Приложение 3

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"

"05" июня 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

ВМ.42 «Преподавание по дополнительным программам»

Дополнительная профессиональная программа

«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»

г. Москва

Территория Инновационного центра Сколково

Наименование модуля: Преподавание по дополнительным программам.

Тип модуля: вариативный модуль.

Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Преподавание по дополнительным программам».

Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.

Структура и содержание модуля

Элемент Всего, ак.ч. Лекций, ак.ч. Практических занятий, ак.ч. Результаты обучения (коды)
Раздел «Современные подходы к преподаванию по дополнительным программам» 8 2 2 ПК-42
Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по дополнительным программам с учётом интересов и потребностей обучающихся» 8 2 2 ПК-42
Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся в рамках дополнительных программ» 8 2 2 ПК-42
Раздел «Внедрение игровых и проектных методов в преподавание по дополнительным программам» 8 2 2 ПК-42
Раздел «Использование образовательных ресурсов и технологий в преподавании по дополнительным программам» 8 2 2 ПК-42
Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по дополнительным программам» 8 2 2 ПК-42
Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов в дополнительном образовании» 8 2 2 ПК-42
Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по дополнительным программам» 8 2 2 ПК-42
Раздел «Особенности преподавания по дополнительным программам в условиях инклюзивного образования» 8 2 2 ПК-42

Раздел «Современные подходы к преподаванию по дополнительным программам»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает современные образовательные технологии, применяемые в дополнительных программах, включая blended learning, flipped classroom, gamification, project-based learning, и их дидактические возможности. Знает особенности организации образовательного процесса по дополнительным программамам, нормативно-правовую базу, регламентирующую дополнительное образование. Знает принципы разработки и реализации дополнительных образовательных программ, включая целеполагание, отбор содержания, выбор методов и форм обучения, оценку результатов. Знает специфику работы с разными целевыми аудиториями в рамках дополнительных программ (дети, взрослые, люди с ОВЗ). Знает методы и инструменты оценки эффективности дополнительных образовательных программ.

Умения: Владеет навыками проектирования дополнительных образовательных программ с учетом современных требований. Владеет навыками применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе по дополнительным программам. Владеет навыками публичного выступления и презентации образовательных продуктов. Владеет навыками работы в команде и взаимодействия с различными участниками образовательного процесса (обучающиеся, родители, коллеги). Владеет навыками самоанализа и рефлексии своей педагогической деятельности.

Навыки: Умеет анализировать образовательные потребности различных целевых аудиторий и разрабатывать на их основе дополнительные образовательные программы. Умеет выбирать и применять современные образовательные технологии, адаптируя их к специфике дополнительной программы и особенностям обучающихся. Умеет организовывать и проводить занятия по дополнительным программам, используя разнообразные методы и формы обучения. Умеет мотивировать обучающихся и создавать благоприятную образовательную среду. Умеет оценивать результаты обучения по дополнительным программам и вносить коррективы в образовательный процесс.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы дополнительного образования

Тема № 2: Нормативно-правовая база дополнительного образования

Тема № 3: Особенности психологии обучения в системе дополнительного образования

Тема № 4: Возрастные особенности учащихся в дополнительном образовании

Тема № 5: Разработка и реализация дополнительных образовательных программ

Тема № 6: Проектирование образовательного процесса в дополнительном образовании

Тема № 7: Методы обучения в дополнительном образовании

Тема № 8: Активные методы обучения в дополнительном образовании

Тема № 9: Интерактивные методы обучения в дополнительном образовании

Тема № 10: Игровые технологии в дополнительном образовании

Тема № 11: Проблемное обучение в дополнительном образовании

Тема № 12: Развивающее обучение в дополнительном образовании

Тема № 13: Технологии дифференцированного обучения в дополнительном образовании

Тема № 14: Индивидуализация обучения в дополнительном образовании

Тема № 15: Инклюзивное образование в системе дополнительного образования

Тема № 16: Формирование метапредметных компетенций

Тема № 17: Формирование soft skills у учащихся

Тема № 18: Оценка результатов обучения по дополнительным образовательным программам

Тема № 19: Мониторинг образовательного процесса в дополнительном образовании

Тема № 20: Использование информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании

Тема № 21: Цифровые образовательные ресурсы в дополнительном образовании

Тема № 22: Организация дистанционного обучения по дополнительным образовательным программам

Тема № 23: Смешанное обучение в дополнительном образовании

Тема № 24: Проектная деятельность в дополнительном образовании

Тема № 25: Исследовательская деятельность в дополнительном образовании

Тема № 26: Организация внеурочной деятельности

Тема № 27: Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования

Тема № 28: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Тема № 29: Взаимодействие с родителями учащихся

Тема № 30: Сетевое взаимодействие образовательных организаций

Тема № 31: Фандрайзинг в дополнительном образовании

Тема № 32: Маркетинг образовательных услуг в дополнительном образовании

Тема № 33: Управление качеством образования в дополнительном образовании

Тема № 34: Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования

Тема № 35: Личностно-профессиональное развитие педагога дополнительного образования

Тема № 36: Современные тренды в дополнительном образовании

Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по дополнительным программам с учётом интересов и потребностей обучающихся»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания об особенностях психологии развития детей и взрослых, принципах инклюзивного образования, методах мотивации обучающихся, основах конфликтологии и способах разрешения конфликтных ситуаций в образовательном процессе.

Умения: Навыки эффективной коммуникации с обучающимися разного возраста и их родителями (для детей), установления доверительных отношений, создания позитивного образовательного климата, конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Навыки: Умения создавать психологически комфортную образовательную среду, адаптировать образовательные программы для обучающихся с особыми образовательными потребностями, использовать различные методы мотивации обучающихся, предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.

Содержание раздела

Тема № 1: Нормативно-правовые основы дополнительного образования

Тема № 2: Образовательные программы дополнительного образования: структура и содержание

Тема № 3: Особенности разработки дополнительных общеобразовательных программ

Тема № 4: Дополнительные предпрофессиональные программы: специфика разработки

Тема № 5: Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов

Тема № 6: Учет интересов и потребностей обучающихся при планировании

Тема № 7: Методы изучения интересов и потребностей детей и взрослых

Тема № 8: Диагностика образовательных потребностей

Тема № 9: Возрастные особенности обучающихся в дополнительном образовании

Тема № 10: Психолого-педагогические основы дополнительного образования

Тема № 11: Мотивация обучающихся в системе дополнительного образования

Тема № 12: Организация образовательного процесса по дополнительным программам

Тема № 13: Формы организации обучения в дополнительном образовании

Тема № 14: Методы и технологии обучения в дополнительном образовании

Тема № 15: Проектная деятельность в дополнительном образовании

Тема № 16: Исследовательская деятельность в дополнительном образовании

Тема № 17: Использование информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании

Тема № 18: Создание развивающей образовательной среды

Тема № 19: Оценка качества образовательных результатов

Тема № 20: Мониторинг образовательного процесса

Тема № 21: Система оценивания достижений обучающихся

Тема № 22: Формы и методы контроля в дополнительном образовании

Тема № 23: Организация и проведение мероприятий в рамках дополнительных программ

Тема № 24: Работа с родителями (законными представителями) обучающихся

Тема № 25: Взаимодействие с образовательными организациями

Тема № 26: Сетевое взаимодействие в дополнительном образовании

Тема № 27: Фандрайзинг в дополнительном образовании

Тема № 28: Маркетинг образовательных услуг в сфере дополнительного образования

Тема № 29: Управление проектами в дополнительном образовании

Тема № 30: Планирование бюджета дополнительной образовательной программы

Тема № 31: Формирование контингента обучающихся

Тема № 32: Документационное обеспечение образовательного процесса

Тема № 33: Особенности организации образовательного процесса для детей с ОВЗ

Тема № 34: Инклюзивное образование в системе дополнительного образования

Тема № 35: Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования

Тема № 36: Профессиональное развитие педагога дополнительного образования

Тема № 37: Современные тренды в дополнительном образовании

Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся в рамках дополнительных программ»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основные понятия, связанные с ключевыми навыками и компетенциями (критическое мышление, креативность, коммуникация, коллаборация, цифровая грамотность, решение проблем, самоорганизация, эмоциональный интеллект, адаптивность); понимает их важность для личного и профессионального развития. Знает различные методы и стратегии развития ключевых навыков и компетенций в рамках дополнительных программ. Знает особенности применения различных образовательных технологий для развития ключевых навыков и компетенций.

Умения: Владеет навыками критического мышления (анализа, интерпретации, оценки информации). Владеет навыками эффективной коммуникации (устной, письменной, невербальной). Владеет навыками коллаборации (работы в команде, участия в дискуссиях, конструктивного разрешения конфликтов). Владеет навыками самоорганизации (планирования времени, приоритизации задач, самоконтроля). Владеет навыками решения проблем (идентификации проблемы, поиска решений, выбора оптимального варианта).

Навыки: Умеет анализировать свои сильные и слабые стороны в контексте ключевых навыков и компетенций. Умеет ставить цели по развитию ключевых навыков и компетенций и планировать шаги по их достижению. Умеет применять различные методы и стратегии для развития ключевых навыков и компетенций на практике. Умеет оценивать свой прогресс в развитии ключевых навыков и компетенций. Умеет выбирать подходящие дополнительные программы для развития необходимых навыков и компетенций.

Содержание раздела

Тема № 1: Целеполагание и планирование личного развития

Тема № 2: Самоанализ и рефлексия

Тема № 3: Тайм-менеджмент и организация учебного процесса

Тема № 4: Эффективные методы обучения и запоминания информации

Тема № 5: Развитие критического мышления

Тема № 6: Решение проблем и принятие решений

Тема № 7: Креативность и инновационное мышление

Тема № 8: Работа в команде и сотрудничество

Тема № 9: Коммуникативные навыки и публичные выступления

Тема № 10: Межличностные отношения и эмоциональный интеллект

Тема № 11: Управление конфликтами и стрессом

Тема № 12: Лидерство и самоорганизация

Тема № 13: Основы проектной деятельности

Тема № 14: Разработка и презентация проектов

Тема № 15: Информационная грамотность и поиск информации

Тема № 16: Цифровые навыки и инструменты для обучения

Тема № 17: Медиаграмотность и критическое восприятие информации

Тема № 18: Финансовая грамотность и управление личными финансами

Тема № 19: Экологическое сознание и устойчивое развитие

Тема № 20: Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний

Тема № 21: Основы безопасности жизнедеятельности

Тема № 22: Профориентация и выбор будущей профессии

Тема № 23: Навыки самопрезентации и составление резюме

Тема № 24: Подготовка к собеседованию и трудоустройство

Тема № 25: Основы предпринимательства и бизнес-планирования

Тема № 26: Юридическая грамотность и защита прав потребителей

Тема № 27: Культурное наследие и межкультурная коммуникация

Тема № 28: Иностранный язык для общения и обучения

Тема № 29: Научно-исследовательская деятельность

Тема № 30: Основы научного стиля речи и написания статей

Тема № 31: Участие в конкурсах и олимпиадах

Тема № 32: Работа с научной литературой и базами данных

Тема № 33: Развитие творческих способностей (рисование, музыка, театр)

Тема № 34: Спортивные навыки и физическое развитие

Тема № 35: Волонтерство и социальная активность

Тема № 36: Развитие навыков самообслуживания и бытовой самостоятельности

Тема № 37: Этика и моральные ценности

Тема № 38: Эстетическое воспитание и развитие художественного вкуса

Раздел «Внедрение игровых и проектных методов в преподавание по дополнительным программам»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает нормативно-правовые основы применения игровых и проектных методов в дополнительном образовании, этические аспекты использования игр и проектов в работе с детьми, современные тенденции развития игровых и проектных технологий в образовании.

Умения: Владеет навыками разработки дидактических игр и учебных проектов, организации и проведения игр и защиты проектов, использования различных ресурсов и инструментов для реализации игровых и проектных методов (в том числе цифровых), фасилитации групповой работы, рефлексии и самоанализа при применении игровых и проектных методов.

Навыки: Умеет адаптировать игровые и проектные методы к специфике различных дополнительных образовательных программ, интегрировать игровые и проектные методы с другими образовательными технологиями, организовывать взаимодействие с родителями и коллегами при реализации игровых и проектных методов.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в игровые и проектные методы обучения

Тема № 2: Теоретические основы игровой деятельности

Тема № 3: Классификация игр и их применение в образовании

Тема № 4: Проектная деятельность как метод обучения

Тема № 5: Типы проектов и их особенности

Тема № 6: Организация проектной деятельности в дополнительном образовании

Тема № 7: Разработка игровых сценариев

Тема № 8: Создание игровой среды и правил

Тема № 9: Мотивация учащихся через игру

Тема № 10: Оценка результатов игровой деятельности

Тема № 11: Разработка проектных заданий

Тема № 12: Планирование и управление проектами

Тема № 13: Работа в команде в рамках проекта

Тема № 14: Презентация результатов проекта

Тема № 15: Оценка результатов проектной деятельности

Тема № 16: Интеграция игровых и проектных методов

Тема № 17: Игровые технологии в обучении различным предметам

Тема № 18: Проектные технологии в обучении различным предметам

Тема № 19: Использование цифровых инструментов в игровой деятельности

Тема № 20: Использование цифровых инструментов в проектной деятельности

Тема № 21: Разработка онлайн-игр для обучения

Тема № 22: Разработка онлайн-проектов для обучения

Тема № 23: Работа с различными возрастными группами

Тема № 24: Адаптация игровых и проектных методов для разных возрастов

Тема № 25: Особенности работы с одаренными детьми

Тема № 26: Инклюзивный подход в игровой и проектной деятельности

Тема № 27: Формирование soft skills через игровые и проектные методы

Тема № 28: Развитие креативности и критического мышления

Тема № 29: Работа с родителями в рамках игровых и проектных методов

Тема № 30: Организация игровых и проектных мероприятий

Тема № 31: Примеры успешных игровых и проектных практик

Тема № 32: Анализ и рефлексия собственной педагогической деятельности

Тема № 33: Самообразование и профессиональное развитие в области игровых и проектных методов

Тема № 34: Правовые аспекты использования игровых и проектных методов

Тема № 35: Тренды в развитии игровых и проектных технологий

Тема № 36: Фандрайзинг для реализации игровых и проектных идей

Тема № 37: Создание портфолио успешных игровых и проектных работ

Тема № 38: Оценка эффективности внедрения игровых и проектных методов

Раздел «Использование образовательных ресурсов и технологий в преподавании по дополнительным программам»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основные виды образовательных ресурсов и технологий, применяемых в преподавании по дополнительным программам, включая цифровые инструменты, платформы онлайн-обучения, интерактивные симуляции, игровые технологии и т.д., а также их дидактические возможности и ограничения. Знает нормативно-правовые основы использования образовательных ресурсов в образовательном процессе. Понимает принципы отбора и адаптации образовательных ресурсов под специфику дополнительной программы и особенности обучающихся. Знает основы авторского права и принципы использования лицензионных образовательных ресурсов.

Умения: Владеет навыками работы с различными цифровыми инструментами и платформами онлайн-обучения. Владеет навыками создания и использования интерактивных учебных материалов, включая презентации, тесты, опросы, викторины. Владеет навыками организации и проведения занятий с использованием различных образовательных ресурсов и технологий, включая смешанное и дистанционное обучение. Владеет навыками поиска, отбора и критической оценки образовательных ресурсов в сети Интернет. Владеет навыками соблюдения авторских прав при использовании образовательных ресурсов.

Навыки: Умеет анализировать образовательные потребности обучающихся по дополнительным программам и подбирать соответствующие образовательные ресурсы и технологии для их удовлетворения. Умеет разрабатывать сценарии занятий с использованием различных образовательных ресурсов и технологий, интегрируя их в образовательный процесс. Умеет оценивать эффективность применения выбранных ресурсов и технологий. Умеет адаптировать существующие и создавать собственные цифровые образовательные ресурсы.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы педагогического дизайна для дополнительных программ

Тема № 2: Цифровые инструменты для создания интерактивных занятий

Тема № 3: Работа с онлайн-платформами для обучения

Тема № 4: Методы организации дистанционного обучения

Тема № 5: Разработка и использование электронных учебных материалов

Тема № 6: Создание видеолекций и обучающих видеороликов

Тема № 7: Использование мультимедийных презентаций в обучении

Тема № 8: Применение игровых технологий в дополнительных программах

Тема № 9: Проектная деятельность в рамках дополнительного образования

Тема № 10: Организация групповой работы в онлайн и офлайн формате

Тема № 11: Формирование цифровой грамотности у учащихся

Тема № 12: Инструменты для оценки знаний и навыков

Тема № 13: Разработка тестов и контрольных заданий

Тема № 14: Методы обратной связи в онлайн и офлайн обучении

Тема № 15: Использование социальных сетей в образовательном процессе

Тема № 16: Работа с облачными сервисами для хранения и обмена информацией

Тема № 17: Авторское право и лицензирование образовательных материалов

Тема № 18: Инклюзивное образование в дополнительных программах

Тема № 19: Адаптация образовательных ресурсов для детей с ОВЗ

Тема № 20: Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании

Тема № 21: Мотивация учащихся в дополнительном образовании

Тема № 22: Тайм-менеджмент для педагога дополнительного образования

Тема № 23: Коммуникация с родителями учащихся

Тема № 24: Организация и проведение онлайн-конференций и вебинаров

Тема № 25: Создание и ведение образовательного блога или сайта

Тема № 26: Использование виртуальной и дополненной реальности в обучении

Тема № 27: Применение 3D-моделирования и печати в образовательном процессе

Тема № 28: Работа с интерактивными досками и панелями

Тема № 29: Использование робототехники в дополнительных программах

Тема № 30: Программирование и разработка игр для обучения

Тема № 31: Работа с электронными библиотеками и базами данных

Тема № 32: Поиск и оценка образовательных ресурсов в интернете

Тема № 33: Методы анализа эффективности образовательных технологий

Тема № 34: Организация и проведение мастер-классов

Тема № 35: Разработка и реализация образовательных проектов

Тема № 36: Презентация результатов образовательной деятельности

Тема № 37: Современные тренды в дополнительном образовании

Тема № 38: Профессиональное развитие педагога дополнительного образования

Тема № 39: Самообразование и непрерывное обучение

Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по дополнительным программам»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о способах интерпретации результатов оценки и мониторинга учебных достижений учащихся и их использовании для корректировки образовательного процесса.

Умения: Навык ведения документации по оценке и мониторингу учебных достижений учащихся.

Навыки: Умение оформлять результаты оценки и мониторинга в соответствии с требованиями образовательной организации.

Содержание раздела

Тема № 1: Цели и задачи оценки в дополнительном образовании

Тема № 2: Нормативно-правовые основы оценки в дополнительном образовании

Тема № 3: Принципы оценки в дополнительном образовании

Тема № 4: Виды оценки в дополнительном образовании

Тема № 5: Методы оценки в дополнительном образовании

Тема № 6: Формы оценки в дополнительном образовании

Тема № 7: Особенности оценки в разных видах дополнительного образования

Тема № 8: Критерии оценки учебных достижений учащихся

Тема № 9: Разработка критериев оценки для конкретной программы

Тема № 10: Использование рубрик для оценки

Тема № 11: Портфолио как инструмент оценки

Тема № 12: Самооценка и взаимооценка в дополнительном образовании

Тема № 13: Оценка проектной деятельности учащихся

Тема № 14: Оценка исследовательской деятельности учащихся

Тема № 15: Оценка творческой деятельности учащихся

Тема № 16: Оценка коммуникативных навыков учащихся

Тема № 17: Оценка метапредметных результатов

Тема № 18: Мониторинг учебных достижений учащихся

Тема № 19: Виды мониторинга в дополнительном образовании

Тема № 20: Этапы проведения мониторинга

Тема № 21: Инструменты мониторинга

Тема № 22: Анализ результатов мониторинга

Тема № 23: Интерпретация результатов мониторинга

Тема № 24: Использование результатов мониторинга для корректировки программы

Тема № 25: Представление результатов оценки и мониторинга

Тема № 26: Работа с родителями по вопросам оценки и мониторинга

Тема № 27: Документирование результатов оценки и мониторинга

Тема № 28: Автоматизированные системы оценки и мониторинга

Тема № 29: Этические аспекты оценки и мониторинга

Тема № 30: Предотвращение субъективизма в оценке

Тема № 31: Формирование культуры оценки в дополнительном образовании

Тема № 32: Оценка эффективности образовательной программы

Тема № 33: Оценка качества образовательного процесса

Тема № 34: Использование результатов оценки для развития программы

Тема № 35: Современные тенденции в оценке и мониторинге

Тема № 36: Инновационные подходы к оценке в дополнительном образовании

Тема № 37: Примеры успешных практик оценки и мониторинга

Тема № 38: Организация и проведение оценочных мероприятий

Тема № 39: Разработка оценочных материалов

Тема № 40: Анализ и интерпретация данных оценки

Тема № 41: Составление отчетов по результатам оценки

Тема № 42: Использование результатов оценки для повышения качества образования

Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов в дополнительном образовании»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания особенностей целевой аудитории в дополнительном образовании, современных трендов в образовании, принципов разработки образовательных траекторий, основ маркетинга образовательных услуг.

Умения: Навыки проектирования образовательных мероприятий различных форматов (вебинары, мастер-классы, тренинги и т.д.), использования современных образовательных технологий (геймификация, смешанное обучение и др.), работы в команде при разработке образовательной программы.

Навыки: Умения адаптировать образовательные программы под разные уровни подготовки обучающихся, создавать интерактивные образовательные материалы, организовывать эффективное взаимодействие с обучающимися, проводить рефлексию собственной педагогической деятельности.

Содержание раздела

Тема № 1: Анализ потребностей рынка дополнительного образования

Тема № 2: Нормативно-правовая база дополнительного образования

Тема № 3: Особенности образовательных программ для разных возрастных групп

Тема № 4: Методы педагогического проектирования

Тема № 5: Разработка концепции авторской программы

Тема № 6: Цели, задачи и ожидаемые результаты обучения

Тема № 7: Структура и содержание образовательной программы

Тема № 8: Выбор образовательных технологий и методов обучения

Тема № 9: Формы организации образовательного процесса

Тема № 10: Разработка учебно-тематического плана

Тема № 11: Создание дидактических материалов

Тема № 12: Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании

Тема № 13: Фонды оценочных средств

Тема № 14: Мониторинг и оценка эффективности образовательной программы

Тема № 15: Презентация авторской программы

Тема № 16: Авторское право и интеллектуальная собственность в образовании

Тема № 17: Маркетинг образовательных услуг

Тема № 18: Реклама и продвижение образовательных программ

Тема № 19: Работа с родителями и другими заинтересованными сторонами

Тема № 20: Организация и проведение занятий

Тема № 21: Управление групповой динамикой

Тема № 22: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

Тема № 23: Инклюзивное образование в дополнительном образовании

Тема № 24: Проектная деятельность в дополнительном образовании

Тема № 25: Игровые технологии в дополнительном образовании

Тема № 26: Технологии развития критического мышления

Тема № 27: Технологии развития творческого мышления

Тема № 28: Коммуникативные технологии в образовании

Тема № 29: Тайм-менеджмент в образовательной деятельности

Тема № 30: Стресс-менеджмент для педагога

Тема № 31: Профессиональное саморазвитие педагога дополнительного образования

Тема № 32: Работа с конфликтными ситуациями в образовательной среде

Тема № 33: Этические аспекты работы педагога дополнительного образования

Тема № 34: Формирование портфолио педагога дополнительного образования

Тема № 35: Наставничество в дополнительном образовании

Тема № 36: Нетворкинг и профессиональное сообщество

Тема № 37: Современные тренды в дополнительном образовании

Тема № 38: Развитие soft skills у педагога дополнительного образования

Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по дополнительным программам»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает: методы самоанализа и рефлексии педагогической деятельности; способы повышения квалификации в области анализа и оценки эффективности педагогической деятельности.

Умения: Владеет: навыками самоанализа и рефлексии педагогической деятельности; навыками разработки и реализации плана повышения квалификации.

Навыки: Умеет: проводить самоанализ и рефлексию своей педагогической деятельности; разрабатывать план повышения квалификации в области анализа и оценки эффективности педагогической деятельности; применять результаты анализа и оценки для совершенствования своей педагогической деятельности.

Содержание раздела

Тема № 1: Цели и задачи анализа эффективности педагогической деятельности

Тема № 2: Нормативно-правовые основы оценки эффективности педагогической деятельности

Тема № 3: Критерии эффективности реализации дополнительных программ

Тема № 4: Методы анализа и оценки педагогической деятельности

Тема № 5: Сбор и обработка информации об эффективности образовательного процесса

Тема № 6: Анализ образовательных достижений обучающихся

Тема № 7: Диагностика уровня развития компетенций обучающихся

Тема № 8: Методы педагогической диагностики

Тема № 9: Портфолио обучающегося как инструмент оценки эффективности

Тема № 10: Анализ качества реализации дополнительных программ

Тема № 11: Мониторинг образовательного процесса по дополнительным программам

Тема № 12: Самоанализ педагогической деятельности

Тема № 13: Взаимодействие с родителями и социальными партнерами

Тема № 14: Организация и проведение педагогического мониторинга

Тема № 15: Использование информационных технологий в анализе эффективности

Тема № 16: Статистические методы обработки данных

Тема № 17: Качественные методы исследования в педагогике

Тема № 18: Интерпретация результатов анализа и оценки

Тема № 19: Разработка рекомендаций по повышению эффективности

Тема № 20: Психолого-педагогические аспекты эффективности обучения

Тема № 21: Особенности анализа эффективности в разных видах дополнительного образования

Тема № 22: Анализ эффективности программ технической направленности

Тема № 23: Анализ эффективности программ художественно-эстетической направленности

Тема № 24: Анализ эффективности программ физкультурно-спортивной направленности

Тема № 25: Анализ эффективности программ естественнонаучной направленности

Тема № 26: Анализ эффективности программ социально-педагогической направленности

Тема № 27: Анализ эффективности программ туристско-краеведческой направленности

Тема № 28: Представление результатов анализа и оценки

Тема № 29: Подготовка отчетов по результатам анализа

Тема № 30: Публичное выступление с результатами исследования

Тема № 31: Современные подходы к оценке эффективности педагогической деятельности

Тема № 32: Инновационные методы анализа и оценки

Тема № 33: Использование рейтинговых систем в оценке эффективности

Тема № 34: Формирование культуры оценки качества образования

Тема № 35: Этические аспекты анализа и оценки педагогической деятельности

Тема № 36: Профессиональное развитие педагога в контексте повышения эффективности

Тема № 37: Перспективы развития анализа и оценки эффективности педагогической деятельности

Раздел «Особенности преподавания по дополнительным программам в условиях инклюзивного образования»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает нормативно-правовую базу, регулирующую инклюзивное образование в дополнительном образовании, включая права и потребности детей с ОВЗ и инвалидностью. Знает особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях дополнительного образования. Знает принципы разработки и адаптации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ и инвалидностью с учетом их индивидуальных особенностей. Знает методы, формы и средства организации образовательного процесса в инклюзивной группе дополнительного образования. Знает специфику взаимодействия с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ и инвалидностью. Знает основы оценки образовательных достижений обучающихся с ОВЗ в рамках дополнительных общеобразовательных программ.

Умения: Владеет навыками проектирования индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ и инвалидностью в системе дополнительного образования. Владеет навыками адаптации содержания, методов и форм организации образовательной деятельности к особым образовательным потребностям детей с ОВЗ и инвалидностью. Владеет навыками применения специальных технических средств обучения и ассистивных технологий в образовательном процессе. Владеет навыками создания и поддержания атмосферы сотрудничества и взаимопонимания в инклюзивной группе. Владеет навыками конструктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ и инвалидностью. Владеет навыками объективной оценки динамики развития и образовательных достижений обучающихся с ОВЗ.

Навыки: Умеет анализировать особенности развития и образовательные потребности детей с ОВЗ и инвалидностью для построения индивидуальных образовательных маршрутов в дополнительном образовании. Умеет разрабатывать и адаптировать дополнительные общеобразовательные программы с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и инвалидностью. Умеет применять специальные методы, приемы и технологии обучения детей с ОВЗ и инвалидностью в рамках дополнительных общеобразовательных программ. Умеет создавать инклюзивную образовательную среду, обеспечивающую доступность и комфорт для всех обучающихся. Умеет организовывать взаимодействие с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ и инвалидностью, специалистами ППМС-центра и другими участниками образовательного процесса. Умеет оценивать образовательные достижения обучающихся с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей.

Содержание раздела

Тема № 1: Нормативно-правовая база инклюзивного образования

Тема № 2: Основные понятия инклюзивного образования

Тема № 3: Принципы инклюзивного образования

Тема № 4: Особенности детей с ОВЗ

Тема № 5: Классификация нарушений развития

Тема № 6: Психолого-педагогическая характеристика детей с различными видами нарушений

Тема № 7: Адаптация образовательной среды для детей с ОВЗ

Тема № 8: Специальные образовательные потребности детей с ОВЗ

Тема № 9: Разработка адаптированных образовательных программ

Тема № 10: Индивидуализация обучения в условиях инклюзии

Тема № 11: Дифференциация обучения в условиях инклюзии

Тема № 12: Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзии

Тема № 13: Организация учебного процесса для детей с ОВЗ

Тема № 14: Оценка достижений учащихся с ОВЗ

Тема № 15: Работа с родителями детей с ОВЗ

Тема № 16: Взаимодействие специалистов в инклюзивном образовании

Тема № 17: Роль тьютора в инклюзивном образовании

Тема № 18: Создание инклюзивной культуры в образовательной организации

Тема № 19: Преодоление барьеров в инклюзивном образовании

Тема № 20: Профилактика дискриминации в образовательной среде

Тема № 21: Особенности преподавания по дополнительным программам для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Тема № 22: Особенности преподавания по дополнительным программам для детей с нарушениями зрения

Тема № 23: Особенности преподавания по дополнительным программам для детей с нарушениями слуха

Тема № 24: Особенности преподавания по дополнительным программам для детей с расстройствами аутистического спектра

Тема № 25: Особенности преподавания по дополнительным программам для детей с интеллектуальными нарушениями

Тема № 26: Особенности преподавания по дополнительным программам для детей с задержкой психического развития

Тема № 27: Особенности преподавания по дополнительным программам для детей с речевыми нарушениями

Тема № 28: Использование информационно-коммуникационных технологий в инклюзивном образовании

Тема № 29: Разработка и адаптация дидактических материалов для детей с ОВЗ

Тема № 30: Организация внеурочной деятельности для детей с ОВЗ

Тема № 31: Проектная деятельность в условиях инклюзивного образования

Тема № 32: Игровая деятельность в условиях инклюзивного образования

Тема № 33: Социальная адаптация детей с ОВЗ

Тема № 34: Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ

Тема № 35: Работа с одаренными детьми в условиях инклюзивного образования

Тема № 36: Психологическая поддержка детей с ОВЗ и их семей

Тема № 37: Мониторинг эффективности инклюзивного образования

Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.

Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.

Условия реализации рабочей программы модуля

Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.

Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля

Электронные учебные издания

Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503

Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].

Электронные методические издания

Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252

Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597

Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).

Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)

Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):

- Состав современных профессиональных баз данных

Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)

Открытые данные России (https://data.gov.ru/)

Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)

База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)

- Состав информационных справочных систем

База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)

Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)

Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)

Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)

Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)

Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)

Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)

- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти

Президент России (http://kremlin.ru/)

Правительство России (http://government.ru/)

Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)

Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)

Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)

- Иные информационные ресурсы - периодическими издания

TACC (https://tass.ru/)

РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)

Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)

RT (https://rt.com/)

- Информационные поисковые системы

Яндекс (https://ya.ru/)

MAIL.RU (https://www.mail.ru/)