Приложение 3

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"

"05" июня 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

ВМ.44 «Управление общеобразовательной организацией»

Дополнительная профессиональная программа

«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»

г. Москва

Территория Инновационного центра Сколково

Наименование модуля: Управление общеобразовательной организацией.

Тип модуля: вариативный модуль.

Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Управление общеобразовательной организацией».

Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.

Структура и содержание модуля

Элемент Всего, ак.ч. Лекций, ак.ч. Практических занятий, ак.ч. Результаты обучения (коды)
Раздел «Современные подходы и модели управления общеобразовательной организацией» 8 2 2 ПК-44
Раздел «Стратегическое планирование и развитие общеобразовательной организации» 8 2 2 ПК-44
Раздел «Организация и управление учебно-воспитательным процессом» 8 2 2 ПК-44
Раздел «Управление педагогическим коллективом: мотивация, развитие и оценка эффективности работы педагогов» 8 2 2 ПК-44
Раздел «Финансово-экономическое управление общеобразовательной организацией» 8 2 2 ПК-44
Раздел «Управление материально-техническим обеспечением и инфраструктурой образовательной организации» 8 2 2 ПК-44
Раздел «Взаимодействие с родителями, социальными партнёрами и общественностью» 8 2 2 ПК-44
Раздел «Мониторинг и оценка качества образования в общеобразовательной организации» 8 2 2 ПК-44
Раздел «Информационно-аналитическое обеспечение управления общеобразовательной организацией» 8 2 2 ПК-44

Раздел «Современные подходы и модели управления общеобразовательной организацией»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания особенностей управления общеобразовательной организацией в условиях цифровой трансформации; принципов формирования инклюзивной образовательной среды; международного опыта управления образовательными организациями.

Умения: Навыки работы с цифровыми образовательными платформами и ресурсами; организации индивидуальной и групповой работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями; анализа и интерпретации данных международных исследований в области образования.

Навыки: Умения использовать цифровые технологии в управлении образовательной организацией; создавать условия для развития инклюзивного образования; адаптировать передовой международный опыт к российским реалиям.

Содержание раздела

Тема № 1: Стратегическое управление в образовании

Тема № 2: Миссия, видение и ценности образовательной организации

Тема № 3: SWOT-анализ в образовательной организации

Тема № 4: Разработка стратегических целей и задач

Тема № 5: Управление изменениями в образовательной организации

Тема № 6: Проектное управление в образовательной организации

Тема № 7: Инновационные образовательные технологии

Тема № 8: Цифровизация образования

Тема № 9: Информационно-образовательная среда

Тема № 10: Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии

Тема № 11: Управление качеством образования

Тема № 12: Мониторинг и оценка качества образования

Тема № 13: Система оценки качества образования

Тема № 14: ФГОС и их роль в управлении образовательной организацией

Тема № 15: Управление персоналом в образовательной организации

Тема № 16: Мотивация и стимулирование педагогических работников

Тема № 17: Профессиональное развитие педагогов

Тема № 18: Лидерство в образовательной организации

Тема № 19: Коммуникации в образовательной организации

Тема № 20: Взаимодействие с родителями и общественностью

Тема № 21: Фандрайзинг в образовательной организации

Тема № 22: Управление финансами образовательной организации

Тема № 23: Нормативно-правовое регулирование деятельности образовательной организации

Тема № 24: Управление рисками в образовательной организации

Тема № 25: Инклюзивное образование

Тема № 26: Работа с одаренными детьми

Тема № 27: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Тема № 28: Профилактика девиантного поведения учащихся

Тема № 29: Социальное партнерство образовательной организации

Тема № 30: Международное сотрудничество в образовании

Тема № 31: Управление временем в образовательной организации

Тема № 32: Эффективное планирование работы

Тема № 33: Организация образовательного процесса

Тема № 34: Современные модели управления образовательными организациями

Тема № 35: Бережливое управление в образовании

Тема № 36: Управление конфликтами в образовательной организации

Тема № 37: Эмоциональный интеллект в управлении образовательной организацией

Тема № 38: Этика и ответственность в управлении образовательной организацией

Раздел «Стратегическое планирование и развитие общеобразовательной организации»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания теоретических основ стратегического планирования, методологий анализа внешней и внутренней среды образовательной организации, принципов разработки миссии, видения и целей развития, законодательных и нормативных актов в сфере образования, современных тенденций развития образования. Знания ключевых показателей эффективности (KPI) образовательной организации и методов их оценки. Знания о различных моделях стратегического планирования и управления изменениями.

Умения: Навыки работы с информацией, анализа статистических данных, использования инструментов стратегического анализа (SWOT-анализ, PEST-анализ и др.). Навыки разработки стратегических документов (стратегический план, программа развития). Навыки организации и проведения стратегических сессий. Навыки мониторинга и оценки реализации стратегического плана. Навыки публичных выступлений и ведения переговоров.

Навыки: Умения анализировать внешнюю и внутреннюю среду образовательной организации, выявлять сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Умения формулировать миссию, видение и стратегические цели развития образовательной организации. Умения разрабатывать стратегические планы и программы развития, выбирать оптимальные стратегии развития. Умения прогнозировать последствия принимаемых стратегических решений. Умения презентовать и аргументировать стратегические решения.

Содержание раздела

Тема № 1: Анализ внешней среды образовательной организации

Тема № 2: Анализ внутренней среды образовательной организации

Тема № 3: SWOT-анализ образовательной организации

Тема № 4: Миссия, видение и ценности образовательной организации

Тема № 5: Цели и задачи стратегического развития

Тема № 6: Разработка стратегических приоритетов

Тема № 7: Методы стратегического анализа

Тема № 8: Формирование стратегических альтернатив

Тема № 9: Выбор стратегии развития

Тема № 10: Разработка плана мероприятий по реализации стратегии

Тема № 11: Управление ресурсами в образовательной организации

Тема № 12: Финансовое планирование и обеспечение стратегии

Тема № 13: Управление персоналом в рамках стратегического развития

Тема № 14: Мотивация и стимулирование персонала

Тема № 15: Оценка эффективности реализации стратегии

Тема № 16: Мониторинг и контроль реализации стратегического плана

Тема № 17: Корректировка стратегии

Тема № 18: Инновации в образовании

Тема № 19: Проектное управление в образовательной организации

Тема № 20: Управление изменениями в образовательной организации

Тема № 21: Коммуникации в процессе стратегического планирования

Тема № 22: Взаимодействие с заинтересованными сторонами

Тема № 23: Работа с родительским сообществом

Тема № 24: Сотрудничество с другими образовательными организациями

Тема № 25: Международное сотрудничество

Тема № 26: Правовые основы стратегического планирования в образовании

Тема № 27: Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности

Тема № 28: Государственная политика в области образования

Тема № 29: Региональные особенности стратегического планирования

Тема № 30: Цифровизация образования

Тема № 31: Использование информационных технологий в стратегическом управлении

Тема № 32: Формирование цифровой образовательной среды

Тема № 33: Развитие компетенций будущего у обучающихся

Тема № 34: Инклюзивное образование

Тема № 35: Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся

Тема № 36: Работа с одаренными детьми

Тема № 37: Профориентационная работа

Тема № 38: Система оценки качества образования

Тема № 39: Современные образовательные технологии

Тема № 40: Организация методической работы в образовательной организации

Тема № 41: Лидерство и управление в образовательной организации

Раздел «Организация и управление учебно-воспитательным процессом»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о системе аттестации педагогических работников; о порядке проведения педагогических советов и других форм методической работы; о принципах формирования здорового и безопасного образовательного пространства.

Умения: Навыки ведения протоколов педагогических советов и другой документации; публичных выступлений перед педагогическим коллективом; разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе.

Навыки: Умения организовывать и проводить педагогические советы и методические объединения; анализировать и оценивать профессиональную деятельность педагогических работников; создавать условия для обеспечения безопасности участников образовательного процесса.

Содержание раздела

Тема № 1: Цели и задачи учебно-воспитательного процесса

Тема № 2: Нормативно-правовые основы организации учебно-воспитательного процесса

Тема № 3: Планирование учебно-воспитательного процесса

Тема № 4: Разработка учебных программ и планов

Тема № 5: Организация учебных занятий

Тема № 6: Методы и формы обучения

Тема № 7: Современные образовательные технологии

Тема № 8: Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании

Тема № 9: Оценка качества образования

Тема № 10: Контроль и оценка знаний учащихся

Тема № 11: Формирование ключевых компетенций учащихся

Тема № 12: Воспитательная работа в образовательном учреждении

Тема № 13: Формирование ценностных ориентаций учащихся

Тема № 14: Профилактика девиантного поведения учащихся

Тема № 15: Работа с родителями учащихся

Тема № 16: Взаимодействие с социальными партнерами

Тема № 17: Организация внеурочной деятельности

Тема № 18: Развитие творческих способностей учащихся

Тема № 19: Организация проектной деятельности учащихся

Тема № 20: Организация исследовательской деятельности учащихся

Тема № 21: Инклюзивное образование

Тема № 22: Работа с одаренными детьми

Тема № 23: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Тема № 24: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Тема № 25: Управление педагогическим коллективом

Тема № 26: Мотивация педагогической деятельности

Тема № 27: Профессиональное развитие педагогов

Тема № 28: Аттестация педагогических работников

Тема № 29: Организация методической работы в образовательном учреждении

Тема № 30: Создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении

Тема № 31: Управление конфликтами в образовательном учреждении

Тема № 32: Организация безопасности образовательного процесса

Тема № 33: Охрана труда в образовательном учреждении

Тема № 34: Финансирование образовательного учреждения

Тема № 35: Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Тема № 36: Мониторинг образовательного процесса

Тема № 37: Инновационная деятельность в образовательном учреждении

Тема № 38: Лидерство в образовании

Раздел «Управление педагогическим коллективом: мотивация, развитие и оценка эффективности работы педагогов»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает современные тренды в управлении персоналом и их применение в образовательных организациях. Знает этические принципы управления педагогическим коллективом. Знает особенности работы с разными категориями педагогических работников (молодые специалисты, опытные учителя, руководители методических объединений).

Умения: Владеет навыками коучинга и менторинга педагогических работников. Владеет навыками фасилитации групповой работы с педагогами. Владеет навыками анализа эффективности внедрения программ мотивации и развития педагогических кадров.

Навыки: Умеет проектировать систему мотивации и развития педагогических кадров в образовательной организации. Умеет использовать информационные технологии для управления педагогическим коллективом и оценки эффективности его работы. Умеет организовать самообразование и саморазвитие педагогов.

Содержание раздела

Тема № 1: Теоретические основы управления педагогическим коллективом

Тема № 2: Мотивация педагогического труда: сущность и значение

Тема № 3: Основные теории мотивации

Тема № 4: Содержание и структура мотивации педагогов

Тема № 5: Факторы, влияющие на мотивацию педагогического труда

Тема № 6: Методы изучения мотивации педагогов

Тема № 7: Материальная мотивация педагогов

Тема № 8: Нематериальная мотивация педагогов

Тема № 9: Стимулирование и мотивация: сходства и различия

Тема № 10: Система мотивации в образовательной организации

Тема № 11: Развитие педагогического коллектива: цели и задачи

Тема № 12: Профессиональное развитие педагогов

Тема № 13: Личностное развитие педагогов

Тема № 14: Формы повышения квалификации педагогов

Тема № 15: Наставничество в образовательной организации

Тема № 16: Коучинг как метод развития педагогов

Тема № 17: Менторинг в развитии педагогов

Тема № 18: Самообразование педагогов

Тема № 19: Организация работы с молодыми специалистами

Тема № 20: Оценка эффективности работы педагогов: цели и принципы

Тема № 21: Критерии оценки эффективности работы педагогов

Тема № 22: Методы оценки эффективности работы педагогов

Тема № 23: Аттестация педагогических работников

Тема № 24: Самооценка педагога

Тема № 25: Анализ результатов педагогической деятельности

Тема № 26: Использование результатов оценки для развития педагогов

Тема № 27: Управление конфликтами в педагогическом коллективе

Тема № 28: Формирование благоприятного психологического климата в коллективе

Тема № 29: Лидерство и руководство в педагогическом коллективе

Тема № 30: Коммуникация в управлении педагогическим коллективом

Тема № 31: Делегирование полномочий в педагогическом коллективе

Тема № 32: Тайм-менеджмент для руководителя образовательной организации

Тема № 33: Эмоциональный интеллект руководителя

Тема № 34: Стресс-менеджмент в работе руководителя

Тема № 35: Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации

Тема № 36: Нормативно-правовая база управления педагогическим коллективом

Тема № 37: Современные тренды в управлении образовательными организациями

Тема № 38: Цифровизация в управлении педагогическим коллективом

Раздел «Финансово-экономическое управление общеобразовательной организацией»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Нормативно-правовой базы, регулирующей финансово-хозяйственную деятельность образовательных организаций (бюджетное, налоговое, трудовое законодательство, законодательство в сфере образования, закупок). Основных принципов финансового планирования, бюджетирования и учета в образовательной организации. Структуры доходов и расходов образовательной организации, источников финансирования. Методов анализа финансово-экономической деятельности образовательной организации и оценки её эффективности. Порядка составления и исполнения финансовой отчетности образовательной организации.

Умения: Составления финансовой документации (бюджет, план финансово-хозяйственной деятельности, отчетность). Работы с информационными системами в сфере финансового управления. Проведения финансового анализа и расчетов показателей эффективности. Осуществления контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. Ведения переговоров и деловой переписки по финансово-экономическим вопросам.

Навыки: Разрабатывать финансовый план и бюджет образовательной организации. Анализировать финансово-экономическое состояние образовательной организации. Осуществлять контроль за исполнением бюджета и использованием финансовых ресурсов. Принимать обоснованные управленческие решения в сфере финансово-экономической деятельности. Взаимодействовать с контролирующими органами.

Содержание раздела

Тема № 1: Бюджетное финансирование образовательных организаций

Тема № 2: Нормативно-правовое регулирование финансово-экономической деятельности

Тема № 3: Структура финансово-экономической службы образовательной организации

Тема № 4: Планирование бюджета образовательной организации

Тема № 5: Формирование и исполнение сметы доходов и расходов

Тема № 6: Учет доходов образовательной организации

Тема № 7: Учет расходов образовательной организации

Тема № 8: Финансирование образовательных программ

Тема № 9: Расчет нормативов финансирования

Тема № 10: Оплата труда работников образования

Тема № 11: Начисление и выплата заработной платы

Тема № 12: Стимулирующие выплаты педагогическим работникам

Тема № 13: Материально-техническое обеспечение образовательной организации

Тема № 14: Учет материальных ценностей

Тема № 15: Закупки товаров, работ и услуг для нужд образовательной организации

Тема № 16: Управление имуществом образовательной организации

Тема № 17: Аренда и сдача в аренду имущества

Тема № 18: Внебюджетная деятельность образовательной организации

Тема № 19: Привлечение дополнительных источников финансирования

Тема № 20: Спонсорство и благотворительность в образовании

Тема № 21: Контроль за финансово-экономической деятельностью

Тема № 22: Внутренний финансовый контроль

Тема № 23: Внешний финансовый аудит

Тема № 24: Отчетность образовательной организации

Тема № 25: Составление и представление финансовой отчетности

Тема № 26: Анализ финансово-экономической деятельности

Тема № 27: Показатели эффективности использования бюджетных средств

Тема № 28: Оптимизация расходов образовательной организации

Тема № 29: Финансовые риски в образовательной организации

Тема № 30: Управление финансовыми рисками

Тема № 31: Антикоррупционная политика в сфере образования

Тема № 32: Информационные технологии в финансово-экономическом управлении

Тема № 33: Электронный документооборот в образовательной организации

Тема № 34: Программное обеспечение для финансового учета

Тема № 35: Кадровое обеспечение финансово-экономической службы

Тема № 36: Повышение квалификации работников финансово-экономической службы

Тема № 37: Перспективы развития финансово-экономического управления в образовании

Тема № 38: Международный опыт финансового управления в образовании

Раздел «Управление материально-техническим обеспечением и инфраструктурой образовательной организации»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Основные понятия и принципы управления материально-техническим обеспечением и инфраструктурой образовательной организации. Нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность образовательной организации в области материально-технического обеспечения и инфраструктуры. Методы планирования, организации, контроля и анализа эффективности использования материально-технических ресурсов и инфраструктуры. Виды и характеристики материально-технических ресурсов, используемых в образовательном процессе. Требования к оснащению образовательной организации, включая учебные кабинеты, лаборатории, библиотеки, спортивные сооружения, и другим объектам инфраструктуры. Правила техники безопасности и охраны труда при эксплуатации материально-технических ресурсов и объектов инфраструктуры. Основы управления имуществом образовательной организации. Методы оценки эффективности использования материально-технических ресурсов и инфраструктуры. Перспективы развития материально-технической базы и инфраструктуры образовательных организаций.

Умения: Работы с нормативно-правовой документацией в сфере материально-технического обеспечения. Составления заявок на приобретение материально-технических ресурсов. Проведения инвентаризации имущества. Оформления документации по учету и списанию материальных ценностей. Организации и проведения ремонтных работ. Обеспечения безопасности эксплуатации оборудования и объектов инфраструктуры. Использования специализированного программного обеспечения для управления материально-техническим обеспечением. Анализа эффективности использования материально-технических ресурсов. Ведения деловой переписки и переговоров с поставщиками.

Навыки: Анализировать состояние материально-технического обеспечения и инфраструктуры образовательной организации. Планировать потребности в материально-технических ресурсах и разрабатывать бюджет. Организовывать закупку, хранение, учет и списание материально-технических ресурсов. Обеспечивать рациональное использование материально-технических ресурсов и инфраструктуры. Контролировать состояние и эксплуатацию объектов инфраструктуры. Осуществлять мониторинг эффективности использования материально-технических ресурсов и инфраструктуры. Разрабатывать предложения по совершенствованию системы управления материально-техническим обеспечением и инфраструктурой. Применять информационные технологии в управлении материально-техническим обеспечением и инфраструктурой. Взаимодействовать с поставщиками товаров и услуг.

Содержание раздела

Тема № 1: Нормативно-правовое регулирование материально-технического обеспечения образовательных организаций

Тема № 2: Планирование материально-технического обеспечения

Тема № 3: Бюджетирование и финансирование материально-технического обеспечения

Тема № 4: Управление закупками для образовательной организации

Тема № 5: Организация складского хозяйства и учет материальных ценностей

Тема № 6: Инвентаризация материальных ценностей

Тема № 7: Обеспечение учебного процесса оборудованием и материалами

Тема № 8: Обеспечение образовательного процесса информационно-коммуникационными технологиями

Тема № 9: Организация питания в образовательной организации

Тема № 10: Медицинское обслуживание в образовательной организации

Тема № 11: Обеспечение безопасности образовательной организации

Тема № 12: Противопожарная безопасность в образовательной организации

Тема № 13: Охрана труда в образовательной организации

Тема № 14: Санитарно-гигиенические требования к образовательной организации

Тема № 15: Техническое обслуживание зданий и сооружений

Тема № 16: Ремонт и реконструкция зданий и сооружений

Тема № 17: Эксплуатация инженерных систем

Тема № 18: Энергосбережение в образовательной организации

Тема № 19: Управление имуществом образовательной организации

Тема № 20: Аренда и сдача в аренду имущества образовательной организации

Тема № 21: Утилизация отходов образовательной организации

Тема № 22: Организация транспортного обслуживания

Тема № 23: Информационные системы управления материально-техническим обеспечением

Тема № 24: Автоматизация процессов материально-технического обеспечения

Тема № 25: Анализ эффективности управления материально-техническим обеспечением

Тема № 26: Оптимизация расходов на материально-техническое обеспечение

Тема № 27: Разработка и реализация программ развития материально-технической базы

Тема № 28: Управление проектами в сфере материально-технического обеспечения

Тема № 29: Контроль качества материально-технического обеспечения

Тема № 30: Взаимодействие с поставщиками товаров и услуг

Тема № 31: Организация работы с договорами

Тема № 32: Документооборот в сфере материально-технического обеспечения

Тема № 33: Кадровое обеспечение материально-технической службы

Тема № 34: Повышение квалификации сотрудников материально-технической службы

Тема № 35: Инновации в управлении материально-техническим обеспечением

Тема № 36: Международный опыт управления материально-техническим обеспечением образовательных организаций

Тема № 37: Экологическая безопасность в образовательной организации

Тема № 38: Антитеррористическая безопасность в образовательной организации

Тема № 39: Цифровизация материально-технического обеспечения образовательной организации

Раздел «Взаимодействие с родителями, социальными партнёрами и общественностью»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает особенности взаимодействия с родителями детей с особыми образовательными потребностями, одаренных детей; механизмы привлечения социальных партнеров к реализации образовательных проектов; способы информирования общественности о деятельности образовательной организации.

Умения: Владеет навыками организации и проведения родительских собраний, консультаций, мастер-классов и других форм работы с родителями; навыками делового общения и ведения переговоров с социальными партнерами; навыками публичных выступлений и презентаций; навыками использования информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии с родителями, социальными партнерами и общественностью.

Навыки: Умеет адаптировать методы и формы взаимодействия с учетом специфики целевой аудитории; устанавливать партнерские отношения с представителями различных социальных институтов; формировать позитивный имидж образовательной организации в обществе.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы коммуникации с родителями

Тема № 2: Эффективное слушание и обратная связь с родителями

Тема № 3: Невербальная коммуникация в общении с родителями

Тема № 4: Разрешение конфликтов с родителями

Тема № 5: Организация родительских собраний

Тема № 6: Индивидуальные консультации с родителями

Тема № 7: Вовлечение родителей в образовательный процесс

Тема № 8: Формы сотрудничества с родителями

Тема № 9: Создание позитивного имиджа образовательной организации

Тема № 10: Работа с родительскими комитетами

Тема № 11: Правовые аспекты взаимодействия с родителями

Тема № 12: Психологические особенности взаимодействия с родителями

Тема № 13: Особенности взаимодействия с родителями детей с ОВЗ

Тема № 14: Работа с "трудными" родителями

Тема № 15: Профилактика семейного неблагополучия

Тема № 16: Социальное партнерство в образовании

Тема № 17: Виды социальных партнеров образовательной организации

Тема № 18: Принципы построения социального партнерства

Тема № 19: Формы взаимодействия с социальными партнерами

Тема № 20: Разработка и реализация совместных проектов с социальными партнерами

Тема № 21: Оценка эффективности социального партнерства

Тема № 22: Фандрайзинг в образовательной организации

Тема № 23: Взаимодействие с органами местного самоуправления

Тема № 24: Взаимодействие с бизнес-структурами

Тема № 25: Взаимодействие с некоммерческими организациями

Тема № 26: Взаимодействие с учреждениями культуры

Тема № 27: Работа со СМИ

Тема № 28: PR в образовании

Тема № 29: Организация мероприятий для общественности

Тема № 30: Формирование общественного мнения об образовательной организации

Тема № 31: Мониторинг общественного мнения

Тема № 32: Работа с социальными сетями

Тема № 33: Создание сайта образовательной организации

Тема № 34: Эффективные коммуникации в социальных медиа

Тема № 35: Кризисный PR в образовательной организации

Тема № 36: Этика взаимодействия с родителями, социальными партнерами и общественностью

Тема № 37: Цифровые инструменты для взаимодействия с родителями и общественностью

Тема № 38: Документооборот во взаимодействии с родителями, партнерами и общественностью

Раздел «Мониторинг и оценка качества образования в общеобразовательной организации»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает современные образовательные технологии и их влияние на качество образования; особенности оценки качества образования в условиях реализации ФГОС; методы оценки метапредметных и личностных результатов обучения; международные исследования качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS) и их значение для российской системы образования.

Умения: Владеет навыками использования цифровых инструментов для мониторинга и оценки качества образования; разработки и применения критериев оценки эффективности образовательных программ; проведения сравнительного анализа качества образования в разных образовательных организациях.

Навыки: Умеет применять современные методы оценки качества образования; анализировать результаты международных исследований качества образования; использовать результаты мониторинга для проектирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; разрабатывать программы повышения квалификации педагогов по вопросам оценки качества образования.

Содержание раздела

Тема № 1: Нормативно-правовые основы мониторинга и оценки качества образования

Тема № 2: Система оценки качества образования в РФ

Тема № 3: Международные исследования качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS)

Тема № 4: Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)

Тема № 5: Всероссийские проверочные работы (ВПР)

Тема № 6: Государственная итоговая аттестация (ГИА)

Тема № 7: Единый государственный экзамен (ЕГЭ)

Тема № 8: Олимпиады и конкурсы

Тема № 9: Мониторинг образовательных достижений обучающихся

Тема № 10: Методы оценки качества знаний учащихся

Тема № 11: Формы и методы контроля знаний

Тема № 12: Тестирование как метод оценки качества образования

Тема № 13: Анализ результатов мониторинга и оценки

Тема № 14: Использование результатов мониторинга для управления качеством образования

Тема № 15: Внутришкольный контроль качества образования

Тема № 16: Самообследование образовательной организации

Тема № 17: Оценка качества преподавания

Тема № 18: Анализ профессиональной деятельности педагога

Тема № 19: Система аттестации педагогических работников

Тема № 20: Повышение квалификации педагогов

Тема № 21: Мониторинг и оценка качества условий реализации образовательных программ

Тема № 22: Материально-техническая база образовательной организации

Тема № 23: Кадровое обеспечение образовательной организации

Тема № 24: Финансовое обеспечение образовательной организации

Тема № 25: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Тема № 26: Мониторинг воспитательной работы

Тема № 27: Оценка эффективности воспитательной деятельности

Тема № 28: Работа с родителями (законными представителями) обучающихся

Тема № 29: Информатизация образования и ее роль в мониторинге качества

Тема № 30: Электронные образовательные ресурсы

Тема № 31: Цифровые инструменты для оценки качества образования

Тема № 32: Статистические методы обработки данных мониторинга

Тема № 33: Представление результатов мониторинга и оценки качества образования

Тема № 34: Публичный отчет образовательной организации

Тема № 35: Разработка программы развития образовательной организации

Тема № 36: Планирование мероприятий по повышению качества образования

Тема № 37: Инновационные подходы к мониторингу и оценке качества образования

Тема № 38: Опыт российских и зарубежных образовательных организаций в области мониторинга и оценки качества образования

Тема № 39: Этические аспекты мониторинга и оценки качества образования

Раздел «Информационно-аналитическое обеспечение управления общеобразовательной организацией»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает методы прогнозирования развития образовательной организации, основы стратегического планирования, методики оценки эффективности управленческих решений, принципы построения системы показателей эффективности образовательной деятельности.

Умения: Владеет навыками разработки прогнозов и моделей развития образовательной организации, оценки эффективности управленческих решений, построения системы показателей эффективности, представления результатов анализа и прогнозов руководству организации.

Навыки: Умеет применять методы прогнозирования и моделирования в образовательной сфере, разрабатывать сценарии развития образовательной организации, оценивать эффективность управленческих решений, формировать систему показателей эффективности образовательной деятельности, использовать полученные аналитические данные для принятия управленческих решений.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы информатизации образования

Тема № 2: Нормативно-правовое обеспечение информатизации образования

Тема № 3: Информационная среда общеобразовательной организации

Тема № 4: Информационные ресурсы и сервисы в образовании

Тема № 5: Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии

Тема № 6: Системы управления обучением (LMS)

Тема № 7: Электронные журналы и дневники

Тема № 8: Информационная безопасность в образовании

Тема № 9: Защита персональных данных в образовательной организации

Тема № 10: Авторское право и интеллектуальная собственность в цифровой среде

Тема № 11: Цифровые образовательные ресурсы и их использование

Тема № 12: Создание и использование электронных учебных материалов

Тема № 13: Работа с электронными библиотеками и базами данных

Тема № 14: Методы сбора и обработки информации в образовательной организации

Тема № 15: Статистический анализ данных в образовании

Тема № 16: Информационно-аналитическая деятельность руководителя образовательной организации

Тема № 17: Использование информационных технологий для управления образовательным процессом

Тема № 18: Мониторинг качества образования с использованием информационных технологий

Тема № 19: Анализ и оценка эффективности образовательных программ

Тема № 20: Прогнозирование развития образовательной организации

Тема № 21: Разработка и реализация стратегии информатизации образования

Тема № 22: Управление проектами в сфере информатизации образования

Тема № 23: Финансирование информатизации образования

Тема № 24: Материально-техническое обеспечение информатизации образования

Тема № 25: Формирование ИКТ-компетентности педагогов

Тема № 26: Повышение квалификации педагогов в области информационных технологий

Тема № 27: Организация и проведение мероприятий по информатизации образования

Тема № 28: Взаимодействие с родителями с использованием информационных технологий

Тема № 29: Информационное обеспечение взаимодействия с органами управления образованием

Тема № 30: Эффективное использование социальных сетей в образовательной организации

Тема № 31: Создание и поддержка сайта образовательной организации

Тема № 32: Электронный документооборот в образовательной организации

Тема № 33: Использование облачных технологий в образовании

Тема № 34: Большие данные и их применение в образовании

Тема № 35: Искусственный интеллект в образовании

Тема № 36: Перспективы развития информатизации образования

Тема № 37: Информационная культура и этика в цифровой среде

Тема № 38: Цифровая трансформация образования

Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.

Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.

Условия реализации рабочей программы модуля

Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.

Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля

Электронные учебные издания

Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503

Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].

Электронные методические издания

Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252

Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597

Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).

Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)

Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):

- Состав современных профессиональных баз данных

Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)

Открытые данные России (https://data.gov.ru/)

Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)

База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)

- Состав информационных справочных систем

База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)

Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)

Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)

Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)

Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)

Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)

Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)

- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти

Президент России (http://kremlin.ru/)

Правительство России (http://government.ru/)

Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)

Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)

Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)

- Иные информационные ресурсы - периодическими издания

TACC (https://tass.ru/)

РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)

Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)

RT (https://rt.com/)

- Информационные поисковые системы

Яндекс (https://ya.ru/)

MAIL.RU (https://www.mail.ru/)