Приложение 3
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"
"05" июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
ВМ.46 «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с задержкой психического развития, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений»
Дополнительная профессиональная программа
«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»
г. Москва
Территория Инновационного центра Сколково
Наименование модуля: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с задержкой психического развития, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений.
Тип модуля: вариативный модуль.
Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с задержкой психического развития, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений».
Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.
Структура и содержание модуля
| Элемент | Всего, ак.ч. | Лекций, ак.ч. | Практических занятий, ак.ч. | Результаты обучения (коды) |
|---|---|---|---|---|
| Раздел «Психолого-педагогические особенности развития и поведения обучающихся с РАС» | 8 | 2 | 2 | ПК-46 |
| Раздел «Планирование и организация образовательного процесса для обучающихся с РАС с учётом индивидуальных особенностей» | 8 | 2 | 2 | ПК-46 |
| Раздел «Современные подходы и методики коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с РАС» | 8 | 2 | 2 | ПК-46 |
| Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций у обучающихся с РАС» | 8 | 2 | 2 | ПК-46 |
| Раздел «Взаимодействие с родителями и законными представителями обучающихся с РАС» | 8 | 2 | 2 | ПК-46 |
| Раздел «Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки обучающимся с РАС и их семьям» | 8 | 2 | 2 | ПК-46 |
| Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений и развития обучающихся с РАС» | 8 | 2 | 2 | ПК-46 |
| Раздел «Проектирование и реализация индивидуальных программ и курсов для обучающихся с РАС» | 8 | 2 | 2 | ПК-46 |
| Раздел «Анализ и оценка эффективности коррекционно-развивающей деятельности с обучающимися с РАС» | 8 | 2 | 2 | ПК-46 |
Раздел «Психолого-педагогические особенности развития и поведения обучающихся с РАС»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Теоретические основы аутизма: определение, классификация, этиология, распространенность, диагностические критерии РАС. Особенности развития и поведения обучающихся с РАС: когнитивные особенности (восприятие, внимание, память, мышление, речь), особенности коммуникации, социального взаимодействия, сенсорной обработки, эмоциональной сферы, поведения. Принципы и методы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС: прикладной анализ поведения (АВА), TEACCH, Floortime, альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК), сенсорная интеграция. Специфика организации образовательной среды для обучающихся с РАС: адаптация учебных программ, использование визуальной поддержки, структурирование пространства и времени, стратегии управления поведением. Нормативно-правовые основы образования обучающихся с РАС, включая инклюзивное образование.
Умения: Использовать методы наблюдения и анализа поведения обучающихся с РАС для выявления их потребностей и трудностей. Применять стратегии визуальной поддержки, структурирования и организации образовательной среды для обучающихся с РАС. Практически применять методы и приемы альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК). Использовать методы управления поведением обучающихся с РАС, включая превентивные стратегии и реагирование на нежелательное поведение. Эффективно взаимодействовать в команде специалистов (педагогов, психологов, дефектологов и др.) для сопровождения обучающихся с РАС.
Навыки: Дифференцировать особенности развития и поведения обучающихся с РАС от других нарушений развития. Анализировать сильные и слабые стороны обучающихся с РАС для построения индивидуальной образовательной траектории. Подбирать и адаптировать методы и приемы обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с РАС. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные программы для обучающихся с РАС. Взаимодействовать с родителями (законными представителями) обучающихся с РАС, оказывать им консультативную помощь.
Содержание раздела
Тема № 1: Диагностика расстройств аутистического спектра (РАС)
Тема № 2: Основные критерии РАС по DSM-5 и МКБ-11
Тема № 3: Нейробиологические основы РАС
Тема № 4: Генетические факторы и РАС
Тема № 5: Влияние пренатальных факторов на развитие РАС
Тема № 6: Ранние признаки РАС
Тема № 7: Особенности развития коммуникации у детей с РАС
Тема № 8: Развитие речи у детей с РАС
Тема № 9: Невербальная коммуникация при РАС
Тема № 10: Социальное взаимодействие и РАС
Тема № 11: Теория разума и РАС
Тема № 12: Эмоциональное развитие детей с РАС
Тема № 13: Сенсорные особенности при РАС
Тема № 14: Стереотипное поведение и РАС
Тема № 15: Ограниченные интересы при РАС
Тема № 16: Интеллектуальное развитие при РАС
Тема № 17: Обучение детей с РАС: общие принципы
Тема № 18: Адаптация образовательной среды для детей с РАС
Тема № 19: Визуальная поддержка в обучении детей с РАС
Тема № 20: Структурированное обучение при РАС
Тема № 21: Прикладной анализ поведения (ABA) в работе с детьми с РАС
Тема № 22: Развитие социальных навыков у детей с РАС
Тема № 23: Работа с проблемным поведением у детей с РАС
Тема № 24: Альтернативная и аугментативная коммуникация (ААК)
Тема № 25: Использование технологий в обучении детей с РАС
Тема № 26: Инклюзивное образование детей с РАС
Тема № 27: Роль семьи в развитии и обучении ребенка с РАС
Тема № 28: Сотрудничество педагогов и родителей детей с РАС
Тема № 29: Психологическая поддержка родителей детей с РАС
Тема № 30: Транзиция во взрослую жизнь для людей с РАС
Тема № 31: Профессиональная ориентация и трудоустройство людей с РАС
Тема № 32: Самоадвокация и РАС
Тема № 33: Социальная адаптация взрослых с РАС
Тема № 34: Юридические аспекты образования и социальной поддержки людей с РАС
Тема № 35: Современные исследования в области РАС
Тема № 36: Перспективы развития помощи людям с РАС
Тема № 37: Этическое отношение к людям с РАС
Тема № 38: Междисциплинарный подход в работе с людьми с РАС
Раздел «Планирование и организация образовательного процесса для обучающихся с РАС с учётом индивидуальных особенностей»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания об особенностях развития обучающихся с РАС, включая когнитивные, коммуникативные, социальные, эмоциональные и сенсорные аспекты, а также о специфике их образовательных потребностей. Знание принципов построения индивидуальных образовательных программ (ИОП) для обучающихся с РАС с учетом их сильных сторон и трудностей. Знание различных методик и подходов к обучению обучающихся с РАС (ABA, TEACCH, PECS и др.), а также методов адаптации образовательной среды и материалов. Знание нормативно-правовой базы, регулирующей обучение детей с РАС. Знание методов оценки прогресса обучающихся с РАС и способов мониторинга эффективности образовательных программ.
Умения: Навык использования визуальных supports (расписания, карточки, социальные истории) для повышения понимания и организации деятельности обучающихся с РАС. Навык применения стратегий поведенческой поддержки для управления challenging behavior обучающихся с РАС. Навык организации взаимодействия и коммуникации с обучающимися с РАС с использованием различных коммуникативных систем (вербальной и невербальной коммуникации, альтернативной и дополнительной коммуникации). Навык адаптации учебных материалов и заданий с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с РАС. Навык наблюдения и анализа поведения обучающихся с РАС для оценки эффективности применяемых методов и корректировки образовательной программы.
Навыки: Умение проводить комплексную психолого-педагогическую диагностику обучающихся с РАС для выявления их индивидуальных особенностей и образовательных потребностей. Умение разрабатывать и адаптировать индивидуальные образовательные программы (ИОП) для обучающихся с РАС с учетом их уровня развития, интересов и целей. Умение применять различные методики и подходы к обучению обучающихся с РАС, выбирая наиболее эффективные стратегии в зависимости от конкретной ситуации. Умение создавать и поддерживать структурированную и предсказуемую образовательную среду, способствующую обучению и развитию обучающихся с РАС. Умение взаимодействовать с родителями/опекунами обучающихся с РАС, предоставляя им необходимую информацию и поддержку.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в расстройства аутистического спектра (РАС)
Тема № 2: Диагностика РАС и ее влияние на образовательный процесс
Тема № 3: Основные характеристики обучающихся с РАС
Тема № 4: Сильные стороны и трудности обучающихся с РАС
Тема № 5: Индивидуальные особенности обучающихся с РАС и их учет в образовании
Тема № 6: Сенсорные особенности обучающихся с РАС
Тема № 7: Коммуникативные особенности обучающихся с РАС
Тема № 8: Социально-эмоциональное развитие обучающихся с РАС
Тема № 9: Когнитивные особенности обучающихся с РАС
Тема № 10: Поведенческие особенности обучающихся с РАС
Тема № 11: Адаптация образовательной среды для обучающихся с РАС
Тема № 12: Создание структурированной и предсказуемой учебной среды
Тема № 13: Визуальная поддержка в обучении детей с РАС
Тема № 14: Использование альтернативных методов коммуникации
Тема № 15: Развитие социальных навыков у обучающихся с РАС
Тема № 16: Обучение функциональным навыкам
Тема № 17: Работа с сенсорными проблемами у обучающихся с РАС
Тема № 18: Стратегии управления поведением
Тема № 19: Прикладной анализ поведения (ПАП) в образовании детей с РАС
Тема № 20: Разработка индивидуальных образовательных программ (ИОП) для обучающихся с РАС
Тема № 21: Цели и задачи ИОП
Тема № 22: Содержание ИОП
Тема № 23: Методы и приемы обучения, адаптированные для обучающихся с РАС
Тема № 24: Оценка эффективности ИОП
Тема № 25: Роль семьи в образовании детей с РАС
Тема № 26: Взаимодействие с родителями обучающихся с РАС
Тема № 27: Консультирование родителей по вопросам образования детей с РАС
Тема № 28: Междисциплинарное взаимодействие в работе с обучающимися с РАС
Тема № 29: Сотрудничество с другими специалистами (логопедами, психологами, дефектологами)
Тема № 30: Инклюзивное образование для обучающихся с РАС
Тема № 31: Организация инклюзивного обучения
Тема № 32: Адаптация учебных материалов для обучающихся с РАС
Тема № 33: Оценка достижений обучающихся с РАС
Тема № 34: Нормативно-правовая база образования обучающихся с РАС
Тема № 35: Современные тенденции в образовании обучающихся с РАС
Тема № 36: Профессиональная этика при работе с обучающимися с РАС
Тема № 37: Предупреждение профессионального выгорания при работе с обучающимися с РАС
Тема № 38: Саморефлексия и профессиональное развитие педагога, работающего с обучающимися с РАС
Раздел «Современные подходы и методики коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с РАС»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о современных подходах (ABA, TEACCH, PECS, Floortime, RDI и др.) и методиках коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с РАС, включая их теоретические основы, принципы, цели, задачи и этапы реализации. Знания об особенностях развития детей с РАС, их сильных и слабых сторонах, специфике когнитивных, коммуникативных, социальных и эмоциональных процессов. Знания о современных диагностических инструментах и методах оценки уровня развития детей с РАС. Знания о нормативно-правовой базе, регламентирующей образование обучающихся с РАС. Знания о принципах построения индивидуальных образовательных программ и маршрутов для обучающихся с РАС.
Умения: Навыки проведения диагностики уровня развития ребенка с РАС с использованием современных инструментов и методов. Навыки использования различных стратегий коммуникации с обучающимися с РАС (вербальной и невербальной). Навыки применения поведенческого анализа и модификации поведения обучающихся с РАС. Навыки организации структурированной и предсказуемой образовательной среды для обучающихся с РАС. Навыки работы с визуальными расписаниями, социальными историями и другими вспомогательными материалами для обучающихся с РАС.
Навыки: Умения анализировать особенности развития ребенка с РАС и на основе этого выбирать адекватные методы и приемы коррекционно-развивающей работы. Умения применять на практике различные современные подходы и методики коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с РАС (ABA, TEACCH, PECS, Floortime, RDI и др.). Умения адаптировать образовательную среду и учебные материалы к потребностям обучающихся с РАС. Умения разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные программы и маршруты для обучающихся с РАС. Умения взаимодействовать с родителями (законными представителями) обучающихся с РАС, предоставлять им консультативную помощь и обучать их эффективным стратегиям взаимодействия с ребенком.
Содержание раздела
Тема № 1: Диагностика и оценка развития детей с РАС
Тема № 2: Основные характеристики расстройств аутистического спектра
Тема № 3: Нейропсихологические особенности детей с РАС
Тема № 4: Коммуникативные особенности детей с РАС
Тема № 5: Социально-эмоциональное развитие детей с РАС
Тема № 6: Сенсорные особенности детей с РАС
Тема № 7: Поведенческие особенности детей с РАС
Тема № 8: Адаптивное поведение и навыки самообслуживания у детей с РАС
Тема № 9: Раннее вмешательство при РАС
Тема № 10: Роль семьи в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС
Тема № 11: Междисциплинарный подход к обучению и воспитанию детей с РАС
Тема № 12: Принципы построения индивидуальной образовательной программы для ребенка с РАС
Тема № 13: Методы альтернативной и аугментативной коммуникации (ААК)
Тема № 14: Развитие речи и коммуникации у детей с РАС
Тема № 15: Формирование социальных навыков у детей с РАС
Тема № 16: Обучение игре и взаимодействию со сверстниками
Тема № 17: Развитие эмоционального интеллекта у детей с РАС
Тема № 18: Коррекция сенсорных нарушений у детей с РАС
Тема № 19: Работа с поведенческими проблемами у детей с РАС
Тема № 20: Прикладной анализ поведения (ABA)
Тема № 21: Метод TEACCH
Тема № 22: Развивающие игры и занятия для детей с РАС
Тема № 23: Использование визуальной поддержки в обучении детей с РАС
Тема № 24: Создание структурированной обучающей среды
Тема № 25: Адаптация образовательной программы к потребностям ребенка с РАС
Тема № 26: Инклюзивное образование детей с РАС
Тема № 27: Социализация детей с РАС
Тема № 28: Профессиональная ориентация и подготовка к самостоятельной жизни
Тема № 29: Работа с подростками и взрослыми с РАС
Тема № 30: Особенности обучения детей с РАС в разных возрастных группах
Тема № 31: Использование информационных технологий в обучении детей с РАС
Тема № 32: Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы
Тема № 33: Нормативно-правовая база образования детей с РАС
Тема № 34: Современные исследования в области аутизма
Тема № 35: Работа с родителями детей с РАС: консультирование и поддержка
Тема № 36: Профилактика эмоционального выгорания специалистов, работающих с детьми с РАС
Тема № 37: Организация взаимодействия специалистов разного профиля
Тема № 38: Перспективы развития коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС
Раздел «Развитие ключевых навыков и компетенций у обучающихся с РАС»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает о важности зрительного контакта, интонации голоса и языка тела в коммуникации. Знает различные типы визуальных поддерживающих материалов (например, социальные истории, карточки с эмоциями). Знает о различных способах получения помощи и поддержки.
Умения: Владеет навыками установления и поддержания зрительного контакта. Владеет навыками использования визуальных стратегий для обучения и коммуникации. Владеет навыками самоадвокации.
Навыки: Умеет интерпретировать невербальные сигналы других людей. Умеет использовать визуальные поддерживающие материалы для понимания социальных ситуаций и регуляции своего поведения. Умеет обращаться за помощью и поддержкой к различным людям (родители, учителя, специалисты).
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в расстройства аутистического спектра (РАС)
Тема № 2: Диагностика и оценка развития детей с РАС
Тема № 3: Особенности развития коммуникации у детей с РАС
Тема № 4: Развитие социальных навыков у детей с РАС
Тема № 5: Обучение функциональной коммуникации
Тема № 6: Альтернативные и дополнительные системы коммуникации (АДК)
Тема № 7: Работа с сенсорными особенностями у детей с РАС
Тема № 8: Адаптация учебной среды для детей с РАС
Тема № 9: Развитие игровых навыков у детей с РАС
Тема № 10: Поведенческий анализ и модификация поведения
Тема № 11: Стратегии управления поведением
Тема № 12: Работа с проблемным поведением (стереотипии, агрессия, самоповреждение)
Тема № 13: Развитие когнитивных навыков у детей с РАС
Тема № 14: Обучение академическим навыкам
Тема № 15: Развитие навыков самообслуживания
Тема № 16: Формирование навыков повседневной жизни
Тема № 17: Профессиональная ориентация и подготовка к самостоятельной жизни
Тема № 18: Работа с родителями и семьями детей с РАС
Тема № 19: Семейно-центрированный подход в работе с детьми с РАС
Тема № 20: Психологическая поддержка родителей детей с РАС
Тема № 21: Инклюзивное образование для детей с РАС
Тема № 22: Создание инклюзивной среды в образовательном учреждении
Тема № 23: Взаимодействие специалистов в работе с детьми с РАС
Тема № 24: Междисциплинарный подход в работе с детьми с РАС
Тема № 25: Юридические аспекты образования детей с РАС
Тема № 26: Современные технологии в обучении детей с РАС
Тема № 27: Использование программного обеспечения для развития навыков
Тема № 28: Ассистивные технологии для детей с РАС
Тема № 29: Развитие эмоционального интеллекта у детей с РАС
Тема № 30: Обучение распознаванию и выражению эмоций
Тема № 31: Развитие теории разума у детей с РАС
Тема № 32: Работа с тревожностью и стрессом у детей с РАС
Тема № 33: Методы релаксации и саморегуляции
Тема № 34: Развитие креативности и творческих способностей у детей с РАС
Тема № 35: Физическое развитие и здоровье детей с РАС
Тема № 36: Организация питания и диеты для детей с РАС
Тема № 37: Предупреждение выгорания у специалистов, работающих с детьми с РАС
Тема № 38: Этические принципы работы с детьми с РАС
Раздел «Взаимодействие с родителями и законными представителями обучающихся с РАС»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о специфике развития детей с РАС, включая особенности коммуникации, социального взаимодействия, поведения и обучения. Знания о законодательной базе, регулирующей права и обязанности родителей и образовательных организаций в отношении детей с РАС. Знания о различных методах и подходах к обучению и воспитанию детей с РАС. Знания о принципах построения эффективного взаимодействия с родителями детей с РАС, включая этические аспекты и конфликтные ситуации. Знания о ресурсах и организациях, предоставляющих поддержку семьям, воспитывающим детей с РАС.
Умения: Навыки активного слушания и эмпатии в общении с родителями детей с РАС. Навыки проведения наблюдения за взаимодействием родителя и ребенка с РАС. Навыки анализа семейной ситуации и выявления потребностей семьи, воспитывающей ребенка с РАС. Навыки планирования и организации совместных мероприятий с родителями. Навыки подготовки и проведения презентаций и обучающих семинаров для родителей.
Навыки: Умение устанавливать и поддерживать доверительные отношения с родителями детей с РАС. Умение проводить индивидуальные и групповые консультации для родителей по вопросам развития, обучения и воспитания детей с РАС. Умение объяснять родителям сложную информацию о РАС доступным языком. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные программы с учетом потребностей ребенка с РАС и пожеланий родителей. Умение разрешать конфликтные ситуации и находить компромиссные решения.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы аутизма: понимание спектра
Тема № 2: Диагностика РАС: методы и критерии
Тема № 3: Особенности развития детей с РАС
Тема № 4: Коммуникация с детьми с РАС
Тема № 5: Сенсорные особенности детей с РАС
Тема № 6: Поведенческие особенности детей с РАС
Тема № 7: Обучение детей с РАС: принципы и методы
Тема № 8: Адаптация образовательной среды для детей с РАС
Тема № 9: Социальные навыки и дети с РАС
Тема № 10: Развитие эмоционального интеллекта у детей с РАС
Тема № 11: Работа с семьей ребенка с РАС: построение партнерских отношений
Тема № 12: Первая встреча с родителями: установление контакта и доверия
Тема № 13: Информирование родителей о РАС: доступно и понятно
Тема № 14: Эмпатическое слушание и поддержка родителей
Тема № 15: Стратегии взаимодействия с родителями в сложных ситуациях
Тема № 16: Работа с родительским стрессом и эмоциональным выгоранием
Тема № 17: Привлечение родителей к образовательному процессу
Тема № 18: Организация родительских собраний и workshops
Тема № 19: Индивидуальные консультации для родителей
Тема № 20: Работа с родительскими ожиданиями и опасениями
Тема № 21: Создание поддерживающего сообщества родителей
Тема № 22: Юридические аспекты образования детей с РАС
Тема № 23: Права родителей детей с РАС
Тема № 24: Индивидуальная программа развития (ИПР) для ребенка с РАС: разработка и реализация
Тема № 25: Взаимодействие с другими специалистами: психологами, дефектологами, логопедами
Тема № 26: Междисциплинарный подход в работе с детьми с РАС
Тема № 27: Роль педагога во взаимодействии с родителями
Тема № 28: Эффективная коммуникация с родителями: устная и письменная
Тема № 29: Документирование взаимодействия с родителями
Тема № 30: Конфиденциальность и этические принципы работы с семьями
Тема № 31: Работа с разными типами семейных систем
Тема № 32: Культурные особенности семей и их влияние на воспитание ребенка с РАС
Тема № 33: Взаимодействие с приемными родителями и опекунами
Тема № 34: Работа с родителями подростков с РАС
Тема № 35: Переходный период во взрослую жизнь для молодых людей с РАС: поддержка родителей
Тема № 36: Профессиональное развитие педагога в области РАС
Тема № 37: Супервизия и поддержка педагогов, работающих с детьми с РАС
Тема № 38: Саморегуляция и профилактика эмоционального выгорания педагога
Раздел «Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки обучающимся с РАС и их семьям»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Классификации, этиологии, диагностики и клинической картины расстройств аутистического спектра (РАС). Особенностей когнитивного, эмоционального, социального и речевого развития детей с РАС. Принципов, методов и техник психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС. Специфики организации образовательной среды для детей с РАС, включая адаптацию учебных программ и материалов. Основных стратегий взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с РАС, и оказания им поддержки. Нормативно-правовой базы, регулирующей права и возможности детей с РАС в сфере образования и социальной защиты.
Умения: Навыки установления контакта и построения доверительных отношений с детьми с РАС. Навыки применения различных методов коммуникации с детьми с РАС (вербальной, невербальной, альтернативной). Навыки организации и проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми с РАС. Навыки наблюдения, анализа и интерпретации поведения детей с РАС. Навыки ведения документации, связанной с психолого-педагогическим сопровождением детей с РАС. Навыки саморегуляции и стрессоустойчивости в работе с детьми с РАС.
Навыки: Проводить комплексную психолого-педагогическую диагностику детей с РАС с использованием стандартизированных и нестандартизированных методов. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные программы (ИОП) для обучающихся с РАС с учетом их специфических потребностей. Применять различные методы и техники коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС (ABA, TEACCH, PECS и др.). Анализировать поведение детей с РАС и разрабатывать стратегии по модификации поведения. Организовывать эффективное взаимодействие с родителями/опекунами детей с РАС, консультировать их по вопросам воспитания и обучения. Адаптировать учебные материалы и задания для детей с РАС с учетом их индивидуальных особенностей.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в расстройства аутистического спектра (РАС)
Тема № 2: Диагностика РАС: методы и критерии
Тема № 3: Нейропсихологические особенности детей с РАС
Тема № 4: Особенности развития коммуникации у детей с РАС
Тема № 5: Развитие речи и языка у детей с РАС
Тема № 6: Социально-эмоциональное развитие детей с РАС
Тема № 7: Особенности поведения детей с РАС
Тема № 8: Сенсорные особенности детей с РАС
Тема № 9: Игры и игротерапия для детей с РАС
Тема № 10: Арт-терапия для детей с РАС
Тема № 11: Музыкальная терапия для детей с РАС
Тема № 12: Театральная терапия для детей с РАС
Тема № 13: Прикладной анализ поведения (ПАП) в работе с детьми с РАС
Тема № 14: Метод TEACCH в работе с детьми с РАС
Тема № 15: Другие методы и подходы в коррекционной работе с детьми с РАС
Тема № 16: Адаптация детей с РАС к образовательной среде
Тема № 17: Инклюзивное образование для детей с РАС
Тема № 18: Создание поддерживающей среды для детей с РАС
Тема № 19: Работа с семьей ребенка с РАС: принципы и методы
Тема № 20: Психологическое консультирование семей, воспитывающих детей с РАС
Тема № 21: Группы поддержки для родителей детей с РАС
Тема № 22: Социальная адаптация детей с РАС и их семей
Тема № 23: Юридические аспекты помощи детям с РАС и их семьям
Тема № 24: Междисциплинарное взаимодействие в работе с детьми с РАС
Тема № 25: Организация помощи детям с РАС в дошкольном возрасте
Тема № 26: Организация помощи детям с РАС в школьном возрасте
Тема № 27: Профессиональная ориентация и сопровождение подростков с РАС
Тема № 28: Взрослые с РАС: особенности и поддержка
Тема № 29: Профилактика эмоционального выгорания специалистов, работающих с детьми с РАС
Тема № 30: Супервизия в работе с детьми с РАС
Тема № 31: Современные исследования в области РАС
Тема № 32: Инновационные технологии в помощи детям с РАС
Тема № 33: Работа с агрессией и самоагрессией у детей с РАС
Тема № 34: Работа с тревожностью и страхами у детей с РАС
Тема № 35: Обучение навыкам самообслуживания у детей с РАС
Тема № 36: Развитие социальных навыков у детей с РАС
Тема № 37: Формирование учебных навыков у детей с РАС
Тема № 38: Работа с нарушениями пищевого поведения у детей с РАС
Раздел «Оценка и мониторинг учебных достижений и развития обучающихся с РАС»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о специфике развития обучающихся с РАС, включая особенности их когнитивных процессов, коммуникации, социального взаимодействия, сенсорного восприятия и поведения, а также о влиянии этих особенностей на учебный процесс. Знания о различных методах и инструментах оценки и мониторинга учебных достижений и развития обучающихся с РАС, включая формализованные и неформализованные методы, критерии оценки, адаптированные методики и шкалы. Знания о нормативно-правовой базе, регламентирующей образование обучающихся с РАС, включая ФГОС, индивидуальные образовательные программы (ИОП) и рекомендации по их разработке и реализации. Знания о принципах построения индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с РАС с учетом их сильных сторон, потребностей и зон ближайшего развития. Знания о различных стратегиях и подходах к обучению обучающихся с РАС, включая принципы структурированного обучения, визуальной поддержки, поведенческого анализа и др.
Умения: Навык проведения формализованной и неформализованной оценки учебных достижений и развития обучающихся с РАС с использованием различных методик и инструментов. Навык разработки и реализации индивидуальных образовательных программ (ИОП) для обучающихся с РАС с учетом результатов оценки и мониторинга. Навык наблюдения за поведением и взаимодействием обучающихся с РАС в различных ситуациях и интерпретации полученных данных. Навык использования различных стратегий и подходов к обучению обучающихся с РАС, включая визуальную поддержку, структурированное обучение и др. Навык ведения документации, связанной с оценкой и мониторингом учебных достижений и развития обучающихся с РАС.
Навыки: Умение анализировать индивидуальные особенности развития обучающихся с РАС и выявлять их образовательные потребности. Умение выбирать и применять адекватные методы и инструменты оценки и мониторинга учебных достижений и развития обучающихся с РАС с учетом их индивидуальных особенностей. Умение разрабатывать и адаптировать образовательные материалы и задания с учетом специфики развития обучающихся с РАС. Умение интерпретировать результаты оценки и мониторинга и использовать их для корректировки индивидуальных образовательных программ (ИОП). Умение взаимодействовать с родителями/законными представителями обучающихся с РАС, предоставлять им информацию о результатах оценки и мониторинга, а также рекомендации по дальнейшему развитию ребенка.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы расстройств аутистического спектра (РАС)
Тема № 2: Диагностика РАС: методы и инструменты
Тема № 3: Особенности развития детей с РАС
Тема № 4: Когнитивные особенности обучающихся с РАС
Тема № 5: Коммуникативные особенности обучающихся с РАС
Тема № 6: Социально-эмоциональные особенности обучающихся с РАС
Тема № 7: Сенсорные особенности обучающихся с РАС
Тема № 8: Поведенческие особенности обучающихся с РАС
Тема № 9: Адаптивное поведение обучающихся с РАС
Тема № 10: Принципы инклюзивного образования для обучающихся с РАС
Тема № 11: Создание адаптированной образовательной среды для обучающихся с РАС
Тема № 12: Разработка индивидуальных образовательных программ (ИОП) для обучающихся с РАС
Тема № 13: Роль команды специалистов в сопровождении обучающихся с РАС
Тема № 14: Взаимодействие с родителями обучающихся с РАС
Тема № 15: Альтернативные и дополнительные системы коммуникации (АДК)
Тема № 16: Визуальная поддержка в обучении детей с РАС
Тема № 17: Структурирование обучения для обучающихся с РАС
Тема № 18: Методы обучения детей с РАС с учетом их особенностей
Тема № 19: Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с РАС
Тема № 20: Развитие социальных навыков у обучающихся с РАС
Тема № 21: Развитие эмоциональной регуляции у обучающихся с РАС
Тема № 22: Работа с сенсорными особенностями обучающихся с РАС
Тема № 23: Коррекция поведения обучающихся с РАС
Тема № 24: Оценка когнитивных способностей обучающихся с РАС
Тема № 25: Оценка коммуникативных навыков обучающихся с РАС
Тема № 26: Оценка социальных навыков обучающихся с РАС
Тема № 27: Оценка адаптивного поведения обучающихся с РАС
Тема № 28: Мониторинг прогресса обучающихся с РАС
Тема № 29: Использование игровых технологий в обучении детей с РАС
Тема № 30: Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении детей с РАС
Тема № 31: Организация учебного процесса для обучающихся с РАС в разных образовательных учреждениях
Тема № 32: Профессиональная этика при работе с обучающимися с РАС
Тема № 33: Нормативно-правовая база образования обучающихся с РАС
Тема № 34: Современные исследования в области образования обучающихся с РАС
Тема № 35: Практикум по разработке ИОП для обучающихся с РАС
Тема № 36: Практикум по использованию АДК
Тема № 37: Практикум по применению методов оценки и мониторинга
Раздел «Проектирование и реализация индивидуальных программ и курсов для обучающихся с РАС»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания теоретических основ и принципов разработки и реализации индивидуальных программ и курсов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), включая особенности их когнитивного, коммуникативного и социального развития, сенсорные особенности, поведенческие характеристики и специфику обучения. Знание различных методик и подходов к обучению лиц с РАС (ABA, TEACCH, PECS, Floortime и др.), нормативно-правовой базы, регламентирующей образование обучающихся с РАС, принципов инклюзивного образования и методов оценки эффективности образовательных программ.
Умения: Навыки наблюдения за поведением обучающихся с РАС, интерпретации их коммуникативных сигналов, адекватного реагирования на их потребности и эмоциональные состояния. Навыки рефлексии собственной педагогической деятельности, самостоятельного поиска и анализа информации по вопросам обучения лиц с РАС, профессионального развития.
Навыки: Умения эффективно коммуницировать с обучающимися с РАС, устанавливать с ними позитивные взаимоотношения, создавать атмосферу доверия и безопасности в образовательной среде. Умения работать в команде, взаимодействовать с родителями, другими педагогами и специалистами, представлять результаты своей работы.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в расстройства аутистического спектра (РАС)
Тема № 2: Диагностика и оценка обучающихся с РАС
Тема № 3: Особенности развития и обучения детей с РАС
Тема № 4: Принципы построения индивидуальных образовательных программ (ИОП)
Тема № 5: Нормативно-правовая база образования обучающихся с РАС
Тема № 6: Работа с родителями и семьями обучающихся с РАС
Тема № 7: Междисциплинарное взаимодействие в работе с обучающимися с РАС
Тема № 8: Разработка целей и задач ИОП для обучающихся с РАС
Тема № 9: Адаптация образовательной среды для обучающихся с РАС
Тема № 10: Методы и стратегии обучения обучающихся с РАС
Тема № 11: Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с РАС
Тема № 12: Развитие социальных навыков у обучающихся с РАС
Тема № 13: Обучение академическим навыкам обучающихся с РАС
Тема № 14: Работа с поведением обучающихся с РАС
Тема № 15: Прикладной анализ поведения (ПАП) в работе с обучающимися с РАС
Тема № 16: Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК)
Тема № 17: Использование визуальной поддержки в обучении обучающихся с РАС
Тема № 18: Сенсорная интеграция и обучающиеся с РАС
Тема № 19: Организация учебного пространства для обучающихся с РАС
Тема № 20: Использование информационных технологий в обучении обучающихся с РАС
Тема № 21: Развитие эмоциональной сферы обучающихся с РАС
Тема № 22: Работа с тревожностью и стрессом у обучающихся с РАС
Тема № 23: Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с РАС
Тема № 24: Профориентация обучающихся с РАС
Тема № 25: Социальная адаптация обучающихся с РАС
Тема № 26: Инклюзивное образование и обучающиеся с РАС
Тема № 27: Мониторинг и оценка эффективности ИОП
Тема № 28: Коррекция и адаптация ИОП
Тема № 29: Работа с различными уровнями функционирования обучающихся с РАС
Тема № 30: Обучение обучающихся с РАС с сопутствующими нарушениями
Тема № 31: Разработка индивидуальных учебных планов
Тема № 32: Создание адаптивных материалов для обучения
Тема № 33: Практикум по разработке ИОП
Тема № 34: Анализ кейсов обучающихся с РАС
Тема № 35: Презентация и защита разработанных ИОП
Тема № 36: Супервизия и менторство в работе с обучающимися с РАС
Тема № 37: Перспективы развития образования обучающихся с РАС
Раздел «Анализ и оценка эффективности коррекционно-развивающей деятельности с обучающимися с РАС»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные принципы, методы и технологии коррекционно-развивающей работы с обучающимися с РАС, включая поведенческий анализ, структурированное обучение, развитие коммуникации, социальные истории, и альтернативные методы коммуникации. Знает особенности развития детей с РАС, критерии и методы диагностики, специфику проявления аутистических расстройств в различных возрастных периодах. Знает нормативно-правовые основы организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися с РАС. Знает этические принципы работы с детьми с РАС и их семьями. Знает различные модели и подходы к оценке эффективности коррекционно-развивающей деятельности.
Умения: Владеет навыками проведения диагностики развития ребенка с РАС с использованием стандартизированных и нестандартизированных методов. Владеет навыками применения поведенческого анализа, структурированного обучения, методов развития коммуникации (в том числе альтернативной), социальных историй и других техник коррекционно-развивающей работы. Владеет навыками анализа и интерпретации данных, полученных в ходе оценки эффективности коррекционно-развивающей деятельности. Владеет навыками ведения документации, отражающей динамику развития ребенка и результаты коррекционной работы. Владеет навыками конструктивного взаимодействия с родителями и другими специалистами в рамках мультидисциплинарной команды.
Навыки: Умеет анализировать особенности развития ребенка с РАС, выявлять его сильные и слабые стороны. Умеет разрабатывать индивидуальные коррекционно-развивающие программы и адаптировать их к потребностям конкретного ребенка. Умеет применять различные методы и техники коррекционно-развивающей работы с обучающимися с РАС на практике. Умеет оценивать эффективность применяемых методов и корректировать программу в зависимости от результатов. Умеет взаимодействовать с родителями и другими специалистами, участвующими в коррекционно-развивающем процессе.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы развития детей с РАС
Тема № 2: Диагностика и оценка уровня развития детей с РАС
Тема № 3: Особенности коммуникации у детей с РАС
Тема № 4: Развитие коммуникативных навыков у детей с РАС
Тема № 5: Методы альтернативной и дополнительной коммуникации
Тема № 6: Работа с сенсорными особенностями детей с РАС
Тема № 7: Коррекция поведенческих проблем у детей с РАС
Тема № 8: Прикладной анализ поведения (ПАП)
Тема № 9: Формирование социальных навыков у детей с РАС
Тема № 10: Обучение игре и взаимодействию со сверстниками
Тема № 11: Развитие эмоциональной сферы у детей с РАС
Тема № 12: Работа с тревожностью и стрессом у детей с РАС
Тема № 13: Адаптация образовательной среды для детей с РАС
Тема № 14: Инклюзивное образование детей с РАС
Тема № 15: Роль семьи в коррекционно-развивающей работе
Тема № 16: Взаимодействие специалистов в работе с детьми с РАС
Тема № 17: Разработка индивидуальных образовательных программ (ИОП)
Тема № 18: Оценка эффективности ИОП
Тема № 19: Методы обучения академическим навыкам детей с РАС
Тема № 20: Развитие познавательных процессов у детей с РАС
Тема № 21: Особенности развития мышления у детей с РАС
Тема № 22: Развитие речи и языковых навыков у детей с РАС
Тема № 23: Работа с невербальными детьми с РАС
Тема № 24: Использование визуальной поддержки в работе с детьми с РАС
Тема № 25: Технологии обучения детей с РАС с использованием ИКТ
Тема № 26: Арт-терапия в работе с детьми с РАС
Тема № 27: Музыкальная терапия в работе с детьми с РАС
Тема № 28: Игровая терапия в работе с детьми с РАС
Тема № 29: Сенсорная интеграция в работе с детьми с РАС
Тема № 30: Нейропсихологический подход к коррекции РАС
Тема № 31: Динамическая оценка эффективности коррекционной работы
Тема № 32: Критерии оценки эффективности коррекционно-развивающей деятельности
Тема № 33: Мониторинг динамики развития ребенка с РАС
Тема № 34: Документирование коррекционно-развивающей работы
Тема № 35: Этические аспекты работы с детьми с РАС
Тема № 36: Профессиональное выгорание специалистов, работающих с детьми с РАС
Тема № 37: Супервизия в работе с детьми с РАС
Тема № 38: Перспективы развития коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС
Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.
Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.
Условия реализации рабочей программы модуля
Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля
Электронные учебные издания
Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503
Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Электронные методические издания
Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252
Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597
Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).
Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)
Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):
- Состав современных профессиональных баз данных
Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)
Открытые данные России (https://data.gov.ru/)
Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)
База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)
- Состав информационных справочных систем
База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)
Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)
Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)
Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)
Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)
Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)
Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)
- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти
Президент России (http://kremlin.ru/)
Правительство России (http://government.ru/)
Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)
Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)
Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)
- Иные информационные ресурсы - периодическими издания
TACC (https://tass.ru/)
РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)
Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)
RT (https://rt.com/)
- Информационные поисковые системы
Яндекс (https://ya.ru/)
MAIL.RU (https://www.mail.ru/)