Приложение 3

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"

"05" июня 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

ВМ.47 «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ»

Дополнительная профессиональная программа

«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»

г. Москва

Территория Инновационного центра Сколково

Наименование модуля: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ.

Тип модуля: вариативный модуль.

Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ».

Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.

Структура и содержание модуля

Элемент Всего, ак.ч. Лекций, ак.ч. Практических занятий, ак.ч. Результаты обучения (коды)
Раздел «Психология образовательного процесса» 8 2 2 ПК-47
Раздел «Психолого-педагогическая диагностика в образовании» 8 2 2 ПК-47
Раздел «Психологическое консультирование в образовательной среде» 8 2 2 ПК-47
Раздел «Психологическая коррекция и развитие личности обучающегося» 8 2 2 ПК-47
Раздел «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования» 8 2 2 ПК-47
Раздел «Психологические основы управления образовательным процессом» 8 2 2 ПК-47
Раздел «Организация психолого-педагогической работы в образовательных организациях» 8 2 2 ПК-47
Раздел «Правовые и этические основы психолого-педагогической деятельности» 8 2 2 ПК-47
Раздел «Взаимодействие психолога и педагога с родителями и социальным окружением обучающихся» 8 2 2 ПК-47

Раздел «Психология образовательного процесса»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает о психологических особенностях различных образовательных технологий и методик. Знает о влиянии психологического климата на эффективность образовательного процесса. Знает о специфике психологического сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями.

Умения: Владеет навыками консультирования учащихся, родителей и педагогов по психологическим вопросам образования. Владеет навыками проведения тренингов и развивающих занятий для учащихся. Владеет навыками саморегуляции и стрессоустойчивости в профессиональной деятельности педагога-психолога.

Навыки: Умеет проектировать образовательную деятельность с учетом психологических закономерностей обучения и развития. Умеет проводить профилактику и коррекцию психологических проблем учащихся в образовательном процессе. Умеет организовывать взаимодействие с другими специалистами (педагогами, социальными работниками) в рамках решения психологических задач в образовании.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в психологию образовательного процесса

Тема № 2: Психологические особенности учащихся разных возрастов

Тема № 3: Когнитивное развитие в образовательном процессе

Тема № 4: Мотивация и учебная деятельность

Тема № 5: Эмоции и обучение

Тема № 6: Личность учащегося и ее развитие

Тема № 7: Социально-психологические аспекты образовательного процесса

Тема № 8: Учебная группа как социальная система

Тема № 9: Коммуникация в образовательном процессе

Тема № 10: Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения

Тема № 11: Психология обучения

Тема № 12: Теории обучения и их применение на практике

Тема № 13: Методы и приемы обучения

Тема № 14: Организация учебной деятельности

Тема № 15: Формы организации обучения

Тема № 16: Оценка учебных достижений

Тема № 17: Психолого-педагогическая диагностика

Тема № 18: Индивидуальные особенности обучения

Тема № 19: Обучение детей с особыми образовательными потребностями

Тема № 20: Психология воспитания

Тема № 21: Формирование личности в образовательном процессе

Тема № 22: Воспитательные методы и приемы

Тема № 23: Взаимодействие семьи и образовательной организации

Тема № 24: Профилактика девиантного поведения

Тема № 25: Психологическое сопровождение образовательного процесса

Тема № 26: Работа с одаренными детьми

Тема № 27: Профессиональное самоопределение учащихся

Тема № 28: Психологическая безопасность образовательной среды

Тема № 29: Предупреждение и преодоление стресса у учащихся

Тема № 30: Психогигиена образовательного процесса

Тема № 31: Инновационные технологии в образовании и их психологическое обоснование

Тема № 32: Цифровизация образования и ее психологические последствия

Тема № 33: Дистанционное обучение: психологические особенности

Тема № 34: Психологическая компетентность педагога

Тема № 35: Профессиональное выгорание педагогов и пути его профилактики

Тема № 36: Рефлексия в деятельности педагога

Тема № 37: Саморазвитие педагога

Тема № 38: Исследовательские методы в психологии образования

Тема № 39: Этические принципы в психологии образования

Раздел «Психолого-педагогическая диагностика в образовании»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о специфике психолого-педагогической диагностики в различных образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, учреждениях среднего профессионального и высшего образования), о возможностях и ограничениях применения различных диагностических методов, о современных тенденциях развития психолого-педагогической диагностики.

Умения: Навыки применения различных методов психолого-педагогической диагностики (наблюдения, беседы, тестирования, анализа продуктов деятельности и др.), навыки обработки и интерпретации полученных данных, навыки составления диагностических заключений и рекомендаций, навыки работы с диагностическим оборудованием и программным обеспечением.

Навыки: Умения адаптировать диагностические методики к специфике образовательной среды и индивидуальным особенностям обучающихся, умения проводить дифференциальную диагностику, умения использовать результаты диагностики для оптимизации образовательного процесса и индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, умения презентовать результаты диагностики различным аудиториям (педагогам, родителям, администрации).

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в психолого-педагогическую диагностику

Тема № 2: Предмет, задачи и принципы психолого-педагогической диагностики

Тема № 3: История развития психолого-педагогической диагностики

Тема № 4: Этические и правовые основы диагностики в образовании

Тема № 5: Методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение

Тема № 6: Методы психолого-педагогической диагностики: беседа

Тема № 7: Методы психолого-педагогической диагностики: анкетирование

Тема № 8: Методы психолого-педагогической диагностики: тестирование

Тема № 9: Методы психолого-педагогической диагностики: проективные методы

Тема № 10: Методы психолого-педагогической диагностики: эксперимент

Тема № 11: Методы психолого-педагогической диагностики: анализ продуктов деятельности

Тема № 12: Стандартизированные и нестандартизированные методы диагностики

Тема № 13: Надежность и валидность психодиагностических методик

Тема № 14: Диагностика познавательных процессов: восприятие

Тема № 15: Диагностика познавательных процессов: внимание

Тема № 16: Диагностика познавательных процессов: память

Тема № 17: Диагностика познавательных процессов: мышление

Тема № 18: Диагностика познавательных процессов: воображение

Тема № 19: Диагностика познавательных процессов: речь

Тема № 20: Диагностика интеллектуального развития

Тема № 21: Диагностика мотивации и учебной деятельности

Тема № 22: Диагностика эмоционально-волевой сферы

Тема № 23: Диагностика межличностных отношений

Тема № 24: Диагностика личностных особенностей

Тема № 25: Диагностика школьной готовности

Тема № 26: Диагностика учебных достижений

Тема № 27: Диагностика трудностей обучения

Тема № 28: Диагностика одаренности

Тема № 29: Диагностика детей с особыми образовательными потребностями

Тема № 30: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Тема № 31: Интерпретация результатов диагностики

Тема № 32: Составление заключения по результатам диагностики

Тема № 33: Психолого-педагогический консилиум

Тема № 34: Работа с родителями по результатам диагностики

Тема № 35: Индивидуальный образовательный маршрут

Тема № 36: Профилактика и коррекция отклонений в развитии

Тема № 37: Использование информационных технологий в психолого-педагогической диагностике

Тема № 38: Современные тенденции развития психолого-педагогической диагностики

Раздел «Психологическое консультирование в образовательной среде»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о кризисных состояниях и способах оказания психологической помощи в кризисных ситуациях, о возрастных особенностях психического развития детей и подростков, о специфике работы с различными категориями детей (одаренные дети, дети с ОВЗ), о методах профилактики девиантного поведения.

Умения: Навыки установления контакта с детьми разного возраста, ведения беседы, наблюдения за поведением, интерпретации невербальных сигналов, работы с конфликтными ситуациями, предоставления обратной связи.

Навыки: Умения организовывать и проводить индивидуальные и групповые консультации, работать с родителями и педагогами по вопросам развития и обучения детей, анализировать и интерпретировать результаты психологической диагностики, разрабатывать индивидуальные планы развития для учащихся, осуществлять психологическое просвещение в образовательной среде.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в психологическое консультирование в образовании

Тема № 2: Этические принципы и правовые основы консультирования

Тема № 3: Основные модели и подходы в психологическом консультировании

Тема № 4: Психологическое консультирование детей дошкольного возраста

Тема № 5: Психологическое консультирование младших школьников

Тема № 6: Психологическое консультирование подростков

Тема № 7: Работа с родителями в рамках образовательного процесса

Тема № 8: Работа с педагогическим коллективом

Тема № 9: Диагностика в психологическом консультировании

Тема № 10: Методы оценки психологического состояния ребенка

Тема № 11: Развитие эмоционального интеллекта у детей и подростков

Тема № 12: Работа с тревожностью и страхами

Тема № 13: Работа с агрессией и девиантным поведением

Тема № 14: Консультирование по вопросам учебной мотивации

Тема № 15: Профориентация и консультирование по выбору профессии

Тема № 16: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

Тема № 17: Консультирование по вопросам семейных отношений

Тема № 18: Работа с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Тема № 19: Преодоление стресса и эмоционального выгорания у педагогов

Тема № 20: Консультирование по вопросам личностного роста

Тема № 21: Коммуникативные навыки в психологическом консультировании

Тема № 22: Техники активного слушания и эмпатии

Тема № 23: Установление и поддержание терапевтических отношений

Тема № 24: Работа с сопротивлением в консультировании

Тема № 25: Завершение консультирования и профилактика рецидивов

Тема № 26: Групповое психологическое консультирование в образовании

Тема № 27: Тренинги для развития социальных навыков

Тема № 28: Психологическая профилактика в образовательной среде

Тема № 29: Психологическое просвещение родителей и педагогов

Тема № 30: Работа с кризисными ситуациями в образовательной среде

Тема № 31: Консультирование при буллинге и кибербуллинге

Тема № 32: Работа с детьми, пережившими травматический опыт

Тема № 33: Супервизия в психологическом консультировании

Тема № 34: Саморегуляция и профилактика эмоционального выгорания консультанта

Тема № 35: Организация психологической службы в образовательном учреждении

Тема № 36: Документация в психологическом консультировании

Тема № 37: Инновационные методы в психологическом консультировании

Тема № 38: Межведомственное взаимодействие в работе психолога-консультанта

Тема № 39: Перспективы развития психологического консультирования в образовании

Раздел «Психологическая коррекция и развитие личности обучающегося»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основные теории и концепции психологической коррекции и развития личности, включая когнитивно-поведенческую, гуманистическую, психоаналитическую и другие подходы. Знает этические принципы работы психолога-консультанта. Понимает специфику развития личности на разных возрастных этапах. Знает методы диагностики и оценки психологического состояния обучающихся. Знает основные виды психологических проблем и расстройств, встречающихся у обучающихся.

Умения: Владеет навыками активного слушания и эмпатии. Владеет навыками проведения психологической диагностики и интерпретации ее результатов. Владеет навыками применения различных методов психологической коррекции и развития (арт-терапия, игровая терапия, тренинги и др.). Владеет навыками саморегуляции и профилактики профессионального выгорания. Владеет навыками ведения документации по психологической коррекционной работе.

Навыки: Умеет анализировать психологические особенности обучающихся. Умеет подбирать и адаптировать методы психологической коррекции и развития в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся. Умеет устанавливать и поддерживать профессиональные отношения с обучающимися и их родителями (законными представителями). Умеет планировать и проводить коррекционно-развивающие занятия. Умеет оценивать эффективность проведенной коррекционной работы.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы психологической коррекции

Тема № 2: Этические принципы в психологической коррекции

Тема № 3: Диагностика в психологической коррекции

Тема № 4: Методы психологической диагностики

Тема № 5: Психологическое консультирование как метод коррекции

Тема № 6: Групповые методы психологической коррекции

Тема № 7: Тренинг личностного роста

Тема № 8: Арт-терапия в коррекционной работе

Тема № 9: Игровая терапия

Тема № 10: Сказкотерапия

Тема № 11: Песочная терапия

Тема № 12: Когнитивно-поведенческая терапия

Тема № 13: Рационально-эмотивная терапия

Тема № 14: Гештальт-терапия

Тема № 15: Психодрама

Тема № 16: Телесно-ориентированная терапия

Тема № 17: Работа с тревожностью и страхами

Тема № 18: Коррекция агрессивного поведения

Тема № 19: Работа с депрессивными состояниями

Тема № 20: Преодоление стресса и эмоционального выгорания

Тема № 21: Развитие коммуникативных навыков

Тема № 22: Формирование уверенности в себе

Тема № 23: Повышение самооценки

Тема № 24: Развитие эмоционального интеллекта

Тема № 25: Работа с мотивацией и целеполаганием

Тема № 26: Тайм-менеджмент и самоорганизация

Тема № 27: Развитие креативности и творческого мышления

Тема № 28: Работа с прокрастинацией

Тема № 29: Преодоление зависимостей

Тема № 30: Работа с психосоматическими расстройствами

Тема № 31: Психологическая помощь в кризисных ситуациях

Тема № 32: Психологическое сопровождение обучения

Тема № 33: Психологическая профилактика девиантного поведения

Тема № 34: Работа с родителями

Тема № 35: Работа с педагогическим коллективом

Тема № 36: Супервизия в психологической коррекции

Тема № 37: Саморазвитие психолога-консультанта

Тема № 38: Профессиональное выгорание психолога и пути его профилактики

Тема № 39: Современные тенденции в психологической коррекции

Раздел «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основные понятия инклюзивного образования: инклюзия, интеграция, специальные образовательные потребности, адаптация, индивидуализация, универсальный дизайн обучения, нормализация, барьеры доступности (физические, социальные, коммуникационные, аттитюдные), модели инклюзивного образования, законодательные основы инклюзивного образования. Знает особенности развития детей с различными видами нарушений развития (ОВЗ, РАС, СДВГ и др.) и их влияние на процесс обучения. Знает принципы построения инклюзивной образовательной среды и методы психолого-педагогической поддержки обучающихся с ОВЗ. Знает этические принципы работы в инклюзивном образовательном пространстве.

Умения: Владеет навыками диагностики образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Владеет навыками разработки и адаптации образовательных материалов с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Владеет навыками коммуникации и взаимодействия с обучающимися с ОВЗ, их родителями (законными представителями) и специалистами сопровождения. Владеет навыками создания инклюзивной образовательной среды, способствующей развитию всех обучающихся. Владеет навыками рефлексии собственной деятельности в контексте инклюзивного образования.

Навыки: Умеет анализировать образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты с учетом их особенностей. Умеет применять различные методы и приемы адаптации образовательного процесса и материалов для обучающихся с ОВЗ. Умеет организовывать взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ и другими специалистами (психологами, дефектологами, логопедами и др.) в рамках инклюзивного образования. Умеет оценивать эффективность инклюзивных практик и корректировать их при необходимости. Умеет создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду для всех обучающихся.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в инклюзивное образование

Тема № 2: Нормативно-правовая база инклюзивного образования

Тема № 3: Основные понятия и принципы инклюзии

Тема № 4: Философия инклюзивного образования

Тема № 5: Психологические особенности детей с ОВЗ

Тема № 6: Классификация нарушений развития

Тема № 7: Особенности обучения детей с нарушениями интеллекта

Тема № 8: Особенности обучения детей с нарушениями слуха

Тема № 9: Особенности обучения детей с нарушениями зрения

Тема № 10: Особенности обучения детей с нарушениями речи

Тема № 11: Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра

Тема № 12: Особенности обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Тема № 13: Дети с комплексными нарушениями развития

Тема № 14: Психолого-педагогическая диагностика в инклюзивном образовании

Тема № 15: Адаптация образовательной среды для детей с ОВЗ

Тема № 16: Специальные образовательные потребности детей с ОВЗ

Тема № 17: Индивидуальные образовательные программы (ИОП)

Тема № 18: Работа с родителями детей с ОВЗ

Тема № 19: Взаимодействие специалистов в инклюзивном образовании

Тема № 20: Роль педагога в инклюзивном классе

Тема № 21: Роль тьютора в инклюзивном образовании

Тема № 22: Методы и технологии обучения в инклюзивном классе

Тема № 23: Дифференциация и индивидуализация обучения

Тема № 24: Универсальный дизайн обучения

Тема № 25: Адаптированные образовательные программы

Тема № 26: Социальная адаптация детей с ОВЗ в инклюзивной среде

Тема № 27: Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ

Тема № 28: Преодоление барьеров в инклюзивном образовании

Тема № 29: Инклюзивная культура образовательной организации

Тема № 30: Оценка эффективности инклюзивного образования

Тема № 31: Профилактика эмоционального выгорания педагогов в инклюзивном образовании

Тема № 32: Международный опыт инклюзивного образования

Тема № 33: Инклюзивное образование в России: проблемы и перспективы

Тема № 34: Проектная деятельность в инклюзивном образовании

Тема № 35: Организация инклюзивного образования в дошкольных учреждениях

Тема № 36: Организация инклюзивного образования в средних общеобразовательных учреждениях

Тема № 37: Организация инклюзивного образования в учреждениях среднего профессионального образования

Раздел «Психологические основы управления образовательным процессом»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Теорий и концепций психологии управления, включая мотивацию, лидерство, групповую динамику, коммуникацию, конфликтологию, стресс-менеджмент в образовательной среде. Основных психологических закономерностей развития и обучения личности на разных возрастных этапах. Психологических особенностей образовательной среды и ее влияния на участников образовательного процесса. Принципов и методов психологической диагностики в образовании, интерпретации результатов и их применения для оптимизации образовательного процесса. Этических принципов и норм психологического сопровождения образовательного процесса.

Умения: Навыки активного слушания и эмпатического взаимодействия с участниками образовательного процесса. Навыки проведения психологической диагностики с использованием различных методов (наблюдение, тестирование, беседа). Навыки организации и проведения групповых тренингов и консультаций для обучающихся, педагогов и родителей. Навыки саморегуляции и управления собственным эмоциональным состоянием в профессиональной деятельности. Навыки составления психологических заключений и рекомендаций по результатам диагностики и консультаций.

Навыки: Анализировать психологические особенности участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей). Диагностировать психологический климат в образовательной организации и выявлять факторы, влияющие на него. Применять методы психологической поддержки и развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей. Проектировать и реализовывать программы психологического сопровождения образовательного процесса, направленные на повышение его эффективности. Конструктивно разрешать конфликты и управлять стрессовыми ситуациями в образовательной среде.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в психологию управления образовательным процессом

Тема № 2: Психологические особенности обучающихся разных возрастов

Тема № 3: Мотивация и учебная деятельность

Тема № 4: Познавательные процессы в образовании

Тема № 5: Эмоционально-волевая сфера обучающихся

Тема № 6: Личность обучающегося и ее развитие

Тема № 7: Психология учебной группы и коллектива

Тема № 8: Управление групповой динамикой

Тема № 9: Конфликты в образовательном процессе и пути их разрешения

Тема № 10: Коммуникация в образовательном процессе

Тема № 11: Педагогическое общение

Тема № 12: Стили педагогического руководства

Тема № 13: Психологические основы обучения

Тема № 14: Теории обучения и их применение в образовательном процессе

Тема № 15: Методы и приемы обучения

Тема № 16: Организация учебной деятельности

Тема № 17: Психологические особенности преподавания различных предметов

Тема № 18: Психологическое сопровождение образовательного процесса

Тема № 19: Диагностика психологических особенностей обучающихся

Тема № 20: Индивидуальный подход в образовании

Тема № 21: Работа с одаренными детьми

Тема № 22: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

Тема № 23: Психологическая профилактика девиантного поведения

Тема № 24: Психологическая помощь обучающимся в сложных ситуациях

Тема № 25: Психология воспитания

Тема № 26: Формирование ценностных ориентаций обучающихся

Тема № 27: Развитие личности обучающегося в образовательном процессе

Тема № 28: Взаимодействие семьи и образовательной организации

Тема № 29: Психологическая культура педагога

Тема № 30: Профессиональное саморазвитие педагога

Тема № 31: Стресс и эмоциональное выгорание педагога

Тема № 32: Профилактика профессионального выгорания

Тема № 33: Психологический климат в образовательной организации

Тема № 34: Управление изменениями в образовательном процессе

Тема № 35: Инновационные технологии в образовании и их психологическое обоснование

Тема № 36: Оценка эффективности управления образовательным процессом

Тема № 37: Психологическая безопасность образовательной среды

Тема № 38: Правовые основы психологического сопровождения образовательного процесса

Раздел «Организация психолого-педагогической работы в образовательных организациях»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основы инклюзивного образования; принципы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ; специфику работы с одаренными детьми.

Умения: Владеет навыками работы с различными категориями детей с ОВЗ; использования специальных методик и технологий в работе с одаренными детьми; создания адаптивной образовательной среды.

Навыки: Умеет адаптировать образовательные программы для детей с ОВЗ; разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты для одаренных детей; организовывать взаимодействие с родителями детей с ОВЗ.

Содержание раздела

Тема № 1: Нормативно-правовые основы психолого-педагогической работы в образовательной организации

Тема № 2: Цели, задачи и принципы психолого-педагогической работы

Тема № 3: Основные направления психолого-педагогической работы

Тема № 4: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Тема № 5: Психолого-педагогическая диагностика

Тема № 6: Методы психолого-педагогической диагностики

Тема № 7: Интерпретация результатов психолого-педагогической диагностики

Тема № 8: Развитие познавательных процессов обучающихся

Тема № 9: Развитие личностной сферы обучающихся

Тема № 10: Формирование учебной мотивации

Тема № 11: Профилактика школьной неуспеваемости

Тема № 12: Работа с одаренными детьми

Тема № 13: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

Тема № 14: Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования

Тема № 15: Психологическая помощь детям с девиантным поведением

Тема № 16: Профилактика и коррекция агрессивного поведения

Тема № 17: Работа с тревожными детьми

Тема № 18: Психологическое консультирование обучающихся

Тема № 19: Психологическое консультирование родителей

Тема № 20: Психологическое консультирование педагогов

Тема № 21: Взаимодействие психолога и педагога

Тема № 22: Организация работы психолого-педагогического консилиума (ПМПк)

Тема № 23: Составление индивидуальных образовательных маршрутов

Тема № 24: Психолого-педагогическое сопровождение семьи

Тема № 25: Формы работы с родителями

Тема № 26: Профилактика семейного неблагополучия

Тема № 27: Психогигиена и профилактика профессионального выгорания педагога

Тема № 28: Организация и проведение тренингов для педагогов

Тема № 29: Организация и проведение тренингов для обучающихся

Тема № 30: Проектирование психолого-педагогической деятельности

Тема № 31: Документация психолого-педагогической службы

Тема № 32: Оценка эффективности психолого-педагогической работы

Тема № 33: Современные технологии в психолого-педагогической работе

Тема № 34: Информационно-коммуникационные технологии в психолого-педагогической работе

Тема № 35: Этические аспекты психолого-педагогической деятельности

Тема № 36: Профессиональный стандарт педагога-психолога

Тема № 37: Профессиональное развитие педагога-психолога

Тема № 38: Карьера педагога-психолога

Раздел «Правовые и этические основы психолого-педагогической деятельности»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает виды и формы юридической ответственности за нарушения в психолого-педагогической деятельности; права и обязанности участников образовательного процесса; особенности правового регулирования инклюзивного образования; правовые основы проведения психологической диагностики и консультирования.

Умения: Владеет навыками аргументации своей позиции с опорой на правовые и этические нормы; самостоятельного поиска и использования нормативно-правовых документов; эффективного взаимодействия с представителями правоохранительных органов и органов опеки и попечительства при необходимости.

Навыки: Умеет разграничивать этические и правовые аспекты профессиональной деятельности; применять полученные знания для предотвращения правовых и этических конфликтов; анализировать и оценивать риски, связанные с нарушением правовых и этических норм; выстраивать профессиональные отношения с учетом правовых и этических требований.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в правовое регулирование психолого-педагогической деятельности

Тема № 2: Основные принципы права в сфере образования

Тема № 3: Конституционные права участников образовательного процесса

Тема № 4: Законодательство РФ в области образования

Тема № 5: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Тема № 6: Правовой статус образовательных организаций

Тема № 7: Права и обязанности обучающихся

Тема № 8: Права и обязанности родителей (законных представителей)

Тема № 9: Права и обязанности педагогических работников

Тема № 10: Особенности правового регулирования инклюзивного образования

Тема № 11: Юридическая ответственность в сфере образования

Тема № 12: Защита персональных данных в образовательной деятельности

Тема № 13: Авторское право в образовательной сфере

Тема № 14: Правовое регулирование психологической помощи

Тема № 15: Лицензирование и аккредитация образовательной деятельности

Тема № 16: Этические принципы психолого-педагогической деятельности

Тема № 17: Профессиональная этика педагога-психолога

Тема № 18: Конфиденциальность в психолого-педагогической работе

Тема № 19: Информированное согласие в психологическом консультировании

Тема № 20: Этические дилеммы в психолого-педагогической практике

Тема № 21: Профессиональные стандарты педагога-психолога

Тема № 22: Этические кодексы профессиональных психологических ассоциаций

Тема № 23: Взаимодействие с родителями (законными представителями) с учетом этических норм

Тема № 24: Этика проведения исследований в образовательной среде

Тема № 25: Этические аспекты использования цифровых технологий в образовании

Тема № 26: Предотвращение и разрешение конфликтов в образовательной среде

Тема № 27: Антикоррупционное законодательство в образовании

Тема № 28: Правовые основы охраны труда в образовательных организациях

Тема № 29: Безопасность образовательной среды

Тема № 30: Профилактика экстремизма и терроризма в образовательной организации

Тема № 31: Правовое регулирование дистанционного образования

Тема № 32: Особенности правового регулирования дополнительного образования

Тема № 33: Правовые аспекты организации практики студентов

Тема № 34: Правовое регулирование аттестации педагогических работников

Тема № 35: Оказание первой помощи в образовательной организации

Тема № 36: Защита прав детей

Тема № 37: Международные правовые акты в сфере образования

Тема № 38: Правовая культура педагога-психолога

Тема № 39: Развитие правовой и этической компетентности

Раздел «Взаимодействие психолога и педагога с родителями и социальным окружением обучающихся»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает о роли социального окружения в развитии ребенка, включая влияние взаимоотношений со сверстниками, культурных и социальных факторов. Знает особенности взаимодействия с представителями различных социальных институтов (органы опеки и попечительства, социальные службы и др.).

Умения: Владеет навыками эффективной коммуникации с родителями, включая вербальные и невербальные средства общения. Владеет навыками активного слушания, эмпатии и рефлексии. Владеет навыками проведения диагностических бесед и интервью с родителями. Владеет навыками организации и проведения родительских собраний, консультаций и тренингов. Владеет навыками разработки и реализации индивидуальных планов взаимодействия с семьями. Владеет навыками консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей. Владеет навыками медиации и разрешения конфликтов.

Навыки: Умеет организовывать взаимодействие с социальным окружением обучающегося для создания благоприятных условий его развития. Умеет привлекать ресурсы социального окружения для решения проблем обучающегося и его семьи.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы взаимодействия психолога и педагога с семьей

Тема № 2: Правовые основы взаимодействия с родителями и социальным окружением

Тема № 3: Этические принципы работы с родителями

Тема № 4: Психологические особенности родительства

Тема № 5: Типы семей и особенности взаимодействия с ними

Тема № 6: Семейные кризисы и способы их преодоления

Тема № 7: Детско-родительские отношения

Тема № 8: Формы и методы работы с родителями

Тема № 9: Индивидуальные консультации с родителями

Тема № 10: Групповые формы работы с родителями

Тема № 11: Родительские собрания: подготовка и проведение

Тема № 12: Тренинги для родителей

Тема № 13: Мастер-классы для родителей

Тема № 14: Работа с родителями детей с особыми образовательными потребностями

Тема № 15: Работа с родителями одаренных детей

Тема № 16: Работа с родителями детей «группы риска»

Тема № 17: Работа с родителями в условиях инклюзивного образования

Тема № 18: Взаимодействие с замещающими семьями

Тема № 19: Работа с родителями в ситуации развода

Тема № 20: Профилактика конфликтов в семье

Тема № 21: Профилактика девиантного поведения подростков

Тема № 22: Роль социального окружения в развитии ребенка

Тема № 23: Взаимодействие с социальными службами

Тема № 24: Межведомственное взаимодействие в работе с семьей

Тема № 25: Организация работы родительского комитета

Тема № 26: Вовлечение родителей в образовательный процесс

Тема № 27: Создание партнерских отношений с родителями

Тема № 28: Технологии эффективной коммуникации с родителями

Тема № 29: Работа с родительскими запросами и жалобами

Тема № 30: Психологическая поддержка родителей

Тема № 31: Педагогическая поддержка родителей

Тема № 32: Диагностика семейных отношений

Тема № 33: Оценка эффективности взаимодействия с родителями

Тема № 34: Документация работы с родителями

Тема № 35: Профилактика эмоционального выгорания специалистов

Тема № 36: Супервизия в работе с родителями

Тема № 37: Самообразование и повышение квалификации в области взаимодействия с родителями

Тема № 38: Современные тенденции во взаимодействии с родителями

Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.

Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.

Условия реализации рабочей программы модуля

Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.

Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля

Электронные учебные издания

Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503

Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].

Электронные методические издания

Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252

Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597

Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).

Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)

Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):

- Состав современных профессиональных баз данных

Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)

Открытые данные России (https://data.gov.ru/)

Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)

База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)

- Состав информационных справочных систем

База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)

Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)

Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)

Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)

Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)

Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)

Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)

- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти

Президент России (http://kremlin.ru/)

Правительство России (http://government.ru/)

Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)

Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)

Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)

- Иные информационные ресурсы - периодическими издания

TACC (https://tass.ru/)

РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)

Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)

RT (https://rt.com/)

- Информационные поисковые системы

Яндекс (https://ya.ru/)

MAIL.RU (https://www.mail.ru/)