Приложение 3

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"

"05" июня 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

ВМ.2 «Психологическое и социально-психологическое сопровождение граждан и социальных групп»

Дополнительная профессиональная программа

«Психология: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»

г. Москва

Территория Инновационного центра Сколково

Наименование модуля: Психологическое и социально-психологическое сопровождение граждан и социальных групп.

Тип модуля: вариативный модуль.

Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Психологическое и социально-психологическое сопровождение граждан и социальных групп».

Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.

Структура и содержание модуля

Элемент Всего, ак.ч. Лекций, ак.ч. Практических занятий, ак.ч. Результаты обучения (коды)
Раздел «Актуальные методы и технологии психологического сопровождения граждан» 8 2 2 ПК-2
Раздел «Социально-психологическое сопровождение в различных сферах жизни» 8 2 2 ПК-2
Раздел «Психологическая диагностика в практике сопровождения» 8 2 2 ПК-2
Раздел «Профилактика и коррекция социально-психологических проблем» 8 2 2 ПК-2
Раздел «Психология кризисных состояний и современные методы помощи» 8 2 2 ПК-2
Раздел «Особенности работы с группами риска» 8 2 2 ПК-2
Раздел «Технологии социальной работы с различными категориями граждан» 8 2 2 ПК-2
Раздел «Психологическое сопровождение в условиях чрезвычайных ситуаций и катастроф» 8 2 2 ПК-2
Раздел «Этические принципы и стандарты в психологическом сопровождении» 8 2 2 ПК-2

Раздел «Актуальные методы и технологии психологического сопровождения граждан»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания основных современных методов и технологий психологического сопровождения граждан, включая кризисное консультирование, психотерапевтические интервенции, коучинг, медиацию, тренинги, а также этических принципах и правовых основах психологического сопровождения. Знания о специфике применения методов и технологий психологического сопровождения различных категорий граждан (дети, подростки, взрослые, пожилые, люди с ОВЗ). Знания о современных цифровых технологиях в психологическом сопровождении.

Умения: Навыки проведения психологического консультирования с использованием различных методов и техник. Навыки применения технологий кризисной интервенции. Навыки организации и проведения психологических тренингов. Навыки использования цифровых платформ и ресурсов для психологического сопровождения. Навыки саморефлексии и профессионального развития в области психологического сопровождения.

Навыки: Умения анализировать потребности граждан в психологической помощи и подбирать адекватные методы и технологии психологического сопровождения. Умения устанавливать и поддерживать профессиональные отношения с клиентами, соблюдая этические принципы. Умения оценивать эффективность применяемых методов и технологий психологического сопровождения. Умения работать с различными психологическими инструментами (опросники, тесты, проективные методики).

Содержание раздела

Тема № 1: Основы психологического консультирования

Тема № 2: Этические принципы психологического сопровождения

Тема № 3: Правовые основы психологической помощи

Тема № 4: Психологическая диагностика в практике сопровождения

Тема № 5: Кризисная интервенция и психологическая помощь в экстремальных ситуациях

Тема № 6: Работа с ПТСР и травмой

Тема № 7: Психологическое сопровождение потерь и горя

Тема № 8: Техники работы с тревогой и страхом

Тема № 9: Методы работы с депрессией и апатией

Тема № 10: Психологическое сопровождение семьи

Тема № 11: Семейная медиация и разрешение конфликтов

Тема № 12: Психологическое сопровождение детей и подростков

Тема № 13: Возрастные особенности развития и психологические проблемы детей и подростков

Тема № 14: Работа с девиантным поведением подростков

Тема № 15: Психологическое сопровождение людей с ограниченными возможностями здоровья

Тема № 16: Инклюзивное образование и психологическая поддержка

Тема № 17: Психологическое сопровождение в образовательной среде

Тема № 18: Профилактика буллинга и кибербуллинга

Тема № 19: Психологическое сопровождение профессионального развития

Тема № 20: Профориентация и карьерное консультирование

Тема № 21: Психологическое сопровождение в сфере бизнеса и управления

Тема № 22: Коучинг и менторство

Тема № 23: Стресс-менеджмент и профилактика профессионального выгорания

Тема № 24: Арт-терапия в психологическом сопровождении

Тема № 25: Игровая терапия в работе с детьми

Тема № 26: Сказкотерапия в психологической практике

Тема № 27: Когнитивно-поведенческая терапия

Тема № 28: Гештальт-терапия

Тема № 29: Психоаналитический подход в психологическом сопровождении

Тема № 30: Экзистенциальная психотерапия

Тема № 31: Телесно-ориентированная терапия

Тема № 32: Mindfulness и практики осознанности

Тема № 33: Нейропсихологические методы в сопровождении

Тема № 34: Работа с зависимостями

Тема № 35: Психологическое сопровождение онкологических больных

Тема № 36: Паллиативная психологическая помощь

Тема № 37: Супервизия в психологической практике

Тема № 38: Саморегуляция и профилактика эмоционального выгорания психолога

Раздел «Социально-психологическое сопровождение в различных сферах жизни»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Теоретических основ социально-психологического сопровождения, включая его принципы, этапы, методы и техники. Специфики социально-психологического сопровождения в различных сферах жизни (образование, здравоохранение, бизнес, социальная работа и т.д.). Основных социально-психологических проблем, возникающих в различных сферах жизни, и путей их решения. Нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность специалиста по социально-психологическому сопровождению. Основных этических принципов социально-психологического сопровождения.

Умения: Эффективной коммуникации и установления доверительных отношений с людьми. Активного слушания и эмпатии. Разрешения конфликтов и проведения медиации. Организации и проведения групповых мероприятий (тренингов, семинаров, дискуссий). Саморегуляции и стрессоустойчивости в профессиональной деятельности.

Навыки: Диагностировать социально-психологические проблемы и потребности individuals and groups в различных сферах жизни. Планировать и реализовывать программы социально-психологического сопровождения, адаптированные к специфике конкретной сферы. Применять различные методы и техники социально-психологического сопровождения (консультирование, тренинг, медиация, коучинг и др.). Анализировать эффективность проведенных мероприятий по социально-психологическому сопровождению. Работать в команде и взаимодействовать с другими специалистами.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы социальной психологии

Тема № 2: Психология личности в социальном контексте

Тема № 3: Социальное восприятие и познание

Тема № 4: Социальное взаимодействие и общение

Тема № 5: Групповая динамика и лидерство

Тема № 6: Социальные конфликты и способы их разрешения

Тема № 7: Социальные нормы и девиация

Тема № 8: Социальные установки и убеждения

Тема № 9: Методы социально-психологического исследования

Тема № 10: Диагностика в социально-психологическом сопровождении

Тема № 11: Психологическое консультирование в различных сферах

Тема № 12: Социально-психологическое сопровождение в образовании

Тема № 13: Работа с детскими коллективами

Тема № 14: Работа с подростками

Тема № 15: Социально-психологическое сопровождение семьи

Тема № 16: Работа с родителями

Тема № 17: Семейное консультирование

Тема № 18: Социально-психологическое сопровождение в организации

Тема № 19: Управление конфликтами в организации

Тема № 20: Формирование корпоративной культуры

Тема № 21: Социально-психологическое сопровождение в здравоохранении

Тема № 22: Работа с пациентами и их семьями

Тема № 23: Психологическая поддержка медицинского персонала

Тема № 24: Социально-психологическое сопровождение в экстремальных ситуациях

Тема № 25: Психологическая помощь пострадавшим

Тема № 26: Работа с группами риска

Тема № 27: Социально-психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья

Тема № 28: Инклюзивное образование и социальная адаптация

Тема № 29: Социально-психологическое сопровождение пожилых людей

Тема № 30: Социальная геронтология

Тема № 31: Социально-психологическое сопровождение в пенитенциарной системе

Тема № 32: Социальная реабилитация и ресоциализация

Тема № 33: Социально-психологическое сопровождение мигрантов и беженцев

Тема № 34: Межкультурная коммуникация

Тема № 35: Профилактика социально-психологических проблем

Тема № 36: Этические принципы социально-психологического сопровождения

Тема № 37: Супервизия в социально-психологической практике

Тема № 38: Написание отчетов и заключений по результатам социально-психологического сопровождения

Раздел «Психологическая диагностика в практике сопровождения»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает особенности проведения дифференциальной диагностики и определения границ своей профессиональной компетенции. Знает основы кризисной психологии и методы диагностики кризисных состояний. Знает особенности диагностики в разных социальных контекстах. Знает основы психометрики и статистического анализа данных. Знает современные тенденции развития психологической диагностики в практике сопровождения.

Умения: Владеет навыками установления и поддержания психологического контакта с клиентом в процессе диагностики. Владеет навыками применения различных психодиагностических методик. Владеет навыками обработки и интерпретации результатов психодиагностических исследований. Владеет навыками составления психолого-диагностических заключений и рекомендаций по результатам обследования. Владеет навыками работы с психодиагностическим инструментарием (тестовыми материалами, бланками, компьютерными программами).

Навыки: Умеет интегрировать результаты психологической диагностики с данными, полученными другими специалистами (педагогами, врачами, социальными работниками). Умеет планировать и организовывать психодиагностическую работу в рамках различных программ сопровождения. Умеет использовать информационные технологии в психологической диагностике. Умеет оценивать эффективность применяемых методов психодиагностики. Умеет работать в команде и взаимодействовать с другими специалистами в процессе сопровождения.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в психологическую диагностику

Тема № 2: Этические принципы психологической диагностики

Тема № 3: Нормативно-правовые основы психологической диагностики

Тема № 4: Методы сбора информации в психологической диагностике

Тема № 5: Наблюдение как метод психологической диагностики

Тема № 6: Беседа как метод психологической диагностики

Тема № 7: Анализ продуктов деятельности в психологической диагностике

Тема № 8: Психологическое тестирование: принципы и виды

Тема № 9: Стандартизация и валидность психологических тестов

Тема № 10: Надежность психологических тестов

Тема № 11: Интерпретация результатов психологических тестов

Тема № 12: Диагностика когнитивных функций

Тема № 13: Диагностика интеллекта

Тема № 14: Диагностика памяти и внимания

Тема № 15: Диагностика мышления и речи

Тема № 16: Диагностика восприятия

Тема № 17: Диагностика эмоциональной сферы

Тема № 18: Диагностика личности

Тема № 19: Проективные методы диагностики

Тема № 20: Диагностика мотивации и потребностей

Тема № 21: Диагностика межличностных отношений

Тема № 22: Диагностика детско-родительских отношений

Тема № 23: Диагностика школьной готовности

Тема № 24: Диагностика учебной мотивации

Тема № 25: Диагностика профессиональной ориентации

Тема № 26: Диагностика стресса и копинг-стратегий

Тема № 27: Диагностика эмоционального выгорания

Тема № 28: Психологическая диагностика в кризисных ситуациях

Тема № 29: Диагностика девиантного поведения

Тема № 30: Психологическая диагностика в образовательной среде

Тема № 31: Психологическая диагностика в социальной сфере

Тема № 32: Психологическая диагностика в организации

Тема № 33: Написание психологического заключения

Тема № 34: Основы психологического консультирования

Тема № 35: Применение диагностических данных в психологическом консультировании

Тема № 36: Супервизия в психологической диагностике

Тема № 37: Профилактика профессиональной деформации психолога-диагноста

Раздел «Профилактика и коррекция социально-психологических проблем»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает особенности социально-психологического развития личности на разных возрастных этапах. Знает специфику социально-психологических проблем в различных социальных группах (подростки, семьи, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями и др.). Знает методы оценки эффективности программ профилактики и коррекции социально-психологических проблем.

Умения: Владеет навыками проведения социально-психологического консультирования и тренингов. Владеет навыками работы с различными методами коррекции социально-психологических проблем (арт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия, психодрама и др.). Владеет навыками межличностного взаимодействия и коммуникации в различных социальных ситуациях. Владеет навыками саморегуляции и стрессоустойчивости в профессиональной деятельности.

Навыки: Умеет адаптировать методы и технологии профилактики и коррекции социально-психологических проблем к особенностям конкретной ситуации и целевой аудитории. Умеет работать в команде и взаимодействовать с другими специалистами (педагогами, социальными работниками, медицинскими работниками). Умеет проводить мониторинг и оценку эффективности своей профессиональной деятельности.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в социально-психологические проблемы

Тема № 2: Основные понятия и определения социальной психологии

Тема № 3: Классификация социально-психологических проблем

Тема № 4: Факторы, способствующие возникновению социально-психологических проблем

Тема № 5: Социально-психологические проблемы личности

Тема № 6: Проблемы социализации и адаптации

Тема № 7: Проблемы межличностного взаимодействия

Тема № 8: Конфликты и способы их разрешения

Тема № 9: Стресс и его влияние на психику

Тема № 10: Психологическая защита и ее механизмы

Тема № 11: Агрессия и ее проявления

Тема № 12: Девиантное поведение

Тема № 13: Зависимое поведение (алкоголизм, наркомания, игромания)

Тема № 14: Социально-психологические проблемы семьи

Тема № 15: Семейные конфликты и их последствия

Тема № 16: Развод и его влияние на детей

Тема № 17: Проблемы воспитания детей в семье

Тема № 18: Социально-психологические проблемы в образовательной среде

Тема № 19: Проблемы адаптации к учебному процессу

Тема № 20: Школьная агрессия и буллинг

Тема № 21: Проблемы взаимоотношений между учителями и учениками

Тема № 22: Социально-психологические проблемы в профессиональной деятельности

Тема № 23: Профессиональный стресс и выгорание

Тема № 24: Конфликты в трудовом коллективе

Тема № 25: Проблемы карьерного роста

Тема № 26: Социально-психологические проблемы в обществе

Тема № 27: Социальная неравенство и дискриминация

Тема № 28: Проблемы миграции и адаптации мигрантов

Тема № 29: Социальная изоляция и одиночество

Тема № 30: Методы профилактики социально-психологических проблем

Тема № 31: Психологическое консультирование и психотерапия

Тема № 32: Тренинги личностного роста

Тема № 33: Социально-психологический тренинг

Тема № 34: Работа с группами риска

Тема № 35: Методы коррекции социально-психологических проблем

Тема № 36: Индивидуальная и групповая психотерапия

Тема № 37: Арт-терапия и другие методы творческой коррекции

Тема № 38: Работа с семьей

Тема № 39: Социальная работа

Тема № 40: Реабилитация и ресоциализация

Тема № 41: Этические принципы работы с социально-психологическими проблемами

Раздел «Психология кризисных состояний и современные методы помощи»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о специфике психологической работы с жертвами насилия, катастроф и других травматических событий. Знания о методах психологической реабилитации и реинтеграции после кризисных состояний.

Умения: Навыки проведения психологического консультирования и психотерапии в кризисных ситуациях, включая навыки активного слушания, эмпатии, поддержки, регуляции эмоционального состояния клиента и обучения навыкам самопомощи. Навыки применения методов кризисного вмешательства, включая техники стабилизации эмоционального состояния, работу с суицидальными мыслями и поведением, предотвращение посттравматического стрессового расстройства. Навыки работы в команде и взаимодействия с другими специалистами (медиками, социальными работниками, юристами и др.) при оказании помощи в кризисных ситуациях. Навыки саморегуляции и профилактики профессионального выгорания. Навыки использования современных цифровых технологий в оказании психологической помощи в кризисных ситуациях (онлайн-консультирование, телепсихология).

Навыки: Умение организовывать и проводить психологическую поддержку и помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Умение работать с посттравматическим стрессовым расстройством и другими последствиями травматических событий.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в психологию кризисных состояний

Тема № 2: Классификация кризисов

Тема № 3: Факторы, вызывающие кризисные состояния

Тема № 4: Психологическая травма и ее последствия

Тема № 5: Стадии переживания кризиса

Тема № 6: Особенности переживания кризиса в разных возрастных группах

Тема № 7: Кризис идентичности

Тема № 8: Экзистенциальные кризисы

Тема № 9: Семейные кризисы

Тема № 10: Кризисы, связанные с утратой и горем

Тема № 11: Кризисы, связанные с болезнью и инвалидностью

Тема № 12: Психологические последствия насилия и жестокого обращения

Тема № 13: Психологическая помощь при суицидальном поведении

Тема № 14: Психологическая помощь при посттравматическом стрессовом расстройстве

Тема № 15: Принципы кризисного вмешательства

Тема № 16: Техники психологической первой помощи

Тема № 17: Методы психологической диагностики в кризисных состояниях

Тема № 18: Стратегии психологического консультирования в кризисных ситуациях

Тема № 19: Работа с эмоциональными реакциями в кризисе

Тема № 20: Когнитивно-поведенческая терапия в кризисных состояниях

Тема № 21: Арт-терапия в работе с кризисными состояниями

Тема № 22: Телесно-ориентированная терапия в кризисных состояниях

Тема № 23: Работа с ресурсами личности в кризисе

Тема № 24: Психологическая реабилитация после кризисных состояний

Тема № 25: Преодоление стресса и развитие стрессоустойчивости

Тема № 26: Профилактика кризисных состояний

Тема № 27: Социальная поддержка и ее роль в преодолении кризисов

Тема № 28: Работа с группами в кризисных ситуациях

Тема № 29: Особенности кризисной помощи в различных культурах

Тема № 30: Этические принципы работы в кризисных ситуациях

Тема № 31: Супервизия в работе с кризисными состояниями

Тема № 32: Самопомощь и саморегуляция для специалистов, работающих в кризисных ситуациях

Тема № 33: Роль социальных служб и организаций в помощи людям в кризисных состояниях

Тема № 34: Междисциплинарное взаимодействие в кризисных ситуациях

Тема № 35: Современные исследования в области психологии кризисных состояний

Тема № 36: Перспективы развития кризисной помощи

Тема № 37: Применение цифровых технологий в кризисной помощи

Тема № 38: Правовые аспекты кризисного вмешательства

Раздел «Особенности работы с группами риска»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает методы оценки рисков и потребностей различных групп, а также принципы построения эффективной коммуникации с ними.

Умения: Владеет навыками организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику социальных проблем и повышение качества жизни групп риска.

Навыки: Умеет применять на практике методы межведомственного взаимодействия и координировать работу различных служб и организаций для оказания комплексной помощи группам риска.

Содержание раздела

Тема № 1: Понятие группы риска и принципы работы с ними

Тема № 2: Классификация групп риска

Тема № 3: Этические принципы работы с группами риска

Тема № 4: Правовые основы работы с группами риска

Тема № 5: Межведомственное взаимодействие в работе с группами риска

Тема № 6: Дети и подростки из неблагополучных семей

Тема № 7: Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

Тема № 8: Дети с ограниченными возможностями здоровья

Тема № 9: Дети с девиантным поведением

Тема № 10: Работа с детьми, пострадавшими от насилия

Тема № 11: Бездомные

Тема № 12: Люди с наркотической и алкогольной зависимостью

Тема № 13: Люди с психическими расстройствами

Тема № 14: Люди, живущие с ВИЧ/СПИДом

Тема № 15: Мигранты и беженцы

Тема № 16: Женщины, подвергшиеся насилию

Тема № 17: Пожилые люди

Тема № 18: Люди, освободившиеся из мест лишения свободы

Тема № 19: Безработные

Тема № 20: Малообеспеченные семьи

Тема № 21: Многодетные семьи

Тема № 22: Неполные семьи

Тема № 23: Семьи с родителями-инвалидами

Тема № 24: ЛГБТ+ сообщество

Тема № 25: Этнические меньшинства

Тема № 26: Религиозные меньшинства

Тема № 27: Люди, пострадавшие от стихийных бедствий и катастроф

Тема № 28: Люди, пострадавшие от торговли людьми

Тема № 29: Ветераны боевых действий

Тема № 30: Люди с хроническими заболеваниями

Тема № 31: Работа с группами риска в условиях пандемии

Тема № 32: Методы социальной диагностики в работе с группами риска

Тема № 33: Технологии социальной работы с группами риска

Тема № 34: Психологическая помощь группам риска

Тема № 35: Социальная реабилитация и реинтеграция групп риска

Тема № 36: Профилактика социального неблагополучия

Тема № 37: Супервизия и поддержка специалистов, работающих с группами риска

Тема № 38: Оценка эффективности работы с группами риска

Тема № 39: Мониторинг и анализ ситуации с группами риска

Тема № 40: Разработка и реализация программ помощи группам риска

Раздел «Технологии социальной работы с различными категориями граждан»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает особенности организации социальной работы с различными категориями граждан в государственных, муниципальных и негосударственных учреждениях социального обслуживания. Знает современные тенденции и инновационные подходы в социальной работе с различными категориями граждан.

Умения: Владеет навыками саморефлексии и анализа собственной профессиональной деятельности в контексте работы с различными категориями граждан. Владеет навыками эффективного разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в процессе работы с клиентами.

Навыки: Умеет анализировать социальную ситуацию клиента, выявлять его потребности и проблемы, разрабатывать индивидуальные планы социальной помощи и реабилитации с учетом специфики категории, к которой он принадлежит. Умеет применять различные методы и технологии социальной работы в зависимости от категории клиента и его индивидуальной ситуации. Умеет устанавливать контакт и строить профессиональные отношения с клиентами из различных социальных групп, учитывая их культурные, религиозные и иные особенности. Умеет организовывать и проводить групповые занятия и тренинги для различных категорий граждан.

Содержание раздела

Тема № 1: Основы социальной работы и ее методология

Тема № 2: Этика и ценности в социальной работе

Тема № 3: Правовые основы социальной работы

Тема № 4: Социальная диагностика и оценка потребностей

Тема № 5: Технологии индивидуальной социальной работы

Тема № 6: Технологии групповой социальной работы

Тема № 7: Технологии общинной социальной работы

Тема № 8: Работа с семьей в кризисных ситуациях

Тема № 9: Социальная работа с детьми и подростками

Тема № 10: Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Тема № 11: Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Тема № 12: Социальная работа с молодежью

Тема № 13: Социальная работа с пожилыми людьми

Тема № 14: Социальная работа с инвалидами

Тема № 15: Социальная работа с бездомными

Тема № 16: Социальная работа с мигрантами

Тема № 17: Социальная работа с беженцами

Тема № 18: Социальная работа с жертвами насилия

Тема № 19: Социальная работа с людьми, страдающими зависимостями

Тема № 20: Социальная работа с осужденными и бывшими заключенными

Тема № 21: Социальная работа с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом

Тема № 22: Социальная работа в сфере здравоохранения

Тема № 23: Социальная работа в сфере образования

Тема № 24: Социальная работа в сфере занятости

Тема № 25: Социальная работа в пенитенциарной системе

Тема № 26: Межведомственное взаимодействие в социальной работе

Тема № 27: Технологии социального проектирования

Тема № 28: Фандрайзинг в социальной работе

Тема № 29: Социальное сопровождение

Тема № 30: Мониторинг и оценка эффективности социальной работы

Тема № 31: Супервизия в социальной работе

Тема № 32: Документирование в социальной работе

Тема № 33: Профилактика социального неблагополучия

Тема № 34: Стресс-менеджмент в социальной работе

Тема № 35: Информационные технологии в социальной работе

Тема № 36: Международный опыт социальной работы

Тема № 37: Современные тенденции развития социальной работы

Тема № 38: Карьера в социальной работе

Раздел «Психологическое сопровождение в условиях чрезвычайных ситуаций и катастроф»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Классификации чрезвычайных ситуаций и катастроф, их психологические последствия для индивидуума и групп. Основные психологические реакции на стресс, травму и потерю в условиях ЧС. Принципы и методы психологической первой помощи, кризисного консультирования и психотерапии в условиях ЧС. Этические принципы работы психолога в условиях ЧС, особенности работы с различными группами населения (дети, пожилые, люди с ОВЗ). Методы профилактики и минимизации психологических последствий ЧС, включая психологическое просвещение и обучение населения.

Умения: Установление и поддержание психологического контакта с пострадавшими в ЧС, проявление эмпатии и активного слушания. Применение техник релаксации, стабилизации эмоционального состояния и саморегуляции в работе с пострадавшими. Использование методов кризисного консультирования для помощи пострадавшим в ЧС в преодолении острых стрессовых реакций. Работа в команде, взаимодействие с другими специалистами (медики, спасатели, социальные работники) в условиях ЧС. Ведение документации, составление психологических заключений и отчетов о проведенной работе.

Навыки: Диагностировать психологическое состояние пострадавших в ЧС, выявлять группы риска. Оказывать психологическую первую помощь пострадавшим в ЧС, используя различные техники и методы. Планировать и проводить мероприятия по психологическому сопровождению в условиях ЧС. Организовывать и координировать работу команды психологов в условиях ЧС. Анализировать эффективность проведенных мероприятий по психологическому сопровождению и корректировать свою деятельность.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в психологическое сопровождение в ЧС

Тема № 2: Классификация чрезвычайных ситуаций и катастроф

Тема № 3: Психологические особенности поведения людей в ЧС

Тема № 4: Стресс и его влияние на психику в экстремальных условиях

Тема № 5: Психологическая травма и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Тема № 6: Факторы риска развития психологических проблем в ЧС

Тема № 7: Защитные механизмы психики в экстремальных ситуациях

Тема № 8: Принципы психологического сопровождения в ЧС

Тема № 9: Этические аспекты работы психолога в ЧС

Тема № 10: Организация психологической помощи в ЧС

Тема № 11: Межведомственное взаимодействие при оказании психологической помощи

Тема № 12: Первая психологическая помощь

Тема № 13: Кризисное консультирование в ЧС

Тема № 14: Методы психологической диагностики в ЧС

Тема № 15: Работа с детьми и подростками в ЧС

Тема № 16: Работа с пожилыми людьми в ЧС

Тема № 17: Работа с людьми с ограниченными возможностями здоровья в ЧС

Тема № 18: Психологическая работа с семьями пострадавших

Тема № 19: Работа с группами риска в ЧС

Тема № 20: Работа со спасателями и другими специалистами, работающими в ЧС

Тема № 21: Предотвращение психологических последствий ЧС

Тема № 22: Психологическая реабилитация после ЧС

Тема № 23: Длительное психологическое сопровождение пострадавших

Тема № 24: Работа с горем и утратой

Тема № 25: Методы работы с ПТСР

Тема № 26: Групповая психотерапия в ЧС

Тема № 27: Семейная терапия в контексте ЧС

Тема № 28: Арт-терапия в работе с пострадавшими в ЧС

Тема № 29: Телесно-ориентированная терапия в ЧС

Тема № 30: Когнитивно-поведенческая терапия в ЧС

Тема № 31: Эриксоновский гипноз в работе с пострадавшими

Тема № 32: Работа с психосоматическими расстройствами после ЧС

Тема № 33: Профилактика выгорания у специалистов, работающих в ЧС

Тема № 34: Супервизия в работе психолога в ЧС

Тема № 35: Саморегуляция и стресс-менеджмент для психологов в ЧС

Тема № 36: Правовые основы психологической помощи в ЧС

Тема № 37: Международный опыт психологического сопровождения в ЧС

Тема № 38: Современные тенденции развития психологической помощи в ЧС

Раздел «Этические принципы и стандарты в психологическом сопровождении»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает основные этические кодексы и руководства, относящиеся к психологическому сопровождению (например, этический кодекс APA, EFPA, Российского психологического общества), включая принципы конфиденциальности, информированного согласия, компетентности, двойных отношений, профессиональных границ и обязанностей. Знает правовые основы психологической практики и процедуры обращения с этическими дилеммами и нарушениями.

Умения: Владеет навыками установления и поддержания профессиональных границ в отношениях с клиентами. Владеет навыками получения информированного согласия от клиентов и обеспечения конфиденциальности информации. Владеет навыками распознавания и предотвращения двойных отношений и конфликта интересов. Владеет навыками ведения документации в соответствии с этическими требованиями и правовыми нормами. Владеет навыками обращения за супервизией и консультацией по этическим вопросам.

Навыки: Умеет анализировать этические дилеммы в психологическом сопровождении, применяя этические принципы и руководства. Умеет оценивать риски и преимущества различных подходов к решению этических проблем. Умеет обосновывать свои решения с этической точки зрения, ссылаясь на соответствующие кодексы и принципы. Умеет определять границы своей компетентности и обращаться за супервизией или консультацией при необходимости.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в этику психологического сопровождения

Тема № 2: Основные этические принципы в психологии

Тема № 3: Конфиденциальность и ее пределы

Тема № 4: Информированное согласие

Тема № 5: Компетентность и профессиональное развитие

Тема № 6: Двойные отношения и конфликты интересов

Тема № 7: Этические дилеммы в психологической практике

Тема № 8: Работа с уязвимыми группами населения

Тема № 9: Этика оценки и тестирования

Тема № 10: Этика исследований в психологии

Тема № 11: Этика онлайн-консультирования

Тема № 12: Культурная чувствительность и этика

Тема № 13: Этика работы с детьми и подростками

Тема № 14: Этика работы с семьями и парами

Тема № 15: Этика работы в организациях

Тема № 16: Профессиональные границы и этика

Тема № 17: Этика супервизии и наставничества

Тема № 18: Саморегуляция и личная терапия для психологов

Тема № 19: Этика работы с травмой

Тема № 20: Этика работы с суицидальными клиентами

Тема № 21: Этика работы с клиентами с зависимостями

Тема № 22: Этика работы с клиентами с психическими расстройствами

Тема № 23: Правовые аспекты психологической практики

Тема № 24: Жалобы и дисциплинарные процедуры

Тема № 25: Этические кодексы различных психологических организаций

Тема № 26: История развития этических принципов в психологии

Тема № 27: Современные вызовы и дискуссии в этике психологического сопровождения

Тема № 28: Этика использования технологий в психологической практике

Тема № 29: Этика публикации и распространения результатов исследований

Тема № 30: Этика работы в мультидисциплинарных командах

Тема № 31: Этика работы с клиентами, находящимися в конфликте с законом

Тема № 32: Этика работы с клиентами, имеющими разные ценности и убеждения

Тема № 33: Этика работы в условиях чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

Тема № 34: Этика работы с клиентами, пережившими насилие или дискриминацию

Тема № 35: Этика работы с клиентами, имеющими ограниченные возможности

Тема № 36: Этика работы с пожилыми людьми

Тема № 37: Этика работы с клиентами, находящимися в терминальной стадии заболевания

Тема № 38: Этика использования социальных сетей в профессиональной деятельности

Тема № 39: Этика самопродвижения и рекламы психологических услуг

Тема № 40: Развитие этической рефлексии и принятия решений

Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.

Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.

Условия реализации рабочей программы модуля

Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.

Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля

Электронные учебные издания

Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503

Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].

Электронные методические издания

Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252

Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597

Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).

Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)

Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):

- Состав современных профессиональных баз данных

Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)

Открытые данные России (https://data.gov.ru/)

Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)

База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)

- Состав информационных справочных систем

База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)

Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)

Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)

Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)

Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)

Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)

Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)

- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти

Президент России (http://kremlin.ru/)

Правительство России (http://government.ru/)

Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)

Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)

Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)

- Иные информационные ресурсы - периодическими издания

TACC (https://tass.ru/)

РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)

Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)

RT (https://rt.com/)

- Информационные поисковые системы

Яндекс (https://ya.ru/)

MAIL.RU (https://www.mail.ru/)