Приложение 3
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"
"05" июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
ВМ.1 «Оказание консультационной психологической помощи населению и трудовым коллективам»
Дополнительная профессиональная программа
«Психология: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»
г. Москва
Территория Инновационного центра Сколково
Наименование модуля: Оказание консультационной психологической помощи населению и трудовым коллективам.
Тип модуля: вариативный модуль.
Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Оказание консультационной психологической помощи населению и трудовым коллективам».
Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.
Структура и содержание модуля
| Элемент | Всего, ак.ч. | Лекций, ак.ч. | Практических занятий, ак.ч. | Результаты обучения (коды) |
|---|---|---|---|---|
| Раздел «Актуальные тенденции и инновации в области психологического консультирования» | 8 | 2 | 2 | ПК-1 |
| Раздел «Развитие коммуникативных навыков и умений в психологическом консультировании» | 8 | 2 | 2 | ПК-1 |
| Раздел «Современная консультативная психология» | 8 | 2 | 2 | ПК-1 |
| Раздел «Актуальные методы психодиагностики» | 8 | 2 | 2 | ПК-1 |
| Раздел «Психологическое консультирование при работе с кризисными состояниями и посттравматическим стрессом» | 8 | 2 | 2 | ПК-1 |
| Раздел «Психологическое консультирование в сфере семейных отношений и воспитания детей» | 8 | 2 | 2 | ПК-1 |
| Раздел «Психологическое консультирование в контексте профессионального развития и карьерного роста» | 8 | 2 | 2 | ПК-1 |
| Раздел «Применение нейропсихологических подходов в практике психологического консультирования» | 8 | 2 | 2 | ПК-1 |
| Раздел «Этические аспекты и профессиональная рефлексия в работе психолога-консультанта» | 8 | 2 | 2 | ПК-1 |
Раздел «Актуальные тенденции и инновации в области психологического консультирования»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о современных направлениях и методах психологического консультирования, включая доказательные подходы, интегративные модели и emerging approaches (например, mindfulness-based interventions, технологии виртуальной реальности в консультировании, нейроконсультирование, экосистемный подход). Знания о современных этических и правовых вопросах в области психологического консультирования, связанных с использованием инноваций. Знания о современных исследованиях эффективности различных подходов в психологическом консультировании. Знания о применении цифровых технологий в психологическом консультировании (онлайн-консультирование, мобильные приложения, искусственный интеллект). Знания о культурных особенностях и принципах кросс-культурного консультирования в контексте современных тенденций.
Умения: Навыки применения отдельных техник и методов из новых направлений психологического консультирования (например, техники mindfulness, методы работы с травмой, техники когнитивной переработки). Навыки использования цифровых платформ и инструментов для проведения онлайн-консультирования и ведения клиентской документации. Навыки оценки эффективности применяемых инновационных методов консультирования. Навыки саморефлексии и профессионального развития в контексте постоянно меняющейся области психологического консультирования. Навыки межпрофессионального взаимодействия и сотрудничества в рамках мультидисциплинарных команд.
Навыки: Умение анализировать и критически оценивать новые подходы и методы в психологическом консультировании с точки зрения их эффективности, этичности и применимости. Умение интегрировать знания о современных тенденциях и инновациях в собственную консультативную практику. Умение адаптировать консультативные стратегии к потребностям клиентов с учетом культурных особенностей и специфики ситуации. Умение выбирать и применять соответствующие цифровые инструменты для повышения эффективности консультирования. Умение проводить информационный поиск и анализировать научные публикации по актуальным вопросам психологического консультирования.
Содержание раздела
Тема № 1: Этические аспекты онлайн-консультирования
Тема № 2: Технологии виртуальной реальности в психологической помощи
Тема № 3: Искусственный интеллект в психологическом консультировании
Тема № 4: Применение мобильных приложений в психологической практике
Тема № 5: Телепсихология: возможности и ограничения
Тема № 6: Работа с травмой в онлайн-формате
Тема № 7: Краткосрочные модели консультирования
Тема № 8: Mindfulness-подход в психологическом консультировании
Тема № 9: Коучинг и менторство в контексте психологической помощи
Тема № 10: Работа с зависимостями в цифровую эпоху
Тема № 11: Психологическая помощь в условиях кризиса
Тема № 12: Работа с ЛГБТ+ клиентами
Тема № 13: Мультикультурное консультирование
Тема № 14: Нейропсихология и ее применение в консультировании
Тема № 15: Работа с пожилыми людьми
Тема № 16: Психологическое консультирование детей и подростков
Тема № 17: Семейное консультирование в современных реалиях
Тема № 18: Групповая терапия онлайн
Тема № 19: Арт-терапия в онлайн-формате
Тема № 20: Работа с телом в психологическом консультировании
Тема № 21: Позитивная психотерапия и ее применение
Тема № 22: Работа со стрессом и тревогой
Тема № 23: Психологическое сопровождение профессионального выгорания
Тема № 24: Работа с расстройствами пищевого поведения
Тема № 25: Консультирование по вопросам карьеры и самореализации
Тема № 26: Психологическая помощь при утрате и горевании
Тема № 27: Работа с сексуальностью и интимными отношениями
Тема № 28: Трансперсональная психология в консультировании
Тема № 29: Экопсихология и ее применение
Тема № 30: Супервизия в онлайн-формате
Тема № 31: Юридические аспекты психологического консультирования
Тема № 32: Маркетинг и продвижение услуг психолога
Тема № 33: Личностный рост психолога-консультанта
Тема № 34: Превентивная психология и ее роль в современном обществе
Тема № 35: Развитие эмоционального интеллекта в консультировании
Тема № 36: Применение биологической обратной связи в психологической практике
Тема № 37: Интегративный подход в психологическом консультировании
Раздел «Развитие коммуникативных навыков и умений в психологическом консультировании»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает особенности межкультурной коммуникации в психологическом консультировании, влияние культурных факторов на восприятие и интерпретацию информации, стратегии работы с клиентами из разных культурных сред.
Умения: Владеет навыками кросс-культурной коммуникации в консультировании, установления терапевтического раппорта с клиентами из различных культурных сред, проведения культурно-чувствительного консультирования.
Навыки: Умеет учитывать культурные особенности клиента при построении коммуникации, адаптировать техники консультирования к культурному контексту клиента, преодолевать коммуникативные барьеры, связанные с культурными различиями.
Содержание раздела
Тема № 1: Этика и профессиональные границы в психологическом консультировании
Тема № 2: Установление терапевтического альянса и раппорта
Тема № 3: Навыки активного слушания и эмпатии
Тема № 4: Вербальные и невербальные коммуникативные навыки
Тема № 5: Техники задавания вопросов (открытые, закрытые, уточняющие)
Тема № 6: Рефлексия чувств и содержания высказываний клиента
Тема № 7: Перефразирование и резюмирование
Тема № 8: Работа с молчанием в терапевтическом процессе
Тема № 9: Поддержание и развитие мотивации клиента
Тема № 10: Работа с сопротивлением клиента
Тема № 11: Конфронтация в консультировании
Тема № 12: Интерпретация в консультировании
Тема № 13: Работа с переносом и контрпереносом
Тема № 14: Межкультурная коммуникация в консультировании
Тема № 15: Работа с различными типами клиентов
Тема № 16: Коммуникация в кризисных ситуациях
Тема № 17: Особенности консультирования детей и подростков
Тема № 18: Особенности консультирования пожилых людей
Тема № 19: Семейное консультирование и коммуникация в семье
Тема № 20: Групповая динамика и коммуникация в группе
Тема № 21: Работа с агрессией и гневом в консультировании
Тема № 22: Работа с тревогой и страхом в консультировании
Тема № 23: Работа с депрессией и апатией в консультировании
Тема № 24: Коммуникация при работе с травмой
Тема № 25: Использование метафор и историй в консультировании
Тема № 26: Работа с телесными проявлениями эмоций
Тема № 27: Роль юмора в консультировании
Тема № 28: Завершение консультирования и прощание
Тема № 29: Супервизия и интервизия в работе консультанта
Тема № 30: Саморегуляция и профилактика эмоционального выгорания
Тема № 31: Правовые аспекты психологического консультирования
Тема № 32: Документирование в психологическом консультировании
Тема № 33: Коммуникация с другими специалистами
Тема № 34: Основы психодиагностики в консультировании
Тема № 35: Применение различных подходов в консультировании (когнитивно-поведенческий, психоаналитический, гуманистический)
Тема № 36: Особенности онлайн-консультирования
Тема № 37: Развитие собственной коммуникативной компетентности
Тема № 38: Анализ собственного стиля коммуникации
Тема № 39: Работа с обратной связью
Раздел «Современная консультативная психология»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные теоретические подходы и модели современной консультативной психологии (психоаналитический, когнитивно-поведенческий, экзистенциально-гуманистический, системный и др.), включая их историю, ключевые понятия, принципы, методы и техники. Знает этические принципы и нормы консультативной практики, включая вопросы конфиденциальности, информированного согласия и профессиональных границ. Знает особенности работы с различными категориями клиентов (дети, подростки, взрослые, пары, семьи) и специфику консультирования при различных проблемах (тревога, депрессия, отношения, зависимости и др.). Знает методы оценки психологического состояния клиента и критерии эффективности консультирования. Знает современные тенденции и направления развития консультативной психологии.
Умения: Владеет навыками активного слушания, эмпатического реагирования и построения терапевтического альянса. Владеет навыками проведения диагностического интервью и сбора необходимой информации о клиенте. Владеет навыками применения различных консультативных техник (например, когнитивная реструктуризация, техники релаксации, методы работы с травмой). Владеет навыками анализа и интерпретации вербального и невербального поведения клиента. Владеет навыками саморефлексии и анализа собственной профессиональной деятельности.
Навыки: Умеет анализировать запросы клиентов и формулировать цели консультирования. Умеет устанавливать и поддерживать терапевтические отношения с клиентом, основанные на эмпатии, уважении и конгруэнтности. Умеет выбирать и применять соответствующие методы и техники консультирования в зависимости от запроса клиента и теоретической ориентации. Умеет оценивать эффективность консультирования и корректировать свою работу. Умеет вести необходимую документацию и соблюдать этические принципы в консультативной практике.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в консультативную психологию
Тема № 2: Этические принципы и правовые основы консультирования
Тема № 3: Основные модели консультирования
Тема № 4: Психоаналитический подход в консультировании
Тема № 5: Когнитивно-поведенческий подход в консультировании
Тема № 6: Гуманистический подход в консультировании
Тема № 7: Интегративный подход в консультировании
Тема № 8: Построение терапевтических отношений
Тема № 9: Навыки активного слушания и эмпатии
Тема № 10: Задавание вопросов и техники рефлексии
Тема № 11: Работа с сопротивлением клиента
Тема № 12: Работа с переносом и контрпереносом
Тема № 13: Кризисное консультирование
Тема № 14: Работа с тревогой и депрессией
Тема № 15: Работа с травмой и ПТСР
Тема № 16: Работа с зависимостями
Тема № 17: Работа с расстройствами пищевого поведения
Тема № 18: Семейное консультирование
Тема № 19: Парное консультирование
Тема № 20: Групповое консультирование
Тема № 21: Работа с детьми и подростками
Тема № 22: Работа с пожилыми людьми
Тема № 23: Работа с людьми с ограниченными возможностями
Тема № 24: Культурные аспекты консультирования
Тема № 25: Консультирование в образовательной среде
Тема № 26: Консультирование в медицинской среде
Тема № 27: Консультирование в бизнес-среде
Тема № 28: Карьерное консультирование
Тема № 29: Коучинг как форма консультирования
Тема № 30: Супервизия в консультативной практике
Тема № 31: Личная терапия для консультанта
Тема № 32: Профессиональное выгорание и профилактика
Тема № 33: Оценка эффективности консультирования
Тема № 34: Документирование в консультативной практике
Тема № 35: Маркетинг и продвижение консультативных услуг
Тема № 36: Современные тренды в консультативной психологии
Тема № 37: Цифровые технологии в консультировании
Тема № 38: Исследования в консультативной психологии
Раздел «Актуальные методы психодиагностики»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания теоретических основ и принципов современных методов психодиагностики, включая их методологические ограничения и области применения (проективные, нейропсихологические, личностные тесты, методы оценки интеллекта, клинические интервью и др.).
Умения: Навык оформления психодиагностического заключения и формулирования рекомендаций на основе полученных данных.
Навыки: Умение выбирать адекватные методы психодиагностики для решения конкретных исследовательских и практических задач, обосновывая свой выбор.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в психодиагностику
Тема № 2: Этические принципы психодиагностики
Тема № 3: История развития психодиагностики
Тема № 4: Классификация методов психодиагностики
Тема № 5: Стандартизация и нормирование тестов
Тема № 6: Надежность и валидность психодиагностических методик
Тема № 7: Интерпретация результатов психодиагностики
Тема № 8: Наблюдение как метод психодиагностики
Тема № 9: Беседа как метод психодиагностики
Тема № 10: Анализ продуктов деятельности
Тема № 11: Психологические тесты: общие принципы
Тема № 12: Тесты интеллекта: виды и применение
Тема № 13: Тесты креативности и мышления
Тема № 14: Тесты личности: общие принципы
Тема № 15: Проективные методы исследования личности
Тема № 16: Опросники личности: MMPI, 16PF и другие
Тема № 17: Методики исследования темперамента и характера
Тема № 18: Диагностика мотивации и ценностей
Тема № 19: Методики исследования эмоциональной сферы
Тема № 20: Диагностика межличностных отношений
Тема № 21: Методы исследования самооценки и самоотношения
Тема № 22: Психодиагностика в образовании
Тема № 23: Психодиагностика в профессиональной деятельности
Тема № 24: Психодиагностика в клинической психологии
Тема № 25: Психодиагностика в спорте
Тема № 26: Психодиагностика в юридической практике
Тема № 27: Нейропсихологическая диагностика
Тема № 28: Психофизиологические методы исследования
Тема № 29: Компьютерная психодиагностика
Тема № 30: Кросс-культурная психодиагностика
Тема № 31: Применение психодиагностики в работе с детьми
Тема № 32: Применение психодиагностики в работе с подростками
Тема № 33: Применение психодиагностики в работе со взрослыми
Тема № 34: Применение психодиагностики в работе с пожилыми людьми
Тема № 35: Психологическое консультирование и психодиагностика
Тема № 36: Современные тенденции развития психодиагностики
Тема № 37: Написание психологического заключения
Тема № 38: Профилактика эмоционального выгорания психодиагноста
Раздел «Психологическое консультирование при работе с кризисными состояниями и посттравматическим стрессом»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные теоретические модели кризисных состояний и посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), включая факторы риска, симптоматику, динамику развития и возможные последствия. Знает этические принципы и правовые нормы, регулирующие психологическое консультирование при работе с кризисными состояниями и ПТСР. Знает различные методы диагностики и оценки кризисных состояний и ПТСР, включая специфические опросники и шкалы. Знает принципы построения терапевтических отношений с клиентами, переживающими кризис или ПТСР, с учетом их уязвимости и специфики травматического опыта. Знает методы психологической помощи и интервенции при работе с кризисными состояниями и ПТСР, включая методы краткосрочной терапии, стабилизации, регуляции эмоционального состояния и работы с травмой.
Умения: Владеет навыками проведения структурированного интервью для сбора информации о травматическом событии и его последствиях. Владеет навыками активного слушания, эмпатического реагирования и поддержки клиента в кризисном состоянии. Владеет навыками обучения клиентов техникам саморегуляции и совладания со стрессом, тревогой и другими симптомами ПТСР. Владеет навыками применения техник стабилизации эмоционального состояния клиента в острой фазе кризиса. Владеет навыками кризисного вмешательства, включая оценку рисков и принятие необходимых мер безопасности.
Навыки: Умеет проводить дифференциальную диагностику кризисных состояний и ПТСР, отличать их от других психических расстройств. Умеет оценивать уровень риска суицидального поведения и других опасных действий у клиентов в кризисе. Умеет выбирать и применять адекватные методы психологического консультирования и интервенции в зависимости от специфики кризисного состояния или ПТСР. Умеет устанавливать и поддерживать терапевтические отношения с клиентами, переживающими кризис или ПТСР, обеспечивая безопасную и доверительную атмосферу. Умеет анализировать динамику состояния клиента и корректировать стратегию консультирования.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в кризисную психологию
Тема № 2: Основные понятия и определения кризисной интервенции
Тема № 3: Типы кризисных состояний
Тема № 4: Факторы, приводящие к развитию кризиса
Тема № 5: Стадии развития кризиса
Тема № 6: Психологические реакции на кризис
Тема № 7: Острые реакции на стресс
Тема № 8: Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
Тема № 9: Диагностика кризисных состояний
Тема № 10: Принципы психологического консультирования в кризисных ситуациях
Тема № 11: Первая психологическая помощь
Тема № 12: Техники активного слушания и эмпатии
Тема № 13: Установление терапевтического контакта в кризисе
Тема № 14: Работа с суицидальными клиентами
Тема № 15: Работа с горем и утратой
Тема № 16: Психологическое консультирование при травматических событиях
Тема № 17: Работа с жертвами насилия
Тема № 18: Работа с детьми в кризисных ситуациях
Тема № 19: Семейное консультирование в кризисных ситуациях
Тема № 20: Работа с пострадавшими от стихийных бедствий и катастроф
Тема № 21: Групповая терапия при посттравматическом стрессе
Тема № 22: Методы стабилизации эмоционального состояния
Тема № 23: Техники релаксации и саморегуляции
Тема № 24: Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) при ПТСР
Тема № 25: Экспозиционная терапия при ПТСР
Тема № 26: EMDR-терапия при ПТСР
Тема № 27: Арт-терапия в работе с травмой
Тема № 28: Фармакологические методы лечения ПТСР
Тема № 29: Работа с вторичной травматизацией у специалистов помогающих профессий
Тема № 30: Профилактика эмоционального выгорания у консультантов
Тема № 31: Этические принципы работы в кризисных ситуациях
Тема № 32: Юридические аспекты психологического консультирования в кризисных ситуациях
Тема № 33: Документирование работы с клиентами в кризисных состояниях
Тема № 34: Супервизия в работе с кризисными состояниями и ПТСР
Тема № 35: Самопомощь и самоподдержка для консультантов
Тема № 36: Перспективы развития кризисной психологии
Тема № 37: Работа с разными культуральными группами в кризисных ситуациях
Тема № 38: Особенности кризисного консультирования онлайн
Раздел «Психологическое консультирование в сфере семейных отношений и воспитания детей»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о различных формах насилия в семье и методах работы с жертвами и агрессорами. Знания о специфике работы с семьями, находящимися в кризисных ситуациях (развод, потеря близкого, тяжелая болезнь). Знания о работе с приемными семьями и детьми-сиротами.
Умения: Навыки активного слушания, эмпатии и рефлексии. Навыки проведения диагностических бесед и использования психодиагностических методик в работе с семьями и детьми. Навыки применения различных техник консультирования (например, переформулирование, конфронтация, интерпретация). Навыки работы с сопротивлением и переносом в терапевтическом процессе. Навыки саморефлексии и профессионального саморазвития. Навыки ведения документации психологического консультирования.
Навыки: Умение проводить семейную медиацию и разрешать конфликты. Умение работать с семьями, имеющими детей с особыми потребностями. Умение организовывать и проводить групповые занятия для семей и родителей. Умение привлекать необходимые ресурсы и специалистов для решения сложных семейных проблем.
Содержание раздела
Тема № 1: Теоретические основы семейного консультирования
Тема № 2: Основные этапы развития семьи
Тема № 3: Семейные кризисы и способы их преодоления
Тема № 4: Типы семейных структур и их особенности
Тема № 5: Психология супружеских отношений
Тема № 6: Конфликты в семье и методы их разрешения
Тема № 7: Коммуникация в семье
Тема № 8: Роли и функции членов семьи
Тема № 9: Родительские установки и их влияние на ребенка
Тема № 10: Стили воспитания и их последствия
Тема № 11: Возрастные особенности детей и подростков
Тема № 12: Психологические особенности развития ребенка в семье
Тема № 13: Детско-родительские отношения
Тема № 14: Проблемы детско-родительского взаимодействия
Тема № 15: Формирование привязанности
Тема № 16: Психологическая травма в семье и ее последствия
Тема № 17: Работа с травмой в семейном консультировании
Тема № 18: Развод и его влияние на детей
Тема № 19: Работа с семьей в ситуации развода
Тема № 20: Восстановление семьи после развода
Тема № 21: Неполные семьи и их особенности
Тема № 22: Методы работы с неполными семьями
Тема № 23: Многодетные семьи и их особенности
Тема № 24: Работа с многодетными семьями
Тема № 25: Семья с приемными детьми
Тема № 26: Особенности консультирования приемных семей
Тема № 27: Методы диагностики в семейном консультировании
Тема № 28: Генограмма как инструмент семейного консультирования
Тема № 29: Проективные методики в семейном консультировании
Тема № 30: Наблюдение и интерпретация семейного взаимодействия
Тема № 31: Этические принципы семейного консультирования
Тема № 32: Юридические аспекты семейного консультирования
Тема № 33: Особенности работы с разными типами семей
Тема № 34: Супервизия в семейном консультировании
Тема № 35: Личностные качества семейного консультанта
Тема № 36: Профилактика семейных проблем
Тема № 37: Семейное консультирование в онлайн формате
Тема № 38: Работа с сопротивлением в семейной терапии
Тема № 39: Завершение терапевтических отношений в семейном консультировании
Раздел «Психологическое консультирование в контексте профессионального развития и карьерного роста»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о влиянии психологических факторов на профессиональное развитие и карьерный рост, о связи личностных особенностей и профессионального выбора, о психологических аспектах трудовой мотивации, стресса и выгорания, о методах развития soft skills и эмоционального интеллекта, о принципах построения карьерной стратегии и планирования карьерного пути.
Умения: Навыки проведения интервью, интерпретации результатов психологических тестов, составления резюме и сопроводительных писем, подготовки к собеседованиям, ведения переговоров, развития навыков самопрезентации, работы с возражениями, решения конфликтных ситуаций в профессиональной сфере, управления временем и стрессом.
Навыки: Умения проводить психологическую диагностику для определения профессиональных склонностей и потенциала клиента, анализировать рынок труда и перспективы развития в различных профессиональных сферах, разрабатывать индивидуальные планы развития карьеры, помогать клиентам в постановке карьерных целей и задач, обучать клиентов навыкам самопрезентации и прохождения собеседований, оказывать поддержку клиентам в процессе поиска работы и адаптации к новой должности.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в психологическое консультирование
Тема № 2: Этические принципы и правовые основы консультирования
Тема № 3: Основные психологические теории и подходы в консультировании
Тема № 4: Психологическое консультирование и коучинг: сходства и различия
Тема № 5: Этапы процесса консультирования
Тема № 6: Установление и поддержание терапевтических отношений
Тема № 7: Диагностика в психологическом консультировании
Тема № 8: Работа с сопротивлением клиента
Тема № 9: Техники активного слушания и эмпатии
Тема № 10: Методы постановки целей и планирования
Тема № 11: Работа с мотивацией и самоопределением
Тема № 12: Психологическое консультирование при выборе профессии
Тема № 13: Работа с личностными кризисами и стрессом
Тема № 14: Консультирование по вопросам баланса работы и личной жизни
Тема № 15: Развитие навыков самопрезентации и коммуникации
Тема № 16: Психологическое консультирование при смене работы
Тема № 17: Работа с тревогой и неуверенностью в себе
Тема № 18: Развитие эмоционального интеллекта
Тема № 19: Консультирование по вопросам профессионального выгорания
Тема № 20: Работа с конфликтами в профессиональной сфере
Тема № 21: Командное взаимодействие и лидерство
Тема № 22: Психологическое консультирование в условиях организационных изменений
Тема № 23: Работа с перфекционизмом и прокрастинацией
Тема № 24: Развитие креативности и инновационного мышления
Тема № 25: Карьерное планирование и развитие
Тема № 26: Работа с синдромом самозванца
Тема № 27: Психологическая помощь при потере работы
Тема № 28: Техники принятия решений и решения проблем
Тема № 29: Работа с негативными установками и ограничивающими убеждениями
Тема № 30: Развитие навыков тайм-менеджмента
Тема № 31: Психологическое консультирование в онлайн-формате
Тема № 32: Супервизия в психологическом консультировании
Тема № 33: Работа с различными типами личности
Тема № 34: Культурные особенности в психологическом консультировании
Тема № 35: Специфика консультирования в разных профессиональных сферах
Тема № 36: Практикум по психологическому консультированию
Тема № 37: Анализ кейсов и разбор сложных ситуаций
Тема № 38: Современные тенденции в психологическом консультировании
Раздел «Применение нейропсихологических подходов в практике психологического консультирования»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные нейропсихологические подходы к коррекции и реабилитации когнитивных функций, особенности применения нейропсихологических методов в работе с различными группами клиентов (дети, взрослые, пожилые), ограничения и противопоказания к применению нейропсихологических методов в консультировании.
Умения: Владеет навыками проведения нейропсихологически ориентированных коррекционных занятий, навыками обучения клиента стратегиям компенсации когнитивных нарушений, навыками модификации окружения клиента для оптимизации его функционирования, навыками консультирования семьи и близких клиента по вопросам нейропсихологических особенностей.
Навыки: Умеет разрабатывать индивидуальные программы психологической помощи с учетом нейропсихологического профиля клиента, выбирать адекватные нейропсихологические методы коррекции и реабилитации, оценивать эффективность применяемых нейропсихологических методов, работать в междисциплинарной команде (с врачами, педагогами, логопедами и др.) при необходимости.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в нейропсихологию
Тема № 2: Основные принципы работы мозга
Тема № 3: Нейроанатомия для психологов-консультантов
Тема № 4: Нейрофизиология поведения
Тема № 5: Когнитивные функции и их нейронные основы
Тема № 6: Внимание и его нарушения
Тема № 7: Память и ее расстройства
Тема № 8: Исполнительные функции и их роль в саморегуляции
Тема № 9: Речь и языковые нарушения
Тема № 10: Восприятие и агнозии
Тема № 11: Праксис и апраксии
Тема № 12: Эмоции и их нейробиологические механизмы
Тема № 13: Мотивация и ее нейронные корреляты
Тема № 14: Нейропсихология стресса и травмы
Тема № 15: Пластичность мозга и нейрореабилитация
Тема № 16: Нейропсихологическая диагностика в консультировании
Тема № 17: Методы оценки когнитивных функций
Тема № 18: Интерпретация результатов нейропсихологического обследования
Тема № 19: Нейропсихологический подход к работе с тревожными расстройствами
Тема № 20: Нейропсихологический подход к работе с депрессивными расстройствами
Тема № 21: Нейропсихологический подход к работе с обсессивно-компульсивным расстройством
Тема № 22: Нейропсихологический подход к работе с посттравматическим стрессовым расстройством
Тема № 23: Нейропсихологический подход к работе с зависимостями
Тема № 24: Нейропсихологический подход к работе с нарушениями пищевого поведения
Тема № 25: Нейропсихологический подход к работе с детьми и подростками
Тема № 26: Нейропсихологический подход к семейному консультированию
Тема № 27: Нейропсихологический подход к работе с пожилыми людьми
Тема № 28: Нейрофидбек в психологическом консультировании
Тема № 29: Биофидбек в психологическом консультировании
Тема № 30: Применение методов нейромодуляции в консультировании
Тема № 31: Фармакотерапия и ее взаимодействие с психологическим консультированием
Тема № 32: Интегративный подход в нейропсихологическом консультировании
Тема № 33: Этические вопросы в нейропсихологическом консультировании
Тема № 34: Супервизия в нейропсихологическом консультировании
Тема № 35: Саморегуляция и профилактика профессионального выгорания у психологов-консультантов
Тема № 36: Перспективы развития нейропсихологического консультирования
Раздел «Этические аспекты и профессиональная рефлексия в работе психолога-консультанта»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает основные этические принципы и кодексы профессиональной этики психолога-консультанта (конфиденциальность, информированное согласие, границы профессиональных отношений, двойные отношения, компетентность, ответственность). Знает правовые основы психологического консультирования и особенности их применения в различных контекстах (работа с детьми, работа с уязвимыми группами, онлайн-консультирование). Понимает концепцию профессиональной рефлексии и ее значение для развития профессиональной идентичности и повышения качества консультативной работы. Знает различные методы и техники рефлексии (ведение дневника, супервизия, интервизия, самоанализ). Знает о проблеме выгорания в профессии психолога-консультанта, факторах риска и стратегиях профилактики.
Умения: Владеет навыками ведения этической документации. Владеет навыками установления и поддержания терапевтического альянса с клиентами с учетом этических принципов. Владеет навыками проведения рефлексивных бесед с коллегами и супервизорами. Владеет навыками саморегуляции и стресс-менеджмента для профилактики профессионального выгорания. Владеет навыками применения различных техник рефлексии (например, ведение рефлексивного дневника, анализ критических инцидентов).
Навыки: Умеет анализировать этические дилеммы, возникающие в практике психологического консультирования, и применять этические принципы для их разрешения. Умеет устанавливать и поддерживать профессиональные границы в отношениях с клиентами. Умеет получать информированное согласие от клиентов и обеспечивать конфиденциальность информации. Умеет проводить самоанализ своей профессиональной деятельности и выявлять области для развития. Умеет применять методы рефлексии для анализа сложных случаев из практики и повышения эффективности своей работы.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в этику психологического консультирования
Тема № 2: Основные этические принципы в работе психолога-консультанта
Тема № 3: Конфиденциальность и ее пределы
Тема № 4: Информированное согласие и его особенности
Тема № 5: Профессиональные границы и двойственные отношения
Тема № 6: Работа с уязвимыми группами населения
Тема № 7: Этические дилеммы в психологическом консультировании
Тема № 8: Процесс принятия этических решений
Тема № 9: Правовые аспекты психологической практики
Тема № 10: Этика работы с несовершеннолетними
Тема № 11: Этика работы с семьями и парами
Тема № 12: Этика работы в групповом консультировании
Тема № 13: Этика онлайн-консультирования
Тема № 14: Супервизия и ее роль в этическом развитии
Тема № 15: Личная терапия для психолога-консультанта
Тема № 16: Профессиональная компетентность и непрерывное образование
Тема № 17: Стресс и выгорание у психологов-консультантов
Тема № 18: Саморегуляция и забота о себе
Тема № 19: Рефлексия собственных ценностей и убеждений
Тема № 20: Влияние личных качеств на профессиональную деятельность
Тема № 21: Работа с клиентами, имеющими другую культурную принадлежность
Тема № 22: Этика работы с травмой
Тема № 23: Этика работы с суицидальными клиентами
Тема № 24: Этика работы с клиентами с зависимостями
Тема № 25: Этика работы с клиентами с психическими расстройствами
Тема № 26: Работа с жалобами и этическими нарушениями
Тема № 27: Этические кодексы разных психологических ассоциаций
Тема № 28: Роль этических комитетов и комиссий
Тема № 29: История развития этики в психологии
Тема № 30: Современные тенденции в этике психологического консультирования
Тема № 31: Этика исследований в психологическом консультировании
Тема № 32: Этика публикации и распространения результатов исследований
Тема № 33: Этические аспекты использования технологий в консультировании
Тема № 34: Этика работы в междисциплинарных командах
Тема № 35: Влияние социальных сетей на этику психолога
Тема № 36: Этические аспекты рекламы психологических услуг
Тема № 37: Развитие этической чувствительности и осознанности
Тема № 38: Практикум по разрешению этических дилемм
Тема № 39: Заключительное обсуждение и подведение итогов
Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.
Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.
Условия реализации рабочей программы модуля
Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля
Электронные учебные издания
Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503
Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Электронные методические издания
Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252
Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597
Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).
Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)
Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):
- Состав современных профессиональных баз данных
Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)
Открытые данные России (https://data.gov.ru/)
Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)
База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)
- Состав информационных справочных систем
База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)
Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)
Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)
Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)
Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)
Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)
Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)
- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти
Президент России (http://kremlin.ru/)
Правительство России (http://government.ru/)
Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)
Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)
Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)
- Иные информационные ресурсы - периодическими издания
TACC (https://tass.ru/)
РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)
Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)
RT (https://rt.com/)
- Информационные поисковые системы
Яндекс (https://ya.ru/)
MAIL.RU (https://www.mail.ru/)