Приложение 3
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"
"05" июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
ВМ.44 «Управление общеобразовательной организацией»
Дополнительная профессиональная программа
«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»
г. Москва
Территория Инновационного центра Сколково
Наименование модуля: Управление общеобразовательной организацией.
Тип модуля: вариативный модуль.
Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Управление общеобразовательной организацией».
Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.
Структура и содержание модуля
| Элемент | Всего, ак.ч. | Лекций, ак.ч. | Практических занятий, ак.ч. | Результаты обучения (коды) |
|---|---|---|---|---|
| Раздел «Современные подходы и модели управления общеобразовательной организацией» | 8 | 2 | 2 | ПК-44 |
| Раздел «Стратегическое планирование и развитие общеобразовательной организации» | 8 | 2 | 2 | ПК-44 |
| Раздел «Организация и управление учебно-воспитательным процессом» | 8 | 2 | 2 | ПК-44 |
| Раздел «Управление педагогическим коллективом: мотивация, развитие и оценка эффективности работы педагогов» | 8 | 2 | 2 | ПК-44 |
| Раздел «Финансово-экономическое управление общеобразовательной организацией» | 8 | 2 | 2 | ПК-44 |
| Раздел «Управление материально-техническим обеспечением и инфраструктурой образовательной организации» | 8 | 2 | 2 | ПК-44 |
| Раздел «Взаимодействие с родителями, социальными партнёрами и общественностью» | 8 | 2 | 2 | ПК-44 |
| Раздел «Мониторинг и оценка качества образования в общеобразовательной организации» | 8 | 2 | 2 | ПК-44 |
| Раздел «Информационно-аналитическое обеспечение управления общеобразовательной организацией» | 8 | 2 | 2 | ПК-44 |
Раздел «Современные подходы и модели управления общеобразовательной организацией»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания особенностей управления общеобразовательной организацией в условиях цифровой трансформации; принципов формирования инклюзивной образовательной среды; международного опыта управления образовательными организациями.
Умения: Навыки работы с цифровыми образовательными платформами и ресурсами; организации индивидуальной и групповой работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями; анализа и интерпретации данных международных исследований в области образования.
Навыки: Умения использовать цифровые технологии в управлении образовательной организацией; создавать условия для развития инклюзивного образования; адаптировать передовой международный опыт к российским реалиям.
Содержание раздела
Тема № 1: Стратегическое управление в образовании
Тема № 2: Миссия, видение и ценности образовательной организации
Тема № 3: SWOT-анализ в образовательной организации
Тема № 4: Разработка стратегических целей и задач
Тема № 5: Управление изменениями в образовательной организации
Тема № 6: Проектное управление в образовательной организации
Тема № 7: Инновационные образовательные технологии
Тема № 8: Цифровизация образования
Тема № 9: Информационно-образовательная среда
Тема № 10: Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Тема № 11: Управление качеством образования
Тема № 12: Мониторинг и оценка качества образования
Тема № 13: Система оценки качества образования
Тема № 14: ФГОС и их роль в управлении образовательной организацией
Тема № 15: Управление персоналом в образовательной организации
Тема № 16: Мотивация и стимулирование педагогических работников
Тема № 17: Профессиональное развитие педагогов
Тема № 18: Лидерство в образовательной организации
Тема № 19: Коммуникации в образовательной организации
Тема № 20: Взаимодействие с родителями и общественностью
Тема № 21: Фандрайзинг в образовательной организации
Тема № 22: Управление финансами образовательной организации
Тема № 23: Нормативно-правовое регулирование деятельности образовательной организации
Тема № 24: Управление рисками в образовательной организации
Тема № 25: Инклюзивное образование
Тема № 26: Работа с одаренными детьми
Тема № 27: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Тема № 28: Профилактика девиантного поведения учащихся
Тема № 29: Социальное партнерство образовательной организации
Тема № 30: Международное сотрудничество в образовании
Тема № 31: Управление временем в образовательной организации
Тема № 32: Эффективное планирование работы
Тема № 33: Организация образовательного процесса
Тема № 34: Современные модели управления образовательными организациями
Тема № 35: Бережливое управление в образовании
Тема № 36: Управление конфликтами в образовательной организации
Тема № 37: Эмоциональный интеллект в управлении образовательной организацией
Тема № 38: Этика и ответственность в управлении образовательной организацией
Раздел «Стратегическое планирование и развитие общеобразовательной организации»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания теоретических основ стратегического планирования, методологий анализа внешней и внутренней среды образовательной организации, принципов разработки миссии, видения и целей развития, законодательных и нормативных актов в сфере образования, современных тенденций развития образования. Знания ключевых показателей эффективности (KPI) образовательной организации и методов их оценки. Знания о различных моделях стратегического планирования и управления изменениями.
Умения: Навыки работы с информацией, анализа статистических данных, использования инструментов стратегического анализа (SWOT-анализ, PEST-анализ и др.). Навыки разработки стратегических документов (стратегический план, программа развития). Навыки организации и проведения стратегических сессий. Навыки мониторинга и оценки реализации стратегического плана. Навыки публичных выступлений и ведения переговоров.
Навыки: Умения анализировать внешнюю и внутреннюю среду образовательной организации, выявлять сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Умения формулировать миссию, видение и стратегические цели развития образовательной организации. Умения разрабатывать стратегические планы и программы развития, выбирать оптимальные стратегии развития. Умения прогнозировать последствия принимаемых стратегических решений. Умения презентовать и аргументировать стратегические решения.
Содержание раздела
Тема № 1: Анализ внешней среды образовательной организации
Тема № 2: Анализ внутренней среды образовательной организации
Тема № 3: SWOT-анализ образовательной организации
Тема № 4: Миссия, видение и ценности образовательной организации
Тема № 5: Цели и задачи стратегического развития
Тема № 6: Разработка стратегических приоритетов
Тема № 7: Методы стратегического анализа
Тема № 8: Формирование стратегических альтернатив
Тема № 9: Выбор стратегии развития
Тема № 10: Разработка плана мероприятий по реализации стратегии
Тема № 11: Управление ресурсами в образовательной организации
Тема № 12: Финансовое планирование и обеспечение стратегии
Тема № 13: Управление персоналом в рамках стратегического развития
Тема № 14: Мотивация и стимулирование персонала
Тема № 15: Оценка эффективности реализации стратегии
Тема № 16: Мониторинг и контроль реализации стратегического плана
Тема № 17: Корректировка стратегии
Тема № 18: Инновации в образовании
Тема № 19: Проектное управление в образовательной организации
Тема № 20: Управление изменениями в образовательной организации
Тема № 21: Коммуникации в процессе стратегического планирования
Тема № 22: Взаимодействие с заинтересованными сторонами
Тема № 23: Работа с родительским сообществом
Тема № 24: Сотрудничество с другими образовательными организациями
Тема № 25: Международное сотрудничество
Тема № 26: Правовые основы стратегического планирования в образовании
Тема № 27: Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Тема № 28: Государственная политика в области образования
Тема № 29: Региональные особенности стратегического планирования
Тема № 30: Цифровизация образования
Тема № 31: Использование информационных технологий в стратегическом управлении
Тема № 32: Формирование цифровой образовательной среды
Тема № 33: Развитие компетенций будущего у обучающихся
Тема № 34: Инклюзивное образование
Тема № 35: Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся
Тема № 36: Работа с одаренными детьми
Тема № 37: Профориентационная работа
Тема № 38: Система оценки качества образования
Тема № 39: Современные образовательные технологии
Тема № 40: Организация методической работы в образовательной организации
Тема № 41: Лидерство и управление в образовательной организации
Раздел «Организация и управление учебно-воспитательным процессом»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о системе аттестации педагогических работников; о порядке проведения педагогических советов и других форм методической работы; о принципах формирования здорового и безопасного образовательного пространства.
Умения: Навыки ведения протоколов педагогических советов и другой документации; публичных выступлений перед педагогическим коллективом; разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе.
Навыки: Умения организовывать и проводить педагогические советы и методические объединения; анализировать и оценивать профессиональную деятельность педагогических работников; создавать условия для обеспечения безопасности участников образовательного процесса.
Содержание раздела
Тема № 1: Цели и задачи учебно-воспитательного процесса
Тема № 2: Нормативно-правовые основы организации учебно-воспитательного процесса
Тема № 3: Планирование учебно-воспитательного процесса
Тема № 4: Разработка учебных программ и планов
Тема № 5: Организация учебных занятий
Тема № 6: Методы и формы обучения
Тема № 7: Современные образовательные технологии
Тема № 8: Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании
Тема № 9: Оценка качества образования
Тема № 10: Контроль и оценка знаний учащихся
Тема № 11: Формирование ключевых компетенций учащихся
Тема № 12: Воспитательная работа в образовательном учреждении
Тема № 13: Формирование ценностных ориентаций учащихся
Тема № 14: Профилактика девиантного поведения учащихся
Тема № 15: Работа с родителями учащихся
Тема № 16: Взаимодействие с социальными партнерами
Тема № 17: Организация внеурочной деятельности
Тема № 18: Развитие творческих способностей учащихся
Тема № 19: Организация проектной деятельности учащихся
Тема № 20: Организация исследовательской деятельности учащихся
Тема № 21: Инклюзивное образование
Тема № 22: Работа с одаренными детьми
Тема № 23: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Тема № 24: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Тема № 25: Управление педагогическим коллективом
Тема № 26: Мотивация педагогической деятельности
Тема № 27: Профессиональное развитие педагогов
Тема № 28: Аттестация педагогических работников
Тема № 29: Организация методической работы в образовательном учреждении
Тема № 30: Создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении
Тема № 31: Управление конфликтами в образовательном учреждении
Тема № 32: Организация безопасности образовательного процесса
Тема № 33: Охрана труда в образовательном учреждении
Тема № 34: Финансирование образовательного учреждения
Тема № 35: Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Тема № 36: Мониторинг образовательного процесса
Тема № 37: Инновационная деятельность в образовательном учреждении
Тема № 38: Лидерство в образовании
Раздел «Управление педагогическим коллективом: мотивация, развитие и оценка эффективности работы педагогов»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает современные тренды в управлении персоналом и их применение в образовательных организациях. Знает этические принципы управления педагогическим коллективом. Знает особенности работы с разными категориями педагогических работников (молодые специалисты, опытные учителя, руководители методических объединений).
Умения: Владеет навыками коучинга и менторинга педагогических работников. Владеет навыками фасилитации групповой работы с педагогами. Владеет навыками анализа эффективности внедрения программ мотивации и развития педагогических кадров.
Навыки: Умеет проектировать систему мотивации и развития педагогических кадров в образовательной организации. Умеет использовать информационные технологии для управления педагогическим коллективом и оценки эффективности его работы. Умеет организовать самообразование и саморазвитие педагогов.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы управления педагогическим коллективом
Тема № 2: Мотивация педагогического труда: сущность и значение
Тема № 3: Основные теории мотивации
Тема № 4: Содержание и структура мотивации педагогов
Тема № 5: Факторы, влияющие на мотивацию педагогического труда
Тема № 6: Методы изучения мотивации педагогов
Тема № 7: Материальная мотивация педагогов
Тема № 8: Нематериальная мотивация педагогов
Тема № 9: Стимулирование и мотивация: сходства и различия
Тема № 10: Система мотивации в образовательной организации
Тема № 11: Развитие педагогического коллектива: цели и задачи
Тема № 12: Профессиональное развитие педагогов
Тема № 13: Личностное развитие педагогов
Тема № 14: Формы повышения квалификации педагогов
Тема № 15: Наставничество в образовательной организации
Тема № 16: Коучинг как метод развития педагогов
Тема № 17: Менторинг в развитии педагогов
Тема № 18: Самообразование педагогов
Тема № 19: Организация работы с молодыми специалистами
Тема № 20: Оценка эффективности работы педагогов: цели и принципы
Тема № 21: Критерии оценки эффективности работы педагогов
Тема № 22: Методы оценки эффективности работы педагогов
Тема № 23: Аттестация педагогических работников
Тема № 24: Самооценка педагога
Тема № 25: Анализ результатов педагогической деятельности
Тема № 26: Использование результатов оценки для развития педагогов
Тема № 27: Управление конфликтами в педагогическом коллективе
Тема № 28: Формирование благоприятного психологического климата в коллективе
Тема № 29: Лидерство и руководство в педагогическом коллективе
Тема № 30: Коммуникация в управлении педагогическим коллективом
Тема № 31: Делегирование полномочий в педагогическом коллективе
Тема № 32: Тайм-менеджмент для руководителя образовательной организации
Тема № 33: Эмоциональный интеллект руководителя
Тема № 34: Стресс-менеджмент в работе руководителя
Тема № 35: Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации
Тема № 36: Нормативно-правовая база управления педагогическим коллективом
Тема № 37: Современные тренды в управлении образовательными организациями
Тема № 38: Цифровизация в управлении педагогическим коллективом
Раздел «Финансово-экономическое управление общеобразовательной организацией»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Нормативно-правовой базы, регулирующей финансово-хозяйственную деятельность образовательных организаций (бюджетное, налоговое, трудовое законодательство, законодательство в сфере образования, закупок). Основных принципов финансового планирования, бюджетирования и учета в образовательной организации. Структуры доходов и расходов образовательной организации, источников финансирования. Методов анализа финансово-экономической деятельности образовательной организации и оценки её эффективности. Порядка составления и исполнения финансовой отчетности образовательной организации.
Умения: Составления финансовой документации (бюджет, план финансово-хозяйственной деятельности, отчетность). Работы с информационными системами в сфере финансового управления. Проведения финансового анализа и расчетов показателей эффективности. Осуществления контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. Ведения переговоров и деловой переписки по финансово-экономическим вопросам.
Навыки: Разрабатывать финансовый план и бюджет образовательной организации. Анализировать финансово-экономическое состояние образовательной организации. Осуществлять контроль за исполнением бюджета и использованием финансовых ресурсов. Принимать обоснованные управленческие решения в сфере финансово-экономической деятельности. Взаимодействовать с контролирующими органами.
Содержание раздела
Тема № 1: Бюджетное финансирование образовательных организаций
Тема № 2: Нормативно-правовое регулирование финансово-экономической деятельности
Тема № 3: Структура финансово-экономической службы образовательной организации
Тема № 4: Планирование бюджета образовательной организации
Тема № 5: Формирование и исполнение сметы доходов и расходов
Тема № 6: Учет доходов образовательной организации
Тема № 7: Учет расходов образовательной организации
Тема № 8: Финансирование образовательных программ
Тема № 9: Расчет нормативов финансирования
Тема № 10: Оплата труда работников образования
Тема № 11: Начисление и выплата заработной платы
Тема № 12: Стимулирующие выплаты педагогическим работникам
Тема № 13: Материально-техническое обеспечение образовательной организации
Тема № 14: Учет материальных ценностей
Тема № 15: Закупки товаров, работ и услуг для нужд образовательной организации
Тема № 16: Управление имуществом образовательной организации
Тема № 17: Аренда и сдача в аренду имущества
Тема № 18: Внебюджетная деятельность образовательной организации
Тема № 19: Привлечение дополнительных источников финансирования
Тема № 20: Спонсорство и благотворительность в образовании
Тема № 21: Контроль за финансово-экономической деятельностью
Тема № 22: Внутренний финансовый контроль
Тема № 23: Внешний финансовый аудит
Тема № 24: Отчетность образовательной организации
Тема № 25: Составление и представление финансовой отчетности
Тема № 26: Анализ финансово-экономической деятельности
Тема № 27: Показатели эффективности использования бюджетных средств
Тема № 28: Оптимизация расходов образовательной организации
Тема № 29: Финансовые риски в образовательной организации
Тема № 30: Управление финансовыми рисками
Тема № 31: Антикоррупционная политика в сфере образования
Тема № 32: Информационные технологии в финансово-экономическом управлении
Тема № 33: Электронный документооборот в образовательной организации
Тема № 34: Программное обеспечение для финансового учета
Тема № 35: Кадровое обеспечение финансово-экономической службы
Тема № 36: Повышение квалификации работников финансово-экономической службы
Тема № 37: Перспективы развития финансово-экономического управления в образовании
Тема № 38: Международный опыт финансового управления в образовании
Раздел «Управление материально-техническим обеспечением и инфраструктурой образовательной организации»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Основные понятия и принципы управления материально-техническим обеспечением и инфраструктурой образовательной организации. Нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность образовательной организации в области материально-технического обеспечения и инфраструктуры. Методы планирования, организации, контроля и анализа эффективности использования материально-технических ресурсов и инфраструктуры. Виды и характеристики материально-технических ресурсов, используемых в образовательном процессе. Требования к оснащению образовательной организации, включая учебные кабинеты, лаборатории, библиотеки, спортивные сооружения, и другим объектам инфраструктуры. Правила техники безопасности и охраны труда при эксплуатации материально-технических ресурсов и объектов инфраструктуры. Основы управления имуществом образовательной организации. Методы оценки эффективности использования материально-технических ресурсов и инфраструктуры. Перспективы развития материально-технической базы и инфраструктуры образовательных организаций.
Умения: Работы с нормативно-правовой документацией в сфере материально-технического обеспечения. Составления заявок на приобретение материально-технических ресурсов. Проведения инвентаризации имущества. Оформления документации по учету и списанию материальных ценностей. Организации и проведения ремонтных работ. Обеспечения безопасности эксплуатации оборудования и объектов инфраструктуры. Использования специализированного программного обеспечения для управления материально-техническим обеспечением. Анализа эффективности использования материально-технических ресурсов. Ведения деловой переписки и переговоров с поставщиками.
Навыки: Анализировать состояние материально-технического обеспечения и инфраструктуры образовательной организации. Планировать потребности в материально-технических ресурсах и разрабатывать бюджет. Организовывать закупку, хранение, учет и списание материально-технических ресурсов. Обеспечивать рациональное использование материально-технических ресурсов и инфраструктуры. Контролировать состояние и эксплуатацию объектов инфраструктуры. Осуществлять мониторинг эффективности использования материально-технических ресурсов и инфраструктуры. Разрабатывать предложения по совершенствованию системы управления материально-техническим обеспечением и инфраструктурой. Применять информационные технологии в управлении материально-техническим обеспечением и инфраструктурой. Взаимодействовать с поставщиками товаров и услуг.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовое регулирование материально-технического обеспечения образовательных организаций
Тема № 2: Планирование материально-технического обеспечения
Тема № 3: Бюджетирование и финансирование материально-технического обеспечения
Тема № 4: Управление закупками для образовательной организации
Тема № 5: Организация складского хозяйства и учет материальных ценностей
Тема № 6: Инвентаризация материальных ценностей
Тема № 7: Обеспечение учебного процесса оборудованием и материалами
Тема № 8: Обеспечение образовательного процесса информационно-коммуникационными технологиями
Тема № 9: Организация питания в образовательной организации
Тема № 10: Медицинское обслуживание в образовательной организации
Тема № 11: Обеспечение безопасности образовательной организации
Тема № 12: Противопожарная безопасность в образовательной организации
Тема № 13: Охрана труда в образовательной организации
Тема № 14: Санитарно-гигиенические требования к образовательной организации
Тема № 15: Техническое обслуживание зданий и сооружений
Тема № 16: Ремонт и реконструкция зданий и сооружений
Тема № 17: Эксплуатация инженерных систем
Тема № 18: Энергосбережение в образовательной организации
Тема № 19: Управление имуществом образовательной организации
Тема № 20: Аренда и сдача в аренду имущества образовательной организации
Тема № 21: Утилизация отходов образовательной организации
Тема № 22: Организация транспортного обслуживания
Тема № 23: Информационные системы управления материально-техническим обеспечением
Тема № 24: Автоматизация процессов материально-технического обеспечения
Тема № 25: Анализ эффективности управления материально-техническим обеспечением
Тема № 26: Оптимизация расходов на материально-техническое обеспечение
Тема № 27: Разработка и реализация программ развития материально-технической базы
Тема № 28: Управление проектами в сфере материально-технического обеспечения
Тема № 29: Контроль качества материально-технического обеспечения
Тема № 30: Взаимодействие с поставщиками товаров и услуг
Тема № 31: Организация работы с договорами
Тема № 32: Документооборот в сфере материально-технического обеспечения
Тема № 33: Кадровое обеспечение материально-технической службы
Тема № 34: Повышение квалификации сотрудников материально-технической службы
Тема № 35: Инновации в управлении материально-техническим обеспечением
Тема № 36: Международный опыт управления материально-техническим обеспечением образовательных организаций
Тема № 37: Экологическая безопасность в образовательной организации
Тема № 38: Антитеррористическая безопасность в образовательной организации
Тема № 39: Цифровизация материально-технического обеспечения образовательной организации
Раздел «Взаимодействие с родителями, социальными партнёрами и общественностью»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает особенности взаимодействия с родителями детей с особыми образовательными потребностями, одаренных детей; механизмы привлечения социальных партнеров к реализации образовательных проектов; способы информирования общественности о деятельности образовательной организации.
Умения: Владеет навыками организации и проведения родительских собраний, консультаций, мастер-классов и других форм работы с родителями; навыками делового общения и ведения переговоров с социальными партнерами; навыками публичных выступлений и презентаций; навыками использования информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии с родителями, социальными партнерами и общественностью.
Навыки: Умеет адаптировать методы и формы взаимодействия с учетом специфики целевой аудитории; устанавливать партнерские отношения с представителями различных социальных институтов; формировать позитивный имидж образовательной организации в обществе.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы коммуникации с родителями
Тема № 2: Эффективное слушание и обратная связь с родителями
Тема № 3: Невербальная коммуникация в общении с родителями
Тема № 4: Разрешение конфликтов с родителями
Тема № 5: Организация родительских собраний
Тема № 6: Индивидуальные консультации с родителями
Тема № 7: Вовлечение родителей в образовательный процесс
Тема № 8: Формы сотрудничества с родителями
Тема № 9: Создание позитивного имиджа образовательной организации
Тема № 10: Работа с родительскими комитетами
Тема № 11: Правовые аспекты взаимодействия с родителями
Тема № 12: Психологические особенности взаимодействия с родителями
Тема № 13: Особенности взаимодействия с родителями детей с ОВЗ
Тема № 14: Работа с "трудными" родителями
Тема № 15: Профилактика семейного неблагополучия
Тема № 16: Социальное партнерство в образовании
Тема № 17: Виды социальных партнеров образовательной организации
Тема № 18: Принципы построения социального партнерства
Тема № 19: Формы взаимодействия с социальными партнерами
Тема № 20: Разработка и реализация совместных проектов с социальными партнерами
Тема № 21: Оценка эффективности социального партнерства
Тема № 22: Фандрайзинг в образовательной организации
Тема № 23: Взаимодействие с органами местного самоуправления
Тема № 24: Взаимодействие с бизнес-структурами
Тема № 25: Взаимодействие с некоммерческими организациями
Тема № 26: Взаимодействие с учреждениями культуры
Тема № 27: Работа со СМИ
Тема № 28: PR в образовании
Тема № 29: Организация мероприятий для общественности
Тема № 30: Формирование общественного мнения об образовательной организации
Тема № 31: Мониторинг общественного мнения
Тема № 32: Работа с социальными сетями
Тема № 33: Создание сайта образовательной организации
Тема № 34: Эффективные коммуникации в социальных медиа
Тема № 35: Кризисный PR в образовательной организации
Тема № 36: Этика взаимодействия с родителями, социальными партнерами и общественностью
Тема № 37: Цифровые инструменты для взаимодействия с родителями и общественностью
Тема № 38: Документооборот во взаимодействии с родителями, партнерами и общественностью
Раздел «Мониторинг и оценка качества образования в общеобразовательной организации»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает современные образовательные технологии и их влияние на качество образования; особенности оценки качества образования в условиях реализации ФГОС; методы оценки метапредметных и личностных результатов обучения; международные исследования качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS) и их значение для российской системы образования.
Умения: Владеет навыками использования цифровых инструментов для мониторинга и оценки качества образования; разработки и применения критериев оценки эффективности образовательных программ; проведения сравнительного анализа качества образования в разных образовательных организациях.
Навыки: Умеет применять современные методы оценки качества образования; анализировать результаты международных исследований качества образования; использовать результаты мониторинга для проектирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; разрабатывать программы повышения квалификации педагогов по вопросам оценки качества образования.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовые основы мониторинга и оценки качества образования
Тема № 2: Система оценки качества образования в РФ
Тема № 3: Международные исследования качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS)
Тема № 4: Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
Тема № 5: Всероссийские проверочные работы (ВПР)
Тема № 6: Государственная итоговая аттестация (ГИА)
Тема № 7: Единый государственный экзамен (ЕГЭ)
Тема № 8: Олимпиады и конкурсы
Тема № 9: Мониторинг образовательных достижений обучающихся
Тема № 10: Методы оценки качества знаний учащихся
Тема № 11: Формы и методы контроля знаний
Тема № 12: Тестирование как метод оценки качества образования
Тема № 13: Анализ результатов мониторинга и оценки
Тема № 14: Использование результатов мониторинга для управления качеством образования
Тема № 15: Внутришкольный контроль качества образования
Тема № 16: Самообследование образовательной организации
Тема № 17: Оценка качества преподавания
Тема № 18: Анализ профессиональной деятельности педагога
Тема № 19: Система аттестации педагогических работников
Тема № 20: Повышение квалификации педагогов
Тема № 21: Мониторинг и оценка качества условий реализации образовательных программ
Тема № 22: Материально-техническая база образовательной организации
Тема № 23: Кадровое обеспечение образовательной организации
Тема № 24: Финансовое обеспечение образовательной организации
Тема № 25: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Тема № 26: Мониторинг воспитательной работы
Тема № 27: Оценка эффективности воспитательной деятельности
Тема № 28: Работа с родителями (законными представителями) обучающихся
Тема № 29: Информатизация образования и ее роль в мониторинге качества
Тема № 30: Электронные образовательные ресурсы
Тема № 31: Цифровые инструменты для оценки качества образования
Тема № 32: Статистические методы обработки данных мониторинга
Тема № 33: Представление результатов мониторинга и оценки качества образования
Тема № 34: Публичный отчет образовательной организации
Тема № 35: Разработка программы развития образовательной организации
Тема № 36: Планирование мероприятий по повышению качества образования
Тема № 37: Инновационные подходы к мониторингу и оценке качества образования
Тема № 38: Опыт российских и зарубежных образовательных организаций в области мониторинга и оценки качества образования
Тема № 39: Этические аспекты мониторинга и оценки качества образования
Раздел «Информационно-аналитическое обеспечение управления общеобразовательной организацией»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает методы прогнозирования развития образовательной организации, основы стратегического планирования, методики оценки эффективности управленческих решений, принципы построения системы показателей эффективности образовательной деятельности.
Умения: Владеет навыками разработки прогнозов и моделей развития образовательной организации, оценки эффективности управленческих решений, построения системы показателей эффективности, представления результатов анализа и прогнозов руководству организации.
Навыки: Умеет применять методы прогнозирования и моделирования в образовательной сфере, разрабатывать сценарии развития образовательной организации, оценивать эффективность управленческих решений, формировать систему показателей эффективности образовательной деятельности, использовать полученные аналитические данные для принятия управленческих решений.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы информатизации образования
Тема № 2: Нормативно-правовое обеспечение информатизации образования
Тема № 3: Информационная среда общеобразовательной организации
Тема № 4: Информационные ресурсы и сервисы в образовании
Тема № 5: Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Тема № 6: Системы управления обучением (LMS)
Тема № 7: Электронные журналы и дневники
Тема № 8: Информационная безопасность в образовании
Тема № 9: Защита персональных данных в образовательной организации
Тема № 10: Авторское право и интеллектуальная собственность в цифровой среде
Тема № 11: Цифровые образовательные ресурсы и их использование
Тема № 12: Создание и использование электронных учебных материалов
Тема № 13: Работа с электронными библиотеками и базами данных
Тема № 14: Методы сбора и обработки информации в образовательной организации
Тема № 15: Статистический анализ данных в образовании
Тема № 16: Информационно-аналитическая деятельность руководителя образовательной организации
Тема № 17: Использование информационных технологий для управления образовательным процессом
Тема № 18: Мониторинг качества образования с использованием информационных технологий
Тема № 19: Анализ и оценка эффективности образовательных программ
Тема № 20: Прогнозирование развития образовательной организации
Тема № 21: Разработка и реализация стратегии информатизации образования
Тема № 22: Управление проектами в сфере информатизации образования
Тема № 23: Финансирование информатизации образования
Тема № 24: Материально-техническое обеспечение информатизации образования
Тема № 25: Формирование ИКТ-компетентности педагогов
Тема № 26: Повышение квалификации педагогов в области информационных технологий
Тема № 27: Организация и проведение мероприятий по информатизации образования
Тема № 28: Взаимодействие с родителями с использованием информационных технологий
Тема № 29: Информационное обеспечение взаимодействия с органами управления образованием
Тема № 30: Эффективное использование социальных сетей в образовательной организации
Тема № 31: Создание и поддержка сайта образовательной организации
Тема № 32: Электронный документооборот в образовательной организации
Тема № 33: Использование облачных технологий в образовании
Тема № 34: Большие данные и их применение в образовании
Тема № 35: Искусственный интеллект в образовании
Тема № 36: Перспективы развития информатизации образования
Тема № 37: Информационная культура и этика в цифровой среде
Тема № 38: Цифровая трансформация образования
Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.
Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.
Условия реализации рабочей программы модуля
Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля
Электронные учебные издания
Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503
Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Электронные методические издания
Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252
Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597
Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).
Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)
Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):
- Состав современных профессиональных баз данных
Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)
Открытые данные России (https://data.gov.ru/)
Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)
База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)
- Состав информационных справочных систем
База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)
Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)
Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)
Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)
Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)
Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)
Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)
- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти
Президент России (http://kremlin.ru/)
Правительство России (http://government.ru/)
Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)
Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)
Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)
- Иные информационные ресурсы - периодическими издания
TACC (https://tass.ru/)
РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)
Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)
RT (https://rt.com/)
- Информационные поисковые системы
Яндекс (https://ya.ru/)
MAIL.RU (https://www.mail.ru/)