Приложение 3
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"
"05" июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
ВМ.41 «Проведение практических занятий и учебно-производственных работ, связанных с профессиональным (производственным) обучением»
Дополнительная профессиональная программа
«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»
г. Москва
Территория Инновационного центра Сколково
Наименование модуля: Проведение практических занятий и учебно-производственных работ, связанных с профессиональным (производственным) обучением.
Тип модуля: вариативный модуль.
Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Проведение практических занятий и учебно-производственных работ, связанных с профессиональным (производственным) обучением».
Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.
Структура и содержание модуля
| Элемент | Всего, ак.ч. | Лекций, ак.ч. | Практических занятий, ак.ч. | Результаты обучения (коды) |
|---|---|---|---|---|
| Раздел «Психолого-педагогические аспекты организации практических занятий и учебно-производственных работ» | 8 | 2 | 2 | ПК-41 |
| Раздел «Планирование и организация практических занятий и учебно-производственных работ с учётом ФГОС и требований работодателей» | 8 | 2 | 2 | ПК-41 |
| Раздел «Современные подходы и методики проведения практических занятий и учебно-производственных работ» | 8 | 2 | 2 | ПК-41 |
| Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся в процессе профессионального обучения» | 8 | 2 | 2 | ПК-41 |
| Раздел «Внедрение проектного метода и элементов дуального образования в профессиональное обучение» | 8 | 2 | 2 | ПК-41 |
| Раздел «Использование образовательных ресурсов и технологий в проведении практических занятий и учебно-производственных работ» | 8 | 2 | 2 | ПК-41 |
| Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся в процессе профессионального обучения» | 8 | 2 | 2 | ПК-41 |
| Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по профессиональному обучению» | 8 | 2 | 2 | ПК-41 |
| Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности в области профессионального обучения» | 8 | 2 | 2 | ПК-41 |
Раздел «Психолого-педагогические аспекты организации практических занятий и учебно-производственных работ»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает психолого-педагогические основы организации практических занятий и учебно-производственных работ, включая принципы обучения, закономерности развития личности, особенности мотивации и познавательной деятельности обучающихся разных возрастов, методы оценки результатов обучения. Знает нормативно-правовые основы организации практических занятий и учебно-производственных работ. Знает специфику организации практического обучения в своей профессиональной области. Знает методы обеспечения безопасности на практических занятиях и учебно-производственных работах.
Умения: Владеет навыками применения психолого-педагогических методов и приемов в организации практических занятий и учебно-производственных работ. Владеет навыками коммуникации и взаимодействия с обучающимися разных возрастов и уровней подготовки. Владеет навыками организации и проведения различных форм практического обучения, включая лабораторные работы, мастер-классы, деловые игры, производственную практику. Владеет навыками оценки эффективности применяемых методов обучения. Владеет навыками создания безопасной образовательной среды на практических занятиях и учебно-производственных работах.
Навыки: Умеет анализировать учебный материал и разрабатывать планы практических занятий и учебно-производственных работ с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся. Умеет создавать мотивирующую образовательную среду, способствующую развитию познавательной активности и самостоятельности обучающихся. Умеет применять различные методы и формы организации практического обучения, включая индивидуальную, групповую и проектную работу. Умеет осуществлять контроль и оценку результатов обучения на практических занятиях и учебно-производственных работах. Умеет предотвращать и разрешать конфликтные ситуации в процессе обучения.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в психолого-педагогические аспекты обучения
Тема № 2: Психологические особенности обучающихся разных возрастов
Тема № 3: Педагогические принципы организации практических занятий
Тема № 4: Методы обучения на практических занятиях
Тема № 5: Формы организации практических занятий
Тема № 6: Мотивация обучающихся на практических занятиях
Тема № 7: Оценка результатов обучения на практических занятиях
Тема № 8: Роль преподавателя в организации практических занятий
Тема № 9: Планирование практических занятий
Тема № 10: Оснащение и материально-техническая база практических занятий
Тема № 11: Техника безопасности на практических занятиях
Тема № 12: Индивидуальный подход в организации практических занятий
Тема № 13: Работа с одаренными детьми на практических занятиях
Тема № 14: Работа со слабоуспевающими обучающимися на практических занятиях
Тема № 15: Инклюзивное образование на практических занятиях
Тема № 16: Проектная деятельность на практических занятиях
Тема № 17: Игровые технологии на практических занятиях
Тема № 18: Информационно-коммуникационные технологии на практических занятиях
Тема № 19: Психологические особенности учебно-производственной деятельности
Тема № 20: Организация учебно-производственных работ
Тема № 21: Виды учебно-производственных работ
Тема № 22: Планирование учебно-производственных работ
Тема № 23: Руководство учебно-производственными работами
Тема № 24: Контроль и оценка результатов учебно-производственных работ
Тема № 25: Мотивация обучающихся к учебно-производственной деятельности
Тема № 26: Формирование профессиональных компетенций в процессе учебно-производственных работ
Тема № 27: Сотрудничество с предприятиями при организации учебно-производственных работ
Тема № 28: Техника безопасности при проведении учебно-производственных работ
Тема № 29: Охрана труда при проведении учебно-производственных работ
Тема № 30: Профориентационная работа в рамках учебно-производственной деятельности
Тема № 31: Развитие soft skills в процессе учебно-производственной деятельности
Тема № 32: Индивидуализация обучения в рамках учебно-производственных работ
Тема № 33: Рефлексия и самоанализ в учебно-производственной деятельности
Тема № 34: Современные тенденции в организации практических занятий и учебно-производственных работ
Тема № 35: Анализ эффективности практических занятий и учебно-производственных работ
Тема № 36: Перспективы развития практических занятий и учебно-производственных работ
Раздел «Планирование и организация практических занятий и учебно-производственных работ с учётом ФГОС и требований работодателей»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Основные принципы планирования и организации практических занятий и учебно-производственных работ в соответствии с ФГОС и спецификой профессиональной деятельности. Нормативно-правовую базу, регламентирующую проведение практик и учебно-производственных работ (трудовое законодательство, правила охраны труда, санитарные нормы и правила). Методы оценки эффективности практических занятий и учебно-производственных работ. Требования работодателей к компетенциям выпускников, формируемым в ходе практической подготовки. Современные образовательные технологии, применяемые при организации практик и учебно-производственных работ (проектное обучение, кейс-метод, симуляции).
Умения: Планирования и организации рабочего времени при проведении практических занятий и учебно-производственных работ. Применения современных образовательных технологий в процессе практической подготовки. Контроля за соблюдением правил техники безопасности и охраны труда во время проведения практических занятий и учебно-производственных работ. Документирования результатов практической подготовки обучающихся. Коммуникации с работодателями и обучающимися по вопросам организации и проведения практик.
Навыки: Разрабатывать планы проведения практических занятий и учебно-производственных работ с учетом требований ФГОС и запросов работодателей. Подбирать и адаптировать методические материалы для проведения практических занятий и учебно-производственных работ. Организовывать и проводить инструктажи по технике безопасности и охране труда. Оценивать результаты практической подготовки обучающихся с использованием различных методов. Взаимодействовать с работодателями по вопросам организации и проведения практик и учебно-производственных работ.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовая база организации практических занятий и учебно-производственных работ
Тема № 2: Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и их влияние на организацию практики
Тема № 3: Требования работодателей к выпускникам и их учет при планировании практики
Тема № 4: Виды практик: учебная, производственная, преддипломная
Тема № 5: Цели и задачи различных видов практик
Тема № 6: Разработка программы практики
Тема № 7: Структура программы практики
Тема № 8: Содержание программы практики
Тема № 9: Планирование учебных занятий в рамках практики
Тема № 10: Методы проведения практических занятий
Тема № 11: Организация и проведение производственной практики
Тема № 12: Выбор баз практики и взаимодействие с работодателями
Тема № 13: Документооборот при организации практики
Тема № 14: Руководство практикой со стороны образовательной организации
Тема № 15: Роль руководителя практики от организации
Тема № 16: Отчетность по практике
Тема № 17: Оценка результатов практики
Тема № 18: Критерии оценки результатов практики
Тема № 19: Формы отчетности по практике: дневник, отчет, презентация
Тема № 20: Защита отчета по практике
Тема № 21: Современные образовательные технологии на практике
Тема № 22: Использование информационных технологий в организации и проведении практики
Тема № 23: Организация практики для студентов с ограниченными возможностями здоровья
Тема № 24: Обеспечение безопасности при проведении практики
Тема № 25: Охрана труда при проведении практики
Тема № 26: Практика как средство формирования профессиональных компетенций
Тема № 27: Связь практики с теоретическим обучением
Тема № 28: Мониторинг и контроль качества проведения практики
Тема № 29: Анализ эффективности проведения практики
Тема № 30: Корректировка программы практики по результатам анализа
Тема № 31: Инновационные подходы к организации практики
Тема № 32: Проектная деятельность в рамках практики
Тема № 33: Организация практики в условиях дистанционного обучения
Тема № 34: Особенности организации практики в разных образовательных организациях
Тема № 35: Развитие системы практической подготовки обучающихся
Тема № 36: Перспективы развития практической подготовки с учетом требований рынка труда
Тема № 37: Международный опыт организации практик
Тема № 38: Самостоятельная работа студентов во время практики
Тема № 39: Формирование soft skills в процессе практики
Тема № 40: Карьера и трудоустройство после прохождения практики
Раздел «Современные подходы и методики проведения практических занятий и учебно-производственных работ»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает принципы организации инклюзивной образовательной среды при проведении практических занятий и учебно-производственных работ. Знает методы адаптации заданий и материалов для обучающихся с особыми потребностями. Знает особенности организации практик для обучающихся разных уровней подготовки.
Умения: Владеет навыками разработки интерактивных заданий и упражнений для практических занятий. Владеет навыками организации и проведения практических занятий с использованием различных методов обучения, включая работу в малых группах, деловые игры, анализ кейсов. Владеет навыками использования цифровых инструментов и платформ для организации и проведения онлайн и офлайн занятий. Владеет навыками мониторинга и оценки эффективности проведенных практических занятий и учебно-производственных работ.
Навыки: Умеет создавать адаптированные программы практических занятий и учебно-производственных работ для обучающихся с особыми потребностями. Умеет дифференцировать задания для обучающихся с разным уровнем подготовки. Умеет организовывать эффективное взаимодействие обучающихся в разнородных группах.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в практико-ориентированное обучение
Тема № 2: Цели и задачи практических занятий и учебно-производственных работ
Тема № 3: Виды практических занятий и их особенности
Тема № 4: Методика проведения лабораторных работ
Тема № 5: Методика проведения практических работ
Тема № 6: Методика проведения семинарских занятий
Тема № 7: Организация и проведение учебно-производственной практики
Тема № 8: Разработка учебно-методической документации для практических занятий
Тема № 9: Оценка эффективности практических занятий
Тема № 10: Современные образовательные технологии на практических занятиях
Тема № 11: Проектное обучение на практике
Тема № 12: Кейс-метод в практических занятиях
Тема № 13: Деловые игры как метод обучения
Тема № 14: Использование информационных технологий в практических занятиях
Тема № 15: Работа с электронными образовательными ресурсами
Тема № 16: Виртуальные лаборатории и симуляторы
Тема № 17: Дистанционное проведение практических занятий
Тема № 18: Организация самостоятельной работы студентов на практике
Тема № 19: Развитие профессиональных компетенций через практику
Тема № 20: Формирование soft skills на практических занятиях
Тема № 21: Мотивация студентов к практической деятельности
Тема № 22: Работа в команде на практических занятиях
Тема № 23: Индивидуальный подход к студентам на практике
Тема № 24: Интерактивные методы обучения на практических занятиях
Тема № 25: Проблемное обучение на практике
Тема № 26: Исследовательская деятельность студентов на практических занятиях
Тема № 27: Организация и проведение мастер-классов
Тема № 28: Работа с современным оборудованием и инструментами
Тема № 29: Требования безопасности при проведении практических занятий
Тема № 30: Охрана труда и техника безопасности на учебно-производственных работах
Тема № 31: Оценка рисков на практических занятиях
Тема № 32: Экологическая безопасность на практических занятиях
Тема № 33: Организация производственной практики на предприятиях
Тема № 34: Взаимодействие с работодателями при организации практики
Тема № 35: Анализ и обобщение результатов практических занятий
Тема № 36: Современные тренды в организации практического обучения
Тема № 37: Перспективы развития практико-ориентированного обучения
Тема № 38: Инновационные подходы к организации практики
Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся в процессе профессионального обучения»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные понятия, связанные с ключевыми навыками и компетенциями (soft skills и hard skills), их классификацию и значение для профессионального развития и успеха в карьере, включая навыки коммуникации, работы в команде, решения проблем, тайм-менеджмента, критического мышления, креативности, адаптации к изменениям, самопрезентации и обучаемости. Понимает принципы формирования и развития этих навыков. Знает основные методы самооценки и развития ключевых навыков и компетенций.
Умения: Владеет навыками эффективной коммуникации, включая устную и письменную речь, активное слушание и невербальную коммуникацию. Владеет навыками работы в команде, включая сотрудничество, разрешение конфликтов и достижение общей цели. Владеет навыками решения проблем, включая идентификацию проблемы, поиск и анализ информации, выбор и реализацию решений. Владеет навыками тайм-менеджмента, включая планирование, приоритизацию и эффективное использование времени. Владеет навыками самопрезентации, включая составление резюме, подготовку к собеседованию и эффективное представление своих достижений.
Навыки: Умеет анализировать свои сильные и слабые стороны в отношении ключевых навыков и компетенций. Умеет ставить цели по развитию ключевых навыков и компетенций и составлять план их достижения. Умеет применять полученные знания на практике для развития выбранных ключевых навыков и компетенций. Умеет выбирать эффективные методы и инструменты для развития конкретных навыков. Умеет оценивать свой прогресс в развитии ключевых навыков и компетенций. Умеет презентовать свои навыки и достижения.
Содержание раздела
Тема № 1: Цели и задачи развития ключевых навыков и компетенций
Тема № 2: Компетентностный подход в профессиональном образовании
Тема № 3: Классификация ключевых навыков и компетенций
Тема № 4: Навыки коммуникации и взаимодействия
Тема № 5: Устная и письменная коммуникация
Тема № 6: Невербальная коммуникация
Тема № 7: Работа в команде
Тема № 8: Управление конфликтами
Тема № 9: Навыки критического мышления
Тема № 10: Анализ и интерпретация информации
Тема № 11: Решение проблем и принятие решений
Тема № 12: Развитие креативности и инновационного мышления
Тема № 13: Навыки самоорганизации и управления временем
Тема № 14: Планирование и организация работы
Тема № 15: Постановка целей и приоритетов
Тема № 16: Управление стрессом и эмоциональным интеллектом
Тема № 17: Цифровые навыки и компетенции
Тема № 18: Работа с информацией и данными
Тема № 19: Использование цифровых инструментов и технологий
Тема № 20: Кибербезопасность и цифровая этика
Тема № 21: Навыки обучения и саморазвития
Тема № 22: Методы и стратегии обучения
Тема № 23: Развитие метакогнитивных навыков
Тема № 24: Формирование образовательной траектории
Тема № 25: Навыки межкультурной коммуникации
Тема № 26: Понимание культурных различий
Тема № 27: Адаптация к различным культурным средам
Тема № 28: Навыки предпринимательства и лидерства
Тема № 29: Основы предпринимательской деятельности
Тема № 30: Развитие лидерских качеств
Тема № 31: Управление проектами
Тема № 32: Презентационные навыки
Тема № 33: Подготовка и проведение презентаций
Тема № 34: Визуализация информации
Тема № 35: Работа с аудиторией
Тема № 36: Навыки исследования и анализа данных
Тема № 37: Методы сбора и анализа данных
Тема № 38: Интерпретация результатов исследования
Тема № 39: Написание отчетов и статей
Тема № 40: Карьера и профессиональное развитие
Тема № 41: Поиск работы и составление резюме
Тема № 42: Прохождение собеседований
Тема № 43: Построение карьеры
Тема № 44: Навыки самопрезентации и брендинга
Тема № 45: Создание профессионального имиджа
Тема № 46: Развитие личного бренда
Тема № 47: Эффективное взаимодействие с работодателями
Раздел «Внедрение проектного метода и элементов дуального образования в профессиональное обучение»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает сущность, принципы, этапы и методы проектного обучения, а также особенности дуального образования и его интеграции в профессиональное обучение. Знает нормативно-правовую базу, регламентирующую применение проектного метода и дуального образования. Знает различные модели и формы организации проектной деятельности и дуального обучения. Знает критерии оценки результатов проектной деятельности и эффективности дуального образования. Знает особенности применения цифровых технологий в проектном обучении и дуальном образовании.
Умения: Владеет навыками планирования, организации и управления проектной деятельностью обучающихся. Владеет навыками разработки проектной документации (техническое задание, план проекта, отчет). Владеет навыками презентации и защиты проектов. Владеет навыками установления и поддержания партнерских отношений с работодателями для реализации дуального обучения. Владеет навыками применения цифровых инструментов и платформ для организации и поддержки проектной деятельности и дуального образования.
Навыки: Умеет разрабатывать и реализовывать проекты в профессиональной сфере с учетом специфики образовательного процесса. Умеет анализировать потребности рынка труда и образовательных программ для интеграции дуального образования. Умеет организовывать взаимодействие с работодателями для реализации дуального обучения. Умеет осуществлять мониторинг и оценку результатов проектной деятельности и эффективности дуального образования. Умеет адаптировать проектный метод и элементы дуального образования к различным образовательным программам и контингентам обучающихся.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в проектное обучение
Тема № 2: Основы дуального образования
Тема № 3: Синергия проектного метода и дуального образования
Тема № 4: Типы проектов в профессиональном обучении
Тема № 5: Этапы реализации проекта
Тема № 6: Разработка проектной документации
Тема № 7: Управление проектами в образовании
Тема № 8: Оценка результатов проектной деятельности
Тема № 9: Роль преподавателя в проектном обучении
Тема № 10: Роль студента в проектном обучении
Тема № 11: Формирование проектных команд
Тема № 12: Разрешение конфликтов в проектной команде
Тема № 13: Презентация и защита проектов
Тема № 14: Инструменты для проектного обучения
Тема № 15: Цифровые технологии в проектном обучении
Тема № 16: Примеры успешных проектов в профессиональном образовании
Тема № 17: Нормативно-правовая база проектного обучения
Тема № 18: Дуальное образование: история и современность
Тема № 19: Модели дуального образования
Тема № 20: Преимущества и недостатки дуального образования
Тема № 21: Организация дуального обучения в образовательной организации
Тема № 22: Взаимодействие с работодателями в рамках дуального образования
Тема № 23: Разработка образовательных программ дуального обучения
Тема № 24: Практика на предприятиях: организация и контроль
Тема № 25: Оценка результатов обучения в дуальной системе
Тема № 26: Мониторинг эффективности дуального образования
Тема № 27: Финансирование дуального образования
Тема № 28: Международный опыт дуального образования
Тема № 29: Интеграция проектного метода в дуальное образование
Тема № 30: Разработка проектов на предприятиях
Тема № 31: Руководство проектами студентов на предприятиях
Тема № 32: Оценка проектов, выполненных в рамках дуального обучения
Тема № 33: Примеры успешных проектов в дуальном образовании
Тема № 34: Проблемы и перспективы развития дуального образования
Тема № 35: Проблемы и перспективы развития проектного обучения
Тема № 36: Создание инновационной образовательной среды
Тема № 37: Развитие soft skills через проектную деятельность
Тема № 38: Формирование профессиональных компетенций через дуальное образование
Тема № 39: Карьера и трудоустройство выпускников дуального образования
Раздел «Использование образовательных ресурсов и технологий в проведении практических занятий и учебно-производственных работ»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает виды и классификацию образовательных ресурсов и технологий, применяемых в проведении практических занятий и учебно-производственных работ (цифровые образовательные ресурсы, симуляторы, виртуальные лаборатории, тренажеры, AR/VR технологии, специализированное ПО, интерактивные доски, системы дистанционного обучения и т.д.), а также нормативно-правовые основы их использования в образовательном процессе.
Умения: Владеет навыками использования различных образовательных ресурсов и технологий в процессе проведения практических занятий и учебно-производственных работ, обеспечивая интерактивность, наглядность и эффективность учебного процесса.
Навыки: Умеет разрабатывать и реализовывать сценарии практических занятий и учебно-производственных работ с использованием выбранных образовательных ресурсов и технологий, интегрируя их в образовательный процесс для достижения поставленных целей обучения.
Содержание раздела
Тема № 1: Понятие образовательных ресурсов и технологий
Тема № 2: Классификация образовательных ресурсов
Тема № 3: Цифровые образовательные ресурсы
Тема № 4: Интерактивные образовательные ресурсы
Тема № 5: Использование мультимедийных презентаций
Тема № 6: Работа с интерактивными досками
Тема № 7: Применение виртуальных лабораторий
Тема № 8: Образовательные платформы и LMS
Тема № 9: Создание и использование электронных учебников
Тема № 10: Организация дистанционного обучения
Тема № 11: Использование видеоконференций в образовании
Тема № 12: Веб-квесты и кейс-стади
Тема № 13: Игровые технологии в образовании
Тема № 14: Проектная деятельность на практических занятиях
Тема № 15: Исследовательская деятельность на практических занятиях
Тема № 16: Методы организации групповой работы
Тема № 17: Разработка сценариев практических занятий
Тема № 18: Оценка эффективности практических занятий
Тема № 19: Технологии проведения учебно-производственных работ
Тема № 20: Организация рабочего места на учебно-производственных работах
Тема № 21: Техника безопасности при проведении учебно-производственных работ
Тема № 22: Инструменты и оборудование для учебно-производственных работ
Тема № 23: Практическое применение полученных знаний на производстве
Тема № 24: Разработка инструкций для учебно-производственных работ
Тема № 25: Контроль качества выполнения учебно-производственных работ
Тема № 26: Документирование учебно-производственных работ
Тема № 27: Анализ результатов учебно-производственных работ
Тема № 28: Интеграция образовательных ресурсов в учебно-производственные работы
Тема № 29: Применение цифровых технологий на производстве
Тема № 30: Автоматизация учебно-производственных процессов
Тема № 31: Использование симуляторов и тренажеров
Тема № 32: Виртуальная и дополненная реальность в профессиональном образовании
Тема № 33: Разработка и использование электронных портфолио
Тема № 34: Презентация результатов учебно-производственных работ
Тема № 35: Самостоятельная работа студентов при проведении практических занятий
Тема № 36: Формирование профессиональных компетенций через практическую деятельность
Тема № 37: Современные тренды в использовании образовательных ресурсов и технологий
Тема № 38: Перспективы развития образовательных технологий в профессиональном образовании
Тема № 39: Правовые аспекты использования образовательных ресурсов
Тема № 40: Авторское право и лицензирование образовательных материалов
Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся в процессе профессионального обучения»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает нормативно-правовую базу, регламентирующую оценку и мониторинг учебных достижений учащихся в системе профессионального образования (федеральные государственные образовательные стандарты, локальные акты образовательной организации). Знает основные принципы, методы, формы и инструменты оценки и мониторинга учебных достижений учащихся (включая критерии оценки, рейтинговую систему, портфолио, наблюдение, тестирование, проектные работы и др.). Знает особенности оценки и мониторинга учебных достижений учащихся с особыми образовательными потребностями. Знает этические аспекты оценки и мониторинга учебных достижений. Знает современные тенденции развития систем оценки в профессиональном образовании.
Умения: Владеет навыками разработки фондов оценочных средств для различных форм контроля (текущего, промежуточного, итогового). Владеет навыками проведения различных видов оценки (устной, письменной, практической, проектной). Владеет навыками использования информационно-коммуникационных технологий в оценке и мониторинге учебных достижений. Владеет навыками анализа и интерпретации результатов оценки и мониторинга с использованием статистических методов. Владеет навыками оформления результатов оценки и мониторинга в соответствии с требованиями образовательной организации.
Навыки: Умеет анализировать образовательные программы и выделять объекты оценки и мониторинга. Умеет разрабатывать критерии и показатели оценки учебных достижений учащихся в соответствии с целями и задачами образовательной программы. Умеет выбирать и применять адекватные методы и инструменты оценки учебных достижений учащихся в зависимости от специфики профессиональной подготовки. Умеет интерпретировать результаты оценки и мониторинга и формулировать обоснованные выводы. Умеет использовать результаты оценки и мониторинга для корректировки образовательного процесса и индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Содержание раздела
Тема № 1: Цели, задачи и принципы оценки учебных достижений
Тема № 2: Нормативно-правовая база оценки образовательных результатов
Тема № 3: Виды и формы контроля знаний, умений и навыков
Тема № 4: Критерии и показатели оценки учебных достижений
Тема № 5: Разработка фондов оценочных средств (ФОС)
Тема № 6: Технологии составления заданий различного уровня сложности
Тема № 7: Использование таксономии Блума при разработке заданий
Тема № 8: Оценивание практических навыков и компетенций
Тема № 9: Портфолио как инструмент оценки достижений учащихся
Тема № 10: Проектная деятельность и ее оценка
Тема № 11: Оценка результатов самостоятельной работы учащихся
Тема № 12: Организация и проведение текущего контроля
Тема № 13: Промежуточная аттестация учащихся
Тема № 14: Итоговая аттестация и квалификационные экзамены
Тема № 15: Оценка личностных результатов обучения
Тема № 16: Мониторинг учебных достижений учащихся
Тема № 17: Методы мониторинга образовательного процесса
Тема № 18: Анализ результатов мониторинга и корректировка учебного процесса
Тема № 19: Диагностика уровня обученности учащихся
Тема № 20: Использование информационных технологий в оценке и мониторинге
Тема № 21: Электронные журналы и дневники
Тема № 22: Автоматизированные системы тестирования
Тема № 23: Формирование рейтинга учащихся
Тема № 24: Объективность и валидность оценочных процедур
Тема № 25: Предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций, связанных с оценкой
Тема № 26: Этические аспекты оценки учебных достижений
Тема № 27: Работа с родителями по вопросам оценки и мониторинга
Тема № 28: Индивидуальный подход к оценке учащихся с особыми образовательными потребностями
Тема № 29: Оценка эффективности образовательных программ
Тема № 30: Самооценка учащимися своих достижений
Тема № 31: Взаимооценка учебных достижений учащихся
Тема № 32: Развитие навыков самоконтроля и самооценки у учащихся
Тема № 33: Критическое мышление и оценка информации
Тема № 34: Оценка качества преподавания
Тема № 35: Современные тенденции в оценке и мониторинге образовательных результатов
Тема № 36: Международные системы оценки качества образования
Тема № 37: Использование результатов оценки для повышения качества образования
Тема № 38: Документирование результатов оценки и мониторинга
Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по профессиональному обучению»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания принципов андрагогики, особенностей обучения взрослых, методов мотивации обучающихся, технологий blended learning и e-learning.
Умения: Навыки работы с платформами дистанционного обучения (LMS), создания и проведения вебинаров, использования инструментов для организации групповой работы онлайн, анализа данных об активности и успеваемости обучающихся.
Навыки: Умения адаптировать программы обучения под специфику целевой аудитории, создавать интерактивные учебные материалы, организовывать и проводить онлайн-обучение, анализировать эффективность обучения и вносить корректировки в программу.
Содержание раздела
Тема № 1: Анализ потребностей в профессиональном обучении
Тема № 2: Цели и задачи обучения
Тема № 3: Принципы обучения взрослых
Тема № 4: Методы обучения взрослых
Тема № 5: Разработка учебных программ
Тема № 6: Структура учебной программы
Тема № 7: Формулирование целей обучения
Тема № 8: Выбор методов обучения
Тема № 9: Разработка учебных материалов
Тема № 10: Создание презентаций
Тема № 11: Разработка практических заданий
Тема № 12: Оценка эффективности обучения
Тема № 13: Формы оценки знаний
Тема № 14: Тестирование
Тема № 15: Проектная работа
Тема № 16: Портфолио
Тема № 17: Использование информационных технологий в обучении
Тема № 18: Обучение с использованием LMS
Тема № 19: Вебинары и онлайн-курсы
Тема № 20: Работа с разными стилями обучения
Тема № 21: Визуалы, аудиалы, кинестетики
Тема № 22: Индивидуальный подход в обучении
Тема № 23: Организация учебного процесса
Тема № 24: Планирование занятий
Тема № 25: Создание комфортной образовательной среды
Тема № 26: Управление групповой динамикой
Тема № 27: Работа с конфликтными ситуациями
Тема № 28: Тайм-менеджмент в обучении
Тема № 29: Авторское право и лицензирование
Тема № 30: Продвижение образовательных программ
Тема № 31: Маркетинг в образовании
Тема № 32: Целевая аудитория
Тема № 33: Каналы коммуникации
Тема № 34: Организация обратной связи
Тема № 35: Анализ результатов обучения
Тема № 36: Корректировка учебной программы
Тема № 37: Совершенствование навыков преподавания
Тема № 38: Рефлексия педагогической деятельности
Тема № 39: Профессиональное развитие преподавателя
Тема № 40: Современные тренды в образовании
Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности в области профессионального обучения»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Теоретических основ анализа и оценки эффективности педагогической деятельности в профессиональном обучении, включая различные подходы, модели и критерии. Нормативно-правовой базы, регламентирующей педагогическую деятельность в системе профессионального образования. Современных методов, технологий и инструментов анализа и оценки эффективности педагогической деятельности (включая методы статистической обработки данных, качественного анализа, экспертной оценки). Основных показателей эффективности педагогической деятельности в профессиональном обучении (результаты обучения, удовлетворенность обучающихся, профессиональный рост педагога). Принципов построения системы оценки качества образования в профессиональной образовательной организации.
Умения: Владения методиками сбора данных об эффективности педагогической деятельности (наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование). Обработки и анализа полученных данных с использованием специализированного программного обеспечения и статистических методов. Представления результатов анализа и оценки в виде отчетов, презентаций и других форматов. Разработки рекомендаций по совершенствованию педагогической деятельности на основе результатов анализа. Самостоятельного применения инструментов анализа и оценки собственной педагогической деятельности для целей саморазвития и повышения профессиональной компетентности.
Навыки: Анализировать образовательные программы и учебные планы на соответствие требованиям профессиональных стандартов и ФГОС. Диагностировать образовательные потребности обучающихся и разрабатывать индивидуальные образовательные траектории. Применять различные методы и инструменты для сбора и анализа данных об эффективности педагогической деятельности. Интерпретировать результаты анализа и оценки эффективности педагогической деятельности, формулировать выводы и рекомендации. Разрабатывать программы повышения квалификации и профессионального развития педагогов на основе результатов анализа и оценки.
Содержание раздела
Тема № 1: Цели и задачи анализа педагогической деятельности
Тема № 2: Критерии эффективности педагогической деятельности
Тема № 3: Методы анализа и оценки педагогической деятельности
Тема № 4: Самоанализ педагогической деятельности
Тема № 5: Внешняя экспертиза педагогической деятельности
Тема № 6: Портфолио педагога профессионального обучения
Тема № 7: Современные подходы к оценке эффективности обучения
Тема № 8: Компетентностный подход в профессиональном образовании
Тема № 9: Развитие профессиональных компетенций педагога
Тема № 10: Использование информационно-коммуникационных технологий в оценке педагогической деятельности
Тема № 11: Методика анализа учебных занятий
Тема № 12: Анализ и оценка методических разработок
Тема № 13: Анализ внеаудиторной работы
Тема № 14: Работа с обучающимися с особыми образовательными потребностями
Тема № 15: Индивидуализация обучения в профессиональном образовании
Тема № 16: Формирование образовательных результатов
Тема № 17: Мониторинг качества образования
Тема № 18: Оценка эффективности образовательных программ
Тема № 19: Психолого-педагогические основы профессионального обучения
Тема № 20: Методы и технологии обучения взрослых
Тема № 21: Организация самостоятельной работы обучающихся
Тема № 22: Проектная деятельность в профессиональном образовании
Тема № 23: Интерактивные методы обучения
Тема № 24: Развитие критического мышления у обучающихся
Тема № 25: Формирование профессиональной мотивации
Тема № 26: Профессиональная этика педагога
Тема № 27: Педагогическое общение
Тема № 28: Управление конфликтами в образовательном процессе
Тема № 29: Работа с родителями (законными представителями) обучающихся
Тема № 30: Организация и проведение педагогических исследований
Тема № 31: Статистические методы обработки данных в педагогике
Тема № 32: Применение результатов анализа для повышения качества образования
Тема № 33: Инновационные технологии в профессиональном образовании
Тема № 34: Тренды развития профессионального образования
Тема № 35: Система повышения квалификации педагогов
Тема № 36: Наставничество в профессиональном образовании
Тема № 37: Рефлексия педагогической деятельности
Тема № 38: Планирование профессионального развития
Тема № 39: Карьера педагога профессионального обучения
Тема № 40: Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования
Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.
Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.
Условия реализации рабочей программы модуля
Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля
Электронные учебные издания
Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503
Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Электронные методические издания
Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252
Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597
Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).
Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)
Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):
- Состав современных профессиональных баз данных
Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)
Открытые данные России (https://data.gov.ru/)
Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)
База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)
- Состав информационных справочных систем
База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)
Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)
Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)
Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)
Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)
Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)
Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)
- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти
Президент России (http://kremlin.ru/)
Правительство России (http://government.ru/)
Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)
Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)
Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)
- Иные информационные ресурсы - периодическими издания
TACC (https://tass.ru/)
РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)
Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)
RT (https://rt.com/)
- Информационные поисковые системы
Яндекс (https://ya.ru/)
MAIL.RU (https://www.mail.ru/)