Приложение 3

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"

"05" июня 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

ВМ.41 «Проведение практических занятий и учебно-производственных работ, связанных с профессиональным (производственным) обучением»

Дополнительная профессиональная программа

«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»

г. Москва

Территория Инновационного центра Сколково

Наименование модуля: Проведение практических занятий и учебно-производственных работ, связанных с профессиональным (производственным) обучением.

Тип модуля: вариативный модуль.

Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Проведение практических занятий и учебно-производственных работ, связанных с профессиональным (производственным) обучением».

Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.

Структура и содержание модуля

Элемент Всего, ак.ч. Лекций, ак.ч. Практических занятий, ак.ч. Результаты обучения (коды)
Раздел «Психолого-педагогические аспекты организации практических занятий и учебно-производственных работ» 8 2 2 ПК-41
Раздел «Планирование и организация практических занятий и учебно-производственных работ с учётом ФГОС и требований работодателей» 8 2 2 ПК-41
Раздел «Современные подходы и методики проведения практических занятий и учебно-производственных работ» 8 2 2 ПК-41
Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся в процессе профессионального обучения» 8 2 2 ПК-41
Раздел «Внедрение проектного метода и элементов дуального образования в профессиональное обучение» 8 2 2 ПК-41
Раздел «Использование образовательных ресурсов и технологий в проведении практических занятий и учебно-производственных работ» 8 2 2 ПК-41
Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся в процессе профессионального обучения» 8 2 2 ПК-41
Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по профессиональному обучению» 8 2 2 ПК-41
Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности в области профессионального обучения» 8 2 2 ПК-41

Раздел «Психолого-педагогические аспекты организации практических занятий и учебно-производственных работ»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает психолого-педагогические основы организации практических занятий и учебно-производственных работ, включая принципы обучения, закономерности развития личности, особенности мотивации и познавательной деятельности обучающихся разных возрастов, методы оценки результатов обучения. Знает нормативно-правовые основы организации практических занятий и учебно-производственных работ. Знает специфику организации практического обучения в своей профессиональной области. Знает методы обеспечения безопасности на практических занятиях и учебно-производственных работах.

Умения: Владеет навыками применения психолого-педагогических методов и приемов в организации практических занятий и учебно-производственных работ. Владеет навыками коммуникации и взаимодействия с обучающимися разных возрастов и уровней подготовки. Владеет навыками организации и проведения различных форм практического обучения, включая лабораторные работы, мастер-классы, деловые игры, производственную практику. Владеет навыками оценки эффективности применяемых методов обучения. Владеет навыками создания безопасной образовательной среды на практических занятиях и учебно-производственных работах.

Навыки: Умеет анализировать учебный материал и разрабатывать планы практических занятий и учебно-производственных работ с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся. Умеет создавать мотивирующую образовательную среду, способствующую развитию познавательной активности и самостоятельности обучающихся. Умеет применять различные методы и формы организации практического обучения, включая индивидуальную, групповую и проектную работу. Умеет осуществлять контроль и оценку результатов обучения на практических занятиях и учебно-производственных работах. Умеет предотвращать и разрешать конфликтные ситуации в процессе обучения.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в психолого-педагогические аспекты обучения

Тема № 2: Психологические особенности обучающихся разных возрастов

Тема № 3: Педагогические принципы организации практических занятий

Тема № 4: Методы обучения на практических занятиях

Тема № 5: Формы организации практических занятий

Тема № 6: Мотивация обучающихся на практических занятиях

Тема № 7: Оценка результатов обучения на практических занятиях

Тема № 8: Роль преподавателя в организации практических занятий

Тема № 9: Планирование практических занятий

Тема № 10: Оснащение и материально-техническая база практических занятий

Тема № 11: Техника безопасности на практических занятиях

Тема № 12: Индивидуальный подход в организации практических занятий

Тема № 13: Работа с одаренными детьми на практических занятиях

Тема № 14: Работа со слабоуспевающими обучающимися на практических занятиях

Тема № 15: Инклюзивное образование на практических занятиях

Тема № 16: Проектная деятельность на практических занятиях

Тема № 17: Игровые технологии на практических занятиях

Тема № 18: Информационно-коммуникационные технологии на практических занятиях

Тема № 19: Психологические особенности учебно-производственной деятельности

Тема № 20: Организация учебно-производственных работ

Тема № 21: Виды учебно-производственных работ

Тема № 22: Планирование учебно-производственных работ

Тема № 23: Руководство учебно-производственными работами

Тема № 24: Контроль и оценка результатов учебно-производственных работ

Тема № 25: Мотивация обучающихся к учебно-производственной деятельности

Тема № 26: Формирование профессиональных компетенций в процессе учебно-производственных работ

Тема № 27: Сотрудничество с предприятиями при организации учебно-производственных работ

Тема № 28: Техника безопасности при проведении учебно-производственных работ

Тема № 29: Охрана труда при проведении учебно-производственных работ

Тема № 30: Профориентационная работа в рамках учебно-производственной деятельности

Тема № 31: Развитие soft skills в процессе учебно-производственной деятельности

Тема № 32: Индивидуализация обучения в рамках учебно-производственных работ

Тема № 33: Рефлексия и самоанализ в учебно-производственной деятельности

Тема № 34: Современные тенденции в организации практических занятий и учебно-производственных работ

Тема № 35: Анализ эффективности практических занятий и учебно-производственных работ

Тема № 36: Перспективы развития практических занятий и учебно-производственных работ

Раздел «Планирование и организация практических занятий и учебно-производственных работ с учётом ФГОС и требований работодателей»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Основные принципы планирования и организации практических занятий и учебно-производственных работ в соответствии с ФГОС и спецификой профессиональной деятельности. Нормативно-правовую базу, регламентирующую проведение практик и учебно-производственных работ (трудовое законодательство, правила охраны труда, санитарные нормы и правила). Методы оценки эффективности практических занятий и учебно-производственных работ. Требования работодателей к компетенциям выпускников, формируемым в ходе практической подготовки. Современные образовательные технологии, применяемые при организации практик и учебно-производственных работ (проектное обучение, кейс-метод, симуляции).

Умения: Планирования и организации рабочего времени при проведении практических занятий и учебно-производственных работ. Применения современных образовательных технологий в процессе практической подготовки. Контроля за соблюдением правил техники безопасности и охраны труда во время проведения практических занятий и учебно-производственных работ. Документирования результатов практической подготовки обучающихся. Коммуникации с работодателями и обучающимися по вопросам организации и проведения практик.

Навыки: Разрабатывать планы проведения практических занятий и учебно-производственных работ с учетом требований ФГОС и запросов работодателей. Подбирать и адаптировать методические материалы для проведения практических занятий и учебно-производственных работ. Организовывать и проводить инструктажи по технике безопасности и охране труда. Оценивать результаты практической подготовки обучающихся с использованием различных методов. Взаимодействовать с работодателями по вопросам организации и проведения практик и учебно-производственных работ.

Содержание раздела

Тема № 1: Нормативно-правовая база организации практических занятий и учебно-производственных работ

Тема № 2: Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и их влияние на организацию практики

Тема № 3: Требования работодателей к выпускникам и их учет при планировании практики

Тема № 4: Виды практик: учебная, производственная, преддипломная

Тема № 5: Цели и задачи различных видов практик

Тема № 6: Разработка программы практики

Тема № 7: Структура программы практики

Тема № 8: Содержание программы практики

Тема № 9: Планирование учебных занятий в рамках практики

Тема № 10: Методы проведения практических занятий

Тема № 11: Организация и проведение производственной практики

Тема № 12: Выбор баз практики и взаимодействие с работодателями

Тема № 13: Документооборот при организации практики

Тема № 14: Руководство практикой со стороны образовательной организации

Тема № 15: Роль руководителя практики от организации

Тема № 16: Отчетность по практике

Тема № 17: Оценка результатов практики

Тема № 18: Критерии оценки результатов практики

Тема № 19: Формы отчетности по практике: дневник, отчет, презентация

Тема № 20: Защита отчета по практике

Тема № 21: Современные образовательные технологии на практике

Тема № 22: Использование информационных технологий в организации и проведении практики

Тема № 23: Организация практики для студентов с ограниченными возможностями здоровья

Тема № 24: Обеспечение безопасности при проведении практики

Тема № 25: Охрана труда при проведении практики

Тема № 26: Практика как средство формирования профессиональных компетенций

Тема № 27: Связь практики с теоретическим обучением

Тема № 28: Мониторинг и контроль качества проведения практики

Тема № 29: Анализ эффективности проведения практики

Тема № 30: Корректировка программы практики по результатам анализа

Тема № 31: Инновационные подходы к организации практики

Тема № 32: Проектная деятельность в рамках практики

Тема № 33: Организация практики в условиях дистанционного обучения

Тема № 34: Особенности организации практики в разных образовательных организациях

Тема № 35: Развитие системы практической подготовки обучающихся

Тема № 36: Перспективы развития практической подготовки с учетом требований рынка труда

Тема № 37: Международный опыт организации практик

Тема № 38: Самостоятельная работа студентов во время практики

Тема № 39: Формирование soft skills в процессе практики

Тема № 40: Карьера и трудоустройство после прохождения практики

Раздел «Современные подходы и методики проведения практических занятий и учебно-производственных работ»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает принципы организации инклюзивной образовательной среды при проведении практических занятий и учебно-производственных работ. Знает методы адаптации заданий и материалов для обучающихся с особыми потребностями. Знает особенности организации практик для обучающихся разных уровней подготовки.

Умения: Владеет навыками разработки интерактивных заданий и упражнений для практических занятий. Владеет навыками организации и проведения практических занятий с использованием различных методов обучения, включая работу в малых группах, деловые игры, анализ кейсов. Владеет навыками использования цифровых инструментов и платформ для организации и проведения онлайн и офлайн занятий. Владеет навыками мониторинга и оценки эффективности проведенных практических занятий и учебно-производственных работ.

Навыки: Умеет создавать адаптированные программы практических занятий и учебно-производственных работ для обучающихся с особыми потребностями. Умеет дифференцировать задания для обучающихся с разным уровнем подготовки. Умеет организовывать эффективное взаимодействие обучающихся в разнородных группах.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в практико-ориентированное обучение

Тема № 2: Цели и задачи практических занятий и учебно-производственных работ

Тема № 3: Виды практических занятий и их особенности

Тема № 4: Методика проведения лабораторных работ

Тема № 5: Методика проведения практических работ

Тема № 6: Методика проведения семинарских занятий

Тема № 7: Организация и проведение учебно-производственной практики

Тема № 8: Разработка учебно-методической документации для практических занятий

Тема № 9: Оценка эффективности практических занятий

Тема № 10: Современные образовательные технологии на практических занятиях

Тема № 11: Проектное обучение на практике

Тема № 12: Кейс-метод в практических занятиях

Тема № 13: Деловые игры как метод обучения

Тема № 14: Использование информационных технологий в практических занятиях

Тема № 15: Работа с электронными образовательными ресурсами

Тема № 16: Виртуальные лаборатории и симуляторы

Тема № 17: Дистанционное проведение практических занятий

Тема № 18: Организация самостоятельной работы студентов на практике

Тема № 19: Развитие профессиональных компетенций через практику

Тема № 20: Формирование soft skills на практических занятиях

Тема № 21: Мотивация студентов к практической деятельности

Тема № 22: Работа в команде на практических занятиях

Тема № 23: Индивидуальный подход к студентам на практике

Тема № 24: Интерактивные методы обучения на практических занятиях

Тема № 25: Проблемное обучение на практике

Тема № 26: Исследовательская деятельность студентов на практических занятиях

Тема № 27: Организация и проведение мастер-классов

Тема № 28: Работа с современным оборудованием и инструментами

Тема № 29: Требования безопасности при проведении практических занятий

Тема № 30: Охрана труда и техника безопасности на учебно-производственных работах

Тема № 31: Оценка рисков на практических занятиях

Тема № 32: Экологическая безопасность на практических занятиях

Тема № 33: Организация производственной практики на предприятиях

Тема № 34: Взаимодействие с работодателями при организации практики

Тема № 35: Анализ и обобщение результатов практических занятий

Тема № 36: Современные тренды в организации практического обучения

Тема № 37: Перспективы развития практико-ориентированного обучения

Тема № 38: Инновационные подходы к организации практики

Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся в процессе профессионального обучения»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основные понятия, связанные с ключевыми навыками и компетенциями (soft skills и hard skills), их классификацию и значение для профессионального развития и успеха в карьере, включая навыки коммуникации, работы в команде, решения проблем, тайм-менеджмента, критического мышления, креативности, адаптации к изменениям, самопрезентации и обучаемости. Понимает принципы формирования и развития этих навыков. Знает основные методы самооценки и развития ключевых навыков и компетенций.

Умения: Владеет навыками эффективной коммуникации, включая устную и письменную речь, активное слушание и невербальную коммуникацию. Владеет навыками работы в команде, включая сотрудничество, разрешение конфликтов и достижение общей цели. Владеет навыками решения проблем, включая идентификацию проблемы, поиск и анализ информации, выбор и реализацию решений. Владеет навыками тайм-менеджмента, включая планирование, приоритизацию и эффективное использование времени. Владеет навыками самопрезентации, включая составление резюме, подготовку к собеседованию и эффективное представление своих достижений.

Навыки: Умеет анализировать свои сильные и слабые стороны в отношении ключевых навыков и компетенций. Умеет ставить цели по развитию ключевых навыков и компетенций и составлять план их достижения. Умеет применять полученные знания на практике для развития выбранных ключевых навыков и компетенций. Умеет выбирать эффективные методы и инструменты для развития конкретных навыков. Умеет оценивать свой прогресс в развитии ключевых навыков и компетенций. Умеет презентовать свои навыки и достижения.

Содержание раздела

Тема № 1: Цели и задачи развития ключевых навыков и компетенций

Тема № 2: Компетентностный подход в профессиональном образовании

Тема № 3: Классификация ключевых навыков и компетенций

Тема № 4: Навыки коммуникации и взаимодействия

Тема № 5: Устная и письменная коммуникация

Тема № 6: Невербальная коммуникация

Тема № 7: Работа в команде

Тема № 8: Управление конфликтами

Тема № 9: Навыки критического мышления

Тема № 10: Анализ и интерпретация информации

Тема № 11: Решение проблем и принятие решений

Тема № 12: Развитие креативности и инновационного мышления

Тема № 13: Навыки самоорганизации и управления временем

Тема № 14: Планирование и организация работы

Тема № 15: Постановка целей и приоритетов

Тема № 16: Управление стрессом и эмоциональным интеллектом

Тема № 17: Цифровые навыки и компетенции

Тема № 18: Работа с информацией и данными

Тема № 19: Использование цифровых инструментов и технологий

Тема № 20: Кибербезопасность и цифровая этика

Тема № 21: Навыки обучения и саморазвития

Тема № 22: Методы и стратегии обучения

Тема № 23: Развитие метакогнитивных навыков

Тема № 24: Формирование образовательной траектории

Тема № 25: Навыки межкультурной коммуникации

Тема № 26: Понимание культурных различий

Тема № 27: Адаптация к различным культурным средам

Тема № 28: Навыки предпринимательства и лидерства

Тема № 29: Основы предпринимательской деятельности

Тема № 30: Развитие лидерских качеств

Тема № 31: Управление проектами

Тема № 32: Презентационные навыки

Тема № 33: Подготовка и проведение презентаций

Тема № 34: Визуализация информации

Тема № 35: Работа с аудиторией

Тема № 36: Навыки исследования и анализа данных

Тема № 37: Методы сбора и анализа данных

Тема № 38: Интерпретация результатов исследования

Тема № 39: Написание отчетов и статей

Тема № 40: Карьера и профессиональное развитие

Тема № 41: Поиск работы и составление резюме

Тема № 42: Прохождение собеседований

Тема № 43: Построение карьеры

Тема № 44: Навыки самопрезентации и брендинга

Тема № 45: Создание профессионального имиджа

Тема № 46: Развитие личного бренда

Тема № 47: Эффективное взаимодействие с работодателями

Раздел «Внедрение проектного метода и элементов дуального образования в профессиональное обучение»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает сущность, принципы, этапы и методы проектного обучения, а также особенности дуального образования и его интеграции в профессиональное обучение. Знает нормативно-правовую базу, регламентирующую применение проектного метода и дуального образования. Знает различные модели и формы организации проектной деятельности и дуального обучения. Знает критерии оценки результатов проектной деятельности и эффективности дуального образования. Знает особенности применения цифровых технологий в проектном обучении и дуальном образовании.

Умения: Владеет навыками планирования, организации и управления проектной деятельностью обучающихся. Владеет навыками разработки проектной документации (техническое задание, план проекта, отчет). Владеет навыками презентации и защиты проектов. Владеет навыками установления и поддержания партнерских отношений с работодателями для реализации дуального обучения. Владеет навыками применения цифровых инструментов и платформ для организации и поддержки проектной деятельности и дуального образования.

Навыки: Умеет разрабатывать и реализовывать проекты в профессиональной сфере с учетом специфики образовательного процесса. Умеет анализировать потребности рынка труда и образовательных программ для интеграции дуального образования. Умеет организовывать взаимодействие с работодателями для реализации дуального обучения. Умеет осуществлять мониторинг и оценку результатов проектной деятельности и эффективности дуального образования. Умеет адаптировать проектный метод и элементы дуального образования к различным образовательным программам и контингентам обучающихся.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в проектное обучение

Тема № 2: Основы дуального образования

Тема № 3: Синергия проектного метода и дуального образования

Тема № 4: Типы проектов в профессиональном обучении

Тема № 5: Этапы реализации проекта

Тема № 6: Разработка проектной документации

Тема № 7: Управление проектами в образовании

Тема № 8: Оценка результатов проектной деятельности

Тема № 9: Роль преподавателя в проектном обучении

Тема № 10: Роль студента в проектном обучении

Тема № 11: Формирование проектных команд

Тема № 12: Разрешение конфликтов в проектной команде

Тема № 13: Презентация и защита проектов

Тема № 14: Инструменты для проектного обучения

Тема № 15: Цифровые технологии в проектном обучении

Тема № 16: Примеры успешных проектов в профессиональном образовании

Тема № 17: Нормативно-правовая база проектного обучения

Тема № 18: Дуальное образование: история и современность

Тема № 19: Модели дуального образования

Тема № 20: Преимущества и недостатки дуального образования

Тема № 21: Организация дуального обучения в образовательной организации

Тема № 22: Взаимодействие с работодателями в рамках дуального образования

Тема № 23: Разработка образовательных программ дуального обучения

Тема № 24: Практика на предприятиях: организация и контроль

Тема № 25: Оценка результатов обучения в дуальной системе

Тема № 26: Мониторинг эффективности дуального образования

Тема № 27: Финансирование дуального образования

Тема № 28: Международный опыт дуального образования

Тема № 29: Интеграция проектного метода в дуальное образование

Тема № 30: Разработка проектов на предприятиях

Тема № 31: Руководство проектами студентов на предприятиях

Тема № 32: Оценка проектов, выполненных в рамках дуального обучения

Тема № 33: Примеры успешных проектов в дуальном образовании

Тема № 34: Проблемы и перспективы развития дуального образования

Тема № 35: Проблемы и перспективы развития проектного обучения

Тема № 36: Создание инновационной образовательной среды

Тема № 37: Развитие soft skills через проектную деятельность

Тема № 38: Формирование профессиональных компетенций через дуальное образование

Тема № 39: Карьера и трудоустройство выпускников дуального образования

Раздел «Использование образовательных ресурсов и технологий в проведении практических занятий и учебно-производственных работ»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает виды и классификацию образовательных ресурсов и технологий, применяемых в проведении практических занятий и учебно-производственных работ (цифровые образовательные ресурсы, симуляторы, виртуальные лаборатории, тренажеры, AR/VR технологии, специализированное ПО, интерактивные доски, системы дистанционного обучения и т.д.), а также нормативно-правовые основы их использования в образовательном процессе.

Умения: Владеет навыками использования различных образовательных ресурсов и технологий в процессе проведения практических занятий и учебно-производственных работ, обеспечивая интерактивность, наглядность и эффективность учебного процесса.

Навыки: Умеет разрабатывать и реализовывать сценарии практических занятий и учебно-производственных работ с использованием выбранных образовательных ресурсов и технологий, интегрируя их в образовательный процесс для достижения поставленных целей обучения.

Содержание раздела

Тема № 1: Понятие образовательных ресурсов и технологий

Тема № 2: Классификация образовательных ресурсов

Тема № 3: Цифровые образовательные ресурсы

Тема № 4: Интерактивные образовательные ресурсы

Тема № 5: Использование мультимедийных презентаций

Тема № 6: Работа с интерактивными досками

Тема № 7: Применение виртуальных лабораторий

Тема № 8: Образовательные платформы и LMS

Тема № 9: Создание и использование электронных учебников

Тема № 10: Организация дистанционного обучения

Тема № 11: Использование видеоконференций в образовании

Тема № 12: Веб-квесты и кейс-стади

Тема № 13: Игровые технологии в образовании

Тема № 14: Проектная деятельность на практических занятиях

Тема № 15: Исследовательская деятельность на практических занятиях

Тема № 16: Методы организации групповой работы

Тема № 17: Разработка сценариев практических занятий

Тема № 18: Оценка эффективности практических занятий

Тема № 19: Технологии проведения учебно-производственных работ

Тема № 20: Организация рабочего места на учебно-производственных работах

Тема № 21: Техника безопасности при проведении учебно-производственных работ

Тема № 22: Инструменты и оборудование для учебно-производственных работ

Тема № 23: Практическое применение полученных знаний на производстве

Тема № 24: Разработка инструкций для учебно-производственных работ

Тема № 25: Контроль качества выполнения учебно-производственных работ

Тема № 26: Документирование учебно-производственных работ

Тема № 27: Анализ результатов учебно-производственных работ

Тема № 28: Интеграция образовательных ресурсов в учебно-производственные работы

Тема № 29: Применение цифровых технологий на производстве

Тема № 30: Автоматизация учебно-производственных процессов

Тема № 31: Использование симуляторов и тренажеров

Тема № 32: Виртуальная и дополненная реальность в профессиональном образовании

Тема № 33: Разработка и использование электронных портфолио

Тема № 34: Презентация результатов учебно-производственных работ

Тема № 35: Самостоятельная работа студентов при проведении практических занятий

Тема № 36: Формирование профессиональных компетенций через практическую деятельность

Тема № 37: Современные тренды в использовании образовательных ресурсов и технологий

Тема № 38: Перспективы развития образовательных технологий в профессиональном образовании

Тема № 39: Правовые аспекты использования образовательных ресурсов

Тема № 40: Авторское право и лицензирование образовательных материалов

Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся в процессе профессионального обучения»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает нормативно-правовую базу, регламентирующую оценку и мониторинг учебных достижений учащихся в системе профессионального образования (федеральные государственные образовательные стандарты, локальные акты образовательной организации). Знает основные принципы, методы, формы и инструменты оценки и мониторинга учебных достижений учащихся (включая критерии оценки, рейтинговую систему, портфолио, наблюдение, тестирование, проектные работы и др.). Знает особенности оценки и мониторинга учебных достижений учащихся с особыми образовательными потребностями. Знает этические аспекты оценки и мониторинга учебных достижений. Знает современные тенденции развития систем оценки в профессиональном образовании.

Умения: Владеет навыками разработки фондов оценочных средств для различных форм контроля (текущего, промежуточного, итогового). Владеет навыками проведения различных видов оценки (устной, письменной, практической, проектной). Владеет навыками использования информационно-коммуникационных технологий в оценке и мониторинге учебных достижений. Владеет навыками анализа и интерпретации результатов оценки и мониторинга с использованием статистических методов. Владеет навыками оформления результатов оценки и мониторинга в соответствии с требованиями образовательной организации.

Навыки: Умеет анализировать образовательные программы и выделять объекты оценки и мониторинга. Умеет разрабатывать критерии и показатели оценки учебных достижений учащихся в соответствии с целями и задачами образовательной программы. Умеет выбирать и применять адекватные методы и инструменты оценки учебных достижений учащихся в зависимости от специфики профессиональной подготовки. Умеет интерпретировать результаты оценки и мониторинга и формулировать обоснованные выводы. Умеет использовать результаты оценки и мониторинга для корректировки образовательного процесса и индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Содержание раздела

Тема № 1: Цели, задачи и принципы оценки учебных достижений

Тема № 2: Нормативно-правовая база оценки образовательных результатов

Тема № 3: Виды и формы контроля знаний, умений и навыков

Тема № 4: Критерии и показатели оценки учебных достижений

Тема № 5: Разработка фондов оценочных средств (ФОС)

Тема № 6: Технологии составления заданий различного уровня сложности

Тема № 7: Использование таксономии Блума при разработке заданий

Тема № 8: Оценивание практических навыков и компетенций

Тема № 9: Портфолио как инструмент оценки достижений учащихся

Тема № 10: Проектная деятельность и ее оценка

Тема № 11: Оценка результатов самостоятельной работы учащихся

Тема № 12: Организация и проведение текущего контроля

Тема № 13: Промежуточная аттестация учащихся

Тема № 14: Итоговая аттестация и квалификационные экзамены

Тема № 15: Оценка личностных результатов обучения

Тема № 16: Мониторинг учебных достижений учащихся

Тема № 17: Методы мониторинга образовательного процесса

Тема № 18: Анализ результатов мониторинга и корректировка учебного процесса

Тема № 19: Диагностика уровня обученности учащихся

Тема № 20: Использование информационных технологий в оценке и мониторинге

Тема № 21: Электронные журналы и дневники

Тема № 22: Автоматизированные системы тестирования

Тема № 23: Формирование рейтинга учащихся

Тема № 24: Объективность и валидность оценочных процедур

Тема № 25: Предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций, связанных с оценкой

Тема № 26: Этические аспекты оценки учебных достижений

Тема № 27: Работа с родителями по вопросам оценки и мониторинга

Тема № 28: Индивидуальный подход к оценке учащихся с особыми образовательными потребностями

Тема № 29: Оценка эффективности образовательных программ

Тема № 30: Самооценка учащимися своих достижений

Тема № 31: Взаимооценка учебных достижений учащихся

Тема № 32: Развитие навыков самоконтроля и самооценки у учащихся

Тема № 33: Критическое мышление и оценка информации

Тема № 34: Оценка качества преподавания

Тема № 35: Современные тенденции в оценке и мониторинге образовательных результатов

Тема № 36: Международные системы оценки качества образования

Тема № 37: Использование результатов оценки для повышения качества образования

Тема № 38: Документирование результатов оценки и мониторинга

Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов по профессиональному обучению»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания принципов андрагогики, особенностей обучения взрослых, методов мотивации обучающихся, технологий blended learning и e-learning.

Умения: Навыки работы с платформами дистанционного обучения (LMS), создания и проведения вебинаров, использования инструментов для организации групповой работы онлайн, анализа данных об активности и успеваемости обучающихся.

Навыки: Умения адаптировать программы обучения под специфику целевой аудитории, создавать интерактивные учебные материалы, организовывать и проводить онлайн-обучение, анализировать эффективность обучения и вносить корректировки в программу.

Содержание раздела

Тема № 1: Анализ потребностей в профессиональном обучении

Тема № 2: Цели и задачи обучения

Тема № 3: Принципы обучения взрослых

Тема № 4: Методы обучения взрослых

Тема № 5: Разработка учебных программ

Тема № 6: Структура учебной программы

Тема № 7: Формулирование целей обучения

Тема № 8: Выбор методов обучения

Тема № 9: Разработка учебных материалов

Тема № 10: Создание презентаций

Тема № 11: Разработка практических заданий

Тема № 12: Оценка эффективности обучения

Тема № 13: Формы оценки знаний

Тема № 14: Тестирование

Тема № 15: Проектная работа

Тема № 16: Портфолио

Тема № 17: Использование информационных технологий в обучении

Тема № 18: Обучение с использованием LMS

Тема № 19: Вебинары и онлайн-курсы

Тема № 20: Работа с разными стилями обучения

Тема № 21: Визуалы, аудиалы, кинестетики

Тема № 22: Индивидуальный подход в обучении

Тема № 23: Организация учебного процесса

Тема № 24: Планирование занятий

Тема № 25: Создание комфортной образовательной среды

Тема № 26: Управление групповой динамикой

Тема № 27: Работа с конфликтными ситуациями

Тема № 28: Тайм-менеджмент в обучении

Тема № 29: Авторское право и лицензирование

Тема № 30: Продвижение образовательных программ

Тема № 31: Маркетинг в образовании

Тема № 32: Целевая аудитория

Тема № 33: Каналы коммуникации

Тема № 34: Организация обратной связи

Тема № 35: Анализ результатов обучения

Тема № 36: Корректировка учебной программы

Тема № 37: Совершенствование навыков преподавания

Тема № 38: Рефлексия педагогической деятельности

Тема № 39: Профессиональное развитие преподавателя

Тема № 40: Современные тренды в образовании

Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности в области профессионального обучения»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Теоретических основ анализа и оценки эффективности педагогической деятельности в профессиональном обучении, включая различные подходы, модели и критерии. Нормативно-правовой базы, регламентирующей педагогическую деятельность в системе профессионального образования. Современных методов, технологий и инструментов анализа и оценки эффективности педагогической деятельности (включая методы статистической обработки данных, качественного анализа, экспертной оценки). Основных показателей эффективности педагогической деятельности в профессиональном обучении (результаты обучения, удовлетворенность обучающихся, профессиональный рост педагога). Принципов построения системы оценки качества образования в профессиональной образовательной организации.

Умения: Владения методиками сбора данных об эффективности педагогической деятельности (наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование). Обработки и анализа полученных данных с использованием специализированного программного обеспечения и статистических методов. Представления результатов анализа и оценки в виде отчетов, презентаций и других форматов. Разработки рекомендаций по совершенствованию педагогической деятельности на основе результатов анализа. Самостоятельного применения инструментов анализа и оценки собственной педагогической деятельности для целей саморазвития и повышения профессиональной компетентности.

Навыки: Анализировать образовательные программы и учебные планы на соответствие требованиям профессиональных стандартов и ФГОС. Диагностировать образовательные потребности обучающихся и разрабатывать индивидуальные образовательные траектории. Применять различные методы и инструменты для сбора и анализа данных об эффективности педагогической деятельности. Интерпретировать результаты анализа и оценки эффективности педагогической деятельности, формулировать выводы и рекомендации. Разрабатывать программы повышения квалификации и профессионального развития педагогов на основе результатов анализа и оценки.

Содержание раздела

Тема № 1: Цели и задачи анализа педагогической деятельности

Тема № 2: Критерии эффективности педагогической деятельности

Тема № 3: Методы анализа и оценки педагогической деятельности

Тема № 4: Самоанализ педагогической деятельности

Тема № 5: Внешняя экспертиза педагогической деятельности

Тема № 6: Портфолио педагога профессионального обучения

Тема № 7: Современные подходы к оценке эффективности обучения

Тема № 8: Компетентностный подход в профессиональном образовании

Тема № 9: Развитие профессиональных компетенций педагога

Тема № 10: Использование информационно-коммуникационных технологий в оценке педагогической деятельности

Тема № 11: Методика анализа учебных занятий

Тема № 12: Анализ и оценка методических разработок

Тема № 13: Анализ внеаудиторной работы

Тема № 14: Работа с обучающимися с особыми образовательными потребностями

Тема № 15: Индивидуализация обучения в профессиональном образовании

Тема № 16: Формирование образовательных результатов

Тема № 17: Мониторинг качества образования

Тема № 18: Оценка эффективности образовательных программ

Тема № 19: Психолого-педагогические основы профессионального обучения

Тема № 20: Методы и технологии обучения взрослых

Тема № 21: Организация самостоятельной работы обучающихся

Тема № 22: Проектная деятельность в профессиональном образовании

Тема № 23: Интерактивные методы обучения

Тема № 24: Развитие критического мышления у обучающихся

Тема № 25: Формирование профессиональной мотивации

Тема № 26: Профессиональная этика педагога

Тема № 27: Педагогическое общение

Тема № 28: Управление конфликтами в образовательном процессе

Тема № 29: Работа с родителями (законными представителями) обучающихся

Тема № 30: Организация и проведение педагогических исследований

Тема № 31: Статистические методы обработки данных в педагогике

Тема № 32: Применение результатов анализа для повышения качества образования

Тема № 33: Инновационные технологии в профессиональном образовании

Тема № 34: Тренды развития профессионального образования

Тема № 35: Система повышения квалификации педагогов

Тема № 36: Наставничество в профессиональном образовании

Тема № 37: Рефлексия педагогической деятельности

Тема № 38: Планирование профессионального развития

Тема № 39: Карьера педагога профессионального обучения

Тема № 40: Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования

Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.

Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.

Условия реализации рабочей программы модуля

Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.

Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля

Электронные учебные издания

Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503

Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].

Электронные методические издания

Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252

Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597

Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).

Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)

Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):

- Состав современных профессиональных баз данных

Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)

Открытые данные России (https://data.gov.ru/)

Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)

База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)

- Состав информационных справочных систем

База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)

Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)

Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)

Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)

Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)

Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)

Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)

- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти

Президент России (http://kremlin.ru/)

Правительство России (http://government.ru/)

Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)

Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)

Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)

- Иные информационные ресурсы - периодическими издания

TACC (https://tass.ru/)

РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)

Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)

RT (https://rt.com/)

- Информационные поисковые системы

Яндекс (https://ya.ru/)

MAIL.RU (https://www.mail.ru/)