Приложение 3

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"

"05" июня 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

ВМ.43 «Преподавание по дополнительным программам в образовательных организациях (отделениях образовательных организаций) спортивной направленности»

Дополнительная профессиональная программа

«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»

г. Москва

Территория Инновационного центра Сколково

Наименование модуля: Преподавание по дополнительным программам в образовательных организациях (отделениях образовательных организаций) спортивной направленности.

Тип модуля: вариативный модуль.

Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Преподавание по дополнительным программам в образовательных организациях (отделениях образовательных организаций) спортивной направленности».

Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.

Структура и содержание модуля

Элемент Всего, ак.ч. Лекций, ак.ч. Практических занятий, ак.ч. Результаты обучения (коды)
Раздел «Теоретические основы дополнительного образования и его роль в развитии личности» 8 2 2 ПК-43
Раздел «Современные подходы к преподаванию по дополнительным программам в организациях спортивной направленности» 8 2 2 ПК-43
Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по дополнительным программам с учётом интересов и потребностей обучающихся в организациях спортивной направленности» 8 2 2 ПК-43
Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся в рамках дополнительных программ спортивной направленности» 8 2 2 ПК-43
Раздел «Внедрение игровых и проектных методов в преподавание по дополнительным программам спортивной направленности» 8 2 2 ПК-43
Раздел «Использование образовательных ресурсов и технологий в преподавании по дополнительным программам спортивной направленности» 8 2 2 ПК-43
Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по дополнительным программам в организациях спортивной направленности» 8 2 2 ПК-43
Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов в дополнительном образовании спортивной направленности» 8 2 2 ПК-43
Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по дополнительным программам в организациях спортивной направленности» 8 2 2 ПК-43

Раздел «Теоретические основы дополнительного образования и его роль в развитии личности»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основные тенденции развития дополнительного образования в России и за рубежом; возможности использования информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании.

Умения: Владеет навыками работы с образовательными платформами и ресурсами; навыками создания электронных образовательных материалов.

Навыки: Умеет анализировать современные тенденции развития дополнительного образования; использовать информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе.

Содержание раздела

Тема № 1: Сущность и специфика дополнительного образования

Тема № 2: Нормативно-правовая база дополнительного образования

Тема № 3: История развития дополнительного образования в России и за рубежом

Тема № 4: Основные концепции и теории дополнительного образования

Тема № 5: Цели, задачи и принципы дополнительного образования

Тема № 6: Виды и формы дополнительного образования

Тема № 7: Содержание дополнительного образования

Тема № 8: Технологии обучения в дополнительном образовании

Тема № 9: Проектная деятельность в дополнительном образовании

Тема № 10: Исследовательская деятельность в дополнительном образовании

Тема № 11: Организация образовательного процесса в дополнительном образовании

Тема № 12: Управление системой дополнительного образования

Тема № 13: Кадровое обеспечение дополнительного образования

Тема № 14: Материально-техническая база дополнительного образования

Тема № 15: Финансирование дополнительного образования

Тема № 16: Мониторинг и оценка качества дополнительного образования

Тема № 17: Дополнительное образование как фактор социализации личности

Тема № 18: Роль дополнительного образования в развитии творческих способностей

Тема № 19: Дополнительное образование и профессиональное самоопределение

Тема № 20: Дополнительное образование и формирование ключевых компетенций

Тема № 21: Инклюзивное дополнительное образование

Тема № 22: Дополнительное образование для одаренных детей

Тема № 23: Дополнительное образование детей с ОВЗ

Тема № 24: Взаимодействие дополнительного образования с семьей

Тема № 25: Сетевое взаимодействие в дополнительном образовании

Тема № 26: Дополнительное образование в условиях цифровизации

Тема № 27: Психолого-педагогические основы дополнительного образования

Тема № 28: Возрастные особенности обучающихся в системе дополнительного образования

Тема № 29: Мотивация и стимулирование в дополнительном образовании

Тема № 30: Педагогическая диагностика в дополнительном образовании

Тема № 31: Индивидуальный подход в дополнительном образовании

Тема № 32: Развитие личностного потенциала средствами дополнительного образования

Тема № 33: Дополнительное образование и lifelong learning

Тема № 34: Дополнительное образование в контексте глобализации

Тема № 35: Перспективы развития дополнительного образования

Тема № 36: Маркетинг в дополнительном образовании

Тема № 37: Фандрайзинг в системе дополнительного образования

Тема № 38: Международное сотрудничество в сфере дополнительного образования

Тема № 39: Дополнительное образование как средство профилактики девиантного поведения

Раздел «Современные подходы к преподаванию по дополнительным программам в организациях спортивной направленности»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания современных образовательных технологий, применяемых в спортивной сфере, включая цифровые инструменты, методы геймификации и интерактивного обучения, а также принципы построения индивидуальных образовательных траекторий для спортсменов разного уровня. Знание нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность по реализации дополнительных образовательных программ в организациях спортивной направленности. Знание специфики обучения взрослых и особенностей мотивации в спорте. Знание современных методик оценки эффективности образовательных программ. Знание основ спортивной педагогики, психологии и дидактики.

Умения: Навыки разработки интерактивных занятий с использованием современных технологий. Навыки работы с различными цифровыми образовательными платформами и инструментами (LMS, видеоконференции, интерактивные доски и т.д.). Навыки публичных выступлений и эффективной коммуникации со спортсменами разного возраста и уровня подготовки. Навыки организации и проведения практических занятий, мастер-классов, тренингов в спортивной сфере. Навыки анализа и интерпретации данных для оценки эффективности образовательных программ.

Навыки: Умение разрабатывать и адаптировать образовательные программы в соответствии с современными требованиями и потребностями спортивных организаций. Умение применять различные методы и формы обучения, включая дистанционные и blended-learning форматы, с учетом специфики спортивной деятельности. Умение использовать цифровые инструменты и образовательные платформы для организации и проведения занятий. Умение проводить мониторинг и оценку результатов обучения с использованием современных методов. Умение создавать мотивационную среду для обучения спортсменов.

Содержание раздела

Тема № 1: Педагогические основы дополнительного образования в спорте

Тема № 2: Нормативно-правовое регулирование дополнительного образования в сфере спорта

Тема № 3: Особенности организации образовательного процесса по дополнительным программам в спортивных организациях

Тема № 4: Разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ спортивной направленности

Тема № 5: Современные образовательные технологии в спорте

Тема № 6: Проектная деятельность в дополнительном спортивном образовании

Тема № 7: Игровые технологии в спортивном образовании

Тема № 8: Информационно-коммуникационные технологии в спортивном образовании

Тема № 9: Здоровьесберегающие технологии в спортивном образовании

Тема № 10: Технологии развития критического мышления в спорте

Тема № 11: Методы обучения в дополнительном спортивном образовании

Тема № 12: Формы организации обучения в спортивных организациях

Тема № 13: Мониторинг и оценка результатов обучения по дополнительным программам

Тема № 14: Психологические особенности детей и подростков, занимающихся спортом

Тема № 15: Возрастная физиология и спортивная тренировка

Тема № 16: Спортивная подготовка в различных видах спорта

Тема № 17: Организация спортивно-массовых мероприятий

Тема № 18: Работа с родителями учащихся спортивных организаций

Тема № 19: Взаимодействие с тренерами и другими специалистами

Тема № 20: Инклюзивное образование в спорте

Тема № 21: Работа с одаренными детьми в спорте

Тема № 22: Профилактика девиантного поведения у спортсменов

Тема № 23: Основы спортивной этики и fair play

Тема № 24: Антидопинговое образование в спорте

Тема № 25: Спортивный менеджмент и маркетинг

Тема № 26: Фандрайзинг в спортивных организациях

Тема № 27: Правовые основы деятельности спортивных организаций

Тема № 28: Безопасность жизнедеятельности в спортивных организациях

Тема № 29: Первая помощь при спортивных травмах

Тема № 30: Организация спортивных соревнований

Тема № 31: Судейство спортивных соревнований

Тема № 32: Спортивная психология

Тема № 33: Диетология в спорте

Тема № 34: Спортивная медицина

Тема № 35: Современные тенденции развития спорта

Тема № 36: Карьера в спортивной индустрии

Тема № 37: Организация собственного бизнеса в сфере спорта

Тема № 38: Цифровизация в спорте

Раздел «Планирование и организация образовательного процесса по дополнительным программам с учётом интересов и потребностей обучающихся в организациях спортивной направленности»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о возрастной психологии и физиологии, особенностях развития детей и подростков, занимающихся спортом; принципов построения долгосрочной спортивной подготовки; методов спортивной селекции и ориентации; основ спортивной гигиены и диетологии; антидопинговых правил.

Умения: Навыки организации и проведения тестирования физической подготовленности; анализа спортивных результатов; ведения спортивной документации; работы со специализированным программным обеспечением для спортивной подготовки; оказания первой доврачебной помощи.

Навыки: Умения диагностировать уровень физической подготовленности и спортивных способностей обучающихся; прогнозировать спортивные достижения; формировать спортивные группы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся; разрабатывать индивидуальные планы тренировок; корректировать тренировочный процесс в зависимости от динамики спортивных результатов; проводить спортивные мероприятия различного уровня; консультировать обучающихся и их родителей по вопросам спортивной подготовки, питания и здорового образа жизни.

Содержание раздела

Тема № 1: Нормативно-правовое регулирование дополнительного образования в сфере спорта

Тема № 2: Особенности дополнительного образования спортивной направленности

Тема № 3: Виды и формы организации спортивной подготовки

Тема № 4: Психолого-педагогические основы работы с детьми и подростками в спорте

Тема № 5: Возрастные особенности обучающихся в спортивных организациях

Тема № 6: Мотивация и стимулирование спортивной деятельности

Тема № 7: Принципы построения образовательного процесса в спортивных организациях

Тема № 8: Разработка и реализация дополнительных образовательных программ спортивной направленности

Тема № 9: Содержание дополнительных образовательных программ спортивной направленности

Тема № 10: Методы и средства обучения в спортивных организациях

Тема № 11: Формы организации учебных занятий в спортивных организациях

Тема № 12: Планирование тренировочного процесса

Тема № 13: Организация спортивно-массовых мероприятий

Тема № 14: Контроль и оценка результатов обучения в спортивных организациях

Тема № 15: Технологии индивидуализации и дифференциации обучения в спорте

Тема № 16: Инклюзивное образование в спортивных организациях

Тема № 17: Работа с одаренными детьми в спорте

Тема № 18: Профилактика травматизма в спорте

Тема № 19: Основы спортивной гигиены и здорового образа жизни

Тема № 20: Педагогический мониторинг в спортивных организациях

Тема № 21: Взаимодействие с родителями обучающихся в спортивных организациях

Тема № 22: Управление образовательным процессом в спортивных организациях

Тема № 23: Кадровое обеспечение спортивных организаций

Тема № 24: Материально-техническое обеспечение спортивных организаций

Тема № 25: Финансовое обеспечение спортивных организаций

Тема № 26: Информационные технологии в спортивных организациях

Тема № 27: Маркетинг и продвижение услуг спортивных организаций

Тема № 28: Проектная деятельность в спортивных организациях

Тема № 29: Организация спортивных лагерей и сборов

Тема № 30: Организация соревновательной деятельности

Тема № 31: Судейство спортивных соревнований

Тема № 32: Антидопинговое обеспечение в спорте

Тема № 33: Спортивная этика и fair play

Тема № 34: Психологическая подготовка спортсменов

Тема № 35: Карьера в спорте

Тема № 36: Тренерская деятельность в спортивных организациях

Тема № 37: Современные тенденции развития дополнительного образования в сфере спорта

Тема № 38: Международное сотрудничество в сфере спорта

Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций учащихся в рамках дополнительных программ спортивной направленности»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает о роли спорта в формировании лидерских качеств, принципах командного взаимодействия и построения эффективной коммуникации в спортивной среде, основные методы мотивации и целеполагания в спорте. Знает о возможностях профессионального развития в сфере спорта.

Умения: Владеет навыками эффективной коммуникации в спортивной команде, конструктивного разрешения конфликтов, самомотивации и мотивации других, целеполагания и планирования своей спортивной деятельности, лидерства и командной работы. Владеет основными техническими навыками выбранного вида спорта на уровне, позволяющем участвовать в соревнованиях.

Навыки: Умеет применять лидерские качества в спортивной команде, эффективно взаимодействовать с тренером и другими членами команды, ставить цели и достигать их, мотивировать себя и других, разрешать конфликты конструктивным путем. Умеет анализировать и корректировать свою технику в выбранном виде спорта.

Содержание раздела

Тема № 1: Цели и задачи развития ключевых навыков в спорте

Тема № 2: Планирование и организация спортивных занятий

Тема № 3: Спортивная этика и fair play

Тема № 4: Работа в команде и коммуникация

Тема № 5: Лидерство в спорте

Тема № 6: Развитие мотивации и целеполагания

Тема № 7: Управление временем и самоорганизация

Тема № 8: Стрессоустойчивость и эмоциональный интеллект

Тема № 9: Принятие решений и решение проблем

Тема № 10: Креативность и инновации в спорте

Тема № 11: Анализ и оценка спортивных достижений

Тема № 12: Самопрезентация и публичные выступления

Тема № 13: Основы спортивной психологии

Тема № 14: Физическая подготовка и развитие основных физических качеств

Тема № 15: Профилактика травматизма в спорте

Тема № 16: Питание и здоровый образ жизни спортсмена

Тема № 17: Спортивный режим и восстановление

Тема № 18: Основы спортивной медицины

Тема № 19: Спортивный массаж и самомассаж

Тема № 20: Спортивная гигиена

Тема № 21: Антидопинговые правила и этика

Тема № 22: Правила безопасности при занятиях спортом

Тема № 23: Работа с родителями и взаимодействие с тренером

Тема № 24: Спортивное право и законодательство

Тема № 25: Организация спортивных мероприятий и соревнований

Тема № 26: Спортивный маркетинг и менеджмент

Тема № 27: Спонсорство и фандрайзинг в спорте

Тема № 28: Медиа и коммуникации в спорте

Тема № 29: Карьера в спорте и перспективы развития

Тема № 30: Использование информационных технологий в спорте

Тема № 31: Спортивная аналитика и статистика

Тема № 32: Инновационные технологии в спортивных тренировках

Тема № 33: Биомеханика спортивных движений

Тема № 34: Физиология спорта и адаптация к физическим нагрузкам

Тема № 35: Психология спортивных достижений

Тема № 36: Методика обучения спортивным навыкам

Тема № 37: Педагогика в спорте

Тема № 38: Инклюзивный спорт и адаптивная физическая культура

Раздел «Внедрение игровых и проектных методов в преподавание по дополнительным программам спортивной направленности»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о различных игровых технологиях и методах проектного обучения, применимых в спортивной деятельности, включая ролевые игры, деловые игры, кейс-метод, мозговой штурм, метод проектов и др. Знания о специфике интеграции игровых и проектных методов в тренировочный процесс. Знания о методах оценки эффективности применения игровых и проектных методов в достижении спортивных результатов.

Умения: Навыки разработки сценариев игровых занятий и проектов в спортивной сфере. Навыки организации и проведения спортивных игр, соревнований и мероприятий с использованием проектного подхода. Навыки мотивации обучающихся к участию в игровой и проектной деятельности. Навыки оценки результатов обучения с применением игровых и проектных методов. Навыки работы в команде при реализации проектов в спорте.

Навыки: Умение интегрировать игровые и проектные методы в образовательный процесс по дополнительным программам спортивной направленности. Умение создавать благоприятную образовательную среду для развития творческого потенциала обучающихся через игровую и проектную деятельность. Умение анализировать и корректировать игровые и проектные методики в зависимости от достигнутых результатов. Умение представлять результаты проектной деятельности.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в игровые и проектные методы обучения

Тема № 2: Теоретические основы игрового обучения

Тема № 3: Теоретические основы проектного обучения

Тема № 4: Классификация игровых методов обучения

Тема № 5: Классификация проектных методов обучения

Тема № 6: Преимущества и недостатки игровых методов

Тема № 7: Преимущества и недостатки проектных методов

Тема № 8: Разработка игровых заданий для спортивных занятий

Тема № 9: Разработка проектов в спортивной сфере

Тема № 10: Игры на развитие физических качеств

Тема № 11: Игры на развитие координации и ловкости

Тема № 12: Игры на развитие командного взаимодействия

Тема № 13: Проекты, направленные на изучение истории спорта

Тема № 14: Проекты, связанные с организацией спортивных мероприятий

Тема № 15: Проекты по пропаганде здорового образа жизни

Тема № 16: Роль тренера/преподавателя в игровом обучении

Тема № 17: Роль тренера/преподавателя в проектном обучении

Тема № 18: Мотивация учащихся через игровые методы

Тема № 19: Мотивация учащихся через проектные методы

Тема № 20: Оценка результатов игровой деятельности

Тема № 21: Оценка результатов проектной деятельности

Тема № 22: Использование ИКТ в игровом обучении

Тема № 23: Использование ИКТ в проектном обучении

Тема № 24: Примеры успешного внедрения игровых методов в спорте

Тема № 25: Примеры успешного внедрения проектных методов в спорте

Тема № 26: Адаптация игровых методов для разных возрастных групп

Тема № 27: Адаптация проектных методов для разных возрастных групп

Тема № 28: Интеграция игровых и проектных методов в спортивном обучении

Тема № 29: Работа с родителями в рамках игрового и проектного обучения

Тема № 30: Организация игровой среды на спортивных занятиях

Тема № 31: Организация проектной деятельности на спортивных занятиях

Тема № 32: Правовые аспекты использования игровых и проектных методов

Тема № 33: Безопасность при проведении игр и реализации проектов

Тема № 34: Инклюзивный подход в игровом и проектном обучении

Тема № 35: Рефлексия и самоанализ педагогической деятельности в контексте игрового и проектного обучения

Тема № 36: Современные тенденции в игровом и проектном обучении в спорте

Тема № 37: Перспективы развития игровых и проектных методов в спортивном образовании

Раздел «Использование образовательных ресурсов и технологий в преподавании по дополнительным программам спортивной направленности»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает дидактические возможности и ограничения различных образовательных ресурсов и технологий; этические аспекты использования образовательных ресурсов и технологий в образовательном процессе.

Умения: Владеет навыками эффективного использования образовательных ресурсов и технологий для достижения планируемых результатов обучения по дополнительной программе спортивной направленности; навыками критической оценки образовательных ресурсов и технологий.

Навыки: Умеет выбирать оптимальные образовательные ресурсы и технологии для решения конкретных образовательных задач в рамках дополнительной программы спортивной направленности; анализировать эффективность применения различных образовательных ресурсов и технологий; обеспечивать безопасность обучающихся при использовании образовательных ресурсов и технологий.

Содержание раздела

Тема № 1: Нормативно-правовое регулирование дополнительного образования спортивной направленности

Тема № 2: Особенности образовательного процесса по дополнительным программам спортивной направленности

Тема № 3: Разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ спортивной направленности

Тема № 4: Педагогический дизайн в спортивном образовании

Тема № 5: Современные образовательные технологии в спорте

Тема № 6: Активные методы обучения в спортивной подготовке

Тема № 7: Игровые технологии в спортивном образовании

Тема № 8: Проектная деятельность в спорте

Тема № 9: Исследовательская деятельность в спорте

Тема № 10: Информационно-коммуникационные технологии в спортивном образовании

Тема № 11: Использование цифровых образовательных ресурсов в спорте

Тема № 12: Создание и использование мультимедийных презентаций в спортивной педагогике

Тема № 13: Работа с электронными образовательными платформами в спорте

Тема № 14: Дистанционное обучение в спорте

Тема № 15: Организация и проведение онлайн-тренировок

Тема № 16: Применение мобильных приложений в спортивной подготовке

Тема № 17: Использование видеоанализа в спорте

Тема № 18: Работа с интерактивными тренажерами

Тема № 19: Применение виртуальной и дополненной реальности в спорте

Тема № 20: Электронный портфолио спортсмена и тренера

Тема № 21: Методы контроля и оценки результатов обучения в спорте

Тема № 22: Формы отчетности по дополнительным программам спортивной направленности

Тема № 23: Особенности работы с детьми разных возрастных групп в спорте

Тема № 24: Психолого-педагогические особенности работы с юными спортсменами

Тема № 25: Индивидуализация обучения в спорте

Тема № 26: Дифференцированный подход в спортивной подготовке

Тема № 27: Инклюзивное образование в спорте

Тема № 28: Работа с одаренными детьми в спорте

Тема № 29: Профилактика травматизма в спорте

Тема № 30: Оказание первой помощи при спортивных травмах

Тема № 31: Организация спортивно-массовых мероприятий

Тема № 32: Сотрудничество с родителями учащихся спортивных секций

Тема № 33: Формирование здорового образа жизни у детей и подростков

Тема № 34: Спортивная этика и культура поведения

Тема № 35: Профессиональная компетентность тренера-преподавателя

Тема № 36: Самообразование и повышение квалификации тренера

Тема № 37: Современные тенденции развития спортивного образования

Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений учащихся по дополнительным программам в организациях спортивной направленности»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о нормативно-правовой базе, регламентирующей оценку и мониторинг учебных достижений учащихся по дополнительным программам в организациях спортивной направленности (ФЗ "Об образовании в РФ", приказы Минспорта России, локальные акты организации). Знания о видах, методах и формах оценки и мониторинга учебных достижений учащихся с учетом специфики спортивной подготовки (педагогическое наблюдение, тестирование, контрольные соревнования, анализ соревновательной деятельности). Знания о принципах педагогической диагностики, критериях и показателях оценки спортивных результатов и динамики развития учащихся. Знания о современных образовательных технологиях, применяемых в оценке и мониторинге учебных достижений в спорте (электронные журналы, системы дистанционного мониторинга, специализированное программное обеспечение). Знания о методах анализа и интерпретации полученных данных мониторинга для корректировки тренировочного процесса и индивидуальных образовательных программ.

Умения: Навыки применения различных методов педагогической диагностики в спорте (тестирование физических качеств, технико-тактической подготовленности). Навыки проведения наблюдения за учащимися во время тренировочного процесса и соревнований, фиксации и анализа результатов. Навыки использования специализированного программного обеспечения и электронных ресурсов для мониторинга учебных достижений учащихся. Навыки анализа и интерпретации данных мониторинга для индивидуализации тренировочного процесса. Навыки составления отчетов и заключений по результатам мониторинга учебных достижений учащихся.

Навыки: Умения разрабатывать критерии и показатели оценки учебных достижений учащихся по дополнительным программам в организациях спортивной направленности с учетом возраста, уровня подготовки и специфики вида спорта. Умения применять различные методы и формы оценки учебных достижений учащихся (наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ соревновательной деятельности). Умения проводить мониторинг учебных достижений учащихся, фиксировать и анализировать полученные данные. Умения использовать результаты мониторинга для корректировки индивидуальных образовательных программ и тренировочного процесса. Умения оформлять документацию по оценке и мониторингу учебных достижений учащихся в соответствии с установленными требованиями.

Содержание раздела

Тема № 1: Цели, задачи и принципы оценки и мониторинга учебных достижений

Тема № 2: Нормативно-правовая база оценки и мониторинга в спортивных организациях

Тема № 3: Виды и формы оценки учебных достижений

Тема № 4: Особенности оценки в различных видах спорта

Тема № 5: Критерии оценки учебных достижений

Тема № 6: Разработка критериев оценки для конкретных программ

Тема № 7: Методы оценки учебных достижений

Тема № 8: Наблюдение как метод оценки

Тема № 9: Тестирование в спортивной подготовке

Тема № 10: Анализ соревновательной деятельности

Тема № 11: Портфолио спортсмена как метод оценки

Тема № 12: Самооценка и взаимооценка в спорте

Тема № 13: Педагогическая диагностика в спорте

Тема № 14: Мониторинг учебных достижений

Тема № 15: Этапы мониторинга

Тема № 16: Инструменты мониторинга

Тема № 17: Анализ результатов мониторинга

Тема № 18: Коррекция образовательного процесса на основе результатов мониторинга

Тема № 19: Использование информационных технологий в оценке и мониторинге

Тема № 20: Специализированное программное обеспечение для спортивных организаций

Тема № 21: Формирование отчетности по результатам оценки и мониторинга

Тема № 22: Психологические аспекты оценки и мониторинга

Тема № 23: Мотивация спортсменов через систему оценки

Тема № 24: Работа с родителями по вопросам оценки и мониторинга

Тема № 25: Этические аспекты оценки и мониторинга

Тема № 26: Предотвращение ошибок и искажений при оценке

Тема № 27: Объективность и справедливость оценки

Тема № 28: Оценка эффективности работы тренера

Тема № 29: Рейтинг спортсменов

Тема № 30: Организация и проведение соревнований как форма оценки

Тема № 31: Анализ и интерпретация результатов соревнований

Тема № 32: Оценка уровня физической подготовленности

Тема № 33: Оценка технической подготовленности

Тема № 34: Оценка тактической подготовленности

Тема № 35: Оценка психологической подготовленности

Тема № 36: Индивидуализация оценки и мониторинга

Тема № 37: Перспективы развития системы оценки и мониторинга в спорте

Тема № 38: Современные тенденции в оценке спортивных достижений

Раздел «Проектирование и реализация авторских программ и курсов в дополнительном образовании спортивной направленности»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания основ спортивной тренировки, физиологии и психологии спорта, основ первой помощи при спортивных травмах, современных тенденций развития выбранного вида спорта.

Умения: Навыки демонстрации технических элементов выбранного вида спорта, применения различных методов обучения и тренировки, оказания первой помощи при спортивных травмах, использования специализированного спортивного оборудования и инвентаря.

Навыки: Умения планировать и проводить учебные занятия с учетом принципов дифференциации и индивидуализации обучения, мотивировать обучающихся к достижению спортивных результатов, создавать безопасную и комфортную образовательную среду, анализировать и корректировать свою педагогическую деятельность.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы дополнительного образования спортивной направленности

Тема № 2: Нормативно-правовая база дополнительного образования в сфере спорта

Тема № 3: Особенности спортивной подготовки в системе дополнительного образования

Тема № 4: Педагогические технологии в спортивном дополнительном образовании

Тема № 5: Психолого-педагогические основы работы с детьми и подростками в спорте

Тема № 6: Возрастные особенности обучающихся в спортивных секциях и кружках

Тема № 7: Мотивация и стимулирование учащихся в спортивном дополнительном образовании

Тема № 8: Разработка образовательных программ в дополнительном образовании спортивной направленности

Тема № 9: Структура и содержание программы спортивной подготовки

Тема № 10: Цели, задачи и ожидаемые результаты программы спортивной подготовки

Тема № 11: Планирование учебно-тренировочного процесса

Тема № 12: Методы и формы организации занятий в спортивном дополнительном образовании

Тема № 13: Диагностика спортивных достижений учащихся

Тема № 14: Контроль и оценка результатов обучения в спортивных секциях

Тема № 15: Материально-техническое обеспечение спортивных занятий

Тема № 16: Обеспечение безопасности занятий по спортивной подготовке

Тема № 17: Формирование здорового образа жизни у учащихся

Тема № 18: Профилактика травматизма в спорте

Тема № 19: Организация спортивно-массовых мероприятий

Тема № 20: Работа с родителями учащихся спортивных секций

Тема № 21: Инновационные технологии в спортивном дополнительном образовании

Тема № 22: Использование информационно-коммуникационных технологий в спортивной подготовке

Тема № 23: Проектная деятельность в спортивном дополнительном образовании

Тема № 24: Фандрайзинг в спортивных организациях

Тема № 25: Маркетинг и продвижение программ спортивной подготовки

Тема № 26: Работа с тренерским составом

Тема № 27: Повышение квалификации тренеров-преподавателей

Тема № 28: Организация и проведение соревнований

Тема № 29: Судейство спортивных соревнований

Тема № 30: Спортивная этика и деонтология

Тема № 31: Антидопинговое обеспечение в спорте

Тема № 32: Психологическая подготовка спортсменов

Тема № 33: Спортивная диетология

Тема № 34: Основы спортивной медицины

Тема № 35: Спортивный менеджмент

Тема № 36: Разработка и реализация авторских методик обучения в спорте

Тема № 37: Анализ эффективности реализуемых программ спортивной подготовки

Тема № 38: Перспективы развития дополнительного образования спортивной направленности

Раздел «Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности по дополнительным программам в организациях спортивной направленности»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания особенностей: возрастной психологии обучающихся в организациях спортивной направленности; спортивной педагогики и методики обучения различным видам спорта; организации и проведения спортивных мероприятий; построения индивидуальных образовательных траекторий в спорте.

Умения: сбора и обработки информации об эффективности реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ спортивной направленности; проведения анализа показателей эффективности педагогической деятельности в спортивной организации; составления отчетов по результатам анализа и оценки эффективности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ; использования инструментов мониторинга образовательного процесса в спорте; презентации результатов анализа и оценки эффективности педагогической деятельности.

Навыки: адаптировать образовательные программы под возрастные особенности обучающихся; применять различные методики обучения в зависимости от вида спорта и уровня подготовки обучающихся; организовывать и проводить спортивные соревнования и другие мероприятия; разрабатывать индивидуальные образовательные траектории для спортсменов.

Содержание раздела

Тема № 1: Нормативно-правовое регулирование дополнительного образования спортивной направленности

Тема № 2: Особенности организации спортивной подготовки в системе дополнительного образования

Тема № 3: Дополнительные образовательные программы спортивной направленности: структура и содержание

Тема № 4: Планирование педагогической деятельности по дополнительным программам в спорте

Тема № 5: Методы обучения в спортивной подготовке

Тема № 6: Средства обучения в спортивной подготовке

Тема № 7: Формы организации образовательного процесса в спортивной направленности

Тема № 8: Мотивация и стимулирование учащихся в спорте

Тема № 9: Работа с родителями учащихся спортивных секций

Тема № 10: Психологические особенности спортивной деятельности детей и подростков

Тема № 11: Возрастные особенности спортивной подготовки

Тема № 12: Индивидуализация тренировочного процесса

Тема № 13: Контроль и оценка спортивной подготовленности

Тема № 14: Тестирование в спорте: виды и методы

Тема № 15: Диагностика эффективности тренировочного процесса

Тема № 16: Анализ и интерпретация результатов спортивной подготовки

Тема № 17: Оценка эффективности педагогической деятельности тренера

Тема № 18: Критерии оценки эффективности реализации дополнительных программ

Тема № 19: Самоанализ педагогической деятельности тренера

Тема № 20: Портфолио тренера как инструмент оценки эффективности

Тема № 21: Современные образовательные технологии в спортивной подготовке

Тема № 22: Использование информационно-коммуникационных технологий в спорте

Тема № 23: Организация и проведение спортивных мероприятий

Тема № 24: Управление спортивной командой

Тема № 25: Профилактика травматизма в спорте

Тема № 26: Основы спортивной гигиены

Тема № 27: Спортивная этика и педагогическая деонтология

Тема № 28: Педагогическое общение в спорте

Тема № 29: Конфликты в спортивной команде и пути их разрешения

Тема № 30: Работа с одаренными детьми в спорте

Тема № 31: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями в спорте

Тема № 32: Интеграция дополнительного образования спортивной направленности с основным образованием

Тема № 33: Взаимодействие с другими организациями спортивной направленности

Тема № 34: Инновационные подходы в дополнительном образовании спортивной направленности

Тема № 35: Мониторинг качества реализации дополнительных программ в спорте

Тема № 36: Перспективы развития дополнительного образования спортивной направленности

Тема № 37: Проектирование дополнительных образовательных программ спортивной направленности

Тема № 38: Фандрайзинг в спортивных организациях

Тема № 39: Организация и проведение спортивно-оздоровительных лагерей

Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.

Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.

Условия реализации рабочей программы модуля

Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.

Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля

Электронные учебные издания

Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503

Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].

Электронные методические издания

Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252

Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597

Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).

Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)

Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):

- Состав современных профессиональных баз данных

Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)

Открытые данные России (https://data.gov.ru/)

Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)

База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)

- Состав информационных справочных систем

База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)

Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)

Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)

Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)

Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)

Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)

Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)

- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти

Президент России (http://kremlin.ru/)

Правительство России (http://government.ru/)

Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)

Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)

Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)

- Иные информационные ресурсы - периодическими издания

TACC (https://tass.ru/)

РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)

Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)

RT (https://rt.com/)

- Информационные поисковые системы

Яндекс (https://ya.ru/)

MAIL.RU (https://www.mail.ru/)