Приложение 3

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"

"05" июня 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

ВМ.1 «Оказание консультационной психологической помощи населению и трудовым коллективам»

Дополнительная профессиональная программа

«Психология: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»

г. Москва

Территория Инновационного центра Сколково

Наименование модуля: Оказание консультационной психологической помощи населению и трудовым коллективам.

Тип модуля: вариативный модуль.

Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Оказание консультационной психологической помощи населению и трудовым коллективам».

Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.

Структура и содержание модуля

Элемент Всего, ак.ч. Лекций, ак.ч. Практических занятий, ак.ч. Результаты обучения (коды)
Раздел «Актуальные тенденции и инновации в области психологического консультирования» 8 2 2 ПК-1
Раздел «Развитие коммуникативных навыков и умений в психологическом консультировании» 8 2 2 ПК-1
Раздел «Современная консультативная психология» 8 2 2 ПК-1
Раздел «Актуальные методы психодиагностики» 8 2 2 ПК-1
Раздел «Психологическое консультирование при работе с кризисными состояниями и посттравматическим стрессом» 8 2 2 ПК-1
Раздел «Психологическое консультирование в сфере семейных отношений и воспитания детей» 8 2 2 ПК-1
Раздел «Психологическое консультирование в контексте профессионального развития и карьерного роста» 8 2 2 ПК-1
Раздел «Применение нейропсихологических подходов в практике психологического консультирования» 8 2 2 ПК-1
Раздел «Этические аспекты и профессиональная рефлексия в работе психолога-консультанта» 8 2 2 ПК-1

Раздел «Актуальные тенденции и инновации в области психологического консультирования»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о современных направлениях и методах психологического консультирования, включая доказательные подходы, интегративные модели и emerging approaches (например, mindfulness-based interventions, технологии виртуальной реальности в консультировании, нейроконсультирование, экосистемный подход). Знания о современных этических и правовых вопросах в области психологического консультирования, связанных с использованием инноваций. Знания о современных исследованиях эффективности различных подходов в психологическом консультировании. Знания о применении цифровых технологий в психологическом консультировании (онлайн-консультирование, мобильные приложения, искусственный интеллект). Знания о культурных особенностях и принципах кросс-культурного консультирования в контексте современных тенденций.

Умения: Навыки применения отдельных техник и методов из новых направлений психологического консультирования (например, техники mindfulness, методы работы с травмой, техники когнитивной переработки). Навыки использования цифровых платформ и инструментов для проведения онлайн-консультирования и ведения клиентской документации. Навыки оценки эффективности применяемых инновационных методов консультирования. Навыки саморефлексии и профессионального развития в контексте постоянно меняющейся области психологического консультирования. Навыки межпрофессионального взаимодействия и сотрудничества в рамках мультидисциплинарных команд.

Навыки: Умение анализировать и критически оценивать новые подходы и методы в психологическом консультировании с точки зрения их эффективности, этичности и применимости. Умение интегрировать знания о современных тенденциях и инновациях в собственную консультативную практику. Умение адаптировать консультативные стратегии к потребностям клиентов с учетом культурных особенностей и специфики ситуации. Умение выбирать и применять соответствующие цифровые инструменты для повышения эффективности консультирования. Умение проводить информационный поиск и анализировать научные публикации по актуальным вопросам психологического консультирования.

Содержание раздела

Тема № 1: Этические аспекты онлайн-консультирования

Тема № 2: Технологии виртуальной реальности в психологической помощи

Тема № 3: Искусственный интеллект в психологическом консультировании

Тема № 4: Применение мобильных приложений в психологической практике

Тема № 5: Телепсихология: возможности и ограничения

Тема № 6: Работа с травмой в онлайн-формате

Тема № 7: Краткосрочные модели консультирования

Тема № 8: Mindfulness-подход в психологическом консультировании

Тема № 9: Коучинг и менторство в контексте психологической помощи

Тема № 10: Работа с зависимостями в цифровую эпоху

Тема № 11: Психологическая помощь в условиях кризиса

Тема № 12: Работа с ЛГБТ+ клиентами

Тема № 13: Мультикультурное консультирование

Тема № 14: Нейропсихология и ее применение в консультировании

Тема № 15: Работа с пожилыми людьми

Тема № 16: Психологическое консультирование детей и подростков

Тема № 17: Семейное консультирование в современных реалиях

Тема № 18: Групповая терапия онлайн

Тема № 19: Арт-терапия в онлайн-формате

Тема № 20: Работа с телом в психологическом консультировании

Тема № 21: Позитивная психотерапия и ее применение

Тема № 22: Работа со стрессом и тревогой

Тема № 23: Психологическое сопровождение профессионального выгорания

Тема № 24: Работа с расстройствами пищевого поведения

Тема № 25: Консультирование по вопросам карьеры и самореализации

Тема № 26: Психологическая помощь при утрате и горевании

Тема № 27: Работа с сексуальностью и интимными отношениями

Тема № 28: Трансперсональная психология в консультировании

Тема № 29: Экопсихология и ее применение

Тема № 30: Супервизия в онлайн-формате

Тема № 31: Юридические аспекты психологического консультирования

Тема № 32: Маркетинг и продвижение услуг психолога

Тема № 33: Личностный рост психолога-консультанта

Тема № 34: Превентивная психология и ее роль в современном обществе

Тема № 35: Развитие эмоционального интеллекта в консультировании

Тема № 36: Применение биологической обратной связи в психологической практике

Тема № 37: Интегративный подход в психологическом консультировании

Раздел «Развитие коммуникативных навыков и умений в психологическом консультировании»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает особенности межкультурной коммуникации в психологическом консультировании, влияние культурных факторов на восприятие и интерпретацию информации, стратегии работы с клиентами из разных культурных сред.

Умения: Владеет навыками кросс-культурной коммуникации в консультировании, установления терапевтического раппорта с клиентами из различных культурных сред, проведения культурно-чувствительного консультирования.

Навыки: Умеет учитывать культурные особенности клиента при построении коммуникации, адаптировать техники консультирования к культурному контексту клиента, преодолевать коммуникативные барьеры, связанные с культурными различиями.

Содержание раздела

Тема № 1: Этика и профессиональные границы в психологическом консультировании

Тема № 2: Установление терапевтического альянса и раппорта

Тема № 3: Навыки активного слушания и эмпатии

Тема № 4: Вербальные и невербальные коммуникативные навыки

Тема № 5: Техники задавания вопросов (открытые, закрытые, уточняющие)

Тема № 6: Рефлексия чувств и содержания высказываний клиента

Тема № 7: Перефразирование и резюмирование

Тема № 8: Работа с молчанием в терапевтическом процессе

Тема № 9: Поддержание и развитие мотивации клиента

Тема № 10: Работа с сопротивлением клиента

Тема № 11: Конфронтация в консультировании

Тема № 12: Интерпретация в консультировании

Тема № 13: Работа с переносом и контрпереносом

Тема № 14: Межкультурная коммуникация в консультировании

Тема № 15: Работа с различными типами клиентов

Тема № 16: Коммуникация в кризисных ситуациях

Тема № 17: Особенности консультирования детей и подростков

Тема № 18: Особенности консультирования пожилых людей

Тема № 19: Семейное консультирование и коммуникация в семье

Тема № 20: Групповая динамика и коммуникация в группе

Тема № 21: Работа с агрессией и гневом в консультировании

Тема № 22: Работа с тревогой и страхом в консультировании

Тема № 23: Работа с депрессией и апатией в консультировании

Тема № 24: Коммуникация при работе с травмой

Тема № 25: Использование метафор и историй в консультировании

Тема № 26: Работа с телесными проявлениями эмоций

Тема № 27: Роль юмора в консультировании

Тема № 28: Завершение консультирования и прощание

Тема № 29: Супервизия и интервизия в работе консультанта

Тема № 30: Саморегуляция и профилактика эмоционального выгорания

Тема № 31: Правовые аспекты психологического консультирования

Тема № 32: Документирование в психологическом консультировании

Тема № 33: Коммуникация с другими специалистами

Тема № 34: Основы психодиагностики в консультировании

Тема № 35: Применение различных подходов в консультировании (когнитивно-поведенческий, психоаналитический, гуманистический)

Тема № 36: Особенности онлайн-консультирования

Тема № 37: Развитие собственной коммуникативной компетентности

Тема № 38: Анализ собственного стиля коммуникации

Тема № 39: Работа с обратной связью

Раздел «Современная консультативная психология»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основные теоретические подходы и модели современной консультативной психологии (психоаналитический, когнитивно-поведенческий, экзистенциально-гуманистический, системный и др.), включая их историю, ключевые понятия, принципы, методы и техники. Знает этические принципы и нормы консультативной практики, включая вопросы конфиденциальности, информированного согласия и профессиональных границ. Знает особенности работы с различными категориями клиентов (дети, подростки, взрослые, пары, семьи) и специфику консультирования при различных проблемах (тревога, депрессия, отношения, зависимости и др.). Знает методы оценки психологического состояния клиента и критерии эффективности консультирования. Знает современные тенденции и направления развития консультативной психологии.

Умения: Владеет навыками активного слушания, эмпатического реагирования и построения терапевтического альянса. Владеет навыками проведения диагностического интервью и сбора необходимой информации о клиенте. Владеет навыками применения различных консультативных техник (например, когнитивная реструктуризация, техники релаксации, методы работы с травмой). Владеет навыками анализа и интерпретации вербального и невербального поведения клиента. Владеет навыками саморефлексии и анализа собственной профессиональной деятельности.

Навыки: Умеет анализировать запросы клиентов и формулировать цели консультирования. Умеет устанавливать и поддерживать терапевтические отношения с клиентом, основанные на эмпатии, уважении и конгруэнтности. Умеет выбирать и применять соответствующие методы и техники консультирования в зависимости от запроса клиента и теоретической ориентации. Умеет оценивать эффективность консультирования и корректировать свою работу. Умеет вести необходимую документацию и соблюдать этические принципы в консультативной практике.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в консультативную психологию

Тема № 2: Этические принципы и правовые основы консультирования

Тема № 3: Основные модели консультирования

Тема № 4: Психоаналитический подход в консультировании

Тема № 5: Когнитивно-поведенческий подход в консультировании

Тема № 6: Гуманистический подход в консультировании

Тема № 7: Интегративный подход в консультировании

Тема № 8: Построение терапевтических отношений

Тема № 9: Навыки активного слушания и эмпатии

Тема № 10: Задавание вопросов и техники рефлексии

Тема № 11: Работа с сопротивлением клиента

Тема № 12: Работа с переносом и контрпереносом

Тема № 13: Кризисное консультирование

Тема № 14: Работа с тревогой и депрессией

Тема № 15: Работа с травмой и ПТСР

Тема № 16: Работа с зависимостями

Тема № 17: Работа с расстройствами пищевого поведения

Тема № 18: Семейное консультирование

Тема № 19: Парное консультирование

Тема № 20: Групповое консультирование

Тема № 21: Работа с детьми и подростками

Тема № 22: Работа с пожилыми людьми

Тема № 23: Работа с людьми с ограниченными возможностями

Тема № 24: Культурные аспекты консультирования

Тема № 25: Консультирование в образовательной среде

Тема № 26: Консультирование в медицинской среде

Тема № 27: Консультирование в бизнес-среде

Тема № 28: Карьерное консультирование

Тема № 29: Коучинг как форма консультирования

Тема № 30: Супервизия в консультативной практике

Тема № 31: Личная терапия для консультанта

Тема № 32: Профессиональное выгорание и профилактика

Тема № 33: Оценка эффективности консультирования

Тема № 34: Документирование в консультативной практике

Тема № 35: Маркетинг и продвижение консультативных услуг

Тема № 36: Современные тренды в консультативной психологии

Тема № 37: Цифровые технологии в консультировании

Тема № 38: Исследования в консультативной психологии

Раздел «Актуальные методы психодиагностики»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания теоретических основ и принципов современных методов психодиагностики, включая их методологические ограничения и области применения (проективные, нейропсихологические, личностные тесты, методы оценки интеллекта, клинические интервью и др.).

Умения: Навык оформления психодиагностического заключения и формулирования рекомендаций на основе полученных данных.

Навыки: Умение выбирать адекватные методы психодиагностики для решения конкретных исследовательских и практических задач, обосновывая свой выбор.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в психодиагностику

Тема № 2: Этические принципы психодиагностики

Тема № 3: История развития психодиагностики

Тема № 4: Классификация методов психодиагностики

Тема № 5: Стандартизация и нормирование тестов

Тема № 6: Надежность и валидность психодиагностических методик

Тема № 7: Интерпретация результатов психодиагностики

Тема № 8: Наблюдение как метод психодиагностики

Тема № 9: Беседа как метод психодиагностики

Тема № 10: Анализ продуктов деятельности

Тема № 11: Психологические тесты: общие принципы

Тема № 12: Тесты интеллекта: виды и применение

Тема № 13: Тесты креативности и мышления

Тема № 14: Тесты личности: общие принципы

Тема № 15: Проективные методы исследования личности

Тема № 16: Опросники личности: MMPI, 16PF и другие

Тема № 17: Методики исследования темперамента и характера

Тема № 18: Диагностика мотивации и ценностей

Тема № 19: Методики исследования эмоциональной сферы

Тема № 20: Диагностика межличностных отношений

Тема № 21: Методы исследования самооценки и самоотношения

Тема № 22: Психодиагностика в образовании

Тема № 23: Психодиагностика в профессиональной деятельности

Тема № 24: Психодиагностика в клинической психологии

Тема № 25: Психодиагностика в спорте

Тема № 26: Психодиагностика в юридической практике

Тема № 27: Нейропсихологическая диагностика

Тема № 28: Психофизиологические методы исследования

Тема № 29: Компьютерная психодиагностика

Тема № 30: Кросс-культурная психодиагностика

Тема № 31: Применение психодиагностики в работе с детьми

Тема № 32: Применение психодиагностики в работе с подростками

Тема № 33: Применение психодиагностики в работе со взрослыми

Тема № 34: Применение психодиагностики в работе с пожилыми людьми

Тема № 35: Психологическое консультирование и психодиагностика

Тема № 36: Современные тенденции развития психодиагностики

Тема № 37: Написание психологического заключения

Тема № 38: Профилактика эмоционального выгорания психодиагноста

Раздел «Психологическое консультирование при работе с кризисными состояниями и посттравматическим стрессом»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основные теоретические модели кризисных состояний и посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), включая факторы риска, симптоматику, динамику развития и возможные последствия. Знает этические принципы и правовые нормы, регулирующие психологическое консультирование при работе с кризисными состояниями и ПТСР. Знает различные методы диагностики и оценки кризисных состояний и ПТСР, включая специфические опросники и шкалы. Знает принципы построения терапевтических отношений с клиентами, переживающими кризис или ПТСР, с учетом их уязвимости и специфики травматического опыта. Знает методы психологической помощи и интервенции при работе с кризисными состояниями и ПТСР, включая методы краткосрочной терапии, стабилизации, регуляции эмоционального состояния и работы с травмой.

Умения: Владеет навыками проведения структурированного интервью для сбора информации о травматическом событии и его последствиях. Владеет навыками активного слушания, эмпатического реагирования и поддержки клиента в кризисном состоянии. Владеет навыками обучения клиентов техникам саморегуляции и совладания со стрессом, тревогой и другими симптомами ПТСР. Владеет навыками применения техник стабилизации эмоционального состояния клиента в острой фазе кризиса. Владеет навыками кризисного вмешательства, включая оценку рисков и принятие необходимых мер безопасности.

Навыки: Умеет проводить дифференциальную диагностику кризисных состояний и ПТСР, отличать их от других психических расстройств. Умеет оценивать уровень риска суицидального поведения и других опасных действий у клиентов в кризисе. Умеет выбирать и применять адекватные методы психологического консультирования и интервенции в зависимости от специфики кризисного состояния или ПТСР. Умеет устанавливать и поддерживать терапевтические отношения с клиентами, переживающими кризис или ПТСР, обеспечивая безопасную и доверительную атмосферу. Умеет анализировать динамику состояния клиента и корректировать стратегию консультирования.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в кризисную психологию

Тема № 2: Основные понятия и определения кризисной интервенции

Тема № 3: Типы кризисных состояний

Тема № 4: Факторы, приводящие к развитию кризиса

Тема № 5: Стадии развития кризиса

Тема № 6: Психологические реакции на кризис

Тема № 7: Острые реакции на стресс

Тема № 8: Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Тема № 9: Диагностика кризисных состояний

Тема № 10: Принципы психологического консультирования в кризисных ситуациях

Тема № 11: Первая психологическая помощь

Тема № 12: Техники активного слушания и эмпатии

Тема № 13: Установление терапевтического контакта в кризисе

Тема № 14: Работа с суицидальными клиентами

Тема № 15: Работа с горем и утратой

Тема № 16: Психологическое консультирование при травматических событиях

Тема № 17: Работа с жертвами насилия

Тема № 18: Работа с детьми в кризисных ситуациях

Тема № 19: Семейное консультирование в кризисных ситуациях

Тема № 20: Работа с пострадавшими от стихийных бедствий и катастроф

Тема № 21: Групповая терапия при посттравматическом стрессе

Тема № 22: Методы стабилизации эмоционального состояния

Тема № 23: Техники релаксации и саморегуляции

Тема № 24: Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) при ПТСР

Тема № 25: Экспозиционная терапия при ПТСР

Тема № 26: EMDR-терапия при ПТСР

Тема № 27: Арт-терапия в работе с травмой

Тема № 28: Фармакологические методы лечения ПТСР

Тема № 29: Работа с вторичной травматизацией у специалистов помогающих профессий

Тема № 30: Профилактика эмоционального выгорания у консультантов

Тема № 31: Этические принципы работы в кризисных ситуациях

Тема № 32: Юридические аспекты психологического консультирования в кризисных ситуациях

Тема № 33: Документирование работы с клиентами в кризисных состояниях

Тема № 34: Супервизия в работе с кризисными состояниями и ПТСР

Тема № 35: Самопомощь и самоподдержка для консультантов

Тема № 36: Перспективы развития кризисной психологии

Тема № 37: Работа с разными культуральными группами в кризисных ситуациях

Тема № 38: Особенности кризисного консультирования онлайн

Раздел «Психологическое консультирование в сфере семейных отношений и воспитания детей»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о различных формах насилия в семье и методах работы с жертвами и агрессорами. Знания о специфике работы с семьями, находящимися в кризисных ситуациях (развод, потеря близкого, тяжелая болезнь). Знания о работе с приемными семьями и детьми-сиротами.

Умения: Навыки активного слушания, эмпатии и рефлексии. Навыки проведения диагностических бесед и использования психодиагностических методик в работе с семьями и детьми. Навыки применения различных техник консультирования (например, переформулирование, конфронтация, интерпретация). Навыки работы с сопротивлением и переносом в терапевтическом процессе. Навыки саморефлексии и профессионального саморазвития. Навыки ведения документации психологического консультирования.

Навыки: Умение проводить семейную медиацию и разрешать конфликты. Умение работать с семьями, имеющими детей с особыми потребностями. Умение организовывать и проводить групповые занятия для семей и родителей. Умение привлекать необходимые ресурсы и специалистов для решения сложных семейных проблем.

Содержание раздела

Тема № 1: Теоретические основы семейного консультирования

Тема № 2: Основные этапы развития семьи

Тема № 3: Семейные кризисы и способы их преодоления

Тема № 4: Типы семейных структур и их особенности

Тема № 5: Психология супружеских отношений

Тема № 6: Конфликты в семье и методы их разрешения

Тема № 7: Коммуникация в семье

Тема № 8: Роли и функции членов семьи

Тема № 9: Родительские установки и их влияние на ребенка

Тема № 10: Стили воспитания и их последствия

Тема № 11: Возрастные особенности детей и подростков

Тема № 12: Психологические особенности развития ребенка в семье

Тема № 13: Детско-родительские отношения

Тема № 14: Проблемы детско-родительского взаимодействия

Тема № 15: Формирование привязанности

Тема № 16: Психологическая травма в семье и ее последствия

Тема № 17: Работа с травмой в семейном консультировании

Тема № 18: Развод и его влияние на детей

Тема № 19: Работа с семьей в ситуации развода

Тема № 20: Восстановление семьи после развода

Тема № 21: Неполные семьи и их особенности

Тема № 22: Методы работы с неполными семьями

Тема № 23: Многодетные семьи и их особенности

Тема № 24: Работа с многодетными семьями

Тема № 25: Семья с приемными детьми

Тема № 26: Особенности консультирования приемных семей

Тема № 27: Методы диагностики в семейном консультировании

Тема № 28: Генограмма как инструмент семейного консультирования

Тема № 29: Проективные методики в семейном консультировании

Тема № 30: Наблюдение и интерпретация семейного взаимодействия

Тема № 31: Этические принципы семейного консультирования

Тема № 32: Юридические аспекты семейного консультирования

Тема № 33: Особенности работы с разными типами семей

Тема № 34: Супервизия в семейном консультировании

Тема № 35: Личностные качества семейного консультанта

Тема № 36: Профилактика семейных проблем

Тема № 37: Семейное консультирование в онлайн формате

Тема № 38: Работа с сопротивлением в семейной терапии

Тема № 39: Завершение терапевтических отношений в семейном консультировании

Раздел «Психологическое консультирование в контексте профессионального развития и карьерного роста»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о влиянии психологических факторов на профессиональное развитие и карьерный рост, о связи личностных особенностей и профессионального выбора, о психологических аспектах трудовой мотивации, стресса и выгорания, о методах развития soft skills и эмоционального интеллекта, о принципах построения карьерной стратегии и планирования карьерного пути.

Умения: Навыки проведения интервью, интерпретации результатов психологических тестов, составления резюме и сопроводительных писем, подготовки к собеседованиям, ведения переговоров, развития навыков самопрезентации, работы с возражениями, решения конфликтных ситуаций в профессиональной сфере, управления временем и стрессом.

Навыки: Умения проводить психологическую диагностику для определения профессиональных склонностей и потенциала клиента, анализировать рынок труда и перспективы развития в различных профессиональных сферах, разрабатывать индивидуальные планы развития карьеры, помогать клиентам в постановке карьерных целей и задач, обучать клиентов навыкам самопрезентации и прохождения собеседований, оказывать поддержку клиентам в процессе поиска работы и адаптации к новой должности.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в психологическое консультирование

Тема № 2: Этические принципы и правовые основы консультирования

Тема № 3: Основные психологические теории и подходы в консультировании

Тема № 4: Психологическое консультирование и коучинг: сходства и различия

Тема № 5: Этапы процесса консультирования

Тема № 6: Установление и поддержание терапевтических отношений

Тема № 7: Диагностика в психологическом консультировании

Тема № 8: Работа с сопротивлением клиента

Тема № 9: Техники активного слушания и эмпатии

Тема № 10: Методы постановки целей и планирования

Тема № 11: Работа с мотивацией и самоопределением

Тема № 12: Психологическое консультирование при выборе профессии

Тема № 13: Работа с личностными кризисами и стрессом

Тема № 14: Консультирование по вопросам баланса работы и личной жизни

Тема № 15: Развитие навыков самопрезентации и коммуникации

Тема № 16: Психологическое консультирование при смене работы

Тема № 17: Работа с тревогой и неуверенностью в себе

Тема № 18: Развитие эмоционального интеллекта

Тема № 19: Консультирование по вопросам профессионального выгорания

Тема № 20: Работа с конфликтами в профессиональной сфере

Тема № 21: Командное взаимодействие и лидерство

Тема № 22: Психологическое консультирование в условиях организационных изменений

Тема № 23: Работа с перфекционизмом и прокрастинацией

Тема № 24: Развитие креативности и инновационного мышления

Тема № 25: Карьерное планирование и развитие

Тема № 26: Работа с синдромом самозванца

Тема № 27: Психологическая помощь при потере работы

Тема № 28: Техники принятия решений и решения проблем

Тема № 29: Работа с негативными установками и ограничивающими убеждениями

Тема № 30: Развитие навыков тайм-менеджмента

Тема № 31: Психологическое консультирование в онлайн-формате

Тема № 32: Супервизия в психологическом консультировании

Тема № 33: Работа с различными типами личности

Тема № 34: Культурные особенности в психологическом консультировании

Тема № 35: Специфика консультирования в разных профессиональных сферах

Тема № 36: Практикум по психологическому консультированию

Тема № 37: Анализ кейсов и разбор сложных ситуаций

Тема № 38: Современные тенденции в психологическом консультировании

Раздел «Применение нейропсихологических подходов в практике психологического консультирования»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основные нейропсихологические подходы к коррекции и реабилитации когнитивных функций, особенности применения нейропсихологических методов в работе с различными группами клиентов (дети, взрослые, пожилые), ограничения и противопоказания к применению нейропсихологических методов в консультировании.

Умения: Владеет навыками проведения нейропсихологически ориентированных коррекционных занятий, навыками обучения клиента стратегиям компенсации когнитивных нарушений, навыками модификации окружения клиента для оптимизации его функционирования, навыками консультирования семьи и близких клиента по вопросам нейропсихологических особенностей.

Навыки: Умеет разрабатывать индивидуальные программы психологической помощи с учетом нейропсихологического профиля клиента, выбирать адекватные нейропсихологические методы коррекции и реабилитации, оценивать эффективность применяемых нейропсихологических методов, работать в междисциплинарной команде (с врачами, педагогами, логопедами и др.) при необходимости.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в нейропсихологию

Тема № 2: Основные принципы работы мозга

Тема № 3: Нейроанатомия для психологов-консультантов

Тема № 4: Нейрофизиология поведения

Тема № 5: Когнитивные функции и их нейронные основы

Тема № 6: Внимание и его нарушения

Тема № 7: Память и ее расстройства

Тема № 8: Исполнительные функции и их роль в саморегуляции

Тема № 9: Речь и языковые нарушения

Тема № 10: Восприятие и агнозии

Тема № 11: Праксис и апраксии

Тема № 12: Эмоции и их нейробиологические механизмы

Тема № 13: Мотивация и ее нейронные корреляты

Тема № 14: Нейропсихология стресса и травмы

Тема № 15: Пластичность мозга и нейрореабилитация

Тема № 16: Нейропсихологическая диагностика в консультировании

Тема № 17: Методы оценки когнитивных функций

Тема № 18: Интерпретация результатов нейропсихологического обследования

Тема № 19: Нейропсихологический подход к работе с тревожными расстройствами

Тема № 20: Нейропсихологический подход к работе с депрессивными расстройствами

Тема № 21: Нейропсихологический подход к работе с обсессивно-компульсивным расстройством

Тема № 22: Нейропсихологический подход к работе с посттравматическим стрессовым расстройством

Тема № 23: Нейропсихологический подход к работе с зависимостями

Тема № 24: Нейропсихологический подход к работе с нарушениями пищевого поведения

Тема № 25: Нейропсихологический подход к работе с детьми и подростками

Тема № 26: Нейропсихологический подход к семейному консультированию

Тема № 27: Нейропсихологический подход к работе с пожилыми людьми

Тема № 28: Нейрофидбек в психологическом консультировании

Тема № 29: Биофидбек в психологическом консультировании

Тема № 30: Применение методов нейромодуляции в консультировании

Тема № 31: Фармакотерапия и ее взаимодействие с психологическим консультированием

Тема № 32: Интегративный подход в нейропсихологическом консультировании

Тема № 33: Этические вопросы в нейропсихологическом консультировании

Тема № 34: Супервизия в нейропсихологическом консультировании

Тема № 35: Саморегуляция и профилактика профессионального выгорания у психологов-консультантов

Тема № 36: Перспективы развития нейропсихологического консультирования

Раздел «Этические аспекты и профессиональная рефлексия в работе психолога-консультанта»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основные этические принципы и кодексы профессиональной этики психолога-консультанта (конфиденциальность, информированное согласие, границы профессиональных отношений, двойные отношения, компетентность, ответственность). Знает правовые основы психологического консультирования и особенности их применения в различных контекстах (работа с детьми, работа с уязвимыми группами, онлайн-консультирование). Понимает концепцию профессиональной рефлексии и ее значение для развития профессиональной идентичности и повышения качества консультативной работы. Знает различные методы и техники рефлексии (ведение дневника, супервизия, интервизия, самоанализ). Знает о проблеме выгорания в профессии психолога-консультанта, факторах риска и стратегиях профилактики.

Умения: Владеет навыками ведения этической документации. Владеет навыками установления и поддержания терапевтического альянса с клиентами с учетом этических принципов. Владеет навыками проведения рефлексивных бесед с коллегами и супервизорами. Владеет навыками саморегуляции и стресс-менеджмента для профилактики профессионального выгорания. Владеет навыками применения различных техник рефлексии (например, ведение рефлексивного дневника, анализ критических инцидентов).

Навыки: Умеет анализировать этические дилеммы, возникающие в практике психологического консультирования, и применять этические принципы для их разрешения. Умеет устанавливать и поддерживать профессиональные границы в отношениях с клиентами. Умеет получать информированное согласие от клиентов и обеспечивать конфиденциальность информации. Умеет проводить самоанализ своей профессиональной деятельности и выявлять области для развития. Умеет применять методы рефлексии для анализа сложных случаев из практики и повышения эффективности своей работы.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в этику психологического консультирования

Тема № 2: Основные этические принципы в работе психолога-консультанта

Тема № 3: Конфиденциальность и ее пределы

Тема № 4: Информированное согласие и его особенности

Тема № 5: Профессиональные границы и двойственные отношения

Тема № 6: Работа с уязвимыми группами населения

Тема № 7: Этические дилеммы в психологическом консультировании

Тема № 8: Процесс принятия этических решений

Тема № 9: Правовые аспекты психологической практики

Тема № 10: Этика работы с несовершеннолетними

Тема № 11: Этика работы с семьями и парами

Тема № 12: Этика работы в групповом консультировании

Тема № 13: Этика онлайн-консультирования

Тема № 14: Супервизия и ее роль в этическом развитии

Тема № 15: Личная терапия для психолога-консультанта

Тема № 16: Профессиональная компетентность и непрерывное образование

Тема № 17: Стресс и выгорание у психологов-консультантов

Тема № 18: Саморегуляция и забота о себе

Тема № 19: Рефлексия собственных ценностей и убеждений

Тема № 20: Влияние личных качеств на профессиональную деятельность

Тема № 21: Работа с клиентами, имеющими другую культурную принадлежность

Тема № 22: Этика работы с травмой

Тема № 23: Этика работы с суицидальными клиентами

Тема № 24: Этика работы с клиентами с зависимостями

Тема № 25: Этика работы с клиентами с психическими расстройствами

Тема № 26: Работа с жалобами и этическими нарушениями

Тема № 27: Этические кодексы разных психологических ассоциаций

Тема № 28: Роль этических комитетов и комиссий

Тема № 29: История развития этики в психологии

Тема № 30: Современные тенденции в этике психологического консультирования

Тема № 31: Этика исследований в психологическом консультировании

Тема № 32: Этика публикации и распространения результатов исследований

Тема № 33: Этические аспекты использования технологий в консультировании

Тема № 34: Этика работы в междисциплинарных командах

Тема № 35: Влияние социальных сетей на этику психолога

Тема № 36: Этические аспекты рекламы психологических услуг

Тема № 37: Развитие этической чувствительности и осознанности

Тема № 38: Практикум по разрешению этических дилемм

Тема № 39: Заключительное обсуждение и подведение итогов

Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.

Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.

Условия реализации рабочей программы модуля

Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.

Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля

Электронные учебные издания

Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503

Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].

Электронные методические издания

Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252

Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597

Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).

Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)

Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):

- Состав современных профессиональных баз данных

Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)

Открытые данные России (https://data.gov.ru/)

Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)

База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)

- Состав информационных справочных систем

База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)

Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)

Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)

Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)

Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)

Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)

Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)

- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти

Президент России (http://kremlin.ru/)

Правительство России (http://government.ru/)

Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)

Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)

Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)

- Иные информационные ресурсы - периодическими издания

TACC (https://tass.ru/)

РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)

Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)

RT (https://rt.com/)

- Информационные поисковые системы

Яндекс (https://ya.ru/)

MAIL.RU (https://www.mail.ru/)