Приложение 3
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"
"05" июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
ВМ.47 «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ»
Дополнительная профессиональная программа
«Образование и педагогические науки: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»
г. Москва
Территория Инновационного центра Сколково
Наименование модуля: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ.
Тип модуля: вариативный модуль.
Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ».
Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.
Структура и содержание модуля
| Элемент | Всего, ак.ч. | Лекций, ак.ч. | Практических занятий, ак.ч. | Результаты обучения (коды) |
|---|---|---|---|---|
| Раздел «Психология образовательного процесса» | 8 | 2 | 2 | ПК-47 |
| Раздел «Психолого-педагогическая диагностика в образовании» | 8 | 2 | 2 | ПК-47 |
| Раздел «Психологическое консультирование в образовательной среде» | 8 | 2 | 2 | ПК-47 |
| Раздел «Психологическая коррекция и развитие личности обучающегося» | 8 | 2 | 2 | ПК-47 |
| Раздел «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования» | 8 | 2 | 2 | ПК-47 |
| Раздел «Психологические основы управления образовательным процессом» | 8 | 2 | 2 | ПК-47 |
| Раздел «Организация психолого-педагогической работы в образовательных организациях» | 8 | 2 | 2 | ПК-47 |
| Раздел «Правовые и этические основы психолого-педагогической деятельности» | 8 | 2 | 2 | ПК-47 |
| Раздел «Взаимодействие психолога и педагога с родителями и социальным окружением обучающихся» | 8 | 2 | 2 | ПК-47 |
Раздел «Психология образовательного процесса»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает о психологических особенностях различных образовательных технологий и методик. Знает о влиянии психологического климата на эффективность образовательного процесса. Знает о специфике психологического сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями.
Умения: Владеет навыками консультирования учащихся, родителей и педагогов по психологическим вопросам образования. Владеет навыками проведения тренингов и развивающих занятий для учащихся. Владеет навыками саморегуляции и стрессоустойчивости в профессиональной деятельности педагога-психолога.
Навыки: Умеет проектировать образовательную деятельность с учетом психологических закономерностей обучения и развития. Умеет проводить профилактику и коррекцию психологических проблем учащихся в образовательном процессе. Умеет организовывать взаимодействие с другими специалистами (педагогами, социальными работниками) в рамках решения психологических задач в образовании.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в психологию образовательного процесса
Тема № 2: Психологические особенности учащихся разных возрастов
Тема № 3: Когнитивное развитие в образовательном процессе
Тема № 4: Мотивация и учебная деятельность
Тема № 5: Эмоции и обучение
Тема № 6: Личность учащегося и ее развитие
Тема № 7: Социально-психологические аспекты образовательного процесса
Тема № 8: Учебная группа как социальная система
Тема № 9: Коммуникация в образовательном процессе
Тема № 10: Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения
Тема № 11: Психология обучения
Тема № 12: Теории обучения и их применение на практике
Тема № 13: Методы и приемы обучения
Тема № 14: Организация учебной деятельности
Тема № 15: Формы организации обучения
Тема № 16: Оценка учебных достижений
Тема № 17: Психолого-педагогическая диагностика
Тема № 18: Индивидуальные особенности обучения
Тема № 19: Обучение детей с особыми образовательными потребностями
Тема № 20: Психология воспитания
Тема № 21: Формирование личности в образовательном процессе
Тема № 22: Воспитательные методы и приемы
Тема № 23: Взаимодействие семьи и образовательной организации
Тема № 24: Профилактика девиантного поведения
Тема № 25: Психологическое сопровождение образовательного процесса
Тема № 26: Работа с одаренными детьми
Тема № 27: Профессиональное самоопределение учащихся
Тема № 28: Психологическая безопасность образовательной среды
Тема № 29: Предупреждение и преодоление стресса у учащихся
Тема № 30: Психогигиена образовательного процесса
Тема № 31: Инновационные технологии в образовании и их психологическое обоснование
Тема № 32: Цифровизация образования и ее психологические последствия
Тема № 33: Дистанционное обучение: психологические особенности
Тема № 34: Психологическая компетентность педагога
Тема № 35: Профессиональное выгорание педагогов и пути его профилактики
Тема № 36: Рефлексия в деятельности педагога
Тема № 37: Саморазвитие педагога
Тема № 38: Исследовательские методы в психологии образования
Тема № 39: Этические принципы в психологии образования
Раздел «Психолого-педагогическая диагностика в образовании»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о специфике психолого-педагогической диагностики в различных образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, учреждениях среднего профессионального и высшего образования), о возможностях и ограничениях применения различных диагностических методов, о современных тенденциях развития психолого-педагогической диагностики.
Умения: Навыки применения различных методов психолого-педагогической диагностики (наблюдения, беседы, тестирования, анализа продуктов деятельности и др.), навыки обработки и интерпретации полученных данных, навыки составления диагностических заключений и рекомендаций, навыки работы с диагностическим оборудованием и программным обеспечением.
Навыки: Умения адаптировать диагностические методики к специфике образовательной среды и индивидуальным особенностям обучающихся, умения проводить дифференциальную диагностику, умения использовать результаты диагностики для оптимизации образовательного процесса и индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, умения презентовать результаты диагностики различным аудиториям (педагогам, родителям, администрации).
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в психолого-педагогическую диагностику
Тема № 2: Предмет, задачи и принципы психолого-педагогической диагностики
Тема № 3: История развития психолого-педагогической диагностики
Тема № 4: Этические и правовые основы диагностики в образовании
Тема № 5: Методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение
Тема № 6: Методы психолого-педагогической диагностики: беседа
Тема № 7: Методы психолого-педагогической диагностики: анкетирование
Тема № 8: Методы психолого-педагогической диагностики: тестирование
Тема № 9: Методы психолого-педагогической диагностики: проективные методы
Тема № 10: Методы психолого-педагогической диагностики: эксперимент
Тема № 11: Методы психолого-педагогической диагностики: анализ продуктов деятельности
Тема № 12: Стандартизированные и нестандартизированные методы диагностики
Тема № 13: Надежность и валидность психодиагностических методик
Тема № 14: Диагностика познавательных процессов: восприятие
Тема № 15: Диагностика познавательных процессов: внимание
Тема № 16: Диагностика познавательных процессов: память
Тема № 17: Диагностика познавательных процессов: мышление
Тема № 18: Диагностика познавательных процессов: воображение
Тема № 19: Диагностика познавательных процессов: речь
Тема № 20: Диагностика интеллектуального развития
Тема № 21: Диагностика мотивации и учебной деятельности
Тема № 22: Диагностика эмоционально-волевой сферы
Тема № 23: Диагностика межличностных отношений
Тема № 24: Диагностика личностных особенностей
Тема № 25: Диагностика школьной готовности
Тема № 26: Диагностика учебных достижений
Тема № 27: Диагностика трудностей обучения
Тема № 28: Диагностика одаренности
Тема № 29: Диагностика детей с особыми образовательными потребностями
Тема № 30: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Тема № 31: Интерпретация результатов диагностики
Тема № 32: Составление заключения по результатам диагностики
Тема № 33: Психолого-педагогический консилиум
Тема № 34: Работа с родителями по результатам диагностики
Тема № 35: Индивидуальный образовательный маршрут
Тема № 36: Профилактика и коррекция отклонений в развитии
Тема № 37: Использование информационных технологий в психолого-педагогической диагностике
Тема № 38: Современные тенденции развития психолого-педагогической диагностики
Раздел «Психологическое консультирование в образовательной среде»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о кризисных состояниях и способах оказания психологической помощи в кризисных ситуациях, о возрастных особенностях психического развития детей и подростков, о специфике работы с различными категориями детей (одаренные дети, дети с ОВЗ), о методах профилактики девиантного поведения.
Умения: Навыки установления контакта с детьми разного возраста, ведения беседы, наблюдения за поведением, интерпретации невербальных сигналов, работы с конфликтными ситуациями, предоставления обратной связи.
Навыки: Умения организовывать и проводить индивидуальные и групповые консультации, работать с родителями и педагогами по вопросам развития и обучения детей, анализировать и интерпретировать результаты психологической диагностики, разрабатывать индивидуальные планы развития для учащихся, осуществлять психологическое просвещение в образовательной среде.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в психологическое консультирование в образовании
Тема № 2: Этические принципы и правовые основы консультирования
Тема № 3: Основные модели и подходы в психологическом консультировании
Тема № 4: Психологическое консультирование детей дошкольного возраста
Тема № 5: Психологическое консультирование младших школьников
Тема № 6: Психологическое консультирование подростков
Тема № 7: Работа с родителями в рамках образовательного процесса
Тема № 8: Работа с педагогическим коллективом
Тема № 9: Диагностика в психологическом консультировании
Тема № 10: Методы оценки психологического состояния ребенка
Тема № 11: Развитие эмоционального интеллекта у детей и подростков
Тема № 12: Работа с тревожностью и страхами
Тема № 13: Работа с агрессией и девиантным поведением
Тема № 14: Консультирование по вопросам учебной мотивации
Тема № 15: Профориентация и консультирование по выбору профессии
Тема № 16: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями
Тема № 17: Консультирование по вопросам семейных отношений
Тема № 18: Работа с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Тема № 19: Преодоление стресса и эмоционального выгорания у педагогов
Тема № 20: Консультирование по вопросам личностного роста
Тема № 21: Коммуникативные навыки в психологическом консультировании
Тема № 22: Техники активного слушания и эмпатии
Тема № 23: Установление и поддержание терапевтических отношений
Тема № 24: Работа с сопротивлением в консультировании
Тема № 25: Завершение консультирования и профилактика рецидивов
Тема № 26: Групповое психологическое консультирование в образовании
Тема № 27: Тренинги для развития социальных навыков
Тема № 28: Психологическая профилактика в образовательной среде
Тема № 29: Психологическое просвещение родителей и педагогов
Тема № 30: Работа с кризисными ситуациями в образовательной среде
Тема № 31: Консультирование при буллинге и кибербуллинге
Тема № 32: Работа с детьми, пережившими травматический опыт
Тема № 33: Супервизия в психологическом консультировании
Тема № 34: Саморегуляция и профилактика эмоционального выгорания консультанта
Тема № 35: Организация психологической службы в образовательном учреждении
Тема № 36: Документация в психологическом консультировании
Тема № 37: Инновационные методы в психологическом консультировании
Тема № 38: Межведомственное взаимодействие в работе психолога-консультанта
Тема № 39: Перспективы развития психологического консультирования в образовании
Раздел «Психологическая коррекция и развитие личности обучающегося»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные теории и концепции психологической коррекции и развития личности, включая когнитивно-поведенческую, гуманистическую, психоаналитическую и другие подходы. Знает этические принципы работы психолога-консультанта. Понимает специфику развития личности на разных возрастных этапах. Знает методы диагностики и оценки психологического состояния обучающихся. Знает основные виды психологических проблем и расстройств, встречающихся у обучающихся.
Умения: Владеет навыками активного слушания и эмпатии. Владеет навыками проведения психологической диагностики и интерпретации ее результатов. Владеет навыками применения различных методов психологической коррекции и развития (арт-терапия, игровая терапия, тренинги и др.). Владеет навыками саморегуляции и профилактики профессионального выгорания. Владеет навыками ведения документации по психологической коррекционной работе.
Навыки: Умеет анализировать психологические особенности обучающихся. Умеет подбирать и адаптировать методы психологической коррекции и развития в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся. Умеет устанавливать и поддерживать профессиональные отношения с обучающимися и их родителями (законными представителями). Умеет планировать и проводить коррекционно-развивающие занятия. Умеет оценивать эффективность проведенной коррекционной работы.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы психологической коррекции
Тема № 2: Этические принципы в психологической коррекции
Тема № 3: Диагностика в психологической коррекции
Тема № 4: Методы психологической диагностики
Тема № 5: Психологическое консультирование как метод коррекции
Тема № 6: Групповые методы психологической коррекции
Тема № 7: Тренинг личностного роста
Тема № 8: Арт-терапия в коррекционной работе
Тема № 9: Игровая терапия
Тема № 10: Сказкотерапия
Тема № 11: Песочная терапия
Тема № 12: Когнитивно-поведенческая терапия
Тема № 13: Рационально-эмотивная терапия
Тема № 14: Гештальт-терапия
Тема № 15: Психодрама
Тема № 16: Телесно-ориентированная терапия
Тема № 17: Работа с тревожностью и страхами
Тема № 18: Коррекция агрессивного поведения
Тема № 19: Работа с депрессивными состояниями
Тема № 20: Преодоление стресса и эмоционального выгорания
Тема № 21: Развитие коммуникативных навыков
Тема № 22: Формирование уверенности в себе
Тема № 23: Повышение самооценки
Тема № 24: Развитие эмоционального интеллекта
Тема № 25: Работа с мотивацией и целеполаганием
Тема № 26: Тайм-менеджмент и самоорганизация
Тема № 27: Развитие креативности и творческого мышления
Тема № 28: Работа с прокрастинацией
Тема № 29: Преодоление зависимостей
Тема № 30: Работа с психосоматическими расстройствами
Тема № 31: Психологическая помощь в кризисных ситуациях
Тема № 32: Психологическое сопровождение обучения
Тема № 33: Психологическая профилактика девиантного поведения
Тема № 34: Работа с родителями
Тема № 35: Работа с педагогическим коллективом
Тема № 36: Супервизия в психологической коррекции
Тема № 37: Саморазвитие психолога-консультанта
Тема № 38: Профессиональное выгорание психолога и пути его профилактики
Тема № 39: Современные тенденции в психологической коррекции
Раздел «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные понятия инклюзивного образования: инклюзия, интеграция, специальные образовательные потребности, адаптация, индивидуализация, универсальный дизайн обучения, нормализация, барьеры доступности (физические, социальные, коммуникационные, аттитюдные), модели инклюзивного образования, законодательные основы инклюзивного образования. Знает особенности развития детей с различными видами нарушений развития (ОВЗ, РАС, СДВГ и др.) и их влияние на процесс обучения. Знает принципы построения инклюзивной образовательной среды и методы психолого-педагогической поддержки обучающихся с ОВЗ. Знает этические принципы работы в инклюзивном образовательном пространстве.
Умения: Владеет навыками диагностики образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Владеет навыками разработки и адаптации образовательных материалов с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Владеет навыками коммуникации и взаимодействия с обучающимися с ОВЗ, их родителями (законными представителями) и специалистами сопровождения. Владеет навыками создания инклюзивной образовательной среды, способствующей развитию всех обучающихся. Владеет навыками рефлексии собственной деятельности в контексте инклюзивного образования.
Навыки: Умеет анализировать образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты с учетом их особенностей. Умеет применять различные методы и приемы адаптации образовательного процесса и материалов для обучающихся с ОВЗ. Умеет организовывать взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ и другими специалистами (психологами, дефектологами, логопедами и др.) в рамках инклюзивного образования. Умеет оценивать эффективность инклюзивных практик и корректировать их при необходимости. Умеет создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду для всех обучающихся.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в инклюзивное образование
Тема № 2: Нормативно-правовая база инклюзивного образования
Тема № 3: Основные понятия и принципы инклюзии
Тема № 4: Философия инклюзивного образования
Тема № 5: Психологические особенности детей с ОВЗ
Тема № 6: Классификация нарушений развития
Тема № 7: Особенности обучения детей с нарушениями интеллекта
Тема № 8: Особенности обучения детей с нарушениями слуха
Тема № 9: Особенности обучения детей с нарушениями зрения
Тема № 10: Особенности обучения детей с нарушениями речи
Тема № 11: Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра
Тема № 12: Особенности обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Тема № 13: Дети с комплексными нарушениями развития
Тема № 14: Психолого-педагогическая диагностика в инклюзивном образовании
Тема № 15: Адаптация образовательной среды для детей с ОВЗ
Тема № 16: Специальные образовательные потребности детей с ОВЗ
Тема № 17: Индивидуальные образовательные программы (ИОП)
Тема № 18: Работа с родителями детей с ОВЗ
Тема № 19: Взаимодействие специалистов в инклюзивном образовании
Тема № 20: Роль педагога в инклюзивном классе
Тема № 21: Роль тьютора в инклюзивном образовании
Тема № 22: Методы и технологии обучения в инклюзивном классе
Тема № 23: Дифференциация и индивидуализация обучения
Тема № 24: Универсальный дизайн обучения
Тема № 25: Адаптированные образовательные программы
Тема № 26: Социальная адаптация детей с ОВЗ в инклюзивной среде
Тема № 27: Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ
Тема № 28: Преодоление барьеров в инклюзивном образовании
Тема № 29: Инклюзивная культура образовательной организации
Тема № 30: Оценка эффективности инклюзивного образования
Тема № 31: Профилактика эмоционального выгорания педагогов в инклюзивном образовании
Тема № 32: Международный опыт инклюзивного образования
Тема № 33: Инклюзивное образование в России: проблемы и перспективы
Тема № 34: Проектная деятельность в инклюзивном образовании
Тема № 35: Организация инклюзивного образования в дошкольных учреждениях
Тема № 36: Организация инклюзивного образования в средних общеобразовательных учреждениях
Тема № 37: Организация инклюзивного образования в учреждениях среднего профессионального образования
Раздел «Психологические основы управления образовательным процессом»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Теорий и концепций психологии управления, включая мотивацию, лидерство, групповую динамику, коммуникацию, конфликтологию, стресс-менеджмент в образовательной среде. Основных психологических закономерностей развития и обучения личности на разных возрастных этапах. Психологических особенностей образовательной среды и ее влияния на участников образовательного процесса. Принципов и методов психологической диагностики в образовании, интерпретации результатов и их применения для оптимизации образовательного процесса. Этических принципов и норм психологического сопровождения образовательного процесса.
Умения: Навыки активного слушания и эмпатического взаимодействия с участниками образовательного процесса. Навыки проведения психологической диагностики с использованием различных методов (наблюдение, тестирование, беседа). Навыки организации и проведения групповых тренингов и консультаций для обучающихся, педагогов и родителей. Навыки саморегуляции и управления собственным эмоциональным состоянием в профессиональной деятельности. Навыки составления психологических заключений и рекомендаций по результатам диагностики и консультаций.
Навыки: Анализировать психологические особенности участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей). Диагностировать психологический климат в образовательной организации и выявлять факторы, влияющие на него. Применять методы психологической поддержки и развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей. Проектировать и реализовывать программы психологического сопровождения образовательного процесса, направленные на повышение его эффективности. Конструктивно разрешать конфликты и управлять стрессовыми ситуациями в образовательной среде.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в психологию управления образовательным процессом
Тема № 2: Психологические особенности обучающихся разных возрастов
Тема № 3: Мотивация и учебная деятельность
Тема № 4: Познавательные процессы в образовании
Тема № 5: Эмоционально-волевая сфера обучающихся
Тема № 6: Личность обучающегося и ее развитие
Тема № 7: Психология учебной группы и коллектива
Тема № 8: Управление групповой динамикой
Тема № 9: Конфликты в образовательном процессе и пути их разрешения
Тема № 10: Коммуникация в образовательном процессе
Тема № 11: Педагогическое общение
Тема № 12: Стили педагогического руководства
Тема № 13: Психологические основы обучения
Тема № 14: Теории обучения и их применение в образовательном процессе
Тема № 15: Методы и приемы обучения
Тема № 16: Организация учебной деятельности
Тема № 17: Психологические особенности преподавания различных предметов
Тема № 18: Психологическое сопровождение образовательного процесса
Тема № 19: Диагностика психологических особенностей обучающихся
Тема № 20: Индивидуальный подход в образовании
Тема № 21: Работа с одаренными детьми
Тема № 22: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями
Тема № 23: Психологическая профилактика девиантного поведения
Тема № 24: Психологическая помощь обучающимся в сложных ситуациях
Тема № 25: Психология воспитания
Тема № 26: Формирование ценностных ориентаций обучающихся
Тема № 27: Развитие личности обучающегося в образовательном процессе
Тема № 28: Взаимодействие семьи и образовательной организации
Тема № 29: Психологическая культура педагога
Тема № 30: Профессиональное саморазвитие педагога
Тема № 31: Стресс и эмоциональное выгорание педагога
Тема № 32: Профилактика профессионального выгорания
Тема № 33: Психологический климат в образовательной организации
Тема № 34: Управление изменениями в образовательном процессе
Тема № 35: Инновационные технологии в образовании и их психологическое обоснование
Тема № 36: Оценка эффективности управления образовательным процессом
Тема № 37: Психологическая безопасность образовательной среды
Тема № 38: Правовые основы психологического сопровождения образовательного процесса
Раздел «Организация психолого-педагогической работы в образовательных организациях»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основы инклюзивного образования; принципы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ; специфику работы с одаренными детьми.
Умения: Владеет навыками работы с различными категориями детей с ОВЗ; использования специальных методик и технологий в работе с одаренными детьми; создания адаптивной образовательной среды.
Навыки: Умеет адаптировать образовательные программы для детей с ОВЗ; разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты для одаренных детей; организовывать взаимодействие с родителями детей с ОВЗ.
Содержание раздела
Тема № 1: Нормативно-правовые основы психолого-педагогической работы в образовательной организации
Тема № 2: Цели, задачи и принципы психолого-педагогической работы
Тема № 3: Основные направления психолого-педагогической работы
Тема № 4: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Тема № 5: Психолого-педагогическая диагностика
Тема № 6: Методы психолого-педагогической диагностики
Тема № 7: Интерпретация результатов психолого-педагогической диагностики
Тема № 8: Развитие познавательных процессов обучающихся
Тема № 9: Развитие личностной сферы обучающихся
Тема № 10: Формирование учебной мотивации
Тема № 11: Профилактика школьной неуспеваемости
Тема № 12: Работа с одаренными детьми
Тема № 13: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями
Тема № 14: Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования
Тема № 15: Психологическая помощь детям с девиантным поведением
Тема № 16: Профилактика и коррекция агрессивного поведения
Тема № 17: Работа с тревожными детьми
Тема № 18: Психологическое консультирование обучающихся
Тема № 19: Психологическое консультирование родителей
Тема № 20: Психологическое консультирование педагогов
Тема № 21: Взаимодействие психолога и педагога
Тема № 22: Организация работы психолого-педагогического консилиума (ПМПк)
Тема № 23: Составление индивидуальных образовательных маршрутов
Тема № 24: Психолого-педагогическое сопровождение семьи
Тема № 25: Формы работы с родителями
Тема № 26: Профилактика семейного неблагополучия
Тема № 27: Психогигиена и профилактика профессионального выгорания педагога
Тема № 28: Организация и проведение тренингов для педагогов
Тема № 29: Организация и проведение тренингов для обучающихся
Тема № 30: Проектирование психолого-педагогической деятельности
Тема № 31: Документация психолого-педагогической службы
Тема № 32: Оценка эффективности психолого-педагогической работы
Тема № 33: Современные технологии в психолого-педагогической работе
Тема № 34: Информационно-коммуникационные технологии в психолого-педагогической работе
Тема № 35: Этические аспекты психолого-педагогической деятельности
Тема № 36: Профессиональный стандарт педагога-психолога
Тема № 37: Профессиональное развитие педагога-психолога
Тема № 38: Карьера педагога-психолога
Раздел «Правовые и этические основы психолого-педагогической деятельности»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает виды и формы юридической ответственности за нарушения в психолого-педагогической деятельности; права и обязанности участников образовательного процесса; особенности правового регулирования инклюзивного образования; правовые основы проведения психологической диагностики и консультирования.
Умения: Владеет навыками аргументации своей позиции с опорой на правовые и этические нормы; самостоятельного поиска и использования нормативно-правовых документов; эффективного взаимодействия с представителями правоохранительных органов и органов опеки и попечительства при необходимости.
Навыки: Умеет разграничивать этические и правовые аспекты профессиональной деятельности; применять полученные знания для предотвращения правовых и этических конфликтов; анализировать и оценивать риски, связанные с нарушением правовых и этических норм; выстраивать профессиональные отношения с учетом правовых и этических требований.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в правовое регулирование психолого-педагогической деятельности
Тема № 2: Основные принципы права в сфере образования
Тема № 3: Конституционные права участников образовательного процесса
Тема № 4: Законодательство РФ в области образования
Тема № 5: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Тема № 6: Правовой статус образовательных организаций
Тема № 7: Права и обязанности обучающихся
Тема № 8: Права и обязанности родителей (законных представителей)
Тема № 9: Права и обязанности педагогических работников
Тема № 10: Особенности правового регулирования инклюзивного образования
Тема № 11: Юридическая ответственность в сфере образования
Тема № 12: Защита персональных данных в образовательной деятельности
Тема № 13: Авторское право в образовательной сфере
Тема № 14: Правовое регулирование психологической помощи
Тема № 15: Лицензирование и аккредитация образовательной деятельности
Тема № 16: Этические принципы психолого-педагогической деятельности
Тема № 17: Профессиональная этика педагога-психолога
Тема № 18: Конфиденциальность в психолого-педагогической работе
Тема № 19: Информированное согласие в психологическом консультировании
Тема № 20: Этические дилеммы в психолого-педагогической практике
Тема № 21: Профессиональные стандарты педагога-психолога
Тема № 22: Этические кодексы профессиональных психологических ассоциаций
Тема № 23: Взаимодействие с родителями (законными представителями) с учетом этических норм
Тема № 24: Этика проведения исследований в образовательной среде
Тема № 25: Этические аспекты использования цифровых технологий в образовании
Тема № 26: Предотвращение и разрешение конфликтов в образовательной среде
Тема № 27: Антикоррупционное законодательство в образовании
Тема № 28: Правовые основы охраны труда в образовательных организациях
Тема № 29: Безопасность образовательной среды
Тема № 30: Профилактика экстремизма и терроризма в образовательной организации
Тема № 31: Правовое регулирование дистанционного образования
Тема № 32: Особенности правового регулирования дополнительного образования
Тема № 33: Правовые аспекты организации практики студентов
Тема № 34: Правовое регулирование аттестации педагогических работников
Тема № 35: Оказание первой помощи в образовательной организации
Тема № 36: Защита прав детей
Тема № 37: Международные правовые акты в сфере образования
Тема № 38: Правовая культура педагога-психолога
Тема № 39: Развитие правовой и этической компетентности
Раздел «Взаимодействие психолога и педагога с родителями и социальным окружением обучающихся»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает о роли социального окружения в развитии ребенка, включая влияние взаимоотношений со сверстниками, культурных и социальных факторов. Знает особенности взаимодействия с представителями различных социальных институтов (органы опеки и попечительства, социальные службы и др.).
Умения: Владеет навыками эффективной коммуникации с родителями, включая вербальные и невербальные средства общения. Владеет навыками активного слушания, эмпатии и рефлексии. Владеет навыками проведения диагностических бесед и интервью с родителями. Владеет навыками организации и проведения родительских собраний, консультаций и тренингов. Владеет навыками разработки и реализации индивидуальных планов взаимодействия с семьями. Владеет навыками консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей. Владеет навыками медиации и разрешения конфликтов.
Навыки: Умеет организовывать взаимодействие с социальным окружением обучающегося для создания благоприятных условий его развития. Умеет привлекать ресурсы социального окружения для решения проблем обучающегося и его семьи.
Содержание раздела
Тема № 1: Основы взаимодействия психолога и педагога с семьей
Тема № 2: Правовые основы взаимодействия с родителями и социальным окружением
Тема № 3: Этические принципы работы с родителями
Тема № 4: Психологические особенности родительства
Тема № 5: Типы семей и особенности взаимодействия с ними
Тема № 6: Семейные кризисы и способы их преодоления
Тема № 7: Детско-родительские отношения
Тема № 8: Формы и методы работы с родителями
Тема № 9: Индивидуальные консультации с родителями
Тема № 10: Групповые формы работы с родителями
Тема № 11: Родительские собрания: подготовка и проведение
Тема № 12: Тренинги для родителей
Тема № 13: Мастер-классы для родителей
Тема № 14: Работа с родителями детей с особыми образовательными потребностями
Тема № 15: Работа с родителями одаренных детей
Тема № 16: Работа с родителями детей «группы риска»
Тема № 17: Работа с родителями в условиях инклюзивного образования
Тема № 18: Взаимодействие с замещающими семьями
Тема № 19: Работа с родителями в ситуации развода
Тема № 20: Профилактика конфликтов в семье
Тема № 21: Профилактика девиантного поведения подростков
Тема № 22: Роль социального окружения в развитии ребенка
Тема № 23: Взаимодействие с социальными службами
Тема № 24: Межведомственное взаимодействие в работе с семьей
Тема № 25: Организация работы родительского комитета
Тема № 26: Вовлечение родителей в образовательный процесс
Тема № 27: Создание партнерских отношений с родителями
Тема № 28: Технологии эффективной коммуникации с родителями
Тема № 29: Работа с родительскими запросами и жалобами
Тема № 30: Психологическая поддержка родителей
Тема № 31: Педагогическая поддержка родителей
Тема № 32: Диагностика семейных отношений
Тема № 33: Оценка эффективности взаимодействия с родителями
Тема № 34: Документация работы с родителями
Тема № 35: Профилактика эмоционального выгорания специалистов
Тема № 36: Супервизия в работе с родителями
Тема № 37: Самообразование и повышение квалификации в области взаимодействия с родителями
Тема № 38: Современные тенденции во взаимодействии с родителями
Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.
Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.
Условия реализации рабочей программы модуля
Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля
Электронные учебные издания
Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503
Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Электронные методические издания
Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252
Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597
Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).
Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)
Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):
- Состав современных профессиональных баз данных
Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)
Открытые данные России (https://data.gov.ru/)
Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)
База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)
- Состав информационных справочных систем
База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)
Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)
Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)
Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)
Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)
Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)
Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)
- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти
Президент России (http://kremlin.ru/)
Правительство России (http://government.ru/)
Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)
Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)
Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)
- Иные информационные ресурсы - периодическими издания
TACC (https://tass.ru/)
РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)
Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)
RT (https://rt.com/)
- Информационные поисковые системы
Яндекс (https://ya.ru/)
MAIL.RU (https://www.mail.ru/)