Приложение 3
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"
"05" июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
ВМ.3 «Оказание психологической помощи клиническим психологом»
Дополнительная профессиональная программа
«Психология: совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»
г. Москва
Территория Инновационного центра Сколково
Наименование модуля: Оказание психологической помощи клиническим психологом.
Тип модуля: вариативный модуль.
Цель освоения модуля: достижение запланированных результатов освоения образовательной программы в части, относимой к модулю «Оказание психологической помощи клиническим психологом».
Задачи освоения модуля: достижение результатов, запланированных в настоящей рабочей программе для разделов модуля - приобретение обучающимся запланированных знаний, умений, навыков.
Структура и содержание модуля
| Элемент | Всего, ак.ч. | Лекций, ак.ч. | Практических занятий, ак.ч. | Результаты обучения (коды) |
|---|---|---|---|---|
| Раздел «Современная психологическая диагностика в клинической психологии» | 8 | 2 | 2 | ПК-3 |
| Раздел «Нейропсихология и нейропсихологическая диагностика» | 8 | 2 | 2 | ПК-3 |
| Раздел «Психологическое консультирование в клинической практике» | 8 | 2 | 2 | ПК-3 |
| Раздел «Психотерапия и психокоррекция в клинической психологии» | 8 | 2 | 2 | ПК-3 |
| Раздел «Психология здоровья и профилактика психосоматических расстройств» | 8 | 2 | 2 | ПК-3 |
| Раздел «Клиническая психология в работе с детьми и подростками» | 8 | 2 | 2 | ПК-3 |
| Раздел «Особенности работы клинического психолога с пациентами в кризисных состояниях» | 8 | 2 | 2 | ПК-3 |
| Раздел «Методы и техники когнитивно-поведенческой терапии в клинической психологии» | 8 | 2 | 2 | ПК-3 |
| Раздел «Гештальт-терапия и её применение в клинической практике» | 8 | 2 | 2 | ПК-3 |
Раздел «Современная психологическая диагностика в клинической психологии»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о современных тенденциях развития психологической диагностики в клинической психологии, включая использование цифровых технологий, разработку новых диагностических инструментов и подходов, интеграцию данных из различных источников (например, нейровизуализация, генетические исследования). Знания о специфике диагностики различных психических расстройств и состояний (например, депрессия, тревожные расстройства, шизофрения, расстройства личности, посттравматическое стрессовое расстройство).
Умения: Навыки проведения клинического интервью, сбора анамнеза, установления терапевтического контакта с пациентом. Навыки применения стандартизированных и нестандартизированных методов психологической диагностики, включая опросники, тесты, проективные методики. Навыки качественного и количественного анализа результатов диагностики, составления психологического заключения и формулирования рекомендаций на основе полученных данных. Навыки работы с диагностическим инструментарием и программным обеспечением для обработки данных.
Навыки: Умения критически оценивать результаты психологической диагностики, учитывать ограничения используемых методов, анализировать возможные источники ошибок и искажений. Умения работать в междисциплинарной команде, взаимодействовать с другими специалистами (психиатрами, неврологами, социальными работниками), представлять результаты диагностики и формулировать рекомендации для комплексного лечения и реабилитации пациентов.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в психологическую диагностику
Тема № 2: Этические принципы психологической диагностики
Тема № 3: Нормативно-правовая база психологической диагностики
Тема № 4: Клиническое интервью и наблюдение
Тема № 5: Психометрические основы тестирования
Тема № 6: Надежность и валидность психодиагностических методик
Тема № 7: Стандартизация и нормирование тестов
Тема № 8: Классификация психодиагностических методов
Тема № 9: Диагностика когнитивных функций
Тема № 10: Методы исследования интеллекта
Тема № 11: Нейропсихологическая диагностика
Тема № 12: Диагностика внимания и памяти
Тема № 13: Диагностика мышления и речи
Тема № 14: Диагностика исполнительных функций
Тема № 15: Диагностика эмоциональной сферы
Тема № 16: Методы оценки тревоги и депрессии
Тема № 17: Диагностика стресса и посттравматического стрессового расстройства
Тема № 18: Диагностика эмоционального выгорания
Тема № 19: Диагностика личности
Тема № 20: Проективные методы исследования личности
Тема № 21: Объективные методы исследования личности
Тема № 22: Стандартизированные самоотчетники
Тема № 23: Диагностика межличностных отношений
Тема № 24: Диагностика семейных отношений
Тема № 25: Диагностика детско-родительских отношений
Тема № 26: Психодиагностика в разных возрастных группах
Тема № 27: Особенности детской психодиагностики
Тема № 28: Особенности психодиагностики подростков
Тема № 29: Особенности психодиагностики взрослых
Тема № 30: Особенности психодиагностики пожилых людей
Тема № 31: Диагностика психических расстройств
Тема № 32: Диагностика пограничных состояний
Тема № 33: Диагностика психосоматических расстройств
Тема № 34: Применение психодиагностики в психотерапии
Тема № 35: Интерпретация и составление психологического заключения
Тема № 36: Презентация результатов психодиагностического обследования
Тема № 37: Супервизия в психодиагностике
Тема № 38: Современные тенденции в психологической диагностике
Раздел «Нейропсихология и нейропсихологическая диагностика»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о возрастных особенностях развития мозга и психических функций, влиянии поражений головного мозга на когнитивные процессы, эмоционально-волевую сферу и поведение, нейропсихологических основах обучения и развития.
Умения: Навыки наблюдения за поведением пациента и выявления нейропсихологически значимых симптомов, использования различных методов нейропсихологической диагностики (Лурия, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия), интерпретации полученных данных с учетом возраста и индивидуальных особенностей пациента.
Навыки: Умения дифференцировать нейропсихологические симптомы от проявлений других расстройств, адаптировать методики нейропсихологического обследования к возрасту и индивидуальным особенностям пациента, выбирать адекватные методы нейропсихологической коррекции и реабилитации.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в нейропсихологию
Тема № 2: История нейропсихологии
Тема № 3: Основные принципы нейропсихологии
Тема № 4: Методы нейропсихологического исследования
Тема № 5: Нейроанатомия и нейрофизиология для нейропсихологов
Тема № 6: Функциональная организация мозга
Тема № 7: Межполушарное взаимодействие
Тема № 8: Высшие психические функции
Тема № 9: Внимание и его нарушения
Тема № 10: Память и ее нарушения
Тема № 11: Гнозис и его нарушения
Тема № 12: Праксис и его нарушения
Тема № 13: Речь и ее нарушения
Тема № 14: Мышление и его нарушения
Тема № 15: Эмоции и их нейрофизиологические основы
Тема № 16: Нейропсихология детского возраста
Тема № 17: Особенности развития мозга ребенка
Тема № 18: Нейропсихологические особенности обучения
Тема № 19: Диагностика нарушений развития у детей
Тема № 20: Нейропсихология взрослого возраста
Тема № 21: Нейропсихологические последствия черепно-мозговых травм
Тема № 22: Нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга
Тема № 23: Нейропсихология старения
Тема № 24: Когнитивные изменения при старении
Тема № 25: Деменции и их нейропсихологическая диагностика
Тема № 26: Нейропсихологическая реабилитация
Тема № 27: Методы нейропсихологической коррекции
Тема № 28: Применение нейропсихологии в клинической практике
Тема № 29: Нейропсихологическая диагностика афазий
Тема № 30: Нейропсихологическая диагностика агнозий
Тема № 31: Нейропсихологическая диагностика апраксий
Тема № 32: Нейропсихологическая диагностика нарушений памяти
Тема № 33: Нейропсихологическая диагностика нарушений внимания
Тема № 34: Нейропсихологическая диагностика исполнительных функций
Тема № 35: Инструменты нейропсихологической диагностики
Тема № 36: Интерпретация результатов нейропсихологического обследования
Тема № 37: Нейроэтика и нейропсихология
Тема № 38: Перспективы развития нейропсихологии
Тема № 39: Современные исследования в нейропсихологии
Раздел «Психологическое консультирование в клинической практике»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания основных моделей и методов психологического консультирования, применяемых в клинической практике (когнитивно-поведенческая терапия, психодинамическая терапия, экзистенциально-гуманистическая терапия, системная семейная терапия и др.), включая их теоретические основы, показания и противопоказания. Знания этических принципов и правовых норм, регулирующих деятельность психолога-консультанта в клинической практике. Знания о специфике работы с различными клиническими группами (пациенты с тревожными расстройствами, депрессией, зависимостями, психосоматическими заболеваниями и т.д.). Знания о процессах диагностики и формулирования запроса клиента в клиническом контексте. Знания о кризисных состояниях и методах оказания психологической помощи в кризисных ситуациях.
Умения: Навыки активного слушания и эмпатического реагирования на эмоциональное состояние клиента. Навыки применения техник различных методов психологического консультирования (например, когнитивная реструктуризация, техники релаксации, методы работы с травмой). Навыки ведения психотерапевтической документации. Навыки саморефлексии и анализа собственной деятельности в процессе консультирования. Навыки работы с сопротивлением и переносом в терапевтическом процессе.
Навыки: Умение устанавливать и поддерживать терапевтический контакт с клиентом, создавать безопасную и доверительную атмосферу. Умение проводить диагностическое интервью и выявлять особенности психического состояния клиента. Умение формулировать психологический запрос и цели консультирования совместно с клиентом. Умение выбирать и применять адекватные методы психологического консультирования в соответствии с запросом клиента и его клинической картиной. Умение анализировать и интерпретировать полученную в процессе консультирования информацию.
Содержание раздела
Тема № 1: Этические принципы психологического консультирования
Тема № 2: Правовые основы психологического консультирования
Тема № 3: Психологическое консультирование и психотерапия: сходства и различия
Тема № 4: Основные этапы консультирования
Тема № 5: Установление терапевтического альянса
Тема № 6: Сбор анамнеза и формулирование запроса клиента
Тема № 7: Диагностика в психологическом консультировании
Тема № 8: Классификация психических расстройств (МКБ, DSM)
Тема № 9: Работа с кризисными состояниями
Тема № 10: Суицидальное поведение: оценка риска и интервенции
Тема № 11: Психологическая травма и ПТСР
Тема № 12: Работа с тревогой и страхами
Тема № 13: Работа с депрессией и другими расстройствами настроения
Тема № 14: Работа с обсессивно-компульсивным расстройством
Тема № 15: Работа с расстройствами пищевого поведения
Тема № 16: Работа с зависимостями
Тема № 17: Работа с личностными расстройствами
Тема № 18: Семейное консультирование
Тема № 19: Парное консультирование
Тема № 20: Групповая психотерапия
Тема № 21: Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Тема № 22: Гештальт-терапия
Тема № 23: Психодинамическая терапия
Тема № 24: Экзистенциальная терапия
Тема № 25: Гуманистическая психотерапия
Тема № 26: Арт-терапия в консультировании
Тема № 27: Телесно-ориентированная терапия
Тема № 28: Нейропсихологические основы консультирования
Тема № 29: Работа с соматическими заболеваниями
Тема № 30: Психологическое консультирование детей и подростков
Тема № 31: Психологическое консультирование пожилых людей
Тема № 32: Консультирование людей с ограниченными возможностями
Тема № 33: Супервизия в психологическом консультировании
Тема № 34: Личностный рост консультанта
Тема № 35: Профессиональное выгорание и способы профилактики
Тема № 36: Завершение терапевтических отношений
Тема № 37: Документирование в психологическом консультировании
Тема № 38: Маркетинг и продвижение услуг психолога-консультанта
Раздел «Психотерапия и психокоррекция в клинической психологии»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания о влиянии личностных особенностей психотерапевта на процесс и результаты терапии, основных механизмах психологической защиты и сопротивления в психотерапии. Знания о методах работы с сопротивлением клиента. Знания о фармакотерапии психических расстройств и принципах взаимодействия с врачами-психиатрами. Знания о принципах работы в команде специалистов (мультидисциплинарный подход). Знания о супервизии и ее роли в профессиональном развитии психотерапевта.
Умения: Навыки проведения клинического интервью и сбора анамнеза. Навыки применения различных психотерапевтических техник (например, когнитивная реструктуризация, техники релаксации, методы работы с травмой). Навыки установления и поддержания терапевтических отношений. Навыки анализа и интерпретации вербального и невербального поведения клиента. Навыки саморефлексии и анализа собственной деятельности в процессе психотерапии и психокоррекции.
Навыки: Умение анализировать собственные контрпереносные реакции и управлять ими. Умение работать с сопротивлением клиента в терапевтическом процессе. Умение взаимодействовать с другими специалистами в рамках мультидисциплинарного подхода. Умение проводить психообразовательную работу с клиентами и их семьями. Умение организовывать и проводить групповые формы психотерапии и психокоррекции.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в психотерапию и психокоррекцию
Тема № 2: Этические принципы в психотерапии и психокоррекции
Тема № 3: История развития психотерапии
Тема № 4: Основные школы и направления психотерапии
Тема № 5: Психоаналитическая психотерапия
Тема № 6: Юнгианская аналитическая психотерапия
Тема № 7: Индивидуальная психология Адлера
Тема № 8: Экзистенциальная психотерапия
Тема № 9: Гуманистическая психотерапия
Тема № 10: Гештальт-терапия
Тема № 11: Клиент-центрированная терапия
Тема № 12: Когнитивная психотерапия
Тема № 13: Поведенческая психотерапия
Тема № 14: Когнитивно-поведенческая терапия
Тема № 15: Рационально-эмоционально-поведенческая терапия
Тема № 16: Схема-терапия
Тема № 17: Диалектико-поведенческая терапия
Тема № 18: Семейная системная психотерапия
Тема № 19: Психотерапия детей и подростков
Тема № 20: Групповая психотерапия
Тема № 21: Арт-терапия
Тема № 22: Телесно-ориентированная психотерапия
Тема № 23: Психодрама
Тема № 24: Гипнотерапия
Тема № 25: Нейролингвистическое программирование в психокоррекции
Тема № 26: Психотерапия и психокоррекция при тревожных расстройствах
Тема № 27: Психотерапия и психокоррекция при депрессивных расстройствах
Тема № 28: Психотерапия и психокоррекция при расстройствах личности
Тема № 29: Психотерапия и психокоррекция при зависимостях
Тема № 30: Психотерапия и психокоррекция при психосоматических расстройствах
Тема № 31: Психотерапия и психокоррекция при посттравматическом стрессовом расстройстве
Тема № 32: Психотерапия и психокоррекция в кризисных ситуациях
Тема № 33: Психологическое консультирование и психотерапия
Тема № 34: Методы диагностики в психотерапии и психокоррекции
Тема № 35: Применение психофармакотерапии в сочетании с психотерапией
Тема № 36: Супервизия в психотерапии и психокоррекции
Тема № 37: Профессиональное выгорание психотерапевта
Тема № 38: Современные тенденции в психотерапии и психокоррекции
Раздел «Психология здоровья и профилактика психосоматических расстройств»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Теоретические основы психологии здоровья, включая основные понятия, модели и подходы к изучению взаимодействия психических и соматических процессов. Классификацию, этиологию, патогенез, клиническую картину и принципы профилактики психосоматических расстройств. Факторы риска развития психосоматических расстройств, включая личностные особенности, стрессовые ситуации и социальные факторы. Методы диагностики психосоматических расстройств, включая психологическое тестирование, клиническую беседу и наблюдение. Основные принципы и методы психологической коррекции и терапии психосоматических расстройств, включая когнитивно-поведенческую терапию, релаксационные техники и методы управления стрессом.
Умения: Проведения психологического обследования пациентов с целью выявления психосоматической симптоматики. Обучения пациентов методам саморегуляции и управления стрессом. Применения релаксационных техник для снижения психоэмоционального напряжения. Ведения психообразовательной работы с пациентами и их семьями по вопросам психосоматических расстройств. Эффективного взаимодействия с другими специалистами (врачами, психотерапевтами) в рамках мультидисциплинарного подхода к лечению психосоматических расстройств.
Навыки: Анализировать взаимосвязь психологических факторов и соматического здоровья. Выявлять факторы риска развития психосоматических расстройств у пациентов. Дифференцировать психосоматические расстройства от других заболеваний со схожей симптоматикой. Разрабатывать индивидуальные программы профилактики психосоматических расстройств с учетом личностных особенностей и факторов риска. Применять базовые методы психологической коррекции и терапии для пациентов с психосоматическими расстройствами.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в психологию здоровья
Тема № 2: Основные понятия психосоматики
Тема № 3: Исторические аспекты психосоматической медицины
Тема № 4: Современные модели психосоматических расстройств
Тема № 5: Стресс и его влияние на здоровье
Тема № 6: Копинг-стратегии и стрессоустойчивость
Тема № 7: Психологические факторы риска развития заболеваний
Тема № 8: Психоиммунология и психонейроэндокринология
Тема № 9: Роль личности в возникновении психосоматических расстройств
Тема № 10: Алекситимия и ее связь с соматическими заболеваниями
Тема № 11: Психосоматика сердечно-сосудистых заболеваний
Тема № 12: Психосоматика заболеваний желудочно-кишечного тракта
Тема № 13: Психосоматика кожных заболеваний
Тема № 14: Психосоматика эндокринных заболеваний
Тема № 15: Психосоматика респираторных заболеваний
Тема № 16: Психосоматика онкологических заболеваний
Тема № 17: Психологическая помощь при хронических заболеваниях
Тема № 18: Психологическое сопровождение пациентов с психосоматическими расстройствами
Тема № 19: Методы диагностики психосоматических расстройств
Тема № 20: Психотерапия при психосоматических расстройствах
Тема № 21: Когнитивно-поведенческая терапия в лечении психосоматики
Тема № 22: Гештальт-терапия в лечении психосоматики
Тема № 23: Психодинамическая терапия в лечении психосоматики
Тема № 24: Телесно-ориентированная терапия в лечении психосоматики
Тема № 25: Арт-терапия в лечении психосоматики
Тема № 26: Гипноз и самогипноз в лечении психосоматики
Тема № 27: Медитация и релаксационные техники
Тема № 28: Йога и цигун в профилактике психосоматических расстройств
Тема № 29: Здоровый образ жизни и его составляющие
Тема № 30: Рациональное питание и его влияние на психическое здоровье
Тема № 31: Физическая активность и ее роль в профилактике психосоматики
Тема № 32: Сон и его значение для психического и физического здоровья
Тема № 33: Социальная поддержка и ее влияние на здоровье
Тема № 34: Профилактика эмоционального выгорания
Тема № 35: Коммуникативные навыки и управление конфликтами
Тема № 36: Психологическая помощь семье пациента с психосоматическим расстройством
Тема № 37: Этические вопросы в психологии здоровья
Тема № 38: Перспективы развития психосоматической медицины
Раздел «Клиническая психология в работе с детьми и подростками»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знания основных этапов психического развития детей и подростков, включая когнитивное, эмоциональное, социальное и личностное развитие, а также знание специфики возрастных кризисов. Знания о классификации, этиологии, симптоматике и методах диагностики основных психических расстройств детского и подросткового возраста (включая тревожные расстройства, депрессию, расстройства аутистического спектра, СДВГ, расстройства пищевого поведения и др.). Знания о принципах и методах психологической помощи детям и подросткам, включая игротерапию, арт-терапию, когнитивно-поведенческую терапию, семейную терапию и др. Знания об этических принципах и правовых основах работы клинического психолога с детьми и подростками. Знания о специфике работы с различными категориями детей и подростков, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из неблагополучных семей, детей-мигрантов.
Умения: Навыки установления и поддержания терапевтического контакта с ребенком и подростком. Навыки применения различных методов игротерапии и арт-терапии в работе с детьми. Навыки использования техник когнитивно-поведенческой терапии для коррекции проблемного поведения и эмоциональных нарушений у детей и подростков. Навыки проведения семейных консультаций и работы с родителями по вопросам воспитания и развития детей. Навыки ведения документации, связанной с психологической помощью детям и подросткам (написание психологических заключений, отчетов, планов работы).
Навыки: Умение проводить клиническое интервью с ребенком и подростком, а также с их родителями или опекунами. Умение использовать стандартизированные методы психологической диагностики для оценки когнитивных функций, эмоционального состояния и личностных особенностей детей и подростков. Умение анализировать полученные диагностические данные и формулировать психологическое заключение. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные и групповые программы психологической помощи детям и подросткам с различными психическими расстройствами. Умение взаимодействовать с другими специалистами, работающими с ребенком (педагогами, врачами, социальными работниками), в рамках междисциплинарного подхода.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в детскую и подростковую клиническую психологию
Тема № 2: Развитие ребенка: физическое, когнитивное, эмоциональное и социальное
Тема № 3: Психопатология детского и подросткового возраста: общие принципы
Тема № 4: Расстройства аутистического спектра
Тема № 5: Нарушения дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Тема № 6: Специфические нарушения обучения
Тема № 7: Интеллектуальная недостаточность
Тема № 8: Расстройства коммуникации
Тема № 9: Тревожные расстройства у детей и подростков
Тема № 10: Депрессивные расстройства у детей и подростков
Тема № 11: Биполярное аффективное расстройство у детей и подростков
Тема № 12: Оппозиционно-вызывающее расстройство
Тема № 13: Расстройство поведения
Тема № 14: Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков
Тема № 15: Расстройства пищевого поведения
Тема № 16: Тики и синдром Туретта
Тема № 17: Энурез и энкопрез
Тема № 18: Расстройства сна у детей и подростков
Тема № 19: Психосоматические расстройства у детей и подростков
Тема № 20: Детская и подростковая психофармакология
Тема № 21: Психологическая оценка детей и подростков: методы и инструменты
Тема № 22: Психотерапия детей и подростков: основные подходы
Тема № 23: Игровая терапия
Тема № 24: Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) для детей и подростков
Тема № 25: Семейная терапия в работе с детьми и подростками
Тема № 26: Арт-терапия в работе с детьми и подростками
Тема № 27: Психологическое консультирование родителей
Тема № 28: Работа с детьми и подростками, пережившими насилие и травму
Тема № 29: Работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья
Тема № 30: Работа с детьми и подростками из семей в сложной жизненной ситуации
Тема № 31: Психологическая помощь в образовательных учреждениях
Тема № 32: Психологическая профилактика в детском и подростковом возрасте
Тема № 33: Этические и правовые вопросы в детской и подростковой клинической психологии
Тема № 34: Работа в междисциплинарной команде
Тема № 35: Супервизия и профессиональное развитие детского клинического психолога
Тема № 36: Современные исследования в области детской и подростковой клинической психологии
Тема № 37: Карьера в детской и подростковой клинической психологии
Раздел «Особенности работы клинического психолога с пациентами в кризисных состояниях»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знает правовые и этические нормы, регулирующие деятельность клинического психолога при работе с пациентами в кризисных состояниях, включая вопросы конфиденциальности и информированного согласия. Знает особенности работы с суицидальными пациентами, включая оценку риска суицида и алгоритмы действий в экстренных ситуациях. Знает специфику работы с пациентами, пережившими травматические события (ПТСР).
Умения: Владеет навыками активного слушания, эмпатии и поддержки пациента в кризисном состоянии. Владеет навыками проведения структурированного интервью и сбора анамнеза. Владеет навыками применения психометрических инструментов для диагностики кризисных состояний. Владеет навыками использования техник кризисной интервенции (стабилизация, исследование, планирование действий). Владеет навыками обучения пациентов методам самопомощи и предотвращения рецидивов кризисных состояний.
Навыки: Умеет анализировать и интерпретировать результаты психологической диагностики для разработки индивидуального плана психологической помощи пациенту в кризисном состоянии. Умеет работать в команде с другими специалистами (психиатрами, социальными работниками) для обеспечения комплексной помощи пациенту. Умеет адаптировать методы психологической помощи к индивидуальным особенностям пациента, учитывая его культурный фон, возраст, социальный статус.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в кризисную психологию
Тема № 2: Основные понятия и определения кризисных состояний
Тема № 3: Классификация кризисных состояний
Тема № 4: Факторы, способствующие возникновению кризисов
Тема № 5: Психологические реакции на кризисные ситуации
Тема № 6: Стадии переживания кризиса
Тема № 7: Особенности работы с пациентами в остром кризисном состоянии
Тема № 8: Техники психологической первой помощи
Тема № 9: Принципы кризисного вмешательства
Тема № 10: Этические аспекты работы с пациентами в кризисе
Тема № 11: Оценка кризисного состояния пациента
Тема № 12: Диагностика суицидального риска
Тема № 13: Работа с суицидальными пациентами
Тема № 14: Психологическое сопровождение при утрате и горевании
Тема № 15: Работа с пациентами, пережившими травматические события
Тема № 16: Психологическая помощь при посттравматическом стрессовом расстройстве
Тема № 17: Работа с пациентами, столкнувшимися с насилием
Тема № 18: Психологическая помощь при разводе и расставании
Тема № 19: Работа с пациентами, переживающими экзистенциальный кризис
Тема № 20: Психологическая помощь при тяжелых заболеваниях
Тема № 21: Работа с семьей пациента в кризисной ситуации
Тема № 22: Групповая терапия в кризисных состояниях
Тема № 23: Фармакологическая поддержка в кризисных состояниях (в сотрудничестве с психиатром)
Тема № 24: Работа с детьми и подростками в кризисных ситуациях
Тема № 25: Особенности работы с пожилыми людьми в кризисе
Тема № 26: Работа с пациентами с ограниченными возможностями здоровья в кризисных ситуациях
Тема № 27: Межкультурные аспекты кризисного вмешательства
Тема № 28: Супервизия в работе клинического психолога с пациентами в кризисе
Тема № 29: Профилактика кризисных состояний
Тема № 30: Личностные качества клинического психолога, работающего с кризисными пациентами
Тема № 31: Стресс и выгорание у специалистов помогающих профессий
Тема № 32: Самопомощь и профилактика выгорания
Тема № 33: Работа с агрессивными пациентами в кризисе
Тема № 34: Работа с пациентами с зависимостями в кризисных состояниях
Тема № 35: Работа с пациентами с психическими расстройствами в кризисных ситуациях
Тема № 36: Юридические аспекты работы с пациентами в кризисных состояниях
Тема № 37: Документирование работы с пациентами в кризисе
Тема № 38: Современные исследования в области кризисной психологии
Раздел «Методы и техники когнитивно-поведенческой терапии в клинической психологии»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знание современных исследований и новых направлений в области КПТ, включая терапию, сфокусированную на сострадании, и терапию принятия и ответственности. Знание специфики применения КПТ в работе с различными группами населения (дети, подростки, пожилые люди). Знание о применении КПТ в онлайн-формате и с использованием цифровых технологий. Знание о интеграции КПТ с другими подходами в психотерапии. Знание о методах профилактики рецидивов после завершения курса КПТ.
Умения: Навык установления терапевтического альянса с клиентом. Навык проведения когнитивной реструктуризации, помогая клиенту идентифицировать и оспаривать негативные автоматические мысли. Навык проведения поведенческих экспериментов для проверки гипотез и изменения дисфункциональных убеждений. Навык обучения клиента релаксационным техникам, таким как прогрессивная мышечная релаксация и диафрагмальное дыхание. Навык использования техник экспозиции для работы со страхами и фобиями.
Навыки: Умение анализировать научные статьи по КПТ и применять полученные знания на практике. Умение адаптировать техники КПТ к культурным особенностям клиента. Умение использовать цифровые инструменты и онлайн-платформы для проведения КПТ. Умение интегрировать техники КПТ с другими методами психотерапии в зависимости от потребностей клиента. Умение разрабатывать индивидуальные программы профилактики рецидивов.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в когнитивно-поведенческую терапию (КПТ)
Тема № 2: История и развитие КПТ
Тема № 3: Основные принципы и концепции КПТ
Тема № 4: Когнитивная модель психопатологии
Тема № 5: Поведенческая модель психопатологии
Тема № 6: Терапевтический альянс в КПТ
Тема № 7: Структура сеанса КПТ
Тема № 8: Психообразование в КПТ
Тема № 9: Формулирование проблемы в КПТ
Тема № 10: Постановка целей в КПТ
Тема № 11: Методы оценки и измерения в КПТ
Тема № 12: Работа с автоматическими мыслями
Тема № 13: Выявление когнитивных искажений
Тема № 14: Работа с промежуточными убеждениями
Тема № 15: Работа с глубинными убеждениями
Тема № 16: Техники реструктуризации убеждений
Тема № 17: Экспозиционная терапия
Тема № 18: Техники релаксации и управления стрессом
Тема № 19: Тренинг навыков решения проблем
Тема № 20: Тренинг социальных навыков
Тема № 21: Тренинг ассертивности
Тема № 22: Работа с гневом и агрессией
Тема № 23: Работа с тревогой и паническими атаками
Тема № 24: Работа с обсессивно-компульсивным расстройством
Тема № 25: Работа с депрессией
Тема № 26: Работа с посттравматическим стрессовым расстройством
Тема № 27: Работа с расстройствами пищевого поведения
Тема № 28: Работа с зависимостями
Тема № 29: Работа с нарушениями сна
Тема № 30: Работа с хронической болью
Тема № 31: КПТ в групповом формате
Тема № 32: КПТ для детей и подростков
Тема № 33: КПТ для пар и семей
Тема № 34: КПТ в онлайн формате
Тема № 35: Этические вопросы в КПТ
Тема № 36: Супервизия в КПТ
Тема № 37: Исследования эффективности КПТ
Тема № 38: Интеграция КПТ с другими подходами
Тема № 39: Самопомощь и профилактика рецидивов
Тема № 40: Будущее КПТ
Раздел «Гештальт-терапия и её применение в клинической практике»
Планируемые результаты освоения раздела
Обучающийся должен сформировать следующие результаты освоения раздела:
Знания: Знание о современных исследованиях эффективности гештальт-терапии при различных клинических заболеваниях. Знание ограничений гештальт-терапии и противопоказаний к её применению. Знание о специфике применения гештальт-терапии в групповой работе.
Умения: Навык установления терапевтического контакта и создания атмосферы доверия и безопасности. Навык применения базовых гештальт-терапевтических техник (работа с телом, работа с образами, работа с снами, работа с пустым стулом, эксперименты). Навык работы с сопротивлением клиента. Навык работы с эмоциональными проявлениями клиента (гнев, печаль, страх). Навык завершения терапевтических сессий и процесса терапии.
Навыки: Умение проводить дифференциальную диагностику и определять показания и противопоказания к применению гештальт-терапии. Умение работать с трансферентными и контртрансферентными проявлениями. Умение проводить этическую оценку своей терапевтической практики.
Содержание раздела
Тема № 1: Введение в гештальт-терапию
Тема № 2: Философские основы гештальт-терапии
Тема № 3: Основные принципы гештальт-терапии
Тема № 4: Цикл контакта и его нарушения
Тема № 5: Понятие self в гештальт-терапии
Тема № 6: Терапевтические отношения в гештальт-подходе
Тема № 7: Работа с чувствами в гештальт-терапии
Тема № 8: Работа с телесными ощущениями
Тема № 9: Работа со сновидениями в гештальт-терапии
Тема № 10: Работа с фантазиями и образами
Тема № 11: Техники работы с "горячим стулом"
Тема № 12: Работа с полярностями
Тема № 13: Работа с сопротивлением в терапии
Тема № 14: Гештальт-терапия и работа с травмой
Тема № 15: Гештальт-терапия и работа с тревогой
Тема № 16: Гештальт-терапия и работа с депрессией
Тема № 17: Гештальт-терапия и работа с зависимостями
Тема № 18: Гештальт-терапия и работа с расстройствами пищевого поведения
Тема № 19: Гештальт-терапия и работа с психосоматическими расстройствами
Тема № 20: Гештальт-терапия в работе с детьми и подростками
Тема № 21: Гештальт-терапия в семейной терапии
Тема № 22: Гештальт-терапия в групповой терапии
Тема № 23: Этика и границы в гештальт-терапии
Тема № 24: Супервизия в гештальт-терапии
Тема № 25: Личностный рост терапевта
Тема № 26: Диагностика в гештальт-терапии
Тема № 27: Интеграция гештальт-терапии с другими подходами
Тема № 28: Применение гештальт-терапии в кризисных ситуациях
Тема № 29: Работа с потерей и горем в гештальт-терапии
Тема № 30: Работа со стыдом и виной в гештальт-терапии
Тема № 31: Гештальт-терапия и работа с агрессией
Тема № 32: Гештальт-терапия и работа с сексуальностью
Тема № 33: Работа с экзистенциальными вопросами в гештальт-терапии
Тема № 34: Гештальт-подход в работе с творческим процессом
Тема № 35: Применение гештальт-терапии в образовании
Тема № 36: Применение гештальт-терапии в организационном консультировании
Тема № 37: Современные направления развития гештальт-терапии
Тема № 38: Гештальт-терапия и mindfulness
Промежуточная аттестация в рамках модуля проводится по входящим в него элементам.
Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством аналитического отчета обучающегося по модулю.
Условия реализации рабочей программы модуля
Материально-техническое обеспечение реализации модуля соответствует материально-техническому обеспечению, указанному в разделе 3 образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение (электронные учебно-методические материалы) освоения учебного модуля
Электронные учебные издания
Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562503
Зорина, Е. М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся / Е. М. Зорина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Электронные методические издания
Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 1 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533252
Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 5 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-14536-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509597
Информационное обеспечение освоения учебного модуля представляет собой перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (цифровой (электронной) библиотеке) «ЮРАЙТ» (https://urait.ru/), содержащей издания учебно-методической и иной литературы.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» (https://rusneb.ru/).
Состав необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: Яндекс Браузер (реестровая запись №3722 от 23.07.2017 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных); Яндекс.Телемост (реестровая запись №13556 от 20.05.2022 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)
Электронные информационные ресурсы (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»):
- Состав современных профессиональных баз данных
Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/)
Открытые данные России (https://data.gov.ru/)
Статистический Отдел Организации Объединенных Наций (United Nations Statistics Division) (http://data.un.org/)
База данных ЮНЕСКО (https://www.unesco.org/en/key-data)
- Состав информационных справочных систем
База знаний Открытого правительства (http://wiki.ac-forum.ru/)
Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main)
Российский фонд фундаментальных исследований (https://www.rfbr.ru/)
Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) (http://pravo.gov.ru/)
Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/)
Собрание законодательства Российской Федерации (https://www.szrf.ru/)
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») (https://sudrf.ru/)
Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (http://pravo.minjust.ru/)
- Иные информационные ресурсы - информационные ресурсы органов государственной власти
Президент России (http://kremlin.ru/)
Правительство России (http://government.ru/)
Министерство науки и высшего образования РФ (https://www.minobrnauki.gov.ru/)
Министерство просвещения РФ (https://edu.gov.ru/)
Министерство экономического развития Российской Федерации (https://www.economy.gov.ru/)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/)
- Иные информационные ресурсы - периодическими издания
TACC (https://tass.ru/)
РИА НОВОСТИ (https://ria.ru/)
Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/)
RT (https://rt.com/)
- Информационные поисковые системы
Яндекс (https://ya.ru/)
MAIL.RU (https://www.mail.ru/)