Приложение 3
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"
"05" июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
ВМ.43 «Преподавание по дополнительным программам в образовательных организациях (отделениях образовательных организаций) спортивной направленности»
Дополнительная профессиональная программа
«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»
г. Москва
Территория Инновационного центра Сколково
Наименование модуля: Преподавание по дополнительным программам в образовательных организациях (отделениях образовательных организаций) спортивной направленности.
Тип модуля: вариативный модуль.
Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Преподавание по дополнительным программам в образовательных организациях (отделениях образовательных организаций) спортивной направленности».
Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.
Структура и содержание модуля
| Элемент | Всего, ак.ч. | Лекций, ак.ч. | Практических занятий, ак.ч. | Результаты обучения (коды) |
|---|---|---|---|---|
| Раздел «Теоретические основы дополнительного образования и его роль в развитии личности» | 8 | 2 | 2 | ПК-43 |
| Раздел «Современные подходы к преподаванию по дополнительным программам в организациях спортивной направленности» | 8 | 2 | 2 | ПК-43 |
| Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по дополнительным программам с учётом интересов и потребностей обучающихся в организациях спортивной направленности» | 8 | 2 | 2 | ПК-43 |
| Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся в рамках дополнительных программ спортивной направленности» | 8 | 2 | 2 | ПК-43 |
| Раздел «Внедрение игровых и проектных методов в преподавание по дополнительным программам спортивной направленности» | 8 | 2 | 2 | ПК-43 |
| Раздел «Использование образовательных ресурсов и технологий в преподавании по дополнительным программам спортивной направленности» | 8 | 2 | 2 | ПК-43 |
| Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по дополнительным программам в организациях спортивной направленности» | 8 | 2 | 2 | ПК-43 |
| Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов в дополнительном образовании спортивной направленности» | 8 | 2 | 2 | ПК-43 |
| Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по дополнительным программам в организациях спортивной направленности» | 8 | 2 | 2 | ПК-43 |
Раздел «Теоретические основы дополнительного образования и его роль в развитии личности»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные тенденции развития дополнительного образования в России и за рубежом; возможности использования информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании.
Умения: Владеет навыками работы с образовательными платформами и ресурсами; навыками создания электронных образовательных материалов.
Навыки: Умеет анализировать современные тенденции развития дополнительного образования; использовать информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе.
Содержание раздела
Тема № 1: Сущность и специфика дополнительного образования
Тема № 2: Нормативно-правовая база дополнительного образования
Тема № 3: История развития дополнительного образования в России и за рубежом
Тема № 4: Основные концепции и теории дополнительного образования
Тема № 5: Цели, задачи и принципы дополнительного образования
Тема № 6: Виды и формы дополнительного образования
Тема № 7: Содержание дополнительного образования
Тема № 8: Технологии обучения в дополнительном образовании
Тема № 9: Проектная деятельность в дополнительном образовании
Тема № 10: Исследовательская деятельность в дополнительном образовании
Тема № 11: Организация образовательного процесса в дополнительном образовании
Тема № 12: Управление системой дополнительного образования
Тема № 13: Кадровое обеспечение дополнительного образования
Тема № 14: Материально-техническая база дополнительного образования
Тема № 15: Финансирование дополнительного образования
Тема № 16: Мониторинг и оценка качества дополнительного образования
Тема № 17: Дополнительное образование как фактор социализации личности
Тема № 18: Роль дополнительного образования в развитии творческих способностей
Тема № 19: Дополнительное образование и профессиональное самоопределение
Тема № 20: Дополнительное образование и формирование ключевых компетенций
Тема № 21: Инклюзивное дополнительное образование
Тема № 22: Дополнительное образование для одаренных детей
Тема № 23: Дополнительное образование детей с ОВЗ
Тема № 24: Взаимодействие дополнительного образования с семьей
Тема № 25: Сетевое взаимодействие в дополнительном образовании
Тема № 26: Дополнительное образование в условиях цифровизации
Тема № 27: Психолого-педагогические основы дополнительного образования
Тема № 28: Возрастные особенности обучающихся в системе дополнительного образования
Тема № 29: Мотивация и стимулирование в дополнительном образовании
Тема № 30: Педагогическая диагностика в дополнительном образовании
Тема № 31: Индивидуальный подход в дополнительном образовании
Тема № 32: Развитие личностного потенциала средствами дополнительного образования
Тема № 33: Дополнительное образование и lifelong learning
Тема № 34: Дополнительное образование в контексте глобализации
Тема № 35: Перспективы развития дополнительного образования
Тема № 36: Маркетинг в дополнительном образовании
Тема № 37: Фандрайзинг в системе дополнительного образования
Тема № 38: Международное сотрудничество в сфере дополнительного образования
Тема № 39: Дополнительное образование как средство профилактики девиантного поведения
Раздел «Современные подходы к преподаванию по дополнительным программам в организациях спортивной направленности»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания современных образовательных технологий, применяемых в спортивной сфере, включая цифровые инструменты, методы геймификации и интерактивного обучения, а также принципы построения индивидуальных образовательных траекторий для спортсменов разного уровня. Знание нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность по реализации дополнительных образовательных программ в организациях спортивной направленности. Знание специфики обучения взрослых и особенностей мотивации в спорте. Знание современных методик оценки эффективности образовательных программ. Знание основ спортивной педагогики, психологии и дидактики.
Умения: Навыки разработки интерактивных занятий с использованием современных технологий. Навыки работы с различными цифровыми образовательными платформами и инструментами (LMS, видеоконференции, интерактивные доски и т.д.). Навыки публичных выступлений и эффективной коммуникации со спортсменами разного возраста и уровня подготовки. Навыки организации и проведения практических занятий, мастер-классов, тренингов в спортивной сфере. Навыки анализа и интерпретации данных для оценки эффективности образовательных программ.
Навыки: Умение разрабатывать и адаптировать образовательные программы в соответствии с современными требованиями и потребностями спортивных организаций. Умение применять различные методы и формы обучения, включая дистанционные и blended-learning форматы, с учетом специфики спортивной деятельности. Умение использовать цифровые инструменты и образовательные платформы для организации и проведения занятий. Умение проводить мониторинг и оценку результатов обучения с использованием современных методов. Умение создавать мотивационную среду для обучения спортсменов.
Содержание раздела
Тема № 1: Педагогические основы дополнительного образования в спорте
Тема № 2: Нормативно-правовое регулирование дополнительного образования в сфере спорта
Тема № 3: Особенности организации образовательного процесса по дополнительным программам в спортивных организациях
Тема № 4: Разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ спортивной направленности
Тема № 5: Современные образовательные технологии в спорте
Тема № 6: Проектная деятельность в дополнительном спортивном образовании
Тема № 7: Игровые технологии в спортивном образовании
Тема № 8: Информационно-коммуникационные технологии в спортивном образовании
Тема № 9: Здоровьесберегающие технологии в спортивном образовании
Тема № 10: Технологии развития критического мышления в спорте
Тема № 11: Методы обучения в дополнительном спортивном образовании
Тема № 12: Формы организации обучения в спортивных организациях
Тема № 13: Мониторинг и оценка результатов обучения по дополнительным программам
Тема № 14: Психологические особенности детей и подростков, занимающихся спортом
Тема № 15: Возрастная физиология и спортивная тренировка
Тема № 16: Спортивная подготовка в различных видах спорта
Тема № 17: Организация спортивно-массовых мероприятий
Тема № 18: Работа с родителями учащихся спортивных организаций
Тема № 19: Взаимодействие с тренерами и другими специалистами
Тема № 20: Инклюзивное образование в спорте
Тема № 21: Работа с одаренными детьми в спорте
Тема № 22: Профилактика девиантного поведения у спортсменов
Тема № 23: Основы спортивной этики и fair play
Тема № 24: Антидопинговое образование в спорте
Тема № 25: Спортивный менеджмент и маркетинг
Тема № 26: Фандрайзинг в спортивных организациях
Тема № 27: Правовые основы деятельности спортивных организаций
Тема № 28: Безопасность жизнедеятельности в спортивных организациях
Тема № 29: Первая помощь при спортивных травмах
Тема № 30: Организация спортивных соревнований
Тема № 31: Судейство спортивных соревнований
Тема № 32: Спортивная психология
Тема № 33: Диетология в спорте
Тема № 34: Спортивная медицина
Тема № 35: Современные тенденции развития спорта
Тема № 36: Карьера в спортивной индустрии
Тема № 37: Организация собственного бизнеса в сфере спорта
Тема № 38: Цифровизация в спорте
Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по дополнительным программам с учётом интересов и потребностей обучающихся в организациях спортивной направленности»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о возрастной психологии и физиологии, особенностях развития детей и подростков, занимающихся спортом; принципов построения долгосрочной спортивной подготовки; методов спортивной селекции и ориентации; основ спортивной гигиены и диетологии; антидопинговых правил.
Умения: Навыки организации и проведения тестирования физической подготовленности; анализа спортивных результатов; ведения спортивной документации; работы со специализированным программным обеспечением для спортивной подготовки; оказания первой доврачебной помощи.
Навыки: Умения диагностировать уровень физической подготовленности и спортивных способностей обучающихся; прогнозировать спортивные достижения; формировать спортивные группы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся; разрабатывать индивидуальные планы тренировок; корректировать тренировочный процесс в зависимости от динамики спортивных результатов; проводить спортивные мероприятия различного уровня; консультировать обучающихся и их родителей по вопросам спортивной подготовки, питания и здорового образа жизни.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовое регулирование дополнительного образования в сфере спорта
Тема № 2: Особенности дополнительного образования спортивной направленности
Тема № 3: Виды и формы организации спортивной подготовки
Тема № 4: Психолого-педагогические основы работы с детьми и подростками в спорте
Тема № 5: Возрастные особенности обучающихся в спортивных организациях
Тема № 6: Мотивация и стимулирование спортивной деятельности
Тема № 7: Принципы построения образовательного процесса в спортивных организациях
Тема № 8: Разработка и реализация дополнительных образовательных программ спортивной направленности
Тема № 9: Содержание дополнительных образовательных программ спортивной направленности
Тема № 10: Методы и средства обучения в спортивных организациях
Тема № 11: Формы организации учебных занятий в спортивных организациях
Тема № 12: Планирование тренировочного процесса
Тема № 13: Организация спортивно-массовых мероприятий
Тема № 14: Контроль и оценка результатов обучения в спортивных организациях
Тема № 15: Технологии индивидуализации и дифференциации обучения в спорте
Тема № 16: Инклюзивное образование в спортивных организациях
Тема № 17: Работа с одаренными детьми в спорте
Тема № 18: Профилактика травматизма в спорте
Тема № 19: Основы спортивной гигиены и здорового образа жизни
Тема № 20: Педагогический мониторинг в спортивных организациях
Тема № 21: Взаимодействие с родителями обучающихся в спортивных организациях
Тема № 22: Управление образовательным процессом в спортивных организациях
Тема № 23: Кадровое обеспечение спортивных организаций
Тема № 24: Материально-техническое обеспечение спортивных организаций
Тема № 25: Финансовое обеспечение спортивных организаций
Тема № 26: Информационные технологии в спортивных организациях
Тема № 27: Маркетинг и продвижение услуг спортивных организаций
Тема № 28: Проектная деятельность в спортивных организациях
Тема № 29: Организация спортивных лагерей и сборов
Тема № 30: Организация соревновательной деятельности
Тема № 31: Судейство спортивных соревнований
Тема № 32: Антидопинговое обеспечение в спорте
Тема № 33: Спортивная этика и fair play
Тема № 34: Психологическая подготовка спортсменов
Тема № 35: Карьера в спорте
Тема № 36: Тренерская деятельность в спортивных организациях
Тема № 37: Современные тенденции развития дополнительного образования в сфере спорта
Тема № 38: Международное сотрудничество в сфере спорта
Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся в рамках дополнительных программ спортивной направленности»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает о роли спорта в формировании лидерских качеств, принципах командного взаимодействия и построения эффективной коммуникации в спортивной среде, основные методы мотивации и целеполагания в спорте. Знает о возможностях профессионального развития в сфере спорта.
Умения: Владеет навыками эффективной коммуникации в спортивной команде, конструктивного разрешения конфликтов, самомотивации и мотивации других, целеполагания и планирования своей спортивной деятельности, лидерства и командной работы. Владеет основными техническими навыками выбранного вида спорта на уровне, позволяющем участвовать в соревнованиях.
Навыки: Умеет применять лидерские качества в спортивной команде, эффективно взаимодействовать с тренером и другими членами команды, ставить цели и достигать их, мотивировать себя и других, разрешать конфликты конструктивным путем. Умеет анализировать и корректировать свою технику в выбранном виде спорта.
Содержание раздела
Тема № 1: Цели и задачи развития ключевых навыков в спорте
Тема № 2: Планирование и организация спортивных занятий
Тема № 3: Спортивная этика и fair play
Тема № 4: Работа в команде и коммуникация
Тема № 5: Лидерство в спорте
Тема № 6: Развитие мотивации и целеполагания
Тема № 7: Управление временем и самоорганизация
Тема № 8: Стрессоустойчивость и эмоциональный интеллект
Тема № 9: Принятие решений и решение проблем
Тема № 10: Креативность и инновации в спорте
Тема № 11: Анализ и оценка спортивных достижений
Тема № 12: Самопрезентация и публичные выступления
Тема № 13: Основы спортивной психологии
Тема № 14: Физическая подготовка и развитие основных физических качеств
Тема № 15: Профилактика травматизма в спорте
Тема № 16: Питание и здоровый образ жизни спортсмена
Тема № 17: Спортивный режим и восстановление
Тема № 18: Основы спортивной медицины
Тема № 19: Спортивный массаж и самомассаж
Тема № 20: Спортивная гигиена
Тема № 21: Антидопинговые правила и этика
Тема № 22: Правила безопасности при занятиях спортом
Тема № 23: Работа с родителями и взаимодействие с тренером
Тема № 24: Спортивное право и законодательство
Тема № 25: Организация спортивных мероприятий и соревнований
Тема № 26: Спортивный маркетинг и менеджмент
Тема № 27: Спонсорство и фандрайзинг в спорте
Тема № 28: Медиа и коммуникации в спорте
Тема № 29: Карьера в спорте и перспективы развития
Тема № 30: Использование информационных технологий в спорте
Тема № 31: Спортивная аналитика и статистика
Тема № 32: Инновационные технологии в спортивных тренировках
Тема № 33: Биомеханика спортивных движений
Тема № 34: Физиология спорта и адаптация к физическим нагрузкам
Тема № 35: Психология спортивных достижений
Тема № 36: Методика обучения спортивным навыкам
Тема № 37: Педагогика в спорте
Тема № 38: Инклюзивный спорт и адаптивная физическая культура
Раздел «Внедрение игровых и проектных методов в преподавание по дополнительным программам спортивной направленности»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о различных игровых технологиях и методах проектного обучения, применимых в спортивной деятельности, включая ролевые игры, деловые игры, кейс-метод, мозговой штурм, метод проектов и др. Знания о специфике интеграции игровых и проектных методов в тренировочный процесс. Знания о методах оценки эффективности применения игровых и проектных методов в достижении спортивных результатов.
Умения: Навыки разработки сценариев игровых занятий и проектов в спортивной сфере. Навыки организации и проведения спортивных игр, соревнований и мероприятий с использованием проектного подхода. Навыки мотивации обучающихся к участию в игровой и проектной деятельности. Навыки оценки результатов обучения с применением игровых и проектных методов. Навыки работы в команде при реализации проектов в спорте.
Навыки: Умение интегрировать игровые и проектные методы в образовательный процесс по дополнительным программам спортивной направленности. Умение создавать благоприятную образовательную среду для развития творческого потенциала обучающихся через игровую и проектную деятельность. Умение анализировать и корректировать игровые и проектные методики в зависимости от достигнутых результатов. Умение представлять результаты проектной деятельности.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в игровые и проектные методы обучения
Тема № 2: Теоретические основы игрового обучения
Тема № 3: Теоретические основы проектного обучения
Тема № 4: Классификация игровых методов обучения
Тема № 5: Классификация проектных методов обучения
Тема № 6: Преимущества и недостатки игровых методов
Тема № 7: Преимущества и недостатки проектных методов
Тема № 8: Разработка игровых заданий для спортивных занятий
Тема № 9: Разработка проектов в спортивной сфере
Тема № 10: Игры на развитие физических качеств
Тема № 11: Игры на развитие координации и ловкости
Тема № 12: Игры на развитие командного взаимодействия
Тема № 13: Проекты, направленные на изучение истории спорта
Тема № 14: Проекты, связанные с организацией спортивных мероприятий
Тема № 15: Проекты по пропаганде здорового образа жизни
Тема № 16: Роль тренера/преподавателя в игровом обучении
Тема № 17: Роль тренера/преподавателя в проектном обучении
Тема № 18: Мотивация учащихся через игровые методы
Тема № 19: Мотивация учащихся через проектные методы
Тема № 20: Оценка результатов игровой деятельности
Тема № 21: Оценка результатов проектной деятельности
Тема № 22: Использование ИКТ в игровом обучении
Тема № 23: Использование ИКТ в проектном обучении
Тема № 24: Примеры успешного внедрения игровых методов в спорте
Тема № 25: Примеры успешного внедрения проектных методов в спорте
Тема № 26: Адаптация игровых методов для разных возрастных групп
Тема № 27: Адаптация проектных методов для разных возрастных групп
Тема № 28: Интеграция игровых и проектных методов в спортивном обучении
Тема № 29: Работа с родителями в рамках игрового и проектного обучения
Тема № 30: Организация игровой среды на спортивных занятиях
Тема № 31: Организация проектной деятельности на спортивных занятиях
Тема № 32: Правовые аспекты использования игровых и проектных методов
Тема № 33: Безопасность при проведении игр и реализации проектов
Тема № 34: Инклюзивный подход в игровом и проектном обучении
Тема № 35: Рефлексия и самоанализ педагогической деятельности в контексте игрового и проектного обучения
Тема № 36: Современные тенденции в игровом и проектном обучении в спорте
Тема № 37: Перспективы развития игровых и проектных методов в спортивном образовании
Раздел «Использование образовательных ресурсов и технологий в преподавании по дополнительным программам спортивной направленности»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает дидактические возможности и ограничения различных образовательных ресурсов и технологий; этические аспекты использования образовательных ресурсов и технологий в образовательном процессе.
Умения: Владеет навыками эффективного использования образовательных ресурсов и технологий для достижения планируемых результатов обучения по дополнительной программе спортивной направленности; навыками критической оценки образовательных ресурсов и технологий.
Навыки: Умеет выбирать оптимальные образовательные ресурсы и технологии для решения конкретных образовательных задач в рамках дополнительной программы спортивной направленности; анализировать эффективность применения различных образовательных ресурсов и технологий; обеспечивать безопасность обучающихся при использовании образовательных ресурсов и технологий.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовое регулирование дополнительного образования спортивной направленности
Тема № 2: Особенности образовательного процесса по дополнительным программам спортивной направленности
Тема № 3: Разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ спортивной направленности
Тема № 4: Педагогический дизайн в спортивном образовании
Тема № 5: Современные образовательные технологии в спорте
Тема № 6: Активные методы обучения в спортивной подготовке
Тема № 7: Игровые технологии в спортивном образовании
Тема № 8: Проектная деятельность в спорте
Тема № 9: Исследовательская деятельность в спорте
Тема № 10: Информационно-коммуникационные технологии в спортивном образовании
Тема № 11: Использование цифровых образовательных ресурсов в спорте
Тема № 12: Создание и использование мультимедийных презентаций в спортивной педагогике
Тема № 13: Работа с электронными образовательными платформами в спорте
Тема № 14: Дистанционное обучение в спорте
Тема № 15: Организация и проведение онлайн-тренировок
Тема № 16: Применение мобильных приложений в спортивной подготовке
Тема № 17: Использование видеоанализа в спорте
Тема № 18: Работа с интерактивными тренажерами
Тема № 19: Применение виртуальной и дополненной реальности в спорте
Тема № 20: Электронный портфолио спортсмена и тренера
Тема № 21: Методы контроля и оценки результатов обучения в спорте
Тема № 22: Формы отчетности по дополнительным программам спортивной направленности
Тема № 23: Особенности работы с детьми разных возрастных групп в спорте
Тема № 24: Психолого-педагогические особенности работы с юными спортсменами
Тема № 25: Индивидуализация обучения в спорте
Тема № 26: Дифференцированный подход в спортивной подготовке
Тема № 27: Инклюзивное образование в спорте
Тема № 28: Работа с одаренными детьми в спорте
Тема № 29: Профилактика травматизма в спорте
Тема № 30: Оказание первой помощи при спортивных травмах
Тема № 31: Организация спортивно-массовых мероприятий
Тема № 32: Сотрудничество с родителями учащихся спортивных секций
Тема № 33: Формирование здорового образа жизни у детей и подростков
Тема № 34: Спортивная этика и культура поведения
Тема № 35: Профессиональная компетентность тренера-преподавателя
Тема № 36: Самообразование и повышение квалификации тренера
Тема № 37: Современные тенденции развития спортивного образования
Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по дополнительным программам в организациях спортивной направленности»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о нормативно-правовой базе, регламентирующей оценку и мониторинг учебных достижений учащихся по дополнительным программам в организациях спортивной направленности (ФЗ "Об образовании в РФ", приказы Минспорта России, локальные акты организации). Знания о видах, методах и формах оценки и мониторинга учебных достижений учащихся с учетом специфики спортивной подготовки (педагогическое наблюдение, тестирование, контрольные соревнования, анализ соревновательной деятельности). Знания о принципах педагогической диагностики, критериях и показателях оценки спортивных результатов и динамики развития учащихся. Знания о современных образовательных технологиях, применяемых в оценке и мониторинге учебных достижений в спорте (электронные журналы, системы дистанционного мониторинга, специализированное программное обеспечение). Знания о методах анализа и интерпретации полученных данных мониторинга для корректировки тренировочного процесса и индивидуальных образовательных программ.
Умения: Навыки применения различных методов педагогической диагностики в спорте (тестирование физических качеств, технико-тактической подготовленности). Навыки проведения наблюдения за учащимися во время тренировочного процесса и соревнований, фиксации и анализа результатов. Навыки использования специализированного программного обеспечения и электронных ресурсов для мониторинга учебных достижений учащихся. Навыки анализа и интерпретации данных мониторинга для индивидуализации тренировочного процесса. Навыки составления отчетов и заключений по результатам мониторинга учебных достижений учащихся.
Навыки: Умения разрабатывать критерии и показатели оценки учебных достижений учащихся по дополнительным программам в организациях спортивной направленности с учетом возраста, уровня подготовки и специфики вида спорта. Умения применять различные методы и формы оценки учебных достижений учащихся (наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ соревновательной деятельности). Умения проводить мониторинг учебных достижений учащихся, фиксировать и анализировать полученные данные. Умения использовать результаты мониторинга для корректировки индивидуальных образовательных программ и тренировочного процесса. Умения оформлять документацию по оценке и мониторингу учебных достижений учащихся в соответствии с установленными требованиями.
Содержание раздела
Тема № 1: Цели, задачи и принципы оценки и мониторинга учебных достижений
Тема № 2: Нормативно-правовая база оценки и мониторинга в спортивных организациях
Тема № 3: Виды и формы оценки учебных достижений
Тема № 4: Особенности оценки в различных видах спорта
Тема № 5: Критерии оценки учебных достижений
Тема № 6: Разработка критериев оценки для конкретных программ
Тема № 7: Методы оценки учебных достижений
Тема № 8: Наблюдение как метод оценки
Тема № 9: Тестирование в спортивной подготовке
Тема № 10: Анализ соревновательной деятельности
Тема № 11: Портфолио спортсмена как метод оценки
Тема № 12: Самооценка и взаимооценка в спорте
Тема № 13: Педагогическая диагностика в спорте
Тема № 14: Мониторинг учебных достижений
Тема № 15: Этапы мониторинга
Тема № 16: Инструменты мониторинга
Тема № 17: Анализ результатов мониторинга
Тема № 18: Коррекция образовательного процесса на основе результатов мониторинга
Тема № 19: Использование информационных технологий в оценке и мониторинге
Тема № 20: Специализированное программное обеспечение для спортивных организаций
Тема № 21: Формирование отчетности по результатам оценки и мониторинга
Тема № 22: Психологические аспекты оценки и мониторинга
Тема № 23: Мотивация спортсменов через систему оценки
Тема № 24: Работа с родителями по вопросам оценки и мониторинга
Тема № 25: Этические аспекты оценки и мониторинга
Тема № 26: Предотвращение ошибок и искажений при оценке
Тема № 27: Объективность и справедливость оценки
Тема № 28: Оценка эффективности работы тренера
Тема № 29: Рейтинг спортсменов
Тема № 30: Организация и проведение соревнований как форма оценки
Тема № 31: Анализ и интерпретация результатов соревнований
Тема № 32: Оценка уровня физической подготовленности
Тема № 33: Оценка технической подготовленности
Тема № 34: Оценка тактической подготовленности
Тема № 35: Оценка психологической подготовленности
Тема № 36: Индивидуализация оценки и мониторинга
Тема № 37: Перспективы развития системы оценки и мониторинга в спорте
Тема № 38: Современные тенденции в оценке спортивных достижений
Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов в дополнительном образовании спортивной направленности»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания основ спортивной тренировки, физиологии и психологии спорта, основ первой помощи при спортивных травмах, современных тенденций развития выбранного вида спорта.
Умения: Навыки демонстрации технических элементов выбранного вида спорта, применения различных методов обучения и тренировки, оказания первой помощи при спортивных травмах, использования специализированного спортивного оборудования и инвентаря.
Навыки: Умения планировать и проводить учебные занятия с учетом принципов дифференциации и индивидуализации обучения, мотивировать обучающихся к достижению спортивных результатов, создавать безопасную и комфортную образовательную среду, анализировать и корректировать свою педагогическую деятельность.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы дополнительного образования спортивной направленности
Тема № 2: Нормативно-правовая база дополнительного образования в сфере спорта
Тема № 3: Особенности спортивной подготовки в системе дополнительного образования
Тема № 4: Педагогические технологии в спортивном дополнительном образовании
Тема № 5: Психолого-педагогические основы работы с детьми и подростками в спорте
Тема № 6: Возрастные особенности обучающихся в спортивных секциях и кружках
Тема № 7: Мотивация и стимулирование учащихся в спортивном дополнительном образовании
Тема № 8: Разработка образовательных программ в дополнительном образовании спортивной направленности
Тема № 9: Структура и содержание программы спортивной подготовки
Тема № 10: Цели, задачи и ожидаемые результаты программы спортивной подготовки
Тема № 11: Планирование учебно-тренировочного процесса
Тема № 12: Методы и формы организации занятий в спортивном дополнительном образовании
Тема № 13: Диагностика спортивных достижений учащихся
Тема № 14: Контроль и оценка результатов обучения в спортивных секциях
Тема № 15: Материально-техническое обеспечение спортивных занятий
Тема № 16: Обеспечение безопасности занятий по спортивной подготовке
Тема № 17: Формирование здорового образа жизни у учащихся
Тема № 18: Профилактика травматизма в спорте
Тема № 19: Организация спортивно-массовых мероприятий
Тема № 20: Работа с родителями учащихся спортивных секций
Тема № 21: Инновационные технологии в спортивном дополнительном образовании
Тема № 22: Использование информационно-коммуникационных технологий в спортивной подготовке
Тема № 23: Проектная деятельность в спортивном дополнительном образовании
Тема № 24: Фандрайзинг в спортивных организациях
Тема № 25: Маркетинг и продвижение программ спортивной подготовки
Тема № 26: Работа с тренерским составом
Тема № 27: Повышение квалификации тренеров-преподавателей
Тема № 28: Организация и проведение соревнований
Тема № 29: Судейство спортивных соревнований
Тема № 30: Спортивная этика и деонтология
Тема № 31: Антидопинговое обеспечение в спорте
Тема № 32: Психологическая подготовка спортсменов
Тема № 33: Спортивная диетология
Тема № 34: Основы спортивной медицины
Тема № 35: Спортивный менеджмент
Тема № 36: Разработка и реализация авторских методик обучения в спорте
Тема № 37: Анализ эффективности реализуемых программ спортивной подготовки
Тема № 38: Перспективы развития дополнительного образования спортивной направленности
Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по дополнительным программам в организациях спортивной направленности»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания особенностей: возрастной психологии обучающихся в организациях спортивной направленности; спортивной педагогики и методики обучения различным видам спорта; организации и проведения спортивных мероприятий; построения индивидуальных образовательных траекторий в спорте.
Умения: сбора и обработки информации об эффективности реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ спортивной направленности; проведения анализа показателей эффективности педагогической деятельности в спортивной организации; составления отчетов по результатам анализа и оценки эффективности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ; использования инструментов мониторинга образовательного процесса в спорте; презентации результатов анализа и оценки эффективности педагогической деятельности.
Навыки: адаптировать образовательные программы под возрастные особенности обучающихся; применять различные методики обучения в зависимости от вида спорта и уровня подготовки обучающихся; организовывать и проводить спортивные соревнования и другие мероприятия; разрабатывать индивидуальные образовательные траектории для спортсменов.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовое регулирование дополнительного образования спортивной направленности
Тема № 2: Особенности организации спортивной подготовки в системе дополнительного образования
Тема № 3: Дополнительные образовательные программы спортивной направленности: структура и содержание
Тема № 4: Планирование педагогической деятельности по дополнительным программам в спорте
Тема № 5: Методы обучения в спортивной подготовке
Тема № 6: Средства обучения в спортивной подготовке
Тема № 7: Формы организации образовательного процесса в спортивной направленности
Тема № 8: Мотивация и стимулирование учащихся в спорте
Тема № 9: Работа с родителями учащихся спортивных секций
Тема № 10: Психологические особенности спортивной деятельности детей и подростков
Тема № 11: Возрастные особенности спортивной подготовки
Тема № 12: Индивидуализация тренировочного процесса
Тема № 13: Контроль и оценка спортивной подготовленности
Тема № 14: Тестирование в спорте: виды и методы
Тема № 15: Диагностика эффективности тренировочного процесса
Тема № 16: Анализ и интерпретация результатов спортивной подготовки
Тема № 17: Оценка эффективности педагогической деятельности тренера
Тема № 18: Критерии оценки эффективности реализации дополнительных программ
Тема № 19: Самоанализ педагогической деятельности тренера
Тема № 20: Портфолио тренера как инструмент оценки эффективности
Тема № 21: Современные образовательные технологии в спортивной подготовке
Тема № 22: Использование информационно-коммуникационных технологий в спорте
Тема № 23: Организация и проведение спортивных мероприятий
Тема № 24: Управление спортивной командой
Тема № 25: Профилактика травматизма в спорте
Тема № 26: Основы спортивной гигиены
Тема № 27: Спортивная этика и педагогическая деонтология
Тема № 28: Педагогическое общение в спорте
Тема № 29: Конфликты в спортивной команде и пути их разрешения
Тема № 30: Работа с одаренными детьми в спорте
Тема № 31: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями в спорте
Тема № 32: Интеграция дополнительного образования спортивной направленности с основным образованием
Тема № 33: Взаимодействие с другими организациями спортивной направленности
Тема № 34: Инновационные подходы в дополнительном образовании спортивной направленности
Тема № 35: Мониторинг качества реализации дополнительных программ в спорте
Тема № 36: Перспективы развития дополнительного образования спортивной направленности
Тема № 37: Проектирование дополнительных образовательных программ спортивной направленности
Тема № 38: Фандрайзинг в спортивных организациях
Тема № 39: Организация и проведение спортивно-оздоровительных лагерей
Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.
Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.
Условия реализации рабочей программы модуля
Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля
Электронные учебные издания
Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503
Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Электронные методические издания
Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252
Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597
Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).
Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)
Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):
- Состав современных профессиональных баз данных
Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)
Открытые данные России (https://data.gov.ru/)
Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)
База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)
- Состав информационных справочных систем
База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)
Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)
Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)
Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)
Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)
Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)
Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)
- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти
Президент России (http://kremlin.ru/)
Правительство России (http://government.ru/)
Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)
Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)
Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)
- Иные информационные ресурсы - периодическими издания
TACC (https://tass.ru/)
РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)
Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)
RT (https://rt.com/)
- Информационные поисковые системы
Яндекс (https://ya.ru/)
MAIL.RU (https://www.mail.ru/)