: Слушание музыки в начальной школе

Тема № 21: Игра на музыкальных инструментах в начальной школе

Тема № 22: Музыкальный фольклор в начальной школе

Тема № 23: Проектная деятельность в музыкальном образовании

Тема № 24: Индивидуальный подход в музыкальном образовании

Тема № 25: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

Тема № 26: Оценка результатов музыкального образования

Тема № 27: Современные технологии в музыкальном образовании

Тема № 28: Использование мультимедиа в музыкальных занятиях

Тема № 29: Музыкальные конкурсы и фестивали

Тема № 30: Взаимодействие с родителями в музыкальном образовании

Тема № 31: Организация музыкальных праздников и развлечений

Тема № 32: Музыкальное образование в условиях инклюзии

Тема № 33: Формирование музыкального вкуса у детей

Тема № 34: Роль музыки в развитии личности ребенка

Тема № 35: Музыкальная культура разных стран

Тема № 36: История музыки для детей

Тема № 37: Музыкальная терапия в работе с детьми

Тема № 38: Психологические аспекты музыкального образования

Тема № 39: Гигиена голоса и слуха

Тема № 40: Профессиональная этика музыкального педагога

Тема № 41: Карьера в сфере музыкального образования

Раздел «Современные подходы и методики музыкального воспитания и развития творческих способностей»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания современных подходов к музыкальному воспитанию, таких как: методы Карла Орфа, Золтана Кодая, Эмиля Жака-Далькроза, а также принципов музыкальной педагогики, ориентированной на развитие творческих способностей, включая импровизацию, композицию и музыкально-исполнительскую деятельность. Знание основных этапов музыкального развития детей и подростков. Знание различных музыкальных жанров, стилей и форм. Понимание взаимосвязи музыки с другими видами искусства. Знание методов диагностики музыкальных способностей.

Умения: Навыки практического применения современных методов музыкального воспитания. Навыки импровизации и музицирования на различных музыкальных инструментах. Навыки организации и проведения музыкальных игр, конкурсов, фестивалей. Навыки использования информационно-коммуникационных технологий в музыкальном образовании. Навыки работы с различными возрастными группами обучающихся.

Навыки: Умение анализировать и оценивать эффективность различных методов музыкального воспитания. Умение адаптировать методики музыкального воспитания к возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся. Умение создавать благоприятную образовательную среду для развития музыкально-творческих способностей. Умение планировать и проводить музыкальные занятия с использованием разнообразных методов и приемов. Умение интегрировать музыку с другими видами деятельности.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы музыкальной педагогики

Тема № 2: Музыкальное восприятие и развитие слуха

Тема № 3: Методика развития певческого голоса у детей

Тема № 4: Ритмика и музыкальное движение

Тема № 5: Игра на детских музыкальных инструментах

Тема № 6: Музыкально-дидактические игры

Тема № 7: Импровизация и творчество в музыке

Тема № 8: Музыкальная грамота и сольфеджио для детей

Тема № 9: Детский музыкальный фольклор

Тема № 10: Музыка разных народов мира

Тема № 11: Классическая музыка для детей

Тема № 12: Современная музыка в детском саду и школе

Тема № 13: Музыка и другие виды искусства (интеграция)

Тема № 14: Музыка и литература

Тема № 15: Музыка и изобразительное искусство

Тема № 16: Музыка и театр

Тема № 17: Музыка и кино

Тема № 18: Музыка и танец

Тема № 19: Использование информационных технологий в музыкальном воспитании

Тема № 20: Музыкальные компьютерные программы и приложения

Тема № 21: Работа с мультимедийными ресурсами

Тема № 22: Создание музыкальных проектов

Тема № 23: Организация музыкальных занятий в разных возрастных группах

Тема № 24: Музыкальное воспитание в дошкольном возрасте

Тема № 25: Музыкальное воспитание в младшем школьном возрасте

Тема № 26: Музыкальное воспитание в среднем школьном возрасте

Тема № 27: Музыкальное воспитание в старшем школьном возрасте

Тема № 28: Индивидуальный подход в музыкальном воспитании

Тема № 29: Работа с одаренными детьми

Тема № 30: Работа с детьми с особыми потребностями

Тема № 31: Диагностика музыкального развития

Тема № 32: Оценка результатов музыкального обучения

Тема № 33: Формы и методы контроля знаний и умений

Тема № 34: Музыкально-педагогическая практика

Тема № 35: Подготовка и проведение музыкальных мероприятий

Тема № 36: Работа с родителями

Тема № 37: Современные тенденции в музыкальном образовании

Тема № 38: Профессиональное развитие музыкального педагога

Раздел «Развитие ключевых музыкальных навыков и компетенций у воспитанников»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает правила построения аккордов и интервалов. Знает основы музыкальной композиции и аранжировки. Знает особенности различных музыкальных стилей и эпох.

Умения: Владеет навыками сочинения простых мелодий и аккомпанемента. Владеет навыками записи и редактирования музыки с использованием цифровых технологий (при наличии соответствующего оборудования). Владеет навыками публичного выступления, преодолевая страх сцены и эффективно взаимодействуя с аудиторией.

Навыки: Умеет импровизировать на заданную тему, используя полученные знания о гармонии и музыкальной форме. Умеет создавать простые музыкальные аранжировки. Умеет применять полученные знания для анализа и интерпретации музыкальных произведений разных стилей и эпох.

Содержание раздела

Тема № 1: Слушание музыки и развитие музыкального восприятия

Тема № 2: Ритм и метрика: основы и практические упражнения

Тема № 3: Работа с пульсацией и акцентами

Тема № 4: Развитие чувства ритма через игры и движения

Тема № 5: Мелодический слух: интонирование и пение

Тема № 6: Работа с гаммами и интервалами

Тема № 7: Пение a cappella и с аккомпанементом

Тема № 8: Развитие вокальной техники и дыхания

Тема № 9: Ансамблевое пение и работа в хоре

Тема № 10: Музыкальная грамота: нотная запись и чтение с листа

Тема № 11: Музыкальная форма и анализ произведений

Тема № 12: Знакомство с музыкальными инструментами

Тема № 13: Игра на элементарных музыкальных инструментах (металлофон, треугольник, бубен)

Тема № 14: Основы игры на выбранном инструменте (фортепиано, гитара, флейта и др.)

Тема № 15: Развитие техники игры на инструменте

Тема № 16: Импровизация и сочинение музыки

Тема № 17: Музыкальные стили и жанры: классическая музыка

Тема № 18: Музыкальные стили и жанры: народная музыка

Тема № 19: Музыкальные стили и жанры: джаз и блюз

Тема № 20: Музыкальные стили и жанры: рок и поп-музыка

Тема № 21: Музыкальные стили и жанры: электронная музыка

Тема № 22: Музыка и другие виды искусства: синтез искусств

Тема № 23: Музыка и литература

Тема № 24: Музыка и живопись

Тема № 25: Музыка и театр

Тема № 26: Музыка и кино

Тема № 27: Музыка и танец

Тема № 28: Музыкальная культура разных стран и народов

Тема № 29: Музыкальное наследие России

Тема № 30: Музыкальное творчество детей

Тема № 31: Организация и проведение музыкальных занятий

Тема № 32: Методика преподавания музыки детям разных возрастов

Тема № 33: Использование современных технологий в музыкальном образовании

Тема № 34: Развитие творческих способностей и музыкального мышления

Тема № 35: Музыкальная психология и педагогика

Тема № 36: Критерии оценки музыкальных навыков и компетенций

Тема № 37: Проектная деятельность в музыкальном образовании

Тема № 38: Музыка и здоровье: влияние музыки на эмоциональное состояние

Тема № 39: Музыкальная терапия и ее применение

Раздел «Внедрение игровых и проектных методов в музыкальное воспитание»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает теоретические основы игровых и проектных методов в музыкальном воспитании, включая их классификацию, дидактические возможности и особенности применения в работе с разными возрастными группами. Знает специфику интеграции игровых и проектных методов с другими методами музыкального воспитания. Знает критерии оценки эффективности применения игровых и проектных методов. Знает примеры успешных игровых и проектных методик в музыкальном образовании. Знает этические аспекты применения игровых и проектных методов в работе с детьми.

Умения: Владеет навыками разработки сценариев музыкальных игр и проектов различной сложности и направленности. Владеет навыками использования различных ресурсов и материалов для создания игровой и проектной среды. Владеет навыками организации и проведения музыкальных игр и проектов, управляя групповой динамикой и поддерживая интерес участников. Владеет навыками мотивации детей к участию в музыкальных играх и проектах. Владеет навыками анализа и рефлексии собственной педагогической деятельности в области применения игровых и проектных методов.

Навыки: Умеет анализировать музыкально-педагогические ситуации и подбирать соответствующие игровые и проектные методы для их решения. Умеет разрабатывать и адаптировать игровые и проектные задания для разных возрастных групп с учетом их музыкальных способностей и интересов. Умеет организовывать и проводить музыкальные игры и проекты, создавая благоприятную и мотивирующую образовательную среду. Умеет интегрировать игровые и проектные методы с другими методами музыкального воспитания (наглядными, словесными, практическими). Умеет оценивать эффективность применения игровых и проектных методов, анализируя результаты и внося коррективы в свою работу.

Содержание раздела

Тема № 1: Сущность игровых методов в музыкальном воспитании

Тема № 2: Классификация музыкальных игр

Тема № 3: Разработка и проведение музыкальных игр для дошкольников

Тема № 4: Разработка и проведение музыкальных игр для младших школьников

Тема № 5: Разработка и проведение музыкальных игр для подростков

Тема № 6: Игровые методы развития музыкального слуха

Тема № 7: Игровые методы развития чувства ритма

Тема № 8: Игровые методы развития музыкальной памяти

Тема № 9: Игровые методы развития вокальных навыков

Тема № 10: Игровые методы обучения игре на музыкальных инструментах

Тема № 11: Использование игровых методов в музыкальной терапии

Тема № 12: Роль импровизации в музыкальных играх

Тема № 13: Музыкально-дидактические игры

Тема № 14: Сюжетно-ролевые музыкальные игры

Тема № 15: Подвижные музыкальные игры

Тема № 16: Театрализованные музыкальные игры

Тема № 17: Использование ИКТ в музыкальных играх

Тема № 18: Сущность проектных методов в музыкальном воспитании

Тема № 19: Классификация музыкальных проектов

Тема № 20: Этапы реализации музыкального проекта

Тема № 21: Разработка и реализация музыкальных проектов в дошкольном образовании

Тема № 22: Разработка и реализация музыкальных проектов в начальной школе

Тема № 23: Разработка и реализация музыкальных проектов в средней школе

Тема № 24: Интеграция музыкальных проектов с другими предметами

Тема № 25: Музыкальные проекты, основанные на исследовательской деятельности

Тема № 26: Творческие музыкальные проекты

Тема № 27: Информационные музыкальные проекты

Тема № 28: Практико-ориентированные музыкальные проекты

Тема № 29: Роль педагога в реализации музыкальных проектов

Тема № 30: Презентация результатов музыкальных проектов

Тема № 31: Оценка эффективности музыкальных проектов

Тема № 32: Создание музыкальных проектов с использованием цифровых технологий

Тема № 33: Примеры успешных музыкальных проектов

Тема № 34: Организация музыкальных конкурсов и фестивалей

Тема № 35: Работа с родителями в рамках музыкальных проектов

Тема № 36: Формирование портфолио музыкальных достижений

Тема № 37: Методика написания сценариев музыкальных мероприятий

Тема № 38: Музыкальные проекты и развитие креативности

Тема № 39: Музыкальные проекты и формирование межкультурной компетенции

Раздел «Использование образовательных ресурсов и технологий в музыкальном образовании детей»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает методические подходы к интеграции информационно-коммуникационных технологий в музыкально-образовательный процесс; психолого-педагогические особенности восприятия музыки детьми разных возрастов с использованием цифровых технологий; возможности использования образовательных ресурсов для развития музыкальных способностей детей (слуха, ритма, музыкальной памяти, творческого мышления).

Умения: Владеет навыками использования интерактивных досок и проекторов в музыкальных занятиях; организации совместной музыкальной деятельности детей с использованием цифровых инструментов и платформ; проведения диагностики музыкального развития детей с помощью специализированных компьютерных программ; технического обслуживания и настройки используемого музыкального оборудования.

Навыки: Умеет применять различные методы и формы организации учебной деятельности с использованием образовательных ресурсов и технологий (проектная деятельность, дистанционное обучение, игровые технологии); дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей, используя разнообразные образовательные ресурсы; создавать благоприятную образовательную среду, стимулирующую музыкальное развитие детей с помощью цифровых технологий.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы педагогики и психологии музыкального развития детей

Тема № 2: Музыкальное восприятие и развитие слуха у детей

Тема № 3: Методика преподавания музыки в дошкольном возрасте

Тема № 4: Методика преподавания музыки в младшем школьном возрасте

Тема № 5: Методика преподавания музыки в среднем школьном возрасте

Тема № 6: Развитие музыкальных способностей у детей

Тема № 7: Детское музыкальное творчество

Тема № 8: Музыкальные инструменты для детей

Тема № 9: Использование голоса в музыкальном образовании

Тема № 10: Музыкально-дидактические игры

Тема № 11: Музыкально-ритмические движения

Тема № 12: Музыкальная импровизация с детьми

Тема № 13: Организация музыкальной среды в образовательном учреждении

Тема № 14: Традиционные методы музыкального образования

Тема № 15: Инновационные методы музыкального образования

Тема № 16: Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в музыкальном образовании

Тема № 17: Работа с музыкальным программным обеспечением

Тема № 18: Создание музыкальных аранжировок и композиций с помощью ИКТ

Тема № 19: Использование мультимедийных презентаций в музыкальном образовании

Тема № 20: Работа с интерактивными досками в музыкальных занятиях

Тема № 21: Использование онлайн-ресурсов в музыкальном образовании

Тема № 22: Электронные музыкальные библиотеки и архивы

Тема № 23: Музыкальные образовательные платформы и приложения

Тема № 24: Создание и использование видеоматериалов в музыкальном образовании

Тема № 25: Работа с аудиозаписями в музыкальном образовании

Тема № 26: Организация дистанционного обучения музыке

Тема № 27: Проектная деятельность в музыкальном образовании

Тема № 28: Интеграция музыки с другими видами искусства

Тема № 29: Музыка и литература

Тема № 30: Музыка и изобразительное искусство

Тема № 31: Музыка и театр

Тема № 32: Музыка и хореография

Тема № 33: Музыкальная терапия и ее применение в работе с детьми

Тема № 34: Оценка результатов музыкального образования

Тема № 35: Критерии оценки музыкальных достижений детей

Тема № 36: Формы и методы контроля знаний по музыке

Тема № 37: Подготовка и проведение музыкальных мероприятий

Тема № 38: Организация концертов и фестивалей

Тема № 39: Работа с родителями в музыкальном образовании детей

Тема № 40: Профессиональное развитие педагога-музыканта

Раздел «Оценка и мониторинг развития музыкальных способностей и эмоциональной сферы воспитанников»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания основных методов и методик оценки музыкальных способностей (ритм, слух, память, голос, музыкальность) и эмоциональной сферы (эмпатия, эмоциональный интеллект, выражение эмоций) детей дошкольного и младшего школьного возраста. Знания возрастных особенностей развития музыкальных способностей и эмоциональной сферы. Знание этических принципов проведения оценки и мониторинга развития детей. Знание основных музыкально-дидактических игр и упражнений для диагностики и развития музыкальных способностей. Знание признаков различных эмоциональных состояний у детей.

Умения: Навыки наблюдения за детьми в процессе музыкальной деятельности и интерпретации их поведения с точки зрения развития музыкальных способностей и эмоциональной сферы. Навыки проведения музыкально-дидактических игр и упражнений, направленных на оценку ритма, слуха, памяти, голоса и музыкальности. Навыки выявления уровня эмпатии, эмоционального интеллекта и особенностей выражения эмоций у детей. Навыки ведения документации по результатам мониторинга. Навыки консультирования родителей/педагогов по вопросам развития музыкальных способностей и эмоциональной сферы детей.

Навыки: Умение применять на практике методы и методики оценки музыкальных способностей и эмоциональной сферы детей. Умение анализировать результаты оценки и делать выводы о текущем уровне развития ребенка. Умение составлять индивидуальные планы развития с учетом выявленных особенностей. Умение создавать благоприятную и безопасную атмосферу для проведения диагностики. Умение интегрировать оценку в образовательный процесс.

Содержание раздела

Тема № 1: Музыка и эмоциональное развитие ребенка

Тема № 2: Методы оценки музыкального слуха

Тема № 3: Методы оценки чувства ритма

Тема № 4: Оценка музыкальной памяти

Тема № 5: Оценка вокальных данных

Тема № 6: Оценка исполнительских навыков на музыкальных инструментах

Тема № 7: Диагностика музыкального восприятия

Тема № 8: Музыкальные тесты и их интерпретация

Тема № 9: Наблюдение за музыкальной деятельностью детей

Тема № 10: Анализ детских музыкальных импровизаций

Тема № 11: Критерии оценки музыкальных способностей

Тема № 12: Возрастные особенности музыкального развития

Тема № 13: Развитие эмоционального интеллекта через музыку

Тема № 14: Музыка и эмоциональная регуляция

Тема № 15: Влияние музыки на настроение и поведение

Тема № 16: Музыкальная терапия в работе с детьми

Тема № 17: Методы оценки эмоционального состояния ребенка

Тема № 18: Диагностика уровня тревожности у детей

Тема № 19: Оценка эмпатии и социальных навыков

Тема № 20: Роль музыки в развитии коммуникативных способностей

Тема № 21: Музыкальные игры и их влияние на эмоциональную сферу

Тема № 22: Использование музыки в коррекционной работе

Тема № 23: Индивидуальный подход к развитию музыкальных способностей

Тема № 24: Работа с одаренными детьми в музыкальной сфере

Тема № 25: Создание развивающей музыкальной среды

Тема № 26: Взаимодействие с родителями в развитии музыкальных способностей детей

Тема № 27: Организация музыкальных занятий для разных возрастных групп

Тема № 28: Планирование и проведение музыкальных мероприятий

Тема № 29: Музыкально-дидактические игры и пособия

Тема № 30: Использование информационных технологий в музыкальном образовании

Тема № 31: Музыкальные проекты и исследовательская деятельность

Тема № 32: Мониторинг динамики развития музыкальных способностей

Тема № 33: Методы фиксации результатов мониторинга

Тема № 34: Анализ и интерпретация результатов мониторинга

Тема № 35: Коррекция и индивидуализация образовательного процесса

Тема № 36: Самоанализ педагогической деятельности в области музыкального развития

Тема № 37: Этические аспекты оценки и мониторинга развития детей

Тема № 38: Современные тенденции в развитии музыкального образования

Тема № 39: Перспективы развития музыкальных способностей детей

Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности в области музыкального воспитания»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Ключевых показателей эффективности (KPI) в области музыкального образования.

Умения: Разработки рекомендаций по оптимизации музыкально-педагогического процесса на основе анализа KPI.

Навыки: Определять и использовать KPI для оценки результативности музыкально-педагогической деятельности.

Содержание раздела

Тема № 1: Цели и задачи анализа педагогической деятельности в музыкальном воспитании

Тема № 2: Критерии эффективности педагогической деятельности в музыкальном воспитании

Тема № 3: Методы анализа и оценки педагогической деятельности

Тема № 4: Самоанализ педагогической деятельности

Тема № 5: Наблюдение как метод анализа педагогической деятельности

Тема № 6: Анкетирование в оценке эффективности музыкального воспитания

Тема № 7: Тестирование музыкальных способностей и достижений учащихся

Тема № 8: Интервьюирование в анализе педагогической деятельности

Тема № 9: Анализ документации в музыкальном образовании

Тема № 10: Портфолио педагога как инструмент самоанализа и оценки

Тема № 11: Анализ учебных программ по музыке

Тема № 12: Методики преподавания музыки и их эффективность

Тема № 13: Организация музыкально-образовательной среды

Тема № 14: Роль педагога в создании мотивации к музыкальной деятельности

Тема № 15: Развитие музыкальных способностей учащихся

Тема № 16: Формирование музыкальной культуры учащихся

Тема № 17: Воспитание музыкального вкуса у детей

Тема № 18: Работа с одаренными детьми в музыкальном образовании

Тема № 19: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями в музыке

Тема № 20: Индивидуальный подход в музыкальном воспитании

Тема № 21: Дифференциация обучения в музыкальном образовании

Тема № 22: Интеграция музыкального воспитания с другими предметами

Тема № 23: Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном образовании

Тема № 24: Внеклассная работа по музыке: анализ и оценка эффективности

Тема № 25: Организация и проведение музыкальных мероприятий

Тема № 26: Работа с родителями в музыкальном воспитании

Тема № 27: Взаимодействие с другими педагогами и учреждениями культуры

Тема № 28: Оценка качества музыкального образования

Тема № 29: Мониторинг образовательных результатов в музыке

Тема № 30: Современные тенденции в музыкальном образовании

Тема № 31: Инновационные подходы в музыкальном воспитании

Тема № 32: Профессиональное развитие педагога-музыканта

Тема № 33: Рефлексия педагогической деятельности в музыкальном воспитании

Тема № 34: Психолого-педагогические аспекты музыкального воспитания

Тема № 35: Этические аспекты педагогической деятельности в музыке

Тема № 36: Правовые основы музыкального образования

Тема № 37: Система оценки качества педагогической деятельности в музыкальном образовании

Тема № 38: Перспективы развития музыкального образования

Раздел «Особенности организации музыкального образования в условиях инклюзивного обучения»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Нормативно-правовые основы инклюзивного музыкального образования, включая международные конвенции, федеральные законы и локальные акты. Принципы, цели, задачи и модели организации инклюзивного музыкального образования. Специфика организации образовательной среды для детей с ОВЗ, в том числе принципы универсального дизайна и адаптации музыкальных занятий. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в процессе музыкального обучения, включая методы диагностики, коррекции и развития музыкальных способностей. Различные методики, технологии и подходы к музыкальному образованию детей с разными видами ОВЗ (нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальные нарушения, расстройства аутистического спектра и др.). Возможности использования ассистивных технологий и специализированного оборудования в инклюзивном музыкальном образовании. Критерии оценки эффективности инклюзивного музыкального образования.

Умения: Адаптации музыкального материала и заданий к индивидуальным особенностям детей с ОВЗ. Использования разнообразных методов и приемов обучения музыке, ориентированных на детей с разными видами ОВЗ. Организации совместной музыкальной деятельности детей с ОВЗ и нормотипичных детей. Создания позитивного эмоционального климата на музыкальных занятиях в условиях инклюзии. Применение ассистивных технологий и специализированного оборудования в музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ (например, адаптированных музыкальных инструментов, программного обеспечения). Наблюдения за динамикой развития музыкальных способностей детей с ОВЗ и оценки результативности обучения. Ведения документации, связанной с организацией инклюзивного музыкального образования. Коммуникации с родителями (законными представителями) и другими специалистами в рамках инклюзивного образовательного процесса.

Навыки: Анализировать образовательные потребности детей с ОВЗ в области музыкального образования. Разрабатывать адаптированные образовательные программы по музыке для детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей. Подбирать и применять эффективные методы, приемы и формы организации музыкальной деятельности детей с ОВЗ. Создавать инклюзивную образовательную среду, способствующую развитию музыкальных способностей всех учащихся. Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в процессе музыкального обучения. Взаимодействовать с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ, другими специалистами (психологами, дефектологами, логопедами и др.) в рамках инклюзивного музыкального образования. Использовать ассистивные технологии и специализированное оборудование в музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ. Оценивать эффективность инклюзивного музыкального образования.

Содержание раздела

Тема № 1: Нормативно-правовые основы инклюзивного образования в сфере музыки

Тема № 2: Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ в музыкальном образовании

Тема № 3: Принципы инклюзивного музыкального образования

Тема № 4: Адаптация музыкальной среды для детей с разными потребностями

Тема № 5: Диагностика музыкальных способностей детей с ОВЗ

Тема № 6: Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в музыкальном образовании

Тема № 7: Методы и приемы работы с детьми с нарушениями слуха в музыкальном образовании

Тема № 8: Методы и приемы работы с детьми с нарушениями зрения в музыкальном образовании

Тема № 9: Методы и приемы работы с детьми с нарушениями речи в музыкальном образовании

Тема № 10: Методы и приемы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата в музыкальном образовании

Тема № 11: Методы и приемы работы с детьми с интеллектуальными нарушениями в музыкальном образовании

Тема № 12: Методы и приемы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра в музыкальном образовании

Тема № 13: Музыкальная терапия в инклюзивном образовании

Тема № 14: Роль музыкального педагога в инклюзивном образовании

Тема № 15: Взаимодействие с родителями детей с ОВЗ в музыкальном образовании

Тема № 16: Взаимодействие с другими специалистами в рамках инклюзивного музыкального образования

Тема № 17: Оценка достижений учащихся с ОВЗ в музыкальном образовании

Тема № 18: Адаптация музыкальных инструментов для детей с ОВЗ

Тема № 19: Использование информационно-коммуникационных технологий в инклюзивном музыкальном образовании

Тема № 20: Организация музыкальных занятий в инклюзивном классе

Тема № 21: Формы организации внеклассной музыкальной деятельности в условиях инклюзии

Тема № 22: Проектная деятельность в инклюзивном музыкальном образовании

Тема № 23: Музыкально-дидактические игры и пособия для детей с ОВЗ

Тема № 24: Создание инклюзивного музыкального коллектива

Тема № 25: Организация концертов и выступлений с участием детей с ОВЗ

Тема № 26: Социализация детей с ОВЗ через музыкальную деятельность

Тема № 27: Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ средствами музыки

Тема № 28: Преодоление коммуникативных барьеров в инклюзивном музыкальном образовании

Тема № 29: Работа с тьюторами в инклюзивном музыкальном образовании

Тема № 30: Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в музыкальном коллективе

Тема № 31: Профилактика эмоционального выгорания педагога в инклюзивном образовании

Тема № 32: Опыт зарубежных стран в организации инклюзивного музыкального образования

Тема № 33: Современные тенденции развития инклюзивного музыкального образования

Тема № 34: Мониторинг эффективности инклюзивного музыкального образования

Тема № 35: Перспективы развития инклюзивного музыкального образования в России

Тема № 36: Самообразование педагога в области инклюзивного музыкального образования

Тема № 37: Этические аспекты инклюзивного музыкального образования

Тема № 38: Психологическая безопасность в инклюзивном музыкальном образовании

Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.

Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.

Условия реализации рабочей программы модуля

Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.

Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля

Электронные учебные издания

Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503

Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].

Электронные методические издания

Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252

Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597

Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).

Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)

Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):

- Состав современных профессиональных баз данных

Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)

Открытые данные России (https://data.gov.ru/)

Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)

База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)

- Состав информационных справочных систем

База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)

Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)

Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)

Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)

Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)

Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)

Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)

- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти

Президент России (http://kremlin.ru/)

Правительство России (http://government.ru/)

Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)

Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)

Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)

- Иные информационные ресурсы - периодическими издания

TACC (https://tass.ru/)

РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)

Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)

RT (https://rt.com/)

- Информационные поисковые системы

Яндекс (https://ya.ru/)

MAIL.RU (https://www.mail.ru/)