Приложение 3

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"

"05" июня 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

ВМ.3 «Оказание психологической помощи клиническим психологом»

Дополнительная профессиональная программа

«Психология: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»

г. Москва

Территория Инновационного центра Сколково

Наименование модуля: Оказание психологической помощи клиническим психологом.

Тип модуля: вариативный модуль.

Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Оказание психологической помощи клиническим психологом».

Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.

Структура и содержание модуля

Элемент Всего, ак.ч. Лекций, ак.ч. Практических занятий, ак.ч. Результаты обучения (коды)
Раздел «Современная психологическая диагностика в клинической психологии» 8 2 2 ПК-3
Раздел «Нейропсихология и нейропсихологическая диагностика» 8 2 2 ПК-3
Раздел «Психологическое консультирование в клинической практике» 8 2 2 ПК-3
Раздел «Психотерапия и психокоррекция в клинической психологии» 8 2 2 ПК-3
Раздел «Психология здоровья и профилактика психосоматических расстройств» 8 2 2 ПК-3
Раздел «Клиническая психология в работе с детьми и подростками» 8 2 2 ПК-3
Раздел «Особенности работы клинического психолога с пациентами в кризисных состояниях» 8 2 2 ПК-3
Раздел «Методы и техники когнитивно-поведенческой терапии в клинической психологии» 8 2 2 ПК-3
Раздел «Гештальт-терапия и её применение в клинической практике» 8 2 2 ПК-3

Раздел «Современная психологическая диагностика в клинической психологии»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о современных тенденциях развития психологической диагностики в клинической психологии, включая использование цифровых технологий, разработку новых диагностических инструментов и подходов, интеграцию данных из различных источников (например, нейровизуализация, генетические исследования). Знания о специфике диагностики различных психических расстройств и состояний (например, депрессия, тревожные расстройства, шизофрения, расстройства личности, посттравматическое стрессовое расстройство).

Умения: Навыки проведения клинического интервью, сбора анамнеза, установления терапевтического контакта с пациентом. Навыки применения стандартизированных и нестандартизированных методов психологической диагностики, включая опросники, тесты, проективные методики. Навыки качественного и количественного анализа результатов диагностики, составления психологического заключения и формулирования рекомендаций на основе полученных данных. Навыки работы с диагностическим инструментарием и программным обеспечением для обработки данных.

Навыки: Умения критически оценивать результаты психологической диагностики, учитывать ограничения используемых методов, анализировать возможные источники ошибок и искажений. Умения работать в междисциплинарной команде, взаимодействовать с другими специалистами (психиатрами, неврологами, социальными работниками), представлять результаты диагностики и формулировать рекомендации для комплексного лечения и реабилитации пациентов.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в психологическую диагностику

Тема № 2: Этические принципы психологической диагностики

Тема № 3: Нормативно-правовая база психологической диагностики

Тема № 4: Клиническое интервью и наблюдение

Тема № 5: Психометрические основы тестирования

Тема № 6: Надежность и валидность психодиагностических методик

Тема № 7: Стандартизация и нормирование тестов

Тема № 8: Классификация психодиагностических методов

Тема № 9: Диагностика когнитивных функций

Тема № 10: Методы исследования интеллекта

Тема № 11: Нейропсихологическая диагностика

Тема № 12: Диагностика внимания и памяти

Тема № 13: Диагностика мышления и речи

Тема № 14: Диагностика исполнительных функций

Тема № 15: Диагностика эмоциональной сферы

Тема № 16: Методы оценки тревоги и депрессии

Тема № 17: Диагностика стресса и посттравматического стрессового расстройства

Тема № 18: Диагностика эмоционального выгорания

Тема № 19: Диагностика личности

Тема № 20: Проективные методы исследования личности

Тема № 21: Объективные методы исследования личности

Тема № 22: Стандартизированные самоотчетники

Тема № 23: Диагностика межличностных отношений

Тема № 24: Диагностика семейных отношений

Тема № 25: Диагностика детско-родительских отношений

Тема № 26: Психодиагностика в разных возрастных группах

Тема № 27: Особенности детской психодиагностики

Тема № 28: Особенности психодиагностики подростков

Тема № 29: Особенности психодиагностики взрослых

Тема № 30: Особенности психодиагностики пожилых людей

Тема № 31: Диагностика психических расстройств

Тема № 32: Диагностика пограничных состояний

Тема № 33: Диагностика психосоматических расстройств

Тема № 34: Применение психодиагностики в психотерапии

Тема № 35: Интерпретация и составление психологического заключения

Тема № 36: Презентация результатов психодиагностического обследования

Тема № 37: Супервизия в психодиагностике

Тема № 38: Современные тенденции в психологической диагностике

Раздел «Нейропсихология и нейропсихологическая диагностика»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о возрастных особенностях развития мозга и психических функций, влиянии поражений головного мозга на когнитивные процессы, эмоционально-волевую сферу и поведение, нейропсихологических основах обучения и развития.

Умения: Навыки наблюдения за поведением пациента и выявления нейропсихологически значимых симптомов, использования различных методов нейропсихологической диагностики (Лурия, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия), интерпретации полученных данных с учетом возраста и индивидуальных особенностей пациента.

Навыки: Умения дифференцировать нейропсихологические симптомы от проявлений других расстройств, адаптировать методики нейропсихологического обследования к возрасту и индивидуальным особенностям пациента, выбирать адекватные методы нейропсихологической коррекции и реабилитации.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в нейропсихологию

Тема № 2: История нейропсихологии

Тема № 3: Основные принципы нейропсихологии

Тема № 4: Методы нейропсихологического исследования

Тема № 5: Нейроанатомия и нейрофизиология для нейропсихологов

Тема № 6: Функциональная организация мозга

Тема № 7: Межполушарное взаимодействие

Тема № 8: Высшие психические функции

Тема № 9: Внимание и его нарушения

Тема № 10: Память и ее нарушения

Тема № 11: Гнозис и его нарушения

Тема № 12: Праксис и его нарушения

Тема № 13: Речь и ее нарушения

Тема № 14: Мышление и его нарушения

Тема № 15: Эмоции и их нейрофизиологические основы

Тема № 16: Нейропсихология детского возраста

Тема № 17: Особенности развития мозга ребенка

Тема № 18: Нейропсихологические особенности обучения

Тема № 19: Диагностика нарушений развития у детей

Тема № 20: Нейропсихология взрослого возраста

Тема № 21: Нейропсихологические последствия черепно-мозговых травм

Тема № 22: Нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга

Тема № 23: Нейропсихология старения

Тема № 24: Когнитивные изменения при старении

Тема № 25: Деменции и их нейропсихологическая диагностика

Тема № 26: Нейропсихологическая реабилитация

Тема № 27: Методы нейропсихологической коррекции

Тема № 28: Применение нейропсихологии в клинической практике

Тема № 29: Нейропсихологическая диагностика афазий

Тема № 30: Нейропсихологическая диагностика агнозий

Тема № 31: Нейропсихологическая диагностика апраксий

Тема № 32: Нейропсихологическая диагностика нарушений памяти

Тема № 33: Нейропсихологическая диагностика нарушений внимания

Тема № 34: Нейропсихологическая диагностика исполнительных функций

Тема № 35: Инструменты нейропсихологической диагностики

Тема № 36: Интерпретация результатов нейропсихологического обследования

Тема № 37: Нейроэтика и нейропсихология

Тема № 38: Перспективы развития нейропсихологии

Тема № 39: Современные исследования в нейропсихологии

Раздел «Психологическое консультирование в клинической практике»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания основных моделей и методов психологического консультирования, применяемых в клинической практике (когнитивно-поведенческая терапия, психодинамическая терапия, экзистенциально-гуманистическая терапия, системная семейная терапия и др.), включая их теоретические основы, показания и противопоказания. Знания этических принципов и правовых норм, регулирующих деятельность психолога-консультанта в клинической практике. Знания о специфике работы с различными клиническими группами (пациенты с тревожными расстройствами, депрессией, зависимостями, психосоматическими заболеваниями и т.д.). Знания о процессах диагностики и формулирования запроса клиента в клиническом контексте. Знания о кризисных состояниях и методах оказания психологической помощи в кризисных ситуациях.

Умения: Навыки активного слушания и эмпатического реагирования на эмоциональное состояние клиента. Навыки применения техник различных методов психологического консультирования (например, когнитивная реструктуризация, техники релаксации, методы работы с травмой). Навыки ведения психотерапевтической документации. Навыки саморефлексии и анализа собственной деятельности в процессе консультирования. Навыки работы с сопротивлением и переносом в терапевтическом процессе.

Навыки: Умение устанавливать и поддерживать терапевтический контакт с клиентом, создавать безопасную и доверительную атмосферу. Умение проводить диагностическое интервью и выявлять особенности психического состояния клиента. Умение формулировать психологический запрос и цели консультирования совместно с клиентом. Умение выбирать и применять адекватные методы психологического консультирования в соответствии с запросом клиента и его клинической картиной. Умение анализировать и интерпретировать полученную в процессе консультирования информацию.

Содержание раздела

Тема № 1: Этические принципы психологического консультирования

Тема № 2: Правовые основы психологического консультирования

Тема № 3: Психологическое консультирование и психотерапия: сходства и различия

Тема № 4: Основные этапы консультирования

Тема № 5: Установление терапевтического альянса

Тема № 6: Сбор анамнеза и формулирование запроса клиента

Тема № 7: Диагностика в психологическом консультировании

Тема № 8: Классификация психических расстройств (МКБ, DSM)

Тема № 9: Работа с кризисными состояниями

Тема № 10: Суицидальное поведение: оценка риска и интервенции

Тема № 11: Психологическая травма и ПТСР

Тема № 12: Работа с тревогой и страхами

Тема № 13: Работа с депрессией и другими расстройствами настроения

Тема № 14: Работа с обсессивно-компульсивным расстройством

Тема № 15: Работа с расстройствами пищевого поведения

Тема № 16: Работа с зависимостями

Тема № 17: Работа с личностными расстройствами

Тема № 18: Семейное консультирование

Тема № 19: Парное консультирование

Тема № 20: Групповая психотерапия

Тема № 21: Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)

Тема № 22: Гештальт-терапия

Тема № 23: Психодинамическая терапия

Тема № 24: Экзистенциальная терапия

Тема № 25: Гуманистическая психотерапия

Тема № 26: Арт-терапия в консультировании

Тема № 27: Телесно-ориентированная терапия

Тема № 28: Нейропсихологические основы консультирования

Тема № 29: Работа с соматическими заболеваниями

Тема № 30: Психологическое консультирование детей и подростков

Тема № 31: Психологическое консультирование пожилых людей

Тема № 32: Консультирование людей с ограниченными возможностями

Тема № 33: Супервизия в психологическом консультировании

Тема № 34: Личностный рост консультанта

Тема № 35: Профессиональное выгорание и способы профилактики

Тема № 36: Завершение терапевтических отношений

Тема № 37: Документирование в психологическом консультировании

Тема № 38: Маркетинг и продвижение услуг психолога-консультанта

Раздел «Психотерапия и психокоррекция в клинической психологии»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания о влиянии личностных особенностей психотерапевта на процесс и результаты терапии, основных механизмах психологической защиты и сопротивления в психотерапии. Знания о методах работы с сопротивлением клиента. Знания о фармакотерапии психических расстройств и принципах взаимодействия с врачами-психиатрами. Знания о принципах работы в команде специалистов (мультидисциплинарный подход). Знания о супервизии и ее роли в профессиональном развитии психотерапевта.

Умения: Навыки проведения клинического интервью и сбора анамнеза. Навыки применения различных психотерапевтических техник (например, когнитивная реструктуризация, техники релаксации, методы работы с травмой). Навыки установления и поддержания терапевтических отношений. Навыки анализа и интерпретации вербального и невербального поведения клиента. Навыки саморефлексии и анализа собственной деятельности в процессе психотерапии и психокоррекции.

Навыки: Умение анализировать собственные контрпереносные реакции и управлять ими. Умение работать с сопротивлением клиента в терапевтическом процессе. Умение взаимодействовать с другими специалистами в рамках мультидисциплинарного подхода. Умение проводить психообразовательную работу с клиентами и их семьями. Умение организовывать и проводить групповые формы психотерапии и психокоррекции.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в психотерапию и психокоррекцию

Тема № 2: Этические принципы в психотерапии и психокоррекции

Тема № 3: История развития психотерапии

Тема № 4: Основные школы и направления психотерапии

Тема № 5: Психоаналитическая психотерапия

Тема № 6: Юнгианская аналитическая психотерапия

Тема № 7: Индивидуальная психология Адлера

Тема № 8: Экзистенциальная психотерапия

Тема № 9: Гуманистическая психотерапия

Тема № 10: Гештальт-терапия

Тема № 11: Клиент-центрированная терапия

Тема № 12: Когнитивная психотерапия

Тема № 13: Поведенческая психотерапия

Тема № 14: Когнитивно-поведенческая терапия

Тема № 15: Рационально-эмоционально-поведенческая терапия

Тема № 16: Схема-терапия

Тема № 17: Диалектико-поведенческая терапия

Тема № 18: Семейная системная психотерапия

Тема № 19: Психотерапия детей и подростков

Тема № 20: Групповая психотерапия

Тема № 21: Арт-терапия

Тема № 22: Телесно-ориентированная психотерапия

Тема № 23: Психодрама

Тема № 24: Гипнотерапия

Тема № 25: Нейролингвистическое программирование в психокоррекции

Тема № 26: Психотерапия и психокоррекция при тревожных расстройствах

Тема № 27: Психотерапия и психокоррекция при депрессивных расстройствах

Тема № 28: Психотерапия и психокоррекция при расстройствах личности

Тема № 29: Психотерапия и психокоррекция при зависимостях

Тема № 30: Психотерапия и психокоррекция при психосоматических расстройствах

Тема № 31: Психотерапия и психокоррекция при посттравматическом стрессовом расстройстве

Тема № 32: Психотерапия и психокоррекция в кризисных ситуациях

Тема № 33: Психологическое консультирование и психотерапия

Тема № 34: Методы диагностики в психотерапии и психокоррекции

Тема № 35: Применение психофармакотерапии в сочетании с психотерапией

Тема № 36: Супервизия в психотерапии и психокоррекции

Тема № 37: Профессиональное выгорание психотерапевта

Тема № 38: Современные тенденции в психотерапии и психокоррекции

Раздел «Психология здоровья и профилактика психосоматических расстройств»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Теоретические основы психологии здоровья, включая основные понятия, модели и подходы к изучению взаимодействия психических и соматических процессов. Классификацию, этиологию, патогенез, клиническую картину и принципы профилактики психосоматических расстройств. Факторы риска развития психосоматических расстройств, включая личностные особенности, стрессовые ситуации и социальные факторы. Методы диагностики психосоматических расстройств, включая психологическое тестирование, клиническую беседу и наблюдение. Основные принципы и методы психологической коррекции и терапии психосоматических расстройств, включая когнитивно-поведенческую терапию, релаксационные техники и методы управления стрессом.

Умения: Проведения психологического обследования пациентов с целью выявления психосоматической симптоматики. Обучения пациентов методам саморегуляции и управления стрессом. Применения релаксационных техник для снижения психоэмоционального напряжения. Ведения психообразовательной работы с пациентами и их семьями по вопросам психосоматических расстройств. Эффективного взаимодействия с другими специалистами (врачами, психотерапевтами) в рамках мультидисциплинарного подхода к лечению психосоматических расстройств.

Навыки: Анализировать взаимосвязь психологических факторов и соматического здоровья. Выявлять факторы риска развития психосоматических расстройств у пациентов. Дифференцировать психосоматические расстройства от других заболеваний со схожей симптоматикой. Разрабатывать индивидуальные программы профилактики психосоматических расстройств с учетом личностных особенностей и факторов риска. Применять базовые методы психологической коррекции и терапии для пациентов с психосоматическими расстройствами.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в психологию здоровья

Тема № 2: Основные понятия психосоматики

Тема № 3: Исторические аспекты психосоматической медицины

Тема № 4: Современные модели психосоматических расстройств

Тема № 5: Стресс и его влияние на здоровье

Тема № 6: Копинг-стратегии и стрессоустойчивость

Тема № 7: Психологические факторы риска развития заболеваний

Тема № 8: Психоиммунология и психонейроэндокринология

Тема № 9: Роль личности в возникновении психосоматических расстройств

Тема № 10: Алекситимия и ее связь с соматическими заболеваниями

Тема № 11: Психосоматика сердечно-сосудистых заболеваний

Тема № 12: Психосоматика заболеваний желудочно-кишечного тракта

Тема № 13: Психосоматика кожных заболеваний

Тема № 14: Психосоматика эндокринных заболеваний

Тема № 15: Психосоматика респираторных заболеваний

Тема № 16: Психосоматика онкологических заболеваний

Тема № 17: Психологическая помощь при хронических заболеваниях

Тема № 18: Психологическое сопровождение пациентов с психосоматическими расстройствами

Тема № 19: Методы диагностики психосоматических расстройств

Тема № 20: Психотерапия при психосоматических расстройствах

Тема № 21: Когнитивно-поведенческая терапия в лечении психосоматики

Тема № 22: Гештальт-терапия в лечении психосоматики

Тема № 23: Психодинамическая терапия в лечении психосоматики

Тема № 24: Телесно-ориентированная терапия в лечении психосоматики

Тема № 25: Арт-терапия в лечении психосоматики

Тема № 26: Гипноз и самогипноз в лечении психосоматики

Тема № 27: Медитация и релаксационные техники

Тема № 28: Йога и цигун в профилактике психосоматических расстройств

Тема № 29: Здоровый образ жизни и его составляющие

Тема № 30: Рациональное питание и его влияние на психическое здоровье

Тема № 31: Физическая активность и ее роль в профилактике психосоматики

Тема № 32: Сон и его значение для психического и физического здоровья

Тема № 33: Социальная поддержка и ее влияние на здоровье

Тема № 34: Профилактика эмоционального выгорания

Тема № 35: Коммуникативные навыки и управление конфликтами

Тема № 36: Психологическая помощь семье пациента с психосоматическим расстройством

Тема № 37: Этические вопросы в психологии здоровья

Тема № 38: Перспективы развития психосоматической медицины

Раздел «Клиническая психология в работе с детьми и подростками»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знания основных этапов психического развития детей и подростков, включая когнитивное, эмоциональное, социальное и личностное развитие, а также знание специфики возрастных кризисов. Знания о классификации, этиологии, симптоматике и методах диагностики основных психических расстройств детского и подросткового возраста (включая тревожные расстройства, депрессию, расстройства аутистического спектра, СДВГ, расстройства пищевого поведения и др.). Знания о принципах и методах психологической помощи детям и подросткам, включая игротерапию, арт-терапию, когнитивно-поведенческую терапию, семейную терапию и др. Знания об этических принципах и правовых основах работы клинического психолога с детьми и подростками. Знания о специфике работы с различными категориями детей и подростков, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из неблагополучных семей, детей-мигрантов.

Умения: Навыки установления и поддержания терапевтического контакта с ребенком и подростком. Навыки применения различных методов игротерапии и арт-терапии в работе с детьми. Навыки использования техник когнитивно-поведенческой терапии для коррекции проблемного поведения и эмоциональных нарушений у детей и подростков. Навыки проведения семейных консультаций и работы с родителями по вопросам воспитания и развития детей. Навыки ведения документации, связанной с психологической помощью детям и подросткам (написание психологических заключений, отчетов, планов работы).

Навыки: Умение проводить клиническое интервью с ребенком и подростком, а также с их родителями или опекунами. Умение использовать стандартизированные методы психологической диагностики для оценки когнитивных функций, эмоционального состояния и личностных особенностей детей и подростков. Умение анализировать полученные диагностические данные и формулировать психологическое заключение. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные и групповые программы психологической помощи детям и подросткам с различными психическими расстройствами. Умение взаимодействовать с другими специалистами, работающими с ребенком (педагогами, врачами, социальными работниками), в рамках междисциплинарного подхода.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в детскую и подростковую клиническую психологию

Тема № 2: Развитие ребенка: физическое, когнитивное, эмоциональное и социальное

Тема № 3: Психопатология детского и подросткового возраста: общие принципы

Тема № 4: Расстройства аутистического спектра

Тема № 5: Нарушения дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Тема № 6: Специфические нарушения обучения

Тема № 7: Интеллектуальная недостаточность

Тема № 8: Расстройства коммуникации

Тема № 9: Тревожные расстройства у детей и подростков

Тема № 10: Депрессивные расстройства у детей и подростков

Тема № 11: Биполярное аффективное расстройство у детей и подростков

Тема № 12: Оппозиционно-вызывающее расстройство

Тема № 13: Расстройство поведения

Тема № 14: Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков

Тема № 15: Расстройства пищевого поведения

Тема № 16: Тики и синдром Туретта

Тема № 17: Энурез и энкопрез

Тема № 18: Расстройства сна у детей и подростков

Тема № 19: Психосоматические расстройства у детей и подростков

Тема № 20: Детская и подростковая психофармакология

Тема № 21: Психологическая оценка детей и подростков: методы и инструменты

Тема № 22: Психотерапия детей и подростков: основные подходы

Тема № 23: Игровая терапия

Тема № 24: Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) для детей и подростков

Тема № 25: Семейная терапия в работе с детьми и подростками

Тема № 26: Арт-терапия в работе с детьми и подростками

Тема № 27: Психологическое консультирование родителей

Тема № 28: Работа с детьми и подростками, пережившими насилие и травму

Тема № 29: Работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья

Тема № 30: Работа с детьми и подростками из семей в сложной жизненной ситуации

Тема № 31: Психологическая помощь в образовательных учреждениях

Тема № 32: Психологическая профилактика в детском и подростковом возрасте

Тема № 33: Этические и правовые вопросы в детской и подростковой клинической психологии

Тема № 34: Работа в междисциплинарной команде

Тема № 35: Супервизия и профессиональное развитие детского клинического психолога

Тема № 36: Современные исследования в области детской и подростковой клинической психологии

Тема № 37: Карьера в детской и подростковой клинической психологии

Раздел «Особенности работы клинического психолога с пациентами в кризисных состояниях»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знает правовые и этические нормы, регулирующие деятельность клинического психолога при работе с пациентами в кризисных состояниях, включая вопросы конфиденциальности и информированного согласия. Знает особенности работы с суицидальными пациентами, включая оценку риска суицида и алгоритмы действий в экстренных ситуациях. Знает специфику работы с пациентами, пережившими травматические события (ПТСР).

Умения: Владеет навыками активного слушания, эмпатии и поддержки пациента в кризисном состоянии. Владеет навыками проведения структурированного интервью и сбора анамнеза. Владеет навыками применения психометрических инструментов для диагностики кризисных состояний. Владеет навыками использования техник кризисной интервенции (стабилизация, исследование, планирование действий). Владеет навыками обучения пациентов методам самопомощи и предотвращения рецидивов кризисных состояний.

Навыки: Умеет анализировать и интерпретировать результаты психологической диагностики для разработки индивидуального плана психологической помощи пациенту в кризисном состоянии. Умеет работать в команде с другими специалистами (психиатрами, социальными работниками) для обеспечения комплексной помощи пациенту. Умеет адаптировать методы психологической помощи к индивидуальным особенностям пациента, учитывая его культурный фон, возраст, социальный статус.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в кризисную психологию

Тема № 2: Основные понятия и определения кризисных состояний

Тема № 3: Классификация кризисных состояний

Тема № 4: Факторы, способствующие возникновению кризисов

Тема № 5: Психологические реакции на кризисные ситуации

Тема № 6: Стадии переживания кризиса

Тема № 7: Особенности работы с пациентами в остром кризисном состоянии

Тема № 8: Техники психологической первой помощи

Тема № 9: Принципы кризисного вмешательства

Тема № 10: Этические аспекты работы с пациентами в кризисе

Тема № 11: Оценка кризисного состояния пациента

Тема № 12: Диагностика суицидального риска

Тема № 13: Работа с суицидальными пациентами

Тема № 14: Психологическое сопровождение при утрате и горевании

Тема № 15: Работа с пациентами, пережившими травматические события

Тема № 16: Психологическая помощь при посттравматическом стрессовом расстройстве

Тема № 17: Работа с пациентами, столкнувшимися с насилием

Тема № 18: Психологическая помощь при разводе и расставании

Тема № 19: Работа с пациентами, переживающими экзистенциальный кризис

Тема № 20: Психологическая помощь при тяжелых заболеваниях

Тема № 21: Работа с семьей пациента в кризисной ситуации

Тема № 22: Групповая терапия в кризисных состояниях

Тема № 23: Фармакологическая поддержка в кризисных состояниях (в сотрудничестве с психиатром)

Тема № 24: Работа с детьми и подростками в кризисных ситуациях

Тема № 25: Особенности работы с пожилыми людьми в кризисе

Тема № 26: Работа с пациентами с ограниченными возможностями здоровья в кризисных ситуациях

Тема № 27: Межкультурные аспекты кризисного вмешательства

Тема № 28: Супервизия в работе клинического психолога с пациентами в кризисе

Тема № 29: Профилактика кризисных состояний

Тема № 30: Личностные качества клинического психолога, работающего с кризисными пациентами

Тема № 31: Стресс и выгорание у специалистов помогающих профессий

Тема № 32: Самопомощь и профилактика выгорания

Тема № 33: Работа с агрессивными пациентами в кризисе

Тема № 34: Работа с пациентами с зависимостями в кризисных состояниях

Тема № 35: Работа с пациентами с психическими расстройствами в кризисных ситуациях

Тема № 36: Юридические аспекты работы с пациентами в кризисных состояниях

Тема № 37: Документирование работы с пациентами в кризисе

Тема № 38: Современные исследования в области кризисной психологии

Раздел «Методы и техники когнитивно-поведенческой терапии в клинической психологии»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знание современных исследований и новых направлений в области КПТ, включая терапию, сфокусированную на сострадании, и терапию принятия и ответственности. Знание специфики применения КПТ в работе с различными группами населения (дети, подростки, пожилые люди). Знание о применении КПТ в онлайн-формате и с использованием цифровых технологий. Знание о интеграции КПТ с другими подходами в психотерапии. Знание о методах профилактики рецидивов после завершения курса КПТ.

Умения: Навык установления терапевтического альянса с клиентом. Навык проведения когнитивной реструктуризации, помогая клиенту идентифицировать и оспаривать негативные автоматические мысли. Навык проведения поведенческих экспериментов для проверки гипотез и изменения дисфункциональных убеждений. Навык обучения клиента релаксационным техникам, таким как прогрессивная мышечная релаксация и диафрагмальное дыхание. Навык использования техник экспозиции для работы со страхами и фобиями.

Навыки: Умение анализировать научные статьи по КПТ и применять полученные знания на практике. Умение адаптировать техники КПТ к культурным особенностям клиента. Умение использовать цифровые инструменты и онлайн-платформы для проведения КПТ. Умение интегрировать техники КПТ с другими методами психотерапии в зависимости от потребностей клиента. Умение разрабатывать индивидуальные программы профилактики рецидивов.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в когнитивно-поведенческую терапию (КПТ)

Тема № 2: История и развитие КПТ

Тема № 3: Основные принципы и концепции КПТ

Тема № 4: Когнитивная модель психопатологии

Тема № 5: Поведенческая модель психопатологии

Тема № 6: Терапевтический альянс в КПТ

Тема № 7: Структура сеанса КПТ

Тема № 8: Психообразование в КПТ

Тема № 9: Формулирование проблемы в КПТ

Тема № 10: Постановка целей в КПТ

Тема № 11: Методы оценки и измерения в КПТ

Тема № 12: Работа с автоматическими мыслями

Тема № 13: Выявление когнитивных искажений

Тема № 14: Работа с промежуточными убеждениями

Тема № 15: Работа с глубинными убеждениями

Тема № 16: Техники реструктуризации убеждений

Тема № 17: Экспозиционная терапия

Тема № 18: Техники релаксации и управления стрессом

Тема № 19: Тренинг навыков решения проблем

Тема № 20: Тренинг социальных навыков

Тема № 21: Тренинг ассертивности

Тема № 22: Работа с гневом и агрессией

Тема № 23: Работа с тревогой и паническими атаками

Тема № 24: Работа с обсессивно-компульсивным расстройством

Тема № 25: Работа с депрессией

Тема № 26: Работа с посттравматическим стрессовым расстройством

Тема № 27: Работа с расстройствами пищевого поведения

Тема № 28: Работа с зависимостями

Тема № 29: Работа с нарушениями сна

Тема № 30: Работа с хронической болью

Тема № 31: КПТ в групповом формате

Тема № 32: КПТ для детей и подростков

Тема № 33: КПТ для пар и семей

Тема № 34: КПТ в онлайн формате

Тема № 35: Этические вопросы в КПТ

Тема № 36: Супервизия в КПТ

Тема № 37: Исследования эффективности КПТ

Тема № 38: Интеграция КПТ с другими подходами

Тема № 39: Самопомощь и профилактика рецидивов

Тема № 40: Будущее КПТ

Раздел «Гештальт-терапия и её применение в клинической практике»

Планируемые результаты освоения раздела

Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:

Знания: Знание о современных исследованиях эффективности гештальт-терапии при различных клинических заболеваниях. Знание ограничений гештальт-терапии и противопоказаний к её применению. Знание о специфике применения гештальт-терапии в групповой работе.

Умения: Навык установления терапевтического контакта и создания атмосферы доверия и безопасности. Навык применения базовых гештальт-терапевтических техник (работа с телом, работа с образами, работа с снами, работа с пустым стулом, эксперименты). Навык работы с сопротивлением клиента. Навык работы с эмоциональными проявлениями клиента (гнев, печаль, страх). Навык завершения терапевтических сессий и процесса терапии.

Навыки: Умение проводить дифференциальную диагностику и определять показания и противопоказания к применению гештальт-терапии. Умение работать с трансферентными и контртрансферентными проявлениями. Умение проводить этическую оценку своей терапевтической практики.

Содержание раздела

Тема № 1: Введение в гештальт-терапию

Тема № 2: Философские основы гештальт-терапии

Тема № 3: Основные принципы гештальт-терапии

Тема № 4: Цикл контакта и его нарушения

Тема № 5: Понятие self в гештальт-терапии

Тема № 6: Терапевтические отношения в гештальт-подходе

Тема № 7: Работа с чувствами в гештальт-терапии

Тема № 8: Работа с телесными ощущениями

Тема № 9: Работа со сновидениями в гештальт-терапии

Тема № 10: Работа с фантазиями и образами

Тема № 11: Техники работы с "горячим стулом"

Тема № 12: Работа с полярностями

Тема № 13: Работа с сопротивлением в терапии

Тема № 14: Гештальт-терапия и работа с травмой

Тема № 15: Гештальт-терапия и работа с тревогой

Тема № 16: Гештальт-терапия и работа с депрессией

Тема № 17: Гештальт-терапия и работа с зависимостями

Тема № 18: Гештальт-терапия и работа с расстройствами пищевого поведения

Тема № 19: Гештальт-терапия и работа с психосоматическими расстройствами

Тема № 20: Гештальт-терапия в работе с детьми и подростками

Тема № 21: Гештальт-терапия в семейной терапии

Тема № 22: Гештальт-терапия в групповой терапии

Тема № 23: Этика и границы в гештальт-терапии

Тема № 24: Супервизия в гештальт-терапии

Тема № 25: Личностный рост терапевта

Тема № 26: Диагностика в гештальт-терапии

Тема № 27: Интеграция гештальт-терапии с другими подходами

Тема № 28: Применение гештальт-терапии в кризисных ситуациях

Тема № 29: Работа с потерей и горем в гештальт-терапии

Тема № 30: Работа со стыдом и виной в гештальт-терапии

Тема № 31: Гештальт-терапия и работа с агрессией

Тема № 32: Гештальт-терапия и работа с сексуальностью

Тема № 33: Работа с экзистенциальными вопросами в гештальт-терапии

Тема № 34: Гештальт-подход в работе с творческим процессом

Тема № 35: Применение гештальт-терапии в образовании

Тема № 36: Применение гештальт-терапии в организационном консультировании

Тема № 37: Современные направления развития гештальт-терапии

Тема № 38: Гештальт-терапия и mindfulness

Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.

Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.

Условия реализации рабочей программы модуля

Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.

Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля

Электронные учебные издания

Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503

Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].

Электронные методические издания

Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252

Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597

Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).

Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)

Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):

- Состав современных профессиональных баз данных

Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)

Открытые данные России (https://data.gov.ru/)

Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)

База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)

- Состав информационных справочных систем

База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)

Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)

Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)

Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)

Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)

Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)

Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)

- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти

Президент России (http://kremlin.ru/)

Правительство России (http://government.ru/)

Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)

Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)

Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)

- Иные информационные ресурсы - периодическими издания

TACC (https://tass.ru/)

РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)

Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)

RT (https://rt.com/)

- Информационные поисковые системы

Яндекс (https://ya.ru/)

MAIL.RU (https://www.mail.ru/)